Памятник кутузову в санкт-петербурге на казанской площади

Памятник Кутузову у Казанского собора в Петербурге

«Чтобы спасти Россию нужно сжечь Москву». Это самое цитируемое выражение М.И. Кутузова. Его имя знакомо тем, кто интересуется историей и просто хорошо учился в школе. Конфликты с Турцией, вторжение Наполеона, Отечественная война 1812 года — везде он участвовал и показывал свою военную гениальность.

Любители литературы знают авторский взгляд Л.Н. Толстого на эту историческую личность, изложенный в романе «Война и мир». Оставил внушительный багаж стратегий ведения боя и побед! В честь героя Отечественной войны — Михаилу Илларионовичу Кутузову был возведен памятник у Казанского собора в северной столице.

История создания

Задумка создания памятника Михаилу Кутузову принадлежит императору Александру I. Был издан соответствующий указ, но его исполнение откладывалось. Причина в том, что скульпторы Императорской Академии искусств не горели желанием браться за эскизы монумента.

В то время было принято не бороться за портретное сходство и реалистичность. Памятники несли скорее символическую нагрузку. Например, в Боге войны Марсе вряд ли можно узнать генералиссимуса А.В. Суворова. Для памятника Кутузову задача была поставлена иная. Император хотел максимального внешнего сходства.

Облачением должен был стать парадный военный мундир.

Император Александр I

Автор памятника Кутузову

К реализации идеи Александра I Вернулся его приемник и брат Николай I. Только в 1829 году объявляется конкурс на лучший проект. Основными претендентами на победу стали Б.И. Орловский и С.И.

Гальберт. В конце концов, работы Орловского были одобрены и приняты. Соответственно, автором памятника Кутузову был Б.И. Орловский.

 Все заявленные требования выполнились на высочайшем художественном уровне.

Портрет английского художника Джорджа Доу использовался для достижения максимального сходства. Поза была достаточно воинственная и агрессивная. В одной руке Кутузов держит шпагу, а другой поднял фельдмаршальский жезл.

Вся его поза говорит о решимости и уверенности в победе над врагом. Началась подготовка глиняного и гипсового макетов. К 1831 все модели были завершены и одобрены. В 1832 статую отлил в бронзе великий мастер В.П. Екимов.

Для сооружения постамента предлагались:

  1. Красный гранит, украшенный бронзовыми барельефами.
  2. Северный гранит.
  3. Полированный гранит.

Последний вариант был утвержден Николаем I как окончательный. Принято решение высечь буквы на самом камне, а не использовать накладные.

В 1837 году состоялась торжественная церемония открытия. Дата выбрана не случайно. В этот же год праздновалась 25 годовщина победы в Отечественной войне 1812 года.

Памятник Кутузову перед Казанским собором

Место для памятника символичное и даже, можно сказать, сакральное. И вот почему:

  1. Именно с этого места Кутузов отправился бороться с врагом в 1812 году.
  2. Казанский собор стал местом его погребения.

Все эти события, установка памятника упрочили за Казанской площадью звание «место воинской славы». Эффект усиливают и знамена поверженных войск французов, лежащие у ног Светлейшего князя. Одна из самых значимых побед навеки вписала его имя в список героев Отчизны.

Интересные факты о памятнике

За время существования монумента многое происходило как с ним самим, так и у его подножья. Приведем наиболее интересные факты и истории:

  1. Во время блокады Ленинграда все памятники жители защищали от разрушения мешками с песком и заграждениями. Только этот памятник оставался не загроможденным. Он вселял в людей веру и решимость! Был поврежден, но после окончания войны реставрирован до первоначального вида.
  2. Внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
  3. Постамент возвышается на 3,5 метра от земли. Высота самого памятника — 4,1 метр.
  4. После установки городские шутники подметили, что Кутузов без шапки. И составили острое четверостишие. В нем говорилось, что сначала Кутузов морозил французов, а теперь сам без шапки на морозе стоит.
  5. По соседству установлен памятник еще одному герою Отечественной войны Барклею-де-Толли.

Художественная и историческая ценность этого объекта делает его обязательной остановкой любого гостя города. Великий сын своего народа, даже после стольких лет, продолжает излучать невероятную силу воли, уверенность в победе.

Источник: https://vpitergo.ru/pamyatnik-kutuzovu-v-sankt-peterburge/

Памятник М. И. Кутузову

Памятник известному русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. И. Кутузову в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Казанской площади в 1837 году в честь 25-летия победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Автор скульптуры — Б. И. Орловский, постамента — В. П. Стасов, архитектурное руководство — К. А. Тон.

Интересные факты:

Появление памятника Кутузову перед Казанским собором было далеко не случайным.

Именно отсюда полководец отправился в 1812 году командовать русскими войсками, именно в этом храме фельдмаршал был похоронен с высшими воинскими почестями в 1813 году, поэтому собор очень быстро стал приобретать роль мемориала русской воинской славы.

Уже через 6 лет после победы над Наполеоном император Александр I издал указ о сооружении монументов в честь М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, но только в 1827 году, уже при Николае I, было решено установить памятники этим двум фельдмаршалам, героям Отечественной войны.

Сначала скульптурный заказ поступил немецкому мастеру Э. Лауницу, но его эскизы не удовлетворили заказчика, и в 1829 году заказ перепоручили русским скульпторам — Б. И. Орловскому и С. И. Гальбергу, первый из которых и выиграл конкурс.

После утверждения эскизов и отливки статуй встал вопрос о выборе основания. В итоге, в качестве пьедестала утвердили гранитный постамент авторства В. П. Стасова.

В 1837 году, к 25-летнему юбилею победы русской армии над французской, состоялось торжественное открытие монумента, это мероприятие сопровождали военный парад и салют.

Обратите внимание

Бронзовая фигура М. И. Кутузова, исполненная портретного сходства, изображена в маршальском мундире, в правой руке он держит шпагу, в левой — маршальский жезл. У ног полководца лежат знамена поверженной армии Бонапарта.

На лицевой стороне основания монумента золотыми буквами написано: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812», на обратной стороне: «Скульптор Б. Орловский».

Изображение военачальника в современном мундире, а не в античном одеянии, впервые в русском монументальном искусстве было использовано именно здесь.

Памятник Кутузову упрочил значение Казанской площади как места русской воинской славы, а сам памятник стал символом стойкости русского народа. Именно поэтому в годы Ленинградской блокады памятник не снимали с постамента и не укрывали мешками с песком. Открытая и непокоренная фигура М. И. Кутузова вселяла в жителей города надежду на скорую победу.

Высота самого памятника составляет 4,1 метра, высота пьедестала — 3,5 метра.

Памятник М. И. Кутузову включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/monuments/monument-kutuzov/

Памятник Кутузову у Казанского собора

13 июня 1813 года состоялись похороны Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в склепе у западной стены северного придела.

После захоронения Кутузова, в окружении боевых трофеев победоносной армии, храм на Невском проспекте по праву стал считаться памятником всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. Поэтому, когда встал вопрос о месте установки монумента выдающемуся полководцу, двух мнений не было.

14 мая 1818 года скончался генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли, под командованием которого русские войска завершили освобождение Европы от наполеоновского владычества и в марте 1814 года с победой вошли в Париж. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что Михаил Богданович Барклай-де-Толли «лучший генерал Александра, непритязательный, настойчивый, решительный и полный здравого смысла».

Важно

Работа над памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли была поручена малоопытному молодому скульптору Э. Шмидту фон дер Лауницу. В 1822 году с ним был подписан контракт, согласно которому в течение пяти лет Лауниц должен был создать портретные статуи в рост Кутузова и Барклая-де-Толли.

В середине 1827 года Лауниц представил рисунки моделей памятников. Однако все варианты были отвергнуты, было вынесено заключение, что скульптор не справился с заказом. Исполнение заказа было передано Академии художеств.

В августе 1827 года академией был объявлен конкурс на проекты статуй полководцам, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и Н.А. Токарев.

Лауниц также был приглашен участвовать в конкурсе, но на общих основаниях. Не надеясь на успех, он отклонил это приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, ссылаясь на загруженность другими заказами.

Остальные скульпторы старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя прямо и не отказывались от нее.

Главная причина затруднений скульпторов заключалась в категорическом условии конкурса, столь необычном для того времени, — изобразить полководцев в современных им форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках.

Прошло полгода со дня объявления конкурса, а ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Петербург для участия в конкурсе выпускники академии С.И. Гальберг и Б.И. Орловский. Лишь двое этих скульпторов и приняли участие в новом конкурсе 1829 года на лучший проект памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором.

Поскольку Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем стал талантливый скульптор, бывший крепостной Орловской губернии Борис Иванович Орловский.

Совет

16-летним юношей он отправился на оброк в Москву, где поступил в мастерскую «каменных дел мастера» С. Кампиони. В 1816 году Борис Иванович перебрался в Петербург к скульптору П. Трискорни, где его работу увидел ректор Академии художеств И.П. Мартос.

Он понял, что перед ним одаренный, сильный и самобытный мастер, и добился в 1822 году освобождения Смирнова от крепостной зависимости с фамилией Орловский (в память о его родине) и зачисления в Академию художеств.

Через восемь месяцев Орловского отправили в Рим совершенствоваться в скульптурном мастерстве, откуда он и был отозван через шесть лет.

Эскизы Орловского были одобрены, и скульптор принялся за работу.

Ему предстояло решить три основные задачи: найти конкретно-исторические формы воплощения основной идеи памятников в сочетании с их эмоциональным содержанием; впервые в русской монументальной скульптуре реалистически решить художественные образы; отыскать принципы архитектурно-пространственного решения памятников для создания единого ансамбля с Казанским собором.

Читайте также:  Музей сновидений зигмунда фрейда в санкт-петербурге

Орловский добился, чтобы проектирование постаментов было поручено архитектору В.П. Стасову. Стасов прекрасно справился с ответственной задачей. Проекты, выполненные им в 1830 году, были утверждены в мае 1834 года.

Кстати, именно Стасову принадлежала первоначальная идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, отраженная еще в его эскизах 1814 года.

Замысел Стасова, включая соразмерность торцовых портиков колоннад с памятниками, установленными на фоне их проемов, и продуманность фигур, в основном совпадал с более поздними решениями Орловского, который, однако, вряд ли был знаком с эскизами архитектора.

В 1830 году Орловский выполнил второй вариант моделей, лишь немного уточнив конкурсные варианты. Тогда же, продолжая совершенствовать композицию, Орловский приступил к созданию глиняной модели статуи Кутузова в натуральную величину и уже в следующем году закончил ее. Гипсовый вариант будущей статуи встретил всеобщее одобрение.

В 1835 году опытный литейный мастер Василий Петрович Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7 371 килограмм) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году.

К весне следующего года бригада каменщиков мастера С.К. Суханова закончила сооружение постаментов, к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев.

Обратите внимание

Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К.А. Тон.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом.

А всего за девять дней до этого знаменательного события на 45-м году жизни скончался создатель первого монументального памятника Кутузову в России Б.И. Орловский. Нескольких месяцев не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В.П.

Екимов.

Памятники полководцам размещены на середине расстояния между собором и осью Невского проспекта. Такая установка обеспечила их самостоятельность при одновременном композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей площади.

Этому же способствуют как умело выбранные общие размеры памятников, так и соотношение величины статуй и их пьедесталов (5:6). Гранитные пьедесталы в классической форме параллелепипеда вырублены из цельных глыб.

Их слегка выступающие карпизы и двухступенчатые базы на массивных круглых основаниях, чуть приподнятых над землей и служащих как бы стилобатами, хорошо гармонируют с колоннадой северной соборной площади, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта.

Никаких элементов украшения на постаментах нет, только на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812 г., 1813 г., 1814 г. и 1815 г.».

Для создания исторически достоверного портрета Кутузова скульптор использовал парадный портрет полководца в рост работы Д. Доу для Военной галереи Зимнего дворца.

Важно

Однако Орловский в известной степени идеализировал фигуру Кутузова, придав ей более энергичное звучание. Нет в скульптуре и строгого портретного сходства с лицом полководца.

Основное внимание в изображении полководца было обращено на его воинственную позу и жест победителя.

В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой — фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла.

Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года Орловский стремился подчеркнуть главенствующую роль Кутузова в Отечественной войне. Как и требовали условия конкурса, фигура полководца облачена в форменный мундир, украшенный звездами высших степеней российских орденов.

Тщательно выделаны боевые награды, генеральские эполеты, шитье на воротнике и обшлагах, даже темляк на шпаге. И все же наряду с перечисленными реалистическими чертами просторный плащ, обильно драпирующий фигуру полководца, очень напоминает римскую тогу — неотъемлемую деталь классических статуй.

Статуя Кутузова явилась первым шагом к исторической конкретности и жизненной достоверности образа в русской монументальной скульптуре, первым шагом в этом жанре искусства от классицизма к реализму.

Эти же особенности присущи и памятнику Барклаю-де-Толли, в трактовке которого еще ярче проступают реалистические черты. Он составляет целостную композицию с памятником Кутузову. В то же время каждый памятник — вполне самостоятельное творение ваятеля и зодчего.

Чтобы подчеркнуть их идейное единство, Орловский использовал известный в парной скульптуре прием взаимных контрастов: если фигура Кутузова развернута справа налево, то Барклая-де-Толли — слева направо; если у Кутузова плащ прикрывает левое плечо, то у Барклая-де-Толли — правое; если у Кутузова голова слегка повернута влево, то у Барклая-де-Толли — вправо; даже орлы поверженных наполеоновских знамен под ногами полководцев повернуты друг к другу головами. Но в отличие от Кутузова Барклай-де-Толли у Орловского наступил на полураспущенное вражеское знамя, орел на древке которого слегка приподнят над основанием, орел же у ног Кутузова словно втоптан в землю.

В суровую годину Великой Отечественной войны памятник Кутузову стал для ленинградцев символом твердости, героизма и уверенности в победе. Он был одним из трех памятников в городе (два другие — Суворову на Марсовом поле и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором), которые не были укрыты мешками с песком в дни блокады, а воодушевляли его защитников.

По материалам А.А. Смирнова

Источник: https://aPeterburg.com/places/122862

Памятник М.И. Кутузову

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Памятники Санкт-Петербурга > Памятник М.И. Кутузову

Генерал-фельдмаршал. Один из характерных героев романа «Война и мир». Коренной петербуржец.

Ему, Михаилу Илларионовичу Кутузову, в самом центре Петербурга поставлен прекрасный памятник.

Совет

Монумент располагается на Казанской площади, возле места захоронения великого полководца – Казанского собора. Несмотря (по сегодняшним меркам) недолгую жизнь – всего 67 лет – имя Кутузова неразрывно связано с победой в кровопролитной войне 1812 года. Ансамбль Казанской площади посвящен блестящей Победе русских сил над Наполеоном.

Памятник воздвигнут 1837 годом, его автор – скульптор Б.И.Орловский. Интересна судьба скульптора – он родился в семье крепостного, но благодаря таланту при императорах Александре I и Николае I прошел обучение и стал назваться «академиком». Его имя увековечено и на памятнике М.И.Кутузову, на противоположной стороне от надписи с регалиями фельдмаршала.

Б.И.Орловский трудился над монументом около трех лет, с 1832 по 1835 год. Проект памятника был подготовлен талантливым и трудолюбивым архитектором В.П.Стасовым.

Высота фигуры знаменитого полководца достигает около четырех метров, пьедестала – 3,5 метра. Для завершения композиции Казанской площади Б.И.Орловский подготовил и монумент М.Б.Барклаю-де-Толли, который расположился напротив, по правую руку от Казанского собора.

Оба памятника, также как и собор, выдержаны в едином стиле ампир, или, как его еще называют, русского классицизма. Внешний облик обоих полководцев стилизованы под античность. На традиционную одежду командующих армией как будто накинуто полотнище, которое скрывает часть фигуры за драпировкой. Благодаря этому внешний облик М.И.Кутузова, как и М.

Б.Барклая-де-Толли становится более героическим, торжественным, праздничным.

Оба постамента находятся на одной уровне и достаточной высоте, чтобы у посетителя Казанской площади появилось впечатление, будто М.И.Кутузов не просто держит в левой руке жезл маршала, а указывает в небо, туда, куда устремлён его горящий взгляд, где хранится память о великом прошлом России.

Интересно, что в период Великой отечественной войны, во время тяжелой блокады Ленинграда, памятник М.И.Кутузову не увозили из города и вообще не перемещали с постамента. Даже не защищали специально подготовленными мешками с песком, как другие памятники. Может быть, великий генерал, который сам родом из города на Неве, дал силы не погибнуть в той тяжелой войне.

Адрес: Казанская пл., 2, Санкт-Петербург
Метро: «Невский проспект»

Источник: http://spb-voyage.ru/pamyatnik-m-i-kutuzovu/

Памятник воинской славы

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов.

По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора.

Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве.

Обратите внимание

В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н.

Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве».

На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б.

Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине. С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова.

В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов течение года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.

Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М.И.Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией.

Читайте также:  Обелиск и место казни декабристов в санкт-петербурге

Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы «Комиссии по строительству Казанского собора». По его распоряжению вся территория будущей Казанской площади со всеми строениями на ней переходит в ведение «Комиссии».

Важно

Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетоми и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения.

Приехав в Петербург из своего волынского имения, Кутузов развернул активнейшую деятельность по созданию и обучению ополчения. По его распоряжению в батальонах появляются особые знамена — белые с красным крестом и надписью «Сим победишь».. Ополченскую фуражку Кутузов носил до конца своей жизни. 8 августа 1812 г.

Кутузов принял командование всеми русскими войсками и отправился в действующую армию. Перед отъездом из Петербурга он молился перед Чудотворной Казанской иконой о ниспослании победы над врагом. Именно заступничеству Божией Матери приписывал он победоносный исход войны.

По мере того, как неприятель начал терпеть поражения и в руки русских стали попадать вражеские трофеи, в Казанский собор начала поступать знамена, штандарты и значки вражеских частей и подразделений. Именно по инициативе Кутузова Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. В начале XX в.

в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Отметим попутно один малоизвестный факт. Обычно забывают, что одновременно с войной против Наполеона, России приходилось вести войну с Персией.

Под командованием храброго военоначальника генерала Котляревского малочисленные русские войска бились с персами в горах Дагестана и в долинах Азербайджана. Во время штурма крепости Ленкорань Котляревский был весь изранен и только чудом остался жив. В особом ящике он хранил 40 обломков костей, вынутых из ран, полученных под Ленкоранью. Четыре персидские знамени, взятые под Ленкоранью, были доставлены в Петербург и также помещены в Казанском соборе. Итого — 107 знамен и штандартов.

Между тем наступление русских войск продолжалось все стремительней. Кутузов пишет жене: «Мог бы гордиться, что от меня первого бежит Наполеон, но Бог смиряет гордыню». Именно в это время в стены Казанского собора поступает жезл маршала Даву — герцога Ауэрштадтсткого, князя Экмюльского, командира 1 корпуса наполеоновской армии, соученика Наполеона и участника всех его походов.

Эти высокие титулы Даву получил за победы в 1809 г. над австрийскими войсками при Ваграме и Экмюле и над пруссаками в 1806 г при Ауэрштадте. Отметим, что среди оставшихся в Казанском соборе наполеоновских штандартов один, увенчанный наполеоновским орлом, принадлежал полку, сражавшемуся при Ваграме и Экмюле и печально завершившему свой путь на полях России. Отметим и другое.

Совет

Арьергард под командованием Даву был разбит под Вязьмой 22 октября 1812 г., т.е. в день Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Потерявший в этот день маршальский жезл, Даву сам едва не попал в плен. 6/18 декабря 1812 г. Светлейший князь Кутузов получил к своему титулу «славное прозвание Смоленский».

12/24 декабря он был награжден орденом Святого Георгия 1 степени «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году». Кутузов был первым из четырех полководцев, последовательно получивших все четыре степени этого замечательного ордена. К Рождеству 1812 г. неприятель был полностью изгнан из пределов России.

К этому же времени относится и отправка Кутузовым митрополиту Амвросию серебра, отбитого донскими казаками у французов. Следует отметить, что именно в Казанском соборе был впервые отслужен рождественский благодарственный молебен об освобождении России «от двунадесяти языцей», т.е. от французов и их союзников. Кутузов был противником войны с Наполеоном за пределами России.

Он считал, что для России Наполеон как противник более не опасен. Более того, сильная Франция, по его мнению, могла бы сдерживать антироссийские устремления Англии. Но как верный слуга императора, поставившего своей целью полное освобождение Европы от Наполеона, он идет освобождать Европу. С начала 1813 г.

Кутузов успешно руководит военными действиями против французов на территории Польши и Пруссии. Однако это продолжалось недолго. 4 апреля русская армия прибыла в Бунцлау (сегодня польский Болеславец). 5 апреля Кутузов присутствовал на совещании с Александром I и прусским королем. В городе его встретили овацией. Кутузов приветствовал народ, стоя с открытой головой, и простудился.

8 апреля он окончательно слег в постель. «Я в отчаянии, — писал он Александру I, — что так долго хвораю и чувствую, что ежедневно более ослабеваю; я никак не могу ехать дальше, даже в карете». 16 апреля в 9 часов вечера Кутузов скончался. 17 апреля было произведено вскрытие тела и бальзамирование.

В Бунцлау тело находилось 10 дней. 26 апреля адъютант полководца Монтрезор и другие ближайшие сподвижники Кутузова похоронили часть его останков на городском кладбище в трех верстах от Бунцлау, в деревне Тиллендорф.

27 янавря 1814 г. соратники Кутузова на свои средства соорудили небольшой памятник с надписью на славянском и немецком языках: «Генерал Кутузов-Смоленский переселился из сей жизни в лучший мир».Дом майора Фон-дер-Марка, в котором жил Кутузов, позднее был превращен в мемориальный музей. Местом захоронения Кутузова был избран Казанский собор.

«Мне кажется, — писал Александр I обер-прокурору Вязьмитинову, — приличным положить его для почестей в Казанском соборе». Почти два месяца двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Петербург. Маршрут был намечен так, чтобы удобнее было менять лошадей. Он пролегал через Познань, Тильзит, Ригу, Нарву и Сергиеву пустынь.

11 июня кортеж прибыл в Санкт-Петербург, где был встречен высшими чинами, сенаторами и духовенством. В двух верстах от города лошадей распрягли и понесли гроб на руках. Затем гроб был поднят на катафалк, созданный Воронихиным, с помощью специальных механизмов. Два дня петербуржцы прощались с Кутузовым.

Обратите внимание

Надгробное слово произнес ректор Духовной Академии архиепископ Филарет, будущий митрополит Московский.

В 1814 г. семья Кутузова установила ограду над его могилой. Оформление могилы Кутузова — последнее, что сделал Воронихин в Казанском соборе.

Ограда выполнена в виде низкой решетки из темной бронзы с золочеными венками, опорными стойками из моделей пушечных стволов и боевыми шлемами на угловых столбах. На красной мраморной доске над могилой начертана надпись: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский.

Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над мемориальной доской расположена икона Смоленской Божией Матери, доставленная из Александро-Невской Лавры.

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой Стою с поникшею главой… Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет! Он русский глас нам издает; Он нам твердит о той године, Когда народной веры глас Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас, Встань и спасай царя и нас, О старец грозный! На мгновенье Явись у двери гробовой, Явись, вдохни восторг и рвенье

Полкам, оставленным тобой!

Важно

Явись и дланию своей Нам укажи в толпе вождей, Кто твой наследник, твой избранный! Но храм – в молчанье погружен, И тих твоей могилы бранной

Невозмутимый, вечный сон…

Широко распространена версия, что сердце М.И. Кутузова было захоронено в Бунцлау. Эта легенда возникла в 1913 г., когда отмечалось столетие со дня смерти фельдмаршала. Но вскрытие могилы, проведенное 4 сентября 1933 г., подтвердило, что сердце Кутузова погребено вместе с ним. Вот полный текст акта вскрытия: «АКТ.

Ленинград, 1933 год, сентября 4 дня. Комиссия в составе: директора Музея Истории Религии Академии Наук СССР — профессора Богораз-Тана В.Т., ученого секретаря музея Баканова В.Л., заведующего фондами музея Воронцова К.Ф. в присутствии представителя от ПП ОГПУ т. Бараздина П.Я.

составили настоящий акт о нижеследующем: Вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов М.И. Склеп находился в подвальном помещении музея. По вскрытии склепа обнаружен сосновый гроб (обтянутый красным бархатом с золотым позументом), в котором оказался цинковый гроб, завинченный болтами, внутри которого обнаружен костяк с остатками сгнившей материи.

Слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце.

Весь процесс вскрытия был зафотографирован — было произведено 5 снимков. Настоящий акт составлен в 2-х экземплярах. Директор музея, ученый секретарь, заведующий фондами музея, представитель ПП ОГПУ (подписи расположены столбиком)». Приказ о вскрытии могилы дал Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП (б) Киров. Он хотел удостовериться, нет ли в могиле орденов и фельдмаршальского жезла.

Согласно утверждению Б.Н. Сократилина, осуществлявшего в 1933 г. надзор над историческими и культурными памятниками Ленинграда, в могиле ничего кроме того, что занесено в акт, обнаружено не было. При этом он ссылается на то, что к 1813 г. уже существовал Указ, запрещавший захоронение орденов и других воинских знаков. А русская армия под командованием М.Б.

Барклая де Толли продолжает идти на запад. Вскоре в стенах Казанского собора появляются новые трофеи — ключи от взятых русской армией крепостей и городов. Список ключей говорит о весьма широкой географии освободительного похода наших войск.

В соборе находились: ключи от восьми крепостей — Кенигсгафена — 6, Честохова — 2, Торна — 3, Модлина — 4, Замостья — 2, Авена — 6, Гертруденберга — 3, Бреды — 1 и от 17 городов: Брюсселя — 2, Ахена — 2, Касселя — 8, Бремена — 1, Данцига — 6, Дрездена — 4, Кельна — 1, Марселя — 6, Монса — 1, Намюра — 2, Нанси — 2, Реймса — 7, Утрехта — 10.

Совет

Польша, Германия, Нидерланды — таков путь русской армии к Парижу. Все трофеи были размещены на пилястрах между окнами и на подкупольных пилонах. Знамена закреплялись на специальных кронштейнах. Для ключей были изготовлены восьмиугольные бронзовые золоченые доски, на которых выгравированы наименования городов и крепостей. Кронштейны и доски были сделаны по рисункам А.Н. Воронихина.

Читайте также:  Международный зимний фестиваль площадь искусств 2019

К столетию Отечественной войны 1812 г. было решено все означенные трофеи передать в организуемый в Москве Музей Отечественной войны. Но музей так и не был создан. Большинство трофеев хранятся в Историческом музее в Москве. В Казанском соборе сохранились лишь 5 наполеоновских штандартов и одно знамя, а также ключи от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга.

В своем исследовании, посвященном Казанскому собору, архитектор А. Аплаксин пишет: «Отпуская от себя трофеи Отечественной войны, Казанский собор как бы сокращает свою связь с памятью войны. Но ведь история построения собора ясно показывает нам, что собор строился до войны и не как ее памятник».

Формально это так. Но учитывая, что музей в Москве так и не был построен, есть все основания желать возвращения реликвий войны в Казанский собор. Вопрос этот сейчас решается.

Казанский собор хранит память и о другой Отечественной войне, более известной в истории как «Смутное время». Смутное время закончилось изгнанием из Москвы польских интервентов ополчением Минина и князя Пожарского, вступившего в Москву с Казанской иконой Божией Матери в октябре 1612 г. Над могилой М.И. Кутузова расположена картина Ф.А. Алексеева «Чудо от иконы Казанской Богородицы в Москве».

Художник изобразил тот момент, когда через несколько дней после очищения Москвы от интервентов русские войска приняли участие в торжестве прославления Чудотворной иконы Казанской Божией Матери. На площади перед храмом святого Василия Блаженного был совершен крестный ход, во главе которого находилась Чудотворная Казанская икона.

Память Кутузова и Барклая де Толли увековечена в установленных на Казанской площади монументах, возведенных по проекту скульптора Б.С. Орловского. Настоящая его фамилия Смирнов. Он был выходцем из крепостных крестьян орловской губернии. По его собственным словам ему «отец оставил 10 копеек медью, две рубахи и икону».

Однако благодаря таланту и трудолюбию он приобрел в столице широкую известность и по ходатайству И.П. Мартоса был освобожден от крепостной зависимости, а в 1822 г. принят в Академию художеств. Позднее он учился у великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена в Риме. В марте 1829 г. президент Академии художеств А.Н.

Оленин предложил Орловскому приступить к изготовлению моделей памятников полководцам. Сама идея установки памятников возникла у Александра I в 1818 г. В письме к министру полиции он сообщает о намерении «…изъявить справедливую признательность к заслугам нашего времени: слава генерал-фельдмаршалов князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая де Толли требует достойных памятников».

Позднее император Николай I изъявит желание, чтобы полководцы были изображены не как античные герои, а в форменных мундирах, которые носили при жизни. Статуя Кутузова была завершена Орловским к 1831 г., Барклая — де Толли к 1835 г. К двадцатипятилетию победы над Наполеоном в 1837 г. памятники были отлиты мастером В.П. Екимовым и установлены на пьедесталы, выполненные Самсоном Сухановым.

Глядя на памятники, нельзя не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь завершитель Кутузов». Эти слова из стихотворения «Художнику» были написаны поэтом в 1836 г после посещения мастерской Орловского.

Обратите внимание

В памятниках заложена глубокая символика. Трактовка памятника Барклая де Толли созвучна событиям первого этапа войны, когда русская армия под его руководством совершала вынужденный отход. Фигура Кутузова символизирует второй этап войны, когда во главе с ним русская армия разгромила армию Наполеона.

Источник: http://kazansky-spb.ru/texts/voinskaya_slava

Казанский собор в Петербурге: история создания, архитектор здания, фотографии, музей

Казанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон.

Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась.

Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма.

96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной.

По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».

Музей российского природного камня

Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра.

Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.

Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Храм дома Романовых

Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии.

Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма.

Важно

Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром.

В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства.

Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма.

Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований.

Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме.

Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.

Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.

Источник: https://www.culture.ru/materials/144865/pridvornyi-khram-semi-romanovykh-10-faktov-o-kazanskom-sobore

Ссылка на основную публикацию