Питерский «версаль» – летний дворец елизаветы петровны

Топ 30 — дворцы Санкт-Петербурга

Великолепный Петербург – это парадный фасад нашей страны. Кажется, куда не отправишься в этом городе, всюду можно встретить роскошный царский дворец или изящный особняк аристократов.

Большинство архитектурных сооружений, отнесенных сегодня к историческим и культурным памятникам, были возведены в XVIII-XIX веках.

Обратите внимание

Среди них пышные императорские резиденции и частные усадьбы влиятельных родов, ныне превращенные в музеи или отданные государственным и научным учреждениям.

Чтобы тщательно осмотреть все петербургские дворцы, не хватит, наверное, и нескольких месяцев. Ведь помимо внешнего убранства, парков, созданных талантливыми мастерами, есть еще и внутреннее, состоящее из десятков и сотен залов и галерей, наполненных уникальными произведениями искусства, старинной мебелью и предметами роскоши.

Самые интересные и красивые дворцы Санкт-Петербурга

Знаменитые дворцы, которые стоит посетить. Список, фото с названиями и кратким описанием!

Зимний дворец

Официальная резиденция российских императоров с середины XVIII века и вплоть до Февральской революции. Его начал строить Б. Ф. Растрелли в стиле барокко.

Всего в комплексе более 1000 покоев, сотни галерей и лестниц, десятки парадных холлов. Вместе с Дворцовой площадью он составляет единый архитектурный ансамбль. Зимний – это визитная карточка Петербурга.

На его территории располагается знаменитый Государственный Эрмитаж – один из лучших музеев мира с бесценными коллекциями.

Большой Петергофский дворец

Дворцовый комплекс в стиле елизаветинского барокко, сооруженный Б. Ф. Растрелли по образцу французского Версаля. Он является главным зданием одноименного паркового ансамбля. Над внутренним убранством в XVIII-XIX веках трудились лучшие мастера России и Европы.

Сегодня посетитель может восхищаться интерьерами Голубой приемной, Белой столовой, Китайских кабинетов, Танцевального и Чесменского залов. Фасад здания имеет длину 300 метров, перед ним располагается каскад фонтанов и канал.

Ландшафтный парк вокруг дворца – грандиозный образец садового дизайна.

Большой Екатерининский дворец

Летняя резиденция императриц Екатерины I, Елизаветы и Екатерины II, расположенная в городе Пушкин (бывшее Царское Село). Комплекс начали возводить в 1717 году, на протяжении всего столетия его перестраивали, все больше приближая к стилю позднего барокко.

Один из самых знаменитых залов Екатерининского дворца – Янтарная комната, восстановленная в 2003 году. Оригинальное убранство было утрачено во время ВОВ. Также туристы в рамках экскурсии посещают парадные залы и гуляют по живописному Александровскому парку.

Михайловский дворец

Комплекс располагается на площади Искусств в центре северной столицы. Он был сооружен в XIX веке в стиле высокого классицизма по проекту К. Росси. С 1895 года на его территории размещается Русский музей.

В учреждении хранится самое полное собрание русского искусства, включая иконы XII века, произведения именитых живописцев XVIII-XIX столетий, работы советских мастеров.

Всего насчитывается около полумиллиона экспонатов.

Большой Меншиковский дворец

Дворец является центральным сооружением ансамбля «Ораниенбаум» в городе Ломоносов. Он был возведен в начале XVIII века по заказу А. Д. Меньшикова в манере петровского барокко.

Вокруг здания разбит сад со скульптурами и фонтанами, до наших дней сохранился канал, соединяющий дворцовую территорию с Финским заливом.

Сегодня туристы могут осмотреть оригинальные интерьеры XVIII-XIX столетий, так как Меншиковский дворец, в отличие от других, не пострадал во время ВОВ.

Таврический дворец

Столичная резиденция князя Г. А. Потемкина-Таврического. Здание возвели в 1789 году в манере классицизма по проекту И. Е. Старова.

В 1906-1910 годах на его территории заседала Государственная дума, сегодня он используется как штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи СНГ. Внешний вид Таврического дворца довольно скромен по сравнению с пышным внутренним убранством.

На его территории работают Музей истории парламентаризма, концертный зал и различные выставки.

Воронцовский дворец

Сооружение располагается напротив Гостиного двора. Совершенно справедливо его относят к самым красивым архитектурным памятникам Петербурга.

Его фасад выполнен в стиле барокко и украшен множеством декоративных деталей. Всего во дворце более 50 комнат и парадных залов, также внимания заслуживает сад, занимающий территорию вплоть до Фонтанки.

С 1950-х годов комплекс принадлежит Суворовскому военному училищу.

Константиновский дворец

Строительство дворца задумывал Петр I, который хотел создать русский Версаль. Работы продолжили при Елизавете I и закончили только ближе к середине XIX века.

Во время ВОВ ансамбль почти полностью разрушили, но восстановили уже в 1950-х годах. В результате масштабной реконструкции 2000-х годов воссоздали фасад и интерьеры, построили новые мосты и фонтаны в парке.

Также на территории комплекса возвели гостиницу «Балтийская звезда».

Елагин дворец

Дворец построили в начале XIX века для Марии Федоровны – матери Александра I. Он представляет собой изящную усадьбу в классическом стиле, окруженную зеленым парком. Внутри можно увидеть интерьеры в стиле ампир, роскошную мебель и выставки предметов декоративно-прикладного искусства: фарфора, вышивки, стекла, резьбы по дереву. Также в Елагином дворце проводят костюмированные балы.

Строгановский дворец

Великолепное здание XVIII столетия в стиле барокко, возведенное для семьи Строгановых. В разработке проекта принимал участие Б. Ф. Растрелли, хотя он никогда не занимался строительством частных резиденций (только королевских дворцов). В настоящее время здание принадлежит Русскому музею. Посетители могут осмотреть обновленные интерьеры, убранство покоев и пышную отделку парадных залов.

Павловский дворец

Дворцово-парковый комплекс построили в эпоху наивысшего расцвета русского классицизма (конец XVIII – начало XIX столетий). Главное здание – Павловский дворец использовалось в качестве летней резиденции Павла I. Вокруг него разбит ландшафтный парк, разделенный на несколько секторов, перед парадным фасадом располагается площадь с установленной в центре статуей императора.

Мариинский дворец

Сооружение входит в ансамбль Исаакиевской пощади. Оно было построено в 1844 году в неоклассическом стиле.

Почти сразу же после завершения работ во дворец открыли свободный доступ, что было довольно необычным шагом для того времени.

Здесь жила дочь Николая I Мария, после ее смерти сюда переехал Государственный совет, позже – Временное правительство. Сегодня во дворце заседает городское Законодательное собрание.

Михайловский замок

Над проектом своей будущей резиденции работал Павел I, он создал более 10 эскизов дворца.

Комплекс построили в 1801 году, а через месяц с небольшим не успевшего насладиться новосельем императора убили в спальне.

Внешний вид Михайловского замка несколько отличается от остальных подобных сооружений – в нем четко прослеживаются черты европейской архитектуры. С 1994 года комплекс является филиалом Русского музея.

Дворец Юсуповых на Мойке

Роскошный частный дворец, принадлежавший старинному и влиятельному роду князей Юсуповых. Сегодня его используют для проведения дипломатических встреч, торжественных мероприятий, симпозиумов. Посетители могут осмотреть роскошные интерьеры холлов и апартаменты бывших хозяев, сходить на тематическую экскурсию, посетить представление в дворцовом театре или прогуляться по парку.

Аничков дворец

Сооружение располагается рядом с Аничковым мостом. Его начали строить в середине XVIII столетия по указу Елизаветы Петровны при участии Б. Ф. Растрелли, когда эти места были еще окраиной города.

В XIX веке он служил резиденцией Александра III, прятавшегося за его стенами от возможных покушений. В наши дни на территории размещается лицей и Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных.

Меншиковский дворец

Самое первое каменное здание Санкт-Петербурга, построенное для приближенного Петра I – графа А. Д. Меншикова в 1720-х годах.

После того, как фаворита обвинили в государственной измене, дворец отошел государству и в его помещениях разместили Кадетский корпус. Сегодня здание является отделением Эрмитажа.

В залах находятся коллекции декоративно-прикладного искусства, а также историческая экспозиция, посвященная петровской эпохе.

Дворец Белосельских-Белозерских

Сооружение в стиле пышного необарокко украшает Невский проспект. Фасад дворца оформлен фигурами Атлантов, кариатидами и декоративной лепниной, убранство залов в стиле рококо поражает своей роскошью и вычурностью.

С 1991 года комплекс стал одним из главных культурных центров Санкт-Петербурга. Сегодня его можно посетить в рамках экскурсии, попутно осмотрев экспозицию Музея им. А. Собчака, или прийти на концерт классической музыки.

Путевой дворец Петра I в Стрельне

Довольно простой деревянный особняк, где Петр I останавливался по пути в Котлин. Этот дом, возведенный в XVIII веке, является самой старой постройкой в Стрельне. С 1981 года он входит в структуру Музея-заповедника «Петергоф». Внутри размещена коллекция, в основном состоящая из личных вещей императора. Путевой дворец стоит на холме, он окружен красивым парком с естественным ландшафтом.

Дворец графов Шереметевых

Фонтанный дом – одна из фамильных усадеб семьи Шереметевых, построенная в первой половине XVIII века в манере барокко. До национализации 1917 года здесь прожили пять поколений этого старинного рода. В советское время на территории дворца организовали Музей дворянского быта. С 1990-х в помещениях размещаются коллекции музыкальных инструментов, собранных со всего мира.

Мраморный дворец

Северный фасад здания обращен к Неве, он украшает Дворцовую набережную. Он был возведен в XVIII столетии по проекту А. Ринальди.

Название «Мраморный дворец» сооружение получило потому, что в облицовке использовался природный камень (различные виды мрамора). Также многие декоративные элементы были выполнены из этого материала.

С 1992 года комплекс отошел Русскому музею. Внутри можно осмотреть коллекции зарубежных художников, проживавших в России в XVIII-XIX веках.

Николаевский дворец

Дворец построили для сына императора Николая I в середине XIX века в модном в те времена стиле эклектики.

Для своей эпохи здание было очень современным: внутри была проложена водопроводная и отопительная системы, работал лифт, а также налажена телеграфная связь.

В советскую эпоху на территории дворца размещался Народный университет профсоюзных работников, в наши дни там заседает управленческий орган городской Федерации профсоюзов.

Летний дворец Петра I

Здание располагается на территории Летнего сада. Его возвели в 1714 году в манере петровского барокко, таким образом, оно является одной из самых старых построек в Санкт-Петербурге.

Фасад сооружения украшен барельефами, изображающими эпизоды Северной войны. Петр I приезжал в этот дворец каждое лето. С середины XIX века в здание разрешили общественный доступ.

На данный момент оно является филиалом Русского музея.

Дворец Разумовского

Изначально на месте каменного дворца стоял деревянный, который разобрали в 1760 году из-за ветхости. Современное здание было построено при К. Г. Разумовском – президенте Академии наук.

Образовательные учреждения размещались во дворце уже с конца XVIII века: сначала – Воспитательный дом для сирот, позже – Женский педагогический институт, в настоящее время комплекс зданий принадлежит РГПУ им.

А. И. Герцена.

Ново-Михайловский дворец

Величественное здание в стиле ранней эклектики находится на Дворцовой набережной. Его возвели по проекту А. И. Штакеншнейдера. В царские времена он использовался в качестве великокняжеской резиденции, где проживали дети императора. В советское время в Ново-Михайловском дворце располагался Институт востоковедения, с 1990-х сюда переехали еще несколько научных учреждений.

Дворец Нарышкиных-Шуваловых

Двухэтажный особняк на набережной Фонтанки, в котором с XIX века проживала семья Нарышкиных. В то время здесь проходили самые пышные в Петербурге балы, куда съезжалась вся аристократия и частым гостем бывал Александр I. После Революции во дворце работал музей быта, но потом все коллекции переехали в Эрмитаж. В наши дни на его территории размещается Центр международного сотрудничества.

Александровский дворец в Пушкине

Дворец возвели при Екатерине II, в будущем он стал одной из царских резиденций. Он изначально строился не для пышных приемов, а для спокойной жизни в отличие от своего блистательного соседа – Екатерининского дворца.

Поэтому и архитектурный стиль был выбран более простой и лаконичный. С 1918 года здесь размещались музей, дом отдыха, приют и даже штаб немецкого командования (во время оккупации).

Сегодня под его крышу вновь вернулись исторические коллекции.

Дворец Монплезир

На берегу Финского залива в Петергофе, посреди великолепного ландшафтного парка располагается Дворец Монплезир – выдающийся образец архитектуры века барокко. Помимо бесценных коллекций китайского фарфора, голландского фаянса и русского стекла, которые украшают дворцовые залы, здесь можно увидеть картины художников XVIII-XIX столетий, приобретенные Петром I.

Дворец великого князя Владимира Александровича

Особняк в стиле модерн на Дворцовой набережной, принадлежавший Великому князю Владимиру Александровичу.

Ближе к концу XIX столетия уже не строили пышные барочные дворцы, отдавая предпочтение более скромному убранству и размерам, – сооружение больше напоминает средневековый итальянский палаццо.

Сегодня под его крышей размещается Дом Ученых, где работают научные секции, проходят лекции, концерты и выставки.

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Усадьба XVIII века, которая считалась в то время одной из самых роскошных в городе. Изначально здание возвели в стиле барокко, позже переделали в более строгой классической манере. Вокруг дворца раскинулся сквер с прогулочными аллеями и прудом, по которому приятно прогуляться в любое время года. В наши дни здание принадлежит Петербургскому университету путей сообщения.

Каменноостровский дворец

Изящный дворец в классическом стиле, обрамленный рядом колон и украшенный греческими портиками, построили в эпоху Екатерины II. Государыня использовала его в качестве своей загородной резиденции.

Как и положено, вокруг сооружения разбит пейзажный парк, в летнее время радующий посетителей тишиной и красотой. Сейчас во дворце располагается Академия талантов – образовательное учреждение для школьников.

Источник: https://must-see.top/dvortsy-sankt-peterburga/

Дворец великой княгини Елизаветы Феодоровны

Среди многочисленных памятников архитектуры, расположенных на Невском проспекте, один из самых заметных — дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным

архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером.

Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников.

О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом,

Читайте также:  Музей особняк Румянцева

выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при

царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна и великий князь Сергей Александрович жили здесь несколько лет.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II — великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу

(впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже:

Важно

Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники,

лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Придя во дворец на экскурсию, Вы увидите великолепные интерьеры дворца и узнаете все интересующие Вас подробности о его архитекторе,

владельцах и событиях связанных с этим старинным особняком.

Здесь жила великая княгиня Елизавета Феодоровна

Источник: http://ekskursia-spb.ru/redkie-foto/dvorec-velikoj-knyagini-elizavety-feodorovny/

Императорские дворцы Петербурга и окрестностей

Рассказываем об истории самых роскошных особняков, принадлежавших Романовым.

1) Зимний дворец

Нынешний Зимний дворец, в котором сейчас располагается Эрмитаж, стал пятым по счету с таким названием в Петербурге.

Первый появился в 1708 году на участке между Невой и Миллионной улицей (сейчас там находится Эрмитажный театр). Здание представляло собой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей.

Стал свадебным подарком Петру I и Екатерине I от ближайшего друга и соратника императора Александра Даниловича Меншикова.

Второй Зимний дворец Петра I построили у Зимней канавки. Сохранился лишь частично в стенах Эрмитажного театра. В этом дворце в 1725 году Петр I скончался.

Третий Зимний — дворец Анны Иоанновны. Разобран в середине XVIII века. Четвертый был построен в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Также был разобран спустя всего 7 лет. Но его и строили изначально в качестве временной резиденции на период возведения Зимнего дворца на Дворцовой набережной.

Существующий Зимний дворец строили с 1754 по 1762 год. В то время это было самое высокое и самое большое жилое здание в Санкт-Петербурге. По проекту оно включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составила порядка 60 000 кв.м.

Строить дворец начали при Елизавете Петровне. Но до окончания работ она не дожила. В итоге 6 апреля 1762 года здание принял Петр III. Правда, к этому времени была закончена только отделка фасадов, а многие внутренние помещения достроить не успели.

Строительство Зимнего дворца закончили при Екатерине II.

Совет

Планировкой дворца, а также его строительством занимался архитектор Растрелли — один из главных зодчих, благодаря которым сложился облик Петербурга. Но Екатерина II отстранила его от работ, и отделкой интерьеров занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого.

Стоит отметить, что первоначально окраска дворца была желтой, как у Версаля. В середине XIX века на фасаде появились красные оттенки.

В 1837 году в Зимнем дворце случился страшный пожар. Выгорели все интерьеры, сильно пострадал фасад. Восстановительными работами после происшествия руководили архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Тогда же дворец приобрел современный вид.

2) Елагин дворец

Дворец на острове далеко от центра Санкт-Петербурга построил для себя известный в свою эпоху государственный деятель и историк И.П. Елагин. По его имени, как нетрудно догадаться, стали называть и сам дворец, и остров, на котором он находится. Имя архитектора достоверно неизвестно. Дворец возводили с 1785 по 1790 год.

В начале XIX века дворец приглянулся императорской фамилии, и Александр I выкупил его для своей матери императрицы Марии Федоровны. Под руководством архитектора Росси здание было частично перестроено под царские покои. А рядом возвели несколько пристроек: три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Внутреннюю отделку оформили по последней моде: большинство помещений облицовали искусственным мрамором (стюком), купол расписали причудливым орнаментом, а овальный зал украсили кариатидами и ионическими полуколоннами.

3) Большой дворец в Петергофе

Один из самых роскошных и прекрасных царских особняков в пригороде Санкт-Петербурга. Первоначально, по указу Петра I, было построено довольно скромное здание. Его возводили с 1714 по 1725 год по проекту И. Браунштейна.

Но Елизавету Петровну, любившую роскошь и богатство во всем, довольно невзрачные покои не устроили. И в 1745-1755 годах проходила масштабная перестройка здания. Работами руководил архитектор Растрелли.

А за образец был взят французский Версаль.

Сразу стоит сказать, что в годы ВОВ дворец в Петергофе был практически полностью разрушен. С 1945 по 1952 год там велись основные восстановительные работы по сохранившимся проектам и чертежам. Поэтому сегодня мы имеем дело с новой/старой версией здания. И реставрация ведется по сей день.

Внутренняя отделка дворца просто поражает своей роскошью. Но он не такой большой, как кажется снаружи — всего 30 залов. Самый большой из них — тронный зал, где проходили официальные мероприятия.

4) Екатерининский дворец в Царском Селе

Известен также как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, просто Большой дворец и Старый дворец. Во времена правления Романовых — официальная резиденция Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Сегодня — музей и один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Начало строительства было положено в 1717 году по указу Екатерины I и велось под руководством немецкого архитектора Браунштейна.

В августе 1724 года в знак завершения строительства во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды».  Изначально дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание на 16 комнат.

Обратите внимание

Но Елизавета Петровна сочла его слишком старомодным и маленьким. И поручила Растрелли перестроить дворец. Тогда он приобрел современный облик.

Но с Екатерининским дворцом — та же история, что и с Большим дворцом в Петергофе. Он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. Восстановительные работы ведутся до сих пор. Реставраторы пытаются максимально приблизить внешний и внутренний облик дворца к тому, что было при Елизавете Петровне.

В Екатерининском дворце находится знаменитая Янтарная комната. Новый вариант появился в 2003 году к празднованию 300-летия Петербурга. А первоначальное ее убранство было вывезено из дворца во время войны в Калининград, и дальше его следы теряются. До сих пор никто не знает, где находится подлинная Янтарная комната.

5) Большой Гатчинский дворец

Строился в 1766-1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Орлова. Впоследствии стал одним из любимых мест отдыха царской семьи. Образец русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков.

Изначально здание представляло собой три корпуса, которые были связаны между собой переходами. Основная часть — центральный трехэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. Главный корпус соединялся с двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным.

Граф Орлов недолго прожил в своем дворце. Он умер в 1783 году, здание выкупила Екатерина II и подарила своему сыну — будущему императору Павлу I. В конце XVIII века он начал заниматься перестройкой дворца.

Значительных изменений здание не претерпело. Тем более, что Павел I скончался в 1801 году.

А 1 августа 1851 года на плацу перед дворцом по указу его сына Николая I был установлен памятник Павлу I, который стоит по сей день.

После отречения Николая II от престола Гатчинский дворец перестал принадлежать царской семье. Там расположилась комиссия по приемке и описи имущества дворцов. Ее сотрудники и решили, что Гатчинский дворец станет национальным музеем. Для посещения его открыли 19 мая 1918 года.

Как и другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга, дворец в Гатчине сильно пострадал в войну. Но основные ценности удалось сохранить в эвакуации, а крупные скульптуры до мирного времени были захоронены в Гатчинском парке. Но до января 1944 года дворец был захвачен оккупантами, при отступлении они подожгли здание, а оставшиеся ценности уничтожили или увезли в Германию.

Важно

В послевоенные годы велась реставрация Гатчинского дворца. Воссоздавать музей там не планировалось.

В 50-е годы там располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем ВНИИ «Электростандарт». В начале 1960-х архитектор М.М.

Плотников начал разрабатывать проект возрождения Гатчинского дворца, как памятника архитектуры. Хотя этот статус здание вновь получило только в 1970-е годы.

Реставрацию во дворце ведут до сих пор. Хотя с 2012 года из-за недостатка финансирования работы приостановили. Сегодня Гатчинский дворец является излюбленным местом для кинематографистов. Там снимали такие известные картины, как «Левша», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Три мушкетера» (2012), «Война и мир» (2016) и другие.

6) Михайловский замок

Бывший императорский дворец в самом центре Санкт-Петербурга. Известен также как Инженерный замок. Сегодня здание передано в ведение Русского музея.

Михайловский замок был построен на рубеже XVIII-XIX веков по приказу императора Павла I. Так получилось, что там, в собственных покоях, он и был убит. Сегодня дворец является крупнейшим архитектурным памятником, который завершает историю петербургского зодчества XVIII века.

Михайловский замок стал воплощением давней мечты Павла I о строительстве дворца на воде. Для его возведения выбрали место бывшего деревянного Летнего дворца, построенном Петром Великим в 1711 году при слиянии Мойки с Фонтанкой. Проект здания выполнил архитектор В.И. Баженов, а руководил строительством архитектор В. Бренна.

Павел I торопился увидеть свою мечту в реальности. По его распоряжению строительство вели днем и ночью (при свете фонарей и факелов). Число рабочих, трудившихся на площадке, доходило до 6 тысяч одновременно.

8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила замок был торжественно открыт. Но спустя несколько месяцев там произойдет убийство Павла I, и через 40 дней Романовы покинут дворец. Почти 2 десятилетия замок простоит пустым. А в 1819 году его здание займет Главное инженерное училище — отсюда и второе название. До конца царствования Романовых замок будут перестраивать несколько раз.

С 1918 по 1941 и с 1945 по 1957 годы там располагалось Ленинградское военно-инженерное училище. Во время войны там оборудовали госпиталь. С 1960-х годов в замке размещались различные организации: ЦБТИ, ЛенЦНТИ, ВНИИТЭ и т.д.

Совет

В 1991 году треть помещений дворца получил Русский музей. А спустя 3 года — все здание.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга здание отреставрировали и восстановили интерьеры, чтобы посетители могли их видеть в том виде, в каком они были при Павле I.

7) Павловский дворец

Павловский дворец входит в художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск». В XVIII веке являлся летним дворцом Павла I, по указу которого здание и было построено. Тогда же разбили парк по обоим берегам реки Славянки, который сегодня является одним из крупнейших пейзажных парков в Европе.

Строительство дворца велось около 50 лет. Условно это время можно разделить на 3 этапа:

— основание и планировка архитектором Чарльзом Камероном 1782-1796;

— прекращение царской загородной усадьбы во дворец с парками и парадными залами;

— внутренняя отделка.

Изначально здание предполагалось построить, как небольшую царскую усадьбу. Но после коронации в 1796 году император Павел I захотел превратить ее в настоящий дворец. Под руководством архитектора В. Бренна здание перестроили, расширили, а также придали ему больше величественности и парадности.

Как и Гатчинский дворец, был захвачен фашистами и сожжен при отступлении. Реставрация здания была завершена в 1978 году. А в 1983 году ГМЗ «Павловск» получил статус музея-заповедника.

8) Александровский дворец в Царском Селе

Еще один императорский дворец, находящийся в Царском Селе. Построен в стиле палладианского классицизма в 1792-1796 годах.

Императрица Екатерина II готовила его в качестве подарка для внука — великого князя Александра Павловича. Екатерининский дворец затмевает Александровский своей помпезностью и величием.

Но Александровский дворец также является центром притяжения туристов, приехавших в Пушкин.

Обратите внимание

До начала XX века во дворце в основном проживали некоронованные представители семьи Романовых. Но при императоре Николае II здание стало основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни. Именно там император принимал послов, а также прошли основные мероприятия в праздновании 300-летия дома Романовых и 200-летия Царского Села.

Александровский дворец получит и печальную славу. Он станет последним пристанищем семьи Николая II в Петербурге. Отсюда утром 1 (14) августа 1917 года последние царстсвовавшие Романовы уедут в сибирскую ссылку, а затем будут расстреляны в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Сразу после революции, в 1918 году, дворец открыли для посетителей в качестве государственного музея. Сегодня там ведутся реставрационные работы, которые должны закончить в 2018 году.

9) Аничков дворец

Один из дворцов в центре Петербурга, принадлежавших царской фамилии. Строительство начала Елизавета Петровна по восшествии на престол в 1741 году. Изначально проектом занимался архитектор Михаил Земцов. Но он скончался в 1743 году, и здание достраивал Растрелли.

Читайте также:  Строгановский дворец в санкт-петербурге: фото и описание

Стоит сказать, что сегодня Аничков дворец находится в самом центре города. А во времена строительства Фонтанка была окраиной, Невский проспект — просекой. Поэтому подразумевался в качестве не основной резиденции.

Готовый дворец Елизавета Петровна подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Ее наследница Екатерина II выкупила его у брата Разумовского и передарила уже своему фавориту — графу Потемкину.

В конце XVIII века дворец вновь был выкуплен Романовыми и далее неоднократно передаривался представителям семьи. Как правило, его использовали в качестве свадебного подарка.

В разное время на венчание его получали Николай I, Александр III и многие другие.

После революции в Аничковом дворце был открыт музей города. В 1925 году его закрыли, а в 1937 году там обосновался Ленинградский Дворец пионеров. По сей день с перерывом на войну, когда там располагался госпиталь, дворец посещают школьники, чтобы обучиться полезным и интересным навыкам.

10) Константиновский дворец в Стрельне

Памятник архитектуры XVIII века, задуманный еще Петром I. Первый российский император присмотрел место в Стрельне для строительства императорской резиденции, которая своим величием и красотой должна была превзойти Версаль.

Здание было заложено 22 июня 1720 года под руководством архитектора Николо Микетти.

По проекту, фонтаны и сопутствующие механизмы должны были работать круглый год (чтобы круче, чем в Европе), а само здание должно было быть больше и прекраснее.

Но строительство шло медленно. Вплоть до первой половины XIX века. В 1797 году Павел I подарил резиденцию своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу (отсюда и название). При нем здание неоднократно перестраивалось, а также появились новые постройки.

После смерти Константина Павловича во дворце поселилась большая семья его сына Константина Константиновича. А фактическим владельцем особняка стал его брат — Дмитрий Константинович, который жил там с матерью Александрой Иосифовной.

Также после убийства мужа туда переехала греческая королева Ольга Константиновна.

После революции во дворце разместили Первую Стрельнинскую школу-колонию. В 1937 году там открылся санаторий, а потом — курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ. После войны от здания остался только каменный остов, но к 1950 году оно было полностью восстановлено и отдано Арктическому училищу.

После закрытия училища в 1990 году дворец опустел и фактически стал бесхозным. Только в 2000 году дворец с окружающими землями передали на баланс Управления делами президента.

Важно

Сегодня там располагается государственный комплекс «Дворец конгрессов». В Константиновском дворце проводят мероприятия самого высокого уровня.

В июле 2006 года там проходил саммит «большой восьмерки», а в 2013 — саммит G-20.

Источник: http://piter.my/event/589302/

Растрелли Франческо — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Ранние работы при Петре I и его наследниках

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе.

Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец.

Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.

После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.

Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне

В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы.

В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге.

Совет

А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).

Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.

Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах.

Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала — луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве.

К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр — прямоугольных выступов — к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары.

Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.

Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы.

Придворным архитектором стал Михаил Земцов, который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности.

Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Обратите внимание

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию.

Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова.

Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли.

Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани.

Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха — стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Отставка при Екатерине II

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов.

Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца.

Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором.

Важно

В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку.

В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».

Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8329/franchesko-bartolomeo-rastrelli

Блистательный Петербург. Русский Версаль

Автор: maral

Вот уже почти 300 лет Петергоф восхищает своих гостей

Утро зажгло солнечными лучами купол Исаакиевского собора, когда наш «Метеор» отчалил от причала у Дворцовой набережной возле Эрмитажа и, промчавшись по Неве, вылетел на подводных крыльях в Финский залив. Громады Питера по мере удаления от берега превращались в детские домики, но купол Исаакия продолжал сверкать на солнце, словно маяк указывая курс на северную столицу. Между тем на горизонте уже обозначились контуры места на балтийском побережье, которому дано возвышенно-поэтическое название Русский Версаль.

Вот уже почти 300 лет Петергоф восхищает своих гостей игрой хрустальных струй многочисленных фонтанов, изяществом и позолотой скульптур, красотой дворцов и павильонов, прохладой тенистых парков, чудесным видом на Финский залив и прекрасными видами на архитектурные сооружения, которые гармонично вписываются в природный ландшафт. Не может не вызвать восхищения вид с Морского канала на Большой дворец с его галереями и двумя церквями справа и слева от дворца. Мы восхищались этим видом, направляясь в Нижний парк Петергофа от причала, куда пришвартовался «Метеор».

Нижний парк имеет площадь 102,5 гектара и напоминает в плане треугольник. Он протянулся с запада на восток на 2,5 км и с севера на юг – на 500 метров. Нижний парк состоит из трёх частей: центральной, западной и восточной.

Пять аллей радиусами расходятся от Большого каскада – к Финскому заливу, к павильону «Эрмитаж» и фонтану «Ева» в западной части, к Монплизеру и фонтану «Адам» в восточной части. Эти аллеи пронзает трезубец сквозных перспектив, проложенных от дворца Марли к восточной границе парка. Морская аллея ведет от Марли к Монплизеру.

Берёзовая аллея ведёт к площади у каскада «Шахматная горка». Марлинская аллея завершается у нижних ворот – границы с парком Александрия.

На одной из аллей, которая вела к дворцу Монплезир, нам встретился (кто бы вы думали!?) сам государь Пётр I. Он делал променад со своей супругой Екатериной. Император имел важный вид.

Но важность была напускной, поскольку он охотно позировал с дамами, изъявившими желание сфотографироваться с царственной четой или лично с импозантным монархом.

Моя супруга не удержалась от соблазна, чтобы не сделать на память снимок о мимолётной встрече с Петром I.

Совет

Его присутствие в Петергофе было более чем оправданным. Ведь Петергоф, равно как и Санкт-Петербург, – это его детище. И название его – Петергоф или Петродворец в переводе с голландского – произошло от имени царя.

В 1705 году, спустя два года как в устье Невы был заложен Санкт-Петербург, на южном берегу Финского залива для Петра был построен небольшой Попутный дворец. Но Пётр привык мыслить масштабно. Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Задумано – сделано. Закипела работа.

К 1723 году – это дата открытия Петергофа – был прорыт Морской канал, возведены дворцы Монплезир и Марли, оформлены Верхний и Нижний парки, была создана уникальная водопроводная система: вода самотёком поступала от источников с Ропшинских высот в резервуары в Верхнем парке, а оттуда с силой устремлялась вниз, чтобы взлететь вверх струями фонтанов Большого каскада.

Дворцы, павильоны, парки, фонтаны в гармонии с природой и создали Петергофу славу Русского Версаля.

Петергоф для самого Петра был величественным символом упрочения России на балтийских берегах.

Строя его в условиях войны со Швецией, которая тогда претендовала на роль гегемона на Балтике, Пётр I дал понять шведам, да и всей Европе, кто теперь здесь хозяин.

Символом Петергофа стал фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву», который одновременно стал символом победы России над шведами в Полтавской битве, коренным образом изменившей и ход Северной войны, и ход истории.

Государь нам о своих победах не рассказывал – они и так прослеживаются в петергофских мотивах. Он подвёл мою супругу под «Зонтик», усадил на скамеечку и, галантно откланявшись, удалился.

А когда моя жена хотела выйти из-под «Зонтика», вдруг вниз обрушился водяной занавес, отрезав выход. Забавник, однако, император. Зная, что в Версале в моде водяные забавы, он организовал их у себя в Петергофе.

Посетив Марли и Монплезир, вдоволь нагулявшись по аллеям Нижнего парка, полюбовавшись Финским заливом, покормив с рук белочку, мы вновь вышли к Большому каскаду. А там прогуливалась Екатерина Дашкова с кавалером.

Я такой её и представлял. Красавица с осиной талией и голубой лентой через плечо, которой её увенчала лучшая подруга Екатерина, ставшая в 1762 году в результате дворцового переворота императрицей всероссийской. Дашкова тому много поспособствовала, что в свою очередь способствовало её карьерному росту. Она впоследствии даже возглавила Российскую академию наук.

Но не о политике же говорить с дамой приятной наружности. Я говорил ей комплементы. И удостоился чести немного повальсировать и сфотографироваться на фоне «Самсона». От себя добавлю, что княгиня Екатерина Дашкова бывала в Петергофе, когда он достиг своего великолепия, которым мы сейчас восхищаемся.

Большой дворец, созданный в 1714 — 1725 годах как петровские Верхние палаты, был перестроен в 1747-1752 годах гениальным архитектором Франческо Бартоломео Растрелли (в России его величали Варфоломеем Варфоломеевичем) в стиле русского барокко и в сочетании с Большим каскадом фонтанов придал Петергофу восхитительный вид.

Покидали мы Русский Версаль на автобусе. Напоследок вдоволь нагулялись в Верхнем парке, который, кстати, доступен для всех желающих и вход туда бесплатный. Верхний парк размерами гораздо меньше Нижнего парка – всего 15 гектаров. В петровские времена он назывался Огородом, поскольку предназначался для выполнения тогдашней продовольственной программы.

Там сажали овощи, зелень и лекарственные травы. В трёх прудах – резервуарах, откуда вода поступала к фонтанам Большого каскада, разводили рыбу.
Верхний парк принимает нынешний вид регулярного парка в середине XVIII века во время правления императрицы Елизаветы Петровны.

Там просторно, а от зноя можно укрыться в беседках или длинных галереях под покровом растительности.

Важно

Тамошние фонтаны тоже заслуживают внимания. Особенно «Нептун». Бог морей и его свита были изготовлены в Германии в XVII веке, а украсили пруд в Верхнем парке Петергофа в 1799 году по повелению императора Павла I. Будучи ещё великим князем, будущий император путешествовал по Европе, и, являясь ценителем искусства, приобрёл в Нюрнберге этого самого «Нептуна».

Полезная информация:

Хочу предостеречь туристов от досадного недоразумения, которое может испортить настроение. Просто в нашей группе был такой случай, поэтому об этом и пишу.

Поездка в Петергоф на быстрокрылом «Метеоре» от Дворцовой набережной в Петербурге – это два удовольствия в одном флаконе. Во-первых, быстрота доставки из Питера в Петергоф: всего-то полчаса морского пути.

И тут как раз второе удовольствие – наслаждение морским пейзажем. Но входной билет в Нижний парк Петергофа не входит в стоимость билета на «Метеор».

Поэтому по прибытию нам пришлось раскошелиться на входной билет в кассах музея на пристани.

Нагулявшись вдоволь по Нижнему парку, налюбовавшись на природу, фонтаны и дворцы, мы прошествовали через ворота возле Церковного корпуса Большого дворца в Верхний парк.

Потом поужинали в Петергофе и покинули его на прибывшем за нами туристическом автобусе. Так вот, наш товарищ что-то забыл в Нижнем парке.

И, когда сунулся было обратно, его не пустили, так как входные билеты в музей-заповедник «Петергоф» — одноразового действия.

Если вы покинули территорию Нижнего парка, вновь попасть туда можно, лишь повторно купив входной билет. Что и пришлось сделать нашему товарищу.

Совет

В неприятные переделки чаще всего попадают туристы, которые прибывают в Петергоф на «Метеоре», купив предварительно билет туда и обратно. Прошествовав в Верхний парк, они оказываются в щекотливой ситуации, потому что к «Метеору» можно вернуться только через Нижний парк.

Александр Сысоев, Ярославская область

Источник: https://turbina.ru/guide/Petergof-Rossiya-88169/Zametki/Blistatelnyy-Peterburg-Russkiy-Versal-40743/photo452865/

Петергоф (Петродворец), или Путешествие в «русский Версаль»

Рубрика: Санкт-Петербург

Петергоф, или Петродворец, заслуженно называют «русским Версалем».

От трех до шести миллионов туристов из разных стран ежегодно устремляются в этот небольшой, но известный всему миру пригород Санкт-Петербурга, чтобы пройтись по его великолепным паркам, увидеть роскошные дворцы и знаменитые фонтаны.

Основанный более трехсот лет назад на южном берегу Финского залива, «двор Петра» (с немецкого название города переводится именно так) стал не только туристическим, но и крупным научным и учебным центром в современной России.

Немного об основании и строительстве Петергофа

Идеей постройки загородной резиденции царь Петр I озаботился в начале XVIII века. Он очень хотел, чтобы будущий Петергоф не уступал по размаху и роскоши французскому Версалю. До наших дней сохранились документальные свидетельства живого участия его величества в реализации задуманного.

Это разработка общей концепции резиденции, выполненные его рукой чертежи и рисунки, не говоря уже о проработке отдельных деталей архитектуры дворцов и сооружений. Петр Алексеевич вникал во все мелочи, делал пометки на документах и даже издавал указы относительно данного строительства.

Между тем история Петергофа началась значительно раньше, чем в этом месте появилась собственно царская резиденция.

К концу XVII века на месте будущего «Петрова двора» находились прибрежные финские деревушки Куусоя и Похьяёки, названия которых переводятся как «еловый ручей» и «северная речка». Южнее этих поселений, на месте нынешних Бабигонских высот, была деревня Папингондо.

Первое документальное упоминание о Петергофе как «путевом дворе» относится к 1705 году – в походном журнале царя. Петр I использовал его в качестве пристани, с которой переезжал на остров Котлин.

Ее еще называли «попутной светлицей», одной из многих, возведенных вдоль южного побережья Финского залива. Активные же ландшафтные и строительные работы начались в 1710 году.

Их темпы поражали воображение: в одном только 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Монплезир, Большой грот с каскадами и ряд других объектов в Нижнем парке.

Обратите внимание

Торжественное открытие Петергофа состоялось в августе 1723 года. К тому моменту его дворцово-парковый ансамбль был в основном сформирован. Полностью распланировали Нижний парк, прорыли Морской канал, отделали верхние палаты. Эрмитаж тоже был практически готов.

Фактически действовал и Марлинский дворец. Тогда же ввели в эксплуатацию 16 мощных фонтанов, для снабжения которых построили специальный 40-километровый водовод (автор проекта – инженер-гидравлик Василий Туволков).

На всем его протяжении расположили 18 водохранилищ общей площадью почти 100 га, в которых находилось более миллиона кубометров воды. Также построили деревянные галереи и павильоны, трельяжные ограды.

Каскады, фонтаны, террасы и аллеи украсили статуями, бюстами и вазами из самых разных материалов (дерево и алебастр, мрамор и свинец, позолота).

Наиболее заметные события в истории города

После кончины Петра I в 1725 году его детище стало приходить в запустение.

Петергоф, конкурировавший не только с Версалем, но и другими дворцово-парковыми ансамблями Европы, предало забвению ближайшее окружение императора.

Но благодаря императрице Анне Иоанновне, считавшей себя последовательницей Петра, в 1730 году строительные работы возобновились с новой силой и продолжались десять лет.

В тот период настоящим творцом Петергофа стал один из самых известных и талантливых русских зодчих М.Г. Земцов. Он взял на вооружение самые передовые художественные разработки парижских мастеров.

Перестроил некоторые здания и создал Мастеровой и Кавалерийский дворы: первый – для местных государственных крестьян, второй – для придворных служащих.

В результате планировка Петергофа стала более четкой и упорядоченной.

В 1747 году дворец решили перестроить. Согласно проекту архитектора Растрелли увеличили его центральную часть и пристроили два боковых флигеля. Их с Гербовым и Церковным корпусами соединили галереями.

В 1762 году приморская монаршая резиденция получает статус города и переходит в управление Дворцового ведомства.

К концу столетия появился Английский парк с великолепным пейзажем, а в парке – Английский дворец (авторы проектов архитектор Джакомо Кваренги и садовый мастер Джемс Медерс).

Статус одной из главных летних царских резиденций Петергоф сохранял вплоть до 1917 года. Здесь в основном проживали придворные служители, а также офицеры и рядовой состав лейб-гвардейских полков. Через год после Октябрьской революции императорские дворцы Петергофа стали музеями, по ним проводились экскурсии для рабочих.

Позже в корпусах, где прежде жила царская обслуга, открыли санатории, дома отдыха. В парках оборудовали площадки для детей, библиотеки, эстрады. В сентябре 1941 года Петергоф оккупировали фашисты, продержавшиеся в городе до января 1944 года.

Важно

За это время они разорили дворцы, расхищали и уничтожали художественные ценности, нанесли большой урон паркам, Эрмитажу, Монплезиру, каскадам, водоходным магистралям – все варварства нацистов и не перечислить.

В 1944 году Петергоф переименовали в Петродворец, так как немецкое название по понятным причинам стало тяжело восприниматься. Тогда же начались восстановительные работы, в которых принимали участие ленинградские архитекторы, скульпторы и целая группа реставраторов. Судьбоносным моментом в послевоенной истории бывшей резиденции стал 1947 год.

14 сентября на свое место перед Большим каскадом была возвращена позолоченная бронзовая скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва». В последующие годы Петродворец, словно птица-феникс, окончательно восстал из пепла, восхищая нас удивительной гармонией архитектуры, скульптурными композициями и, конечно, своими фонтанами.

Прежнее название – Петергоф – было возвращено городу в 1997 году.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Петергоф, расположенный в 29 км от северной столицы, это сплошь роскошные дворцы и богатые особняки, усадьбы и парки, пруды и фонтаны. Даже железнодорожный вокзал и тот не отличишь от дворца.

Все это бесценное великолепие с 1990 года объединил под своей крышей государственный музей-заповедник «Петергоф».

Тогда же дворцы и парки были включены в перечень охраняемых объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Через семь лет музей-заповедник включили в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 2004 году на карте города появились новые музеи – Музей императорских яхт и Музей велосипедов.

В июле 2005 года постановлением Правительства РФ Петергофу присвоен статус наукограда – как обладающему богатейшим научно-культурным потенциалом. В том же году в Колонистском парке открылись после реставрации Ольгин и Царицын павильоны.

В 2007 году появился Музей игральных карт.

Некоторые достопримечательности Петергофа

Большой Петергофский дворец. Прежде скромная царская обитель, а ныне основное здание в городском дворцово-парковом комплексе.

Его построили в 1714-1725 годах, а в 1745-1755 годах Елизавета Петровна перестроила его по модели Версаля. Обращенный к морю фасад имеет длину 268 метров.

В нем насчитывается около 30 залов, многие из которых парадные, богато украшенные и с позолотой.

Верхний сад. Его площадь – 15 га, его разбили еще при Петре I. В XVIII веке в саду появились фонтаны «Дубовый», «Нептун», «Межеумный», фонтаны Квадратных прудов.

В общей сложности в Верхнем саду и Нижнем парке действует 172 фонтана («Французский», «Пирамида», «Тритон», «Итальянский», «Адам», «Ева»).

Имеются 4 каскада: «Шахматная горка», «Большой», «Львиный», «Золотая горка».

Нижний парк. Представляет собой удлиненный треугольник площадью чуть больше 100 га, растянувшийся на 2,5 км вдоль берега Финского залива.

Совет

Состоит из центрального, западного и восточного ансамблей. В основе планировки, в которой соблюден принцип симметрии, две системы пересекающихся друг с другом лучевых аллей.

Основные аллеи парка либо выходят к заливу, либо «упираются» в фонтан.

Музей «Эрмитаж». Его двухэтажное здание строилось при Петре I и предназначалось для трапез царской четы и приближенных лиц, обеденные залы располагались на втором этаже. Парадная комната украшена полотнами европейских художников. Уникальный подъемный стол – гордость «Эрмитажа», он оснащен механизмом с системой канатов, позволявшим перемещаться его средней части.

Дворец Монплезир. Название с французского переводится как «мое удовольствие». Так называл его Петр I, и он был любимым дворцом царя. Находится в восточной части Нижнего парка, на берегу залива. Внешний облик и внутренний интерьер отличались строгостью и рациональностью. Ныне в Монплезире хранится первая в нашей стране коллекция работ европейских художников XVII-XVIII веков.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»: Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Разводная, дом 2.

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/petergof-petrodvorecz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector