На протяжении 1919-1922 гг. официальная культурная жизнь города замерла, но не прекратилась вовсе.
Продолжаются созидательно-преобразовательные процессы в области просвещения — создаются новые музеи, учебные заведения. Например, по инициативе профессора Технологического института В.Я.
Курбатова в Аничковом дворце 26.01.1919 открыт Музей города, коллекции которого впоследствии вошли в Музей истории Ленинграда.
Благодаря Горькому создан Дом учёных (31.01.1920) — под него был отдан особняк Великого Князя Владимира Александровича (на Дворцовой набережной, 26).
Подобно издательству «Всемирная литература» Дом учёных в годы Гражданской войны оказывал ощутимую помощь нуждающимся учёным. На базе Каменноостровской сельскохозяйственной академии, Стебутовского института сельского хозяйства и Агрономического института 07.07.1922 образован единый Сельскохозяйственный институт (ныне Аграрный университет в г. Пушкине).
С начала 1921 г. в Новом Эрмитаже после длительного перерыва вновь открылись залы Картинной галереи (из Москвы были возвращены экспонаты, эвакуированные из Петрограда по приказу Временного правительства).
Поэт А. Блок
Сознавая огромные пропагандистские возможности искусства, высшие советские руководители активно поддерживали возникновение новых театров и деятельность профильных (актёрских) учебных заведений. Уникальным явлением в этой области становится создание первых в мире театров для детей. В Петрограде Театр для юных зрителей открылся 23.02.1922 на Моховой, 33 спектаклем «Конёк-Горбунок». В эти же годы возникают первые независимые творческие союзы.
Так в июне 1920 г. открылось Петроградское отделение Союза поэтов под председательством А. Блока; в 1922 г. — Ассоциация художников революционной России.
Агриппина Яковлевна ВАГАНОВА
Однако ещё более театра (искусства традиционного и элитарного) власть, а равно и художников авангардного направления привлекал кинематограф, способный лучше всего запечатлеть в образах эпоху потрясений.
Так движимые жаждой эксперимента и самовыражения, молодые питерские режиссёры-энтузиасты: Г. Козинцев и Л. Трауберг в 1922 г. создают киномастерскую — Фабрику эксцентрического актёра (ФЭКС). Её творческие силы (Козинцев, Трауберг, операторы: А. Москвин, С.
Юткевич, актёр и режиссер С. Герасимов и др.) именуют себя «Депо эксцентриков», а Петроград — «Эксцентрополисом».
Несмотря на то, что в своих манифестах «фэксы» славили динамичную современность, лучшие их ленты сняты о прошлом — их кадры словно пропитаны ароматом той самой изысканной «музейной» культуры, над которой они столько издевались.
Что даст нацпроект «Культура» Самаре > Рубрика Культура в Самаре
Мир не ограничивается электронной паутиной. В окружающей нас реальности много интересного и помимо нее. Пожалуй, одна из главных задач нацпроекта «Культура» — чтобы об этом задумались как можно больше людей. Привлечь посетителей в театры, музеи, библиотеки, сделать учреждения интересными для современного зрителя — вот основная цель, которую ставят перед собой власти. Что именно принесет нацпроект стране в общем и Самаре в частности — об этом в нашем материале.
Есть куда пойти
«Культуру в массы» — этот лозунг очень точно охарактеризовал бы всю суть нацпроекта. Главный показатель, по которому будут оценивать проведенную работу, — увеличение числа посетителей культурных мероприятий. По замыслу создателей нацпроекта, оно должно вырасти не менее чем на 15%.
В ближайшие шесть лет власти планируют модернизировать старые и открывать новые культурные центры — всего около 1 000 объектов. Радикальные изменения ожидают жителей небольших городов. Там будет открыто 39 крупных центров, включающих в себя концертные и кинозалы, сервисные зоны с кафе и сувенирными киосками.
Для сел закупят передвижные культурные центры, которые будут перемещаться из одного населенного пункта в другой. Они объединят в себе возможности концертного зала и места для консультаций.
На сцене-трансформере можно будет проводить выступления, а мультимедийное оборудование позволит организовывать дистанционные сеансы связи с сотрудниками, к примеру, соцслужб.
В нашем городе недостатка в культурных учреждениях нет, но вот состояние некоторых из них оставляет желать лучшего. Среди самарских претендентов на участие в нацпроекте — помещение бывшего кинотеатра «Россия», здание на улице Куйбышева, переданное духовому оркестру. Эти объекты будут участвовать в конкурсе на получение гранта на реновацию.
Также в дальнейших планах развитие музея Эльдара Рязанова, ремонт Домов культуры «Октябрь», «Победа», Самарской публичной библиотеки, ДК поселка Зубчаниновка, Дворца культуры на площади имени Кирова.
Благодаря нацпроекту новую жизнь получат и многие памятники архитектуры. В частности, в Самаре планируется завершить ремонт дома Маркинсон на улице Чапаевской, 80 и дома Пономарева — Каткова на Пионерской, 6. Сейчас там расположены детские музыкальные школы.
Мы вместе с Правительством Российской Федерации — я могу сейчас смело сказать за все регионы — отработали одной большой командой вопросы подготовки нацпроектов.
За это хочу поблагодарить все министерства и отдельно Владимира Ростиславовича Мединского и его команду — мы тесно взаимодействовали на протяжении нескольких напряженных месяцев.
Важно, что были услышаны предложения регионов, в том числе по показателям, дополнены направления некоторых федеральных проектов. Такое взаимодействие, которое сегодня есть у всех региональных команд с Правительством Российской Федерации, очень вдохновляет на достижение результата.
Это очень ценно, надеюсь, мы такой настрой и сохраним. Пока мы в начале пути, но, совершенно точно, этот путь светлый, потому что мы занимаемся самым дорогим, что у нас есть, и самым великим — русской культурой. Дмитрий Азаров, губернатор Самарской области
Особое внимание — театрам. В рамках нацпроекта власти намерены завершить реконструкцию Самарского театра кукол, нового здания «СамАрта», закончить работы в «Камерной сцене», отремонтировать «Самарскую площадь».
Библиотеки нового формата
Еще одно важное направление нацпроекта — развитие сети библиотек. Объявлено, что из них будут делать интеллектуальные центры, оснащенные современным оборудованием, скоростным интернетом.
Чтобы читателям не пришлось ограничиваться фондом отдельно взятой библиотеки, в каждой будет доступ к национальным электронным ресурсам, банку диссертаций. Важно, что благодаря нацпроекту посетители смогут познакомиться с действительно уникальными изданиями.
В ближайшие шесть лет планируется оцифровать 48 тысяч книжных памятников. Ценнейшие издания, представленные в электронном виде, можно будет просмотреть в библиотеках каждого региона страны.
Реализация национальных проектов дает возможность провести качественные изменения во всех сферах жизни города.
Благодаря средствам, выделяемым по проекту «Культура», Самара сможет решить ряд вопросов, связанных с реконструкцией учреждений культуры, закупкой новых музыкальных инструментов и оборудования для детских музыкальных школ и школ искусств, ремонтом библиотек и пополнением их фондов, а также поддержкой культурных инициатив.
Поддержка будет оказана и конкретным гражданам: по федеральному проекту «Творческие люди» будут проведены обучение и повышение квалификации работников культуры и дополнительного образования с использованием передовых практик. Елена Лапушкина, глава Самары
Обновленные учреждения станут не просто читальными залами, а культурными и общественными центрами, где будут проходить выставки, лекции, консультации. Всего в России планируется создать 660 таких библиотек. Учреждения, которые войдут в нацпроект в Самаре, будут определены в ходе конкурса на получение гранта.
Среди претендентов — Центральная городская библиотека — взрослое и детское отделения, филиалы муниципальной информационной библиотечной системы №№8, 21, 27, филиал №14 Централизованной системы детских библиотек. При этом в Самаре процесс будет иметь свою особенность.
По словам руководителя городского департамента культуры и молодежной политики Татьяны Шестопаловой, сегодня необходимо выравнять разницу между обеспеченностью детскими и общедоступными библиотеками. Если первых в городе более чем достаточно, то вторых, напротив, не хватает.
В итоге власти намерены найти золотую середину — создать пять библиотек семейного чтения, объединив взрослые и детские филиалы, которые расположены в одном здании.
[vrezka color=»white» bgcolor=»#006AB6″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Основные целевые показатели нацпроекта: увеличение на 15% числа посещений организаций культуры и в 5 раз количества обращений к цифровым ресурсам культуры.[/vrezka]
Новое поколение выбирает
Конечно, развитие театров и библиотек играет свою роль в воспитании подрастающего поколения, и все же одно дело быть зрителем, и совсем другое — самому стать участником культурного процесса: выступать на сцене, попробовать свои силы в различных конкурсах.
Нацпроект не ставит задачу подготовить звезд мирового уровня, его цель — создать все возможности, чтобы как можно больше детей могли заниматься творчеством, проявить свои способности. Именно поэтому власти намерены развивать и поддерживать фестивали и конкурсы самых разных направлений.
На ближайшие годы в регионе запланировано 60 творческих проектов. Школьники смогут стать участниками 20 культурно — просветительских программ.
Очень важно, что сегодня многие ДК возвращаются в сферу культуры. Все мы помним, как в 90-е годы по всей стране Дома культуры закрывали, здания продавали, отдавали под магазины. А сейчас, напротив, власти выкупают помещения, возвращают в систему.
На мой взгляд, это имеет огромное значение, ведь развивать культурную составляющую невозможно без материально- технической базы. Думаю, благодаря нацпроекту движение в данном направлении будет продолжено.
Что касается нашего региона, радует, что в ближайшее время мы получим новые здания «СамАрта», театра кукол — там сейчас завершается реконструкция. Возможно, займутся и театром драмы, это историческое здание, и за его состоянием необходимо следить.
Есть движение, значит, есть понимание власти, насколько важна культурная составляющая нашей жизни, и это не может не радовать. Владимир Гальченко, заслуженный артист России, председатель Самарского отделения Союза театральных деятелей
Изменения почувствуют на себе и школы искусств. Нацпроект предусматривает приобретение для них современного оборудования, новых музыкальных инструментов. За шесть лет средства на эти цели получат 1 700 российских школ искусств и 100 училищ.
Что касается Самары, участниками нацпроекта станут девять учреждений города. В список вошли детская музыкальная школа имени П.И. Чайковского, №1 имени Д.Д. Шостаковича, №3 имени М.И. Глинки, №10 имени Д.Б. Кабалевского, №№12, 19, центральная музыкальная школа, художественная школы №1 имени Г.Е.
Зингера, школа искусств №6. Ожидается, что на оснащение каждой будет выделено по 5 млн рублей.
Нацпроект предусматривает и возможности развития для педагогов. Всего в стране повышение квалификации пройдут около 200 тысяч работников отрасли культуры, то есть практически каждый четвертый. В Самаре к 2024 году планируется обучить не менее трети сотрудников — порядка 800 человек.
Фильмы на века
И это далеко не полный список того, что предусматривает нацпроект.
В ближайшее время в России будет создано 500 виртуальных концертных залов. Их посетители смогут почувствовать себя участниками культурных событий всероссийского масштаба.
Будет оцифрован «золотой запас» Госфильмофонда России. Это даст возможность сохранить для будущих поколений более 22 тысяч картин. Люди смогут смотреть лучшие образцы кинематографии в хорошем качестве.
В музеях появятся мультимедиагиды, которые будут рассказывать о выставках, используя возможности виртуальной реальности. В ближайшие годы в Самарской области планируется внедрить шесть подобных проектов. А еще известные российские музеи намерены провести в регионе 12 выставок своих экспонатов.
Замечательно, что нацпроект дает возможность регионам привозить выставки из фондов крупнейших российских музеев. Наше учреждение и раньше работало на этой сцене. Мы тесно сотрудничаем с Русским музеем, каждый новый год открываем выставкой из его коллекции.
В частности, совсем недавно у нас были представлены полотна Исаака Левитана. Планируем и экспозицию работ из фондов Третьяковской галереи. Надеюсь, нацпроект поможет и дальше развивать это направление.
Алла Шахматова, директор Самарского областного художественного музея
Все это позволяет надеяться, что в России вырастет число людей, для которых культура не абстрактное понятие из учебника, а живая, интересная реальность.
И что библиотеки и музеи будут не просто хранить наследие прошлого, но объединять и увлекать жителей.
[author title=»» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2019/02/JUL_2747-1.jpg»]На прошлой неделе в Москве состоялось первое заседание рабочей группы Государственного совета РФ по культуре. Ее возглавляет губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В составе группы — руководители Министерства культуры РФ, главы субъектов, депутаты Госдумы, творческая интеллигенция, в частности знаменитый дирижер Юрий Башмет, народная артистка России Илзе Лиепа, президент Российской академии художеств Зураб Церетели.Ведь в конечном итоге вызвать интерес у молодых людей не так сложно, особенно если культура представлена «в современной упаковке» — с использованием новейших технологий.
Основное внимание экспертов рабочей группы будет сконцентрировано на реализации нацпроекта «Культура». Заседания планируется проводить ежемесячно.
В марте по предложению Азарова профессиональное сообщество рассмотрит проблемы и перспективы театрально-концертных учреждений. Затем эксперты обсудят развитие музейно-выставочной деятельности, культуры села и малых городов, образования в культурной сфере.
Особая тема — сохранение культурного наследия. Также, возможно, будет создана отдельная подгруппа по кино.[/author]
ТЭГИ:
- культура
- нацпроекты
- самара
Работникам культуры на селе хотят увеличить зарплату
Красногородский районный Дом культуры. culture.ru
Внимание, которое уделяется государством развитию культуры в России, во многом оправданно. Ведь это вложение в человеческий капитал, о необходимости которого говорил Президент Владимир Путин.
Этой цели посвящён национальный проект «Культура», а также ряд проектов «Единой России», среди которых «Культура малой родины».
О том, как идёт их осуществление, а также о том, как будут работать передвижные культурные центры на селе, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.
Сцена на колесах
«Дома культуры на селе — это не просто культурные центры, это место общения сельских жителей, их «окно в мир»», — рассказала Ольга Казакова. Между тем состояние таких «окон» на селе два года назад было катастрофическим. Более 80 процентов из них нуждались в капитальном ремонте.
«Иногда приходилось слышать мнение, что дома культуры на селе — это прошлое. Их сегодня может с успехом заменить телевизор. Единороссы с таким подходом не согласились, и два года назад была начата большая работа по восстановлению сельских домов культуры», — вспоминает депутат.
Россияне будут развивать туризм в селах
Для решения задачи из федерального бюджета были выделены необходимые средства. «2 миллиарда 900 миллионов ежегодно выделяют из бюджета на эти цели. Нам самое главное — эту строчку в бюджете не потерять», — подчеркнула парламентарий. Кроме того, к финансированию подключились и местные власти. Где-то, например, в Ставрополье, их вложения намного превысили федеральные трансферты.
Однако в некоторых населённых пунктах дома культуры не подлежат восстановлению. И ситуация эта далеко не редкая. В частности, в Кочубеевском районе Ставропольского края 15 из 50 не имеют своих домов культуры, привела пример Казакова.
Заменить разрушенные ДК смогут передвижные культурные центры. Они представляют собой автомобиль, который перевозит сцену с аппаратурой. Такая площадка пригодна для выступления художественных коллективов самых разных направлений: от театрального действия до рок-концерта. Кроме того, в таком центре благодаря Интернету могут оказываться и информационные услуги.
В основе забытый принцип советской агитбригады, отмечает Ольга Казакова. «Сегодня несколько агитавтомобилей уже работают в экспериментальном режиме. Ежегодно будет закупаться более ста таких «культурных передвижек». Их комплектация оценивается до 12 миллионов рублей. Это самое современное концертное оборудование», — добавила она.
По словам Казаковой, в таких грузовиках может стоять акустическая и световая аппаратура, сопоставимая по стоимости с техникой стационарного концертного зала.
Следующий шаг
Достойный уровень технического оснащения — вроде бы отрадный факт, однако депутат обращает внимание на вытекающую из него проблему, которую придётся решать совсем скоро: чем сложнее оборудование, тем более высококвалифицированных специалистов оно требует для своего грамотного обслуживания.
Ольга Казакова. Михаил НИлов / ПГ
«Директора районных домов культуры — это энтузиасты. Приходится быть и бухгалтером, и администратором, а иногда брать в руки и кисть, чтобы стены побелить. Им поклониться надо», — считает Ольга Казакова. Но вместе с тем квалификации этих людей не всегда хватает, чтобы правильно организовать менеджмент выездных мероприятий, распространить билеты, разобраться со сложной техникой.
«Необходимо добиться, чтобы в вузах, выпускающих работников культуры, была открыта новая специальность — руководитель передвижного культурного центра. Она должна войти в перечень приоритетных для сельской местности специальностей наравне с учителями, врачами, ветеринарами», — уверена первый замглавы Комитета Госдумы по культуре.
Программы преференций, таких как льготная ипотека, для приезжающих на село молодых врачей и учителей в стране уже существуют. Если к ним добавятся работники культуры, это потребует дополнительных затрат из бюджета.
«Мы добились, что в бюджете появилась строка на восстановление сельских домов культуры, приобретение мобильных центров, а следующим шагом должно стать увеличение зарплат для тех, кто будет нести культуру в массы на селе.
За это ещё предстоит побороться при обсуждении бюджетных статей», — рассказала Ольга Казакова.
Следующим шагом должно стать увеличение зарплат для тех, кто будет нести культуру в массы на селе. За это ещё предстоит побороться при обсуждении бюджетных статей.
Вместе с тем она добавила, что культуру в регионах важно поддерживать не только рублем, но и изменениями в законодательстве. «Со второй попытки удалось добиться отмены для сельских домов культуры обязательного наличия контрольно-кассовых аппаратов.
Налоговики пошли нам навстречу только после того, как была приведена конкретная статистика доходов сельских клубов (их выручка не превышает сто тысяч рублей в год, а один контрольно-кассовый аппарат стоит 25 тысяч. — Прим. ред.).
Мы тем самым значительно облегчили жизнь сельским домам культуры», — рассказала парламентарий.
Другой законодательной мерой должно стать введение упрощённой системы маркировки культурной продукции по возрасту. Сейчас можно встретить ограничения до 6 лет, до 12 и так далее.
«Упрощая маркировку, мы стремимся сделать ещё один шаг навстречу сельским домам культуры, чтобы они могли больше времени посвящать своей основной задаче — делать культуру доступнее для жителей сельских населённых пунктов», — заключила Ольга Казакова.
Танцуют все: чем удивляют сельские клубы
Дома культуры и клубы на селе остаются едва ли не единственным местом, где приличному человеку можно провести свободное время и развлечься. Как правило, именно с этими очагами культуры связаны наиболее значимые события в жизни небольших населенных пунктов.
Не упускают возможности заявить об этом и региональные власти — только в Костромской области в 2019 году ремонтируют около 200 учреждений подобного типа. Чем могут удивить односельчан работники культуры в век информационных технологий — в материале «Известий».
Потухший очаг
Дома культуры начали появляться в советских селах после революции, но наиболее масштабно — в 1950-е. Помещения, которые отдавали под клубы, старались сделать универсальными, чтобы там можно было проводить мероприятия самого разного типа — от танцев до партсобраний.
Жизнь в этих очагах культуры кардинально не менялась вплоть до распада Советского Союза. Только с наступлением девяностых они опустели. Ценности у граждан сменились, а большинство учреждений так и осталось на советско-номенклатурной волне. Инновации до клубов доходили со скрипом, да и больших денег в эту сферу не вкладывали.
Некоторые дома культуры на протяжении многих лет существовали фактически для статистики.
Лишь в редких случаях руководство, заинтересованное в развитии культуры и консолидации местного общества, поддерживало клубы в хорошем состоянии, всерьез работало над творческой программой. Тем более что собрать зрителей на концерт в деревне — дело нехитрое. Здесь не нужна дорогостоящая реклама, а только яркая афиша на фасаде здания и старое-доброе сарафанное радио.
Музыка народная, слова тоже народные
Сегодня только в Костромской области открыто 384 учреждения культуры. Это городские центры досуга, дома культуры и обычные сельские клубы, разбросанные по небольшим деревням и поселкам.
Ремонт во многих из них не проводился десятилетиями, однако в последние годы всё изменилось благодаря федеральным и областным программам. Только в нынешнем году отремонтировано 195 учреждений, а несколько зданий было обновлено капитально.
Параллельно с этим закупаются новые кресла, музыкальное оборудование, компьютеры и сценические костюмы.
Но задача теперь состоит не только в том, чтобы отремонтировать дома культуры, но и вдохнуть в них новую жизнь.
Сейчас там преобладают традиционные для советского времени формы досуга: концерты хоров и коллективов народных танцев, детские кружки и мероприятия типа «Папа, мама, я — спортивная семья».
Потихоньку к этому списку добавляются развлекательные квесты, кинопоказы и даже фестивали красок. В некоторых клубах открыты комнаты с Wi-Fi-доступом. Популярным на селе остается обучение пожилых людей азам компьютерной грамотности.
— В последние годы от ощущения некоторого уныния и грусти мы переходим к состоянию светлой надежды. Ощутимый толчок в развитии дал нацпроект «Культура». Достигнутые результаты, которые мы видим, нас окрыляют, — рассказала Марина Назина, первый заместитель департамента культуры Костромской области. — Жизнь идет вперед, и сельские клубы не стоят на месте.
Где-то остаются проблемы с материально-технической базой или недостаток кадровых ресурсов, но мы стараемся привлекать в клубы молодых специалистов, общественников, искать новые, современные формы досуга. Хотим, чтобы молодежь на селе не отставала от своих сверстников из крупных городов. Всё, что мы видим на уровне страны, стараемся в своих клубах внедрять.
Хотя, может быть, это происходит не так быстро и активно, как нам бы хотелось.
Привлечь и удержать
Этим летом в Костромской области впервые за 20 лет построили новый Дом культуры. Он открылся в селе Минское, всего в нескольких километрах от областной столицы. Свой клуб здесь существовал и раньше, но в конце нулевых здание признали аварийным, а затем оно и вовсе сгорело во время пожара. Только спустя десять лет досуговый центр открылся вновь.
— Здание еще новое, не обжитое, но уже сейчас мы открыли несколько секций для детей, молодежи и пожилых жителей. Сюда же перенесли и сельскую библиотеку, — рассказал «Известиям» руководитель культурно-досугового центра «Минское» Дмитрий Кузьмин. — Существуем мы всего два месяца, но планы на будущее большие. Видим, что жители соскучились по сцене, по кружкам и занятиям.
Энтузиазма и творческого запала у руководства учреждения сейчас хватает. При доме культуры, как и положено, есть свой народный хор, вокально-инструментальная студия и танцевальный класс.
Школьники ходят в кружок декоративно-прикладного творчества «Домовенок», вместе с педагогом создают поделки и аппликации. Популярностью пользуется и театральная студия, которую Дмитрий Кузьмин возглавляет лично.
Она открыта для всех, независимо от возраста, но наибольший интерес к актерскому искусству пока проявляют школьники. Репетиции проводятся дважды в неделю, юные артисты готовят сразу два спектакля.
— Стремление к саморазвитию на селе есть, и это классно, — говорит Дмитрий Кузьмин. — Потенциальных зрителей здесь много, и наша задача их не только привлечь, но и удержать. Идеи для вдохновения черпаем из самых разных источников: интернет, книги, молодежные встречи, даже ездим по обмену опытом в другие города.
Для молодежи традиционно — кино и танцы. Каждые две недели кресла в зале сдвигаются, чтобы освободить площадку. Дискотеки здесь тематические: иногда в стиле ретро, но, бывает, включают и современные хиты. По выходным зал превращается в кинотеатр. Для показа выбирают не только развлекательные фильмы, но и серьезные — чтобы воспитывать.
Креатив в дефиците
Если относительно крупные дома культуры могут позволить себе штат из нескольких сотрудников, то сельские клубы в глуши нередко живут благодаря усилиям лишь одного человека. Здесь он и заведующий, и массовик-затейник, и уборщик.
Ему в одиночку нужно подготовить артистов, написать сценарии, провести занятия в кружках, заполнить документы, формуляры и отчеты. Даже при таких объемах работы зарплата специалиста не всегда достигает 20 тыс. рублей.
Очевидно, что содержать клуб в небольшой деревне для региона будет всегда невыгодно, но и бросать людей на произвол судьбы не выход. Поэтому многие вопросы здесь решают самостоятельно.
Из ненужной одежды шьют костюмы, создают декорации, в чем-то помогают родственники, друзья и знакомые. Во многих случаях учреждения культуры держатся лишь на энтузиазме сотрудников.
Большинство клубов работают безвозмездно. Платные услуги, если они есть, связаны с наличием дорогого оборудования или сотрудника-инструктора. Например, в случае фитнес-кабинетов, тренажерных залов или детских игровых комнат. Остаются платными сельские дискотеки, но цена там скорее символическая — 20–50 рублей.
При этом сегодня всем учреждениям культуры ставят задачу переходить хотя бы на частичную самоокупаемость, а это предполагает высокое качество услуг. Очевидно, что даже на селе человек не будет платить за плохое мероприятие.
И реальность такова, что далеко не все клубы, даже имея возможности и ресурсы, способны сделать досуг интересным.
Клан Павино
Село Павино расположено на северо-востоке Костромской области. Чтобы добраться туда из Костромы, нужно проехать свыше 400 км — дальше, чем до Москвы.
Здесь, в глубокой провинции, люди живут не только работой, им тоже интересны премьеры кино и театра, музыкальные концерты.
Они не слишком избалованы культурными мероприятиями, поэтому любой праздник, пусть даже дискотека «под радиолу», для них событие. И всё же удивлять их скучными концертами становится всё труднее.
В местном центре культуры и досуга есть большой зал на 200 человек, но аншлага здесь не видели уже давно. Хотя в клубе числится около десяти сотрудников, им хватает сил только на организацию концертов к праздничным датам.
Существует кружок «Очумелые ручки», куда приходит несколько детей, и народный хор, но и там занятия проводятся нерегулярно. Открыт при ДК даже свой молодежный центр, но вся его работа сводится к раздаче скачанных из интернета листовок «против наркотиков» или «за здоровый образ жизни».
Зато по отчетности, которая уходит в область, услугами культуры и спорта в Павинском районе охвачено около 90 тыс. человек, при населении меньше 4 тыс. Те, кто приезжает в село из областного центра — таких немного, но они есть, — пытаются изменить ситуацию.
Журналист районной газеты Роман Смирнов живет в Павино уже третий год и много раз критиковал в своих материалах местный отдел культуры.
— Заметно, что люди всё больше теряют к клубу интерес. Мы проводили опрос среди павинцев, и многие отмечали, что на селе не хватает мероприятий, куда можно сходить семьей. Концерты проводятся редко, а готовят их на коленке, — рассказал «Известиям» Роман Смирнов.
— Хотя аппаратуру в зале недавно обновили, артисты продолжают выступать в костюмах времен царя Гороха.
Из концерта в концерт перетекают старые номера, при этом в районе есть талантливые певцы и коллективы, но их попросту туда не приглашают, потому что на селе работает принцип «только свои да наши».
Дискотеки в Павино проводятся примерно раз в неделю, но заканчиваются они в 10 или 11 часов вечера. После этого молодежь разбредается по улицам, потому что идти больше некуда.
— Были случаи, когда на дискотеке ловили пьяных несовершеннолетних, случались драки. До всего этого никому нет дела.
Наоборот, правду стараются замолчать: сотрудник Дома культуры, которая рассказала мне в интервью, что творится на этих дискотеках, сразу после публикации была уволена, — утверждает журналист.
— Фактически молодые люди в Павино сегодня предоставлены сами себе, единственное место досуга — это улица. Оттого на селе и хулиганят: то фонари разобьют, то вазоны сломают.
Жители села рассказывают, что еще несколько лет назад, при другом руководстве, залы Дома культуры были заполнены до отказа, туда ходили как к себе домой.
Мобильный дом
Сельский Дом культуры остается важным социальным институтом, но очевидно, что сейчас находится на распутье: старые форматы постепенно уходят, а новые только разрабатываются и внедряются.
Среди таких инноваций — виртуальные залы, где транслируются знаменитые театральные постановки, концерты ведущих музыкальных коллективов или кинопремьеры.
Еще одним примером удачной организации досуга на селе могут стать антикафе, где молодые люди общаются, читают, играют в настольные и компьютерные игры.
Как рассказали «Известиям» в департаменте культуры Костромской области, развитие домов культуры тормозят две главные трудности. Во-первых, это устаревшее оборудование. Качество звука, света и оформление залов играют не последнюю роль, но вопрос упирается в деньги, которых в культуре, как и раньше, не слишком много.
Во-вторых, нехватка кадров. Чтобы омолодить кадровый состав, департамент культуры заключает договоры с учебными заведениями. Студент получает целевое образование, но с условием, что вернется в сельский клуб и отработает там определенный срок.
Тем же, кто добровольно готов переехать в деревни, стараются помочь с жильем или выплачивают подъемные.
Специфика Костромской области такова, что это второй регион Центральной России по площади, при этом самый малонаселенный. Поэтому нести культуру в массы и донести до каждого здесь куда сложнее, чем в Ярославской, Воронежской и уж тем более Московской областях.
Выход на сегодняшний день видится один — это передвижные дома культуры. Речь не о ПАЗиках, набитых декорациями, а о профессиональных автоклубах. Это большая машина, которая оснащена всем необходимым оборудованием для проведения концертов и может оперативно трансформироваться в сцену.
Такие комплексы могли бы серьезно изменить ситуацию с культурой на селе. Как рассказали в региональном департаменте культуры, в 2023–2024 годах планируется оснастить такими клубами все 24 района Костромской области.
Это позволило бы добраться и достучаться до каждого, независимо от того, где человек проживает — в большом селе или в маленькой деревне.
Московский метрополитен как произведение искусства (26 фото)
Московское метро — одно из самых красивейших в мире. Многие станции можно смело назвать настоящими произведениями искусства. Здесь встречается и мозаика, и витражи, и различные скульптуры, которые органично обогащают архитектуру подземных станций, вестибюлей, павильонов.
Станция метро «Комсомольская», г. МоскваСтанция метро «Комсомольская», г. Москва
Самой красивой станцией Московского метрополитена по праву считается «Маяковская», которая была названа в честь поэта Владимира Маяковского. В 1939 году проект станции, принадлежащий советскому архитектору А.Н. Душкину, получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Станция метро «Маяковская», г. МоскваСтанция метро «Маяковская», г. Москва
Художественное оформление станции «Маяковская» принадлежит известному советскому художнику А. А. Дейнеке. Купола центрального зала украшены композициями в технике византийской мозаики, в сюжетах которых отображается жизнь граждан молодой советской страны.
Мозаичные композиции А. А. Дейнеки для станции «Новокузнецкая» собирались в блокадном Ленинграде художником В. А. Фроловым, который погиб в 1942 г. Мозаики вывозились из города по Ладожскому озеру. В сюжетах этих мозаик отражается мирный труд советских людей: «Строители», «Сталевары», «Лыжники», «Авиаторы» и другие.
Необычное художественное решение было найдено для оформления станции «Комсомольская-радиальная».
Станция метро «Комсомольская», г. МоскваСтанция метро «Комсомольская», г. Москва
Здесь впервые в оформлении станций метрополитена были применены панно из майоликовой плитки — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. На панно по эскизам художника Е.Е. Лансере изображены труженики комсомольцы-метростроевцы.
Майоликовое панно «В мастерской машиностроительной станции». Художник Е.Е. ЛансереМайоликовое панно «В мастерской машиностроительной станции». Художник Е.Е. ЛансереМайоликовое панно «Проходка шахты». Художник Е.Е. ЛансереМайоликовое панно «Проходка шахты». Художник Е.Е. Лансере
Грандиозные мозаичные композиции украшают и станцию «Комсомольская-кольцевая».
Станция метро «Комсомольская-кольцевая», г. МоскваСтанция метро «Комсомольская-кольцевая», г. Москва
Автором мозаик является известный художник П. Д. Корин. В этих композициях изображены русские богатыри, полководцы и другие персонажи.
Мозаика на станции метро «Комсомольская-кольцевая». ФрагментМозаика на станции метро «Комсомольская-кольцевая». ФрагментМозаика на станции метро «Комсомольская-кольцевая». ФрагментМозаика на станции метро «Комсомольская-кольцевая».
ФрагментСборка мозаичного панно в мастерской. Из архива Московского метростроя.Сборка мозаичного панно в мастерской. Из архива Московского метростроя.
В технике флорентийской мозаики на станции «Чеховская» сделаны вставки на путевых стенах по мотивам произведений писателя А. П. Чехова.
Мозаика на станции метро «Чеховская». Художники М. и Л. Шорчевы. Мозаика на станции метро «Чеховская». Художники М. и Л. Шорчевы.
В 2010 году была открыта станция «Достоевская». Автором её живописного оформления является художник И. Николаев. Композиции выполнены в технике флорентийской мозаики в сдержанных серо- чёрных тонах.
На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». Торцевую часть станции, в переходе, замыкает портрет Ф. М. Достоевского.
Мозаика на станции метро «Достоевская». Художник И. Николаев. Мозаика на станции метро «Достоевская». Художник И. Николаев.
Уникальными витражами оформлена станция метро «Новослободская«. Эта станция является последней работой архитектора А.Н. Душкина.
Станция метро «Новослобоцкая», г. МоскваСтанция метро «Новослобоцкая», г. МоскваВитраж на станции метро «Новослобоцкая», архитектор А.Н. Душкин, фрагментВитраж на станции метро «Новослобоцкая», архитектор А.Н. Душкин, фрагментВитраж на станции метро «Новослобоцкая», архитектор А.Н.
Душкин, фрагментВитраж на станции метро «Новослобоцкая», архитектор А.Н. Душкин, фрагмент
Интересно и скульптурное оформление станции «Площадь революции«. Здесь на постаментах установлено 76 бронзовых фигур, которые изображают советских людей.
Среди них революционный солдат с винтовкой, крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие, стахановец с отбойным молотком, мать с ребенком, студентка с книгой и пограничник с собакой.
Все скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством скульптора Матвея Манизера.
Пограничник с собакой на станции метро «Площадь Революции»Пограничник с собакой на станции метро «Площадь Революции»Скульптура «Студентка с книгой» на станции метро «Площадь Революции» Скульптура «Студентка с книгой» на станции метро «Площадь Революции» Скульптура «Птичница с курицей и петухом» на станции метро «Площадь Революции»Скульптура «Птичница с курицей и петухом» на станции метро «Площадь Революции»
Согласитесь, Московский метрополитен по праву можно назвать одним большим произведением искусства, которым можно любоваться всякий раз, когда спускаешься в подземку.
Источники: reader.lecta.ru, ru.wikipedia.org
Дорогие читатели, приглашаем вас присоединиться к нашему каналу в телеграм и инстаграм.