александр смирнов
В нынешнем году Музей политической истории России отмечает столетие. Свою летопись он отсчитывает с 9 октября 1919 года, когда по постановлению Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов был учрежден Государственный музей революции.
rawpixel / pixabay
Его «отцы-основатели», среди которых были и народовольцы-террористы, не могли предположить, что всего через два десятилетия, когда начнется Великая Отечественная война, он будет…
прославлять самодержца и соединит революционные традиции с наследием русской государственности.
Идеологический поворот в советской политике наметился еще до войны, однако до 1941 года музею приходилось лишь иллюстрировать «Краткий курс ВКП(б)» и не затрагивать патриотические сюжеты.
Зато уже в начале войны музей обратился к героическому прошлому, причем дореволюционному, «царскому». Классовая фразеология обнаружила свою пропагандистскую неэффективность: в борьбе со смертельно опасным врагом приходилось искать другие слова. Поэтому в идеологии обозначился явный уклон в сторону отражения «истории борьбы русского народа за свою независимость».
В максимально короткие сроки была создана выставка «Великое прошлое русского народа».
Она открылась 29 июня 1941 года в Зимнем дворце, где тогда располагался Музей революции, и рассказывала о ратных подвигах в борьбе с польскими, французскими, немецкими захватчиками. Речь шла и об ополчении в Смутное время.
Одновременно начала действовать выставка, посвященная обороне Петрограда от войск Юденича в 1919 году, когда большевики активно формировали отряды добровольцев.
Исторический опыт оказался востребованным: в Ленинграде началось формирование дивизий народного ополчения. Кстати, в них записались четырнадцать сотрудников музея, в том числе и женщины. Бригада из двух десятков музейщиков работала на строительстве оборонительных сооружений под Гатчиной и Шимском.
В июле 1941 года музей закрылся для посетителей, но продолжал работать и дальше. Сотрудники подготовили передвижные выставки «Как русский народ бил и бьет немецких захватчиков», «Героическая оборона Петрограда в 1919 г.», которые размещались в госпиталях, воинских частях, домах культуры.
Не менее важной стала агитационная работа. Тогдашний директор музея Серафима Павлова вспоминала, как она и ее коллеги иногда по два-три раза в день выезжали с докладами на заводы и в домохозяйства. Конечно, музейщики не могли ответить на вопросы о причинах поражений Красной армии, но на исторических примерах борьбы русского народа за независимость призывали сплотиться против агрессора.
Когда фронт приблизился к городу, им пришлось выступать и в землянках воинских частей, и в бомбоубежищах. А делать это было все труднее и труднее. В приказах по Музею революции начиная с 21 декабря 1941 года регулярно появлялась запись: «Считать исключенным из списков ввиду смерти». Семнадцать сотрудников не пережили первую блокадную зиму…
Но даже в таких условиях музейщики целенаправленно собирали свидетельства жизни города. За время войны в фонды поступило свыше 17 тысяч экспонатов.
Среди них — заявления ленинградцев о вступлении в ряды Красной армии и народное ополчение, письма с фронта, листовки с обращениями руководства Ленинграда к горожанам, карточки на продукты и промтовары, образцы хлебного пайка весом 125 и 250 граммов, продукция городской промышленности…
Правда, не все руководители учреждений шли навстречу. Например, в 6-м отделении милиции ответили: «Наше учреждение входит в систему НКВД. Никакого материала не дадим».
Осенью 1942 года в Петропавловском соборе — тогда филиале Музея революции — была открыта для посещения могила Петра I.
И каждый день, по воспоминанию Серафимы Павловой, воинские части, отправлявшиеся на фронт, организованно приходили в собор и клялись отстоять Ленинград, преклоняя колени у могилы царственного основателя города. Еще несколько лет назад представить такое было просто невозможно.
Сотрудники музея организовали в соборе небольшую выставку о деятельности Петра I, ее лейтмотивом стали знаменитые слова царя, сказанные им перед Полтавской битвой: «…а о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога — только бы жила Россия».
Когда уже после освобождения города от блокады создавалась выставка «Героическая оборона Ленинграда» (ставшая впоследствии Музеем обороны), около половины из 10 тысяч ее экспонатов предоставил именно Музей революции.
В ту пору его руководство стало задумываться о «переформатировании» экспозиции — превращении ее в исторический музей.
На фоне подъема патриотических настроений появилось ощущение, что музей, основанный как «лаборатория революционной мысли», уже не так актуален.
«Музей в основном должен быть посвящен истории СССР ХIХ — ХХ веков — периоду, в который историческое развитие нашей родины было неразрывно связано с городом Петербургом — Ленинградом, как столицей и важнейшим хозяйственным и культурным центром страны, — говорилось в записке в отдел пропаганды Ленинградского горкома, подготовленной в феврале 1944 года Серафимой Павловой. — Экспозиция должна показать… все стороны исторического развития нашей родины с особым выделением вопросов ее внешнеполитической истории — героической борьбы русского народа за честь и независимость своей родины».
Наркомат просвещения РСФСР в 1944 году поддержал предложение о трансформации Музея революции в исторический «с привлечением всех материалов из других ленинградских музеев и дворцов, относящихся к ХIХ — ХХ вв.». Однако по политическим причинам все эти планы остались на бумаге: Москву насторожил чрезмерный рост, говоря нынешними словами, «регионального патриотизма».
#музей политической истории #история #музей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6376} от 08.02.2019 под заголовком «Лаборатория мысли».
Музей политической истории России
Экспозиция музея расположена в двух зданиях, являющихся выдающимися архитектурными сооружениями начала XX века. Это особняки прима-балерины Матильды Кшесинской и предпринимателя Василия Брандта. Кроме своей необычной красоты, здания привлекают богатым историческим прошлым. В их стенах бывали великие князья и революционеры, звёзды мирового балета и воспитанники детского дома, здесь танцевала Павлова и работал Ленин, жил Калинин и пел Шаляпин.
В коллекции находится свыше 460 000 единиц хранения, она постоянно пополняется новыми экспонатами. Экспозиция отражает историю преобразований государственного обустройства и политической жизни страны. В музее можно найти даже документы времён Екатерины II.
Среди самых значительных материалов следует отметить монографии о политической системе царского режима и оригиналы документов, касающиеся реформ Витте. Музей политической истории России хранит личные вещи и реликвии видных деятелей страны: Крупской и Столыпина, Гагарина и Дзержинского, Горбачёва и Арманд, Коллонтай и других.
Очень много материалов посвящено деятельности Государственной Думы и Верховного Совета. Немалое внимание организаторов уделяется советской агитации и истории современной России.
В отдельных залах представлены материалы различных партий нашей страны. На стендах содержится информация о программных документах общественно-политических образований России.
На улице Куйбышева собрана большая коллекция живописных полотен, скульптур, графических произведений. Маковский и Верещагин, Манизер и Бродский, Андреев и Мухина — их работы украшают залы помещений. Особый интерес у посетителей вызывают роскошные императорские альбомы, агитационный фарфор, наградное оружие и раритетные предметы обихода.
В соответствии с прошедшими в России переписями населения, появилась отдельная экспозиция, посвящённая этому явлению. Там можно узнать результаты переписи в Российской империи и СССР, а также ближе познакомиться с изменениями работы переписчиков за прошедшие века.
Кроме постоянной экспозиции в музее проводятся временные и совместные проекты, его организаторы устраивают передвижные выставки по все стране.
В 2013 году после десятилетней подготовки открылась новая постоянная экспозиция музея — «Человек и власть в России в XIХ — XXI столетиях». Пространство поделено на 12 тематических разделов, посвященных ключевым событиям отечественной истории от Отечественной войны 1812 года до перестройки 1990-х. Кроме исторических документов и предметов, в экспозиции есть арт-объекты и интерактивные элементы. Например, можно услышать запись голоса Льва Толстого или послушать песни Гражданской войны. Попасть внутрь стоит и ради интерьеров, которые придумывала сама Кшесинская. За стеклянным окном-эркером, который привлекает внимание прохожих по Кронверкскому проспекту, находится зимний сад. Перед ним располагается главное помещение особняка, где балерина устраивала приемы — Белый зал.
- 17 апреля 2019 14:01
- 12 февраля 2018 15:44
- 30 октября 2017 15:07
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Адрес Музея политической истории России Горьковская
Постоянно | |
Постоянно |
Музей политической истории России
Музей политической истории, называвшийся при советской власти Музеем революции, размещается в двух объединенных между собой зданиях, принадлежавших до революции известной балерине Матильде Кшесинской и богатому лесопромышленнику Бранту.
После Февральской революции Кшесинской, находившейся в тесных отношениях сразу с несколькими членами царской семьи, пришлось покинуть Петербург, а затем и страну. Опустевшее здание подверглось разгрому многочисленной толпы мародеров, а несколько дней спустя было занято солдатами Петроградского автобронедивизиона.
Один из большевистских агитаторов сообщил об этом в Петроградский комитет РСДРП(б), который после выхода партии из подполья отчаянно нуждался в помещении для работы.
Большевики быстро нашли общий язык с «броневиками» (так называли солдат бронедивизиона), и 11 марта Комитет, его Военная организация, а затем и ЦК партии большевиков перебрались в особняк Кшесинской, который превратился, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев».
Белый зал особняка быстро стал одним из центров политической жизни тогдашнего Петрограда. Именно здесь впервые прозвучали ленинские «Апрельские тезисы». Вокруг здания постоянно кипели нешуточные митинговые страсти. Федор Шаляпин в книге «Маска и душа» вспоминал: «Большевики захватили самовластно дворец и превратили его обширный балкон в революционный форум.
Проходя мимо дворца, я останавливался на некоторое время… послушать ораторов, которые беспрестанно сменяли друг друга». Здесь работал вернувшийся из эмиграции Ленин, его товарищи по партии Сталин, Зиновьев, Свердлов и др.
Большевики находились в особняке до июльского кризиса, когда им пришлось покинуть дом, в котором теперь разместился самокатный батальон, прибывший в Петроград по приказу Временного правительства.
Самокатчики хозяйничали в особняке до октября 1917 г., после чего он поступил в распоряжение Петросовета.
В последующие годы его владельцы менялись как в калейдоскопе: Пролеткульт, дом политпросвещения, детский дом, институт общественного питания, общество старых большевиков… В 1937 г. хозяином здания стал только что созданный музей С.
М. Кирова. Наконец в 1954 г. особняк Кшесинской стал основным зданием музея Великой Октябрьской социалистической революции.
Музей революции был основан еще в 1919 г., он неоднократно менял свое местоположение, пока наконец не обосновался в нынешних помещениях. Сейчас музей рассказывает не только о революции, а обо всех переломных этапах общественного развития страны.
Здесь можно увидеть массу редких архивных материалов, плакатов, фотографий времен трех русских революций, Гражданской и Великой Отечественной войны, советского периода.
Интересно взглянуть на воссозданную рабочую комнату Ленина и помещение Секретариата ЦК партии большевиков, а также на знаменитый балкон, с которого выступал вождь революции.
В последнее время в музее появилось много инсталляций, представляющих собой типичный кабинет советского бюрократа, рабочий барак, коммунальную кухню, котельную «поколения дворников и сторожей» и другие наборы реликвий прошедших времен.
Кроме того, обязательно загляните в великолепный Белый зал с зимним садом — центральное помещение особняка Кшесинской, где балерина устраивала свои роскошные приемы.
Яркой, незаурядной судьбе хозяйки особняка, где расположился музей, посвящена находящаяся на втором этаже выставка «Матильда Кшесинская — великая балерина и светлейшая княгиня».
В особняке Бранта сохранились парадный вход, главная мраморная лестница, необычайной красоты дубовая лестница с витражами.
Посетителям
- Адрес: ул. Куйбышева, 2/4. «Горьковская».
- Тел.: 233-70-52.
- Открыт ежедневно, кроме чт и последнего пн каждого месяца, с 10.00 до 18.00. Касса работает до 17.00. Музей закрыт 1, 2 января и 1 мая. Осмотр — 1-2 ч.
- Вход -100р., школьники -40р., студенты, дошкольники и пенсионеры — бесплатно. Иностранцы — 200 р., иностранные студенты и школьники — 100 р.
- Бесплатный вход в музей — 9 мая (День Победы), 18 мая (Международный день музеев), 12 июня (День России), второе воскресенье октября — (День рождения Музея политической истории).
Музей политической истории России | Санкт-Петербург Центр
Здание Музея Политической истории России, также известное как «Особняк Кшесинской» было построено в 1906 году по проекту архитектора Александра фон Гогена для знаменитой артистки балета Матильды Кшесинской.
Выдержанное в стиле «северный модерн», оно следует традициям средневековой архитектуры Скандинавии и Прибалтики. Облицован дом серым и красным гранитом, дополняющимся металлическим и майоликовым декором. Фасад с ассиметричными разноразмерными окнами выходит на Кронверксий проспект.
Внутри здания были обустроены не только парадные и жилые помещения, но также и зимний сад.
Февральская революция 17го года заставила хозяйку особняка спешно покинуть свой дом, где впоследствии расположился Центральный комитет РСДРП(б) и лично Владимир Ильич Ленин.
После Октябрьской революции, в сменившейся эпохе, особняк великой артистки занял сначала Совет рабочих и солдатских депутатов, затем – Научно-исследовательский институт физиологии питания, позднее – общественный клуб для так называемых «старых большевиков», примкнувших к большевистскому движению до революций.
После 38 года здесь расположилась экспозиция музея Сергея Кирова. В 1957 году в здании была проведена масштабная реконструкция, к нему присоединили соседний особняк, который стал дополнительным корпусом. В расширенном помещении разместился Музей революции, перевезенный сюда из Зимнего дворца.
Такая сложная судьба здания объясняет тот факт, что большАя часть внутреннего и внешнего декора особняка Кшесинской было утрачено. Реставрационные работы, проведенные в 80х годах прошлого столетия частично восстановили первоначальный его облик.
С 1991 года экспозиция носит название «Музей политической истории России».
Музей сегодня
Экспозиция музея посвящена переломным моментам истории России, основным политическим реформам, которые повлекли за собой значимые экономические и культурные сдвиги.
Самые ранние экспонаты относятся к XVIII веку. Это уникальные бумаги, характеризующие реформаторскую деятельность Екатерины Великой, а также документы, отражающие российскую политическую реакцию на события французской революции.
Значительная часть экспозиции отражает период правления «царя-освободителя» Александра II. Его судьбоносные политические изменения в государственном строе России, такие как отмена крепостного права, отражены большим комплексом экспонатов.
Документы, связанные с коронацией трех последних российских самодержцев, с деятельностью общественно политических движений от декабристов до народовольцев – хронологически подводят посетителя к истории политических партий России нового и новейшего времени.
Основная экспозиция музея дополняется двумя его филиалами. Это Детский музейный центр исторического воспитания на Болотной улице и Музей политической полиции России на Гороховой. Последний посвящен истории органов государственной безопасности нашей страны, начиная с полиции XIX века и заканчивая деятельностью ВЧК.
Кроме основной экспозиции, Музей политической истории России ведет разностороннюю и активную работу. Здесь проводятся временные выставки, специализированные экскурсии (одна из которых посвящена жизненному и творческому пути изначальной хозяйки особняка Матильде Кшесинской).
Есть специальные образовательные программы для школьников, также здесь проходят научные конференции и круглые столы. Значимая часть музейной деятельности посвящена издательскому делу. По инициативе музея издается аналитическая, документальная и историческая литература.
К столетию коллекции музея вышел цветной каталог под названием «Изъятию не подлежит… Хранить вечно!», который стал своеобразным отчетом о деятельности Музея политической истории России за все время его существования.
В активе музея имеется также целый ряд передвижных выставок различной тематики, которые могут экспонироваться в разных помещениях, в рамках культурных мероприятий.
Интересный факт
Матильда Кшесинская, изгнанная из своего дома большевиками, покинула Петербург не сразу. Отважная балерина не собиралась так просто расстаться со своим законным имуществом. В условиях революционной неразберихи, она все-таки подала в суд на посторонних лиц, самовольно занявших ее дом и расхитивших ее имущество.
Одним из ответчиков по этому делу был лично Владимир Ульянов. Мировой судья безоговорочно признал требования хозяйки дома законными, и потребовал немедленного выселения комитета Компартии из особняка Кшесинской. Но законные методы уже не работали.
Летом 17го года большевики были вытеснены правительственными войсками, которые довершили дело разорения частной собственности. После этого Кшесинская эмигрировала во Францию.
Что посмотреть в Петербурге: Музей политической истории России
Тематику политики я никогда не любила и старалась избегать, а уж в нынешнее время и подавно. Но при этом давно хотела попасть в особняк Матильды Кшесинской. В котором и располагается музей Политической истории (и ещё соседнем с ним особняке В.Э.Бранта). Поэтому было решено идти и как минимум посмотреть на особняк…
Господа! Музей политической истории России — один из крутейших музеев Санкт-Петербурга! Да и не только Петербурга.
Санкт-Петербург. Особняк Матильды ФеликсовныСанкт-Петербург. Особняк Матильды Феликсовны
Совсем недавно, 9 октября 2019 года, музей отметил своё столетие. Он был создан в 1919 году как музей Революции и открылся сначала в залах Зимнего дворца.
С первых же лет его существования сотрудники музея ездили по стране и собирали документальные свидетельства революционной борьбы и становления советской власти, собрав уникальную коллекцию.
С изменением политической обстановки некоторые из экспонатов потом запирались под замок 🙂
Сейчас в музее, помимо постоянной экспозиции, открыта замечательная выставка «Музей особого назначения», посвящённая истории самого музея, неразрывно связанной с историей страны.
Как рассказала заведующая музеем, он всегда пользовался повышенным интересом публики сразу же после его открытия, особенно среди иностранцев. Да и сегодня в музее довольно много посетителей, не только гостей из-за рубежа.
В залах встречались совершенно разные группы, особенно запомнилась пара пожилых японцев с персональным гидом. В музее на удивление было много детей.
Позже я выяснила, что для них проводят очень интересные интерактивные занятия, например, для младшеклассников — как выглядел урок в земской школе.
А мы обратимся к экспозиции.
Эта фисгармония выполнена заключёнными Шлиссельбургской крепостиЭта фисгармония выполнена заключёнными Шлиссельбургской крепости
Здесь представлены каталог и несколько книг из библиотеки Шоиссельбургской каторжной тюрьмы. В 1890-е гг. заключённые получили право приобретать книги на деньги, заработанные в тюремных мастерских и на пожертвования, поступавшие от «Группы помощи политкаторжанам Шлиссельбурга». К 1917 году библиотека насчитывала до 10 000 книг.
Очень понравились в оформлении листки отрывного календаря, опоясывающие по периметру залы и напоминающие нам о том, какие события происходили в это время в нашей стране.
«Задача музея — всесторонне осветить развитие революционного движения в мировом масштабе!»
На архивном фото слева: подготовка экспозиции, посвященной революционному движению Западной Европы. Ленинград, 1929 г. Видно обстановку Зимнего дворца. Справа — экспозиция музея Революции, посвященная рабочему движению конца XIX — начала XX века и образованию РСДРП. Конец 1920-х гг.
Сотрудники музея особенно гордятся тем, что все представленные у них экспонаты являются оригиналами.
Карандашный портрет Ленина, выполненный Н.И. Альтманом в 1920 году и переданный художником непосредственно в музейКарандашный портрет Ленина, выполненный Н.И. Альтманом в 1920 году и переданный художником непосредственно в музей
В левой витрине на фото выше — вещи, принадлежавшие жертвам Белого террора, найденные в 1919 г. в Григоровском бору под Харьковом после отступления из города войск А.И. Деникина. Истории террора посвящалась одна из первых выставок музея Революции. Да и вообще большинство ранних экспонатов музея — это в основном свидетельства убийств и террора.
Забавная история произошла с экспонатами из следующей витрины. Они все относятся к масонским, и были включены в экспозицию музея Революции как имеющие отношение к декабристам.
Но потом кто-то спохватился, что масонство вроде как несовместимо с революционным движением, и экспонаты по-тихому были убраны и переданы в Эрмитаж.
А сейчас для выставки, посвящённой юбилею музея, Эрмитаж предоставил их обратно.
Ниже на фото в центре — те самые люди, которые занимались сбором экспонатов для музея в составе «Чрезвычайной экспедиции музея Революции». О первых годах становления музея есть очень хорошая статья прямо на их сайте, рекомендую.
С перемещением по временной шкале выставки хорошо видно, как менялась обстановка в стране.
Посмертная маска ВолодарскогоПосмертная маска Володарского
… и вот уже середина тридцатых… в витрине — посмертная маска С.М.Кирова.
… а мы плавно подходим к экспонатам, которые стали неудобными и неугодными и поэтому были перемещены в «Особый фонд».
В те же годы появляются картины, изображающие Сталина с… уже умершими соратниками. Беспроигрышный вариант, ничего не придётся перерисовывать или ретушировать при очередном дуновении ветра перемен.
Меняются времена, меняются лозунги. Справа видно кусочек весёленького плаката с любимой до сих пор фразой «Жить стало лучше, жить стало веселей!»
Ящик переезда в эвакуацию.
Этот портрет Сталина — постоянный предмет споров и возмущения посетителей, как рассказала заведующая музеем. Когда он висел без решётки, постоянно находились люди, которые возмущались тем, что он тут вообще висит (странно, а где ему ещё висеть?), а с решёткой — что он висит «за решёткой» 🙂
Неподалёку от него — типичный «кабинет номенклатурного работника». Рядом на стене кнопки, нажав которые можно послушать фрагменты выступлений этих людей.
В постоянной экспозиции вообще много интерактива, и это здорово. Как вам такое, например:
Я тоже послушала анек 🙂
Вообще тут рассказывать можно очень долго, давайте я покажу немного экспонатов, которые больше всего привлекли моё внимание.
Это часть экспозиции «Человек и власть в России в XIX — XXI столетиях». Оформлено просто потрясающе.
Вообще в большинстве залов музея по поводу оформления мне хотелось сказать отдельное «вау!» Это не только какие-то визуальные эффекты, но и удобство представления информации и общий стиль, соответствующий времени, о котором идёт речь. Недаром музей за свои экспозиции регулярно собирает награды — как бы своеобразные музейные «Оскары».
Например, на этот большой красный шар проецируются фрагменты телевизионных передач тех лет.
А посетителей выставки, посвящённой столетию музея, встречает макет башни Татлина.
После революции 1917 года архитектор Владимир Татлин предложил построить в Санкт-Петербурге 400-метровую башню – памятник Третьему Интернационалу. Сооружённая из железа, стекла и стали, она должна была стать символом современности и обогнать по высоте Эйфелеву башню в Париже.
Вот эта дивная 500-рублёвая купюра имеет замечательную историю. Это одна из купюр-участниц тифлисской экспроприации — нападения на карету казначейства при перевозке денег из почты в Тифлисское отделение Государственного банка в 1907 году.
Номера купюр крупного достоинства перед перевозкой были переписаны и находились в розыске. Часть номеров купюр была фальсифицирована под руководством Красина.
Так вот, это — самая первая из этих купюр, где номер получился великоват, и таким образом она была испорчена, но сохранена на память и была передана в музей Революции практически сразу после его основания.
Шляпка и другие личные вещи А.М. Коллонтай.
Трость Ф.Э.Дзержинского:
Берет, подаренный Гагарину Фиделем Кастро:
Сливочник Л.Троцкого и курительная трубка К.Б.Радека.
Оформление экспозиции «Империя на путях модернизации. Россия в XIX — начале XX века».
Элементы оформления экспозиции, посвященной революции и Гражданской войне. Очень этот зал понравился.
Если вы будете ходить по музею с экскурсией, то здесь можно поиграть в отличную игру.
Из нас выбрали по одному смелому, обозначили головным убором принадлежность к одной из политических партий либо сторон Гражданской войны и предложили из представленных печатных материалов (биография, отрывок из речи или постановления, стихи) выбрать относящиеся к своему персонажу.
Вот тут как раз становится понятно, насколько у нас сильны стереотипы, в то время как реальные персонажи тех событий этим стереотипам никак не соответствовали. Например, почти всё от Махно забрала себе девушка, игравшая «за красных» 🙂
Ещё там есть дивный интерактивный тест о тех же событиях. Мне стыдно говорить результат, я всегда признавалась, что с историей у меня плохо, но на большинство вопросов с помощью просто логики ответить там невозможно. Очень классная штука, мне понравилось.
А это оформление временной выставки «Я расскажу вам анекдот».
Наверное, на этом свой рассказ я завершаю. Про собственно особняки Кшесинской и Бранта будет отдельный пост.
Напоследок держите двуколку, которая при ближайшем рассмотрении оказалась внезапно тачанкой 🙂 Захвачена бойцами первой конной армии у отрядов батьки Н.И. Махно в 1920 году.
#санкт-петербург #музей политической истории #санкт-петербург #музей политической истории
(с) Pink_Mathilda, 2019, для сайта «Школа путешественника». При перепечатке указание автора и активная ссылка обязательны.
Государственный музей политической истории России
0 420
Фото Государственного музея политической истории России
Государственный музей политической истории России расположен в особняке одной из самых неоднозначных фигур русской истории начала 20-го века – балерины М. Кшесинской. Здание было построено А. фон Гогеном в 1906 году в стиле так называемого «северного модерна», впитавшего особенности скандинавской и прибалтийской архитектурных школ.
Фасад особняка фон Гоген облицевал кирпичом серого и красного оттенков. Для украшения были использованы вставки из глазурной майолики и металла. Парадный вход располагался на Кронверкском проспекте.
Дом не случайно стал местом размещения коллекций Государственного музея политической истории России. В революционные годы особняк Кшесинской оказался в эпицентре общественно-политической жизни страны. После того, как балерина в 1917 году навсегда уехала из Петербурга, в ее доме разместился Центральный комитет партии большевиков, председателем которого был В. И. Ленин.
В советское время особняк был отдан Совету рабочих и солдатских депутатов, затем в нем находился НИИ питания. В 1938 году было решено перевезти в здание коллекции ликвидированного музея С. Кирова.
После реставрации дома в 1957 году коллекции снова пополнились за счет Музея революции, ранее расположенного в Зимнем дворце.
На основе экспозиций этих двух учреждений и был создан Музей политической истории России – такое название он получил в 1991 году.
К сожалению, большинство оригинальных интерьеров дворца Кшесинской были утрачены. В ходе масштабной реставрации 80-х годов лишь нескольким залам удалось вернуть изначальный вид.
В наше время музей является одним из важных культурно-просветительских центров города на Неве. Сотрудники учреждения сформировали экспозицию таким образом, чтобы она наглядно демонстрировала ключевые для России узлы истории, главные экономические, политико-социальные и культурные преобразования.
Туристы увидят уникальные коллекции предметов, например, выставку документов Екатерины II, посвященных реформам императрицы. Среди бумаг – посольские послания из охваченной революцией Франции и тревожные ответы российских властей.
Большой зал отведен под артефакты времен Александра II. Множество экспонатов посвящено отмене крепостного права: это документы, личные вещи императора, даровавшего своему народу свободу, подборки газет тех времен с реакцией на судьбоносное для страны событие.
Кроме того, посетители увидят документы времен Александра III и Николая II, бумаги различных политических групп и направлений, начиная от декабристов и заканчивая большевиками.
У музея есть два филиала – на улицах Болотная и Гороховая. На Гороховой расположен Музей политической полиции. Здесь туристов ждут выставки, посвященные деятельности органов политического сыска: царской «охранки» и советского ВЧК.
На Болотной улице в уникальном деревянном доме со столетней историей находится Детский музейный центр исторического воспитания. Сотрудники центра проводят исторические реконструкции образовательно-просветительской направленности.
Здесь ребята окунутся в саму историю, станут участниками интереснейшей игры.
Музей политической истории проводит тематические выставки и экскурсии, например, выставку о жизни и деятельности М. Кшесинской, образовательную экскурсия для детей. В учреждении проходят исторические лекции, конференции, встречи с известными личностями.
Одним из важных направлений деятельности музея является издание публицистических и историко-документальных книг и журналов.
Как добраться:
[yandexMap name=»Государственный музей политической истории России» description=»Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2/4″]Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 2/4[/yandexMap]Музей политической истории России в Санкт-Петербурге
Музей политической истории России в Санкт-Петербурге — первый историко-политический музей в России, хранящий свидетельства политической жизни российского общества с конца XVIII по начало XXI века, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. Коллекция музея насчитывает свыше 474000 экспонатов. Музей видит свою миссию в формировании политической культуры гражданского общества.
История музея
Государственный музей политической истории России (ГМПИР) — преемник Государственного музея Революции, созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Музей открылся в залах Зимнего дворца 11 января 1920 года, а первая экспозиция появилась в 1922 г.
В 1955 году музей получил два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. В 1955—1957 годах эти здания были соединены воедино новым центральным корпусом, построенным по проекту архитектора Н. Н. Надёжина (1929—2005).
В этом едином комплексе разместился музей, который стал называться Государственным музеем Великой Октябрьской социалистической революции. В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музея революции СССР.
В 1987 году была открыта первая очередь новой экспозиции, но уже в 1989 году было принято решение её закрыть (как не соответствующую реалиям времени) и разработать новую концепцию научной и экспозиционной деятельности.
В 1989—1992 годах была проведена реэкспозиция, однако музей ни на один день не закрывал двери для посетителей, обеспечивая экспозиционно-выставочный показ новых тем в истории России.
В соответствии с новой концепцией в августе 1991 года Министерством культуры СССР было принято решение о преобразовании статуса музея и переименовании его в Государственный музей политической истории России.
С 1992 года музей перешел под юрисдикцию Министерства культуры Российской Федерации.
В 2013 году открылась новая экспозиция «Человек и власть в России в XIX—XXI столетиях», призванная «создавать целостный образ российской политической истории двух веков».
Новая экспозиция размещена в центральной части музея — на первом и втором этажах корпуса, созданного в 1950-х годах и соединяющего особняки Кшесинской и Бранта. На первом этаже представлены события и герои отечественной истории XIX — начала ХХ века, на втором — события советского и постсоветского времени.
Завершающий раздел экспозиции планируется разместить на третьем этаже — он должен будет отразить современные политические реалии.
Коллекция музея
Хронологически коллекция музея охватывает период российской истории, начинающийся с царствования Екатерины II и продолжающийся до самых последних событий политической жизни России.
К наиболее значительным памятникам XVIII века относятся документы о законодательной деятельности Екатерины II, о событиях Великой французской революции; события XIX века представлены комплексами экспонатов, посвящённых эпохе «великих реформ» Александра II, реформам С. Ю. Витте, а также деятельности земских учреждений.
Большой комплекс экспонатов раскрывает деятельность высших государственных органов Российской империи — Государственного Совета и Государственной Думы. В фондах музея имеются материалы о коронациях трёх последних императоров, о зарождении и развитии общественно-политических движений — начиная от декабристов, А. И.
Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и включая все общественно-политические движения и партии России конца XIX — начала XX веков.
Здания музея
Основное здание музей представляет собой два особняка начала XX века, соединённых центральным корпусом постройки 1950-х годов.
Особняк Кшесинской был создан в 1904—1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф. Кшесинской. В марте — начале июля 1917 г. здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков.
Второй особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера для крупного лесопромышленника барона В. Э. Бранта.
Филиалы музея
Музей имеет два филиала: Детский музейный центр исторического воспитания (Болотная ул, д.13) и Музей политической полиции России (Гороховая ул., д.2).