Никольские ряды — это общественное пространство с нешумными развлечениями в историческом, но не очень туристическом центре Петербурга.
Взрослым — удобный чиллаут с бокальчиком вина за 300 р. и красивый вид на красную крышу, детям — вращающаяся арка и кубики. Любителям видовых фото и селфи — Смотровая башня (закрыта).
❗️ Читайте нашу статью о том, как Никольские ряды подготовились к зиме и Новому году.
Сейчас все покажем в картинках.
Изначально Никольские ряды — гостиный двор. Они и выглядят даже точно также как Большой Гостиный двор на Невском проспекте, только чуть пониже и чуть поменьше. А так все то же самое, что архитектура, что предназначение.
Долгие годы здесь с конца XVIII века велась торговля. Потом, уже в наше время, здание запустело, захирело и рисковало обрушиться.
- Не так давно его привели в чувство, «заселив» сюда две гостиницы, Holiday Inn Express и «Театральную площадь» (Holiday Inn — Theatre Square), а также знаменитое Hard Rock Café.
- Внутри Никольских рядов, во дворе, обустроили то, что сегодня называют «общественным пространством»: вход бесплатный, часть удовольствий тоже бесплатная, часть платная, есть фастфуд, но не в стиле Макдональдса или KFC, а что-то более редкое — и более дорогое.
- Во дворе регулярно проходят мероприятия: выставки-ярмарки, мастер-классы, фестивали и даже занятия по йоге и фитнесу.
Двор Никольских рядов: адрес, как добраться, билеты, время работы
Адрес: вход с Садовой улицы, 62.
Никольские ряды на карте
Как добраться: от станции метро Садовая / Спасская / Сенная площадь (они все выходят на Сенную площадь) можно доехать на автобусах 50, 181 и 49, маршрутке К-7 и трамвае №3. Весь транспорт идет по Садовой улице.
Или можно дойти пешком за 15 минут, примерно 1 километр 120 метров.
Достаточно просто идти по Садовой улице, никуда не сворачивая. Брать электросамокат не рекомендуем: тротуары Садовой забиты людьми в любой день.
Время работы: двор открыт с 10:00 до 22:00 ежедневно. Может быть закрыт на какие-то отдельные мероприятия или подготовку к ним.
Билеты: вход почти всегда бесплатный. Платным он становится только на отдельные события или каникулы, например, длинные январские.
Сайт Никольских рядов: https://vk.com/sadovaya62
Вай-фай местный есть. Чем многие пользуются, заваливаясь на подушках, доставая ноуты и работая в приятной обстановке.
Что интересного во дворе Никольских рядов
Горка в Никольских рядах
Это то, что мы назвали chill-out. Наверху расположен бар, рядом с ним стойки, ниже ниспадают как бы «ступеньки».
В зимнее время сооружение работает горкой, в летнее — недостроенным «амфитеатром» с мягкими подушками.
Налив в баре чай-кофе, пиво-вино, вы можете сесть за стойку и смотреть на всех сверху. Вот так:
Вид сверху
Или можете присесть на подушки. На «горке» можно сидеть кому угодно и сколько угодно, для этого вовсе не обязательно заказывать что-то в баре.
Вращающаяся арка
Это вращающаяся арка. Очень нравится детишкам. Крутится она не сама по себе, ее надо кому-то крутить. Требуются усилия. Впрочем, дети и сами отлично справляются.
Необычные кубики
Необычные кубики. На этой фотографии нет детей, но лишь потому, что это мы так сняли. А в реальности они есть, и их там много, потому что кубики им нравятся.
Торговые ряды Никольских рядов на фоне башни
Торговые и «пищевые» ряды. Поесть нормально выйдет в районе 400-600 рублей, исходя из формата «блюдо + напиток». Да, фудкорт в Никольских рядах недешев.
Он устроен в плане кухни и обслуживания также, как модные сейчас фуд-холлы, например, на Андреевском рынке на Васильевском острове или Eat Market в ТРЦ «Галерея». Заведения, к слову, те же самые.
У фудкорта очень удобные столики на четверых:
Фудкорт в Никольских рядах
Можно притащить собой шахматы, шашки, Uno или домино и «забить козла» или поставить мат. Для этого также, как и в chill out’е не обязательно что-то покупать.
Из товаров продают всякую милую всячину: от кашемира и сувениров до бомбочек для ванны и настольных игр.
Слава богу, что выглядят ряды прилично, а не как «колхоз» возле Спаса на Крови или Исаакия. Уж в чем, а в стиле хипстеры толк знают.
Смотровая башня Никольских рядов (демонтирована)
Башня состоит состояла из сборных металлических конструкций. Вот таких:
Конструкции башни
Нет, не качается. По крайней мере, в безветренную погоду.
Ступеньки невысокие, лестницы некрутые. Заберется даже и тучный человек с легкой одышкой. На шпильках будет, наверное, не очень (мы не проверяли), но преодолеть можно.
Вход на Смотровую башню 150 рублей. Билет вы покупаете в кассе, которая расположена неподалеку. Принимаются наличные и банковские карты.
Со смотровой площадки с высоты 18 метров открывается 360-градусный обзор. Это, конечно, не колоннада Исаакиевского собора и не звонница Смольного собора, но мегабайты красоты в вашем смартфоне тоже обеспечит.
- У центра Петербурга всегда есть что предложить, если вы залезете на крышу, и уж тем более, если чуть-чуть выше крыши. Можно разглядеть:
- — тот же Исаакиевский собор (вдалеке); — Лахта Центр (еще дальше); — Троицкий собор (рядом); — каланчу пожарной части (тоже рядом); — Никольский собор (буквально напротив);
- — и знаменитое Семимостье (видно, но не очень).
Вид с башни Никольских рядов на Троицкий собор
Вид на Никольский Морской собор
Вид в сторону центра города и на пожарную каланчу
Есть ли смысл вообще идти в Никольские ряды?
- У нас на этот вопрос есть неожиданный ответ. Неожиданный он вот почему:
- а) во-первых, потому что звучит как «Да, даже если сами ряды вас не привлекают»;
- б) во-вторых, потому что прелесть визита сюда заключается не столько в этих самих рядах, сколько в их окружении: рядом столько всего интересного, что прогулка по местности ценна сама по себе.
- А двор бывшей «гостинки» можно сделать всего лишь частью (и необязательно продолжительной) прогулочного маршрута.
Если идти от Никольских рядов вдоль Крюкова канала, который сам по себе достопримечательность, то вы наткнетесь на Никольский собор, студию «Лендок» с ее симпатичными кафе в здании и внутреннем дворике, Мариинский театр, Военно-Морской музей на пл. Труда, пространство «Новая Голландия» (до нее идти по каналу 15-20 минут, примерно полтора километра от выхода из Никольских рядов и до входа на остров).
В общем, есть и так чем заняться, так что даже если в Никольских рядах не зайдет, то спокойно отправляйтесь по окрестностям. Экскурсии по Коломне того точно стоят:
Максим Калиниченко
Никольский морской собор: история, описание, фото
За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием.
Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.
Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова.
Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах.
Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.
Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову.
Братья Колокольниковы — Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.
Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.
Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым.
Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма.
Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.
Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема.
В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап.
Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части — находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) — святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.
Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево.
В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота.
У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.
В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.
Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках
В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.
Интерьер и ценности
Интерьер собора повторяет его наружную отделку и является уникальным, так как предметы того времени в Санкт-Петербурге почти полностью утрачены.
Внутреннее убранство
Резные, позолоченные иконостасы, выполненные по эскизам Саввы Чевакинского, расположены в верхнем и нижнем храмах. Их украшают иконы работы мастеров Колокольниковых. Великолепную резку по дереву выполнил мастер Игнатий Канаев. Серебряная утварь для храма была изготовлена неизвестным столичным ювелиром.
Верхняя церковь отличается особо богатым интерьером:
- своды украшает медное позолоченное паникадило, изготовленное в Германии
- врата, ведущие в алтарную часть, напоминают золотое кружево
- устроено «царское место», оформленное золотой резьбой и обитое бархатом малинового цвета
Святыни
В соборе хранится около трех десятков образов особо почитаемых святых, среди которых:
- Тихвинский образ Божией Матери
- Казанская икона Божией Матери
- Владимирская икона Божией Матери
- икона великомученика и целителя Пантелеимона
- икона святой блаженной Ксении Петербургской
Частицу мощей, которая находится в медальоне, преподнес в дар митрополит Гор Ливанских в 1947 году. В алтарной части нижнего храма хранится частица ковчега святителя Николая.
Еще одной ценностью собора является мощевик с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых:
- Иоан Предтеча
- Андрей Первозванный
- целитель Пантелеймон
В центре мощевика находится частица Животворящего креста Господня, которую в 2010 году передал в собор Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Наружное убранство Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге
Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест.
В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн.
Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.
В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем.
Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным.
Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.
Из истории храма
Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца.
Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.
Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца.
Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».
Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.
modelena
Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось.
Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским.
Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.
Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.
Фотографии Никольского собора
- Никольский собор: Фото Карта
- Страны мираРоссияГородаСанкт-ПетербургДостопримечательностиНикольский собор
В данной подборке находится 21 фотография Никольского собора в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами.
На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Санкт-Петербурга и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта.
Помимо Никольского собора, наши посетители часто ищут фото Аничкова дворца, Воронцовского дворца в Петербурге, Спаса-на-Крови, Исаакиевского собора и Парка Победы в Санкт-Петербурге.
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Из рассказа «Можайск — Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея — Места Русской Славы»…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).…Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа.
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.…Да ещё эти знаки кругом.
Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
jpg» src=»https://img-fotki.yandex.ru/get/195694/121998322.ad/0_9fbbf_b899ac7a_orig.jpg» width=»930″>
Я в и
Ново-Никольский собор.(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся.
Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.
- Теперь самое интересное.
Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные.Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.На Руси резные деревянные фигуры православных святых — это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.Ещё немного об образе Николы Можайского.Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами — 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского — это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.Кто же автор собора? Когда построен?Ответ – неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад — кон.18 — нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко.
Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры.
Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
… Проанализировал. …Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально.
Зачем?В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений.
Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден.
Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика.
Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью.17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.
Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики».
При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца.
Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
- В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.
- Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).
- Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, — говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская.
Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное — сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами — нейтрализует вредное воздействие».
*некоторые фото для поста взяты из интернета
Рассказ Можайск — Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея — Места Русской Славы
Загадки русских городов:
Масонский ЯрославльЗагадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Посты по тэгу *Подmoskovie:
Масонские знаки, неизвестный архитектор и воинственный святой: тайны Можайского кремля
Холм, на котором стоит этот собор, образовался восемь-девять тысяч лет назад. Как установили учёные — в результате оползня. В начале второго тысячелетия нашей эры в этих местах жили племена финнов и балтов. По основной версии, это и были знаменитые вятичи. Они жили в лесах, категорически отказывались принимать христианство, им не нужны были ни города, ни крепости. И к ним чрезвычайно опасно было соваться. Эти места было принято обходить стороной. И никто с ними не хотел связываться, пока не умер в 1054 году Ярослав Мудрый и не начали его многочисленные потомки войну за киевский престол и свои княжеские территории.
Внуку Ярослава — Владимиру Мономаху — было 14 лет, когда он впервые повёл войска «сквозе вятичи» — покорять местные дикие племена.
Знаменитый Любечский съезд князей 1097 года в целом остановил жестокие распри, но не определил принадлежность Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, хотя там уже правили сыновья Мономаха. А Черниговская земля и вовсе досталась соперникам Святославичам и оказалась эдаким анклавом между территориями князя Владимира.
Теперь из Смоленска в Суздаль — только через дремучий лес. А там весьма непростого характера народ обитает. Поэтому Мономах на этот раз решил не идти к нему с оружием: ему удалось с ним договориться. Мол, мы вас не трогаем, но нам надо символически обозначить, что это наша земля.
И обозначили: соорудили на холме небольшую крепость из брёвен и глины, а рядом построили православную церковь, тоже деревянную. А к началу XV века на её месте поставили каменную — в традициях исконно русского зодчества. Это церковь Петра и Павла. Правда, в 1844 году она обрушилась, и вместо неё ещё раз построили новую.
И тем не менее она называется Старо-Никольской. А Ново-Никольская — это та, что на холме. Псевдоготическая.
Сначала на Соборной горе (это и есть холм) была деревянная крепость, а потом полноценный каменно-кирпичный кремль с двумя воротами и пятью башнями. На одной из них стояли часы с боем.
Их механизм сейчас лежит где-то в запасниках в Бородинском музее. Кстати, отсюда всего 12 километров от места знаменитого сражения. А на Никольских воротах — прямо на них — стояла церковь.
Она так и называлась: надвратный храм.
Так вот, мощный кремль воздвигли в первой половине XVII века для защиты от поляков. Здесь стоял гарнизон самого Дмитрия Пожарского. А в 1686 году с Речью Посполитой заключили «вечный мир», и крепость стала не нужна.
За ней никто не следил, а пожар в середине XVIII века окончательно привёл Можайский кремль в упадок. К концу века ветхие постройки просто грозили внезапным обрушением.
В 1802 году крепость начали разбирать, а кирпичи Никольских ворот и надвратного храма пошли на строительство нового собора.
По основной версии, автором проекта был ученик знаменитого Матвея Казакова — московский архитектор Алексей Бакарев. Во всяком случае, так сказано в Московской энциклопедии.
Историк и филолог Андрей Ранчин в одной из своих работ писал, что Воздвиженский (надвратный) храм перестроен в 1802–1812 годах, «возможно, архитектором А.Н. Бакаревым».
Надо сказать, мы ему обязаны «перестройкой» многих самых известных зданий: например, Никольской башни Московского Кремля, колокольни Ивана Великого и Большого Кремлёвского дворца.
Если это действительно был он, это многое объясняет. Дело в том, что в его времена вошла в моду так называемая неоготика, или «ложная готика», или «русская готика». Это исключительно российское явление: активные заимствования из западной архитектуры и в то же время попытка сделать её гармоничной на взгляд русского человека.
И наставник Бакарева Матвей Казаков, как и его не менее прославленный коллега Василий Баженов, был большим поклонником этого стиля. Как известно, именно они создали для Екатерины Великой и её сына Павла Петровича Царицынский дворец. Интересно, что императрица осталась этой работой крайне недовольна.
И историки подозревают, что ей не понравился именно стиль: якобы она усмотрела в этом повторении за Европой угрозу распространения европейских революционных идей.
В то же время можайский краевед, историк-любитель Владимир Куковенко рассказал, что посвятил Ново-Никольскому храму целое расследование, но так и не смог доподлинно установить личность автора проекта. Зато узнал многое другое.
Фото © pamsik.livejournal.com
Помимо, собственно, нетипичного для наших краёв облика здания, пожалуй, в глаза сразу бросаются шестиконечные звёзды на фронтоне, то есть в верхней части фасада. Эти символы известны как звёзды Давида. На иврите они называются «Маген Давид», что значит «щит Давида».
Есть предположение, что звезда эта представляет собой два наложенных друг на друга равносторонних треугольника, а именно треугольными были щиты воинов Давида — легендарного царя, который победил громилу-филистимлянина Голиафа, завоевал Иерусалим и объединил раздробленный Израиль.
Кстати, треугольные формы прослеживаются и в других элементах отделки здания.
Так вот, широко известно, что эту символику очень ценили масоны, или, если полностью, франкмасоны, от французского franc-maçon — «вольный каменщик».
Но это ещё не всё. Вышеназванный краевед ради интереса измерил храм и обнаружил шокирующую закономерность. Он переводил метры и сантиметры в старинные сажени, аршины, а также в дюймы — и был потрясён: по его словам, в этих единицах измерения во многих случаях так или иначе получается сочетание трёх шестёрок.
Это общество изначально было заявлено как некая свободная строительная артель. Считается, что его идеология зародилась в Средние века, когда строители возводили здания десятилетиями и постепенно становились тесной компанией со своими особыми правилами, ритуалами.
У каждой масонской ложи был свой церемониал, но имелись общепринятые символы. Главные из них — это циркуль и наугольник, они означали призыв выверять свои действия и ограничивать желания.
Не меньшее значение придавали и другим строительным инструментам: уровню («равенство»), отвесу («стремление к совершенству»), мастерку («братство»). Масоны с особым благоговением относились к образу ветхозаветного Хирама, архитектора знаменитого храма Соломона.
По легенде, его убили рабочие, потому что он так и не выдал им тайный пароль, который знали только мастера и который они называли, когда приходили за зарплатой.
Треугольник у масонов часто встречается с глазом внутри — это «всевидящее око» провидения.
Масонские знаки — уже не первая можайская загадка. Ещё более густым мраком покрыта история этой деревянной скульптуры. Она изображает Николая Чудотворца с оружием в руках.
Существует предание, что именно так однажды святой Николай явился жителям Можайска во время одного из вражеских набегов: в правой руке — поднятый клинком вверх меч, в левой — уменьшенная «модель» города с крепостными стенами. И враги в ужасе сбежали.
Увековечивший эту историю образ сам стал городской легендой. С 1930-х годов и до сих пор деревянный Никола Можайский — экспонат Третьяковской галереи. Но до этого он столетиями украшал и освящал территорию Можайского кремля.
По мнению реставраторов, скульптуру изрядно обливало дождями и обдувало ветром, так что, вероятно, на какое-то время она была установлена над аркой ворот — тех самых, которые были до «неоготики».
Датируют Николу Можайского примерно XIV веком, то есть теми временами, когда построили каменный Старо-Никольский собор. Но кто автор — неизвестно, и даже версий нет. Единственное, что могут сказать профессиональные искусствоведы, работа имеет сходство с произведениями сербского искусства.
Известно, что в XIII–XIV вв. митрополитом Киевским и всея Руси был уроженец Волыни, эта область располагалась на территории нынешней Польши, Украины, Белоруссии. А в конце XIV века Русскую церковь возглавил Киприан, бывший митрополит Малой Руси и Литвы, который родился в Болгарии.
Есть мнение, что эти факты могли сыграть какую-то роль. Кстати, Киприан знал самого преподобного Сергия Радонежского, и историки ведут довольно горячий спор о том, кто из них двоих благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
А ещё Никола Можайский — персонаж сказки о Садко: именно святой Микола Можайский подсказывает главному герою, как выбраться из подводного царства. Надо сказать, Николай Чудотворец прославился в том числе и как спаситель утопающих.
В общем, из всех российских кремлей — а их порядка семидесяти — Можайский считают самым таинственным. Вот, например, по некоторым данным, деревянный образ не выносили к Бородинскому полю во время знаменитого сражения 1812 года. А то, что Александр I не пожелал посетить Ново-Никольский собор, когда был в Можайске в 1818 году, — известный факт.
Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.