Литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко находится в здании, которое известно как «Писательский дом». И сам визит к известному советскому писателю по сути превращается в поход в гости в «коммуну», которая включает также Евгения Шварца, Вениамина Каверина, Всеволода Рождественского и многих-многих других.
Уточним, что музей-квартира Зощенко официально называется «Государственный литературный музей «ХХ век».
Иными словами, выражения «музей-квартира» и «литературно-мемориальный музей», которыми мы оперируем в тексте, юридически как бы и не существуют.
А этот самый «госмузей» появился из идеи устроить в Писательском доме обширную экспозицию, которая была посвящена советской литературе в целом, а не только Михаилу Михайловичу. Но в жизнь идея так пока полностью и не воплотилась.
В общем, добро пожаловать в квартиру №119 и, шире, мир советской литературы.
Часы работы, адрес и стоимость билетов
Адрес: Малая Конюшенная улица, 4/2, квартира 119. Вход расположен с Чебоксарского переулка, 2.
Ближайшая станция метро — Невский проспект (выход на канал Грибоедова) Телефон: +7 812 571 78 19 Время работы: с 10:30 до 18:30 все дни, кроме среды (с 12:00 до 20:00) и понедельника (выходной) Билеты: полный взрослый — 200 рублей Сайт: http://museum-xxvek.ru/
Экскурсия по квартире Михаила Зощенко
Каждый кирпич дышит историей. Правда, историей, сжимающей сердца… Понятно, что бытие человечества в принципе полно жутких эпизодов. Петербург же, как и этот питерский дом, как и многие другие дома блокадного Ленинграда, таит в себе как взлеты человеческого духа, так и падения.
И эти взлеты и падения тут можно проследить в рамках одной судьбы – Михаила Зощенко. Сначала власть вознесла его на вершины обожания, а потом сбросила с Олимпа, переломав хребет. И скольких небожителей во времена репрессий спускали в ад, не счесть…
Когда в декабре 1934-го сюда въехали Зощенко и Шварц, Каверин и Коростылев, в Писательском доме царила атмосфера творчества, молодости, надежд на лучшее будущее. Михал Михалыч занимал самую большую квартиру, Евгению Львовичу Шварцу досталась самая скромная – всего в 23,7 кв м.
Это та самая дверь в первую квартиру Зощенко, аутентичная — со времен писателя сохранилась
Сегодня все экскурсоводы наперебой цитируют Шварца: «королевство маловато, развернуться негде», кивая на его 23 кв. м. жилплощадь, где он создавал безграничные миры.
Лестничные пролеты заполняют фотографии жильцов Писательского дома
В одной из бывших квартир Михаила Зощенко – уже не самой примечательной, а в той, куда его переселили после опалы, всего пара комнат.
Кабинет писателя
кабинет Михаила Михайловича с другого ракурса
Здесь сохранились печатная машинка Михаила Михайловича, его трость, многие другие бережно сохраненные вещицы. Вы увидите рабочий кабинет писателя в подлинном виде.
Рабочий стол М. Зощенко
В одной из соседних квартир за номером 100, в так называемой «писательской надстройке», был написан знаменитый роман «Два капитана»: увлекательная история о вечном стремлении мальчишек к географическим и прочим открытиям, о любви и предательстве, о героях и подлецах, о долге, войне и Родине. Шкловский ввел Вениамина Каверина в литературное содружество «Серапионовы братья», где уже были Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин. Пьесы Каверина оказались в репертуаре многих именитых режиссеров, его отмечал сам Всеволод Мейерхольд.
Однако, Каверин (он же Зильбер) получал неоднократные намеки о том, что лучше бы ему уехать из Ленинграда из-за своего происхождения: евреев в те времена не жаловал не только Гитлер, чума антисемитизма поразила всю Европу ХХ века.
Евгений Шварц, сам выходец из мещанской еврейской семьи, писал в своей сказке-пьесе о том, как Дракон, вывихнувший людские души, избавивший город от цыган, когда «любой брюнет должен был доказать, что в нем нет цыганской крови», еще не самый страшный персонаж… горожане, обыватели, прислужники-бургомистры.. соседи-доносчики — вот кто подыгрывает во все времена тиранам.
- Удивительно, конечно, что в Чебоксарском переулке так и осталась памятная доска Саянову, который стучал в НКВД обо всех своих именитых соседях. Это все-таки какой-то вывих души… Экскурсоводы, рассказывая про Саянова, говорят: мол, человек он был очень коммуникабельный… так вот как теперь это называется…
- Не иначе его служением обществу обязан своим арестом другой житель этого Дома – писатель Борис Корнилов, человек не «коммуникабельный», слишком прямой для этого кривого времени, эзопов язык для коммуникации не использовавший, за что и поплатился жизнью.
Это о Шварце, кстати, говорят, что он не то что был каким-то героем, — просто рефлексирующий интеллигент, он был всего лишь порядочным человеком.
Однако для того перекошенного времени эта его «обычность», элементарная мораль, взаимовыручка, доброта (он практически спас от голода семью Николая Заболоцкого, за ним толпой ходили ребятишки, слушая его чудесные сказки) – все это казалось тогда верхом человечности.
Все сказки Шварца – тоже о простом: о добре и зле, о любви, о жизни: «так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек» («Сказка о потерянном времени»).
И все мысли Зощенко — о том, как спастись человеку, несмотря на то, что сам Михал Михалыч – больной, неуравновешенный, травмированный войной, страдающий паническими атаками, которые раньше назывались циклосемией, писал юмористические рассказы, которые знала и знает вся страна. Работал над автобиографической повестью «Перед восходом солнца», где пытался найти ответ на этот свой вопрос о счастье человечества через историю о том, как сам пытался победить меланхолию и страх жизни.
М.М. Зощенко в разные годы. Экспозиция в музее-квартире
Все они жили и творили вопреки страху: Всеволод Рождественский, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Николай Заболоцкий, Юрий Рытхэу – сотни имен, сотни судеб.
Кого только в этом Писательском доме не бывало – Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Иосиф Бродский.
Гостила у литературоведа Бориса Томашевского и Анна Ахматова, здесь появлялись Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Янина Жеймо и многие-многие другие.
Жильцы Писательского дома
Жильцы прозвали свой дом «недоскребом», — надстраивали его согласно высотному регламенту таким образом, что высота потолков в верхних этажах заметно отличалась от изначальных: до сих пор по размеру окон можно судить об архитектурных экзекуциях минувших времен.
Высота потолков в верхних этажах заметно отличается от изначальных
Здесь, в этом дворе, в районе так называемого «золотого треугольника», жили когда-то еще царские музыканты из придворного хора. Тут же действовал знаменитый музей, насчитывающий 11 тысяч экспонатов, часть которых принимала участие в концертах, а потом возвращалась на свои музейные места. Почти как в сказке…
Впрочем, какие времена, такие и сказки: «Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться. Но в печке этой ледяные поленья горели чёрным пламенем. Чёрные отблески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом.
И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени. — Садись рядом, помёрзнем, — предложил он мальчику. Мальчик ничего не ответил.
А старик уселся поудобнее и мёрз, мёрз, мёрз, пока ледяные поленья не превратились в ледяные угольки» («Два брата»).
Эту сказку Евгений Шварц написал в 1943 году в эвакуации, но первые блокадные месяцы они с женой переживали в холодном Ленинграде 1941-го.
Современный двор Писательского дома
В первой половине прошлого века в этом дворике располагались дровяные сараи – настоящая ценность по тем временам, когда ни газа, ни электричества к вашим услугам не было. Но и сегодня отогреться душой можно лишь рядом с очень особенными для вас людьми – родными или близкими по духу, например, читая их произведения и ведя этот диалог через века.
Михаил Зощенко: «Самое важное в жизни — слова. Из-за них люди шли на костры».
- Возможно, когда вы в погожий солнечный денек навестите этот Писательский дом, вы станете сыпать совсем другими цитатами, — потому как в этой библиотеке смыслов полно всяких мыслей, на любой, поверьте, вкус.
- Общий обзор о музеях-квартирах российских и советских писателей в Петербурге читайте здесь.
- Светлана Цыркунова
Дом как зеркало личности: музей-квартира Зощенко
Михаил Зощенко успел при жизни побывать первым сатириком советской литературы и, одновременно, ее же главным изгоем, а после смерти прочно занял место главных русских классиков ХХ века. Вспомним писателя, который прошел три войны: Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны, был награжден орденами за мужество и даже в сложные периоды жизни не переставал писать.
Михаил ЗощенкоИсточник: museum-xxvek.ru
Биография Михаила Зощенко
Михаил Михайлович Зощенко родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. Отец его, Михаил Иванович, служил в мозаичной мастерской при Академии художеств.
С ранних лет писатель познал лишения. Отец умер рано и мать обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей.
Михаил Зощенко в детствеИсточник: museum-xxvek.ru
В 1913 году Михаил Зощенко окончил гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но уже на следующий год его исключили за неуплату. Чтобы заработать на учебу, Зощенко стал контролером на Кавказской железной дороге. Однако восстановиться в университете ему так и не удалось: началась Первая мировая война.
Вот как пишет о ней сам писатель во второй главе книги «Перед восходом солнца»: «Осенью 1914 года началась мировая война… Я, бросив университет, ушел в армию… Я служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В девятнадцать лет я уже был поручиком… В двадцать лет – имел пять орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что два года подряд я был на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце…».
Тем не менее автор скромно не упоминает о полученных орденах: Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Святого Станислава 2-й степени с мечами и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Он был представлен в капитаны и к ордену Святого Владимира 4-й степени.
Михаил Зощенко в годы Первой мировой войныИсточник: museum-xxvek.ru
Начало литературной карьеры
С 1919 года начинается активная литературная деятельность писателя.
В студии при издательстве «Всемирная литература», занимавшей небольшое помещение в известном доме Мурузи на Литейном проспекте, а позднее в Доме искусств на углу Мойки и Невского, сформировалась литературная группа «Серапионовы братья». Здесь, в компании талантливых, независимых молодых литераторов, Зощенко почувствовал себя писателем.
«Серапионовы братья». Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. КаверинИсточник: rusplt.ru
В 1921 году в издательстве «Эрато» вышла первая книга Зощенко «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова».
Первая книга ЗощенкоИсточник: museum-xxvek.ru
В 1933 году вышла повесть «Возвращенная молодость» — явление необычное в русской литературе — она стала новым витком в развитии писательской деятельности Зощенко.
Уникальность повести в том, что это одновременно и художественное произведение с типично зощенковскими героями, незамысловатым сюжетом, и комментарий к нему, «некоторые сведения по физиологии и психологии человека».
Новое видение литературы и привело в последствии к гонениям на писателя.
Во время Великой Отечественной войны
Сразу после начала войны писатель просит отправить его на фронт. Он получает отказ: «К военной службе не годен». Поэтому Михаил Зощенко вместе с сыном дежурит на крыше своего дома и тушит зажигательные бомбы. Михаил Михайлович выступает на радио, пишет антифашистскую пьесу.
Вместе с Евгением Шварцем берутся за написание пьесы «Под липами Берлина». Это произведение о взятии советскими войсками Берлина шла на сцене театра в то время, когда немцы держали в блокаде Ленинград. Еще задолго до окончания войны писатель верил в победу советского народа.
Поэтому еще более несправедливы и абсурдны кажутся последовавшие позже обвинения.
Михаил Зощенко в 1956 годуИсточник: publ.lib.ru
Музей-квартира на Малой Конюшенной улице 4/2
Это одна из самых маленьких музеев-квартир Петербурга – всего 50 м2, но у нее есть своя особенность, можно сказать, даже удивительная черта! Все вещи в квартире Михаила Зощенко подлинные. Здесь писатель прожил всего три года, до этого он жил в огромной пятикомнатной квартире, но, начиная с публикации «Голубой книги», начались политические гонения на Михаила Михайловича.
«Голубая книга», – писал Зощенко, – это книга о поступках и чувствах людей». Она не имела никакого отношения к политике. Писатель пытался научить людей жить счастливо. Он пишет уже не в рамках принятого социалистического реализма, автор включает в рассказы сведения о физиологии и психологии человека. А все это было не безопасно в то время.
Обложка «Голубой книги»Источник: museum-xxvek.ru
Крайней точкой стала повесть «Перед восходом солнца», пожалуй, главное произведение Зощенко.
После постановления партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) Зощенко исключают из Союза писателей, его книги изымаются из библиотек, его самого лишают возможности печататься, ставя тем самым на грань физического выживания. Из-за этих событий писатель и перебирается в маленькую квартирку № 119.
«С иголочки»
Михаил Зощенко, по воспоминаниям современников, любил элегантно и модно одеваться. В его гардеробе были хорошие галстуки, эффектные пиджаки и вычищенные ботинки. Все это осталось в стенах его жилища. Предметы одежды создают ощущение присутствия писателя, кажется, что вот-вот он вернется за своими вещами.
Ботинки Михаила ЗощенкоИсточник: YouTube
Конторка Зощенко
Создание произведений за конторкой — столиком, за которым писали стоя (См. на фото слева) — традиция классической русской литературы. Следуя примеру Пушкина и Гоголя, Зощенко создавал свои первые работы, стоя за конторкой.
Прогресс не стоял на месте и после 1930 года Михаил Зощенко отказался от ручки в пользу пишущей машинки, а конторку продал писательнице Вере Кетлинской. Конторка путешествовала от хозяина к хозяину. Уже в XXI веке конторка вернулась к своему первому владельцу.
Вдова профессора Крайзнера подарила ее обратно музею.
Комната Михаила ЗощенкоИсточник: find-rest.ru
Пишущая машинка ЗощенкоИсточник: kudago.com
Эта вытянутая комната с маленьким окном была для Михаила Зощенко и спальней, и кабинетом, и столовой, и комнатой отдыха. Все, что есть в ней сейчас, было и при самом писателе. Стол, стулья, кровать, одежда, писательские принадлежности. Это передает дух 30-х годов прошлого века.
Смерть
До конца своей жизни Михаил Зощенко был гоним властью. Он, русский офицер, имеющий боевые награды, не хотел прогибаться. Он никогда бы не признался в том, чего не совершал.
На показательном заседании Союза писателей, где хотели публично унизить литератора, Зощенко вышел на трибуну и сказал: «Моя литературная жизнь и судьба закончены. У меня нет выхода.
Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен как последний сукин сын. У меня нет ничего в дальнейшем. Ни-че-го. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне ни вашего снисхождения, ни вашей брани, ни криков.
Я больше, чем устал, я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею».
Начался второй период гонений. Его итогом стала 1958 году стала смерть писателя.
Имя писателя не забыто, об этом говорит 27-летнее существование музея. Михаила Зощенко знают, любят, читают и переводят на иностранные языки. Произведения писателя включены в программы средних и высших школ.
Памятник писателю Михаилу Зощенко у библиотеки СестрорецкаИсточник: peterburg.center
«Зощенко был круче любого из блогеров». Как в обновлённом музее-квартире писателя автору «дали голос» (фото)
Сергей Лозница покажет свой реквием по жертвам нацизма«Владычица морей» поможет Украине построить флотРейсовый автобус и грузовик столкнулись под ПетербургомКашель, диарея и еще 5 неочевидных признаков проблем с позвоночникомЛенинградская область вслед за Петербургом ограничила досуг для детейУехавший из Санкт-Петербурга гей-фольклорист написал книгуВ Петербурге расчертили проект планировки Московско-Дунайской развязкиЯгудин потребовал досрочно вернуть российским спортсменам флаг и гимнВ ГМЗ «Петергоф» закрыли все музеи, кроме Большого дворцаФлеболог рассказал, почему спать в теплых носках может быть опасноМастер-класс по уборке Петербурга от снега. Угадайте где15 лучших телесериалов февраля: выбор «Фонтанки»Выдача QR-кодов по антителам пока не началасьФинский «Йокерит» опроверг сообщения о скором выходе из состава КХЛСмертельное ДТП произошло на востоке Ленобласти, трассу перекрылиВМО: Зафиксированы два рекордных значения мегавспышек молнииМужчина упал на крышу лифта в доме на Архивной улицеПредыдущие новостиАрхив материалов
Самый маленький музей Петербурга — музей-квартира писателя Михаила Зощенко — открылся после реэкспозиции. «Фонтанка» побывала на этой обновлённой площадке Литературного музея «ХХ век», прошла сквозь «портал времени» и услышала голос писателя.
Поделиться
«Мы привыкли к определённым подборкам фотографий Михаила Михайловича, где он уже — умудренный опытом. А тут смотришь и понимаешь: он тоже был молодой! Мне кажется, что фотография периода расцвета его творчества 1920-х — 1930-х годов помогает понять, почему Зощенко был круче современной рок-звезды, инстадивы или любого из блогеров.
Объединял их всех!» — правнучка Михаила Зощенко, Вера, пришедшая на открытие музея, несколько раз обходит установленный в центре зала плакат с черно-белым фото, с которого на посетителей смотрит совсем молодой писатель.
Портрет отражается в каждой из витрин вокруг — неважно, изучаешь ли ты печатную машинку или всматриваешься в авторские рукописи через стекло: Зощенко тут — везде.
Поделиться
Игры с отражениями в обновленном музее-квартире стали возможны благодаря дизайнерскому решению: стены помещения перекрасили из синего в тёмно-серый, приглушили свет, а памятные вещи в хронологическом порядке поместили в витрины. Между ними — столик 1950-х годов, на котором стоит клавиатура, оформленная под печатную машинку. Если понажимать на кнопки, на стене появится черно-белое отражение комнаты, в которой посетители увидят себя.
«Медиаинсталляция работает в нескольких режимах. Сейчас нас снимает камера, и вы видите себя словно через зеркало времени», — поясняет идею Дарья Шкелёва, художник, оформлявшая экспозицию. Она выстукивает на клавиатуре новое сочетание клавиш, и изображение тут же меняется: отражение комнаты на стене заменяет лист бумаги, где друг за другом возникают цитаты из Зощенко.
В мультимедиасистему загружены отрывки выступлений писателя разных годов, фрагменты фильмов по его книгам.
Другой «арт-объект» в зале — приёмник: его техническую «начинку» переделали так, что, покрутив ручки, посетитель переключает каналы радио и слышит то мотивы танго, то выступление Михаила Зощенко 1933 года, где он читает рассказ «Актриса». Это — единственная сохранившаяся запись и большая гордость музея.
Несмотря на то, что музей-квартира открылся еще в 1992 году, в нем только сейчас — впервые и всего на полгода — выставили оригиналы рукописей. Держать их дольше в зале не выйдет: хрупким бумагам требуются особые световой и влажностный режимы.
Стопка рукописных листов повести «Перед восходом солнца» лежит в отдельной витрине — писатель считал эту книгу главной своей работой, и в 1941 году, отправляясь в эвакуацию, взял с собой все страницы.
Восемь килограммов из 12 положенных в его портфеле заняла незавершенная книга, вытеснив и тёплую одежду, и многие другие вещи первой необходимости.
Рядом с листами повести в музее — очки Зощенко и книга «Леонардо да Винчи» Зигмунда Фрейда.
«В этой работе впервые была предпринята попытка с точки зрения психоанализа каким-то образом проанализировать биографию художника. Эту же попытку в своей повести повторяет Михаил Михайлович», — поясняет необычное соседство заместитель директора по научной работе Светлана Кузнецова.
Документы и рукописи — во всех витринах: в первой части экспозиции, посвященной детству и юношеству, лежит оборванный листок с одной из самых ранних повестей знаменитого писателя — «Двугривенным» 1914 года.
В разделе, посвящённом службе на фронтах Первой мировой, — записная книжка, в которой между боями Зощенко записывал свои наблюдения.
В витрине, где рассказывается о двух главных женщинах в его жизни — матери и супруге, размещён рукописный лист со строками блоковского стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» и словом «умерла», которое Зощенко написал, узнав о смерти матери. Оно обведено дважды.
Поделиться
«Я часто сюда прихожу, приводя друзей, знакомых, гостей. Мне кажется, сейчас музей стал живым, — делится Вера Зощенко. — Расположение всего очень логичное: детство, отрочество, юность — никто еще после Горького и Толстого ничего лучше не придумал. Это современно и пробуждает интерес. Может быть, теперь человек прочитает что-нибудь кроме «Бани» и «Аристократки».
В ближайшее время экспозицию планируют дополнить тактильными элементами: под каждой витриной в пространстве есть выдвижной ящик, куда положат копии некоторых экспонатов, например орденов и книг писателя, а также головоломки. «Спрятать» интерактив решили не только ради экономии места, но и чтобы сохранить минималистичность. Сам Зощенко не любил нагромождений вещей.
Посмотреть, как выстраивал быт сам писатель, можно во второй комнате — в мемориальном кабинете (ее реэкспозиция не затронула). В музее уверяют: здесь всё — как было при Зощенко, и даже тросточка и пиджак на вешалке — на своих местах. Но в ближайшее время сюда планируют добавить личные книги писателя.
Узнать о соседях Михаила Зощенко теперь можно на уличной части выставки: на стендах рассказывается о Евгении Шварце, Ольге Форш, Борисе Томашевском и многих других, о жизни в «Писательском небоскрёбе» (здание на набережной канала Грибоедова так называли из-за того, что туда селили представителей советской писательской элиты) во время блокады и во время репрессий. На каждом щите стоит QR-код, «переносящий» пользователя на страницы с анимацией. На экране всплывают отрывки стихов, ролики с заезжающими во двор чёрными «Марусями».
Как уверяют в Литературном музее «XX век», обновлённый музей Михаила Зощенко — это только начало. К 2024 году на улице Мира на Петроградской стороне может быть открыт новый филиал с залом для проведения лекций и организации выставок. О подробностях пока не сообщают.
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Музей Михаила Зощенко
Музей Михаила Зощенко
Мемориальный музей-квартира М. М. Зощенко организован в 1989 г. И открыт для посетителей летом 1992 г. Сейчас он является частью Государственного литературного музея «ХХ век», созданного на базе музея-квартиры в 2007 г.
Музей расположен в доме №4 по Малой Конюшенной ул., в квартире № 119, где прошли последние годы жизни писателя.
Ранее официальный адрес дома был наб. канала Грибоедова, 9. В начале 1930-х гг. над третьим этажом старого здания надстроили еще два этажа для писательского жилищного кооператива.
М. Зощенко поселился в писательском «недоскребе» в 1934 г. Тогда он занимал пятикомнатную квартиру № 122. Квартира была самой большой и благоустроенной среди всех писательских квартир.
Это было время успеха М. Зощенко, время его славы и финансового благополучия. Впоследствии Зощенко дважды менял жилплощадь на более скромную.
Последней оказалась двухкомнатная квартира, в которой ныне работает музей.
- Дверь в квартиру
- Жилая комната
- Печь в комнате
- Фото — Наталия, 03.2011.
- Комната Михаила Зощенко.Все вещи в комнате подлинные, косметич. ремонт в комнате производился (обои были заказаны по образцу рисунка старых обоев)
- Аптечка с лекарствами
- Фото — Елена, 08.2017.
Началом работы по созданию экспозиции считается приобретение у М. В. Зощенко, внука писателя коллекции подлинных вещей, в том числе мебели. Т. О. появилась возможность восстановить обстановку комнаты, в которой писатель жил с января 1955 по июль 1958 г.
Основу литературной экспозиции составляют материалы, в том числе книги и документы, собранные литературоведом Ю. В. Томашевским. Важнейшей частью музейной коллекции является библиотека М. М. Зощенко, сохраненная потомками писателя.
Фонды музея постоянно пополнялись: у коллекционеров приобретались рукописи, письма, документы. От частных лиц. Иногда безвозмездно, поступали первые издания книг М. Зощенко, предметы, позволявшие воссоздать атмосферу эпохи.
- Экспозиция музея
- * см. ниже
- Стена памятиФото — Наталия, 03.2011.
- 2-я комната с экспонатами на стендах(литературное творчество писателя)Фото — Елена, 08.2017.
* Материальным воплощением среды, в которой жили герои книг М. Зощенко, стала композиция из водопроводных труб, на которой, как листья
на дереве, разместились предметы той эпохи.
Годы хранительской, собирательской и научной работы сделали музей одним из центров изучения не только творчества М. М. Зощенко, но и всей ленинградской литературы. Это позволило создать на базе музея М. М. Зощенко Литературный музей «ХХ век».
(Музей-квартира М. М. Зощенко: путеводитель / Государственный
литературный музей «ХХ век». – СПб.: «Островитянин», 2009 С.1-4)
- Макет художника Т. М. Елатомцевой к рассказу «Нервные люди»
- Макет художника Т. М. Елатомцевой к рассказу»Нервные люди»
- Фото — Наталия, 03.2011.
- Фото — Елена, 08.2017.
- Фото — Елена, 08.2017.
Как появился музей Зощенко в Петербурге?
В одном красивом-красивом городе в самом-самом его центре в большом-большом доме жил «мещанин и пошляк», который «выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку» в форме детских рассказов.
Думаете, мы сейчас будем говорить о каком-то извращенце или враге народа? А это об известном каждому с детства писателе Михаиле Михайловиче Зощенко. Как видите, товарищ Андрей Александрович Жданов не чуждался резких выражений.
Этот партийный деятель отвечал за идеологию в 1940-х годах, и, по его мнению, от сатирических рассказов Зощенко она явно не крепчала.А, я еще забыла про «подонка литературы».
До постановления партии о закрытии журналов «Звезда» и «Ленинград» 1946 года так не говорили о Зощенко, и сегодня, конечно же, не говорят. Просто рассказывают. Знаете, в Петербурге есть совершенно замечательный музей Зощенко!
Музей-квартира писателя-сатирика и переводчика Михаила Зощенко расположен в доме с целым списком кличек, самая забавная из которых, наверное, «Писательский недоскреб». Но об этом чуть позднее. Три корпуса живут на три адреса – наб. канала Грибоедова, 9 / Чебоксарский пер., 2 / Малая Конюшенная ул., 4.
В середине XVIII века дом входил в огромный комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Здесь жили конюхи, а в 1882 году по указу Александра III в доме поселили музыкантов придворного оркестра. Собственно, часть из них были из Кавалергардского и лейб-гвардейского Конных полков, так что тематика здания не сильно изменилась. И если раньше на первом этаже дома №9 по наб.
канала Грибоедова располагались экипажные сараи, то с переездом оркестра организовалась собственная реп-точка.
Вся эта музыконная история существовала на первых трех «нормальных» этажах. А в 1934 году появились два куцых, будто сплющенных этажика, венчающие здание. Вот вам и разгадка прозвания «недоскреб»! Внутри этих этажей-пони поселилась литературная элита Союза писателей. Техники особо не было для полноразмерной надстройки, да и карниз Зимнего дворца указывал попридержать лошадей.
На арене появляется Михаил Зощенко. В 1930-х годах он – самый известный человек Петербурга-Ленинграда и обладатель самой роскошной, дорого-богато меблированной пятикомнатной квартиры писательского кооператива. Но не в ней располагается ныне музей жизни и творчества Зощенко.
Сегодня ты на коне, а завтра тебя уже обходят стороной знакомые писатели, а ты голодаешь и ждешь на лестнице приезда «черной маруси».
Зощенко впал в немилость Сталину после самокопаний в книге «Перед восходом солнца» в 1943, а в 1946 году вышло процитированное в начале постановление Жданова, где последний как мог, как умел поносил Зощенко и Ахматову. Приехали.
Просто не было в Зощенко хитрости, уклончивости, а были прямодушие и чистосердечие. В советское время нельзя было писать спорные вещи, и можно было без особого труда (да и без спорных вещей тоже) поплатиться головой.
Зощенко понимал, что играет с огнем. Но не мог иначе, выражал себя через собственный стиль и тематику обличительных рассказов о людских слабостях и недостатках. Которые, конечно, были у всех. Но только не у советских людей, вы что! Краем стал рассказ о приключениях сбежавшей из зоопарка обезьянки, в наши дни заботливые родители учат на нём своих детей доброте и любви к животным.
В СССР произведение было истолковано таким образом, что уж лучше в разбомбленном зоопарке сидеть, чем среди советских людей бегать.
Колко, но без околичностей прокомментировал это Владимир Войнович в своей книге «Антисоветский Советский Союз»: «Откровенно говоря, когда я думаю о судьбе Зощенко, меня удивляет не то, что власти обрушили на него такой мощный удар, а то, что они не сделали этого раньше».
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Запрещенный и нуждающийся, Зощенко с семьей через серию обменов оказался в маленькой двухкомнатной клетушке 1954 году. За четыре года до смерти, когда он уже мог, но просто не хотел ничего писать, измученный многолетними гонениями.
Именно эта квартира является пристанищем музея, появившегося в 1987 году. Коллекционерам удалось собрать множество писем, рукописей, автографов и первых изданий автора. В одной комнате воссоздана обстановка, в которой обитал писатель. Музей уникален и ценен тем, что все вещи в комнатке – подлинные, никаких «мебель тех времен» и «похожее кресло».
Экскурсовод с трепетом показывает книги на прикроватной тумбочке и потертые туфли возле нее. «В этой маленькой комнате всё по-старому». Всё выглядит аккуратно, скромно, просто. Интеллигентно. По-зощенковски.
В бывшей комнате его жены располагается ряд интереснейших стендов, погружающих в атмосферу десятилетий, соответствующих годам жизни Зощенко. Есть упоминания и о других знаменитых жителях писательского кооператива.
До сих пор зиждется надежда расширить музей и посвятить его всей ленинградской литературе XX века в этом писательском «месте силы».
Это точно не самый большой музей Петербурга, и не самый известный.
Но когда вы в очередной раз пойдете от Дворцовой площади или к Спасу на Крови, или из таких гигантов, как Эрмитаж или Русский музей, загляните в переулок между домами на Малой Конюшенной. Там скрывается настоящее сокровище, музейный бриллиантик.
Всего час вы потратите на осмотр комнаты, экскурсию, аудиогид и стенды. Но приобретёте ощущение прикосновения к чему-то доподлинному и истинному. Близко-близко. Честно-честно.
Больше из жизни Петербурга