Усадьба М.В. Ломоносова

Состоялось очередное путешествие по бескрайним просторам Ингерманландии. Основной целью путешествия было урочище Усть-Рудица. Усть-Рудица находится на слияние рек Коваши и Лопухинка в Ломоносовском районе.

Место примечательно тем что в 1753 году Ломоносовым был построен завод по производству цветного стекла для императорских дворцов.Попутно мы планировали заехать еще в пару мест урочище Шишкино и урочище Ломоносово.

Усадьба М.В. Ломоносова

Встреча в Большой Ижоре

Маршрут выглядит вот так:

Усадьба М.В. Ломоносова

Трек путешествия

Стрелками обозначено направление движения. Красный кружок гранитный обелиск.

Первым делом планировали заехать на ур. Ломоносово, но в месте где стоит крестик дорога превратилась в глубокое болото было принято решение не ломать машины и оставить это местечко на летний период.

Усадьба М.В. Ломоносова

Сказочный лес

Усадьба М.В. Ломоносова

Испытан Caterpillar в боевых условиях. Результат превзошел все ожидания.

Усадьба М.В. Ломоносова

Первое препятствие в виде дерева, собсна это и не препятствие вовсе но под снегом лед и заскочить ходом не удалось.

Усадьба М.В. Ломоносова

Первое серьезное препятствие. Тяжелый Яровой проломил лед и Эдуард провалился.

Усадьба М.В. Ломоносова

Хорошо сидим! Лужа оказалась достаточно глубокой и просто не хватало силенок забраться на гору льда.

Усадьба М.В. Ломоносова

Дивинсон был огорчен что его затащили на лайтовую поездку.

Усадьба М.В. Ломоносова

А вот в этой колее уже мне пришлось размотать лебедку. Катастрофически не хватает 35 резины.

Смеркалось. Пока большие дядьки ковырялись в грязи, детвора времени не теряла и строила дом для ночлега.

Усадьба М.В. Ломоносова

Пора подумать об укрытии!

На распутье.

Дорога кончилась, совсем кончилась.

Свернули вправо (конец дороги обозначен крестиком, там не проехать) и поехали строго на север. Под Лэпами вернулись в начальную точку маршрута и поехали в Усть-Рудицу.

Под ЛЭП.

В Усть-Рудицу

Этот гранитный обелиск единственное, что напоминает о большом заводе (на схеме обозначен кружком). Во времена Великой отечественной войны здесь проходил Ораниенбаумский плацдарм. Практически все было разрушено.

Цель достигнута!

Собсна это все что осталось от завода Ломоносова.

Всем удачи! Продолжение следует…

Цена вопроса: 2 000 ₽ Пробег: 35 000 км

Журнал Санкт-Петербургский университет ISSN 1681-1941 / № 10 (3777), 27 июня 2008 года

№ 10 (3777), 27 июня 2008 года
urbi et orbi

Вода в речке ледяная, хотя на дворе — конец мая. Ключевая, должно быть… Женщины взвизгивали, нащупывая ногой песчаное дно среди гладких камней, а мужчины охали — когда, засучив брючины выше колен, преодолевали довольно быстрое течение.

Охали, но улыбались, даже шутили. Девушкам-студенткам повезло больше других — юные кавалеры с готовностью подставляли спины и плечи, чтобы перенести их на тот берег.… А до цели было уже рукой подать — метров двести, хотя мы об этом и не знали в тот момент. Оставалось только подняться на взгорок.

Речка Рудица была последним препятствием на долгом пути к усадьбе Ломоносова.

В погоню за смальтой

Идея экспедиции с самого начала была романтичной и достаточно авантюрной. Ее высказал Евгений Олегович Калинин, заместитель декана Химического факультета по международным делам: давайте отправимся в Усть-Рудицу.

Там, в собственной усадьбе (сейчас это Ломоносовский район Ленинградской области, а тогда был Копорский уезд Ингерманландской губернии) великий ученый построил фабрику по изготовлению цветного стекла и смальт для мозаики.

Усадьба М.В. Ломоносова
Профессор Д.В.Осипов рассказывает об усадьбе Ломоносова.

«Желаю я к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол…», — писал М.В.Ломоносов в своем прошении в Сенат в октябре 1752 года. А уже весной 1753-го в рапорте мануфактур-коллегии сообщал: «…майя 6 числа в Коважской мызе близ деревни Усть-Рудица заложена мною фабрика». Это событие произошло ровно 245 лет назад.

Как выглядит усадьба Ломоносова сегодня? В экспедицию отправились химики, географы, биолог, математик, администратор, студенты, преподаватели, журналисты — всего человек пятнадцать.

Химиков было больше всех: Татьяна Николаевна Севастьянова, доцент кафедры общей и неорганической химии, пригласила в поход группу студентов — тех, кто слушает ее курс «Выдающиеся химики Петербурга». Студентам любопытно: одно дело по книжкам и конспектам изучать биографии великих, и совсем другое — самим бродить по лесам в поисках усадьбы середины XVIII века.

Проводником у нас был профессор Дмитрий Владимирович Осипов, директор Биологического НИИ, опытный натуралист и путешественник, прекрасно знающий окрестности Петергофа и Ломоносова.

От общежитий Петродворцового учебно-научного комплекса до Усть-Рудицы мы добирались часа три, не меньше. Александр Владимирович Николаев, директор Дворца культуры и науки СПбГУ , не только подготовил план экспедиции, но и сам отправился вместе с нами. Вначале ехали по шоссе, через Ораниенбаум и Большую Ижору, потом свернули на бетонку.

В пути знакомимся, изучаем цель нашего путешествия. Дмитрий Владимирович Осипов разворачивает подробную карту района, показывает, куда мы движемся и где мы сейчас. Трясет изрядно — значит, шоссе уже закончилось.

Во времена Ломоносова дороги вряд ли были лучше — хотя за ними ухаживали и даже заново строили, чтобы приспособить для перевозки такого хрупкого груза, как стекло. Императрица Елизавета Петровна в марте 1753 года пожаловала М.В.

https://www.youtube.com/watch?v=f4Wd1OP0wqE

Ломоносову несколько деревень с 226 душами мужского пола и 9000 десятин земли в этих местах. Для устройства завода и усадьбы из довольно обширного имения ученый избрал самую маленькую деревню Усть-Рудицу.

Почему? Здесь обилие проточной воды и речной песок для производства стекла и смальты. А усадьбу он устроил там, где две речки — быстрая прозрачная Рудица и медленная Черная — сливаясь, образуют реку Коваши.

Усадьба М.В. Ломоносова

О пользе стекла…

  • В дороге вспоминаем, кто что знает, о мозаичных работах Ломоносова, о его увлечении производством цветных стекол и смальты.
  • Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    которые Стекло чтут ниже Минералов,
    приманчивым лучом блистающих в глаза:
  • не меньше польза в нем, не меньше в нем краса…

Это строки из известного «Письма о пользе стекла… Ивану Ивановичу Шувалову». Сохранилось любопытное предание о том, как они были писаны.

Однажды на званом обеде у камергера Ивана Ивановича Шувалова некий щеголь заметил Ломоносову: «Отчего у Вас пуговицы на кафтане хоть и стеклянные, но немодные?» Ученый в ответ произнес горячий панегирик стеклу — о его пользе для науки, искусства, ремесла, повседневной жизни.

Пылкое выступление ученого произвело большое впечатление на всех — оно заканчивалось клятвой до конца дней своих носить только стеклянные пуговицы. Заметив, что в словах ученого сочеталась глубокая мысль и экспрессия, хозяин дома предложил Ломоносову выразить свои мысли и чувства в поэтической форме — что тот и сделал.

В конце «Письма о пользе стекла» Ломоносов замечает о предмете восхваления:

Затем уже слова похвальны оставляю,
и что об нем писал, то делом начинаю…

Усадьба М.В. Ломоносова

Эти слова «делом начинаю» сочинялись им в 1752 году, в самый разгар хлопот о собственной фабрике цветного стекла, — уникальном предприятии, в котором сочетались масштабы фабричного производства, исследования научные и хозяйственно-потребные.

За десять лет Ломоносов и его ученики создали 43 мозаичных портрета и картины (включая знаменитую «Полтавскую баталию» для Петропавловского собора, портреты Петра I, Александра Невского, Екатерины II, графа Г.Г.

Орлова и другие) — 22 из них пока не найдены.

Инновационный бизнес-проект XVIII века

По мере удаления от города дорога всё ухудшается: асфальт кончился, едем проселком, затем трясемся по колеям и рытвинам «до-ро-ро-жень-ки лесной-ой-ой». Один участок пути особенно труден: гать через болото.

Хорошо, топь не очень большая — с разгону проскочили! Но вскоре пришлось остановиться — бревно перегородило путь. Дмитрий Владимирович указывает направление — теперь влево через лес. Дальше идем пешком. Цепочка «туристов» растянулась на сотню метров.

По характеру дальних деревьев видно, что впереди — река, хотя ее еще не разглядеть.

Вдалеке видны высоченные лиственницы — им по крайней мере лет 200. А вот и поток шумит внизу. Разуваемся — и в воду. Другого пути к цели нет… Тот берег крутой и скользкий, но мы карабкаемся, быстро обсыхаем и спешим дальше, в горку.

И вот — пришли, наконец. Пространство мы преодолели — теперь нас с Ломоносовым разделяет только время, 245 лет. Даже не верится, что мы в Усть-Рудице, где 6 мая 1753 года великий ученый заложил фабрику по изготовлению цветного стекла и смальты.

Настолько этот — нынешний — лес не похож на тот, ломоносовский. Тогда тут было шумно — все лето вовсю шло строительство фабрики и усадьбы — а теперь тишина, ни души. Лишь пичуги какие-то тренькают да ветерок шевелит ветки.

Мы единственные посетители этого «музея» под открытым небом. Только четырехгранная стела с лаконичной надписью «Здесь работал М.В.ЛОМОНОСОВ. 1753–1765» — в глухом лесу, под двумя вековыми дубами — только она свидетельствует: цель достигнута.

Гранитная плита в основании обелиска заросла мхом. Высокая трава вокруг — ни тропинки, ни следов…

Нам здорово повезло — мы сразу вышли к центру усадьбы.

Дмитрий Владимирович Осипов позже признался, что бывал в этих окрестностях ранее многократно, но сначала не мог найти обелиск… Тут же, под дубом, он прочел нам небольшую лекцию о Ломоносове, его фабрике и усадьбе.

Рассказал о том, как Ломоносов запрудил здесь Рудицу, поставил мельницу, лесопилку, плавильные печи и начал из песка производить стекло и смальту — по своим рецептам.

Оказывается, в середине XVIII века искусством мозаики славились итальянские мастера, которые хранили секреты приготовления смальт в строжайшей тайне. Ломоносов проделал тысячи опытов и добился того, что полученные им смальты были ярче и красивее итальянских.

Это признали в тогдашней Мекке мозаичного искусства: в «Ученых Флорентийских ведомостях», в статье, датированной 12 марта 1764 года (за год до смерти Ломоносова), сообщалось, что русский ученый «приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чем…»

Усадьба М.В. Ломоносова
Место слияния речек Рудицы и Черной.

— Стеклярус тогда был в большой цене у модниц Петербурга, но его ввозили из Голландии. Ломоносов сделал замену импорту, сбил цены и завоевал преимущество на российском рынке.

Уже через год после закладки, к лету 1754 года, фабрика начала выдавать продукцию! Продукцию социально ориентированную — она расхватывалась красавицами вмиг.

Читайте также:  Приказ № 1 (по армии). Обстановка в столице после Февральской революции.

По тем временам это был настоящий инновационный бизнес-проект — так, в современных терминах, профессор Д.В.Осипов описал новаторство Ломоносова.

От Ломоносова до Пушкина

Дмитрий Владимирович показывает план усадьбы, а сегодня вокруг только лес. Никаких следов, увы… После смерти Ломоносова фабрика была закрыта, усадьба отошла к его потомкам, позже — к Раевским, потом — к Орловым, и наконец — к потомкам князей Гагариных.

В 1919 году, когда Юденич наступал на Петроград, усадьба была разгромлена, главное здание сгорело.

Во время Великой Отечественной войны здесь проходил передний край обороны Ораниенбаумского плацдарма — деревня Усть-Рудица и оставшиеся строения бывшей усадьбы Ломоносова были буквально стерты с лица земли.

В 1949–1953 гг. пять летних сезонов здесь работала археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством академика В.В.Данилевского. Она определила местонахождение фабрики Ломоносова (тогда и была установлена гранитная стела).

Археологи определили размеры, конфигурацию, назначение сооружений усадьбы, нашли множество предметов: кусков смальты, цветного стекла, бисера — всей той «галантереи», как называл эти изделия Ломоносов.

Найденные архивные документы позволили воссоздать картину деятельности фабрики в Усть-Рудице — первого в России предприятия, где изготавливали смальту для мозаичных работ.

Как мы с удивлением узнали, эта усадьба связана еще с одним великим именем — с Пушкиным. Поэт приезжал сюда в гости к Николаю Раевскому (младшему сыну генерала Раевского, владельца усадьбы).

И если поэму «Руслан и Людмила» Пушкин начал сочинять, увидев каменную голову в парке «Сергиевка» (где расположен Биологический НИИ), то Усть-Рудица, по версии профессора Д.В.Осипова, связана с финалом той же поэмы.

На берегу реки Черной мы расположились на отдых у разрушенного деревянного моста.

И Дмитрий Владимирович прочитал нам строки Пушкина о том, как Руслан, возвращаясь домой с Людмилой, гостит у Ратмира — а тот, если помните, бросил ратную службу и все позабыл, встретив белокурую чухонку. Пастораль, тишина, речка — эти атрибуты «пришли» в поэму Пушкина отсюда, из этих мест, считает профессор Д.В.Осипов…

Заглянем в завтра

Лес, растущий на месте усадьбы Ломоносова, мы исследовали, сколько смогли за день. И ушли оттуда не с пустыми руками. Наш фотокорреспондент Сергей Ушаков нашел кирпич, на вид весьма древний, со стертыми краями. А Евгений Калинин обнаружил горлышко от стеклянного пузырька — ручного литья, как он определил. Первые экспонаты для будущего музея есть!

И естественно, возник разговор о перспективах Усть-Рудицы.

Усадьба М.В. Ломоносова
Участники экспедиции

— Можно привлечь археологов, чтобы раскопать и обозначить фундаменты зданий усадьбы, — предложил Евгений Калинин.

— А сначала вместе со студентами нужно расчистить территорию, — дополнила Татьяна Николаевна Севастьянова.

— Еще можно устроить здесь палаточный городок — и проводить разные конкурсы ремесленников, к примеру. Желающих найдем много, — считает Жанна Соломина, старший преподаватель кафедры страноведения и международного туризма Факультета географии и геоэкологии.

— Такая работа может стать существенным вкладом ученых Университета в подготовку предложений к плану мероприятий празднования 300-летия М.В.Ломоносова в 2011 году, — подытожил профессор Д.В.Осипов.

Идей множество. Особенно важно то, что — как показала наша экспедиция — универсанты готовы принять активное участие в воссоздании усадьбы в Усть-Рудице.  

Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

Усадьба М.В. Ломоносова

Усадьба М. В. Ломоносова (Бол. Морская ул. 61)

Усадьба М.В. Ломоносова

Аксонометрический план Санкт-Петербурга

До пожаров 1730-х годов на участке дома №61 по Большой Морской улице располагались каменные общедоступные бани. В 1738 году было велено разобрать здесь остатки сгоревших строений. В 1745 году эту территорию, в которую первоначально входило четыре участка, отдали придворному живописцу Людвигу Каравакку.

Тот отказался от участка, так как остатки бань так и не были разобраны, а своими силами осуществить разборку он не мог. В 1752 году участок предлагался генерал-майору Дивову, но и он от него отказался. Такой же исход имело предложение о приобретении этой земли Григорию Николаевичу Теплову в 1755 году.

Теплов сообщил что намерен покупать уже готовый дом.

В 1756 году территория была разделена на шесть участков: три по Большой морской улице, три по Почтамтской улице. Несмотря на это, вся она была передана первому русскому академику Михаилу Васильевичу Ломоносову. Он обязывался построить каменное здание за пять лет, но уже через год переехал в новое строение вместе с семьёй.

Здесь был выстроен двухэтажный дом с мезонином, шириной в пятнадцать окон, с конюшенным и кухонным флигелями, отделёнными от основного здания воротами. Со стороны Почтамтской улицы на участке было построено здание для мозаичной мастерской и каменный забор, за которым устроен фруктовый сад с прудом. В саду находилась обсерватория, откуда учёный вёл астрономические наблюдения.

На берегу Мойки была сделана деревянная пристань и набережная с балюстрадой.

Ломоносов прожил на Почтамтской улице восемь лет. Здесь он написал ряд трудов по физике, астрономии и истории. В мозаичной мастерской он создал «Полтавскую баталию», находящуюся в здании Академии наук. Усадьбу Ломоносова навещали автор скульптурного портрета учёного Федот Шубин, Я. Штелин и сама Екатерина II.

Ломоносов умер 8 апреля 1765 года. Усадьба перешла к его дочери Елене, которая вскоре вышла замуж за коллежского советника Алексея Алексеевича Константинова, библиотекаря Екатерины II. Ломоносов долгое время не давал добро на этот брак.

Константинов владел участком после смерти Елены Михайловны. Помещения усадьбы сдавались внаём. В 1808 году у жившего здесь начальника хлебных складов В. В. Романовского (возможно, Рубановского) бывал будущий писатель, а тогда студент Сергей Тимофеевич Аксаков.

Он отмечал, что в кабинете ещё находился стол Ломоносова.

Усадьба М.В. Ломоносова

Большая Морская ул. 61

После кончины Алексея Алексеевича в 1808 году домом распоряжалась его дочь Софья Константинова, которая была замужем за героем войны 1812 года генералом Николаем Николаевичем Раевским. В 1820 году имение досталось старшей дочери Раевских Екатерине, вышедшей замуж за генерала Михаила Фёдоровича Орлова.

Историк Петербурга П. Н. Столпянский утверждает, что в 1823 году участок принадлежал генералу от инфантерии Раевскому [2, с. 140]. Но с ним спорят авторы книги «Большая Морская улица», которые пишут, что 9 октября 1821 года здание было выкуплено Почтовым ведомством у Е. Н.

Орловой за 182 000 рублей. При всём уважении к Петру Николаевичу Столпянскому, свой труд он писал в начале XX века. Книга «Большая Морская улица» написана в наше время, а значит её авторы не могли не знать про версию предшественника и не проверить её.

Значит их сведения можно считать более точными.

Как бы то ни было, в 1843-1847 годах архитектором Альбертом Катариновичем Кавосом была произведена перестройка находящихся здесь зданий. В них разместилась станция почтовых карет и дилижансов, отправлявшихся в Москву, Варшаву, Ригу.

Тогда со стороны Большой Морской улицы появились три корпуса, позже соединённых в одно единое здание. Но три отдельные части проглядываются на фасаде современного дома и сейчас. В центральном корпусе были созданы большие и светлые сени, общий зал для пассажиров с диванами, коврами и зеркалами.

Двор, в котором пассажиры садились в экипажи, был накрыт стеклянной крышей. В 1848 году хроникёр писал:

«Я поспешил в Большую Морскую в отделение почтовых карет, и в ожидании отправления в дорогу я любовался великолепным изящным зданием, недавно построенным для этого учреждения.

Парадные светлые, обширные сени, общий зал для пассажиров, украшенные роскошными диванами, коврами, зеркалами, прекраснейшею мебелью — всё запечатлено вкусом и изяществом, всё предвидено и придумано для удобства и спокойствия путешественников.

Заботливость о них до того простирается, что даже дворик, на котором они садятся в экипажи, покрыт стеклянным колпаком» [Цит. по: 2, с. 138, 139].

С развитием железный дорог надобность в почтовых каретах исчезла. Усадьбу Ломоносова приспособили под жильё начальника Почтового департамента и других чиновников, а позже здание перешло во владение Министерства внутренних дел. В 1870-х годах три флигеля были объединены в одно здание.

Здесь находилась квартира министра внутренних дел. Одним из живших в доме №61 министров был Л. С. Маков, который, после обнаружения в Министерстве финансовых злоупотреблений, в 1883 году застрелился здесь же.

После него служебную квартиру занимали Иван Логинович Горемыкин, Дмитрий Фёдорович Трепов.

После революции в доме №61 открылись Новоадмиралтейский театр под руководством Н. Э. Радлова и детский театр. В 1918 году под предлогом неуплаты городских сборов здание было конфисковано Комиссариатом городского хозяйства.

Здесь разместились учреждения связи. В 1920-х годах в усадьбе Ломоносова располагались Дом просвещения имени Подбельского и Союз работников связи.

В настоящее время здесь находится Петербургское областное производственно-техническое управление связи.

1 Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица». Издательство «Центрполиграф», 2005 — 464 стр.

2 Столпянский П. Н.: «Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки». Издательство «Центрполиграф», 2011 — 331 стр.

Усадьба Усть-Рудица (М.В.Ломоносова)

Усадьба М.В. Ломоносова

Из всего довольно обширного имения М. В. Ломоносов избрал для устройства завода по производству цветного стекла и смальты и своей усадьбы самую ближнюю и самую маленькую деревню Усть-Рудицу, в которой насчитывалось всего двенадцать душ мужского пола. Выбор места был обусловлен обилием проточной воды. Здесь соединялись речки Рудица и Черная в реку Коваши. Плотина, сооруженная на речке Рудице, позволила создать большую запруду — разлив, который и стал центром композиции всего усадебно-заводского комплекса.

Заводские строения с плавильными печами, плотиной, мельницей и рабочим поселком расположились на левом берегу запруды, а усадьба на правом. Она занимала оконечность мыса, образованного слиянием рек. Ее облик легко восстановить по рисункам на дарственной, выданной Ломоносову 2 сентября 1756 года.

Если к 1754 году был выстроен только господский дом, то к 1756 году здесь была уже настоящая усадьба. Ее центром стал одноэтажный с мезонином дом, по сторонам которого, ближе к реке, располагались два флигеля, образуя как бы парадный двор, главный фасад усадьбы.

В левом флигеле была оборудована лаборатория, в правом — мастерская. За строениями тянулись фруктовые сады и огороды, распланированные строго регулярно и симметрично по отношению к главной оси — подъездной аллее. Их окружали пашни.

Читайте также:  Корабль-музей: ледокол «красин» в санкт-петербурге

Парка как такового не было, но Ломоносов учел потенциальные возможности естественного рельефа и использовал их для создания прекрасных прогулочных аллей. Берега мыса были высокими и образовывали естественный вал, защищавший усадьбу от северных ветров. Природа была лишь упорядочена.

Несколько позже дорожки, повторяющие извилистые линии берегов, были обсажены липами. Так еще при Ломоносове образовалась самая старинная часть Усть-Рудицкого парка, его липовые аллеи.

После смерти великого ученого завод перестал действовать, а имение перешло к его дочери и зятю А. А. Константинову, который увеличил имение, присоединив близко расположенные деревни: Сюрья, Минолова, части деревень Савольщина и Голубовицы. В 1808 году имение было разделено между их дочерьми на две части.

Мыза и деревня Усть-Рудица, части деревень Савольщина и Голубовицы достались Екатерине Алексеевне, а остальную часть унаследовала Софья Алексеевна, жена героя Отечественной воины 1812 года Н. Н. Раевского. Несмотря на юридический раздел, обе внучки Ломоносова в равной мере пользовались усадьбой.

По карте 1817 года видно, что дом сохранился, но вместо старых флигелей построены новые на месте бывшего сада. Ритм жизни в усадьбе совершенно изменился. Лето здесь проводила вся многочисленная семья Раевских, у которых было шестеро детей. Немало было и дворни — 44 человека мужского и женского пола.

Естественно, что потребовались и новые постройки.

В 1847 году по завещанию Е. А. Константиновой ее часть имения перешла к племяннице Екатерине Николаевне Орловой, урожд. Раевской. Прожив долгую жизнь, она владела усадьбой 38 лет и многое в ней переустроила. Был создан настоящий парк со сложной водной системой.

К северу от построек, на мысу, повторяя очертания вала, был вырыт внутренний водоем-пруд с насыпными островками, который узким протоком соединялся с речкой Рудицей.

Выбранное Ломоносовым место для устройства усадьбы — оконечность мыса — представляло собой замкнутую систему, развитие которой могло идти только в южном направлении. Но и здесь территория была ограничена проезжей дорогой, соединяющей усадьбу с мостом через Черную речку.

Обособленность усадебного участка, отдаленность от больших дорог, обилие водных преград, окружавшие усадьбу леса предопределили ее характер с самого основания. Ей присущи уединенность, замкнутость, некоторая отрешенность от внешнего мира.

Безлюдны эти места и сегодня. Может быть, благодаря этому сохранилась основа объемно-пространственной композиции усадьбы. Правда, строений нет, а парк сильно зарос и запущен. В связи с понижением уровня воды в реках внутренний пруд заболотился, но очертания его берегов и островков просматриваются.

В ассортименте старых посадок — липа, лиственница, в небольшом количестве дуб, ель, сосна в возрасте 200-250 лет. Много декоративных кустарников: сильно разросшийся рябинник, дерен, акация желтая, жимолость, шиповник, смородина, бузина. На месте усадебных строений — поляна с двумя величественными дубами, когда-то посаженными перед домом.

Здесь установлен обелиск в память М. В. Ломоносова.

Посмотреть на интерактивной карте

Ближайшие объекты:

А мозаичная мастерская в усть-рудице работает?

2 марта 2017

КиР: Николай Витальевич, нам представилась возможность наблюдать, с какой теплотой относятся к Вам краеведы области. Власти Ленобласти и Ломоносовского района поддерживают идею восстановления мызы Усть-Рудица?

Н. И.: Конечно. И готовы оказать полное содействие. Фактически затевается создание на месте бывшей усадьбы мемориала М.В. Ломоносова, какого сейчас нет в России.

Да, есть памятники Ломоносову, в его честь названы многочисленные улицы и даже учреждена медаль РАН. В музее «Кунсткамера» есть экспозиция, посвященная деятельности первого русского академика. Правда, ранее это был отдельный обособленный Музей М.В. Ломоносова…

Снят даже художественный фильм о Ломоносове. Но этого недостаточно, и мы нашли тому подтверждение.

Сейчас мы собираем материалы о Ломоносове и его усадьбе в Усть-Рудице. Впоследствии они лягут в основу создаваемого в усадьбе музея.

Мы знали, что в Краеведческом музее г. Ломоносова есть макет мызы Усть-Рудица, созданный по результатам археологических раскопок, выполненных в 1949–1952 гг.

под руководством академика В.В. Данилевского. Решили на него посмотреть и для этого заехали в музей. Познакомились с дирекцией музея, для нас провели экскурсию, показали макет усадьбы и даже кусочки смальты и черепки керамических тиглей, которых, возможно, касались руки Михаила Васильевича.

Договорились начать сотрудничество благотворительного фонда по возрождению усадьбы М.В. Ломоносова в Усть-Рудице, Краеведческого музея г. Ломоносова и НП «Серебряное кольцо». Дело-то благородное! Дух М.В. Ломоносова легко позволяет найти единомышленников.

Да только рассказ о звонке из Минкультуры несколько обескуражил.

КиР: И чем Вас удивил звонок чиновников Минкультуры?

Н. И.: Они позвонили в Краеведческий музей и спросили: «А мозаичная мастерская в усть-рудице работает?»

КиР: Николай Витальевич, чиновники не просто так интересовались работой мастерской.

Может быть, они хотели привезти каких-нибудь важных иностранных экспертов по мозаике или исследователей творчества Ломоносова и продемонстрировать им, как без усилий министерства местные энтузиасты сохранили традиции мастеров, получивших навыки создания мозаик у самого Ломоносова?Чиновники в СССР часто любили делать иностранцам дорогие подарки, и, может быть, им было важно подарить вещь, созданную на фабрике, основанной в 1756 г.?

Усадьба М.В. Ломоносова

Н. И.: Конечно, все были бы рады, если бы стекольный завод, как и дом Ломоносова, хорошо сохранился.

Удивляет неосведомленность чиновников, что после смерти Ломоносова в 1765 г. Екатерина II отказала своему библиотекарю А.А.

Константинову, женатому на дочке Михаила Васильевича Елене, в разрешении продолжения работы завода в Усть-Рудице и мозаичной мастерской в Санкт-Петербурге.

Завод прекратил существование, а мозаичная мастерская перешла в ведение Академии художеств.

КиР: Какой Вам представляется восстановленная усадьба Ломоносова?

Н. И.: Мыза Усть-Рудица будет составной частью туристического маршрута «Сойкинский тракт», позволяющего погрузиться в атмосферу XVIII в. Надо помнить, как эта территория восточной Прибалтики стала осваиваться после блистательных побед над шведами в эпохи Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.

В октябре 1752 г. М.В.

Ломоносов представил в Сенат прошение: «Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику для делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, что еще поныне в России не делают, а привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи…» Он просил для создания мозаичной фабрики и стекольного завода дать не далее 150 верст от Петербурга поместье с лесом и 200 душ крестьян.Императрице Елизавете Петровне дорога, по которой проходит «Сойкинский тракт», была хорошо известна. Она подарила мызу Гостилицы в Копорском уезде своему фавориту А.Г. Разумовскому и часто ее посещала.Елизавета Петровна благоволила академику М.В. Ломоносову и поэтому 15 марта 1753 г. указом пожаловала ему в Копорском уезде деревни Шишкину, Усть-Рудицу, Перекули и Липову с лесными угодьями. Получив 9000 юнгеров (десятин) земли, Ломоносов тут же принялся обустраивать в самой малочисленной деревне Усть-Рудице (всего 12 душ крестьян): дом, стекольный завод, мельницу, плотину, лесопилку, обсерваторию, службы, поварню, людскую, погреб, баню, хлев и конюшни. Все строения были деревянные. Сведения о них сохранились в описании 1764 г., сделанном Вотчинной конторой. Это мы и хотим построить с некоторыми дополнениями, полезными для «Сойкинского тракта». Мы хотим восстановить мызу Усть-Рудица, как ее задумал М.В. Ломоносов, превратив ее в образовательный и туристический объект.

По нашей просьбе компания «Археофизика» этим летом обследовала часть территории бывшей усадьбы Ломоносова и, конечно же, обнаружила фундаменты строений. Мы располагаем достаточными данными, чтобы воссоздать усадьбу Ломоносова в стиле XVIII в.

КиР: Николай Витальевич, что требуется для того, чтобы уже весной можно было приступить к работам?

Н. И.: Фонд возрождения усадьбы М.В. Ломоносова должен получить от Ленобласти аренду на 49 лет территорию бывшей дер. Усть-Рудица. Это немаленькая территория. И к тому же придется решать вопрос о категории земли. Пока обстоятельства складываются так, что из-за корректировки документов территориального планирования земли д.

Усть-Рудицы находятся сразу в трех муниципальных образованиях: Лопухинского, Пениковского и Лебяжьинского. Затея с созданием туристического объекта вокруг имени М.В. Ломоносова приобретает все больше сторонников. Как только земля будет передана благотворительному фонду, тут же приступаем к расчистке территории и созданию условий для приема студентов-волонтеров.

Естественно, с соблюдением действующего законодательства.

Так как предстоит создать самоокупаемый туристический объект фактически посреди дикого леса, то в некотором отдалении от мемориального комплекса М.В. Ломоносова планируется воссоздать дер. Усть-Рудицу для фермеров.

Уже есть желающие построить там конюшню, разводить овец и коз. А еще будет построена комфортабельная гостиница, позволяющая приезжать на мызу Усть-Рудица к Ломоносову не только с желанием отдохнуть, но и пройти мастер-класс по изготовлению мозаичных картин.

Уверен, тогда можно будет сообщать чиновникам из Минкультуры, что мозаичная фабрика в Усть-Рудице работает, и ее можно будет рекомендовать посетить.

Думаю, через несколько лет на Петербургском международном культурном форуме нам будет о чем рассказать и показать, как воссоздана усадьба М.В. Ломоносова и создан музей при ней.

Власти Ленобласти могут поддержать энтузиазм предпринимателей, краеведов и студентов по созданию туристического объекта «Усадьба М.В. Ломоносова». Наверное, это будет наилучшее использование выделенной для этой благородной цели земли и подтверждение патриотического подхода к сохранению культурного наследия Русской Цивилизации.

Беседовал Леонид Дружинин

P.S.В XVIII в. решение на выделение земли и крестьян было получено М.В. Ломоносовым через шесть месяцев.

Сколько в компьютерный XXI в. потребуется времени на выделение участка земли для создания мемориала М.В. Ломоносова? Время уже пошло.

Усадьба М. В. Ломоносова (Бол. Морская ул. 61)

Михаил Васильевич Ломоносов — знаменитый русский ученый, оставивший богатое наследие в науке и культуре страны. С 1741 по 1765 годы он работал в Санкт-Петербурге, в здании Кунсткамеры. В конце 1940-х годов Президент Академии наук СССР — С. И. Вавилов предложил создать в музее экспозицию, посвященную деятельности Ломоносова.

Для ее размещения восстановили башню Кунсткамеры и Ломоносовский музей открыл свои двери для посетителей в 1949 году.

Сегодня Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге числится одним из отделов Музея этнографии и антропологии им. Петра Великого и официально называется — Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века.

Читайте также:  Отель Резиденция на Мойке, Наб. реки Мойки 42

© Кунсткамера

История

Инициатором создания музея был академик С. И. Вавилов – Президент Академии наук. Решение было принято в 1947 году. Двумя годами позже экспозицию музея увидели первые посетители.

Место размещения музея выбрано не случайно, ведь здесь четверть века работал ученый, просветитель Михаил Ломоносов

Башня Кунсткамеры, ставшая местом размещения музея, – это современный символ РАН. В 1747 года она сгорела во время пожара, после чего началось ее новое возведение под руководством инженера-архитектора, историка науки Р. Каплан-Ингеля. Этот человек позже стал первым директором музея М. В. Ломоносова.

Посетители могут ознакомиться с материалами, рассказывающими о жизненном и творческом пути ученого.

Кроме того, в музее хранятся коллекции:

  • приборов, которыми пользовались астрономы в XVIII – XIX вв
  • предметы, демонстрирующие, как развивалась научная мысль два-три века назад

Среди экспонатов музея привлекает внимание Готторпский глобус-планетарий диаметром 310 см, в создании которого принимали участие немецкие и русские специалисты.

Режим работы и цены на билеты

Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге работает по графику Кунсткамеры: со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Касса до 17:00. Выходные дни: понедельник и последний вторник месяца.

Обратите внимание, что посещение отдела, расположенного в башне, возможно только в сопровождении экскурсовода. Для этого необходимо заранее подать заявку.

Стоимость билетов:

  • Взрослые — 300 рублей;
  • Школьники, студенты, курсанты, пенсионеры — 100 рублей.

Приобрести билеты можно в кассе или через сайт музея. Льготные билеты продаются только в кассе! Об условиях бесплатного посещения Ломоносовского музея читайте здесь.

Купить билет на официальном сайте Музея М. В. Ломоносова (Кунсткамера)

© Кунсткамера

Архитектура

Здание, в котором расположен музей, – единственное сохранившееся из академического комплекса XVIII века. В интерьере здания размещены бюсты и медальоны великих ученых, стены украшены росписями художника Ф. Рихтера.

Архитектура сооружения – пример петровского барокко. Над его воплощением трудились известные архитекторы – итальянец Г. Киавери, русские зодчие М. Земцов и Н. Гербель.

  Петергоф — дворцово-парковый ансамбль у Финского залива

Развлечения и достопримечательности Ораниенбаума

Большой Меншиковский дворец — великолепный образец петровского барокко. Его первым владельцем был князь Меншиков, которому было поручено наблюдать за строительством Кронштадта. Над кровлей дворца до сих пор возвышается крохотная башенка-бельведер, откуда Меншиков мог видеть Кронштадт в подзорную трубу.

Позже дворец принадлежал Петру III, где тот и подписал акт об отречении от престола, а за ним Павлу I и его сыновьям. Перед северным фасадом дворца разбит сад, главная аллея которого словно продолжает лестницу, ведущую к центральному входу во дворец.

Этот сад, названный Нижним, — один из первых регулярных парков в России.

Потешная крепость Петерштадт

Потешную крепость Петерштадт возвели по приказу Петра III, получившего Ораниенбаумскую усадьбу в подарок ко дню своей свадьбы от императрицы Елизаветы Петровны.

Здесь были все полагающиеся крепости строения: арсенал, казармы, пороховой склад; игрушечные корабли стояли на воде при впадении реки Карость в Нижний пруд. До наших дней от всей крепости сохранились только Почетные ворота.

Недалеко от крепости для Петра III соорудили небольшой каменный дворец, в котором было обустроено всего 6 комнат. Один из углов здания срезан по дуге, что придает ему необычный облик.

Обязательно загляните внутрь, в Картинном зале вывешены более 200 картин, написанных в 17-18 веках в порядке, продиктованном их цветовой гаммой, а спальня обита когда-то бывшим роскошным китайским шелком с акварельной росписью 18 века.

Петерштадт окружает живописный Петровский парк, который иногда называют Русской Швейцарией.

Верхний парк

К югу и западу от Большого Меншиковского дворца простирается Верхний парк, где находятся несколько интересных павильонов и сооружений. Одно из самых примечательных — Каменное зало, предназначавшееся, по всей видимости, для проведения концертов. Сегодня в нем находится выставка парковой и интерьерной скульптуры из фондов музея-заповедника.

Собственная дача

Ансамбль Собственная дача императрицы Екатерины II состоит из Китайского дворца и павильона Катальная горка.

Китайским дворец стали называть потому, что в его интерьерах были использованы китайские мотивы, и здесь же разместились богатые коллекции предметов, выполненных мастерами из Китая.

В нем нет ни одной повторяющей другую комнаты, а паркет 18 века выполнен по рисункам Ринальди. Шедевром интерьерного искусства по праву считается Стеклярусный кабинет в Китайском дворце.

Его стены украшают 12 панно в резных золоченых рамах, на которых по стеклярусной основе шелком вышиты цветы, пейзажи, сказочные птицы — выглядит все это фантастически! Здание в форме греческого креста на берегу пруда, увенчанное куполом с дымовой трубой, — это Китайская кухня, выстроенная в середине 19 века для Китайского дворца.

Павильон Катальная горка — самый оригинальный проект Антонио Ринальди, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе.

Павильон Катальная горка

Павильон Катальная горка — самый оригинальный проект Антонио Ринальди, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе. Его создание было обусловлено традицией возводить ледяные горы для катания к Масленице. К южному выступу павильона на уровне второго этажа (а его общая высота 33 м) примыкал деревянный скат.

На спусковую площадку выходили с украшенных колоннадой галерей третьего этажа. Катались на небольших колясках, которые с помощью специальных приспособлений поднимали по боковым колеям.

Колоннады и скаты не сохранились до наших дней, а вот внутреннее убранство павильона демонстрирует нам подлинный интерьер середины 18 века.

3 вещи, которые стоит сделать в Ораниенбауме

  1. Отыскать в Ломоносове… памятник Ломоносову, который стоит несколько на отшибе — у Дома культуры.

  2. Застыть в изящном па с танцующими фигурами Матисса, выполненными в камне талантливыми скульпторами Александром Тартыновым и Михаилом Дроновым.

  3. Прогуляться по улице Еленинской, названной в честь великой княгини Елены Павловны. Здесь сохранился целый квартал старого Ораниенбаума.

Экскурсии

Посетить обсерваторию и Готторпский глобус можно только с экскурсией. Для 4 человек это стоит 2 700 руб., если в группе 3 взрослых и 1 ребенок, то стоимость составляет 2 300 руб.

Сотрудники музея во время тематических и обзорных экскурсий рассказывают посетителям о научных достижениях М. В. Ломоносова, его жизни, а также об историческом развитии астрономической обсерватории.

В архиве музея находятся документы времен Ломоносова, а в библиотеке – 10-томный альманах Ломоносов, а также старинные и новейшие издания XIX – XXI вв., рассказывающие о многогранной личности ученого, и все его сочинения.

Два раза в год здесь проходят Ломоносовские чтения

Где находится

Адрес

Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 3.

Метро

  • Василеостровская
  • Адмиралтейская
  • Спортивная
  • Как добраться
  • От станций метро до здания Кунсткамеры можно дойти пешком.
  • От станции метро Невский проспект до музея ходят:
  • автобусы № 7, 3М, 6А, 7, 24 т
  • роллейбусы № 10, 11

По городу к Университетской набережной можно добраться автобусами № 3М, 7, 10, 11, 24.

Интересные факты

Главный экспонат музея – Готторпский глобус. Его история связана с именем Петра I, который после посещения Европы подарил глобус музею в 1713 году, приняв его в дар от своего зятя, герцога Карла-Фридриха. Он представляет собой планетарий.

Снаружи на него нанесена карта нашей планеты, а внутри находятся скамейки для 12 посетителей, которые могут наблюдать изображенное звездное небо.

Интересно, что обе сферы, внутренняя и внешняя, независимо друг от друга вращаются.

Этот экспонат был уничтожен пожаром в 1747, но потом восстановлен. Башню, также сгоревшую в огне, повторно возводили специально для установки глобуса

Отзывы

Отзывы посетителей музея М. В. Ломоносова преимущественно положительные.

Туристов привлекает возможность окунуться в атмосферу того времени, насладиться интерьером Конференц-зала Академии Наук XVIII века, увидеть предметы, которыми пользовался ученый во время своих научных изысканий. Абсолютно всех привлекает глобус-планетарий.

  1. Негативные отзывы оставляли лишь те, кому не интересна наука и ее история.
  2. Плюсы
  3. Исследователи научной деятельности первого русского академика найдут здесь немало ценных материалов.

Музей имеет 3800 экспонатов, среди которых большинство – уникальные предметы XVIII в. Наибольшую ценность представляют личные вещи ученого, 204 редкие книги, гравюры и коллекция из 215 научных приборов, которыми пользовались ученые XVI – XIX вв.

Здание представляет собой оригинальный архитектурный ансамбль, что оценят любители зодчества

  • Минусы
  • В музее не установлены пандусы и лифты для людей с ограниченными возможностями, поэтому не все желающие могут его посетить.
  • В целом

Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге ежегодно встречает до 100 000 посетителей. Он интересен всем, кто увлекается историей науки, а также особенностями жизни выдающегося ученого М. В. Ломоносова.

Коллекция Ломоносовского музея

Одним из самых запоминающихся экспонатов отдела является Большой Готторпский глобус. Он представляет собой первый в мире глобус-планетарий, созданный в 1650-60-х годах.

В Кунсткамере этот памятник научных и технических достижений разместили в 1717 году, после он был перемещен в Царское село, но в 1948-м возвращен обратно.

Глобус показывает географическую карту, как ее представляли ученые XVIII века.

© Кунсткамера

В экспозиции Ломоносовского музея можно увидеть большую коллекцию химического инвентаря, приборов и инструментов, которыми пользовался ученый.

Здесь представлены инструменты, созданные петербургскими мастерами и заказанные Академией из-за рубежа. Среди экспонатов — астролябия А. Арсениуса, меридианный круг Т.

Эртеля, разнообразные телескопы, часы, армиллярные сферы, ординар, телескопы и другие приборы, используемые в изучении астрономии, метеорологии, географии, топографии.

© Кунсткамера

Так как Михаил Васильевич занимался в Кунсткамере, в основном, химическими опытами, то значительное место в экспозиции занимают предметы из его бывшей лаборатории. Отдел помогает зрителю погрузиться в атмосферу научного учреждения XVIII века.

Есть в коллекции и личные вещи ученого — мозаичные портреты из его мастерской, мебель и произведения искусства — живопись, скульптура и др. Также большой интерес представляет библиотека М. В. Ломоносова и архивные документы.

Коллекция насчитывает почти 6 тыс. книг, среди них произведения самого ученого, сочинения, рассказывающие о его жизни и научных изысканиях, справочная литература, документы, в которых отражена история создания музейного отдела и т.

п.

Виртуальный 3D-тур по музею М. В. Ломоносова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector