Царское Село – представительство трёх императриц

Царское село… Знаменитый музей-заповедник, памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Наверное, нет в нашей стране человека, кто не слышал бы об этом месте.

Здесь непроизвольно начинаешь испытывать гордость за Отечество, за богатейшую историю России, за оставленные потомкам архитектурные шедевры.

Просто переполняешься гордостью за наше блестящее прошлое, осознанно абстрагируясь от печальной действительности нашего времени.

Царское Село – представительство трёх императриц

В Царском селе физически ощущаешь в воздухе дух восемнадцатого века. Воздух эпохи великих открытий, великих войн, дворцовых переворотов, фаворитизма и бурных страстей. Это был поворотный век для российской истории, когда наша страна превратилась в Великую державу, с которой пришлось считаться всему миру.

На протяжении двух веков в этой роскошной летней императорской резиденции вершилась государственная политика России, решались судьбы стран и народов, устраивались приёмы и балы. Царское село затмевало своей роскошью европейские дворцы и парки, ослепляло своим блеском, приводило в трепет и восторг.

Вотчина и детище трёх российских императриц, где воплощались их вкусы и пристрастия Царское село хранит немало тайн и легенд. Давайте оглянемся назад, пронесёмся сквозь века и представим себе, как же всё начиналось.

Екатерина Первая (годы правления 1725 — 1727 гг.)

В 1710 году она получила роскошный подарок от Петра Первого, скромную усадьбу в Сарской мызе, отвоеванной у шведов. Пока ещё не императрица Марта Скавронская лишь спустя два года взойдет на престол, обвенчавшись с Великим русским царём.

Получив поистине царский подарок Екатерина с увлечением занялась строительством загородного дворца.

Первая резиденция не отличалась особой роскошью, на месте старой усадьбы был построен большой каменный двухэтажный дом, вокруг которого был разбит сад в стиле голландского барокко и начала застраиваться слобода.

Но первый шаг был сделан, первый камень заложен первой царственной владелицей тогда ещё Сарского села. Эти каменные палаты и легли в основу Екатерининского дворца, названного так по имени Екатерины Первой. И только в 1725 году Сарская мыза была торжественно переименована в Царское село.

Екатерина царствовала недолго, всего два года. Далее началась эпоха её дочери Елизаветы, с именем которой в Царском Селе связано очень многое.

Елизавета Петровна (годы правления 1741- 1761 гг.)

Цесаревна Елизавета Петровна унаследовала Царское село в 1728 году по завещанию своей матери Екатерины Первой. И долгое время оно продолжало оставаться всего лишь скромной усадьбой. Но даже в тот период цесаревна смогла внести немалый вклад в обустройство резиденции, построив здесь Знаменскую церковь в честь чудотворной иконы «Знамение».

Царское Село – представительство трёх императриц

Всё изменилось в 1742 году, когда Елизавета стала императрицей. Начался период расцвета пышного барокко, грандиозная перестройка скромного каменного дворца времён Екатерины Первой.

Именно тогда Екатерининский дворец приобрёл свой теперешний вид, получив более ста килограммов золота и множество эффектных статуй на фасад.

Царское Село – представительство трёх императриц

Золочёные купола церкви Воскресения Христова сияли на фоне лазуревых стен дворца,

Царское Село – представительство трёх императриц

образуя с ним единое целое.

Царское Село – представительство трёх императриц

Грандиозное детище Растрелли поражало воображение современников, пленяя изощрённой отделкой и позолоченным блеском. Пышное русское барокко во всём его великолепии, затмившее роскошью сам Версаль!

Царское Село – представительство трёх императриц

Елизавета тратила баснословные средства на отделку и поддержание фасада, справедливо полагая, что дворец является олицетворением богатства и мощи России.

Царское Село – представительство трёх императриц

30 июля 1756 года состоялось торжественное открытие 325-метрового дворца. Все кто присутствовал на этом мероприятии были потрясены и ошарашены грандиозностью и роскошью творения Растрелли! Интерьеры дворца были абсолютно новаторскими по тем временам. Взять хотя бы Малиновую и Зеленую Столбовые, стены которых итальянский зодчий мастерски украсил подложенной под стекло разноцветной фольгой.

Царское Село – представительство трёх императриц

Ведь в те времена о таком дизайне никто и не слышал!

Царское Село – представительство трёх императриц

Или Белая Столовая, стены которой были затянуты белым штофом, придающим интерьеру особую нарядность и торжественность, особенно в сочетании с золоченой резьбой.

Царское Село – представительство трёх императриц

Елизавета обвела взглядом золотую парадную анфиладу. Всё-таки, правильно, что она сделала ставку на Растрелли, лучше него вряд ли кто бы смог создать столь совершенное пространство, заполнив его сверкающим червонным золотом, богато украсив зеркалами, создающими эффект бесконечности.

Размах, во всём должен чувствоваться имперский размах! И этого эффекта Растрелли прекрасно добился.

Здесь то она и развернулась! Приёмы и балы, банкеты и празднества Елизаветы в Царском Селе затмевали своей роскошью праздники лучших европейских дворов. О празднествах, устраиваемых императрицей слагались легенды, и это льстило её самолюбию, заставляя тратить баснословные суммы на балы, приёмы и наряды.

Балы, которые устраивала Елизавета восхищали роскошеством и затейливостью. Маскарады, фейерверки, пышные застолья стали неотъемлемой частью жизни во дворце во время царствования Елизаветы Петровны.

Истинная дочь своего великого отца она не трепела соперничества. Никто не мог появиться на балу в наряде, роскошнее, чем у неё или в похожем убранстве. И правильно, что она поставила на место зарвавшуюся фрейлину, посмевшую явиться на бал с точно такой же розой в волосах, как и у императрицы. Цветок был вырван из волос дерзкой негодяйки, а сама она изгнана с праздника!

А как она веселилась на маскарадах и особенно на своих «метамарфозах», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины в женские! Мужской костюм шёл ей необычайно, чего нельзя было сказать о других дамах, с неохотой участвовавших в этих увеселениях. Но кто бы посмел ей перечить! Раз приказано веселиться, значит все должны предаваться веселью и ублажать прихоти императрицы.

Говорят, у неё была чрезмерная страсть к нарядам. Странные люди, осуждали её, насчитав в гардеробе Елизаветы Петровны 15 тысяч платьев! Что ж с того, ей по статусу положено.

Елизавета не скупилась на перестройку дворца, но не обходила своим вниманием и Старый регулярный парк. Совершенство симметрии пространства вокруг дворца, строгость линий аллей, павильонов и скульптур — всё это призвано было оттенять красоту дворца, подчеркнуть его великолепие, создав ему достойную оправу. Узорный партер на первой террасе дворца,

напоминающий паркеты дворцовых залов, античные статуи,

нарядные увеселительные павильоны,

всё это появилось здесь в эпоху Елизаветы Петровны.

Геометрические сады с симметричными аллеями и зеркальными прудами, украшенные мраморными статуями и декоративно подстриженными деревьями воспринимались как единое художественное целое с Большим дворцом.

В этом и была её задумка.

Она с удовольствием гуляла по центральной аллее Старого сада, соединявшей дворец с павильоном Эрмитаж, спрятавшийся в дикой роще. Изящный павильон имел сходство с Большим дворцом, рука великого Растрелли чувствовалась и здесь.

В этом потаённом местечке Елизавета любила устраивать частные обеды для избранного круга. Обеды были по-настоящему интимными, прислуга на них даже не допускалась, всё делалась по последнему слову техники с помощью разных подъемных механизмов.

И великолепный Грот на берегу Большого пруда тоже совместное детище её и Растрелли,

хотя внутренняя отделка выполнялась уже при Екатерине Второй архитектором Ринальди.

Но сама идее грота возникла у Елизаветы Петровны, ведь в те времена грот был обязательной принадлежностью регулярных садов, делом престижа.

И водовод тоже дело её рук, только так могло существовать множество прудов и каскадов в Старом саду. Немало, совсем немало сделано, есть чем гордиться!

Но всё же самый большой вклад в дело обустройства Царского Села она сделала под конец своей жизни, когда решила перенести сюда Янтарную комнату. Подарок прусского короля Петру Первому был бережно перевезён сюда из Петербурга, а янтарные панно смонтированы в Большом дворце.

Панели разобрали и вручную перенесли во дворец. 75 гвардейцев прошли пешком 25 вёрст из Петербурга до Царского Села, неся в руках ящики с бесценным грузом. Вот так и возник истинный шедевр, уникальное произведение искусства, какого нет больше нигде в мире.

И это тоже предмет её гордости, апофеоз имперских амбиций.

Безусловно, потом, спустя годы великий Растрелли усовершенствовал творение прусских мастеров. Тогда здесь появились зеркала, мозаики из яшмы и агата, золочёная резьба. Именно тогда янтарный кабинет стал называться Янтарной комнатой, так в Царском Селе появилось восьмое чудо света.

Но всё это будет потом, а пока Елизавета положила начало янтарному великолепию, создала базис для дальнейшего развития и расцвета дворца.

И как же, чёрт возьми, приятно, что сам Ломоносов настолько восхитился увиденным здесь, что сложил свою первую оду, воспевающую красоту Царского села.

На закате жизни Елизавета обходила территории парка, обводя хозяйским взглядом свои владения и радовалась тому, что видела вокруг.

Это то, что она оставит после себя подданным Российской империи и потомкам, то, ради чего стоило жить и править, за что её будут помнить на века.

Екатерина Вторая (годы правления 1762 — 1796 гг.)

Закончилась эпоха Елизаветы Петровны. Прошло совсем немного времени. И вновь дворцовый переворот. Теперь полноправной хозяйкой Российской империи и Царского села стала Екатерина Вторая, в недавнем прошлом немецкая принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Любимая летняя резиденция новой русской императрицы хорошела и расцветала. По приказу Екатерины Второй была проведена реконструкция дворцовых апартаментов, оформлены новые интерьеры.

Камеронова галерея, Холодная баня, Эрмитажная кухня, Адмиралтейство, всяческие мостики, беседки, каскады, пристани, павильоны — всё это создавалось в эпоху Екатерины Великой, всем этим великолепием мы обязаны именно ей.

В то время в России была в моде готика, Эрмитажная кухня

— явное тому подтверждение. Ведь романтический сад должен был создавать иллюзию путешествия по разным странам.

Чем ещё мы обязаны ей? Во время её правления в Царском Селе были установлены Готические Ворота, построены бани Камерона, воздвигнута Крымская колонна.

Читайте также:  Семинар джона кехо в 2019 году в санкт-петербурге

Летняя резиденция преображалась и совершенствовалась в духе нового времени!

Как же она любила и восхищалась Царским Селом, называла его «любезным» и «прелестным». Для неё это было место, где она могла реализовать свои мечты и фантазии, где она черпала вдохновение и находила покой. Она любила надолго приезжать в Царское, проводя здесь по три-четыре месяца в году.

Екатерина обожала розы, эту страсть она привезла из Германии, своей первой родины и пересадила на российскую почву. При ней в саду был разбит огромный Розарий, коллекции которого постоянно пополнялись новыми сортами из Европы.

Ей нравилось всё новое, в свободном вкусе, так в Царском Селе появился пейзажный парк в английском стиле с лужайками, прудами и рощами.

Такой контрастный на фоне регулярного Старого сада и такой живописный, больше похожий на волшебный лес.

Екатерина хотела создать такой уголок, где бы она могла наладиться красотой природы и отдохнуть от столичной суеты. Здесь императрица каждое утро прогуливалась в сопровождении своих любимых левреток, задорно носившихся по аллеям и лужайкам.

Екатерина часто гуляла по террасе Камероновой галереи, любуясь бронзовыми бюстами своих кумиров.

Удачная задумка императрицы, сублимация её вкуса, мастерски воплощенная шотландским архитектором Чарльзом Камероном в духе нового стиля — классицизма.

Здесь она предавалась философским беседам, искала вдохновения и просто любовалась прекрасными видами парка.

Сколько воспоминаний связано у неё с этим местом!

В 1768 году она провела в Царском Селе всю зиму, удалившись сюда, чтобы привить себе оспу и стать примером для всей России. Только так, личным примером можно было приучить подданных к прогрессу и медицине.

Здесь же она получила из рук Григория Орлова крупнейший в мире алмаз на свои именины. Поистине царский подарок для царственной особы!

Пылкая и увлекающаяся натура она знала, что за глаза её осуждали за несметное количество фаворитов и любовников. Сколько их было в её жизни! И с каждым она была щедра при расставании, каждого одаривала чинами и богатствами.

Блестящий камергер Салтыков и польский князь Понятовский, Григорий Орлов, по сути, приведший её на престол, чудаковатый Григорий Потёмкин, друг и соратник во всех её начинаниях.

Потёмкина сменила череда новых фаворитов, и наконец, её последняя любовь Платон Зубов.

Отвлечёмся от частной жизни императрицы, вернёмся во дворец и посмотрим на него глазами Екатерины. В её эпоху изменились и интерьеры дворца. Барокко ушло тогда в прошлое и освободило место для модного классицизма.

Теперь здесь правил бал античный стиль, которым была страстно увлечена императрица. Камерон оформил парадные апартаменты в строгом классическом духе. Иной век, иные нравы. Получилось оригинально, стильно, в духе того времени. Екатерина была в восхищении талантом Камерона, ценила его необычайно.

Гранитная терраса в пейзажном парке — еще одно творение Камерона, хоть и дошло до нас в видоизменённом виде, но первое её исполнение принадлежало именно шотландскому мастеру.

В эпоху правления Екатерины в Царскосельском парке появляются памятники, посвященные нашим победам в русско-турецкой войне. Уникальная Чесменская колонна, выполненная по проекту Ринальди — истинное украшение парка и память о доблестных русских воинах.

Рядом — Турецкий павильон, своеобразный мемориал Русско-турецкой войне, памятник победе. Однако это уже более поздняя постройка, эпохи Николая Первого.

Она любила сначала вдоволь покататься на лодке по Большому пруду, любуясь его чудесными отражениями,

а потом послушать концерт в Зале на острову. Нарядный парковый павильон, наполовину скрытый деревьями на островке, одно из самых прелестных и таинственных местечек Царскосельского парка.

Деяния Екатерины по благоустройству Пейзажного парка продолжил император Александр Первый, именно в его эпоху парк наполнился прекрасными скульптурами, в нём появились террасы, уступы и аллеи.

Вернёмся из парка во дворец и посмотрим, чем же ещё он обогатился в эпоху Екатерины Великой.

Картинный зал, созданный при Елизавете, стал излюбленной комнатой для игр Екатерины, где она так любила играть в фанты, подчас удивляя подданных своим азартом и задором.

Екатерина обожала китайский и японский декор, отдавая дань модному в то время увлечению «китайщиной», наполняя дворец изысканными предметами восточного интерьера.

Так, во дворце появилось сразу несколько китайских гостиных, стены которых были искусно затянуты китайским шёлком.

В 1770 году по указу Екатерины в северной части дворца была создана Зелёная столовая для будущего императора Павла Первого и его супруги. Нежно-зелёные стены столовой украшены изящным лепным орнаментом на античные мотивы. Очередное шедевральное творение Камерона, столь любимого императрицей.

Арабесковый Зал — один из самых эффектных парадных залов дворца, был также создан Камероном лично для императрицы.

(фото из интернета)

Пролетели столетия, отшумели дворцовые перевороты и войны, остались в прошлом интриги, страсти и преступления.

Всё проходит, всё забывается, но то, что мы видим сегодня в Царском Селе, роскошный результат вдохновения и созидания трёх российских императриц, это останется на века.

Это место — истинная квинтэссенция величия и мощи России, будет восхищать не одно поколение россиян, заставляя нас испытывать необыкновенный душевный подъём и гордость за своё Отечество.

Царское Село Екатерины Великой

После посещения Чесменского ансамбля, Баболовского парка и других интересных мест, связанных с Екатериной II, мы доехали до одной из ее любимых резиденций – Царского Села. Именно при ней оно достигло наибольшего рассвета.

Царское Село – представительство трёх императриц

История Царского Села началась, когда Петр I подарил Саарскую мызу своей жене Екатерине I. Мне не хотелось бы подробно рассказывать про дальнейшую его историю, в сети достаточно много информации. Давайте лучше отправимся гулять по Екатерининскому парку.

Царское Село – представительство трёх императриц

Первое, что привлекает в парке, — это Екатерининский дворец. Шикарный дворец в стиле барокко был построен для Елизаветы Петровны архитектором Ф.-Б. Растрелли.

Царское Село – представительство трёх императриц

Полюбоваться на него сверху можно со смотровой площадки на Певческой башне. Это одна из самых высоких площадок Санкт-Петербурга, высотой 30 м и 102 м над уровнем моря…

Царское Село – представительство трёх императриц

Большой минус всех красивых мест — это огромное скопление людей. Ведь каждый уважающий себя гость и житель города считается нужным приехать сюда в выходной день, чтобы потолкаться среди таких же любителей красоты. Нам еще повезло, что в тот день было холодно и часть потенциальных гостей осталась дома.

Царское Село – представительство трёх императриц

Эта часть парка называлась Старым французским садом, по названию стиля в котором он был оформлен.

Царское Село – представительство трёх императрицЦарское Село – представительство трёх императриц

В парке много интересных павильонов, и почти в каждом есть музей.

Царское Село – представительство трёх императриц

Например, Нижняя ванна или Кавалерская мыльня. В центре павильона находится круглая ванна, и от него отходят разные комнаты: для отдыха, для приготовления к купанию, русская парная. Этот комплекс появился еще до строительства холодных бань и использовался до начала XX века.

Царское Село – представительство трёх императрицЦарское Село – представительство трёх императриц

  • Спустя два года после строительства мыльни, Екатерина II поручает Камерону построить целый комплекс холодных бань.
  • Прогуливаясь по парку мы заглянули в павильон «Грот».

Он был построен по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли и стоял прямо на берегу пруда. Именно здесь, Екатерина любила выпить кофе по время утренних прогулок по парку. И действительно, приятное место)

Памятник Екатерине от неизвестного скульптора.

Сложно не обратить внимание на позолоченные решетки с красивой вязью и морскими мотивами. Видите Розу ветров, водоросли и др.?

Много морских историй и на фасаде грота. А вы знаете, что это за перекрещенные рыбы?

  1. Это дельфины. Почему то в XVIII веке их изображали именно так)

И возвращаясь к «банной» теме мы пошли в комплексу «Холодная баня». Этот комплекс и галерея для прогулок были построены Чарльзом Камероном и соединяются в Екатерининским дворцом на уровне парадных залов.

Архитектор был приглашен в Россию после того, как Екатерина прочитала его трактат о термах Древнего Рима. Императрица хотела построить, что-то подобное в своей резиденции, и это у нее замечательно получилось.

На втором этаже комплекса «Холодная баня» находятся Агатовые комнаты. Агат был выбран для отделки не случайно. Как раз во время строительства были открыты большие месторождения самоцветов на Урале, и их буквально некуда было девать)

«Холодная баня» через висячий сад соединяется с Камероновой галереей.

Она была задумана Екатериной II для прогулок и философских бесед. Гуляя в ее открытой части, можно долго рассматривать бюсты греческих писателей, мыслителей, полководцев.

  • Есть там бюст и величайшего ученого XVIII века — Михаила Ломоносова.

На нижнем этаже галереи жили флейлины, поэтому и сад называется Фрейлинским. Прекрасный сад, согласитесь?

  1. Нижний фасад облицован туфом, и издалека кажется, что одноэтажный павильон стоит на природной скале.

Мы прогулялись по галерее и отправились в Агатовы комнаты. Кстати, нам повезло, что не было дождя, иначе комнаты были бы закрыты.

  • Каждому посетителю выдается аудиогид, который и рассказывает все, что известно об уникальных комнатах.

Сразу хочу сказать, что в помещениях было очень плохое освещение и фотографии, увы, не передают все красоты. Рекомендую посмотреть на все свои глазами.

В Агатовые комнаты ведет чудесная лестница.

Интересно, что паркет был перенесен из дома Александра Дмитриевича Ланского в Петербурге, одного из любимых фаворитов Екатерины. Так она хотела сохранить память о любимом человеке.

И перед тем как посмотреть на интерьеры комнат, расскажу вам немного о предпосылках их создания. Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, но в то время еще не знали способов их обработки.

Но император Петр I проявлял большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке и в 1725 году в Петергофе открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, которая открыла новые месторождения самоцветов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и началось активное украшение интерьеров самоцветами.

Читайте также:  Памятник кутузову в санкт-петербурге на казанской площади

Каждый посетитель Агатовых комнат в первую очередь попадает в Белый зал. Первоначально он предназначался для отдыха, развлечений, камерных концертов.

  1. Во времена Екатерины зал освещали 8 торшеров в виде мраморных женских фигур в римских одеждах.
  2. При отделке комнат Чарльз Камерон уделял много внимания деталям, поэтому все смотрится удивительно красиво и гармонично.
  3. С удовольствием узнала, что в одной из комнат стоят две вазы из алтайского темно-зеленого парфира, изготовленные на Колыванской гранильной фабрике.

В кабинетце находится уникальная вещь – кресло-каталка Екатерины II. На нем императрица могла из комнат дворца по пандусу спуститься в парк.

Агатовые комнаты были излюбленным местом императрицы, здесь царила особая атмосфера. И благодаря огромной работе проделанной реставраторами, мы может их видеть в практически первозданном виде.

  • После посещения Агатовых комнат мы еще немного погуляли по парку.
  • А вид сбоку на пандус, по которому спускалась и поднималась Екатерина II на своем кресле –каталке.
  • Флигель.

Флигель выходит окнами на собственный садик. Такие садики были у каждого дворца, и никто, кроме его жителей, не мог туда попасть. Но сейчас там может погулять каждый желающий – отправляемся и мы.

Перголы появились после правления Екатерины II, в XIX веке.

Между перголами установлен Кагульский обелиск, автор Антонио Ренальди. Он выполнен из мрамора, а его постамент и ступени – из гранита.

  1. Использовался необычный сорт мрамора с серыми прожилками.
  2. Обелиск установлен в честь победы русских на реке Кагул, в Молдавии.

На известном портрете художника Владимира Боровиковского, Екатерина II изображена, как раз рядом с этим обелиском. Здесь она изображена уже в почтенном возрасте, и, кстати, она стала долгожительницей среди российских императоров, прожив 67 лет. А средний императорский возраст был около 50 лет.

До конца жизни, императрица любила приезжать в Царское село, работать и гулять по извилистым дорожкам парка. Мы тоже любим этот прекрасный уголок, но пришло время возвращаться домой.

  • Царское село – это действительно уникальное место, и сколько бы раз не был там, каждый раз открывается что-то новое.
  • А если вы хотите не просто прогуляться, но и услышать много интересного о Царском селе Екатерины II – рекомендую отличного гида Ксению Верхозину и ее авторскую экскурсию.

Екатерининский дворец, Царское Село (Пушкин, Санкт-Петербург): фото, описание, музеи, билеты

  • Екатерининский дворец — одни из самых крупных, известных и посещаемых дворцов Санкт-Петербурга и России в целом.
  • Дворец является Объектом культурного наследия России и также известен как: Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец или Старый дворец.
  • Сегодня Екатерининский дворец является музеем, к нему прилегает Екатерининский парк, совместно с которым дворец составляет комплекс Екатерининского дворцово-паркового ансамбля, расположенный в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин Санкт-Петербурга).

Царское Село – представительство трёх императриц

Зарождение и развитие дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе связаны с освобождением из-под власти Шведского королевства старинных новгородских владений у берегов Невы, которые в 17 веке были оккупированы шведами. Возвращение России этих территорий началось в 1702 году с победой в Северной войне.

На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте», а по-русски — Сарская мыза). 24 июня 1710 года по приказу Петра I мыза была «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.

Дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха по приказу императрицы Екатерины I (жена Петра I), в честь которой дворец и получил своё название.

В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала 18 века небольшое каменное двухэтажное сооружение, вошедшее в историю под названием «Каменные палаты Екатерины I».

При императрице Елизавете Петровне (дочь Петра I) дворец был расширен, а старое дворцовое здание капитально перестроено. Над проектами дворца в разное время работали: архитекторы Михаил Григорьевич Земцов, Андрей Васильевич Квасов и его помощник Дж. Трезини, Сава Иванович Чевакинский и обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли.

Дворец бал выполнен в стиле барокко и восхищал своими размерами, праздничным фасадом с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, лепными украшениями, фигурами атлантов, кариатид и львиными масками, а также мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора.

При Екатерине II некоторые залы дворца были переделаны в соответствии с модными тогда стилями античного искусства и русского классицизма.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле и посвященным прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле «второго рококо».

  1. На протяжении двух веков Царское Село являлось официальной летней парадной императорской резиденцией, преимущественно Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
  2. После Октябрьской революции 1917 года дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей.
  3. Во время Великой Отечественной войны Екатерининский дворец подвергся значительным разрушениям и был разграблен; затем был восстановлен, в том числе по чертежам, материалам, фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.

Сегодня Екатерининский дворец считается одним из самых больших в пригородах Северной столицы и является музеем.

Экстерьер имеет стиль позднего богатого барокко с восхитительной живописностью декора: белый, голубой и золотой цвета; объемные и массивные колонны, пилястры, скульптуры и прочие украшения фасадов дворца, гармонично сочетаются между собой и производят впечатление величия и праздничности.

Восточный фасад дворца, который видится самым прекрасным, выходит на регулярную часть Екатерининского парка и пролегает во всю его ширину.

Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц

С южной стороны, выходящей в Екатерининский парк, находится флигель дворца, получивший название «Зубовский» — по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II.

Флигель был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779-1785 годах по проекту архитектора Ю.М. Фельтена.

Внутренние помещения флигеля были спроектированы и отделаны Ч. Камероном и Д. Кваренги.

Флигель соединен с павильоном «Холодная баня» с Висячими садами, который входит в состав ансамбля «Термы Камерона». Подробнее об ансамбле термы Камерона с фото…

Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц Царское Село – представительство трёх императриц

С северной стороны Екатерининский дворец выходит на Садовую улицу и здесь размещается церковный флигель с дворцовой церковью.

Царское Село – представительство трёх императриц

Церковный флигель соединен аркой с крытым коридором с ещё одним четырехэтажным флигелем дворца.

Флигель был построен в 1790-х годах для великих княжон — дочерей императора Павла I.

С 1810 года по указу императора Александра I был основан Императорский Царскосельский лицей, который было решено разместить в северном корпусе дворца. Для этих целей — приспособление под нужды учебного заведения, здание было перестроено зодчим Василием Петровичем Стасовым.

  • Лицей действовал в стенах бывшего дворцового флигеля до 1843 год, когда учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург.
  • Западный фасад, где главное здание и флигели дворца образуют Парадный плац, обращен к Александровскому парку.

В Парадный плац ведут Золотые ворота, которые являются главными воротами дворцового комплекса и были изготовлены в 1749 году. Название «Золотые» ворота получили благодаря наличию ажурных декоративных позолоченных элементов в стиле барокко. Подробнее о Золотых воротах с фото…

  1. В юго-западном флигеле находится 3-звездочная гостиница Екатерина с круглосуточной стойкой регистрации, кафе, бесплатными Wi-Fi и парковкой.
  2. В числе удобств номеров: кондиционер, телевизор, рабочий стол и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.
  3. В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на гостиницу
  4. Рядом с дворцом, со стороны улицы Садовой, на высоком постаменте установлен бюст Франческо Бартоломео Растрелли — зодчего, участвовавшего в создании Екатерининского дворца.

Бюст был создан по инициативе Государственного музея-заповедника «Царское Село», архитектором Сергеем Леонидовичем Михайловым и скульптором Марией Тимофеевной Литовченко, которая выполнила скульптуру в традициях парадных портретов 18 века. Иконографическим материалом бюста послужил живописный портрет Ф.Б. Растрелли, написанный итальянским художником П. Ротари в 1750-х годах.

  • Бюст был отлит из бронзы на заводе «Монументскульптура» и открыт 22 ноября 1991 года.
  • Высота бюста составляет 1,2 метров, а высота постамента равна 2,5 метрам.

Любимая резиденция трех императриц — История музеев

Екатерининский дворец, названный в честь Екатерины I, был любимой резиденцией трех императрицы — Екатерины, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из них добавляла в архитектуру ансамбля что-то свое: Екатерина II, например, отказалась от роскошной позолоты, которую так ценила Елизавета, да и вообще скептически относилась к этому «взбитому крему».

От избушки до дворца

Еще в XVII веке на территории будущего Царского Села располагалась усадьба шведского магната — Сарская мыза. Некоторое время спустя местечно начали называть Сарским селом, позже — Царским.

В 1718 здесь заложили первые «каменные палаты», которые и легли в основу роскошного Екатерининского дворца. Известное нам название дворец получил лишь в 1910 году.

До этого резиденцию императриц называли Большим дворцом, а позже, после постройки Александровского, стали величать Старым.

Царское Село – представительство трёх императриц Фасад дворца. Источник: wikipedia.org

Работы поручили архитектору Браунштейну, известному своими проектами строений в Петергофе. В отделке «палат» использовалось дерево, причем не самых прочных пород. В будущем это сыграет злую шутку: деревянные покрытия так прогниют, что пол едва ли не начнет проваливаться. В 1724 в Царском селе устроили первое празднество по случаю приезда императора — «палили из тринадцати пушек трижды».

Читайте также:  Музей Зощенко в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Полцарства за дворец!

Будущая императрица Елизавета получила мызу в наследство от матери. Цесаревна любила свою дачу, с которой у нее были связаны детские воспоминания. Вступив на престол, Елизавета Петровна принялась тратить огромные деньги на обустройство своей резиденции, чтобы посоперничать с самим Версалем.

Царское Село – представительство трёх императриц Дворец. Источник: wikipedia.org

Первым делом императрица приняла решение перестроить устаревшие хоромы. Под руководством Земцова и Квасова был разработан детальный проект, о котором писал позднее Бенуа: «»…если Квасовский проект и уступает в роскоши и блеске тому сооружению Растрелли, которым мы ныне любуемся, то в смысле изящества, равновесия и ритма линий oн заслуживает предпочтения».

В 1744 бразды правления передали в руки Растрелли, но непосредственно работами по переустройству дворца архитектор занялся несколько позже. Именно благодаря Растрелли появилось здание в стиле русского барокко, украшенное лепниной и колоннами, выкрашенное в лазоревый цвет. Елизавета Петровна не скупилась — больше 100 килограммов золота ушло на отделку фасада и бесчисленных статуй.

После смерти Елизаветы уже Екатерина II распорядилась позолотить скульптуры в парке, как завещала покойная императрица. Но когда Екатерина узнала, во сколько обойдется казне подобная роскошь, она от работ отказалась.

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село.

В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

Царское Село – представительство трёх императриц Арабесковый зал. Источник: wikipedia.org

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями.

Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную.

Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Тайна Янтарной комнаты

Известная на весь мир Янтарная комната поначалу была украшена полотнами, расписанными под янтарь. Сами же янтарные панели были подарены Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Петр писал своей жене Екатерина: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали». Некоторое время мозаики располагались в Людских палатах в летнем саду. Лишь в 1770 в Екатерининском дворце появилась та самая Янтарная комната, которая известная сейчас по фотографиям и в реконструированном виде.

Царское Село – представительство трёх императриц Воссозданная Янтарная комната. Источник: wikipedia.org

Во время Великой Отечественной янтарные панно были вывезены оккупантами в Кенигсберг, где смонтировали в одном из залов Королевского дворца. Во время штурма Кенигсберга 1945 Янтарная комната бесследно исчезла.

Ученые до сих пор теряются в догадках, куда могли пропасть янтарные панно. Самая распространенная версия — комната просто сгорела во время обстрелов.

Немецкий журнал «Шпигель» проводил расследование, согласно которому Янтарная комната до сих пор хранится где-то под руинами замка. К 2003 году интерьер комнаты полностью восстановили.

Царское Село – резиденция трёх императриц

Город Пушкин знаменит на весь мир роскошными парками, Екатерининским дворцом, Янтарной комнатой и атмосферой царской России.

На экскурсии вы познакомитесь с главными объектами Царского Села и прикоснетесь к его истории, неразрывно связанной с русской монархией.

Как коренной житель города Пушкина, я не только познакомлю вас с основными достопримечательностями, но и расскажу об интересных уголках Царского Села в стороне от туристических маршрутов.

Прикоснуться к прошлому Царского Села
Вы познакомитесь с главными достопримечательностями одной из лучших загородных резиденций российских монархов. Увидите Лицей, воспитавший А.С. Пушкина. Поднимитесь на крышу Певческой башни, откуда открывается отличный вид на город с прекрасными ракурсами для фотографий.

Рассмотрите один из известнейших памятников Пушкину и прочтете высеченные на нем бессмертные строки. Мы прогуляемся по Подкапризовой аллее, которая была главным въездом в Царское Село, заглянем в Александровский парк.

А по пути поговорим о том, какой жизненный уклад царил в монаршей резиденции, как был устроен императорский быт и чем жили обитатели Екатерининского дворца.

Роскошные аллеи Екатерининского парка
Вы полюбуетесь Золотыми воротами с изящным металлическим кружевом, а затем отправитесь в Екатерининский парк, который по праву считается жемчужиной паркового искусства! К созданию парка приложили руку блестящие мастера-садоводы, архитекторы и реставраторы того времени. Вы прогуляетесь по тенистым аллеям, пройдете вдоль его живописных прудов, полюбуетесь мостами, павильонами, цветниками и скульптурами. Я помогу вам прочувствовать атмосферу царской России, расскажу историю самого парка и изящного Екатерининского дворца – шедевра Растрелли, который затмил своей роскошью Версаль.

  • С 21 октября до 24 апреля вход в парк свободный. С 25 апреля по 20 октября вход платный.
  • Билеты оплачиваются дополнительно: взрослые — 150 руб.; школьники с 16 лет и студенты — 80 руб.; пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 50 руб.; дети до 16 лет — бесплатно
  • Дворцы могут быть закрыты по выходным дням, в дни школьных каникул и штатных мероприятий (уточняйте в переписке)
  • Подъем на смотровую площадку Певческой оплачивается отдельно (по желанию) — 200 руб./чел.

Дорога в Царское Село
До места начала экскурсии можно добраться следующими способами: — На электропоезде от Витебского вокзала до станции «Царское Село».

— От станции до музея можно доехать на маршрутных такси или автобусе.
— От станции метро «Московская» на маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545.

— От станции метро «Купчино» на маршрутных такси № 545, 286, 287 или автобусе № 186.

В среднем дорога занимает 30-50 минут.

Екатерининский дворец

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I.

В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели.

В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В.

Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795).

Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.

Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой».

Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812).

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки.

К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч.

Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector