Собор преподобного Исаакия Далматского, более известный как Исаакиевский собор, представляет собой одну из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Исаакиевский собор
Собор является крупнейшим православным храмом Северной столицы России. Кроме того, это также государственный музей-памятник, открытый для посещения всем желающим.
Храм находится на Исаакиевской площади, относящейся к архитектурному ансамблю центральных площадей Санкт-Петербурга. В этот ансамбль также включены такие площади, как Сенатская, Адмиралтейская и Дворцовая. С разных сторон от Исаакиевской площади располагаются Мариинский дворец и Адмиралтейский проспект.
Свою историю Исаакиевская церковь ведёт с 1706 года, когда был построен первый храм для Адмиралтейских верфей. Первое здание располагалось на Адмиралтейском лугу напротив ворот Адмиралтейства. Однако уже спустя несколько лет началось возведение нового храма. Необходимость его постройки была вызвана тем, что первая церковь перестала отвечать запросам быстро развивающегося Санкт-Петербурга.
Первая Исаакиевская церковь
Новая церковь была воздвигнута всего в 20 метрах от Невы. Сегодня на этом месте располагается памятник Петру I, также широко известный как Медный всадник — ещё одна достопримечательность Северной столицы. Новая, вторая по счёту, церковь была построена из камня.
Выполнена она была в стиле широко распространённого в начале XVIII века «петровского барокко».
Тогдашний храм внешне был схож с другим не менее известным храмом Санкт-Петербурга — Петропавловским собором, расположенным в Петропавловской крепости и являющимся усыпальницей российских императоров.
Близость второй Исаакиевской церкви с Невой наносила вред зданию. Это происходило из-за постоянных подмывов фундамента. В результате было принято решение о перестройке храма, что и было сделано.
Так появилась третья по счёту Исаакиевская церковь. В 1802 году она была освящена, однако и новый храм в скором времени потребовал перестройки.
Именно с этого момента начинается история Исаакиевского собора, который жители и гости Северной столицы могут увидеть сегодня.
Третья Исаакиевская церковь
Уже в 1809 году был объявлен конкурс на строительство нового храма. В 1818 году начались работы по закладке его фундамента. Автором проекта и архитектором нового храма, четвёртого по счёту, стал Огюст Монферран.
В 1841 году была начата работа по оформлению интерьера, участие в которой принимали видные русские художники и скульпторы.
Над проектом декора, а также общей концепцией росписей работал непосредственно Монферран, при этом руководство живописными работами осуществлял ректор Петербургской Академии художеств профессор В. К. Шебуев. Проекты рассматривались Синодом, а утверждал их лично император.
30 мая 1858 года Исаакиевский собор был освящён митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Григорием. На мероприятии присутствовал император Александр II и члены императорской семьи.
Александр II
После освящения храма императором была учреждена государственная награда — медаль «В память освящения Исаакиевского собора», которой награждались лица, принимавшие участие в строительстве, украшении и освящении храма.
Несколько раз храм передавался в ведение различных министерств. Так, в 1864 году он был передан Министерству путей сообщения и публичных зданий, в 1871 — Министерству внутренних дел. А уже спустя 12 лет, оставаясь в ведении Министерства внутренних дел в техническо-художественном отношении, собор был передан ведомству православного исповедания в хозяйственном отношении.
После Октябрьской революции Исаакиевский собор был национализирован. В 1918 году он оказался в ведении народного комиссариата имуществ республики, а уже в конце следующего года передан в пользование прихожанам.
С 1928 года собор стал функционировать как музейное учреждение, получив соответствующий статус. В апреле 1931 года здесь был открыт антирелигиозный музей.
В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда здесь хранились экспонаты различных пригородных музеев (в недавнем прошлом дворцов) Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.
Кроме того, здесь находились экспонаты Музея истории города и Летнего дворца Петра I.
Исаакиевский собор в годы ВОВ
После окончания войны в соборе велись ремонтные и реставрационные работы, которые длились с 1945 по 1963 год. Однако, уже в 1948 году здание в качестве музея открыло свои двери для посетителей. В ходе проведения работ на куполе собора появилась смотровая площадка, открывающая вид на центральную часть Санкт-Петербурга.
С 1990 года в соборе вновь стали проводиться службы, при этом храм находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
За годы своей истории храм также являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Таковым он был в период с 1858 по 1929 год. Реликвией храма является чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери, которая согласно преданию была написана евангелистом Лукой.
Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери
В архитектурном отношении Исаакиевский собор представляет собой самую позднюю постройку в стиле классицизма. Кроме того, в нём можно заметить проявления других стилей таких, как неоренессанс, византийский стиль и эклектика.
Тип здания — крестово-купольный, храм имеет три алтаря. Главный из алтарей посвящён преподобному Исаакию Далматскому, во имя которого и освящён собор. Левый алтарь посвящён Великомученице Екатерине, а правый — благоверному Александру Невскому.
Алтарь Исаакия Далматского
Высота храма составляет 101,5 метр, его длина с учётом портиков равна 111,3 метрам, а ширина — 97,6. Внутренняя площадь свыше 4 тысяч метров квадратных.
Исаакиевский собор пятиглавый, наружный диаметр центрального купола — 25,8 м, а внутренний — 21,8 м. Четыре малые главки располагаются над квадратными колокольнями.
С четырёх сторон здания располагаются портики, два из которых более торжественны и включают 16 колонн, два другие — по 8 колонн каждый. В общей сложности здание насчитывает 112 колонн, размеры которых различны. Главный вход располагается с западной стороны, в то время как в восточном портике входа нет.
Портики Исаакиевского собора
Снаружи стены собора облицованы светло-серым рускеальским мрамором. Однако из-за неравномерной осадки здания часть плит со временем потрескалась, в связи с чем была произведена их замена на мрамор «бардиллио». Реставрация осуществлялась в 70-90-е годы XIX века. Внутри храма стены облицованы белым итальянским мрамором, кроме того, в оформлении использованы другие виды этой горной породы.
Примечательно, что Исаакиевский собор, являясь православным храмом, в своём оформлении имеет множество скульптур. Так, снаружи его украшают свыше 150 скульптур. Также в соборе можно увидеть витраж, который также, прежде всего, ассоциируется с католическими храмами.
Помимо того, что Исаакиевский собор является православным храмом, это также государственный музей-заповедник, история которого начинается с 1928 года. Первой организованной выставкой, которую смогли посмотреть посетители, стала выставка «История строительства Исаакиевского собора», где демонстрировались рисунки, чертежи, документы, модели и прочие экспонаты, касающиеся возведения храма.
История Государственного антирелигиозного музея в стенах собора была начата в апреле 1931 года, когда был продемонстрирован опыт с самым большим в мире маятником Фуко, функционировавшим до 1986 года и свидетельствовавшем о вращении нашей планеты. Длина нити этого маятника составляла 98 метров, а вес — 54 килограмма. Выполнен он был из бронзы. После демонтажа маятник хранится в подвалах собора.
Маятник Фуко в Исаакиевском соборе
В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, в то же время музей был перепрофилирован в историко-художественный.
После войны собор продолжил выполнять функции музея. А в 1963 году стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В 1969 году Исаакиевский собор стал самостоятельным музейным учреждением.
Спустя два года в его состав вошёл храм Воскресения Христова, более известный как Спас на крови, а спустя ещё 13 лет — храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца, который в 2017 году был передан в ведение Русской православной церкви.
В 2004 году в состав музея был включён ещё один объект – концертно-выставочный зал «Смольный собор», который в 2015 году также был передан в ведение РПЦ.
Примечательно, что в 1991 году Государственным банком СССР была выпущена памятная монета номиналом 50 рублей, на которую было нанесено изображением Исаакиевского собора. Монета была выпущена в рамках серии «500-летие единого Русского государства» и изготовлена из золота 999-й пробы. Вес монеты составляет 7,78 г. Общий тираж — 25 тысяч экземпляров.
Памятная монета
Сегодня посетить Исаакиевский собор можно и как храм, и как музей. Здесь ежедневно проходят службы. Как музей, здание открыто с 10.30 до 18 часов, за исключением среды, которая является выходным днём. Кроме того, предусмотрены вечерние музейные программы, которые проводятся с 18 до 22.30 часов. Проходят такие программы в летнее время с конца апреля по конец сентября.
Собор является важным культурно-историческим объектом Санкт-Петербурга, о котором рассказывают во время экскурсий по городу, сюда приводят группы туристов, этот храм-памятник можно посетить и самостоятельно.
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор, Санкт-Петербург в 2022
На карте
Легендарный Исаакий – символ Санкт-Петербурга, без осмотра и посещения которого не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу. За годы своего существования Исаакиевский Собор стал не только музеем с постоянным приходом православной церкви, но и площадкой для проведения множества культурных событий мирового значения.
Как добраться?
Быстрее всего добираться до Исаакиевского собора на метро, но выходить нужно не на «Невском проспекте», как советует большинство путеводителей, а на новой станции «Адмиралтейская».
Выйдя из вестибюля нужно пройти до перекрёстка Кирпичного переулка с Малой Морской улицей и повернуть налево, после чего идти прямо, пока с правой стороны увидите южный фасад Исаакия с одноимённым сквером и памятником Николаю I напротив.
Интересные факты
- Официально собор строился с 1816 по 1858 годы, но первое упоминание об Исаакиевской церкви зафиксировано в 1706 году, когда Пётр I распорядился построить первых храм в зарождающемся городе.
- Высота здания вместе с куполом – 101 метр, и до 1985-го года храм-музей находился на втором месте самых высоких построек Санкт-Петербурга, уступая лишь Петропавловскому собору.
- Несущие конструкции Исаакия удерживаются благодаря 112 монолитным колоннам из гранита, а на балюстраде расположилось 24 скульптуры ангелов и библейских персонажей.
- Смотровая площадка у основания купола появилась только в 1950-х годах, через несколько лет после присвоения собору статуса музея.
Советы туристам
- Обязательно поднимитесь на смотровую площадку – это уникальный шанс увидеть исторический центр Петербурга с высоты птичьего полёта, а именно – с 43 метров.
- Оказавшись в городе в летний сезон белых ночей, не пропустите уникальную вечернюю программу, которая в Исаакиевском соборе, а также в Спасе-на-Крови и других близлежащих достопримечательностях обновляется ежегодно.
- Если хотите увидеть Исаакий с другой стороны, сходите на один из концертов хоровой музыки, которые тут проводятся несколько раз в месяц.
- Православный приход собора организует службы дважды в день – в 8:00 и 16:00, при желании, можно посетить и их, но не забывайте, что на это время экскурсии не проводятся.
Показать больше
Отдых на море по лучшей цене!
3 отзыва
Ночное наслаждение
- 9/10
- Великолепно
- Отзыв написан: 4 октября 2017 г.
Ночное наслаждение
Мы с мужем поехали в Исаакиевский собор вечером, когда на улице уже было темно. Цена за вход в это время дороже, но поверьте – это стоит того. (400 рублей). Плюсы вечернего посещения: собор переливается огоньками, включена подсветка, мало туристов, а вид с панорамы еще красивее. Советую брать с собой куртку или кофту, так как ветер на вершине колоннады сильный, можете замерзнуть.
Показать больше
Отдых на море по лучшей цене!
Мои глаза «ослепли» от красоты
- 9/10
- Великолепно
- Отзыв написан: 27 сентября 2017 г.
Мои глаза «ослепли» от красоты
Поехала на экскурсию в Исаакиевский собор подготовленная. Прочла кучу отзывов, рекомендаций и советов. Вход в собор стоит 250 рублей. Касса открыта с 10.00 до 17.30, но к окну огромная очередь. Благо, рядом есть терминал, где можно купить билет и очередь в разы меньше.
Из выданной мне брошюры узнала, что Собор был построен в 1818 году в стиле нового классицизма. Внутри украшен масляной росписью и мозаикой. Особенно впечатляет колонна, имеющая 260 ступеней, которые ведут на смотровую площадку. Думаю, каждому стоит рассчитать свои силы прежде чем подниматься.
Мне было не легко, но я все-таки дошла до верха и не пожалела. Вид потрясающий.
Показать больше
Грандиозный собор Санкт-Петербурга
- 9/10
- Великолепно
- Отзыв написан: 22 сентября 2017 г.
Грандиозный собор Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор – единственное место в Питере, которое успел посетить. Впечатления остались незабываемые. Я пришел на службу к 9.00 и вход был бесплатный. Людей было мало и удалось разглядеть все убранство собора без толкучки. Особенно понравились колонны и южный фасад. Советую не ленится и подняться на смотровую площадку, откуда открывается шикарный вид на Питер.
Показать больше
Быстрый подбор туров
Найдем для вас лучшие варианты в ближайшее время
Получи выгодные предложения в лучшие отели прямо сейчас: +7 (495) 725 1001
В начало страницы
Эксперты
по туризму
рядом с Вами
Найти эксперта
Погоний Кристина
+7 (495) 725 1001 Крылатское, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Шугаева Светлана
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
+7 (495) 725 1001 Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
+7 (495) 725 1001 Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
+7 (495) 725 1001 Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
+7 (495) 725 1001 Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Гончарова Лилия
+7 (495) 725 1001 Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Пицун Жанна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Ворик Илона
+7 (495) 725 1001 Речной Вокзал У Речного, 1001 тур
Перезвоните мне
Малькович Регина
+7 (495) 725 1001 Водный стадион, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Угляй Екатерина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Королева Анна
+7 (495) 725 1001 Красногвардейская Вегас, 1001 тур
Перезвоните мне
Азаревич Мария
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Сысоева Дарья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Ткач Михаил
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Четвергова Анна
+7 (495) 725 1001 Юго-Западная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
+7 (495) 725 1001 Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Познер Екатерина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Шелягина Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Юрьева Елена
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Дикая Евгения
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Ларионова Ирина
+7 (495) 725 1001 Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сайкина Анна
+7 (495) 725 1001 Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Базылева Наталия
+7 (495) 725 1001 Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бессонова Галина
+7 (495) 725 1001 Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулагина Елена
+7 (495) 725 1001 Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Фетисова Регина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Петрикова Валерия
+7 (495) 725 1001 Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Соседов Василий
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Гундырева Юлия
+7 (495) 725 1001 Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Дедков Михаил
+7 (495) 725 1001 Крылатское, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Мутелика Ксения
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Мухамбетова Рауза
+7 (495) 725 1001 Новогиреево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Налдина Кира
+7 (495) 725 1001 Новогиреево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Федюнина Татьяна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Меняйлова Светлана
+7 (495) 725 1001 Новые Черемушки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Калинин Никита
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Королев Артём
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Сорокина Юлия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
+7 (495) 725 1001 Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Макарова Ирина
+7 (495) 725 1001 Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Попеску Даниела
+7 (495) 725 1001 Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Чичеров Виталий
+7 (495) 725 1001 Красногвардейская Вегас, 1001 тур
Перезвоните мне
Фарахеева Лилия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Павликова Юлия
+7 (495) 725 1001 Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шевцова Марина
+7 (495) 725 1001 Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
+7 (495) 725 1001 Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Потапова Ольга
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Лавренюк Анжелика
+7 (495) 725 1001 Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сиверцева Екатерина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Таран Алена
+7 (495) 725 1001 Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
+7 (495) 725 1001 Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
+7 (495) 725 1001 Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ескина Алла
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Стахова Анна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Мишина Светлана
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Самарина Марина
+7 (495) 725 1001 Новые Черемушки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Антонова Наталья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Чмырь Алина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Лукманова Рената
+7 (495) 725 1001 Юго-Западная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сатосова Дарья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Буглак Иван
+7 (495) 725 1001 Новогиреево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Мильченко Вера
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Гаршина Алена
+7 (495) 725 1001 Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
+7 (495) 725 1001 Домодедовская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
+7 (495) 725 1001 Новые Черемушки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тихонова Юлия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Ермакова Дарья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Цоляк Нателла
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Гакова Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Сергеев Евгений
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Лызина Наталья
+7 (495) 725 1001 Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Петрова Галина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Кичигина Елена
+7 (495) 725 1001 Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Мукаилова Юлия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Атмахова Ирина
+7 (495) 725 1001 Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Долженкова Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Наумова Юлия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Бывалова Мария
+7 (495) 725 1001 Речной Вокзал У Речного, 1001 тур
Перезвоните мне
Маслов Александр
+7 (495) 725 1001 Новогиреево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
+7 (495) 725 1001 Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
+7 (495) 725 1001 Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Хлынова Полина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Кузьмина Анастасия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Кутепова Диана
+7 (495) 725 1001 Красногвардейская Вегас, 1001 тур
Перезвоните мне
Змерзлюк Наталья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Гусева Евгения
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Силаева Наталья
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Табагуа Диана
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Осипова Инесса
+7 (495) 725 1001 Улица Скобелевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лисина Ольга
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Дербина Ирина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Самойлова Мария
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Кулинич Анна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Кувыкина Елена
+7 (495) 725 1001 Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Максимов Павел
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Щербинина Ольга
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Алексеева Оксана
+7 (495) 725 1001 Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Родзик Светлана
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Уталова Надежда
+7 (495) 725 1001 Водный стадион, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Петрова Анастасия
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Скорописова Майя
+7 (495) 725 1001 Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Метельская Алена
+7 (495) 725 1001 Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Кочегарова Татьяна
+7 (495) 725 1001 Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Габоева Белла
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Погосян Ани
+7 (495) 725 1001 Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Власова Анжелика
+7 (495) 725 1001 Речной Вокзал У Речного, 1001 тур
Перезвоните мне
Плешко Марина
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Лункин Даниил
+7 (495) 725 1001 Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кириллов Дмитрий
+7 (495) 725 1001 Коломенская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Порохина Елена
+7 (495) 725 1001 Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Базаров Николай
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Ласьков Максим
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Антохина Светлана
+7 (495) 725 1001 Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Лужкова Ольга
+7 (495) 725 1001 Перезвоните мне
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор
Исаакиевский собор — одна из самых монументальных и величественных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Этот православный храм является одним из самых высоких купольных зданий в мире.
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор
Высота Исаакиевского собора — 101,5м, диаметр купола 21,8 м. Площадь храма около 4 000 м кв. Исаакиевский собор может вместить в себя 12 тысяч человек. Колоннада Исаакиевского собора, является лучшей обзорной площадкой в Санкт-Петербурге. На верх колоннады можно подняться по внутренней лестнице, преодолев 211 ступенек, откуда открывается великолепная панорама центральной части города.
Официальное название собор преподобного Исаакия Далматского. История музея-памятника начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора».
В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор
В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.
Одним из знаменательных событий в жизни музея стало возобновление богослужений в храмах-памятниках: в 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма. Исаакиевскому собору был возвращён его голос — своё место на звонницах заняли специально отлитые колокола.
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор
Сегодня Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — общепризнанный всероссийский центр культуры, многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея. В музее создаются новые экспозиции, выставки и экскурсионные проекты, под сводами храмов звучит духовная музыка, проводятся социально-культурные акции и научные форумы.
Исаакиевский собор входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Режим работы:
Музей-памятник «Исаакиевский собор» — с 10:30 до 18:00
Выходной день — среда,
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.cathedral.ru/
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про государственный музей-памятник Исаакиевский собор. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
Созданный архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших купольных сооружений в мире, воплощенный в камне символ имперского могущества.
Строительство Исаакиевского собора продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение гальванопластики в декоративном убранстве.
Фасады собора украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались в каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.
Установка этих колонн, вызвавшая восхищение современников, занимает особое место в истории строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов колонну устанавливали менее чем за час.
Модель подъемных лесов, выполненная в 1826 году, представлена в музее.
Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальный ансамбль монументально-декоративной пластики XIX века.
Собор украшен скульптурами ангелов на наружном аттике, ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры ангелов и архангелов (скульптор И.
Герман), на фронтонах портиков представлены горельефы «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» работы Ф. Лемера и «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» работы И.
Витали.
В нишах стен южного и северного портиков представлены работы П. Клодта и А. Логановского «Несение Креста», «Оплакивание», «Избиение младенцев» и «Явление Ангела пастырям».
Большие наружные двери храма оформил И. Витали; особенно интересны западные двери с композициями «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного».
Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованном в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора.
В Исаакиевском соборе сохранилась до нашего времени богатейшая коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов.
103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, Н.М. Алексеев, П.В. Басин, Ф.П. Брюллов, Т.А. Нефф, К.А. Молдавский и другие.
Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе».
Художественное убранство Исаакиевского собора послужило поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке. Здесь можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 и продолжались до 1914 года.
Блестящий образец мозаичного копирования — икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879–1887 годах по оригиналу С. Живаго мозаичистами И.П. Кудриным, И.А. Лаверецким, М.П. Муравьевым, И.А. Пелевиным и Н.Ю. Силивановичем. В композиции этого произведения чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов.
Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета. Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что в России изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».
Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен под руководством баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, его площадь — 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.
В музее проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, ведется учебно-образовательная работа со школьниками, проводятся художественные мастер-классы для детей «Дети рисуют в храме».
Разработаны специальные программы и создана оснащенная новейшей техникой инфраструктура для посетителей с ограниченными возможностями, в том числе для посещения смотровой площадки с экскурсией на высоте 37 метров посетителями в инвалидной коляске.
Сегодня под сводами Исаакиевского собора проходят концерты классической и духовной музыки в исполнении Камерного хора Смольного собора.
Исаакиевский собор
Содержание
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого.
В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве.
Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора.
Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко.
Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собораТретий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней.
Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича.
Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.
Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве
Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом.
Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Северный фасад; барельеф «Воскресение Христа»
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Вход в Исаакиевский соборЮжный фасад; барельеф «Поклонение волхвов» Фрагмент западного фронтонаКрест, венчающий купол Исаакиевского собораБарельеф с изображением Монферрана
Интерьеры собора
Ротонда Исаакиевского собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря.
Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее.
Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов.
В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя.
Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи.
Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности.
Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок
Интересные факты
Вид, открывающийся со смотровой площадки Исаакиевского собора
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Панорама Исаакиевского собора
Режим работы, порядок посещения и стоимость
Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.
Исаакиевский собор зимойВинтовая лестница
Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.
Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн
Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.
Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.
Подробную информацию можно узнать по телефону (812) 315-97-32 (администрация) или на официальном сайте www.cathedral.ru.
Как добраться
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Доехать или дойти до Исаакиевского собора достаточно легко, поскольку он расположен в центральной части города.
Храм находится неподалеку от Адмиралтейской набережной, Невского проспекта, Дворцовой площади. Можно доехать на метро до станции «Адмиралтейская».
Выйдя из нее, двигайтесь по Малой Морской и попадете прямо на Исаакиевскую площадь, где и находится святыня.
Также неподалеку расположены станции «Сенная площадь», «Спасская», «Садовая». Добраться от них пешком можно очень быстро. Так, от Сенной площади достаточно пройти по переулку Гривцева до набережной Мойки.
Повернув налево, вы уже через 50-100 метров окажетесь около Исаакиевского собора.
Однако большинство туристов предпочитает совмещать посещение храма с прогулками по городу, не привязываясь к конкретным маршрутам.
Тень Исаакиевского собора и памятника Николаю I
Музей-памятник «Исаакиевский собор»
Святой Исаакий Далматский считался покровителем Петра Великого, поскольку будущий первый русский император родился 30 мая, в день этого святого.
На свой 38-й день рождения, в 1710 году, Пётр I приказал построить в Петербурге деревянную церковь святого Исаакия, в которой через два года обвенчался с Екатериной I. А ещё через пять лет строители начали возводить на этом месте каменную церковь.
Император издал указ о том, чтобы все балтийские моряки принимали присягу только в этом храме. Церковь строили около 30 лет, но болотистая почва проглатывала усилия зодчих, и постройку вскоре пришлось разобрать.
В 1768 году императрица Екатерина II решила завершить замысел Петра и приказала восстановить храм, но перенести его подальше от береговой линии — к Сенатской площади.
Проект здания был грандиозным, храм облицевали олонецким мрамором.
Но после смерти ненавистной матери Павел I повелел мрамор отдать на украшение своего любимого детища — Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить из кирпича.
Здание постоянно требовало ремонта, и в 1809 году император Александр I объявил конкурс на строительство нового храма святого Исаакия. Но тут началась война, и о строительстве собора пришлось на время забыть.
В 1816 году объявили ещё один конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы того времени, но царь остановил внимание на малоизвестном Огюсте Монферране, который, в отличие от коллег, не призывал разрушить прежнее строение Антонио Ринальди, а представил 24 проекта, в каждом из которых предлагалось использовать старую постройку.
Четвёртый храм был начат 26 июня 1818 года. Учитывая неудачи предыдущих проектов, строители укрепили фундамент 10 762 сваями.
Сегодня собор украшают 150 произведений живописи от Федора Бруни, Карла Брюллова, Василия Шебуева, три сотни монументов и барельефов, выполненных Иваном Витали, — это красивейший европейский кафедральный собор и уникальный образчик русского церковного зодчества.
На золочение купола Исаакиевского собора было потрачено более центнера благородного металла. Процесс золочения вёлся ещё по старинной, запрещённой позже технологии с использованием ртути, что повлекло смерть всех мастеров, участвовавших в этом процессе.
Исаакиевский собор, помимо других рекордов, побил рекорд по долгострою — ровно 40 лет строительства.
В городе даже пошли слухи, что архитектор намеренно задерживает окончание постройки, якобы какая-то гадалка предсказала, что тот умрёт сразу, как только закончит возведение собора. Так оно было или нет, но Монферран действительно скончался вскоре после окончания постройки храма.
По слухам, он не сумел пережить царскую опалу. Кто-то из придворных обратил внимание Александра II, что строитель поместил своё изображение среди святых, причём, если все остальные кланяются святому Исаакию, то Монферран стоит с гордо поднятой головой и с макетом собора в руках.
Император разгневался и, не подав руки, прошёл мимо архитектора. Тот, не достояв до конца церемонии освящения собора, почувствовал себя плохо, ушёл домой и через месяц умер.
Архитектор хотел быть погребённым в созданном им шедевре, но император Александр наложил запрет на волю умершего зодчего, и гроб Монферрана обнесли вокруг Исаакиевского собора, после чего увезли в Париж.
В Исаакиевском соборе крестили детей царской семьи и устраивали городские праздники, однако достройка и ремонт здания проводились ещё долгое время. В городе возникла история о предсказании, что падение дома Романовых произойдёт тогда, когда снимут леса со здания собора. Леса были убраны в 1916 году — за полгода до отречения от престола последнего императора России.
Сегодня храм признан памятником архитектуры. Он открыт для посещения, здесь регулярно проводят экскурсии, открыт выход на колоннаду, с которой открывается чудесный вид на город и акваторию Невы.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵