Питерские дворы-колодцы: тайные и необычные места города

«Непарадный» Санкт-Петербург: дворы-колодцы

Санкт-Петербург – город-музей, которым поистине гордится вся Россия. Каждый житель этой большой страны мечтает побывать в нем. Не обходят стороной его и иностранцы.

Но не только красивыми музейными зданиями славится этот город, есть у него и свои загадочные места, например, питерские дворы-колодцы.

Они являются своеобразной изюминкой Санкт-Петербурга, ведь их история началась именно с него.

Историческая застройка

Возводя великий город, царь Петр I руководствовался западноевропейской манерой, поэтому все дома по его приказу возводились вплотную друг к другу. Зачем это делалось? Затем, что это позволяло построить больше зданий, заняв при этом малую часть земли.

Такая манера застройки и создавала замкнутое междомовое пространство, именуемые теперь петербургские дворы колодцы. Места получились довольно темные и мрачные. Нередко первые этажи домов в таких дворах были лишены окон, т.к. солнечный свет и так туда практически не проникал.

Это только добавляло мрачности таким местам.

Обратите внимание

Создавались питерские загадочные дворы колодцы также благодаря жадности владельцев земель, которые строили доходные дома. Они стремились построить как можно больше комнат на своем участке для наилучшей прибыли. Очень часто такие «гостиницы» представляли собой здания с привлекательным фасадом, за которым теснились остальные постройки.

История литературы также обогатилась благодаря дворам колодцам, образовавшимся в Питере. Великие писатели, такие как Достоевский и Гоголь, вдохновившись этими темными закоулками, сочиняли свои самые известные произведения. Многие судьбы рушились в глубине этих дворов как в написанных книгах, так и в реальной жизни.

Современная жизнь дворов колодцев

На сегодняшний день темная история необычной застройки в Питере очень привлекает туристов своей романтичной мрачностью. Питерские дворы колодцы расположены в исторической части города. Их очень много, но есть некоторые наиболее интересные, а поэтому популярные.

Двор ангела

Находится в самом центре Петербурга и имеет острую 5-ти угольную форму. Такое название получил потому что, находясь внутри и посмотрев наверх, любой человек может увидеть ангела. Попасть во двор можно через арку.

Чтобы рассмотреть ангела, необходимо разместиться в одном из углов этого места спиной, закрыв при этом глаза. После этого следует неспешно приподнять голову и раскрыть глаза. Говорят если не рассмотрели фигуру ангела сразу, то дальше пробовать нет смысла. А еще встав под аркой можно загадать желание.

Адрес: Невский проспект, 3

Дом кольцо

Полностью замкнутое круглое здание, построенное в XX веке купцом Устиновым для сдачи комнат. Сейчас это один из самых старых жилых домов, попасть во двор которого, возможно, только через подъезд. Когда-то здесь жили родители А.С. Пушкина.

Для того чтобы побывать внутри дома кольца можно снять здесь квартиру посуточно либо дождаться жильца и попросить его запустить вас.

Адрес: набережная Фонтанки, 92

Двор восьмиугольник

Находится на петроградской стороне города и имеет форму, напоминающую Мальтийский орден. Снаружи здания ничем не примечательны, зато внутри двор украшен металлическим деревом с птицей на ветвях.

Адрес: Малый проспект Петроградской стороны, 1Б

Двор духов

Мистическое место на Васильевском острове, которое не так просто найти. Бытует легенда, что называется, он так потому что здесь молодой Н.К. Рерих проводил спиритические сеансы. Поэтому до сих пор в этом дворе обитают духи, оберегающие Васильевский остров.

Существуют множество лживых дворов духов Спб, настоящий имеет окна только на трех окружающих его стенах. А попасть в него можно через арку со стороны проспекта, именуемого Большой. Там найти дверь с козырьком и домофоном, через нее попасть в подвальное помещение, а следом и в искомый двор.

Говорят, все что ни пожелаешь в этом месте обязательно сбудется, это касается даже самых невероятных задумок.

Адрес: Четвертая линия Васильевского острова

Двор дома графа Толстого

Дом выполнен по задумке Ф.И. Линдеваля, представлявшего эпоху модернизма. Представляет собой практически целую улицу. В его состав входят целых 3 двора, соединенных между собой арками.

Прогуливаясь в этом месте, вы как будто на время оказываетесь на Лондонских улочках. От улице Рубинштерна до набережной Фонтанки мы сможем увидеть красивые арки.

Самые внимательные исследователи знают о тайных дворах-колодцах, которые расположены с по обе стороны от главного проезда.

Адрес: Набережная р. Фонтанка, 54

Двор-колодец на Большом

Довольно привлекательное место, попасть в который можно со стороны набережной р. Карповка. Проход здесь сквозной и совершенно свободный, без каких-либо закрытых дверей и домофонов. Необычно здесь расположены окна, они подстраиваются под извивающуюся винтовую лестницу. Если посмотреть вверх, то можно увидеть шестигранник.

Адрес: Большой проспект Петроградской стороны, 10 — шестигранный двор-колодец.

Дом двора Бака

Дом на Кирочной был выстроен в начале 20 века. Фасад здания завлекает свое отделкой, но туристы предпочитают рассматривать внутренний двор. Квартиры, которые находились на лицевой части дома стоили дороже чем те, которые находились в глубине здания, поэтому предприниматели выстроили проходы от фасада к внутреннему дворику, тем самым повысив их стоимость.

Адрес: ул. Кирочная, д. 24

Двор Дома-утюга на Садовой улице

По задумке В.Шауба сам дом должен был быть очень богатым на декор, но заказчица из-за экономии отказалась от данной идеи, поэтому сейчас это здание привлекает только своей странной заострённой формой, которая повторяется и во дворе.

Адрес: Фонтанки наб., 199/Садовая ул., 128

Дворы Капеллы

От Мойки проезд нас проводит между жилыми корпусами в праздничный двор зала Капеллы. Именно тут находится Царский павильон, который выстраивали заново после Ленинградских бомбардировок.

Здание имеет клиновидную форму со времён Петра Великого. Сейчас в его дворе расположены кафе, мини-отель, а летом проводят бесплатные концерты.

Адрес: м. Невский проспект, Большая Конюшенная ул.

Существует еще много адресов дворов-колодцев в Санкт-Петербурге, и есть большая вероятность наткнуться на один из них просто прогуливаясь по городу. Основные направления поиска обозначены выше, по ним можно определиться с выбранным маршрутом.

Питерские, мистические дворы-колодцы, не такая явная достопримечательность города, как например, Петергоф или Зимний дворец. Но они привлекают даже самый замыленный глаз туриста и жителей города.

Отправляясь в путешествие по местам, где располагаются дворы колодцы Спб, туристам стоит знать, что жильцы домов часто не очень рады чужим, поэтому практически никогда не пропускают на закрытые площадки. Стоит очень постараться, чтобы незаметно прошмыгнуть в незапертую дверь подъезда.

Источник: https://spbinteres.ru/dvory-kolodcy.html

12 необычных дворов Петербурга

Рейтинг:  5 / 5

Двор духов, причудливые скульптуры, парящие галереи и цветущие сады — рассказываем, какие чудеса и секреты скрываются в тени петербургских домов. 

Дворик «Сен-Жермен»

Среди массива домов на Литейном проспекте скрывается один из самых удивительных дворов Петербурга. Здесь не найти причудливых арт-объектов, скульптур или цветных граффити. Жемчужина этого места — сад, появившийся тут в начале 20 века и чудом сохранившийся до наших дней.

Место: Литейный проспект, 46, станция метро «Чернышевская»

Двор дома Бака

Любителю архитектуры это здание явно приглянется: две галереи, парящие в воздухе на уровне второго и четвертого этажей – редкость для домов в Петербурге.

Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части здания. Что интересно, попасть во вторую часть можно только через эту галерею.

И немного из истории: доходный дом был построен в 1905 году архитектором Б. Гиршовичем для Ю. Б. Бака.  

Место: Кирочная улица, 24

Мозаичный дворик

Ничем не примечательный двор в какой-то момент начал буквально обрастать мозаикой на глазах у местных жителей. Стены, детская площадка, поребрики, скульптуры и даже детская площадка – все это сегодня украшено мозаикой из кусочков цветного стекла.

«Отцом-основателем» и идейным вдохновителем места стал художник Владимир Васильевич Лубенко, а работы помогали создавать его ученики.

Сейчас это место стало широко известно, сюда водят экскурсии, а туристы устраивают настоящее паломничество летом, что неудивительно — дворик действительно удивительно яркий и красивый.

Место: улица Чайковского, 2

Дворик филологического факультета СПбГУ

Внутренние дворы самого известного петербургского ВУЗа славятся своей необычностью и оригинальностью.

Но, пожалуй, самым интересным среди них является двор филфака: многочисленные скульптуры персонажей книг и сказок буквально заполонили пространство дворика, превратив его в настоящий сад диковинных фигур.

Кого здесь только не встретишь: задумчивый фавн, читающий книгу или знаменитый гоголевский Нос, пританцовывающий в пальто и шляпе — посмотреть будет на что.

Место: Университетская набережная, 11

Парижский дворик

Копия Эйфелевой башни высотой в пятиэтажный дом, легендарная Триумфальная арка, ворота французского метрополитена и даже стеклянная пирамида Лувра — один из дворов в новом жилом комплексе Московского района можно смело назвать уголком Парижа в Петербурге. Не хватает разве что шарманщика и чашечки кофе со свежим круассаном в уютном кафе — но в будущем возможно всё.

Место: проспект Космонавтов, 63, станция метро «Звёздная»  

Двор духов

Об этом месте ходит множество слухов и легенд. Не меньше в сети и вариантов адресов этого двора. Считается, что здесь исполняются заветные желания. Однако попасть сюда непросто: во двор есть два пути, каждый ведет через арку во двор дома, где придется преодолеть препятствие в виде двери с домофоном.

Счастливчикам, сумевшим пробраться в заветный дворик, потребуется встать на ковер (да, посреди двора лежит самый обыкновенный цветастый ковер), посмотреть наверх и подумать о своей мечте, попросив о ее исполнении.

Место: 4-я линия Васильевского острова, 5

Двор за домом Матюшина

Удивительный дворик расположен за не менее интересным домом: посреди стандартного питерского жилого массива находится деревянный домик-усадьба. История его такова: в 1912 года здесь поселился известный художник, основоположник русского авангарда Михаил Васильевич Матюшин.

Здесь бывал в гостях Хармс, а в 1942-1944 годах гостил выдающийся писатель Всеволод Вишневский, что спасло дом от участи большинства деревянных построек в блокаду — его не разобрали на дрова. После смерти писателя дом долгие годы стоял заброшенным, дважды горел и был буквально на волосок от гибели.

Читайте также:  Буддийский храм (дацан) в санкт-петербурге: фото, адрес

В 2006 году здесь открылся Музей петербургского авангарда. Пространство за домом украшает множество деревянных скульптур. Посетители легко узнают в них знаменитых «человечков» Малевича.

Место: улица Песочная, 10

Двор Академии Художеств

Полукруглый двор главного художественного вуза в Петербурге выглядит довольно таинственно: серый, мрачный, мощеный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Строгость композиции отчасти разбавляется памятником художнику Репину, который здесь учился.

Место: Университетская набережная, 17

Двор с домом Карлссона

Увидеть воочию знаменитый «домик на крыше», где проживал летающий непоседа, может каждый петербуржец. Благо, идти далеко не придется — дворик с необычной пристройкой находится в самом центре города.

Место: Набережная реки Фонтанки, 50

Двор с драконом

Посреди обычного городского дворика раскинулся огромный зеленый дракон. Мифическое чудовище разинуло пасть и будто готовится напасть на непрошенных посетителей места. К слову, цвет чешуи дракон менял часто: он был и синим, и даже кислотно-оранжевым, пока наконец не приобрел свой нынешний зеленый оттенок.

Место: 8 линия Васильевского острова, 23 (вход с Большого проспекта)

Шахматный дворик

В тени деревьев одного из питерских дворов раскинулась самая настоящая шахматная баталия. На огромной доске выстроились большие кованые фигуры. Ладьи и пешки, король и ферзь застыли в немой схватке, словно ожидая, когда невидимая рука сделает следующий ход.

Место: Загородный проспект, 28

Двор-восьмиугольник

Еще один колодец, поражающий своей геометрической формой: при взгляде в небо можно отчетливо рассмотреть восьмиугольную фигуру.

Место: Малый проспект Васильевского острова, 1Б

Источник: https://piteronline.tv/progulki/12-neobychnykh-dvorov-peterburga

Здесь живут дома-колодцы…

Признание
пользователей

Каждый год, вернувшись из очередной петербургской поездки, я разбираю фотографии, и снова вижу — Эрмитаж, Спас на крови, Петропавловку…

Да, это основные достопримечательности города, его визитные карточки, проходя мимо которых, невозможно удержаться, чтобы не сделать очередной снимок. Но всё вышеперечисленное — это ещё не весь Петербург, а кроме туристической мекки — Невского проспекта в городе много и других очень интересных улиц.

Вот по таким улицам я сегодня и предлагаю Вам прогуляться. Полюбоваться фасадами домов, заглянуть в петербургские дворы-колодцы, посетить уникальные парадные.

Важно

Но начну я всё-таки с весьма популярного места — перекрестка «Пять углов» на пересечение Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова.

Этот перекресток появился ещё в 60-х годах XVIII века. Архитектурный доминант здесь — доходный дом Иоффа, построенный в 1914 году. Ш. З. Иофф был богатым комиссионером, занимал верхний этаж дома, на других этажах жили не менее состоятельные люди, на первом — были магазины и даже кинотеатр.

Улицы в районе «Пяти углов» одна интереснее другой. Здесь можно бродить не один день.

Вот, например, улица Марата:

Здесь множество интересных домов с историей. Под номером 12 — Доходный дом семейства Фуфаевских, владевших зданием с конца XIX вв. и до революции. Знаменит этот дом тем, что здесь располагалась «Фабрика кинематографических лент» Дранкова.

Александр Осипович Дранков был человек незаурядным, сначала он стал модным фотографом, парламентским фотокорреспондентом европейских газет, а затем занялся новым в то время видом искусства — кино.

Дранков первым в России снял игровой фильм «Стенька Разин и княжна», а еще он первым снял на кинопленку Льва Толстого.

Парадная дома украшена фигурами атлантов:

Не менее интересна и улица Ломоносова. Под номером 14 — Доходный дом Г. Г. Елисеева.

Он знаменит парадной под названием «ромашка» и старинным лифтом. Купцы Елисеевы — одни из первых в Петербурге стали устанавливать в своих домах подъемные кабины. Вот и при строительстве этого здания в 1892 году средств они не пожалели и теперь винтовую парадную лестницу украшает вот такой лифт:

Совет

Шахта и двери всё ещё в отличном состоянии. В окнах лестницы сохранились старинные желтые стекла с рисунком. По задумке архитектора, при сумрачной дождливой погоде они делали освещение более теплым, «солнечным» и приятным глазу.

Елисеевы владели несколькими домами в Петербурге. В том числе вот этим на Набережная Фонтанки, 64:

Дом полный сюрпризов. Даже проходные арки украшены лепниной:

А еще он имеет несколько дворов. Во втором можно увидеть поилку для лошадей:

В парадной дома хорошо сохранилась лепнина на потолке (задача — найти львиц, поедающих фрукты):

изящные балясины кованных лестниц, витражные окна:

на подоконниках — орхидеи:

На улице Пушкинской невозможно пройти мимо дома № 20. Называли его — меблированный дом «Пале-Рояль».

«Пале-Рояль» изначально строился в 1875—1976 гг. как дом для приезжих. Первоначально эта была гостиница на 99 номеров. В «Пале-Рояле» жили работающие холостяки и «зимогоры» (наезжавшие в Петербург по делам на несколько дней).

Позже здесь селились литераторы. Среди них: Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький. С 1913 г. в «Пале-Рояле» неделями гостил Владимир Маяковский.

В «Пале-Рояле» щедро представлена была и богема артистическая. Главным персонажем был знаменитый Мамонт Дальский.

Он принадлежал к анархистам и закончил бы расстрелом в ЧК, если бы не погиб случайно под колесами трамвая летом 1918 г. В «Пале-Рояле» Мамонт жил в 1890-е.

Тогда к нему прибился никому еще не известный оперный актер Федор Шаляпин, проживший в этом доме два года и описавший гостиницу в знаменитой «Душе и маске».

Вся парадная в надписях:

Темы разнообразные. От «Каждый глоток я посвящаю своей печени» до вот таких:

А это уже Колокольная. Здесь под № 11 стоит просто удивительный, уникальный дом, именуемый в народе «Пряничным домиком» или «Домом из русской сказки»:

Первоначально дом был двухэтажным и принадлежал купцу Зимину. Фасад здания выполнен в неорусском стиле и напоминает нарядный терем. В 1899 году дом приобрел архитектор Н. Н. Никонов. Он надстроил еще три этажа и украсил фасад причудливой отделкой: шатровые кровли, многоцветная керамика и изразцы:

Хотите заглянуть внутрь? Легко! Двери, очень часто бывают открыты, а приветливые горожане помогут вам попасть внутрь и даже расскажут о своём доме.

Всё-таки люди в Петербурге необыкновенные — добрые и отзывчивые. Вот, например, в парадную дома № 26 по Загородному проспекту, мы зашли, чтобы посмотреть на сохранившийся фонарь на одной из лестничных площадок:

Обратите внимание

Из квартиры напротив, вышла пожилая дама, мы очень мило с ней побеседовали с ней об этом доме, построенном в 1882 году. Жил здесь некий купец А. В. Дехтеринский с супругой и шестью дочерьми. Купец, державший инструментальную лавку в Апраксином дворе, долго копил деньги на собственный дом, но, когда купил, прожил в нем, к сожалению, всего пару лет. Умер. Вот такая история о мечте.

Сейчас в этом доме коммунальные квартиры. В силу возраста, коммуналки я застала. Некоторые мои школьные подружки проживали в таких квартирах и как там всё устроено я знаю. Но Питерские коммуналки — это что-то особенное. Вот он истинный дух Петербурга! Темные, узкие, сужающиеся коридоры, чуланы с грудой старья, сохранившиеся печи:

И, наконец, коммунальная кухня:

Какой колорит, согласитесь?

Но вернёмся к парадным. Только побывав в них, понимаешь, почему петербуржцы говорят «парадная». Язык не поворачивается произнести здесь банальное слово «подъезд». Заглянув в старые парадные, вы увидите лепнину, мраморные и мозаичные полы, кованые перила лестниц и даже камины.

В моей коллкции уже десятки парадных, но разве уместишь их в один рассказ?..

Однажды я побывала на совершенно потрясающей экскурсии по парадным и с тех пор понеслось… Теперь, когда я вижу открытую дверь, уже не могу удержаться, чтобы не заглянуть внутрь.

В сети даже есть такое направление: «шарюсь по парадным». Но чтобы знать куда идти, лучше предварительно поискать информацию в интернете об интересных парадных и дворах.

Откуда же появилось это слово «парадная»?

Основную застройка центральных петербургских улиц составляют доходные дома. Это многоквартирные жилые дома, которые строились для сдачи квартир в аренду. В доходном доме можно было снять как целый этаж, так и отдельную квартиру. Нередко арендаторы квартир затем сдавали комнаты и даже «углы» в ней в субаренду.

Квартиры в таких доходных домах располагаются вокруг лестничной клетки, коридора или галереи. Каждая квартира, как правило, имела два выхода: парадный и на черную лестницу. Делалось это для того, чтобы какая-нибудь важная дама в кринолине не столкнулась на лестнице с кухаркой или другой прислугой.

Черной лестницей пользовались и жильцы, которые снимали скромные квартиры и «углы». Выглядели они примерно так:

Важно

Но иногда на черной лестнице совершенно неожиданно можно увидеть вот такое украшение:

Парадные подъезды (отсюда и название «парадная») предназначались лишь для состоятельных жильцов. Мраморные полы, ковровые дорожки, лепнина:

Богато украшенным был и парадный фасад доходного дома, выходящий на улицу:

Во внутренних дворах-колодцах мрачно и темно из-за недостатка света. Здесь в наибольшей степени ощущается Петербург из романов Достоевского. Кроме дворов, есть еще и глухие световые колодцы, куда не ведут двери. Лишь окна из кухонь или кладовок. В такой световой колодец можно попасть только из дома, сюда нет входа даже из двора.

Такими доходные дома были до революции. А потом — длинные коммуналки, обшарпанные двери и увядающие парадные. Всё это можно увидеть и сейчас:

На улицах Петербурга дома тесно примыкают друг другу. Земля в городе была дорогой, домовладельцы старались застроить весь свой участок, отсюда такая плотность застройки. Дома, флигели, хозпостройки соединялись друг с другом, образовывая дворы-колодцы.

За роскошными фасадами домов многие не замечают эту очень важную часть города. А ведь дворы Санкт-Петербурга — это уникальное явление. Они давно стали одним из символов города. Каких только нет: прямоугольные или круглые, просторные или совсем узкие, с граффити, мусорными баками, развешенным бельем или ухоженные и зеленые:

Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге сохраняют ни с чем несравнимую архитектуру города и остаются немыми свидетелями прошедшей эпохи.

Есть очень красивые дворы, как, например, в Толстовском доме. Он расположен по адресу наб. Фонтанки 54 (ул. Рубинштейна, 15–17) и занимает целый жилой квартал с великолепной внутренней планировкой. «Толстовским» этот доходный дом называют по фамилии его владельца — графа Михаила Павловича Толстого.

Совет

Проезды с Фонтанки и Рубинштейна оформлены высокими тройными арками ренессансного типа. Дом имеет 3 двора-колодца с арками, украшенными лепниной и фонарями.

Каждый двор имеет свою атмосферу и хранит свою историю. А еще легенды, загадки, тайны… Дворы скрывают от посторонних глаз удивительные, порой мистические места.

Вот, например, Ротонда на Гороховой, 57:

Этот дом с портиком на главном фасаде был построен в 1780—1790 гг. для купца Яковлева. В 1856 году в угловой части здания была сооружена круглая лестница («ротонда») с верхним освещением, ставшая особой приметой этого здания. Попасть сюда можно со двора.

(На двери указан телефон, по которому необходимо позвонить и вам откроют. Вход платный, но чисто символический).

На первом этаже — вестибюль с шестью колоннами, на втором — лестница плавно огибающая ротонду, на третьем — вертикали пилястр, завершающиеся куполом.

По легенде, «Дом с ротондой» был местом встреч петербургских масонов, где они проводили ритуал посвящения. Позже Ротонда стала культовым тусовочным местом для молодежи 1980–1990-х гг.: здесь собирались бунтари и неформалы, хиппи и рокеры.

Бытует мнение, что Ротонда обладает паранормальными свойства, вплоть до возможности выйти в четвёртое измерение. А еще говорят, что если правильно сесть на ротондовском тупичке, то можно увидеть тень от седьмой колонны, а ведь их всего шесть. Кроме того, есть поверье, что по лестнице Ротонды в Петербург спустился сам Дьявол. Одним словом, мистикой и легендами это место преисполнено.

Читайте также:  Новогодний питер 2019-2019: лучшие места для фото

Как и «Двор духов» на Васильевском острове. Двор, расположенный по адресу, который нельзя произносить вслух. Да-да есть и такая плохая примета. Из-за этого возникает путаница в адресах, кто-то говорит, что это и есть «Двор духов», а другие скажут, что это вовсе не он. Таинственный двор постоянно меняет свой адрес и словно ускользает от тех, кто пытается его найти. Но я вам подскажу:

Вот так выглядит фасад дома, в котором и расположен один из самых маленьких дворов-колодцев. Легенда гласит, что когда-то в этом дворе из окна выбросилась женщина и теперь её дух благоволит всем, кто сюда приходит. Если, подняв голову, посмотреть на небо за железной решеткой и загадать самое заветное желание, то оно непременно сбудется.

Обратите внимание

А еще считается, что двор открывается только тем, кому действительно это нужно. Мне двор открылся, но загадывать заветные желания совсем не хотелось.

Оказавшись в мрачном каменном мешке, мне стало жутко и единственное, чего хотелось это поскорее отсюда выбраться.

Высокие серые стены с крохотными окнами давили своим равнодушием и непобедимостью, воздуха не хватало, и отчаянно хотелось бежать прочь. К яркому согревающему солнцу и голубому высокому небу.

Кстати, о небе. Вы замечали, что небо в дворах-колодцах особенное? Поднимаешь глаза и получаешь в подарок его маленький кусочек. А еще оно будто бы обрамлено картинной рамкой, порой очень даже замысловатой формы:

Это был рассказ о Непарадном Петербурге, но возможен ли город без привычных классических достопримечательностей? Я первая скажу: Нет! Потому что я никогда не смогу отказать себе прогуляться по многоликому Невскому проспекту или по ночной Дворцовой набережной, в несчётный раз полюбоваться памятниками архитектуры и знаменитыми мостами.

Я лишь призываю вас не ограничивать себя, и тогда вы непременно увидите что-то новое, интересное, занимательное. Не бойтесь свернуть с проторенных туристических троп, заглянуть за угол, во двор, парадную.

Пройдитесь по узким петербургским улочкам, заблудитесь в лабиринте проходных дворов, полюбуйтесь на роскошные фасады доходных домов, загляните за закрытые ворота и запертые двери, поднимитесь по парадным и чёрным лестницам, взгляните на город с высоты питерских крыш. Ведь Петербург — город неисчерпаемый, и самым смелым и любознательным он непременно приоткроет свои тайны и преподнесёт приятные сюрпризы.

(При подготовке рассказа использованы материалы с сайтов интернета. В названии — строка из песни группы «Пикник» — «Здесь живут дома-колодцы»).

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_23141

Санкт-Петербургские дома и дворы *

Старый Петербургский дом

Александр Егоров 6 Кариатид недвижный взгляд, Скрывает тайное страданье, Они над городом парят, Как прошлых дней напоминанье.

Фасад обшарпан, дом больной, Подъезд парадный позабылся, Судьбу, хранит он за собой, С эпохой, нынешнею слился. Гардин не видно у окон, На стенах старых, ночи блики И тень забвенья, в доме том, Рисует, запустенья лики.

Лишь призрак дамы по стеклу, Мелькнет в полночное мгновенье, Да, дождь осенний, на ветру, Как, дамы той — прикосновенье.

Питерские проходные дворы

Александр Соломатин

Вы — навек знамениты — Проходные дворы. Вас любили бандиты, Обожали ворЫ. Зазевался прохожий Тёмной ночью — держись… Хорошо, если — в рожу, Чаще — деньги и жизнь. ВременнОе пространство — Вы, как путь в иной мир. Как дороги для странствий, Маяки чёрных дыр.

Важно

Здесь проблемы решались В девяностых годах. Здесь — всё то разрешалось, Что — нельзя на глазах… Нынче — все перекрыты, ВоротА — под замком. И от глаз чужих скрыты, Не проскочишь тайком… В память врежутся прочно (Той далёкой поры) Очень жуткие — ночью — Проходные дворы…

В литом уюте питерских домов…


Валентин Молчанов В литом уюте питерских домов Хранит пространство тишину парадных, Изыск имперский, стыль времён блокадных, Калейдоскоп изменчивых веков… Здесь стены в гобеленах помнят звон гвардейских шпор, Роскошество балов за кованой оградой… Сокрыт тот мир монументальной балюстрадой, Разъятый Петроград глядит сквозь вычурный фурор… И растекается волной по площадям, По лабиринтам коммунальных буден, По Невскому, что вечно многолюден, По пустоте дворов, изящнейшим мостам… В нём на века перемешались все слои, Сплелись в единое кружащее движенье… Струится блюзом моросящим вдохновенье И сфинксы стерегут сокровища свои… Зима провоет вьюгой, минет ледоход, Дождями отшумит береговой гранит… Но навсегда величье Духа сохранит Туманный Город, что распахнут в Небосвод…

Проходные дворы

Ветер Иллюзий

Блики, иллюзии, искры, Нервы, молчанье, озноб, Прелести кухонной жизни, Серость остывших полов. Шумы коммунальной квартиры, Запертый воздух навек, Толстые стены и мысли, Окна которых здесь нет. Дворик — 14 метров, Неба квадрат высоко.

Кажется это мой город, Кажется мне тут легко: Дышится, мыслится, спится, Хоть я замёрз до костей. Житель холодной столицы, Владелец безумных идей. Прогулка в пустой подворотне, Выход в соседний квадрат, Кажется где-то тут Невский, Думы тревожно летят.

Арки и мёртвые окна, Дворы проходные кругом — Запутанный мир в лабиринтах, И я блуждающий в нём.

Наши питерские дворы

Виктор Ратьковский

Дворов замызганных колодцы и трещины у серых стен , и дверь, как будто бы в коросте, и только снег упал и бел. Тоскливый сумрак, хмуро утро, Работа, вновь иду с тоской, И папка так в руке раздута, Читала, что б им упокой. А где-то платье от Габано, И от Версачи сапоги, Идут красотки по Багамо, А тут заплачешь от тоски.

И звон трамвая, где Литейный, Я представляю ту толпу, Что давит плащик мой смятенный, И нитка, ту, что оборву. Извозчик, где же ты, извозчик, И жемчуга, шальной тюрнюр, И в муфте щёлкнувшие кости, Вот шутит этот балагур. Эх, промелькнувшее виденье, Красивой жизни здесь и там, Пойду опять в своё круженье По нашим жутким этажам.

Старый петербуржский двор

Вита Савицкая

Старый петербуржский двор… Двор — затменье…двор — колодец… Двор — ущелье..среди гор… Маргинал…изгой…уродец… Солнца луч…лишь иногда… Вдоль стены…как вор…крадётся… И растёт…лишь лебеда… Ей почти…не нужно солнца… Двор — тупик…и двор — тавро… Опечатка и.. запинка… Только знаешь…и в него…

Петербургские дворы

Владимир Плющиков

В Петербург заглядывает лето Сквозь июнь — минутностью жары. Я бегу от солнечного света В наши затенённые дворы — В проходные, с беспокойным эхом, Постоянным, как морской прибой, С неизменной маленькой прорехой Высоко, над самой головой.

Совет

Ни афиш заезжего кумира, Ни машин — исчадья городов. Тут слышна оторванность от мира В беспокойной гулкости шагов. Не ищите красоты фасадов, На фасадах только имена. Бывших Петербурга, Петрограда Во дворах ютятся времена. Все, как прежде — тот же свет, и тени.

Времена навек заточены В полустертых каменных ступенях, В кирпичах и трещинах стены. Плачет ветер тоненьким дискантом Высоко, взволнованно, навзрыд.

Жду, когда уставшие Атланты Поведут босых кариатид Отдохнуть от солнечного света, От нескромных взглядов и жары, Посреди рассерженного лета В наши Петербургские дворы…

Дворы-колодцы. Ода Питерским дворам

Елена Коли

Оставь парадный Петербург, Гранит Невы холодной, Пойди к Коломне Иль туда, куда течёт канал Обводный. Вокруг Сенной ты погуляй, Сходи к Адмиралтейству. Ты Петербург другой познай — Обыденный , житейский. В дворы-колодцы загляни В них Петербурцев поколенья Проводят годы, ночи, дни В трудах, в мечтах, в любви, в терпеньи.

В дворах-колодцах жизнь течёт Не видимая миру В одном из них поэт живёт — И им он дарит свою лиру. Тебя, великий Петербург, прославили поэты Дворцов, соборов и мостов прекрасны силуэты.

Но есть и скромный Петербург — трущёбный, обветшавший От благ прогресса, суеты почти на век отставший Туда не заглянёт турист — Зачем ему дворы-колодцы, Когда есть Зимний, Петергоф, Исакий, Невский, Биржа, Ростры?! А я ценю твои дворы И в дождь, и в зной, зимою в вьюгу Отражена в них, как в воде, История Санкт-Петербурга И я хочу, чтоб город жил, Рос, хорошел и развивался. И чтоб берёг свои дворы, И с ними чтоб не расставался Мосты разводят над Невой, Сверкают купола в закатном солнце И обожать я буду город мой И в триста десять лет и в триста девяносто! Иду домой минуя я Бугры мостов, Сенную площадь, И вслед звенят колокола Мне с колокольни у Никольской На колокольне той часы Век Петербурга отмеряют К трёхстам годам и десяти Их стрелки тихо подползают Для человека — это срок, А для Вселенной — лишь мгновенья… Виват-виват, Санкт-Петербург Любимый город, с Днём Рожденья!

Ах, эти питерские крыши!

Ирина Ершова 56

Ах,эти питерские крыши! Они довольно знамениты, Дождями севера омыты. Там по особому ты дышишь. Попасть туда не очень просто, Но с высоты вид впечатляет, Поволноваться заставляет. Там чувствуешь себя подростком.

Туда идут за наслажденьем, За видом классного заката, Когда все крыши им объяты. Кто-то идёт за вдохновеньем. Там можно назначать свиданья, А летом даже загорать, Пикник устроить и мечтать… Чтоб на всю жизнь воспоминанья.

Дворы-колодцы

Ирина Ершова 56


Дворы-колодцы, Как это мило! Но жить, наверно, В них так уныло. В дворе-колодце Кусочек неба Со странной формой Висит нелепо. И в центре Питера Есть вереницы Таких дворов, Где нет границы. Где взяв с собой За руку спутницу, Можно квартал пройти, Не видя улицу. Проходит время, В дворах-колодцах Стоят машины, Не видят солнца. Их баки с мусором Заполонили. Дворы-колодцы Закрыть забыли. Здесь всё как прежде И окна даже Все друг на друга Взирают также. Немым свидетелем Они являются. Эпохи прошлой в них Дела скрываются.

Необычные питерские дворики

Читайте также:  Достопримечательности и история сенной площади в спб

Ирина Ершова 56

Обратите внимание

Питерские дворики разные такие. Страшные до коликов, круглые,прямые. Вот дворы,в которых есть мистика,легенды. Вспомнишь ненароком здесь страшные моменты. Хочешь отдохнуть душой — в дворик дяди Стёпы. Двор достаточно большой, клумбы в нём и тропы. Хоть в Москве он постовой-в Питер приезжает. У него над головой светофор мигает.

В центре города есть двор-живопись на стенах И куда ни бросишь взор, всюду сказок сцены. Дворик Ангела в нём есть, двор-колодец это. Ангелов встречают здесь и зимой и летом. А в египетском дворе статуи и сфинксы. Узнавать в нём детворе южную столицу. Даже есть двор со станком, двор «Камчатка Цоя». Можно зайти вечерком, слушать песни стоя.

С Эйфелевой башней двор,есть дворик с драконом, Где раскрашенный забор,с аистом,с ротондой. Шахматные дворики, дворик с Колизеем, Двор, где много гномиков, мы в таких добреем. Дворик с трубочистом есть, мозаичный дворик. И таких дворов не счесть, в каждом из них дворник. Петербургские дворы-города история. Это целые миры,а не бутафория.

Одно из питерских чудес /Толстовский дом

Ирина Ершова 56

Толстовский дом- Одно из питерских чудес. Снаружи дом как дом, Кругом такие есть. Проходишь через арку, Идешь, идешь, идешь… И лишь, пройдя весь двор, В чем фишка ты поймешь. Двор длиннОй с улицу, Изогнутый такой, С фонтанами и арками, Совсем крутой. Идешь и нет конца… И вдруг, как сквозь портал Внезапно выбросит Тебя в другой квартал.

Зашел ты с Рубинштейна, А вышел на Фонтанке. Не стОит заходить, друзья, Сюда по пьянке… Киношники дом этот Всегда любили. Вы «Вишню зимнюю», Надеюсь, не забыли. Это просто чудо, Замкнутое внутри. Найдется время — Зайди и посмотри. Двор этот бУдит Фантазию у нас. В него захочется вернуться Еще не раз.

Петербургские старинные фонари

Ирина Ершова 56

От сумерек до самой до зари Наш город освещают фонари. Вы не подумайте,что газ Там в фонарях горит для нас. Нам с вами очень повезло, То время навсегда ушло.

В старинных этих фонарях Есть электрический заряд. Будто добрый волшебник-маг, Ток в железный столб вдруг проник. Был закончен фонарный мрак, Оживил ток их в тот же миг.

И теперь фонари кругом Освещают и мост и дом…

Питерский дворик

М-Рута

Питерский двор обязательно с кошкой, Звуки рояля летят из окошка, Клумба с цветами скосилась на бок, Квадратное небо, тупик-закуток. Арка украшена старой лепниной, Кто — на рояли, кто — на пианино, Окна открыты и кто-то поёт, Голубь вдоль дома лениво бредёт.

Важно

Жёлтые стены, железные крыши. Узкие окна кажутся выше. Старые двери тёмных подъездов Тайны хранят: кто живёт, кто проездом. А у парадной, конечно, старушка, В доме имеет одну комнатушку. Очень сурово следит за порядком, Будто владеет не комнатой — замком.

В клумбу цветы садит каждое лето, Свято хранится традиция эта. Дворик живёт тихой жизнью своей Вдали от проспектов и площадей. Редкий прохожий — нечаянный зритель, Старого дворика ты посетитель. Так же и я, Петербургом любуясь, Свернула во двор с переполненных улиц.

Доходный дом

Наталья Апрельская 66

Доходный дом — типичный вариант Архитектурных питерских сюжетов. Любой фасад, как старый фолиант, И не раскроет нам своих секретов.

Здесь этажи — подобия страниц, Где всякий год вносил свои поправки: Менял число и расстановку лиц, Считал урон, учитывал прибавки. Здесь каждый был любой погоде рад, Встречал рассвет, спокойно ждал заката.

Но всё скрывал изысканный фасад. Да и теперь скрывает, как когда-то.

Мелодии домов

Наталья Апрельская 66

Вы слышите мелодию без слов, Рождённую фасадно и настенно, Что сложится в симфонию Вселенной, Покинув город в сорок островов*.

Где выдержан классический канон, Но ветрены ажурные балконы, Где хором распевают маскароны В органной многотрубности колонн.

Где слаженно звучанье балюстрад, И дивными этюдами лепнина Собою украшает исполина — Высокий многооконный фасад.

Питерские серые дворы…

Оля Малаховская

Питерские серые дворы — Гулкие бездонные колодцы С лужицами в выбоинах и С солнцем, отразившемся в оконцах.

Совет

Анфиллады проходных дворов, Гроздья лифтов, в воздухе парящих, С роскошью растреллевских дворцов Спорящий до нежности щенячьей. Настоящий …, мнимый …

и — родной, Принимая все твои изъяны, Я, всю жизнь связавшая с тобой, Не трезвея, пребываю … пьяной …

Петербургские колодцы

Павел Галачьянц

Петербургские «колодцы»… Здесь — вступаю в век иной. Не пройдёт чужак без лоций, Даже зная адрес мой. Ночью — сыро и тоскливо, А ещё — темно и зло… Из окошек некрасивых Вечно смотрят сквозь стекло… Из двора в дворы — проходы.

Мутны лужи под ногой И коты — одной породы, Самой лучшей — «бочковой»… В нишах — мусорные баки, У которых, сворой злой, Спят бродячие собаки. Обойти бы стороной! Льются запахи из кухонь: Щей и жареных котлет.

Верно, где-то молодуха, Приготовила обед… А ещё — в квадрате небо, Словно сшито из дождей И в кормушках — крошки хлеба Для залётных голубей.

Проходные дворы

Светлана Шаляпина

Дворы проходные, сквозные проходы, Ведущие вдаль, за черту, за пределы Знакомого мира — как будто бы брода В бездонном пространстве душа захотела. Дорога из прошлого — пусть в неизвестность, Из замкнутой тверди прорыв как спасенье — Туда, где не ждут, где иная окрестность, Где случай, быть может, подарит везенье.

Судьбы вариант — лабиринт неизведан, Придуманный с умыслом, скрытым размахом. Его одолеть — улыбнуться победам Над ленью, привычкой и собственным страхом.

В колодцах-дворах, где душе неуютно, Ищу тайный ход — вдруг он мне предназначен? И, спутав следы, верю в эту минуту: Уйду от погони, настигну удачу!

Старый питерский дворик…

Татьяна Сытина

Обратите внимание

Старый питерский дворик — пристанище жизни взволнованной, Ты меня поскорей от проблем надоедливых спрячь, Поутру переполненный птичьим ликующим гомоном И восторженным криком мальчишек, играющих в мяч. Улыбаются окна, дождем торопливо умытые, На ухоженных клумбах ковром зеленеет трава.

И глядят на меня неподвижно глазами гранитными, Будто вечные стражи, четыре задумчивых льва. Я бреду по дорожке, мощенной бордовым песчаником, В теплых лужицах майских игриво шалят воробьи… Старый питерский дворик, ты — пристань усталого странника, Я всегда возвращаюсь в объятья родные твои.

Проходные дворы



Юлиан Фрумкин-Рыбаков
Проходные дворы не имеют лица своего, Проходные дворы друг на друга похожи. Их проходят насквозь. Нет, вернее всего, Их проходят навылет десятки и сотни прохожих, Что спешат по своим неотложным делам И хотят, о, наивные, выиграть время, Будто время, как вещи, лежит по углам И пылится на полках, забытое всеми. Проходные дворы — это общее место страны: Ни лица, ни ухода. ни власти, ни сметы… Проходные дворы, это арки такой толщины. Что заходят в них люди, и где они? Нету ответа. Проходные дворы населяют различные СМУ, Проходные дворы населяют забытые люди, Баки с мусором, кошки и мышки, кому Ничего не несут на серебряном блюде. Только эхо шагов. Непристойные надписи. Мат. Крик животный, бессвязный из грязных окошек… Здесь так любят, живут, пьют, дерутся и скудно едят… Проходные дворы время копят, его собирая с прохожих…Питерские дворики…

Юрий Смольянов-Янсон


Питерские дворики ДонЕльзя узкие. Чугунные заборики, Скверики с ладошку. Знают только русские И ценить умеют: Мелочь неприметную, Штукатурки крошку. «Завиток на стенке, Эка невидаль», — Скажет кто-то чуждый Питеру и нам. Я по миру ездил, Лучшего не видел. Испытал здесь счастье С горем пополам. Питерские дворики Нам родными стали. Как бы ни старались, Нам их не забыть… Время призовет нас В поднебесье дали. Мы уйдем, а город Будет дальше жить!

Вечер. Петроградка


Юрий Со

Вечер. Жёлтые стены домов. И украдкой солнце сквозь тучи крадётся над Петроградкой. В арке жмётся к решётке редкий прохожий. Проходные дворы, цвета старческой кожи, с черно-синими пятнами матовых окон, за которыми каждый – герой или кокон для героя. И то, и другое не важно. Живи здесь сто лет, эти «колодцы» не ваши. Вечер. И отпадает от стен штукатурка.

Глухие дворы и каждый, как будто шкатулка та, в которой никем не уложены вещи. Зияют они, то горестно, то зловеще. И старуха с шитьём из застиранной рвани сидит у окна, как продолженье герани. Жухлые стены, как продолженье старухи, обрубками труб тянут дырявые руки в небо, где солнце вспышкой бесшумной и краткой тащит себя через тучи над Петроградкой.


Двор на Петроградской


Юрий Со

Идти дворами и остановиться вдруг, заслышав стоны мусорного бака. Я знаю. У попа была собака. Собаки нет. Но есть в окне паук. Поежиться. Надев на нос очки, вглядеться в стены дома цвета теста, нюхнуть амбре из темного подъезда, в котором смешаны «Шанель» и кабачки. А под ногами, словно мелкий шрифт, для голубей рассыпанное просо. И разминая пальцем папиросу, заслушаться как воет старый лифт.

Стоять. Бояться. Или оглядеться. Пожаловаться бабке на дожди. И слушать как струятся впереди по водостоку шорохи из детства. Взойти на лестницу и вспомнить имена, и лица, долгих ожиданий тряску. Там где экземой шелушится краска, не разглядеть свои же письмена. От солнца двор поставлен на попа. Пунктиром окна убегают к свету. Я тут стою. Хотя меня здесь нету.

Как нет собаки больше у попа.

Источник: http://veravverav.blogspot.com/2017/05/blog-post_14.html

Ссылка на основную публикацию