Праправнучка архитектора Леонтия Бенуа с дочерьми и сегодня живет в его квартире на 3-й линии В.О.
, 20, — она открыла в ней музей и показывает экскурсантам место на стене, которое занимала проданная в Эрмитаж «Мадонна Бенуа». «Собака.
ru» узнала у наследниц известной фамилии, к которой принадлежат Зинаида Серебрякова и актер Питер Устинов, почему шедевр оказался в музее, как французы Бенуа породнились с купцами и что стало с квартирой после революции.
Слева направо: на Камилле: блуза Victoria Beckham, платье Burberry, мюли Manolo Blahnik (все — ДЛТ), колготки Calzedonia. На Марианне: блуза Gucci (ДЛТ). На Ксении: тренч Red Valentino, платье-рубашка No.21 (все — ДЛТ). На Анастасии: плащ Dries Van Noten, топ Dolce & Gabbana, юбка Escada (все — ДЛТ), колготки Calzedonia
«Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», — ранняя работа Леонардо да Винчи, которая датируется 1478-80 годами
В России всего две картины Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Обе названы по фамилиям их последних частных владельцев. Почему ваш прапрадед решил продать работу в Эрмитаж? Он хорошо понимал, что картина уровня «Мадонны с цветком» (второе название «Мадонны Бенуа») не может находиться в руках одного человека или одной семьи.
Это слишком значительная вещь для частной коллекции — чересчур значительная! Не забывайте, шел 1914 год, началась Первая мировая война, и Леонтий Николаевич просто опасался за сохранность шедевра да Винчи. К тому же еще в 1905 году, во время первой русской революции, он писал: «Творится нечто невообразимое, непонятно, что нас ждет».
Он мог предвидеть весь тот хаос, который принес с собой 1917 год.
Официальной владелицей полотна была жена Леонтия Николаевича Бенуа — Мария Александровна, урожденная Сапожникова — это ведь была часть ее приданого? Да, это так. Картина да Винчи находилась в семье Сапожниковых почти сто лет, с 1820 года.
Вскоре после приобретения они перевели ее с дерева на холст по методу главного реставратора Эрмитажа Андрея Митрохина — это был ключевой момент в деле сохранения шедевра. И именно Мария Александровна уступила «Мадонну с цветком» за 150 тысяч рублей Императорскому Эрмитажу, хотя могла бы продать полотно за границу за гораздо большие деньги.
Кстати, музей выплачивал ей эту сумму частями, и последние платежи были получены уже после Октябрьской революции.
Портрет М. А. Бенуа-Сапожниковой. Художник Шаховской
Блуза Gucci, юбка Balenciaga (все — ДЛТ)
Что это за купеческая семья, которая могла себе позволить покупать картины да Винчи? Сапожниковы ведут свой род от Семена Ефимовича, старосты села Малыковка, в котором во время крестьянского восстания 1773–1775 годов останавливался его предводитель Емельян Пугачев.
Когда прибыл правительственный карательный отряд под началом — кого бы вы думали? — знаменитого в будущем поэта Гавриила Романовича Державина, бунтовщиков в селе уже не было. Повесили «принимавшего» их старосту. Затем, выражаясь современным языком, Сапожников был реабилитирован.
История, очень похожая на описанную в «Капитанской дочке» Пушкиным.
Именно! Сын этого старосты Петр Сапожников стал состоятельным астраханским купцом, а бизнес внуков Александра и Алексея был уже очень большим: они владели в Астрахани рыбными промыслами, соляными и винными откупами, мукомольными и кожевенными заводами, пароходством, торговали рыбой по всей России, продавали ее в Европу и Америку. Фирма «Братья Сапожниковы» даже стояла у истоков новой для того времени технологии заморозки рыбы и открыла морозильный склад в Москве.
А как «Мадонна с цветком» да Винчи попала в их коллекцию? По этому поводу существует красивая легенда, не имеющая ничего общего с правдой, — однако ее до сих пор можно слышать.
Якобы однажды в Астрахань приехали итальянские циркачи, жившие в своих бедных кибитках, в одну из которых заглянул Петр Семенович Сапожников — он увидел картину, которая, по словам артистов, много столетий передавалась в их семье из поколения в поколение, и купил ее.
Камилла Мурзина-Бенуа у места на стене, где висела «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
Ежегодно 1 июля семья отмечает день рождения Николая Леонтьевича Бенуа. На фото — празднование на даче в Бобыльске (Старом Петергофе) в начале хх века.
Как же все было на самом деле? В реальности полотно приобрел не Петр Сапожников, а его сын Александр Петрович — человек просвещенный, живший на широкую ногу в своем особняке на Английской набережной, 66, где в гостях у него бывали и Пушкин, и Александр Дюма — отец.
Он купил работу Леонардо да Винчи за 5 тысяч рублей (это были тогда большие деньги) у сына знаменитого коллекционера генерала Алексея Корсакова. Картина находилась в петербургском доме Сапожниковых вплоть до замужества моей прапрабабушки Марии Александровны, которая получила ее из рук своего отца Александра Александровича в качестве свадебного подарка.
Выйдя замуж, она стала Бенуа, так и «Мадонна с цветком» превратилась в «Мадонну Бенуа».
А как французы Бенуа стали русскими подданными? Основатель нашей династии в России Луи Жюль Бенуа бежал сюда от Французской революции в 1794 году. Ему в это время было двадцать четыре года, но он уже был известным шоколатье, служил у герцога Монморанси, кузена Людовика XVI.
Еще во Франции его прозвали «архитектором среди кондитеров» за невероятные многоярусные торты, из которых выходили люди и вылетали птицы. В Петербурге Луи Жюль сделал блистательную карьеру: он стал шеф-поваром российского императорского двора. Приобрел так называемый Дом с маскаронами на пересечении улицы Глинки и проспекта Римского-Корсакова.
Его сын, первый архитектор в нашем роду Николай Леонтьевич Бенуа, родившийся в 1813 году, достроил двухэтажное здание до его нынешнего, четырехэтажного вида. Он женился на Камилле, дочери архитектора Альберто Кавоса, самая известная постройка которого — Мариинский театр. С тех пор имя Камилла, пожалуй, самое распространенное в нашем роду, одна из моих четырех дочерей тоже его носит.
Впоследствии практически весь этот дом занимали члены семьи Бенуа — Кавосы, Лансере, Серебряковы. И Леонтий Николаевич жил там же до своей свадьбы.
Портрет Л. Н. Бенуа. Художник Харитонов
Зять архитектора Леонтия Бенуа архитектор Людвиг Шретер со своей дочерью Марианной — будущим архитектором
Документ об избрании Л. Н. Бенуа почетным членом Общества архитекторов
Ваш прапрадед женился в возрасте двадцати трех лет — картина да Винчи переезжала вместе с Леонтием Николаевичем и его семьей с квартиры на квартиру, прежде чем он построил доходный дом на 3-й линии Васильевского острова? Да, они жили на съемных и на казенных квартирах в Академии художеств, где Леонтий Николаевич преподавал и дважды был ректором. Кстати, в момент женитьбы прапрадедушки его невеста никак не могла считаться завидной: после общероссийского финансового кризиса 1874 года материальное положение Сапожниковых сильно пошатнулось, для спасения астраханских рыбных промыслов была создана государственная комиссия, и только в начале 1880-х дела наладились. Поэтому, сватаясь к Марии Александровне, прапрадед рассчитывал лишь на свои силы и свой талант. В воспоминаниях он пишет, что был тогда так завален работой, что едва не опоздал в день свадьбы к венцу. (Смеется.) А в 1899 году, через девятнадцать лет после женитьбы, уже будучи известным и обеспеченным архитектором, он строит этот дом, отведя для семьи целый этаж, опоясывающий большой внутренний двор, — новое родовое гнездо Бенуа. Понятно почему: у Леонтия Николаевича и Марии Александровны было пять дочерей и три сына.
Кот потомков Бенуа на столе Леонтия Николаевича
Анастасия Мурзина-Бенуа. Платье Dolce & Gabbana, мюли Balenciaga (все — ДЛТ), колготки Calzedonia
Работа художника Бориса Григорьева из семейного собрания Бенуа
Правда ли, что Леонтий Николаевич после революции 1917 года смог избежать уплотнения квартиры совершенно чужими людьми, поселив в ней семьи своих замужних дочерей, до этого переехавших к мужьям? Это было так, но после его смерти в 1928 году уплотнение все-таки случилось: когда я родилась в этой квартире, она была уже большой коммуналкой.
Жили дружно? Всегда. У нас были чудесные соседи, которые очень бережно относились к предметам интерьера.
Например, в комнате, где сейчас располагается столовая, до своего отъезда в Израиль в 1970-х жил поэт Анри Волохонский — автор многих текстов, положенных на музыку и ставших известными благодаря Борису Гребенщикову, в частности песни «Под небом голубым».
У нас в квартире хорошая атмосфера, наверное, потому, что создатель дома Леонтий Николаевич был человеком с прекрасным характером, верным мужем, отличным отцом и при этом гениальным архитектором. Правда, не все родные со мной согласны, некоторые спорят и говорят: «Леонтий Николаевич был просто выдающийся, но не гениальный». (Смеется.
) Все потомки Бенуа сходятся в том, что гением был его младший брат Александр Николаевич — да, он был и художник, и искусствовед, и создатель пригородных дворцов-музеев, но главная его заслуга в том, что он предварил искусство ХХ века.
Неслучайно, когда прозвучал выстрел «Авроры», за ним тут же приехали, но повезли не в тюрьму, а в Эрмитаж, разграбления которого боялись большевики, — и вскоре он возглавил Картинную галерею музея. Однако сам Александр Николаевич самым талантливым в семье считал Леонтия Николаевича, но полагал, что в полной мере ему не удалось реализовать этот талант по причине счастливого брака — «самого счастливого из всех известных мне браков», как пишет он.
После перестройки сложно было расселять соседей? В 1990-е и нулевые мне удалось найти немало меценатов, которые помогли в этом, так же как и в ремонте. Но не надо питать иллюзий: наша квартира по-прежнему коммунальная, просто это коммунальная квартира родственников.
Так сколько же комнат было в квартире до 1917 года? Сейчас этого уже никто не помнит. Теперь нас здесь живет тринадцать человек, в семи комнатах музей, а в остальных семи — жилая часть.
Ксения Мурзина-Бенуа у чертежного стола Леонтия Бенуа. Платье-рубашка No.21, брюки Joseph, серьги Oscar de la Renta (все — ДЛТ)
«Пионы» — акварель Зинаиды Серебряковой, племянницы Леонтия Бенуа. Из домашней коллекции
Современные работы членов семьи Бенуа
Что сохранилось в квартире из оригинальной обстановки? Многое: печи, камин, лепнина, живописные и графические работы, книги, документы.
Или, например, мебельный гарнитур, который Леонтий Николаевич подарил своей дочери и моей прабабушке Нине Леонтьевне в 1905 году на свадьбу с будущим профессором-мозаичистом Академии художеств Владимиром Александровичем Фроловым — создателем мозаик храма Спаса на Крови, Морского собора в Кронштадте, Феодоровского собора в Царском Селе, доходного дома герцога Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице и даже Мавзолея Ленина на Красной площади. Сохранились стекла с фацетом огромного эркера в гостиной — они пережили и революцию, и войну. Здесь на подоконнике во время войны рубили дрова, и я специально оставила эти следы — как напоминание о блокадном прошлом квартиры. Мы восстановили в прежнем виде театральную гостиную с ее невероятной акустикой, в которой еще при Леонтии Николаевиче проводились концерты и спектакли. Тогда в квартире была отдельная комната, в которой хранились — представьте себе — декорации. Кстати, «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи участвовала в постановках в качестве реквизита — например, она изображала полотно Рафаэля в опере «Рафаэль» Антона Аренского, целиком исполненной здесь в начале XX века. Не мы придумали эту традицию музыкальных вечеров, мы ее просто поддерживаем: я играю на арфе, моя дочь Марианна — на флейте, мой зять Сергей — на пианино и гобое, мы приглашаем к нам выступать солистов и музыкантов Мариинского театра и оркестра Филармонии. В качестве слушателей приходят на такие вечера самые разные гости, родственники и, конечно, три другие мои дочери — Алла, которая занимается воспитанием уже своих троих детей, художница и студентка актерского отделения факультета искусств СПбГУ Ксения, школьница Камилла. Мы всех рады видеть у себя — записаться на экскурсии можно по телефону +7 (921) 965-7550 или в группе «ВКонтакте».
Родственников у нас необычайно много — около трехсот.
О чем вы рассказываете экскурсантам? Об истории этой квартиры и истории «Мадонны Бенуа», отдельная тема моих исследований — история семей Бенуа, Сапожниковых и Кавос.
Я также провожу экскурсии по городу, посвященные домам, в которых жили и которые построили представители нашей династии.
И даже в Старом Петергофе, где находились сразу три дачи, возведенные Леонтием Николаевичем для себя и родных, — две из них сгорели еще в 1921 году, одна ушла из собственности семьи, но мы до сих пор живем там в бывших хозяйственных постройках: оранжерее, конюшне и курятнике.
Сколько сейчас потомков семьи Бенуа в мире? Родственников у нас необычайно много — около трехсот. И у семьи есть свое коллективное лицо. Когда изредка случаются фамильные съезды, ты вдруг видишь некое сходство, единый для всех набор генов.
Есть общность и во внешности, и в характере, и в образе мышления. Когда однажды приехали родственники из Аргентины, которых мы никогда не видели даже на фото, мы их моментально узнали чисто физиономически. (Смеется.
) И удивительно, насколько велик процент тех, кто так или иначе занимается творчеством.
Л. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898 год, из собрания Русского музея
- Николай Бенуа (1813–1898) Сын основателя династии Луи Жюля Бенуа, академик архитектуры, главный архитектор Петергофа, где он построил вокзал, императорские конюшни и фрейлинский корпус.
- Альберт Бенуа (1852–1936) Старший сын Николая Бенуа, академик акварельной живописи, первый хранитель Русского музея императора Александра III.
- Александр Бенуа (1870–1960) Младший сын Николая Бенуа, художник и историк искусства, одна из главных фигур объединения «Мир искусства» и дягилевских «Русских сезонов».
Зинаида Серебрякова (1884–1967) Внучка Николая Бенуа, племянница Леонтия Бенуа, художница объединения «Мир искусства».
Николай Лансере (1879–1942) Племянник Леонтия Бенуа, брат Зинаиды Серебряковой, архитектор-художник, профессор Академии художеств. В годы работы в «шарашке» создал проекты здания ОГПУ на Литейном пр., 4 («Большой дом»), и реконструкции Конногвардейского манежа под гараж ОГПУ.
Сэр Питер Устинов (1921–2004) Внук Леонтия Бенуа, британский актер, режиссер, драматург, писатель, лауреат премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми», BAFTA.
Великокняжеская усыпальница Петропавловской крепости
Доходный дом страхового общества «Россия» на Моховой улице
Зал заседаний Законодательного собрания Петербурга, реконструированный из зимнего сада Мариинского дворца
Крупнейший петербургский архитектор периода эклектики особенно любил стиль Людовика XVI, одинаково успешно работал в стилях от романского до неорусского, а в конце жизни пришел к неоклассике.
Корпус Бенуа Русского музея
НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта
Придворная певческая капелла
Храм Лурдской Божье матери в Ковенском переулке
Виталий Котов. Дуся Соболь, архивы пресс-служб. Стиль: Эльмира Тулебаева. Визаж: Наталья Воскобойник, Евгения Сомова. Прически: Яна Маслова (park by Osipchuk), Евгений Прозоров (park by Osipchuk).
Благодарим книжный магазин «Подписные издания» за помощь в организации съемки
Музей-квартира Л.Н.Бенуа в Санкт-Петербурге
Всем известен дом Бенуа в Петергофе, но далеко не всем — дом на Васильевском острове.
Эта семья связала свою судьбу с Россией в 1794 году, когда в Санкт-Петербург прибыл молодой кондитер Луи Бенуа. Родившийся в России его сын Николай стал архитектором. В числе его творений — Петергофский вокзал и фрейлинские корпуса на территории музея-заповедника «Петергоф».
Обширная территория дома 20 сформировалась из двух старых участков. В 1758-1760 годах участки приобрел и объединил таможенный служащий С.К. Чайковский.
В конце XIX века эту землю купил профессор архитектуры Л.Н. Бенуа и в 1897-1899 годах по собственному проекту возвел четырехэтажный доходный дом. С ним связан длительный период творческой жизни выдающегося зодчего — с 1899 по 1928 гг.
Леонтий Николаевич Бенуа
Как известно, род Бенуа происходит из Франции, оттого и расцвели на семейном гербе французские лилии. Луи Жюль бежал из мятежной страны с намерением уберечь свой род от бурь революций…
- Женился на немке, хрупкая девушка родила ему 18 детей.
- Бенуа породнились со многими известными фамилиями.
- Так что во времена всеобщего равенства и братства, когда началось торжество справедливости и уплотнение квартир, Леонтий Николаевич нашёл выход из ситуации, заселив свою квартиру многочисленной роднёй, носившей разные фамилии, и тем самым спас от разорения.
- Так что расстекловка, лепка, камины — всё это простояло в неизменном виде более ста лет.
Л.Н. Бенуа с детьми
Празднование 80-летия Л. Н.Бенуа
Именно в этой квартире умер в 1942 году знаменитый мозаичист Владимир Фролов…
- Породнились Бенуа и с весьма примечательной семьёй Кавос, в роду которых был и директор театра Фениче в Венеции, и органист собора Сан-Марко.
- Катарино Кавос в России написал, в частности, оперы «Иван Сусанин» и «Русалка» и даже некоторым образом отображён нашим всем в энциклопедии русской жизни:
- Богат, хорош собою, Ленский
- Везде был принят как жених;
- Таков обычай деревенский;
- Все дочек прочили своих
- За полурусского соседа;
- Взойдет ли он, тотчас беседа
- Заводит слово стороной
- О скуке жизни холостой;
- Зовут соседа к самовару,
- А Дуня разливает чай;
- Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
- Потом приносят и гитару:
- И запищит она (бог мой!):
Приди в чертог ко мне златой!..
— здесь имеется в виду как раз ария из «Русалки».
Нынешние жильцы квартиры носят фамилию Шрётер…) и бережно сохраняют историю семьи.
- На портрете Мария Сапожникова, жена Леонтия Николаевича Бенуа.
Кроме талантливых архитекторов, в семье Бенуа были также художники и музыканты. Второй сын Николая Бенуа, Александр, стал лидером объединения «Мир искусства», где проявил талант выдающегося организатора, искусствоведа и художественного критика, и руководителем одноименного журнала. Третий сын Николая Бенуа, Альберт, стал знаменитым акварелистом.
Сын Александра Бенуа, названный в честь деда, также стал художником. Во второй половине 20-х годов он уехал за границу, прославился там и стал в 1936 году директором постановочной части знаменитого на весь мир миланского театра «Ла Скала».
За свою творческую жизнь он создал декорации для более чем трехсот спектаклей этого театра и прочих известнейших театров мира.
Среди членов семьи Бенуа были и известные композиторы. Николай Черепнин, муж Марии Бенуа, сам был талантливым композитором и положил начало целой композиторской династии. Его сын и внуки пошли по его стопам и внесли ощутимый вклад в музыкальную культуру Европы.
Дочь архитектора Леонтия Бенуа, Надежда, прославилась в Англии как необыкновенно талантливый мастер книжной иллюстрации. Ее сын, Питер Устинов, известный писатель, знаменитый актер и режиссер, принявший участие в съемках более чем пятидесяти фильмов.
- В музее Бенуа находятся вещи, принадлежавшие членам этой семьи и связанные с их творчеством, а также их собственные произведения.
- В настоящее время музеем-квартирой заведует праправнучка знаменитого архитектора — Мурзина Анастасия Олеговна.
- Кроме экскурсий она устраивает поэтические и музыкальные вечера, а также тематические праздники.
- Помимо мемориальных комнат в квартире имеются и жилые помещения, в которых проживают потомки Николая Леонтьевича.
- Также в двух комнатах находятся: художественная мастерская и реквизитная
- В музее-квартире проводятся только заказные экскурсии, а также концертные вечера и праздники по приглашениям.
125 лет в одной квартире: удивительная история самой известной семьи Петербурга
«Я привыкла, что меня воспринимают как экспонат», – улыбается Анастасия Олеговна Мурзина-Бенуа. Она – наследница, хранительница традиций и необыкновенной квартиры семьи Бенуа. Причем живет здесь уже седьмое поколение рода!
В 1794 году в Санкт-Петербург из охваченной революцией Франции приехал молодой кондитер Луи-Жюль Бенуа. И остался навсегда. Тут он женился на немке, которая родила ему 18 детей. Так началась невероятная история семьи Бенуа в России.
Один из сыновей кондитера Николай Бенуа, который, кстати, был крестником императрицы Марии Федоровны, стал знаменитым архитектором. В числе его творений – Петергофский вокзал и фрейлинские корпуса на территории музея-заповедника «Петергоф».
В 1897-м его внук – профессор архитектуры Леонтий Бенуа – по собственному проекту возвел четырехэтажный доходный дом на 3-й линии Васильевского острова. И по сей день его потомки продолжают жить в этих намоленных стенах, которые помнят и революции, и сталинские аресты, и блокаду Ленинграда… 125 лет дому отметят через год.
В семи комнатах сейчас обитает 14 представителей трех поколений семьи Бенуа. Но жилая часть – это примерно треть от всей большой квартиры.
А оставшиеся комнаты – уникальное живое музейное пространство, где праправнучка Леонтия Николаевича не только обитает, но и водит экскурсии, устраивает музыкальные вечера, принимает многочисленных гостей. Здесь ходят люди и звучат голоса с утра и до поздней ночи.
Кто-то приходит попить чая за историческим столом Бенуа, а кто-то хочет послушать фисгармонию или арфу. Анастасия Олеговна с удовольствием сама подходит к инструментам – она талантливый музыкант.
Действительно, музыка в семье Бенуа имеет не меньшее значение, чем живопись и архитектура – у них в роду было три крупных известных композитора. Например, Николай Черепнин, муж Марии Бенуа, положил начал композиторской династии. А знаменитый британский актер и режиссер Питер Устинов, принявший участие в съемках более пятидесяти фильмов, это уже его внук.
Вообще, практически все представители семьи Бенуа составляют гордость и славу Отечества. Например, художник Зинаида Серебрякова приходилась Леонтию Николаевичу родной племянницей, а уже упомянутому архитектору Николаю Бенуа была внучкой.
Знаменитый мозаичист Владимир Фролов (его мастерской созданы панно для станций метро «Маяковская», «Автозаводская» и «Павелецкая», витраж для «Новослободской», он же оформлял смальтой траурный зал мавзолея Ленина) – зять Леонтия Николаевича – именно в этой квартире умер в блокадном 1942 году.
- Гаев в чеховском «Вишневом саде» хвастался, что в энциклопедическом словаре упомянуто их имение. А Анастасия Мурзина-Бенуа гордится, что про их семью есть в пушкинском «Евгении Онегине»:
- «Зовут соседа к самовару,
- А Дуня разливает чай;
- Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
- Потом приносят и гитару:
- И запищит она (бог мой!):
«Приди в чертог ко мне златой!..»
«Приди в чертог ко мне златой!..» – это ария композитора Катарино Кавоса (гений, который в двенадцать лет написал кантату в честь императора Леопольда II, а в четырнадцать сочинил для театра в Падуе балет «Сильфида – Прим. ред.
) из невероятно популярной тогда оперы «Днепровская Русалка», которая шла в каждом театре, – улыбается Анастасия Олеговна и тут же садится за старинную фисгармонию. – А Кавос, в свою очередь, является прадедом моего прадеда Леонтия Николаевича Бенуа по материнской линии.
Получается, что мне прапрапрапра….»
Их портреты есть в семейном альбоме. Анастасия Олеговна может о предках говорить часами. Вот, например, Александра Бенуа – знаменитый лидер объединения «Мир искусства» худрук «Русских сезонов» Дягилева и автор одного из шедевров отечественной книжной графики — иллюстраций к пушкинской поэме «Медный всадник». Он был родным братом прапрадеда Анастасии Олеговны.
Фантастическая, удивительная семья, по истории которой можно изучать прошлое нашей страны! Каждая фотография здесь – история. Каждая картина – шедевр живописи.
Когда в первые годы советской власти господские квартиры начали уплотнять, Бенуа тоже приказали в 72 часа найти и заселить в «излишнюю площадь» других жильцов.
Почти как в «Собачьем сердце» Булгакова, где Швондер объяснял необходимость этого шага профессору Преображенскому: «Общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы один живете в семи комнатах».
Но мудрый Леонтий Николаевич пригласил к себе жить родственников. И только поэтому квартиру удалось сохранить практически в том же виде, какой она была и при царском режиме.
Правда, у семьи все-таки отобрали мастерскую, в которую можно было попасть прямо из жилой части.
И еще, когда квартира стала коммунальной, приняв в свои стены 30 жильцов, появилась кирпичная перегородка в гостиной, где сегодня Анастасия Олеговна и принимает посетителей.
Здесь же до 1914 года висела и картина Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», составляющая сегодня гордость коллекции Эрмитажа. Женившись на дочери астраханского купца Марии Сапожниковой, Леонтий Николаевич получил это полотно в качестве дорогого свадебного подарка от тестя – страстного собирателя живописи. А в 1914-м продал ее Эрмитажу – за копейки и в рассрочку.
Про все эти чудеса Анастасия Олеговна рассказывает как о вещах совершенно будничных, привычных. «Сколько себя помню, в квартиру даже в советское время всегда приходили посторонние люди и мы всегда рассказывали им про дом, про семью, – улыбается она.
– У меня сегодня четверо детей и шестеро внуков, все они живут тут же, но никто не возражает против того, что в дом как в музей постоянно приходят посетители, что тут без конца проходят концерты, творческие вечера, музыкальные салоны, записывается музыка.
Более того, уже и мои дочери мне в этом деле помогают. А я сама вожу гостей и на дачу Бенуа в Петергоф, где тоже есть что посмотреть.
Просто хочу, чтобы история нашей семьи не забывалась, а фамилия Бенуа, как и во все времена, вызывала только восторг и уважение! Причастность к этому роду очень обязывает соответствовать.»
ЧИТАЙТЕ «ДНИ.РУ» В «ДЗЕНЕ» – ТОЛЬКО ВАЖНЫЕ НОВОСТИ
Музей Л. Н. Бенуа на Васильевском
Музей создан потомками Леонтия Николаевича Бенуа, живущими в России и за рубежом.
В самом центре Санкт-Петербурга, в доме 20 на 3-й линии Васильевского острова, находится музей-квартира выдающегося русского архитектора, градостроителя Петербурга, ректора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа.
В фамильной квартире исторические интерьеры рабочего кабинета Леонтия Николаевича и его супруги, концертный зал с домашним роялем, фисгармонией и арфой, столовая. Подлинные мебель, картины, предметы обстановки воссоздают атмосферу жизни большого труженика и счастливого отца многочисленного семейства.
В музее представлены уникальный семейный архив семьи Л. Н. Бенуа, редкие фотографии и работы как самого Леонтия Николаевича, так и его потомков, среди которых преобладают представители творческих профессий: архитекторы, музыканты, живописцы, художники по керамике, скульпторы.
Экспонаты, собранные из частных коллекций представителей семьи Бенуа, – картины, гравюры, фотографии, музыкальные партитуры и ноты, – имеют уникальную историческую ценность. До 1914 г.
в квартире находилась «Мадонна с цветком», более известная как «Мадонна Бенуа» авторства Леонардо да Винчи, в настоящее время являющаяся жемчужиной коллекции Государственного Эрмитажа.
В стенах музея ведется научный музыковедческий проект по восстановлению творчества представителя семьи Бенуа, венецианского композитора Катарино Камилло Кавоса, посвятившего всю свою творческую жизнь русской опере. Музыкальная программа музея включает в себя исполнение редких произведений авторства великих князей Романовых, членов императорской фамилии и неизвестных произведений великих композиторов.
«Живой дом и живая квартира» – именно так мы, потомки Леонтия Николаевича, называем это родное для нас место.
В квартире регулярно проходят концерты классической музыки, исполнителями которой выступают молодые потомки Леонтия Николаевича, приглашенные артисты и коллективы, конференции и семинары исторических обществ и собраний, литературные чтения, нередки выступления и лекции известных людей. В лектории музея представители семьи Бенуа и приглашенные лекторы читают лекции по истории искусств, живописи, музыке, архитектуре, классическому и современному театру.
По предварительному согласованию мы организуем групповые экскурсии на русском, французском и основных европейских языках о жизни и творчестве Леонтия Николаевича и его потомков, рассказываем о семейном укладе и быте петербургской творческой интеллигенции эпохи модерна, архитектуре Северной столицы, музыковедению, живописи и пр.
Друзья семьи Бенуа, которые любят и с удовольствием приходят к нам как приглашенные экскурсоводы и лекторы с индивидуальными программами, – это представители творческой интеллигенции Петербурга, профессора и преподаватели Академии художеств, Мухинского училища, Консерватории, Государственного университета, талантливые художники, архитекторы и музыканты.
Мы также очень любим, когда в стенах нашего дома проходят торжественные события наших гостей.
Мы с удовольствием устраиваем у себя сольные концерты артистов, детские выступления и отчетные концерты музыкальных и художественных школ, уроки и мастер-классы, творческие вечера, просмотры документальных и художественных фильмов. В период белых ночей мы делаем прекрасные «ночные экскурсии Бенуа», которые надолго остаются в памяти наших гостей.
Экскурсия -Семья Бенуа в Санкт-Петербурге- (с посещением музея-квартиры Бенуа)
КУПИТЬ 07.03.2022: мест много1450 руб Гид: Галина Иванушко
На парадных магистралях и в тихих переулках, в самом центре и на окраинах Петербурга вам откроется множество мест, связанных с талантливой семьей Бенуа. Этот французский род находился в тесной связи с императорской фамилией, дал России многих деятелей культуры и искусства, оставил после себя многогранное наследие: в архитектуре, живописи, театральном искусстве и художественной критике.
Бенуа — это не просто фамилия, это историческая эпоха. Прикоснуться к ней, стать ее свидетелями вы сможете во время нашей экскурсии по Петербургу.
ВНИМАНИЕ:
- Экскурсии с ночным переездом могут отправляться накануне (с 21.00 до 24.00) объявленной даты экскурсии.
- Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице «Отправление групп»
- 09:00 — встреча группы у ст. м. «Приморская» (напротив выхода из метро, ул. Одоевского).
- Академия художеств.Наша экскурсия начнется на Васильевском острове, где находится Академия художеств — центр художественного образования Российском империи. Учениками, а затем преподавателями Академии были многие представители семьи Бенуа. Нас ждет экскурсия по Академическому саду, рассказ о памятниках и архитектурном комплексе Академии.
- Доходный дом Леонтия Бенуа. Фасад здания украшен фамильным гербом. Мы узнаем о символике герба и посетим музей-квартиру владельца дома, которую до сих пор сохраняют его потомки. Здесь нас ждет удивительный рассказ от Анастасии Олеговны Мурзиной-Бенуа, посвященный одному из сокровищ семьи Бенуа «Мадонна с младенцем» Леонардо.Всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», известная также как «Мадонна Бенуа», сегодня хранится в Государственном Эрмитаже. Почему же Мадонне дали имя Бенуа? Картина долгое время хранилась в семье астраханского купца Сапожникова. Мария Александровна Сапожникова, выходя замуж за Леонтия Николаевича Бенуа, получила в качестве свадебного подарка небольшую работу старинного мастера. Авторство Да Винчи тогда еще не было установлено: именно семье Бенуа удалось установить и подтвердить подлинность работы и авторство кисти великого мастера.С происхождением картины и историей ее появления в семье Сапожниковых связано много мифов и легенд, окутанных мистикой и вековыми тайнами. Вы узнаете всю правду о шедевре мирового искусства, истории его появления в семье купцов, ценителей искусства и меценатов Сапожниковых, пути мирового признания и установления авторства семьей Бенуа.
- Повивальный институт (им. Д. О. Отта).Именно здесь мы услышим рассказ о 200-летней связи рода Бенуа и династии Романовых. Мы узнаем, как был создан лучший на тот момент медицинский комплекс страны, одновременно ставший крупной градостроительной ошибкой.
- Переезд на Петроградскую сторону. По пути мы узнаем о здании Великокняжеской усыпальницы, построенной Л. Бенуа в соавторстве с другими зодчими.
- Доходный дом Первого Российского страхового общества.Дом построен по проекту Л. Бенуа. Грандиозный комплекс связал парадными проходными дворами несколько центральных улиц. Мы посетим парадный двор, поговорим о художественных и градостроительных особенностях комплекса, о его известных жильцах.
- Усыпальница Николая Леонтьевича Бенуа.На Выборгской стороне мы сможем осмотреть усыпальницу Николая Леонтьевича Бенуа в католическом храме в память Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы. Ещё во времена императора Александра II здесь была выделена земля под католическое кладбище и храм. За осуществление проекта взялся один из лучших архитекторов своего времени — Николай Бенуа. Росписью интерьеров занимался не менее знаменитый художник Адольф Шарлемань. После окончания строительства у стен высокой изящной церкви был основан крупнейший и богатейший в городе католический некрополь, где нашли упокоение такие знаменитости, как художники Бруни и Шарлемань, певица Анджолина Бозио и другие.
- Экскурсия по Певческой капелле.В ходе экскурсии мы побываем не только в гостях у семьи Бенуа, но и в здании Капеллы, созданной по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. Этому великолепному зданию более 150 лет, но целый квартал рядом с рекой Мойкой был закреплен за хором капеллы значительно раньше. Любовь архитектора к Франции, к стилю Людовика XVI воплотилась в облике Капеллы. А ее концертный зал в 20-м веке считался лучшим по акустике в Европе.Конечно, мы зайдем в концертный зал Капеллы, узнаем, в чем его уникальность. Но это не всё! Мы услышим историю появления органа. У нас будет уникальный шанс заглянуть в закулисный мир Капеллы. Это — и музей с фотографиями и документами разных лет. Это — репетиционные залы, гримерки, музыкальная библиотека. Мы услышим репетицию оркестра, которому отдан целый этаж здания, и это этаж так называется оркестровым. Капелла старается создать разнообразие в своих залах, поэтому в здании есть и своя картинная галерея. И конечно, пройдем в Царский павильон и Царскую ложу.
- 16-00 — ориентировочное время окончания программы у Певческой капеллы.
Внимание:
- Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе экскурсии обьектов может происходить в тёмное время суток.
- Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
- В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены — исключать обьекты из программы.
- Места в автобусе распределяются организатором экскурсии по мере продажи билетов.
- Туристу необходимо иметь с собой полис обязательного медицинского страхования (ОМС).
- транспортное обслуживание;
- экскурсионное обслуживание по программе.
- экскурсия по квартире Бенуа в Петербурге;
- экскурсия по Певческой капелле
Петергоф. Музей семьи Бенуа | Санкт-Петербург Центр
Казалось бы, где Франция, а где Россия, и какое отношение имеет французская семья к делам русским? На поверку – самое непосредственное и важное: вот, например, род Бенуа, оставил заметный след в истории нашей культуры.
Жан-Люк, первый из этого рода очутившийся в России, был ни много ни мало придворным кондитером герцога. Французы – не только отменные пирожники, но и верные слуги: хозяина после Великой Французской революции выпроводили из страны – Жан-Люк немедленно отправился следом за ним.
Освоившись в чужой стране и проявив невероятное мастерство в кулинарном деле, Бенуа сумел своей работой покорить императрицу Марию Федоровну. Высоко оценив умение Жана-Люка, она сделала его распределителем своей кухни, а также стала крестной детей кулинара.
Проявляя заботу об отпрысках Бенуа, Мария Федоровна побеспокоилась и о поступлении одного из них в Академию художеств.
Получив знания в столь престижном заведении, Николай Бенуа впоследствии стал профессором, председателем Петербургского Общества архитекторов и зачинателем известной династии деятелей искусств.
Он изменил облик Петергофа…
Известнейшими творениями архитектора Николая Бенуа является Петергофский вокзал и фрейлинские корпуса на территории Петергофа.
История фамилии Бенуа, прогремевшей не только на всю Россию, но и получившей мировое признание, представлена в экспозиции в Петергофском дворце – в здании, некогда известном как Фрейлинский корпус. В путеводителе по Петергофу от 1909 года упоминается о двух красивых домах: их соединяла арка ворот, а над ними красовалась открытая галерея.
Носящие красивое название «фрейлинские», здания были построены по инициативе и проекту Николая Бенуа в 1858 году на месте располагающихся здесь ранее деревянных кавалерских домов. Сам Николай I занимался разработкой плана внутреннего расположения комнат во фрейлинских домах.
Архитектура этих зданий была очень близка духу Большого дворца и придавала всей площади роскошный вид.
Сейчас в 22-х залах Музея содержатся документы, фотографии и личные вещи представителей знатного рода. Музей также располагает коллекцией произведений искусства, созданных Бенуа.
Само здание построено в стиле барокко, характерном для того времени. Пилястры и колонны, фронтоны со сложнейшей лепкой, балюстрады с изящными вазами, витиеватые решетки балконов – все это богатое декоративное убранство свидетельствует о незаурядном таланте Николая Леонтьевича.
Благодаря утонченному вкусу, дарованию и вложенному труду архитектора образ Петергофа существенно изменился и предстал во всей красе перед посетителями. Внук знаменитого кондитера – архитектор Леонтий Николаевич – продолжил прославленную династию.
Но истинная слава и признание пришли к Александру – живописцу, искусствоведу, ведущему специалисту журнала «Мир искусства».
Не менее известными художниками стали и Альберт Бенуа, Зинаида Серебрякова и Евгений Лансере. Начало музыкальной династии положил композитор Николай Черепнин, муж Марии Бенуа. Среди потомков рода есть и громкие имена художницы-иллюстратора Надежды Бенуа, писателя, актера и режиссера Питера Устинова – ее сына.
На 200-летие прародителя – всей семьей со всего мира
Вся деятельность этих незаурядных людей должна была стать доступной для ознакомления. Так, вследствие усилий и хлопотаний потомка рода – главного художника театра «Ла Скала» Николая Александровича Бенуа – в 1988 году был создан Музей семьи Бенуа.
Его экспозиции позволяют ощутить художественную атмосферу XIX-XX столетий. На них представлены 700 произведений скульптуры и графики, живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, подборка редких фотографий, интереснейшие архитектурные проекты.
В музее экспонируется и огромная коллекция работ Альберта Бенуа – акварель и чертежи, а также его дипломы и грамоты.
Осенью 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» отмечали 25-летие со дня открытия Музея семьи Бенуа. Украшением мероприятия стала выставка «За верность вечным идеалам…», подготовленная к 200-летию со дня рождения архитектора Николая Бенуа и его петергофскому периоду жизни и творчества.
На праздничной церемонии можно было увидеть представителей знаменитой семьи, съехавшихся с разных уголков земли, а также руководителей музея разных лет. Примечательной особенностью выставки были 100 новых экспонатов из фондов, ранее нигде не представлявшиеся.
Немалый интерес для посетителей являла экспозиция, рассказывающая об истории создания музея. Важные моменты тех дней можно было проследить по фотохронике, на которых запечатлены переговоры по организации заведения, приезд в Петергоф Николая Бенуа, само открытие и передача первых экспонатов. Не менее ценны и письма Николая Бенуа, в которых он делился планами по созданию музея.
Повышенный интерес к истории существовал всегда. Петергоф как нельзя лучше подходит для раскрытия многих тайн. Каждый, кто посетит Музей семьи Бенуа, сможет почерпнуть множество нового из истории русского и мирового искусства.
Музей семьи Бенуа в Петергофе
Русская художественная династия Бенуа по праву занимает особое место в истории культуры.
Французы по происхождению, первые Бенуа впоследствии породнились с «русскими немцами», а результатом стало полное обрусение и принадлежность к высшим слоям культурной интеллигенции России.
Из семьи Бенуа вышло немало деятелей искусства, а потомки первых Бенуа соединившие французскую, соединив в себе немецкую и русскую кровь, обогатили художественный небосклон нашей страны новыми фамилиями и широко известными произведениями искусства.
Среди представителей династии Бенуа много одарённых талантливых людей, которые стали известными в разных сферах искусства: архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, театре.
Кроме того, династия дала России государственных деятелей и промышленников. Самые известные фамилии из обширной семьи Бенуа – это Таманяны, Шретеры, Серебряковы, Лансере, Черепнины, Устиновы.
Этим людям и посвящён Музей семьи Бенуа в Петергофе.
Император Николай I в середине XIX века назначил главным архитектором монаршей резиденции Николая Леонтьевича Бенуа, который и стал родоначальником известной династии.
Началом карьеры Николая Бенуа стало проектирование и строительство двух Фрейлинских корпусов недалеко от Летнего дворца императора. Многие Бенуа считали Петергоф своей малой Родиной, хотя судьба их складывалась по-разному.
Петергоф с его красотами и изяществом архитектуры, фонтанов, аллей настраивал с детства на романтический лад, привлекая творениями великих мастеров, которые здесь были, буквально «на каждом шагу».
В сентябре 1988 года был торжественно открыт музей династии Бенуа, расположившийся в корпусе Фрейлинского дома, когда-то построенном по проекту Николая Бенуа.
Музей семьи Бенуа создавался благодаря предложению Николая Александровича Бенуа – внука первого Бенуа, художника миланского театра «Ла Скала».
Документы, письма, фотографии, а также художественные театральные работы Н. А. Бенуа стали основой экспозиции.
В течение многих лет коллекция Музея семьи Бенуа неоднократно пополнялась благодаря сотрудничеству музейщиков с потомками Николая Бенуа, ставшими художниками, архитекторами, писателями и музыкантами, которые вложили неоценимый вклад в русскую культуру. В экспозиции сегодня представлены не только известные работы представителей семьи Бенуа, но и детские рисунки, показывающие начало развития таланта и формирование определённого почерка у будущего выдающегося художника.
Музей семьи Бенуа стал центром художественного наследия династии, где посетители могут познакомиться с таким уникальным и удивительным явлением культуры и искусства.
Режим работы и стоимость билетов
В зимний период Музей семьи Бенуа открыт в субботу и воскресенье с 10.30 ч. до 17.00 ч. В летний период – ежедневно.
Цена билета для граждан России и Белоруссии – 150 руб., для студентов и учащихся – 100 руб., для иностранных граждан – 250 руб., иностранных студентов – 150 руб., для детей до 16 лет – бесплатно.
Стоит обратить внимание на то, что посещение временных выставок оплачивается отдельно по тем же тарифам. Комплексный билет стоит 200 рублей (россияне и белорусы), студенты и льготники – 120 руб.
Стоимость комплексного входного билета «Музей семьи Бенуа+Выставки в музее семьи Бенуа» для налоговых резидентов Российской Федерации и граждан республики Беларусь: взрослый – 200 рублей, льготная категория – 120 рублей.
Адрес Музея: г. Петергоф, ул. Калининская, 8.
Музей семьи Бенуа в Петергофе
посмотреть на карте Google
Музей семьи Бенуа является местом поистине интересным, и особенно оно понравится людям, которые увлекаются художественным творчеством, а также историей его развития в нашей стране.
Французский род Бенуа, который также соединил в себе и немецкую кровь, со временем обрусел, и возглавил множество новых ответвлений искусства.
Семья разрасталась, включив в собственную династию еще больше фамилий (к сведению, развитие ее продолжается практически 200 лет).
Представители данной династии добились впечатляющих успехов не только в художественном ремесле, но также и в сфере создания скульптур, архитектуре, композиторском искусстве.
В связи с множеством династий, было бы весьма затруднительно организовывать музеи в индивидуальном порядке, поэтому музей семьи Бенуа в Петергофе объединил исторические наследие каждой.
Этапы создания заведения тоже нельзя оставить без внимания.
История создания Музея семьи Бенуа
Николай Леонтьевич Бенуа, человек, которого сам Николай 1 назначил главным архитектором Петергофа, стал родоначальником всей творческой четы.
Абсолютно для каждого представителя династии данное место являлось родным, что во многом сказалось на дальнейшем развитии их творческих навыков.
Люди, которые хотя бы раз бывали в Петергофе, не понаслышке знают о том, как сильно чувствуется неповторимая атмосфера каждого метра. Это не удивительно, поскольку визуальной организацией здесь занимались настоящие мастера прошлого!
Фрейлинский дом, который возвел Николай Леонтьевич, впоследствии (если точнее, то в 1988 году) стал базой для создания музея, который собрал в себе величайшие творения представителей династии. Кстати, идея о данном решении пришла в голову внука творца, Николаю Александровичу Бенуа, который, в свою очередь, является художником знаменитого театра «Ла Скала».
Отличительные особенности Музея семьи Бенуа в Петергофе
Многие люди представляют музеи, как сборники шедевров мирового искусства. Бесспорно, это так, но в музее династии Бенуа представлены не только художественные работы.
Здесь вы сможете посмотреть на театральные декорации, созданные представителями четы, скульптуры, прослушаете музыкальные произведения, сможете ознакомиться и с киноработами.
Но и это не главные отличия музея! Особенно интересными являются сборники детских творений людей, которые относятся к легендарной семье. Во многом это позволяет узнать, какие факторы влияли на формирование фирменного почерка того или иного творца.
Итог
Семья Бенуа – это поистине уникальное явление в отечественной истории. Их творчество коснулось абсолютно каждой стороны столь обширного понятия, дав начало многим новым веяниям, которые отразились на атмосфере Петербурга.
Петергоф, который заслуженно считается одним из красивейших мест в России (если не в мире), стал результатом труда и творческих порывов представителей данной династии, что не может не впечатлять.
Колоссальные масштабы, поражающие своей красотой и неповторимостью, теперь можно более подробно изучить в музее, двери которого открыты для каждого посетителя.
- Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
- Поделиться в социальных сетях
- Вам понравится
Пока что нет комментариев. Будьте первыми!
Отзывы:
Оставить отзыв к Музей семьи Бенуа
Новые экспонаты Музея семьи Бенуа
В одной незаслуженно, но прочно забытой пьесе Аркадия Аверченко молодой жулик выдает себя за художника, рисуя в окружении профессионалов. А когда один из них робко удивляется, почему коллега даже не пробует пользоваться палитрой, надменно бросает: «Я вижу вы не читали труд академика Бенуа «Искусство не смешивать краски!»
Конечно, такого труда никто из Бенуа не писал, но важен сам гротескированный факт общего всепроникающего признания авторитета известной артистической фамилии.
За двести лет знаменитая династия украсила небосвод российской культуры целым созвездием архитекторов, художников, скульпторов, композиторов и артистов.
Им, обогатившим русскую и мировую культуру, посвящен «Музей семьи Бенуа», открывшийся тридцать лет назад в Петергофе.
Сегодня центр художественного наследия семьи, ставшей уникальным явлением в русской и мировой культуре, отмечал юбилей и знакомил с новыми экспонатами. Одной из первых их увидела Анна Лесина.
За изящной решеткой балконов под лучковыми фронтонами, украшенными лепниной, располагается настоящая сокровищница – Музей семьи Бенуа. В свое 30-летие он представил обновленную экспозицию и собрал в своих стенах представителей величайшей художественной династии, насчитывающей сегодня более 300 человек.
Коллекция музея — это иллюстрация мировой художественной жизни второй половины XIX – начала XX века в контексте истории одной большой одаренной семьи. Скульптура, графика, архивные фотографии и подлинные личные вещи членов династии Бенуа занимают 22 зала Фрейлинского дома.
Среди пополнений золотого фонда эскизы театральных костюмов к балету Щелкунчик» и чертеж железнодорожного вокзала в Петергофе. Особенно ценны рисунки акварелью конца XIX века авторства юных талантов Бенуа.
Проследить историю семьи теперь можно и в мультимедиа: на основе новой экспозиции выпущен первый пилотный выпуск графических новелл «Николо Бенуа: рисованные истории» о театральном художнике, родоначальнике фамильного музея. К юбилею изменениям подвергся и внешний облик здания: долгое время находившийся на реставрации каретный проезд освободился от строительных лесов и вновь доступен для посещения.
Cегодня в центре художественного наследия семьи Бенуа впервые представлено более 200 экспонатов, свидетелей становления знаменитого рода. Коллекция дворца продолжает пополняться новыми предметами искусства, ценность которых — прямое доказательство того, что Бенуа не просто фамилия, это целая эпоха.