В эрмитаже можно увидеть лейденское чудо — шедевры рембрандта и вермеера
Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году американским миллиардером Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан.
В их коллекции — около 250 живописных и графических работ, включая тончайший рисунок серебряным карандашом, сделанный Леонардо да Винчи.
Это — единственное произведение итальянского мастера в Лейденском собрании картин.
Премьера коллекции состоялась в 2017 году в Лувре (Франция). Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине и Лонг-музее в Шанхае. В этом году шедевры Лейденской коллекции выставляются в Москве и Санкт-Петербурге.
Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров — представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).
По словам Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, это — настоящее чудо. «Лейденская коллекция вступает в многообразный диалог с нашими голландцами золотого века. Эрмитажное собрание начиналось с Халсов.
Два Франса Халса вместе с оставшимися нашими создают удивительную симфонию мастерства мазка, силы кисти и таинственного блеска краски. Изысканные мастера тонкой живописи Лейденской школы так хорошо сочетаются с нашими Герритами Дау и Франсами ван Мирисами, что кажется, будно они всегда были тут.
А вот Яны Стены в Лейденской коллекции — совсем иные. Наши грубее и больше похожи на Голландию Петра Великого», — рассказал Пиотровский.
В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе — 12 картин Рембрандта, включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние.
В Эрмитаже можно посмотреть на работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка).
В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции.
Некоторые являются различными вариантами одного сюжета: например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау.
Некоторые из них образуют пары: эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса Старшего из Лейденской коллекции. Это предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций.
Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау – «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном», «Гераклит») из собрания Эрмитажа – запечатлен пожилой мужчина.
Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев.
Очевидно, эта же модель – старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке – изображена в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.
На выставке представлена «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко.
В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев.
Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.
Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе — купцы, священнослужители и военные. В экспозицию вошли «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».
Особый раздел выставки составляют картины лейденской школы тонкой живописи. Эти небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы, отличающиеся особой виртуозной техникой и чистым колоритом, всегда были предметом острого коллекционерского интереса.
Экспонируемые произведения представляют широкий спектр жанров голландской живописи XVII века. Помимо исторических композиций, портретов и жанровых сцен, в них нашли отражение также очаровательные анималистические композиции.
Исключительно высокая сохранность этих шедевров дает возможность любоваться техническим совершенством или виртуозной живописной техникой исполнения, которой владели голландские мастера. На выставке представлены работы Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю.
Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом, одну из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.
Специально для выставки подготовлен ряд программ, позволяющих сделать ее более доступной для людей с особыми потребностями (с инвалидностью по слуху, зрению, с особенностями психического развития, трудностями в обучении и аутизмом). К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог. Кроме того, с результатами исследований и самой Лейденской коллекцией можно познакомиться в онлайн-каталоге.
Кураторы выставки – Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи, и Лара Ягер-Красселт (куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США).
Источник: http://avangard.rosbalt.ru/2018/09/05/v-ermitazhe-mozhno-uvidet-lejdenskoe-chudo-shedevry-rembrandta-i-vermeera/
Лейденская коллекция: объявлены подробности о предстоящих выставках в Москве и Санкт-Петербурге
В России будет показано 80 произведений живописи и два рисунка, включая полотно Вермеера, двенадцать картин Рембрандта, два портрета кисти Франса Халса, девять произведений Геррита Доу, рисунок Леонардо да Винчи и другие шедевры.
Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел.
Она была собрана за очень короткий срок: с 2002 года, когда супруги Каплан приняли решение и выбрали художественное направление своего будущего собрания, ими были приобретено 250 произведений искусства.«Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день.
Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили на рынок столь любимых нами старых мастеров. На протяжении первых пяти лет нашего „кутежа“, по выражению „Нью-Йорк Таймс“, мы покупали в среднем одну картину в неделю.
Благодаря такому темпу Лейденская коллекция по уровню и разнообразию представленных в ней произведений Рембрандтовской школы очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина скупала во время собственного „кутежа“, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им. ПушкинаТомас и Дебора Каплан изначально приняли решение сделать свое собрание максимально публичным; в сотрудничестве с четырьмя десятками музеев они предоставляли свои вещи не только на выставки, но и для длительной экспозиции.
Кроме того, у Лейденской коллекции имеется собственный профессионально выполненный и доступный любому пользователю онлайн-каталог, в котором представлены большинство экспонатов, входящих в собрание.
По словам директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, создание Лейденской коллекции — беспрецедентное явление в истории современности, и пример Капланов, которые открыто демонстрируют свое собрание — феноменален: «Работать ради социально-культурного поля, в котором экспонаты живут — это необычайно впечатляюще».
Иллюстрации выше: скриншот страницы theleidencollection.com/collection; фото Томаса Каплана на фоне картины Рембрандта. Источник: www.nytimes.com«Мы чувствуем, что Чарлз Саачи (один из крупнейших английских галеристов) прав, когда говорит, что истории интересны художники, а не коллекционеры.
Именно поэтому мы не дали Лейденской коллекции свое имя, но назвали ее в честь города, где родился Рембрандт, и таким образом отдали мастеру дань уважения. В конце концов, как я неоднократно подчеркивал с того самого дня, когда весной 2017 года в Лувре мы открылись, гений — Рембрандт, а не тот, кто покупает его работы.
Именно поэтому мы никогда не держали дома ни одной картины, ведь в полном согласии с присущим нам обоим взглядом на вещи, мы испытывали гораздо большее удовольствие, представляя произведения вниманию широкой публики».
Томас Каплан, предисловие к каталогу выставки в ГМИИ им.
ПушкинаТомас Каплан, историк по образованию, с детства был увлечен произведениями голландских мастеров, не предполагая, что станет их коллекционировать. До собирания картин у семьи уже был опыт коллекционирования: Дебора Каплан к этому моменту уже владела значительной коллекцией мебели 40−50-х годов ХХ века «со всеми главными именами внутри».
А ее муж, финансист-миллиардер — не только почитатель живописной старины, но и увлеченный собиратель самолетов-истребителей времен Второй мировой войны.На выставках, которые пройдут в России, будет показано 80 произведений живописи и два рисунка; первые картины приедут в Пушкинский музей уже 12 марта.
Для сравнения, на первой презентации Лейденской коллекции в Лувре зрителям представили только 32 работы.
В числе шедевров, которые увидят российские зрители, будут демонстрироваться три работы Рембрандта его раннего, так называемого «светлого», периода, которые практически не представлены в российских музейных собраниях, в том числе работа, написанная художником в возрасте восемнадцати лет. Посетители увидят 12 картин Рембрандта Харменса ван Рейна, два портрета Франса Халса, 9 произведений Геррита Доу, 4 работы Яна Ливенса, два рисунка — Рембрандта и Леонардо да Винчи, а также шедевры других мастеров.
Как рассказал заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С.
Пушкина Вадим Садков, хотя Леонардо да Винчи и не является голландским живописцем, в данном контексте два представленных на выставке рисунка объединяет зоологическая тематика.
Любопытно, что именно с этого рисунка, изображающего медведя, Леонардо в свое время написал горностая в своей известной работе «Дама с горностаем» (1496).
Леонардо да Винчи. Голова медведя (ок. 1485 года). 7×7 см.
В состав экспозиции войдет единственное из 36 известных полотен Яна Вермеера, находящееся в частной коллекции — «Молодая женщина за виржиналом» (1672).«Алтарь и ангел» — это единственная из тридцати дошедших до наших дней работ основоположника дельфтской школы живописи, находящаяся в приватной собственности.
Российской публике покажут картину Карела Фабрициуса, — художника, имя которого вновь громко зазвучало после выхода книги Донны Тартт «Щегол», названной в честь картины художника — мы уже рассказывали об этом литературном произведении, получившем Пулитцеровскую премию.
Помимо Рембрандта, российские зрители увидят работы других живописцев из Лейдена. В частности, будут представлены фейнсхилдеры («утончённые художники») Франц ван Мирис и Габриэль Метсю, успешно творивший под влиянием Геррита Доу — первого ученика Рембрандта.Видеоролик выше: работы Геррита Доу из коллекции Капланов.
Среди тринадцати работ ван Мириса в Лейденской коллекции особо ценными являются «Молодая женщина, кормящая попугая», один из самых знаковых образов эпохи, а также «Смерть Лукреции» — величайший шедевр последних лет жизни мастера.
Как отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выставки Лейденской коллекции в Москве и Санкт-Петербурге будут отличаться. Фактически, это будут две разные экспозиции, с разными акцентами, смысловым и художественным обрамлением.
Каждый музей — Эрмитаж и Пушкинский музей — продемонстрирует собственный подход к презентации собрания Капланов; по словам Пиотровского, «хорошие картины — это полдела, а вторые полдела — это как их показать».
В Санкт-Петербурге Лейденская коллекция будет представлена вместе с картинами голландских художников из фондов Эрмитажа, которые в настоящее время выставляются в амстердамском филиале музея. Выставка пройдет в Большом, или Николаевском, зале Эрмитажа, который, по мнению Пиотровского, «может картины либо принизить, либо возвысить, потому что он сам по себе роскошный и с ним бывают разные эксперименты… и он (зал — прим.) — всегда участник этих экспериментов».
Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. Пушкина
будет работать с 26 марта по 22 июля 2018 года.
В Государственном Эрмитаже выставка откроется 4 сентября и будет работать до 13 января 2019 года.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в ИнстаграмеТитульная иллюстрация: Ян Вермеер. Молодая женщина за виржиналом (фрагмент), 1672.
Источник: https://artchive.ru/news/3237~Lejdenskaja_kollektsija_objavleny_podrobnosti_o_predstojaschikh_vystavkakh_v_Moskve_i_SanktPeterburge
Рембрандт, Вермеер и Леонардо: Что нужно знать о шедеврах Лейденской коллекции в Эрмитаже
Главные факты об одном из лучших частных собраний в мире
С 5 сентября по 13 января в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой представлены около 80 произведений старых голландских мастеров XVII века, в том числе картины Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера.
Основной корпус работ принадлежит американскому коллекционеру Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Собрание их уникально не только художественной значимостью подборки, но и своей историей: Лейденская коллекция основана только в 2003 году, а сейчас она одна из лучших в мире.
The Village собрал основные факты об этом примечательном феномене, а также составил компактный гид по главным экспонатам выставки.
Когда: 5 сентября — 13 января
Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)
Стоимость: 450 рублей
hermitagemuseum
Американский бизнесмен Томас Каплан одержим голландской живописью с раннего детства. В шесть лет он впервые увидел картины Рембрандта в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в девять лет, отправившись с родителями в Европу, попросил отвезти его в Амстердам, потому что там родился художник.
Свою карьеру он в итоге с искусством не связал (его компания занимает инвестициями в добычу полезных ископаемых), но увлечение не забросил, поддерживая отношения в сфере галеристов, искусствоведов, музейщиков и арт-критиков. Впрочем, до 40 лет о коллекционировании Каплан не помышлял.
Как он позднее рассказывал в интервью, он был уверен, что интересующие его работы давно распределены по музеям и на арт-рынке их просто нет.
Первую работу «Портрет Дирка ван Берестейна» Геритта Дау Каплан приобрел только в 2003 году, а вот дальше коллекция росла стремительно: порядка 250 работ, включая 12 картин Рембрандта, были куплены всего за 15 лет — ничтожный по музейным меркам срок.
Такого результата Каплан добился в первую очередь благодаря почти полному отсутствию азарта: за все это время он ни разу не принял личного участия в аукционах, действуя через представителей, почти не торговался, а решение о покупке той или иной работы принимал в считаные часы, благодаря чему в среде арт-дилеров добился репутации идеального покупателя.
Изначально супруги Каплан планировали сохранить анонимность, имена владельцев быстрорастущей коллекции оставались неизвестными широкой общественности. В то же время работы регулярно выставлялись — как в специально созданной для этих целей галерее, так и на музейных выставках.
Однако в какой-то момент Каплан решил не просто выставлять картины для показа, но и создать подробный каталог, доступный для изучения студентами и искусствоведами. И в дальнейшем сохранять анонимность было уже невозможно.
Следующим шагом стали крупные международные выставки, на которых Лейденскую коллекцию уже представляли как целостное собрание: показы уже прошли в Лувре, Национальном музее Китая, Пушкинском музее, а теперь добрались до Эрмитажа.
Причем выставка в Петербурге проходит в самом расширенном варианте: помимо 82 работ из коллекции (в Москве подборка была такой же), на ней показывают восемь эрмитажных картин, так или иначе связанных с произведениями из собрания Каплана .
Кроме раннего и зрелого Рембрандта — главных сокровищ коллекции, — посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Геррита Дау, а еще рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя» — набросок, который был использован художником для создания картины «Дама с горностаем». Никакого отношения к голландцам рисунок, разумеется, не имеет и на выставке проходит чем-то вроде бонуса.
В Лейденской коллекции хранятся 12 картин Рембрандта, и это почти половина всех живописных произведений великого голландца, которые находятся в частных руках. Самая ценная работа — «Минерва», созданная художником в возрасте 29 лет и, по одной из версий, написанная с молодой Саскии.
Но куда любопытнее история трех ранних полотен из серии «Аллегории пяти чувств»: «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания»), «Три музыканта» («Аллегория слуха») и «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»).
Последняя из них три года назад стала сенсацией: прежний коллекционер приобрел ее на маленьком аукционе в Нью-Джерси. Изначально полотно было атрибутировано неизвестному художнику, его стартовая цена составляла всего 800 долларов.
Но уже в процессе подготовки торгов специалисты стали догадываться о настоящем авторстве — и в результате картина была продана за 870 тысяч долларов, превысив эстимейт более чем в тысячу раз.
Второй по значимости художник в собрании — современник и друг Рембрандта, в ранней молодости делившей с ним одну мастерскую в Лейдене — Ян Ливенс.
Его «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» — изображение принца Руперта Пфальцского в восточном тюрбане со страусиным пером и накидке, закрепленной золотой цепочкой, — это и кивок в сторону библейских сюжетов, и примета моды в Нидерландах и Англии того времени, когда в Европе активно развивалась торговля с Персией, а роскошь восточных посольств поражала воображение голландцев.
Один из самых успешных учеников Рембрандта, создатель техники живописного письма на миниатюрных дощечках и основатель собственной школы, Геррит Дау добился непревзойденного уровня в искусстве создавать миниатюрные жанровые сценки из жизни простых голландцев.
На выставке, например, представлена его работа «Ученый, затачивающий перо»: овальное изображение старика, склонившегося над письменным столом с пером и перочинным ножиком в руке, будет выставлено рядом с эрмитажной картиной Дау «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном» и «Гераклит»).
На обоих из них изображен один и тот же натурщик, которого часто называют «отцом Рембрандта», поскольку он многократно появляется в произведениях Дау и многих других живописцев из Лейдена.
Карел Фабрициус — другой талантливый ученик Рембрандта, мастер светотени и лирических пейзажей, проживший всего 32 года и погибший в результате взрыва на пороховом складе. Во всем мире сохранилось всего 16 его картин, одна из которых представлена в Лейденской коллекции.
«Агарь и ангел» написана в 1645-м, вскоре после того, как Фабрициус окончил обучение у Рембрандта. Его влияние выражено здесь сильнее, чем в более поздних работах. Интересна история, связанная с интерпретацией сюжета.
Изначально считалось, что картина изображает первую встречу Агари с ангелом в пустыне, куда та сбежала беременной от притеснения Сары.
Однако во время одной из реставраций был удален потемневший слой лака в правой части картины, за которым скрывался сосуд с водой, — так стало понятно, что картина изображает более поздний сюжет скитания Агари с сыном по пустыне, когда ангел спасает умирающего от жажды Измаила, выведя его с матерью к источнику.
В коллекцию Капланов входят не только произведения Лейденской школы, но и другие голландцы. Например, харлемский живописец, мастер портрета Франс Халс (на выставке показаны две его работы — «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора»).
Кроме того, представлено и полотно Яна Вермеера — «Девушка за верджинелом».
Возможно, не самая показательная вещь, но взглянуть на нее все равно любопытно, поскольку в мире сохранилось всего 36 произведений художника — и это единственное его полотно, которое до сих пор остается в частной коллекции
Фотографии: The Leiden Collection
Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/art/324181-leydenskaya-kollektsiya
Эрмитаж начал подготовку к выставке шедевров голландских мастеров
Эрмитаж готовится к серьезной «премьере» — в первых числах сентября здесь представят выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».
Буквально в эти выходные экспозиция с таким названием закрывается в столичном ГМИИ имени Пушкина, но петербургский вернисаж будет совсем другим: собрание голландской живописи американца Томаса Каплана дополнят полотнами, хранящимися в крупнейшем музее Северной столицы. «Наши шедевры будут либо перекликаться с отдельными экспонатами коллекции, либо продолжать их, и выставка получит новый контекст», — подчеркивает главный специалист Эрмитажа по голландскому искусству Ирина Соколова.
В самом музее грядущий проект называют продолжением выставки «Голландские мастера из Эрмитажа», которая с большим успехом прошла в Амстердаме.
Тогда из Петербурга на историческую родину было привезено более 60 картин, но в этот раз музей, несмотря на то что его собрание голландской живописи самое крупное за пределами Нидерландов, покажет не более десятка — на первый план выйдет сама Лейденская коллекция (названа она так в честь города, где родился Рембрандт). Петербуржцы увидят 80 шедевров из этого собрания, а всего за 15 лет супругам Каплан удалось с нуля собрать около 250 предметов.
Где находится настоящий «Самовар» Казимира Малевича
Музейщики называют это невозможным: работы Рембрандта и его современников — Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, Фердинанда Боля и Говерта Флинка — на аукционах практически не появляются и уже давно поделены между крупными хранилищами искусства.
— Эрмитаж одним из первых начал выставлять частные коллекции, и эта коллекция тоже частная, но она совершенно музейного уровня.
Для меня эта выставка будет противостоянием черных и золотых рам — у Каплана все картины в черных, а мы выставим свои в золоченых рамах.
Во-первых, это символ той эпохи, а во-вторых, сразу даст понять, где чье собрание, — отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Еще одной особенностью выставки станут подписи к каждой из картин — не просто этикетки с названиями, а настоящие небольшие рассказы о каждой из них, подготовленные специалистами петербургского музея.
На этих же табличках поместят репродукции голландских шедевров из Эрмитажного собрания, которые не будут представлены на выставке «вживую», но имеют большое значение для понимания феномена художественной лейденской школы.
А известна она была еще и мастерами тонкой живописи. Эти произведения небольших размеров, написанные на дереве или меди, тоже выставят в Николаевском зале Зимнего дворца.
На картинах, помимо исторических композиций, — портреты и жанровые сцены, а еще изображения животных. «Тонкая живопись всегда была предметом восхищения коллекционеров, — говорит Ирина Соколова.
— И эта виртуозность действительно производит впечатление. Екатерина Великая в свое время купила десятки картин тонкой живописи».
Источник: https://rg.ru/2018/07/19/reg-szfo/ermitazh-nachal-podgotovku-k-vystavke-shedevrov-gollandskih-masterov.html
Голландцы на брегах Невы
В Эрмитаже открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющая голландское искусство XVII века и рисунок Леонардо да Винчи.
Северная столица — один из пунктов мирового турне, стартовавшего в прошлом году в Лувре, а затем охватившего Пекин, Шанхай и Москву («Известия» рассказывали об экспозиции в ГМИИ имени Пушкина).
Но только Эрмитаж дополнил работы из частной коллекции американской четы Каплан картинами из своего собрания, отчего она воспринимается по-новому. К тому же, когда такой проект принимается музеем, для которого голландская живопись столь важна, это имеет особое, символическое значение для обеих сторон.
Владелец Лейденской коллекции Томас Каплан признался «Известиям», что собрание Эрмитажа — его любимое.
— В 2014 году мы с семьей совершили «паломничество» в Эрмитаж, я показал своим детям «Блудного сына» и «Святое семейство», о которых они так много слышали.
Если Амстердам — это Мекка Рембрандта, то Санкт-Петербург, конечно, Медина, — отметил он.
— В этих стенах наша коллекция обретает особую связь с золотым веком голландской живописи и, в частности, Рембрандтом, который стал частью русской души.
Кроме несомненной художественной значимости этой выставки очевидна и ее дипломатическая миссия — скоро 10 лет, как музейный обмен между Россией и США прерван, но на частные коллекции это не распространяется.
Экспозиция разместилась в Николаевском зале Зимнего дворца. В темноте гигантского (более 1,1 тыс. кв. м) пространства картины высвечены сверху лучами прожекторов: видимо, так сделали в соответствии со светотеневыми эффектами позднего Рембрандта.
— Мне кажется, Николаевский зал — самый роскошный из всех, где проходила эта выставка, — отметила Лара Ягер-Красселт, куратор Лейденской коллекции. — Единое большое пространство позволило нам по-особому организовать экспозицию. В центре зала, в «сердце», мы поместили главные шедевры коллекции, в основном Рембрандта. А ученики, последователи, получается, расходятся от него, как лучи.
Внимательный читатель каталога заметит, что на выставке недостает одной из 82 заявленных работ: до Петербурга не доехал автопортрет Говерта Флинка. Во время турне было принято решение возвратить его на место хранения.
По словам американского куратора, это вызвано стремлением обеспечить сохранность произведения.
Зато эрмитажное дополнение из восьми картин придало Лейденской коллекции, для молодого частного собрания и так на удивление цельной и внутренне продуманной, еще больший смысловой объем.
Впрочем, не стоит думать, что музей перенес в Николаевский зал свои хиты. Здесь нет картины Рембрандта «Давид и Ионафан», которая входила в коллекцию, купленную Петром I за полвека до возникновения Эрмитажа.
Нет, допустим, и «Святого семейства», хотя репродукция эрмитажного шедевра и висит рядом с камерной «Головой девушки», которая считается эскизом к нему. В Николаевском зале вообще нет эрмитажного Рембрандта.
Кураторы поступили изобретательнее, не «выпятив» свою коллекцию, а, наоборот, интегрировав петербургские раритеты столь органично, чтобы их распознание стало отдельной интригой. Способность картины срифмоваться с приезжими шедеврами, заиграть смысловыми «отражениями» — вот что стало критерием отбора. И он оказался точным и изящным, как сами «малые голландцы».
Эксклюзивность петербургской выставки подчеркнута провенансом «Торговки сельдью» Геррита Доу. Картина, прибывшая из Нью-Йорка, была приобретена Екатериной II и находилась в Эрмитаже, пока императрица не подарила ее графу Владимиру Орлову.
Потомок графа в начале XX века продал семейную реликвию за границу. Но в России осталась схожая по композиции картина того же художника с таким же названием, и логично, что сейчас она висит рядом.
Так два произведения вновь встретились в Эрмитаже.
Источник: https://iz.ru/786585/evgenii-avramenko/gollandtcy-na-bregakh-nevy
В эрмитаже «открыли окно» в золотой век голландской живописи
Людмила ЛеусскаяКультура 11 Сентября 2018
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Эрмитаж хранит лучшее за пределами Нидерландов собрание голландской живописи. Тем не менее Лейденскую коллекцию Михаил Пиотровский называет чудом. Она и в самом деле особый случай в новейшей истории коллекционирования.
За последние пятнадцать лет, когда, казалось, рынок старых мастеров себя исчерпал, американская чета Томас и Дафна Каплан с нуля сумела собрать почти две с половиной сотни работ художников золотого века голландской живописи. Основа коллекции, названной в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт, — картины великого мастера и художников его круга.
Долгое время супруги Каплан анонимно «одалживали» картины музеям для временных выставок и постоянных экспозиций. В прошлом году в Лувре коллекция впервые была представлена миру, откуда затем отправилась в Пекин и Шанхай. В этом году ее принимал ГМИИ им. Пушкина, теперь почти до середины января она будет гостить в Эрмитаже.
Американский миллиардер, предприниматель, международный инвестор и коллекционер Томас Каплан приехал в наш город на открытие выставки, был общителен, доброжелателен, подробно отвечал на вопросы журналистов.
Он говорил, что Эрмитаж, возможно, лучшее место, где принимают его коллекцию, называл Амстердам и Петербург «Меккой и Мединой» голландского искусства. Рассказывал, что картины великих голландцев не живут в его доме. Для семьи особое удовольствие, выкупая, освобождать их из частного владения.
Не обошлось без закономерного вопроса: не отразилась ли скорость создания коллекции на подлинности входящих в нее произведений? Коллекционер убежден, что старых мастеров подделывают редко. Строгое сообщество дилеров, кураторов, собирателей способно безошибочно определить авторов.
Он также убежден, что искусство способно объединять людей, картины Рембрандта служат оружием, когда в мире сжигают мосты и возводят стены. Каплан нередко произносит слово «мост». О своей миссии говорит так: «Мы, американские евреи, привезли в Россию выставку, совершившую турне из Франции в Китай, которая затем отправится на Ближний Восток в Абу-Даби».
Турне начиналось в Лувре с шестидесяти работ из Лейденской коллекции. В слабо освещенном Николаевском зале Зимнего дворца их восемьдесят две. Поражает разнообразие имен авторов и не в последнюю очередь безупречное состояние сохранности картин. Много портретов, жанровые композиции, сюжеты религиозные и нравоучительные…
В состав выставки вошло двенадцать картин Рембрандта, произведения его учеников (Геррита Дау, Фердинанда Бола, Говерта Флинка), работы Франка Халса, Иоханнеса Вермеера, других художников. Перед публикой предстали и два рисунка — «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Разумеется, особое место в зале занимает жемчужина коллекции — «Минерва» Рембрандта. Ранний лейденский период художника демонстрируют три картины серии аллегорий чувств. В их числе недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок». Картина продавалась без указания имени автора. После покупки выяснилось, что это самая ранняя из работ, подписанных художником.
«Девушка за верджинелом» Яна Вермеера Делфтского — единственная на выставке и в частном собрании картина художника из тридцати шести, дошедших до наших дней. В российских музеях их нет.
Полотно «Явление ангела Агари» написал самый одаренный ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Он оставил миру всего шестнадцать произведений, погиб молодым при взрыве порохового склада в Делфте, уничтожившем и его мастерскую.
Особого внимания заслуживают картины лейденской школы тонкой живописи. Это небольшие, написанные на дереве и меди живописные произведения, во все времена вызывавшие интерес коллекционеров.
Выставка в Николаевском зале отличается от тех, что были показаны в Париже, Пекине и Шанхае, не только числом произведений. Куратор, хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова дополнила ее шедеврами из своего собрания. Их восемь, они вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые представляют варианты одного сюжета, другие образуют пары.
Квест для посетителей — увидеть сопоставления. Подсказка: эрмитажные картины в золоченых рамах, «гости» — в черных деревянных в голландской традиции.
#выставка #Эрмитаж #живопись
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Окно в золотой век».
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/okno_v_zolotoy_vek/
Рембрандт и натиск
Во вторник в самом большом и самом парадном выставочном зале Зимнего дворца, Николаевском, открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции».
Выставка переместилась в Петербург из Москвы и пополнилась тут восемью работами из Эрмитажа, которые, как знак качества, удостоверяют немыслимый в современном коллекционерском мире уровень собрания американской четы Каплан. Рассказывает Кира Долинина.
Хозяев у «Лейденской коллекции» двое — американский миллиардер Томас Каплан и Дафна Реканати-Каплан, происходящая из знаменитой израильской семьи банкиров. Однако на людях за свое собрание представительствует один лишь муж, жена предпочитает оставаться в тени.
Лицо у самой молодой и самой знаменитой на сегодня частной коллекции старого искусства, таким образом, очень определенное: 55-летний красивый джентльмен, с оксфордским выговором, учебой в Швейцарии и Англии, несколькими годами жизни во Франции, устойчивым бизнесом по инвестированию в добычу самых стабильных металлов (золото, серебро, платина) и тремя детьми.
Акула капитализма, селфмейдмен, отлично вложивший и многократно приумноживший деньги своей богатой жены.
Томас Каплан произносит вкрадчивым голосом выверенные до блеска фразы, нигде не перегибает с комплиментами, но и не забывает поблагодарить ни одного из участников процесса, шутит изящно, помнит о своем еврействе и отдает ему должное, но спокойно увлекается вроде бы далекими от этого европейским искусством и связями с арабскими странами. Он историк по образованию и к каждой из своих страстей подходит фундаментально: будь то голландское искусство XVII века или коллекционирование истребителей Второй мировой войны. Эта-то правильность в каждом жесте и обеспечила уникальность его собранию — тут все как по маслу.
Капланы начали собирать голландское искусство в 2003 году.
Рассказ о том, что Рембрандт поразил мальчика в Музее Метрополитен еще в шестилетнем возрасте, слишком банален, а вот то, что коллекционировать Томас Каплан начал по совету своей умной, конечно, российского происхождения израильской тещи, куда более убедительно.
Тем более что жена к тому времени уже давно увлекалась европейской мебелью 1940–1950-х годов. Томас Каплан рассказывает, что совет собирать ему дал не кто иной, как сэр Норман Розенталь, прославивший Королевскую академию художеств в Лондоне своими провокационными выставками.
Понятное дело, что Розенталь имел в виду прежде всего коллекционирование современного искусства, но Каплан признался в любви к голландскому Золотому веку. То, что вещи этого периода, включая самого Рембрандта, нередкие гости на рынке, стало для бизнесмена откровением.
Принялся за дело он как настоящий биржевой бык: первая картина, кисти Геррита Дау, была куплена Капланами в 2003 году; первые пять лет покупки совершались практически каждую неделю. По скорости и интенсивности собирания всего, что только есть интересного на рынке, Капланов называли «пылесосами». А за бездонный кошелек их активность The New York Times сравнила с «кутежами» великих коллекционеров прошлого.
Капланам такое сравнение нравится: почти за 15 лет своего собирательства они приобрели около 250 работ, из них 14 полотен Рембрандта. Отбор исключительно субъективный.
Капланы покупают вещи учителей и учеников Рембрандта, композиции должны быть с людьми, никаких натюрмортов или пейзажей, сюжеты довольно часто нравоучительны, много портретов.
Как и положено хорошему собранию, это похоже на своих хозяев.
В Эрмитаже «Лейденской коллекции» (с принципиальной скромностью названной не именем коллекционеров, а по имени родного города Рембрандта и многих художников его круга) очень хорошо.
Но и страшно: в рембрандтовском наследии Амстердам — это «Мекка», а Эрмитаж — «Медина» (отменная шутка Каплана), именно тут самое большое собрание его работ за пределами Нидерландов, да и все остальные голландцы тут блистательные. Однако никакого самоуничижения не получилось.
Уверенность Капланов в качестве своего собрания получила подтверждение в виде прямых аналогий из эрмитажного собрания. А Ян Ливенс так и вовсе стал открытием даже для искушенной эрмитажной публики. Полутемный Николаевский зал освятил, вслед за Лувром и ГМИИ, этот проект. Зрелище получилось великолепное.
Томас Каплан, кстати, виртуозно сравнивает себя как коллекционера с Екатериной Великой. Нет-нет, ну не совсем, конечно, но ведь коллекционерский натиск и скорость и впрямь с императорским размахом.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3732665
Миллиардер Томас Каплан о Рембрандте, неизвестных голландцах и выставке в Эрмитаже · Город 812
Справка. Томас Каплан (1962) — американский миллиардер, на июль 2018 года его состояние оценивается в один миллиард долларов.
Он специализируется на инвестициях в добычу драгоценных металлов и консалтинге. Каплан — коллекционер и филантроп, основатель фонда по защите диких кошачьих.
Собранная им «Лейденская коллекция» включает более 250 картин и рисунков художников, созданных между 1620 и 1700 годами.
— В Голландии в XVII веке вдруг появился огромный интерес к живописи. Тысячами художников были написаны миллионы картин. А знаем мы из этих тысяч немногих.
— Это был удивительный феномен творческого энтузиазма. 3-5 миллионов картин были созданы в стране, где проживали всего несколько миллионов человек.
Конечно, лишь небольшая часть всего этого на сегодня считается значимым. Но этот взрыв активности навсегда изменил мир искусства. Рембрандт, на мой взгляд, был самым главным художником того времени. Анри Мальро как-то сказал, что Рембрандт был первым художником, которому удалось затронуть душу. Это субъективное суждение, но я с ним согласен.
Рембрандт переосмыслил классическое понятие красоты и дал свободу художникам, которые с тех пор сами имеют возможность определить для себя, что есть прекрасное. Генетический посыл Рембрандта вдохновил Гойю, Ван-Гога, Пикассо, Френсиса Бэкона, современных китайских художников.
— Почему золотой век голландской живописи был таким недолгим — всего около полувека?
— Это характерно для мира живописи, появился гений, который вдохновлял многих. А потом всплески затухают. Рембрандт и Вермеер считаются сейчас главными фигурами того времени.
— Могут ли со временем сместиться акценты, появится другие имена?
— Карел Фабрициус был на пути к достижению качества Рембрандта. Это был самый талантливый его ученик. Возможность приобрести картину Фабрициуса — невероятная удача.
Ян Ливенс был равен Рембрандту, когда они делили мастерскую в Лейдене. Но 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, он популярный портретист, деньги дают ему свободу и он пишет «Миневру». Она показана на выставке. Это начало его пути к величию и трансцедентности, которую мы видим на протяжении веков.
Если бы Ливенс умер молодым, то возможно о нем бы говорили как несостоявшемся Рембрандте. «Мальчик в тюрбане» из нашего собрания — тому свидетельство, Эрмитаж использует эту картину как «лого» выставки.
Но Ливенс уехал в Лондон, намереваясь стать придворным живописцем. Он стал работать в мастерской Ван-Дейка и утратил страсть и драматичность.
— Считается, что музей, особенно государственный, более правильное место для хранения шедевров, чем частная коллекция (особенно если ее владеют наследники художника) судьба которой непредсказуема. Так ли это на самом деле?
— Скажу про нас. Наша задача — извлечь произведения искусства из таких частных собраний и сделать доступными публике.
— Если бы картины, которыми вы владеете, попали бы в большие музеи, то многие осели бы фондах, изредка появляясь на выставках? Или я не прав?
— Все зависит от музея. В Эрмитаже хватает Рембрандта, но думаю, что мои картины были бы у него в постоянной экспозиции.
— Частное собрание обычно отражает вкус владельца. Музейное, особенно если музею много лет, считается объективно отражающим историю искусства. Так ли это?
— Лейденская коллекция отражает наши вкусы, но мы глубоко погружаемся именно в это время.
— Коллекционер со временем при настойчивости и удаче может сравниться с лучшими музеями, если не по количеству, то по качеству произведений искусства?
— Это и есть наша цель, не так много музеев имеет столько картин Рембрандта и его школы. Во многих музеях нет Вермеера, Карла Фабрициуса. Это вызов для коллекционера.
Нам невероятно повезло. Удача превалировала над мудростью и другими рациональными вещами. В искусство Рембрандта я влюблен с 6 лет, когда впервые его увидел. Когда я начинал коллекционировать, не думал, что мне удастся приобрести хотя бы одну работу Рембрандта. Сейчас у нас их 14 — почти половина из того, что находится в частных собраниях.
— А вторая половина?
— Ее не выпустят из рук владельцы.
— Как вам удалось собрать столько работ Рембрандта?
— 15 лет назад мне продавали работы Рембрандта по цене меньшей, чем цена работ Энди Уорхола. При том, что в природе существует 70 тысяч работ Уорхола и всего 350 — Рембрандта. Но у нас была любовь и страсть к Рембрандту и голландцам, а у других ее не было. Мы собирали то, что нам нравится, покупали по картине в неделю. Над нами шутили — вы собираете, как Екатерина Вторая.
— Вас не подозревали в инвестировании?
— Никогда не слышал о таком мнении, и мы сами не думали так. С одной стороны, я не думал, что мы совершаем финансовую ошибку, но с другой, и не думал о покупке картин как инвестициях.
Сейчас интерес к старым мастерам стал расти. Собрать такую коллекцию, как наша, невозможно. Но можно собирать других старых мастеров.
— Кого, например?
— Удивительно, но Веласкеса до сих пор можно найти. Эль-Греко, Тициана… Есть возможность проявить себя любителям старых мастеров.
— Можно ли говорить, что ваши приобретения вывели картины голландских мастеров из небытия?
— Определенную роль мы сыграли в реабилитации Яна Ливенса и более заметную роль для «тонкой» живописи — Геррит Дау, Готфрид Шелтон, Фердинад Болл. Для Карела Фабрициуса мы, конечно, сделали меньше, чем роман Донны Тартт «Щегол».
— Если к вам попросится исследователь голландского искусства, который сомневается в подлинности каких-то произведений, пустите его?
— Да, пусть работает. Чем больше мы будем знать о наших картинах, тем лучше.
Ян Вермеер. Девушка за вёрджинелом
— Коллекционирование не мешает работе? Случалось ли так, что вы заняты важным проектом, и в это время звонит дилер?
— Такое случалось. Решение принимаем сразу. Однажды я был по делам в Пекине, мне пришлось уйти с совещания, чтобы завершить сделку по приобретению картины Вермеера «Девушка за верджинелом» и автопортрета Рембрандта, которые продавались в Лас-Вегасе.
Я абсолютно уверен, что на этот звонок надо было ответить. Это единственный Вермеер в частной коллекции.
— Китайские партнеры не обиделись?
— Совсем нет.
— Как вы думаете, зачем люди ходят в музеи?
— По разным причинам. Думаю, что одни — за красотой. Многие люди, чтобы считать себя культурными, хотят все видеть своими глазами. Некоторые вдохновение черпают в том, что видят. Наконец, некоторые ищут утешение в нашем тяжелом, временами злом мире.
Красота — это истина, которая соединяет. Я считаю, что Достоевский был абсолютно прав, когда говорил, что красота спасет мир. Это не наивная фраза. Когда Солженицын впервые услышал ее, то был удивлен и недоумевал. Но позже согласился с Достоевским.
— Ажиотаж — это хорошо или плохо?
— Думаю, что если выставка делается для того, чтобы познакомить людей с искусством, то это нормально.
— Почему выставки старых мастеров пользуются большей популярностью, чем искусство даже XIX века, не говоря уже про ХХ?
— Потому что есть волшебные имена — Леонардо, Рембрандт… Публика знает, что это важные художники. Если хотите, в ДНК зрителей заложено — это то, что надо увидеть.
— Если воспользоваться вашим образом, Уорхол волшебным художником не станет?
— Слишком рано сейчас об этом говорить. Для собирателей Уорхола — он уже волшебный. Но кто знает, кем будет считать его публика через сто лет.
В золотой век голландской живописи были тысячи имен. Если выжил хотя бы один процент, то уже хорошо. Время является судьей. Рембрандт и Вермеер прошли проверку временем. Что касается Уорхола — может быть.
Питер ван Лар. Автопортрет с атрибутами занятий магией.
— Мешает ли восприятию искусства старых мастеров привычка современных молодых людей жить в виртуальном мире?
— Не знаю. У меня трое детей. Младшему 8 лет, он лучше меня разбирается в новых технологиях. Я — историк по образованию, мне понятнее и ближе прошлое.
— В России стали популярными виртуальные выставки. В специально созданном пространстве показывают мультимедийную инсталляцию, представляющую например, все известные шедевры импрессионизма. В реальности собрать их вместе невозможно. Как вы относитесь к подобным проектам?
— Думаю что это правильно.
— И вы согласились бы участвовать в подобном проекте?
— Если бы наша коллекция была дополнена другими частными собраниями голландских мастеров. Например, весь Рембрандт из частных собраний.
— Как вы представляете себе идеального зрителя для вашей коллекции?
— Не думаю, что должен быть какой-то идеальный посетитель. У людей много разных причин приходить в музеи. И я не стану делить их на категории — идеальные, случайные и т.д.
Вадим Шувалов
На заставке — Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635
Источник: http://gorod-812.ru/milliarder-kaplan-o-rembrandte-neizvestnyih-gollandtsah-vyistavke-v-ermitazhe/
Эрмитаж дополнит Лейденскую коллекцию
Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо».
Фото: Государственный Эрмитаж
Картины из Государственного Эрмитажа дополнят показ гастролирующей по миру Лейденской коллекции на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера», которая откроется 5 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца.
По мнению авторов этой идеи, совместный показ позволит зрителям полнее оценить не только мастерство художников, но и особенности арт-рынка XVIII и XXI веков, вкусы коллекционеров, которых разделяют три столетия.
«Чтобы понять феномен Лейденской коллекции, мы предложили американским коллегам включить в экспозицию еще и восемь картин из Эрмитажа, — рассказала TANR хранитель голландской живописи XVII–XVIII веков доктор культурологии Ирина Соколова.
— Мы подобрали работы, которые либо представляют собой пару к картинам из собрания Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, либо на них изображен тот же сюжет одного и того же художника, чтобы в их диалоге показать, как вновь созданные коллекции перекликаются со старыми собраниями.
Подборка работ в Лейденской коллекции напоминает подбор картин Эрмитажа и собрание Екатерины II: произведения одних и тех же мастеров пользовались огромным спросом и обладали на рынке самой высокой стоимостью и в XVIII веке, и в веке XXI».
Эрмитаж владеет одной из самых богатых коллекций голландской живописи XVII–XVIII веков (для сравнения: Лейденская насчитывает 12 картин и 2 рисунка Рембрандта, а в петербургском музее хранится 21 работа мастера).
Из своего собрания музей предлагает выставить вместе с коллекцией Капланов восемь картин. Часть из них присутствует в постоянной экспозиции, часть хранится в запасниках, но все они пребывают в хорошем состоянии.
Впрочем, несколько работ пришлось передать в реставрационную мастерскую для профилактического осмотра, а также чтобы освежить лак, покрывающий живопись.
Отличить шедевры из Эрмитажа от американских можно будет сразу: все они, независимо от размера и расположения в экспозиции, помещены в пышные золоченые рамы — в отличие от строгих рам эбенового дерева, в которые заключены картины Лейденской коллекции.
Эрмитаж предлагает выставить три работы выдающегося голландского живописца Герарда Доу, ученика Рембрандта: «Торговка сельдями», «Старик, рассматривающий глобус» и «Купальщик». Картина другого ученика Рембрандта — «Разбитое яйцо» Франса Янса ван Мириса Старшего, по мнению специалистов музея, перекликается с одной из работ Лейденской коллекции.
Несомненно, как считают искусствоведы, возникнет и диалог между «Завтраком молодого человека» Питера Корнелиса ван Слингеланда и некоторыми работами из американского собрания.
Как и между двумя картинами Якоба Врела: и на эрмитажной, и на лейденской изображен практически один и тот же сюжет — скромное жилище одинокой пожилой женщины, и она сама, сидящая у камина.
Типичными для мастеров лейденской школы живописи являются «Портрет старика» Яна Ливенса и «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа из Эрмитажа — аналоги им можно будет увидеть в частном собрании Капланов.
«Кроме того, наши работы дают и совершенно новый аспект в освещении Лейденской коллекции, — считает Ирина Соколова. — Очевидно, что рынок не истощен, и люди, обладающие средствами и страстью к живописи, могут и сейчас собрать выдающуюся коллекцию».
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5976/
В эрмитаж привезли шедевры самой значимой частной коллекции «нового времени» — лейденской
Опубликовано: 07 сентябрь 2018 г.
Хотя Томас и Дафна Каплан щедро делятся своими приобретениями — в смысле дают возможность и другим их увидеть. Коллекция, насчитывающая более 250 картин великих художников, выставлялась уже более 170 раз. Только в прошлом году она была показана в Лувре и в Национальном музее Пекина.
При этом саму коллекцию, получившую название в честь родного города Рембрандта — Лейдена, — начали собирать всего лишь пятнадцать лет назад. В 2003 году супруги Каплан приобрели первую картину — работу ученика Рембрандта Герарда Дау «Портрет Дика ван Берестейна». И за пятнадцать лет смогли довести количество полотен почти до трехсот.
При том что сам Томас Каплан занимает всего лишь 1940-е место в рейтинге «Форбс». Но чего не сделаешь ради тещи, которая и подтолкнула зятя к созданию собственной коллекции.
Теща, кстати, урожденная Летичевская, происходит из семьи русских эмигрантов.
Может быть, поэтому второй купленной Капланом картиной стал полотно того же Дау «Торговка сельдью», когда-то принадлежавшее Екатерине II, подарившей его графу Орлову, в семье которого оно передавалась по наследству, а в 1913 году было вывезено за границу. И может быть, поэтому в России покажут почти в два раза больше работ, чем во Франции и в Китае.
Общую же стоимость своей коллекции Капланы не озвучивают. Но можно догадаться. Хотя в данном случае дело даже не в стоимости.
Один тот факт, что за полтора десятилетия удалось собрать огромную частную коллекцию шедевров, приводит в изумление даже директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
И хотя Эрмитаж стал в свое время первым музеем в мире, где стали выставлять частные коллекции, такого количества значимых работ, собранных за последние годы коллекционерами, не видели даже здесь.
Как сказал Пиотровский, «эта коллекция — чудо, потому что в основном все картины великих мастеров давно находятся в музеях». И действительно, например, картин Вермеера в мире насчитывается всего 36, и ни одной из них нет в российских музеях и в частных коллекциях. За исключением коллекции Каплана, где есть работа Вермеера «Девушка за веджинелом», и ее тоже привезли в Эрмитаж.
Между прочим, сам коллекционер объясняет свой успех тем, что он всё «делает быстро». И если предложенная ему картина понравилась, он об этом сразу говорит и сразу переводит деньги продавцу. Поэтому дилеры и аукционные дома, занимающиеся продажей живописи, обращаются к нему в первую очередь. Но это так, информация к размышлению.
Но и Эрмитажу есть что показать коллекционеру, поэтому было принято решение выставить вместе с коллекцией Каплана работы голландцев из музейного собрания, считающегося самым богатым в мире.
Так, только произведений Рембрандта в Эрмитаже 21, тогда как в Лейденской коллекции 12 картин, в том числе знаменитая «Минерва», и два рисунка.
Но это не демонстрация собственных успехов, а вполне логичное дополнение к частной коллекции, потому что многие картины являются «парными», хотя и находятся в разных собраниях.
Так, работа Франса ван Мириса «Отдыхающий путник» из Лейденской коллекции считается парой находящей в Эрмитаже картине «Разбитое яйцо». Они одного размера, зеркально расположены друг к другу и несут один и тот же подтекст.
А есть картины, просто дополняющие друг друга. Как работы Якоба Врела, на которых изображена опрятная старушка в белом чепце, сидящая у камина. И даже камин на обеих картинах украшен одинаковыми керамическими тарелками. Только одна старушка «сидит» в Эрмитаже, а другая — в Лейденской коллекции. На выставке они встретятся.
Близки по стилю и лейденский «Портрет старика» Яна Ливенса и эрмитажная картина «Сара вводит Агарь к Аврааму» Адриана ван дер Верфа.
Всего же из эрмитажного собрания Лейденскую коллекцию будут «дополнять» восемь работ. И отличить их будет просто — музейные картины в шикарных золоченых рамах, лейденские — в скромных черных. Этим работам и придется вести диалог, «судьей» в котором будет Леонардо да Винчи.
Именно его рисунок «Голова медведя» из Лейденской коллекции, не относящийся к золотому веку голландского искусства, но являющийся единственной итальянской жемчужиной собрания, станет связующим звеном между художниками, музейщиками и коллекционерами всех времен и народов.
Увидеть шедевры можно будет до середины января, потом выставка отправится в Абу-Даби, но, разумеется, уже без эрмитажных работ.
Автор Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
Источник
Источник: https://xn—-7sblqwdegk2n.xn--p1ai/news/878-v-jermitazh-privezli-shedevry-samoj-znachimoj-chastnoj-kollekcii-novogo-vremeni-lejdenskoj.html