Предваряя повествование, прошу прощения за бессистемное изложение летних петербургских впечатлений
После самостоятельной экскурсии по Михайловскому замку мы идем в сторону Манежной площади, купаясь в лучах июньского солнца — творца дивной атмосферы, разлитой над Ново-Манежным сквером
Полюбовались ренессансным фасадом Дома кино
понаблюдали за людским водоворотом на Малой Садовой улице
там же зашли в столовую (не «столовку») со старинной мебелью, приятным интерьером и вкусной выпечкой
Желудок доволен, мы тоже, а глаза распахнуты для красоты. Была уверена, что тюльпаны в июне уже отцветают?
Сколько раз я мерила шагами прямой, как стрела, проспект, протянувшийся от Адмиралтейства до площади Восстания? По образному выражению классика — «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга», от себя добавлю — неизменно собирающая пеструю толпу, дефилирующую среди великолепных зданий, несущих отпечаток имперского шика
Прекрасные фасады притягивают взгляд всех прогуливающихся, а любопытные экскурсанты задаются вопросом: «что там внутри?» На Аничковом мосту — толчея «селфистов» рядом со скульптурами Клодта
А вот прекрасный вид на Фонтанку не так сильно примагничивает туристов, гуляющих по Невскому, как Диоскуры. Такое ощущение, что народ, высыпавший на улицы Петербурга в начале лета, призрел пандемические запреты, и словно с цепи сорвался, пустившись во все тяжкие
Нежно-розовый дворец. Белосельских-Белозерских, пышный как свадебный торт, невозможно не заметить, остановившись на Аничковом мосту
В отделке его фасадов задействован весь арсенал необарокко — полукруглые фронтоны, наличники, овальные окна, фигуры атлантов. И современники были им очарованы, называя «совершенством» дворец, построенный в 1848 году по проекту популярного в то время архитектора А. И. Штакеншнейдера, ставший последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке
Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.
В конце XIX века дворец перешел во владение сына императора Александра II — великого князя Сергея Александровича по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г.
владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (соучастнику убийства Григория Распутина). После убийства Распутина заговорщики были подвергнуты домашнему аресту, и дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
Если фасад столь хорош, то и внутри должна быть соответствующая атмосфера аристократического шика? Надо бы проверить! Мужу все эти интерьеры после только что состоявшейся экскурсии по Инженерному замку показались перебором — его манили каналы и невские просторы
А так как компромисс — наше все в семейных отношениях, то каждый волен идти туда, куда хочет. При этом договариваемся, что встретимся через полтора часа у входа во дворец, где я намеревалась рассмотреть убранство залов. На том и разошлись.
Купив билет на экскурсию, которая должна была начаться через час, звоню своей половинке, чтобы перенести время встречи. Но куда там — по всей видимости, его телефон разрядился.
Для чего я все это пишу? Вопрос, конечно, интересный! Просто захотелось пропеть оду восхищения петербургскому полицейскому (в последнее время претензий к ним стало слишком много), которого я заприметила стоящим на дежурстве возле пересечения Невского и набережной Фонтанки, вблизи от массивной старинной двери — входа в прекрасное здание дворца.
Невозможность соблюсти договоренность создает внутреннее напряжение. Но не отменять же из-за этого экскурсию? Чтобы заполнить возникшую паузу, прогуляюсь-ка я по набережной Фонтанки, выискивая интересные здания. Например, это — с чудесным воротами, ажурной решеткой, внутренним двориком
Айфон на заданный вопрос отвечает, что это особняк графини Н. Ф. Карловой — сейчас там располагается библиотека. Это старинное здание со свой историей, культурными традициями, и по нему можно совершить бесплатную экскурсию или же записаться на специальную — с рассказом. Собственно меня в этой ситуации больше заинтересовал дворик с уютной скамейкой под роскошной кроной
Вот оно, мое спасение! Попрошу, пожалуй, того самого полицейского, стоящего рядом с дворцом, чтобы направил моего муженька на скамеечку под густой тенью (женская изворотливость в действии). Полицейский, на удивление, оказался сговорчивым и откликнулся на просьбу передать мужу, чтобы ждал меня во дворе дома № 46.
Страж порядка отнесся к заданию не формально и спросил про особые приметы человека, который займет позу ожидания возле входа во дворец (в чем одет, сколько лет, как звать). Представляете — все сработало — встреча по спонтанной схеме во дворе дома графини Карловой состоялась.
Случай с полицейским произвел на меня не меньшее впечатление, чем сама экскурсия, оставившая двоякое ощущение. Несмотря на обстоятельный рассказ экскурсовода, многие фрагменты были размыты, так как в тот день собрали чрезмерно большую, плохо организованную группу, и возникало много помех.
Представляете современную тенденцию фотографироваться в аристократическом антураже парадных залов? Пришлось сдерживать себя, чтобы не разгневаться. Мой совет: если хотите посмотреть интерьеры дворца — покупайте билет на концерт.
Концертный зал на 400 мест — истинное украшение дворца — уютен, изыскан, акустику хвалят, и убранство попутно можно будет рассмотреть. Стоит отметить, что подлинные интерьеры аристократического «гнездышка» находятся в прекрасной сохранности.
Во время экскурсии нам показали парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый (бывшая библиотека), использовавшийся и как малый концертный зал; Картинную галерею; Парадную столовую; Бежевую гостиную, Зеркальный (бальный) зал; Золотую Малиновую гостиную.
Очень огорчил тот факт, что в двух залах существует запрет на фотографирование. Бежевая (Белая) и Малиновая гостиная, выходящие окнами на Фонтанку, сейчас принадлежат петербургскому филиалу ЗАО «Первый канал», наделенному исключительным правом на любые съемки. Самое лакомое прихватили, слов нет. Малиновая гостиная очень хороша — стены в ней обиты малиново-серебристым штофом, люстра шикарная, золоченое зеркало, и вся сохраненная обстановка соответствует представлению о роскоши
Широкая парадная лестница, украшенная ажурными коваными перилами с вензелями владельцев дома и канделябрами, ведет на второй этаж
Балюстрада парадной лестницы сама просится в объектив, но издержки организованных экскурсий — неуправляемая скученность экскурсантов — обратили кадры в брак, к сожалению
Кариатиды и скульптуры из гипса, поддерживающие позолоченные канделябры. В ажурной решётке перил — изящные вензеля из инициалов владельца. Зеркало поразительной красоты
Стоя на втором этаже возле дверей, ведущих в гостиную, хозяйка дома могла рассмотреть гостей, поднимающихся по лестнице. Парадная столовая и парадная гостиная открывают галерею залов второго этажа, украшенных разнообразными видами лепнины — стенной и потолочной.
Князь Эспер Белосельский-Белозерский был ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Ему совместно с архитектором принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV.
Роскошные мраморные камины с рельефными узорами, позолоченные рамы зеркал, стеновые живописные панно, лепнина и мебель — все было выполнено по высшему разряду, соответствовавшему той эпохе. Что-то дошло и до наших дней
Также здесь можно рассмотреть живописные украшения интерьеров — французские полотна XVIII века
Они все подобраны таким образом, чтобы возбуждать, в том числе и аппетит, как никак это Парадная столовая
Амуры с фруктами, мифологические сюжеты удачно вписались в нежно-голубые стены, а белоснежная лепнина превращает зал в воздушное облако
Камин в прекрасной сохранности
Из Парадной столовой переходим в бывшую Картинную галерею, сейчас исполняющую функцию фойе. В прежние времена собрание живописи было велико, картины украшали стены цвета «увядшей розы»
Нам достались лишь настенные вмонтированные полотна над дверными проемами — картина «Похищение Елены Троянской» из собрания А. М. Белозерского
Светильник, поражающий воображение
Из окна можно сфотографировать Невский проспект
Встроенные скульптуры-кариатиды — «поддерживающие» потолок. Скульптор Йенсен, работавший над дворцовыми атлантами и кариатидами, весьма своеобразно представлял себе «тяжесть» их «ноши». Фигуры статуй — «мужчин» выражают удивительное напряжение, в то же время женские статуи (кариатиды) казалось бы, тяжести вовсе не чувствуют — их лица светлы и спокойны
Во время приемов хозяева в этом помещении расставляли карточные столы, чтобы те, кто не танцует, могли насладиться игрой
А кто хотел танцевать, отправлялся в Зеркальный (бальный) зал — сердце дворца. Стоит сказать, что князь Эспер Белосельский-Белозерский, сделавший архитектурный заказ убранства дворца, до его воплощения не дожил.
Его вдова, повторно выйдя замуж за князя Василия Кочубея и переехав на Литейный, стала использовать дворец на Невском для светских вечеринок и балов. Из-за соседства с императорским Аничковым дворцом на балы, в нем устраиваемые, часто наведывались царские особы.
Супруга Александра III — Мария Федоровна обожала танцевать во дворце. Пока императрица танцевала (а танцевала она до ухода последнего музыканта), император отлично проводил время, играя в вист.
Пожелав завершить бал, император вызывал к себе по одному под благовидным предлогом музыкантов из оркестра. Вскоре оказывалось, что играть уже некому — только тогда император мог убедить супругу покинуть дворец
Известен зал и музыкальными вечерами. В его стенах выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн, пела Александра Панаева, а в качестве слушателя присутствовал П. И. Чайковский. Названием зал мятно-зеленого цвета (таким он был всегда) обязан трем зеркалам, расположенным на левой (со стороны входа) стене.
Зеркала изготовлены из цельных пластин серебра и имели название «лицеприятные», так как придавали лицу смотрящегося симпатичный персиковый оттенок. Три окна по правой стороне выходят на Невский и формой повторяют зеркала.
Потолок украшен массивными люстрами, частично бронзовыми, частично из папье-маше, дабы избежать воздействия на потолок непомерной тяжестью
Никогда бы не подумала, что центральная люстра в зале в отличии от четырёх малых бронзовых люстр выполнена из папье-маше. Пока экскурсовод нам рассказывала, Зеркальный зал готовили к вечернему концерту
Я посокрушалась, что не смогу послушать здесь классическую музыку, так как на вечер были другие планы. Дубовый зал (библиотека) — библиотека князя Сергея Александровича
В 1884 году дворцу суждено было стать подарком на бракосочетание великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Гессен-Дармштадской (Елизаветы Федоровны).
С тех пор у дворца появляется новое название — Сергиевский, а новые владельцы начали осуществлять переделку некоторых дворцовых помещений.
Прежде, чем стать библиотекой зал служил домашним театром Белозерских, где в свое время проходила премьера «Горя от ума»
Главное украшение этой комнаты — панели из массива дерева со встроенными книжными шкафами. Зал имеет второй ярус с резными перилами и маленьким балконом
Зал Библиотеки примечателен и потолочной отделкой — гипсовым «кружевом» в виде сетки и шикарная люстра, которую венчает двуглавый орел
«Изюминка» помещения — резной мраморный камин
Витражи — это особая гордость дворца, дошедшая до наших дней
Во дворце Белосельских-Белозерских, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само «лунное» стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду, отсылая к традиции принятых на Руси слюдяных окон. Жаль не все сохранились после ВОВ, но нам показали, на что стоит обратить внимание
Эта вставочка-украшение уцелела после всех случившихся исторических перипетий. Из окна фотографируем Невский проспект
В период Первой Мировой войны Дмитрий Павлович отдал дворец в распоряжение Англо-Русского военного госпиталя относящегося к Британскому Красному кресту
Дворец Белосельских-Белозерских
- ФОНТАНКА
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
- На этой и следующих восьми страницах представлены фотографии следующего отрезка Фонтанки — от Аничкова до Чернышева (Ломоносова) моста.
Первое здание на левом берегу, расположенное на углу Невского проспекта (наб. Фонтанки, 42/41), — дворец Белосельских-Белозерских [3,33,41].
Угловой участок стал собственностью князей Белосельских-Белозерских в конце XVIII в. На рубеже XIX в. здесь был построен дом в стиле классицизма, обращенный главным фасадом на Невский проспект.
В наше время его автором называют Ф.И.Демерцова [162] (в более ранних источниках его связывали с именем другого архитектора — Тома де Томона.) Старые изображения дома — чертеж 1799 г. и литография М.Н.Воробьева 1814 г.
[162, с.124,126]:
![]() |
![]() |
(Честно говоря, мне кажется странноватым этот фасад с большими глухими поверхностями стены в центре.)
В 1847 — 1848 гг. это здание было полностью перестроено по проекту А.И.Штакеншнейдера — одного из лучших архитекторов середины XIX века. До нашего времени сохранились и фасады, и многие интерьеры. Это здание принадлежит к числу лучших произведений архитектуры ранней эклектики.
В оформлении фасадов Штакеншнейдер использован мотивы елизаветинского барокко середины XVIII века. Полюбуемся этими фасадами.
- Вид с Аничкова моста:
-
- 9 сентября 2012 г.
- Фасад по Невскому проспекту:
-
- 27 сентября 2007 г.
- Фасад по Фонтанке (мне именно этот фасад кажется особенно красивым):
![]() |
![]() |
![]() |
29 сентября 2012 г. | 29 сентября 2012 г. | 29 сентября 2007 г. |
![]() |
![]() |
- 29 сентября 2007 г.
- 29 сентября 2007 г.
Любопытно, что в фасаде по Фонтанке есть асимметрия, которую, кажется, никто не замечает (см. первую фотографию этого фасада): по краям — два одинаковых ризалита, но правый расположен в плоскости фасада, а левый — на срезанном углу (сохранившемся от прежнего здания Демерцова).
В конце XIX в. дворец был приобретен Великим Князем Сергеем Александровичем, который поселился здесь с женой — Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, ныне причисленной к лику святых.
Для новых хозяев были переделаны некоторые интерьеры дворца — жилые комнаты на первом этаже, а также Дубовый зал (библиотека) на втором этаже. Автор проекта переделки неизвестен.
На мой взгляд, новые интерьеры значительно уступают по архитектуре сохранившимся интерьерам Штакеншнейдера.
В 1905 г. Сергей Александрович был убит террористом И.П.Каляевым. В 1911 г. вдова — Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — Великому Князю Дмитрию Павловичу (впоследствии — одному из участников убийства Г.Е.Распутина).
В советское время в здании размещался Куйбышевский районный комитет КПСС.
В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А в 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.
В наше время (2012 г.) в Зеркальном зале дворца проводятся концерты, устраиваются экскурсии по парадным залам.
Возможно, в будущем на этой странице появятся фотографии парадных залов дворца. А пока я помещаю здесь только две фотографии парадной лестницы:
22 декабря 2012 г.
Рядом с дворцом, на углу Невского пр. и ул. Рубинштейна (бывшей Троицкой) находится доходный дом, принадлежавший Великому Князю Сергею Александровичу (Невский пр., 43/1):
11 февраля 2012 г.
(Эта фотография помещена также в разделе «Троицкая улица (ул. Рубинштейна)».
Здание построено в 1900 г., арх. А.В.Кащенко.
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
© Прохоров С.О.
Дворец белосельских-белозерских в санкт-петербурге
Внутренняя суть дворца выражена в его многочисленных залах, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:
- Парадная столовая — помещение, в котором устраивались торжественные застолья петербургской знати;
- Картинная галерея, в которой когда-то хранилась изобразительная коллекция князей Белосельских-Белозерских;
- Зеркальный зал. Сейчас это главное место для проведения концертов и показа спектаклей. В прошлом в зале устраивались балы.
- Дубовый зал – бывшая библиотека хозяев дворца.
- Бежевая гостиная
- Золотая малиновая гостиная.
Не все залы доступны для посещения. Часть из них используются различными государственными организациями.
Дворец Белосельских-Белозерских в современный период
В 1991 году городское руководство организовывает в особняке Культурный Центр. Здесь начинают размещаться выставки, ставятся спектакли и даются концерты.
Концерты проходят, как и во времена знаменитых владельцев, в Зеркальном зале. Он изначально создавался для исполнения музыки и благодаря своей прекрасной акустике используется для этого и сейчас. В нем постоянно проводятся концерты исполнителей самых различных музыкальных направлений, от классики до этно-рока. Начинают проводиться экскурсии по отреставрированным залам.
В 2003 году несколько залов дворца отводится для организации, в обязанности которой входит реконструкция исторических объектов в Северно-Западном округе северной столицы.
И сейчас дворец активно используется в качестве городского культурного центра. Здесь постоянно проводятся различные выставки и фестивали, организовываются всевозможные конкурсы и викторины. Работает экскурсионное бюро и можно в составе экскурсии или индивидуально ознакомиться с прекрасными княжескими интерьерами.
Дворец Белосельских-Белозерских является постоянным центром притяжения любителей прекрасного и неизменно вызывает восхищение у многочисленных посетителей. Ведь этот дворец – настоящее произведение искусства.
Адрес этого произведения: Невский проспект, 41. В шаговой доступности находятся станции метро: «Гостиный двор», «Маяковская», «Достоевская», «Владимирская».
Ближайшие автобусные и троллейбусные остановки – Литейный проспект и Невский проспект.
Достопримечательности рядом
Дворец Белосельских-Белозерских находится в историческом центре города, поэтому рядом очень много достопримечательностей, в частности:
- Аничков мост, знаменитый своими статуями укротителей коней;
- Аничков дворец – один из императорских дворцов, старейшее здание на Невском проспекте;
- Гостиный двор – образец купеческой архитектуры второй половины XVIII века.
Дворец Белосельских-Белозерских уже с первых лет своего существования стал одним из культурных центров России. В нем устраивались балы, выступали известные музыканты и артисты. И приятно осознавать тот факт, что эта традиция жива и по сей день.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 433 times, 1 visits today)