По случаю выхода экранизации «Отблесков Этерны» вспоминаем историю написания цикла и строим догадки о том, как и когда он может завершиться.
Фильм «Этерна. Часть первая» уже вышел!
Подобно любому историческому событию, имеющему ряд предпосылок помимо непосредственной причины, появление монументального фантастического цикла «Отблески Этерны» растянуто во времени и не ограничивается моментом выхода из печати «Красного на красном» — первой книги, увидевшей свет в далёком 2004 году.
Но чтобы составить полную хронологию, придётся отступить ещё на пару лет в прошлое. Прологом к появлению «Отблесков Этерны» служит дебютный цикл писательницы, «Хроники Арции».
Дело в том, что мир, в котором разворачивалось действие первых романов Веры Камши, связан со вселенной, придуманной другим автором — Ником Перумовым.
И хотя Перумов отнёсся к «Хроникам Арции» благосклонно и лично отправил в издательство первый том, в дальнейшем из-за случившегося между Верой Викторовной и Перумовым недопонимания писательница прекратила работу над циклом. В онлайн-интервью с читателями она пояснила свою позицию так:
«Нет, он [Ник Перумов] никоим образом не требовал у меня убираться из Тарры, а у издателей перестать меня печатать. Я сама сочла себя не вправе рвать яблоки в чужом саду и стёрла почти готовую книгу, после чего написала в издательство, что понимаю ситуацию и ухожу».
Но принятые Верой обязательства перед издательством по созданию новой книги никто не отменял. За вдохновением писательница обратилась к собственной, уже написанной на тот момент повести «Пламя Этерны», положив её в основу нового, абсолютно самобытного цикла. Так и появился роман «Красное на красном».
Несмотря на поджимавшие сроки, как говорит писательница, основной сюжет цикла «Отблески Этерны» был продуман уже к моменту выхода первой книги и оставался неизменным в общем, меняясь лишь в частностях. С самого начала Вера Викторовна задумывала трилогию… и в некотором роде так и получилось. Правда, она вышла на 16 книг.
Дело в том, что количество томов не соответствует логической разбивке сюжета. По словам писательницы, ориентиром для неё служила трилогия «Хождение по мукам» А. Н. Толстого. Примечательно, что первоначально открывающая книга «Отблесков Этерны» должна была называться «Вдоль обрыва», что тоже созвучно с произведением А. Н. Толстого.
Проводя параллели, Вера Викторовна говорит о структуре так:
«Первая часть о на первый взгляд стабильном мире, который незаметно для большинства его обитателей сползает в пропасть, затем всё летит в тартарары и, наконец, наступает пусть хмурое, но утро».
Писательница всегда отмечала, что «Отблески Этерны» не сериал, а единое произведение, потребовавшее огромного количества страниц.
Однако выдуманный мир, с одной стороны, полностью развязывает автору руки, с другой — сковывает его по рукам и ногам, заставляя то и дело отступать от основной сюжетной линии, посредством второстепенных персонажей и дополнительных арок выстраивая в воображении читателя полную мозаику пространства, окружающего героев.
Всем знаком вид на Эйфелеву башню, открывающийся, если верить голливудским фильмам, из каждого парижского окна. Никто не удивится, если герой книги или фильма встретит в центре Калькутты корову, а прибыв в Венецию, предпочтёт гондолу такси. Но в фэнтези-мирах у читателя нет накопленного набора стереотипов.
Вступая на улицы Талига, читатель понятия не имеет, кого из аристократов ему следует опасаться, а кому — доверять, кто из персонажей ведёт себя подобающим образом, а кто намеренно нарушает приличия.
Нормально ли здесь, в конце концов, лазить в окна к хорошеньким барышням, не будучи им до этого хотя бы представленным?
Так вместе с оживающей на глазах читателя Кэртианой и разрастались «Отблески Этерны». А учитывая, что одна из главных интриг цикла заключалась в том, что нужно было угадать всех Повелителей и эориев, на это тоже понадобилось время.
И вот личные сюжетные ветки получили персонажи из ложного и итогового списков, чтобы в финале, когда от героев потребуется активное участие, им не пришлось бы выкатываться из ближайших кустов роялем и богом из машины в одном лице.
Углубляясь в проблему представления персонажей, стоит отметить, что и явных прообразов своих героев Вера Викторовна не называет. А значит, простых отсылок для понимания их действий тоже недостаточно, и образ приходится рисовать если не с нуля, то с едва проступающего наброска.
В интервью Дмитрию Злотницкому на вопрос о вдохновлявших её исторических личностях писательница ответила так:
«Будут ли точные портреты, не знаю, всё может быть, но пока не предвидится. В Кэртианском цикле нет ни одного героя, у которого был бы конкретный прототип. Получился некий винегрет, в котором можно выискать что-то от Маргариты Валуа, что-то от кардинала Ришелье, что-то от генерала Ермолова, что-то от Толстого-Американца, что-то от ныне живущих людей, как известных, так и не очень».
С учётом сказанного вполне объяснимо, что кардинал Сильвестр — яркая и влиятельная фигура в политической жизни Талига — невольно ассоциируется у читателя с кем-то вроде Ришелье или Мазарини, не столько даже с историческими личностями, сколько с их образами в массовой культуре. Но предпосылками львиной доли знаковых событий «Отблесков Этерны» становятся как раз личностные особенности талигского кардинала, образу которого и посвящено немалое количество глав — дабы уберечь читателя от ошибки обобщения.
В поисках прототипов, вдохновивших образы прочего населения Кэртианы и реальными историями добавивших правдоподобности выдуманным героям «Отблесков Этерны», можно заглянуть и на официальный сайт писательницы, где есть отдельная страница, посвящённая «рокэобразным» историческим личностям.
У Дика Окделла широко известного прообраза, по словам Веры Викторовны, тоже не было:
«Окделл, увы, взялся не из исторических хроник и мемуаров, а из самой что ни на есть реальной жизни. В отличие от “штучного товара” (вроде Алвы, Дорака, Савиньяков, Катарины, Ноймаринена, Рафиано, Кальдмеера, которые хоть и встречаются, но не всем и не часто), Диконы весьма распространены, что в реале, что в сети».
В интервью писательница часто ссылается на обычную жизнь как на неиссякаемый источник вдохновения для создания персонажей. Так, для графини Савиньяк одним из прообразов стала наша современница, о чём Вера Викторовна рассказала, отвечая на вопросы в своей официальной группе во «ВКонтакте»:
«У Арлетты есть и один вполне живой прототип, моя близкая подруга, чей сын рос и вырос на моих глазах».
Учитывая, что в формировании мировоззрения и литературного стиля каждого писателя огромную роль играют любимые им книги и авторы, последним камнем в фундаменте Кэртианы можно назвать литераторов, часто упоминаемых Верой Викторовной при обсуждении её творчества.
Писательница называет, к примеру, Анджея Сапковского, Робин Хобб и Кейт Якоби. Из отечественных авторов чаще всего упоминаются Ник Перумов и Алексей Пехов.
А если говорить о любви к морю и флоту, то Вера Викторовна ссылается на Константина Станюковича, Рафаэля Сабатини и Леонида Соболева.
Изменения в переизданиях
Как и её коллега по фантастическому жанру Стивен Кинг, который перед выходом финального тома «Тёмной башни» переписал начало «Стрелка», Вера Камша внесла правки в текст первых книг при их переиздании. Она несколько сместила акценты и раскрыла персонажей в новом свете, что добавило аргументов в фэндомные споры об истинной мотивации героев.
После редактуры вместе с опечатками и фактологическими ошибками из первых книг исчезли некоторые детали вроде восторженных описаний внешности героев или дружеских интонаций, то и дело проскальзывавших в мыслях и речи персонажей в обход устоявшихся иерархических отношений. Кроме того, появились и новые фрагменты, влияющие на восприятие сюжета читателем.
Самым ярким для фэндома примером стала фраза «что сделано, то сделано, и вами — больше, чем мной», в переиздании вложенная в уста Рокэ Алвы.
До этого сеньор не возлагал на плечи своего оруженосца никакой ответственности за данную им присягу, а теперь недвусмысленно намекает, что юноша от великодушного предложения мог бы и отказаться.
А раз нет — так пусть теперь живёт с полным осознанием сотворённого.
В целом ничего радикального во фразе нет, нормальный разговор двух взрослых мужчин, один из которых хочет заранее прояснить, какими будут для них обоих последующие три года.
Проблема в том, что фраза оказалась весьма в характере того Рокэ Алвы, каким поклонники цикла увидели его в следующих книгах, но ярко контрастировала с образом, сложившимся по двум первым томам, где Алву читатели видели в основном неискушённым взглядом Дика Окделла, не разбирающегося ни в тонкостях придворной жизни, ни в заговорах, ни в людях.
Что будет дальше?
В мае 2021 года из печати вышел очередной роман цикла, «Ветер и вечность» (том первый, «Предвещает погоню»). По словам писательницы, впереди нас ждут ещё две завершающих историю книги: «Ветер и вечность. Песня Четверых» и «Ветер и вечность. Солнце над башней» — причём последняя будет не просто финалом, а скорее послесловием ко всему циклу.
«Песня четвёрых» выйдет после февраля 2022-го, а точные сроки выхода «Солнца над башней» неизвестны. Есть даже небольшой шанс, что грядущая экранизация обгонит часть истории Кэртианы, известной читателям из книг.
Возможно, с «Этерной» повторится ситуация «Игры Престолов», где автор раскрыл создателям главные сюжетные вехи, послужившие затем основой для сценариев.
Или же продюсеры вдохновятся примерами успешных аниме, которые часто выходят на экраны задолго до окончания манги-первоисточника — и становятся самостоятельными произведениями по мотивам со своими сюжетными арками и оригинальным финалом.
Учитывая ограничения кинематографа, можно предположить, что нас ждёт некий синтез обоих вариантов. Логично предположить, что всех актуальных Повелителей и Ракана представят уже в следующей части экранизации . И не последнюю роль в этом представлении сыграет популярность Альдо и Валентина Придда — из них двоих, вероятно, и выберут настоящего Повелителя Волн.
Также неясно, кто в экранизации представит дом Ветра: будут ли введены Жермон и Вальдес, или выберут только одного из них? У второго шансов объективно больше, потому что кэцхен.
Впрочем, и они могут не помочь, если создатели экранизации предпочтут сделать Повелителем Ветра, к примеру, уже введённого в пилотном эпизоде Хорхе Дьегаррона.
У исполнителя его роли Максима Ханжова уже образовался собственный мини-фэндом среди предвкушающих экранизацию читателей.
По первому фильму уже можно заметить, что сюжет «Отблесков Этерны» в экранизации подвергся не только косметическим, но и капитальным изменениям. Например, на дуэли Рокэ и Эгмонта секундантом выступает Лионель Савиньяк, а не Диего Салина, как в книгах.
Того требует производственная необходимость: Салина в ближайшее время на экране не появится, а зрителей нужно заранее познакомить с Лионелем и раскрыть его взаимоотношения с Алвой.
Схожая ситуация с Рупертом фок Фельсенбургом, который, к удивлению читателей, в экранизации оказался в Агарисе, в компании Альдо Ракана и Робера Эпине.
Вполне вероятны и изменения в судьбе Эстебана Колиньяра, приятные для персонажа и его поклонников.
Популярность исполнителя этой роли Сергея Горошко может подтолкнуть продюсеров расширить сюжетную ветку дерзкого аристократа.
Как знать, вдруг Колиньяр заменит на экране Оскара Феншо или даже Чарльза Давенпорта, а может, возьмёт на себя часть функций других второстепенных персонажей, из которых и сложится полновесная оригинальная роль.
Обратное влияние экранизации на книги тоже не исключено, хотя и маловероятно: возможно, выход финальных томов как-то увяжут по времени с премьерами новых частей «Этерны». Но здесь всё будет зависеть в первую очередь от Веры Викторовны и издательства. Поклонники же, хотя и терпеливы и верны «Отблескам Этерны» много лет, всё-таки мечтают увидеть завершающие романы как можно скорее.
Не пропустите другие материалы из нашего путеводителя по «Этерне»!
Распутин. Взлет и падение
Распутин – это не только историческая личность, но и русский бренд: его именем называют казино, отели, рестораны, алкогольные напитки и даже горчицу.
Вы прогуляетесь по мистическим «распутинским» местам Петербурга, узнаете о влиянии «старца» на царскую семью и о его роли в судьбе Романовых.
Жизнь Распутина окружена легендами и слухами: уже не разобрать, где правда, а где вымысел. Но мы попробуем!
Прогулка по следам Распутина
Мы окунемся в атмосферу мистического предреволюционного Петербурга и посетим разные объекты, связанные с жизнью Григория Распутина: Александро-Невскую лавру, Витебский вокзал, старинную баню.
Прогуляемся у дома на улице Гороховой, где жил Распутин, а затем проедем последним маршрутом «старца» к Юсуповскому дворцу, где произошло его загадочное убийство.
По пути поговорим о жизни высшего общества накануне революции и тщательно разберем роль Распутина в жизни и судьбе царской семьи.
Легенды и тайны о «старце Григории»
Как вышло, что конокрад из Тобольской губернии превратился в фаворита Романовых и занял почетное место у подножия царского трона? Какими мифами окружено убийство «старца»? И почему все, кто соприкасался с Распутиным, имели о нем столь полярные мнения: божий человек, праведник, чудотворец – для одних, авантюрист, развратник и шарлатан – для других? На нашей мистической прогулке я расскажу вам все секреты и легенды, связанные с именем Григория Распутина.
Кому подойдет эта экскурсия
Путешественникам от 16 лет, которые интересуются дореволюционной историей России.
Дополнительно оплачиваются посещение Юсуповского дворца и проезд на транспорте.
Место встречи по договоренности с гидом,
вы сможете обсудить его при заказе экскурсии.Задать вопросы гидуВы можете пообщаться с гидом до оплаты заказа
и получить ответы на все интересующие вас вопросы+ 2
- Это индивидуальная экскурсия, гид проведет ее для вас и вашей компании.
- На сайте вы оплачиваете 23% стоимости,
а остальные деньги — гиду на месте.
Вы можете
задать гиду любые вопросы
до оплаты.
Написать отзыв могут только
посетившие экскурсию путешественникиКакое же счастье встретить такого гида и провести с ним целый день! Рассказы о городе, наполненные любовью и нежностью, удивительно легкая манера общения, интеллигентность и пунктуальность гида — только восторженные и благодарные впечатления. Спасибо Вам, Светлана! Удалось и насладиться пейзажами двух прекрасных городов, и прочувствовать дух самого Петербурга, и даже смахнуть слезинку, слушая трогательные рассказы о самых страшных страницах ленинградской истории, блокаде. Надеемся на новые встречи!Все прошло на высшем уровне! Светлана, очень увлечённый и эрудированный собеседник, которая предоставила очень много полезной и интересной информации. Также хочется отдельное спасибо сказать водителю Анатолию, все четко и размеренно! Молодцы ребята, так держать! Однозначно рекомендую!Замечательная экскурсия по содержанию и комфорту(удобный микроавтобус). Гид Светлана эмоционально и с любовью показала нам Питер. Надеюсь побывать на ее экскурсиях ещё. И смело могу рекомендовать ее как грамотного, увлечённого своей работой гида, с хорошей речью и замечательной подачей материала. Спасибо за впечатления)))Всё на самом высоком уровнеОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ. Со Светланой было очень интересно. Исторической информации много, но она структурирована и воспринимается легко. Несколько часов экскурсии прошли интересно и даже весело. Очень советую даже для не совсем подготовленных туристов (не владеющих информацией о конкретном историческом периоде). Зима не была помехой. Мы с мужем в восторгеОбычно отвечает в течение 2 часов
Предсказания Распутина. От падения Российской империи до событий наших дней
До сих пор остается тайной, как неграмотный крестьянин из далекого тюменского края смог влиять на все решения царской семьи. Николай II, имеющий самое лучшее образование в России, прислушивался к словам малограмотного селянина Григория Распутина, называя его «божьим человеком», а царица собственноручно вышивала ему рубашки.
Говорили, что Распутин посетил множество святых мест, пешком дошел до греческого монастыря. Сам Распутин утверждал, что однажды к нему явилась Богоматерь и велела ему ехать в Петербург, чтобы спасти царевича Алексея.
Распутин сразу же отправился в Петербург, где для него началась совсем новая жизнь. Произошло это в 1905 году. Наследник престола маленький царевич Алексей страдал острой формой гемофилии, приступы следовали один за одним.
И только сибирскому старцу Распутину удавалось помочь мальчику.
С каждым днем старец Григорий укреплял свое влияние на царскую семью, благодаря чему он был принят, практически, во всех знатных домах российской столицы. Без совета своего «сибирского знахаря» царь не принимал ни одного значимого решения – будь то назначение на должность чиновников и церковников или принятие финансовых резолюций.
Вся Россия обсуждала взаимоотношения Распутина с царской четой, обсуждала нескончаемые пьяные оргии, устраиваемые «святым старцем».
Конечно, человек, который имел такое огромное влияние на царскую семью, был баснословно богат. Он не стеснялся брать взятки за решение того или иного вопроса. К нему могли обратиться за помощью только обеспеченные клиенты, которые, в благодарность за услуги, выплачивали Распутину значительные суммы.
Известно, что старец часть из этих денег потратил на постройку нового дома для своей семьи в тюменском селе Покровское, приобретал дорогую одежду, но никогда не платил, за регулярно устраиваемые, пьянки. Собственного жилья в Петербурге у старца не было, съемную квартиру для него на Гороховой улице оплачивали его поклонники.
Возникает резонный вопрос, куда делись деньги и драгоценности, так щедро передаваемые ему за услуги? После гибели старца были проверены банки, но там не оказалось ни одного счета, открытого на имя Григория Распутина. Есть сведения, что Распутин выделял огромные средства на строительство церквей и на иные благотворительные цели.
А может быть нас еще ждет событие, связанное с найденным кладом Распутина.
Но вернемся к необычным талантам «святого старца», так быстро взошедшего на олимп российской истории. Современники утверждали, что Григорий Распутин владел не только навыками гипноза, но и имел провидческий дар.
Необходимо отметить, что большинство сведений о Распутине известны не столько из документальных источников, как из устных рассказов очевидцев, передаваемых из поколения в поколение. Поэтому, возможно, некоторые сведения выглядят не совсем правдоподобно.
Особенно это относится к многочисленным пророчествам, сказанным старцем.
Первое пророчество сделанное Распутиным. Ровно через 25 лет после смерти старца, орды немцев подойдут к Петербургу и окружат город.
Дата гибели Распутина 1916 год + 25 лет – получается 1941 год! Он говорил, что жители будут умирать от голода и останется у них только «маленький кусочек хлеба на ладошке».
Но, как отметил провидец, победа будет за русскими. Понятно, что речь шла о блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны.
Второе его пророчество. Однажды вечером, глядя на яркий диск Луны, Распутин, задумчиво сказал, что придет время и на нее ступит нога человека, скорее всего, это будут американцы. Но снисходительно заметил, что «… раньше там будут наши. А ещё наш Юрка первым будет в небе».
Третье пророчество Распутина. «Вижу я людей горящих, два города, которые сгорели. Япошек Бог не спасёт, не помилует». Понятно, что речь идет о трагедии Нагасаки и Хиросимы, подвергнутых атомной атаке.
И еще одно пророчество Распутина. Касалось оно будущего России. Он назвал это время, как «болото нечестивых» и «красной ямой», и добавлял печально: «Но я этого уже не увижу».
Несомненно, обладая многочисленными способностями, Распутин не брезговал прибегать к мошенничеству и шарлатанству. Говорили, что своими парапсихологическими способностями Распутин обязан некой тайной секте корабельников, которые стремились взять управление страной в свои руки через своих сподвижников.
В последние годы двадцатого века были обнародованы документы, содержащие пророчества Григория Распутина, записанные с его слов незадолго до гибели. Историк-исследователь Д. Норвалк, обнаруживший документы в архивах, уверен, что суть этих пророчеств была известна лицам, близким к российской, а затем советской власти, но скрывалась ими.
Оказалось, что старец с точностью до месяца предсказал время социалистической революции, а также предрек падение коммунистического режима. Предсказание-завещание Распутина долгие годы хранилось в архивах спецслужб.
Судя по тому, что непосредственно перед своей гибелью Григорий Распутин передал документы-пророчества в руки государя Николая II, старец предвидел свою гибель. Копия этого документа через много лет обнаружилась в заграничных архивах, а подлинник был найден в бумагах русского императора и надолго запрятан в секретных архивах.
Из всего этого можно сделать вывод, что Николай II, получив пророчества старца, знал, что в них было написано. И о том, что будет революция, и о том, что погибнет вся царская семья.
Еще Распутин писал о том, что в Германии вскоре появится новый сильный вождь, который развяжет мировую бойню. России он предрекал путь новой империи, собранной из нескольких государств. Скорее всего, в данном случае, он имел ввиду создание СССР.
Однако этой империи старец предрек распад на почве межнациональной розни.
Есть еще одно пророчество Распутина, касающееся будущего события. Так в начале 21 века, вооруженными людьми будет захвачен «символ Запада». Эксперты не могут точно сказать о каком месте идет речь. Будем надеяться на то, что некоторые предсказания все же не сбываются, поскольку мир не стоит на месте и неожиданные события могут изменить ситуацию.
Загадочное пророчество Распутина — европейцы докажут существование реинкарнации и это повлечет за собой волну самоубийств. Многие люди, посчитавшие, что не достигли в этой жизни своей цели, будут стараться освободиться от своей телесной оболочки, в надежде приобрести счастье, богатство, удачу в новой жизни. А вот насколько это на самом деле реально Григорий Ефимович умолчал.
Распутин оставил еще одно жуткое предсказание. Он написал, что в XXI веке люди получат подтверждение существования сатаны. Что Люцифер явиться на землю для участия в черной мессе. Возможно, это пророчество носит некий аллегорический смысл, тем более сделано оно было перед самой смертью пророка.
Немало Распутин в своих предсказаниях говорил о надвигающейся экологической катастрофе. В бесконечной погоне за деньгами люди отравят землю, небо и воду.
Жители планеты станут умирать от «болезни легких», «сердца» и других хворей и это будет расплата за варварское отношение к природе. Из-за вырубки лесов, строительства плотин, уничтоженные горы возникнут климатические катастрофы.
По пророчеству, именно во время одной из «ужасных бурь» на Землю вернется Сын Божий, чтобы исцелить миллионы страждущих, дать им надежду и защиту.
Чтобы плохого не говорили о Григории Распутине, его прощальное письмо письмо «Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго» стало завещанием пророка, любившего и гордившегося Россией: «Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что до первого января я уйду из жизни.
Я хочу Русскому Народу, папе, русской маме, детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на троне и царствуй. И ты, русский царь, не беспокойся о своих детях. Они еще сотни лет будут править Россией.
Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.
Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающих тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных не проживет и двух лет. Их убьет русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения.
Ты должен подумать, все учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоем спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоем избранном роде».
Опубликовал: Василий Смирнов
За что убили Григория Распутина
105 лет назад, 30 декабря 1916 года, был убит Григорий Распутин. Это был «человек из народа», внезапно для всех, включая себя, ставший близким другом императора и императрицы. Чем же всем насолил один из самых ярких и нетипичных персонажей высшего петербургского общества?
Человек из народа
У Распутина была крайне нетипичная для своего времени биография. Крестьянин из Западной Сибири, непонятно как прорвавшийся в высшее петербургское общество, он завел очень близкую дружбу с императором и императрицей.
Для этого надо быть незаурядным человеком с выдающимися способностями. Судьбу Григория определило его детство. Распутин в юности очень часто болел. Это сегодня от сильного гриппа можно попить антибиотики и, как правило, выздороветь.
А во второй половине XIX века к смерти могла привести любая серьезная простуда.
Постоянно повторяющиеся мысли о возможной смерти сделали из Распутина религиозного человека. Он много думал о Боге и с интересом совершал паломничества. Но Распутин не был нелюдимым отшельником – напротив, по всем воспоминаниям он был очень общительным и при этом невероятно харизматичным человеком. Его проповеди слушали, у него рос клуб поклонников – преимущественно женского пола.
Правда, кружок восхищенных слушательниц и некоторые методы общения с паствой порождали подозрения в сектантстве. Так, он, например, ходил со своими поклонницами в баню и вел свои проповеди там. Ходили слухи и о еще более нездоровых практиках с элементами эротизма.
Такое и в сегодняшнем обществе вызовет большие вопросы, не говоря уже о России столетней давности. Но поначалу ему все это сходило с рук – у Распутина находились покровители, желавшие использовать его животный магнетизм в пропагандистских или лоббистских целях.
На момент убийства в 1916 году Распутину было 47 лет. Но несмотря на это, он еще в 1904-м, год спустя после переезда в Петербург, в 35-летнем возрасте завоевал авторитет эдакого «мудрого старца», святого и честнейшего человека.
По убеждению многих образованных петербуржцев, этот сибиряк с окладистой бородой не просто говорил то, что думает – его устами говорил не кто иной, как «глубинный народ», простой русский человек. А значит, его стоило слушать, чтобы не терять связи с реальностью.
Эту репутацию и попытались использовать разные группировки в высшем петербургском обществе. Консервативные церковники, черногорские принцессы, бывшие министры, купцы и черт знает кто еще были заинтересованы в связях Распутина с императорской семьей.
Император и императрица верили ему больше, чем кому-либо из своего окружения.
Такое хорошее отношение имело несколько причин, помимо распутинского таланта к убеждению. Во-первых, он морально поддержал императора в годы Первой русской революции 1905-1907 годов. Именно Распутин убедил его, что в стране мутят воду прогрессисты и либералы, а глубинный народ революции не хочет. И дал Николаю II духовных сил для борьбы с революционерами.
![]() |
Во-вторых, Распутин умел успокаивать наследника – царевича Алексея. Успокоение это было крайне необходимо – мальчик страдал несвертываемостью крови. Любая ранка могла стать для него последней. Поэтому Николай II и императрица Александра Федоровна не чаяли в Григории души. И все вышло бы хорошо и взаимовыгодно, но была в этой ситуации одна серьезная проблема.
Грех тщеславия
Взлет Распутина был слишком резким. Многим «срывает крышу» и от менее стремительных успехов. А тут вчерашний крестьянин и юродивый не просто переезжает в столицу, но заводит близкую, преданную с обеих сторон, дружбу с семьей главы империи.
К нему в квартиру на поклон массово шли влиятельные люди, использовавшие его, как еще один канал для влияния на императора. Есть от чего утратить связь с реальностью. Он распускал слухи о своем якобы влиянии не просто на царскую семью, но на принимаемые монархом политические решения. На вступление в войну или попытку сохранить мир.
На назначение министров. На другие важные государственные решения. Но это еще было не все.
«Старец» устроил из своей квартиры нечто среднее между светским салоном и притоном. Что происходило там точно, сегодня однозначно сказать сложно. Свидетельства современников полярны. Кто-то говорит о душеспасительных беседах и щедрых пожертвованиях нуждающимся.
Кто-то – о необузданных оргиях. Разумеется, в высшем обществе лучше распространялись слухи о последних. Хуже того, слухи ползли и об уже далеко не духовных отношениях с императрицей.
В моду вошла даже рисованная порнография, персонажами которой были Распутин и Александра Федоровна. Придворные делали все, чтобы эта дрянь не добралась до императорской семьи.
Их профессионализм сыграл с Николаем и его женой дурную шутку – они находились в своеобразном информационном пузыре и не понимали, насколько серьезный урон наносила репутация Распутина царской семье.
А сам Григорий, потакая своему тщеславию, не видел смысла их опровергать. Чем невероятно раздражал консервативные монархические круги. И, как оказалось, загонял себя в могилу.
Гордиев узел
Распутин к 1916 году уже пережил одно покушение. В июле 1914-го на «старца» набросилась с ножом экзальтированная поклонница. Григорий выкарабкался – казалось, что Бог все-таки на стороне харизматичного мистика. Но это было только начало.
Если в 1914 году дела на фронте были еще неплохи, то к концу 1916-го всем стало ясно – разыгравшаяся Первая мировая оказалась для России неожиданно тяжелой. Империя, все еще выигрывая сражения на фронте, еле-еле тянула обеспечение войны в целом. А общество раскалывалось революционерами всех мастей – от подпольщиков-социалистов до фрондирующих либералов.
Несмотря на отчаянное напряжение сил, все грозило обвалиться в любой момент. Авторитет монархии и без того стремительно катился вниз, а положение и поведение Распутина только все усугубляло.
Поэтому консервативно настроенные заговорщики в лице князя Юсупова, великого князя Дмитрия Павловича и депутата Госдумы Пуришкевича задумали Распутина убить. К их заговору имел отношение и агент германской разведки Освальд Рейнер – англичане считали, что «старец» склоняет российского императора к сепаратному миру.
Замысел был прост: заманить Распутина во дворец Юсупова и накормить его отравленными пирожными. Юсупов приметил удобное подвальное помещение – оттуда хуже разносятся звуки, там меньше любопытных глаз. Правда, голые стены могли вызвать нехорошие подозрения, и Юсупов приказал отделать подвал под комнату для застолий.
Когда эти работы были завершены, настал момент истины.
Заговорщики расставили еду и стулья – как будто сами уже трапезничали несколько часов. Впрыснули в эклеры цианистый калий. И скормили их Распутину – а тот только ухмыльнулся. Впору было думать о поддерживаемом потусторонними силами мистике, но заговорщики оказались ребятами решительными, и в дело пошел револьвер.
Но, по их словам, и этого оказалось мало – словивший пулю Распутин упал, но вскочил и бросился к выходу. И только после еще двух попаданий «старец» рухнул замертво. После чего тело Распутина вывезли подальше от дворца и выбросили в Неву. Скрыть инициаторов и исполнителей убийства не удалось – нашлись свидетели.
Тело выловили, провели экспертизу. Заговорщиков вычислили и стали задавать неудобные вопросы.
В том числе и о якобы поразительной живучести Распутина во время убийства: а не пытаетесь ли вы, господа, скрыть этими рассказами банальные пытки Распутина перед смертью? Ведь близкий друг царской семьи мог много чего интересного рассказать.
Раскрутить этот клубок до конца не позволил грянувший несколько месяцев спустя Февральский переворот. Распутина ненавидело слишком много людей. Слишком многих искренне обрадовала его смерть.
И Николай II, несмотря на пребывающую в ярости по поводу смерти близкого друга императрицу, не решился рубить сплеча. Расследование шло долго и довольно мягко – с убийцами не успело случиться ничего страшного. Последовавший революционный хаос все списал.
А Распутин, этот добравшийся до самых верхних слоев петербургского общества хитрый деревенский мужик, уже никого не интересовал – совсем скоро его смерть затмят куда более серьезные события.
От него остался лишь яркий, любимый конспирологами образ – позднее «старцу» будут приписывать как попытки спасти Россию, так и сбрасывание ее в революционную бездну. Такое высокое мнение о его возможностях, конечно, польстило бы тщеславному «старцу».
Распутин на распутье
Каждая следующая публикация только укрепляла славу писателя: «Последний срок» (1970), «Верх вниз по течению», «Уроки французского» (1972) и, наконец, повесть «Живи и помни» (1974) за которую Распутин получил Государственную премию СССР. Ему только-только исполнилось 40 лет, по советским меркам писатель был неприлично молод, и все же судьба короновала Распутина.
Между тем, все, что он писал, было с точки зрения тогдашней идеологии спорным. Например, в повести «Живи и помни» Распутин сочувственно поведал о судьбе дезертира Андрея Гуськова, который бежал с линии фронта домой, и скрывался у любимой Настены в самый разгар Великой Отечественной войны с фашисткой Германией.
Для России с ее культом армии и воинской чести нет более отвратительной темы, чем судьба дезертира! Когда повесть Распутина была впервые напечатана в журнале «Наш современник» тогдашний начальник Главного политического управления Советской армии и Военного морского флота генерал А. Епишев издал директиву о запрете подписки военных библиотек на этот крамольный журнал.
В народе отношение к дезертирам было таким же безжалостным. Известны случаи, когда деды отцы и матери собственноручно убивали бежавших с фронта внуков и сыновей.
И все же Распутин пошел против течения. Его героиня Настена нашла в себе силы понять и простить беглеца, а книга завоевала огромную популярность среди читателей.
Для истории России это был запоминающийся урок гуманизма. И писатель настойчиво продолжил такие нравственные уроки. В повести «Прощание с Матерой» (1976) Распутин рассказал о судьбе островной сибирской деревни, которая уходила под воду после разлива Братского моря.
В этой пронзительной истории, где крестьяне разбирают (или бросают) свои дома и выкапывают гробы отцов из земли (или забывают могилы), Распутин показал гибель русской патриархальной деревни.
Гибель православного народа, брошенного в пучину антинародного коммунистического эксперимента, под колеса технологического прогресса.
Тут случилась первая долгая пауза в его творчестве.
Распутин молчал почти 10 лет и, наконец, опубликовал страшную повесть «Пожар» (1985).
Это даже не повесть, а очерк, где Распутин скрупулезно описывает, как горит в сибирском селе сельский склад и как народ, вместо того чтобы тушить пламя, растаскивает горящее добро по домам.
Этот акт массового мародерства, озлобления, взаимной ненависти, драки из-за поживы представили читателям совсем не тот благостный образ народа-богоносца, какой Распутин описывал прежде.
На мой взгляд, именно в этой точке гнева и разочарования, и остановил Распутин свое перо. Другой сибиряк, писатель Виктор Астафьев не остановился. Он тоже был из группы писателей-почвенников, В своих последних произведениях он — бывший солдат — послал смертельные проклятья даже фронтовикам, которые были сначала прокляты Богом и потому убиты.
Распутин не захотел идти путем отрицания, а сил для горячей любви в своем сердце, возможно, найти не сумел. На эту драму духа наслоились отчаянные обстоятельства личной жизни. В 1980 году его жестоко избили местные хулиганы, хотели якобы снять импортные джинсы. Травмы сказались на творческой силе писателя. В эти же годы он принял православие и крестился.
Тогда же Распутин включился в борьбу за чистоту озера Байкал и стал духовным лидером сибирских экологов.
Он явно выбрал путь гражданского служения обществу, а вершиной его карьеры стали годы Горбачева — Распутин вошел в президентский Совет, переехал в Москву, а в дни августовского путча подписал коллективное письмо «Слово к народу» (демократическая пресса сочла это письмо идеологической программой путча).
Вместе с падением Горбачева рухнули иллюзии писателя о том, что в союзе с властью можно добиться возрождения русской души. Писатель вернулся жить в Иркутск. (В прошлом году, в авиакатастрофе, в июле, погибла его единственная дочь Мария, певчая хора Сретенского монастыря. На беду, она летела к отцу, в Иркутск).
Позднее Распутин говорил о тех годах перестройки с болью и разочарованием: «Мое хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным» (Это признание можно прочесть в книге критика В. Огрызко «Кто сегодня делает литературу в России» 2006. стр. 233).
Только недавно Распутин вновь стал писать новые повести «Изба», «Дочь Ивана, мать Ивана», но как переменились его герои! Если раньше женщины в романах Распутина излучали смирение, то сегодня героини, столкнувшись со злом, готовы мстить и мстить…
Распутин по-прежнему стоит на распутье, как стоит в былинах древний русский богатырь перед заветным камнем, на котором выбито: прямо поедешь убиту быть, направо пойдешь, смерть найдешь, налево поедешь — коня потеряешь. Стоит и медлит трогаться в путь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции