Дворец Белосельских-Белозерских; Сергиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «русского необарокко».
Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.
Дворец Белосельских-Белозерских, сер. XIX в.
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.
В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских — Крестовский остров.
Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская
Княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская (урожденная Козицкая; 26 мая 1773—14 февраля 1846) — вторая жена дипломата князя А. М. Белосельского-Белозерского; статс-дама; кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (1824) и Ордена Св. Иоанна Иерусалимского большого креста (1808). .
В 1799-1800 годах по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект. Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад — не соответствующим их высокому положению в обществе.
Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.
Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе.
Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века.
По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.
Дворец Белосельских-Белозерских 1876-1880
Дворец Белосельских-Белозерских 1868 – 1869
Строгановский дворец. 1868
Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.
Дворец Белосельских-Белозерских.Фото нач. XX века.
источник
Дворец Белосельских-Белозерских 1971 – 1979
Дворец Белосельских-Белозерских. Главная лестница. 1972-1973
Дворец Белосельских-Белозерских. Верхняя площадка парадной лестницы. 1900-1903
Большинство залов были оформлены в стиле роккоко.
Заказчик строительства князь Эспер Александрович Белосельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце.
Эспер Александрович Белосельский-БелозерскийКнязь Эспер Александрович Белосельский-Белозерский (27 декабря 1802 — 15 июня 1846) — русский генерал, известный тем, что инициировал возведение дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Внук екатерининского статс-секретаря Г. В. Козицкого; брат княгини З. А. Волконской.
Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из «бруснинского камня», у парадного подъезда устроили чугунный навес.
1904 г. План 1-го этажа дворца Белосельских-Белозерских
1904 г. План 2-го этажа (Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т.IV.-СПб., 1904. С.60.)
Елена Павловна достаточно скоро после смерти супруга вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.
Василий Викторович Кочубей
Князь Василий Викторович Кочубей (1 (13) января 1812—10 (22) января 1850) — статский советник (1846), камергер (1845), археолог и нумизмат из рода Кочубеев. Действительный член Русского археологического общества.
Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.
Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы.
Иногда они устраивались только для семьи императора.
Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист. Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому.
Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.
Дворец Белосельских-Белозерских. Белая гостиная. 1900-1903
Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.
В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток.
В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала — главных активов хозяина — стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство.
Князь Кочубей ( Константин Белосельский, сын Елены Павловны) пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.
Константин Эсперович Белосельский-Белозерский
Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (16 (28) июня 1843 — 26 мая 1920, Нёйи-сюр-Сен) — русский генерал, крупный землевладелец и заводчик Российской империи.
- Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу.
- С 1884 года дворец связан с именем великого князя Сергея Александровича — младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной).
- Сергей Александрович
Великий князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857, Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста Каляева.Его Императорское Высочество, великий князь
Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.
С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.
В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой. С 1891 г. дворец пустовал.
Дворец (особняк) Белосельских-Белозерских. 1896источник
В 1894 году перед бракосочетанием с Николаем II здесь жила принцесса Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна.
Дворец Белосельских-Белозерских.Фото нач. XX века.
источник
4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Великий князь Дмитрий Павлович, в эмиграции использовавший фамилию Романов (6 [18] сентября 1891, имение Ильинское, Звенигородский уезд, Московская губерния — 5 марта 1942, Давос, Швейцария) — сын великого князя Павла Александровича, внук Александра II, двоюродный брат императора Николая II.Участник убийства Распутина, после революции 1917 года — в эмиграции.
Дмитрий Павлович являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея).
Интерьер дворца Белосельских-Белозёрских. 1914-1917
В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина.
После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию.
Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.
Дворец Белосельских-Белозерских 1916
В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. Вместе с Аничковым дворцом здание передавалось Музею города.
Но в конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году — районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания.
Другие помещения сдавались в аренду различным организациям.
Комитет Центрального городского района. Первая половина 1920-х гг.
- В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.
- В 1941 году здесь формировались отряды народного ополчения.
- Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал.
- В 1948-1949 и 1954 годах его восстановили и отреставрировали.
В 1960-1988 годах воссоздавались утраченные интерьеры. Этими работами руководила И. Н. Бенуа. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.
В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра. Здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р.
Мартынова, проводятся выставки, действует экспозиция восковых фигур. С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям.
Некоторые из них занимает Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр.
Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге — фото, описание
В Санкт-Петербурге есть много достопримечательностей, которые не так известны, как скажем Эрмитаж или Петропавловская крепость, но без них картина города была бы неполной. С этими местами связано много исторических событий и великих личностей. Дворец Белосельских-Белозерских – один из примеров такого рода.
Белосельский-Белозерский дворец: история
Этот дворянский особняк появился в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки на рубеже XVIII-XIX веков.
Первоначальный вид здания не сохранился, спустя полвека дворец был перестроен и принял тот облик, который прославил его и существует по сию пору.
Первыми владельцами дворца были представители княжеского рода Белосельских-Белозерских. С тех пор дворец принято называть их фамилией.
Эта причудливая двойная фамилия появилась в эпоху императора Павла I. Таким образом, царь решил восстановить утерянную фамилию Белозерских, от которых собственно и происходили князья Белосельские.
Хозяева дворца
Первой хозяйкой дома стала княгиня Анна Белосельская-Белозерская. Представители этого княжеского рода занимали довольно видное положение при дворе. Муж Анны Григорьевны был известным дипломатом и меценатом. После смерти княгини домовладение перешло по наследству ее сыну – Эсперу Александровичу.
Именно Эспер Белосельский-Белозерский решил перестроить дворец в новом стиле. Однако князь не дождался окончания работ и умер от тифа в разгар строительства.
Дворец находился в собственности князей Белосельских-Белозерских до 80-х гг. 19 века, пока очередному хозяину князю Константину не пришлось отписать здание в государственное ведение.
Причиной этому стало тяжелое финансовое положение семьи владельцев.
В 1884 году во дворце поселился член императорского дома великий князь Сергей Александрович. Он приходился братом действующему императору Александру III. Дворец в честь нового хозяина стали называть Сергиевским. Дом оставался в собственности императорской фамилии вплоть до революции 1917 года.
Первая мировая война открыла больничную страницу в истории дворца. В здании располагался Англо-русский военный госпиталь.
Военно-медицинское учреждение было открыто при непосредственном участии британского Красного Креста, и главным врачом стал английский доктор Флеминг.
Впрочем, больничная участь постигла многие императорские дворцы. Даже всем известный Зимний дворец приютил в своих покоях военный госпиталь.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.
Архитектура здания
Автором первого варианта здания был известный русский архитектор Федор Демерцов. В основном он работал по заказам военного ведомства – проектировал здания казарм, типовые воинские поселения. Здание его работы имело строгий классический вид.
Спустя 5о лет дворец подвергся грандиозной перестройке. Исполнителем проекта выступил известный российский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Штакеншрейдер к тому времен уже имел богатый опыт строительства дворцов для членов императорской семьи. Особенно много его построек в Петергофе:
- Загородный дворец Лейхтенбергских;
- Фермерский дворец;
- Ольгин и Царыцын павильоны.
Самым выдающимся сооружением архитектора считается Мариинский дворец, построенный для дочери Николая I. Ныне в этом здании Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Штакеншрейдер был одним из главных придворных зодчих того времени. Строительство зданий в центре Петербурга требовало высочайшей санкции, поэтому проект дворца утверждался императором Николаем I.
Для работ Штакеншрейдера была характерна эклектика – гармоничное сочетание различных стилей в облике здания. Для дворца Белосельских-Белозерских архитектор выбрал стиль «необарокко». Во внешнем облике здания угадываются черты Строгановского дворца, построенного знаменитым Растрелли в середине XVIII века.
Фасад здания украшают многочисленные колонны. В отделке окон используются полукруглые наличники. Такие же изогнутые формы применены на фронтонах. Типичным элементом барочной архитектуры являются фигуры атлантов, установленные под колоннами зданий. Для их изготовления приглашался известный датский скульптор Давид Йенсен.
Дворец успешно вписался в архитектурный ансамбль набережной Фонтанки у Аничкова моста. Современники отмечали, что Штакеншрейдер совершил «настоящий художественный подвиг», создав этот дворец.
Если вас интересуют дворцы Санкт-Петербурга, то почитайте про Михайловский дворец.
Интерьеры и внутреннее убранство
Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.
Посетителей дворца встречает широкая парадная лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины.
Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели — многообразие форм декора поразит воображение даже опытного искусствоведа.
Если вас интересуют другие дворцы Санкт-Петербурга, то прочитайте статью про дворец Бобринских.
Залы дворца Белосельских-Белозерских
Внутренняя суть дворца выражена в его многочисленных залах, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
- Парадная столовая — помещение, в котором устраивались торжественные застолья петербургской знати;
- Картинная галерея, в которой когда-то хранилась изобразительная коллекция князей Белосельских-Белозерских;
- Зеркальный зал. Сейчас это главное место для проведения концертов и показа спектаклей. В прошлом в зале устраивались балы.
- Дубовый зал – бывшая библиотека хозяев дворца.
- Бежевая гостиная
- Золотая малиновая гостиная.
Не все залы доступны для посещения. Часть из них используются различными государственными организациями.
Найти экскурсии в Петербурге >>
Мифы и легенды
Существует легенда о том, что в этом месте, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки любой человек может увидеть своего двойника. Правда ли это — неизвестно. Но об этом, во всяком случае, упоминал великий русский поэт Петр Вяземский, который жил недалеко от этого места и как то вечером застал в кабинете самого себя.
Дворец в Советское время
Тяжелый период пришелся для дворца на годы революции и Великой Отечественной войны. В пылу революционной сумятицы многие интерьеры дворца были утрачены. Здание было национализировано. В нем размещались курсы красных пропагандистов, комитет комсомола, райком партии.
В годы Великой отечественной войны дворец сильно пострадал от артиллерийских обстрелов. К 1954 году здание восстановили и отреставрировали. А в период с 1960 по 1988 проводилось восстановление утраченных интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. С 1978 года залы открылись для экскурсий.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook, где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
Дворец в наши дни
После августовских событий 1991 года дворец перешел в ведение мэрии Санкт-Петербурга. Администрация города организовала в стенах здания Петербургский культурный центр. Было организованно экскурсионное обслуживание. Начали проводиться концерты и ставиться спектакли. Началась очередная реставрация здания.
С 2003 года дворец переходит в ведение Управления делами Президента РФ, и в здание переезжает организация, занимающаяся реконструкцией объектов в Северо-Западном округе. Часть помещений была передана в аренду организациям в той или иной степени связанным с культурой:
- Петербургский государственный симфонический оркестр;
- Первый канал — Петербургский филиал;
- Музей демократии им. Собчака.
В 2012 году во дворце возник пожар. Площадь возгорания составила около 400 кв м. Пожар был быстро потушен. Музейные ценности и интерьеры дворца не пострадали.
Адрес и как добраться?
Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.
В 5-10 минутах ходьбы от дворца находятся несколько станций метро:
- Гостиный двор
- Маяковская
- Достоевская
- Владимирская
Ближайшие автобусно-троллейбусные остановки:
- Литейный проспект
- Невский проспект
- По вопросам организации экскурсии необходимо обращаться по телефонам:
- (812) 315-52-36, 982-42-39
- Билеты на концерты и спектакли можно заказать через интернет.
Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales, а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.
Достопримечательности рядом
Дворец Белосельских-Белозерских находится в историческом центре города, поэтому рядом очень много достопримечательностей, в частности:
- Аничков мост, знаменитый своими статуями укротителей коней;
- Аничков дворец – один из императорских дворцов, старейшее здание на Невском проспекте;
- Гостиный двор – образец купеческой архитектуры второй половины XVIII века.
Дворец Белосельских-Белозерских уже с первых лет своего существования стал одним из культурных центров России. В нем устраивались балы, выступали известные музыканты и артисты. И приятно осознавать тот факт, что эта традиция жива и по сей день.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
(Visited 655 times, 1 visits today)
Дворец Белосельских-Белозерских
Содержание
В конце XVIII в. угол набережной Фонтанки и Невского занимал обычный, ничем непримечательный домик. В 1797 г. судьбу этой заурядной постройки решила княгиня А. Г.
Белосельская, пожелавшая обзавестись собственным дворцом.
Участок, понравившийся титулованной особе, спешно выкупили, а незатейливое строение тут же снесли, воздвигнув на его месте первую скромную версию дворца – трехэтажный особняк.
В середине XIX в. новый владелец имения, князь К. Э. Белосельский-Белозерский пришел к выводу, что столь скромное жилище не соответствует высокому статусу его семейства и поручил архитектору А. И. Штакеншнейдеру превратить здание в настоящий дворец. Вдохновленный работами гения архитектуры елизаветинской эпохи Б. Ф.
Растрелли, Штакеншнейдер «подогнал» свое детище под стиль того времени. В результате сооружение превратилось в уменьшенную копию другой достопримечательности проспекта – Строгановского дворца.
Не была забыта и внутренняя отделка: княжеская резиденция обзавелась роскошной лестницей, каминами из белого мрамора, а также античными статуями.
Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы
Несмотря на то что строительство здания было начато по приказу генерала К. Э. Белосельского-Белозерского, владеть им пришлось совершенно другим людям. Сам потомок знатного рода умер еще на стадии закладки фундамента, в связи с чем его предприимчивая супруга быстро сменила статус вдовы на титул княгини Кочубей.
Дворец к тому времени был полностью достроен, и новоиспеченная хозяйка решила организовывать в его роскошных залах балы и светские приемы. На протяжении нескольких десятилетии княжеская резиденция играла роль светского центра Петербурга.
Здесь собирались исключительно сливки столичного общества, не брезговал заглянуть «на огонек» к Белосельским-Белозерским и сам государь.
К концу XIX в. Россию накрыл экономический кризис, в результате которого фактический хозяин дворца, князь Кочубей, чуть не оказался в долговой яме. Чтобы рассчитаться с многочисленными кредитами, незадачливый вельможа передал здание в государственную казну. Дальнейшая история сооружения неразрывно связана с династией Романовых.
Сначала дворец был преподнесен в качестве свадебного подарка великому князю Сергею Александровичу, но после получения им должности Московского генерал-губернатора некоторое время пустовал. После трагической гибели князя, резиденция перешла к его племяннику Дмитрию, который позднее «прославился» своим участием в убийстве Распутина.
С начала Первой мировой войны в дворцовых покоях действовал госпиталь, открытый Британским Красным крестом и просуществовавший вплоть до 1918 г. После Октябрьской революции здание сразу же национализировали, разместив в нем комитет партии. И лишь в 1992 г. райком благополучно закрыли, а бывшую княжескую резиденцию передали в ведомство комитета культуры.
Дворец сегодня
Начиная с 2003 г. состоянию дворца Белосельских-Белозерских стало уделяться повышенное внимание. Так, например, последняя масштабная реставрация была проведена здесь в 2015 г.
К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, включавшая в себя бронзу, редкий фарфор и живописные полотна, не выдержала проверку временем, хотя общий облик внутренних интерьеров неплохо пережил советскую эпоху и серьезно не пострадал.
Первое, что встречает посетителей этого архитектурного памятника – изящная парадная лестница, украшенная ажурными металлическими перилами. Если повнимательнее присмотреться к их позолоченной арматуре, то можно увидеть затейливый фамильный вензель Белосельских-Белозерских.
Поднимаясь вверх, обратите внимание на мемориальную доску, уведомляющую посетителей о том, что некогда в здании располагался госпиталь Красного креста. С левой стороны от лестницы находится Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака, занимающий пять дворцовых комнат.
Основная часть здешней экспозиции – это агитационные плакаты, листовки и фотографии различных социальных явлений, характерных для России 90-х гг. прошлого века.
Кроме музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:
- Парадная столовая;
- Картинная галерея;
- Дубовый зал;
- Зеркальный зал;
- Золотая Малиновая и Бежевая гостиные.
Помещение столовой оформлено в серо-зеленых тонах. Приятный эффект контраста создает белоснежный лепной орнамент и немногочисленные живописные полотна на стенах комнаты.
Картинная галерея дворца, к сожалению, утратила большую часть своих экспонатов. Основная масса полотен была вывезена в Эрмитаж еще в первые годы советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной живописи.
Массивные двустворчатые двери галереи выходят в бывшую библиотеку, более известную под названием «Дубовый зал». Главная «фишка» этого помещения – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками, а также второй ярус зала, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балкончиком.
Отдельного внимания заслуживает и оригинальный потолочный декор бывшей библиотеки. Изящное гипсовое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других залах.
Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также познакомиться с газетными вырезками, рассказывающими историю резиденции.
«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских – Зеркальный зал. Помещение в традиционном стиле рококо отличается от остальных комнат тем, что оно оборудовано театральной сценой. Большую часть этого салона занимают зрительские места, которых здесь около 400.
Свое название зал получил, благодаря трем большим зеркалам, располагающимся слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, в точности повторяющие форму зеркал.
Кстати, два зеркала из трех сохранились еще со времен первых владельцев резиденции, но главную ценность изделиям придает то, что выполнены они из цельных серебряных пластин. Сегодня Зеркальный зал – это место проведения всевозможных концертов и спектаклей.
Совершая экскурсию по дворцу, не поленитесь заглянуть в Бежевую и Золотую Малиновую гостиные. Оба помещения принадлежит Первому каналу, поэтому использование фототехники здесь строго запрещено, а вот рассматривать великолепное оформление и восхищаться изяществом отделки залов можно сколько угодно.
Интересные факты и мифы, связанные с дворцом
Район, в котором располагается здание, имеет мистическую репутацию. Считается, что на этом участке проспекта можно встретить собственного двойника, являющегося предвестником скорой кончины. Например, известно, что некогда здесь столкнулись со своим вторым «я» императрица Анна Иоанновна и поэт П. А. Вяземский.
Фасад и внутренние помещения дворца украшают многочисленные фигуры атлантов и кариатид, работы Д. И. Иенсена.
Если внимательно взглянуть на лица этих белоснежных статуй, то можно заметить явную иронию скульптора: мужские фигуры, держащие на своих плечах архитектурные своды, демонстрируют сильное физическое напряжение, их лица хмуры, а мускулы предельно напряжены. При этом женские статуи справляются с точно такой же ношей на удивление легко, а их мимика выражает самые позитивные эмоции.
Забавная байка связана с почетными гостями дворца: императором Александром III и его супругой.
Дело в том, что императрица страстно любила танцевать, из-за чего венценосной чете приходилось задерживаться на балах Белосельских-Белозерских до поздней ночи.
Чтобы отвлечь супругу от легкомысленного времяпрепровождения, царь постепенно отзывал музыкантов из зала. Когда все участники оркестра под разными предлогами удалялись, Марии Федоровне ничего не оставалось, как покинуть мероприятие.
Завсегдатаем музыкальных вечеров, проводимых во дворце, был великий русский композитор П. И. Чайковский.
Полезная информация
Записаться на обзорную экскурсию по резиденции можно на официальном портале дворца, ежедневно с 11:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослого посетителя – 300 руб., для детей и представителей льготных групп населения – 200 руб.
Если ваши культурные потребности не ограничиваются неспешными прогулками по пустым залам и рассматриванием интерьеров, попробуйте купить билеты на какой-нибудь концерт, мюзикл или фестиваль, которые постоянно проходят в стенах дворца.
Как добраться
Чтобы попасть во дворец Белосельских-Белозерских, лучше воспользоваться питерским метрополитеном. Поезжайте до станций «Гостиный двор» или «Маяковская», а дальше прогуляйтесь по Невскому в сторону набережной Фонтанки. Точный адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 41.
Дворец Белосельских–Белозерских
Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.
Расположено оно близ Аничкого моста (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.
Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.
История появления
Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.
Место расположения
При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью.
Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.
И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле.
Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.
Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.
Рождение дворца
Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.
Талантливый зодчий, уже зарекомендовавший себя в качестве мастера экстра класса при создании величественного Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора, принялся за дело.
Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.
Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).
Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.
Интерьеры
Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.
Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.
Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.
За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.
Далее шла картинная галерея.
Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.
К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.
Также во дворце был проведен водопровод.
Первые владельцы
Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.
Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.
Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.
И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.
Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.
Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.
Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.
Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.
Последующие хозяева
Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами.
Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.
При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.
Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.
Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.
Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.
Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей.
Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы.
Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).
А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.
Дворец в советские годы
Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.
Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций.
В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла Эрмитажу, а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна.
Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.
В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа.
Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён.
Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.
Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы.
Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур.
Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.
Дворец в наши дни
Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).
Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.
Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.
К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.
Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.
Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.
Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.
Как добраться
Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у Аничкова моста на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».
От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!
Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.
Выбор маршрута за вами.
Предложения для гостей
Посетителей здесь ждёт масса интересного:
- Во-первых, это, разумеется, обзорные экскурсии. Стоимость такова: Для взрослых билет обойдётся в 300 рублей, для пенсионеров, студентов – 200 рублей, а школьники проходят за 150 рублей. Дворец Белосельских-Белозерских – это не статичный музей в обычном нашем понимании. Экскурсии по его парадным залам проводятся лишь в соответствии с расписанием, с которым можно предварительно ознакомиться здесь. Запись для экскурсионного посещения организуется по тел. 8 (812)315-52-36. Звонить с этой целью во дворец вы можете в любой день с 11.00 до 19.00 часов.
- Во вторых, вы можете при желании посетить какое-нибудь концертное или театральное мероприятие. О них читаем тут. Есть возможность забронировать билет по Интернету заранее. План зала представлен здесь. Ваши вопросы можно задать тут. Билеты на экскурсии и концерты можно приобрести непосредственно в кассах дворца. Время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00 (перерыв 14.30-15.00). Группа «В контакте» дворца также может стать полезной. Ведь в ней зачастую проходят розыгрыши бесплатных билетов, и более подробно разъясняется о грядущих мероприятиях.
- Также при желании вы можете заглянуть в необычный Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака. Посетить его можно лишь по предварительной договоренности по телефону (812) 571-17-06 совершенно бесплатно. Музей работает лишь по будням с 11.00 до 15.00.
- Также дворец предлагает такую популярную в наши дни услугу, как фотосессия в его интерьерах. При желании необходимо записаться по телефону 982-42-39 (ежедневно).
Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:
- «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
- «Две палочки» (3),
- ресторан «Палкинъ» (4).
Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.
Напоследок
Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.
Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.
А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!