Здание, в котором сейчас находится филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга, на Английской набережной когда-то принадлежало известному графу Н. П. Румянцеву.
Безусловно, у него были и другие владельцы, но именно Николай Петрович внес огромный вклад в развитие этого места, придав ему культурно-исторической ценность.
Выполненный в стиле классицизма, особняк выгодно отличается от близстоящих построек.
История
Дорумянцевское время
Впервые каменное строение здесь возникло в 40е года XVIII века. Изначально место считалось крайне неблагоприятным для жизни, так как часто затапливалось.
Однако императрица Анна Иоановна издала указ, в котором повелевала всем хозяевам земли построить добротные каменные строения, не забыв при этом укрепить набережную.
Тогда же указом вызвали из Москвы в Санкт-Петербург князя Михаила Голицына для строительства каменного здания на месте, где сейчас расположился особняк Румянцева. В 70х годах, когда домом еще владели Голицыны, здание было перестроено Валлен-Деламотом – тогда оно и получило сегодняшние пропорции.
Особняк во владении Румянцева
После Голицыных дом принадлежал сначала купцу Фаркварсану, затем Варре. И вот в 1802 году особняк покупает граф Николай Петрович Румянцев – известный государственный деятель, министр иностранных дел. Будучи человеком, любящим свою страну, он собирал разные предметы русской истории.
Николай Петрович сумел окружить себя множество интереснейших образованных граждан того времени: историков, археологов, ученых. Все они вошли в Румянцевский кружок. Его члены собирали рукописи, книги, разные предметы старины.
Вскоре особняк на Английской набережной вскоре превратился в парадный дом богатого уважаемого человека, который посещал даже император.
Первые изменения дома при Румянцеве коснулись лишь его внутренней части.
Личные комнаты графа занимали всего три помещения, остальное же было отдано под его многочисленную коллекцию. Снаружи дом ничем не отличался от расположенных рядом.
И тогда в 1824 году Н. П. Румянцев пригласил В. А. Глинку для того, чтобы переделать здание.
Ему нужно было сделать новый фасад, по возможности не изменив пропорции дома. Результат оказался настолько ошеломляющим, что Глинке был присвоен статус академика за выполненную работу.
Музей
Перед смертью в 1826 году Николай Петрович попросил брата передать его дом государству, чтобы в нем был открыт музей.
Сергей Петрович Румянцев исполнил последнюю волю брата. Перед этим он затеял очередную перестройку здания, чтобы оно больше соответствовало требованиям музея. Даже была изготовлена новая мебель.
Музей по велению императора получил название Румянцевский.
Открытие состоялось в конце мая 1831 года. Музей был в ведении Министерства народного просвещения.
Сразу же был набран штат сотрудников – здесь работали историки, ученые, археографы, лингвисты.
Второй и часть третьего этажей Румянцевского музея занимала богатая библиотека – Николай Петрович собрал около 300 тысяч томов, а в Большом зале расположился небезызвестный минералогический кабинет – коллекция составляла примерно 14 тысяч минералов.
Так же здесь можно было увидеть коллекцию монет, предметы одежды и вещи, привезенные из кругосветных путешествий, а так же произведения скульптуры и живописи. В музее проводились разного рода мероприятия.
С 1830 года в здании располагалось Общество поощрения художников.
Пострумянцевское время
К сожалению, после того, как С. П. Румянцев умер, здание постепенно начало разрушаться. Связано это было с отсутствием должного финансирования, и даже передача музея в 1845 году Императорской публичной библиотеке не исправило эту ситуацию.
Именно по этой причине в 1861 году музей переехал в Москву, а часть экспонатов – в Российскую национальную библиотеку. Ученые города были категорически против такого решения, но исправить ничего не могли.
В 1863 году здание приобрел Н. В. Старчевский – журналист, писатель, переводчик. Именно при нем здание коснулись одни из самых глобальных изменений под руководством талантливого архитектора А. И. Цима.
Он превратил здание в доходный дом. Впоследствии владельцы у особняка менялись неоднократно.
С 1880 по 1916 здание принадлежало Лейхтенбергским – потомкам французского дворянского рода Богарне и русского рода Романовых.
Судьба особняка после революции
В 1916 году дом переходит во владение Общества товарных складов, страхования и транспортирования товаров.
Позже здесь располагались квартиры, центр социального страхования, Союз металлистов, школа пионервожатых, Союз металлистов и множество других всевозможных организаций.
В 1925 году музей превратился в Государственную библиотеку СССР имени Ленина, а во время реорганизации некоторые экспонаты разошлись по стране и даже оказались за ее пределами.
В 1932 году здесь разместился Музей истории и развитии Ленинграда, при этом другие организации окончательно освободили здание лишь к 1946 году, а жильцов расселили только в 90е годы. К сожалению, для посетителей музей был открыт не сразу.
Здание требовало ремонта, а финансирование было недостаточным. И даже после того, как исполком Ленсовета выделил дополнительные денежные средства, реставрация была отсрочена, так как началась Великая Отечественная война.
В это время часть экспонатов перевезли в Удмуртию, а часть спрятали в Исаакиевском соборе.
Во время войны в особняке Румянцева разместили стационар для музейных работников. Здание усиленно охраняли.
Было выполнено дополнительное укрепление, все сотрудники знали, что делать в случае обстрела.
На регулярной основе оставшиеся экспонаты проверялись, что позволило сохранить их в хорошем состоянии, несмотря на обстановку вокруг.
Возрождение музея
В 1945 году экспонаты музея, а так же его сотрудники вернулись в Ленинград, и началась долгая кропотливая работа по разбору и систематизации коллекции.
Однако из-за начавшегося Ленинградского дела, а так же с целью дискредитировать историю города музей был переименован в Музей архитектуры Ленинграда. И лишь после смерти И. В.
Сталина зданию вернули его прежний статус, и он снова стал Музеем истории Ленинграда. Именно в это период началось активное развитие музея.
В первую очередь были открыта выставка История Петербурга-Петрограда-Ленинграда с 1703 по 1954 годы, которая в дальнейшем значительно расширилась. В 1964 году отдел истории, а так же дирекция были переведены в Петропавловскую крепость.
В 1965 году открылась выставка Ленинград в годы Великой Отечественной войны.
Практически сразу после войны началась реставрация здания, целью которой было – сохранить исторический облик особняка, при этом приспособив помещения под выставленные в них экспозиции.
Архитектура
Здание выполнено в стиле классицизм. Тот вид, который знаком всем сейчас, оно приобрело после преобразований под руководством В. А. Глинки.
Фасад был украшен портиком с 12 колоннами, каждая из которых заканчивается капителью.
Над ними расположился фронтон с горельефом с изображением Аполлона и 9 муз.
Следующие серьезные изменения коснулись здание, когда реставрационными работами занялся архитектор А. И. Цим. Он надстроил третий этаж, а так же изменил лепнину, выделив окна второго этажа более выразительными наличниками.
Тогда же внутри здания появилась трехмаршева лестница, идущая через все этажи. Однако позднее архитектор А. А. Степанов заменил ее на распашную мраморную лестницу, которую можно увидеть в особняке и сегодня.
Вместо боковой металлической лестницы была выполнена украшенная резьбой дубовая лестница из 5 маршей через все 3 этажа здания.
Большие изменения коснулись внутренних помещений. Парадная гостиная была оформлена в стиле Людовика XVI. Лепнина с охотничьими и античными мотивами на стенах, лепные розетки в виде венков из цветов на потолке. Для освещения использовались 4 одинаковые люстры, которые можно сохранились по сей день.
Возник музыкальный зал, созданный из 3 помещений с окнами на Неву. С отделкой в стиле историзма, он был выкрашен под желтый мрамор. Лепной декор напоминал о стиле Людовика XV. Пилястры, искусно дробившие стены, были декорированы лепниной, переходящей на потолок.
Особенности здания
Возможно, для многих это будет открытием, но за время своего существования фасад особняка Румянцева неоднократно приходилось укреплять, так как со временем он все больше отклонялся от своей оси. Сначала А. И.
Цим соорудил тройной металлический навес на колонках из чугуна над входом. В 80е годы XIX века архитектор А. А. Степанов предпринял очередную попытку укрепить фасад. В первую очередь он разобрал козырек с балконом, на место которого установил массивный сводчатый подъезд.
Его крыша стала полом балкона на втором этаже.
Кому принадлежит дом в настоящее время
Сегодня особняк Румянцева на Английской набережной является филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Сейчас там представлены следующие экспозиции:
- История особняка Румянцева и его владельцев
- НЭП. Образ города и человека
- От будней к праздникам. Этюды из 30х годов ХХ века
- Ленинград в годы Великой Отечественной войны
- Информационно-выставочный центр Д. С. Лихачева
Здесь размещаются временные выставки, проходят концерты, встречи, лекции, конференции, фестивали, детские мероприятия.
Где находится
- Адрес
- Санкт-Петербург, Английская набережная, дом 44, улица Галерная, дом 45
- Метро
- Василеостровская
Ближайшая станция расположена в 2 километрах от музея
- Как добраться
- До ближайших остановок наземного транспорта ходят:
- автобусы № 3, 6, 22, 27, 70, 71, 100
- троллейбусы № 5, 22
- маршрутное такси № 6К, 62, 124, 169, 306, 350
Интересные факты
- В особняке Румянцева был открыт первый частный публичный музей в стране.
- В одном из парадных помещений здания находится самое большое в городе зеркало. Его площадь составляет примерно 18 квадратных метров. Более того, оно выполнено из единого цельного куска.
- Чтобы внести зеркало в дом, пришлось разобрать одно из окон, так как по-другому оно не входило ни в один из проемов.
Самый разнообразный музей Петербурга
- Как волонтёры отмывали самый «чумазый» экспонат музея.
- Когда мы в 2016 году посещали замок Морицбург, почти все исторические комнаты были закрыты на реставрацию, а в главном зале проходила выставка…
- Продолжаем гулять по Морицбургу, осматривая красоты дворцового парка. ( Читать дальше на моём Дзен-канале)
Page 2
«Вуппертальская» подвесная дорога в ДрезденеdeletantJanuary 21st, 2021В прошлый раз я показывал Дрезденский фуникулёр, расположенный в районе Лошвиц. Однако, совсем рядом с ним есть вторая транспортная система, гораздо более интересная и необычная. Это подвесная дорога, устроенная по принципу монорельса. Самое интересное, что по конструкции она аналогична знаменитой Вуппертальской подвесной дороге.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Дрезденский фуникулёрdeletantJanuary 14th, 2021В одном из окраинных районов Дрездена ‒ Лошвице, склон берега Эльбы такой крутой, что там было построено сразу два фуникулёра: классический рельсовый и подвесной монорельс. Сегодня рассказ о первом из них.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Три замка над ЭльбойdeletantJanuary 12th, 2021Эльбские замки — это три роскошные виллы, расположенные на высоком правом берегу Эльбы в Дрездене в районе Лошвиц, примерно в трёх километрах от центра города.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Прогулка по узкоколейному паровозному депоdeletantDecember 24th, 2020Большое депо узкоколейной железной дороги Lößnitzgrundbahn на станции Радебойль-Восточный, где можно увидеть редчайшую технику.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Поездка под настоящим паровозом по узкоколейной железной дорогеdeletantDecember 17th, 2020В 2016 году мне удалось совершить поездку по узкоколейной линии Радебойль ‒ Радебург на оригинальном музейном поезде под старинным паровозом.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Как немцам удалось сохранить уникальную узкоколейную железную дорогуdeletantDecember 10th, 2020Этот рассказ посвящён истории уникальной узкоколейки, проложенной в конце XIX века от станции Радебойль-Восточный до городка Радебург в районе Мейсен. Самая главная прелесть этой дороги ‒ что на ней для перевозки пассажиров до сих пор эксплуатируется оригинальный подвижной состав.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Красоты парка МорицбургdeletantNovember 26th, 2020
Как погулять по ВПП действующего аэропортаdeletantOctober 23rd, 2020Аэропорт Гибралтара ‒ уникальный. Шоссе, связывающее город с Испанией, пересекает его взлётно-посадочную полосу.Наблюдаем за взлётом самолёта и пешком пересекаем ВПП сначала в одну, а потом в обратную сторону.
Подъём на БастайdeletantOctober 22nd, 2020Бастай — формация из песчаных скал со смотровой площадкой на правом берегу реки Эльба.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Курорт РатенdeletantOctober 15th, 2020Райский уголок в Восточной Германии. Это крошечная деревушка, в которой находится вход в знаменитый скальный парк Бастай.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Сетениль-де-лас-БодегасdeletantOctober 9th, 2020Удивительный городок в Андалусии, где домишки ютятся под нависающими скалами. Снято в начале пандемии, когда в городе всё было закрыто и мы были единственными туристами.
Как военные самолёты оказались в гражданском музее?deletantAugust 13th, 2020Экспозиция Головного музея истории Гражданской авиации настолько широка и многогранна, что в ней даже нашлось место нескольким военным самолётам.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Стены неприступной крепости саксонских курфюрстовdeletantAugust 7th, 2020Этим постом я заканчиваю свой длинный рассказ о крепости Кёнигштайн неподалёку от Дрездена. Пройдём всю стену крепости против часовой стрелки.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Музей крепости КёнигштайнdeletantJuly 31st, 2020Постоянная выставка об истории крепости носит название In Lapide Regis – На камне короля, и занимает 1200 кв.м. в Доме ворот и в Обстрельном проходе, на двух этажах над входом в крепость.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Куда исчезли макеты самолётов из Центрального аэровокзала в Москве?deletantJuly 30th, 2020Наверное, все, кому посчастливилось побывать на Центральном аэровокзале в Москве, запомнили многочисленные модели самолётов, выставленные там. Вокзал давно ликвидирован, в 2017 году даже здание снесли. А какова судьба моделей? Отправились ли они на помойку или же уцелели где-нибудь?
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Как выглядит абсолютно неприступная крепостьdeletantJuly 12th, 2020С выбранным мной заголовком можно поспорить, но факт остаётся фактом ‒ Саксонская крепость Кёнигштайн ни разу не была взята неприятелем. Всего один человек за всю 400-летнюю историю замка смог пробраться внутрь незамеченным.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Сердца китов, акул и дельфинов воздушного океанаdeletantJuly 9th, 2020В ульяновском музее истории Гражданской авиации кроме самолётов и вертолётов имеется небольшая коллекция авиационных двигателей.Внешне неказистая экспозиция не очень впечатляет, пока я не перечислю, каким самолётам принадлежали эти моторы: Ил-76, Ил-62, Як-42, Ту-154, Ил-86, Ту-22М, Ан-22, Ил-18, И-15, Л-410, Л-29.Обычным посетителям подойти к двигателям нельзя, но мы пройдём и всё рассмотрим.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
«Камень короля» ‒ уникальная крепость, занимающая целую горуdeletantJune 27th, 2020Это единственный в своем роде свидетель европейского фортификационного искусства. История крепости началась почти 800 лет назад, и постепенно на ее территории возник впечатляющий комплекс строений в стиле поздней готики, барокко, ренессанса и крепостной архитектуры XIX века.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Настоящая советская классикаdeletantJune 19th, 2020Ульяновский музей гражданской авиации располагает замечательной коллекцией не только самолётов, но и вертолётов. Пять вертолётов классической одновинтовой схемы, разработанные в КБ М.Л. Миля, компактно собраны на одной площадке.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Зачем немцы по выходным штурмуют неприступную крепость?deletantJune 14th, 2020Летом по субботам и воскресеньям тысячи жителей Германии едут в маленький городок Кёнигштайн, чтобы взобраться на высокую гору, где стоит знаменитая крепость саксонских курфюрстов ‒ «Камень короля». Но не богатая история места привлекает сюда столько людей.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Первые самолёты всех советских лётчиковdeletantJune 12th, 2020Обзор самолётов учебной и малой авиации, представленным в ульяновском музее истории Гражданской авиации. От первого пассажирского АК-1 до находящегося в производстве Як-18Т.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
В России почти сгинул целый класс авиацииdeletantJune 4th, 2020Местные воздушные линии связывают областные центры между собой, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500-1000 км. Сегодня российская авиация местных линий почти сошла на нет в пользу наземного транспорта. Лучше всего сеть сохранилась в Сибири и на Дальнем Востоке, где у авиационного сообщения гораздо меньше альтернатив.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Колодец глубиной 152 метра! Как он выглядит?deletantMay 30th, 2020Колодец в крепости Кёнигштайн глубиной 152 метра является самым глубоким в Саксонии и вторым в Германии. Почитайте, как рыли этот колодец по заданию Августа Сильного, как в разное время поднимали воду, в каком состоянии это уникальное сооружение сейчас.
(Читать дальше на моём Дзен-канале)
Особняк Румянцева: о владельцах, коллекции, упадке и возрождении
Строительство легендарного особняка в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами началось в 1730–1740-х годах.
Оно не сопровождалось особыми проблемами, потому что тогда владельцами участка были князья Голицыны – представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов.
А именно – Михаил Михайлович Младший – генерал-адмирал Российского флота.
Следующим владельцем особняка стал его сын Александр Голицын – сенатор, помощник канцлера (в царской России канцлер – высший гражданский чин; первым канцлером был сподвижник Петра I граф Фёдор Головин, который собрал вообще все высшие чины России) и обер-камергер царского двора. Последний чин предписывал Голицыну руководить придворными кавалерами и представлять членам императорской фамилии тех, кто получил право на аудиенцию.
Богатый и состоятельный потомок известного рода первым решил перестроить особняк. За дело взялся француз Вален-Деламот, который приехал в Россию в 1759 году по протекции своего дяди – знаменитого зодчего Блонделя.
Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, её вице-ректором, а также заложил в архитектуре города на Неве традиции классицизма, господствовавшего вплоть до середины 19 века.
В 1770-х годах особняк был перестроен. В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки Александр Голицын дом продал, так как с концами переехал в Москву.
С 80-х годов 18 века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.
Старая открытка, вид на особняк и Английскую набережную. citywalls.ru
Новый хозяин
Свою историческую значимость и название особняк на Английской набережной получил из-за самого известного его владельца – Николая Румянцева – выдающегося государственного деятеля, канцлера Российской империи, просветителя и мецената.
За жизнь он побывал членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам, директором дворянского банка, директором водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министром коммерции, министром иностранных дел и ещё много кем.
Румянцева называли «глаза и уши Екатерины II». Одна из заслуг графа – участие в заключении Фридрихсгамского мирного договора, который положил конец Русско-шведской (Финской) войне 1808–1809 годов. За столь важный пункт в биографии Румянцеву и присвоили чин государственного канцлера – первого должностного лица в гражданской иерархии Российской империи.
Потомки графа запомнили по его увлечению – любви коллекционировать. Находясь на дипломатической и государственной службе, Николай Петрович занимался собиранием памятников русской истории. Долгие годы, проведённые в Германии, приучили его к аккуратности и систематизации. Это позволило ему не только собрать огромную коллекцию, но и сделать её уникальной по качеству и подбору.
Кстати, Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед – Александр Румянцев – принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий 18 века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Румянцева-Задунайского. По стопам полководца пошли и его двое сыновей: Николай и Сергей Румянцевы.
Портрет Николая Румянцева. Художник: Джордж Доу. Источник: wikipedia.org
Дом-сокровищница
Купив особняк в 1802 году, Румянцев превратил его из скромного жилища частного человека и купца в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, где бывал сам император.
Сначала перестраивали внутренние покои. Жил граф в трёх комнатах с окнами на Неву. Во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. В те времена скромный фасад здания, не отличающийся от соседних построек, был обманчив: внутри дом выглядел гораздо богаче.
В 1824 году Румянцев пригласил для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Глинку.
Перед архитектором стояла сложная задача: практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. Глинке это удалось. Он закрыл здание мощным, сильно выдвинутым 12-колонным портиком, установленным на высокий цоколь.
Колонны портика с капителями коринфского ордера (верхняя часть) подчёркивали его монументальность. Похожее строение имеют колонны Пантеона.
pixabay.com
Дом украсил горельеф, созданный скульптором Иваном Мартосом, – «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины». По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
Проект был по тем понятиям настолько хорош и талантливый, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика.
В 1826 году Николай Румянцев скончался, оставив устное поручение младшему брату – Сергею Петровичу – предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём артефактами под музей, «на благое просвещение».
Дубовый кабинет, стены которого обиты тиснеными кожаными обоями с позолотой. «Петербургомания»
Дамская гостиная (будуар). «Петербургомания»
Музей после Румянцева
Исполняя волю покойного брата, Сергей Голицын устраивает перепланировку дома под музей. Покупает новую мебель.
Для особо ценного помещения – Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, – выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и другие элементы декора.
Кстати, император повелел назвать музей Румянцевским, отдав должное не только собраниям Николая Румянцева, но и хлопотам, финансовым вложениям и пополнениям коллекций произведениями искусства его брата.
В 1831 году музей был открыт. И не просто музей, а первый в России частный публичный музей. Это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга, о чём написали все газеты.
В доме располагалась огромная библиотека, составленная из собраний русских и славянских рукописей, русских книг церковной и гражданской печати, иностранных изданий и карт. Весь Большой (Белый) зал занимал минералогический кабинет.
Музей хранил коллекции монет и медалей, собрание одежд и вещей островитян, привезённых из кругосветного путешествия капитаном Отто Коцебу. В особняке работали учёные-историки, лингвисты, археографы.
Здесь проводились не только научные изыскания, но и публичные лекции, чтения, концерты.
Парадная гостиная. spb-guide.ru
После смерти Сергея Румянцева в 1838 году начался упадок музея из-за нехватки денег. Даже государственные средства не помогли.
Поэтому в 1861 году, после заключения комиссии специалистов и архитекторов о крайне неудовлетворительном состоянии «домов Музеума», Румянцевский музей был переведён в Москву, в Пашков дом.
Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской государственной библиотеки и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Каждый новый владелец – отдельная жизнь особняка
Затем опустевшим домом на Английской набережной владело множество почитаемых личностей: журналист и писатель Альберт Старчевский (при нём здание снова перестраивается в доходное, появляется третий этаж, производится капитальный ремонт внутри и снаружи особняка); купец Иоганн Шумахер, купивший здание за 250 тыс.
рублей; почётный потомственный гражданин Егор Дрябин, его вдова и сын; супруга Его императорского величества Евгения Романовского (при ней дом находился уже совсем в аварийном состоянии, укрепляется и перестраивается внутри и снаружи, становится богаче); дворяне Евгений Лейхтенбергский и Зинаида Богарне; Дарья Евгеньевна – представитель династии Романовых; князь Лев Кочубея.
Музыкальный зал. «Петербургомания»
Белый (танцевальный) зал. «Петербургомания»
В 1916 году особняк купило «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». В эти годы должна была начаться перестройка зданий на участке, но работы отменили из-за социально-политических перемен в стране.
В 1917 году недалеко от особняка крейсер «Аврора» произвёл свой самый известный холостой выстрел, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. В 1939 году по проекту архитектора Александра Гегелло в этом месте поставили памятник из кoвaнoгo гpaнитa. citywalls.ru
В 1918–1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так называлась Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры.
С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.
С 1938 года в особняке начал размещаться музей истории и развития Ленинграда. Располагавшиеся здесь учреждения съезжали до 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.
Особняк был не готов к окончательному переезду музея: требовался капитальный ремонт и масштабная реставрация, сотрудникам необходимо было исследовать здание и проложить экскурсионные маршруты, денег не хватало, а музейные фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения.
В марте 1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда нарушили эти планы.
Война и реставрация
В июле-августе 1941 года коллекции были эвакуированы в город Сарапул в Удмуртии. Оставшиеся предметы хранились в залах музея и в Исаакиевском соборе. В особняке разместился стационар для музейных работников.
Весь период блокады здание охранялось специальными службами. Были укреплены дверные и оконные проёмы, а доступ в здание со стороны набережной и дворовых флигелей закрыли.
Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги и обстрелов.
Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка и систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций.
В сентябре 1945 года сотрудники музея и всё его имущество вернулись в город на Неве. Начался период оценивания коллекций, инвентаризации и систематизации. Но Ленинградское дело вновь приостановило музеефикацию особняка.
В целях дискредитации Ленинграда и нивелировки его истории музей получил название «Музей архитектуры Ленинграда».
Первая послевоенная экспозиция, открытая в 1946 году, называлась «Строительство и городское хозяйство Петрограда-Ленинграда».
В апреле 1953 года, через месяц после смерти Иосифа Сталина, музею возвратили историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда. С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.
citywalls.ru
К 300-летию города на Неве была закончена реставрация исторических интерьеров особняка. На фасаде восстановлена надпись «От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение».
Сейчас особняк Румянцева – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
wikipedia.org
Настоящее музея: истории, живопись, фотографии, лекции
В музее проводятся различные выставки и экскурсии. Например, экспозиции по истории города первой половины 19 века предваряет выставка «Особняк Румянцева. История дома и его владельцев», где можно понять цепочку событий со времён основания дома до возвращения ему статуса музея.
Экскурсия «НЭП. Образ города и человека» рассказывает об одном из ярких и интересных периодов в истории города 20 века – новой экономической политике. Посетители могут погрузится в атмосферу того времени, услышать популярные мелодии, ощутить повседневную жизнь города 1920-х годов.
Можно посетить экспозицию, открытую в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом, и узнать о том, что пережил город в военное время.
Если вам хочется чего-то более интерактивного – сходите на экскурсию-квест «Увлекательное путешествие вокруг света с капитаном Коцебу». Это увлекательное и захватывающее приключение, полное тайн.
В уютном внутреннем дворе особняка возможно проведение деловых мероприятий, вечерних туристических программ.
Официальный сайт