Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Реконструкция Летнего сада продолжалась довольно продолжительное время — с 2009 года по 2011 год. Ей предшествовала кропотливая работа в архивах, позволившая создать проект в наибольшей степени воссоздающий облик Летнего сада в период его рассвета. Однако сразу после завершения реконструкции Летний сад имел удручающий вид. Портили облик сада высокие, под два метра, шпалеры, ограждавшие практически все газоны. Причем сад продолжал просматриваться насквозь  от Фонтанки до Марсова поля, но при этом через клетки шпалер! Да и замкнутые боскеты и зеленые кабинеты вызывали ощущение не из приятных. Вновь вырытый довольно большой Менажерийный пруд с небольшой площадкой для публики казался нелепым. К тому же на входе поставили турникеты и ввели плату за вход. Все это надолго отбило желание посещать некогда любимое место города. Этим летом, по случаю, зашел в Летний сад и был несказанно удивлен разительным переменам.

Не то, что убрали весь новодел, созданный на основе исторических и археологических изысканий. Все осталось по новому-старому. Со стороны Невы изменений никаких — та же Невская аллея, толпа посетителей у входа на Главную аллею. 

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Главная аллея со стороны входа с Набережной Невы.

Преобразился сам сад! Шпалеры и арки скрылись за листвой аккуратно и со вкусом подрезанных низкорослых деревьев и кустарников. Возродился подлесок.  Сад перестал просматриваться насквозь и появилось множество мест, позволяющих уединиться даже при большом наплыве посетителей.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Шпалеры вдоль Хозяйственной аллеи полностью закрывают вид на Фонтанку
Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Шпалеры предотвратили вытаптывание газонов, что позволяет сформироваться подлеску

Небольшие фонтаны, появившиеся на четырех площадках Главной аллеи сада, гармонично вписались в пространство, организованное шпалерами, окутанными растительностью.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)
Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Высококачественные реплики мраморных скульптур, заменившие посеревшие от непогоды и времени итальянские мраморные подлинники XYIII века, радуют глаз.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Вакх, аллегория осени
Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Терпсихора, муза танца
Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Амур и Психея
Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Похищение сабинянки

После реконструкции в Летнем саду появился Парадный партер с вычурным Коронным фонтаном.

Со стороны Лебяжьей канавки вдоль Парадного партера проходит Аллея лип, некоторые из которых были высажены еще при Петре I, а быть может и при его активном участии — император любил физический труд!
Коронный фонтан

Вдоль Парадного партера на Школьной аллеи воссоздано длинное берсо — галерея, образованная вертикальными стенками и сводчатым перекрытием, напоминающим перевёрнутую люльку, служащие опорой для вьющихся растений.

Берсо со стороны Невской аллеи

Боскет Птичий двор  был сооружен в начале XVIII века. В нем размещались  павильон голубятня, клетки и вольеры, в которых находилось множество диковинных в то время птиц и зверей. Просуществовали все эти сооружения  недолго — в конце века их разобрали и восстановили лишь в ходе реставрации в начале XXI века.

Павильон Голубятня используется для археологической экспозиции, посвященной реставрации Летнего сада
В реконструированных вольерах — фотографии животных

Боскет «Менажерийный пруд» был ликвидирован в конце XVIII века и был восстановлен только при нынешней реставрации. Но вероятно это было не лучшим решением — утки и гуси редких пород в нем не прижились, остались лишь их муляжи. Да и сам пруд весьма грязноват, что вполне естественно ввиду того, что он не проточный, а система эффективной аэрации, по-видимому, отсутствует. 

Менажерийный пруд

Если боскеты Птичий двор и Менажерийный пруд оставляют неоднозначное впечатление, то небольшой огород при оранжереи великолепен.  Впечатляет не только реконструированный павильон Оранжереи, где разместилось кафе, но и интересный подбора растений садика и огорода с их, подробным описанием. 

Справа вход на огород и фрагмент Оранжереи
Теплолюбивые деревца растут в кадках и убираются на зиму.

Дизайнеры, разработавшие проект реконструкции, и садоводы, воплотившие проект в жизнь, очень деликатно скрыли все хозяйственные постройки, необходимые для обслуживания сада.  

Хозяйственная постройка скрыта за вьющимися по стене растениями.

При реконструкции Летнего сада фонтан в центре Карпийного пруда не восстановили, но лебедей полюбившимся жителям города почему-то убрали — в пруду остались плавать лишь дикие утки, которых в Питере развилось видимо-невидимо.

Карпийный пруд у выхода из Летнего сада на набережную Мойки

Одна из интересных особенностей Летнего сада — его скамейки. Не менее интересно чем Летний сад его архитектурное  окружение. Истории Летнего сада посвящен еще один пост серии текстов «Летний сад» в этом блоге.

Нельзя не отметить, что новый облик Летнего сада перекликается с обликом парков Петергофа — Верхнего, Нижнего и Александровского. Это вполне объяснимо.

Перестав быть личным парком российских императоров, переместивших свои  летние резиденции в пригороды столицы, Летний сад, оставаясь императорским. Поэтому он развивался параллельно с парками пригородных дворцов и под влиянием тех же тенденций в садово-парковом искусстве.

По сути реконструированный Летний сад — прекрасная мини копия одновременно всех парков пригородов императорского  Санкт-Петербурга.

Кстати, посещение Летнего сада вновь стало бесплатным, каким было согласно Указу Елизаветы Петровны от 1752 года. Причем за «чистотой» публики следит квалифицированная и хорошо экипированная охрана, использующая развитую систему видеонаблюдения.

Летний сад в Петербурге (29 фото)

Летний сад является одной из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. В настоящее время принадлежит Государственному Русскому музею. Сад является практически ровесником города на Неве и был заложен Петром I в 1704 году. Изначально Летний сад считался летней резиденцией царя.

Читайте также:  Спб: мероприятия к 100-летию революции 1917 года

Как и все царские постройки и сооружения, это место сразу стало проектироваться как нечто грандиозное и необыкновенно красивое. Живописный парк, тихие аллеи, скульптуры известных мастеров, искусные фонтаны и многие другое.

До сих пор этот парковый комплекс заставляет восхищаться всех, кто решил посетить это место и увидеть своими глазами знаменитый сад Петербурга.

Особое внимание стоит уделить скульптурным композициям, которые можно встретить повсюду в Летнем Саду. Надо знать, что все скульптуры и бюсты являются копиями, так как хранители опасались полного разрушения хрупких оригинальных скульптур, которые имеют художественною и историческую ценность.

В настоящее время оригиналы хранятся в Михайловском замке. Однако это никак не влияет на красоту тех произведений, которые сегодня украшают парк, потому что они с невероятной точностью повторяют оригинальные работы таких скульпторов как П. Баратта,  Дж. Бонацца, А. Тарсия, Дж. Зорзони и др.

Наверное, самым известным памятником, который привлекает к себе внимание всех гуляющих по парку, является скульптура знаменитого баснописца И.А. Крылова. Памятник был выполнен великим скульптором П.Клодтом. Писатель сидит на камне с раскрытой книгой. Интерес зрителей привлекает и сам пьедестал, который украшен композициями из басен Крылова с участием самых известных его персонажей.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Памятник И.А. Крылову.  П.Клодт

По теме: достопримечательности, Санкт-Петербург, фото

???? Блинцов | 2014-07-30, 11:28

Летний сад (Summer Garden) > 29 Пальм — Клуб путешествий Павла Аксенова

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Летний сад является практически ровесником Санкт-Петербурга.

Он стал первой специально организованной зеленой зоной города.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

При неблагоприятных природных условиях любое строительство в новой столице стоило огромного труда. Летний сад не стал исключением.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

  • Для его устройства потребовалось осушать территорию с помощью специально прорытых каналов и устройства прудов.
  • В огромных масштабах привозился и подсыпался грунт для создания твердой почвы, пригодной для роста растений.

На месте будущего сада находилась шведская мыза (усадьба), где был обжитой участок с маленьким домиком. Территория, где предстояло устроить Летний сад, значительно превосходила этот небольшой участок.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

  1. Новый сад оказался внутри границ, обозначенных водными артериями, окружающих его с четырех сторон.
  2. Это реки Нева, Фонтанка, Мойка и маленькая речка Лебединка, которую позже расчистили, углубили и стали называть Летним каналом.
  3. Его переименовали в Лебяжью канавку, когда сюда перебрались лебеди из соседних прудов.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото) Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Петр I во время вояжа по Европе, увидев Версаль и восхитившись его садами, захотел создать в новой столице нечто подобное. Он собственноручно чертил план регулярного сада.

По его поручению над обустройством сада работал архитектор И.М. Угрюмов, а после его смерти А.В. Кикин.

Были посажены деревья и кустарники, появились фонтаны. Здесь начали проводить балы, устраивать фейерверки. Простые горожане в сад не допускалась, для этого требовалось приглашение Петра I.

Новая страница истории сада открывается с 1710 года. Д. Трезини возводит Летний дворец с прилегающими постройками и гаванец. Появились Зеленые кабинеты, Большая Оранжерея, Огибные аллеи.

После устройства Поперечного канала, соединенного с Лебяжьей канавкой, сад разделился на две половины. Новый канал до Фонтанки не доходил и заканчивался около оранжереи. Поперечный канал был неширок и служил в основном декоративным целям.

Через него соорудили Шутишный мост с потайными водометными или, как тогда говорили, «мочильными» трубками. Из этих трубок при переходе через мост любого прохожего могли неожиданно облить водой для всеобщей потехи.

Воду для фонтанов собирали в специальных бассейнах, расположенных неподалеку, сегодня здесь находится Бассейная улица. Потом воду поднимали в водонапорные башни, откуда она питала фонтаны.

В последние годы правления Петра I благоустройство сада производилось по плану, предложенному французским архитектором Ж.Б. Леблоном, который в 1716 году прибыл в Петербург по приглашению императора.

Эти предложения реализовал архитектор М. Земцов. В результате сад приобрел значительную декоративность и презентативность. Для создания композиционных акцентов по оси центральной аллее устроили четыре боскета, за Поперечным каналом появился лабиринт и шутейные фонтаны.

В целом внешний облик Летнего сада сложился к 1725 году. Далее заметный вклад в формирование ансамбля сада внес Б. Растрелли, построивший ближе к Неве резиденцию для Анны Иоанновны. Архитектор обустроил партерную композицию с замечательным каскадом «Амфитеатр». В центре композиции появился красивый фонтан «Коронный».

При Елизавете Петровне в сад стали пускать публику, когда императрица отсутствовала в Петербурге. Однако допускали лишь «приличную публику». Условия посещения несколько раз менялись. Сначала это были воскресные и праздничные дни, потом сад стали открывать только по четвергам.

В этот же период решена проблема близости сада к Неве, которая подступала прямо к нему. Для сквозного проезда засыпали грунтом полосу реки шириной примерно 60 метров и устроили набережную.

Однако противостоять Неве было сложно. В 1777 году река уничтожила павильон «Грот» и фонтаны. Екатерина II организовала большое переустройство сада.

Снесли поврежденные сооружения, в том числе лабиринт и акведук. Засыпали гаванец и Поперечный канал, в результате две части сада соединились воедино.

Вместо акведука, который снабжал фонтаны Летнего сада водой, в начале XIX века построили Пантелеймоновский мост. Тогда же по проекту К.И. России разрушенный «Грот» перестраивается в «Кофейный домик».

Сегодняшний Летний сад невозможно представить без его удивительной ограды.

Читайте также:  Храм спас на крови в санкт-петербурге: история

Во время обустройства каменного берега со стороны реки Невы проход в сад долгое время оставался открытым для «людей всякого звания», что могло стать причиной всевозможных неприятностей, например, отмечались случаи воровства плиток.

Ю. Фельтен сделал деревянную модель ограды с указанием всех размеров и материалов. Вопрос авторства ограды остается спорным, потому что вслед за Фельтеном среди архитекторов, имеющих отношение к строительству, называют также Ж.Б. Валлен-Деламота, И. Фока, Д. Бунша, И.И. Бецкого.

Несколько лет почти 150 каменщиков тесали из гранита колонны, базы, цоколи, каменные плитки для самой ограды. Одновременно изготавливались вазы и урны для украшения колонн.

Металлические части решетки вручную выковали на заводе купца Денисова в Туле.

Розетки и другие детали ограды покрыты позолотой. Длина ограждения составляет 232 метра, металлические звенья держат 36 столбов. Напротив каждой из главных аллей сада были устроены ворота.

Со временем ограда менялась несколько раз. Ее пришлось удлинять, чтобы закрыть «дыру», образовавшуюся после сноса Летнего дворца.

Центральные ворота демонтировали, когда построили на их месте часовню в знак спасения Александра II от стрелявшего в него через ограду в 1866 году террориста Д. Каракозова.

По обеим сторонам часовни установили перенесенные сюда боковые ворота. В 1930 году часовню снесли и закрыли пустое место копией одного из звеньев ограды.

Ограда Летнего сада – подлинный шедевр эпохи классицизма. Она воспета в стихах Анны Ахматовой: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград».

Упоминания о Летнем саде встречается в «Евгении Онегине» Пушкина, в стихах Петра Вяземского, Самуила Маршака.

Еще при жизни Петра I в саду появилось несколько десятков мраморных скульптур. Со временем скульптурных украшений стало еще больше. Иногда ошибочно говорят, что это античные изваяния. На самом деле, в основном это были работы итальянских мастеров XVIII века.

Единственной античной статуей здесь была Венера, датируемая II-III веком до нашей эры. Это был подарок папы римского Климента IX русскому императору. Венера оказалась в одиночестве в Летнем саду, потому что в петровские времена действовал запрет Ватикана на вывоз античных статуй.

Древнее изваяние быстро стало достопримечательностью. Позже скульптура стояла в Таврическом саду и отсюда получила название Таврической Венеры. Сегодня она находится в Эрмитаже.

Многие мраморные скульптуры уже через 100-150 лет под воздействием петербургского климата начинают портиться. Их заменяют точными копиями, а оригиналы передаются в музеи.

За время действия программы изготовлено 28 копий наиболее пострадавших и ценных скульптур. Всего в Летнем саду насчитывается около ста скульптур, скульптурных композиций, бюстов.

Среди прочих украшений Летнего сада выделяется подарок короля Швеции Карла XIV Николаю I. Это так называемая Порфировая ваза, получившая название по сорту гранита розового цвета, из которого она выточена. Ее высота вместе с постаментом составляет 485 сантиметров.

Ваза стоит рядом с Карпеевым прудом у входа в Летний сад со стороны набережной Мойки. Ваза внутри полая и, чтобы ее не разрушала вода, она сверху закрыта деревянной заглушкой. Однако даже этих мер предосторожности оказывается недостаточно.

Зимой 2008 года от горловины вазы отломился кусок. Комиссия, в которой принимал участие Э. Эриксон, потомок шестого поколения мастера, изготовившего вазу, сделала заключение, что повреждение произошло в результате неизбежных изменений структуры камня, вызванных его усталостью и неблагоприятным климатом.

Фактор воздействия влаги, попадающей в микротрещины, тоже нельзя исключать. Вазу успешно отреставрировали и вернули на прежнее место в Летнем саду.

В 1850-е годы в саду реализован проект установки памятника И.А. Крылову. Сначала для него нашли место на Васильевском острове.

Однако окончательное решение принято в пользу Летнего саду, где в 1855 году появился на темно-сером гранитном пьедестале памятник работы П.К. Клодта.

Пьедестал украшен горельефами на сюжеты известных басен, а их портретно узнаваемый автор изображен с раскрытой книгой в руках.

В течение XX-ХХI веков произведено несколько реставраций Летнего сада, затронувших оздоровление зеленых насаждений. В ходе работ удалено немногим более 100 больных деревьев.

Одновременно высажено несколько тысяч новых зеленых насаждений. Воссозданы павильоны «Голубятня» и «Малая Оранжерея».

Одними из главных достопримечательностей Летнего сада стали восемь восстановленных фонтанов. Девятый фонтан музеефицирован, что дает представление о том, как он выглядел в эпоху Петра I.

Также музеефицирован гаванец, который использовался при Петре I для швартовки прямо у сада небольших судов на стрелке Невы и Фонтанки.

Объект существовал до 1780 года, затем его засыпали. Сегодня его часть расчищена и открыта для осмотра.

Летний сад является филиалом Русского музея с бесплатным входом.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад заложен по указанию и под руководством самого царя Петра в 1704 году, через год после основания Санкт-Петербурга. Ограничен парковый комплекс с севера руслом Невы с набережной, рекой Фонтанкой с востока и соседствует с Марсовым полем западной границей.

Читайте также:  Фото Эрмитажа в Санкт-Петербурге (75 фото)

Обильная и разнообразная растительность, ухоженные аллеи с разнообразными элементами ландшафтного дизайна дополняются многими фонтанами и водоемами, статуями и бюстами, красивыми входными воротами и оградой.

Павильоны, беседки и царский Летний дворец представляют архитектурную составляющую садово – паркового ансамбля, старейшего в северной столице России. Примечательны и кованые ограды летнего сада, украшенные декоративными деталями – настоящее произведение искусства.

Летний сад был основан в регулярном стиле, переживал период преобразования в пейзажный, разрушения от наводнений и времена запустения. После проведенной менее 5 лет назад реконструкции комплекс предстал перед посетителями в первоначальном облике.

Сейчас это любимое место отдыха жителей города, привлекающее и его многочисленных гостей, что вполне заслужено и весьма познавательно.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Невская ограда летнего сада сооружена к 70-й годовщине основания Санкт-Петербурга, проект выполнил архитектор Фельтен. Состоит ограждение из гранитного ленточного основания с колоннами и коваными решетками между ними.

Базы колонн установлены на расширенные части основания, гладкие стволы заканчиваются дорическими капителями, на плитах которых установлены чередующиеся каменные вазы двух типов.

Решетка состоит из групп по три стержня, центральный из которых длиннее и заканчивается имитацией наконечника копья. Дополняют конструкцию декоративные позолоченные детали, особенно много их во входных воротах.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Входные ворота летнего сада со стороны Невы, расположенные напротив причала речных судов, — подлинный шедевр обработки металла. Кольца и спирали из квадратного проката образуют сложную замысловатую комбинацию, дополняемую позолоченными деталями.

 Среди них геометрический орнамент внизу, над ним череда гирлянд из дубовых веток, вензеля и завитки над гирляндами. Дубовые листья венчают и вершину всей конструкции, хотя издали похожи на гербового орла.

Совершенно фантазийная фигура вряд ли имеет какой-то реальный смысл и толкование, но выглядит хотя и непонятно, но привлекательно.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Реконструкция, завершенная в 2012 году, изменила сложившийся облик парка в глазах наших современников, возвратив ему первоначально заданные Петром черты и детали оформления. На аллеи вернулись решетчатые шпалеры, служащие растениям и опорой, и преградой для разрастания.

Приобрели старинный облик парковые скамейки – серийные типовые уступили место деревянным ручной работы, как в старину. Прошли соответствующее обслуживание мраморные копии римских античных статуй, к ним вернулся первоначальный лоск и красота природного материала.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Обновлены и женские бюсты, которые в аккуратных нишах из шпалер, увитых зеленью, выглядят более выигрышно, нежели до реконструкции летнего сада. Почищены и выглядят свежо пояснительные таблички к изображениям, однако некоторые эти исторические персонажи петровской поры давно ушли в прошлое, не оставив в этой самой истории сколько -нибудь заметного следа.

Абсолютное большинство скульптур летнего сада из мрамора заменены полностью идентичными копиями из более стойкого к воздействиям материала. Правда, некоторые от оригиналов все же отличаются – восстановлены утраченные пальцы, носы и другие детали.

Живописный элемент парков появился после реконструкции среди аллей летнего сада. Это берсо – галерея из растений, основой для крепления которых является деревянный каркас из колонн с арками, продольных и поперечных планок. Аккуратно подстриженные и специально обрезанные липы образуют живописнейшее сооружение, позволяющее и укрываться от питерского «зноя», и любоваться растительностью.

Берсо похожи на перголы, отличие состоит в их превосходящей длине и большей густоте растительности. При этом берсо является постоянным элементом садового устройства, в отличие от шпалер на аллеях, которые убрают, когда завершится формирование кроны у шпалерных лип.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Дальняя аллея летнего сада по счастью сохранила свою главную ценность. Продолжают радовать посетителей 200-летние липы, образующие и украшающие этот зеленый коридор. Сейчас его формируют и живые изгороди, сплошной стеной  ограничивающие пешеходную зону и затеняя парковые скамейки, расставленные вдоль аллеи для удобства отдыхающих.

Не нашему, но следующим поколениям нужно будет озаботиться подготовкой, по крайней мере пока предварительной, к прекращению жизнедеятельности старейших деревьев парка – ведь средний срок жизни для лип примерно 300 лет, и 2/3 прошли на сегодня. Хотя встречаются липы и более старые, вплоть до тысячелетних, но замену нужно продумывать.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

На тщательно постриженном газоне между двумя тенистыми аллеями расположена одна из лучших скульптурных групп летнего сада. На пьедестале в форме куба застыли фигуры Амура и Психеи, выполненные неизвестным итальянским скульптором, предположительно школы Бернини.

К мотивам известного мифа обращались многие живописцы и ваятели, в том числе Канова и Роден, однако скульптура в летнем саду – одна из самых выразительных.

Изображен кульминационный момент легенды, когда возомнившая себя прекраснее Афродиты красавица Психея во время сна узнает своего  невидимого мужа Амура, сына Афродиты.

Легенда эта имеет счастливый конец, а скульптура будет радовать еще многие поколения.

Фото Летнего сада Санкт-Петербурга (100 фото)

Фонтаны летнего сада задуманы самим Петром Первым и создавались при его деятельном участии. Особенно много сил царь потратил, чтобы обеспечить нужный напор воды, без которого нельзя было получить водяные струи желаемой высоты.

Все фонтаны и системы водоснабжения были утрачены при разрушительном наводнении 1777 года, и Екатерина Великая решила их не восстанавливать. Эта титаническая работа была проведена в отношении только некоторых, уже при современной реконструкции летнего сада.

Страницы 1 из 3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector