Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Главное сооружение Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения.

Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами.

Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов.

Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.

Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента.

В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».

Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился.

Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт.

Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические.

При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов.

Выше его только современная телевизионная башня.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор в Петербурге.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».

Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России».

Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол.

В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью.

Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы.

Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира.

Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор интерьер.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок».

Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла.

У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император.

Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей.

Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина.

Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет.

После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже.

Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями.

Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Читайте также:  Строительство особняка М. Кшесинской

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре.

И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом.

Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5—6 тонн.

Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г.

была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

Петропавловский собор в советское время.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей.

Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге.

Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена.

Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в.

по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое.

Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Усыпальница в советское время.

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г.

, после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты.

Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г.

рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами.

Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.

Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!

Деревянная церковь

Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.

Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.

Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.

Каменный Петропавловский собор

В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.

Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.

По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.

Высотная доминанта

Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.

С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.

Усыпальница коронованных особ

В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.

После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.

Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.

Усыпальница близких родственников императоров

В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.

К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.

28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.

Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга

Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.

Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.

Автор ангела

А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.

Читайте также:  Radisson sonya - отель 4 звезды, созданный по мотивам достоевского

Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:

фигура длиною 7 футовъ английских (~ 2 метра 13 см.)

Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.

Бури против ангела

В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.

Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.

Легенда о мастере и «щелчке» под скулой

По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо.

Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов.

Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.

Ангел во время войны

Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.

Освящение ангела и капсула с посланием

Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.

Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Петропавловский собор. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Первая деревянная Петропавловская церковь на месте будущего собора была выстроена в 1703–1704 годах. Она запечатлена на целом ряде изображений, впрочем, не всегда похожих друг на друга. Церковь имела крестообразный план и была увенчана шпилем, которому отвечали два малых шпиля над башенками по углам западного фасада. Современники связывали архитектуру церкви с «голландским стилем».

Новый каменный собор был заложен в 1712 году, но к его строительству приступили только два года спустя. По указанию Петра I сооружение собора началось с колокольни. Уже в 1717–1718 годах на колокольню был поднят и установлен 25-метровый шпиль. Несколько медленнее возводилось основное здание собора.

Деревянная церковь Петра и Павла оставалась на своем прежнем месте внутри поднимавшихся стен, и только в 1719 году, когда стало необходимым возвести внутренние пилоны для опоры сводов, ее разобрали и перенесли на Городовой остров.

Сведéние сводов, а также сооружение барабана и купола над ним было завершено в 1727 году.

https://www.youtube.com/watch?v=EiOMPbJzFXI

Несколько лет продолжалась внутренняя отделка собора. Его торжественное освящение состоялось в июне 1733 года.

Собор сильно пострадал от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии. При восстановлении собора был создан новый каменный купол в восточной части, а высокая кровля с двойным переломом заменена простой двускатной.

В 1770-х годах колокольня собора была отстроена заново от второго яруса, ее высота была увеличена при сохранении прежнего архитектурного стиля.

В середине XIX века деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, в результате чего его высота вновь увеличилась, достигнув 122,5 метра.

Прямоугольный в плане собор представляет зальную базилику. Его западный фасад в своем нынешнем виде являет результат многочисленных переделок.

Первоначально в нижних двух ярусах он воспроизводил структуру фасада знаменитой церкви Иль Джезу в Риме, хорошо известной Трезини, а колокольня несколько отступала от плоскости фасада. Верхняя пара волют колокольни отсутствовала, входной портик имел иную форму.

Современный вид западный фасад приобрел во 2-й половине XVIII века: колокольня после перестройки слилась с ним в единую плоскость, декоративная отделка была значительно изменена и упрощена. Лучше сохранился восточный (алтарный) фасад.

Интерьер собора расчленен пилонами на три нефа равной высоты. Своды украшены росписью и лепниной. Достопримечательностью собора является грандиозный резной иконостас, выполненный в 1722–1727 годах в мастерской московского зодчего Ивана Зарудного по рисункам Д. Трезини.

С начала XVIII века собор служил усыпальницей русских государей.

Здесь похоронены российские императоры — фото-экскурсия по Петропавловскому собору

Петропавловский собор в Санкт-ПетербургеПетропавловский собор в Санкт-Петербурге

Без посещения Петропавловского собора в одноименной крепости в Санкт-Петербурге не может обойтись ни одна поездка в город на Неве.Собор — это одновременно подлинный памятник архитектуры петровского барокко, мемориал русской воинской славы XVIII века, первый кафедральный собор города и главная усыпальница Российского императорского дома.

Главный фасад, выходящий на Соборную площадьГлавный фасад, выходящий на Соборную площадь

Собор построен в стиле петровского барокко. Пышный декор и причудливые орнаменты – это наиболее характерные его черты.

Колонны внутри собора разделяют все пространство на три нефа (то есть продольных коридора). И колонны, и пилоны кажутся мраморными, но на самом деле они лишь выкрашены под мрамор.

Кстати, такой способ их оформления был выбран неслучайно – иллюзорность присуща барокко.

Колонны лишь раскрашены под мраморКолонны лишь раскрашены под мрамор

На потолке собора размещены большие стеклянные люстры. В одной из люстр даже сохранилось подлинной стекло XVIII века

, в той, что находится ближе всего к иконостасу.

Стены собора украшены знаменами, в XIX веке число знамен здесь доходило

до полутора тысяч! Еще здесь находились другие военные трофеи – оружие, а также ключи от европейских городов — Варшавы и Парижа.Внутреннее убранство собора, стены украшены знаменамиВнутреннее убранство собора, стены украшены знаменами

Интересна очень необычная для православного храма кафедра священника Петропавловского собора. Кафедру украшает деревянная скульптура, изображающая святых Петра и Павла, а также четырех евангелистов.

Кафедра для проповеди в Петропавловском собореКафедра для проповеди в Петропавловском собореКафедра для проповеди в Петропавловском соборе

Уникален иконостас собора. Он имеет форму триумфальной арки — символ победы России в Северной войне

. Иконостас выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы.

Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

Уникальный резной иконостасУникальный резной иконостасИконы в иконостасе подобраны таким образом, что имена святых соответствуют именам российских императоров, здесь похороненных. Так, например, ближе всего к могиле Петра находится икона апостола Петра. Внутри Петропавловского собораВнутри Петропавловского собора

Но для нас наибольшую ценность имеет то, что Петропавловский собор — это прежде всего то место, где похоронены почти все российские императоры.

В недостроенный еще собор, 8 марта 1725 года было перенесено тело почившего 28 января Петра Великого. Внутри собора, по проекту уже знакомого нам Трезини, была сделана временная деревянная церковь.

Туда, с пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба плотно закупоренных гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

Летом 1727 года там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I, умершей 6 мая.

Лишь в 1731 году императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги.

В течение XVIII — первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. Остальных членов императорской семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах.

Захоронение Петра IЗахоронение императрицы Екатерины I, жены Петра I.

Вдали за ней слева направо: захоронения императрицы Екатерины II, Петра III и Анны ИоанновныЗахоронение императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I

С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII веке, как и ранее, коронованных особ хоронили в сороковой день (исключение составили лишь похороны императрицы Екатерины I). В XIX веке это правило не соблюдалось.

Читайте также:  Фото Эрмитажа в Санкт-Петербурге (75 фото)

Надгробие с могилы императрицы Екатерины IIНадгробие с могилы императрицы Екатерины II

В XVIII — первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне.

Захоронение Александра I (во втором ряду)Могила Павла I и Николая IЗахоронение Александра I (во втором ряду)

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня.

В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора.

Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам — золотой парчой, обложенной горностаем.

Проекты катафалков для похорон Александра I работ архитекторов Монферрана (вверху) и РоссиПроекты катафалков для похорон Александра I работ архитекторов Монферрана (вверху) и Росси

В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского мрамора.

По проекту архитектора Пуаро сделаны пятнадцать надгробий из каррарского мрамора. Эти надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом.

В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения.

Надгробия из белого каррарского мрамораНадгробия из белого каррарского мрамораНадгробие Великого князя Михаила Николаевича — сына императора Николая I и императрицы Александры ФедоровныНадгробие Великого князя Михаила Николаевича — сына императора Николая I и императрицы Александры ФедоровныНа надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи. На доске писалась также и дата вступления на престол.

В 70-е гг XIX века было решено укрепить на стенах девять бронзовых досок вблизи тех могил, над которыми надгробий не было. Это могилы пяти малолетних детей Петра I, его сына царевича Алексея, сестры Марии Алексеевны, невестки Шарлотты-Христины и царицы Марфы Матвеевны.

Могила Цесаревича Константина Павловича, сына императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. На стене рядом — бронзовые таблички с указанием захоронений малолетних детей Петра IМогила Цесаревича Константина Павловича, сына императора Павла I и императрицы Марии Федоровны.

На стене рядом — бронзовые таблички с указанием захоронений малолетних детей Петра I

В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные.

Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита (для Марии Александровны). Изготовление надгробий (по эскизам архитектора Гуна) шло на Петергофской гранильной фабрике в течение 18 лет.

Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

Надгробия на могилах императора Александра II и императрицы Марии АлександровныНадгробия на могилах императора Александра II и императрицы Марии АлександровныОсобое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание.

Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

Захоронения в Петропавловском собореЗахоронения в Петропавловском соборе

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков

. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.

В сентябре — октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей до сих пор остается неизвестной…

Чудом сохранившийся в собрании музея Санкт-Петербурга — венок на гробницу императора Александра IIВенок из собраний музея Санкт-ПетербургаЧудом сохранившийся в собрании музея Санкт-Петербурга — венок на гробницу императора Александра II

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги сына Александра II великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был передан на родину.

В июле 1998 года в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков ныне причисленных к лику святых страстотерпцев императора Николая Второго и его семьи. Для проведения сравнительной генетической экспертизы в 1994 году потревожили прах одного из братьев Николая II. Это был лишь второй случай вскрытия могилы в Петропавловском соборе.

Екатерининский придел Петропавловского собора, где захоронены останки, принадлежащие, по заключению специальной правительственной комиссии, императору Николаю II, членам его семьи (за исключением великой княгини Марии и Цесаревича Алексея), слугам и лейб-медикуЕкатерининский придел Петропавловского собора, где захоронены останки, принадлежащие, по заключению специальной правительственной комиссии, императору Николаю II, членам его семьи (за исключением великой княгини Марии и Цесаревича Алексея), слугам и лейб-медикуС 1999 года велись переговоры о перезахоронении в Петербурге останков императрицы Марии Федоровны, скончавшейся в 1928 году в Копенгагене (где она жила, покинув Россию) и погребенной в крипте усыпальницы Датского королевского дома в Роскильде под Копенгагеном. В 2004 году было принято окончательное решение о проведении церемонии перезахоронения останков Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа — императора Александра III. Эта церемония состоялась в соборе 28 сентября 2006 года — это последнее захоронение в Петропавловском соборе.28 сентября 2006 года в Петропавловском соборе состоялось перезахоронение останков императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, перенесенных из Дании28 сентября 2006 года в Петропавловском соборе состоялось перезахоронение останков императрицы Марии Федоровны, жены Александра III, перенесенных из Дании

Внутренней галереей Петропавловский собор соединен с Великокняжеской усыпальницей. В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, под полом усыпальницы сразу сделали 60 бетонных погребальных камер.

Интерьер Великокняжеской усыпальницыИнтерьер Великокняжеской усыпальницыИнтерьер Великокняжеской усыпальницы

С 1908 по1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе 8 из них были перенесены из Петропавловского собора. Последним перед революцией, в 1915 году, здесь нашел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича — Константин Константинович, известный как поэт, драматург и переводчик под псевдонимом «К.Р».

После этого в усыпальнице не производились погребения в течение последующих 76 лет.

Могила великого князя Константина КонстантиновичаПамятная табличкаМогила великого князя Константина Константиновича

Однако прерванная традиция возобновлена 29 мая 1992 года, когда, согласно завещанию покойного, в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра III — великого князя Владимира Кирилловича, признававшегося рядом монархических организаций главой Императорского дома Романовых.

Могила великого князя Владимира КирилловичаМогила великого князя Владимира Кирилловича

7 марта 1995 года сюда был перенесен прах родителей Владимира Кирилловича — великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

Последнее захоронение в усыпальнице — великой княгини Леониды Георгиевны, жены великого князя Владимира Кирилловича, состоялось в 2010 году.

Последнее захоронение в усыпальнице — в 2010 году была похоронена великая княгиня Леонида ГеоргиевнаПоследнее захоронение в усыпальнице — в 2010 году была похоронена великая княгиня Леонида Георгиевна

А вы бывали в Петропавловском соборе и Великокняжеской усыпальнице? Что вам запомнилось больше всего?

Если вам понравился материал — поставьте, пожалуйста, «лайк» — это поможет алгоритму показать его большему количеству людей.

Что еще посмотреть в Петербурге:Памятник Петру I «Медный всадник»Сердце города — Дворцовая площадьФонтаны ПетергофаПетропавловская крепостьПолуденный выстрел из пушкиПервая триумфальная арка города — Петровские воротаПетропавловский соборКрейсер «Аврора»Исаакиевский соборТучков буянТайны Советских улицОвсянниковский садЦПКиО на Елагином островеМузей обороны и блокады ЛенинградаУлица КоннаяЧесменская церковьАлександровский дворец (г. Пушкин)Площадь ВосстанияОсобняк БрусницыныхОраниенбаумЗаказник «Западный Котлин»Стрелка Васильевского острова

Я очень люблю Санкт-Петербург и на своем канале делюсь интересными и любимыми местами своего города. Кроме этого, у меня иногда случаются путешествия в другие регионы и страны, о чем я также с удовольствием рассказываю 🙂Буду рада новым подписчикам! Давайте открывать вместе Петербург и не только!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector