Большое строительство: восстановление города. Часть I

Новая линия метро протянется на северо-запад столицы от станции БКЛ «Шелепиха» до территории Рублёво-Архангельское. Она обеспечит транспортное обслуживание этой площади и максимального количества проживающих и работающих в районах Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники. Для них время в пути сократится в 1,5 раза.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Рублёво-Архангельскую линию будут строить в два этапа.

Первый участок

В рамках первого этапа построят участок длиной 12,6 км. Он пройдет от станции «Шелепиха» Большой кольцевой линии метро до «Липовой рощи». На нем разместится шесть станций (названия могут быть изменены):

  • «Звенигородская» («Пресня»);
  • «Карамышевская» («Проспект Маршала Жукова»);
  • «Бульвар Карбышева» («Бульвар генерала Карбышева»);
  • «Живописная»;
  • «Строгино»;
  • «Липовая Роща» («Троице-Лыково»)

Станция «Звенигородская»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение в районе Хорошёво-Мнёвники возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда
Количество вестибюлей 2 подземных с выходами к улице Шеногина, Шелепихинскому шоссе, 1-му Силикатному проезду и проектируемому проезду № 630, к существующей и строящейся жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта

Станция «Карамышевская»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение вдоль улицы Демьяна Бедного на пересечении с проспектом Маршала Жукова
Количество вестибюлей 2 подземных с выходами пассажиров с одной стороны на улицу Демьяна Бедного, с другой – к строящимся подземным переходам станции «Карамышевская» БКЛ, к жилой и общественной застройке, остановочным пунктам маршрутов наземного пассажирского транспорта
Пересадка на станцию «Карамышевская» БКЛ

Далее трасса следует вдоль улицы Демьяна Бедного и улицы Маршала Тухачевского, пересекает улицу Народного Ополчения и подходит к станции «Бульвар Карбышева».

Станция «Бульвар Карбышева»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение параллельно улице Маршала Тухачевского напротив бульвара Генерала Карбышева
Количество вестибюлей 2 подземных с выходами на улицу Маршала Тухачевского и бульвар Генерала Карбышева, к существующей жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта

За станцией предусмотрены тупики для оборота и отстоя составов.

Далее перегонные тоннели следуют параллельно улице Маршала Тухачевского, пересекают улицу Генерала Глаголева, проходят под 86-м кварталом района Хорошёво-Мнёвники, выходят на улицу Паршина, пересекают улицу Живописная и подходят к станции «Живописная».

Станция «Живописная»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение вдоль улицы Паршина (рядом с территорией учебного спортивно-оздоровительного комплекса «Октябрь»)
Количество вестибюлей 1 наземный с выходами на улицу Паршина и Живописная, к жилой общественной застройке и остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта

Далее трасса пересекает Москву-реку, Щукинский полуостров, Строгинский затон, прогулочную зону на западном берегу Строгинского залива, пересекает улицу Таллинская и выходит на станцию «Строгино».

Станция «Строгино»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение на Строгинском бульваре, параллельно существующей станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии
Количество вестибюлей 2 подземных с выходами пассажиров с одной стороны к существующей станции «Строгино» Арбатско-Покровской линии метро (под Строгинским бульваром), с другой стороны на Строгинский бульвар, к жилой и общественной застройке, остановочным пунктам маршрутов наземного пассажирского транспорта
Пересадка на станцию «Строгино» Арбатско-Покровской линии

Далее перегонные тоннели идут вдоль Строгинского бульвара, пересекают МКАД и выходят на территорию Московской области, затем тоннели проходят под коммерческо-деловым комплексом «Рублёво», жилой и общественной застройкой «Спутник» и подходят к станции «Липовая Роща».

Станция «Липовая Роща»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Расположение на территории Московской области вдоль МКАД, между Новорижским шоссе и территорией жилой и общественной застройки «Спутник»
Количество вестибюлей 1 подземный с выходами к перспективному зданию МФЦ «Донстрой» (через МКАД) и жилой и общественной застройке «Спутник», остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта

За станцией предусмотрено путевое развитие для оборота и отстоя составов поездов.

Большое строительство: восстановление города. Часть I Большое строительство: восстановление города. Часть I Большое строительство: восстановление города. Часть I

Строительство и запуск новой линии метро от станции «Шелепиха» до «Липовой рощи» позволит:

  • улучшить транспортное обслуживание районов северо-западного сектора Москвы, в том числе Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники, включая кварталы реновации и развивающиеся территории (жилые застройки «ЖК Сердце Столицы», «ЖК SydneyCity» и «ТПУ Пресня»);
  • предоставить пассажирам возможность быстро и комфортно передвигаться по городу скоростным внеуличным транспортом;
  • создать дополнительные пересадочные узлы между проектируемой линией метро с существующей Арбатско-Покровской линией (на станции «Строгино») и Большой кольцевой линией метро (на станции «Карамышевская»);
  • в перспективе сформировать новую диаметральную линию метро, соединив Рублёво-Архангельскую линию с проектируемой Бирюлёвской линией (с учетом сооружения центрального участка от станции «Деловой центр» до станции «ЗИЛ» и продления Рублёво-Архангельской линии в сторону Московской области);
  • разгрузить участок Арбатско-Покровской линии метро;
  • уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть районов;
  • улучшить экологию северо-западного сектора города.

Второй участок

Во вторую очередь проложат участок от «Липовой рощи», где разместится две станции – «Рублёво-Архангельское» и «Ильинская».

Цитата

«В течение 2021 года мы подготовим градостроительные решения по участку линии от станции «Шелепиха» до «Строгино», а в течение 2022 года – до станции «Ильинская». Активное строительство начнется в 2023 году», –

Что дальше?

В перспективе Рублёво-Архангельскую линию метро планируется соединить с Бирюлёвской линией в центральной части города. В результате Москва получит новую диаметральную линию, которая охватит дополнительные районы города, не заходя внутрь действующего кольца подземки.

  • Такой радиус позволит создать большое количество новых маршрутов передвижения и обеспечит скоростным транспортом миллионы людей.
  • Сейчас проектирование соединительного участка метро не ведется.

Подземная Москва — реконструкция Большого Театра — новости строительства и развития подземных сооружений

В исторических центрах крупных городов в XXI веке для современного жителя мало места – это факт, но вполне поправимый при помощи подземного строительства. Культурные храмы больших городов следуют последним тенденциям урбанистики и врастают глубже в современные мегаполисы.

Содержание статьи

Строительство новых театральных сцен 
Реконструкция Большого театра или как разрушались сваи…
Увеличение площади театра за счет подземного строительства.
Подземный зал и шум метро
Авторы проекта подземной части
Что дала Большому театру реконструкция?

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Большой театр в Москве

Строительство новых театральных сцен

Новые постановки поддерживают интерес современной публики к театральному искусству, а экстравагантные прочтения классики оживляют репертуары театров, приводя их внутренний мир в гармонию с динамичной современной жизнью городов за их стенами.

Но и сами стены могут перерождаться в соответствии с новыми технологиями и становиться частью новой жизни городов будущего.

Главное при этом помнить, что театры обычно расположены в историческом центре и сильно обременены архитектурным наследием со всех сторон, включая самих себя.

Вслед за стремительно растущими Москвой и Петербургом, Большой и Мариинский театры давно уже должны были расшириться.

И они действительно нашли места для новых сцен,  успешно открыв их в 2002 и 2012 годах соответственно. Однако новая сцена – это отдельный институт со своим собственным миром.

В то время как историческое помещение, отвечающее современным требованиям театрального дела, – задача, требующая решения на старом месте.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Устройство подземных этажей Большого театра в Москве

Пристройка условного «склада» для декораций ситуации не исправит: у Большого, например, такая пристройка появилась еще в 1894 году. Хранить и творить – совершенно разные занятия. Творчество современных режиссеров это еще и комплексная механика, и техническое оснащение, и пространство – и все это желательно в непосредственной близости от сцены.

Читайте также:  Виртуальный русский музей: современные технологии и искусство

И тогда на помощь приходит стандартная практика в наше время – реконструкция с использованием подземного пространства. Национальный театр Греции провел реновацию с углублением подземного пространства в 2006 – 2009 гг.

Есть подземные залы в Мадридском королевском театре. В Петербурге в 2012 успешно реконструировали Театр на Каменном острове, добавив подземный этаж для служб театра.

В Москве подземным пространством обзавелся сам Большой, в 2011 году.

Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Инфографика: история Большого театра и его реконструкции. Источник: info-step.ru

Реконструкция Большого театра или как разрушались сваи…

Реконструкция была нужна Большому по многим причинам. Здание театра, построенное в 1825 году, стояло на сваях из мореного дуба, которые прекрасно сохраняются в водоносных грунтах, если уровень воды не изменяется.

Это условие нарушили, когда притоки  Неглинки, питавшие влажную почву, были заключены в трубы, а сама никому неугодная, непутевая речка оказалось окончательно запертой в новый надежный коллектор. Началось постепенное разрушение свайного основания. А неустойчивость в театре не к месту ни в звучании, ни в движении, ни в самом помещении.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Зал Большого театра в Москве

Учитывая еще и нарушенные послевоенными ремонтными работами акустические характеристики зала, в 2005 году театр закрыли на реконструкцию. По оценкам аудиторов, стоимость работ составила около 660 миллионов долларов.

Помимо реконструкции существующего здания, означавшей обновление интерьера зала и  существенную перестройку сценической части, в проект также входила задача по углублению подземного пространства. Обязательным было жесткое требование сохранить архитектурный облик, который широко известен, в частности, потому что представляет Москву на одной из самых популярных банкнот.

Увеличение площади театра за счет подземного строительства

Подземные залы Большого театра

Строители много работали с подземным пространством под театром. Требовалось не только укрепить фундамент, но и создать новые пространства. Работы под землей велись с 2006 по 2009 год, глубинасоставила 26 метров, пространство под театром углубили на шесть уровней.

При помощи технологий подземного строительства общая площадь театра была увеличена вдвое и теперь составляет почти 80 000 квадратных метров. При этом внешние границы театра на поверхности не изменились.

Это уникальный проект даже в мировом масштабе. Появились не только служебные подземные помещения, но и новый концертный зал на 300 зрителей прямо под Театральной площадью. Зал спроектирован так, что его пространство может быть изменено в зависимости от целевого использования.

Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Схема помещений Большого театра. Источник: ic.pics.livejournal.com

Сцена Большого театра: что под ней скрывается?

Углубление пространства под сценой позволило оборудовать монтажные залы для декораций, создать дополнительные служебные помещения и восстановить акустику.

Ранее из-за проблем с фундаментом пространство под оркестровой ямой залили бетоном, чтобы сохранить жесткость конструкции, что пагубно сказалось на акустических характеристиках.

При ремонте ненужный теперь бетонный блок убрали, а оркестровую яму увеличили, теперь она вмещает большее количество музыкантов.

Полностью заменив механизацию за сценой и под ней и преобразовав пространство, реставраторы смогли привести историческую сцену Большого театра к новым стандартам театральной режиссуры. Сейчас главная сцена страны состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. При помощи этих площадок сцена приводится в соответствие с любыми требования самых масштабных постановок.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Подземная часть зрительской зоны Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010. Источник: archi.ru

У подземного пространства предусмотрены запасные входы с поверхности – это прозрачные павильоны на площади перед театром. А также подземные переходы соединяют основное здание театра со вспомогательным складом в историческом Доме С.А. Хомякова

Подземный зал и шум метро

Новый концертный зал в подземном пространстве Большого Театра находится всего в 40 метрах от действующей линии метро. Такое соседство – очень смелое решение, требующее тщательной проработки.

В ноябре 2011 года пришлось закрыть не несколько дней движение поездов по Замоскворецкой линии на участке между станциями «Новокузнецкая» и «Белорусская», чтобы установить амортизирующие маты для обеспечения звукоизоляции подземного зала.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Подземная часть зрительской зоны Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010. Источник: archi.ru

Авторы проекта подземной части

Архитектурная ответственность за перестройки в историческом здании театра время реконструкции несколько раз перекладывалась с одних ответственных лиц на другие. Проект работ именно с подземным пространством Большого театра – результат творческого подхода архитектурной мастерской Павла Андреева. Главный архитектор проекта А.Н. Бутырин.

Чтобы подробнее рассмотреть, нажмите на изображение

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Проект устройства подземного пространства Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010. Источник: archi.ru

  • Основное здание театра имеет габариты в плане:
    — наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
  • — подземная часть 151,72х77,72 м, высота этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Техническая составляющая была выполнена на должном уровне благодаря работе Вячеслава Александровича Ильичева, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ.

Вячеслав Ильичев имеет огромный опыт научного руководства проектами разработки свайных фундаментов.

Он участвовал в укреплении основания Храма Христа Спасителя, строительстве подземного комплекса «Охотный ряд» и на многих других объектах.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Подземная часть зрительской зоны Большого театра. Мастерская Павла Андреева, 2009-2010. Источник: archi.ru

Что дала Большому театру реконструкция?

Чтобы судить, насколько успешной была реконструкция в целом, стоит скорее читать комментарии на эту тему искусствоведов и архитектурных критиков (например, Григория Исааковича Ревзина и его коллег), а в вопросе акустических характеристик зала довериться мнениям артистов.

Но с точки зрения подземного строительства реконструкция Большого театра является безусловным успехом, так как может своим ярким примером показать, как освоение подземного пространства способствует сохранению архитектурного облика исторических зданий и повышению комфорта жизни в больших городах.

Теперь у старинных зданий, постепенно утрачивающих свои функции из-за несовременного наполнения, есть наглядное пособие, как остаться в истории города еще на столетие-другое: прорасти глубже в землю, уцепиться молодыми корнями и смело конкурировать с модными небоскребами.

реставрация, музеи, социальная инфраструктура

Как военнопленные и репатрианты работали на восстановлении Сталинграда

В Великую Отечественную войну и в послевоенные годы на восстановительных работах широко использовался труд бывших военнопленных и окруженцев, проходивших проверку в специальных лагерях, созданных в структуре Управления по делам военнопленных и интернированных (УПВИ) НКВД СССР.

С февраля 1945-го такие лагеря назывались проверочно-фильтрационными. Сюда же направлялись и репатриированные после войны гражданские лица. Несмотря на то, что бывшие военнопленные не были осуждены, они имели ограниченную степень свободы и работали принудительно1.

Как же было организовано восстановление разрушенного города на Волге силами спецконтингента?

Читайте также:  Группа the 1975 даст концерт в спб: современный инди-рок

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Как «Спартак» и «Динамо» сыграли в разрушенном Сталинграде в 1943 году

Весной 1943 г., по окончании Сталинградской битвы, на территории Сталинграда возник спецлагерь N 0108. Контингент лагеря активно привлекался к восстановлению промышленных предприятий города, продукция которых была нужна фронту.

Основная зона лагеря, в которой размещалось 3000 человек, располагалась в рабочем поселке Сталинградского тракторного завода (СТЗ), а созданное в июле 1943 г. отделение лагеря на 1500 человек — при машиностроительном заводе N 221 «Баррикады».

Спецконтингент использовался управлением НКВД (УНКВД) по Сталинградской области, на металлургическом заводе «Красный Октябрь», на Сталинградской районной электростанции2. Его работой руководили специальные строительные организации.

При СТЗ такая организация именовалась особой строительно-монтажной частью (ОСМЧ) N 14 («Тракторострой»), при заводе N 221 — ОСМЧ N 25, при заводе «Красный Октябрь» — специализированным трестом (спецстройтрест) N 1. В июне 1944 г. 600 человек спецконтингента были переброшены на жилищное строительство3.

Труд бывших военнопленных регламентировался приказом НКВД СССР от 6 апреля 1943 г.

Рабочие должны были использоваться в соответствии со специальностью, квалификацией и физическим состоянием, работать только в составе бригад под контролем технического персонала.

Частое перераспределение между участками запрещалось. Даже проход на предприятие должен был производиться через отдельные ворота — чтобы исключить возможность общения с вольнонаемными4.

Однако реалии 1943 года не позволяли выполнить все требования. Так, в отчете начальника спецлагеря N 0108 инженера-подполковника Ф.С. Емельянова за 2-й квартал 1943 г.

указывалось, что конвоем обеспечивается только 500-600 человек на СТЗ, а остальные из-за нехватки конвоиров выводятся на работу лишь «под надзором командиров рот и взводов».

«Работа производится на 24 участках вместе с рабочими тракторного завода, что крайне затрудняет охрану спецконтингента»5. В отчете за 1-й квартал 1944 г.

отмечалось: «Трудность охраны спецконтингента заключается в том, что многие цеха завода одновременно восстанавливаются и находятся в эксплуатации. Во многих цехах работают и живут вольнонаемные рабочие, поэтому изолировать спецконтингент от рабочих завода и рабочих ОСМЧ N 14 не представляется возможным»6.

Значительная часть спецконтингента не владела строительными специальностями и не имела опыта работы на заводах. Плохая организация работы, тяжелые бытовые условия, подавленное психологическое состояние людей, свобода которых была ограничена, а переписка запрещена, — все это сказывалось на производительности труда.

Продуктов подчас выдавали меньше положенного; не хватало одежды, жилые помещения не убирались, в них отсутствовало остекление. В неудовлетворительном состоянии находились столовая и медицинская часть7. В отчете за 2-й квартал 1944 г.

отмечалось, что «с момента организации лагеря спецконтингент спит на голых досках нар, что ведет к ухудшению физического состояния людей и повышению заболеваемости.

Постельными принадлежностями спецконтингент до сих пор не обеспечен, обмундирован неудовлетворительно, обмундирование ветхое, подвергавшееся неоднократному ремонту и пришедшее почти в полную непригодность для носки»8. Высокий уровень заболеваемости в лагере, в особенности желудочно-кишечными заболеваниями, был вызван именно плохими условиями содержания9.

В июле 1943 г. со строительных участков было совершено 7, а в августе — 8 побегов10. Для их предотвращения и для повышения производительности труда, в спецлагере проводилась политработа: беседы по различной тематике, выпускался боевой листок, организовывалось чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. В 1-м квартале 1944 г.

было показано 24 кинокартины («Она защищает Родину», «Свинарка и пастух», «Член правительства», «Битва за Советскую Украину», «Ленинград в борьбе», «Гибель Орла», «Суворов», «Дочь Родины», «Победа в пустыне»)11. Пытались проводить социалистическое соревнование. Только за июль 1943 г.

«спецконтингентам было объявлено 62 благодарности, большая часть из которых за добросовестное отношение к труду и примерную воинскую дисциплину в лагере»12.

Большое строительство: восстановление города. Часть I

«Отныне мы должны считать себя сталинградцами»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

Участница Сталинградской битвы поделилась с «РГ» воспоминаниями

В августе 1943 г. средняя выработка по лагерю составила 116,9%, в декабре — 113%. В январе 1944 г. 1213 военнопленных, работавших на СТЗ, выполняли норму на 100-120%, 426 — на 125-150%, 134 — на 150% и больше13.

Однако в ноябре 1944 г.

было зафиксировано снижение производительности труда, которое считалось следствием снижения трудовой дисциплины, плохой организации труда и отсутствия политико-воспитательной работы среди спецконтингента14.

В 1944 г. прошедших проверку военнопленных стали переводить в штаты предприятий Сталинграда. Впрочем, УНКВД не спешило с ними расставаться. В феврале 1945 г.

спецлагерь N 0108 был расформирован, оставшихся непроверенными сконцентрировали в лагерном отделении при стройотделе хозяйственного отдела УНКВД. Численность спецконтингента не превышала 1200 человек, а к концу года составила всего 345 человек15.

Они работали столярами, грузчиками, разнорабочими на Сталинградском энергокомбинате, протезном заводе, СТЗ, кондитерской фабрике N 4, в городских школах, на стадионе «Динамо».

В 1944 г. началась репатриация советских граждан из-за рубежа. Формально им гарантировалось сохранение всех прав, предусмотренных Конституцией СССР, они могли самостоятельно выбирать место жительства и работы.

Однако на практике такие лица направлялись для проверки в проверочно-фильтрационные пункты НКВД; офицеры, находившиеся в плену и вызывавшие подозрение — в спецлагеря НКВД; бывших военнопленных рядового и сержантского состава возрастов, подлежащих демобилизации, отпустили по домам, а бывших военнопленных и гражданских лиц возрастов, которым следовало проходить службу в армии, зачислили в рабочие батальоны НКО16. Постановлением Государственного комитета обороны от 18 августа 1945 г. было узаконено использование труда освобожденных из плена советских граждан на предприятиях угольной и лесной промышленности и черной металлургии. Прошедшие государственную проверку должны были передаваться в штаты предприятий, на которых работали. Права выбора мест проживания и работы они так и не получали.

К августу 1945 г. в Сталинградской области оказалось около 7000 репатриированных. По постановлению Сталинградского обкома партии от 29 мая 1945 г.

всех их следовало «направлять в сельскохозяйственные районы, разъясняя, что эта мера обусловлена хозяйственной целесообразностью, а также отсутствием жилищного фонда в городе»17.

Так, «большая группа горожан, проживавшая до войны в Сталинграде, после освобождения была направлена в Руднянский, Солодченский, Гмелинский, Старополтавский и ряд других районов» Сталинградской области18.

Согласия репатриантов на переселение не требовалось. Не требовалось его и для направления на предприятия. Рабочий 85го отдельного рабочего батальона жаловался председателю Верховного Совета СССР 28 апреля 1946 г.: «Проживал я в Ставропольском крае… В 1941 г.

я был призван в армию, где на фронте попал в плен. После освобождения… нас призвали на работу по эвакуации заводов. Проработав там 3 месяца, нам выдал документы фильтрационный отдел и направил по месту жительства.

Затем у нас забирали документы, зачислили в 85 ОРБ19 и направили на работу в жилой трест г. Сталинграда… После расформирования ОРБ администрация треста заявила нам, что отныне мы должны считать себя сталинградцами. Нам выдали паспорта, приписанные к тресту ранним числом…

Читайте также:  Музей-квартира А.С. Пушкина

Прошу дать разъяснение, будем ли мы отпущены по месту жительства хотя бы в 1946 г. или мы обязаны работать в городе Сталинграде?»20

Большое строительство: восстановление города. Часть I

«Для нас были только грязные работы»

Большое строительство: восстановление города. Часть I

«Родина» рассказывает историю создания Сталинградского мемориала

По постановлению СНК СССР от 22 августа 1945 г. репатрианты использовались на восстановлении Сталинграда, к концу года их насчитывалось около 25 000 человек.

Этих людей распределили между строительным трестом N 4 завода «Красный Октябрь» (860 человек), трестами Главного управления по восстановлению Сталинграда (Главсталинградстроя) (12 000), ОСМЧ N 25 (2000), Стройтрестом N 4 (700), Тракторостроем (2000), Спецстройтрестом N 1 (1000), Спецстройуправлением N 1 (2100), СТЗ (2600), заводом «Красный Октябрь» (800) и ОСМЧ N 3 (500)21. Восстанавливали они жилые дома, центральный водопровод, гаражи, школы, детские сады, институты, кинотеатры, детский туберкулезный санаторий и другие объекты22. Работали столярами, каменщиками, плотниками, штукатурами, разнорабочими, портными, причем чаще всего не по специальности23.

В послевоенных Сталинграде и области приемлемые бытовые условия не удавалось обеспечить и вольнонаемным24, что говорить о репатриантах. Только в 1946 г. быт рабочих стал улучшаться, люди постепенно переселялись из подвалов в финские домики25.

Репатриантов изначально размещали в не приспособленных для зимы помещениях, где не было даже минимальных бытовых условий. Заведующий строительным отделом Сталинградского обкома ВКП(б) К.А.

Уханов констатировал: «В общежитиях грязь, холод, спертый воздух, установлены 2 и 3ярусные нары из сырого леса, доски не оструганы, постельных принадлежностей ни одно общежитие не имеет, среди рабочих наблюдается завшивленность, питьевой воды нет, бочками, ведрами, тазами, кружками и умывальниками общежитие не обеспечено»26. Не хватало продовольствия, отсутствовали медикаменты27.

Тяжелое положение усугублялось вынужденной оторванностью от семей, настороженным отношением со стороны населения и властей. Одна из бывших узниц концлагеря писала: «После пережитого нам казалось, что наши мучения закончились. Оказывается — нет.

Родина нас приняла как злая мачеха. Сотрудники НКВД определяли наши судьбы, несколько раз вызывали на допросы, некоторые люди не выдерживали и падали в обморок. Для нас были только грязные работы»28. По воспоминаниям другой репатриантки, «проверка проходила с пристрастием…

Ответы наши сопровождались очень обидными ми, чувствовалось большое недоверие, а иногда и прямое обвинение в предательстве Родины. Это было ужасное время. После таких бесед жить не хотелось. Мы не могли ничем защитить себя от таких обвинений»29.

Все это способствовало росту дезертирства со строек30.

Органы власти вели среди репатриантов идеологическую работу. В местной печати публиковались статьи об ужасах плена; областное книгоиздательство выпускало брошюры о подвигах советских граждан; проводились групповые и индивидуальные беседы с репатриантами; выпускались стенгазеты.

В 1947-1950 гг. репатриантов в Сталинграде и области стало значительно меньше; они уже не составляли основную часть рабочей силы. Наметились и изменения в их статусе. Репатриированные передавались в штаты предприятий, получали новые профессии, занимали более престижные должности.

Содержание бывших военнопленных и репатриированных в режимных условиях помогало обеспечивать народное хозяйство СССР трудовыми ресурсами. Их пребывание в Сталинграде и Сталинградской области власти также подчиняли решению главной задачи — обеспечить скорейшее восстановление разрушенного тяжелейшей войной региона.

Примечания 1. Бичехвост А.Ф. К истории создания специальных и проверочно-фильтрационных лагерей для советских военнопленных и организации в них «государственной проверки» // Военно-исторические исследования в Поволжье. Саратов, 2006. С. 256-280. 2. РГВА. Ф. 1/п. Оп. 1и. Д. 4. Л. 28-31; Д. 6. Л. 7; Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. Р-1128. Оп. 1.

Д. 5. Л. 105; Д. 40. Л. 40; Д. 17. Л. 48, 58. 3. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 8. Л. 22. 4. Военнопленные в СССР. 1939-1956. Док. и мат. М., 2000. С. 566, 568; ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 7. Л. 43, 44, 45; Д. 18. Л. 49. 5.  ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 17. Л. 3-4. 6. Там же. Л. 38. 7. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 9. Л. 67-67 об; Д. 16. Л. 1, 7, 23; Д. 17. Л. 48; Д. 38. Л. 3, 62; Д.

51. Л. 49; Д. 60. Л. 61, 88. 8. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 17. Л. 48 9. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 2. Л. 27, 50, 55, 56; Д. 17. Л. 48. 10. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 16. Л. 1, 7, 16, 23, 68, 86; Д. 51. Л. 2, 3, 4. 11. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 16. Л. 2, 17, 44, 45, 71. 12. Там же. Л. 2. 13. Там же. Л. 9, 35, 45, 46. 14. ГАВО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 60. Л. 88-89. 15. ГАВО. Ф.

Р-1128. Оп. 1. Д. 48. Л. 42. 16. Земсков В.Н. К вопросу о репатриации советских граждан 1944-1951 годы // История СССР. 1990. N 4. С. 30-31, 36. 17. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 20. Д. 6. Л. 30. 18. Бичехвост А.Ф. История репатриации советских граждан: трудности возвращения (1944-1953 гг.). Саратов, 2008. С. 480. 19.

Отдельный ремонтно-восстановительный батальон. 20. ГАВО. Ф. Р-4768. Оп. 2. Д. 1. Л. 2. 21. ГАРФ. Ф. Р-9526. Оп. 1. Д. 744. Л. 499; ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 233. Л. 39; Ф. 120. Оп. 3. Д. 6. Л. 5. 22. ГАВО. Ф. Р-4005. Оп. 1. Д. 2. Л. 6; Д. 5. Л. 2, 7, 8, 17, 31, 32; Д. 7. Л. 26; Оп. 2. Д. 4. Л. 6; Ф. Р-2864. Оп. 1. Д. 30. Л. 27. 23. ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 5. Д. 10. Л. 72; Ф.

113. Оп. 20. Д. 118. Л. 20, 22; ГАРФ. Ф. Р-9526. Оп. 1. Д. 744. Л. 263. 24. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 6. Л. 30; Оп. 23. Д. 233. Л. 49 об-50 об, 80-81. 25. Там же. Л. 39, 39 об, 60-61; Ф. 120. Оп. 3. Д. 6. Л. 108 об. 26. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 164. Л. 45. 27. Там же. Л. 49; Оп. 23. Д. 233. Л. 39. 28. ЦДНИВО. Ф. 149. Оп. 2. Д. 5. Л. 6-7. 29. ЦДНИВО. Ф. 149. Оп. 2. Д. 6.

Л. 3-7.

30. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 233. Л. 3 об; Ф. 120. Оп. 3. Д. 6. Л. 5; Ф. 1829. Оп. 1. Д. 75. Л. 135 об; ГАРФ. Ф. Р-9526. Оп. 1. Д. 744. Л. 263.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector