Четыре скульптурные группы, получившие название «Укротители коней», оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.
Аничков мост
Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.
Конная группа на Аничковом мосту. Деталь
Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался…
Конная группа на Аничковом мосту
Вторая группа: наступил острый момент борьбы — конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.
В следующей группе — укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.
Конная группа на Аничковом мосту
Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.
Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком.
За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в «назначенные академики», а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы «Укротителей» предполагалось установить на берегу Невы.
Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой «Укротители коней».
По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.
Работа над скульптурой осложнялась тем, что в . 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов.
Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году «Художественная газета» отмечала «совершенство, до которого довел у нас П.
К. Клодт литейное искусство… За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику».
В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году — вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу.
В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.
) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две — изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.
Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.
При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв.
Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.
В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.
Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.
Аничков мост
Не зря Санкт-Петербург называют «русской Венецией» и «городом мостов» — сегодня здесь насчитывается 342 моста. Хотя у многих людей Северная столица ассоциируется с разводными сооружениями через Неву — Дворцовым, Троицким и другими мостами, внимания достойны и неразводные мосты в других районах. Один из них — Аничков мост через реку Фонтанку.
Как правильно называется Аничков мост?Ударение в названии следует ставить на вторую гласную — Ани́чков мост.
Аничков мост связывает Спасский и Безымянный острова, по нему проходит главная городская магистраль — Невский проспект. Пожалуй, каждый турист, гуляющий по Санкт-Петербургу, проходил по Аничкову мосту — ведь он значится во всех путеводителях и входит в список важнейших достопримечательностей.
Интересно, что конструкция моста не представляет собой ничего особенного, а вот его «изюминкой» является группа скульптур, изображающих этапы укрощения коня. Изваяния давно стали символами культурной столицы, с ними связаны различные городские легенды.
Аничков мост через Фонтанку на панораме:
Скульптуры коней на Аничковом мосту
Кони на Аничковом мосту были установлены в ноябре 1841 года. Известно, что скульптор Петр Карлович Клодт создавал монументы для украшения участка Университетской набережной, что напротив здания Академии художеств.
По проекту мастеру предстояло отлить всего две фигуры, но Клодт не успел закончить работу к сроку и на пристани установили египетских сфинксов. Позднее произведения Петра Карловича планировали разместить между Адмиралтейством и Зимним дворцом, но тоже передумали.
В итоге сам скульптор предложил использовать коней для украшения Аничкова моста.
Поскольку изваяний было всего два, решили просто их продублировать. Готовые бронзовые скульптуры установили на западной стороне моста (ближе к Аничкову дворцу). Это были работы «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». А на постаменты с восточной стороны временно водрузили их гипсовые копии.
Дубликаты отлили быстро, однако Николай I подарил их прусскому королю. Новые изготовили лишь в 1843 году, но и эти скульптуры стали императорским подарком, они уехали в Неаполь. С 1846-го «Укротители коней» на Аничковом мосту опять стали гипсовыми.
После этого Клодт решил не создавать больше копии, а отлить две новые композиции — «Осаживающий коня юноша» и «Юноша, поверженный конем». Так, в 1851 году, появилась известная группа, демонстрирующая 4 стадии укрощения.
Осмотр рекомендуется начинать с группы «Осаживающий коня юноша» и двигаться по часовой стрелке.
За свои произведения П. К. Клодт получил членство в Берлинской и Римской академиях художеств. Его конные статуи были выполнены с такой реалистичностью, что стали необычайно востребованы — копиями бронзовых лошадей часто украшали дворцы и усадьбы.
В годы Великой Отечественной войны композиции сняли с моста и закопали в саду Аничкова дворца. Это позволило уберечь их от бомбежек, которым постоянно подвергался Ленинград.
Сам мост сильно пострадал в те годы — взрывной волной снесло чугунную ограду, гранитные постаменты были изувечены осколками.
Глубокие борозды, оставленные снарядами, видны до сих пор, их не стали убирать, а сохранили как память о тех страшных событиях.
Вид на мост с Невского проспекта:
Мифы и легенды
Конные группы Клодта дали Аничкову мосту смешное народное название «мост 18 яиц» (до 1917 года на мосту постоянно дежурил городовой — отсюда и такая цифра). Сегодня встречается вариант «мост 16 яиц».
Также внимательные зрители сумели разглядеть в очертаниях одной из скульптур человеческое лицо. Увидеть его можно, если подойти к группе «Юноша, берущий коня под уздцы» и заглянуть коню между ног.
Кого изобразил скульптор в таком месте неизвестно, в городе ходили разные версии на этот счет — многие считали, что это любовник жены Петра Карловича или Наполеон Бонапарт.
Загадку лица на Аничковом мосту так и не удалось разгадать.
История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге
Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М. О. Аничкова и по его фамилии в народе мост прозвали Аничковым. Позднее Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, то новое название не прижилось.
До середины XVIII века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально он был разводным — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела — потом мост расширили, убрав разводную часть.
С 1783 по 1785 годы Аничков мост полностью реконструировали, превратив его в каменный. Границы Санкт-Петербурга к тому времени сильно расширились и мост вошел в городскую черту. Однако его проезжая часть была слишком узкой и затрудняла транспортный поток — в связи с этим в начале 1840-х начался ремонт.
Авторами нового Аничкова моста стали инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер. Архитекторы закончили проект невероятно быстро — за 4,5 месяца. И 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Сооружение украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А.
П. Брюллова.
Чугунная решетка моста, © Tsyganov Sergey
К сожалению, суровые погодные условия Северной столицы и другие факторы стали причиной быстрого разрушения моста. Уже в 1843 году были обнаружены недостатки конструкции.
Это повлекло новые строительные работы, их проводили в начале 1900-х годов. В 1938-м проезжую часть Аничкова моста заасфальтировали, а в 1951-м закрыли трамвайное движение. Последняя реставрация проводилась в 2007–2008 годах.
Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метров, а длина 54,6 метров.
Как добраться
Аничков мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны от него располагается Аничков дворец с садом, а с восточной — дворец Белосельских-Белозерских.
Ближайшая станция метро — «Гостиный двор» (560 метров), также можно пройти от станции «Маяковская» (700 метров), от «Достоевской» или «Владимирской» (840 метров).
Общественный транспорт останавливается на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (ост. «Дворец творчества юных») и на перекрестке с Литейным и Владимирским проспектами (ост. «Литейный проспект»).
До остановки «Дворец творчества юных» довезут автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22, а до «Литейного проспекта» — автобусы № 15, маршрутки № К-177, К-258, К-90, троллейбусы № 3, 8, 15.
С началом летнего сезона и открытием периода навигации по реке Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Пирсы располагаются с двух сторон от Аничкова моста.
Передвигаться по городу с комфортом вам помогут службы такси Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.
Аничков мост: видео
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
О скульптурной группе укротители коней п. к. клодта. скульптурная группа аничкова моста в петербурге
В прошлый раз мы прервали цитату из научной работы Сергея Анатольевича Мусского 100 великих скульпторов. В этом труде С. А.
Мусский говорит о шедевре Клодта — скульптурной группе Укротители коней, украшающей Аничков мост в Петербурге. О том, что уменьшенные копии этих скульптур прекрасно впишутся в дворцовый интерьер, мы уже сказали. Продолжим цитату…
В 1838 году, — пишет Сергей Анатольевич, — первая группа уже была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу. Но тут внезапно умер, не оставив преемника, крупнейший мастер художественного литья В. П. Екимов, неизменный сотрудник всех больших скульпторов того времени.
Пришлось Клодту самому заняться отливкой своего произведения. Но не все скульптурные группы были отлиты в бронзе, а только две. Мы нашли любопытную информацию в ежедневном издании правительства Санкт-Петербурга Петербургский дневник от 15 июля 2007.
Но, прежде чем ее озвучить, хотелось бы объяснить, почему мы это делаем. Да, действительно, для того, чтобы установить в доме уменьшенные копии клодтовской скульптурной группы, вовсе необязательно знать историю ее создания.
Но разве знания были когда-то лишними? Если гости начнут задавать хозяевам вопросы относительно копий шедевра Клодта, то ответ их обладателей, наверняка, покажется гостям весьма интересным.
Итак, в вышеупомянутом источнике сказано, что торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, поразило всех. Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты, — жизнь человека и коня на Аничковом представляет новый мир в искусстве…. Однако после установки на Аничковом мосту первой бронзовой пары Укротителей Клодт очень долго не мог поставить в Петербурге вторую. Повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от них без ума…
Клодт отливал скульптурные группы в бронзе, но до Аничкова моста они не доезжали. Третья пара, — говорится в источнике, — приглянулась уже другому монарху — королю Обеих Сицилий Фердинанду, пожелавшему незамедлительно видеть их в Неаполе.
Там они и стоят до сих пор у входа в дворцовый сад. Скульптор продолжал отливать в бронзе свои творения, надеясь заменить ими стоящих на мосту гипсовых Укротителей, но… как сообщается в Петербургском дневнике, другие пары коней…
отправили в Стрельну, Петергоф и усадьбу князя Голицына в Кузьминках под Москвой. Таким образом, громадный труд скульптора с Укротителями на Аничковом мосту длился в общей сложности 20 лет — только в 1851 году все гипсовые кони были наконец заменены бронзовыми.
А в народе запомнилась фраза, которую в восторге произнес Николай Первый: Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец!
Сможет ли современный скульптор сделать лошадь лучше, чем жеребец? Возможно. Ведь русская земля всегда славилась талантами. Но сделать лошадь лучше, чем Клодт, вряд ли способен самый искусный мастер.
Впрочем, этот обстоятельство вовсе не говорит о том, что обладателям дворцового интерьера не стоит заказывать копии клодтовских Укротителей.
Как бы ни была хороша копия, она никогда не превзойдет оригинала.
Желающие видеть в своем доме не всю скульптурную группу из четырех композиций должны знать, что между всеми четырьмя творениями прослеживается связь. Поэтому, устанавливая одну, две или три копии, хозяева дома прервут эту связь из-за отсутствия недостающих скульптур. Впрочем, каждый решает сам, сколько клодтовских возничих и лошадей появится в их доме.
Что же касается связи, о которой мы только что сказали, то ее проследил искусствовед В. Н. Петров. Его слова приводит в своей работе С. А.
Мусский: Если начать обзор ансамбля с западной стороны моста, от первой группы, изображающей коня с шагающим возле него водителем, перейти потом к смежной группе и далее к группам, стоящим на восточной стороне, то сюжетный смысл композиции обнаружится с наибольшей наглядностью.
В первой группе животное ещё покорно человеку. Обнажённый атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах всё более нарастает драматизм борьбы.
Конь вырывается в неукротимом порыве, и всё напряжённее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздёрнута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развёрнута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня.
В третьей группе борьба становится ещё яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъярённое животное.
Наконец, в четвёртой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег.
Те дизайнеры по интерьеру, которые захотят установить в жилище все четыре копии скульптурных групп, должны следовать замыслу великого мастера, не нарушая последовательности расстановки скульптур (статуэток). Для этого не нужно наличие моста: произведения можно установить в той же последовательности, независимо от того, что именно будет служить для них пьедесталом.
- Уменьшенные копии клодтовских Укротителей, равно как и уменьшенная копия памятника Петру I работы Фальконе, будут более органично вписаны не просто в дворцовый интерьер, а в дворцовый интерьер с питерскими мотивами.
- В следующий раз мы поговорим о творениях Огюста Родена, копии которых (как нетрудно догадаться) станут прекрасным дополнением к классицистическому интерьеру.
- Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: horseplanet, edkin.livejournal, shazina, clubs.ya, alcala
Укротители коней. Скульптурное оформление Аничкова моста
В 1820-х годах петербургский скульптор Трискорни скопировал две античные группы «Диоскуров», держащих под уздцы вздыбленных коней (оригиналы на площади Квиринала на Манте Кавалло в Риме). Эти не вполне удачные копии были поставлены на воротах конногвардейского плаца. Группы «Диоскуров» тождественны по движению и позе, с той лишь разницей, что каждая представляет как бы зеркальное отражение другой.
Клодту был известен другой, более интересный образец: «Укротители коней» французского скульптора XVIII века Гийома Кусту-старшего, стоящие на площади Согласия в Париже. В обеих группах Кусту соблюдена зеркальная симметрия, как и в «Диоскурах», но фигуры водителей, их позы и движения коней несколько отличаются друг от друга.
Клодт как истинный художник подошел к задаче по-иному, чем Трискорни. Воспользовавшись традиционными мотивами в своих первых группах (с шагающим и стоящим водителями), Клодт подверг их коренной переработке.
Он переменил позы, дал другие типы водителей и коней. Эти группы нельзя поэтому назвать подражательными. Две же остальные группы, сделанные позднее, совершенно новы и оригинальны по сюжетам и композиции.
Ансамбль Клодта явился новым словам не потому только, что он состоит из четырех групп, друг друга не повторяющих, — удача Клодта обусловлена большой тонкостью художественного чутья, реалистической наблюдательностью и особой находчивостью. Известное значение имел и выбор скульптурного материала. Предшественники Клодта работали в камне, соблюдение физического равновесия скульптуры стесняло их в выборе поз и заставило прибегнуть к подпоркам, портящим впечатление.
Клодт работал в расчете на отливку в металле, более подходящем для подобных динамичных мотивов. Избранные им движения смелы и стремительны, но он сумел обойтись без искусственных подпорок, которыми вынуждены были пользоваться другие, менее изобретательные скульпторы, даже работая для бронзы.
Мы видим у Кусту бешеных, неукротимых коней исполинского роста, с громадными развевающимися гривами, свирепым взглядом и оскалом зубов. Попытки сдержать их движение напрасны, они влекут за собой водителей, кажущихся, рядом с ними малорослыми. Это романтический образ стихийной силы, непреоборимой для человека.
Клодт — художник сильного темперамента, но он трезвее и умереннее. В его группах силы противоборствующих сторон более уравновешенны, чем у его предшественника. Его люди соразмерны по росту с конями. Кони — не фантастические чудища, а обычные кавалерийские лошади, сильные и вместе с тем изящные.
То, что изображено Клодтом, напоминает не борьбу с разъяренным зверем, а скорее, обычную дрессировку верховых коней. Точнее говоря, ее первую стадию, когда неоседланных коней проводят на корде, прикрепленной к уздечке, приучая их к правильным аллюрам шага и рыси.
Во всяком случае, это можно определенно сказать о его первой группе, где конь покорен водителю. У водителей нет тех неловких, непрофессиональных движение которые могут вызвать усмешку у кавалеристов: Клодт сам принадлежал к их числу.
Одинаково прекрасны эти породистые кони с их тонким и крепким сложением и эти юноши с невозмутимыми лицами и стальной, но не перенапряженной мускулатурой. Лишь для того проявил Клодт такую сдержанность в первой группе, чтобы вольнее и шире был размах последующих, чтобы драматизм возрастал постепенно.
Второй водитель уже с большим трудом осаживает на всем скаку вздыбленного коня. Однако в четвертой группе непокорный конь снова во власти человека. Водитель вынужден для этого встать на колени для лучшего упора, крепко натянута корду.
В третьей группе — самый острый момент борьбы: водитель прильнул к земле, конь почти вырвался на волю, но, перехватив повод в леву», руку, человек еще удерживает его из последних сил, рискуя увечьем: его ноги очутились между конскими копытами.
Во второй и третьей группах есть романтическое упоение борьбой и опасностью, в то время как первая и четвертая проникнуты классическим равновесием и спокойствием—там тема мятежа, здесь же тема укрощения.
Первая тема заглушит вторую, если пройти по северной стороне моста с востока на аапад, а затем в обратном направлении по южной стороне. Но если начать обход с четвертой группы и закончить первой, то завершающим звеном ансамбля будет победа человека над конем.
Умело перемежая обе темы, Клодт объединяет композиционно обе пары групп, противоположные по содержанию. Так, в первой и четвертой группах движения обеих фигур параллельны, головы коней наклонены, а во второй и третьей группах движения водителей противоположны движениям коней, чьи головы подняты вверх, и, кроме того, человеческие фигуры повернуты вглубь.
Тонкий расчет Клодта достиг цели: в ансамбле нет скучных повторений, однообразной симметрии, но нет и хаотической разноголосицы.
При всем разнообразии мотивов эти конные группы воспринимаются как единое целое, а не как механическое соединение отдельно задуманных скульптур.
Скульптор решил композиционную задачу, более сложную и требующую большей изобретательности, чем может показаться на первый взгляд.
Отдельные группы, особенно две последние, где Клодт не опирался ни на какие образцы, потребовали, конечно, немало усилий, чтобы облечь сильное движение в пластически непререкаемую форму.
Насколько же труднее достичь этой высокой цели в целом цикле скульптур, особенно если он состоит не из неподвижных или симметричных фигур. Такой драматический цикл, как у Клодта, полный огня и страсти и вместе с тем архитектонически уравновешенный, есть верх композиционного мастерства.
В «Укротителях коней» нашел полное выражение реализм Клодта. Красота его юношей — красота жизненная и народная, не та отвлеченная красота, которую создавали скульпторы предшествующего поколения посредством идеализации.
Реализм Клодта имеет особый оттенок, ибо в нем еще живы традиции классического искусства. Стремление к жизненной правде сочетается здесь с настойчивой заботой о полноценности пластической формы, о красоте и плавности контуров, о ритмическом соответствии просветов и массивных частей.
Последнее из этих достоинств всего заметнее в четвертой группе. Особенно создается цельное впечатление в пасмурные дни или сумерки, когда группы воспринимаются как темные силуэты. Но еще прекраснее они в солнечные дни.
Тогда можно оценить по достоинству все мастерство упругой, мужественной лепки, тогда можно любоваться звучными переливами света на темном металле.
«Укротители коней» — из тех произведении, что пробуждают в зрителе нрилив жизненной энергии. Невозможно любоваться ими пассивно, как рядами недвижных изваяний в Летнем саду.
Проходя по Аничкову мосту, зритель невольно включится в этот бурливый поток, а если увидит группы впервые, может испытать нечто сходное с волнением, сопутствующим спортивным состязаниям. Эти скульптуры созвучны стройности архитектуры Ленинграда и вместе с тем оживленному ритму его главной магистрали.
«Укротители коней» — превосходный пример того, чем может и должна быть монументальная уличная скульптура, органически сросшаяся с картиной города и его жизнью.
Легенды "Аничкова моста"
Кони Клодта так и рвутсяЧтоб по Невскому пройтиДа боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути… ))))
- Аничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
- Далее будет и история создания моста и легенды о нем и анекдоты ))) так что будет весело, не преключайтесь.
- В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия — названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так…Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.Обратите внимание — это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов… а как…Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.
Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя — дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось…
Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет… словом, был брошен вызов на состязание.И ведь случай как назло вскоре представился.
Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается «ура!». Значит — царь.
Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, — ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами…
и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.
Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
— Это они? — спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.- За этих, — сказал царь, указав на медных, — прощаю… ))))Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.
Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.
Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.
Конь покорен…
Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы ))) и там подковывали почти всех лошадей в городе.
Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.Сравните сами ))) специально сфотографировал )))
Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность… )))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет…По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.
- Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:
- Барон фон Клодт преставлен ко крестуЗа то, что на Аничковом мостуНа удивленье всей Европы
- Он выставил 4 голых ж-пы.
- Пара анекдотов про мост и Клодта))))
- (С) моя голова, Википедия и другие места интернета.
Куда бегут лошади Аничкова моста?
В прошлом году, когда я проходил в Питере мимо этих коней я обратил внимание на одну деталь и задавал вам вопрос — знаете ли вы чья шкура на коне? Тогда мы все с успехом выяснили. Но Питер мало того что красивейший город с богатой историей, он еще и полон загадок.
Еще одну из загадок про тех же коней и сразу свой вариант разгадки я услышал у влогера Feder Origin. Проверьте себя, знали ли вы о ней?
Вот подробности …Кто же не знает этот знаменитый мост с 4 красивыми конями. Но вы могли не замечать одну их особеность. Довольно мелкую на первый взгляд, но узнав о ней, вы теперь всегда будете присматриваться к этой детали.Обычные конские ноги да? Не совсем! Обратите внимание, что на копытах нет подков.Эти два жеребца расположены на одном берегу р. Фонтанки и бегут в одну сторону. А вот два других в противоположную, посмотрим на их копыта…
Оп-па! У этих уже есть подковы. Почему так? Какие у вас версии? А мы пока смотрим на карту:
На Литейном проспекте располагались литейные мастерские и кузницы. Поэтому те лошадки которые бегут от Литейного уже обзавелись подковами, а те которые только туда направляются еще без них.Но на самом деле мало сказать об этом объясняя ситуацию с подковами. Вот как о работе над скульптурами писал сын Клодта Михаил:»В Павловске отец завёл лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, стужил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. В Павловске Серко сделался «членом» нашей семьи. Отец часто возил на нём нас, детей, по дорожкам сада. Мы лазили у смирной лошади под брюхом…Другая лошадь — Амалатбек — тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал её: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы. Моя сестра, двенадцатилетняя девочка, ездила на Амалатбеке в амазонке, и, по воле отца, лошадь с всадницей лихо взвивалась на дыбы»
Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году. Спустя ещё два года замысел Клодта был завершён. По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой.
Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках. Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы.
Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу. В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.
Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Вот такие дела. Знали ли вы об это.А еще совсем не по теме вот как я попал на Масленицу в Воронеже:
Давайте вспомним еще про Богатство питерских коммуналок, а так же Зачем в питерском метро станции с дверями?. Вот еще Теория Заговоров: циклопическое сооружение на месте Александровской колонны и Загадка обрушения Египетского моста в Петербурге
Придет весна — вернутся кони
Скульптурная группа П. К. Клодта 'Человек, укрощающий коня' установлена на восточной стороне Аничкова моста.
'Конь с водничим' — скульптура с западной стороны моста.
Июнь 2000 года. Кони отправляются на реставрацию.
Поздняя осень 1941 года. Клодтовские кони покидают свои привычные места, отправляясь в укрытие, приготовленное для них в саду Аничкова дворца.
Победная весна 1945 года. Можно возвращаться на Фонтанку.
Аничков мост через Фонтанку.
‹
›
Без них город опустел. Остались сиротливые постаменты на Аничковом мосту, на которых — пока лишь реклама “БАЛТОНЭКСИМБАНКА”, взявшего на себя финансирование реставрации бронзовых скульптурных групп — знаменитых “коней Клодта”.
Первая пара коней покинула постаменты в ночь с 29 на 30 июня 2000 года. Государственный музей городской скульптуры, “опекающий” все значительные монументы города, организовал торжественные проводы. Звучала музыка, рассыпался фейерверк, сотни горожан, несмотря на позднее время, с напряженным вниманием следили за каждым этапом уникального процесса.
Для скульптурных групп объединение “Стальконструкция” изготовило специальные контейнеры. Поддоны были подведены под плинты (основания) статуй, на них установили стойки, закрепленные болтами, и бронзовые юноши, укрощающие коней, оказались в своеобразной клетке. К стойкам привязали стальные тросы, мощный кран легко приподнял первую скульптуру.
Как-то внезапно на фоне сумрачного летнего неба, над проводами и фонарными столбами воспарил бронзовый конь, гордо выгнувший шею, подняв вверх встревоженную голову.
Четкий, графичный силуэт, выразительность лепки, виртуозное мастерство скульптора — все это воспринималось особенно остро, и в то же время не оставляли опасения: все ли пройдет, как задумано, сохраним ли мы общепризнан ный шедевр, спасем ли его для будущих поколений?
Оказалось, что скульптуры, весом около четырех тонн каждая, держались на гранитных постаментах силой собственной тяжести, без дополнительных креплений.
Кони со своими укротителями были погружены один за другим на трейлеры, двинувшиеся по пустынному в эту пору Невскому проспекту в направлении завода “Монументскульптура”, где им предстояло провести около года. Столько времени должны занять реставрационные работы.
Через пять месяцев, 30 ноября, на завод доставили вторую пару скульптур. Хотя реставрация конных групп, снятых в июне, практически завершена, решено все статуи вернуть на место одновременно, ко дню рождения города, 27 мая 2001 года.
Скульптуры Клодта — один из символов Петербурга. Их судьба неразрывно связана с городом. Деревянный мост через Фонтанку был впервые построен в 1715 году под руководством полковника М. О. Аничкова, имя которого навсегда закрепилось за неоднократно перестраивавшимся сооружением.
Когда в 1839—1841 годах появился ныне существующий мост, его решили украсить скульптурами, созданными Петром Карловичем Клодтом. Этот выдающийся мастер анималистической скульптуры еще в 1833 году представил на выставке в Академии художеств гипсовые модели двух групп, получивших широкое одобрение.
Одна изображала юношу в стремительном движении навстречу вздыбившемуся коню, другая запечатлела водничего, гордо шагающего рядом с укрощенным животным, держа его под уздцы. То, что скульптурных групп всего две, связано с первоначальным намерением Клодта — украсить ими пристань на Неве, однако этот замысел не был осуществлен.
Отлитые в бронзе самим скульптором композиции в ноябре 1841 года заняли место на западных устоях Аничкова моста (ближе к Адмиралтейству), а на восточных устоях появились их гипсовые копии. Популярность скульптур оказалась столь велика, что их отливки в бронзе вскоре украсили петергофский дворец Бельведер, Орловский парк в Стрельне, подмосковную усадьбу Кузьминки.
Бронзовые скульптуры, предназначенные для восточной стороны Аничкова моста, не успели занять постаментов, как были отправлены в Берлин в качестве подарка императора Николая I своему родственнику, прусскому королю.
Еще одна пара бронзовых коней, установленная в 1843 году, была через три года снята с постаментов и отправлена в Неаполь, где украшает сад перед королевским дворцом. За это время Клодт решил развить свой замысел, создав для другой стороны моста совершенно новые скульптурные группы. Они отлиты в бронзе и заняли свои места лишь в 1850 году.
С тех пор кони Клодта не покидали постаментов до осени 1941 года. С целью спасения уникальных изваяний от возможных разрушений при бомбежках и артобстрелах осажденного Ленинграда некоторые памятники в городе защищали специальными ограждениями. Группы с Аничкова моста решили укрыть в земле.
Для этого их спустили, осторожно подталкивая, с постаментов на специальные деревянные салазки и отправили в соседний Аничковский сад.
В связи с быстрым наступлением осенних холодов в замерзшем грунте удалось вырыть лишь один котлован, где была укрыта первая группа, а остальные три смогли зарыть в землю только весной следующего года. Весна 1945 года в Ленинграде ознаменовалась возвращением коней Клодта на мост.
Сохраняющиеся до нашего времени на гранитных постаментах следы выбоин, оставшихся от артиллерийских снарядов, напоминают, от какой угрозы были спасены скульптуры в годы войны.
Лишь через пятьдесят пять лет вновь возникла необходимость снятия с постаментов бронзовых коней. Их состояние давно тревожило специалистов Государственного музея городской скульптуры. На бронзовой поверхности накопились значительные загрязнения, пятна, трещины. Отчетливо выявилась деформация оснований.
Одна из скульптур заметно наклонялась в сторону воды. Было очевидно, что необходимо полное обследование с последующей реставрацией и консервацией. Реставрационные работы проводились в 1975 году, но тогда статуи не покидали постаментов.
Ныне пришли к выводу, что комплексные работы лучше выполнять в условиях реставрационной мастерской.
Разумеется, сложные исследовательские и реставрационные работы требуют значительных затрат, что задерживало их начало.
К осуществлению реставрации удалось приступить благодаря финансовой поддержке “БАЛТОНЭКСИМБАНКА”.
При содействии этого банка в 1999 году была завершена реставрация Ростральных колонн, скульптура которых буквально вернулась из небытия, и вот теперь настал черед изваяний с Аничкова моста.
В ходе предварительного обследования взяты необходимые пробы с поверхности бронзовых статуй. Известно, что со временем на бронзе образуется патина — тончайшая пленка окисла, защищающая поверхность от загрязнений и разрушений.
Оказалось, что бронза густо покрыта смесью соли и песка: именно этим составом посыпают питерские мостовые зимой от наледи, и поток машин, беспрерывно следующих по Невскому, разбрызгивая слякоть, многие годы “бомбардировал” статуи.
В сочетании с выхлопными газами, превращающимися под влиянием влаги в кислоты, соль и песок “вычистили” патину, обнажив беззащитную от внешних воздействий поверхность бронзы.
Обследовав статуи, реставраторы констатировали, что они на 90 процентов поражены “бронзовой болезнью”, то есть патина полностью утратила защитные свойства, и процессы коррозии, глубинного разрушения металла идут с нарастающей скоростью. Было проведено также обследование полых внутри скульптур с помощью миниатюрной видеокамеры-зонда.
Оказалось, что влаги там, к счастью, нет, но сохранились остатки формовочной массы от обжига литейной формы. Интересным открытием стало то, что внутри скульптур нет никакого каркаса и дополнительных опор. Ультразвуковым обследованием установлено, что толщина бронзы колеблется от 2,5 до 6 сантиметров. Трещины и царапины, имеющиеся на поверхности, неглубоки, сквозных отверстий нет, что способствовало сохранности скульптур. Все полученные данные легли в основу разработки новой, специальной методики реставрации.
Во всем мире идет поиск новых материалов и технологий, способных обеспечить надежную защиту скульптур из цветных сплавов, но весь арсенал материалов требует, в свою очередь, дополнительных мер защиты.
Например, специальные защитные вещества — ингибиторы разрушаются под действием ультрафиолета, смываются водой с гладких поверхностей, и, таким образом, срок их службы ограничен. Ставшее традиционным нанесение искусственной патины на поверхность бронзы дает положительные результаты также на непродолжи тельное время.
Кроме того, применение этих методик требует дополнительной тщательной расчистки поверхности, что в сочетании с воздействием химических средств ведет к утрате авторского слоя.
Разработкой принципиально новой методики занялся реставратор 1-й категории В. Г. Сорин, работающий в реставрационной фирме “Интарсия”. Эта фирма взяла на себя проведение всего комплекса сложных организационных и технологических работ, выиграв соответствующий тендер.
Смысл методики: спасти скульптуры от “бронзовой болезни”, сохранив авторскую проработку; создать условия для надежного закрепления ингибиторов, постепенного наращивания естественной патины; решить проблему неповторимого колорита старой бронзы, выявив ее богатую цветовую палитру.
В осуществлении работ задействованы специалисты многих учреждений города, занятых в военно-промышленном комплексе, широко используются новейшие приборы и агрегаты.
Результат реставрации первых двух скульптурных групп, законченной 14 декабря 2000 года, внушает надежды. Петербуржцы с нетерпением ждут наступления теплых майских дней, когда любимые кони Клодта дружной четверкой вернутся на Аничков мост.