Хорошо знакомый любителям военной истории Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге — самое известное учреждение своего профиля на постсоветском пространстве.
Это один из самых больших и старых непрерывно действующих морских музеев в мире, ведущий свою историю с начала XVIII века.
В этой статье мы попытаемся посмотреть на новую постоянную экспозицию, открытую в 2014 году, глазами профессионального музееведа.
История
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (ЦВММ) без большого преувеличения можно назвать одним из самых старых непрерывно существующих музейных учреждений своего профиля.
Возникновение музея связано с коллекцией моделей и чертежей кораблей создателя российского флота Петра I. Эта коллекция имела большую практическую ценность, поскольку использовалась в строительстве кораблей.
Важность накопления подобного рабочего материала зафиксировало создание в 1709 году Модель-камеры при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге. Эта дата считается годом рождения будущего ЦВММ.
Модель-камера долго функционировала как своеобразный научно-технический центр Адмиралтейства. В ней накапливались модели и чертежи кораблей, карты, различные документы.
В 1805 году император Александр I повелел организовать «Морской музеум», объединивший Модель-камеру, библиотеку, «кабинет редкостей», коллекцию машин и инструментов, материалы научных изысканий и т.д.
Музеум должен был стать не только научно-техническим, но и культурным центром российского флота. К сожалению, просуществовал он относительно недолго.
В 1827 году новый император Николай I счёл Морской музеум «малополезным» и приказал расформировать его. Коллекция была разделена между Академией наук и другими учреждениями, в составе Адмиралтейства осталась Модель-камера, объём которой значительно уменьшился.
Решение Николая I оказалось явно ошибочным, и в 1867 году в здании Адмиралтейства повторно открылся Морской музей. Соответствуя духу времени, возрождённый музей рассматривался как публичное учреждение, занимавшееся выставочной и просветительской деятельностью.
В 1908 году, накануне формального 200-летия, Морской музей получил имя императора Петра Великого.
Один из залов Морского музея в 1893 году navalmuseum.ru
Музей относительно благополучно пережил революционные потрясения и Гражданскую войну, получив в 1924 году новое название (Центральный военно-морской музей), сохраняющееся по сей день.
Разумеется, в своей деятельности учреждение обязано было руководствоваться советской идеологией, важнейшей задачей для него стала пропаганда развития военно-морских сил СССР.
В 1939 году ЦВММ начал переезд в здание бывшей Биржи на Стрелке Васильевского острова, где создавалась новая большая экспозиция, открывшаяся для посетителей в феврале 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны часть коллекций ЦВММ была эвакуирована, а часть сохранялась сотрудниками в блокадном городе. В июле 1946 года музей возобновил работу.
В послевоенные годы постепенно складывалась сеть филиалов ЦВММ, включающая в себя в том числе корабли-музеи.
Без преувеличения знаковым событием стало подчинение ЦВММ в 1956 году находящегося на вечной стоянке крейсера «Аврора», что позволило создать первый в СССР полноценный корабль-музей.
В 1972 году появился первый филиал за пределами Северной столицы — музей «Дорога жизни» в Ленинградской области.
В 1977 году в Ленинграде открылся ныне не существующий филиал «Чесменская победа», посвящённый русско-турецкой войне 1768-1774 годов, в 1980 году начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Последним проектом советского периода истории учреждения оказалась музеефикация подводной лодки Д-2 «Народоволец», стартовавшая в 1987 году. Открылся корабль-музей уже в Санкт-Петербурге в 1994 году.
Корабли-музеи — филиалы ЦВММ в Санкт-Петербурге: Д-2 «Народоволец» и «Аврора». Здесь и далее — фото автора
Самым значительным событием в новейшей истории Центрального военно-морского музея стал, безусловно, переезд из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова, готовившийся с 2006 года.
Из нескольких вариантов релокации был выбран реконструированный комплекс бывших Крюковских морских казарм в центре Санкт-Петербурга, размещение в котором позволило значительно увеличить площадь музейного комплекса.
После проведения необходимых проектных и строительных работ в 2010 году стартовал переезд, завершившийся в 2013 году. В 2014 году новая экспозиция полностью открылась для посетителей.
Главный корпус ЦВММ в здании Крюковских морских казарм
Изменилась и расширилась структура филиалов ЦВММ, вышедшая далеко за пределы Санкт-Петербурга. В 1994 году закрылся филиал «Чесменская победа», здание которого (бывшую церковь) возвратили верующим. К созданным в советское время филиалам добавились следующие:
- «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» на вечной стоянке в Новороссийске — музеефицированный в 2001 году лёгкий крейсер проекта 68-бис (введён в строй в 1954 году), филиал с 2012 года;
- Музей Балтийского флота в городе Балтийск Калининградской области — создан в 1957 году, филиал с 2012 года. Музей включает в себя отделение «Балтийская крепость» (крепостные сооружения Пиллау-Балтийска);
- Музей Черноморского флота в Севастополе — создан в 1869 году как Музей Севастопольской обороны, современное название — с 1940 года. Филиал с 2020 года.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого (почётное наименование присвоено в 2019 году) находится в подчинении Минобороны РФ и выполняет задачи научно-методического и культурного центра российского флота.
При музее работают научная библиотека, студия художников-маринистов, действует коллегия музеев военно-морской направленности.
ЦВММ (включая филиалы) принадлежит фондовая коллекция из более чем 745 тысяч музейных предметов (по состоянию на начало 2021 года).
Постоянная экспозиция ЦВММ
Главный корпус Центрального военно-морского музея находится в Санкт-Петербурге на площади Труда, возле знаменитой Новой Голландии. Квартал тесно связан с историей российского флота, само здание является бывшими морскими казармами. Постоянная экспозиция состоит из 19 залов, имеется пространство для проведения временных выставок.
Холл главного корпуса ЦВММ, в котором размещены отдельные экспонаты
Те, кто застал экспозицию ЦВММ в здании Биржи, помнят, что очень сильное впечатление производил огромный центральный зал, заполненный интересными и привлекательными историческими артефактами. В новом здании сделан своеобразный римейк этого пространства с использованием современных технологий.
Зал №1 под условным названием «Зал славы Русского флота» охватывает огромный исторический период, от зарождения мореплавания у восточных славян до Крымской войны 1853-1856 годов. Множество тем и изобилие разнообразных музейных предметов в данном случае поданы довольно удачно за счёт свободного пространства.
Экспозиция первого зала продолжается на верхнем уровне, где показаны темы и события второй половины XIX века.
Общий вид «Зала славы Русского флота». В центре — ботик Петра Великого
Модель винтового линейного корабля «Император Николай I» в масштабе 1:12 — крупнейшая в собрании музея
Раздел экспозиции, посвящённый российскому флоту в эпоху Наполеоновских войн
Верхний уровень зала №1
Начиная с зала №2 «Российский императорский флот в конце XIX-начале XX в.» дизайн экспозиции принципиально меняется.
Экспозиционные залы размещаются в помещениях бывших морских казарм, которые по своим возможностям и производимому впечатлению заметно уступают помещениям специальной постройки. Конечно, таковы архитектурные особенности здания, но всё же контраст весьма значителен.
Задуманная как единое целое экспозиция стилистически разбивается на две части, существенно отличающиеся друг от друга оформлением и содержанием.
Зал №2. Вид на анфиладу последующих залов постоянной экспозиции
Дальнейшая экспозиция музея построена следующим образом:
- залы №№ 3-5 — события русско-японской войны 1904-1905 годов: бой крейсера «Варяг», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение;
- зал №6 «Воссоздание Российского императорского флота. 1905-1914 гг.»;
- залы №№ 7-8 — события Первой мировой войны: Балтийский и Черноморский флоты, Флотилия Северного ледовитого океана;
- зал №9 «Флот в период Революции 1917 г., Гражданской войны и иностранной интервенции 1917–1922 гг.»;
- зал №10 «ВМФ СССР в межвоенный период. 1922–1941 гг.»;
- залы №№ 11-14 — события Великой Отечественной войны (в хронологическом порядке, без разделения на флоты и флотилии);
- залы №№15-18 — развитие ВМС СССР с 1945 по 1991 годы: от освоения уроков Великой Отечественной войны до создания океанского флота;
- зал №19 «Военно-Морской Флот Российской Федерации».
Общий вид зала №4 «Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура и Владивостока» Общий вид зала №11 «Русско-японская война 1904–1905 гг. Цусимское морское сражение» Трофеи с немецкого лёгкого крейсера «Магдебург» в зале №7 «Балтийский флот в Первой мировой войне. 1914–1917 гг.» Трофеи с британской подводной лодки L-55 в зале №9 Общий вид зала №10 Модель линкора «Октябрьская Революция» (1:50) в зале №11 «Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 г.» Общий вид зала № 13 «Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1943 г.» Модель тяжёлого крейсера «Сталинград» проекта 82 в зале №15 «Строительство ВМФ СССР на опыте Второй мировой войны. 1945–1955 гг.» Противокорабельная ракета П-15 в зале №16 «Строительство флота на базе научно-технической революции. 1955–1965 гг.» Общий вид зала №19
Говоря откровенно, вторая часть экспозиции производит противоречивое впечатление (особенно если смотреть на неё глазами специалиста). При огромной ценности экспонатов их подача крайне консервативна.
Музей воспринимается как огромная выставка моделей, картин военно-морской тематики и исторических артефактов (главным образом, образцов морской техники и вооружений).
Справочная информация дана весьма скупо, этикетаж и написанные в публицистическом стиле аннотации приводятся только на русском языке (что явно не соответствует современным стандартам). Несколько неожиданным для новейшего исторического музея выглядит минимальное количество мультимедийных средств в экспозиции.
Главные претензии можно сформулировать следующим образом. Посреди разнообразия музейных предметов трудно уловить какой-то нарратив — основную идею или нить повествования, даже в рамках одной темы.
Особенно это касается разделов о двух мировых войнах, в которых практически невозможно выделить отдельные операции, бои, драматичные или яркие эпизоды. Исторический контекст событий обрисован крайне слабо, хотя именно его и должны иллюстрировать экспонаты.
За техникой не чувствуется людей, показано очень мало персоналий: от изображения быта моряков разных эпох до рассказа о примечательных личностях.
Чтобы эти упрёки не выглядели голословными, приведём несколько примеров на материале залов, посвящённых Великой Отечественной войне. Из них можно заметить, что реальные успехи советских моряков, которыми можно и нужно гордиться, освещены скупо, в то время как мифологизированным эпизодам уделяется весьма большое внимание.
Витрина, посвящённая потоплению немецкой подлодки U-250. Значительная, по меркам советского флота, победа подана таким образом, что рядовой посетитель может вообще не обратить на неё внимания. Из короткой аннотации непонятно, кто потопил субмарину и при каких обстоятельствах «Бой в Ирбенском проливе 6 июля 1941 года» (картина А.А. Ефимова, 1953) — фантастическая интерпретация безрезультатного короткого столкновения группы советских эсминцев с немецкой плавбазой в сопровождении двух тральщиков. Картина показана без каких-либо комментариев По объективным данным, К-21 потопила судно и корабль минами, 1-2 норвежских мотобота — артиллерийским огнём. В целом, тема действий советских подводных лодок в годы ВОВ раскрыта слабо Кое-какую развёрнутую информацию об исторических событиях можно получить на информационных стендах. Выглядят они весьма архаично
Из сказанного не следует, что постоянная экспозиция ЦВММ откровенно неудачна. Скорее, она оставляет впечатление некой старомодности и не до конца реализованных возможностей, далеко не в полной мере соответствует требованиям к современному историческому музею.
Не оставляет мысль о том, что имеющимся великолепным материалом можно было бы распорядиться более плодотворно.
Любопытно, что временные выставки музея, также размещённые в относительно небольших залах, выглядят более современными и информативными по сравнению с большинством залов постоянной экспозиции.
Как бы то ни было, Центральный военно-морской музей был, есть и будет крупнейшим учреждением своего профиля в России и на постсоветском пространстве.
Богатая история музея, его уникальная коллекция, огромная постоянная экспозиция, разнообразные филиалы — всё это заслуживает искреннего уважения. С музеем стоит познакомиться каждому, кто считает себя любителем военного флота и морской истории.
Но если рассматривать постоянную экспозицию ЦВММ саму по себе, то хотелось бы видеть её более соответствующей требованиям времени — возможно, это ещё впереди.
Источники:
- https://navalmuseum.ru/ (официальный сайт Центрального военно-морского музея)
Центральный военно морской музей в Петербурге — история Российского флота, фото, режим работы, стоимость билетов 2021, аудиогид, актуальная информация
- Для посетителей музей открыт с 10:00 до 18:00
- Касса прекращает работу в 17:15
- Выходные дни экспозиции — вторник
Единый билет
Экскурсии 1
Экскурсии 2
Бесплатное посещение
Бесплатные категории
Право на бесплатное посещение ФГБУ «ЦВММ» Минобороны Россиии и его филиалов имеют следующие льготные категории посетителей (при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего право на него):
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
- Полные кавалеры орденов Воинской и Трудовой Славы за службу Родине 3-х степеней;
- Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны;
- Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или «Житель блокадного Ленинграда»;
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим;
- Родители и жены погибших военнослужащих;
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети);
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
- Курсанты военно-учебных заведений;
- Воспитанники суворовских и Нахимовского училищ, кадетских корпусов, классов;
- Сотрудники музеев Российской Федерации, члены творческих союзов: музейных работников, художников, архитекторов, дизайнеров, члены Международного совета музеев (ICOM);
- Дети до 7 лет;
- Военнослужащие запаса вчасти 99005 (крейсер «Михаил Кутузов»), вчасти 22885-А (крейсер «Аврора»).
Документы на бесплатный билет
Бесплатный билет индивидуального посетителя (кроме билетов для детей до 7 лет) выдаётся:
- при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих право на него;
- сопровождающим официальные посетительские группы (1 сопровождающий на 10 человек);
- сопровождающему инвалида I и II группы;
- сопровождающему дошкольников (5 дошкольников + сопровождающий) в филиалах музея:на крейсере «Аврора» (г. Санкт-Петербург),подводная лодка «Народоволец» (г. Санкт-Петербург);
- по письменному разрешению администрации музея.
Бесплатный день
День бесплатного посещения — третий четверг каждого месяца.
Право бесплатного посещения устанавливается для следующих категорий посетителей (льгота не распространяется на экскурсионные группы, а также на посещение гражданами зарубежных государств):
- Многодетные семьи (от трех детей и более). Право бесплатного посещения в центральное здание ЦВММ и филиалы, за исключением филиала музея — Корабль боевой славы «Михаил Кутузов», расположенного в г. Новороссийск, Краснодарский край;
- Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы;
- Гражданский персонал Министерства обороны РФ;
- Рядовой и сержантский (старшинский) состав военнослужащих, проходящие военную службу по контракту;
- Учащиеся средних профессиональных учебных заведений;
- Студенты вузов РФ (очной формы обучения);
- Дети до 18 лет.
Адрес и как добраться
- Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 69A / пл. Труда, 5
- Ближайшая станция метро «Адмиралтейская»
- Наземный транспорт: троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда
- Посетительский вход с набережной Крюкова канала
Официальный сайт и другая информация
- Сайт: navalmuseum.ru
- Телефоны: +7 (812) 303-85-11 (приемная директора музея); +7 (812) 303-85-13 (цены на билеты, заказ экскурсий, кроме понедельника и вторника)
16-18 века для развития кораблестроения были наиболее существенны – морскими державами создавались целые флотилии.
Однако, для удобства, прежде чем построить корабль, стали строить их уменьшенные копии. Это существенно сокращало затраты на их создание, т.к. плохо сконструированные корабли гибли, а удачно – получали свое дальнейшее развитие. Пробные модели, прошедших испытание судов, оставляли, как образец для постройки следующих.
Таким образом @пробники@ стали собираться и накапливаться.
Вместе с моделями собирались чертежи и чертежные инструменты. Весь этот «арсенал опыта» стали размещать в специально отведенных помещениях – «конструкционных камерах».
На русском языке они получили название «модель-камеры» (от голландского «model-kammer» — комната моделей). Модель-камера стала хранилищем не только образцов кораблей, но и чертежей, и инструментов для их создания.
Также, на служила и учебной базой для будущих моряков.
Модель-камера в России
После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.
Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей.
В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.
Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.
С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными.
В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота.
Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.
В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире.
Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра.
Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.
Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.
К 1825 году «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:
- модель-камеру;
- отдел морских карт и инструментов;
- библиотеку;
- «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.
В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея.
Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов.
От него остался лишь костяк – Модель-камера.
Возрождение музея
Изменения в кораблестроении от парусного деревянного к паровому броненосному привело к необходимости изучения технического и военно-исторического опыта, воспитании военнослужащих, систематизации изучения истории Российского флота.
В связи с этим высшим морским командованием было принято решение о восстановлении Морского музея. В основу Морского музея была определена Модель-камера. Экспонаты частично были возвращены в музей из адмиралтейств, арсеналов и хранилищ.
Для воссоздаваемого музея отводилась половина второго этажа западного крыла Главного Адмиралтейства. В 1867 году музей открыл свои двери для посетителей. В скором времени экспозиция так разрослась, что к 1870 году музею были отданы помещения 3-го этажа.
К 1917 году музей состоял из следующих отделов:
- эпоха Петра I;
- эпоха императриц Анны, Елизаветы и Екатерины II;
- эпоха императоров Павла I и Александра I;
- эпоха Николая I и Александра II;
- эпоха Александра III и Николая II;
- «отдел бытовой эпохи генерал-адмирала Константина Николаевича» (созданный на основе морской коллекции, завещанной музею великим князем);
- русско-турецкая война 1877–1878 г. г.;
- русско-японская война 1904–1905 г. г.;
- отдел мировой войны;
- артиллерийский отдел;
- механический отдел;
- отдел портовых сооружений;
- этнографический отдел;
- гидрографический отдел.
В те времена музей был центром технического прогресса. В нем были представлены новые виды оружия требующие испытания, проектные модели и чертежи судов, опытные станки, аппараты.
Центральный военно-морской музей в 20 веке
После революции 1917 года Морской музей имени Петра Великого сменил несколько названий, последним из которых стало «Центральный военно-морской музей».
В 1939 году музею было передано здание бывшей Биржи. На время Великой отечественной войны наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск.
На сегодняшний день, являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также школьным музеям, помогает организовывать каюты и комнаты боевой славы на кораблях и в воинских частях.
Благодаря развития издательской деятельности, музеем было опубликовано 8 каталогов музейных коллекций. Многократно издавались и переиздавались путеводители и буклеты музея и его филиалов, публиковались сборники трудов научных сотрудников Центрального военно-морского музея.
В наши дни музей принимает своих гостей в Крюковских казармах на площади Труда, где в конце XIX века были расквартированы морские офицеры.
Интересные экспонаты
В музее хранится уникальный экспонат — древний челн, который датирован началом первого тысячелетия до нашей эры.
Ботик Петра І. Этот ботик Петр І нашел в 1688 году гуляя по амбарам с остатками вещей его деда – Никиты Ивановича Романова.
Уникальность ботика состояла в том, что он ходил под парусами и мог идти не только по ветру, а и против него. После его реставрации, Петр освоил управление и с удовольствием катался по Яузе.
В дальнейшем Ботик был водружен на деревянную тумбу, как памятник в честь Ништадтского мирного договора.
Черепаховые корабли. 25 изумительных по своему внешнему виду моделей кораблей ручной работы были изготовлены японскими мастерами из черепашьих панцирей. Они заказывались моряками в 19 веке как подарок для императора. В дар музею их передал император Николай ІІ.
Во время переезда Военно-морского музея в запасниках сотрудники обнаружили металлический диск. Что это такое, они поняли не сразу. А когда узнали – удивились. Прибор, который находился вне экспозиции больше 70 лет, ничто иное, как исторический навигатор. И был изобретен еще в XVI веке.
Военно-морской музей в Санкт-Петербурге: билеты, цены, как купить и режим работы в 2022 году
Военно-морской музей в Санкт-Петербурге – один из древнейших музеев в России, основанный в 1709 году по указу Петра I. Кроме того, он входит в число крупнейших музейных учреждений в мире, и является объектом морского историко-культурного наследия.
Режим работы военно-морского музея в Санкт-Петербурге
Центральный военно-морской музей принимает посетителей с 10:00 до 18:00. Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия.
Вторник – выходной день.
В дни школьных каникул музей работает без выходных.
Стоимость входных билетов в 2022 году
Стоимость входных билетов для посетителей-граждан России и стран СНГ:
- стандартный – 300 рублей;
- льготный – 200 рублей;
- учащиеся школ и средних профессиональных учебных заведений – 100 рублей;
- семейный (2 взрослых и 2 ребенка) – 550 рублей.
- Право на покупку льготного билета имеют пенсионеры, инвалиды 3 группы, студенты и аспиранты очной формы обучения.
- Дошкольники, а также инвалиды 1 и 2 групп могут посетить музей бесплатно.
- Стоимость единого билета для посещения центрального здания, а также филиалов музея – 800 рублей.
Можно купить билеты в военно-морской музей и крейсер «Аврора». Цена такого единого билета – 650 рублей для взрослых и 250 рублей для пенсионеров, школьников, инвалидов и студентов.
Стоимость билетов в музей ВМФ в Санкт-Петербурге для граждан других государств:
- стандартный – 600 рублей;
- льготный – 400 рублей.
Льготный билет могут купить студенты высших учебных заведений, при предъявлении ISIC или IYTC.
Стоимость единого билета для посещения Центрального военно-морского музея им. Императора Петра Великого и крейсера «Авроры» – 1200 рублей, или 1500 рублей с возможностью посещения всех филиалов по 1 разу в течение года.
Билет на временную выставку стоит 100 рублей, вне зависимости от категории гостя. Дошкольники посещают временные экспозиции бесплатно.
Экскурсии в военно-морской музей
Экскурсионная программа – увлекательный и познавательный способ познакомиться с музеем. Турист может выбрать из нескольких программ.
Индивидуальная, авторская лекция-экскурсия по музею ВМФ
Один из самых больших музеев России и мира имеет площадь почти 30 000 квадратных метров, на которых размещается 19 залов с экспозициями. На индивидуальной лекции-экскурсии вы увидите главные сокровища музея и узнаете историю ВМФ.
Тип: индивидуальная, пешеходная.
Продолжительность: 2 часа.
Стоимость экскурсий в военно-морской музей: 2875 рублей за 1 гостя, +375 рублей за каждого последующего. Максимальная группа – 5 человек. Входные билеты не включены в цену, и приобретаются отдельно.
Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн
Экскурсионное обслуживание
Экскурсию проводят при минимальной группе не менее 5 человек. Стоимость обзорной программы по музею – 250 рублей с взрослого, плюс входные билеты для каждого участника программы. Цена участия в экскурсионной программе для посетителей льготных категорий:
- пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты очной формы обучения – 200 рублей;
- учащиеся школ и средних профессиональных учебных заведений – 150 рублей;
- дошкольники – 100 рублей.
Стоимость индивидуальной экскурсии-лекции – 2000 рублей с группы. Количество участников – от 1 до 5 человек. Входные билеты для каждого оплачиваются дополнительно.
Проводятся также тематические экскурсии-лекции. Минимальный размер группы – 5 человек. Стоимость участи – 300 рублей, плюс входной билет в музей.
Адрес и как добраться
Музей военно-морского флота в Санкт-Петербурге расположен по адресу: улица Большая Морская, д. 69A / площадь Труда, д. 5. Ближайшая остановка общественного транспорта – «площадь Труда», где останавливаются автобусы №6, 70 и 100, а также маршрутные такси № К-6к, К-169, К-306, К-350.
Ближайшие станции метро – «Адмиралтейская», «Садовая» и «Спасская». Но они находятся от здания музея примерно в 2 км, это не менее 20 минут пешей прогулки.
Официальный сайт музея: https://navalmuseum.ru
Телефон для справок: (812) 303-85-13
Центральный военно-морской музейМузей в Санкт‑Петербурге
История музея
Еще в 1709 году Петр I основал Модель-камеру, где хранились все кораблестроительные модели и чертежи судов. Все документы о постройке кораблей передавались в это учреждение в обязательном порядке.
Чуть меньше, чем через 100 лет все модели кораблей были переданы в созданный Морской музей, который был организован в здании Главного Адмиралтейства.
Только в начале XX века он был переименован в честь Петра Великого, а в 1939 году был перенесен на Васильевский остров, в здание бывшей Фондовой биржи. В начале ВОВ ценные экспонаты перевезли в Ульяновск, где их удалось сохранить, а в 1946 году они вновь вернулись в Петербург.
В нынешнем здании музей располагается с 2011 года, переезд был длительным, и посетители смогли увидеть экспонаты только в 2013 году.
Помимо главного здания, в состав музея входит 6 филиалов: крейсер «Аврора», подводная лодка «Народоволец», крейсер «Михаил Кутузов», который располагается в Новороссийске, а также «Дорога жизни» на Ладожском озере, Кронштадтская крепость и музей Балтийского флота в Калининграде.
Что посмотреть
Экспонат музея ВМФ: Подводная лодка С.К. Джевецкого
Коллекция музея состоит более чем из 719 тысяч экспонатов, которые объединены в 8 фондов.
Корабельный фонд
Экспонаты фонда рассказывают об истории российского военного кораблестроения. Жемчужины собрания – ботик Петра Великого и модели кораблей, которые не были построены. Помимо моделей в этом фонде представлены: штурманское и гидрографическое оборудование, приборы связи и сигнализации, водолазно-спасательного дела, карты, памятные доски и другие интересные предметы.
Оружейный фонд
Коллекция оружия включает в себя вооружение различных народов и эпох. Главные экспонаты – шпага П. С. Нахимова, русская пушка XVII века, а также наградное оружие, изготовленное златоустовскими мастерами.
Фонд изобразительного искусства
В музее хранятся картины таких известных художников, как Айвазовский, Брюллов, Боголюбов, Клодта и многих других. Коллекция делится на живопись, акварель, гравюры, плакаты, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства. Здесь же хранятся альбомы, открытки и книги.
Знаменный фонд
В этом фонде представлены не только знамена и флаги, а также форма моряков различных эпох, обмундирование, медали, а также предметы быта, нумизматики и много других интересных экспонатов.
Фонд проектов кораблей
В чертежном фонде хранится около 20 тысяч планов судов. Здесь же можно увидеть книги, документацию и даже автограф Петра Великого.
Специальный фонд
Ботик Петра Первого
В этом фонде собраны предметы, требующие особых условий хранения. Это драгоценности, а также закладные доски, наградные документы, предметы быта и многое другое.
Рукописно-документальный фонд
Эта часть коллекции сохраняет бумажные экспонаты, такие как листовки, документы, книги и рукописи. Здесь можно увидеть подлинники бумаг XVIII века.
Фотонегативный фонд
В этом фонде собрано более 300 тысяч предметов: это фотографии, негативы, фотоальбомы и открытки. Все они были собраны, начиная с середины XIX века.
Виртуальный визит в музей
Санкт‑ПетербургЯндекс.Карты — поиск мест и адресов, городской транспорт
Центральный военно-морской музей
Центральный военно-морской музей — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской Модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.
В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.
В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. В августе 1939 г.
Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск.
В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
После войны начинается создание филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» — первый в нашей стране корабль-музей. В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни». В 1980 г.
в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец» — завершились открытием в 1994 г.
мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.
Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.
За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота.
В фондах музея их хранится более 700 000, в том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.
В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).
В апреле 2013 г. был завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В этом же году начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., была полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.