Достопримечательности Санкт-Петербурга
Дата публикации: 14.05.2018 12:37
Первое, что поражает в этой дворцовой постройке, – довольно скромные размеры. А второе – что Летний дворец Петра I сохранился до наших дней в первозданном виде царской резиденции.
Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведён в 1710–1714 годах под руководством выдающегося зодчего Доменико Трезини.
Тогда же, кстати, начал возведение своего дворца и первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков. Правда, на другом берегу Невы и на другом острове – Васильевском.
В 1711 году Пётр I принимает окончательное решение о переводе столицы Российского царства из Москвы в новый город – Санкт-Петербург. Поэтому строительство дворца было своего рода сигналом для московского дворянства и купечества, что царский двор собирается на берега Невы всерьёз и надолго.
Место для строительства было выбрано не случайно. Здесь до основания Петербурга находилась усадьба шведского майора Конау. А Пётр совершенно целенаправленно пытался уничтожить все следы шведского присутствия на берегу Невы.
Именно поэтому он, к удивлению многих, не стал использовать для каких-либо целей большую и мощную крепость Ниеншанц и город Ниену на правом берегу Невы, после захвата её русскими войсками. По сути, крепость Ниеншанц была срыта, то есть сровнена с землей.
А город был просто разорён.
Дворец царя был расположен в северо-восточной части Летнего сада. Летний сад — первый регулярный сад Петербурга, заложен в 1704 году. Известно, что Пётр I лично принимал участие в проектировании. Садовую территорию обустраивала большая группа архитекторов и садовых дел мастеров.
С первых лет в Летнем саду начали высаживать доставленные из тёплых краев самшит, каштаны, ильм, яблони, груши, ореховые деревья. По примеру, заведённому царём в Москве, начали устраиваться парники для разведения дынь. В Москве в парниках удавалось выращивать удивительно крупные и вкусные дыни.
В России, в отличие от многих стран, дыня подавалась только на десерт. Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И.
Маттарнови и Н. Микетти.
Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а прежде всего как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов.
Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Пётр I здесь изображен в образе Персея.
Над входом во дворец барельеф богини мудрости, покровительницы наук и ремесел Минервы в окружении знамён и трофеев.
По воспоминаниям современников, день основателя города на Неве складывался так: поднимался Пётр рано – в три-четыре утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В шесть утра, легко позавтракав, выезжал из дворца.
Обедал обычно часов в 11 или 12, но не позднее часа пополудни. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом – квас, пиво или красное вино.
Традиционный обед состоял из густых горячих кислых щей, каши, студня, холодного поросенка в сметане (подавался целиком, и государь сам выбирал себе кусок по настроению), холодного жаркого (чаще всего утки) с солёными огурцами или солёными лимонами, ветчины и лимбургского сыра.
После обеда Пётр надевал халат и спал часа два. К четырём часам приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом – столярничал, работал на токарном станке и прочее. Спать ложился часов в 10–11 без ужина.
Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец порой называют своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия.
На первом этаже дворца – две приёмные, кабинет Петра I, спальня Петра I, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать.
На втором этаже здания находятся приёмная, тронная, спальня Екатерины I, детская, танцевальная, зелёный кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.
Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров, сохранились навигационные приборы времен Петра I, которые работают до сих пор.
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца прежде всего можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и многое другое.
Вскоре около Летнего дворца появилась первая в Петербурге каменная набережная. До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. На каменной набережной подле Летнего дворца у Фонтанки был устроен небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок.
Лодки и прочие плавсредства были объявлены указом Петра главным средством передвижения в новой столице. Поэтому царь требовал, чтобы каждый житель умел обращаться с парусом.
Намереваясь приучить жителей Петербурга к плаванию под парусами, а не на веслах, Пётр ввёл штрафы в зависимости от чинов нарушителей, по возрастающей за первое, второе и третье «преслушание» царского указа.
Ответственным за исполнение указа царь назначал Ивана Степановича Потёмкина: «…быть тебе фискалом, чтоб всяких чинов люди, которые обретаются в Санкт-Петербурхе, во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами. А буде кто сему великого государя указу явитца преслушен, и за то будет взят на них штаф…».
Мосты в Петербурге Пётр возводить запрещал.
Позднее «гаванец» засыпали, но недавно при археологических раскопках петербургские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.
Летний дворец Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
Увидеть Летний дворец Петра I вы сможете, побывав на обзорной экскурсии.
Источник: http://www.ressta.ru/stati/article_post/letniy-dvorets-petra-i
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, бывшая императорская резиденция, построенная по проекту Д. А. Трезини в 1710-1714 годах. В настоящее время здание входит в состав Русского музея.
Интересные факты:
Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней.
Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы.
Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.
Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра.
Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.
Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым.
Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны.
В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.
На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.
В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.
После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.
В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.
Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/summer-palace-peter/
Русский музей. Летний дворец Петра I — официальный сайт «Культура.РФ», Санкт-Петербург. Адрес, фото, расписание, график работы
Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу – небольшой домик с хозяйственным двором и садом.
Летний дворец – свидетель всей жизни Петра I, сохранился до наших дней без существенных изменений. Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века и фиксирующими чертежами Г.
Земцова 1727 года.
Поэтому Летний дворец – не только одно из первых каменных зданий, с которого «начинался город», но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразившего в себе своеобразие личности Петра I.
В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.
После 1917 года дворец сохранился как исторический и архитектурный памятник. С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. В экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.
В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец-музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессен.
С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи местах Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившие начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведена очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.
Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них – часовой, другие два – указатели направления и скорости ветра.
Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящиеся на крыше, через шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом.
Ветровой прибор имеет резкое обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы – рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров – носов кораблей.
Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации – первой в Санкт-Петербурге. На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/10527/russkii-muzei-letnii-dvorec-petra-i
Летний дворец Петра I
Санкт-Петербург похож на резную шкатулку из бирюзы и самоцветов. Резные-расписные её стенки – барельефы с сотней-другой старых сказок и полузабытых историй. Крышка – купола церквей и высокие шпили, увенчанные флюгерами и крестами.
Днище – фундаменты старых зданий, которые ещё помнят дыхание своих создателей, высокие своды и мощные балки, которые продолжают торжественно удерживать вес в несколько столетий.
И стоит распахнуть шкатулку, а внутри окажется эклектика стилей и поразительные сочетания – изящества, силы и власти, которые расцветают новыми красками с наступлением каждого века.
Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 28 февраля:
- AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
- AFT1500guruturizma — промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб
До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.
Летний дворец Петра Великого сложно назвать красивейшим дворцовым комплексом Северной столицы – это здание выглядит несколько скромно или даже бледно на фоне прочих гигантов – настоящей поэзии в камне, однако, именно этот дворец является частью Русского музея, представляя собой резиденцию, где большую часть своего времени, не занятого разъездами или же военными походами, проводил великий монарх. А значит, именно сюда стоит заглянуть, если возникает желание понять, чем именно и как жил этот человек.
История создания
Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города.
Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко.
Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.
Некоторые находят оформление Летнего дворца несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.
Экспозиция
Летняя резиденция монарха является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.
Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.
Сегодня посещение Летнего дворца включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями.
В чём же ценность этих помещений? Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы.
Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.
Самые интересные достопримечательности Санкт-Петербурга в нашей статье.
Время работы и стоимость билетов
Посещение дворцового комплекса обычно начинается в десять часов утра и завершается 18:00. Кассы же закрываются часом ранее. Довольно нетипичен выбор выходного дня – это вторник.
Существуют различия в стоимости билетов для граждан собственно России и некоторых стран СНГ, для иностранных граждан.
Первые в общем случае потратят на билеты не больше ста рублей, разумеется, если они не входят в льготные категории, вторые же должны будут заплатить до трёхсот рублей за входной билет.
Летний дворец Петра I на карте
(Пока оценок нет)Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:
Источник: https://GuruTurizma.ru/letnij-dvorec-petra-i/
Летний дворец Петра I
0 177
Фото Летнего дворца Петра I
Летний дворец Петра I — одна из наиболее интересных достопримечательностей Северной Пальмиры, имеющая более чем 300-летнюю историю. В момент основания города так назывался маленький деревянный дом, в котором жил император.
В дальнейшем, это название перешло и к зданию, расположенному между речками Фонтанкой и Мойкой на Адмиралтейском острове. Летний дворец является пионером каменных зданий в городе. В его создании участвовали известные европейские архитекторы Д.
Трезини и немецкий скульптор Андреас Шлютер.
Царь велел выстроить здание таким образом, чтобы оно наглядно символизировало готовность России к эффективному сотрудничеству как с Востоком, так и с западными странами. Для реализации подобного рода идеи шесть окон дома выходили на Запад, а шесть других — на Восток, показывая уважение России к интересам стран обеих частей света.
Здание Летнего дворца не отличается вызывающей роскошью — строгое, с четырехскатной крышей, выстроенное в точных пропорциях стиля барокко. Оно символизирует собой возможность отдыха и работы, нежели обстановку для роскошных балов и светских приемов. Кстати, именно в Летнем дворце была запущенная первая канализация в городе, чей движущей системой была река Фонтанка.
Наружное убранство дворца
Фризы фасадов, внешне разграничивающих между собой этажи, красиво украшены барельефами, рассказывающими об успехах России на военном поприще.
В образе древнегреческого героя Персея мы можем узнать самого Петра I. На барельефе над парадным входом со стороны сада изображена греческая богиня мудрости, покровительница наук и ремесел, Афина (рим.
-Минерва) в окружении всевозможных знамен и трофеев.
Внутренний интерьер
Внутренний интерьер таков, что на всех этажах располагается по семь комнат. На первом находились покои царя, приемная, его рабочий кабинет, комната для денщика, Ассамблейная (большая комната, вторая приемная), гардеробная, поварня и кухня.
Как известно, Петр владел 14-тью ремеслами и любил работать в токарне, которая тоже была оборудована во дворце на первом этаже. На втором этаже располагались покои жены и детей императора, столовая, гардеробная. Большой интерес вызывает Зеленая комната, сохранившая свой облик и по сей день.
Она украшена позолоченными пилястрами, деревянной резьбой и другими уникальными барельефами и скульптурами.
После смерти императора во дворце стал заседать Верховный тайный совет Екатерины I, который обсуждал все указы. После недолгих лет ее царствования здание было заброшено и не участвовало в перестройке города.
Возможно, поэтому мы можем сейчас любоваться истинными интерьерами 18 века. В 1934 году в здании открылся историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны пострадавшее от бомбежек строение заново восстановили.
Сейчас резиденция императора вместе с Летним садом входит в состав экспозиции Русского музея.
Интересные места возле Летнего дворца
Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Летний дворец находится в сердце города. Поэтому, можете с экскурсией посетить Русский музей, находящийся поблизости, погулять по Марсову полю, Михайловскому и Летнему саду или же просто постоять на Дворцовой набережной. В особенности летом, в период белых ночей, здесь никогда не бывает скучно.
Как добраться:
Ближайшие станции метро — «Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Чернышевская». Ближайшая к достопримечательности остановка наземного транспорта – «Летний сад» на набережной Лебяжьей Канавки. Доехать до нее можно на автобусах 46 и 49, на трамвае под номером 3 и маршрутном такси №76.
Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/letnij-dvorec-petra-i/
Санкт-Петербург: утраченный и найденный Зимний дворец Петра I
Существующий ныне Зимний дворец в Санкт-Петербурге – шестой по счету.
16 (27) мая 1703 года была основана Петропавловская крепость, под защитой которой начала возводиться новая столица Российской империи – город Санкт-Петербург.
Осенью 1704 года на левом берегу Невы была заложена кораблестроительная верфь – Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, заселенные кораблестроителями и моряками.
♦ По теме: Экскурсии по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области
История строительства Зимнего дворца
В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.
Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.
К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку.
Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец.
Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.
Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского.
В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции.
Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…
Здание Эрмитажного театра и фрагмент Зимнего дворца Петра I со стороны Зимней канавки
Открытие Зимнего дворца Петра I
В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.
Фрагмент парадного двора, обходных галерей и «Малых палаток» Третьего Зимнего дворца. Фото из Википедии
Помещения и интерьеры восстановленного Зимнего дворца Петра I
Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал, где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.
В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.
Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.
Уцелевшая часть галереи
Коляска Петра I
Сани Петра I
Парадный двор и галерея
Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами».
В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка. Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.
Фрагмент стены
Фрагмент старой штукатурки
Фрагмент кирпичной кладки
«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми.
При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.
В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней. Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.
Токарня
Конторка
Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.
Конторка
Конторка
Камин
Столовая
Дверь из Столовой в Токарню
Вид в Столовую
В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии.
На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.
Портреты
На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.
Церемония прощания с Петром I
В одном из залов — «восковая персона» Петра I. Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I.
На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение.
Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.
«Восковая персона» Петра I
Галерея
Галерея
Галерея
После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу Анны Иоанновны открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.
В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года.
Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг.
Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.
Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Зимний дворец Петра I
Фрагмент Зимнего дворца Петра I в здании Эрмитажного театра
Информация для посетителей
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.
© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Источник: https://anashina.com/utrachennyj-i-najdennyj-zimnij-dvorec-petra-i/
Летний дворец
Сразу после основания Петербурга Петр Великий начал возводить летнюю резиденцию.
В 1704 году на берегу Невы, на том месте, где она пересекалась с Фонтанкой был построен небольшой деревянный дом, а рядом с ним был разбит сад, резиденцию Петра так и называли — Летний сад.
У Летнего дома прорыли еще один канал, тем самым окружив его водой с трех сторон. Спустя шесть лет было решено возвести дворец в камне, Петр с некоторой помощью Доминико Трезини разработал проект дворца, который должен был быть построен на голландский манер.
В 1714 году строительство было завершено. Летний дворец предстал в стиле барокко и был украшен барельефами, которые изображали события Северной войны.
Внутренняя отделка дворца была скромной: на первом этаже располагались комнаты Петра, его приемная и даже небольшой карцер для провинившихся, а на верхних этажах был устроен тронный зал и комнаты для Екатерины и детей. Всего во дворце 14 комнат.
Вдоль Фонтанки были построены так называемые «Людские покои», это были подсобные помещения для Летнего дворца. Помимо кухонь и прочих помещений здесь располагался Янтарный кабинет, а также личная библиотека Петра I.
Петр с семьей жил здесь только с мая по октябрь, так как стены дворца были тонкие и для зимнего жительства дворец был не приспособлен.
Чаще всего Петр устраивал здесь собрания министров, а также принимал посетителей с различными прошениями. Дворец был постоянным жительством императора в летнее время до самой его смерти.
После 1725 года дворец использовался как временная резиденция для различных знатных гостей Петербурга.
В 1777 году после наводнения в Петербурге был засыпан канал рядом с дворцом, из-за этого работа проточной канализации, которая впервые была установлена именно в Летнем дворце, была прекращена.
В XIX дворец использовался как резиденция для чиновников и министров, приезжающих в Петербург: здесь жили военный министр князь Горчаков, министр юстиции князь Лобанов-Ростовский, губернатор граф Милорадович.
В 1824 году произошло очередное наводнение в Санкт-Петербурге, и Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Восстановительные работы шли в течение года, они немного изменили внешний облик дворца. Полностью дворец был восстановлен лишь в 60-е годы XX века. До начала XXI века во дворце был открыт историко-бытовой музей. Сейчас Летний дворец является частью филиала Русского музея.
Прекрасный вид на Летний дворец открывается со стороны Фонтанки на экскурсии по рекам и каналам Петербурга.
Источник: https://excursions.spb.ru/letnij-dvorets.html
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведен в 1710 – 1714 годах под руководством выдающегося зодчего Д. Трезини. Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер.
Дворец расположен в северо-восточной части Летнего сада, который был заложен еще в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых дел мастеров. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И.
Маттарнови и Н. Микетти.
В 1826 году по проекту К.И. Росси он был перестроен в Кофейный домик. Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а, прежде всего, как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов.
Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Петр I здесь изображен в образе Персея. Обращает на себя внимание барельеф над входом – богиня мудрости, покровительница наук и ремесел Минерва в окружении знамен и трофеев.
Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров.
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат.
В интерьерах дворца, прежде всего, можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и др.
Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец можно назвать своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия.
На первом этаже дворца – две приемные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать.
На втором этаже здания находятся приемная , тронная, спальня, детская, танцевальная, зеленый кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.
Посетителям Летнего дворца-музея будут интересны картины с изображениями жанровых сцен, редкие портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений.
Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене.
Его механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, установленного на крыше. В 60-х года XX века под руководством архитектора А.Э.
Гессена была проведена научная реставрация музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца.
Источник: http://opeterburge.ru/parks/letnij-dvorets-petra-i.html