Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Одно из замечательных мест города на Неве — Адмиралтейская набережная, в ходе прогулок по которой можно наслаждаться пейзажами и архитектурой. С неё открываются прекрасные виды на Сенатскую площадь, Исаакиевский собор, Михайловский дворец, Университетскую набережную (на противоположном берегу).

Сама набережная небольшой участок левого берега Большой Невы — менее 500 метров. Её начало — перекрёсток Дворцового проезда с Дворцовой набережной и одноимённым мостом.

Окончание прогулки по Адмиралтейской набережной — возле Медного всадника, установленного на Сенатской площади. Практически каждое здание на ней — знаменательное место.

Главное из них, конечно, дворец Адмиралтейства, давшее название набережной и пристани, расположенной рядом. Отсюда отправляется множество экскурсий по рекам и каналам.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Один из корпусов Адмиралтейства, © Ярослав Глухов

Дома на Адмиралтейской набережной

Зданий здесь мало — всего 8. Притом дома № № 2 и 16 — это павильоны самого Адмиралтейства. В 1880-х годах территория возле дворца была продана, в результате появилось несколько доходных домов, закрывших вид на Адмиралтейство и, как считают многие, испортившие исторический вид набережной.

Дом 4 — это здание школы № 225, которая открыта с 1958 г. Ранее на этом месте был доходный дом, построенный в 1888 г. Там же находился театр Панаева. Следующее здание — дом № 6. Это доходный дом Т. В. Макаровой, сейчас здесь расположено несколько частных организаций.

Далее, двигаясь вниз по течению Невы, можно увидеть дворец великого князя Михаила Михайловича — это дом № 8. В советские годы здесь располагалось Главное управление торговли Ленинграда, а теперь находится страхования компания «Росно». После реставрации 2006 г. любители истории могут осмотреть помещения, принадлежавшие князю.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Дом № 10 ранее также был доходным, как и большинство строений набережной. Принадлежал Н. О. Рукавишниковой. Место интересно тем, что в 1890 и 1893 гг. здесь жил великий композитор П. И.

Чайковский, а с 1906 по 1910 гг. — князь, русский физик и один из основателей сейсмологии Б. Б. Голицын. В советские годы здание занимало консульство ГДР.

Сегодня напротив дома № 10 находится плавучий ресторан «Кронверк».

Дома № № 12 и 14 ранее принадлежали Дворянскому и Крестьянскому банкам. С 1913 г. эти здания представляют собой единый ансамбль. Сегодня дом № 12 занимают гостиницы.

Причалы

С причалов Адмиралтейской набережной отправляется множество теплоходов, катеров. Водный транспорт можно использовать, чтобы добраться до какого-то конкретного места, или просто заказать обзорную экскурсию по рекам и канала. Есть дневные и ночные экскурсии, с выходом в Финский залив, с обзором разводных мостов. Отсюда отправляются теплоходы до Петергофа.

Панорама Адмиралтейской набережной на Яндекс картах

Основные пристани:

  • Спуск со львами — пожалуй, самая знаменитая;
  • Адмиралтейство — напротив дворца;
  • Петровский спуск;
  • Медный всадник.

Центральная — напротив Адмиралтейства, находится всего в 15 минутах от станции метро «Адмиралтейская» (800 метров).

Памятники, скульптуры

Вся набережная — сплошное произведение искусства. Но есть на ней несколько объектов, достойных отдельного упоминания.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Один из двух львов на «спуске со львами» возле Адмиралтейства, © Евгений

Спуск со львами на Адмиралтейской набережной

Львы — один из символов Санкт-Петербурга и самые узнаваемые представители семейства кошачьих в городе. Скульптуры были установлены на Дворцовой пристани в 1832 г. — они и Южный спуск Дворцового моста представляют собой единую композицию. Львы медные, созданы мастером И. Прангом на Александровском чугунолитейном заводе Санкт-Петербурга. Идея и модель — И. П.

Прокофьева. Там же по рисунку Л. Шарлеманя были изготовлены пьедесталы для них. Внутри львы полые, но во время последней реставрации был добавлен прочный каркас. Дело в том, что львы полюбились приезжим и каждый турист считает своим долгом сфотографироваться сидя на спине одного из этих животных. Однажды скульптура не выдержала — спину льва пришлось восстанавливать.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Парфировая ваза у Петровского спуска , © Андрей Масхлая

Порфировые вазы

Вазы, ныне украшающие Петровский спуск, были изготовлены на гранильной фабрике в Швеции. В 1830 г.

их доставили в Санкт-Петербург как подарок шведского короля, а 2 года спустя установили рядом со львами, на Дворцовой пристани. В 1873—1873 гг. вазы переместили на Петровский спуск. В 2013 г.

на вазах было обнаружено большое количество трещин. Они были отправлены на реставрацию, которая длилась год.

Царь-плотник

Скульптура изображает Петра I, который обучается кораблестроительному мастерству. Изготовлена по проекту архитектора А. И. фон Гогена, скульптором Л. А. Бернштамом. Композиция была установлена в 1910 г.

, но демонтирована спустя 8 лет. Тогда подобная участь постигла многие памятники Петру I — как «не имеющие художественной ценности». В 1996 г.

скульптура вернулась на берег Невы — правительство Нидерландов подарило городу копию утраченного памятника.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Памятник Петру I — «Царь-плотник», © Ирина Дементьева

Пётр I спасает утопающих в Лахте в 1724 году

Это вторая скульптура у здания Адмиралтейства, посвящённая императору Петру I, она не сохранилась до наших дней. «Плотник» был установлен с западного крыла, а «Пётр, спасающий рыбаков» — с восточного. Обе скульптуры были изготовлены одними и теми же мастерами и куплены императором Николаем II на выставке в Нидерландах.

С этим памятником связана история, когда Пётр в ноябре 1724 г. бросился в ледяную воду спасать тонущих рыбаков. Тогда он сильно простудился. Оправится от болезни император уже не смог и 28 января 1725 года умер.

Медный всадник

Ещё один памятник Петру I, установленный на берегу Невы и ещё один символ Санкт-Петербурга. Скульптура была установлена на Сенатской площади 7 августа 1782 года.

Создавали памятник сразу несколько мастеров: конную статую вылепил Этьен Фальконе, голову его ученица Мари Анн Колло, а змею — Фёдор Гордеев. Для грандиозной скульптуры требовался соответствующий постамент — его нашли в окрестностях деревни Конная Лахта.

Когда Гром-камень извлекли из земли на его месте остался огромный котлован. Со временем он заполнился водой, образовав Петровский пруд — он существует до сих пор.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

История

История набережной начинается с 1704 г., когда было построено главное здание на этом участке — Адмиралтейский дворец.

Часть берега рядом с Адмиралтейством была своего рода речными воротами: сюда доставлялись сырьё и материалы для строительства, здесь корабли спускались на воду. В 1818 г. были построены пристани у западного и восточного павильонов дворца.

А в 1832 свой пост у Адмиралтейства заняли знаменитые сторожевые львы. Тогда же были установлены декоративные вазы.

Собственно, набережная здесь была организована в 1844 г., когда строительство судов перенесли в Галерную гавань. Название ей дало здание Адмиралтейства, но с 1918 по 1944 годы она называлась Набережная Рошаля — по имени революционера.

За время существования на улице появлялись новые памятники и скульптуры. Некоторые сохранились по сей день, другие были безвозвратно утрачены.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Места рядом

Адмиралтейская набережная сама по себе приятное место для прогулок. Рядом с ней находится ещё несколько интересных мест — можно посетить их во время прогулки.

Самым знаковым из них является Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 4).

Адмиралтейская набережная соседствует с Дворцовой, на которой находится ещё одна знаменитая достопримечательность Санкт-Петербурга — Государственный Эрмитаж.

В окрестностях Адмиралтейства, в шаговой доступности от метро находится множество кафе и ресторанов, в которых можно перекусить и просто отдохнуть во время прогулки.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Вид на разведение Дворцового моста, © a.v.komova

Для гостей северной столицы здесь же, на набережной находятся отели и хостелы. В одном из флигелей Адмиралтейства находится Военно-морской политехнический институт (Адмиралтейский проезд, д. 2).

Примерно в километре от Адмиралтейства, вниз по течению Невы, на Английской набережной находится ЗАГС.

Городские поверья

Адмиралтейская набережная — не просто место, где приятно прогуляться, любуясь пейзажами. Местные жители считают это место особенным, целебным в энергетическом плане.

Считается, что, если что-то не ладится, или есть проблемы со здоровьем нужно приходить на набережную и проводить здесь какое-то время.

Даже ласточки, прилетая с юга после зимовки, первым делом летят именно к Адмиралтейству.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Как добраться

Доехать до Адмиралтейской набережной можно на метро — до станции «Адмиралтейская» Фрунзенско-Приморской линии. От неё всего 800 метров — это примерно 15 минут пешком.

Рядом с улицей проходит множество автобусных и троллейбусных маршрутов, в частности:

  • Автобусы № № 10, 191, 22, 24, 3, 7.
  • Троллейбусы № № 1, 5, 7, 10, 11, 17, 22.
  • Маршрутка № К 169, К-306.

Ехать до остановок: «Дворцовая набережная», «Адмиралтейский проспект», «Малая морская, 20», «Исаакиевский собор», «Метро Адмиралтейская».

Адмиралтейская набережная с западной стороны граничит с Дворцовым проездом и набережной, с восточной — с Сенатской площадью и Английской набережной. Дворцовый проезд — это продолжение Невского проспекта. На машине из центра до Адмиралтейства можно доехать по нему.

Если ехать планируется с Васильевского острова — на набережную можно попасть по мостам Дворцовому или Благовещенскому.

Здесь нужно быть внимательными — мосты разводятся в ночное время: Дворцовый с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55, Благовещенский с 1:25 до 2:45 и с 3:10 до 5:00.

Видео об Адмиралтейской набережной (с 3:00)

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Адмиралтейская набережная Санкт-Петербурга

  • Адмиралтейская набережная одна из самых коротких в Петербурге.
  • Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
  • С момента постройки города в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году эта часть берега большой использовалась для строительства судов в Адмиралтействе.
  • Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
  • Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
  • Петропавловская крепость Санкт -Петербурга

Но зато наверное это самая посещаемая туристами набережная. Она проходит по левому берегу реки Большой Невы и 2-го Адмиралтейского острова.Набережная появилась когда в 1844 году строительство судов перенесли в галерную гавань и были засыпаны все каналы и бассейны на его территории.История строительства Петропавловской крепости

  1. Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
  2. С -Петербургская стрелка Васильевского острова
  3. Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Читайте также:  День вмф в 2019 году в санкт-петербурге: программа мероприятий

Вид на Петропавловскую крепость. Это еще Дворцовая набережная. Это место я снял не случайно. Раньше Дворцовый спуск находился именно здесь, но в связи со строительством Дворцового моста его перенесли ниже по течению Невы к восточному флигелю Адмиралтейства и он теперь на Адмиралтейской набережной. Туда же с Петровского спуска были перенесены и львы, которые были установлены на гранитные и чугунные пьедесталы. Такой была набережная при императоре Павле I в 1881 году.

Как видите раньше львы и вазы стояли вместе. Порфировые вазы подарили шведы. А сверху львы еще одни. Сейчас львы на спуске в одиночестве, а вазы переехали дальше, ближе к Медному всаднику.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Литография картины 1840 года.Рядом Эрмитаж, но теперь спуск от него дальше.

  • Дом 2. Восточный флигель Адмиралтейства
  • От  Дворцового моста и начинается Адмиралтейская набережная Петербурга.
  • Кунсткамера — первый музей С-Петербурга
  • Про все дома набережной писать смысла нет. Кому интересно, читайте здесь — Адмиралтейская набережная
  • Петербургское  Адмиралтейство
  • История и легенды петербургского Исаакиевского собора
  • Заканчивается набережная у  Медного всадника (история создания памятника)
  • Отсюда начинается уже Английская набережная Санкт-Петербурга
  • Зимняя Адмиралтейская набережная и красный Дворцовый мост

На месте старого причала, теперь как раз Дворцовый мост.В  1832 году Дворцовую пристань украсили декоративными вазами и скульптурными фигурами львов. Набережная носит название Адмиралтейской с 1874 года. В 1879 году по набережной было открыто движение.Знаменитые львы. По мнению краеведов и блогеров, они являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга. Львы выполнены методом чеканки из листовой меди; фигуры изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева.Этот дом единственный, который не сохранился с императорских времен — доходный дом Панаева ))) он стоял сразу же за флигелем и был красного цвета — бросался в глаза.Именно в нем находился Панаевский театр и состоялось дебютное выступление Шаляпина. В 1917 г. здание сгорело и затем было разобрано.Раньше в этом месте набережной стоял памятник Петру спасающему людей во время наводнения (это исторический факт). После этого он сильно простудился и вскоре скончался.Бронзовый памятник стоял напротив восточного павильона Адмиралтейства и был торжественно открыт 27 июня 1909 года. Автор — скульптор Л. А. Бернштам, живший в Париже. Скульптуру убрали большевики, как «антихудожественную» в январе 1919 года. Ничто человеческое царям не должно быть присуще. А уж о добрых делах или героических поступках… и говорить нечего.Гранитной набережная стала после упразднения верфей Адмиралтейства и засыпки каналов. В гранит её одели военные инженеры В. М. Карлович и С. С. Селенинов.Памятник «Царю-плотнику». И он был снесен большевиками как «антихудожественный».Раньше памятник стоял немного дальше — напротив западного павильона Адмиралтейства. На нем молодой Петр I работает над лодкой — обучается корабельному делу в голландском городе Заандаме.Памятник был открыт 14 июня 1910 года. Снесен в январе 1919 года. Это новодел — подарок Голландии. Такой же установлен в 1911 году на главной площади Заандама (Голландия). Архитектор А. И. фон Гоген, ск. Л. А. Бернштам.Западный флигель Адмиралтейства.Причал с гигантскими  вазами. Летом и осенью он весь заставлен прогулочными катерами. В таком виде его можно увидеть только ранней весной или зимой )) После причала начинается сужение пешеходной части набережной.Греются на солнышке.В 1923 году набережная получила название — «Набережная Рошаля», в честь Семена Григорьевича Рошаля (1896-1917) — председателя Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов. Не путайте со знаменитым врачом.К счастью ей вернули историческое название.Западный флигель Адмиралтейства.В 1819 -1821 годах в этом месте был построен Исаакиевский наплавной мост. По обеим сторонам опор моста находились спуски к Неве, чтобы жители могли брать воду из Невы и садиться на суда.Адмиралтейская набережная в день ВМФ. На Неве выстраиваются корабли. Именно здесь они проходят во время морского парада. Напртив памятника Петру I устанавливается трибуна для почетных гостей.Санкт-Петербург — еще и морская стоица России.А теперь пересемся в зимнее время.

Оптимальный (на мой взгляд) маршрут и не очень утомительный на карте ниже — от метро Адмиралтейская до метро Адмиралтейской )) — этакая кругосветка по центру Петербурга (общее расстояние около 6 км). Карта кликабельна. Перекусить по дороге можно в Новой Голландии… в тюрьме Бутылке (не лезь в бутылку, это оттуда). Но сейчас с этим (поесть имею ввиду)), вообще проблем нет в любом уголке города.

Около Зеленого моста можно сесть в кораблик и отправиться по «Золотому кольцу Петербурга на кораблике» ))) заодно и ноги отдохнут. Оттуда начинается ИМХО лучший и самый продолжительный маршрут по рекам и каналам — Мойка, Нева, Фонтанка, Крюков канал и опять Мойка.

Кроме того, не отказывайтесь фотографироваться у местного фотографа который будет ходить по кораблику.

После окончания, можно за 400 руб купить небольшую тарелочку на холодильник со своим лицом на фоне видов Петербурга ))) очень симпатичный сувенир по адекватной цене! Их сделают оперативно и предложат сразу же при сходе с корабля.

Дворцовая набережная Санкт-Петербурга зимой

Английская набережная Санкт-ПетербургаУниверситетская набережная Санкт — ПетербургаПетроградская набережнаяПетровская набережнаяОктябрьская набережная — самая длинная набережная С-ПетербургаНабережная реки Карповки в ПетербургеАптекарская набережнаяПесочная набережная Санкт — ПетербургаМытнинская набережная Санкт-ПетербургаНабережная реки Фонтанки. Часть №1Пешком по Фонтанке. Часть №2Набережная реки Фонтанки. Часть №3 Набережная реки Мойки. Часть 1Набережная реки Мойки. Часть 2Набережная реки Мойки. Часть 3

Старые фото и картинки (С) из интернета

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная — самая молодая из всех парадных набережных исторического центра Петербурга. Она находится на том месте, где до перевода верфи из Адмиралтейства находились стапеля со строящимися кораблями.

История этого места вероятно старше, чем история самого Петербурга. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года на месте старого поселения Гавгуево, значит к началу XVIII века на этом берегу Невы стояли крестьянские избы. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно.

В 1806-1823 годах здание Адмиралтейства перестраивалось по проекту архитектора А. Д. Захарова. В это время на берегу Невы появились два павильона, ограничивающие пространство верфи по бокам. Одновременно с работой над проектом верфи Захаров занимался и проектом благоустройства прилегающего к ней берега Невы. Промышленное сооружение явно портило парадную панораму Петербурга.

Одним из первых архитекторов, обратившихся к теме обустройства берега напротив Адмиралтейства, стал молодой Карл Росси. Для получения звания архитектора ему требовалось предоставить аттестационной комиссии собственный проект.

Им и стала задумка преобразовать промышленную зону, построив над доками десять арок высотой 25 метров. По этим аркам должна была пройти новая набережная. Берег Невы Росси предложил украсить также тремя ростральными колоннами из разноцветного мрамора.

Одна увековечивала время строительства Адмиралтейства Петром Великим, вторая — время возведения памятника Александром I, а третья — победы русского флота во время правления Екатерины II. Размах фантазии молодого зодчего не увлёк опытных архитекторов.

Они понимали, что столь масштабные строения загородят Дворцовую и Английскую набережные. Звание зодчего Росси тогда так и не получил, но его проект остался в истории.

В 1865 году Городская дума предложила выдвинуть берег напротив Адмиралтейства вглубь Невы, устроить на новой территории проезжую часть, а территорию внутри верфи отдать под застройку обывательскими домами. Вырученные от продажи земли деньги пошли бы на обустройство набережной. Это предложение не было принято.

Воплощение замыслов по созданию Адмиралтейской набережной началось лишь в 1870-х годах. В 1871 году была образована комиссия при Министерстве внутренних дел. Её возглавил заместитель министра внутренних дел князь Лобанов-Ростовский.

В планы комиссии вошло: уничтожение всех строений внутри Адмиралтейского двора, перестройка внутреннего фасада здания для придания ему более благообразного вида, планировка освободившейся территории под двор Адмиралтейства и застройку жилыми домами, открытие проезда в главные ворота Адмиралтейства, устроение гранитной набережной вдоль Невы.

Планы комиссии были встречены весьма одобрительно. Журнал «Зодчий» в 1872 году писал:

«Безобразная часть Адмиралтейства, выходящая на Неву, наконец примет тот вид, который так давно желателен всем жителям Петербурга… Вдоль реки будет устроена гранитная набережная, около неё — небольшая аллея в виде бульвара, затем широкая улица, а далее — отведено место для будущих палаццо Северной Пальмиры» [Цит. по: 1, с. 14].

Читайте также:  Малая Садовая улица

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Вид на Неву от Зимнего дворца

Состоявшийся 7 февраля 1873 года конкурс на устройство гранитной набережной выиграло Русское Строительное общество. Ему была определена сумма в 365 000 рублей. Строительные работы согласно договору должны были завершиться к 1 ноября 1874 года.

Проект, составленный при участии инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова, начал реализовываться 14 августа 1873 года. Адмиралтейская набережная была возведена к 21 ноября следующего года. На части мостовой разбили газоны и посадили деревья.

На новой Адмиралтейской набережной устроили четыре причала. Два из них — с широкими ступенями, ограничивают магистраль с двух сторон. Пристань у восточного крыла Адмиралтейства существовала и до открытия набережной. Ещё в 1832 году она была украшена согласно рисункам К.

Росси двумя вазами и двумя львами. Вазы из полированного порфира были изготовлены на шведской Эльфдаленской гранильной фабрике. Полые фигуры львов и пьедесталы для них изготовлены на петербургском Александровском чугунолитейном заводе. Они созданы по эскизам Л. Шарлеманя.

После открытия Адмиралтейской набережной участки на ней были проданы под застройку. Автором проекта застройки выступил заведующий техническо-строительным отделом Городской управы архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.

Он разделил территорию на семь участков, здания на которых выстраивались в одну сплошную линию с отступами только от боковых корпусов Адмиралтейства. К 1874 году было продано всего два участка. Потенциальных покупателей отпугивали неудобные подъезды к домам. Тогда оставшаяся часть территории была перепланирована.

Из свободных пяти участком было сформировано четыре с дополнительными двумя проездами между ними (Азовский и Керченский переулки).

15 марта 1876 года был высочайше утверждён «эскиз фасада на постройку шести домов на набережной Адмиралтейства». Согласно документу, фасады четырёх зданий должны были быть одинаковыми. Н. Л. Бенуа предлагал использовать здесь только типовые украшения фасадов, дабы архитекторы частных заказчиков максимально придерживались его плана.

Шаблоны этих украшений должны были быть исполнены Карлом Карловичем Рахау. Но богатых людей, которые только и могли приобрести участки в центре Петербурга, не привлекала перспектива жить в домах с одинаковыми фасадами. Участки не покупались.

Поэтому в 1878 году было разрешено строить здания на Адмиралтейской набережной по разным проектам, лишь бы их высота была между 8,5 и 11 саженями (18-23,5 метра).

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Адмиралтейская набережная

В 1877-1880 годах для Общества взаимного поземельного кредита были построены дома №12 и 14. В 1880-1881 годах был построен дом Крестьянского поземельного банка (№10). В начале 1880-х годов возведён доходный дом Страхового общества «Россия» (№6).

Во второй половине 1880-х — дворец великого князя Михаила Михайловича (№8). Последним из построенных на Адмиралтейской набережных зданий в 1889 году стал театр Панаева (№4). Он сгорел в 1917 году.

Участок пустовал до 1970-х годов, когда здесь, с глубоким отступом от проезжей части, была построена школа.

Эти высокие здания полностью загородили собой дворовой фасад Адмиралтейства и уничтожили идею создания здесь новой парадной площади. Пресса того времени отмечала, что они «внесли некоторый диссонанс в единый композиционный замысел Андреяна Дмитриевича Захарова» [Цит. по: 1, с. 18]. Архитектор Н. Лансере об этом писал более прямо:

«В 1875-1878 годах с преступным легкомыслием морским министром Краббе (это имя следует помнить!) продана земля внутри двора (Адмиралтейства) в частные руки, и на набережной выросли скучные или безобразные громады, закрывшие совершенно Адмиралтейскую башню со стороны Невы» [Цит. по: 1, с. 25, 26].

Благодаря расположению в самом центре столицы, рядом с Зимним дворцом, дома на Адмиралтейской набережной заселили самые влиятельные и известные особы. Здесь жили министры, члены Государственного совета, банкиры, писатели, художники. В 1880-х годах здесь обитал художник Константин Егорович Маковский.

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Памятник «Царь-плотник» в день открытия

В дни празднования 100-летнего юбилея победы в Полтавской баталии на Адмиралтейской набережной перед восточным крылом Адмиралтейства при большом стечении публики открыли скульптуру «Пётр I спасает погибающих близ деревни Лахта в ноябре 1724 года». Она показывала императора, держащего двух спасённых им рыбаков. Ещё один рыбак протягивал к Петру руки из морской пучины. На открытии памятника присутствовала императрица Александра Фёдоровна.

Одновременно с этим памятником Николаем II была заказана и вторая скульптура — «Пётр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697», более известную как «Царь-плотник».

Его планировали установить напротив восточного крыла Адмиралтейства. Но к юбилею победы в Полтавской битве монумент не был готов. Его установили на Адмиралтейской набережной 14 июня 1910 года.

На открытии памятника присутствовал великий князь Николай Николаевич.

Постаменты обоих памятников были выполнены из красного гранита по эскизам архитектора А. И. фон Гогена.

В связи с постройкой нового постоянного Дворцового моста в 1914-1916 годах пристань у восточного крыла Адмиралтейства была передвинута несколько западнее. При этом порфировые вазы перенесли на другую пристань, к западному крылу Адмиралтейства. Чугунные пьедесталы львов заменили гранитными.

В декабре 1918 года Коллегия по делам искусств Наркомпроса РСФСР постановила демонтировать памятники Петру I на Адмиралтейской набережной, что в скором времени было исполнено. В 1922 году магистраль была переименована в набережную Рошаля. В 1944 году ей вернули прежнее имя — Адмиралтейская. После окончания Великой Отечественной войны был обновлён сквер на набережной.

В советское время появились предложения раскрыть северный фасад Адмиралтейства и всё таки создать здесь новую парадную площадь Ленинграда. В 1945 году подобный проект предоставил общественности архитектор О. Н. Захаров. Он предполагал максимальное сохранение построек своего предшественника. В своей книге «Архитектурные панорамы невских берегов» он писал:

Адмиралтейская набережная в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Панорама Адмиралтейства с Невы

«Скромные по архитектуре дворовые корпуса скрываются новыми северными корпусами, которые решаются в стиле существующего здания; и хотя повторяются его крупные элементы, но композиции одинаково парадных старого южного и нового северного фасадов будут совершенно различны: в существующем башня выдвинута вперёд и вблизи неё нет колоннад, а на предлагаемом северном фасаде эта башня читается в глубине, между двумя корпусами, и колоннады как бы сбегаются к ней, направляя сюда взор. Если в отдалённом будущем здесь будут снесены дома, расположенные по набережной, и на их месте разбит партерный сквер, то завершится создание самого грандиозного городского ансамбля, и в панорамах Невы полностью раскроется его главный элемент» [Цит. по: 1, с. 28, 29].

В конце XX века один из двух памятников Петру I вернулся на Адмиралтейскую набережную. В Голландии сохранилась копия «Царя-плотника», с которой сделали ещё одну копию монумента. Её поставили почти на прежнее место и на новый постамент 7 сентября 1996 года.

Одним из «открыточных» видов Петербурга долгое время являлся вид на колокольню Петропавловского собора, просматривающуюся между разведёнными крыльями Дворцового моста. На рубеже XX-XXI веков он оказался в частных руках.

К Адмиралтейской набережной пришвартовали плавучий ресторан «Кронверк», который закрыл собой этот вид с берега. Теперь его можно видеть только с палубы корабля-ресторана, предварительно заплатив за вход на него.

В 2011 году появились слухи о том, что ресторан установлен незаконно и его необходимо убрать. Но к лету 2012 года «Кронверк» находится на своём месте.

Современная Адмиралтейская набережная летом наводняется туристами. Здесь открываются кафе, продаются сувениры. С магистрали петербуржцы и гости города наблюдают за разведением Дворцового и Благовещенского мостов.

1 Соловьёва Т. А.: «Адмиралтейская набережная». Издательство «Крига», 2007 — 176 стр.

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная — набережная в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит по левому берегу реки Большой Невы и 2-го Адмиралтейского острова. Начинается от перекрёстка Дворцового проезда с Дворцовой набережной и Дворцовым мостом, заканчивается Сенатской площадью.

Читайте также:  Концерт филиппа киркорова в спб: #цветнастроения яркий

Многие жители Северной столицы уверены, что Адмиралтейская набережная обладает неким магическим свойством. Например, если у вас что-то не ладится или просто плохое настроение, то прогулка вдоль набережной поможет привести мысли в порядок и даст заряд энергии.

Содержание

  • История
  • Здания
  • Дворцовая пристань
  • Львы
  • Петровский спуск
  • Вазы
  • Царь-плотник

Именно здесь в 1704 году было заложено здание Адмиралтейства, которое впоследствии и повлияло на название улицы.

Первые предпосылки к появлению набережной появились значительно позже: лишь в 1844 году, после того как все судостроительные работы были перенесены в другое место — галерную гавань.

До этого никакой особой ценности улица не представляла. Скорее наоборот, из-за каналов для спуска судов, рвов и земляных валов она портила весь вид в центре города.

В 1832 году на Дворцовой пристани установили скульптуры львов и декоративные порфировые вазы, сделанные в Швеции. Сегодня местные экскурсоводы и краеведы считают, что это самые популярные львы Санкт-Петербурга.

В 1873 году началось строительство Адмиралтейской набережной, и уже через год ее торжественно открыли. Интересно, что на обустройство улицы было выделено 365 тысяч рублей.

Сначала предполагалось, что все здания на набережной будут одинаковыми, но участки земли не раскупались, поскольку состоятельные люди не желали жить в однотипных домах, а горожане попроще не имели возможности строить жилье в центре Петербурга.

Именно поэтому в 1878 году на Адмиралтейской набережной было разрешено строить любые здания, но их высота не должна была превышать 23,5 м. И в итоге улица стала очень известной: здесь жили влиятельные чиновники, банкиры, писатели и художники.

В 1910 году Адмиралтейская набережная была украшена скульптурой «Царь-плотник». Через восемь лет ее демонтировали. Лишь в 1996 году скульптура вновь была установлена: правительство Нидерландов подарило Петербургу ее точную копию.

Здания

Адмиралтейская набережная довольно короткая — всего 414 метров, по набережной всего 8 домов, которые имеют свою историческую ценность.

Первый и последний дома (№ 2 и № 16) на этой набережной — флигели Адмиралтейства (1823, архитектор — А. Д. Захаров).

В доме № 4 располагался театр Панаева, где впервые перед петербуржцами выступил Федор Шаляпин. Увы, в 1917 году дом сгорел, и в середине 20 века на этом месте построили школу.

Дом № 8 принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу, а спустя годы здесь находилось главное управление торговли Ленинграда. Сейчас часть здания занимает страховая компания, а парадные залы отреставрированы и открыты для посетителей.

В доходном доме Рукавишниковой (№ 10) в 1890 и 1893 жил композитор Чайковский, а в 1906—1910 годах — русский геофизик князь Б. Б. Голицын. В советское время время здание было выделено под генеральное консульство ГДР.

С начала XXI века у набережной, напротив дома 10 пришвартован плавучий ресторан на воде «Кронверк» («Весна»).

Дома № 12 и 14 — до 1917 года были зданиями Дворянского банка и Крестьянского банка. В настоящее время, в доме 12 функционируют гостиницы «Петровская пристань» и «Адмиралтейская набережная».

Дворцовая пристань

Первая Дворцовая пристань была построена в 1820—1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост.

Пристань была разработана архитектором Карлом Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I. Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства.

На пристани в 1832 году были установлены медные львы и порфировые вазы. В таком виде пристань находилась до третьей четверти XIX века: в 1873—1874 годах вазы были перенесены на Петровский спуск.

В 1914—1916 годах пристань со львами была перемещена на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства по причине строительства Дворцового моста. Работы по переносу пристани производил инженер А. П.

Пшеницкий.

Львы

Установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.

Сейчас пристань со львами находится у восточного павильона Адмиралтейства. Она находится рядом с Дворцовым мостом, составляя единый архитектурный ансамбль с его южным спуском.

Львы выполнены методом чеканки из листовой меди; фигуры изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. Чугунные пьедесталы для львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

Петровский спуск

Петровский спуск был построен в 1820—1824 годах инженером А. Д. Готманом одновременно с постройкой первой Дворцовой пристани, которая находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сам спуск находится у западного павильона Главного Адмиралтейства.

Вазы

Изначально установлены на Дворцовой пристани вместе со львами как украшение в 1832 году. Пристань с вазами находится у западного павильона Адмиралтейства (рядом с Медным всадником).

Две вазы выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: Чугунные пьедесталы для львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

Царь-плотник

Скульптура (скульптор Л. А. Бернштам, архитектор А. И. фон Гоген) была установлена в 1910 году перед западным павильоном Адмиралтейства. Статуя демонтирована в 1918 году, в 1996 правительством Нидерландов городу была подарена копия, установленная на набережной.

Адмиралтейская набережная северной столицы. История создания, расположение, композиция

Адмиралтейская набережная — любимейшее место в Санкт-Петербурге не только для жителей города, но и для его гостей. По мнению петербужцев, это набережная обладает особенной энергетикой, способной улучшить настроение и подарить энергетический заряд.

История Адмиралтейской набережной

В 1704 году здесь начали строительство здания Адмиралтейства. В последующем, оно оказало влияние на название улицы. В 1818 году здесь строят пристани. Идея создания набережнойпоявляется несколько позже, в 1844 году, когда работы по судостроительству перенесли. Ранее набережная использовалась в судостроительных целях.

Скульптуры львов и вазы, привезенные из Швеции, установили на пристани в 1832 году. Экскурсоводы называют скульптуры этих львов популярнейшими среди всех скульптур Санкт-Петербурга.

Строительство Адмиралтейской гранитной набережной начато в 1873 году. Проект был разработан при участии С. Селянинова и В. Карловича. Всего через год, в 1874, состоялось торжественное открытие. В тем времена, в районе Адмиралтейской набережной находился деревянный мост, сгоревший в пожаре в 1916 году.

При проведении строительных работ по возведению Дворцового моста в 1914-1916 годах пристань была перемещена чуть ниже переместили по течению реки.

Изначально планировалось, что строения на набережной будут однотипными. Однако, земельные участки плохо раскупались потому как, состоятельные люди не желали проживать в одинаковых домах, а простые горожане не имели возможности приобрести подобный дом.

Потому в 1878 году на Адмиралтейской набережной разрешили строить различные здания с ограничением по высоте в 23,5 метра. Это решение поспособствовало активному заселению набережной и, в скором времени, она стала популярной.

 Многочисленное количество известных деятелей искусства, политики стали жить на этой улице.

Еще одним украшением Адмиралтейской набережной стала скульптура «Царь-плотник». Она была установлена в 1910 году, однако, демонтирована спустя 8 лет. В 1996 году Нидерланды подарили точную копию той скульптуры и набережная вновь обрела свой первозданный вид.

Здания

Длина Адмиралтейской набережной небольшая — 414 метров. Заканчивается она Сенатской площадью. На набережной располагаются 8 домов, каждый из которых ценен историками. Например, дома No12 и No14, которые до 1917 года являлись зданиями Дворянского и Крестьянского банков.

Дворцовая пристань

Была построена в 1820-1824 годах. Располагалась у Дворцового проезда к Неве. Архитектором стал Карл Росси. Проект по облагораживанию территории Зимнего дворца находился под кураторством императора Николая I. В эти же годы было завершено строительство Петровского спуска у здания Главного Адмиралтейства. Он был построен А.Д.Готманом в 1820-1824 годах.

Строительные работы проходили в одно время со строительством Дворцовой пристани.

Львы

Пристань украсили львами в 1832 году. На сегодняшний день львы располагаются на пристани у Дворцового моста.

Вазы

Первоначально располагались на Дворцовой пристани рядом со львами. На сегодняшний день пристань располагается у западного павильона здания Адмиралтейства.

Как добраться до набережной?

Ближайшие к Адмиралтейской набережной станции метро «Адмиралтейская», «Исаакиевский собор»,»площадь Дворцовая».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector