Создание петербургской Городской Думы

Создание петербургской Городской Думы

  • Здание Городской думы с башней — комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта, ставший доминантой центрального проспекта Санкт-Петербурга и одной из самых известных достопримечательностей города.
  • В комплекс входит здание Городской думы, выходящее фасадом на Думскую улицу, и башня Городской думы, стоящее на самом углу.
  • Башня Городской думы, заметная издалека, привлекает внимание горожан и гостей города не только красивым видом, но и колокольным звоном.

Создание петербургской Городской Думы

  1. Старинное здание претерпело многочисленные изменения, и теперь величаво и гордо возвышается над Невским проспектом.
  2. Из истории
  3. В 1785 году императрица Екатерина II издала Указ о введении в столице Российской империи городского самоуправления.
  4. Бывшее здание “Гильдейского дома”, в котором проходили заседания городовых старост, в 1799 – 1804 годах было специально перестроено для заседаний Городской думы.

Строительством руководил итальянский архитектор и художник-декоратор Джакомо Феррари, который по императорскому распоряжению Павла I, сменившего на царском троне свою матушку, дополнил здание Гильдейского дома пятиярусной часовой башней, выполненной по образу и подобию европейских ратуш.

Часовая башня кроме своего прямого назначения использовалась и как оптический телеграф между Зимним дворцом и Царским селом.

Создание петербургской Городской Думы

Также на вершине башни в случае пожаров или приближающихся наводнений вывешивались черные шары, предупреждающие петербуржцев об опасности.

При Николае I здание Городской думы решено было перестроить устаревшее к тому времени здание, что и было предусмотрено в 1847 году проектом архитектора Н.Е. Ефимова.

Создание петербургской Городской Думы

Автор проекта предусмотрел устройство в здании нескольких больших залов для общих собраний депутатов и модернизацию устаревшего фасада.

Ефимов увеличил высоту здания, изменил очертания оконных проёмов и возвел над средней частью четвёртый этаж, придав комплексу стиль итальянского ренессанса, причем для здания на Думской улице этот стиль больше подходил “тосканской башне Феррари”.

Создание петербургской Городской Думы

  • Оформление двух больших двусветных залов, и парадной лестницы с гранитными колоннами Ефимов решил, как и фасады, в формах ренессанса.
  • В 1913 — 1914 годах Александр Кёнель, архитектор петербургского модерна и сын Василия Кёнеля, автора здания цирка Чинизелли, надстроил к думе четвёртый и пятый этажи.
  • Начиная с 1998 года Сбербанк проводит масштабный ремонт здания.
  • Был укреплен фундамент, начат поэтажный ремонт помещений.

Создание петербургской Городской Думы

27 мая 2005 года состоялось открытие здания Городской Думы после реставрации.

К этому дню был завершен ремонт парадного крыльца, выходящего на Невский проспект, комплексная реставрация башни и фасадов, ремонт знаменитых часов фирмы “Фридрих Винтер”.

Создание петербургской Городской Думы Создание петербургской Городской Думы

В настоящее время в комплексе зданий Городской думы размещаются Музыкальная школа им. Н.А. Римского-Корсакова, Институт Петербурга, а с 1998 года — Северо-Западное и Санкт-Петербургское отделения Сбербанка России, а также дирекция ГМП «Исаакиевский собор» в думской башне.

Создание петербургской Городской Думы

В июле 2016 года часть помещений Сбербанка, в том числе отреставрированный Александровский зал, переданы в ведение дирекции ГМП «Исаакиевский собор» с целью организации в них культурно-концертного комплекса, в котором будет базироваться бывший хор Смольного собора после передачи собора РПЦ.

В 2021 году в башне Городской думы была открыта смотровая площадка, позволяющая посетителям с высоты 47,5 метров увидеть Невский проспект и прилегающие улицы.

Здание торгового дома Эсдерс и Схейфальс

Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений

Алешин, Д. О. Санкт-Петербургская городская дума в системе правительственных учреждений / Д. О. Алешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61323/ (дата обращения: 02.02.2022).



Данная статья есть обзор архивных источников Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга и научной литературы, посвящённых организации и деятельности столичной Городской думы в XVIII веке. Контент-анализ данных материалов позволил сделать конкретные предположения о положении Санкт-Петербургской городской думы в иерархии столичных государственных учреждений в настоящей статье.

Ключевые слова: история России, история государственных учреждений, история Санкт-Петербурга, Городская дума, городское самоуправление, представительная власть.

По мнению выдающихся исследователей истории городского сословия И. И. Дитятина [1, с. 410–412] и А. А. Кизеветтера [3, с.

615–623, 723–727], основным направлением политики правительства в отношении торгово-промышленного сословия после смерти Петра I со временем стало всё больше включение органов городского самоуправления в орбиту влияния губернаторов и генерал-губернаторов и подчинение их остальным правительственным учреждениям. Какое же место стала занимать образованная Екатериной II Городская дума в структуре государственного аппарата Российской империи при указанной правительнице?

Для ответа на поставленный вопрос в начале следует обратиться к тексту «Грамоты на права и выгоды городам». Как и другие аспекты положения Городской думы её место в иерархии госучреждений раскрыты пунктами екатерининского акта. Соответственно на основании статьи 155-ой [2, с.

124] Городового положения по вопросам расходов дума в обязательном порядке отсылает отчёты и ведомости губернатору и в казённую палату. Пункт 168-ой [2, с. 168] запрещает думе вмешиваться в судебные дела своих горожан, поскольку это ведение Магистратов и Ратуш. В тоже время положение 178-е [2, с.

129] обязывает последние, как и другие «места города» исполнять законные требования Городской думы, подавать друг другу руку помощи.

Что же было на самом деле? Архивные документы показывают немного иную ситуацию. Если «Жалованная грамота» сообщает нам, что Городская дума обязана губернатору лишь отчётами по расходам, то «Журналы» думы указывают на то, что без генерал-губернатора Санкт-Петербурга местной Городской думе «запрещается назначения на должности чинить и расходы производить» [6, c. 11].

Предположительно, власть генерал-губернатора осуществлялась через Губернское правление, через которое он отправлял свои «предложения», являвшиеся на самом деле ничем иным как приказами.

Именно в Губернское правление на имя губернатора Шестигласная дума отправляла отразившиеся в её журналах [7] отчёты о получении и прочтении одним из гласным на заседаниях его «предложений», об их исполнении или неисполнении по каким-либо причинам, о назначениях и о выделении сумм как из сборов, так и из других источников городского бюджета [7, с. 166].

По большей части, указы генерал-губернатора касались именно финансовых вопросов — чаще всего они представляли собой «предложение» думе о выделении определённых средств подчинённой ему полицейской части Управы благочиния на исполнение каких-либо задач, будь то мощение камнем, строительство, «становление, освещение, ремонт» фонарей [7, с. 73].

Таким образом становится понятно чьими руками в большинстве случаев городское самоуправление исполняло свои обязанности по благоустройству столицы.

Так же, Управа благочиния, предположительно, отчасти осуществляла связь Городской думы с другими властными органами, поскольку прошения, отчёты, указания или запросы Правительствующего сената, надворного суда, Конторы городской верфи, столичного магистрата и магистратов пригородных поселений присылались на слушание Шестигласной думы именно через ведомство обер-полицмейстера [7, с.

146, 147, 168]. Однако, наравне со сказанным, имеется предположение, что Управа благочиния просто перенаправляла Думе документы, касающиеся её ведения, не претендуя на какую-то управляющую коммуникациями городского самоуправления с другими учреждениями роль. Тем не менее подчинённое генерал-губернатору и частично обер-полицмейстеру [7, с. 83, 91] положение отрицать нельзя.

Финансовую скованность помимо указанных коронных чиновников городская депутация терпела и от казённой палаты. Документы показывают, что Шестигласная дума отправляла лично главному казначею отчёты о своих доходах и расходах [6, с. 12], в то время как с генерал-губернатором она согласовывала лишь траты по обязательствам. В добавок Дума испытывала от казённой палаты ещё ряд значительных притеснений в виде утверждения бюджета [7, с. 177], который так же проходил рассмотрение губернского правления, и обязательных сводок цен среди купцов [7, с. 78].

Можно ли сказать, что столичная Городская дума имела такое же бесправное положение по отношению к органам исполнительной власти, как предшествующий ей Главный магистрат? Разумеется, нет. Да, нельзя не согласиться с И. И. Дитятиным [1, с. 485–488] и А. А. Кизеветтером [3, с.

711–717], писавшими о значительной скованности Думы, являвшейся, как и прежде, банком для других более властных учреждений. Однако, говорить о полном бесправии городского самоуправления нет оснований.

Если в финансовых аспектах Городская дума так же испытывала зависимость от генерал-губернатора и казначея, то в вопросах именно самоуправления, в отличие от Главного магистрата, имела полную независимость — то есть выборы происходили абсолютно без каких-либо вмешательств со стороны коронных управленцев, а утверждения назначений были, вероятнее всего, номинальными, поскольку ни среди документов Губернского правления, ни в журналах Шестигласной думы не было найдено ни одного снятия с должности или отказа в назначении по указу органов исполнительной власти. В делах обеспечения в Санкт-Петербурге правопорядка и «доброго согласия» между жителями самоуправление вступало в партнёрство с Управой благочиния, но не подчинялось ей в этой среде. Строительство и ремонт общественных городских объектов, как было показано, именно Дума осуществляла руками полицейских, а не наоборот, как было при Главном магистрате. Аспекты управления цехами, ведения городовых обывательских книг, поддержания ремесленного положения, спонсирования Приказа общественного призрения вообще остались незатронутыми другими учреждениями. В добавок, городское самоуправление времён Екатерины II оказалось не таким «беззубым» как было раньше: Городская дума вступала в споры с решениями Губернского правления, могла отказаться исполнять «предложения» генерал-губернатора, разумеется, обосновав свою позицию, выдвинуть предложения казённой палате по своему бюджету, чего никогда не мог себе позволить Главный магистрат [7, с. 166].

Таким образом, можно сделать вывод, что столичная Городская дума, опираясь на костыль исполнительной власти в лице генерал-губернаторства, обер-полицмейстера и казначея всё же имела широкий круг прав, которым она вполне свободно пользовалась, что подтверждает статус «самоуправления».

Касательно взаимоотношений Городской думы с городским Магистратом, то на практике статья 178-я аннулировала положения 168-го пункта о невмешательстве органа городского самоуправления в дела суда. Во-первых, именно Городская дума проводила выборы судей из числа горожан [4, с. 10].

Читайте также:  Кальянная hookah box - уютное место с авторским интерьером

Во-вторых, из анализа расходов органа городской автономии становится ясно, что дума «оплачивала сословные суды» [5, с. 73], что можно вполне трактовать как финансовую подведомственность Магистрата Думе.

В-третьих, отложившиеся в журналах Шестигласной думы её переписки с Санкт-Петербургским городовым Магистратом и магистратами пригородов столицы по своему содержанию отсылают к мысли, что данные сословно-судебные органы совещались с городским самоуправлением по поводу дел петербуржцев [7, с. 83, 84, 168].

Из вышеизложенного можно сделать определённый вывод: по отношению к Городскому магистрату, как главному сословному судебному органу городу, Санкт-Петербургская городская дума занимала не столько равноправное положение, как на то указывает екатерининская «Грамота на права и выгоды», сколько определяющее, если не руководящее.

Литература:

  1. Дитятин И. И. Устройство и управление городов России. В 2 т. СПб., Типография П. П. Меркульева. 1875. Т. 1. 512 с.
  2. Индова Е. И. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., Юридическая литература. 1987. 527 с.
  3. Кизеветтер А. А. Посадская община в России в XVIII столетии. Исторические очерки. М., Репринт. 2012. 816 с.
  4. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 1. Д. 2.
  5. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 1. Д. 24.
  6. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 2. Д. 2.
  7. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 788 «Санкт-Петербургская городская дума». Оп. 3. Д. 4.

Основные термины (генерируются автоматически): Городская дума, городское самоуправление, Губернское правление, Шестигласная дума, Главный магистрат, казенная палата, Дума, исполнительная власть, столичная Городская дума, Управа благочиния.

Горный М.Б. Местная власть в Санкт-Петербурге

Рассмотрим соотношение демократии (свобода, самостоятельность, коллегиальность, выборность) и управления (дисциплина, ответственность, эффективность), взаимоотношение центральной и местной властей на примере Санкт-Петербурга.

Как город управлялся раньше и как теперь? Какие органы власти задействованы? Как они взаимодействуют друг с другом и с центральной властью? Насколько органы местного самоуправления в городе самостоятельны в своей работе и особенно в решении вопросов местного значения?

Определимся с понятиями.

Местное самоуправление (МСУ): население непосредственно или через образованные с его участием органы местного самоуправления самостоятельно решает вопросы местного значения, обеспечения ежедневной жизнедеятельности жителей (образование, здравоохранение, благоустройство, социальная сфера, городская инфраструктура и др.).

Местное управление: местные вопросы решают не органы МСУ и не население, а органы государственной власти в центре или, что бывает значительно чаще, через своих представителей на местах; при этом исполнять решения может кто угодно, в том числе и органы МСУ.

Местная власть[1] – сформированные на местах с участием местного населения или его представителей органы власти (учреждения), законодательно уполномоченные выступать от имени местных сообществ и решать вопросы местного значения. В демократических государствах они формируются на основе местных выборов.

Давние традиции: 1700–1800-е годы

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге имеет глубокие корни и давние традиции. Город, основанный в 1703 году Петром I, с 1710 года стал центром Ингерманландской губернии, позже переименованной в Санкт-Петербургскую, а с 1713 года – столицей Российской империи. Главой Санкт-Петербургской губернии являлся генерал-губернатор. Первым генерал-губернатором был А. Д. Меньшиков.

В 1710 году Петр I учредил в городе Ратушу, что можно назвать первой попыткой ввести в городе самоуправление. Но во времена Петра I оно так и не состоялось ни в Петербурге, ни в стране. В 1720 году вместо Ратуши появился высший орган городского управления – Главный магистрат во главе с президентом. Его и членов Главного магистрата назначал царь.

По инструкции 1728 года судебная и административная власть была сосредоточена в руках губернатора. Губернаторы полностью подчинялись центру. Впервые в стране была установлена властная вертикаль: назначаемый глава уезда (уездный воевода) подчинялся провинциальному воеводе, тот – губернатору, губернатор – центру.

Слабые ростки реального городского самоуправления в России связаны с именем Екатерины II – с ее Жалованной грамотой городам (1785 год).

Грамота определяла «городское общество», организацию городского самоуправления, предписывала создание административно-хозяйственных органов, которые образовывались путем всесословных выборов и ведали делами всего городского населения.

Во время первых выборов в Петербурге городское общество насчитывало примерно 7 тыс. человек при общей численности населения города свыше 150 тыс.

Городское общество избирало представительный орган местного самоуправления – Общую Думу, как правило, на 3 года. В нее входили городской голова и гласные (депутаты), в ведении которых были: обеспечение жителей продовольствием, охрана и поддержание порядка, охрана городских зданий, городские доходы и др.

В Петербурге должность городского головы была введена в 1767 году. Число гласных первой Общей Думы (1786 год) неизвестно, 12 лет спустя их было 94. Судебная власть была отделена от Думы. Подчинялась Общая Дума генерал-губернатору.

Из числа своих гласных она избирала Шестигласную Думу – исполнительно-распорядительный орган, который работал постоянно.

В 1798 году Павел I упразднил обе Думы и учредил Ратхаус, начальник которого не выбирался, а назначался царем.

При Александре I в. 1802 году деятельность петербургской городской Думы была возобновлена. В том же году в России была создана система министерств. Губернаторов отнесли к Министерству внутренних дел. Губернская администрация стала подчиняться и губернатору, и министерству.

Городские органы самоуправления в Петербурге работали крайне неэффективно.

Так, в 1843 году петербургский генерал-губернатор после ревизии Думы писал, что она является «образцом медлительности, упущений, запутанностей, беспорядков и злоупотреблений…учреждение это в законном составе вовсе не существует, члены Шестигласной Думы никогда в ней не присутствуют, и все городское управление состоит, собственно говоря, из думского секретаря и канцелярии».

Чтобы исправить ситуацию, в феврале 1846 года для Санкт-Петербурга было принято новое Городовое положение. Отныне в Общей Думе должно было быть от 500 до 750 гласных, представлявших все 5 сословий городского общества. Исполнительным органом вместо Шестигласной стала Распорядительная Дума, состоявшая из 12 гласных и представителя правительства.

Она избиралась Общей Думой на 4 года и подчинялась Сенату и генерал-губернатору (как сказали бы сегодня, была встроена в исполнительскую вертикаль). На практике нововведения за 14 лет так и не оправдали ожиданий.

За это время Общая Дума собиралась только 17 раз, любой вопрос, даже само ее собрание, согласовывался с генерал-губернатором, а государственные ревизии вскрывали массу упущений в делопроизводстве.

В 1870 году Александр II провел в России всеобщую реформу городского управления, чтобы привлечь в городские органы самоуправления способных и действительно заинтересованных людей. Ее основные отличия от предыдущих реформ:

первое: городское общество было объявлено всесословным, увеличено число горожан, имевших право избирать и быть избранными, в основном за счет снижения имущественного ценза (в Петербурге в списки избирателей было внесено более 17,5 тыс. человек);

второе: органы городского самоуправления перестали жестко зависеть от центра. Члены городской управы (за исключением городского головы) избирались и устранялись от должности Думой. Она утверждала большинство дел, в том числе городской бюджет. Петербургский градоначальник лишь контролировал законность действий органов МСУ, в случае конфликта гласные обращались с жалобой в Сенат;

третье: была существенно расширена компетенция органов городского самоуправления, они стали хозяевами городов.

В сферу их ведения входили: строительное дело, благоустройство, санитарные мероприятия, больницы, богадельни, начальное образование, надзор за торговлей, ремесленными заведениями, способы уличного передвижения, обеспечение продовольствием и др.

Города получили стабильные источники доходов: местные налоги и сборы, доходы от собственной хозяйственной деятельности. В 1873 году доходы петербургского бюджета равнялись 3,6 млн рублей, в 1883 году – уже 5,2 млн. К концу ХIХ века эксплуатация муниципальных предприятий обеспечивала примерно половину доходов бюджета.

Еще до городской реформы была проведена судебная реформа, судебная власть была отделена от административной власти, стала профессиональной.

Реформа отразилась и на Петербурге.

Согласно Городовому положению 1870 года систему городского управления составляли: городская Дума, которая избиралась городским обществом и состояла из 252 гласных, городская управа, избираемая Думой, и городской голова.

Он возглавлял работу и Думы, и управы, назначался царем из двух кандидатур, выбранных Думой. Дума и управа избирались на 4 года, причем половина состава управы должна была обновляться каждые 2 года. Первые выборы прошли в январе 1873 года.

В том же году Санкт-Петербург выделился из Санкт-Петербургской губернии в самостоятельную административно-полицейскую единицу во главе с высшим административно-полицейским чином – градоначальником, подчинявшимся министру внутренних дел.

При Александре III с 1881 года началось время контрреформ – огосударствление городского самоуправления. 14 августа 1881 года было принято «Распоряжение о мерах к охранению общественного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние усиленной охраны».

Городовое положение 1892 года значительно сузило круг лиц, обладавших избирательным правом. В Петербурге число избирателей сократилось в 3,5 раза. На выборах в Думу 1893 года были избраны только 53 человека, то же повторилось на выборах 1897 года.

Управа была поставлена в зависимость от генерал-губернатора: городской голова стал государственным чиновником, губернатор получил право отстранять членов управы от должности.

В 1903 году ситуация несколько улучшилась, когда специально для столицы было принято очередное «Положение об общественном управлении города Санкт-Петербурга». Круг избирателей вновь был расширен, хотя из-за имущественного ценза в выборах могли принимать участие менее 1% жителей (в 1912 году в списки избирателей было включено около 18 тыс. человек).

В Думу входили 162 гласных, избираемых на 6 лет, причем каждые 3 года состав обновлялся наполовину. Управа состояла из 12 членов, включая городского голову. Впервые роли главы в Думе и в управе были разделены. У управы имелся свой аппарат (канцелярия, архив, регистратура, казначейство и 9 отделений).

Читайте также:  Алмаз у Мостов

Сократился перечень дел, подлежавших утверждению министром внутренних дел.

Следующие изменения в управлении городом (в 1914 году Санкт-Петербург был переименован в Петроград) относятся уже к периоду февральской революции 1917 года.

Выборы в Петроградскую городскую Думу прошли 20 августа 1917 года только по партийным спискам, было избрано 200 гласных. Наибольшее представительство получили эсеры, затем – кадеты и большевики. Председатель Думы избирался гласными на 1 год.

Она должна была проводить не менее 12 заседаний в год. Работа шла в основном в 20 отраслевых комиссиях. Жалованья гласные не получали.

Дума формировала исполнительный орган – городскую управу, которая состояла из 8 членов, ею руководил городской голова. Его также избирала Дума.

Он и два его товарища (заместителя) являлись должностными лицами и получали жалованье.

Основное внимание Дума уделяла народному образованию (в соответствующей комиссии состояло 50 человек), здравоохранению, благоустройству, обеспечению продовольствием.

Петроград был поделен на 19 районов. Одновременно с городскими прошли выборы в 17 районных дум, причем избирателей пришло значительно больше, чем на выборы в городскую Думу (40%).

Люди осознанно выбирали свои максимально приближенные к жителям районные органы власти, которые стали настоящими хозяевами подведомственной территории. Жаль, что жить им оставалось недолго.

Пришел октябрь 1917 года.

«Вся власть Советам!»

Победившие в октябре 1917 года большевики провозгласили лозунг «Вся власть Советам!» До середины 1918 года органы местного самоуправления еще функционировали наряду с Советами.

Первым городским головой Петрограда после октября 1917 года был назначен М. И. Калинин. Но уже к августу 1918 года последние городские самоуправления (Думы и управы) в России исчезли, остались только Советы[2].

Члены городских управ, как правило, вошли в Советы, в отделы по местному хозяйству.

Была устроена жесткая иерархия Советов: решения вышестоящих Советов и их исполнительных органов (исполкомов) были обязательны для нижестоящих. При этом отсутствовало разделение властей, Совет рассматривал, решал и контролировал исполнение решения любого вопроса, относившегося к его подведомственной территории.

В марте 1918 года столица была перенесена из Петрограда в Москву. В 1924 году Петроград переименовали в Ленинград. С 1931 года он стал городом республиканского подчинения.

Высшим органом городской власти считался Ленсовет[3]. В 1980 году ему были предоставлены права краевого и областного Советов (ныне это соответствует статусу Санкт-Петербурга как субъекта Федерации, который он получил в 1992 году).

Депутаты Ленсовета избирались населением на безальтернативных выборах в одномандатных округах. Совет собирался на 1-2-дневные сессии 3–4 раза в год и решал на них все вопросы. В конце 1970-х годов был организован президиум Ленсовета, он состоял из председателя исполкома и председателей всех комиссий.

Ленсовет исполнял некоторые функции Ленсовета в промежутках между сессиями.

Текущее управление городским хозяйством было возложено на Ленгорисполком – коллегиальный исполнительный орган, который избирался на сессии Ленсовета из числа депутатов.

Исполком состоял из 20–30 человек и осуществлял все полномочия Ленсовета между сессиями. Председатель исполкома выполнял также функции председателя Ленсовета.

Реальной распорядительной властью в городе обладали чиновники исполкома, которые готовили все решения, а не Ленсовет.

Ленинград был поделен на районы, в каждом из которых также имелись Совет (100–150 депутатов) и исполком (20–30 человек). В административном подчинении у Ленсовета находились города областного подчинения и поселки, где действовали свои органы власти. К 1990 году всего было 29 Советов.

Реальную власть в городе, как и в стране, имела КПСС в лице своих комитетов. Советы были лишь послушными придатками партии. Обком (горком, райком) принимал принципиальные решения, который готовил его аппарат.

Затем решения одобрялись на сессии соответствующего Совета и исполнялись исполкомом. Председатели исполкомов являлись членами районных или городских комитетов КПСС, то есть напрямую выполняли партийные директивы.

Партийные органы рассматривали и одобряли кандидатуры будущих депутатов, «всенародные» выборы были безальтернативными и являлись простой формальностью.

Многочисленные депутаты (в городских и районных Советах насчитывалось 5–6 тысяч депутатов) выполняли декоративную роль.

Их функции практически сводились к формальным выборам (на деле – к утверждению) исполкомов и их руководителей, принятию бюджетов и отчетов об их исполнении.

В 1989 году прошли первые свободные выборы на Съезд народных депутатов СССР, а в 1990 году – на Съезд народных депутатов РСФСР и в местные Советы. Вновь избранным Советам КПСС уже ничего не могла приказывать.

В апреле 1990 года Законом СССР «Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» местным Советам были даны чрезвычайно широкие полномочия, они были наделены собственной компетенцией.

Закон, по сути, реализовал лозунг большевиков «Вся власть Советам!»

К сожалению, вместо управления местным хозяйством Советы начали делить между собой государственную собственность.

Так, некоторые московские районные Советы объявляли своей собственностью воздушный столб над их территорией и недра земли, куда попала ветка метрополитена, а ленинградские районные Советы – часть Невского проспекта, форты и акваторию Финского залива. Естественно, Советы высшего уровня отменяли подобные решения, но в целом местное хозяйство управлялось крайне неэффективно.

Экспозиция открыток «Думская башня»

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ

В 1843 году по Невскому проспекту началось движение общественных карет. 27 августа 1863 года – пущена конка. В конце 1883 года установлено электрическое освещение. В декабре 1907 года по Невскому проспекту открыто движение трамваев.

С октября 1918 года по13 января 1944 года Невский проспект назывался проспектом 25-го Октября. В 1938 году на Невском проспекте уложено асфальтовое покрытие.

В 1951 году на Невском проспекте расширили тротуары, установили новые гранитные бордюры и выполнили асфальтобетонное покрытие. В 1950-1951 гг. сняты трамвайные пути (участок от канала Грибоедова до Садовой ул.).

ДУМСКАЯ УЛИЦА
В 1821 году получила название Думная, с 1836 года – Думская. Параллельно Думской улице, между Перинными рядами и Гостиным двором, проходит Перинная линия, которая до рубежа 1800-х годов и в 1963-2000 годах составляла единое пространство с Думской улицей.

  • МИХАЙЛОВСКАЯ УЛИЦА
  • Проложена в 1819-1825 годах в рамках создания единого композиционного ансамбля вокруг площади Искусств (архитектор Карл Росси).
  • В 1918-1940 годы именовалась улицей Лассаля, в 1940-1991 годы – улицей Бродского (Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) график, живописец, проживал на этой улице с 1924 по 1939 год).
  • ​ГИЛЬДЕЙНЫЙ ДОМ И СЕРЕБРЯНЫЕ РЯДЫ

6 сентября 1762 г. участок был предоставлен петербургскому купечеству и гражданству и закреплен за ними Жалованной грамотой городом 1785 г.

В 1752 году на этом участке рядом с деревянным Гостиным двором на Невском проспекте построены одноэтажные деревянные лавки с галереями – Серебряные ряды.

С 1754 года тут находился каменный Гильдейный дом (архитектор Гезель Яковлев?), в котором, для разрешения торговых вопросов, проводились заседания городских старост (избирались владельцами мануфактур и крупными купцами). Сгорели в 1783 году.

Гильдейный дом и ряды выстроены в едином стиле по проекту Джакомо Кваренги в 1784-1786 годах. В 1786 году в Гильдейном доме учреждена Городская Дума.

17 января 1799 года повелением Павла I участок был передан в городское ведомство, Городская Дума переименована в Ратгауз, здание велено расширить, а над ним возвести «приличную на сём здании» башню.

В 1799 году был утвержден проект Джакомо Феррари по возведению трехэтажного здания гильдейского дома и многоярусной пятигранной башни на углу Невского пр. и Гостиной (позднее Думской) улицы. Осенью 1799 года угол здания разобран для возведения башни.

Джакомо Феррари курировал и возведение Серебряных рядов на Невском проспекте. Строительство всего сооружения закончено в 1804 году в правление Императора Александра I. В 1878 году нижнюю галерею Серебряных рядов закрыли. При реконструкции здания в 1981-1982 годов галерею открыли, в 1999 году застеклили вновь.

В 1847-1852 здание Городской думы перестроено (архитектор Н. Е. Ефимов, заканчивал Л. Л. Бонштедт) – увеличена высота здания, над его средней частью надстроен четвертый этаж; фасад выполнен в стиле ренессанса. Общественные залы: Александровский (1200-1300 человек), Николаевский (160-170 человек). В 1913-1914 годах надстроены 2 этажа (архитектор А. В. Кенель).

«В текущем строительном сезоне будет приступлено к постройке 4-го и мансардного этажей над зданием городской думы. По окончании весенней сессии заседаний думы подвергнется капитальной перестройке думский Николаевский зал.

Зал будет расширен, увеличена трибуна для членов управы, устроены более поместительные хоры для публики, особая ложа для печати и пр. На работы по надстройке думского здания ассигновано 197 тыс. р.» [Зодчий, 5.05.1913 (№18), с.

212].

Городская дума

Городская дума — в Рос­сии вы­бор­ный рас­по­ря­ди­тель­ный ор­ган городского са­моуправ­ле­ния.

1) Создан в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 года под названием Общая городская дума. Исполнительный орган — Шестигласная дума (в некоторых городах с 1846 года — Распорядительная дума). Возглавлялась городским головой.

По закону выборы в Общую Городскую думу проводились раз в три года от 6 разрядов избирателей — дворян-домовладельцев, купцов, цеховых ремесленников, постоянно проживавших в городе иностранных и иногородних купцов, именитых граждан, посадских.

Каждый разряд, независимо от числа избранных в Думу гласных, имел в ней один голос. На практике Общая Городская дума состояла главным образом из купцов, мещан и ремесленников (в Москве преобладали гласные от иностранных и иногородних купцов).

Между выборами Шестигласной думы заседания Общей Городской думы или не проводились, или устраивались тогда, когда «нужда и польза городская потребует» (например, заседания Московской общей Городской думы в 1786-1798 годы состоялись 19 раз).

Принимала меры для развития городской торговли, следила за состоянием городских публичных зданий, охраняла «мир, тишину и доброе согласие» между жителями города, содействовала городскому благоустройству и учреждению в городе школ, больниц, богаделен и сиротских домов.

Читайте также:  Крейсер аврора - музей корабль в санкт-петербурге

Располагала небольшими источниками доходов; как правило, они распределялись по усмотрению губернатора (генерал-губернатора). Общие Городские думы упразднены в 1798-1800 императором Павлом I, в 1802 восстановлены императором Александром I; в 1820-е годы прекратили существование в ряде городов, в 1840-е годы — повсеместно (выборы Шестигласной думы производили депутатские собрания).

Вновь созданы в Санкт-Петербурге (1846 год; реформирована в 1862 году), Москве (1862 год), Одессе (1863 год) и Тифлисе (1866 год). Влияние Общих Городских дум на городские дела возросло, что было связано с активным участием дворянства в их деятельности. В 1863-1871 годы Московская общая Городская дума заседала 15-19 раз в год.

Согласно Городовому положению 1870 года в городах стали создаваться городские думы. Формировавшийся Городской думой исполнительный орган стал называться го­род­ской упра­вой.

Право выборов гласных получили плательщики городских сборов : не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва, свидетельств (купеческих, на мелочный торг, приказчичьих 1-го класса), билетов на содержание промышленных заведений и пр. Избирательные права получили и женщины, они участвовали в выборах через доверенных лиц.

Избиратели разделялись на разряды, от каждого из которых поступала 1/3 часть от общей суммы всех городских налогов и сборов (в 1889 году в Москве 1-й разряд открывал плательщик налога в 37,8 тысяч рублей, 2-й в 1,2 тысяч рублей, 3-й — в 217 рублей). Большинство избирателей относились к 3-му разряду (до 70-80% всех избирателей).

Все разряды избирали равное число гласных. Общее число избирателей было небольшим, например, в Москве, Одессе и Санкт-Петербурге — около 2% населения, в городах с населением до 200 тысяч человек — около 4%, в городах с населением менее 20 тысяч человек — 7%. Фактически в выборах участвовали 5-30% избирателей.

Для выдвижения кандидатуры на выборы было достаточно самовыдвижения или предложения от одного из избирателей (огромное число кандидатов превращало проведение выборов в изнурительную работу). Гласные Городской думы избирались на 4 года.

Городская дума в зависимости от величины города состояла из 30-72 гласных (в Москве их число достигало 180, в Санкт-Петербурге — 250 человек), к концу 1880-х годов в 613 городах (из 621, где действовало Городовое положение 1870) насчитывалось около 28 тысяч гласных. Среди них преобладали представители мещан, ремесленников и крестьян (около 46%); дворяне и чиновники составляли 19%, купцы и почётные граждане — 35%.

Городская дума,Городская дума осуществляла общее «попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству».

Она получила право издавать обязательные для жителей города постановления (ранее принадлежало только органам полиции), самостоятельно расходовать городские средства и распоряжаться городским имуществом, делать займы, устанавливать городские налоги с недвижимой собственности, с выдачи торгово-промысловых документов, с трактиров, лавок, извозного промысла, определять сборы с содержания лошадей, экипажей и пр. (в установленных законом пределах). Надзор «за законным исполнением» обязанностей Думы и её управы осуществлял губернатор (градоначальник) через посредничество Губернского по городским (с 1892 года — по земским и городским) делам присутствия (смотри в статье Губернские присутствия).

С жалобами на действия администрации Городская дума могла обращаться в Сенат.

Слабость контроля над деятельностью Городской думы и отсутствие чётко обозначенных пределов её компетенции вели к расхищению городских средств и частым конфликтам Городской думы с администрацией.

В связи с этим Городовым положением 1892 года чётко регламентирована деятельность Городской думы, ограничена её финансовая и хозяйственная самостоятельность. Губернатор (градоначальник) стал утверждать городские сметы, а также контролировать не только законность, но и целесообразность постановлений Городской думы.

В случае если губернатор (градоначальник) считал, что постановление Городской думы «нарушает интересы местного населения» или противоречит интересам государства, он мог приостановить действие такого постановления и передать дело на рассмотрение Губернского по земским и городским делам присутствия, а затем — министру внутренних дел, который в определённых случаях в свою очередь должен был представить вопрос на разрешение Государственного совета или Комитета министров. Некоторые постановления Городской думы стали требовать утверждения министра внутренних дел. В 3-4 раза был сокращён круг избирателей за счёт введения на выборах имущественного ценза (его величина зависела от административного значения города и числа его жителей) и лишения избирательных прав мелких торговцев и промышленников (как правило, ранее игнорировали выборы). Было сокращено число гласных (в Европейской России — в 2 раза): в Москве и Санкт-Петербурге до 160 человек, в городах с населением свыше 100 тысяч человек и в Одессе — до 80 человек, в остальных городах Городская дума стала насчитывать 20-60 человек. В состав Городской думы стали входить председатель уездной земской управы и представитель православного духовенства.

Городская дума,Находившиеся в распоряжении всех Городских дум средства в 1871 году составили 21 миллион рублей и в дальнейшем значительно опережали рост городского населения: в 1894 их доход составлял 67 миллионов рублей, в 1913 году — 297 миллионов рублей.

Первоначально большую часть средств Городские думы получали от налогообложения городского населения, к 1912 половину доходов Городских дум составили поступления от эксплуатации муниципальной собственности (скотобоен, хлебопекарен, электростанций, трамвайных линий и так далее).

Городские думы развернули строительство бесплатных школ и больниц, с помощью концессий или облигационных займов совершенствовали мостовые, освещение города, вели дорогостоящее строительство водопроводов, канализационных сетей, позднее — трамвайных линий и т. д.

Препятствием для их нормальной хозяйственной деятельности являлись «обязательные расходы» на содержание полиции (с 1913 года половину расходов на этот предмет несло правительство), воинских частей, государственных учреждений и пр., поглощавшие значительную часть городских бюджетов.

Образованное в результате Февральской революции 1917 года Временное правительство постановлениями от 15(28) апреля и 9(22) июня 1917 года предоставило Городской думе широкие полномочия и максимально расширило круг её избирателей (в Петрограде их число увеличилось в 115 раз, в Москве — в 130 раз), установило порядок проведения выборов по спискам кандидатов от политических партий. Избирательные права получило всё городское население (независимо от срока пребывания в городе) старше 20 лет, в том числе и женщины, а также расквартированные в городе войска. Число гласных Городской думы заметно увеличилось (в Москве и Петрограде — до 200 человек). В результате проведённых в июне — октябре 1917 года в 643 городах выборов по новым законам произошло полное обновление состава Городских дум. В них стала преобладать интеллигенция; впервые были избраны женщины (в Москве — 12, Петрограде — не менее 10, в Коломне -2). Среди гласных появилось много политических деятелей, не искушённых в хозяйственных вопросах и рассматривавших Городскую думу как трибуну для политических выступлений, что способствовало углублению политического кризиса в стране, а также дезорганизации городского хозяйства. Городской думе была подчинена городская милиция. Государство (в лице губернских комиссаров Временного правительства) перестало осуществлять надзор за целесообразностью действий Городских дум. На рассмотрение министра внутренних дел должны были поступать лишь постановления дум, имевшие решающее значение для городских бюджетов.

После Октябрьской революции 1917 года началась ликвидация Городских дум (большей частью ликвидирована в 1918 году), процесс замены Городских дум городскими советами завершился с окончанием Гражданской войны 1917-1922 годов.

Работа гласных была безвозмездной, оплачивалась с апреля 1917 года.

2) В Российской Федерации в городских поселениях ряда субъектов Российской Федерации (например, Нижний Новгород, Челябинск и др.) наименование представительского органа муниципального образования. Состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, численность которых определяется уставом городского поселения в соответствии с требованиями закона.

Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

В исключительной компетенции Городской думы находятся вопросы: принятие устава муниципального образования, утверждение местного бюджета, установление местных налогов, принятие планов и программ развития муниципального образования, контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и др.

Организацию деятельности в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) — председатель, избираемый Городской думой из своего состава.

3) В субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве — наименование законодательного (представительского) органа государственной власти. Московская Городская дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением города на 4 года.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ди­тя­тин И. И. Уст­рой­ст­во и управ­ле­ние го­ро­дов Рос­сии: В 2 т.СПб. Яро­славль, 1875–1877
  • Ки­зе­вет­тер А. А. Го­ро­до­вое по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II 1785 г. Опыт ис­то­ри­че­ско­го ком­мен­та­рия. М., 1909
  • Нар­до­ва В. А. Са­мо­дер­жа­вие и го­род­ские ду­мы в Рос­сии в кон­це XIX – на­ча­ле XX в. СПб., 1994
  • Пи­сарь­ко­ва Л. Ф. Мо­с­ков­ская го­род­ская ду­ма, 1863–1917. М., 1998
  • Гал­кин П. В., Ива­но­ва Е. В. На го­род­ской служ­бе: Очер­ки об­ще­ст­вен­но­го са­мо­управ­ле­ния г. Ко­лом­ны кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. Ко­лом­на, 2002
  • Ку­та­фин О. Е., Фа­де­ев В. И. Му­ни­ци­паль­ное пра­во Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2006
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector