Балет «жар-птица» стравинского в александринском театре

Даглас Ли поставит в Александринском театре балет «Жар-птица»

30 ноября в Александринском театре пройдет «Вечер одноактных балетов», посвященный 115-летию со дня рождения Леонида Якобсона и 50-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона.

В первых двух отделениях зрители увидят восстановленные шедевры Леонида Якобсона из цикла «Хореографические миниатюры», давно вошедшие в историю отечественной хореографии: «Па де катр» (Музыка В. Беллини), «Влюбленные» (Музыка С. Кагана), «Секстет» (Музыка В.

Моцарта),« Венский вальс» (Музыка И. Штрауса), «Кумушки» (Музыка Ш. Аранова), «Па де де» (Музыка Дж. Россини) и одноактный балет «Свадебный кортеж» (Музыка Д. Шостаковича).

Обратите внимание

В третьем акте будет представлена премьера спектакля британского хореографа Дагласа Ли «Жар-птица».

«В этом году мы отмечаем юбилейный 50-й сезон, – рассказал журналу ТЕАТР. художественный руководитель театра Андриан Фадеев. – Создатель театра Леонид Якобсон был новатором и реформатором тех лет. С ним мечтали работать лучшие танцовщики.

В его постановках блистали Михаил Барышников, Наталья Макарова, Алла Осипенко, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Алла Шелест, Аскольд Макаров и многие другие. Этот вечер 30 ноября — своего рода мост от ультрасовременного танца второй половины XX века к хореографии сегодняшней.

Мы хотим показать, какой путь прошел театр за эти 50 лет от Якобсона до Дагласа Ли, молодого талантливого хореографа, продолжателя новаторских традиций Леонида Якобсона. В двух актах мы показываем миниатюры Леонида Якобсона в новом оформлении замечательных художников Татьяны Ногиновой, Альоны Пикалова, Татьяны Вьюшинской.

До сих пор эти миниатюры шли в старом оформлении. Сейчас оформление немного поменяли, конечно, без изменения концепции. Миниатюры всегда исполнялись под фонограмму, сейчас мы репетируем их с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова, чему я очень рад.

Маэстро сам будет за пультом. Я рад, что нам удалось собрать все партитуры и Якобсон будет идти под живую музыку. В 3 акте мы покажем премьеру абсолютно нового балета Дагласа Ли «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского.

Это был выбор хореографа, и это показалось нам интересным – ведь Жар-птица ассоциируется с очень русской лубочной темой – и тем интереснее, как увидит эту историю абсолютно современный иностранный хореограф, работающий в очень необычной самобытной пластике.

Но в этом есть и параллель с Якобсоном, потому что именно он, как никто другой, смело и, подчас не осознавая возможных последствий, ставил так, как видел, всегда уходя от канона. Художник всегда рассказывает свою историю на заданную тему, он творит и этим интересен.

Сейчас мы видим процесс рождения абсолютно нового спектакля, который ставится специально на нашу труппу, и это здорово. Я, как артист, мечтал, чтобы на меня поставили именно новые работы. Труппе этом смысле очень повезло. Он не меняет сюжет, и мне кажется, что самое сложное – делать интересный новый спектакль на старую тему. Оформляет спектакль его команда: Эва Адлер, с которой он много балетов в Цюрихе и Штутгарте, художник по свету у него будет Сакис Бирбилис , а в Якобсоне – Камиль Кутыев».

Важно

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона – уникальный художественный коллектив. Он был основан 12 ноября 1966 года, приказом Министерства культуры СССР под названием «Хореографические миниатюры». Леонид Якобсон встал во главе театра в 1969 году, и с этого времени у труппы началась новая жизнь.

Леонид Вениаминович Якобсон окончил Ленинградское хореографическое училище, был танцовщиком Кировского и Большого театров, но прославился как яркий самобытный хореограф, постоянно ищущий новые выразительные средства и формы.

Продолжая традиции Михаила Фокина, он разделял убеждение, что каждый спектакль должен иметь индивидуальное лицо и считал классический танец – только одним (а не главным) выразительным средством в балете.

Якобсон сумел создать свою, особенную танцевальную пластику, расширив стилевые и жанровые возможности классической хореографии.

Самые известные и талантливые артисты балета (Наталья Макарова, Михаил Барышников, Алла Осипенко, и Майя Плисецкая) исполняли созданные Леонидом Якобсоном произведения. После смерти Якобсона его пост занял Аскольд Макаров. С 2011 года театром руководит Андриан Фадеев.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Источник: http://oteatre.info/daglas-li-aleksandrinskii-zhar-ptitsa/

Стравинский. Балет «Жар-птица» (The Firebird)

Балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Сценарист и балетмейстер М. Фокин, художники А. Головин, Л. Бакст, дирижер Г. Пьерне.

Премьера состоялась 25 июня 1910 года в рамках «Русского сезона», Париж.

Действующие лица:

  • Иван-царевич
  • Кащей бессмертный
  • Черный всадник, Ночь
  • Белый всадник, День
  • Царевич
  • Витязи, рожи-оборотни, колдуны, понятые, слуги Кащея

Действие происходит в сказочном царстве Кащея в сказочные времена.

  • Сюита из балета «Жар-птица» →

История создания

В конце лета 1909 года Стравинский после летнего отдыха в имении жены Устилуг приехал в Петербург, где предполагал продолжить сочинение оперы «Соловей». Там он неожиданно получил телеграмму от Дягилева.

Знаменитый антрепренер Русских балетов в Париже предлагал молодому и еще малоизвестному композитору написать музыку балета «Жар-птица» для постановки весной 1910 года.

«Несмотря на то, что меня пугал самый факт заказа к определенному сроку — я еще не знал своих сил и боялся запоздать, — я все же дал согласие, — пишет Стравинский в мемуарной книге «Хроника моей жизни». — Предложение это было для меня лестным.

Среди музыкантов моего поколения выбор пал именно на меня, и меня приглашали сотрудничать в крупном художественном предприятии бок о бок с людьми, которых мы привыкли считать мастерами своего дела».

Совет

Стравинскому было представлено готовое либретто, созданное выдающимся хореографом начала XX века, работавшим тогда в труппе Дягилева, М. Фокиным (1880—1942). Балетмейстер вспоминал: «Не хватало балета из русской жизни или на тему русской сказки.

Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже пошли на сцену.

Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету.

Я взялся соединять различные народные сказки и сочинил по ним балетное либретто».

К работе были привлечены художники А. Бенуа, Я. Головин и Н. Стеллецкий, литератор П. Потемкин и писатель, знаток древнерусской словесности А. Ремизов. Были использованы сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе.

Кроме того, Фокин ввел в либретто ночные игры и хороводы зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски» Ф. Сологуба, поставленной в петербургском «Театре на Литейном» весной 1909 года с его танцами.

Все сюжетные ходы были лишь предлогом для создания волшебных картин зачарованного царства и образа ослепительно прекрасной птицы; в либретто с самого начала были заложены картинность, живописная созерцательность, которые и определяли характер музыкальной драматургии.

В основе эстетики «мирискусников» лежало желание «остановить прекрасное мгновение», любоваться им. Жанр балета как нельзя более подходил к этому стремлению, а образ сказочной Жар-птицы как символ абсолютной, недостижимой красоты, давал возможность подобного любования.

Мысль заказать «Жар-птицу» Стравинскому пришла Дягилеву на концерте, где исполнялся «Фейерверк» — одно из первых сочинений молодого композитора. «У публики «Фейерверк» не имел успеха. Но и Дягилева и меня захватила эта музыка, — пишет Фокин. — Там было как раз то, чего я ждал для «Жар-птицы».

Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо было для огневого образа в балете». Стравинский увлеченно принялся за работу в тесном контакте с Фокиным. Дягилев с труппой находился в это время в Петербурге, и композитор частями сдавал ему музыку, на которую Фокин тут же ставил танцы.

В хореографии «были применены три различных ряда выразительных средств, — пишет критик Добровольская. — Жар-птица танцевала на пуантах, в ее танце изобиловали прыжки, создававшие впечатление полетности. В основе партии Жар-птицы лежал классический танец, но он был использован ограниченно, в соответствии с задачами образа.

Обратите внимание

Царевны танцевали босыми. Тем самым пластика фантастической Жар-птицы противопоставлялась пластике царевен: они рисовались обыкновенными, хотя и опоэтизированными девушками, земными, но возвышенными. Персонажи Поганого царства были решены средствами гротеска…

Пластика персонажей Поганого царства противопоставлялась и поэтичности царевен, и искрящейся в танце Жар-птице».

Балет был закончен к сроку, и труппа отправилась в Париж, куда после краткого отдыха от напряженной работы приехал и Стравинский. Премьера «Жар-птицы» состоялась 25 июня 1910 года на сцене Grand Opera в Париже.

На ней присутствовал весь художественный бомонд: Марсель Пруст, Жан Жироду, Пьер Клодель, Морис Равель, Клод Дебюсси, Флоран Шмитт, Мануэль де Фалья. Успех был колоссальным.

В один день ранее никому не известный русский композитор стал знаменитым.

Музыка

Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора. Сумрачные «ползущие» звучания Вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, с изобретательно варьируемой красочной оркестровкой.

В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «По садику». Музыкальный колорит напоминает здесь «Волшебное озеро» Лядова с его тончайшей звукописью.

«Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец, красочен, насыщен острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы и пульсирующими на протяжении почти всего номера.

Л. Михеева

Сюжет

Роскошный сад, обнесенный высокой каменной стеной. Над ним на высокой горе замок Кащея Бессмертного. Мрак ночи внезапно освещается. Это Жар-птица залетела в кащеев сад поклевать золотых яблочек. Пролетела и исчезла. На стене появляется Иван-царевич.

В погоне за волшебной птицей он перелезает через стену и оглядывается, не понимая, куда он попал. В глубине сада Иван видит ряд окаменевших рыцарей. Они ранее приходили в этот сад, пытаясь вернуть себе своих невест, похищенных злым Кащеем. Всех их он превратил в каменные глыбы, которые уже мхом поросли.

Ивану сейчас не до них, он хочет поймать Жар-птицу.

Снова вспышка ослепительного света, и новый полет птицы. Иван прячется. Жар-птица сверкает и искрится. Когда она приблизилась к дереву с золотыми яблоками, царевич ловит ее.

Птица пытается вырваться, бьется, трепещет, но силы ее постепенно слабеют. Жар-птица опускается на землю и жалобно молит о пощаде. Ивану становится ее жалко, и он выпускает Жар-птицу на волю.

В благодарность она дарит царевичу свое огненное перо. «Оно тебе пригодится», — обещает Жар-птица и улетает.

Иван-царевич уже хочет уйти из сада, как сверху из замка спускаются 13 пленных царевен, среди них несравненная Ненаглядная Краса. В длинных белых сорочках босиком они ночью пришли порезвиться и поиграть золотыми яблочками. Не видя Ивана, девушки яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Но вот яблоко Красы Ненаглядной залетело к стене, где таился Иван.

Он яблоко подобрал и с поклоном вернул девушкам. Те сначала пугаются незнакомца, но, увидев его красоту и учтивость, принимают в свои хороводы. Наступает утро. Девушки убегают в замок, Иван пытается догнать их, но его останавливает Ненаглядная Краса. «Ты погибнешь, если откроешь золотые ворота, ведущие наверх в замок».

Предупредила и удалилась, закрыв те волшебные ворота.

Не раздумывая долго, Иван саблей разрубает ворота, и страшный перезвон оглашает сад. Кащеево царство проснулось. Разные страшилища кидаются на доброго молодца, но он без труда скидывает их с плеч. Появляется и сам Кащей — высоченный, похожий на скелет старик. Зовет Ивана на допрос.

Важно

Тот подошел поближе, хотел даже шапку снять, чтобы поприветствовать хозяина, но как увидел мерзкую рожу колдуна, так с досады только и плюнул в его сторону. Окружающая мразь зарычала от возмущения и крепко навалилась на царевича. Напрасно пленницы молят Кащея простить Ивана, тот гневается не на шутку и произносит заклинание. Слуги разбежались, — Иван сейчас в камень превратится.

Собрав последние силы, царевич вытаскивает перо из-за пазухи. Только махнул, а Жар-птица уже прилетела на помощь.

Яркий свет ослепляет окружающих, они вынуждены пуститься в поганый пляс. Вихрь танца подхватил и закружил разных кикимор, билибошек и прочую нечисть. Сам Кащей тоже не может устоять на ногах. Повалились на пол и все слуги. Жар-птица плавно над ними колышется, колыбельной усыпила все царство Кащеево.

Хочет Иван унести полюбившуюся ему Ненаглядную Красу, но Жар-птица ведет его к дуплу в дереве. В том дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кащея. Очнулось царство, сам Кащей бежит к ларцу, да поздно. Вынул Иван яйцо, жмет его — Кащея бросает из стороны в сторону.

Кинул Иван яйцо о землю, и рассыпался Кащей, сгинуло и все его царство.

Замок превращается в христианский храм. Витязи оживают, каждый находит свою утерянную невесту. Иван-царевич объявляет Ненаглядную Красу своей женой. Балет заканчивается величанием Ивана на царство.

Читайте также:  Магазин купца елисеева на невском – знаменитый гастроном спб

* * *

Успех первых «Русских сезонов» в Париже (1908/09) обеспечили сочинения русских композиторов и хореографов в исполнении русских артистов. Однако, если в операх были представлены русские сюжеты («Псковитянка», «Борис Годунов»), то в балете царили Клеопатра и Армида. Дягилеву было очевидно — необходим балет на русскую тему.

Устаревший «Конек-Горбунок» казался смешным, но идея использовать народные сказки показалось разумной. В созревании образов «Жар-птицы» участвовали многие, но конкретную работу по отбору материала и выстраивании сюжета провел Михаил Фокин. Выбор композитора затянулся, но завершился редкостной удачей.

Сергея Дягилева недаром называют открывателем талантов. Первым таким открытием стал двадцатисемилетний Игорь Стравинский, ученик Николая Римского-Корсакова. Как заметил позднее Клод Дебюсси: «Эти » русские удивительны! В прошлом году один молодой человек сочинил для своего дебюта балет „Жар-птица», который был представлен в Париже.

И вот эта первая работа оказалась чем-то очаровательно оригинальным».

«В музыке Стравинского три сказочных мира. Мрачное, давящее царство Кащея — царство гнета и приглушенный жизни.

Поганый пляс — дикий и злобный танец подневольной рабьей силы, центр хореографического действия балета является ярким выражением в музыке скованной энергии, лишь рвущейся на волю, но бессильной разорвать цепи.

Другой мир — сама Жар-птица: ослепительный свет и красочный вихрь — с одной стороны, завораживающая лирика — с другой. Лучший симфонический момент в партии Жар-птицы — ее жемчужная колыбельная. Третья сказочная сфера — пленные царевны и освобождающий их Витязь…

Совет

Хрупкая музыка царевен пленительна: ее узоры, ее плетения, и ее поступь принадлежат к изысканнейшим страницам партитуры» (Борис Асафьев). Позже из музыки балета композитор сделал сюиту (1919, 1945), с которой до глубокой старости выступал как дирижер. И ныне эта музыка одна из самых исполняемых среди других сочинений Стравинского.

Контакт композитора и хореографа при подготовке балета был достаточно тесным. Стравинский вспоминал: «Что же касается моего сотрудничества с Фокиным, то оно заключалось лишь в совместном изучении сценария — эпизод за эпизодом, — пока я не усвоил точных размеров, требуемых от музыки.

Несмотря на его надоедливые поучения о роли музыки как аккомпанементу к танцу, Фокин научил меня многому, и с тех пор я всегда работал с хореографами таким образом. Я люблю точные требования». Не все выдумки балетмейстера смогли реализоваться.

Такова, например, замечательная деталь: после открытия занавеса перед садом Кащея на живом черном коне медленно проезжает всадник, одетый во все черное, возвещая наступившую ночь. И то же (естественно, в белом цвете) при наступлении утра. Грубая «живая природа» кончилась конфузом на премьере, и Кони-символы исчезли.

По техническим причинам не смог быть реализован пролет Жар-птицы над сценой. Впрочем, более интересно то, что получилось в спектакле: «Поганое царство я построил на гротескных, угловатых, иногда уродливых, иногда смешных движениях.

Чудища ползли на четвереньках, прыгали лягушками, делали разные „штуки» ногами, сидя и лежа на полу, высовывали кисти рук как рыбьи плавники, то из-под локтей, то из-под ушей, переплетали руки узлами, переваливались со сторону в сторону, прыгая на корточках и т. д. Словом, делали то, что через двадцать лет стало называться модернистическим танцем и что тогда казалось мне подходящим для выражения кошмара, ужаса и уродства» (М. Фокин).

Третьим соавтором успеха «Жар-птицы» был известный театральный художник Александр Головин. Правда, из всех его великолепных эскизов декораций и костюмов ему не удались костюмы Жар-птицы и Ненаглядной Красы, которые были созданы Львом Бакстом.

Обратите внимание

Впечатлял замок Кащея на горе с невиданной зловещей архитектурой, похожей на скопище каких-то гигантских ядовитых грибов. К сожалению, сценография Головина была потеряна во время Первой мировой войны.

Позже Дягилев заказал новый наряд «Жар-птицы» Наталье Гончаровой, создавшей по-своему интересное (хотя и более скромное) решение спектакля.

Русская хореографическая сказка, «поспевшая» ко второму из балетных «Сезонов», имела сенсационный успех. Критика отмечала, что балет «представляет собой чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами… Какое чувство меры и фантазии, какая серьезная простота, какой вкус!».

«Нужно отдать справедливость — все артисты заслужили вполне восторги публики. Фокин-царевич был удивительно красив и „на русский лад героичен». Ненаглядная Краса (Фокина) соединяла какое-то достоинство „принцессы» со стыдливой грацией и обольстительной ласковостью.

Очень мастерски вел свою роль Гадина-Кащей (Булгаков) и совершенно чудесными были обе артистки, исполнявшие роль Жар-птицы, — как Карсавина, превращающаяся постепенно в нашу „главную звезду», так и совершенно юная Лидия Лопухова. У первой образ феи-летуньи носил в себе черты какой-то чисто восточной истомы.

У Лопуховой же получалось что-то более бойкое, нервное и, пожалуй, — детское. Одна была птицей, другая — пташечкой» (А. Бенуа).

Дальнейшая сценическая судьба «Жар-птицы» сложилась довольно благополучно, однако парадоксально. Многие зарубежные постановки балета были осуществлены самим Фокиным, а после смерти балетмейстера в 1943 году — бывшими исполнителями с использованием его хореографии (в англоязычном мире это именуется «after Fokine»).

Так в 1930 году в Буэнос-Айресе заглавную партию танцевала Ольга Спесивцева, в 1934 в «Русском балете де Базиля» — Александра Данилова. С 1954 года «Жар-птица» входит в репертуар Лондонского Королевского балета. На гастролях в СССР в 1962 году здесь блистала Марго Фонтейн. Впоследствии стали появляться и самостоятельные решения балета Стравинского.

При участии композитора к «Жар-птице» дважды обращался Джордж Баланчин (1945, 1970). Парадоксальной, но по-своему убедительной и, безусловно, талантливой оказалась версия Мориса Бежара. Вместо русских сказок — борьба группы людей, одетых в маоистскую униформу, за свободу.

Постепенное появление красного цвета — цвета огня в одежде танцовщиков (по-английски балет именуют The Firebird, то есть Огненная птица) знаменовало их раскрепощение.

Важно

Парадоксальным было то, что хореография Фокина попала на родину более чем через полвека. Сначала этому препятствовало то, что права на спектакль принадлежали Дягилеву, затем «выяснилось», что балетмейстер — эмигрант.

Правда, в 1921 году в родном для Фокина петербургском театре поставили «Жар-птицу», но с оригинальной хореографией Федора Лопухова. Этот балетмейстер считал, что русский сказ о царстве Кащея, навеян татаро-монгольским игом, а союз Ивана с Жар-птицей разумом победил Зло.

Забавным курьезом вспоминается сегодня, что здесь символические фигуры Дня и Ночи изображали молодые артисты миманса Евгений Мравинский и Николай Черкасов.

Лишь в 1962 году в ленинградском Малом театре оперы и балета (балетмейстер Константин Боярский) и в 1964 в московском Большом театре (балетмейстеры Станислав Власов, Николай Симачев) состоялись постановки «по мотивам хореографии Фокина».

В 1975 году в Кировском балете свою «Жар-птицу» показал молодой Борис Эйфман. Спектакль был любопытен пластически, однако, трагический финал спектакля, задуманный хореографом, решительно не совпадал с величально торжественным финалом Стравинского.

С 1994 года в Мариинском театре находится в репертуаре фокинская «Жар-птица», реконструированная Андрисом Лиепой и Изабель Фокиной (внучкой хореографа). Впечатляющей фантазией на тему оригинальной сценографии Головина можно назвать работу художников А. и А. Нежных.

По этому спектаклю А. Лиепа создал фильм-балет.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Главы из книг

Стравинский. Балет «Жар-птица» (classic-music.ru)

Источник: https://www.belcanto.ru/ballet_firebird.html

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли – La Personne

Третьему отделению, посвященному спектаклю Михаила Фокина и Игоря Стравинского, предшествовала программа из восстановленных миниатюр Леонида Якобсона.

Среди номеров зрителям показали барочный «Вестрис», созданный для Михаила Барышникова, гротескную зарисовку «Кумушки» в стиле нарядной дымковской росписи и новаторский балет «Свадебный кортеж» по мотивам раннего творчества Марка Шагала, где все партии явили собой героев полотен художника, написанных в его родном Витебске.

Ретроспективу венчала премьера Дагласа Ли «Жар-птица». Британец создал балет специально для труппы театра им. Л.

Совет

Якобсона и сделал его в традициях мэтра: уважительно отнесся к классическим линиям танца, показал собственную версию сказочной истории Михаила Фокина и поставил удивительно музыкальный спектакль, освободив сцену от сложных декораций и подчеркнув хореографией сочинение Игоря Стравинского.

Даглас Ли оставил в балете все сюжетные перипетии первоисточника. При этом он поместил главных героев – Ивана, Жар-птицу, Кощея и Царевну – в сказку сумеречную, где нет волшебных красок и только луна сияет синим. С первой же мизансцены зритель попадает в потусторонний мир циркового закулисья с фокусником-денди в роли всевидящего злодея.

Спектакль Михаила Фокина, который тот поставил для парижских гастролей Сергея Дягилева, с пылающей сценографией в старорусском стиле от Александра Головина и Леона Бакста, будто стал репликой фильма «Синий бархат» Дэвида Линча. Если вдуматься, то сюжеты схожи – герой оказывается один на один с преступным миром соблазнов, испытаний и страданий.

Даглас Ли и чуть ли не главный экспрессионист киноэкрана дают зрителю простор для интерпретаций действа — яркими вспышками софитов, густым туманом и лишенными бутафории пространствами.

Едва ли можно не заметить большую работу британца с первоначальным материалом: русскими фольклорными кодами, символизмом и мирискусническими мотивами.

Золотые яблоки, царевны, поганая свита Кощея, окаменевшие витязи — все осталось на своих местах.

Лаконичная постановка, не отягощенная изобретательной и тяжелой танцевальной лексикой, вывела на авансцену поэтичную музыку. Плавающие и текучие движения артистов не отвлекают ни на секунду от живописной партитуры, визуально дополняя ее.

В сцене «Хоровода царевен» героини буквально плывут под медленное «ползущее» звучание оркестра, заполняя своими пышными «зефирными» юбками всю сцену.

«Поганый пляс Кощеева царства» становится хореографической иллюстрацией зловещих пассажей с динамичными перебивками, а в торжественном апофеозе Жар-птица, до этого будто соблазняющая Ивана, превращается в греческую богиню, горделиво выступающую в лунном свете, осыпая сцену золотыми блестками.

Дагласу Ли всегда нравились сказки и эта музыка, а в Петербурге у него получилось сделать настоящий оммаж золотому веку балета первых авангардистов — Стравинского, Фокина, Дягилева. Лучшего времени и места действительно сложно было себе представить.

Автор Ольга Угарова

Фото © пресс-служба Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона

Источник: https://www.lapersonne.com/post/premera-baleta-zhar-ptica-v-postano

Театр балета имени Леонида Якобсона покажет премьеру «Жар-птицы» в хореографии Дагласа Ли

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 ноября. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Балет «Жар-птица» в оригинальной постановке британского хореографа Дагласа Ли пополнил репертуар Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона. Премьеру на музыку Игоря Стравинского труппа представит 30 ноября на вечере одноактных балетов в Александринском театре.

«Я всегда интересовался сказками, и именно эту сказку — «Жар-птицу» мне всегда хотелось воплотить в балете. И когда я получил предложение от Андриана Фадеева (художественный руководитель труппы — прим. ТАСС), я немедленно согласился», — сказал ТАСС Даглас Ли, работающий в стиле неоклассики.

Он впервые встретился с этим коллективом и, по его словам, нашел общий язык с артистами и оценил их большую творческую самоотдачу.

В России Даглас Ли известен по работам для Пермского театра оперы и балета, где поставленный им спектакль «Когда падал снег» принес хореографу в 2016 году звание лауреата премии «Золотая маска».

«Каждый художник рассказывает свою историю на заданную тему. И » Жар-птица» очень ассоциируется с русской лубочной темой. Тем интереснее, как увидел эту историю абсолютно современный хореограф, работающий в очень необычной и самобытной пластике», — сказал заслуженный артист России Андриан Фадеев.

Обратите внимание

В этой художественной манере ему видится «какая-то параллель с Леонидом Якобсоном, который ставил всегда, как видел, ломал какие-то традиции и уходил от канона».

Премьера вошла в программу, посвященную 115-летию со дня рождения основателя этого коллектива Леонида Вениаминовича Якобсона, чьи миниатюры и одноактные балеты «Па де катр», «Влюбленные», «Секстет», «Венский вальс»», «Кумушки», «Свадебный кортеж» также будут показаны в этот вечер.

Главные партии в «Жар-птице» репетируют заслуженная артистка России Алла Бочарова, Денис Климук, Андрей Сорокин. Премьера пройдет в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под руководством заслуженного артиста России Александра Титова.

Приглашением к сотрудничеству хореографа Дагласа Ли, художественный руководитель театра продолжил заявленную им линию привлечения к работе с труппой отечественных и западных хореографов для обогащения и развития возможностей артистов.

В последние годы с театром работали такие экспериментаторы, как Владимир Варнава, Антон Пимонов, Константин Кейхель, чьи имена ныне стали широко известны в мире балета. Французский хореограф Жан-Гийом Бар поставл здесь «Спящую красавицу», а датчанин Йохан Кобборг — балет «Дон Кихот».

Этот спектакль представлен в семи номинациях Национальной театральной премии «Золотая маска».

Источник: https://tass.ru/kultura/5853728

Жар-птица, отзывы на спектакль, постановка Театр балета им. Якобсона – Афиша-Театры

Самобытная классическая сказка

Писать про балет лично мне всегда невероятно трудно, потому что…

— если претендовать на звание балетного критика и бравировать перед всеми собственным профессионализмом, то в тексте должна обязательно присутствовать знакомая всему танцевальному сообществу балетная терминология наподобие: » У классического па-де-де – четкая структура, чаще всего из 5 частей, а здесь…

» или » не вздумайте прихлопывать под фуэте» и тд. Текст в этом случае становится похожим на тяжелую техническую документацию, заполненную до краев сложными выводами и пространными рассуждениями на тему: «А были времена, когда…».

Читайте также:  Особняк кочубея (дом с маврами) в санкт-петербурге

Понятно это только танцевальному сообществу, которое говорит с вами на одном языке, и они же вас, собственно, и читают.

— если же писать как любитель балета, то текст рецензии, как правило, сводится к одному из двух житейских слов: понравилось или не понравилось.

Чтобы немного скрасить обыденность и простоту глагола «понравилось», добавлю к нему наречие степени ОЧЕНЬ. Это тот случай, когда я натурально терялась в пространстве и времени, и периодически мне казалось, что я парю где-то между небом и землей, пока передо мной танцуют ангелы.

«Вечер одноактных балетов» от театра балет им. Леонида Якобсона — это своего рода ансамбль хореографических миниатюр, в котором третье отделение полностью отдано под одноактный балет «Жар-птица».

3-х часовое балетное волшебство, где классика танца пересекается с классикой живописи (сценическая декорация отчасти напоминает картину Марка Шагала «Я и деревня) , а балерины de temps en temps cменяются танцовщицам из народа, лица и костюмы которых продуманы все в том же шагаловском стиле.

Над костюмами, кстати, работала Татьяна Ногинова (она не только художник по костюмам Мариинского театра, но также очень много работала и за границей — в США и Австралии).

Важно

Жар — птица — это строгий современный балет, где оба слова не просто дым в глаза, а имеют принципиальное значение. С одной (танцевальной) стороны — это первозданная классика, с другой — подача и костюмы осовременивают «Жар-птицу» до неузнаваемости.

Наверное, если не знать содержания балета, то картинка, созданная «самобытным» (как его прозвали журналисты) хореографом Дагласом Ли, не сразу сложится в единую сюжетную линию для закостенелого зрителя.

Но разве настоящее творчество — это следование канонам?!

Отнюдь.

«Искаженные» представления Ли о сказочной птице выглядят не просто уместно, они пьянят без вина, и от них действительно невозможно оторваться, а сценография и костюмы, созданные Эвой Адлер, добавляют этой танцевальной картинке модерновую сказочность.

Источник: https://www.afisha.ru/performance/205968/

И. Стравинский балет «Жар-птица»: содержание, видео, интересные факты

И. Стравинский балет «Жар-птица»

«Жар-птица» – это яркий и красочный балет И.Ф. Стравинского на сказочную тему, который был написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов». Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. Фокиным, однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности.

В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».

Действующие лица Описание
Иван-царевич сказочный герой
Жар-птица волшебная птица, персонаж сказок
Царевна Краса Ненаглядная невеста Ивана-царевича
Кощей Бессмертный повелитель царства поганого

Краткое содержание

Иван-царевич отправляется на поиски украденной невесты по имени Краса Ненаглядная. Он узнал, что она находится в замке Кощея Бессмертного. Отважный юноша находит это место и проникает внутрь. Там он встречает сказочную Жар-птицу, которая прилетела полакомиться золотыми яблочками.

Иван-царевич не растерялся и схватил огненную птицу за хвост. Жар-птица стала просить отпустить ее на волю, что юноша и сделал. В знак благодарности, диковинная птичка помогла Ивану-царевичу одолеть Кощея, погибель которого таилась в иголке, спрятанной в яйцо.

Как только со злодеем было покончено, развеялись его чары и Иван-царевич выпустил всех узников, в том числе и свою любимую невесту Красу. 

Продолжительность спектакля
I Акт
50 мин.

Интересные факты

  • Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, Игорь Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, Дягилев был вынужденно искать нового музыканта и выбор пал на Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки.
  • Кстати о сроках, балет И. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на заявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из «Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с Дягилевым.
  • Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Римского-Корсакова, так как Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства.
  • Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако, Стравинский не стал ничего менять в партитуре.
  • На первой премьере «Жар-птицы» случайно произошел конфуз. Дягилеву пришло в голову оживить спектакль и вывести на сцену лошадей. Животные, оказавшись в центре, начали ржать и совершенно не слушались. Все бы ничего, но одна из лошадок, видимо от большого страха, оставила после себя дурно пахнущую визитку, что вызвало бурный хохот у зрителей. К слову, в зале на тот момент собралась только фешенебельная публика, в числе которых было много знаменитостей.
  • Тамара Туманова, некогда исполнявшая роль Жар-птицы в Мельбурне, поддерживала дружеские отношения с известными живописцами Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
  • Несколько эскизов костюмов для премьерной постановки разработал известный художник Л.С. Бакст.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть балет «Жар-птица»

Мы рады вам предложить артистов балета и симфонический оркестр для исполнения номеров и отрывков из балета «Жар-птица» на вашем мероприятии.

Источник: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/balet-zhar-ptitsa

Премьера балета «Жар-птица» в постановке Дагласа Ли

30 ноября в Александринском театре состоялась мировая премьера — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона впервые показал постановку «Жар-птица» по сказке А.Толстого на музыку И.Стравинского. Событие посвящено 115-летию Якобсона и 50-летию его Театра балета.

Вечер включал в себя не только премьеру, но и уже известные публике и полюбившиеся ей хореографические миниатюры Якобсона: нежные «Па де катр» и «Pasdedeux», «Свадебный кортеж», поставленный по мотивам работ Марка Шагала, «Венский вальс», веселые «Влюбленные», элегантный «Вестрис», забавные «Кумушки», на которых невозможно смотреть без улыбки, и классический «Секстет». Весь вечер в зале звучала музыка в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Александра Титова. Зрители, в очередной раз, смогли удивиться и восхититься талантом и гениальностью великого Леонида Якобсона, особенностями его постановок и пластике танцоров! Он доказывал своим творчеством, уникальным и столь непохожим, что искусство может быть разным, а танец не классическим. Работы балетмейстера были невероятно харизматичными, смелыми и от этого интересными и заслуженно востребованными чутким зрителем.

Костюмы для первых двух актов полностью обновлены, ведь предыдущие создавались еще при Леониде Вениаминовиче! Замечательный новый гардероб удалось создать Татьяне Ногиновой. Декорации тоже претерпели изменения. Над ними работала художник-постановщик Альона Пикалова.

Фотографии в полном размере

Но все же главной интригой вечера была, конечно, «Жар-птица». Постановкой этого одноактного балета занимался британский хореограф, лауреат «Золотой маски», Даглас Ли. Балетмейстер уже не раз работал с российскими танцорами. Для Пермского театра оперы и балета он создал спектакли: в 2010 году «Воспоминание», в 2014 году «Когда падал снег». За последний, в 2016 году, получил«Золотую маску».

«Жар-птица» — выбор самого хореографа. Ли мечтал поставить балет именно по этой сказке, и благодаря Андриану Фадееву, художественному руководителю театра, его желание осуществилось. Даглас Ли остался доволен работой с танцорами театра и считает их уровень хореографии достойным. Даже языковые барьеры не помешали совместному творческому союзу.

В «Жар-птице» сохранена сюжетная линия. Мы видим и Кощея Бессмертного (Андрей Сорокин), и Царевну (Елена Чернова) с Иван-Царевичем (Денис Климук), а также 12 царевен, словно плывущих по сцене в длинных пышных платьях, прельщенных «золотыми яблоками». Партию Жар-птицы исполняет заслуженная артистка России Алла Бочарова.

Даглас Ли – приверженец неоклассики в танцах, и это, безусловно, отражается на его постановках. В 1996 он стал танцором в труппе Штутгартского балета.

Тремя годами позже создал свой первый балет «Jane, John, John, Jane, Jane, John», который пользовался большим успехом у публики.

До 2011 года он совмещать работу танцовщика и балетмейстера, но последний наконец победил: сейчас Ли полностью отдает себя постановкам. И этот выбор дарит миру балета немало прекрасных спектаклей!

Совет

Свой юбилейный сезон театр проводит очень интересно: 22 октября и 3 декабря зрители увидели «Дон Кихота» от Йохана Кобборга, 31 октября представлен «Щелкунчик» в постановке В. Вайнонена, 19 ноября и 10 декабря на сцене Мариинского театра — «Спящая красавица» в хореографии Жана-Гийома Бара Поздравляем Театр с пермьерой и желаем ему дальнейшего процветания.

Фотографии в полном размере

Источник: https://mirror1.goldvoice.club/@rblogger/premera-baleta-zhar-ptitsa-v-postanovke-daglasa-li/

Театр Якобсона в Петербурге покажет обновленный балет «Жар-птица»

На основной сцене Александринки 30 ноября покажут «Жар-птицу» — премьера ознаменует 50-й сезон Театра балета имени Леонида Якобсона и 115-летие его основателя.

Вместе с постановкой британского хореографа Дагласа Ли публика увидит обновленные миниатюры самого Якобсона, которые уже давно стали классикой отечественного искусства.

Художественный руководитель театра, заслуженный артист России Андриан Фадеев побывал в петербургской редакции «РГ» и рассказал подробности грядущего вечера.

Андриан Гуриевич, в вашем театре до сих пор работают люди, которые лично знали Леонида Якобсона…

Андриан Фадеев: Да, у нас действительно, к счастью, жива преемственность поколений, и педагоги-репетиторы скрупулезно передают труппе все нюансы, которые они помнят.

Конечно, им очень повезло столкнуться с таким человеком, ведь Леонид Якобсон был настоящим художником — он всегда отходил от канонов, ставил как видел, иногда даже шокировал своими постановками. Большое счастье, что наши артисты растут на этой хореографии, и большое счастье — ее исполнять, хоть она и очень сложна.

Да, 32 фуэте здесь делать никто не требует. Но не менее сложно поразить красотой позы, образом, осмысленностью каждого шага. Именно к этому стремился автор.

Пропавшую оперу Рубинштейна вернул из небытия его правнук

Какие принципы Леонида Якобсона сейчас продолжает театр?

Андриан Фадеев: Идти вперед, искать, экспериментировать. Мы, например, тесно сотрудничаем с молодыми российскими хореографами и уже сделали с ними целый ряд проектов — это Антон Пимонов, Константин Кейхель, Владимир Варнава.

Но все равно наша основа — классический танец, и два года мы проработали именно с классическими мастерами.

В позапрошлом году мы выпустили «Спящую красавицу» в постановке знаменитого танцовщика Парижской оперы (Opera National de Paris), обладателя звания Danseur Etoile французского хореографа и педагога Жана-Гийома Бара. Было очень полезно и интересно, он много дал труппе.

Обратите внимание

А в прошлом сезоне мы поставили «Дон Кихота». Блестящий танцовщик и экс-премьер Королевского балета Ковент-Гарден Йохан Кобборг долгое время прожил в Лондоне, где, как известно, сильна драматическая школа, поэтому большое внимание уделял актерскому мастерству. Причем смотрел на каждого артиста. Это очень важно.

Кстати, о «Дон Кихоте». Публика от него в восторге, семь номинаций на «Золотую маску». Ожидали?

Андриан Фадеев: Когда я приглашал Кобборга и потрясающего французского художника с русскими корнями Жерома Каплана, я понимал, что собрал сильную постановочную команду, и верил, что должно получиться что-то достойное.

Но когда мы только начинали работу, я волновался, потому что «Дон Кихот» на самом деле — это балет-риск. Во-первых, там очень сложные ведущие партии Китри и Базиля, артисты должны блистать техникой.

А во-вторых, не каждая балетная труппа может позволить себе такие монументальные полотна, как «Спящая красавица», «Дон Кихот». И мне очень радостно, что нам это удалось.

«Жар-птица» ассоциируется с русской лубочной темой. Тем интереснее, как увидит эту историю современный хореограф, работающий в необычной пластике

Когда смотришь «Дон Кихота», нельзя не заметить, что все продумано до мелочей. Особенно впечатляют декорации, костюмы…

Андриан Фадеев: Я первый раз столкнулся с художником, который вообще не принимал никакой замены материалов. Он выбирал все сам вплоть до подкладок.

С одной стороны, с ним было легко работать, потому что мы ничего не искали — Каплан приехал с огромной папкой: «купите вот это и вот это», а с другой — сложно. Ведь не всегда на фабрике есть этот материал, не всегда именно тот цвет, который нужен. Но это того стоило.

А что касается декораций, то здесь Жером Каплан опирался на гравюры Гюстава Доре, который иллюстрировал роман Сервантеса.

И знаете, мы показали уже спектаклей 15, и каждый раз звучат аплодисменты, когда во втором акте в картине леса появляются дриады. Балерины начинают двигаться, их пачки мерцают… Это необыкновенно красиво, моя любимая сцена в этой постановке. Балет, как любое искусство, должен трогать зрителя, оставлять след, и мне очень радостно, что реакция всегда такая.

10-летний тюменец победил на чемпионате Ирландии по кельтским танцам

А за трендами следите? Сейчас, например, очень популярно видео китайского балета, где балерина крутит фуэте прямо на голове у партнера.

Читайте также:  Ресторанный фестиваль в санкт-петербурге 2019

Андриан Фадеев: Конечно, это не может оставить равнодушным. Я всегда говорю своим артистам — вы должны интересоваться всем, тогда на вас будет интересно смотреть.

Глаза не должны быть пустыми, хочется видеть мысль на челе. Знаете, очень жалко — а это всегда заметно — когда артист выходит на сцену только за гонорар. Весь смысл творчества пропадает сразу. А такие чудо-моменты.

.. Они очень мотивируют и вдохновляют.

Немного о премьере. В первых двух отделениях вы покажете обновленные шедевры Якобсона. В какой степени они обновлены?

Андриан Фадеев: Мы называем это восстановлением, потому что все спектакли, во-первых, получат новое оформление. Ведь все эти годы артисты танцевали в костюмах, которые были еще при Якобсоне.

Сейчас это уже театральные реликвии, которые по-хорошему надо передать в музеи и показывать людям. В этом году мы пригласили замечательных художников — Татьяну Ногинову и Альону Пикалову — они будут работать над костюмами и создавать оформление сцены.

Важно

Нас, может быть, и поругают, что мы что-то изменили, но я доверяю их вкусу и профессионализму, они понимают, что такое Якобсон для российской культуры. Во-вторых, долгое время все эти миниатюры не шли под живую музыку. Нам удалось найти ноты, собрать партитуры.

А это вовсе не тот материал, который есть в свободном доступе, собирали буквально по крупицам.

Рамон Варгас дебютировал в России на сцене астраханского театра

Что все-таки покажете и в чьем сопровождении?

Андриан Фадеев: Премьера пройдет в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, за пультом — заслуженный артист России Александр Титов. А покажем «Падекатр», «Влюбленных», «Секстет», «Венский вальс», «Кумушек», а еще «Вестрис», вещь, которую когда-то танцевал Михаил Барышников.

Можно будет увидеть давно не исполнявшуюся миниатюру «Па-де-де» на музыку Россини — это очень сложный техничный номер. Сейчас у нас есть солисты Софья Матюшенская и Андрей Сорокин, которых вы видели в «Дон Кихоте», я уверен, что у них все получится.

А в одноактном балете «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича музыкальное трио солистов окажется прямо на сцене.

Почему решили взяться за «Жар-птицу»?

Андриан Фадеев: Это был выбор балетмейстера, Дагласа Ли. Он любит сказки, любит музыку Стравинского. Эта любовь и подвигла его сделать новый спектакль. Нам эта идея показалась очень интересной, потому что «Жар-птица» ассоциируется с русской лубочной темой.

Тем интереснее, как увидит эту историю абсолютно современный хореограф, работающий в самобытной, необычной пластике. При этом Даглас Ли, как и Якобсон, настоящий художник, он не делает редакцию очередного шедевра, а ставит новый спектакль прямо у нас на глазах. Но все равно постановка будет в рамках знакомого сюжета.

Может, кому-то покажется, что это очень банально, но, на мой взгляд, как раз самое сложное — сделать новую хорошую работу на старую тему.

Наверняка, параллельно с премьерой уже идет работа над чем-то новым? Какие планы у театра?

Андриан Фадеев: Из самого ближайшего, в конце марта — начале апреля повезем «Дон Кихота» в Москву в рамках фестиваля «Золотая маска». В столице, кстати, мы будем выступать впервые.

А следующей осенью планируем поставить новый спектакль. Он будет классический.

Название говорить не буду — боюсь спугнуть удачу, но сейчас мы уже в процессе обсуждения с хореографом и художником, и, если все сложится, к декабрю 2019 года зрители смогут его увидеть.

Про Леонида Якобсона

— Леонид Якобсон мог работать 24 часа в сутки, при этом ему не нужно было ни пить, ни есть — он подпитывался самим процессом. А у остальных ведь семьи, быт… Поэтому они даже, бывало, переводили часы в зале на час вперед. Мастер, как рассказывают, конечно, все понимал, но он жил балетом.

Вообще, Леонид Вениаминович — реформатор, новатор тех лет, он во многом повлиял на развитие современного балета, хотя, как многие талантливые люди, в советские времена был гоним, но, несмотря на это, ему позволили поставить два больших спектакля на сцене Мариинского театра — «Шурале» и «Спартак», дали возможность создать труппу, очень непохожую на другие, самобытную, со своим авторским репертуаром и лицом.

Источник: https://rg.ru/2018/11/29/reg-szfo/teatr-iakobsona-v-peterburge-pokazhet-obnovlennyj-balet-zhar-ptica.html

«Жар-Птица, Шахерезада», И.Стравинский, Н.Римский-Корсаков

Хореография М.Фокина в редакции А.Лиепы
Сценография Л.Бакста и А.

Головина
Балетмейстер-постановщик – Народный артитс России Андрис Лиепа
Музыкальный руководитель и дирижер – Бобомурод Худайкулов
Восстановление декораций и костюмов – Анатолий Нежный , Елена Нецветаева
Ассистенты балетмейстера – Заслуженный артист России Игорь Пиворович, Вячеслав Хомяков

Роскошный сад, обнесенный высокой каменной стеной. Над ним на высокой горе замок Кащея Бессмертного. Мрак ночи внезапно освешается. Это Жар-птица залетела в кащеев сад поклевать золотых яблочек. Пролетела и исчезла. На стене появляется Иван-царевич.

В погоне за волшебной птицей он перелезает через стену и оглядывается, не понимая, куда он попал. В глубине сада Иван видит ряд окаменевших рыцарей. Они ранее приходили в этот сад, пытаясь вернуть себе своих невест, похищенных злым Кащеем. Всех их он превратил в каменные глыбы, которые уже мхом поросли.

Ивану сейчас не до них, он хочет поймать Жар-птицу.

Снова вспышка ослепительного света, и новый полет пти­цы. Иван прячется. Жар-птица сверкает и искрится. Когда она приблизилась к дереву с золотыми яблоками, царевич ловит ее.

Птица пытается вырваться, бьется, трепещет, но силы ее постепенно слабеют. Жар-птица опускается на зем­лю и жалобно молит о пощаде. Ивану становится ее жалко, и он выпускает Жар птицу на волю. В благодарность она да­рит царевичу свое огненное перо.

«Оно тебе пригодится», — обещает Жар-птица и улетает.

Иван-царевич уже хочет уйти из сада, как сверху из зам­ка спускаются 13 пленных царевен, среди них несравненная Ненаглядная Краса. В длинных белых сорочках босиком они ночью пришли порезвиться и поиграть золотыми яблочками. Не видя Ивана, девушки яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Но вот яблоко Красы Ненаглядной залетело к стене, где таился Иван.

Совет

Он яблоко подобрал и с поклоном вернул девушкам. Те сначала пугаются незнакомца, но, уви­дев его красоту и учтивость, принимаю в свои хороводы. Наступает утро. Девушки убегают в замок, Иван пытается догнать их, но его останавливает Ненаглядная Краса. «Ты по­гибнешь, если откроешь золотые ворога, ведущие наверх в за­мок». Предупредила и удалилась, закрыв те волшебные ворота.

Не раздумывая долго, Иван саблей разрубает ворота, и страшный перезвон оглашает сад. Кащеево царство про­снулось. Разные страшилища кидаются на доброго молод­ца, но он без труда скидывает их с плеч.

Появляется и сам Кащей — высоченный, похожий на скелет старик. Зовет Ивана на допрос. Тот подошел поближе, хотел даже шапку снять, чтобы поприветствовать хозяина, но как увидел мерз­кую рожу колдуна, так с досады только и плюнул в его сторо­ну.

Окружающая мразь зарычала от возмущения и крепко на­валилась на царевича. Напрасно пленницы молят Кащея простить Ивана, тот гневается не на шутку и произносит заклинание. Слуги разбежались,- Иван сейчас в камень превратится.

Собрав последние силы, царевич вытаскивает перо из-за пазухи. Только махнул, а Жар-типа уже приле­тела на помощь. 

Яркий свет ослепляет окружающих, они вынуждены пус­титься в поганый пляс. Вихрь танца подхватил и закружил разных кикимор, билибошек и прочую нечисть. Сам Кащей тоже не может устоять на  ногах. Повалились на пол и все слуги. Жар-птица плавно над ними колышется, колыбель­ной усыпила все царство Кащеево.

Хочет Иван унести по­любившуюся ему Ненаглядную Красу, но Жар-птица ведет его к дуплу в дереве. В том дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кащея. Очнулось царство, сам Кащей бежит к ларцу, да поздно. Вынул Иван яйцо, жмет его — Кащея бросает из стороны в сторону.

Кинул Иван яйцо о землю, и рас­сыпался Кащей, сгинуло и все его царство

Замок превращается в христианский храм. Витязи оживают, каждый находит свою утерянную невесту. Иван царевич объявляет Ненаглядную Красу своей женой и его величают на царство.


«Шахерезада»

Дворец султана Шахриара. Скучающего хозяина раз­влекают одалиски и любимая жена Зобеида. Здесь же млад­ший брат султана Шахезман, он разуверился в женщинах после измены своей любимой жены. Не верит он и женам брата и предлагает брату испытать их верность. Оба султа­на уезжают на охоту, жены трогательно провожают их.

Однако сразу после отъезда хозяев они подкупают главного евнуха, который открывает двери гарема. Врываются чер­ные невольники, и начинается беззастенчивый разврат. Царит и здесь Зобеида, развлекаясь со своим любимым Ра­бом. В разгар «веселья» возвращаются братья. Шахезман торжествует, Шахриар в гневе велит казнить всех на месте.

Слуги султана саблями поражают одалисок, евнухов и чер­ных рабов. Султанша Зобеида, которой супруг верил больше чем себе, полагаясь на свою власть над Шахриаром, пытается умилостивить его.

Султан не в силах отдать приказ об ее каз­ни. Но коварный брат презрительно указывает на зарублен­ного любовника Зобеиды. Шахриар дает знак палачам, но жена успевает выхватить у султана его кинжал и поразить им себя.

Шахриар рыдает над трупом неверной, но любимой женщины.

Не могу не поделиться яркими впечатлениями после просмотра двух одноактных балетов «Жар-Птица» И.Стравинского и «Шехерезада» Н.Римского-Корсакова 18 декабря 2018г. Яркие костюмы и волшебные декорации художников Бакста и А.Головина, занавес по эскизам художника В.

Обратите внимание

Серова — все это с первыми звуками удивительной музыки переносит тебя в эпоху дягилевских «Русских сезонов» в Париже….

Слова благодарности всему театральном коллективу, музыкантам, артистам, балетмейстеру -постановщику-Народному артисту России Андрису Лиепе -всем, кто дал нам возможность познакомиться и прикоснуться к великому и прекрасному искусству эпохи Серебряного века. Поздравления и наилучшие пожелания дальнейших творческих успехов в канун наступающего Нового года.

Господа хорошие, обманули нас сегодня! Мы пришли на ПРЕМЬЕРУ, а нам показали ДУБЛЬ! И увидим ли мы Данияра Хасманова и Ширин Хасанову в «Шахерезаде»? Лично я с друзьями пришла на второй спектакль ради них, по словам Андриса Лиепы 6 числа, вторую премьеру должен был танцевать второй состав.Как сказал легендарный Этуш: «Обидно ж, ну».

Господа, все жанры хороши , кроме скучного. И так « Жар-птица» Стравинского . Перед началом спектакля выступил Андрис Лиепа. Да-да я не шучу целый Андрис Лиепа, который, оказывается полтора месяца отрабатывал с нашим балетом свои постановки. Просто маркетинговый отдел театра не удосужился сообщить об этом ни на сайте Afisha.uz ни на собственном сайте Gabt.

uz ни в других рекламных материалах. А многим было бы интересно послушать вступительное слово к балету от его постановщика. Ну да ничего, ведь Андрис Лиепа приезжает к нам каждую неделю)). По видимому так думает маркетинговый отдел театра. Работало наше телевидение и по моему хроника тоже снимала.

Лиепа рассказал, что сценографию балета создал художники Бакст и Головин ,известные еще по «русским сезонам» Дягилева ,а потом вдруг решил пересказать нам либретто, напечатанное в программке. Ну может он решил что не каждый зритель умеет читать… Да и рассказывать чувствовалось, что он не мастак.

Его речь была встречена продолжительными аплодисментами)) Содержание балета пересказано выше, а мне понравился Фреди Крюгер в роли Кащея (сходите – узнаете). Где то ближе к концу спектакля отмечу массовую сцену, где вампиры и русалки танцуют вместе (ну прямо цитата из «Триллера» Майкла Джексона.).

Но кроме того правда мне показалось, что Лиепа не очень хорошо знает русский танец. В течение спектакля самое употребляемое движение были поясные поклоны, которые отвешивала сначала женская часть кордебалета ,потом мужская, потом солисты и так раз 30 за спектакль по очереди.

Важно

Мне казалось, что в русском танце гораздо больше движений – различные «хлопушки», «ковырялочки», «мужские присядки», «елочки» да и мало ли их… Честно говоря в балете танцевать было нечего ну за исключением Жар-птицы, которая одна единственная танцевала на пуантах, но и ей балетмейстер сильно разгуляться не давал.

Балет это все-таки не пантомима, где герои ходят, воздев к небу руки, это пируэты, поддержки, фуэте, прыжки, шене, различные па, красивые позы… То-есть это движение, где все направлено на создание образа, но все-таки языком балета, а не пантомимы! Ну а Иван – царевич был настолько безликим , что приходило на память другое прилагательное употребляемое в русских сказках рядом с его именем. Особенно шокировала сцена его противостояния с Кащеем. Напал он на Ваню, но ого-го, было у Ивана секретное оружие ,так сказать «секретные Искандеры», как харкнул он в Кащея ,так-тот и обалдел от подобного приема. А под занавес меня просто «убил» Иванушка который принес Кащееву смерть в яйце (заметьте не на острие иглы, а именно …), при этом Кащеево яйцо оказалось размером со страусинное. Все. Занавес.

Источник: http://gabt.uz/ru/repertuar/sheherezada-n.rimskiy-korsakov

Ссылка на основную публикацию