Кронштадт и его оборонительные форты

Интерактивная карта, включающая все форты Кронштадта, качественные фотографии каждого форта с воздуха и небольшое описание с ссылками для подробного изучения.

Вокруг Кронштадта на искусственных островах расположено 17 морских фортов и 2 береговых форта.

Для Вас небольшая аэро-экскурсия по всем фортам Кронштадта.

Форты Кронштадта на карте с названиями

Образец форта начала XVIII века, положившего начало крепости и Кронштадту. Построен деревянным на ряжевом основании в 1703-1704 гг. В 1715-1724 гг.

перестроен и расширен с устройством 3-х бастионов и внутренней гавани. Автор — Петр I, строитель
капитан-командор Лейн. В 1850-1860 гг. два бастиона заменяются на каменную многоярусную Николаевскую батарею.

Строители инженер-полковник Заржецкий и инженер-генерал-майор Дзичканец.

История форта «Кроншлот»

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Кроншлот»

Образец форта начала XVIII в. с модернизацией к XIX в. Построен на деревянном ряжевом основании с внутренней ванью. Автор — Петр I. Строитель капитан-командор Лейн. В 1827- 1834 гг. на старом основании перестроен в камне. Автор и строитель инженер-майор Фуллон.

История форта Пётр I

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Пётр»

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Александр І» (Чумный)

Экспериментальный форт с разными батареями середины XIX — начало XX вв. В 1800-х гг. построена двухъярусная деревянная батарея. На её месте в 1858-1864 возводится дерево-земляная батарея, которая потом территориально расширяется и возводятся каменные, стальные с земляной защитой батареи «Быркиеская» и «Колпинская». Автор и строитель инженер-капитан Вальтер.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Константин»

Типичный образец каменно-земляной морской батареи середины XIX века. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроена в постоянную каменную с земляной защитой в 1865-1868 гг. Инженер-генерал-майор Зверев.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Южный №1»

Каменно-земляная морская батарея середины XIX века. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроена в постоянную каменную с земляной защитой 1869-1873 гг. Инженер-полковник Деринг.

Фотогалерея форта Южный №2 «Дзичканец»

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт Южный №2

Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал-Тотлебен, в 1861-1869 гг. перестроена инженером генералом-майором Зверевым.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт Северный №1. С берегом форт связывает дамба.

Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал Тотлебен, в 1862-1867 гг. перестроена инженером генералом-майором Зверевым.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Северный №2»

Образец каменно-земляной батареи середины XIX века — элемент оборонительной линии. Инженер-генерал Тотлебен, в 1864-1868 гг. перестроена инженер-майором Зверевым.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Северный №3»

Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроен инженером генерал-майором Зверевым в 1864-1868 гг.

Кронштадт и его оборонительные форты

Форт Северный №5

Образец каменно-земляной батареи середины XIX в. Инженер-генерал Тотлебен. Перестроен инженером генералом Дзичканец в 1857-1866 гг.

Форт «Северный №7»

Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны, образец конца XIX начала XX вв. Проектировал и строил форт инженер-капитан Шишкин в 1896-1913 гг.

Экскурсия с посещением форта Тотлебен

Форт «Обручев»

Образец фортов рубежа XIX — XX вв. второй оборонительной линии морской крепости. Построен в 1700-х гг. земляным. В 1855-1856 гг. и в 1863 г. перестраивается, организуется второй шанец южнее первого. В 1898-1913 гг. перестраиваются в бетонно-земляные укрепления.

Форт «Шанец»

Форт Риф расположен на западной оконечности острова Котлин.

Больше фотографий фортов и маяков имеется в нашей галерее.

Форт Александр І — он же Чумный.

Пороховой погреб морского ведомства в Кронштадте

Пороховой погреб Морского ведомства.

Открытый ярус обороны форта Александр I. Здесь располагались мортиры позволяющие вести огонь по палубам кораблей противника.

Форт Южный №3 «Граф Милютин»

Батарея Николаевская размещается на месте форта Кроншлот — первого форта на месте будущей крепости Кронштадт.

Левый фланк (фр. flanc «бок») форта «Граф Милютин».

Левый фланк (фр. flanc — бок) форта Граф Милютин.

Экскурсии форты кронштадта

Батарея Князь Меншиков — первый ярус когда-то трёхярусной батареи.

Один из наиболее отдалённых, от экскурсионных маршрутов, морской объект: Пороховой погреб Морского ведомства.

Руины форта Павел I зимой.

  • 30 октября 2021: Высадка на форте Павел и маяке Николаевский, закат Высадка на форт Павел І, пейзажи рейдов Кронштадта, проходящие по рейдам суда и очень удачный закат …
  • Волны и закат. Форт Северный №1
  • Полёт над фортом Александр І Фотографии форта Александр І с высоты птичьего полёта….
  • 18 октября 2019: туман, аэрофото Рейды, форты и маяки Кронштадта в густом осеннем тумане. Форты Александр І, Пётр І, Кроншлот, Южн…
  • Зимняя аэро-экскурсия к фортам и маякам Кронштадта Холодные зимние пейзажи Кронштадтских рейдов, абстракции из льдин. Форты Александр І, Павел І, Кр…
  • 40 минут по льду к форту Обручев Зимняя прогулка к самому крупному форту в Кронштадтской крепости….
  • Пороховой погреб Морского ведомства Прогулка по льду Финского залива, кронштадтский пункт забора воды, ледяные торосы и старинный кирпич…
  • Прогулка к форту Александр I «Чумный» Лёд в Каботажной гавани, стены Купеческой гавани, Створный знак БКР, форт Пётр І и осмотр форта Алек…
  • Экскурсия форт Северный №4 «Зверев» 26 километров водного пути. 8 морских достопримечательностей. Посещение форта Северный №4 «Зверев»…
  • Морская прогулка на быстроходном катере к фортам и маякам Кронштадта 16 километров водного пути и более 12 морских достопримечательностей. Без экскурсионного сопровожде…
  • Фотосессия на форте Павел І 19 июня 2019…
  • Форт Пётр І подсветка фасада: фото Редкие виды форта Пётр І с архитектурной подсветкой. Подсветка проработала всего несколько недель…
  • Малая вода у форта «Павел І» Значительный отлив наблюдали на берегу форта Павел І. Нашли на дне несколько интересных вещей….
  • 20 апреля 2019: Форт Павел І, весенние пейзажи с закатом Зашли на форт Павел с первой в 2019 году экскурсией….
  • Лебеди в Кронштадте у форта «Риф» Весеннее явление лебедей в Кронштадте….
  • Весеннее фото форта Александр  …
  • Фотографии с нашими туристами Фотографии сделанные во время экскурсий на наших катерах и теплоходах….
  • Форт Северный №4 «Зверев»: как добраться Самостоятельное посещение форта зимой. Форт «Зверев» очень интересен с точки зрения совмещения фо…
  • Батарея «Демидов»: фото и история Фотографии и краткая история батареи «Демидов»….
  • Штормовые облака над фортом «Граф Милютин» Пожалуй, такие облака как в Петербурге не увидишь больше нигде! Яркий пример — штормовое небо застав…
  • Фотоэкскурсия: Форт Император Павел I Форт Павел І уничтожил мощный взрыв минного склада, расположенного на нём в 1923 году. До этого года…
  • Разрушенный форт Павел: осень 2017 Поздней осенью удалось побывать на живописных развалинах форта Павел 1. После трагических событий…
  • Северный форт №6. осень 2017  …
  • Фотоэкскурсия: Форт Южный №2 «Дзичканец» Фотопрогулка по одному из самых небольших, но довольно интересных фортов Кронштадта. На форту сох…
  • История форта «Император Александр I» Строительство морского форта, Крымская война, инновационный бактериологический Институт — 170 лет и…
  • Форт Южный №3 «Граф Милютин»: весна 2017 В 2017 году на борту теплоходика «Малыш» наша команда отмечала открытие сезона экскурсией на форт Гр…
  • Морская прогулка к форту Александр I «Чумный» Похоже, что в этом сезоне форт Александр I не будет доступен для экскурсий. При любых изменениях, во…
  • 7 марта 2017: Форт Северный №4 «Зверев» Короткая прогулка к самому необычному форту Кронштадта….
  • 27 января 2017: Туманные пейзажи форта Константин Из-за резкого перепада температур, Кронштадт, на несколько дней, погрузился в туман….
  • Зимний поход к форту Пётр I №2: 2017 Вторая зимняя прогулка в 2017 году к форту Пётр I. Бонус: Передний створный маяк Большого кроншта…
  • Зимний поход к форту Пётр I №1: 2017 Первый в 2017 году поход к форту Пётр I. …
  • История форта «Император Павел I» Новый форт был задуман как самое сильное укрепление Кронштадтской крепости. Форт Павел I являлся кру…
  • История форта «Император Пётр I» Тревожно вглядывался в морскую даль царь Петр Алексеевич: шведов утихомирили, но надолго ли? Так,…
  • Владея русскими берегами Балтийского моря в течение десятилетий, шведские правители так и не смогли …
  • Форты Кронштадта на машине и пешком Путеводитель по фортам Кронштадта. Карты расположения фортов и схемы проезда к ним с фотографиями…
  • Пороховой погреб Морского ведомства: как добраться Самостоятельное посещение форта зимой. Грандиозное здание на гранитном основании с толщиной кирпи…
  • Южный форт № 3 «Милютин»: как добраться Самостоятельное посещение форта зимой. Небольшой с виду, но очень интересный форт, где можно увид…
  • Открытие сезона экскурсий Южный Форт №3 «Граф Милютин» Сегодня состоялась экскурсия с посещением морского форта Южный №3 «Граф Милютин». Общая пр…
  • Форт Император Пётр I: зима 2012 Обзор состояния форта Пётр I зимой 2012 года….
Читайте также:  Rinaldi art – миниотель в центре санкт-петербурга

© 2022 Олег Зырянов, pofortam.ru+7 953 357-81-31, WhatsApp

Форты Кронштадта — остров фортов в Кронштадте: история, описание, фото

Путешествовать — значить жить

Форты Кронштадта – система долговременных укреплений для защиты Санкт-Петербурга со стороны Балтийского моря. К ним относятся оборонительные сооружения на 17 насыпных островах в Финском заливе и 4 береговых форта на острове Котлин.

Эти памятники – наглядные пособия по истории развития морской артиллерии и способов защиты от нее. Старейшие из них планируется восстановить в Кронштадте в рамках проекта «Остров фортов». Посетить ряд фортов Кронштадта можно на водных и пешеходных экскурсиях.

История фортов Кронштадта

Для защиты устья Невы от шведов между островом Котлин и Южным фарватером в Финском заливе построили первый форт – «Кроншлот». Для его возведения с помощью дерева и грунта нарастили искусственный остров. Уже летом 1704 года благодаря огневой поддержке Кроншлота удалось остановить шведскую эскадру.

Со временем строится еще один форт – «Цитадель» («Петр I»), укрепляется западная часть острова Котлин. При жизни царя Петра заложена Кронштадтская крепость. Развитие морской артиллерии требует модернизации фортов. На смену дерево-земляным сооружениям приходят гранитные стены и каменные казематы.

К югу от Котлина вырастает мощный форт «Император Александр I», позднее названный «Чумным». К концу XIX века первые форты Кронштадта выводят из строя из-за их устаревания. Другие укрепления в годы Великой Отечественной войны активно участвуют в противовоздушной обороне Кронштадта и Ленинграда.

В послевоенные годы форты разоружили и постепенно забросили. Некоторые из них сегодня восстановлены, другие еще ждут своего часа. Кронштадт и его оборонительные форты

Гравюра с изображением форта «Кроншлот»

Островные форты Кронштадта

По своему положению относительно острова Котлин форты Кронштадта делятся на северные и южные. Увидеть некоторые из них можно во время прогулки на историческом пароме «Рипербан» или на индивидуальной экскурсии с высадкой на один или несколько фортов.

Форт Кроншлот в Кронштадте

Старейший из фортов Кронштадта построен по проекту Доменико Трезини при участии Петра I. Чтобы создать искусственный остров, на дно Финского залива опускали «ряжи» – сосновые срубы, заполненные глиной, камнями и песком. Изначально Кроншлот представлял восьмигранную деревянную башню в три яруса. Современный облик форт приобрел при императоре Николае I.

Во второй половине XX века здесь разместили первую в СССР лабораторию по размагничиванию военных кораблей. Посетить охраняемый форт можно только по предварительной договоренности в составе экскурсии. Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Петр I» («Цитадель») в Кронштадте

Еще один современник Петра I носил гордое название «Цитадель», а позднее был переименован в честь царя. В годы Крымской войны между фортами «Петр I» и «Кроншлот» по дну залива проложили первое в мире минное заграждение. План англо-французской эскадры пройти по фарватеру до Санкт-Петербурга был сорван.

В XIX веке здесь разместили минную лабораторию и соединили с Котлином железнодорожной дамбой. Как режимный объект, форт закрыт для посещения. Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Петр Первый» в Кронштадте

Форт Александр I в Кронштадте

«Император Александр I» – единственный многоярусный форт среди кронштадтских укреплений. До конца XIX века «нес» военную службу, а затем был превращен в лабораторию для производства вакцины от чумы. Отсюда второе название форта – «Чумной».

Сегодня о непростой судьбе сооружения напоминают копченые стены, которые для дезинфекции здания поджигали при помощи горючего. Сохранились на территории форта изящные чугунные лестницы и лифт для перемещения подопытных животных.

Попасть сюда и прогуляться по таинственным казематам можно на водной экскурсии с высадкой на форт. Кронштадт и его оборонительные форты

Фото форта «Александр I» в Кронштадте

Форт Тотлебен в Кронштадте

«Тотлебен» входит в группу северных фортов. Как и его «брат» – форт «Обручев» – был построен уже в начале XX века. На его долю выпала защита города Сестрорецка во время Великой Отечественной войны. На данный момент сооружение находится в руинах и открыто для осмотра только с разрешения МЧС.

Форт «Обручев» стал последним морским укреплением, построенным в ходе модернизации Кронштадтской крепости. Крупнейший островной форт Санкт-Петербурга составляет в длину почти километр. Активно участвовал в боях с финской и немецкой армией в 1930-е и 1940-е гг. В послевоенное время его разоружили и забросили.

Посетить «Обручев» и «Тотлебен» можно на отдельной экскурсии по северным фортам.

Кронштадт и его оборонительные форты

Кронштадтский форт «Тотлебен»

Островные форты Кронштадта

На острове Котлин построено несколько оборонительных сооружений. Добраться сюда можно на автомобиле или общественном транспорте, а часть пути пройти пешком.

«Шанц» или «шанец» (от немецкого «schanze») – отдельное земляное укрепление для защиты артиллерии. Подобное сооружение возвели в западной части острова Котлин еще в начале XVIII века. С развитием морского вооружения «Шанц» неоднократно перестраивали и укрепляли. Бетонные и земляные сооружения, которые сохранились до наших дней, относятся к концу XIX столетия. Северная часть форта занята военными и закрыта для посещения. Остальное можно увидеть самостоятельно или в составе экскурсии. Кронштадт и его оборонительные форты

Форт «Шанец» в Кронштадте

История самого западного форта на острове Котлин началась еще в 1704 году, когда русская армия разгромила здесь шведский десант. Дерево-земляную батарею в конце XIX века сменил полигон для испытания фортификации. Чтобы установить новые орудия, в начале XX столетия здесь возвели бетонные казематы. В 1921 году отсюда в Финляндию по льду залива бежали оставшиеся участники Кронштадтского мятежа. В Великую Отечественную войну форт защищал небо Кронштадта. Сегодня форт «Риф» частично музеефицирован. Посетить его можно самостоятельно или на тематической экскурсии. Кронштадт и его оборонительные форты

Интерьер форта «Риф» в Кронштадте

Островные форты Кронштадта

Восстановить старейшие форты Кронштадта и включить их в музейно-общественную среду – такова цель проекта «Остров фортов». Сегодня открыт музейно-исторический парк, посвященный Российскому флоту. Среди объектов – Аллея героев российского флота, Маяк Памяти, веревочный городок, панорамные качели и зоны для отдыха.

Согласно проекту, к 2025 году планируют отреставрировать форты «Кроншлот», «Петр I», «Александр I», а к последнему провести всесезонную канатную дорогу. На протяжении нескольких столетий кронштадтские форты, как верные стражи, «несут службу» на подступах к Санкт-Петербургу. Ни разу вражеские корабли не смогли пройти через эту мощную линию обороны.

Хочется верить, что форты Кронштадта будут бережно восстановлены как уникальные памятники военно-морской славы России. Кронштадт и его оборонительные форты

Мемориал на «Аллее героев» в парке «Остров фортов»

19 фортов Кронштадта

Форты и батареи, словно ожерелье, раскинулись вокруг Кронштадта. В 1703 году, когда Пётр I только задумал основать город-крепость на острове Котлин, форты были призваны служить защитой Санкт-Петербурга от внешних врагов. Это уникальное фортификационное сооружение разрабатывали лучшие военные инженеры и строители.

Сегодня форты Кронштадта – в списке самых желанных объектов для посещения среди достопримечательностей Петербурга.

Как попасть на форты Кронштадта

В летний сезон регулярно организуются морские прогулки на катерах и теплоходах. Они ждут туристов на Зимней пристани. В частности, организованные экскурсии предлагает Музей истории Кронштадта: http://visitkronshtadt.ru/ot-sredney-gavani

На некоторые форты возможна высадка.

ВАЖНО! Во время осмотра фортов необходимо строго соблюдать правила безопасности, следовать инструкциям экскурсовода, не приближаться к опасным фрагментам сооружений. Имеется риск обрушения конструкций!

Обратите внимание: во время карантина морские экскурсии не проводятся.

Форт «Кроншлот»

Первый форт Петербурга, построен в 1703-1704 гг. Именно с Кроншлота началось строительство оборонительных сооружений вблизи острова Котлин. Первыми авторами проекта были Пётр I и Доменико Трезини.

Позже, в 1715-1724 гг., форт был перестроен – стал больше, появилась внутренняя гавань и три бастиона. В 1850-1860 гг.

два бастиона было решено заменить – вместо них построена каменная многоярусная Николаевская батарея.

В годы ленинградской блокады Кроншлот регулярно подвергался обстрелам. На территории форта базировались войска Красной армии, почти полностью оторванные от внешнего мира. За это Кроншлот получил неофициальное прозвище «Остров погибших женихов».

Читайте также:  Спб: мероприятия к 100-летию революции 1917 года

Форт «Пётр I»

Построен в 1721—1724 гг., модернизирован в 1827-1834 гг. Во время реконструкции ряжевое основание не менялось, а сам форт превратился из деревянного в каменный.

Главная цель создания форта – защита Купеческой гавани. Император Пётр I повелел построить новый (второй после Кроншлота) форт, назвав его «Цитаделью».

Руководство строительством было отдано англичанину Эдварду Лейну, показавшему себя талантливым гидротехником, строителем гаваней и каналов.

Спустя столетие, ответственным за перестройку форта был назначен первый директор Строительного департамента Морского министерства генерал-лейтенант Л. Л. Карбоньер. 7 сентября 1834 г. форту было присвоено имя «Император Пётр I».

Форт «Павел I»

Каменный многоярусный форт. Построен в 1807-1812 гг., перестроен в 1845-1859 гг., в настоящее время разрушен, сохранилось только основание. Долгое время был самым крупным и внушительным морским фортом, ключевым на Большом Кронштадтском рейде.

Форт возник в период континентальной блокады Англии. Чтобы отразить потенциальное нападение английской эскадры, император Николай I постановил соорудить деревянные укрепления в юго-западном направлении от Кроншлота. Форт получил название «Рисбанк».

Позже сам же Николай активно участвовал в переустройстве форта. Именно он предложил удачное решение нового строительства внутри ряжевой преграды, которая осталась после разборки существовавшего ранее сооружения. Во время реконструкции форт облицевали гранитом.

К началу Крымской войны указом Николая I форту присвоено имя «Павел I».

Форт «Александр I»

Каменный многоярусный форт с внутренним двором. Построен в 1836-1845 гг.

У него богатая история: форт служил настоящей морской крепостью, здесь размещались минные склады и даже противочумная лаборатория.

В конце XIX века, во время Третьей пандемии чумы, на уединённом форте разместилась «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае ея появления в России», созданная на базе Императорского института экспериментальной медицины.

В лаборатории разрабатывали вакцины и иммунные сыворотки. До сих пор форт носит неофициальное название «Чумный» или «Чумной».

Внешний вид могучего форта «Александр I» манит гостей Кронштадта – он загадочен и очень похож на знаменитый форт Боярд у побережья Франции. Однако «Император Александр I» построен раньше своего французского «коллеги»: кронштадтский форт торжественно открыли в 1845 году, а форт Боярд окончательно построили только к 1857 году.

Форт «Константин»

Экспериментальный форт с разными батареями. Построен в 1868-1879 гг., перестроен в 1897-1901 гг.

Форт возвели на месте двухъярусной деревянной батареи, строительство которой началось ещё в 1800-х годах. Там же в 1858-1864 гг.

построили дерево-земляную батарею, которую позже расширили и возвели каменные и стальные с земляной защитой батареи. Неофициальное название форта – Двойная южная батарея.

Форт «Константин» долгое время был испытательным полигоном. Здесь проходили апробацию артиллерийская техника и новые приёмы фортификации.

Форт «Тотлебен»

Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны. Построен в 1896-1913 гг. Автор проекта и руководитель строительства – инженер-капитан А. А. Шишкин.

Форт «Обручев»

Бетонно-земляной, многобатарейный морской форт первой линии обороны. Построен в 1896-1913 гг. Автор проекта и руководитель строительства – инженер-капитан А. А. Шишкин.

Форт «Шанц» («Шанец»)

Форт второй оборонительной линии морской крепости. Изначально земляной в 1700-х годах, спустя полтора века перестроен в бетонно-земляные укрепления. В 1863 году возведён второй шанец южнее первого: форт также известен как Александровская батарея, а две его части – как Александр и Николай Шанцы.

Форт «Риф»

Построен в 1898-1912 гг. Бетонно-земляное укрепление с пушечными и мортирными батареями.

Бывшая Александровская батарея с богатой историей. На территории форта проводились испытания стойкости фортификационных сооружений на основе портландцемента, строились экспериментальные башнеобразные казематы.

В годы революции гарнизон «Рифа» принимал активное участие в революционной смуте, в 1919 году форт подвергался обстрелу с «Красной Горки», а при подавлении Кронштадтского восстания в ночь на 18 марта 1921 года отсюда по льду в Финляндию уходили от расправы оставшиеся защитники крепости.

Северные номерные форты

Северный форт № 4 «Зверев»

Северный форт № 1

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1861-1869 гг. Сегодня связан с берегом дамбой.Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 2

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1862-1867 гг. Хорошо сохранился внешний вид и внутренние укрепления форта.Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 3

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1862-1867 гг. При возведении комплекса защитных сооружений стал частью дамбы, а сооружения форта пострадали от строительной техники.Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 4 «Зверев»

Построен в 1864-1869 гг. по образцу Северной батареи № 6. Инженер – генерал-майор Зверев, в честь которого форт впоследствии был назван.

Пол форта был покрыт природным асфальтом – это стало первым успешным применением асфальта в России. Перед Первой мировой войной на форте были установлены орудия Виккерса калибра 4120 мм.

Северный форт № 5

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1864-1869 гг. Каменно-земляная батарея.

Северный форт № 6

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1864-1869 гг. Каменно-земляная батарея.

Перед Первой мировой войной на форте были устроены бетонные дворики для четырёх 6-дюймовых скорострельных пушек Кане.

С 1962 года здесь находились службы военного ведомства, которые без учёта исторической ценности застроили его зданиями из силикатного кирпича и полностью исказили архитектурный облик сооружений середины XIX века.

Северный форт № 7

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1857-1866 гг. Каменно-земляная батарея, ближайшая к Сестрорецку.

Южные номерные форты

Южный форт № 3 «Граф Милютин»

Южный форт № 1

Форт построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1865-1868 гг. Каменно-земляная морская батарея.

Южный форт № 2 «Дзичканец»

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1869-1873 гг. Каменно-земляная морская батарея. Название «Дзичканец» было присвоено форту в апреле 1856 года. Иосиф Гедеонович Дзичканец был генерал-лейтенантом, в 1855-1859 гг. руководил строительством укреплений вокруг Кронштадта.

Южный форт № 3 «Граф Милютин»

Построен в 1855-1856 гг., перестроен в 1869-1879 гг. Редкий для середины XIX века образец батареи: впервые в русской фортификации орудия были установлены в скрывающихся башнях. Из-за этого батарею так и называли – «Башенная».

Официально форт назван в честь графа Дмитрия Милютина – генерал-адъютанта, почётного члена Михайловской военной академии, военного министра, под началом которого велись преобразования военного ведомства и модернизация фортов Кронштадта в 1861-1881 годах.

Вид с форта «Граф Милютин» на Кронштадт и вид изнутри орудийной батареи на «Графе Милютине»

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Форты Кронштадта в истории России

Кронштадтская крепость и город Кронштадт, как известно, ведут свое начало от форта «Кроншлот», заложенного в 1704 году. С тех пор оборона столицы была одной из главных царских забот. Для этого создавался российский флот на Балтике и приморская крепость Кронштадт.

Разумеется, нынешний «Кроншлот» разительно отличается оттого, первого. В XVIII веке все сооружения крепости были дерево-земляными, то есть бревна и земля составляли основные защитные материалы. С совершенствованием артиллерии потребовались новые материалы.

В некотором смысле история крепостей — это история противостояния ядра и камня, снаряда и брони.

Поэтому этапными моментами в развитии Кронштадтской крепости можно считать периоды ее коренного переустройства, когда на смену дерево-земляным сооружениям пришли каменные, которые, в свою очередь, сменили бетонные и, частично, броневые.

Еще одной интересной особенностью развития крепости было ее интенсивное усиление при едва намечавшихся международных конфликтах.

Стоило осложниться отношениям с Англией, как в Кронштадте начинали строить дополнительные батареи, устаревшие орудия заменять новыми и принимать другие меры к укреплению обороны.

Но и в спокойные годы крепость жила напряженной жизнью со всеми соответствующими проблемами. Армейская и флотская служба — дело нелегкое. А служба на островном форту была труднее вдвойне.

Здесь, кроме обычных караулов, учений и прочих повседневных занятий, на жизнь и службу влияла еще и водная стихия, которая никак не могла смириться с тем, что человек вторгся в ее владения. Ведь все островные форты были построены на искусственных основаниях, то есть отвоеваны у воды.

Самый страшный удар по сооружениям крепости нанесло известное наводнение 1824 года.

Читайте также:  Рождественская сказка в мариинском театре: опера-феерия

В ночь на 7 ноября (ст. ст.) поднялся сильный юго-западный ветер, превратившийся к 10 ч утра в настоящую бурю. Вода достигла отметки 2,9 м выше ординара и затопила все улицы Кронштадта. В городе было разрушено 29 частных домов и множество казенных строений. Не осталось ни одного неповрежденного здания.

При этом погибли 96 человек гражданского населения и некоторое количество военных, в основном часовых, не покинувших без приказа свои посты. Мосты у Цитадельских и Кронштадтских ворот были унесены в море, у всех кордегардий снесло платформы, причем три будки выкинуло на валганг.

Совершенно смыло брустверы по северной стороне, а также в 6-м и 7-м бастионах, на реданах и двух флешах западной стороны.

По словам мичмана В.М. Головина, « Кронштадтские крепости не бурею сорваны, а просто всплыли по малому количеству каменьев, положенных в террасы или срубы оных, ибо их строили не для сопротивления неприятелю и стихиям, но для приятеля, которого, обманув и получив награды, строители достигли своей цели». Такая суровая оценка не всегда отражает реальность бытия.

Крепость была настолько повреждена, что ее надо было во многих частях строить заново. Правда, еще в 1816 и 1818 годах специальные комиссии уже выражали мнение о том, что Кронштадт в таком виде совершенно не удовлетворяет своему назначению.

Однако до разрушительного наводнения серьезных работ в крепости не производилось. И понадобилось еще почти 20 лет, чтобы начать перестройку деревоземляных фортов Кронштадта в каменные.

Но сработаны они были на славу, и многие каменные сооружения того периода пока еще можно увидеть «живыми».

Особый вклад в совершенствование крепости внесли директор Инженерного департамента, герой обороны Севастополя, инженер-генерал Э.И. фон Тотлебен, назначенный на эту должность в 1859 году, и строитель Кронштадтской крепости инженер-полковник К.Я. Зверев. Их имена увековечены в названиях фортов «Тотлебен» и «Зверев» — он же Северный 4-й.

Форты Кронштадта. — DRIVE2

Посещение фортов Кронштадта нами планировалось в конце лета, но обстоятельства перенесли поездку на середину сентября. Это и хорошо и плохо. Хорошо, что мы ездили всей семьёй, а плохо то что не повезло с погодой.

Утром приехали к форту «Константин» (точка 59.996003, 29.702398) на встречу с нашим гидом. По дороге тихо матерился — «Питер уже не тот. Такое чувство, что я приехал в Москву лет 15 назад. Гостям ездить очень не комфортно.

Подрезают, хамят, много негатива…»Форты возможно рассмотреть с дамбы, но это не позволит почувствовать вживую всю мощь и энергетику этих строений.

Форт «Константин» — единственный форт Кронштадта к которому возможно подъехать на автомобиле.

Закинули вещи в катер и вышли в море =)

Форты Кронштадта это цепочка оборонительных сооружений целю которых была защита Санкт-Петербурга от нападений со стороны соседей. Царская Россия на тот момент постройки (1704 год) фортов находилась в перманентном состоянии войны с большинством соседей. Для того, чтобы перекрыть подходы к столице Российской Империи слева и справа от острова Котлин были сооружены эти укрепления.

Первая точка — форт «Александр Первый», или «Чумной». Год постройки 1838-1845.Вблизи с лодки форт производит сильное угнетающее впечатление. Угрюмый безлюдный с чёрными стенами бастион. Высаживаемся на пристань идём заходим внутрь. Больше всего поразило как строили такие крепости.

Все форты возведены в море на искусственных фундаментах. Зимой прорубали полынью и в грунт забивали деревянные сваи. На фундамент форта «Александр Первый» ушло 5000 свай, а на подготовку строительства 4 года. Жуть.

Затем высаживали строителей и те возводили стены. А когда привозили камень для укрепления, лёд выгибался как линза. Представьте, 1838 год, всё делается вручную, по пояс в ледяной воде.

Говорите работа у вас тяжёлая? Ну-ну…

Внутри форта, толстенные стены и амбразуры.

Выглядело это примерно так.Плывёт корапь неприятеля, а ты такой из пушки БАБАХ! БАБАХ! Бдыщ! Попали! Гори вражина проклятущая!

Ключевая достопримечательность по моему мнению — историческая маршевая чугунная лестница.

Подниматься по ней легко, высота ступеней рассчитана для быстрого подъема бегом (маршем). Изящна и красива.

С 1891 года в форте «Александр Первый» располагалась первая в России чумная лаборатория.Здесь изучали чуму, сибирскую язву и другие опасные инфекционные болезни.

Удалённость форта от береговой линии была только в плюс. Без специальной обработки и контроля, никто не мог выехать и приехать в эту лабораторию. И что очень важно, крысы не могли перебраться из форта на берег.

Форт много раз перестраивался, сменялись эпохи и владельцы, но мощь этой крепости осталась неизменной.

Плывём далее.Форт «Пётр I».Доступен только с воды.Изначально был деревянным. К 1833 году форт полностью перестроили из камня.

В казематах форта размещалось 34 орудия, на полубашнях — по 24, а на оборонительных стенках было по 20 орудий. На данный момент — это военный режимный объект.

Форт «Кроншлот». Создан для защиты города от шведов во время Северной войны — в 1704, несколько раз перестроен. Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.

Пока мы плыли к фортам, мимо нас проходили огромные корабли.Точно говорю «бабочки в животе» порхают, когда ты на маленькой лодке с мотором проплываешь мимо этих исполинов. Ощущения аховые =)

Остатки батареи «Князь Меншиков». Изначально батарея была четырехъярусной.В XIX веке тут располагалась 44 пушки.

Когда пушки списывали, из зарывали казённой частью в землю и использовали под хозяйственные нужды.На фото настоящая пушка. Стволом вверх.

Ветер усилился, погода стремительно начала портиться, поэтому к маякам мы подходили быстро — посмотрели и пошли далее.На фото — Передний или Нижний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга После возведения из-за особенностей грунта, дал крен в сторону. За это кронштадтские рыбаки зовут его «Пьяным».

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»).Полностью разрушен после взрыва 19 июля 1923 года. Тут рвануло 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадта и Ораниенбаума.

Длительное время остатки форта использовали как мишень во время учений.

Форт 3 «Граф Милютин».«В 1869 г. полностью забили 6653 сваи в основание казематированной каменной постройки под башнями. Между сваями на 195 см ниже ординара засыпали песок, сами сваи срезали на 105 см выше отсыпки, а пространство до их верха заполнили булыжным камнем на цементном растворе.

По сваям уложили бетонный ростверк на портландском цементе толщиной от 90 до 135 см. На этом основании возвели фундамент высотой 210 см. Промежуток между каменной кладкой и перемычкой заполнили глиной на 90 см выше ординара.

Воду при производстве работ постоянно откачивали металлической помпой, работавшей от локомобиля. »

Резюме.Подробный рассказ про эти крепости займёт очень много времени. Тем кто интересуется историй Русского оружия без труда найдут описание этих сооружений в сети.

Например тут.

Или тут.

Мы получили огромное удовольствие от интересного живого рассказа гида и прекрасной морской прогулки.Если представится возможность — непременно посетите эти живые памятники нашей истории.

Рекомендую. 5 из 5 баллов!

  • PS. Помните про погоду, она может подпортить впечатление =(
  • Спасибо Концерну FCA RUS за предоставленный автомобиль.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector