Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Дом с башнями, тот самый, что располагается на Петроградской стороне по адресу Большой проспект, 75 в особом представлении не нуждается. Этот дом знает всякий коренной житель. Впрочем, нельзя не отметить, что этот дом имеет ещё одно название: дом Розенштейна — Белогруда.

Сегодня в доме с башнями располагается театр «Русская антреприза», носящий имя Андрея Миронова.

Когда-то дед Андрея приобрёл этот дом, не предполагая, что пройдёт совсем немного времени, и в этом прекрасном доме будет театр имени его внука.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Впрочем, обо всём по порядку….

Дом с башнями: краткий экскурс в историю

Когда-то это прекрасное строение называлось доходный дом Константина Розенштейна. Нарядная и необычная постройка совершенно нетипична для Санкт-Петербурга конца девятнадцатого века, она напоминает собой самый настоящий средневековый замок английского лорда.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

В середине века девятнадцатого земельный участок на котором дом сейчас располагается, принадлежал семейству Фелькелей, являвшихся подданными Пруссии. Вышеуказанные господа занимались продажей какао.

Вплоть до конца девятнадцатого столетия на пустыре – а тут был именно пустырь – располагался то велодром, то каток (по зиме), то импровизированный ринг, на котором проходили поединки местных боксёров.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

К началу двадцатого века участок наконец-то застроили. Ввысь взметнулся пятиэтажный дом с флигелем, построенный в романском духе. В новом строении, имевшем округлую башню, разместилось училище для женщин.

Но время, как известно, на месте не стоит. Ещё вчера пятиэтажный дом был с одной башней, а спустя всего несколько лет бывший участок Фелькелей вместе с домом становится собственностью архитектора К. Розенштейна, который тут же решается на значительные изменения в облике приобретённого строения.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Вскоре к разработке нового облика будущего дома присоединился Андрей Белогруд, тоже архитектор, в то время он слыл большим знатоком средневековой архитектуры.  Именно Белогруду принадлежит идея преобразить дом таким образом, чтобы он стал напоминать собой средневековый английский замок.

Благодаря Белогруду на доме появились выступающие эркеры и два башни, выполненные в форме шестигранников. Углы башни были украшены рустовкой, оконные проёмы также были очень интересно задекорированы сердобольским гранитом, и, конечно же, дом приобрёл циферблат, который был украшен знаками Зодиака.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

В конце одна тысяча девятьсот пятнадцатого года дом был введён в эксплуатацию. Увы, но больших доходов от дома хозяин не успел получить, в семнадцатом грянула революция и здание было национализировано.

Глядя на дом сегодня, не перестаешь впечатляться его фундаментальностью и мощностью. Возникает ощущение, что дом неподвластен времени. Столь мощного эффекта архитекторам удалось достичь благодаря двухтаврам (элементы конструктива), имеющим конфигурацию, напоминающую букву «Н».

Именно двухтавры спасли дом с башнями во время блокады города. Именно тогда рядом с домом с башнями взорвалась бомба.

Дом с башнями: очевидное и невероятное

Доходный дом Розенштейна — Белогруда ещё сто лет назад являл собой образец всего передового.

Судите сами, в доме имелись газовые плиты(!), специальные калориферы были установлены во всех ванных комнатах, в этих же комнатах имелись специальные установлены для сушки полотенец. В каждой из квартир имелись специальные шкафы, которые напоминают современные шкафы-купе.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Зная все эти детали и тонкости, некий адвокат прикупил (очевидно по случаю) часть доходного дома. Так, на всякий случай, пусть будет… Семён Исаакович Менакер, стоит отметить, был человеком активным и своего не упускал, да и адвокатская деятельность тому способствовала.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Спустя некоторое время у Менакера родился сын, которого назвали Александром. Саша был очень способным мальчиком и довольно рано обнаружил в себе большие артистические задатки, которые, к счастью, были им раскрыты. Но сын Александра,  — Андрей, шагнул ещё дальше!

Его имя известно далеко за пределами собственной страны. Андрей Миронов, наш любимейший актёр, именно его деду принадлежала часть доходного дома. Дома с башнями.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Знал ли Менакер-самый старший о том, что спустя всего несколько десятков лет, в этом самом доме будет располагаться театр имени его внука?! Скорее – нет, чем – да. И всё же… В некотором смысле, семья вновь обрела то, что некогда утратила.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Двери театра имени Андрея Миронова распахнулись в одна тысяча девятьсот девяносто шестом году. В этом доме в разное время проживали известные актёры, художники и писатели. В дома в башнями некогда был кинотеатр, только сегодня мало кто об этом помнит.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Оказавшись в Санкт-Петербурге, непременно загляните на площадь имени Льва Толстого, рядом с ней дом с башнями и располагается.

Быть может, вам повезёт попасть и в сам театр и, быть может, даже на премьеру!

Знаменитый Дом с Башнями на Петроградской

14.05.2020 в 12:38 Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Величественный дом, напоминающий английский замок, построил сам владелец, Константин Исаевич Розенштейн. Раньше на этом месте располагался другой пятиэтажный доходный дом. Чтобы сэкономить, архитектор решил не сносить его, а «поглотить» своей постройкой.

  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)
  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)
  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Дом с Башнями, где живёт теперь антрепризный театр Миронова, прозвали в народе так из-за двух эркеров, шестигранных башен на главном фасаде. Отличает здание и его декоративная отделка, а в одной из стен можно увидеть циферблат с изображениями знаков зодиака.

Для оформления фасада был приглашён архитектор Андрей Белогруд, который тогда был очарован английским Средневековьем и придал новому проекту старинные романтические черты. Яркое сочетание элементов неоренессанса и неоготики сделало доходный дом одним из самых узнаваемых в Петербурге.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Розенштейн позаботился не только о внешнем виде. Конструкция здания смогла выдержать взрыв фугасного снаряда во время Великой Отечественной войны. Прочность обеспечили многопролётные балки в виде буквы «Н». Уникальным для тех времён был и уровень комфорта в квартирах: в каждой были установлены газовые плиты, приборы для сушки полотенец, встроенные шкафы и ванны, утопленные в пол.

  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)
  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

В разное время в этом доме жили сам Андрей Белогруд, писатель Леонид Андреев, певец Александр Давыдов и художник Андрей Ушин.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Адрес:Каменноостровский просп., 35/75.

babs71, SpbUslada, rubin65

Комментировать

Доходный дом Розенштейна — дом с башнями в Санкт-Петербурге

Дом с башнями – так называют бывший доходный дом Константина Розенштейна в Санкт-Петербурге. Это возвышающееся над другими здание на площади Льва Толстого на Петроградской стороне.

Нетипичная постройка, напоминающая замок английского средневековья, появилась здесь в начале 20 столетия и стала украшением этого района северной столицы.

Дом является объектом культурного наследия федерального значения.

История

Во второй половине 19 столетия, участком, на котором сегодня находится Дом с башнями, владела сначала чиновничья семья, затем семья прусских подданных Фелькелей, имевших склад какао. В конце 1890-х годов территорию этого участка использовали под спортивные мероприятия:

  • велодром
  • зимой заливали каток
  • впервые проходили соревнования по хоккею с мячом — в 1898 году
  • первый поединок боксеров — в 1898 году
Читайте также:  Музей-усадьба Державина в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Вскоре на этом месте появилось здание в эклектическом стиле, украшенное в романском духе, в пять этажей с флигелем, к нему построили округлую башню. Здесь работало городское училище для женщин.

К первому десятилетию 20 века началась значительная перепланировка Большого проспекта на Петроградке. К этой важной работе подключился архитектор, имевший также диплом гражданского инженера — Константин Розенштейн

Именно он стал владельцем бывшего земельного участка Фелькелей вместе с пятиэтажным строением. Архитектор решил возвести здесь доходный дом.

Архитектура

Константин Розенштейн начал работать над проектом нового здания, вскоре к этой работе подключился еще один архитектор – Андрей Белогруд, который слыл поклонником и знатоком средневековой архитектуры.

Это сразу сказалось на проекте будущего доходного дома — Белогруд изменил его так, что здание обрело стилизацию под мощный замок в средневековой Англии

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)Замок в графстве Сассекс, АнглияДом Розенштейна («Дом с башнями»)Дом с башнями, Санкт-Петербург

В архитектурном стиле стали видны черты историзма с элементами неоготикии и неоренессанса:

  • две высоких башни в виде шестигранников
  • циферблат с декором и зодиакальными знаками
  • разнообразие оконных проемов
  • выступающие эркеры
  • рустовка на углах башен
  • сердобольский гранит для наличников окон и отделки арок

Возводилось здание в течение двух лет, его строительство было завершено в 1915 году.

Дом до сих пор удивляет своей прочностью и надежностью. Это связано с использованием архитектором очень крепких конструктивных элементов – двутавров, они имеют форму буквы «Н»

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Мощность этих многопролетных балок спасла здание от разрушения в годы блокады, когда рядом взорвался массивный фугас.

Это великолепное строение часто называют также домом Розенштейна-Белогруда. Еще в середине 20-го столетия здание было признано архитектурным памятником и попало под охрану государства.

Особенности здания

Необычным в доме Розенштейна считается оформление фасада со стороны улицы Льва Толстого. Там он с двумя эркерами и специально смещенными окнами на 3-ем и 5-ом этажах.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Так случилось потому, что в комплекс нового здания включили ранее существовавший здесь пятиэтажный дом. Были сохранены со стороны двора окна старого здания в романском стиле, а также оригинальные двери в квартиры.

Владельцы

Были времена, когда в здании находились всевозможные организации вроде кассы Наркомфина, сберкассы, а затем Сбербанка. В начале прошлого века на нижнем этаже части корпуса на Большом проспекте, размещался кинотеатр, часто менявший название:

  • « Элит»
  • « Конкурент»
  • « Резец»
  • « АРС»

В 1970-х годах помещение отдали под студию Ленинградского ТВ. Затем его переделали под театр. В сентябре 1985 года туда въехал театр миниатюр «Эксперимент», который работал здесь 10 лет.

Теперь, уже двадцать третий год, здесь принимает зрителей Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова под руководством Рудольфа Фурманова

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Где находится

  • Адрес
  • Большой проспект Петроградской стороны, 75
  • Метро
  • Ближайшая станция «Петроградская»
  • Как добраться
  • Дом находится в 3-х минутах пешей прогулки от станции метро через площадь Льва Толстого

Интересные факты

Сразу после постройки дом располагал вполне современным инженерным оснащением:

  • газовыми плитами
  • полотенечными сушилками
  • встроенными шкафами
  • углубленными в пол ваннами
  • гаражом во дворе

В этом доме в квартире на верхнем этаже жил создатель проекта здания Андрей Белогруд Жильцами этого дома в разные времена были:

  • писатель Леонид Андреев
  • художник Андрей Ушин
  • певец Александр Давыдов

До революции частью этого дома владел Семен Менакер, дед по отцу известного артиста Андрея Миронова.

Бывший доходный дом пережил несколько пожаров. Один случился в 1956 году. При ремонтных работах весной 2009 года сильно загорелось чердачное помещение здания. Из театра пришлось эвакуировать зрителей. Пламя потушили.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

С середины XIX века участок, где сегодня располагается дом Розенштейна, принадлежал различным хозяевам. Так, например, здесь в 1895 году был построен велодром, куда в дни больших соревнований приходило до десяти тысяч человек. Зимой же на этом участке размещался Северный каток, на льду которого 8 марта 1898 года состоялся первый в России матч по хоккею с мячом.

Дому Розенштейна или «Дому с башнями» принадлежит решающая роль в архитектурном оформлении площади Льва Толстого. Здание было построено в 1913 – 1915 годах. На этом месте с 1898 года располагался дом прусского поданного, владельца склада голландского какао С. Фелькеля.

В 1912 году разрешение на постройку дома на этом участке получил инженер и архитектор К. Розенштейн. Первоначально он начал строительство по собственному проекту, но, не обладая должным опытом, вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора А.

Белогруда, у которого за плечами уже было несколько небольших построек. Белогруд принялся за работу, когда в его распоряжении оказался остов недостроенного Розенштейном здания с бельведерами по углам.

Белогруд увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие башни, подобные башням замка Мэкстоук в английском графстве Уорвикшир.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

Большое внимание при постройке здания было уделено прорисовке деталей фасада – балконов, окон, стрельчатых арок. Оконные проемы дома разнообразны: круглые, полукруглые, прямоугольные, двойные полукруглые, разделенные тонкими колоннами.

Детали здания подчеркнуты коричневым цветом, в то время как стены дома окрашены в желто-серый. В стене одной из башен Белогруд разместил декоративный циферблат со знаками зодиака. Внутреннее оснащение дома не уступало его живописности.

Так, в квартирах были: газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы; во дворе дома имелся также гараж. «Дом с башнями» является по существу единственной крупной работой талантливого и яркого архитектора.

В этом здании в разное время жили сам А. Белогруд, писатель Л.Н. Андреев, певец А.М. Давыдов.

Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

После революции, начиная с 1921 года, на первом этаже «Дома с башнями» размещались, сменяя друг друга, кинотеатры «Элит», «Конкурент», «Резец», «АРС». В 50-е годы здание было объявлено памятником архитектуры и взято под государственную охрану.

В 1978 году нижний этаж дома был переоборудован под театральное помещение и 1985 году здесь разместился театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 человек.

С 17 октября 1996 года в помещениях бывшего кинотеатра разместился и начал работать театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Особняк Розенштейна или Дом с башнями на Большом проспекте

Поговорим об одном из особняков Петроградской стороны.

Петроградский — самый большой остров Петроградской стороны. Здесь расположен целый ряд университетов, множество культурных объектов. Здесь стоит много замечательных зданий. Но особняк архитектора Розенштейна, пожалуй, самое яркое. Оно привлекает внимание своим вычурным видом, этими башенками и лепниной. Собственно, в народе его так и называют, Дом с башнями.

Читайте также:  Каменная голова в петергофе: экскурсия в парк сергиевка

Архитектор Розенштейн начал строительство собственного доходного дома в 1912 году. Совместно с архитектором Белогрудом они разработали проект. Последнего сильно увлекало средневековье, и отсюда основные мотивы здания.

Сначала эта земля принадлежала вдове Фелькеля. Кроме ее дома, на территории был расположен велодром, после него каток. Тут прошел первый матч по хоккею. Но Большой проспект продлили, и часть земли, как раз этот каток, перекочевала к Розенштейну. Почему к нему? А кто занимался планировкой острова?! В общем, отжал архитектор себе кусочек земли и воздвиг сие чудо.

Белогруд смело сочетал неоготику с неоренессансом. Шестиугольные башни поднимаются выше основного этажа. Окна со стороны улицы Льва Толстого намеренно сдвинуты относительно остального здания. Башни украшены рустовкой, на одной из стен установлен циферблат со знаками зодиака. Каждая квартира была оборудована газовой плитой, встроенным шкафом и ванной.

В разное время тут жили певец Александр Давыдов, писатель Леонид Андреев, художник Андрей Ушин. Ныне тут расположен Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. Любопытный факт. Незадолго до революции дед Андрея Миронова приобрел купчую на часть дома.

При строительстве дома архитектор заложил большой запас прочности, используя особые балки в перекрытии. В войну рядом взорвалась бомба, часть стены здания была сдвинута, но это не вызвало особенных проблем. Спасли перекрытия и от пожара. В 2009 году пожарным пришлось всю ночь тушить чердак здания. Но особенного урона нанесено не было. Никто, к счастью, не пострадал.

Дом стоит на Большом проспекте Петроградской стороны, под номером 75. Прекрасное здание, на которое стоит посмотреть воочию. Но, пожалуй, туристы добираются сюда реже, чем следовало бы)

Дом с башнями — Доходный дом Розенштейна в Санкт-Петербурге

Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями».

Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого.

Дом с башнями построен в 1913–1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов — Розенштейна и Белогруда

Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля.

Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики.

Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту.

В стене одной из башен помещен декоративный циферблат со знаками зодиака. Большое внимание архитектор уделил деталям фасада, который состоит из стрельчатых арок, разных по форме окон и балконов. Светлые, песчаной окраски стены декорированы коричневой, будто кружевной, отделкой.

Дом с башнями, кроме внешней красоты, обладает ещё и большой прочностью. Несущие балки междуэтажных перекрытий были двутавровыми. Они и спасли здание во время Великой Отечественной войны, когда перед ним упали две фугасные бомбы. Воронка в результате взрыва образовалась по всей ширине Большого проспекта.

Все коммуникации в Доме с башнями скрыты: электрические провода в медных трубах, водопроводные и вентиляционные каналы, трубы парового отопления — все спрятано в толще стен. Во дворе дома устроен гараж.

Оборудование дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы.

В нижнем этаже здания — Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова. Правда Миронов никогда в этом театре не был, но, говорят, что его дед владел купчей на часть этого дома.

Интересна судьба самого хозяина Доходного дома Розенштейна. С приходом Советской власти он не уехал за границу, как многие домовладельцы, а занимался по специальности. Архитектор был одним из творцов городов Хибиногорска (Кировска), Подпорожья и Верхнесвирской ГЭС. Карл Розенштейн пережил блокаду Ленинграда и продолжал работать после войны.

Виртуальные прогулки

Средневековый замок в центре Петербурга: доходный дом Розенштейна

До XIX века участок, который сегодня занимает величественный «дом с башнями», фактически пустовал, как и сама Петроградская сторона. Жизнь в этой части города закпипела со строительством Троицкого моста в 1903 году.

На участке выстроили маленький деревянный домик, в котором поселилась прусская поданная К. Ф. Фелькель. Свободную часть её владений заняли велодром и каток, на котором в 1898 году прошли два значимых для российского спорта события. Здесь впервые состоялся показательный матч по боксу и матч по хоккею с мячом.

Спустя год участок перешёл к потомку Фелькель. Со стороны нынешней улицы Льва Толстого он решил возвести первое каменное здание, в котором разместилось городское женское училище.

Его творение имело классический облик: симметричный фасад, стены без вычурного декора, оформленные рустом нижние этажи, обрамлённые треугольными и овальными сандриками окна. Первой доминантной новой площади стала венчающая дом круглая башня, перекрытая гранённым куполом.

В 1909–1910 годах во время облагораживания Петроградской стороны Большой проспект продлили до реки Карповки. В работах по перепланировке активное участие принимал Константин Розенштейн, которому и отошли бывшие владения Фелькель вместе с училищем.

Возведение и архитектурные особенности нового здания

Архитектор решил перестроить здание, однако над современным обликом средневекового дома-замка трудился не только новый хозяин. Он пригласил к сотрудничеству архитектора Андрея Белогруда. Тот отказался от ордерной системы и классической симметрии в пользу композиционной свободы и обилия готических элементов.

Фасад дома, обращённый к площади Льва Толстого, примечателен двумя шестигранными башнями над основным массивом здания. Углы башен оформлены серым рустом, который контрастирует с белой плоскостью стены.

Разные по форме и декору окошки расположены на центральном фасаде хаотичным образом. Эта композиционная беспорядочность объясняется тем, что новый дом буквально поглотил пятиэтажное здание женского училища.

Помимо окон нарушает общее равновесие декоративный циферблат со знаками Зодиака.

Нестабильность внешнего облика удалось уравновесить окном в форме готического портала, прорубленным чётко по центру нижнего этажа.

В то время как декор центрального фасада составляют цветочные гирлянды, стрельчатые арочки, гербы, морды животных и фигурки путти, оформление боковых фасадов выглядит более упорядоченным.

Читайте также:  Гостиница Radisson Royal Hotel (Рэдиссон Роял)

Часть вдоль Большого проспекта имеет чёткое горизонтальное членение в виде узких полосок карнизов, оформленных дентикулами. На уровне второго и четвёртого этажей в шахматном порядке расположены массивные балконы, увенчанные балюстрадой и арками.

Фасад здания вдоль улицы Льва Толстого имеет не горизонтальное, а вертикальное членение — части здания обозначены объёмными эркерами, оставшимися от женского училища. Их украшение перекликается с декором фасада противоположной стороны.

Прочность настоящего замка

С каждой стороны здание имеет уникальный вид. Как очень точно отметил советский и российский историк архитектуры Борис Михайлович Кириков:

«Дом с башнями» стал последним по времени и первым по значению сооружением на новом отрезке Большого проспекта. Мощная доминанта площади Льва Толстого обрела значение одного из символов Петроградской стороны.

Однако за удивительным и одновременно весьма сдержанным внешним обликом скрываются конструкции повышенной прочности. Межэтажные перекрытия несут многопролётные двутавровые балки — оригинальное изобретение Розенштейна.

Благодаря его инженерному решению дом выстоял в годы Великой Отечественной войны, когда рядом с его стенами разорвалась фугасная бомба.

Этот снаряд оставил огромную воронку на Большом проспекте, но не навредил мощному «дому с башнями».

Этот дом-замок пережил и два пожара в 1956 и 2009 годах.

Инженерная мысль Розенштейна нашла своё выражение и в жилом пространстве — комфорт обитателей доходного дома архитектор ценил превыше всего. К услугам квартирантов во всех апартаментах установили газовые плиты, утопленные в пол ванны, обогреватели, встроенные шкафы.

Во дворе дома разместили гараж — настоящую редкость для начала XX века.

Знаменитые жильцы и знаковое учреждение

В здании в разное время останавливались знаменитые деятели искусства и творческие люди. Здесь жили архитектор здания Андрей Белогруд, писатель Леонид Андреев, певец Александр Давыдов, художник Андрей Ушин и многие другие.

В 1921 году на первом этаже бывшего доходного дома открылся кинотеатр. Затем его помещение заняла студия Ленинградского телевидения. Позже студию выселил театр «Эксперимент» со зрительным залом на 220 человек. Век этого театра был недолгим — «Эксперимент» закрылся уже через 10 лет.

С октября 1996 года в доме находится театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, который основал театральный режиссёр Рудольф Фурманов после смерти актёра.

Хотя сам Андрей Миронов в доме никогда не бывал, поговаривают, что до революции закладной на часть дома владел дед актёра. Театр примечателен своей камерной и уютной атмосферой.

В небольшом зале зритель ощущает себя героем действа — к нему обращаются актёры на сцене, его стремятся удивить и рассмешить.

Удивительным образом сложилась судьба не только здания, но и его хозяина — архитектора Розенштейна.

Когда многие деятели культуры покидали охваченную революцией страну, он остался верным родине, городу и ремеслу.

Розенштейн продолжал работать по специальности: участвовал в создании и перепланировки Кировска, Подпорожья и Верхнесвирской ГЭС. Архитектор выжил в блокадном Ленинграде и продолжил творить после войны.

Автор текста — Ирина Бережнюк

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Доходный дом Розенштейна, или Дом с башнями

На стремительно прямую нить Каменноостровского проспекта, словно две жемчужины, надеты площади: Австрийская и Архиерейская.

Австрийская площадь появилась на городских картах и получила название относительно недавно, в 1992 году.

А старинная Архиерейская площадь известна ещё с тех времён, когда «по дороге на Каменный остров» здесь стояло подворье архиерея Феофана, сподвижника Петра I. Сегодня она известна под названием площадь Льва Толстого.

Массовая застройка проспекта началась в конце XIX века. И практически сразу он получил прозвище «легкомысленный красавец», ведь вдоль его обочин тренировали таланты молодые архитекторы-экспериментаторы. Здешние фасады можно рассматривать до бесконечности.

Модерн, конструктивизм, эклектика, неоренессанс, неоклассицизм и… старинный английский замок графства Уорвикшир, который стал доминантой бывшей Архиерейской площади.

Необычная наружность этого здания по сей день цепляет глаз, даже если мчишься мимо него на большой скорости.

Архитектор Константин Розенштейн приобрёл угловой участок площади в 1908 году. Почти сразу он получил разрешение Государственной Думы на строительство двух доходных домов.

«В наследство» ему достался пятиэтажный особняк прусских торговцев Фелькелей, который Розенштейн решил не разрушать, а вписать в новый архитектурный проект. Однако проект получался невзрачным, сколько ни бился над чертежами его владелец.

Тогда он решил пригласить к поиску фасадного решения Андрея Белогруда, который увлекался средневековой архитектурой. Сам Розенштейн занялся внутренним техническим оснащением.

В результате причудливого творческого симбиоза на площади выросли две башни-близнеца замка Макстоук с зодиакальными часами и стрельчатыми окошками, оборудованные передовыми инженерными системами. Симметричные башни были мастерски дополнены асимметричными окнами разных размеров, элементами неоготики и непохожими друг на друга фасадами, в одном из которых спрятался дом предыдущего владельца.

Получился не просто доходный дом, а почти настоящая мощная крепость. Надёжность конструкции обеспечили, в первую очередь, многопролётные двутавровые балки, которые были сделаны на заказ специально для перекрытий. Они придали зданию устойчивость, от уличного фасада до внутреннего двора.

Говорят, благодаря этому техническому решению дом уцелел в годы блокады при попадании фугасных бомб. К этому можно прибавить двухслойные «замковые» стены, которые были выполнены из кирпича, покрыты толстым слоем шлакобетона, а затем песчаником. В проекте шлакобетон использовался впервые и по двум причинам.

Во-первых, чтобы задекорировать элементы фасадов под шероховатые состаренные камни, а во-вторых, повысить энергоэффективность здания, ведь такая облицовка сохраняет тепло зимой и прохладу летом.

Увеличенная толщина стен настоящую осаду, конечно, не выдержала бы, но позволила спрятать все внутренние коммуникации: вентиляционные каналы, водопроводные и отопительные трубы, электрическую и газовую разводку. Розенштейн чрезвычайно увлекался новейшими технологиями. Поэтому в собственном доходном доме он реализовал все мыслимые в ту пору удобства.

Все квартиры были оборудованы встроенными шкафами и паровым отоплением, кухни – газовыми плитами, ванные комнаты – калориферами для сушки полотенец и ванными, утопленными в пол по последней моде. В одной из башен располагалась бильярдная комната, а во дворе – парковка автомашин.      

Новый доходный дом до революции успели обжить представители петербургского бомонда. Здесь же, в квартире между башнями, жил один из его создателей – Андрей Белогруд. При советской власти на разных сторонах первого этажа в разное время работали кинотеатры, телестудии и сберкасса.

В 1950-е Дом с башнями был официально признан памятником архитектуры и взят под государственную охрану. В 1978 году здесь открылся театр «Эксперимент», а с 1996-го помещение перешло знаменитому театру «Русская антреприза имени Андрея Миронова».

Здание сохранилось с момента постройки почти в неизменном виде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector