Коломна: прогулка по романтическому району санкт-петербурга

Коломна

Вид на Никольский собор

За Крюковым каналом располагается район Коломна, это один из самых старых и своеобразных районов города. В Пушкинские времена он был застроен деревянными домами, в которых жили торговцы, мелкие служащие и рабочие-литейщики. Район Коломны находится между реками Мойкой, Фонтанкой Пряжкой и Крюковым каналом.

Это один из самых низменных районов Петербурга, более других страдавший от частых наводнении.

Этот район стал местом действия знаменитых литературных произведений – пушкинского «Домика в Коломне» и гоголевского «Портрета», здесь жили как сами писатели, так и их литературные герои.

Обратите внимание

Долгое время облик этих окраинных мест оставался патриархально-неизменным — огороженные заборами одноэтажные дома с огородами, где доживали свой век мелкие чиновники в отставке. В речке Пряжке плескались мальчишки и стирали белье прачки.

Только во второй половине XIX в. здесь начали благоустраиваться улицы и набережные, строиться доходные дома и магазины.
Тихая окраина Петербурга, больше напоминавшая провинциальный город с садами, длинными заборами и полосатыми будками, постепенно превратилась в район, облюбованный театралами, художниками, писателями и поэтами.


Именно здесь жили родители Пушкина. Центром Коломны служила Покровская площадь, ныне — площадь Тургенева (туда можно попасть, пройдя вперед по Садовой улице). На ней стояла Покровская церковь, которая не сохранилась до наших дней. Со временем
здесь, вблизи Мариинки и Консерватории, стали строить себе дома и состоятельные люди.

Гоголь так писал о Коломне: «Тут все непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция; кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желанья и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка, все, что осело от столичного движенья.

Сюда переезжают на житье отставные чиновники, вдовы, небогатые люди, имеющие знакомство с Сенатом и потому осудившие себя здесь почти на всю жизнь; выслужившиеся кухарки, толпящиеся целый день на рынках, болтающие вздор с мужиком в мелочной лавочке и забирающие каждый день на пять копеек кофию да на четыре сахару, и, наконец, весь тот разряд людей, который можно назвать одним словом: пепельный…».
После революции район опять пришел в упадок.

В наши дни
вдоль улицы Декабристов стоят мрачные здания 1930-х годов, поэтому нет
смысла продолжать пешую прогулку за синагогой и Дворцом культуры имени
Первой пятилетки (который уже снесли и на этом месте находится строительная площадка новой сцены Мариинки). До Музея А. А. Блока вы
можете доехать на трамваях номер 31 или 90 от Театральной площади по
улице Декабристов.

Крюков канал

Пересечение Крюкова канала и канала Грибоедова — отличное место для красивых фотографий. Здесь находятся сразу три живописных моста, где-то возле которых встречались персонажи «Белых ночей» Достоевского Мечтатель и Настенька.

Отсюда в глубине за деревьями виднеется высокая голубая церковь с белой лепниной и пятью золотыми куполами — Николо-Богоявленский морской собор. Рядом – нарядная колокольня собора.

Крюков канал у Никольского собора – одно из самых поэтичных мест в Петербурге: легкая и невесомая, удивительная по красоте и изяществу
 четырехъярусная колокольня отражается в спокойных водах Крюкова канала.

Рейтинг материала:

Your rating: None Average: 5 (1 vote)

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/kolomna

Районы Петербурга. Коломна — рай социофоба

У каждого исторического района Петербурга есть своё лицо. Коломна – рай для эстета и социофоба, приют мрачного декадента, этакий дикий запад Петербурга – непричёсанный исторический центр, место малолюдное, но притягательное. Мы собрали редкие факты и лайфхаки, которые пригодятся собирающимся в Коломну.

Ночь, улица, фонарь. Ты идёшь по тёмной улице, где нет ни души, и слышишь только собственные шаги по мостовой. Заворачиваешь за угол — и видишь арку Новой Голландии через канал, которая светится в ночи, как древнеримский языческий храм. Это — Коломна, тёмная сторона Петербурга. Это место кажется заколдованным ещё с тех времён, когда здесь были только мрачные болота.

Зимой, когда здесь воют вьюги и метели, кажется, что из-за угла выйдет отряд красногвардейцев из блоковской поэмы «Двенадцать». Осенью здесь слышны шаги пушкинского Медного Всадника, скачущего за обезумевшим Евгением. Если вы поэт, вы обязаны погулять по Коломне, но постарайтесь не утопиться в Крюковом канале. Это место — не для слабых духом.

Стили и здания

Граждане часто путаются в границах Коломны, относя к ней Никольский собор, Новую Голландию, первую сцену Мариинки, а то и Троицкий собор. На самом деле все эти достопримечательности находятся за пределами этого исторического района, а Коломна имеет очень чёткие и конкретные границы — водные. С запада её омывает Нева, с севера — Мойка, с юга — Фонтанка и с востока — Крюков канал.

Русские поэты и писатели, бывавшие здесь, отмечали, что этот район будто провинциален, в нём совсем нет имперского пафоса и размаха, свойственного столичному центру.

Смотрите, какая мрачнота.

Стиль Коломны скорее близок к бидермейеру: камерному, буржуазному, умеренно-романтическому, с обилием элементов барокко — и в то же время удобному для людей. Здесь остались дома, которые помнят Пушкина. А главное — остался дух тихого уголка, золотой середины между центром и нецентром.

Здесь хватает и уникальных домиков в стиле северного модерна. Например, «дом-гармошка» на углу Псковской и улицы Володи Ермака. Или дом архитектора Баниге на той же Псковской. Или целый ряд доходных домов за тополями по каналу Грибоедова. Или красивейший миниатюрный «масонский» (на самом деле не масонский) особняк Шрётера на улице Писарева напротив Новой Голландии.

Люди, звери и мосты

Важно

Отсутствие метро в районе можно считать плюсом: ведь именно поэтому привычной уже петербуржцу толпы туристов здесь нет.

За исключением учащихся и сотрудников пары вузов и предприятий тут, в общем, не бывает никого, кроме самих жителей района. А поскольку циклопических многоэтажек в районе нет, то и плотность населения невысокая.

Порой можно пройти по улице в разгар часа пик и встретить за 15 минут от силы нескольких случайных прохожих. Рай социофоба!

Дом Пушкина-Шрёдингера. Александр Сергеевич то ли жил, то ли не жил здесь, в доме №174 по каналу Грибоедова. По последним данным — не жил, но мемориальная доска по-прежнему висит.

Важный лайфхак: чтобы прочувствовать всю камерность района, гуляйте именно по тихим маленьким улочкам, они почти всегда дублируют большие магистрали.

Вместо того, чтобы идти по относительно шумному из-за машин проспекту Римского-Корсакова, лучше прогуляться по Витебской или Псковской улицам, потом плавно переходящим в улицу Союза Печатников.

Вместо Лермонтовского проспекта вполне можно пройтись по параллельной ему набережной Крюкова канала. Вместо Садовой улицы — идите по Канонерской.

«Масонский» особняк Шрётера, угол улицы Писарева и Мойки. Конспирологи видят в циркуле на фасаде таинственные знаки, хотя Шрётер просто изобразил свой рабочий инструмент архитектора.

А вот бобры, в отличие от Смоленки, в Фонтанке и Пряжке всё же не водятся. Но если повезёт, именно здесь можно встретить редких для города: весной и летом — скворца, зимой — синиц и снегирей, круглый год — уточек, которых можно покормить прямо из рук. Кря.

Чирик-чирик.

Совет

В Коломне очень хорошо чувствуется, что Петербург — морской город. Местные пейзажи напоминают Амстердам и вообще Голландию. Прямых выходов к морю тут нет, зато есть Крюков канал и канал Грибоедова, Пряжка, Фонтанка, Мойка.

И снова кря.

Поэтому в районе огромное количество мостов: больших и маленьких, пешеходных и автомобильных.

Например, стоя на мосту в створе Садовой улицы рядом с колокольней Никольского собора, можно увидеть с десяток других мостов.

Просто вращайтесь вокруг своей оси, и в ваше поле зрения попадут все мосты через Крюков канал, три переправы через канал Грибоедова, а самые глазастые увидят и Фонтанку с Мойкой.

Устье Фонтанки с высоты птичьего полёта. Справа хорошо видна треугольная площадь Репина, краснокирпичная съезжая часть и застройка Коломны доходными домами.

А чуть поодаль на запад, уже за Английским проспектом, стоит пешеходный Коломенский мост. По нему даже не скажешь, что его создали уже в 1960-е годы. Это — первый в СССР цельноалюминиевый мост, до него такие сооружения существовали лишь в Великобритании и Канаде.

Собственно, вот и он.

К сожалению, в Коломне слишком много разрухи. Обрашпанные стены, разрушенные дома, грязь и развалины — здесь этим никого не удивишь. Это, конечно, добавляет нуарной эстетики, но хотелось бы иного.

Коломна в кино

Кино здесь тоже снимали. Например, кусочек района хорошо виден в фильме «Осенний марафон» — в сцене, когда герой Олега Басилашвили с любовницей встречают на мосту её незадачливого поклонника Пташука. Это Краснофлотский мост у Новой Голландии, который расположен рядом с Поцелуевым — тем самым, который вошёл в историю по известной песне Утёсова «Ленинградские мосты».

Обратите внимание

Герои «Осеннего марафона» на Краснофлотском мосту через Мойку, который соединяет Коломну с Адмиралтейской частью. На заднем плане — Поцелуев мост. Романтика!

Немного Коломны мелькает в комедии «Приключения итальянцев в России»: пара скульптур львов была установлена на Садовой улице — очевидно, создатели картины хотели показать вид на всё тот же Никольский собор. Забавно, но тут, у дома Суворова, где полководец провёл последние годы жизни, настоящие скульптуры львов на самом деле никогда не стояли — это выдумка режиссёра и художника-постановщика.

Зато знакомые места хорошо видны в малоизвестной сатирической короткометражке 1986 года «Голос» Владимира Бортко с Семёном Фарадой в главной роли.

В ту пору здесь всё было очень плохо с ЖКХ: Садовая вечно была перерыта, вместо мостовой зияли канавы в несколько метров глубиной — меняли трубы.

Вот зритель и видит, как бедный Фарада скачет через эти ямы, чтобы попасть в кинотеатр «Рекорд» на углу Садовой и Лермонтовского. Сейчас тут всё хорошо, а те художественные кадры с реальными ямами вошли в историю.

Появляется Коломна и в сравнительно недавних картинах. Например, в многосерийной экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова 2005 года.

Интересно, что знаменитую первую сцену встречи Воланда с Бездомным и Берлиозом на Чистых прудах на самом деле снимали в Петербурге на площади Тургенева.

В отличие от столичных городских пейзажей, здешний облик зданий совсем не изменился за 80 лет. А ещё и трамваи тут ходят: можно было сразу отснять гибель Берлиоза от рук вагоновожатой-комсомолки.

А это дом из «Питер FM»

Важно

Наконец, поклонники фильма «Питер FM» обязательно узнают красивый модерновый дом на Фонтанке, у Египетского моста — он часто появляется в кадре картины.

Это дом Капустина — первого российского автогонщика и пропагандиста автомобильного движения. Правда, после ремонта он выглядит уже не так романтично и не похож на замок, а построенный рядом с ним дом и вовсе портит вид.

И всё же капустинский особняк по-прежнему узнаваем и остаётся героем инстаграма.

О пище физической и духовной (храмы и где поесть)

Еды здесь хватает. От совсем бюджетных шавермячечных, коих тут много (на Английском проспекте, Лоцманской и Мясной улицах — в последней, кстати, работают этнические курды) до заведений классом повыше.

В Коломне много ресторанов и кафе национальной кухни: грузинских, китайских и даже кошерных еврейских (на Лермонтовском проспекте, что логично — там находится синагога).

Отдельно рекомендуем милое маленькое кафе «Щелкунчик» на Союза Печатников, почти сразу за Мариинкой — тут хороший кофе и отличные карельские калитки из собственной пекарни.

Всё-таки здесь чертовски красиво.

А вот питейных заведений в районе почти нет. Можно зайти пропустить кружку-другую пива в гостиницу (новый дом в самом конце Канонерской улицы), но там дорого.

Впрочем, — что греха таить! — в хорошую погоду многие граждане распивают вино прямо на набережной канала Грибоедова, любуясь Исидоровской и Никольской церквями.

Правда, всегда следует помнить, что этим они нарушают действующее законодательство. Возьмите с собой пакетик.

Совет

И важный момент — в маленьких кафе и ресторанчиках Коломны зачастую отсутствует безналичный расчёт. Так что позаботьтесь об обналичивании вашей кредитки заранее, благо банкоматов и отделений Сбера в округе достаточно.

В эстонской лютеранской Яани Кирик регулярно дают органные концерты. Вечерами храм красиво освещён.

Духовной пищи в Коломне также предостаточно — на любой вкус. Даже несмотря на то, что ряд церквей здесь был уничтожен в советские годы (Покровская, Воскресенская), район по-прежнему отличается обилием религиозных зданий.

Причём самых разных вероисповеданий: католицизма, православия, лютеранства, иудаизма. Очень советуем посетить все их, даже если вы полнейшиий атеист — ведь в коломенских храмах часто проходят культурные мероприятия, никак не связанные с религией.

Например, в католическом храме Святого Станислава и эстонской Яани Кирик регулярно дают отличные органные концерты.

Петербургская Большая хоральная синагога — вторая по величине синагога в Европе после Будапештской.

Читайте также:  Опера «свадьба фигаро» в мариинском театре

Отдельно стоит зайти в Большую Хоральную Синагогу на Лермонтовском, 2 — главное здание петербургских иудеев. Особого дресс-кода для этого не нужно, хотя лучше идти не в шортах и мини-юбках.

Кроме того, у мужчин, в отличие от православных храмов, наоборот, голова должна быть покрыта. Но если шапки или бейсболки у вас не окажется, вам выдадут настоящую кипу — маленькую еврейскую ермолку.

Обратите внимание

С непривычки её может быть тяжеловато удержать на голове, особенно если голова лысая. И нет, после этого рептилоиды не принесут вас в жертву.

Тут есть знаменитый Коридор Шёпотов: в холле синагоги настолько сильная акустика, что достаточно прошептать что-то у одной стены — и вас прекрасно услышат через 50 метров у другой. К слову, зайти в синагогу можно практически в любой день, кроме, пожалуй, субботы. И важно помнить, что суббота у иудеев начинается вечером пятницы.

И последнее. Особая прелесть Коломны в том, что это рай не только социопата, но и нищеброда. Значительная часть вышеупомянутых культурных мероприятий стоит копейки (100-200 рублей), а то и вовсе бесплатна. Это касается клуба «Что? Где? Когда?» в синагоге и некоторых концертов в Мариинке, звуков органа в костёле и кирхе, лекций в библиотеках и кинопоказов в местных галереях.

Хотите прочувствовать весь томный декаданс Петербурга? Коломна ждёт.

Только осторожнее по ночам: отсутствие метро и дешевизна района нередко притягивают разного рода маргиналов, с которыми при неосторожности можно нарваться на конфликт. Постарайтесь избежать старого доброго ультранасилия. Иначе нам придётся писать руководство по рукопашному бою.

Дмитрий Витушкин

Также читайте:

Районы Петербурга. Нежный ветер Примы, Бродский и бобры

Источник: http://luna-info.ru/discourse/column/

Прогулки по Коломне — старинному району Петербурга

10 апреля 2017 | 18:00| Где это

Коломна – один из старинных районов Петербурга, который существовал уже в XVIII веке и был «дремучей» окраиной города.

Так как это место считалось практически городским отшибом, жить здесь было непрестижно, а значит, не очень дорого. Сегодня это фактически центр города, однако до сих пор этот район производит довольно мрачное и гнетущее впечатление.

«Диалог» вместе с историками-краеведами Михаилом Уваровым и Игорем Ивановым из проекта #окологорода прогулялся по Коломне.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Во многом из-за своей дешевизны и запущенности Коломна – место, пропитанное литературным духом, благодаря тем, кто в ней жил. Ведь, как известно, художник должен быть голодным, а лучше — страдать. Сегодня мы раскроем Коломну именно в таком свете, используя строки великих творцов, которые жили на её тихих спальных улицах.

«Как известно, под Москвой тоже есть топоним «Коломна», однако наша Коломна никак не связана с названием старинного русского города. «Коломна» – искажённое «колонна», либо от параллельных прямых улиц, либо от верстовых столбов-колонн, обозначавших начало дорог в Петергоф и Нарву, один из которых сохранился с екатерининских времён на площади Репина», — рассказывает Игорь Иванов.

Начнём прогулку с юга, как раз от площади Репина. Впереди — разноэтажные доходные домики и полицейская часть с каланчой, а за спиной – Старо-Калинкин мост, перекинутый через Фонтанку ещё при Екатерине II.

Мост этот не прост: «По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели», – именно здесь гулял гоголевский призрак Акакия Акакиевича.

Видимо, раньше это место в сознании горожан было чем-то в духе сегодняшних районов проспекта Ветеранов или «Просвета». Вот и призраки расхаживали.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Далее двигаемся вдоль Фонтанки. Подходим к дому 185, ведь именно здесь долгое время жил Александр Пушкин. Дом 12 по набережной Мойки — несколько мифологизированный адрес из-за того, что именно там поэт ушёл в мир иной.

А здесь, в этом ярком зеленом доме в Коломне, Пушкин жил целых три года: с 1817 по 1820.

Это была его первая квартира после Царскосельского лицея, здесь была дописана поэма «Руслан и Людмила» и многие стихи, к примеру, «К Чаадаеву» («Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья…»)

фото:  Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Прогуливаясь по просторам Коломны, набредаем на Люблинский переулок, дом 2. Архитектором дома был Александр Лишневский, постройки которого обычно отличаются симпатией (видимо, его личной) к чертовщине и тёмной романтике — но конкретно этот домик светлый и аккуратный.

«Стиль северный модерн, больше даже в духе Выборга или Хельсинки.

Важно

Цоколь облицован гранитом, декор скромный, сдержанный, используется майоликовая плитка, сам дом чем-то отдалённо напоминает средневековый замок – всё это приметы северного модерна, уникального стиля, характерного только для Скандинавии, Прибалтики и Санкт-Петербурга», — замечает Игорь Иванов.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Нам удалось зайти в парадную, внутри которой всё-таки ждали нас черти. Под потолком.

Следующая остановка – набережная Крюкова канала, дом 23. Дом этот примечателен тем, что именно здесь, в Коломне, на Покровском острове, умер великий полководец Александр Суворов — при том, что в Петербурге он практически не жил.

«Интересный факт, что у Суворова в клетке жил снегирь, и тот научил птицу петь военные марши.

И, когда Александр Васильевич уже умирал, к нему заходил поэт Гавриил Державин, позже написавший стихотворение «Снегирь», как бы укоряя поющую птицу, за то, что она поёт, когда её хозяин уже мертв», — рассуждает Михаил Уваров.

Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, снигирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных

Нет уже с нами! — что воевать?

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Площадь Тургенева – тоже часть исторической окраины. Раньше здесь стояла Покровская церковь, в которую ходил Пушкин.

Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову — и в воскресенье

Там слушать русское богослуженье…

«Красивая церковь, колокольня которой замыкала перспективу Садовой улицы, дала название Покровскому скверу, Покровской площади, переименованной позже в честь Тургенева (хотя он здесь не жил), и Покровскому острову. Церковь была построена на рубеже XVIII и XIX веков и пала жертвой сталинских репрессий в 1930-е», — рассказывает Игорь Иванов.

На этой же площади, по адресу: Садовая улица, дом 24, при входе в ресторанчик «Му-Му» сидит собачка, а внутри заведения со стаканом на нас смотрит бронзовый Герасим.

Проходим несколько кварталов на северо-запад и попадаем на набережную реки Пряжки, в створ улицы Декабристов (бывшей Офицерской). Здесь в угловом доме расположен музей-квартира Блока. «С 1912 года и до своей смерти в 1921 году Блок жил в доме №57 по Офицерской улице, которая сейчас Декабристов.

Интересно, что этот дом до сих пор остаётся, можно сказать, крайним в городе. Дальше только река Пряжка с легендарной психбольницей и Адмиралтейские верфи. Именно здесь была создана поэма «Двенадцать». Блок и Революция — отдельная тема, оставим её литературоведам. Поэт утверждал, что физически ощущал шумы революции, работая над поэмой.

В этом же доме Александр Блок тяжело и долго умирал», — рассказывают историки.

Улица Декабристов выводит нас к Театральной площади – второму коломенскому центру. Именно эта площадь, называвшаяся в XVIII веке «Карусельной», запечатлена на известной картине Фёдора Алексеева «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра».

Совет

Действительно, на месте, где сейчас находится Консерватория имени Римского-Корсакова, был Большой театр, а на всём остальном месте 7 ноября бушевала стихия. Это было одно из самых разрушительных наводнений, затопившее всю Коломну. Оно и увековечено в «Медном всаднике».

Александр Грибоедов во время этого бедствия жил неподалёку и оставил свидетельство того злополучного дня: «Подхожу к окошку и вижу быстрый проток; волны пришибают к возвышенным тротуарам; скоро их захлестнуло… вид ужасный: где за час пролегала оживленная, проезжая Офицерская улица, к Театральной площади катились ярые волны с ревом и с пеною, вихри не умолкали…»

Фёдор Алексеев «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра»/изображение с сайта ru.wikipedia.org

Сейчас, пожалуй, это единственное шумное место в Коломне. Уходим обратно в тишину.

Переходим по Львиному мостику над каналом Грибоедова (бывший Екатерининский), пересекаем маленькую Малую Подъяческую улицу и снова утыкаемся в канал Грибоедова. Стало ясно – мы приближаемся к самой странной части Коломны, которую канал огибает петлёй.

Подъяческие улицы (их всего три: Большая, Средняя и Малая) Фёдор Достоевский вывел в своём «Преступлении и наказании». А сам Фёдор Михайлович именно на Малой Подъяческой обитал в 1864 году, когда писал роман.

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу», — вчитываясь в текст романа, Михаил Уваров находит дом старухи-процентщицы на набережной канала Грибоедова, под номером 104.

По тексту произведения, Родион Раскольников свернул куда-то вправо во двор, и мы идём за ним. Перед нами только одна историческая дверь – её и приняли за «ту самую».

Существует легенда, что будто бы если ночью в неё постучать четыре раза, скрипучий голос ответит: «Что, принёс денежки?» А на стене в этом же дворе меловые отметки: как будто бы Алёна Ивановна до сих пор записывает, кто и сколько ей ценного принес.

Завершим прогулку по Коломне у так называемого Семимостья, напротив Никольского собора. Считается, что здесь нужно целоваться, не смотря на то, что вроде бы есть специальный для этого занятия Поцелуев мост. Но, оказывается, тот мост назван так исключительно по фамилии купца, жившего неподалеку.

Обратите внимание

Коломна прекрасна и ужасна одновременно. Она не настолько помпезна и нарядна, чтобы слепить глаза, но и в однообразии её не уличишь. Неприветливая, скрытная и какая-то сутулая, заполненная большим количеством коренных старушек и алкашей.

Просторная из-за отсутствия туристов, но сконцентрированная судьбами людей, которые в ней жили, сходили с ума, творили и умирали. Коломна – обветшалое гетто. И если бы в XIX веке уже существовал рэп, то именно ей посвятили бы что-то из разряда «от Ветеранов до Стачек дворами». Хотя, может быть, и к лучшему, что его тогда не было.

Ведь район Коломны – окраина совершенно другого времени, других зданий, улиц, атмосферы и художественного контекста.

Подготовила Ксения Савельева / ИА «Диалог»

Источник: https://topdialog.ru/2017/04/10/gde-eto-kolomna/

Коломна, Никольский собор в Петербурге и семь мостов

Автор: TorПросмотров: 19965

 Коломна в Петербурге. Фото.

 Есть в Петербурге места, о которых мало знают даже сами петербуржцы, не говоря уже о туристах. Один мой знакомый, москвич, как-то сказал: раньше думал, что в Петербурге после 19.

00 пойти некуда, потому как все музеи уже закрыты, в театрах спектакли начались. А теперь точно знаю, что просто гуляя вот по таким малоизвестным местам, открываешь для себя совершенно новый и неизвестный Питер.

Об одном из таких уникальных мест с названием Коломна, я и хочу вам рассказать. Коломна в Петербурге. 

  Вообще в Питере, если задаться целью и покопаться в первоисточниках, таких интересных мест можно найти, практически, в каждом квартале. Но, это нужно копаться в путеводителях и много читать. Зато цель оправдывает средства. Итак, Питерская Коломна или Коломна в Петербурге.

Это в Адмиралтейском районе. Расположена Коломна от Никольского собора до площади Репина между речками Фонтанкой и  Мойкой. И ещё это Театральная площадь со знаменитым Мариинским театром. Более точно район можно ограничить реками Фонтанка, Пряжка, Мойка и Крюковым каналом.

Смотрим красивые фото Коломны.      

Район Коломна в Петербурге. На фото Никольский собор зимой.

   Происхождение названия Коломна в Петербурге имеет не одну версию. Самая распространенная из них произошла от, якобы, переехавших сюда переселенцев из пригорода Москвы, села Коломенское, которые, в свою очередь, в Коломенское попали из Коломны, что в Московской области.

   Во времена Екатерины II Коломна представляла собой захолустье на окраине города. Жили здесь в основном мелкие чиновники, торговцы и ремесленники. В книге «Фаворит» В. Пикуля Коломна упоминается, как злачное место, где в публичных домах проводил время советник императрицы А.А. Безбородко. 

   Вот, что пишет В. Пикуль о Коломне Петербурга тех времен: «Уголовный люд, обретя свободу, спешил укрыться от гнева Божия в трактирах Охты и деревни Автовой, растекался по злачным вертепам кварталов Коломны. Порядочные люди сюда не заглядывали.

Важно

А если кто из господ и был охоч до «клубнички», но делал это аккуратно, одевшись простенько, чтобы его там не приметили».

Читайте также:  Исаакиевская площадь в санкт-петербурге: достопримечательности

До сих пор на берегу Фонтанки сохранились эти двух-трех этажные здания с высокими потолками, деревянными лестницами и мрачными парадными.

   Наряду с этим, прогуливаясь по Римского-Корсакова, я замечал через не зашторенные окна офисных помещений вторых этажей расписные потолки, украшенные лепниной. А в  повести «Портрет» Н.В. Гоголь так описывает это место: «Тут всё непохоже на другие части Петербурга, тут не столица и не провинция, здесь всё тишина и отставка». В свою очередь А.С. Пушкин поселил здесь Е. Онегина.

Вид на Никольский морской собор со стороны Семимостья.

   Наибольший интерес в районе Коломна в Петербурге, на мой взгляд, представляют мосты. Их здесь множество в виду того, что очень много речек и каналов. Как следствие, при наводнениях этот район хорошо притапливается. Однажды, в конце ноября 1986 г., я наблюдал такую картину. Задул сильный ветер и уровень воды в канале Грибоедова в районе пл. Репина стал резко повышаться.

Буквально в течение пары часов её уровень достиг края тротуаров и водичка медленно стала растекаться вдоль улиц. Затоплена оказалась лишь проезжая часть улиц и немного пешеходные зоны. На следующий день температура воздуха резко понизилась, ветер прекратился и водичка отступила, но при этом все улицы вместе с тротуарами превратились в сплошной каток.

Перемещаться по городу было практически не возможно.

Коломна в Петербурге. Красногвардейский мост и купола  Никольского морского собора.

   Место, заслуживающее особого внимания в районе Коломне и которое я настоятельно рекомендую посетить каждому, кто приезжает в Питер, это, безусловно, набережная Крюкова канала рядом с Никольским собором. А именно место со стороны ул.

Садовая на набережной, где расположены сразу несколько мостов. Очень напоминает Венецию. Это как раз то место, откуда можно наблюдать сразу семь мостов. В простонародье место это зовется Семимостье.

Правда, многие мои знакомые петербуржцы утверждают, что с этого места видно девять мостов. Спор у нас продолжается до сих пор.

Красногвардейский мост.

   Итак, попробуйте сами. Находим Пикалов мост и встаём на него так, чтобы Никольский собор был от нас по левую руку. Перед нами будет Красногвардейский мост. За ним прямо по каналу Грибоедова видим Ново-Никольский мост. Далее по часовой стрелке: Старо-Никольский мост.

Совет

По нему проходит ул. Садовая. За ним прямо по Крюкову каналу виден Смежный мост. За ним сразу начинается река Фонтанка (Крюков канал впадает в Фонтанку). Поворачиваемся дальше по часовой стрелке. Т.е.

следующий мост будет у нас за спиной (относительно первоначального нашего положения) и называется он Могилёвский мост. Поворачиваемся ещё немного и видим Кашин мост и за ним вдалеке разглядываем Торговый мост. Всё. Семь мостов.

Где ещё два? Говорят, что при желании за Кашиным мостом можно рассмотреть ещё мост Декабристов и Торговый. Если кто разглядит, потом скажите.  

   Если пойти вдоль набережной Крюкова канала, то через Театральную площадь дойдете до Поцелуева моста. Версий названия этого моста существует несколько. Наиболее правдивая, на мой взгляд, но и одновременно прозаичная, вот эта. Купец Поцелуев в своём доме содержал банальный кабак с названием «Поцелуй». Название кабака постепенно перетекло в название моста.

Всего лишь. И ничего романтичного. Видимо красивое название понравилось больше, отсюда и всякие легенды о поцелуях и пр. Хотя многие питерские экскурсоводы настоятельно рекомендуют целоваться на этом мосту и загадывать желание. Кстати, как только, стоя на Семимостье, насчитаете семь мостов, сразу загадывайте желание. Утверждают, что оно непременно сбудется.

  Продолжаем гулять по району Коломна в Петербурге дальше и идем вдоль канала Грибоедова в сторону Могилёвского моста. Здесь находится церковь Святого Исидора. Или по другому, Свято-Исидоровская церковь.

В  конце 80-х годов вдоль канала по правой стороне, если идти в сторону Могилёвского моста, была великолепная аллея высоченных  тополей. Тихое это место привлекало влюбленные парочки и местных рыбаков, которые прекрасно проводили время в тени возле ограждения канала.

Именно на этом месте проходили съёмки фильма «Жизнь Клима Самгина». Снимали эпизод расстрела демонстрации 1905 г. 

Обратите внимание

   Теперь тут голое место. Кому аллея  помешала? Так вот, сразу за Могилёвским мостом, на пересечении Лермонтовского и Римского-Корсакова проспектов и находится Свято-Исидорская церковь. В настоящее время она действующая. Архитектор А. Полещук.

Свято-Исидорская церковь.

Историки утверждают, что Свято-Исидорская церковь когда-то  принадлежала эстонской диаспоре в Петербурге. Строилась она на народные пожертвования, а первый взнос на её строительство сделал Иоанн Кронштадский.

   Началось строительство в 1903 году. После, с приходом к власти большевиков, у церкви была мрачная история. Эстонской общине она уже больше не принадлежала. Ещё знаю, что до 1993 года в здании церкви размещалось что-то вроде художественной студии и только после 1993 года церковь передали РПЦ. В настоящее время, как я уже говорил, здесь проводятся богослужения.

   Но самый известный, величественный и уникальный храм Коломны в Петербурге это Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор. Или в народе Никольский собор в Питере.

Главный вход в Никольский морской собор с Санкт Петербурге.

   Архитектор С.И. Чевакинский. В XVIII веке на этом месте располагался плац Морского полкового двора, точнее его казармы. При дворе со временем появилась небольшая деревянная церквушка, и уже позднее было принято решение построить каменный собор. Историки утверждают, что идея постройки принадлежит Петру I.

Однако есть точные данные, что ходатайствовал о строительстве Никольского собора в Санкт Петербурге в честь Николая Чудотворца перед императрицей Елизаветой Петровной князь М.М. Голицын, на что та дала своё величайшее согласие в 1752 году.

В последствии Екатерина II даровала собору десять образов в честь победы над шведским и турецким флотами.

На фото Никольский собор в Санкт Петербурге.

   С тех времен Никольский морской собор олицетворяет морскую славу России. Николай Чудотворец является покровителем всех странствующих, в том числе и военных моряков.

   Тесная связь между  Николо-Богоявленским кафедральным Морским собором продолжалась и в наши дни. Особенно заметно влиял на толщину кошельков служителей собора быт военных моряков. Так во времена СССР рядом с собором на Римского-Корсакова располагалась военно-морская воинская часть.

Котельная воинской части, работающая на угле, постоянно выбрасывала в небо тучи угольной пыли, которая в свою очередь благополучно оседала на золоченых куполах. Однажды настоятель Никольского морского собора пришел к военным морякам и предложил им за счет РПЦ построить котельную на жидком топливе.

Важно

Чтобы продукты горения не так сильно загаживали купала. В то время штука не дешевая, но наши доблестные воины от такого щедрого подарка отказались по причине того, что церковь от государства отделена.

Так и продолжалось оседание угольной трухи на уникальных куполах Никольского морского собора, что, в конечном результате, приводило к более частому их золочению.

Никольский морской собор со стороны Пикалова моста.  

 Добраться до Николо-Богоявленского собора и Семимостья можно от станции метро «Сенная площадь» пешком или на маршрутке. Такая вот она, Коломна в Петербурге.

Автор фотографий Майя Комарова. За что ей огромное спасибо!

Источник: http://all-worlds.ru/kolomna-nikolskii-sobor-v-peterburge-i-sem-mostov

Экскурсия по Петербургской Коломне

Экскурсии по Санкт-Петербургу → Историко-архитектурные экскурсии → Экскурсия по Петербургской Коломне

Место, где располагается Петербургская Коломна, можно по праву считать самым старейшим районом города. Стоит ли говорить, что оно таит в себе невероятную череду загадок, драм и необыкновенных историй?

Гид расскажет самые невероятные истории самого старого района Питера специально для вас.

Он поведает вам о месте, которое являлось свадебным подарком, а сейчас числится в списке главных центров по подготовке спортсменов, в будущем зарабатывающих олимпийские медали! Также гид расскажет искушённым слушателям о знаменитом по всему миру аромате «Шанель № 5”, который, как оказывается, имеет русские корни.

Гид посвятит Вас в тайны личной жизни (а именно в секрет её отсутствия) последнего генерал-адмирала России, который был невероятно известен и знаменит. Помимо всего прочего вы узнаете о пикантных подробностях из личной жизни самой императрицы Екатерины Великой и её наивного супруга, а также о благородной «мести» известной балерины Анны Павловой своему любовнику.

Гид также расскажет о великой музе одного из самых легендарных поэтом России — Александра Блока. Не правда ли всё звучит заманчиво и интригующе? И это лишь малая часть того, что вы сможете узнать, пройдясь по самому романтичному району города.

Одним из прекрасных бонусов данной экскурсии — прекрасные фотографии на фоне красивых зданий и удивительной архитектуры в старинном стиле.

Совет

Экскурсия будет действительно чудесной, так как она не сможет пройти без волшебства… Говорят, что если загадать самое заветное желание на Семимостье, то оно обязательно сбудется! Пожалуй, это действительно стоит проверить!Экскурсия индивидуальна (то есть проводится для вас и ваших приятелей), что в полной мере поможет вам узнать интересные для себя факты. Гид ответит на все интересующие Вас вопросы и поможет вам узнать что-то новое для себя. Забронировать экскурсию можно далее на сайте. После подтверждения бронирования, вы можете оплатить 20% стоимости данной экскурсии на нашем сайте, остальную часть суммы вы оплачиваете гиду перед экскурсией или после. Наслаждайтесь прекрасной историей прекрасного города!

Стоимость

2400 руб. за 1-2 человек или 900 руб. за человека, если вас больше

Для какой компании

До 12 человек, без детей

Продолжительность

2.5 часа

Не нужно платить заранее

Вам не нужно ничего платить, пока вы не получите ответы на свои вопросы, и гид не подтвердит экскурсию. После подтверждения вы оплачиваете 16% стоимости на сайте, а остальные деньги на месте гиду после экскурсии.

*Гид отвечает в течение 2 часов

Источник: http://kudapiter.ru/excursion/arhitektura-i-istoriya/981-ekskursiya-po-peterburgskoy-kolomne.html

Прогулки по Коломне

Жители Петербурга уверены, что первая ассоциация, которая всплывает в памяти у мало-мальски образованного русского человека при упоминании Коломны — это веселая пушкинская поэма «Домик в Коломне». Впрочем, для нашей прогулки такая уверенность вполне подходит: речь действительно пойдет не о древней подмосковной Коломне, а об одном из самых своеобразных районов Петербурга.

Питерская Коломна — бывшая западная окраина города, ограниченная водными артериями — Крюковым каналом, Фонтанкой, Большой Невой, Ново-Адмиралтейским каналом и Мойкой.

Несмотря на свое окраинное положение, Коломна — один из старейших районов Петербурга, для многих именно здесь обитает подлинная душа города.

Некоторые выдающиеся достопримечательности, относящиеся к Коломне, известны далеко за ее пределами: Новая Голландия, Никольский собор, Мариинский театр, Алексеевский дворец… Но сегодня речь пойдет не о них.

Поэты Коломны

«…У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой будкой. Вижу я теперь
Светелку, три окна, крыльцо и дверь»…

— так описывает Александр Сергеевич жилище главных героинь поэмы «Домик в Коломне». Именно такие маленькие домики были характерны для коломенской застройки пушкинских времен. Большая часть этих «смиренных лачужек» исчезла без следа, некоторые — еще при Пушкине, о чем поэт и сообщает в следующих строках поэмы: «…Лачужки этой нет уж там. На месте ее построен трехэтажный дом».

Однако несколько домиков пушкинской поры сохранились до наших дней. Это особняки скромных размеров и вида, они легко обнаруживаются на Псковской улице — дома № 14 (дом Е.З.Браун) и №8 (дом Фомина), на набережной канала Грибоедова (№ 174, дом Апраксина), на углу Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников (особняк Е.М.Эльманович).

Среди них выделяется эффектный особняк на набережной реки Пряжки, 50. Его украшает четырехколонный дорический портик, над воротами красуется львиная голова.

Особняк этот принадлежал известному мастеру-каменотесу Самсону Суханову, чья артель создавала скульптурные группы для зданий Биржи, Горного института и Адмиралтейства, колонны Исаакиевского и Казанского соборов, гигантскую «царь-ванну» в Баболовском парке. Свой особняк Суханов построил в 1810-м, когда его дела шли в гору и он записался в купцы 2-й гильдии.

К несчастью, владел он этим домом недолго. В 1820-е на Ладоге затонула баржа, которая везла постаменты для памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. Суханову пришлось заплатить большую неустойку, он разорился и был вынужден продать особняк.

Однако пора упомянуть, что Александр Сергеевич о Коломне не только писал — он здесь жил у родителей в 1817-1820 годах, с момента выпуска из лицея вплоть до ссылки на юг.

Главный пушкинский адрес Коломны — набережная реки Фонтанки, 185. Увы, позднее этот дом был перестроен, и сейчас его вид совершенно не соответствует пушкинской эпохе.

Однако мемориальная доска не дает забыть о самом знаменательном событии в жизни дома на набережной.

Читайте также:  Международный зимний фестиваль площадь искусств 2019

Источник: http://strana.ru/journal/22924042

МедиаУдар. Санкт-Петербург. Социологическая прогулка по Коломне

«Социологическая прогулка  по Коломне: исследование социальной среды города и местных сообществ», организованная Открытой Лабораторией Город (Санкт-Петербург)  в рамках семинара Центра Художественного активизма (Нью-Йорк).

4 июня, площадь Тургенева

Расшифровка аудиозаписи.

Фото: Татьяна Сушенкова

Участники: Татьяна Волкова (искусствовед, куратор,  Москва), Лилия Воронкова (социолог, Санкт-Петербург), Александра Ненько (социолог, Санкт-Петербург), Анастасия Головнева (студент социолог, Санкт-Петербург), Любовь Чернышова (студент социолог, Санкт-Петербург),  Юлия Колесова (психолог, Санкт-Петербург), Павел Митенко (художник, активист, Москва),  Дмитрий Пиликин (художник, Санкт-Петербург), Антон Польский  (Make) (художник, активист, Москва), Матвей Крылов ((Скиф), художник, активист, Москва) и др.

Александра Ненько: Мы находимся на площади Тургенева – это одна из точек наших исследований. Еще здесь рядом площадь Кулибина или Квадрат, как ее еще называют.

Мы предлагаем вам сегодня посмотреть внимательно на площадь Тургенева и площадь Кулибина и пространство между ними, т.

Обратите внимание

к мы планируем здесь проводить совместную акцию и нам надо посмотреть на контекст, учесть особенности пространства. Сейчас мы пойдем на «разведку» – сбор информации.

Лиля Воронкова:  Тут достаточно плотная застройка, поэтому любая площадь, любой сквер представляют собой общественное пространство, на которое огромный спрос: людей, которым надо где-то гулять с детьми, общаться, встречаться, намного больше, чем пространств, которые готовы их принять. Соответственно, в ситуации, когда спрос превышает предложение, возникает конфликт из-за пространства. И за любой кусочек более-менее свободной земли, которую вы здесь увидите, происходит конкуренция, борьба.

Александра Ненько: Да, это одна из особенностей, которую не увидеть невооруженным взглядом. Нам сегодня нужно погрузиться в жизнь этого места и попробовать пообщаться с людьми, которые здесь присутствуют. Сейчас я хочу вернуться к результатам исследований, которые у нас были  – мы смотрели, как зонировано пространство, где какие находятся группы.

Анастасия Головнева:  Во-первых, здесь нет Тургенева (памятника). Единственный элемент, который с ним связан, – это кафе «Му-Му».  В правой части от нас есть стела, которая стоит на месте, где когда-то была церковь.

Александра Ненько: Ситуация, когда была церковь – и нет церкви, повторяется и на площади Кулибина. И многие люди говорят: Почему бы не реконструировать церковь? А другие говорят: Нет, у нас и так нет мест, где отдыхать, а вы хотите еще одну церковь здесь. В этом есть определенное противоречие.

Анастасия Головнева:  И то же самое на площади Кулибина. Некоторые люди крестятся в сторону стелы, то есть она является неким религиозным символом, несмотря на отсутствие церкви.

Александра Ненько: Так или иначе – это единственный культурный символ, воплощенный памятник на этой площади.

Лиля Воронкова: Это центральный район, он очень близко расположен к туристическим маршрутам и достопримечательностям, но мы его назвали «деревня в городе», так как до сюда люди из города не доходят: большинство, кого мы здесь встречали, были местные жители с сильной локальной идентичностью. Чуть ли не единственная положительная вещь, которая звучала во всех интервью – «Мы любим Коломну! Коломна – самое лучшее место в городе, на земле». Я не слышала ни одного высказывания человека, который хотел бы отсюда переехать.

Александра Ненько: То есть это говорит о том, что есть ощущение места, привязанности к месту. Люди не стремятся переехать на Невский, к примеру.

Анастасия Головнева:  Но так как дефицит мест для отдыха, молодежь часто нам говорила, что они ездят отдыхать в центр.

Важно

Александра Ненько: Не просто дефицит, но и само качество этих пространств… как вы видите, кроме стандартных функций  – детская площадка, еще одна такая же площадка, туалет (и это уже достижение), растительность, лавочки и мусорки – здесь ничего нет.

И вот элементы неблагоустройства – молодежи, кроме как сидеть на лавочках и заниматься обсуждением чего-то или, скорее, распитием спиртных напитков, чем они очень часто и занимаются, им просто здесь нечего делать, не на что обратить внимание, это пустые в плане практик места.

Мы обращаем внимание на то, какие люди здесь находятся – социальные типы. Мы примерно можем определить на глаз пол и возраст. Вот мама с ребенком, у нее есть определенные потребности: чтобы пространство было безопасным, чистым, чтобы ребенка не укусила собака.

А вот есть собачник с собакой, и между ними может возникнуть напряжение, ведь они оба претендуют на пространство – и тому, и другому надо где-то гулять.

В пространстве Коломны нет специальных мест для выгула собак, получается, что потребности собачников не учтены, и при этом они воспринимаются мамами как некая угроза безопасности их детей, чистоте и гармонии.

Еще вы можете здесь – и на площади Тургенева, и на площади Кулибина – встретить такую социальную группу как «выпивающие» персонажи: они сидят на лавочках, обычно сбоку аллеи по центру, их можно вычислить по фенотипу – по внешнему виду.

Татьяна Волкова: А еще иногда совмещаются  те, которые с детьми, с собаками и распивающие алкогольные напитки.

Александра Ненько: Кстати, да. Мамы и папы тоже могут выпивать. Мама привела ребенка на площадку, он бегает, а она сидит на лавке и читает книгу – больше нечем себя занять.  Возвращаясь к персонажам, они  очень интересные, с кем мы говорили. Некоторые из них специально приезжают на площадь для того, чтобы «обозревать».

Совет

  Они не хотят тупо напиваться, они хотят видеть социальный «спектакль».  Некоторые встречаются, чтобы общаться друг с другом, у них свое комьюнити, ссоры, перебранки, любовные отношения. Все это происходит на лавочках.

Соответственно, бабушки, которые сидят на других лавочках, все это наблюдают, и у них идет такая «перестрелка» глазами, иногда довольно агрессивная.

Анастасия Головнева:  Эта «выпивающая» группа тоже не однородная. Кто-то может себя называть не выпивающим, а другие его называют выпивающим, кто-то говорит «я культурно выпиваю». Есть какая-то степень, сколько ты выпиваешь, и это говорит о твоем статусе в этом месте.

  Вы, наверное, обратили внимание, что площадь не воспринимается как целое место, – она зонирована. Есть центральная «транзитная» территория, и есть две разделенные площадки. И люди, которые хотят этим пользоваться, должны за собой закрепить это место.

Например, центральная аллея закреплена за выпивающими, и чтобы лавочки не занял кто-то другой, например, бабушки, кто-то должен все время там оставаться.

Есть «ядро», которое занимает физическое пространство, и есть люди, которые приходят и уходят, таким образом, они закрепили его за собой, никто не оспорит.

Эта центральная территория – «транзитная», многие люди по ней проходят от трамвайных путей и обратно, не останавливаясь.

Обратите внимание

Здесь две остановки – автобусная и трамвайная, между ними расстояние, а деревья закрывают обзор – соответственно, если ты стоишь на одной остановке, ты пропустишь другой вид транспорта.

Поэтому люди выбирают место посередине площади, чтобы смотреть издалека, какой транспорт идет, и бежать к нему.

Александра Ненько: С другой стороны, эти деревья воспринимаются как некая защита, свой микро-мир, люди хотят всегда больше зелени. Вот здесь, где кусты, люди располагаются со своей выпивкой и закуской, такое пространство для уединения.

Помогает зонирование: где-то больше мам с детьми, на площадках, которые пытаются свой ареал защитить, чтобы туда никто «опасный» не заходил, а есть места для «выпивающих».  Другая особенность площади Тургенева – это то, что она разорвана – транзитная зона посередине, по бокам площадки, между ними барьеры — кусты, бордюры, плакаты.

С одной стороны, это хорошо, можно выбрать свое пространство, с другой стороны, может возникать чувство дисгармонии.

Анастасия Головнева: Функции двух площадок схожи, они для маленьких детей, а для подростков, которые хотят играть в футбол, место не предусмотрено, и они играют по центру, раздражая тех, кто сидят на лавочках.

Александра Ненько: Да, важный момент – «неправильное» использование пространств.

Например, в той части вы можете увидеть вытоптанный газон – почему он вытоптан? Потому, что ребята хотят играть в футбол, у них нет для этого места и они, естественно, вытаптывают газон, играя в мяч, то есть используют его не по назначению.

Такие следы использования всегда важны для исследователей, т.к. они свидетельствуют о неудовлетворенных потребностях той или иной группы, которая прибегает к альтернативным тактикам использования пространства для того, чтобы чувствовать себя хорошо.

Дмитрий Пиликин: Планировка площади, несмотря на все революционные гонения, осталась прежней, как и на площади Кулибина, которую все исторически неофициально называют Квадратом. Главным образующим элементом был храм, под него устроена площадь, и последуюшая застройка не смогла это нарушить, т.к. есть градостроительные нормы, что нельзя строить близко к храму.

Важно

Так осталась площадь такая странная, которая превращена в разводку для трамвайного движения. Само движение перекрестное повторяет дорогу к храму, вход был там, и здесь были две рекреационные зоны, дворовые постройки, тоже самое на площади Кулибина. Вдруг четкий квадрат в застройке, на котором так ничего и не построили.

Сейчас ритуально в центре возвели деревянный крест.

Александра Ненько: Да, который тоже у многих вызывает противоречивые чувства. Одни говорят, что надо восстанавливать храм, другие отмечают, что площадь активно используется. Крест, конечно, выбивается из общего образа.

Мы сейчас хотим рассказать, на что смотрят социологи в своей работе, на что обращают внимание. Потому что, если мы говорим о социально-вовлеченном искусстве и акциях в городской среде, то, конечно, нам их надо вписывать в существующий контекст и сочетать с особенностями места и его специфическими проблемами, учитывать мнение тех людей, которые здесь присутствуют.

Поэтому мы говорим про группы, зоны, практики, барьеры, и про то, что можно видеть за невидимым – знаки взаимодействия, аномалии, и даже вандализм могут свидетельствовать о нереализованных потребностях той или иной социальной группы, о конфликтах между группами. Да, мы не сказали о представителях Средней Азии – они здесь присутствуют, конечно.

По нашим интервью, многие люди славянского происхождения высказываются о них в негативном ключе, тогда как сами мигранты стараются держаться тихо, не пытаясь провоцировать конфликты. Приезжие не очень интегрированы, общаются со «своими», не вступают во взаимодействие с местным населением.

Можно видеть этот раскол в микро-мире этой площади, где все располагаются на разных лавочках.

Анастасия  Головнева: Это можно видеть и на примере взаимодействия детей. Если площадка занята детьми мигрантов, то другие дети будут тусоваться в кустах и бояться зайти на площадку, т.к. она уже занята, и это работает и наоборот.

Александра Ненько: Да, сегрегация  между детьми сильная. Но иногда все-таки бывает, что дети разных национальностей играют вместе.

Совет

Дмитрий Пиликин: У меня есть приятель, который здесь живет. Однажды он вышел из дома в  5 утра, испытал чудесную визуализацию – как в советское время – рабочих, идущих на верфи (здесь крупные верфи расположены).  Славянских лиц среди них почти не было. Это его потрясло – он увидел современный рабочий класс.

Татьяна Волкова: В Москве то же самое утром в метро.

Александра Ненько: Да, это график использования места – когда пространство делится по времени. И какие-то проблемные группы с точки зрения доминирующего дискурса, такие как подростки, которые вытесняются на периферию, на вечерне-ночное время, и потом можно найти знаки их присутствия утром.

Также как и день, ранний вечер – это время присутствия мам с детьми и старшего поколения. Из интервью видно, что женщины не чувствуют себя в безопасности здесь поздним вечером, многие свои страхи связывают с лицами другого этноса – этот страх и отчуждение является одной из основных проблем.

Мы бы хотели, чтобы вы тоже сегодня применили на себя роль социального ученого и поговорили с людьми, которых встретите здесь. Мы говорили с людьми на улицах. Для этого важно иметь какую-то легенду, что вы будете говорить, представляясь. В основном мы использовали легенду «студента, которому дали задание». Хорошая легенда – «мы собираемся здесь снять жилье».

Павел Митенко:  Есть здесь какие-то движения, субкультуры, протестные настроения, забастовки рабочих, борьба?

Анастасия  Головнева: На этой местности такого нет. Одна женщина, которая очень жаловалась на безопасность этой площади, говорила, что все должны быть прочитать в газетах, как ее здесь обворовали, она говорила о неких «крастерах» – я не знаю, что это такое.

Павел Митенко: Крастеры это, наверное, анархисты.

Александра Ненько: Для того чтобы найти следы субкультур, надо сделать отдельный ресерч.

Источник: http://mediaudar.net/2014/07/19/mediaudar-sankt-peterburg-sociologicheskaya-progulka-po-kolomne/

Ссылка на основную публикацию