Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

В день Пятидесятницы Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра отмечает престольный праздник.

Приглашаем на прогулку по монастырю вместе с фотографом Анной Гальпериной.

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Благовещенские ворота Александро-Невской Лавры.

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Над входом в храм – звезда Императорского Ордена святого благоверного князя Александра Невского

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Свято-Троицкий Собор. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова.

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Вид главного купола собора- Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Иконостас выполнен из белого итальянского мрамора. Он задуман в виде полукруглой ниши с царскими вратами

На клиросе – ноты Пасхальных стихир

Уборка храма

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Почитаемая икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

В соборе до революции 1917 года находилось много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. (На фото – «Снятие с креста» фламандского художника Якоба Йорданса)

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Одна из наиболее почитаемых святынь, находящихся в соборе – ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Поясная икона святого князя Александра Невского XVIII века из собрания домашних икон священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

В правом приделе собора продолжается реставрация. Сень над ракой с мощами святого благоверного князя Александра Невского временно скрыта от глаз посетителей.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Гипсовыми элементами восстанавливаются поврежденные участки сени

Затем их покрывают сусальным золотом – это тончайшие лепестки золотой фольги, каждый из которых реставратор должен аккуратно закрепить.

В работе – одна из «корон», венчающих сень

Лестница на северную колокольню

Новые колокола Александро-Невской Лавры. Возрождением колокольных звонов к 300-летию монастыря занимается «Международный центр колокольного искусства».

На колокольне также продолжаются реставрационные работы.

В крипте Свято-Троицкого собора расположен новый Крестильный храм.

В центре храма — купель для совершения Таинства Крещения чином полного погружения.

Она выполнена в форме креста. На дне – мозаика с христианской символикой

Макет Александро-Невской Лавры, расположенный на первом этаже «новой» ризницы.

На третьем этаже этого же здания заканчиваются отделочные работы. Там будет расположен лаврский музей.

На первом этаже «новой» ризницы – общедоступная библиотека

Фонды библиотеки насчитывают около 17 000 единиц хранения (книги, подшивки периодики, постеры, карты, диски). Почти все издания внесены в электронный каталог: он насчитывает около 10 200 библиографических записей, причем создается авторитетный файл «авторы и персоналии» православной тематики, ведется аналитическая роспись периодики и сборников

Федоровский корпус (братский)

На месте кельи святого прп. Серафима Вырицкого устроен храм в его честь

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Икона святого прп. Серафима Вырицкого

В этом же здании находится одна из трех паломнических гостиниц «Федоровская»

Практически все здания монастыря еще в лесах. Лавра готовится к 300-летнему юбилею.

Реставрация живописи в верхнем храме Федоровской церкви Лавры.

В нижнем храме Федоровской церкви во время реставрации найдены дореволюционные захоронения. (На фото – гробница графа Якова Ивановича Ростовцева, видного государственного деятеля, одного из авторов крестьянской реформы 1861 года).

Надгробная плита грузинского царевича Теймураза Багратиони, сына последнего грузинского царя Георгия XII.

Духовно-просветительский центр «Святодуховский»

В Духовском братском корпусе идет роспись в новом храме в честь Иннокентия и Софрония, святителей Иркутских. Он будет доступен только братии монастыря.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Дорожка к митрополичьему корпусу Лавры

Памятник 2000-летию христианства. Автор – петербургский скульптор Эвелина Соловьева.

Перед Свято-Троицким собором находится «Коммунистическая площадка», или Казачье кладбище.Участники обороны Петрограда, жертвы Кронштадтского мятежа 1921 г.

, именитые большевики, потомственные питерские рабочие, известные ученые и инженеры — таков состав этого своеобразного советского некрополя.

Захоронения, прекращенные в конце 1930-х годов, были возобновлены в период Великой Отечественной войны, когда на «Коммунистической площадке» были погребены участники битвы за Ленинград. Всего здесь расположено около 340 могил.

Фрагмент памятника Игнатию Бахвалову, 1921 год

    Александро-Невская лавра

    Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

    Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову.

    От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I [4, с. 66]. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий.

    Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

    После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю — Свято-Троицкий Александро-Невский.

    В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь» [Цит. по 1, с. 89].

    На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу — партикулярные, то есть частные.

    Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини. Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату.

    В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. 25 марта 1713 года церковь была освящена.

    Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

    Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Вид Александро-Невского монастыря

    Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта. Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение.

    Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году — школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем — в Духовную академию.

    Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

    Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Благовещенская церковь Александро-Невской лавры

    Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение:

    «Указ господину архитектору Трезину. По указу Его Царского Величества велено в…

    монастыре святого Александра Невского начать построение ныняшнего лета, а по доношению архимандрита Феодосия, что к заложению в начале церкви архитектора не имеет, и того ради предлагаем, что надлежит…

    ехать в упомянутый монастырь Вам и по предложению вышереченного архимандрита Феодосия церковь заложить…апреля 28 дня 1717 года» [Цит. по 1, с. 90].

    Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

    В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.

    В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

    После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру. Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток.

    Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм.

    Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.

    После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

    В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года — Благовещенский придел на первом.

    Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Александро-Невский монастырь

    Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

    Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).

    Читайте также:  Аристократ как состояние души!

    В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

    Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора [2, с. 232]. Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов, П. М. Еропкин.

    Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

    Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода.

    Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан «с добрым порядком». В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста.

    Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

    П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса.

    Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом.

    С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

    Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монастыря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои:

    «В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт… и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения… а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется» [Цит. по: 2, с. 337]. Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Внешний вид Троицкого собора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

    Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года [2, с. 338].

    В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах.

    Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего-лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине [2, с. 341].

    Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

    Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

    Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором — во имя Фёдора Святославовича.

    Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет.

    Для решения этой проблемы он попросил: «…на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки» [Цит. по: 2, с. 453].

    Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

    Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е.

    Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы.

    Его строительство началось в мае следующего года.

    В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой — площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

    30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.

    Авторство скульптурного убранства храма принадлежит Ф. И. Шубину. После постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту, никогда не менял внутренний облик.

    Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса, «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.

    18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).

    В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом.

    Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил».

    Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: «Здесь лежит Суворов».

    Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Надвратная церковь Александро-Невской лавры

    С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеритинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.

    В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

    Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М.

    Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

    В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором — церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

    К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

    В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

    К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

    В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры.

    С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения.

    Тихвинская церковь Ново-Лазаревского кладбища была передана почте.

    В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

    В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

    В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.

    Читайте также:  Чемпионат мира по футболу 2019: расписание матчей

    Источники:

    1. Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. — Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.
    2. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. — Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.
    3. Жигало М. В., Тукиянен И. А. Самые известные храмы Санкт-Петербурга. — Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 — 285 стр.
    4. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления. — Издательство «Центрполиграф», 2004 — 782 стр.

    Александро-Невская Лавра

    Во времена постройки монастыря считалось, что именно на этом месте в 1240 г. и произошла битва дружины князя со шведами.

    Строительство этого монастыря имело как религиозное, так и политическое значение — канонизированный православной церковью Александр Невский рассматривался как божественный покровитель православных россиян в борьбе с извечным врагом -Швецией. Этот глубоко почитаемый Петром святой стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1724 г.

    по приказу Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в новую столицу. Сначала их поместили в только что освященную Александро-Невскую церковь, а впоследствии перенесли в главный собор монастыря — Троицкий.

    Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый.

    Здесь он желал претворить в жизнь свою идею «утилитарного» использования монашества для служения миру — он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение.

    При нем были учреждены госпиталь, богадельня, типография и школа для детей священнослужителей, которая впоследствии приобрела статус Духовной семинарии и Духовной академии — высшего учебного заведения патриархии (они существуют по сей день).

    Первоначальный проект Александре-Невского монастыря составил архитектор Трезини. Первой была построена Благовещенская церковь, сохранившаяся почти без изменений до наших дней. Ее с полным правом называют первым российским Пантеоном — в начале XVIII в.

    она служила усыпальницей членов царской семьи и видных государственных деятелей. Здесь похоронены царевна Наталья Алексеевна, царица Прасковья Федоровна, любимый маленький сын Петра I Петр Петрович, правительница Анна Леопольдовна.

    Позже в Благовещенской церкви похоронили великого русского полководца Суворова, на надгробии которого — лаконичные державинские строки «Здесь лежит Суворов».

    Двухэтажное прямоугольное здание Благовещенской церкви в стиле русского барокко послужило образцом для более поздних монастырских построек — Федоровской церкви и угловых башен.

    Ансамбль монастыря продолжал развиваться на протяжении всего XVIII в. Над въездными воротами появилась надвратная церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

    Композиционным центром Александро-Невского монастыря стал Свято-Троицкий собор, сооруженный по проекту архитектора Старова в конце XVIII в.

    Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, но со своей особенностью: вместо икон его украшали живописные произведения кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, многих известных русских художников. Над входом в собор -золоченые фигуры ангелов, несущие орден Святого Александра Невского.

    Главной святыней храма были мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, хранившиеся до революции в великолепной серебряной раке, изготовленной по велению императрицы Елизаветы Петровны.

    Сейчас рака находится в Эрмитаже, а сами мощи, переданные при советской власти в Музей истории религии и атеизма, давно возвращены обратно в собор.

    Ковчег с мощами стоит справа от иконостаса, около него обычно много народу.

    Богослужение в Троицком соборе всегда отличалось красотой и торжественностью. Хор митрополичьих певчих в лавре ничем не уступал придворным певчим.

    Собор часто посещали русские императоры и вносили богатые вклады, среди них золотые священные сосуды, золотые кресты, драгоценные престольные Евангелия.

    Одним из самых важных праздников столицы был день чествования святого Александра Невского, когда совершался торжественный крестный ход из Казанского собора в лавру и обратно.

    К концу XVIII в. Александро-Невский монастырь постепенно превратился в один из духовно-культурных центров Российской империи. В 1797 г. он получил высший статус православного монастыря — лавры.

    Огромный, похожий на крепость монастырь занимает целый остров между Невой, Монастыркой и Обводным каналом. Традиционные для древнерусских монашеских обителей крепостные стены заменены здесь соединенными между собою монастырскими корпусами. В Александро-Невской лавре находятся несколько старинных кладбищ, объединенных в Музей городской скульптуры.

    В Некрополе XVIII в. (Лазаревское кладбище) более тысячи надгробных памятников. Здесь находятся могилы великого русского ученого Ломоносова, писателя Фонвизина, деда Пушкина Ганнибала, архитекторов Кваренги, Старова, Воронихина, Росси, скульпторов Шубина, Козловского, Мартоса и многих других, чьими замечательными творениями любовались мы, гуляя по Петербургу.

    В Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) около 200 надгробий, многие из которых поражают изысканностью и пышностью. Здесь похоронены писатели Карамзин, Крылов, Достоевский, композиторы Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глинка, художники Шишкин, Куинджи, Кустодиев, известные артисты, государственные и общественные деятели.

    Особыми узами связана Александро-Невская лавра с семьей Достоевских. Жена Федора Михайловича Анна Григорьевна писала в своих воспоминаниях: «С Александро-Невской лаврой в Петербурге соединены многие важные для меня воспоминания: так в единственной приходской церкви (ныне монастырской) Лавры, находящейся над главными входными вратами, были обвенчаны мои родители.

    Сама я родилась 30 августа, в день чествования св. Александра Невского, в доме, принадлежащем Лавре, и давал мне молитву и меня крестил лаврский приходской священник. На Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры погребен мой незабвенный муж, и, если будет угодно судьбе, найду и я, рядом с ним, место своего вечного успокоения.

    Как будто все соединилось, чтобы сделать Александро-Невскую лавру самым дорогим для меня местом в мире».

    Есть в Лавре и могилы уже нашего времени. За Свято-Троицким собором расположено Никольское кладбище, названное так по церкви во имя святого Николая Чудотворца. На этом кладбище в 2000 г.

    был похоронен первый мэр Санкт-Петербурга, вернувший городу историческое имя, Анатолий Собчак.

    Там же находятся могилы депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой и сына Анны Ахматовой и Николая Гумилева Льва Гумилева.

    Перед собором — так называемая Коммунистическая площадка, там в 1920-1930-х гг. хоронили старых партийцев, комсомольцев, работников ЧК, погибших при выполнении задания. Есть могилы с леденящими душу надписями вроде «Погиб со всей семьей при нападении на квартиру бандитов» или «Погиб на производстве».

    Сейчас все здания лавры, при советской власти использовавшиеся различными организациями, не имевшими никакого отношения к религии, возвращены церкви. Изрядно пострадавшие от безжалостного течения времени и ненадлежащего обращения, они ремонтируются и реставрируются.

    Александро-Невская лавра была главным мужским монастырем Санкт-Петербурга, а главным женским был Воскресенский Новодевичий монастырь, заложенный во времена императрицы Елизаветы Петровны на месте бывшего Смоляного двора. Туда мы сейчас и направимся.

    Нам надо ехать на метро до станции «Чернышевская», затем по проспекту Чернышевского выйти на Шпалерную улицу и идти по ней до самого конца — площади Растрелли.

    Монастырь впоследствии был переведен отсюда, зато здесь сохранился великолепный Смольный собор — творение великого Растрелли.

    Посетителям

    • Адрес: наб. р. Монастырки, 1. Метро «Площадь Александра Невского».
    • Свято-Троицкий собор -действующий, службы ведутся ежедневно.
    • Некрополь XVIII в. открыт ежедневно, кроме чт, с 09.30 до 18.00 (зимой с 11.00 до 16.00), касса закрывается на 30 мин. раньше.
    • Некрополь Мастеров искусств открыт ежедневно с 09.30 до 21.00 (кассадо 20.30), в чт до 18.00, зимой с 11.00 до 16.00, касса закрывается на 30 мин. раньше.
    • Телефон Музея городской скульптуры, в чьем ведении находятся некрополи: 274-26-35.
    • Билет, дающий право на посещение обоих некрополей, стоит 150 р., льготный (школьники, пенсионеры) — 50 р., студенты -бесплатно.
    • Билет в Благовещенскую усыпальницу стоит 100 р., льготный — 50 р.

    Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

    Духовным центром северной столицы России является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Мужская обитель была обустроена по приказу Петра I и более 300 лет выполняет свои функции.

    Архитектурный ансамбль монастыря входит в число наиболее популярных достопримечательностей города. Александро-Невская Лавра в Санкт – Петербурге привлекает паломников и туристов из разных уголков России и зарубежных стран.

    Посетители имеют возможность осмотреть монастырь, некрополи, памятники, музей, действующие в Лавре.

    История

    Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

    Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян.

    Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.

    Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

    В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г.

    монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

    Святые и Святыни

    Паломники приезжают в Лавру, чтобы поклониться праху великого князя Александра Невского, помолиться перед чудотворными иконами (Серафима Саровского, «Невской Скоропослушницы», «Достойно есть») и мощами святых Киево-Печерских старцев, а также осмотреть другие святыни.

    Читайте также:  Михайловский замок в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

    Святые Лавры

    С историей существования монастыря связаны имена почитаемых в православии святых. Они были насельниками лавры и провели часть своей жизни в её стенах. Широкой известностью среди паломников пользуются святитель Иннокентий, чудотворец Иоанн Кульчицкий, мученик Вениамин Казанский. В 2000 г. был канонизирован преподобный Серафим Вырицкий. В годы 2-ой мировой войны он прославился своим молением на камне. В наши дни его келья была преобразована в часовню, которая открыта для посещения.

    Мощи св. Александра Невского

    Главной святыней Лавры являются мощи святого князя Александра Невского – покровителя обители. Изначально рака с останками находилась в городе Владимире и была торжественно перемещена в северную столицу по приказу царя Петра I. В августе 1724 г. реликвию разместили в Благовещенском храме Санкт – Петербурга. По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, для хранения княжеских останков был изготовлен новый ковчег. Его отлили из серебра на Сестрорецком оружейном заводе.

    В 20-е гг. прошлого века, в период борьбы с религией, мощи святого извлекли из хранилища и выставили на обозрение в музей атеизма. Драгоценная рака была передана в фонд Государственного Эрмитажа.

    Патриарх Алексий II вернул святыню на подобающее ей место. В 1989 г. состоялось перенос останков благоверного князя Невского в Троицкий собор на территории Лавры.

    Ежегодно в памятную дату (3 июня) в обители проводится праздничный молебен перед мощами святого.

    Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница»

    Особым почтением среди прихожан и паломников пользуется икона с ликом Богоматери «Скоропослушица». Она является копией оригинальной святыни, хранящейся в монастыре Дохиар на Афонской горе.

    В изначальном виде, Божья Матерь была запечатлена одна, а при создании списка её изобразили с младенцем Иисусом на руках. Новую «Скоропослушницу» привезли в Россию иеромонахи Варсонафий и Афанасий в конце 19 в. Образ поместили в Александровскую часовню.

    После того, как лик непостижимым образом не пострадал от огня во время пожара, его стали наделять чудодейственной силой. Икона смогла уцелеть в годы жестокой борьбы с культом.

    В период блокады Ленинграда, образ «Скоропослушницы» был выставлен во Владимирском храме, вместе с иконой Казанской Божьей Матери. Верующие обращались к ликам Богоматери с просьбами о помощи и небесном заступничестве.

    Считается, что молитвы, произнесенные перед «Скоропослушницей» находят быстрый отклик. Потому икона получила такое название. Для большей ясности российскую копию стали именовать «Невской Скоропослушницей». С конца 50-х гг.

    прошлого века местом её постоянной дислокации является Свято-Троицкий собор Лавры.

    Комплекс зданий

    Архитектурный ансамбль монастыря создавался в 17-18 вв. Для него характерны черты барочного и классического стилей. Проектирование и строительство производилось при участии известных зодчих – Д.Терзини, И. Старова,Т. Швертфегера, М. Д. Расторгуева. Жилые и служебные корпуса образуют каре вокруг внутреннего двора. Каждый корпус имеет собственное название, указывающее на его предназначение – Митрополичий, Духовской, Семинарский, Ризничий, Библиотечный. По углам размещены башни. На территории обители действуют 15 храмов. На берегу р.Монастырки (в прошлом Черная речка) воздвигнута 2-х этажная Благовещенская церковь(1724 г.). Она имеет прямоугольную форму.

    Вершина увенчана 8- гранным куполом. Это одна из старейших в городе церквей, построенных из камня. Внутренний интерьер украшает лепка (братья Росси), настенная роспись (И. Никитин, И. Вишняков), иконы (Г. Гзель).

    В крипте находятся усыпальницы многих выдающихся людей. Над входом в монастырь обустроена Надвратная Скорбященская церковь (Божьей Матери Всех Скорбящих Радость). Она предназначалась для ремесленников и торговцев, обслуживающих нужды лавры.

    Мансардное положение обусловило скромные, по величине, размеры храма.

    Свято-Троицкий собор

    Ядром монастырского комплекса является Свято-Троицкий собор. Здание было сооружено в конце 18 века. Ему присущи черты классического архитектурного стиля. Центральный фасад имеет вид портика с 6 –ю колоннами. Верхняя часть выполнена в форме треугольника. Внешний декор здания составляют скульптуры, иллюстрирующие отрывки из Ветхого и Нового Завета. Они изготовлены по эскизам известного российского зодчего Ф.Шубина.

    Внутреннее пространство собора имеет 3-х нефовое разделение. Стены вокруг иконостаса покрыты мрамором. Алтарная перегородка сделана из бронзового литья с изящным рисунком. Своды и купол расписаны по наброскам Д. Кваренги. К храму примыкает 2 колокольни высотой 47 м. На них установлены колокола, в т.ч. «Благовестник» (вес – 18 т).

    Казачье кладбище

    На территории Лавры в 18 – 20 вв. было обустроено несколько мест для погребений. На кладбищах внутри обители хоронили монахов, священнослужителей, горожан. Самым известным монастырским некрополем является Внутреннее Александро – Невское кладбище. Его также именуют Казачьим. В память о казаках, погибших во время разгона демонстрации большевиков в июле 1917 г. В исторических документах зафиксирована официальная дата открытия некрополя – декабрь 1919 г.

    В годы Советской власти за местом закрепилось название Коммунистическая площадка. Место отвели для погребения участников гражданской войны, партийных функционеров, работников органов внутренних дел и ЧК. С 1930-х г. на Площадке стали появляться могилы известных ученых (Н.Марр, Б.

    Легран, М.Басов, И.Греков, С.Федоров и др.). Количество погребений увеличилось в период блокады. На территории кладбища нашли последний приют многие видные военачальники, герои Великой Отечественной войны. С 70-х гг.

    в некрополе допускается исключительно захоронение урн с прахом после кремации.

    Художественно – эстетическое значение имеют малые архитектурные формы (надгробия, стелы, саркофаги, обелиски и т.п.), широко представленные на кладбище. Помимо мирских, в некрополе расположены могилы служителей православной веры. Как правило, они отмечены крестами. В 2005 г.

    на территории Казачьего кладбища был установлен монумент под названием « Торжество православия». Он прославляет память людей, погибших в годы репрессий и антирелигиозной борьбы. Памятник изготовлен по проекту Э.Соловьевой. Общий план включает почти 450 могил.

    По оценкам историков, за период существования на Казачьем кладбище было похоронено свыше 700 человек.

    Памятники на территории

    Во время прогулки по территории Александро- Невской Лавры посетители имеют возможность осмотреть ряд памятников. Они были установлены в начале 2000 годов. У входа в обитель возвышается фигура Александра Невского. Святой покровитель монастыря изображен, сидящий верхом на коне. Скульптура напоминает о воинском и духовном подвиге прославленного князя. Создателем проекта выступил скульптор В.Казанюк. Площадь перед Троицким собором украшает монумент, посвященный Рождеству Христову. Высота стелы 7 метров. Про жертвенность Иисуса во имя всего человечества напоминает другая символическая скульптура. Она изображает круг с крестом внутри. Аллегорический образ установлен в монастырском саду в 2005г.

    В честь воссоединения Русской Православной церкви зарубежом с Московским Патриархатом был заложен особый поклонный крест. Его в 2013 г. воздвигли в Митрополичьем саду Лавры.

    К 300-летнему юбилею обители, который отмечался в 2013 году, было создано панно с изображением святого Александра Невского. Барельеф отлит из бронзы и закреплен на стене Просфорного корпуса.

    Митрополичий корпус Лавры отмечен памятной доской, которая указывает на место гибели священномученика Петра Скипетрова. Он пал от рук большевиков в январе 1919г.

    Мастерские

    Александро-Невская Лавра знаменита своими ремесленными мастерскими. В них создаются не просто предметы для отправления культа, а подлинные произведения искусства. О сбережении старинной иконографии заботятся специалисты, работающие в реставрационной мастерской. Ее организовали в конце 20 века по распоряжению епископа Назария. Активное участие в деятельности мастерской принимает профессор А.Крылов и иконописец Д.Мироненко. Под их руководством создан новый образ молящегося Александра Невского, изображенного на фоне Троицкой Лавры.

    Мастера, трудящиеся в художественно-ювелирной мастерской, производят предметы для богослужения. В своих работах, они используют разнообразные техники – литье, эмалирование, резьбу, гравировку.

    Ювелирные изделия выполнены из благородных металлов, драгоценных и поделочных камней, редких пород дерева, слоновой кости. В Федоровском корпусе обители с 2006. размещается швейная мастерская.

    Её сотрудники разрабатывают дизайн материалов для церковного облачения и декора храмовых помещений. Источниками вдохновения часто служат музейные экспонаты, старинные иллюстрации.

    С 1974 г. в Ленинграде действует творческая группа керамистов « Альфа». Она занимается созданием образцов новых фарфоровых изделий, в т.ч. с религиозной тематикой. Группа участвовала в выпуске штофа «Невский» с барельефом святого, пасхальных сувенирных яиц, серии фарфоровой посуды «Кижи».

    В 2007 году «Альфа» преобразована в отдельную художественную мастерскую, которая базируется на территории обители. Монастырь также имеет собственное гончарное производство. В гончарне налажено изготовление посуды, предметов домашнего обихода, игрушек. Продукция реализуется через магазин.

    Кроме того, в выходные дни для посетителей Лавры организуются мастер-классы. Их участники обучаются навыкам гончарного ремесла.

    В конце 90-х гг. 20 в. при монастыре была организована киотная мастерская. Она специализируется на создании и реставрации окладов для хранения икон. Мастера также проводят консультации о правильном обустройстве иконостаса в домашних условиях.

    Особое место среди монастырских мастерских занимает печатно – графическая. Ее основная продукция – литографии, линогравюры, офорты. В процессе работы применяются старинные технологии ручного печатания. Иллюстрации обладают высокохудожественной ценностью.

    Они издаются малыми тиражами и являются предметами коллекционирования.

    Расписание богослужений

    Доступ для прихожан и туристов открыт в Лавру каждый день с 5.30 до 23 ч. Богослужения в Свято-Троицком соборе проходят согласно установленному распорядку:

    • молебен в 6 ч. утра (понедельник- суббота)
    • полунощница в 6.20ч. утра (понедельник- суббота)
    • ранняя литургия в 7 ч. утра (воскресенье)
    • поздняя литургия в 10 ч. утра (суббота – воскресенье и в церковные праздники)
    • вечерняя в 17 ч. вечера (понедельник-воскресенье)

    В церкви Феодора Новгородского совершается поздняя литургия в 10 ч. (понедельник- пятница) и вечерняя служба в 17 ч. (воскресенье- четверг). Священнодействие (литургия) в Надвратной церкви происходит в 7ч. утра с понедельника по субботу.

    Где находится и как добраться

    Лавра расположена на Монастырском острове. Ее официальное местонахождение – Набережная Монастырки, дом.1. Проще всего доехать до обители на метро по Невско-Василеостровской линии. Выход на ст. «Площадь Александра Невского».

    Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге на карте

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector