Строительство особняка М. Кшесинской

?

alkopona (alkopona) wrote, 2017-04-26 19:01:00 alkopona alkopona 2017-04-26 19:01:00 Categories:

  • Архитектура
  • Театр
  • История
  • Cancel

Строительство особняка М. КшесинскойМногих из нас посещает американская мечта о собственном доме. Просторный, светлый, с зеленой территорией, где по выходным можно будет жарить шашлык, не какой-то там зарубежный BBQ, а именно шашлык! Где на травке будут играть дети, а в гостиной обязательно будет место для светского приема друзей, которые естественно будут вам завидовать. Вот она мечта современного человека. Но только ли современного? Ведь и сто лет назад иметь свой собственный особняк, да тем более в центре Петербурга было символом роскоши, почета и уважения.Особняк для балериныНеудивительно, что главная прима Мариинского театра, почитаемая в городе балерина Матильда Кшесинская тоже захотела для себя и своего сына элитную недвижимость в самом центре Санкт-Петербурга. Она долго выбирала место, советовалась с риелтором, в итоге выбор пал на фантастический участок в углу Кронверского проспекта, где с балкона будущего дома открывался самый лучший вид на Петропавловскую крепость.2.Строительство особняка М. Кшесинской

«Место мне понравилось. Оно находилось в лучшей части города, далеко от всяких фабрик. По своему размеру позволяло построить большой светлый дом и иметь при нем хороший сад.», — вспоминала в своих дневниках Матильда. Реализацию дома своей мечты она доверила одному известному архитектору Александру фон Гогену. Зодчий ударить в грязь лицом просто не мог и построил особняк достойный не только красоты балерины, но и королевских кровей. Его также можно внести в палату мер и весов как эталон петербургского модерна, это признавала и сама хозяйка: «дом вышел очень удачным, архитектор выполнил блестяще все мои желания«.

3.Строительство особняка М. Кшесинской

Потайной ход к Эрмитажу

На заре становления ее карьеры и после принятия в труппу Мариинского театра на привлекательную балерину положил глаз молодой наследник престола, будущий император Николай II.

Хоть их отношения были недолгими и официально длились всего три года, она все равно прочно вошла в память петербуржцев как любимая фаворитка последнего царя.

Неудивительно, что в городе и легенду придумали о подземном туннеле соединяющем особняк балерины и Зимний Дворец, по узким коридорам которого император, как прыщавый студент, бегал на тайные свидания к своей возлюбленной.4.фото с сайта http://www.spb.aif.ru/Ну и разве могла балерина сама накопить на такой особняк в центре города в столь юном возрасте? Естественно люди думали, что она его «натанцевала» на балах у императора, и, что он увлеченный ее талантом, построил столь роскошный дом на Петроградской стороне. Так что крутить романы с балеринами, ну или гимнастками мода достаточно историческая.5.Строительство особняка М. Кшесинской

Пристанище интеллигенции

Матильда вела открытую светскую жизнь и при наличии в то время инстаграма могла бы с легкостью перещеголять по популярности Волочкову.

В ее доме постоянно проходили вечеринки, гостями которой были и уже далеко не молодой Карл Фабереже со своими драгоценными яйцами, и губительная любовница Есенина Айседора Дункан, даже люстра этого особняка содрогалась от пения Шаляпина, а появление здесь Дягилева так вообще не рассматривалось как новостной повод для желтых газет.

Особняк быстро стал меккой художественной интеллигенции в Петербурге, чье гнездо смогли разрушить только идеи социалистической революции. 6.Строительство особняка М. Кшесинскойфото с сайта https://pastvu.com/В связи с тем, что Кшесинскую считали неотъемлемой частью императорского двора, ей пришлось срочно собирать чемоданы и бежать из ставшего родным особняка, в противном случае ее жизнь могла закончиться в ближайшем лесу, без отпевания и памятных речей. Прибежавшие в поисках балерины слуги революции застали только пустые залы и красивый балкон с прекрасным видом. Именно его решили использовать как трибуну для митингующих нужд революции, ведь как говорил товарищ Ленин: «Это вам не броневик!». 7.Строительство особняка М. Кшесинской

  • Сегодня в здании квартирует музей политической истории России, который расскажет вам о всех тонкостях этой революции, и если вам лень сюда ехать, то можете прогуляться по его виртуальным коридорам.
  • Сюжет для фильма

Но вернемся к хозяйке, Матильда подобрав руками подол своего длинного платья и забыв завязать пуанты, спешно бежала в Париж, часто перебирая ножками. Не было времени ни вызывать службу доставки, ни складывать все по коробкам и аккуратно вывозить все имущество. Большая часть оставленных в особняке богатств была разграблена и ушла на нужды революции, но поговаривают, что перед самым отъездом она успела опустошить все шкатулки и спрятать драгоценности подаренные фаворитами в потайные места, ну не даром же сюда в лучшие годы Кшесинской сам Фаберже захаживал.8.Любители заговоров и тайн до сих пор выясняют, существует это сокровище или нет, но найденные в 2012 году в потайной комнате имения Нарышкиных сорок мешков их фамильного серебра подталкивают на мысль, что все же Матильда Кшесинская заныкать ювелирные украшения успела. На сегодняшний день эксперты оценивают стоимость ненайденного имущества в 200 миллионов долларов. 9.фото с сайта http://depositphotos.com/Теперь неудивительно, что в 1971 году смерть, не побоюсь этого слова, великой балерины вызвала не только бурные обсуждения, но и подарила сюжет для культового советского фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В самом начале киноленты умирающая бабушка, бывшая танцовщица императорского балета, рассказывает внучке о спрятанных в Ленинграде сокровищах. Стоит ли удивляться таким совпадениям? А сокровища осталось только найти…10.фото с сайта http://photo.tvigle.ru/

Призрак?

Как вы заметили, почти в каждом здании Петербурга живут какие-то приведения, не стал исключением и дом Кшесинской. Говорят, если в полночь прийти к нему и встать со стороны улицы Куйбышева, то в одном из окон можно увидеть силуэт самой известной русской балерины.

Что поделать, любит она навещать свой особняк, в котором ей так и не удалось встретить свою старость, ну и превратить его в родовое гнездо.11.

Храм с бункером Тайна золотой заклепки Дворец белой дамы

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник.

Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте.

Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

По волнам моей памяти… дворец Кшесинской

Гораций Осипович Гинцбург – барон и банкир, меценат и миллионер, возглавлял еврейскую общину СПб. Он и подарил (оплатил строительство) Матильде Кшесинской “особняк Кшесинской”.

Архитектора, Александра Ивановича фон Гогена, одного из модных и дорогих в то время (по его проекту, например, построен музей, посвящённый А. В. Суворову), Матильда Феликсовна сама выбрала. К тому же фон Гоген на то время являлся архитектором двора Великого князя Владимира Александровича и, с 1903, архитектором Высочайшего двора.

Подолгу они обсуждали проект её будущего жилища. Да и место строительства отеля (особняка), самое дорогое и престижное в столице на начало XX века, говорит о богатстве и покровителях Матильды Феликсовны. Из окон её дома открывалась красивая панорама Невы и Петропавловской крепости.

За отель (особняк) для Матильды Феликсовны, фон Гоген от Городской управы получил серебряную медаль.

Стиль «северный модерн», отличается асимметричным планом и композицией разновеликих объёмов. Свободный ритм разных по размерам окон отвечает расположению помещений.

Главный фасад здания обращён на Кронверкский проспект, однако вход с улицы отсутствовал: нужно было пройти во внутренний дворик и по парадной лестнице подняться в холл, оттуда уже пройти в помещение отеля (особняка).

В нижнем этаже располагались служебные помещения; на первом этаже – залы для вечеров и балов, и гостиные для приёмов, а также располагался зимний сад; на втором же этаже — спальня, детская, ванная, гардеробная и другие жилые помещения. В 1904 году молодой архитектор Александр Иванович Дмитриев получил от Кшесинской М. Ф.

ответственное задание — оформление интерьеров её особняка (отеля), с которым он блестяще справился, к 1906 году оформив гостиную и большую залу особняка (отеля) в стиле “северный модерн”. При этом он использовал контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла.

Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. У стен обитая шёлком белая мебель. В сторону Невы зала замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из залы во внутренние комнаты отеля (особняка).

Читайте также:  Ледяные горки в санкт-петербурге 2019: где покататься

Мебель была исполнена Мельцером, поставщиком императорского двора. За вышколенными слугами надзирал Георгиевский кавалер. Все люстры, канделябры, даже шпингалеты, были выписаны из Франции. К услугам Матильды Феликсовны были экипажи, автомобили, винный погреб и … коровник: хозяйка отеля (особняка) любила свежее молочко.

В феврале семнадцатого Матильда Феликсовна, получив несколько писем с угрозами, покинула отель. Пустующее здание самовольно заняли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона.

По договорённости с ними Петроградский совет РСДРП (б), его военная организация тоже разместились здесь, затем в особняк перебрался и ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты “Правда”, редакция газеты “Солдатская правда”. С апреля по июль здесь работал В. И. Ульянов-Ленин.

Таким образом отель (особняк) Кшесинской превратился в “главный штаб ленинцев”.

Матильда Феликсовна неоднократно пыталась вернуть здание.

По её заявлению прокурор города запросил управление запасного автобронедивизиона “о возможности освободить от постоя дом гражданки Кшесинской в виду её ходатайства”, а также затребовал от комиссариата полиции Петроградского района “дознание о расхищенном имуществе гражданки Кшесинской” (горничная Матильды Феликсовны лично указывала тайники, где её хозяйка прятала деньги, золото и камушки). Её адвокат Владимир Хесин в суде возбудил иск о выселении. Иск в отношении гражданина Ульянова (лит. псевдоним Ленин) В. И. был оставлен без рассмотрения в связи с “непроживанием” ответчика в особняке. В ЦК РСДРП (б) были в растерянности от решения суда о выселении, и официально заявили об освобождении занимаемого ими здания, Ленин лично распорядился вернуть все личные вещи хозяйке дома. И только военная организация большевиков категорически отказалась покинуть отель (особняк). С постановлением суда об освобождении её особняка Матильда Феликсовна явилась в свой дом, однако солдаты и боевики военной организации РСДРП (б) только посмеялись ей в лицо.

Время Малечки уже кануло в Лету, и 13 июля 1917 года Матильда Феликсовна вместе с сыном Владимиром навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск к своему будущему мужу, великому князю Андрею Владимировичу.

Окт. 1917 по 1938 года в отеле (особняке) размещались Петросовет, Институт общественного питания, Общество старых большевиков.

9 окт. 1919 года по постановлению Петроградского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов был создан Государственный музей революции.Разместился музей в здании отеля (особняка).

1938-1956- в здании разместили ещё и музей Сергея Мироновича Кирова.

1957-1991- Государственный музей Великой октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. переименовали в Музей политической истории России.

  • Строительство особняка М. Кшесинской
  • С этого балкона Владимир Ильич Ульянов-Ленин трижды выступал с апреля по июль 1917 года.
  • Его речь, произнесённая им в апреле позже была оформлена в так называемые Апрельские тезисы.
  • Строительство особняка М. Кшесинской
  • Мраморная лестница и ротонда сохранились без изменения.
  • Строительство особняка М. Кшесинской
  • Рабочий кабинет Великого князя Сергея Михайловича.

Рядом находилась бильардная. Сейчас оба помещения объеденены в одно.

Строительство особняка М. Кшесинской

Белая зала. Оформлен в стиле «русский ампир». Интерьер в лихолетье был утерян. Частично восстановлен в 1987 году.

МАЛЕЧКА. Согласно семейной легенде, отец Малечки, Щенсны Кшесинский, родословную свою выводил от графов Красинских.

В 1890 году по окончанию Императорского театрального училища и первого показательного выступления Малечка, по обычаю, вместе с другими выпускницами, была представлена венценосцу (23 марта).

По статусу юной танцовщице кордебалета не положено было находиться на банкете, устроенному в честь выпуска, однако государь лично попросил пригласить хрупкую тёмноволосую выпускницу. За столом Малечка сидела рядом с их высочеством, Великим князем и Цесаревичем Николаем Александровичем.

Николай Александрович был юношею сухим, очень немногословным и весьма целомудренным; Цесаревич не имел склонность открыто проявлять чувства, но и безразличным его трудно назвать. Это был аналитичный, сдержанный и несколько отстранённый человек. Из дневников их Императорского высочества следует, что женщины в круг его интересов не входили.

Если он и упоминал их, то чаще с досадою. У Малечки был широкий ассортимент усилий, предпринимаемых ею, для овладения вниманием наследника. Она, при любой возможности, старалась попасться ему на глаза. Однако активных действий Цесаревич не предпринимал, как бы Малечка ни склоняла его к тому.

Николая Александровича родители сами подтолкнули его в объятия танцовщицы: августейшие особы очень хотели, чтобы наследник наконец-то стал мужчиной. Роман Ники и Малечки протекал с полного их родительского одобрения (ну, не публичный же дом посещать Цесаревичу).

Однако по настоящему их роман начался лишь по возвращении Николая Александровича из кругосветного путешествия; после того как Цесаревич явился домой к балерине под именем гусара Волкова.

Начался период записочек, писем, поистине царских подарков, как то золотые табакерки, браслеты и бриллиантовые броши. Серьёзный разговор у молодых людей случился (08.01.93- из дневника Цесаревича), и был посвящён вопросу интимной близости, на которой настаивала Малечка.

(В своём дневнике балерина перипетии ”серьёзного разговора” расписала во всех подробностях).

Он посещал все её выступления, а Она танцевала только для Него. Великий князь настолько боготворил Малечку, что прощал её романы со своими родственниками – Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем.

(Сергей Михайлович купил Малечке дачу в Стрельне, в Кисловодске и в Каннах. Запускал руку в казну?). Вскоре Николай Александрович приобрёл для своей пассии дом (№18) на Английском проспекте.

Сюда наследник приезжал со своими друзьями для весёлых пирушек.

Однако в 1894 году Николай Александрович женился, и их связь прекратилась навсегда. Николай Александрович позволил Матильде Феликсовне по-прежнему называть себя Ники и “на ты”, а также обращаться к нему при первой же необходимости, чем танцовщица успешно несколько раз пользовалась. В каждом случае государь решал спор в её пользу.

Александра Фёдоровна знала о романе супруга с прима-балериной. Возможно, поэтому Малечка покинула балетную труппу театра им. Марии Александровны по собственному (?) желанию, и перешла на выступления по контракту: вначале она получала по 500, потом – по 750 рубликов за выход.

(Царский рубль стоит сорок пять брежневских или 1300 путинских рублей).

Матильда Феликсовна Ксешинская статус “прима-балерина Императорского театра” получила после шести лет упорного труда в балете (постоянно повышала свой профессионализм, усовершенствовала технику танца, как говорится, семь потов сходило с неё на тренировках; постоянно доказывала, что русские танцоры и балерины не хуже иностранных), и вопреки желанию главного балетмейстера Императорского театра Мариуса Петипа (чтобы получить роль, хотя бы корефейки, не говоря уже о прима-балерине, танцовщицы кордебалета должны были оказывать благосклонность мэтру). Однако у Малечки были покровители не чета мосье Петипа. Например, Г. О. Гинцбург, барон и банкир, меценат и коллекционер, возглавлявший еврейскую общину столицы, подарил Малечке отель (особняк), позже названный её именем. Была также заслуженной артисткой Императорских театров. Являлась одной из влиятельнейших особ времён заката Империи. Молодая, наглая Малечка, умело и ловко отстаивала свои интересы.

  1. В 1926 получила титул графини Красинской, а в 1935 – титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.
  2. Строительство особняка М. Кшесинской
  3. Спальня сына Матильды Феликсовны, Владимира.

На фото — стол (с телефоном), за которым работал Владимир Ильич Ульянов-Ленин. У стены — стол кандидата в члены ЦК РСДРП (б), секретаря Владимира Ильича, Стасовой Е. Д.

Строительство особняка М. Кшесинской

Покои сына Матильды Феликсовны, Владимира.

За столом, у окна, работал член ЦК РСДРП(б), председатель ВЦИК (формальный глава Советской России), Яков М. Свердлов.

В углу, под транспарантом — рабочее место Надежды Константиновны Ульяновой-Крупской. По средине комнаты — ломберный столик, за которым работали машинистки.

Свердлов, жестокий и мстительный, вместе с Троцким был самой зловещей фигурой Великой Октябрьской социалистической революции. Был «серым кардиналом» при Ленине.

Имел огромную власть и авторитет среди большевиков-марксистов. Второй человек в партии. Готов был даже выступить против Ленина (организовал на него покушение Ф. Каплан). Был организатором убийства царской семьи.

Смерть Свердлова сильно облегчила Сталину борьбу за власть.

Особняк, который «натанцевала» себе Матильда Кшесинская

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать балерина Матильда Кшесинская, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II. Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа. Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

Матильда Кшесинская: «Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее».

Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад. План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины. Александр Иванович фон Гоген Особняк получился огромным: два этажа и цокольный этаж. Сама балерина в мемуарах упоминает, что была очень довольна работой архитектора, блестяще выполнившего все её желания. «Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом и была очень рада зажить наконец в удобных условиях и с настоящим комфортом», — напишет она в мемуарах. Условия там были по-настоящему удобными. Сегодня с аналогичным размахом дома строят олигархи. Особняк М. Ф. Кшесинской. Фасад на Дворянскую ул. На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большая зала, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника. Двор особняка. Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.

Читайте также:  Кафе брынза петергоф – вкусная еда и пейзаж на парк петродворца

Матильда Кшесинская: «Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме было всегда достаточно запасов, чтобы приготовить экспромтом обед».

Большая и Малая столовая Второй этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько «запасных» комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки. Столовая. Матильда Кшесинская: «У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало». Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев. В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе. Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм. На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова. Интерьер гостиной Матильда Кшесинская: «Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн». Спальня Все бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели. Парадная лестница Также при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница. В доме было немало живности. В сарае также жила «толстая свинья, любимица Вовы». В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете «Эсмеральда». Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её. Матильда Кшесинская: «Она стала такой ручной, что даже снята со мною в моей гостиной, на коленях. У меня ещё был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть в нём гуляющих вместе: козочку, свинью и фоксика». Дом балерины в 1910-е годы стал настоящим светским салоном. Она часто давала ужины и принимала знатных гостей. Бывала на её вечерах и Айседора Дункан, которая показывала своих учениц в доме Кшесинской. Но счастье и беспечное веселье быстро закончились. Матильда Кшесинская в зале. В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться. Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности. Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.

Матильда Кшесинская: «Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море.

На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее.

Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай».

27 февраля Кшесинская покинула свой дом. Как оказалось, навсегда. Она долго скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы. Вскоре балерине позвонил дворник и предупредил, что её особняк начали разграблять. Кшесинская попросила сестру Юлию помочь разобраться в ситуации. Она узнала, что несколько ящиков с вещами были вывезены в дом градоначальника. В итоге сестре удалось вернуть некоторые вещи, в том числе ящики с серебром. Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Матильда Кшесинская: «Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками.В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…».

Салон, 1916 Все попытки балерины вернуть себе дом не увенчались успехом. В мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Кшесинская тут же продала его, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В Петербурге она прожила до середины лета.

«Чем становилось спокойнее, тем мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина.

Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д'Ай. В особняке Кшесинской в Петербурге в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие.

С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции.

В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

Читайте также:  Убийство Кирова. Начало Большого Террора

Источник: life.ru

Натанцевала. Путеводитель по особняку Матильды Кшесинской

Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича.

 В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа.

 Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее

Матильда Кшесинская

Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад.

План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины.

Две гардеробные и погреб с элитными винами

На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большой зал, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника.

Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.

Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме было всегда достаточно запасов, чтобы приготовить экспромтом обед

Матильда Кшесинская

Второй этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько «запасных» комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки.

У меня был, конечно, винный погреб.

Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел.

В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина, были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало

Матильда Кшесинская

Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев.

В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе.

Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм.

На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова.

Внутреннюю отделку комнат я наметила сама.

Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось.

Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн

Матильда Кшесинская

Все бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели.

Также при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница.

В доме было немало живности. В сарае также жила «толстая свинья, любимица Вовы». В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете «Эсмеральда».

Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её.

«Она стала такой ручной, что даже снята со мною в моей гостиной, на коленях. У меня ещё был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть в нём гуляющих вместе: козочку, свинью и фоксика», — напишет в мемуарах Кшесинская.

Дом балерины в 1910-е годы стал настоящим светским салоном. Она часто давала ужины и принимала знатных гостей. Бывала на её вечерах и Айседора Дункан, которая показывала своих учениц в доме Кшесинской. Но счастье и беспечное веселье быстро закончились.

В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться.

Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности. Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась.

 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.

Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай

Матильда Кшесинская

Вскоре балерине позвонил дворник и предупредил, что её особняк начали разграблять. Кшесинская попросила сестру Юлию помочь разобраться в ситуации. Она узнала, что несколько ящиков с вещами были вывезены в дом градоначальника. В итоге сестре удалось вернуть некоторые вещи, в том числе ящики с серебром.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…

Матильда Кшесинская

Все попытки балерины вернуть себе дом не увенчались успехом. В мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Кшесинская тут же продала его, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В Петербурге она прожила до середины лета.

«Чем становилось спокойнее, тем мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина.

Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д'Ай.

В особняке Кшесинской в Петербурге в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector