Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, 23 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова на Обводном канале. Читать далее Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в нашем храме →

Церковь Воскресения Христова

Митрополит на покое Владимир (Котляров), правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии в 1995-2014 годах, почетный настоятель собора Владимирской иконы Божией Матери, почетный гражданин Санкт-Петербурга отошел ко Господу 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Читать далее Митрополит Владимир (Котляров) отошел ко Господу →

Церковь Воскресения Христова

Праздничную Божественную Литургию возглавил настоятель нашего храма в сослужении духовенства. По заамвонной молитве при стечении прихожан было совершено великое освящение воды.

Великое освящение воды в нашем храме совершалось дважды: в сочельник праздника Крещения Господня, 18 января и в самый день праздника Крещения Господня, 19 января. Читать далее СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. →

Церковь Воскресения Христова

В праздник Рождества Христова, с 6 на 7 января, настоятель в сослужении духовенства храма совершил великое повечерие, утреню и Божественную литургию. Читать далее Рождество Христово →

Церковь Воскресения Христова

13 ноября клирику нашего храма протоиерею Михаилу Погиблову исполнилось 60 лет, после Божественной литургии его поздравили клирики и прихожане нашего храма, сын иерей Кирилл Погиблов, который стал достойным продолжением своего отца, а также родные и близкие.

На воскресном богослужении, 21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных настоятель храма архимандрит Исидор (Минаев), духовенство и прихожане нашего храма поздравили юбиляра с круглой датой, а также его и диакона Михаила Ивашкевича с днем тезоименитства.

Читать далее ЮБИЛЕЙ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ПОГИБЛОВА →

Церковь Воскресения Христова

27 октября настоятелю нашего храма архимандриту Исидору (Минаеву) исполнилось 60 лет.  В этот день в два часа дня был отслужен благодарственный молебен в честь юбиляра.  Многие пришли поздравить настоятеля лично, также  были получены многочисленные поздравления на почту нашего храма. Читать далее Юбилей настоятеля. 60 лет →

Церковь Воскресения Христова

В воскресный день, после ранней и поздней Божественной литургии, были сделаны общие фотографии приходской общины нашего храма.

Также в этот день силами прихожан были проведены работы по благоустройству двора храма и уборке помещений Церковного дома.

  От духовенства и братии храма выражаем глубокую благодарность и признательность всем потрудившимся на благо нашей с вами общины. Читать далее Общее фото приходской общины →

Церковь Воскресения Христова

З октября состоялась поездка группы детей и родителей в Пушкинский Лицей. Дорога была долгой, но все испытания были вознаграждены замечательными экскурсиями по Лицею и Александровскому парку.

Мы увидели в библиотеке подлинные сохранившиеся тома , которые читал Пушкин, его рисунки с уроков рисования, «монашескую келью» №14 , где рождались его юношеские стихотворения, видели детский остров в парке, куда Царские дети и их друзья приплывали на плотике. Читать далее Поездка в Пушкинский Лицей →

Церковь Воскресения Христова

Господь избавил нас от вечной смерти, взойдя на крест, и приняв мучительнейшую смерть. И эта искупительная жертва сделала крест, который до этого был орудием позорной казни, величайшей святыней, животворящим древом, которое дает духовные плоды. Читать далее ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ →

Церковь Воскресения Христова

19 сентября состоялось открытие нового учебного года в нашей Воскресной школе.

После молебна в храме и освящения классов прихожане вместе с воспитанниками Воскресной школы отправились на вкусный обед, после которого состоялись: концерт духовных и детских песен , экскурсии по судомодельной выставке и экспозиции школьного музея «Николаевское кавалерийское училище», раздача книжек-подарков, знакомство с учителями, а также мастер-классы в коридоре 1 этажа. Читать далее Новый учебный год в Воскресной школе →

Церковь Воскресения Христова в Кадашах. Часть 1

Церковь Воскресения ХристоваВсего 37 фотоНапротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с  Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит точного документального подтверждения.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке — она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась. Продолжение под катом.

Будет много фотографий поскольку главным для меня было — попытаться передать больше Красоты и удивительно духовной возвышенной жизнеутверждающей силы в светлой архитектуре Воскресенского храма. В первой части мы остановимся на истории церкви, осмотрим преимущественно южную сторону храма; во второй, в основном северную, уделим внимание территории церкви, усыпальнице под храмом прп. Иова Почаевского и рассмотрим в деталях Поклонный крест храма и историю недавнего захоронения в этом месте старых останков прихожан Воскресенского храма. В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй  половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Большой Полянки у Малого Каменного моста.

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

02.Церковь Воскресения ХристоваХрам Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1910-1917 годов.Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.03.Церковь Воскресения ХристоваПервое упоминание об этой деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к  болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.04.Церковь Воскресения ХристоваХрам Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1882 года.По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.05.Церковь Воскресения ХристоваВид на Кремль с колокольни Воскресенской церкви. Фото 1856 года.Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах в 1697 г.В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 г. г. «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию». Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».06.Церковь Воскресения Христова«Кадашевская свеча». Вид на Воскресенскую церковь с 1-го Кадашевского переулка.

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

07.Церковь Воскресения ХристоваДо постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа.08.Церковь Воскресения ХристоваАпсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид.  Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.09.Церковь Воскресения Христова10.Церковь Воскресения ХристоваВ 1695 г. три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.11.Имеются сведения о первоначальной покраске храма: «стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».12.

Читайте также:  Park inn by radisson невский 4 звезды у метро «площадь восстания»

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь  входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.13.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы бережно сглаживают сухость и строгость кирпичной кладки.14.В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря.

Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 г.

и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца.15.Иконостас Верхнего храма. XIX век.

Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители.

В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века (на фото выше). Иконы разделялись 52 деревянными колонками.

Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, не резные части были покрашены в голубой цвет.

16.

  • Рассмотрим архитектурные детали декора колокольни

Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.17.В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина  и весило около 13 кг. В верхнем храме висели три медных паникадила.18.В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и… потух.19. В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери.20.В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году.21.В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-нач. XVIII века.

Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов (1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг), т.е.

примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком.

На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных характеров звука и притом с приятными тембрами». В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджев.

22.В первой половине XIX века были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением.

После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре. Так, в 1995 г. в интервью «Московскому журналу» старший звонарь Московского Кремля И.В.

Коновалов заметил: «Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению.

В Большом эти колокола звонят в «Борисе Годунове»…

23.Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.24.Южный фасадВ 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в «Московских Церковных Ведомостях», 1895 г., № 39. Упомянем их во второй части.25.

  1. Осмотрим внимательно южный фасад четверика Воскресенской церкви в Кадашах

26.

В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой, и в 1966 году отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.

27.В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе («Битва при Кадашах»).28.

  • Еще некоторые архитектурные детали декора церкви — вид с юго-востока
  • Использован фотохостинг ЖЖ (как неизбежное зло) )))

Храм построен как и упоминалось, в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.29.Декор фасадов Воскресенского храма в Кадашах для своего времени был новым: белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники окон увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки, карнизы так же оформлены из белого камня.30.На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы – единственные в Москве, которые расположены непосредственно на здании храма.31.32.Выстроенный в модной тогда стилистике, храм, тем не менее, сохранил традиционную для XVII века структуру «кораблём»: его здание вытянуто с запада на восток, от колокольни к алтарю, а главная часть увенчана пятиглавием.33.Но если в иных случаях под главами располагались характерные для русской храмовой архитектуры кокошники, то в Воскресенской церкви вместо них использованы белокаменные гребни. Всё это делает храм Воскресения Христова в Кадашах выдающимся архитектурным памятником.34.35.36.37.Источники:Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974.Воскресенский Н. Десятилетие Московской Воскресенской, что в Кадашеве, церкви (1893-1903 гг.)История храма от истоков. Храм Воскресения Христова в Кадашах. официальный сайт церкви.Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. XV / Гл. ред. протоиерей Александр Cалтыков. – М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН); ОРПК «Кадашевская слобода». 2014.Портал «Москва, которой нет».© Vladimir d’Ar, 2020

Вторая часть

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

История возникновения храма

Храм Воскресения Христова, получивший в народе название Спас на Крови, построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имело давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов.

Александр II вошел в историю как выдающийся государь. Император положил окончание Крымской войне, произвел перевооружение армии и флота по западному оЦерковь Воскресения Христовабразцу. В огромном масштабе при нем велось строительство железных дорог, для всех сословий стало доступно высшее образование. Наиболее известная его реформа – отмена крепостного права в 1861 году, которая покончила с таким пережитком древности, как личная несвобода человека.

Однако преобразования императора были прерваны трагическими событиями 1 марта 1881 года. Революционеры из подпольной организации «Народная воля» считали самодержавие устаревшей формой правления.

Под воздействием идеи утопического социализма они полагали, что гибель царя вызовет в стране смятение, на волне которого «Народная воля» свергнет самодержавие и установит республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они стали предпринимать одну за одной попытки привести его в исполнение.

На Александра II было совершено шесть покушений. Государь оставался жив только чудом, но при этом гибли люди, оказывавшиеся поблизости, что террористов не смущало.

Покушение 1 марта (13 марта по новому стилю) 1881 года готовилось долго и тщательно. Было установлено наблюдение за всеми передвижениями императора. Во время проезда его кареты по набережной Екатерининского канала Н. Рысаков бросил бомбу. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но император не пострадал.

Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на схваченного преступника. Когда Александр II медленно шел по набережной к экипажу, раздался новый взрыв. Вторая бомба была брошена императору под ноги террористом И. Гриневицким. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец.

Читайте также:  Шуваловский дворец и музей фаберже в санкт-петербурге

Через несколько часов государь скончался, успев исповедоваться и причаститься.

На следующий день на место трагедии огромное число петербуржцев принесли цветы. Надежды «Народной воли» не оправдались – убийство царя не вызвало выступлений народных масс, а правительство и консервативные силы тесней сплотились перед угрозой опасности. Последовала эпоха политической реакции, приостановившей преобразовательные реформы Александра II.

По повелению нового императора Александра III на месте трагедии был возведен храм-памятник. С внешней стороны храм облицован рядами плит из красного гранита, где высечены основные реформы и преобразования Александра II.

Внутри храма оставлен фрагмент булыжной моЦерковь Воскресения Христовастовой, где пролилась кровь государя. Характерно, что само название – храм Воскресения Христова – знаменует тему преодоления смерти.

Церковь была построена по совместному проекту молодого архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (в миру – И. В. Малышева). Живописные эскизы для мозаик Спаса на Крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Среди них В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года, в день летнего Спаса. Храм не был приходским, в нем не служились требы. В церкви ежедневно служили панихиды по Александру II и дважды в год — Литургию.

В годы советской власти Спас на крови неоднократно собирались снести, он уцелел только чудом. После сильнейших повреждений храм-памятник был восстановлен, его открыли для посещения.Церковь Воскресения Христова

На весь мир Спас на крови славится своими мозаиками – наружными и интерьерными. По масштабу мозаичного убранства храм превосходит как ранневизантийские храмы, так и собор Св. Марка в Венеции.

Осуществлен набор мозаик Спаса на Крови первой в России частной мастерской братьев Фроловых. Орнаменты храма гармонично соотносятся с мозаичными иконами, цветным поделочным камнем иконостаса и киотов, а также мраморным мозаичным полом.

Это удивительной красоты сочетание производит незабываемое впечатление на каждого посетителя храма.

Образ Московской Руси в Петербурге

Храм Воскресения Христова был построен в стиле допетровского зодчества и народного искусства и представляет собой собирательный образ храмов Москвы и Ярославля конца XVI – начала XVII веков.

Такой стилизаторский способ освоения старины назывался «русским стилем» и развивался в общем русле эклектики второй половины XIX века.

Архитектурный образ в нем формировался на основе сознательного отбора соответствующих прототипов разных стилей или их элементов.

Весь облик храма Спаса на крови пестрит архитектурными цитатами. «Русский стиль», как и любое воссоздание архитектурных форм, представляет собой стилизацию – всегда более декоративную, чем ее первоисточник. Поэтому храм насыщен декоративными деталями.

Здесь фигурные наличники и кокошники, всевозможные пояски и изразцы, яркие, Церковь Воскресения Христовапраздничные кресты и главы неповторяющегося рисунка. Из первоисточников Парланд отбирал наиболее яркие, насыщенные элементы, утрируя приметы «самобытности».

Из церковного зодчества Московской Руси храм Воскресения Христова наиболее сопоставим с храмом Василия Блаженного, общепризнанным символом Московского государства. Изощренность декора, обилие в нем декоративных элементов, почти фольклорных по своему происхождению, преобладает над интерьером храма.

Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что храм Церковь Воскресения ХристоваВасилия Блаженного «построен скорее для украшения, чем для молитвы».

Но отмечена ли декоративность фасадов Спаса на крови той же печатью фольклорности, что и архитектура Храма Василия Блаженного? Содержание декора в том случае, когда он принципиально вторичен, уже не может считаться непосредственным фольклором, в той степени, в какой это могло иметь место в архитектуре Московской Руси. Парадоксальным образом «спасает» от фольклорной реальности собор именно его стилизация, которая никогда не лежит в том же историческом и культурном пространстве, что и прообраз.

Важно отметить, что Спас на крови состоялся как храм в своей цельности во многом за счет гармоничного соотношения внешнего облика и внутреннего убранства. Этого не хватает собору Василия БлаженноЦерковь Воскресения Христоваго, чье стесненное внутреннее пространство производит все же впечатление некоей скудости, контрастной с внешним чрезмерно пышным убранством.

Напротив, интерьер Церкви Воскресения Христова выглядит цельным и монументальным. Храмовая программа, в основу которой положена византийская иконография, с достаточной полнотой раскрывает смысл христианского откровения.

По типу строения храм является крестовокупольным, и в куполе помещено догматически главенствующее изображение – образ Христа Пантократора, созданный по эскизу Н. Н. Харламова. Расположение мозаик в храме определено тем,  что он посвящен Христу. Например, на пилонах изображены святые.

Это символично, так как пилоны поддерживают свод храма, а святые являются опорой Церкви.

Национальные искания в архитектуре храма в контексте европейской романтической традиции

Почему же прообразом и эталоном национальных исканий в русской культуре XIX века стало именно искусство XVII века, которое от всех предшествующих отличалось любовью к чрезмерной декоративности и  фольклорностью?  Национальные искания в культуре XIX века развивались под влиянием славянофильства, для которого народность была «почвой» русской культуры.

Именно с нею был связан уклон в сторону фольклора в архитектуре XIX века. Но существенно здесь то, что поиск национальной самобытности, который привел к подражанию архитектуре допетровской Руси,  осмыслялся в контексте неприятия влияния Запада и радикальных реформ Петра I.

При этом не принималось во внимание, что русскую культуру изначально сближало с западной гораздо больше, чем казалось славянофилам и их последователям. Ведь в результате крещения, Русь вошла в тот культурный круг стран, который центрировала собой Византийская империя, наследовавшая Античность.

Не следует забывать, что в этот период в церковном отношении Запад оставался единым с Востоком. Вместе с христианством восприняты церковная архитектура, иконопись, которые на Руси обрели свои особенности.

Интересно, что явление историзма в искусстве, в рамках которого в архитектуре существовали ретроспективные стили, был как в России, так и в странах Европы.

Эта тенденция ведет свое происхождение от романтизма, культурного течения конца XVIII – первым десятилетием XIX века, которое можно назвать не просто западным, но западным по преимуществу.  Причина романтической обращенности к прошлому вполне объяснима.

Провозглашенные Просвещением идеи прогресса, его отвержение прошлого, и в первую очередь Средневековья, как пережитка предрассудков, для романтизма стали совершенно неприемлемыми. Утверждение полной свободы творческой личности, свойственной романтическому мышлению, позволяло выбирать тот или иной стиль.

Развиваясь во многих странах, романтизмповсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленный местными историческими традициями. Архитектура наглядно и образно прослеживает выражение некоторых романтических настроений.

В чем же состояли национальные искания в западноевропейской культуре и как они соотносимы с тем процессом в России, который мы только что описали? Для иллюстрации можно привлечь знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии, построенный в 1869 – 1886 гг. самым «романтичным» государем XIX века, баварским королем Людовиком II.

Замок построен на вершине крутой горы, подножие которой омывается быстрым и шуЦерковь Воскресения Христовамным потоком, и в таком природном ландшафте производит впечатление, будто он врос в гору. Поклонник и покровитель Вагнера, потрясенный его музыкальным воплощением средневекового эпоса, молодой король принимает решение заново отстроить старые крепостные руины возле ущелья в настоящем стиле средневековых немецких рыцарских замков и крепостей. Но Нойшванштайн не отвечает одному из существенных смыслов средневекового замка – быть непреступным укреплением. Для этого он слишком возвышенный и неземной, слишком романтически устремлен в запредельность. Король требовал от Кристиана Янга, работавшего над строительством, прежде всего «архитектурной живописности». В этом и сказалось свойство романтизма – стремление к воссозданию внешнего очертания архитектурного образа, вне зависимости от того назначения, которое он нес в исторической действительности.

Обращение к историческому прошлому в России и Европе представляют одну и ту же романтическую тенденцию в культуре. В России это «русский стиль», черпающий свои основы в архитектуре Московской Руси, на Западе — «романско-романтический» или «псевдоготический» стили, вдохновленные архитектурными образами Средневековья.

Поэтому на примере «русского стиля» в архитектуре можно с достаточным основанием утверждать, что национальные искания XIX века в России выводили отечественную культуру в пространство западноевропейской романтической традиции скорее, чем в подлинный контекст московской эпохи. Храм Воскресения Христова можно признать ярким тому подтверждением.

Это можно увидеть и в том, как вписывается храм в  пространство Санкт-Петербурга. Город строился Петром I  в противовес архитектуре Московской Руси и может по праву именоваться самым «западным» среди городов России.

Но европейская тенденция национальных исканий в архитектуре и стилизация Спаса на крови делают присутствие храма  уместным среди строгой классицистической и ампирной застройкой района Невского проспекта. Храм как бы дополняет собой стилистическое многообразие города, не нарушая его ритма.

Поэтому Спас на крови можно назвать своеобразным символом примирения, который соединил собой архитектуру европейской традиции и допетровской Руси.

Читайте также:  Кальянная hookah box - уютное место с авторским интерьером

В этом году исполняется 130 лет со дня убийства Александра II. С недавнего времени в храме, который после реставрации был открыт только как музей, каждое воскресенье служится Литургия и панихида по императору.

Московский храм, который никогда не закрывался. В нём хранятся святыни из снесённых церквей

Церковь Воскресения Христова стоит рядом с оживлённой площадью у станции метро «Сокольники». Вы по любому видели её, если ходили в местный парк. Мне нравится этот храм. Он необычен по нескольким причинам. Во-первых, его архитектурный облик представляет из себя причудливый сплав модерна с русским стилем. Подобных зданий в Москве осталось мало. Второй особенностью храма является ориентация на юг — в сторону родины Иисуса Христа. Большинство других построек русского православия ориентированы с запада на восток, то есть вход у них располагается ближе к западу, а алтарь ближе к востоку. Третьей причиной посетить храм является тот факт, что он никогда не закрывался. Было дело, когда в двадцатые годы его очень хотели ликвидировать товарищи с активной коммунистической позицией, но как-то прошла беда стороной. В годы богоборчества в храм свозили иконы из приговорённых к сносу исторических памятников. Сюда привезли икону Боголюбской Божией матери с Варварских ворот Китай-города, икону святого Пантелеймона из Пантелеймоновской Афонской часовни возле Лубянских ворот Китай-города, икону Богоматери Страстной из Страстного монастыря. Главной святыней Воскресенской церкви по праву можно считать копию Иверской иконы Божией матери. Оригинал хранится в Иверском монастыре на Афоне, а эта копия была привезена в Москву и в 1669-м году помещена в часовню возле Воскресенских ворот. Ворота снесли при советской власти, так как они мешали проходу демонстраций в дни революционных праздников. Икону принесли в Воскресенский храм и с тех пор она хранится в его стенах.

Вот такие у неё огромные объёмы. Инициатором постройки церкви был настоятель храма при расположенной неподалёку Бахрушинской больнице — священник Иоанн Кедров. В честь него Воскресенскую церковь часто зовут Кедровской. Судя по рассказам отца Иоанна, три раза во сне к нему являлась Богородица и всякий раз повелевала построить в Сокольниках храм.

После третьего раза Иоанн всё-таки решился на строительство, да вот беда — денег не было совсем. Конечно в Сокольниках имелись дачи состоятельных людей, но в основном вокруг были фабрики и казармы для рабочего люда. Рабочие всё время думали, где бы им достать кусок хлеба, чтобы накормить домочадцев и самим не идти спозаранку на фабрику с пустым желудком.

Они не могли пожертвовать много. Стройка затянулась и богослужения проводились в расположенной неподалёку временной церкви, обустроенной в стенах небольшого кирпичного дома. Однажды, ближе к ночи, незадолго до дня очередного расчёта со строителями, в дверь к отцу Иоанну постучали.

На пороге стоял одетый в лохмотья дед, который слёзно попросил пустить его переночевать. И отец Иоанн пустил. Наутро деда на месте не оказалось и, нет он ничего не украл. Наоборот, в той комнате, где он устроился на ночлег, лежал свёрток с необходимой для завершения строительства суммой.

Как человек, настроенный ко всему скептически, я не очень верю в подобные «чудеса». Хотя с другой стороны, ничего фантастического в этой истории нет. В те времена некоторые купцы и промышленники жертвовали большие деньги на строительство храмов, богаделен, больниц и прочих учреждений.

Вполне может быть, что такой человек захотел оплатить завершение строительства храма в Сокольниках, но не хотел давать деньги кому попало. Таким нестандартным способом можно было проверить является ли священник Иоанн человеком достойным помощи или нет.

Ведь это обычный человек может пройти мимо сирого и убогого старика, а священник должен хотя бы попытаться ему помочь. Священник — это не профессия, это призвание. Во всяком случае в соответствии с понятиями абстрактной справедливости, без учёта суровой реальности. Как бы там ни было, Воскресенскую церковь достроили в 1913-м году.

Митрополит Макарий освятил церковь в честь Воскресения Христова 22-го декабря 1913-го года. Настоятелем стал Иоанн Кедров. Хор нового храма первоначально состоял из слепых. В 1915-м году были освящены два придела.

Южный — в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость», в память о больничном храме, в котором прежде служил отец Иоанн. Северный — в честь апостолов Петра и Павла.

Сорок тысяч рублей на возведение северного придела пожертвовал некий благотворитель, пожелавший остаться неизвестным.

Автором проекта храма был архитектор Павел Толстых. Его творение причисляют то к модерну, то к неорусскому стилю. Некоторые определяют церковь в эклетику, так как в её облике нашлось место и для модерна, и для русского стиля, и даже для готики.

У храма нет отдельной колокольни.

Храм построен в форме креста. Его высота — 34 метра, площадь — 960 квадратных метров.

Восемь чёрных малых главок сконцентрированы вокруг шатрового восьмерика, увенчанного главкой золотого цвета. Таким образом получается, что главок в храме девять — по числу девяти ангельских чинов.

В православии есть девять ангельских чинов — серафимы, херувимы, господства, силы, власти, престолы, начала, архангелы, ангелы. О том, что это означает, вам лучше почитать в других статьях в интернете. В двух словах и не расскажешь.

Барабаны главок опоясаны тёмно-синей плиткой производства гончарного завода «Абрамцево».

Над входом помещена фреска с изображениями Христа и двух ангелов. Под ними начертаны слова: «Аз есмь свет — веруйте во свет, да сынове света будете». Эти слова похожи на отрывок из Евангелия по Иоанну:

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

После революции над Воскресенским храмом сгустились тучи. В первый раз настоятеля попытались арестовать ещё в 1918-м году, когда он выступил против празднования первого мая. В 1920-м году в квартире отца Иоанна был проведён обыск, после которого его арестовали без предъявления обвинения. Вскоре священника отпустили, но уже в 1922-м году он был осуждён по делу о «противодействии изъятию церковных ценностей» на пять лет заключения с поражением в гражданских правах и конфискацией имущества. После отбывания срока отец Иоанн приехал в подмосковное Алабино, где вскоре умер. Есть правда иная версия его кончины. Внучка отца Иоанна вспоминала о том, что в 1959-м году, перед смертью, её отец рассказал как вместе с братом забирал тело дедушки с Лубянки и дал расписку «что они никогда никому ничего не скажут». Мы не можем знать какая именно версия правдива. В любом случае Иоанн Кедров был похоронен на Пятницком кладбище. Его могила сохранилась по сей день.

В 1929 году коллектив местной психиатрической лечебницы провёл собрание, итогом которого стала резолюция о необходимости закрытия храма и перестройке его в клуб для медработников. Вскоре послышались и другие призывы. Требования закрыть храм озвучивались от лица местных рабочих, арестантов, школьников, работников культуры.

Прихожане в ответ направляли в Моссовет жалобы и письма со словами о том, как сильно им нужен Воскресенский храм. В 1932-м году чиновники всё-таки решили передать церковь вместе с участком земли ВНИИ водоснабжения для возведения на этом месте нового здания.

Уже начался переезд, архитектор приступил к проектным работам и вдруг один секретарь Мосгорисполкома призвал отменить решение, аргументируя это тем, что храм в округе остался один и обслуживает он множество прихожан из закрытых московских церквей. Церковь не стали разрушать, но это не защитило от преследований её духовенство.

В 1933-м году был арестован священник Нил Смирнов, впоследствие прославленный в лике новомученика. В следующем году храм заняли обновленцы. В конце 1943-го года обновленческий причт храма вместе с протоиереем Андреем Расторгуевым перешёл под крыло Московской патриархии. Таким образом церковь вернулась под контроль РПЦ.

В 1945-м году в храме проводился Поместный собор, избравший патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия I.

Интерьер храма поражает своим величием и одновременно сдержанностью оформления. Кипарисовые иконостасы вырезаны ещё до революции по проекту архитектора Павла Толстых. Увесистые киоты для икон выполнены из дуба.

К величественным сводам подвешены огромные паникадила, изготовленные в византийском стиле. По большей части стены не окрашены, а имеющиеся росписи, похожи на фрески Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители.

Недавно христиане праздновали Рождество. У храма до сих пор стоит вертеп со сценой появления на свет Иисуса Христа.

На территории церкви есть бревенчатый дом причта, построенный в 1914-м году. В начале девяностых его пришлось ремонтировать после пожара.

Напоследок, публикую фотографии Воскресенского храма в 2017-м году. В то время он реставрировался.

Спасибо за внимание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector