Дворец великого князя владимира александровича в санкт-петербурге

Дом Учёных (Дворец великого князя Владимира Александровича)

На Дворцовой набережной стоит несколько великокняжеских резиденций. Приглашаем вас посетить один из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга – дворец великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II.

Здание построено в модном тогда стиле эклектики, а верно выдержанный архитектурный декор придает зданию величие и монументальность.

Размещаясь во дворце Великого князя Владимира Александровича, Дом ученых бережно сохраняет интерьеры парадных залов и великокняжеских кабинетов, уникальные художественные коллекции, а также проводит большую работу по ремонту и реставрации здания.

Обратите внимание

В 1862 году участок на Дворцовой набережной выделили для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру. Проектом занимался А. И. Резанов, он создал архитектурный шедевр, красотой внешней отделки напоминающий итальянские палаццо времен Ренессанса.

Комнаты дворца украшали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства. Он сразу стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга.

В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера. Его называли «Малым императорским двором». С 31 января 1920 года дворец стал называться «Домом Учёных».

Именно благодаря этому удалось сохранить в первозданном виде все интерьеры дворца, пышность убранств парадных залов, величественность великокняжеских кабинетов.

7 марта в Белом зале состоится концерт «Ваши любимые хиты оркестра Поля Мориа». Вы услышите хорошо знакомую музыку в исполнении одного из лучших академических коллективов Петербурга – IP Orchestra под руководством Игоря Пономаренко.

Легендарный оркестр, созданный Полем Мориа, путешествовал по всему миру и везде его встречали восторженными овациями. Без музыки Поля Мориа невозможно представить советское телевидение. Заставки для программ «В мире животных», «Кинопанорама», «Прогноз погоды» и «Время» — настоящие символы эпохи.

Эти и другие мелодии композитора сегодня стали «классикой», которая по-прежнему актуальна. Коллектив IP Orchestra много выступает, исполняя музыку разных стилей и жанров. Произведения Вивальди и Штрауса, танго Пьяццоллы, обработки рока, знаменитые мелодии кино стали его визитными карточками.

В 2018 году состоялись премьерные исполнения программ «Хиты оркестра Поля Мориа», «Миллион алых роз Раймонда Паулса», «Дудук с оркестром». IP Orchestra сотрудничает с выдающимися артистами, звездами российской и зарубежной эстрады, а также участвует в знаковых для культурной жизни страны мероприятиях.

Невероятный артистизм, профессионализм и бесконечная любовь к своему делу позволяют музыкантам каждый концерт превращать в настоящий праздник музыки!

Важно

После концерта и антракта, во время которого вы сможете посетить буфет Дома ученых, будет представлена танцевальная программа в Дубовом зале. Танцевальный вечер продолжится до 22:00. Оплата в буфете производится только наличными! 

Внимание! Скидка по клубной карте предоставляется только на экскурсионное обслуживание и не распространяется на билеты на концертно-театральные постановки. Стоимость билета с учетом скидки уточняйте у менеджеров. 

Место начала: Дворцовая наб., 26 (в холле)
Продолжительность экскурсии: 1–1,5 ч.

Внимание! В составе экскурсионного маршрута возможны изменения, так как некоторые интерьеры могут быть недоступны по решению руководства объекта.

Читать далее…

Источник: https://excurspb.ru/inter/palace/dom-uchenyh/

Дом ученых в Флоренском палаццо (дворец Великого князя Владимира Александровича)

Возведение элегантного, грациозного палаццо относится к 19 веку.  Дворец князя Владимира Александровича расположился на берегу главной архитектурной оси, реке Невы.

Архитектура здания и интерьеры

Архитектурный ансамбль относится к стилю эпохи позднего Возрождения. Симметричность и простота в сочетании с элегантной сложностью подчеркивают Флоренский палаццо. В стиле рококо выполнены парадные залы, кабинет Великой княгини.

Личная библиотека Владимира Александровича и Малиновая гостиная подчеркивают ренессанс. Столовая отражает готический, а будуар — исполнен в мавританском стиле. В русском стиле сохранился парадный зал, именуемый Дубовым.

Парадная лестница дворца Великого князя Владимира Александровича с плавным спуском и расписанными элементами от итальянского мастера по-своему изящна.

Воздвижению этого архитектурного шедевра город обязан академику архитектуры Александру Ивановичу Резанову. Если углубиться в корни строительства, обнаружатся факт, что здание не было построено «с нуля».

Но в результате сноса стало ясно, что стены не пригодны в строительстве и план изменили. Александр Иванович повторно использовал некоторые элементы здания. На протяжении существования план подвергался редактированию. В проект внесли глобальные изменения: строительство четвертого этажа и церкви.

Русско-византийское наследие: церковь при дворце

Придворная церковь – архитектурное решение Владимирского дворца. Характеризуется русско-византийским стилем. Расписанные окна —  классическая декоративная деталь храма, отражавшая стилевую характеристику. Церковь охватывает четвертый этаж здания. Расположена по периметру главного фасада с видом на Неву.

Первоначально здесь располагался иконостас из ореха, собравший 25 святых образов. Василий Верещагин «украсил» стены храма своими работами.

Иконы не сохранили в первоначальном состоянии. Оригинальные только потолок и балки.

Совет

Украшениями служат лепные скульптуры евангелистов – головы ангелков, льва и тельца.

В 17-м году XX века, княгиня Мария Павловна уехала из дворца. Насыщенная жизнь прекратилась и, вместе, прекратила свое существование церковь. Богослужения затихли.

Спустя 100 лет, 7 апреля 2017 года, домовой храм при дворце впервые принял гостей и служителей Господу. Прозвучал праздничный молебен.

В православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздничные молитвы читались перед храмовой иконой Петра Аксенова. На богослужении присутствовала директор Дома ученых Камила Датаяшева.

Впервые двери были открыты для всех желающих почувствовать атмосферу IXX века.

Кто владел участком до императорской семьи?

Еще при правлении Николая I разрешилось строить дворцы в виде помпезных зданий для императорских детей. В 20 лет потомкам уже принадлежал как минимум клочок земли. Владимир, сын Александра II, не исключение. Расположение должно отражать статус Великого князя. Дворцовая набережная подходила по всем критериям.

В первой половине VIIIX века участок принадлежал Мусину-Пушкину. После, смена «временщиков» привела ко владению домом князя Волконского. Генерал заложил фундамент нового дома. Вскоре, Волконский прекратил службу и покинул место.

В период с 1807 по 1839 гг. в здании находилось французское посольство. Во время Отечественной войны, территория посольства приобрела популярность у русских кавалеристов. Солдаты старались разбить бюст французского императора, метив в него на скаку. Бюст стоял на подоконнике первого этажа.

В 1839-1862 гг. здание принадлежало Министерству императорского двора.  Место временно служило пристанищем для придворных гостей.

Дальнейшая череда событий привела к началу возведения императорского дворца. Старт приходится на 1867 г. Дом подготовили к сдаче в 72-м году, но официальное открытие состоялось 10 августа 1874 г. В день свадьбы князя Владимира Александровича с будущей княгиней Марией Павловной.

Эпохи существования дворца сменялись благодаря насыщенным событиям.

 Существование после революции

Так сложилось, что Первая революция 1905 года, нанесла политический удар и принесла последствия. Рассуждая о предшествующих и произошедших в будущем кровавых потасовок, и войн, в этот период происходит губительное «кровавое воскресенье».

 Истоки события берут начало в Петербурге. Великий князь Владимир Александрович положил начало кровавому событию, отдав приказ командиру 1-го гвардейского корпуса, князю С. И.

Васильчикову, применить военную силу с целью недопущения шествия к Зимнему дворцу.

Обратите внимание

Дворец принимал сменяющиеся друг за другом официальные встречи, ассамблеи, маскарады, торжества. В этом доме радовались таким талантливым людям, как Шаляпин, Рахманинов, Анненский, Репин, Бернар, Картье.

Будущий Дом ученых, после второй революции 1917 года, стал «брошенкой». Княгиня переехала. Дом опустел и подвергся грабежам. Здание захватили большевики, устроив Комитет по делам военнопленных. Владение «ходило по рукам». В 1920 году дом попал в руки комиссии по улучшении жизни теоретиков.  Благодаря интеллигентной среде, Владимирский дворец стал первым в стране Домом ученых.

История становления Дома ученых

После смерти Владимира Александровича, дворец перешел к жене, Марии Павловне. Княгиня пребывала здесь до 1917 г., затем переехала в г. Кисловодск. К 1920 г. уехала из страны. Протекали годы, и значение дворца утратилось как таковое. В нем функционировали разносторонние организации.  Дворец преобразовался в Комитет по делам военнопленных.

Союз торговых товариществ разместился по окончании революции 1917 года. А спустя год, по инициативе М. Горького, здесь появилась организация «Всемирная литература».

В 1920 году под руководством М. Горького дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге стал частью Петроградской Комиссии.

Главная цель —  создать максимально лучшие условия жизни и деятельности учёных. В конце января, дворец, который являлся пристанищем великих людей, получил статус «Дом Учёных».

Здесь же организовали общежитие на 20 человек. Дом ученых представлял собой комплекс. Открылись социальные структуры, такие как литературный зал, больница, парилка, прачечная, парикмахерский салон и клуб.

В общежитии пребывал Осип Мандельштам — величайший поэт XX века. Управленцем назначили А. С. Роде. Алексей Андреевич являлся благодетелем, оказывая теоретикам помощь.

В лексиконе северной столицы появилось понятие «РОДЭвспомогательный дом».

Роль Дома ученых им. Горького РАН

РОДЭвспомогательный дом открыл двери 31 января 1920 года и продолжает встречать гостей и по сей день. Официальное название —  Дом ученых им. Горького РАН. В современную эпоху это центр культурно-просветительной жизни Петербуржцев и гостей северной столицы. Статистика за последние 30 лет показывает, насколько разнообразна деятельность центра:

  • проводятся лекции;
  • организовываются беседы «за круглым столом»;
  • формируются деловые встречи;
  • звучат концерты и воспроизводятся художественные выставки.

Дом учёных в Санкт-Петербурге

Адрес и как добраться?

Дом ученых расположен в эпицентре культурной жизни г. Санкт-Петербурга.

Адрес: Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург, 191186. м. Невский проспект – Канал Грибоедова

Время работы: 10.00 – 21.30

Телефон: 8 (812) 315-88-14

Путь пролегает через Невский проспект в сторону Адмиралтейства. Далее направо к Триумфальной арке. Затем нужно пересечь Дворцовую площадь и обогнуть здание Зимнего дворца (ныне музей Государственный Эрмитаж). Двигаться следует по Дворцовой набережной до 26 дома.

10 интересных фактов жизни Владимирского дворца

  1. Ковер в Малиновой гостинице якобы приглянулся Гитлеру во время войны и тот забрал ковер домой.
  2. Дворец возвели за один год: с момента торжественной закладки до окончания работ.
  3. Князь Владимир Александрович занимал пост президента Академии наук.

     А его дочь учил рисовать Леон Бакст.

  4. Часть дворянских книг  передана Нью-Йоркской публичной библиотеке.
  5. Телевизионная экранизация «Война и мир» и «Все могут короли» снималась в Доме ученых.
  6. На территории снимали художественный фильм «Распутин» с Ж. Депардье.

  7. Ученые могут бесплатно посещать дворец. Записавшись в библиотеку.
  8. Мебель и обои закупались во Франции, Италии и Германии.
  9. Мария Павловна смогла вывезти драгоценности за пределы России после революции
  10.  Княгиня Мария считалась выдающейся светской дамой IXX века.

     Ее салон посещали Римский-Корсаков, Рахманинов и Шаляпин.

Достопримечательности рядом

Маршрут к дворцу князя Владимира Александровича проходит по Дворцовой набережной. Дворцовая набережная застраивалась с VIIIX века. Архитектурный тон задавали представительства Петра Великого. Периодически набережную переименовывали.

  Из-за расположения Почтового двора даже называли Почтовой. Затем здесь построили царскую резиденцию — Зимний дворец. Дворец и послужил переименованию набережной. При советской власти название сменилось снова: набережная Девятого Января.

Так было до 1944, пока набережная стала Дворцовой окончательно. Это первая набережная, выполненная из камня.

Дворцовая набережная наполнялась знаменитыми людьми. Например, династия Романовых. Здесь образовалось скопление шедевральных достопримечательностей:

  1. Эрмитаж;
  2. Зимний дворец;
  3. Русский музей.

Государственный Эрмитаж – частичка города и гордость страны. Однажды Екатерина Великая поместила в уединенное место сотни художественных произведений.

Здесь собраны легенды Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, сыгравших определенную роль в формировании искусства. Таковых насчитывается 3 млн.

Эрмитаж

Эрмитаж занимает 6  зданий, включая Зимний дворец. С 18 по начало 20 века Зимний дворец выступал как приемная императорских семей. Был возведен итальянским архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В IXX веке случилось торжественное открытие еще одного государственного музея. Это первый государственный музей русского искусства.

Важно

Художественные произведения отражают периоды расцвета русского искусства, исторические виды, основные жанры и виды.

В декабре 2016 года, в Западном павильоне Михайловского замка, открылся Центр мультимедиа. Высокотехнологичная мультимедийная экспозиция «Романтический наш император» посвящена владельцу ансамбля Михайловского замка Павлу I.

Источник: https://spbinteres.ru/dom-uchenyx-spb.html

Дворец великого князя Владимира Александровича — Дом ученых

Дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле эклектика, построенное по проекту А. И. Резанова в 1867-1872 годах для президента Академии художеств — великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. С 1920 года в здании размещается Дом ученых имени М. Горького Российской академии наук.

Интересные факты:

До строительства дворца участок земли под ним принадлежал сначала И. А. Мусину-Пушкину, потом здесь был построен особняк Д. П. Волконского, а в начале XIX века сюда переехало французское посольство.

В 1862 году земля и здания были выкуплены казной для строительства дворцов великим князьям Александру и Владимиру, однако, когда из-за смерти старшего брата наследником престола стал Александр Александрович, он переехал в Аничков дворец, а всю территорию на Дворцовой набережной отдали под дворец Владимира Александровича.

Со стороны внешнего фасада дворец напоминает флорентийское палаццо, особенно, своими венецианскими окнами.

Мостовая перед дворцом вымощена серым гранитом, входная группа, выдвинутая на всю ширину улицы, оформлена родовыми гербами (царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского), грифонами и чугунными фонарями. Вся сторона здания, обращенная к Неве, выполнена в подчеркнуто строгой и величественной манере, цокольный этаж облицован гранитными камнями с грубо сколотой поверхностью (рустами), верхние этажи покрыты стилизованной штукатуркой.

Дворец, куда в 1874 году переехал великий князь, включал в себя около 350 помещений, включая конюшню на 36 лошадей. Первый этаж предназначался для самого Владимира Александровича, второй — для великой княгини, третий — для детей и прислуги.

В здании было проведено электричество, отопление, телефон, установлен лифт, а при входе на первом этаже посетителей встречал итальянский фонтан. Обстановку для внутреннего убранства закупали в Германии и Франции.

Залы, лестницы, пролеты и кабинеты поражали своим декором — здесь можно было встретить отделку в стилистике рококо, ренессанс и готика, а также в ориентальном, русском и византийском стилях. За пышность и красоту здание даже прозвали «Малым императорским дворцом».

Совет

Часть дворца, выходящая на Миллионную улицу — «гофмейстерский корпус», предназначалась под квартиры служащих.

На последнем этаже дворца размещалась домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В приемной великого князя висела знаменитая картина художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», купленная лично Владимиром Александровичем у автора за 3000 рублей.

Помимо этого, во дворце хранилось большое количество других произведений искусства — картин, фарфора и скульптур.

Многие экспонаты пропали и погибли в начале XX века, часть была роздана музеям, но некоторые интерьеры сохранились до сих пор, например, парадная лестница работы М. Месмахера.

После революции 1917 года во дворце размещались военные и медицинские учреждения, пока в 1920 году сюда не переехала Петроградская комиссия по улучшению быта ученых под началом М. Горького, от чего и пошло современное название здания — Дом ученых. Теперь здесь проводятся семинары и круглые столы, работают научные секции.

Ранее дворец Владимира Александровича был центром петербургской светской жизни — в нем устраивались танцевальные балы и приемы, а сегодня в его интерьерах проводят экскурсии и снимают исторические фильмы.

Дворец Владимира Александровича включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/vladimir-alexandrovich-palace/

Дом Ученых (Дворец Великого Князя Владимира Александровича)

Дом под номером 26 на Дворцовой набережной имеет давнюю историю, которая связана с высокими чинами, благородными фамилиями и войнами. Впервые участок на набережной был застроен в начале XVIII века, когда здесь поселился контр-адмирал гребного флота граф И.Ф.Боцис.

Однако в 1714 году он умирает, и дом передают в ведение сенатора И.А.Мусина-Пушкина, чьи потомки позднее, в 1763 году, решают продать участок Григорию Орлову, который, будучи фаворитом Екатерины II, получил годом ранее титул графа.

Ровно через два года дом на Дворцовой набережной снова меняет владельца, череда покупки-продажи продолжается вплоть до начала XIX века, когда тогдашний владелец — генерал-интендант Д.П.

Обратите внимание

Волконский — уступает особняк со всей обстановкой, по требованию Александра I, французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру. Французское посольство располагалось в особняке на Дворцовой набережной до 1839 года.

Превращение особняка в настоящий дворец с его роскошным убранством, огромным количеством комнат, парадными лестницами связано с именами двух Великих Князей — Александра и Владимира. В 1862 году император Александр II выделяет участок на Дворцовой набережной для строительства сразу двух дворцов для своих сыновей.

Но трагическое стечение обстоятельств — смерть наследника императора Николая — привело к тому, что Великий Князь Александр переехал в Аничков дворец. Так, на Дворцовой набережной появился только один дворец, принадлежащий Владимиру Александровичу. Архитектором выступил профессор Императорской Академии художеств А.И.

Резанов, который на тот момент был известен строительством церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной и участием в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1838 года. Отвечать за интерьеры дворца было поручено И.С.Китнеру и В.А.Шретеру.

Для этой цели они заказали мебель, обои, ковры и прочую утварь из Германии и Франции.

Строительство дворца длилось шесть лет (1867-1873). Окончание работ было приурочено к бракосочетанию Великого Князя Владимира Александровича с принцессой Мекленбург-Шверинской, которая в России больше известна под именем Марии Павловны. Архитекторы построили дворец в стиле венецианского палаццо, который был характерен для итальянского Возрождения.

Действительно, три этажа, величественный фасад, внутренний двор, арочные галереи дворца Великого Князя очень напоминают итальянский особняк XV-XVII веков.

Фасад дворца украшен гербами царств Казанского, Польского, Сибирского, Астраханского, Херсонеса Таврического, княжеств Киевского, Владимирского, Финляндского, Грузинского, а также родовым гербом и вензелем Марии Павловны.

Важно

Первый этаж занимал Великий Князь. Здесь располагались его приемная, гостиная, кабинет, бильярдная (в которой висела картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»), библиотека, спальня, уборная, гардеробная и даже баня. Поднявшись по парадной лестнице, гости попадали в парадные покои, которые были оформлены в разных стилях.

Малиновая гостиная выполнена в духе итальянского ренессанса, в малой столовой подчеркнута английская готика, а золотая гостиная своим интерьером напоминает стиль Людовика XVI. Третий этаж отводился детям и воспитателям.

Великий Князь Владимир Александрович, отдавая дань европейской моде, не забывал и о русском стиле, в котором он оформил банкетный зал, где обычно проходили званые ужины. На стенах зала висели картины В.П.

Верещагина («Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеевичем», «Дева-заря», «Солнечное божество»). Всего во дворце насчитывалось 356 помещений. Роскошные интерьеры дворца дополнялись передовыми удобствами: во дворце имелся лифт, отопление, вентиляция, телефон, электричество.

Стоит отметить, что дворец не был единственным строением: он входил в единый комплекс с Гофмейстерским домом и Конюшенным корпусом.

Дом Ученых знаменит своей двухэтажной библиотекой. В 1880-х Александр II завещал Великому Князю более 10 000 книг! Темные породы благородного дерева, приглушенный свет, латунные светильники, мягкие ковры создают неповторимую атмосферу для чтения. 

После смерти Великого Князя во дворце произошли некоторые изменения: разбили зимний сад, во дворе установили фонтан, привезенный из Флоренции. После революции 1917 года дворец покидают Мария Павловна и ее сын Кирилл, он приходит в запустение: имущество разворовано, распродано.

Пришедшие к власти большевики устраивают в нем Комитет по делам военнопленных, затем Союз Международных Торговых Товариществ. Дворец переходит от одного отдела к другому, пока, наконец, в 1920 году он не был передан в комиссию по улучшению быта ученых. Во дворце устроили простое общежитие на 20 человек, в котором, кстати, одно время жил О.Мандельштам по ходатайству М.

Горького. В начале Второй Мировой войны в Доме Ученых располагался госпиталь для больных дистрофией. 

Совет

В послевоенные годы в Доме Ученых работают научные секции, проводятся семинары, лекции, встречи, обсуждаются насущные проблемы науки, зачитываются доклады, организуются литературные вечера, выставки, спектакли, концерты. На сегодняшний момент деятельность в Доме Ученых не изменилась.  

Парадные залы дворца открыты для проведения мероприятия любого формата: конференции, семинара, деловой встречи, концерта, свадьбы, банкета, фуршета или любого другого мероприятия по Вашему желанию.

Поделиться Поделиться Поделиться

Источник: http://www.iPetersburg.ru/dom-uchenyh-dvorec-velikogo-knyazya-vladimira-aleksandrovicha

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга

Среди великолепных строений Дворцовой набережной Невы – достаточно назвать Зимний или Мраморный дворцы – этот шедевр не теряется. Мало того, он вполне резонно претендует на звание одного из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга. Ведь дворец великого князя Владимира Александровича считается одним из лучших образцов стиля «историзма» или «эклектики». И не только в Петербурге.

В 1720-х годах на этом участке по Дворцовой набережной находился дом И.А. Мусина-Пушкина. После него участком владели различные хозяева. Одним из них был Д.П. Волконский. Именно при нём здесь возводится особняк. Но вскоре генерал-интендант Волконский был отправлен в отставку, за злоупотребления подчинённых при снабжении армии.

В 1807 году Александр I настоял на продаже дворца со всей обстановкой французскому посольству. Волконский был вынужден согласиться.

В 1812 году для французов в Петербурге настали не лучшие времена. Перед началом войны среди русских офицеров появился новый «шик». И он был связан с особняком французского посла.

Особенно в «шике» отличались кавалергарды. На пари, кто первый разобьёт бюст Наполеона, стоявший около окна посольского кабинета в первом этаже, они проносились на конях по набережной и кидали в окно камни.

Их не останавливало даже заключение на гауптвахту.

Французское посольство располагалось в особняке на Дворцовой набережной до 1839 года. Затем здание перешло в ведение Гофинтендантской конторы, которая находилась в составе министерства императорского двора и уделов. Особняк был отремонтирован, с тем чтобы разместить в нём Запасной дворец для приёма гостей императора.

С 1841 года в дворовых флигелях и главном здании размещалась рота дворцовых гренадёр.

Обратите внимание

В 1862 году император Александр II решил построить особняки своим сыновьям – Александру и Владимиру. Первым предполагалось построить дворец великому князю Александру Александровичу (будущему Александру III).

Но после смерти наследника престола великого князя Николая Александровича Александр переехал в Аничков дворец.

Участок на берегу Невы на месте Запасного дворца был полностью передан великому князю Владимиру Александровичу.

Проект дворца был поручен профессору императорской Академии художеств, архитектору Александру Ивановичу Резанову.

Строительство Владимирского дворца было начато летом 1867 года, когда разобрали стены старого здания и заложили фундамент. Здание было готово к лету 1873 года.

Торжественное освящение дворца состоялось в августе 1874 года в присутствии всей императорской семьи.

Оно было приурочено к бракосочетанию великого князя Владимира Александровича с принцессой Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной), которое произошло 16 августа.

Фасад дворца был выполнен в духе венецианского палаццо. На фасаде размещены: гербы царств и княжеств, входивших в состав империи, а также родовые гербы Владимира Александровича и Марии Павловны.

Важно

Входы для прислуги разместились по углам здания. Мостовую перед дворцом вымостили серым гранитом. В Германии и Франции были закуплены предметы декоративного убранства (обои, мебель, бронза). Во дворце и подсобных строениях насчитывалось 356 помещений.

На первом этаже дворца великого князя разместились личные покои владельца. Сюда можно было попасть через главный вход и вход со стороны внутреннего двора. Одну из стен бильярдной украшала картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Великий князь Владимир Александрович увлекался живописью. В его дворце хранились картины И.Е. Репина, В.И.

Сурикова, Н.И. Крамского, Ф.А. Васильева, К.Е. Маковского, И.К. Айвазовского и других русских художников – всего более 60 полотен. Когда великий князь возглавлял императорскую Академию художеств, он разрешал студентам копировать принадлежавшие ему картины.

Из главного вестибюля дверь справа от камина вела в запасные покои: гостиную, приёмную и спальню.

Парадная лестница вела в парадные помещения дворца. Самое большое помещение второго этажа – парадная приёмная (Малиновая гостиная) в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась гостиная в стиле Людовика XVI.

За ней – малая столовая в стиле английской готики (иногда её называли Готической столовой). Рядом с малой столовой находились буфет, буфетная лестница и комната, ведущая в танцевальный зал.

В северо-восточном углу здания была обустроена лестница, в перила которой вплетён вензель «VM» – Vladimir, Maria. На втором этаже также находились апартаменты великой княгини Марии Павловны.

На третьем этаже разместились детские комнаты: передняя, буфет, игорный зал, спальня, столовая, ванная, а также помещения для воспитателей и прислуги. Над третьим этажом устроили домовую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Совет

В поперечном флигеле располагались большая столовая (Банкетный зал) в русском стиле, большая гостиная и танцевальный зал в стиле Людовика XV.

Большую столовую украсили панно художника В.П. Верещагина: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеёвичем», «Дева-заря» и «Солнечное божество». Верещагиным же было выполнено и панно Танцевального зала «Триумф Венеры».

Кроме самого дворца, на участке был построен четырёхэтажный Гофмейстерский дом. Дом выходил фасадом на Миллионную улицу. Конюшенный корпус на 36 лошадей был выстроен в центре второго двора.

Дворец был оборудован всеми передовыми удобствами того времени: лифтом, водяным отоплением, вентиляцией с подогревом и увлажнением воздуха.

В 1884 году во дворце появился телефон. В 1888 году во дворце было проведено электричество. В 1880-х годах проводились перестройки в главном корпусе.

В первом этаже по проекту Максимилиана Егоровича Месмахера была создана новая столовая со сводчатым потолком в древнерусском стиле. На втором этаже появилась новая библиотека.

Её создание было связано с передачей по завещанию Александра II Владимиру Александровичу более десяти тысяч книг.

Максимилиан Егорович создал во дворце зимний сад.

В 1893 году Максимилиана Егоровича Месмахера сменил Александр Иванович фон Гоген. До 1908 года Александр Иванович производил капитальный ремонт церкви и приобретённого великим князем соседнего дома (Дворцовая наб., 28).

Обратите внимание

После смерти Владимира Александровича дворцом владела его жена Мария Павловна. В 1911 году в центре главного двора установили фонтан, привезённый из Флоренции. Во время Первой мировой войны Мария Павловна занималась благотворительностью. В 1917 году она уехала в Кисловодск, а в 1920 году ей удалось покинуть Россию.

В мае 1917 года во дворце стал располагаться Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного Креста. В июне сюда переехал эвакуационный отдел главного управления Генштаба. С октября 1918 года зданием владел Театральный отдел Наркомпроса.

С 1919 года здесь работало издательство «Всемирная литература». Всё имущество было вывезено, часть отдана в музеи, часть продана иностранцам.

В январе 1920 года весь дворец заняла Петроградская комиссия по улучшению быта учёных и дворец стал называться «Дом учёных».

Источник: https://litra.info/book/100-velikikh-dostoprimechatelnostey-sankt-peterburga/page-38.html

Надо знать: великокняжеские дворцы Петербурга

В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый.

Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси.

Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом — зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых.

Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

  • АдресМиллионная улица, 5/1

Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года.

По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось — здесь были различные организации.

До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

  • АдресАдмиралтейская набережная, 8

Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота.

Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур.

Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки.

Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

  • Адреснабережная реки Мойки, 122

Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга — место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга.

Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году.

Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

  • АдресИсаакиевская площадь, 6

Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

  • АдресПетергоф, усадьба Михайловка

После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них — дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики.

Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда».

Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

Важно

Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма. 

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

  • АдресДворцовая набережная, 18

Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот.

Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину.

Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина). 

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

В 1830 году дом покупает светлейший  князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже — покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын — боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу — превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию. 

После Владимира Александровича дворец перешёл к  младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который  переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу — настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой. 

Совет

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» — здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича. 

  • АдресАнглийская наб., 54; Галерная ул., 55

В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей  — Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения. 

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи.

Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI.

После Гостиной следовала  Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал. 

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера. 

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса.

С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных».

Обратите внимание

Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства. 

В 1920—30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам. 

В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады.

Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом.

Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров — внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея. 

Последним владельцем усадьбы был внук Павла — Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь».

В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу.

Важно

В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти.

Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник. 

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

  • Адресг. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nado-znat-velikoknyazheskie-dvortsy-peterburga/

Дворцы, где жили Романовы в Петербурге

Дом ученых (бывший дворец великого князя Владимира Александровича)

Дворцовая набережная, 26

На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II.

Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века.

Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина. На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» — «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Ново-Михайловский дворец

Дворцовая набережная, 18

Ново-Михайловский дворец возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I — великого князя Михаила Николаевича.

Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Мраморный дворец

Улица Миллионная, 5/1

Мраморный дворец — родовое гнездо Константиновичей — сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Совет

Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы — его старший сын Иоанн. Второй сын — Гавриил — в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею.

Дворец Михаила Михайловича

Адмиралтейская набережная, 8

Когда-то здание принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться — его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг.

Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Николаевский дворец

Площадь Труда, 4

В этом дворце до 1894 года жил сын Николая I — Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих.

В 1895 году — уже после смерти хозяина — во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда, проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Дворец великого князя Павла Александровича

Английская набережная, 68

На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II.

В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица — известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия.

Великий князь жил во дворце до самой смерти — его расстреляли в 1918 году.

В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Академия физической культуры имени Лесгафта (бывший дворец великой княгини Ксении Александровны)

Набережная реки Мойки, 106

Обратите внимание

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны.

Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I.

Дворец им подарили на свадьбу — в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Аничков дворец

Невский проспект, 39

Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых.

Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, — самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли.

Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна.

После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Важно

Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных. Здание также открыто для посещения туристами.

Дворец Белосельских-Белозерских

Невский проспект, 41

Дворец Белосельских-Белозерских — последний построенный на Невском в XIX веке частный дом.

В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу.

Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Дворец великого князя Николая Николаевича Младшего

Петровская набережная, 2

Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38911428-dvortsy-gde-zhili-romanovy-v-peterburge/

Ссылка на основную публикацию