Доходный дом колобовых в санкт-петербурге: история

Дом миллионеров Колобовых

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2014-01-10 18:41:00Кот Ученый
lenarudenko
2014-01-10 18:41:00Categories:

  • литература
  • история

Опять случайно нашла еще один большой красивый дом.

Искала место для парковки на Петроградке и зарулила к Пушкарскому переулку, где расположен шикарный доходный дом семьи промышленников Колобовых. Построен в 1910 году. Архитектор Гингер Сергей Григорьевич.

Так как на меня ворчат за телефонные фото, теперь я всегда беру с собой фотоаппарат на случай таких интересностей.

Дом начала 20 века

Братья Колобовы Николай и Фёдор представители простых людей, которые благодаря упорному труду стали богатыми промышленниками. Колобовы приехали в Петербург из рязанской деревни в 1880х годах. На скопленные при помощи семьи деньги братья купили баржу, которую потом удачно перепродали.

Обратите внимание

На вырученные деньги Колобовы купили лесопилку, которая постепенно стала крупным лесопильным заводом, сделав своих владельцев миллионерами.

Лесопилка КолобовыхДоходные дома Колобовы начали строить в 1908 году. На Петроградке появились «колобовские» кварталы.

Также был построен городок для рабочих со школой, больницей, церковью – по правилам XIX – нач. XX века. Для промышленника обеспечить условия труда и жизни своим работникам – было делом чести. Всего для Колобовых было построено около 40 зданий.

Николай Колобов также прославился как библиофил, собравший ценную библиотеку, в которой находились такие уникальные материалы как: рукописные копии второго тома «Мертвых душ» Гоголя, «Горя от ума» Грибоедова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Колобов собирал старинные книги, изданные до 1850 года, кроме книг по медицине, экономики и статистики. Семья Колобовых была очень патриархальных взглядов, в которой были запрещены даже книги. Приходилось читать тайком, а книги прятать от строгой матушки. Собрать библиотеку – стало для Николая Колобова мечтой из детства.

После революции 1419 книг Колобова были переданы в Библиотеку Академии Наук. Часть книг продали.

Жена Федора Колобова — Анастасия, с дочерьми Марией и Серафимой.
Внучка промышленников Колобовых — Нина Николаевна Твердохлеб (1922 года рождения)

Нина Николаевна Твердохлеб – наследница Колобовых вспоминала о дедушке Фёдоре: «За столом у него сидели все чинно, чуть что – посмотрит на тебя так, что вздрогнешь».

Братья Колобовы застали революцию, им пришлось пережить конфискацию имущества. Почтенные горожане были выселены в коммуналку — Николаю Колобову в год революции был 61 год, а его брату Федору – 51 год. Николай умер в 1927 году в возрасте 71 года. Федор – в 1930 году в возрасте 64 лет.

Еще несколько фото этого красивого дома, который расположен «зигзагом» в Пушкарском переулке.

Это все один и тот же дом, на заднем плане один из его «корпусов»На фоне дома часто снимают кино.

Сериал «Бандитский Петербург», 1999 годФильм «Порох», 1985 год

Обновления блога в моемпаблике вконтакте

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/168075.html

Съемные углы, первые лифты и однокомнатные квартиры Петербурга

Как были устроены доходные дома дореволюционного Петербурга, кто их строил и жил в них и как в городе искали съемное жилье? Об этом краевед и автор рассылки «Бумаги» об истории петербургских домов Алексей Шишкин рассказал на закрытой встрече с подписчиками.

«Бумага» публикует выдержки из лекции — о квартирах с 18 комнатами, первых городских лифтах и посменной аренде коек.

Подписывайтесь на рассылку по ссылке, чтобы каждую неделю получать письма с историями петербургских домов и участвовать в закрытых встречах.

В дореволюционном Петербурге над магазинами находились так называемые барские этажи, в них сдавались самые дорогие квартиры.

Важно

Первоначально барские этажи были вторыми, но со временем — из-за роста домов в высь — барскими стали второй и третий.

Если вдруг вы присматриваете квартиру в старом фонде, знайте, что больше всего декора, самые красивые печи, самые высокие потолки будут именно на втором и третьем этажах.

Чем выше квартира находилась и глубже во двор, тем была дешевле. Самая дорогая квартира — в лицевом флигеле на втором и третьем этажах, а самая дешевая — в третьем и четвертом дворах, на пятом и шестом этажах.

В Петербурге никогда не было района, где селились бы только богатые. Даже в самой престижной Адмиралтейской части, где жили Набоковы, Суворовы, Половцовы, во вторых и третьих дворах могли селиться мастеровые и мелкие чиновники.

Они ходили по одним улицам и пользовались одними дворами, просто их маршруты не пересекались. Я знаю человека, прадедушка которого был мастеровым каменщиком: укладывал мостовую на Невском проспекте — и при этом жил на дорогой и престижной Большой Морской улице, просто в третьем дворе.

Впечатление о доходном доме как о чем-то роскошном, престижном, дорогом — ложное, так как значительная часть доходных домов была даже в центре города рассчитана на непритязательное население.

Многие доходные дома строились для аренды комнатами, а не квартирами. Например, было такое общество «Строитель» — объединение нескольких капиталистов, среди них было много представителей еврейской общины.

Еврейское общество строителей создавало дома с длинными коридорами, в которых были десятки комнат.

Совет

Мой любимый пример типичного пролетарского доходного дома — это улица Коли Томчака, 10. Нынешний Московский район тогда был районом обувных фабрик, складов, железнодорожных путей, огромных промышленных холодильников.

И вот в таких районах для рабочих строятся доходные дома под сдачу квартир, комнат, а также углов — то есть частей комнат.

Были даже варианты сдачи пространства посменно: один арендатор занимает кровать ночью, а другой — днем.

Источник: https://paperpaper.ru/shishkin/

Я отремонтировал парадную исторического дома в петербурге

История петербуржца, который выкупил коммунальную квартиру на Лиговском проспекте, а потом отремонтировал и ее, и парадную

Житель Петербурга Кирилл Юданов в начале года приобрел коммунальную квартиру в семиэтажном историческом доме на Лиговском проспекте. До революции это был доходный дом Прасковьи Степановны Курицыной — компактный образец архитектуры модерна, с единственной парадной и изящной композицией фасада.

Десять лет назад городские власти отремонтировали фасад дома.

Но, как и многие исторические здания, прекрасный снаружи дом Курицыной изнутри до недавнего времени являл печальное зрелище: в парадной жильцов и гостей встречали исписанные стены, на полу под слоем грязи с трудом угадывались очертания оригинальной плитки, а с обшарпанного потолка неопрятно свисали провода. За несколько месяцев, пока шел ремонт бывшей коммуналки, Кирилл заодно привел в порядок парадную.

Эта история похожа на другой — и тоже недавний — случай: когда дизайнер Артемий Лебедев, купив квартиру в одном из петербургских домов, отремонтировал парадную. Лебедев предлагал соседям принять участие в ремонте, но те отказались. Некоторые из них пояснили, что «ремонт им не нужен, так как он создаст видимость того, что у них в жизни все хорошо, а этого допускать нельзя».

Соседи Кирилла Юданова, наоборот, по поводу ремонта не возражали — часть из них даже поучаствовали финансово.

По мнению Кирилла, его история способна стать примером того, как можно добиться повышения культуры общественного пространства (а заодно и потенциальной стоимости квартир).

Мы попросили Кирилла рассказать о том, как он договаривался с соседями и Жилкомсервисом, ремонтировал парадную и коммуналку, восстанавливая лепнину и камин.

совладелец кофеен Coffee Room

Обратите внимание

Я жил на Гагаринской улице, на первом этаже — со временем захотел улучшить обстановку. Выбирал тщательно, посмотрел несколько вариантов квартир. Остановился на доходном доме Курицыной, потому что тут прекрасный вид из окна, есть атмосфера, сам дом имеет историческую ценность, а я вообще люблю все старинное, с историей.

Здесь была пятикомнатная коммунальная квартира, в которой жили восемь человек. Расселением занималось агентство. Жильцам подобрали варианты — помимо денег за комнаты, они получили субсидии по программе расселения коммуналок. Вопрос с покупкой решился в течение трех недель.

Коммуналка пребывала в плачевном состоянии. Жильцы были небогатые, сделать ремонт им оказалось непросто.

Дух города можно ощутить, только живя в центре. Да, и в центре возводят новые дома, но соотношение цена-качество не в пользу новостроек.

В моем случае на ремонт ушло около двух миллионов рублей (это работы плюс материалы, без мебели и техники). Получается, что за 10,6 миллиона (квартира стоила 8,6 миллиона. — Прим. ред.

) я получил 105 квадратных метров — по 100 тысяч рублей за метр. Это дешевле, чем в новостройке в центре.

Фото парадной до ремонта: 1, 2, 3, 4

В этом доме всего одна парадная и 14 квартир. На этаже по две квартиры, часть выходит во двор, часть — на проспект и храм (Тихвинской иконы Божией Матери. — Прим. ред.). Дом начала ХХ века, модерн, памятник архитектуры. Раньше почти все квартиры были коммунальные — сейчас, по моим данным, тут три коммуналки.

Читайте также:  Саша петров в спб: "заново родиться" и "верь в стихи"

Одну из таких коммуналок, расположенную выше, занимают две пожилые женщины и один молодой человек. Одна из женщин, насколько я понял, правнучка дореволюционной владелицы дома. Она всю жизнь провела в этой коммуналке.

Важно

На площадке по две двери, обе ведут в одну квартиру. Одна центральная, это главный вход, а боковая — дверь на кухню (до революции предназначалась для господской кухарки). Жильцы коммуналки использовали для входа обе двери, я — только главную.

Просматривая варианты квартир, я понял, что в Петербурге почти все исторические парадные в плохом состоянии. Причем те из них, что недавно отремонтированы, зачастую снова требуют каких-то работ. Ремонты делали абы как: в лучшем случае просто что-то подкрасили. Типичная парадная — это обсыпавшаяся штукатурка, облезлые исписанные стены, разгромленные кафельные полы, разрушенный камин.

Купить квартиру в доме с плохой парадной у меня рука не поднималась. Я же понимал, что буду каждый день ходить через руины. И сделать с этим, как правило, ничего нельзя: любой Жилкомсервис скажет вам, что парадная стоит в очереди на ремонт, который осуществят в каком-нибудь 2028 году.

Размышляя над этим, я решил, что все же можно привести парадную в порядок самостоятельно. Но надо понимать объем работы. Ремонтировать в одиночку огромную парадную было бы тяжело. А в этом доме парадная небольшая. Оценив, что не требуются большие капиталовложения, я взялся за ремонт.

Для начала я обратился в управляющую компанию — Жилкомсервис № 4 Центрального района. Там сказали, что ничего сделать не могут. Тогда я пошел к соседям.

Со всеми соседями я перезнакомился, пока ремонтировал квартиру, некоторые сами приходили. В процессе общения понял, что большинство из них не даст на ремонт парадной ни копейки.

Хотя теоретически в этом был бы здравый смысл: в чистой парадной квартиры продадутся быстрее (а здесь выставлены на продажу три квартиры).

Но люди этого не понимают, поэтому на практике всегда кто-то один должен взяться за дело.

В итоге откликнулись двое: молодой человек с верхнего этажа, тоже недавно купивший квартиру, внес 30 тысяч рублей, и женщина с третьего этажа — 15 тысяч. Весь ремонт стоил 350 тысяч.

Совет

Моя квартира первоначально стоила 8,9 миллиона рублей, но чтобы быстрее ее продать, сделали скидку в 300 тысяч. Я решил, что эти деньги как раз и пойдут на то, чтобы отремонтировать парадную.

Руководитель ремонтного отдела Жилкомсервиса сказал мне, что ремонт парадной — это похвально и здорово. И предложил постфактум составить смету на проведение работ.

Таким образом, компенсировать мои затраты смогли бы за счет взносов на капремонт. Я потом несколько раз звонил этому руководителю, но он куда-то пропал.

Ну, видимо, придется за ним побегать — правда, пока у меня нет на это времени.

Парадную ремонтировали с февраля до начала апреля. В ремонте квартиры и парадной участвовала бригада из семи человек. Они занимались практически реставрационной работой: каждый листочек лепнины отчищали скальпелем.

Это не как стандартный ремонт от Жилкомсервиса — намазать новый слой краски поверх старого. Сняли все слои известки, зашпаклевали и выровняли стены, то же — с потолками. Потом нанесли качественную краску.

Пол отмыли от многолетней грязи.

Большинство соседей к ремонту отнеслись нормально. Но не обошлось без курьезов. В какой-то момент встал вопрос о покраске квартирных дверей — я предложил сделать их в едином стиле: старинные филенчатые покрасить в шоколадный цвет, а все современные — в серый, чтобы они сливались со стенами.

Таким образом старинные двери сохранили бы фактуру, а страшненькие современные не сильно бросались в глаза. И тут начались бессмысленные обсуждения, вроде таких: «А мне бы хотелось розовую дверь… зеленую, желтую» — и так далее.

В конце концов пришлось просто сказать: «Господа, я ремонтирую, вкладываю свои деньги — и хочу, чтобы были именно такие цвета». Ни с кем не ругаясь, постепенно продавил свою инициативу.

Обратите внимание

Ремонт квартиры начался в январе, а въехал я в нее в мае. Десятилетиями здесь жили без ремонта. Когда мы снимали пол, обнаружили, что друг на друге лежат три слоя досок. Там же нашли пару старинных бутылочек — я решил их сохранить.

Мы демонтировали перегородки, поскольку такое количество маленьких комнат мне не нужно. Большое окно (с выходом на балкон. — Прим. ред.) уже было пластиковым. Остальные — деревянные — окна я хотел отреставрировать, но специалисты сказали, что это невозможно.

Пришлось заказать пластиковые с наружной ламинацией под цвет оригинальных окон — это вышло гораздо дешевле, чем заказывать новые деревянные.

Кстати, фрагменты старых рам я использовал при оформлении шестиугольного окошка, которое мы прорубили в стене, чтобы на кухне был естественный свет.

В квартире есть камин, выполненный в довольно редкой, на мой взгляд, технике — из неглянцевых плит. Мы сняли с него ровный слой краски, увидели красивый терракотовый цвет — и оставили как есть. Дымоход был срезан, так что я установил новую трубу. Камином пользуюсь почти каждый день: я люблю вечерами смотреть кино с гостями. Когда разжигаешь огонь, становится очень уютно.

В самой квартире есть два предмета охраны (которые стоят на учете в КГИОП — комитете по охране памятников. — Прим. ред.): это лепнина на потолке и камин. В части других квартир, которые я видел в доме, лепнина не сохранились, печки тоже снесены. Также предметом охраны является лепнина в парадной, которую мы почистили и покрыли краской.

В Жилкомсервисе мне сказали, что следует перед ремонтом обратиться в КГИОП. Но, по сути, для чего? Та же лепнина до ремонта была покрыта зеленой — масляной! — краской, что вообще-то недопустимо. Наверное, по какой-то чиновничьей логике было бы правильным сначала запросить разрешение. Но я подумал, что никому не будет хуже, если я сниму масляный слой и нанесу нормальную краску.

Если бы жильцы были поактивнее и смогли договориться, то эффект оказался бы более значительным. В некоторых моментах пришлось пойти на компромисс. Например, в парадной много старых проводов.

В Жилкомсервисе сказали, что не будут ими заниматься: они не знают, что там за провода, все запутано. Пришлось эти пучки просто покрасить.

При более активном участии жильцов можно было бы сделать полную реконструкцию — пока же получился, по сути, косметический ремонт.

Важно

Зато наш ремонт мотивировал местных дворников на уборку. Около месяца назад они два дня мыли стены, пол, окна. Причем это не входит в их обычные обязанности, и, насколько я знаю, никто им за это не платил.

Источник: https://www.the-village.ru/village/people/experience/281608-paradnaya

Самые красивые доходные дома Петербурга

Фото: Доходный дом НиконоваФото: Доходный дом княгини ЯшвильФото: Доходный дом БадаеваФото: Доходный дом ПолежаеваФото: Доходный дом герцога ЛейхтенбергскогоФото: Доходный дом Т. Н.

Путиловой

В XIX веке крупный участок на Петроградской стороне принадлежал разным хозяевам.

Здесь был каток, на котором проходил первый матч по хоккею с мячом, до этого был велодром, а в начале прошлого века было построено это величественное здание в стиле модерн.

 Большой проспект П.С., д. 75

В самом начале Каменноостровского проспекта недалеко от станции метро «Горьковская» расположился прекрасный образец северного модерна. Здание было выполнено архитектором Фёдором Лидвалем по заказу его матери Иды Амалии Лидваль.

Доходный дом, выстроенный в 1899-1904 годах, стал первой работой молодого зодчего. В оформлении здания преобладают животные и растительные мотивы.

На фасаде красуются филин, совы, ящерицы, рыси и зайцы, балконные решётки оформлены в виде паутины, которую сосредоточенно ткут пауки, а из представленных здесь растений можно было бы составить целый гербарий.

Каменноостровский пр-т, д. 1-3

На углу Малой и Большой Монетной в Петербурге стоит дом, в котором с 1910 по 1912 год жил и работал Александр Александрович Блок.

До сих пор на верхнем этаже можно найти окно его рабочего кабинета, правда, из кабинетного оно стало кухонным, поскольку в советские годы квартиру превратили в коммуналку, и в ней поселилось сразу несколько семей. До середины XX века дом венчал шпиль, но до наших дней он не сохранился.

 ул. Малая Монетная, д. 9

Совет

Одно из самых красивых и оригинальных модернистских зданий Петроградской стороны было построено в 1905 году архитектором Ф. Ф. фон Постельсом. Весь пятый этаж дома украшает большое мозаичное панно с природными и урбанистическими пейзажами.

Декоративная отделка здания довольно причудлива: органические формы плавно перетекают друг в друга, создавая впечатление, будто дом живой. Особое внимание привлекает портал с парящими над ним девушками, а по бокам от центрального входа можно заметить два «солнца», сплетённые из щупалец какого-то неизвестного создания.

Читайте также:  Фестиваль невская симфония и джаз на неве в 2019 году

Дом можно рассматривать часами — верный признак того, что перед вами подлинный шедевр.

ул. Большая Зеленина, д. 28

На Большом проспекте Петроградской стороны можно встретить прекрасный образец северного модерна — дом вдовы купца Путилова, возведённый в 1907 году по проекту известного архитектора Ипполита Претро.

Дом привлекает внимание своей живописной «беспорядочностью» — причудливая компоновка мансард, эркеров, окон и крыш уравновешивается подчёркнутой основательностью первого этажа, облицованного фактурным горшечным камнем.

Своё неофициальное название — «дом с совами» — постройка получила благодаря скульптурам, украшающим стрельчатый портал в центре фасада.

Большой проспект ПС, д. 44

Архитектурный шедевр Василия Шауба был возведён в 1903 году в стиле модерн.

Фасад многоэтажного здания богато декорирован растительным орнаментом, его украшают всевозможные башенки, купола, шатры, щипцы и шпили.

В 1907-1908 годах здесь жил писатель Леонид Андреев, а после революции — архитектор Владимир Щуко. Здесь же располагалась его мастерская, в которой в разное время работало до двадцати человек.

пр. Каменноостровский, д. 13

Обратите внимание

Пышное здание по улице Ленина было построено по проекту архитектора Сергея Гингера в 1910 году. Лесопромышленники братья Колобовы были сказочно богаты и свой очередной доходный дом предпочли выстроить не в модном тогда стиле модерн, а в духе импозантного необарокко. Планировка дома весьма причудлива — это одно из тех зданий, которые стоит внимательно рассмотреть со всех сторон.

ул. Ленина, д. 8

Здание, расположенное на 2-й линии Васильевского острова, знакомо всем жителям Петербурга. Облицованное разноцветным кирпичом и украшенное фигурами грифонов, оно сразу бросается в глаза прохожим. Это доходный дом коммерсанта В. Ф.

Штрауса, построенный в 1874 году по проекту архитекторов И. С. Китнера и В. А. Шретера.

Когда-то фасад здания украшала роспись, но до наших дней сохранились лишь металлические вензеля, керамические барельефы и оригинальные витражи в парадной.

2-я линия ВО, д. 9

Четырёхэтажный доходный дом с оригинальной готической линией кровли когда-то служил отличной рекламой для располагавшихся здесь фирм.

Шикарное здание, отделанное красным кирпичом и «сырым» камнем, было построено в 1901 году по заказу зажиточного купца Прохорова. Своё детище архитекторы Г. Г. фон Голи и Г. Д.

Гримм украсили эффектными коваными решётками и кронштейнами, которые можно наблюдать и по сей день.

3-я линия ВО, д. 26

Здание в стиле модерн было построено в 1902-1903 годах архитектором Борисом Зонном. Фасад «солдатского» дома (рядом находились казармы — отсюда и название) украшают эркеры и щипцы готического стиля, яркая отделка из синей, красной и оранжевой керамической плитки.

Важно

Балконы обрамляет ажурная решётка. С 1903 по 1916 год здание принадлежало княгине Яшвиль, вдове полковника лейб-гвардии Гусарского полка князя Николая Яшвиля.

Последний приходился внуком тому самому Владимиру Яшвилю, который участовал в государственном перевороте 1801 года и убийстве императора Павла I.

ул. Восстания, д. 23

Здание в стиле модерн, построенное архитектором Василием Косяковым в 1906 году, до сих пор является одним из красивейших в центре Петербурга.

Его фасад украшает барельеф крылатой девушки, из-за которого в народе здание прозвали Домом печального ангела. Среди других декоративных элементов — яркие майоликовые вставки, растительные орнаменты и лепнина.

Обязательно загляните в парадную — её стены покрыты мозаичным панно, а в самом центре расположился камин.

ул. Восстания, д. 19

Расположенное рядом с первым драматическим театром России, это здание представляет довольно редкий для своего времени (первая половина XIX века) пример «русского» стиля. Обилие резных деталей два века тому назад вызывало горячие споры и практически всеобщее осуждение. Сегодня здесь живут представители творческой элиты города.

пл. Островского, д. 5

Доходный дом А. Д. Мурузи, что стоит на перекрёстке Литейного и улицы Пестеля, невозможно спутать ни с одним другим. С точки зрения архитектуры это образец ретроспективизма, который позаимствовал лучшее от ренессанса и барокко. А его история заслуживает не меньшего внимания и интереса, чем история его знаменитых обитателей.

 пр. Литейный, д. 24

Дом на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка по праву называют «началом начал»: именно здесь начинается действие романа «Преступление и наказание».

 ул. Гражданская, д. 19

Совет

Расположенный на улице Рубинштейна знаменитый доходный дом графа Михаила Павловича Толстого, известный также как Толстовский дом, является образцом архитектурного стиля модерн. На протяжении ста лет своего существования это здание привлекало множество творческих людей.

 наб. реки Фонтанки, д. 54

Дом архитектора Николая Никонова в народе называют «пряником» — здание выстроено в неорусском стиле и действительно напоминает традиционное народное лакомство.

Строительство «терема» завершилось в 1900 году, а уже в 1908 году Никонов продал своё творение зажиточному петербуржцу Дионисию Аврахову, который и владел доходным домом до начала Революции.

Здание отличается роскошным декором: цветные изразцы, яркие майоликовые вставки, растительные орнаменты и другие элементы отделки придают ему неповторимый облик и делают настоящей жемчужиной Центрального района.

ул. Колокольная, д. 11

Большое шестиэтажное здание в стиле неоклассицизм расположилось на проспекте Римского-Корсакова у набережной Крюкова канала. Дом имеет историческое значение для города и красивый внешний вид, а также знаменит среди петербуржцев своими обитателями.

 наб. Крюкова канала, д. 14

Эклектичное здание, построенное по проекту известного российского архитектора Гавриила Васильевича Барановского по заказу одной из богатейших купеческих семей Санкт-Петербурга.

 ул. Ломоносова, д. 14

В Санкт-Петербурге что ни дом, то исторический или художественный шедевр. Доходный дом Полежаева не стал исключением из правил.

 ул. Старорусская, д. 5/3

Этот дом был задуман как элитное жильё для чиновников царской России. Но пришло новое время и десятикомнатные квартиры стали обычными ленинградскими коммуналками.

Обратите внимание

Мародёры и вандалы уничтожили детали роскошного интерьера, но мысль архитектора, создавшего парящий в воздухе дом, разрушить не смогли ни вандалы, ни время. Специфическая особенность дома Ю. Б.

Бака, делающая его уникальным архитектурным шедевром, — воздушные галереи, которые находятся на 2 и 4 этажах, и соединяют обе части здания.

 ул. Кирочная, д. 24

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/samye-krasivye-dohodnye-doma-peterburga/

Несохранившийся Петербург или КАК ЭТО ВЫГЛЯДЕЛО?

Сегодня в Санкт-Петербурге много говорят о сохранении так называемого «Исторического центра», а между тем, он уже необратимо испорчен и изуродован в советские годы. Сносились старинные особняки и дачи на Петроградской, в Лесном, на Охте. Постепенно, начиная с 30-х годов, затем в 50-е, 60-е  и дальше исчезали старые заводы и фабрики, железнодорожные станции, водонапорные башни.

В советские годы под бульдозер попали целые архитектурные ансамбли, такие, как Лунапарк на Офицерской, изменились, и далеко не к лучшему площади и перекрестки. Целые районы города потеряли свое неповторимое обличие и назначение.В этой записи я представляю первую часть виртуальной экспозиции авторских восстановительных изображений утерянных и исчезающих зданий эпохи эклектики и модерна.

(

Доходный дом в стиле русского романтизма. Построен в 1909 году архитектором А.А. Бернардацци, майоликовые панно на фасаде выполнены в керамической мастерской скульптора Рауш фон Траубенберга. Из-за своего необычного облика и богатой отделке фасадов, дом Кольцова получил городское прозвище «Дом сказка». Находился на углу улицы Декабристов, 60 и Английского проспекта. Сгорел во время войны зимой 1942 года. В 1956 году на месте руин «Дома-сказки» был построен жилой дом, от старого здания сохранились лишь дворовые корпуса.

«Особняк С.И.Книрши

Из серии «Восстановленный Петербург»                                                                   бумага/акварель/гуашь 30Х40   2010                         
Одина из первых работ архитектора В.И. Шене совместно с В.И. Чагиным 1899 года. Находился на Карповке 22. Снесен в 1960 году.                                                            

«Особняк Г.В.Эша»

из серии «ВосстановленныйПетербург»                                                                                     бумага/акварель/гуашь 27Х34   2010  
Один из первых особняков в стиле модерн в Санкт-Петербурге, построенн в 1900 году на ул. Песочной (Профессора Попова) 16.. Гражданский инженер А.И. Дмитриев, здание не сохранилось.                                                                                             

«Особняк К.Ф.Гербера»                                                                                       

Из коллекции «Восстановленный Петербург»                                                        Бумага/темпера 30Х40    2010    

Дом находился на Петроградской стороне, Покровская улица (сейчас ул. Подковырова ) 43.              Арх. В.В. Шауб 1900 год, Разрушен во время войны.                                                                                                    

«Особняк П.И.Изенталя»                                                                    

Из серии «Восстановленный Петербург»                                                   бумага/акварель/гуашь 20Х35    2010     Особняк находился на Большой Разночинной улице. Построен по проекту архитектора Гешвенда в 1892 году. Утрачен в 1988 при сносе соседнего здания.                                                                                       

«Лунапарк Альгамбра»  

Из серии «Восстановленный Петербург»                                
Бумага/темпера 35Х30 2010                                                                                                               

Комплекс развлекательных сооружений, построенных в бывшем «Демидовом саду» с 1909 по 1912 год по проекту арх. Вайтенса. Лунапарк был раположен по адресу Офицерская (ул. Декабристов) 39. На этом восстановительном рисунке изображен павильон кинотеатра «Альгамбра». Комплекс лунапарка был снесен в 1939 году, сейчас там находится стадион института им. Лесгафта.

«Завод Жуковых»                                                                                                       

Читайте также:  Музеи для детей: куда пойти с ребенком в санкт-петербурге

Из серии «Восстановленный Петербург»                                                      бумага/акрил   40Х30     2010            
Так этот заводской корпус выглядел в 1906-м году.

«Канатная фабрика Кавос и Эдвардс»                                                          бумага/акварель 27Х34           2010
Фабрика находилась на углу Пискаревского пр. и улицы Жукова. Построена в 1880 году по проекту арх. Ц.А. Кавоса. Вид корпуса фабрики с озера «Бабарывка».  Не сохранилась.                     

«Пакгаузы Акционерного общества товарных складов»

Из серии «Восстановленный Петербург»
Картон/темпера 28Х40 2010
Построен по проекту арх. Геллерта в 1906 — 1907 году.
Находится на ул. Профессора Качалова 7.
Весь комплекс переделан до неузнаваемости.

Екатерингофский мост с оригинальными фонарными столбами.  
бумага/тушь/перо  1987

Дачный флигель в Ольгино. Архитектор не установлен.
Здание Высших Политехнических курсов.                        Бумага/темпера  30Х40   2010

Источник: https://master-florus.livejournal.com/621.html

Дома на Чернышевской

Сегодня у нас пост для любителей архитектуры и рассматривания домов. Мы плавно движемся дальше, от Таврического сада в сторону метро «Чернышевская». Кварталы в этой местности состоят сплошь из доходных домов и особняков, поэтому давайте по ним и пройдёмся.

Доходный дом К. К. Шрандмана — Дом В. П. Лихачёва

ул. Чайковского, 83В этом доме ваш покорный слуга шкурил парадную лестницу, в течение двух месяцев, вручную. Мне было 15 лет, подрабатывал на ремонте. В обеденные перерывы, весь в крошке и пыли, сидел на подоконнике, покуривая «Приму без фильтра», и с завистью смотрел на лощённых студентов экономического факультета СПбГУ, который находится напротив.А вот результат:

Особняк Барятинских

ул. Чайковского, 46-48В XVIII веке участок дома № 46–48 по улице Чайковского состоял из двух отдельных участков. С 1790-х по 1830-е года дом № 48 принадлежал семейству Апрелевых. Фёдор Иванович Апрелев являлся артиллерийским специалистом, изобретатель «секретной машинки» — важного прибора для заделывания в орудийных стволах раковин, при которых орудие становилось непригодным для стрельбы. Именно Апрелеву обязан началу успешной карьеры Аракчеев, взамен себя его порекомендовал Апрелев Павлу I в качестве руководителя артиллерии в Гатчине.С 1837 года оба дома переходят во владение семьи Барятинских. Этот род ведёт свою историю с XVI века, видное положение занимал в XVIII–XIX веках. Тайный советник князь Иван Иванович Барятинский, проживавший здесь, принадлежал к 27 колену от легендарного Рюрика.Александр Иванович Барятинский известен своим знакомством с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Вместе с ним он учился в Юнкерской школе и служил с 1838 года на Кавказе. В 44 года за пленение предводителя горцев Шамиля Барятинский был произведён в фельдмаршалы, награждён орденом Святого Георгия Победоносца II степени — весьма высокой и редкой наградой.В особняке Барятинских жила их родственница княжна Мария Элимовна Мещерская. Она известна своим романом с цесаревичем Александром — будущим императором Александром III. Александр собирался жениться на ней, однако императорская семья была против такого брака. Ради княжны Александр хотел отказаться от престола. Тогда её в спешном порядке отправили за границу и выдали замуж. Александр III же женился на невесте своего умершего старшего брата Николая датской принцессе Дагмаре.3 мая 1896 года особняк приобрёл императорский двор для герцога Георгия Максимилиановича Лейхтенбергского.В конце 1890-х годов особняк реставрировал архитектор С.С. Кричинский. Работы велись вероятно в связи с тем, что здание передали великой княгине Ольге Александровне и принцу Петру Александровичу Ольденбургскому.После 1917 года многое в интерьерах особняка было утрачено. В здании разместились коммунальные квартиры. В одной из них в 1922 году поселился Самуил Яковлевич Маршак. Кроме коммунальных квартир здесь расположилась школа.В 1988 году сюда переехала Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата. С 1989 года начались работы по реставрации внутренних убранств. Были восстановлены лепка, роспись потолков, отделка дверей, камины.В левом флигеле сейчас работает Городской центр по расчёту и учёту жилищных компенсаций Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга. В правом — Государственная налоговая инспекция Центрального района.

Хлебозавод «Арнаут»

Фурштатская ул., 38/14До 1917 г. участок принадлежал Главному артиллерийскому управлению, а затем использовался под складирование.В 1937 г. построено здание хлебзавода. Это пример использования сталинского классицизма в постройке производственного назначения. Высокое монументальное шестиэтажное здание обращенно главным фасадом к проспекту. Первый этаж решен как массивное основание. Центральная часть отмечена ризалитом с широкими окнами, обработана рустом «под шубу» от второго до верхнего этажа и увенчана парапетом. Шестой этаж выделен со стороны проспекта небольшими квадратными окнами. Боковые части главного фасада гладко оштукатурены. В центре первого этажа расположены высокие входные двери в гранитном обрамлении, слева — въездная арка. Здание было частично разрушено во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда.

Доходный дом военного инженера генерал-лейтенанта Г. С. Войницкого

Кирочная ул., 30/4Эклектика. построен в 1880-1881 гг. арх. Сюзором П. Ю. В 1899 г. дом расширен.После отъезда Войницкого в Варшаву здание приобрело Санкт-Петербургское городское общество взаимного страхования от огня.Фасад с роскошно отделанным третьим этажом выдержан в стиле французского неоренессанса. Круглый угловой эркер и балкон на Кирочную акцентированы двумя ярусами трехчетвертных колонн: дорических, усиленных рустами — на уровне третьего этажа, ионическими — на уровне четвертого. На фоне фасадной стены колоннам соответствуют пилястры, поддерживающие сандрики.

Дом А.В. Ратькова-Рожнова

Кирочная ул., 32-34Плотно декорированные фасады, в которых мы видим фронтоны, рельефы, русты, скульптуры, создают образ чрезвычайно представительного, лишенного прозаичности, подлинно столичного дома с рациональной, тщательно продуманной планировочной структурой.

Особняк Д. Б. и В. А. Нейдгардтов

Захарьевская ул., 31Особняк Нейдгарта — памятник архитектуры середины XIX — начала XX веков. Был построен на Захарьевской ул., д. 31 в 1849 году для проживания главнокомандующего полка кавалергардов, который всегда был украшением парадных выездов Императорского Дома. В Особняке в разные годы проживали Густав Маннергейм и Павел Александрович Демидов.Спустя время Особняк приобретает петербургский сенатор по особо важным вопросам Дмитрий Борисович Нейдгарт, назначенный на эту должность в начале XX века (его родная сестра Ольга была женой П.А.Столыпина). Изменяется внешний облик дома и внутреннее убранство залов (архитектор И.Фомин), преображается и жизнь дома — званые обеды, приёмы, музыкальные салоны, балы и маскарады.Сегодня Особняк продолжает традиции светского Петербурга и привлекает внимание гостей города и петербуржцев своими вечерами, приёмами, встречами, доброжелательностью и гостеприимством, изысканными интерьерами, профессионализмом культурных программ и организацией банкетов, фуршетов.

Доходный дом Н. М. Нельговской

Захарьевская ул., 16Угол дома выделен круглым эркером с башенкой. Три эркера расположены со стороны проспекта и два со стороны Захарьевской ул. Окна различной формы обрамлены наличниками из серого гранита в гладкой и «рваной» фактуре. Из этого же камня выполнены порталы входов и часть облицовки стен. На всех этажах, кроме шестого есть балконы. Растительный орнамент решеток оригинален для каждого этажа. Под карнизом — орнаментальный растительный пояс В дом ведут три парадных подъезда. На углу — вход в магазин. Въездная арка со стороны Захарьевской ул.Фасад частично оштукатурен, этажи с третьего по пятый облицованы керамической плиткой, также использовался природный камень.Угловое здание, построенное в формах северного модерна с элементами классицизма, отличается великолепным сочетанием материалов на фасаде: высокая серая гранитная «шуба», прорезанная изящной линией розового гранитного цоколя, белый глазурованный кирпич-«кабанчик», обработанный гранит наличников и порталов. Эффектен ассиметричный рисунок арки подъезда и гранитной башни углового эркера. Всё это ставит здание в ряд лучших произведений петербургского модерна.

Дом княгини А. П. Голицыной / Дом В. Ф. Колобовой

Шпалерная ул., 37В начале 18 века этот дом принадлежал князь-игуменье Всешутейшего и Всепьянейшего собора Настасье Петровне Голицыной. Но выяснилось это совсем недавно. Характерная архитектура была довольно точно отражена на известной «зубовской» панораме, показывающей Московскую часть города. Неоднократно перестраиваемый, дом был совершенно забыт, но сопоставление с петровской архитектурой и археологические раскопки подтвердили очевидность того, что это и есть особняк Голицыных. Развороченный дымоход обнажал характерный петровский кирпич.На углу набережной и Воскресенского проспекта на панораме изображен большой двухэтажный дом с очень высокой многопрофильной крышей с переломами, с тремя лучковыми фронтонами, завершающими повышенную центральную часть и две боковых. Два крыльца указывают на входы в дом. Г. Н. Комелова, исследователь творчества Алексея Зубова предположила, что на «Панораме» изображен дом А. П. Голицыной.В XIX в. участок принадлежал купцу Милову. Здесь находился каменный дом, построенный не позднее первой четверти XIX в. План дома, показанный Шубертом, идентичен плану существующего дома.

Трехэтажный Е-образный в плане дом симметричным главным фасадом в двенадцать осей обращен на Шпалерную ул. Боковой фасад в 9 осей выходит на проспект. Главный фасад выделен ризалитом. Декор обоих фасадов очень прост: оконные наличники на втором этаже и завершение в виде антаблемента.

В следующем посте — продолжение, в котором есть один ну ооочень интересный дом — мы всё пытаемся в него попасть, но бдительная охрана не дремлет.

Источник: https://piter-places.livejournal.com/8691.html

Ссылка на основную публикацию