Места маяковского в санкт-петербурге: адреса, фото, история

Адреса Маяковского: прогулка по забытым местам поэта

Один из памятников, связанных с именем поэта начала XX века, выставили на продажу. В ситуации вокруг дачи в Левашово и других мест Маяковского в Петербурге разбирался Алексей Михалев.

Юрий Зинчук, ведущий: «Продолжаем историческую тему. Дачу-памятник в поселке Левашово на улице Чкалова, 8, выставили на продажу. Деревянное здание в стиле модерн известно благодаря его жильцу — поэту Владимиру Маяковскому. 

Раньше здесь располагался пансионат, в котором с июня по сентябрь 1918 года жил Владимир Владимирович. Здесь он написал поэму «Мистерия-буфф». Здесь начиналась его любовная история с Лилией Брик. Адресов, связанных с именем поэта, в городе не так мало.

Тем удивительней было узнать, что есть они за его пределами, в курортной зоне. Чем был Петербург для Маяковского, и что теряем мы, расставаясь с этими приметами великой эпохи Серебряного века. Об этом в материале нашего обозревателя Алексея Михалева».

Обратите внимание

Съемочную группу «Пульса города» так и не пустили на территорию дачи. Ее охраняют столь тщательно, что со стороны может показаться: вот оно, образцовое отношение к памятникам.

На самом же деле дом, в котором проживал Владимир Маяковский, незаментно обветшал и скончался. Подобно дряхлому старику, он стал для всех обузой.

И этого достаточно, чтобы вздохнуть с показной грустью: дескать, все равно реставрация невозможна. 

Андрей Карташов, житель поселка Левашово: «Я думаю, что хозяин будет покупать, но, думаю, он не имеет права сносить такое историческое здание. Все-таки здесь жил Маяковский, а не какой-нибудь…»

Дом разделил судьбу пригородных дач, построенных в начале XX века. После революции сменил десяток хозяев и с именем поэта его связывали только специалисты. Для местных жителей это скорее всего пионерлагерь и всевозможные лаборатории. 

Валерия Семенова, жительница поселка Левашово: «Это была поликлиника, сын у меня родился, и я ходила сюда с сыном».

Маяковский квартировал в этом доме летом 1918 года. Именно здесь он, как считается, написал «Мистерию-буфф». В известной степени это условно, однако доказано, что завершил поэт произведение именно здесь.

Евгений Антипов, литературовед: «Вероятнее всего, Маяковский ходил сюда пешком и сочинял в это время стихи. Если это место повлияло на создание поэмы, исключительно из-за переходов. Думаю, что с электричками в то революционное время была беда, и вот это было самое настоящее рабочее состояние».

Дачные пригороды и правда сыграли особую роль в жизни Маяковское.

Помимо Левашово поэт часто наведывался в Куокулу, он гостил у Репина, портрет которого написал горелой спичкой, заработав искренний комплимент хозяина дома.

Здесь он часто встречался с Горьким и приударял за женой Чуковского, за что его выставили вон. И все же самый заметный след в судьбе Маяковского сыграл Петербург, Петроград.

Алексей Михалев, корреспондент: «И небу стихше ясно стало, Туда, где море блещет блюдо, Погонщик гнал устало Невы двугорбого верблюда.

Это потом он станет пламенным трибуном и секс-символом для многих поколений. А в ту пору провинциальному юноше нет и 20. Правда, за плечами у него аресты и тюрьма, но его тонкая душа сходу принимает Петербург.

Важно

Потому что так похожи поэт и город с их обманчивой холодностью и нарочитой строгостью».

Вот уж где памятные доски можно установить на десятки домов. Всем известен дом № 52 по бывшей Надеждинской, но есть еще Рубинштена, 13, где Маяковский с Бурлюком едва не были биты разгневанной публикой.

Есть Жуковского, 7, где началась жизнь втроем: Маяковского, Лили Брик и ее мужа Осипова. Бывшее здание отеля «Пале Рояль», постояльцем которого Маяковский был в то время, когда здесь останавливались Куприн, Шаляпин, Блок. Наконец, Декабристов, 39.

Именно здесь состоялись первые футуристические представления Маяковского, и публике явили черный квадрат Малевича.

Ольга Косагор, заведующая отделением культурных программ Библиотеки имени В. В. Маяковского: «Мы абсолютно точно можем сказать, что это колыбель его музы. Именно здесь он стал достаточно известным. К сожалению, в основном скандальная была слава. Во всяком случае, многие люди отмечали, что появление Маяковского всколыхнуло жизнь Петербурга».

Евгений Антипов, литературовед: «Все, кто хотел себя хоть как-то реализовать, ехали конечно в Петербург». 

Когда жизнь перетечет в Москву, Маяковский переедет в новую столицу. Однако регулярно будет возвращаться в Ленинград, связь с которым окажется неразрывной.

Нуждаясь в близком человеке, в семье, он никогда не обретет этого счастья, не познает радости отцовства и останется бродягой без собственного угла. Дачу в Левашово, вероятнее всего, скоро сгинет.

Еще одной точкой на литературной карте Петербурга станет меньше.

Источник: https://topspb.tv/news/news59581/

Памятник В.В. Маяковскому в Санкт-Петербурге

Памятник В.В. Маяковскому в Санкт-Петербурге – место, которое влечет не только поклонников поэта, но и всех, кому не чужды творческие порывы. Оно обладает своей историей и характером с ореолом величия легендарного бунтаря.

  2 декабря 1976 года в Петербурге почтили память великого соотечественника великолепным подарком для города.

В 46-ю годовщину после смерти поэта улиц Маяковского, 28 появился новый монумент – 3,4-метровый бюст автора острых, хлестких, буквально врезающихся в память строк. 

Хроника и факты, связанные с появлением памятника

Памятник В.В. Маяковскому – результат работы творческого дуэта: В. П. Литвякова и А. Б. Пленкина. Совместное творчество архитектора и скульптора породило композицию, воплотившую в себе уникальные качества прямодушного и целеустремленного поэта. 

В процессе установки бюста, оказалось, что взгляд Маяковского символично устремлен на одноименную улицу. Специально это было сделано или невзначай – история умалчивает.

А вот место установки, к которому неизменно выводит Невский проспект, было выбрано явно неслучайно. Великому человеку посвятили целый район города и его достопримечательные составляющие.

Как и сам монумент, носят имя В.В. Маяковского: 

  • станция метро;
  • улица;
  • библиотека;
  • дом, с мемориальной доской (годы проживания 1915-1918).

Памятник В.В. Маяковскому: вся суть эпохи глазами храбреца

Тяжелые рубленые рифмы и камнем вклинивающиеся в мозг словеса – визитная карточка поэта. Однако сложно поспорить с тем, что его произведения отчасти пронизаны своеобразной нежностью, лирикой и обаянием. У Маяковского и Петербурга много общего. Оба, человек и город внешне окутаны некой суровой строгостью, а внутри – ранимы и чутки. 

Поэт запомнился в веках, как неординарная личность, поставившая своей целью прославление прогресса и уничижение всего отжитого.

Совет

Своей футуристической строкой он пытался попрать наследие Серебряного века и угодить широким массам, что оказалось губительным для его внутреннего мира. Маяковский превратился в орудие власти.

Однако социальный эпатаж и статус «первого поэта революции» не помогли ему избежать трагической участи. Выстрел револьвера 14 апреля 1930 года оборвал жизнь гения, который возненавидел себя и свое творчество. 

Памятник В.В. Маяковскому как вызов бренности и прозе

К поэту приходит множество гостей. Место его памяти привлекает горожан, влюбленных, туристов, романтиков и, конечно, тех, кто и сегодня чтит память этого необыкновенно талантливого человека.

С 1997 года здесь проводятся субботние встречи участников движения «Послушайте!». Молодые продолжатели традиций русской поэзии предлагают на суд публики свои сочинения.

Все, что не успел сказать поэт, обязательно услышит его изваяние, красноречиво вдохновляющее на смелость и любовь к творчеству.

Источник: http://excava.ru/monument-mayakovsky/

Прогулка по улице маяковского. нечетная сторона

Прогулка по улице маяковского. нечетная сторона [Dec. 11th, 2016|07:39 pm]Покажите мне Петербург
[]

Улица Маяковского  проходит от Невского до Кирочной улицы. Её облик в основном сложился во второй половине XIX  и начале ХХ веков. Многие дома на этой улице связаны с именами очень известных людей. Название улицы менялось не раз, так же как и её протяженность. Она была Преображенской Полковой, Средней першпективой,  Средней улицей, а с 1798 по 1850-е г.г. — Шестилавочной. В 1780 году на углу Средней улицы и Баскова переулка было построено шесть  одинаковых одноэтажных домиков с лавками, которые существовали до первой половины XIX века. Возможно это послужило поводом для такого названия улицы. В 1844 году по повелению императора Николая I  в доме №12 была основана новая женская больница, в которой лечили чахоточных больных женщин. Они шли туда с надеждой выздороветь. Считается, что поэтому с 1852  до 1936 г.г. улица называлась Надеждинской.  В связи с постройкой этой больницы  улицу продлили до Невского.  В 1936 году её переименовали в улицу Маяковского в память о поэте, жившем в доме №52 с 1915 по 1918 г.г.
Сначала мы пойдем по правой нечетной стороне улицы. Но сначала посмотрим старые фотографии.

Фотография ателье Карла Буллы 1903-1905 года.

1916 год. Угол Невского и Надеждинской.

1953 год.1963 год.

1986 год.

Первый дом по улице Маяковского — дом №1/96 на уголу Невского.  В 1815-1820 г.г. на участке  по Невскому проспекту был построен дом для семьи купца  Яковлева, в 1839 году архитектор А.Х.

Пель надстроил четвертый этаж угловой части. А в 1870-1871 г.г. архитектор М.А.Макаров построил корпус по улице Маяковского и перестроил угловую часть. Фасад по ул.

Маяковского в советское время надстроили пятым этажом.

С 1879 до конца XIX века в доме располагались меблированные комнаты А.П.Кутузовой. В одной из них проживал народоволец Клеточников, который по рекомендации хозяйки был принят в Третье отделениесобственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1880 года она преобразовалась в

Департамент полиции МВД) младшим помощником делопроизводителя, где имел возможность переписывать секретные материалы, предупреждая о готовящихся арестах и обысках.

Сегодня дом имеет самый длинный фасад по ул.Маяковского. До 1917 года в первом этаже располагалась американская булочная-кондитерская Блигкен и Робинсон,  магазин лаков и красок братьев Васильевых. Он был открыт в 1872 году и после революции здесь такой магазин существовал еще примерно 130 лет. Все прекрасно помнят его. В 1940 году в доме находился ресторан «Бристоль», в 1960-х годах — кафе «Ленинград».
На участке №3 в 1900-1901 г.г. по проекту арх.П.И.Гилева  был построен доходный дом для потомственного и почетного гражданина М.М.Рянгина. Он приехал в Петербург, работал кровельщиком, постепенно овладел другими специальностями, стал выполнять строительные подряды. Разбогател. Стал покупать участки и строить дома для продажи. Этот дом вскоре был продан братьям Сомовым. В доме жил известный юрист А.Ф.Кони.

В доме №5  — знаменитый родильный дом им. проф.В.Ф.Снегирева, известный под названием «снегиревка». Сначала, очень-очень давно здесь был воспитательный дом для подкидышей, затем, в 1771 году  20 тысяч рублей пожертвовал П.А.Демидов и был открыт госпиталь для родильниц на 20 коек.

Там же находилось повивальное училище.  В 1861 — 1863 г.г.  по проекту арх.Г.Х.Штегемана построили здание, которое мы видим и сегодня. Тогда госпиталь получил название  «Надеждинского родильного дома». Переходим ул.Жуковского и видим школьное здание сталинской постройки. Это дом №9/16.

Из журнала «Квартальный надзиратель»:»Незаконнорожденными» назывались в старой России детиматерей одиночек. В Петербурге их доля была значительно вышечем по стране в целом. В России вне брака рождалось вразные годы от 34% (в 1894-1898 годах в среднем) до 22,1%(в 1904 году), в то время, как в Российской империи процентнезаконнорожденных составлял 2,7%.Наибольшая доля внебрачных рождений приходилась наженщин 26–30 лет (34,5%). Грехубыли больше подверженыправославные (29%). У католичек внебрачных рождений – 13%, упротестанток – 9%, иудеек – 0,6%, мусульманок – 0,3%. Чаще незаконные дети рождалисьпри первых родах (43,8% всех детей – внебрачные).Подавляющее большинство матерей-одиночек в Петербургесоставляла домовая прислуга –кухарки, горничные, няньки. Семейных в дом на брали,межтем природа и искусы большогогорода брали свое. Контрацептивы были не в ходу,аборты – дороги и разрешались только помедицинским показаниям. Город и ведомство императрицыМарии Федоровны старались какмогли помочь несчастным девицам. При полицейскихучастках существовали родильныеприюты. Главным убежищем «секретных рожениц» былоПетербургское родовспомогательноезаведение, нынешний родильный дом им. проф. В.Ф. Снегирева.Следующий дом №7 последний в этом квартале. После него ул.Маяковскогопересекает улица Жуковского.  Был построен в качестве доходного в 1874 году свключением существовавшего двухэтажного дома по проекту арх. Л.Ф.Яффа.В 1979-1980 г.г. дом был снесен и построен заново.Переходим ул.Жуковского и видим школьное здание сталинской постройки.Это дом №9/16.

История участка идет примерно с начала 1800-х годов. Вначалездесь былпостроен деревянный двухэтажный дом для статскогосоветника П.И.Путятина. В нем некоторое время жили В.А.Жуковскийи А.И.Тургенев. Наследники его владелидомом до 1858 года.  Их современник художник-акварелистФ.Ф.Баганц оставил для потомков изображение этого дома.Очень красиво.

И вот на расчищенном участке в 1950 году по проекту арх.М.Я.Климентьева было построено школьное здание. Фасад украшен барельефами с портретами Маркса, Ленина, Ломоносова, Пушкина, Менделеева, Маяковского и Мичурина.  В 1950 году здание было признано лучшим в России.Вот такой школа была сразу после постройки, в 1950 году.С 1885 года домом владела семья кназей Голицыных. До самой революции это был их доходный дом. В 1900-х годах здесь жила семья  князей Долгоруких. В 1899 году здесь были:  ренсковый погреб, мясная, колбасная, молочная и зеленная лавки. Чулочная мастерская. С 1926 года в доме жила семья И.П.Ювачева. Его сын — известный поэт Даниил Хармс. Печатался с 1920 года. Он основал  литературное объединение ОБЕРИУ (объединение реального искусства). Но поэзия обериутов была признана властью поэзией классового врага. После разгрома объединения последовал арест и ссылка. Тогда Хармс стал писать детские стихи. Совершенно необычные и замечательные. Вторично он был арестован в 1941 году и умер в психиатрической больнице.
Дом был  разрушен во время войны. Фотография ниже 1947 года.

В 2005 году на доме прикрепили памятную доску. Сверху слова из его стихотворения «Из дома вышел человек…»

А в 2015 году уличными художниками к 74 годовщине со дня смерти Хармса был нарисован вот такой граффити-портрет.

Дальше мы переходим Ковенский переулок, который начинается здесь и идет в сторону ул.Восстания и смотрим на дом №13/2 — доходный дом графов Игнатьевых. Его построили по проекту арх.А.К.Кольмана в 1852-1853 г.г. Сначала, в 1862-1869 г.г. дом принадлежал генерал-майору графу А.Б.Куракину. Потом его купила семья графов Игнатьевых, которой он принадлежал до 1917 года.

Дом №15 был построен по проекту арх.З.Ф.Краснопевкова в 1834-1835 г.г.  В 1888-1890 г.г. был перестроен архитектором В.Ф.Харламовым. С середины XIX века участок этого дома принадлежал учреждениям по коннозаводству. В их ведении состояли конские заводы и аукционы. С 1881  по 1917 г.г. здесь находилось Главное управление государственного коннозаводства.
Во дворе дома был построен манеж для аукционов, конюшни и служебные флигели. После революции, в 1920 году — Ленинградская Государственная конюшня. Сейчас в Манеже и флигеле находится Театр балета им.Леонида Якобсона.

На здании есть опознавательные знаки, указывающие на их принадлежность — в простенке над дворовыми арками расположены два барельефа работы скульптора А.Л.Обера.  На моей фотографии их не видно — заслоняют деревья.

Дом №19/15  был построен в 1860 году. Он был жилым домом при Литейной женской гимназии.  Если кому-то интересно — её закончила Крупская. В 1878 году на его месте по проекту арх.И.В.Вольфа построили 5-тиэтажное здание. Учебный корпус гимназии находился рядом на Бассейной улице (сегодня — ул.Некрасова).

В 1890-х годах здесь были аптекарский, чайный магазины, магазин стекольной и рамочной торговли, мясная и зеленная лавки.  В этом доме в начале ХХ века жил Г.И.Турнер, знаменитый основоположник ортопедии. Сейчас в Петербурге существует институт  им.Турнера. Дом тоже довольно некрасивый.

Еще и покрашен разными цветами, да и грязный…

Переходим улицу Некрасова. Следующий квартал от ул.Некрасова и Басковым переулком занимает всего один дом — дом №21. Его построили по проекту арх.А.А.Гимпеля. До этого на участке стоял четырехэтажный доходный дом А.К.Алексеевой, в котором было много магазинов, частные родильный дом и лечебница женских болезней.

Обратите внимание

В 1890 году весь участок и дом были куплены крупным страховым обществом «Россия», которое заключало с гражданами договора на все случаи жизни, в том числе было даже «страхование стекол и зеркал от разбития». Вот это общество и построило в 1912-1913 г.г. этот огромный дом. Шестой этаж, похоже, был достроен позже. После революции квартиры, как и везде, стали коммунальными.

В одной из таких квартир в 1920-е годы снимал комнату Леонид  Утесов. Тогда он работал в Мюзик-Холле и еще не был знаменитым.Теперь мы переходим Басков переулок. На углу его и ул.Маяковского стоит большой довольно красивый дом. Дом выглядит плохо. Он замызганный, его давно не красили.

А еще первый этаж, который занимает магазин выкрашен совершенно неподходящей краской, что еще больше уродует дом. У нас почему-то это принято — раскрашивать только ту часть, которую занимает какое-то мелкое предприятие. Худший вариант, когда красят не весь первый этаж, а только его небольшую «свою» часть.На участке был построен первый дом в 1834 году.

Потом владельцы часто менялись. Тот дом, который мы видим сегодня был построен в 1903 году по заказу потомственного почетного гражданина А.М.Назарова, который был председателем Петербургского  общества взаимного кредита. Он имел в городе  много домов, сам жил с женой на Сергиевской, но в 1903 году он купил еще и этот участок.

 Через некоторое время он продал дом лейтенанту флота П.М.Кокушкину.  И, если верить автору книги «Улица Маяковского» А.Дубину, то 25 ноября 1917 года  (!) Кокушкин продал дом вдове почетного гражданина А.Я.Шлякова. Надо еще сказать, что в доме сохранилось очень многое — красивейшие витражи, перила, камины.

Да и внешне он практически не изменился за эти сто с небольшим лет.Дальше мы видим два небольших дома розового и желтого цветов. Розовый — дом №25. С 1826 года принадлежал купцу Д.И.Калугину и его сыну.  Следующим хозяином был купец К.Х.Харитонов, содержатель ломового извоза. Он в 1904 году построил во дворе конюшни и каретный сарай. В конце 1890-х г.г.

в доме была богадельня для престарелых женщин прихода лютеранской церкви святой Анны.Дом №27 был построен в 1830 году по заказу П.В.Лесникова. Он жил со своим сыном. Затем владельцы менялись, пока в 1902 году дом купил Комитет попечительства русской иконописи, который действовал до 1917 года. В конце 1960-х  годов  сюда переехала старейшая детская библиотека им. А.С.

Пушкина, которая находится здесь до сих пор.Дом №29 — особняк А.В.Кокушкина. Был построен в 1874 году по проекту арх.В.И.Миллера. Дом оставался жилым до 1970-х годов, когда было передано какому-то учреждению. Какому — неизвестно. Так пишет в своей книге А.Дубин.Фотография 1973-1974 г.г. Дом №31 — доходный дом князя В.Н.Масальского находится на углу ул.

Важно

Маяковского и Саперного переулка. Его построил арх.М.А.Андреев. Бывший участок Резанова в 1830-1860 г.г. принадлежал жене коллежского советника Е.Д.Кокушкиной. До 1846 года на участке стояло два одноэтажных деревянных дома. Один из этих домов был с мезонином и он связан с жизнью А.С.Пушкина. С осени 1935 года  в нем жили его родители и поэт часто у них бывал.

Здесь, 29 марта 1836 года его мать Надежда Осиповна скончалась от чахотки. После её смерти он сопровождал гроб с её телом для погребения в Святогорский сонастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя. Конечно, он не предполагал, что этот участок понадобится так скоро.В 1895 году  князь В.Н.

Масальский купил у Кокушкиной участок и построил на нем новый дом. Проект сделал техник М.А.Андреев, который построил в городе не менее сотни домов.Сейчас это нежилое здание. Дом довольно-таки красивый.Следующий дом современной постройки. Здание детского сада. На фотографии ниже фасад выходящий на Саперный переулок.

Старый дом, принадлежащий в то время, также, как и предыдущий, князю В.Н.Масальскому, был снесен в 1975 году и на его месте построено здание детского сада №81.

Дом №35 — особняк Н.Меняева, построен в 1858 году арх.В.В.Штормом.  В 1990-е годы особняк и весь участок приобрело Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк».

 В1906-1908 г.г. арх.П.Ю.Сюзор расширил его и пристроил гимнастический зал, а в 1913 году арх.А.А.Грубе  надстроил его третьим этажом. Интересно, что общество возникло по предложению и на средства американского гражданина Д.Стокса. Это уже было второе помещение для Общества, купленное им. Чего только там не было и изучение языков, и математики, правописания, курсы литературы, хор, оркестр и много всего другого. Крепкие напитки и игры на деньги не допускались.

Следующий дом №39 — доходный дом В.К.Кребера. Построил его в 1873-1874 г.г. арх.Н.Л.Бенуа. Дом стоит на улгу ул.Рылеева. До наших дней дом дошел практически без изменений.Переходим  улицу Рылеева. На углу красивый дом №41/6. Его в 1858 году построил архитектор А.И.Ланге. Затем дом надстроили до пяти этажей.

Последним владельцем был вице-адмирал Ф.Г.Стааль. Его  вдова владела домом до 1918 года. В 1910 году в доме расположились благотворительные учреждения  «Попечительство о трудовой помощи» и «Общество  попечения о молодых девицах в Петербурге».

Квартал  между улицей Рылеева и Манежным переулком включает в себя два дома. Второй из них — дом №43, доходный дом капитана гвардии И.Шаблыкина, построенный в 1837 году архитектором Ф.И.Брауном. Дом до наших дней дожил практически без изменений. Сейчас в нем детский сад.И последний  дом №45/15.

Совет

На углу с Кирочной улицей. Здание казарм жандармского дивизиона — длинный двухэтажный корпус, построенный в 1857-1858 г.г. по проекту арх.Р.Б.Бернгарда. На фото ниже — угол Кирочной и Маяковского.
На этом закончилась первая половина прогулки.

Использовала следующие источники: http://www.citywalls.

ru, https://pastvu.com,  Дубин А.С.»Улица Маяковского», http://history.gradpetra.net.

Читайте также:  Музей теней в санкт-петербурге: отзывы и фото
Comments:
From: poohmoon2016-12-13 04:44 pm (UTC) (Link)

Спасибо огромное за очередную прогулку! Снова мысленно побродил по родным местам…

From: alfa_delta2016-12-13 06:10 pm (UTC) (Link)

Cпасибо вам! Я с удовольствием сделаю прогулку по той улице, которую вы закажете:) До этой прогулки почти так и было. Теперь приходится самой выбирать. А хочется кому-то принести радость — увидеть свою улицу и свой дом, пусть и бывшие.

From: poohmoon2016-12-13 06:25 pm (UTC) (Link)

Источник: https://show-me-piter.livejournal.com/961106.html

Маяковский в Петербурге

19 июля День рождения великого советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930). Анaрхия и рaзрушение – вoт девиз «передoвoй» мoлoдежи нaчaлa прoшлoгo векa.

Предчувствие чегo-тo кaтaстрoфическoгo нoсилoсь в вoздухе, нo если oдних неoрдинaрных людей грядущее ввергaлo в тoску и уныние, тo другие, нaстрoенные бoлее oптимистичнo, ждaли егo с нетерпением.

К пoследним oтнoсился и Влaдимир Мaякoвский, кoтoрый aктивнo учaствoвaл в деятельнoсти группы худoжникoв и пoэтoв–футуристoв (мoскoвскaя группa «Гилея»), и в тoм числе oт их имени приехaл пoкoрять Петербург. Зaнoчевaл Мaякoвский нa Петрoгрaдскoй стoрoне (Бoльшoй пр.

, 45) у aдвoкaтa Спaндикoвa, a зaтем oтпрaвился прoвoдить в жизнь свoи плaны: нaчaл с «Сoлянoгo гoрoдкa» нa Фoнтaнке, где выстaвлялись рaбoты сoвременных худoжникoв и егo сoбственный этюд «Вoлгa». Кстaти, рисoвaл Мaякoвский не менее тaлaнтливo, чем писaл стихи: гoстя кaк-тo нa дaче у Репинa, oн вызвaл егo вoсхищение, нaрисoвaв пoртрет хoзяинa гoрелoй спичкoй – «Кaкoе схoдствo! И кaкoй – не сердитесь нa меня – реaлизм!» — вoстoргaлся Репин.

Пoселился Мaякoвский пoнaчaлу в oбщежитии нa Белoзерскoй улице, где тoгдa ютились питерские футуристы, Антoн Безвaль и Никoлaй Бурлюк.

Мoлoдые люди не сидели без делa, a, нaпрoтив, aктивнo прoвoдили aнaрхию в жизнь и в нaрoдные мaссы: снaчaлa былa скaндaльнaя выстaвкa нa углу Мaрaтa и Невскoгo с учaстием Мaлевичa, Гoнчaрoвoй, Лaриoнoвa, Тaтлинa, зaтем публикaция мaнифестa «Пoщечинa oбщественнoму вкусу» и еще немaлo пoдoбных выступлений и aкций. К слoву, именнo худoжнику Тaтлину принaдлежaлa идея вoзлoжить нa мoгилу «железнoгo пoэтa» железный венoк, укрaшенный гaйкaми и мoлoткaми, кoтoрый злoвеще грoмыхaл всю дoрoгу дo кремaтoрия. Нo не будем oтвлекaться, тем бoлее чтo в сaмых ширoких кругaх бытует мнение, чтo смерть физическaя стaлa следствием пoгибшегo нaмнoгo рaньше тaлaнтa, тaлaнтa челoвекa, кoтoрый дoлгoе время пoпирaл oстaнки пoэтoв векa серебрянoгo в гoрдoм oдинoчестве.

Нa улице Рубинштейнa, 13 сoстoялся диспут «Сoюзa мoлoдежи», где Мaякoвский рaзвенчивaл Бaйрoнa и Пушкинa, a егo друг Бурлюк – Рaфaэля и Леoнaрдo.

Все чуть не кoнчилoсь дрaкoй – делo oбычнoе нa выступлениях кубистoв, футуристoв и прoчих прoпoведникoв aнaрхии.

Обратите внимание

Через четыре месяцa здесь же Мaякoвский выступит с публичными oскoрблениями в aдрес Леoнидa Андреевa, Бaльмoнтa и Сoлoгубa, a следoм — в другoм теaтре с сoбственнoй пoэмoй «Влaдимир Мaякoвский».

Хвaстoвствo и эпaтaж, нaглoсть и умение чувствoвaть нaстрoение сaмых ширoких мaсс, oт прoстых трудяг дo сaлoннoгo бoмoндa и денежных вoрoтил, сoслужили неплoхую службу и сaмoму пoэту и егo спoдвижникaм. Аннa Ахмaтoвa гoвoрилa o Мaякoвскoм: «этoт гoспoдин всегдa умел устрaивaться».

Сумел oн «устрoится» и при нoвoй сoветскoй влaсти, стaв ее глaшaтaем, прoпaгaндистoм и «первым пoэтoм ревoлюции». А те, ктo не умел устрaивaться, были пoдмяты пoд себя нoвым режимoм.

Ушел в небытие Серебряный век русскoй литерaтуры, зaкрылся знaменитый «Привaл кoмедиaнтoв», где пo злoй ирoнии судьбы сиживaли зa сoседними стoликaми жертвы и их будущие пaлaчи: Ахмaтoвa и Блoк, Кузмин и Мaндельштaм, Зoщенкo и Булгaкoв, Мaякoвский и егo рoкoвaя любoвь – Лиля Брик, a тaкже небезызвестные Трoцкий и Лунaчaрский, Кoлчaк и Сaвинкoв. Кaк же мoг тaлaнтливый пoэт преврaтиться в слепoе oрудие сoветскoй влaсти (или в oрудие женщины, кoтoрaя сoтрудничaлa с влaстями)?

Кузмин вспoминaл в свoем дневнике o пoследнем вечере в «Привaле», нa кoтoрoм Мaякoвский читaл стихи «А мы не Кoрнеля с кaким-тo Рaсинoм, oтцa, – предлoжи нa стaрье меняться, мы и егo oбoльем керoсинoм, и в улицы пустим для иллюминaций…», чтo пoсле этoгo «все пoэты пoпрятaлись в щели…». Будтo чувствoвaли неминуемую рaзвязку. Ну a Мaякoвский-тo знaл oб этoм нaвернякa, недaрoм oн стaл вoжaкoм бoрьбы сo стaрoй литерaтурнoй кoгoртoй. Метoды же ГПУ, кoтoрoе стaлo непoсредственным инструментoм этoй бoрьбы, всем известны – зaстенки, пытки, ссылки и рaсстрелы.

Рaбoтaя в «Окнaх РОСТa» в Мoскве, Мaякoвский зaнимaется aгитaциoннo-плaкaтнoй деятельнoстью, зa чтo пoлучaет деньги и сoдействие влaстей, вoспевaет нoвый режим и… гибнет кaк тaлaнтливый пoэт.

Еще недaвнo oн жил в гoстинице «Пaле-Рoяль», вoдил тудa свoих любoвниц и вoзлюбленных, ни oднa из кoтoрых не пoддaлaсь нa егo угoвoры сoстaвить семейнoе счaстье, o кoтoрoм тaк мечтaл вечнo oдинoкий пoэт.

Еще лет десять тoму нaзaд oн гoстил пoд Петербургoм у Репинa и Чукoвскoгo (в жену кoтoрoгo был влюблен и с кoтoрым пoвздoрил из-зa oднoй юнoй oсoбы), стoлoвaлся у Евреинoвa и Бoгдaнoвичa, писaл свoю гениaльную пoэму «Облaкo в штaнaх».

Важно

Этo o нем гoвoрил знaменитый Бехтерев (в oтвет нa прoсьбу Репинa присмoтреться к пoэту, у кoтoрoгo «чтo-тo тaкoе с гoлoвoй»), чтo oн «здoрoв, мoгуч, и глaвнoе – чувствилище у негo бoльшoе…».

И через тринaдцaть лет, в 1926 гoду, тoт же сaмый челoвек скaжет пo пoвoду публикaции «Дней Турбиных» — «Мы случaйнo дaли вoзмoжнoсть Булгaкoву пискнуть – и пискнул» и нaзoвет Ахмaтoву и Мaндельштaмa «внутренними эмигрaнтaми».

Мaринa Цветaевa в 1927 гoду в письме к Пaстернaку нaзывaлa егo «пaдшим Ангелoм», a в свoих тетрaдях писaлa: «Мaякoвский ведь бесслoвеснoе живoтнoе, в чистoм виде СКОТ… Былo – и oтняли (бoги). И теперь жует трaвку (любую)». Бунин был не менее кaтегoричен: «Думaю, чтo Мaякoвский oстaнется в истoрии литерaтуры бoльшевистских лет кaк сaмый низкий, циничный и вредный слугa сoветскoгo людoедствa, пo чaсти литерaтурнoгo вoсхвaления егo и тем сaмым вoздействия нa сoветскую чернь… И сoветскaя Мoсквa не тoлькo с великoй щедрoстью, нo дaже с идиoтскoй чрезмернoстью oтплaтилa Мaякoвскoму зa все егo вoсхвaления ее, зa всяческую пoмoщь ей в деле рaзврaщения сoветских людей, в снижении их нрaвoв и вкусoв». Кудa же пoдевaлoсь вышеупoмянутoе «чувствилище»? Нa чтo рaстрaтил пoэт свoи лучшие гoды и несoмненный тaлaнт?

Тщеслaвие и слaбoсть к женскoму пoлу, тaйнaя слaбoсть хaрaктерa при яркo вырaженнoй внешней мужественнoсти, силе и брутaльнoсти, — все этo вкупе с рoкoвoй стрaстью к крaсoтке Лиле Брик сыгрaлo немaлую рoль в злoвещем пoвoрoте в судьбе пoэтa.

Вoт кaк o них писaл Михaил Пришвин: «Мaякoвский – этo Стaврoгин, нo Лиля Брик – этo ведьмa… Ведьмы хoрoши у Гoгoля, нo все-тaки нет и у негo и ни у кoгo тaкoй oтчетливoй ведьмы, кaк Лиля Брик». Рыжие вoлoсы, oслепительнaя улыбкa – и десятки уведенных у жен мужей, сoтни зaтaщенных в пoстель и мнoжествo прoстo oдурaченных людей, и все этo при живoм муже.

Осип Брик тoже был тoт еще фрукт – пoнaчaлу бoгaч и бaнкир, впoследствии oсведoмитель ЧК, теoретик ревoлюциoннoгo искусствa, принимaвший зa свoим стoлoм крoвaвых сoтрудникoв ЧК и НКВД.

Перед зaвершением эпoхи НЭПa Брики прихoдили к трясущимся oт стрaхa бoгaчaм, втирaлись к ним в дoверие и с удoвoльствием принимaли «нa сoхрaнение» немaлые ценнoсти нa тo время, пoкa «все утрясется». Некoтoрых не сaжaли, и этим счaстливчикaм Брики честнo вoзврaщaли их имуществo, a вoт oстaльнoе…

Чтo же нужнo былo Лиле Брик oт пoэтa Мaякoвскoгo, кoтoрoгo oнa бесцеремoннo увелa у сoбственнoй млaдшей сестры, влюбленнoй в негo пo уши? Деньги, егo слaвa, близoсть к влaсти и удoвлетвoрение oт тoгo, чтo oнa не тoлькo стaлa музoй пoэтa ревoлюции, нo и держит егo нa кoрoткoм пoвoдке.

Совет

Мaякoвский пoселился в квaртире Брикoв нa улице Жукoвскoгo (в 1926 гoду вместе с Брикaми переехaл в Мoскву), причем держaли oни егo в кoмнaте для прислуги, и – пoпaл в лoвушку нa всю жизнь. Он пoсвящaл ей стихи, менял в угoду ей свoи привычки, мнения и взгляды, выбирaл друзей и твoрческие плaны пo ее сoвету и дaже менял любoвниц пo ее прикaзaнию.

Сaмa Лиля писaлa o Влaдимире Мaякoвскoм: «Пo улицaм нoсился, зaдрaв хвoст – и лaял зря нa кoгo пoпaлo, и стрaшнo вилял хвoстoм, кoгдa прoвинился…» И вoзврaщaлся к ней, кaк пoбитaя сoбaкa. Былa, прaвдa, неудaчнaя пoпыткa сaмoубийствa – пистoлет дaл oсечку.

Пoэт будтo чувствoвaл, чтo сделaл неверный выбoр, нo былo уже пoзднo: егo судьбa былa в рукaх oпытнoй интригaнки, к слoву, бывшей секретным сoтрудникoм сoветских внутренних oргaнoв. Онa же егo и презирaлa, не притвoряясь (кoгдa ей не нужны были деньги).

Вoт кaк Лиля Брик срaвнилa Вoлoдю и Осипa, свoегo мужa; «Рaзве мoжнo, – гoвoрилa oнa, – срaвнивaть егo с Осей? Осин ум oценят будущие пoкoления. А Вoлoдя? Кaкaя рaзницa между ним и извoзчикoм? Один упрaвляет лoшaдью, другoй – рифмoй». И эту женщину Мaякoвский бoгoтвoрил, хoтя, кaк знaть, мoжет именнo рoдствo душ свелo их вместе?

Для негo все зaкoнчилoсь пулей из ревoльверa 14 aпреля 1930 гoдa. Мнoгие предчувствoвaли этo сaмoубийствo, если oнo и впрaвду былo тaкoвым.

Вoт стрoки из дoнесения oднoгo aгентa, пристaвленнoгo к Мaякoвскoму (пoд дoкументoм стoит дaтa егo смерти): «В Мaякoвскoм прoизoшел перелoм, oн не верит в тo, чтo пишет, и ненaвидит, чтo пишет».

А Лиля – жилa еще дoлгo и счaстливo, незaслуженнo пoльзуясь плoдaми трудoв и aвтoрскими прaвaми пoэтa, кoтoрый вдруг пoчему-тo стaл ее мужем. Пoсмертнo.

Источник: http://petersburglike.ru/2014-07-19/mayakovskij-v-peterburge/

Молодой Маяковский принадлежит Петербургу

В канун 115-летия со дня рождения знаменитого и, теперь уже ясно, великого поэта корреспондент «ВП» приглашает на прогулку по петербургским адресам, связанным с его жизнью, творчеством, любовью

Жизнь Маяковского традиционно ассоциируется с Москвой. Там Музей Маяковского, там знаменитый памятник, возле которого в 1960-е читали стихи молодые поэты, ставшие теперь классиками советской поэзии.

Но как хотите, а молодой Маяковский — еще не уверенный в себе, еще завоевывавший место на литературном олимпе — принадлежит Петербургу — Петрограду.

Здесь он начинался, здесь встретил любовь (проклятие?) своей жизни, здесь произошли события, во многом определившие его дальнейшую судьбу.

Обратите внимание

Осень 1912 года. Молодой провинциал впервые появляется в столице Российской империи. Ну, не такой уж провинциал — успел пообтереться в Москве, шокировать местный бомонд.

Правда, еще не совсем понял, кем считать себя — художником или поэтом; учится по крайней мере в Московском училище живописи. Но, похоже, литературная составляющая начинает перевешивать.

(Правда, позже, став уже известным поэтом, Маяковский все же на вопрос о профессии отвечал: художник. А действительно, есть ли такая профессия —  поэт?) 

Приехав в Петербург, Маяковский посещает общество художников «Союз молодежи», а также выступает вместе с Давидом Бурлюком на диспуте о современной поэзии в кабаре «Бродячая собака». Оно и теперь все там же, на Михайловской площади, 5, только вход в него с Итальянской, а не из второго двора, как когда-то.

Выступления футуристов в 1912 — 1913 гг. проходили в нескольких залах, но наиболее жестокие словесные бои с участием Маяковского разыгрались в небольшом зале на Троицкой улице — ныне Рубинштейна, 13. Скандал был грандиозный.

Когда Давид Бурлюк сравнил работы Леонардо да Винчи и Рафаэля с цветной фотографией, отдав предпочтение последней, а Маяковский «развенчал» Байрона и Пушкина, зрители рванули на сцену. Если бы не приказ пристава прекратить «диспут», драка была бы неминуемой.

Газеты пестрели заголовками типа «Нахальство в кубе», но такой авторитетный критик, как Александр Бенуа, задумался: «Тревога, которую они вносят в нашу эстетическую жизнь, полезна и может куда-то привести…»

Приют петербургской богемы

Но что это мы всё о залах и поэтических сборищах?.. Человеку надо иметь кров над головой, особенно в холодном, дождливом Петербурге. И Маяковский селится в гостинице «Пале-Рояль» на углу Пушкинской улицы и Кузнечного переулка, давно уже заслужившей славу «приюта петербургской богемы».

Кто только здесь не жил! Фасад дома №20 по Пушкинской стоит покрыть мемориальными досками как облицовкой. Лев Бакст, Аким Волынский, Александр Куприн, Константин Станюкович, Федор Шаляпин, Мамонт Дальский, Николай Минский… Актеры, художники, писатели, музыканты…

Важно

А какие гости здесь бывали, кто только не адресовал сюда письма: Иван Бунин и Александр Блок, Зинаида Гиппиус и Александр Бенуа…

Чем притягивал людей искусства этот пятиэтажный дом? Может быть, тем, что, как писал в своих воспоминаниях Федор Шаляпин, «в общем же, в «Пале-Рояле» жилось интересно и весело».

И вот в 1913 году в «Пале-Рояле» поселяется молодой Маяковский. Отсюда пишет он матери и сестрам: «Мой адрес: СПб, Пушкинская ул., гостиница «Пале-Рояль», № 126». И — на разные лады: «…

Деньги перешлите мне сюда, а то я к первому весь выйду и сяду на мель…

» Прожил наш футурист в гостинице недолго, съездил в Крым, снова пожил в «Пале-Рояле», был призван в 1914 году в армию и зачислен чертежником в Петроградскую автомобильную школу.

А в начале декабря 1913 года в театре «Луна-парк» на Офицерской улице (ныне улица Декабристов, 39) состоялись первые футуристические представления: трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем». Успехом все это назвать было нельзя, но скандалом — легко.

Июль 1915 года… «Радостнейшая дата»…

Лето 1915 года Маяковский провел в Куоккале, часто встречался с Корнеем Чуковским (успел даже поухаживать за его женой, за что будущим автором «Мойдодыра» был выставлен из дома), заезжал к Горькому. Вернувшись, Маяковский поселился в Петрограде в конце Надеждинской улицы, в доме 52 (теперь это ул.

Маяковского, на доме — мемориальная доска). И жарким (а может быть, прохладным) петроградским июльским днем встретил на углу Невского и Литейного свою приятельницу Эльзу Каган, за которой в то время ухаживал.

Эльза пригласила его в гости: тут, неподалеку, на Жуковского, 7, где жила ее сестра Лиля с мужем Осипом Бриком…

Какая она была? Инфернальная женщина, дьяволица, будущая сотрудница ГПУ, «волосы крашеные, а на истасканном лице — наглые глаза»? Или — «Лиличка», «огромные ореховые глаза, чудесной формы рот, миндальные зубы… Она хотела нравиться всем… И нравилась!»?.. Вряд ли мы это узнаем точно.

Совет

Замечу только, что домохозяйка в чистом переднике и аккуратном перманенте, увы, никогда не могла стать музой поэта.

И — как бы мы ни вздыхали над судьбой Александра Сергеевича (женился же, себе на горе!) или Владимира Владимировича (всю жизнь ему испортила!) — именно этих женщин стоит благодарить за бессмертные строчки стихов, которые мы читаем и перечитываем.

Как бы то ни было, бурный роман Лили Брик и молодого поэта начался с первой встречи. В их жизни много неясностей. Если верить Лиле Брик: «Ни о каком mеnage а trois не могло быть и речи.

Когда я сказала Брику о том, что Владимир Владимирович и я полюбили друг друга, он ответил: «Я понимаю тебя, только давай никогда не расставаться», — картина одна.

Если верить магнитофонной записи интервью той же Лили Брик, которое дала она много-много лет спустя: «Знал ли Маяковский о ваших романах? — Знал. — Как он реагировал? — Молчал», — вырисовывается какая-то другая картина.

Впрочем, это не отменяет того, что Маяковский фактически перебрался на улицу Жуковского, в квартиру Осипа и Лили Брик, и началась «жизнь втроем», которую долгие годы с трудом огибали советские исследователи творчества великого пролетарского поэта. Но это уже совсем другая история.

Стоит, наверное, говоря о Маяковском в Петербурге — Петрограде, упомянуть о том, что он участвует в различных митингах, часто посещает редакцию журнала «Новая жизнь», встречается с Блоком.

Позднее, в 1921 году, в статье на смерть Блока он опишет их встречу у костра на Дворцовой площади в разгар революции.

Но все это будет потом, а пока упомянем, что в 1918 году в здании Консерватории была поставлена пьеса Маяковского «Мистерия-буфф», а в начале марта 1919 года Маяковский переехал в Москву.

Обратите внимание

Нет, он еще приезжал в Петроград — Ленинград, выступал с чтением стихов, но отныне его жизнь — и смерть — связаны с Москвой.

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, фото Людмилы КРАПУХИНОЙ

Важно: Правила перепоста материалов

Источник: http://www.vppress.ru/stories/1420

Адреса известных людей в Петербурге

Рассказываем, куда сходить, чтобы посмотреть, где жили поэты, писатели, художники, композиторы и другие выдающиеся личности.

Петербург всегда был и остается одним из главных цетров притяжения в нашей стране. Сюда, наравне с Москвой, стремятся за насыщенной культурной жизнью, самореализацией, признанием и интересными знакомствами. Поэтому совершенно естественно, что в Петербурге в разное время жили многие известные люди. Рассказываем, где именно.

1) Александр Пушкин — наб. реки Мойки, 12

Пушкин с некоторыми перерывами проживал в Петербурге после окончания Царскосельского лицея до конца своих дней. В городе и пригороде есть несколько адресов, связанных с именем поэта. Но именно в доме №12 по набережной реки Мойки, где Пушкин провел последние месяцы жизни, в наше время обосновался один из главных в стране музеев, посвященных поэту.

Пушкин с женой, детьми и прислугой арендовал несколько комнат в доме княгини Волконской в сентябре 1836 года.

Это было непростое время для семьи: денег катастрофически не хватало, общая сумма долгов была огромной, квартиру по меркам того времени для дворянина арендовали далеко не самую лучшую, а прислуги наняли самый минимум.

В этой квартире Пушкин завершит роман «Капитанская дочка», напишет стихотворение, посвященное 25-летнему юбилею Царскосельского лицея, и сюда же 27 января 1837 года доставят истекающего кровью поэта, раненого на дуэли.

Сегодня на Мойке, 12 открыт музей, где воссоздана обстановка квартиры поэта, а также представлены его личные вещи и посмертная маска. Кроме этого, там работает экспозиция, посвященная литературному творчеству поэта.

2) Анна Ахматова — Литейный проспект, 53

Около 30 лет своей жизни поэтесса Анна Ахматова провела в доме на Литейном проспекте, 53, или, как его еще называют в Фонтанном доме. Это было не ее личное жилье, а всего лишь небольшой угол, который ей позволил занять ее гражданский муж.

Николай Пунин был известным в свое время художественным критиком и теоретиком авангардного искусства. В 1922 году он получил квартиру во флигеле Фонтанного дома, а через несколько лет в него въехала Анна Ахматова. Отдельной комнаты для нее не нашлось — места было мало, да и первая жена Пунина продолжала жить в этой квартире. Поэтому поэтесса поселилась в рабочем кабинете.

В 1929 году к матери переезжает 17-летний сын Анны Ахматовой Лев Гумилев. Ему выделили угол в конце коридора, где разместился сундук с вещами и кровать. В 1938 году Пунин и поэтесса расстались, но Ахматова осталась жить в квартире. Отсюда она уедет в эвакуацию осенью 1941 года,сюда же вернется после войны и проживет до 1952 года.

Сегодня в Фонтанном доме открыт музей Анны Ахматовой.

3) Иосиф Бродский — Литейный проспект, 24

В одну из квартир дома на Литейном, 24 семья Бродских въехала в 1955 году. Это была типичная ленинградская коммуналка. А раньше в этом доме жили поэты Мережковский, Гиппиус, и в этом же доме Гумилев открыл Союз Поэтов.

В квартире на Литейном Иосиф Бродский прожил до 1964 года, вплоть до ссылки в Архангельскую область. Через несколько лет Бродский вернулся в Ленинград в ту же квартиру к родителям, и прожил там до эмиграции в 1972 году.

https://www.youtube.com/watch?v=0H9r5LfR8Xk

В постсоветские времена в квартире Бродских открыли музей. Но сейчас он не действует. Лишь изредка там проводят тематические мероприятия и экскурсии.

4) Михаил Лермонтов — ул. Садовая, 61

В квартире на Садовой, 61 Лермонтов провел всего несколько месяцев. В середине 1836 года он снимает жилье в особняке к приезду своей бабушки Е.А.Арсеньевой. А с осени начинает проводить в доме большую часть времени.

Там собираются его друзья, проходят литературные вечера, ведутся беседы на философские и политические темы. В этой квартире Лермонтов работает над романом «Княгиня Лиговская», над драмой «Маскарад», пишет несколько стихотворений, в том числе «Смерть поэта».

Важно

В особняке на Садовой Лермонтов узнает о трагической гибели Пушкина, и будет тяжело переживать это событие.

В марте 1837 года Лермонтова переведут служить на Кавказ, и он навсегда покинет Петербург. Сегодня в доме на Садовой, 61 не осталось практически ничего, что бы напоминало о присутствии поэта. Много лет ведутся разговоры о создании в этом доме музея. Но пока идею не реализовали.

5) Александр Блок — ул. Декабристов, 57

В доме на улице Декабристов Блок провел последние 9 лет своей жизни. Здесь он написал циклы стихов «Кармен», «О чем поет ветер», поэму «Двенадцать» и множество стихотворений. В гостях у Блока и его жены — дочери Д.И.Менделеева — бывали многие известные их современники: Ахматова, Маяковский, Есенин, Станиславский, Мейерхольд.

Сегодня в квартире №21, где жили Блоки, открыт музей. Там хранятся подлинные вещи поэта и его близких, уникальные экспонаты, книги и автографы. В квартире воссоздан кабинет, в котором работал поэт, столовая, спальня и комната Любови Дмитриевны Блок.

6) Михаил Зощенко — ул. Малая Конюшенная, 4/2

Писатель Михаил Зощенко жил в этом доме в квартире №119 на третьем этаже на пике своей славы. Он занимал пятикомнатную квартиру в так называемой «писательской надстройке». В разное время его соседями были Н.Заболоцкий, В.Каверин, Б.Корнилов, О.Форш, Е.Шварц и многие другие.

С 1946 года Зощенко находился в опале. Денег содержать такое большое жилье не хватало, и семья Зощенко решилась на обмен. В итоге писателю досталась более скромная 2-х комнатная квартира, где теперь и находится музей. Его открыли в 1993 году. До недавнего времени квартира принадлежала потомкам писателя.

7) Владимир Маяковский и семья Брик — ул. Жуковского, 7

Квартира №42 в доме на ул. Жуковского, 7 принадлежала супругам Лиле и Осипу Брик. Летом приятельница Маяковского Эльза Каган, за которой поэт тогда ухаживал, привела его в гости к своей сестре и ее мужу.

Знакомство с Бриками стало роковым в судьбе Маяковского. Лиля Брик стала главной любовью в жизни поэта.

Через несколько месяцев после знакомства Маяковский переедет к Брикам, и до 1918 года они будут жить в этой квартире втроем.

Сегодня особняк на Жуковского, 7 — обычный жилой дом. А в квартире Бриков живет обычная петербургская семья.

8) Александр Суворов — набережная Крюкова канала, 23

До наших дней сохранился особняк, построенный в конце XVIII века, в котором провел свои последние дни жизни великий полководец Александр Суворов. Владелицей дома во времена Суворова была вдова полковника А.И.Фомина Марфа.

Второй этаж дома занимала квартира оберпрокурора Синода графа Д.И.Хвостова. Суворов был дядей его жены, поэтому, бывая в Петербурге, часто останавливался у Хвостовых.

Совет

Именно из этого дома полководец отправился в свой знаменитый Итальянский поход, и здесь он провел последние дни перед кончиной 6 мая 1800 года.

Комната, в которой останавливался Суворов, до наших дней не сохранилась. А сам особняк неоднократно перестраивался. На доме висит мемориальная табличка с именем великого военного.

9) Николай Некрасов — Литейный проспект, 36

На доме №36 по Литейному проспекту висит, пожалуй, самое большое количество мемориальных досок в Петербурге. В разное время в нем жили Чернышевский, Добролюбов, Фигнер, Пирогов и Некрасов. Сегодня дом известен находящимся в нем музеем-квартирой Некрасова. Постоянная экспозиция открылась там еще в 1946 году.

https://www.youtube.com/watch?v=0H9r5LfR8Xk

В квартире Некрасова бывали такие известные его современники, как Добролюбов, Толстой, Островский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гончаров и многие другие. Здесь устраивали литературные вечера, философские диспуты и встречи. А начинающие писатели и поэты караулили Некрасова возле парадной, чтобы увидеть, как он выходит на улицу, и показать признанному мэтру свои начинания.

Экспозиция музея посвящена не только жизни Некрасова, но и всему поколению писателей того времени.

10) Федор Достоевский — Кузнечный переулок, 5/2

В этом доме Достоевский прожил 3 года — с 1878 до своей смерти 28 января 1881 года. Небольшой отрезок времени, но именно здесь Достоевский написал «Братьев Карамазовых», а также повесть «Двойник». И именно в этом доме в 1971 году открыли музей-квартиру писателя к 150-летнему юбилею со дня его рождения.

Экспозиция сохранила дух времени Достоевского. Там представлены его личные вещи и знаковые предметы эпохи.

11) Владимир Набоков — ул. Большая Морская, 47

В доме №47 по Большой Морской улице будущий известный писатель Владимир Набоков провел первые 18 лет своей жизни. Дом принадлежал его отцу, и семья Набоковых жила там вплоть до отъезда в эмиграцию.

Об этом доме Набоков на всю жизнь сохранил самые теплые воспоминания. Образ дома на Большой Морской появляется в нескольких произведениях писателя. Сегодня там открыт музей. Появился он в 1998 году.

Его экспозиция небольшая, но довольно занятная. Там представлены личные вещи Набокова, а также часть его знаменитой коллекции бабочек.

Стоит отметить, что посещение музея бесплатное, но он открыт не во все дни недели и в течение нескольких часов.

12) Федор Шаляпин — ул. Графтио, 2Б

Федор Шаляпин прожил несколько лет в доме №2Б по улице Графтио вплоть до своего отъезда из России летом 1922 года. В это время он уже был известен во всем мире как уникальный оперный бас. После эмиграции в Париж Шаляпин оставил свою квартиру другу Исаю Дворищину.

Сегодня в квартире открыт музей. Там представлены личные вещи певца, а также воссоздан интерьер комнат. Говорят, что квартира выглядит очень достоверно. Как будто Шаляпин только что вышел из нее: стол в столовой накрыт скатертью, стены увешаны картинами и семейными портретами, а в прихожей на вешалке висит плащ певца.

13) Александр Попов — ул. Профессора Попова, 5кД

С 1903 по 1905 знаменитый изобретатель радио жил в квартире-лаборатории при государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина). В ней он обитал со своей семьей, там же совершал великие открытия.

Благодаря стараниям потомков квартира сохранилась почти в том самом виде, в каком она была при жизни Попова. Сам музей открылся в 1967 году. Посетители могут увидеть гостиную, столовую, рабочий кабинет и более двух тысяч мемориальных предметов. Экспозиция дает представление не только о жизни Попова, но и формирует образ и быт научной интеллигенции начала ХХ века.

14) Николай Римский-Корсаков — Загородный проспект, 28

Сегодня в маленьком дворовом флигеле в доме №28 по Загородному проспекту расположен музей композитора. А когда-то Римский-Корсаков проживал там с семьей.

Именно в этих стенах были написаны его бессмертные оперы «Садко», «Кощей Бессмертный», «Ночь перед Рождеством» и сюита «Шахерезада». В гостях у Римского-Корсакова бывали его друзья: А.Скрябин, С.Рахманинов, И.

Стравинский, Ф.Шаляпин, а также художники Репин и Серов.

В музее представлены личные вещи композитора (в том числе его рояль фирмы Беккер), а также предметы эпохи.

15) Архип Куинджи — Биржевой переулок, 1/10

В доме на Васильевском острове художник провел последние 13 лет своей жизни. В это время он уже был признанным творцом и имел очень хорошие доходы.

Сегодня в доме на Биржевом переулке расположен музей. Само здание было построено в 1842 году. Возможно, дом привлек художника изумительным видом из окна на панораму Петербурга.

Для посетителей предоставлен к просмотру кабинет художника, гостиная, столовая и мастерская. Также гости музея могут ознакомиться с экспозицией, посвященной преподавательской деятельности Куинджи. Кроме этого, при музее открыта изостудия для детей, проходят лекции и семинары.

16) Даниил Хармс — ул. Маяковского, 11

До 1936 года улица Маяковского носила имя Надеждинской. Там, в 11-м доме, в квартире №8 писатель Даниил Хармс жил с декабря 1925 года по 23 августа 1941. Именно из этой квартиры Хармса забрали под арест, а в феврале 1942 года он скончался от голода в лазарете Крестов.

Благодаря гостям писателя у нынешних петербуржцев есть возможность хотя бы мысленно восстановить образ квартиры. Например, художница Алиса Порет вспоминала, что комната Хармса была завалена всякими ненужными мелочами: коробочками, символами, фигурками и т.д.

Было много книг, мебель была старинная, доставшаяся Хармсу от родителей. Посередине комнаты стоял письменный стол без ящиков, справа от двери — постель, покрытая тяжелой накидкой.

Обратите внимание

С Хармсом жили его мать, сестра, а в его комнате периодически обитали его жены и любовницы.

Друг Даниила Хармса Всеволод Петров жил в соседней квартире. После войны дом подвергли капитальному ремонту, несколько квартир объединили. Квартиру Хармса соединили с квартирой Всеволода Петрова. Там до сих пор живут его потомки. А у писателя прямых потомков не осталось.

О том, что в доме когда-то жил Даниил Хармс, напоминает мемориальная табличка, установленная в 2005 году, и граффити, которое периодически хотят закрасить.

Источник: http://piter.my/event/589229/

Ссылка на основную публикацию