Адмиралтейские верфи — достопримечательность санкт-петербурга

Адмиралтейские верфи

Адмиралтейские верфи – действующее судостроительное предприятие с богатой историей, начавшейся более трех столетий назад. Оно было основано по указу Петра Великого, непосредственно участвовавшего в закладке первого камня в 1704 году. Пережив три сложных века, предприятие успешно функционирует и сегодня, выполняя контракты, заключенные с отечественными и зарубежными заказчиками.

Адмиралтейские верфи СПб в царской России

Производственные мощности были созданы в очень короткий срок, и уже в 1706 году на воду сошли первые построенные суда. Сначала была выпущена плавучая артиллерийская батарея Arcanne, а чуть позже две яхты, названные женскими именами «Екатерина» и «Любовь».

Строительство первого линейного корабля «Полтава» было начато в 1709 году. На создание этого военного судна с пятьюдесятью четырьмя пушками на борту потребовалось чуть менее трех лет. Спущенная на воду «Полтава» ознаменовала собой новую эру российского кораблестроения.

Технологии производства стремительно совершенствовались, применялись передовые для тех времен инженерные решения. Уже в 1725 году на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга была создана первая российская подводная лодка.

Обратите внимание

Субмарину, названную «Потаенное судно», построили по проекту изобретателя Ефима Никонова. Испытания подводной лодки проводились при личном присутствии Петра I.

Всего же до революции 1917 года удалось построить свыше 1000 кораблей, среди которых были гребные и парусные суда, броненосцы и крейсеры. Более подробно об этом можно прочитать, зайдя на официальный сайт Адмиралтейских верфей.

Советский период

Первые послереволюционные годы были для предприятия очень тяжелыми. Заказы на строительство судов практически отсутствовали. Ситуация улучшилась лишь в тридцатых годах прошлого века.

В предвоенное время было построено почти семь десятков подводных лодок и более трехсот торпедных катеров, составивших основную огневую мощь советского флота.
Производство на верфях не прекращалось и во время блокады Ленинграда.

После войны предприятие продолжило выпуск подводных лодок, боевых кораблей и гражданских судов.

Музей

Про музей Адмиралтейских верфей официальный сайт предприятия сообщает, что в нем собрано свыше трех тысяч экспонатов. В их числе модели кораблей, элементы такелажа, исторические фотографии и документы. Посетить выставку можно бесплатно, но только по будням. В выходные дни проход в экспозицию закрыт. У музея Адмиралтейских верфей адрес такой: набережная Фонтанки, дом 203.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/muzei/admiralteyskie-verfi/

Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Фото Адмиралтейства

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Верфь была построена буквой «П»,  главный фасад имел длину  425 метров, боковые стены – 213 м.

Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала.

Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.

Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Важно

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено  каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников.

Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Над ними — барельеф «Заведение флота в России», на углах первого яруса, на парапете башни, — фигуры древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес.

Над колоннадой — 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии — Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и другие.

Наверху центральной башни — позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра. Реконструкция также проводилась в 1928, 1977, 1997-1998 гг.

Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского

Во время Отечественной войны шпиль или купола были зачехлены, но здание Адмиралтейства все равно пострадало от обстрелов и бомб. Ленинградцы восстановили комплекс.

С Адмиралтейства, являющегося памятником  раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_465.htm

Адмиралтейство

Фонтан перед Адмиралтейством

Адмиралтейский проезд, д. № 1.

После того как в 1703 году возвели укрепление Петропавловской крепости, в устье Невы был создан ещё один узел обороны города.

Для этого использовали уже начатое постройкой здание корабельной верфи — «Адмиралтейский двор».
 На этой Адмиралтейской верфи строились боевые корабли, здесь создавался русский военный флот.


 Старинный Адмиралтейский двор, как и современное здание, был построен в виде широкой буквы П, раскрытой в сторону Невы.

Совет

В ноябре 1705 года сооружение земляной крепости завершилось. Использование Адмиралтейства в качестве крепости сыграло важную роль в последующей застройке центра города.

По правилам военно-инженерной науки в ту пору обширную территорию вокруг крепости нельзя было застраивать, чтобы неприятель не мог под прикрытием построек приблизиться к крепостным стенам.

Поэтому на примыкающей к Адмиралтейству территории здания не возводились и сохранились незастроенные пространства, на которых сформировались Дворцовая площадь, Сенатская площадь и Адмиралтейская площадь, на которой в 1870-х годах был разбит сад.

Современное здание Адмиралтейства было построено в 1806—1823 гг. по проекту зодчего А. Захарова. Это — третье по счету здание Адмиралтейства. Первое — в 1704 году было заложено по проекту (точнее по чертежу) Петра 1, в 1732—1738 гг.

это здание было перестроено по проекту архитектора И. Коробова. Над главным фасадом (протяжением около 407 метров) вздымается башня со шпилем высотой 72,5 метра. Кораблик на шпиле вырезан из золоченой листовой латуни, длина его 192 сантиметра, высота — 158 сантиметров.

Он весит 65 килограммов, легко вращается, указывая направление ветра. Здание представляет собой прекрасный образец синтеза архитектуры и скульптуры, на нем 56 больших изваяний, 11 крупных рельефов, 350 лепных украшений работы виднейших русских скульпторов начала ХIХ века.


Скульптура фасадов Адмиралтейства объединена общей темой — слава русского флота.

Обратите внимание

Более двухсот лет в здании Адмиралтейства был размещен морской музей — «модель-камора», как его назвали в Петровское время. Это хранилище моделей боевых кораблей было создано указом царя Петра в 1709 году.

Помимо моделей здесь были представлены различные реликвии, в том числе любимая одежда царя, в которой он работал на Адмиралтейской верфи, его плотничий топор, модель домика, в котором Петр проживал в Амстердаме, большое зеленое древко с железным листом наверху и надписью на нем: «Знамя собственного корабля Его Царского Величества». Это боевое знамя было с Петром под Азовом. Хранилась здесь и коллекция моделей коммерческих судов различных племен земного шара с древнейших времен. Тут были и причудливые пироги и байдары туземцев с островов Тихого океана, и японская джонка, и купеческий барк, построенный в Архангельске в 1697 году, и изящно, мягко изогнутые венецианские гондолы, и другие интереснейшие экспонаты.
В 1940 году коллекцию переместили в здание Фондовой биржи, на Стрелку Васильевского острова.
 Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В 1870-х годах была застроена обращенная к Неве площадка между адмиралтейскими корпусами.


Посмотреть Адмиралтейство на карте Санкт-Петербурга

Смотри также:

История создания Адмиралтейства

История создания центральных площадей Санкт-Петербурга

Прогулки у Адмиралтейства

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства

Архитектура главного здания Адмиралтейства

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/admiralteistvo

Здесь рождаются корабли — музей «Адмиралтейские верфи»

Дата публикации: 2016-05-06

Всем привет, дорогие мои читатели!

Давайте я расскажу, как туда добраться, сколько стоит посещение и что интересного там можно увидеть. Итак…

Где находится и как туда добраться

Музей расположен в Адмиралтейском районе города на набережной реки Фонтанки, в шаговой доступности от музея Гознака.

Официальный адрес: г. Санкт-Петербург, наб. Реки Фонтанки, 203. Но на самом деле это адрес проходной, а музей расположен на территории предприятия.

Местоположение проходной на карте:

Остановки общественного транспорта поблизости:

1. Метро

2. Автобусы:

  • Пл. Репина (30 метров), автобусы: 2, 6, 22, 70, 181; маршрутки: 1, 2, 6к, 7, 19, 169, 195, 212, 306.

3. Трамваи:

  • Пл. Репина (30 метров) трамвай 3.

Вход через эту проходную:

Время работы

Время работы предприятия:

  • с понедельника по пятницу: 7:20 — 16:15,
  • суббота, воскресение — выходные дни.

Но это не означает, что вы можете прийти в музей в любое время: все экскурсии проводятся по предварительной договоренности. Иногда на заводе проводятся дни «без турникетов», но чтобы на них попасть, необходимо тоже заранее записываться.

Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте предприятия.

Стоимость посещения

Посещение музея — бесплатное.

Что интересного можно увидеть на экскурсии

В фондах насчитывается порядка 3000 экспонатов, которые расположены в двух отдельных залах, на разных этажах.

В первом зале представлена экспозиция, которая рассказывает об истории Адмиралтейских верфей от их основания в 1704 году и до объединения Адмиралтейского завода в 1914 году.

Там выставлены:

  • Фрагменты такелажа и корпусов деревянного флота
  • Фрагменты такелажа броненосного флота
  • Уникальные исторические документы и фотоматериалы

В зале второго этажа расположены экспонаты, относящиеся к периоду после 1917 года и до наших дней. Его интерьер современен, а зал совещаний выполнен в виде капитанской рубки.

Вы можете осмотреть множество моделей:

  • судов,
  • подводных лодок,
  • корабельных конструкций,
  • декоративные карты морских побережий с удобной подсветкой.

На смотровой площадке  под открытым небом находятся старинные подлинные якоря и пушка с подводной лодки «щука».

Ну и чтобы примерно представлять себе масштаб производства, советую взглянуть на этот короткий видеоролик о предприятии:

Дорогие друзья, я надеюсь, что вы получите море положительных эмоций. А на сегодня у меня все, благодарю за внимание и пока!

[piter-big12][piter-small12]

Евгения Соколова специально для i-love-tourism.ru

Источник: http://i-love-tourism.ru/muzey-admiralteyskie-verfi.html

Главное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом.

На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек.

На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров.

Читайте также:  Крейсер аврора - музей корабль в санкт-петербурге

Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.

Важно

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

• 23 линейных корабля; • 2 бомбардирских корабля; • 4 фрегата; • 200 галер;

• 8 паромов.

В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды Центрального военно-морского музея.

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом.

Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим.

Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства.

Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И.

Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни.

Совет

По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.

В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.

Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание».

С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление.

С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в Петропавловскую крепость.

Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке.

В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность.

Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А.

Обратите внимание

Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль.

Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/glavnoe-admiraltejstvo/

Главное Адмиралтейство

Фото Главного Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство – крепостной комплекс в Санкт-Петербурге, выполненный в стиле ампир архитекторами И. Коробовым и А. Захаровым. Является памятником архитектуры и особо охраняемым культурно-историческим объектом ЮНЕСКО.

Адмиралтейство – одно из первых строений Санкт-Петербурга. Император Петр I пришел к выводу, что для защиты города со стороны моря Петропавловской крепости недостаточно. В 1704 году государь приказал построить на левобережье Невы судостроительную верфь, достаточно защищенную, чтобы одновременно считаться крепостью.

Строительные работы форсировались: уже в 1705 году с верфи сошел первый корабль. К 1706-му году Главное Адмиралтейство было полностью готово. Руководили строительством граф Меншиков, коменданты Брюс и Яковлев. К разработке проекта приложил руку сам Петр I.

Крепость построена в форме буквы «П» с огромным двором, примыкающим к Неве. Нижний ярус здания был отдан под Адмиралтейский приказ – будущее министерство мореходства и торговли. В южной части форта Коробов и Захаров разместили пристройку-башню высотой в 72 метра. В башне находились кабинет императора, приемные начальников по морским делам и школа по обучению судостроительному делу.

Внутри двора находилось множество кузниц, лесопилок и мастерских, день и ночь строивших корабли для русского флота. Эти сооружения со стороны реки прикрывал вал с большим количеством пушек.

К мастерским был подведен глубокий канал, предназначенный для спуска кораблей на воду и последующего их вывода в акваторию Невы.

Поначалу Главное Адмиралтейство было полностью деревянным. В 1719-ом году голландский кровельщик Г. ван Болес по приказу царя обил адмиралтейский шпиль металлическими листами и украсил башню четырьмя двуглавыми орлами.

Важно

Постепенно окраины Петербурга отодвигались, Адмиралтейство оказалось в самом центре города. Здание стало архитектурной доминантой, от него, как три луча, расходятся три основные петербургские улицы – Гороховая, Вознесенский и Невский проспекты.

Во времена Анны Иоанновны была проведена масштабная перестройка Адмиралтейства. Архитектор Коробов заменил деревянные стены каменными, в башне была прорублена арка с окнами.

На куполе башни закрепили круглые часы, а под шпилем установили колокол-набат весом в тонну. С 1777 года в Адмиралтействе была размещена служба оповещения населения об уровне воды в Неве.

В 19-ом веке Адмиралтейство полностью утратило свое первоначальное предназначение: корабли здесь больше никогда не строили. Император Александр I приказал перестроить комплекс для размещения в нем казенных учреждений. За основу реконструкции был взят проект А.

Захарова. К 1823 году все работы были завершены. Адмиралтейство превратилось в два отдельных корпуса в виде букв «П». Один из корпусов «вставлен» в другой, как маленькая матрешка – в большую. Соединяются два здания округлыми павильонами, больше похожими на арки.

В таком виде комплекс дошел до нашего времени. Длина основного фасада Адмиралтейства – 415 м, боковых – 172 м. Башня находится строго по центру главного фасада. Архитектор Захаров вместо орла водрузил на шпиль кораблик, ставший впоследствии символом Петербурга. Часы на башне никаких изменений не претерпели.

Фасад Главного Адмиралтейства богато украшен скульптурами. Это наяды-символы крупнейших русских рек, персонажи античных мифов, музы и ангелы. На арке размещены крылатые фигуры, символизирующие гениальность и славу. Над входом в арку установлен двуглавый орел.

Пришедшие в 1917 году к власти большевики национализировали Главное Адмиралтейство. В разное время в здании размещались казенные учреждения, начиная от Флотской типографии и заканчивая Морским министерством.

В 2012 году в Главном Адмиралтействе был размещен Генеральный штаб Военно-Морского флота России, на шпиль башни водрузили Андреевский флаг.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/glavnoe-admiraltejstvo/

Адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге является одной из самых главных достопримечательностей города. Его фасады и шпиль давно стали визитной карточкой города, их можно увидеть на множестве фото, изображений и открыток с видами Санкт-Петербурга.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости.

Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья).

В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве, © Ярослав Глухов

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура».

Совет

А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна. В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей.

Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров. в 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства.

Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма.

Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство.

Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Архитектура здания Адмиралтейства

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре.

Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство).

Именно от возвышающегося шпиля этой достопримечательности в разные стороны раскинуты три самые главные исторические улицы города: Вознесенский проспект, Невский проспект и Гороховая улица. По этой причине раньше здание Адмиралтейства иногда называли «Невским трезубцем» или «Полярной звездой».

Обратите внимание

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров.

По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева.

Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия.

В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П.

Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами.

Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Кораблик на шпиле

На самой вершине шпиля Адмиралтейства на высоте 72,5 метра находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — позолоченный кораблик, выполняющий роль вращающегося флюгера. По словам историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого судна, которое зашло в порт города сразу после его постройки.

Читайте также:  Матчи чемпионата мира 2019 в спб: какие, когда и где?

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/12817

Адмиралтейство / достопримечательности Санкт-Петербурга

Здание Главного Адмиралтейства

Это одно из самых известных зданий Петербурга, здесь располагалось Главное адмиралтейство Российской империи, а с 2012 года размещается Главный штаб ВМФ России.

Адмиралтейство берёт своё начало от заложенных в 1704 году Петром I на верфей с П-образным в плане деревянным зданием, это была главная судостроительная верфь России на Балтийском море. В 1719 году здание получило высокую башню увенчанную шпилем, а в 1720-е – 1730-е годы было перестроено в камне по проекту архитектора И. Коробова.

Сто лет спустя, при императоре Александре I (в 1806-1823 годах) Адмиралтейство получило свой современный облик в результате реконструкции под руководством архитектора А. Захарова.

Описание

Адмиралтейство задумывалось Петром I как комплекс верфей, доков и мастерских для строительства и ремонта кораблей. Сюда же должны были входить различные складские помещения для хранения строительных материалов, корабельного снаряжения и вооружения. Первый «Адмиралтейский дом» был заложен на левом берегу Невы осенью 1704 года. Петр I лично составил план здания и выбрал место постройки.

Важно

По замыслу Петра I, различные постройки Адмиралтейства соединялись в одно огромное одноэтажное здание в форме буквы «П» с обширным, открытым в сторону Невы двором.

Во дворе располагались сараи и кузницы, эллинги (помещения для строительства и ремонта корпуса кораблей) и стапели (наклонные площадки на верфях для постройки, ремонта судов и спуска их на воду).

В восточном крыле Адмиралтейства размещались канатные мастерские, в западном – мачтовые, парусные и конопатные.

Комплекс должен был быть не только судостроительной верфью, но и крепостью для обороны правого берега Невы. Все постройки были обнесены земляным валом с пятью бастионами и окружены глубоким рвом, через который перекинули подъемный мост. На земляном валу установили пушки. Основные строительные работы были завершены к концу 1905 году.

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства, а в 1719 году реализована идея вертикальной доминанты: в центральной части главного строения появляется башня с металлическим шпилем с корабликом, автором которого был голландский мастер Харман ван Болос.

В 1717 году от здания Адмиралтейства до острова Новая Голландия, на котором размещались складские помещения морского ведомства и канатные дворы, был прорыт Адмиралтейский канал (в настоящее время на месте канала расположен Конногвардейский бульвар).

В 1727-1738 годах реконструкцией обветшавших зданий и постройкой новых каменных сооружений руководил талантливый молодой архитектор И. К. Коробов. Он не стал менять первоначальную планировку Адмиралтейства, оно по-прежнему представляло собой комплекс зданий в форме буквы «П», но было уже двухэтажным.

Большое внимание И. К. Коробов уделил центральной башне. В плане она представляла собой квадрат, и имела два яруса, одинаковые по высоте, но постепенно сужающиеся кверху. Увенчал конструкцию стройный и высокий шпиль. В верхней части башни был расположен зал Адмиралтейств-коллегии, в котором хранились трофеи морской славы России.

До 1780-х годов на верфях Адмиралтейства строили корабли, здесь располагались мастерские и различные строительные службы, но после сильного пожара в 1783 году Екатерина II перенесла все службы морского ведомства в Кронштадт, и в здании Адмиралтейства разместились военно-морские учреждения. 

В начале 19 века здания Адмиралтейства и окружающая их крепость перестали гармонировать с окружающими зданиями, а набережная у Адмиралтейства разрывалась шлюзами и каналами, предназначенными для прохода кораблей. Было решено реконструировать здание и прилегающую территорию. Проект нового Адмиралтейства разработал архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция проводилась в 1720-е – 1730-е годы.

Архитектор решил здание в стиле классицизма. Захаров оставил без изменений П-образную форму главного здания, но во внутреннем дворе, параллельно главному, построил второе здание в форме буквы «П».

Совет

Над каналом, соединяющим внутренний двор с Невой, были возведены арки. Фасад Адмиралтейства архитектор визульно разбил на пять частей портиками и лоджиями. Доминирующая над всем зданием башня со шпилем построенная по проекту И. К.

Коробова была сохранена, но сделано тоньше и выше.

В 1832 году в здании Адмиралтейства было открыто Училище корабельной архитектуры. В 19 и в начале 20 века здесь размещались Морское министерство, Военно-Морской штаб.

С 2012 года в здании Главного Адмиралтейства размещается Главное командование ВМФ России.

Архитектура

Длина главного фасада Адмиралтейства, обращенного к Адмиралтейскому проспекту, составляет около 406 метров. Высота здания – 16,5 метров. Шпиль Адмиралтейства возноситься на высоту 72 метра.

Основание башни решено в форме куба, оно оформлено двумя нависающими друг над другом арками. По углам башни установлены скульптуры легендарных героев – Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского.

Они визуально смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу, украшенному по периметру стройными колоннами дорического ордера.

Над колоннами башни установлены двадцать восемь статуй, олицетворяющих времена года, различные стихии, главные направления ветра, а также покровительницу кораблестроения Изиду и музу астрономии Уранию. Над колоннадой находится барабан в форме квадрата со скошенными углами.

В четырех сторонах барабана, направленных на север, юг, запад и восток, находятся циферблаты часов. Башню венчает остроконечный золоченый шпиль в форме высокой восьмигранной пирамиды, а на вершине шпиля установлен позолоченный флюгер в виде трехмачтового парусника.

Обратите внимание

Восточный фасад обращен в сторону Дворцовой площади и Зимнего Дворца, западный – в сторону площади Декабристов.

Оба фасада абсолютно симметричны: в центре находится двенадцатиколонный портик, по углам – шестиколонные портики.

Отделка стен, портики, декоративные элементы восточного и западного фасадов аналогичны отделке главного фасада, что создает впечатление цельности и завершенности композиции.

Источник: http://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/admiralteystvo

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов.

Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I  новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка).

Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П»,  имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину.

В самой глубине двора располагалась «государева контора» — Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом.

Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев.

По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес.

Важно

Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля.

При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей.

На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К.

Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года.

Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками.

В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений.

Совет

  Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес.

В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника.

  Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Источник: http://opeterburge.ru/parks/admiraltejstvo.html

Фонтанка. От Ломоносовского моста до Адмиралтейских верфей

География: Фонтанка вытекает из Невы слева, у Летнего сада, впадает в Большую Неву у Гутуевского острова.

Длина – 6.7 км, ширина – до 70 м, наибольшая глубина – 3.5 м.

Фонтанка – одна из 93 (!) рек, каналов и прочих водоемов Петербурга. Она вытекает из Невы между Троицким и Литейным мостом, огибает центральную часть города и впадает в Неву же – но уже у Финского залива.

В предыдущей экскурсии мы прогулялись по парадной ее части – от Невы до Ломоносовского моста. Сегодняшняя экскурсия приведет нас от Ломоносовского моста к Адмиралтейским верфям – туда, где Фонтанка заканчивается.

Это уже совсем другой район, гораздо менее парадный, без императорских дворцов и княжеских особняков. Но интересного на этом отрезке Фонтанки не меньше – а то и больше.

Дом №59 резко «выбивается» из окружающей архитектуры (тем более что соседствуют с ним дом по проекту Росси и Большой драматический театр).

Это предельно аскетичное, намеренно лишенное декоративных украшений здание – Лениздат, он же Дом прессы.

Здесь в советское время располагались редакции большинства ленинградских газет, а также одно из крупнейших в стране издательств. Тут же, на верхних этажах, были и типографские цеха.

Обратите внимание

Соседнее здание – Большой драматический театр им. Г. Товстоногова. Здание, которое по праву называют одним из самых красивых театров не только Петербурга, но и мира, было построено в 1876-1878 гг по проекту архитектора Фонтана. Изначально в нем размещался Малый Императорский театр.

Но после революции здание отдали только что созданному Большому Драматическому театру, который, в свою очередь, вырос из двух коллективов: Театра Трагедии Юрьева и Театра Художественной драмы Лаврентьева.

Открывали театр с размахом: председателем директории (по сути, худруком) его был Блок, одним из главных идейных вдохновителей – Горький, декорации создавали известнейшие художники того времени, спектакли ставили известнейшие режиссеры.

«Слоган» театру придумал тоже Горький: «Героическому народу – героический театр!»  И БДТ действительно стал одним из лучших театров России и мира, принеся известность И.М. Смоктуновскому, Т.В. Дорониной, К.Ю. Лаврову.

Перейдя Гороховую улицу, мы приблизимся к одному из самых, пожалуй, мистических и овеянных мифами мест Петербурга – к Ротонде (дом №81).

Снаружи это зеленоватое здание ничем, казалось бы, не примечательно, но если зайти во двор с Гороховой улицы, пройти скверик и зайти в дом с заднего фасада, вместо обычного подъезда вы окажетесь в настоящей классической ротонде с шестью свободно стоящими колоннами. А две чугунные лестницы, огибая ротонду, уходят вверх – такое ощущение, что в бесконечность.

Говорят, изначально ничего мистического в здании не было: купец, которому принадлежал земельный участок, просто хотел построить еще одно здание, но так, чтобы оно не мешало жильцам уже существующего дома. Но по другим версиям, здание с ротондой было построено то ли масонской ложи, то ли для сатанинского храма (в узоре решеток действительно можно углядеть пентограммы).

Читайте также:  Троицкая площадь в санкт-петербурге — первая в городе

Потом, если верить городским легендам, здесь помещался публичный дом, а в начале XX века мистической славы дому добавил Распутин, поселившийся именно здесь, в подъезде с Ротондой. Наконец, в семидесятые Ротонда стала одним из главных мест тусовки питерских хиппи и получила негласное имя «Центр мироздания».

Важно

Чего только ни говорят про Ротонду! Говорят, что тем, кто несчастен в любви, достаточно написать желание на стене ротонды, чтобы обрести счастье. Говорят, что ротонда обладает особенными физическими свойствами и отсюда можно выйти в четвертое измерение (рассказы щедро приправляются «примерами из жизни»).

Говорят, что если идти по чугунным лестницам ротонды с закрытыми глазами, то никогда не дойдешь до конца; что в определенном ракурсе здесь можно увидеть тень седьмой колонны (а их, напоминаю, шесть); что если переночуешь в Ротонде, сойдешь с ума; и даже что в полночь здесь можно встретить Сатану. С одной стороны, не верится, с другой – и проверять как-то страшновато. Тем более что сейчас попасть сюда ночью проблематично – домофоны.

Классический желтоватый дом №101 – дом Олениных.

Считается, что именно здесь в 1819 году юный Пушкин познакомился с племянницей Олениных, девятнадцатилетней Анной Керн, которая прибыла в Петербург вместе с мужем, пожилым генералом.

Правда, поэт тогда не привлек внимания светской красавицы – роман между ними возник значительно позже. Но именно об этой встрече, в доме №101 по Фонтанке, Пушкин писал впоследствии:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Следующая остановка – у Юсуповского дворца на Фонтанке, построенного по проекту Растрелли и перестроенного по проекту Кваренги (№115).

Усадьба Юсуповых, находившаяся тогда на южной границе Петербурга, была одной из богатейших в городе.

  Но уже в начале XIX века дворец был продан казне – в нем разместили Корпус инженеров путей сообщения, а потом и соответствующее министерство. Юсуповский сад был передан в ведение городской управы.

Потомки Юсуповых по этому поводу не переживали: так, один из последних известных истории Юсуповых, Феликс, в начале XX века владел тремя дворцами в Петербурге, 87 обширными имениями в Российской Империи, недвижимостью за рубежом и сам затруднялся сказать, сколько именно миллионов насчитывает его состояние. Из всей недвижимости Юсуповых наиболее известен Юсуповский дворец на Мойке. Во дворце же на Фонтанке и в окрестном парке сейчас периодически проходят интересные мероприятия – например, фестиваль «Блюз дельты Невы».

Неподалеку от Юсуповского дворца в Фонтанку впадает Крюков канал. Немного дальше над рекой нависает Египетский мост. Его украшают прекрасные сфинксы, но известен он не столько ими, сколько историей, происшедшей здесь еще в 1905 году. 2 февраля 1905 года по мосту проходил эскадрон гусар, и когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился.

Совет

Находившиеся впереди офицеры успели выскочить на берег, нижние же чины упали в воду вместе с лошадьми; туда же полетели ехавшие в обратную сторону извозчики и пешеходы. Каким-то чудом обошлось без человеческих жертв (а вот лошади пострадали). На дне реки оказался весь настил моста вместе с перилами и креплениями.

Долгое время считалось, что мост обрушился из-за того, что кавалеристы шли в ногу, отчего в конструкции произошел резонанс. Эта версия даже была включена в советские учебники по физике в качестве наглядного примера, а в армии с тех пор была введена принципиально новая команда «идти не в ногу» на любом мосту.

Впрочем, этой версии противоречат показания некоторых очевидцев, которые говорили, что гусары проезжали по мосту на лошадях – а лошади, как известно, в ногу ходить не умеют.

Как всякое загадочное событие, обрушение моста тут же обросло городскими легендами. Согласно одной из них, в доме на Фонтанке, окна которого выходили на мост, жила женщина по имени Мария, которая в юности была обманута офицером конногвардейского эскадрона.

Увидев в окно гвардейцев, Мария будто бы в сердцах сказала «Чтоб вам провалиться!» и – вуаля! Интересно, не проходила ли Мария в октябре 1917-го мимо Зимнего дворца?..

№185 – Дом Клокачева – знаменит сразу двумя бывшими жильцами. Во-первых, здесь некоторое время жил юный Пушкин с родителями.

По воспоминаниям одного из соседей, «Дом их всегда был наизнанку: в одной комнате богатая мебель, в другой пустые стены или соломенный стул, многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью, ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем».

Во-вторых, в конце жизни здесь поселился скульптор К.И. Росси. Годы, проведенные в доме, были самыми тяжелыми в его жизни: погибла жена, умер от чахотки старший сын, денег не было. О безденежье свидетельствует, впрочем, и сам район, где находится дом Клокачева: богатые люди в те времена здесь не селились.

«Третья Адмиралтейская часть отличается большой численностью; жители ее принадлежат к среднему и низшему классам общества, мещанам и крестьянам.

Внутренние помещения в домах, особенно дворы, малоудобны, тесны и даже отвратительны для глаз своей нечистотой», — так характеризует этот район «Путеводитель по Санкт-Петербургу» 1943 года издания. Здесь же великий скульптор и умер, заразившись холерой, и только одна-единственная из многочисленных газет Петербурга написала об этом буквально пару строк.   

Пройдя по Мало-Калинкину мосту мимо Съезжего дома, мы окажемся возле Адмиралтейских верфей.

Обратите внимание

Это одно из первых в Петербурге предприятий – оно открылось еще в 1704 году! Еще в 1795 году на нем установили первую в России паровую машину, в начале XIX века с верфей сошел первый отечественный пароход «Елизавета», в 1900-м Николай Второй лично спустил отсюда на воду крейсер «Аврора», а сто лет назад здесь построили первый в мире атомоход (впрочем, в его создании участвовали еще тридцать предприятий со всего СССР). Посмотрев на верфи, по Старо-Калинкину мосту перейдем на четную сторону Фонтанки. Вплоть до 1780-х годов этот берег уже не входил в городскую черту. Здесь, в предместьях, селились в шалашах и землянках рабочие, строившие новую столицу.

Внушительное здание на углу Фонтанки и Старо-Петергофского проспекта – военно-морской госпиталь. На его месте в петровские времена стоял Прядильный дом, где несколько десятков «пенсионерок» пряли кружева, не уступавшие знаменитым голландским.

При Елизавете в Прядильный дом стали насильно заточать женщин «за разгульную жизнь», а в начале следующего века здесь разместилась больница, посетители которой могли не только не называть своего имени, но и приходить в масках (такие уж тут лечились болезни).

Вообще весь этот квартал был «больничным»: в доме №154 была больница, открытая по инициативе Пирогова; в №152 – перовая в городе детская клиническая больница, в №148 – первый в России повивальный институт.

На дом №144 стоит обратить особое внимание. Здесь находится фабрика «Гознак», та самая, что печатает бумажные деньги. Фабрика ведет начало от предприятия «Экспедиция заготовления государственных бумаг», которое было основано еще в 1818 году.

Бумажные ассигнации на тот момент появились в России совсем недавно, их часто подделывали, люди перестали им доверять до того, что курс бумажного рубля упал до 20 копеек серебром. Назрела необходимость выпустить новые деньги, а для этого организовать принципиально иное бумажное производство.

Выстроив фабричный корпус на набережной Фонтанки, там установили бумажную мельницу и машины, печатающие деньги. Позже предприятие стало выпускать также облигации госзаймов, вексельную и гербовую бумагу, бланки паспортов, марки и прочие ценные бумаги.

Неудивительно, что надзор за фабрикой был усиленный. На работу сюда можно было устроиться только по рекомендациям двух рабочих или служащих, знающих соискателя лично, причем если новичка потом увольняли, то вместе с ним увольняли и рекомендателей. Зато рабочие здесь получали более высокие зарплаты, премии, ордена, медали, казенные квартиры.

Важно

Сейчас деньги на питерском Гознаке не печатаются – производство перенесено в Москву и Пермь. А вот бумага для денег здесь выпускается по-прежнему.

Пройдя Измайловский проспект и полюбовавшись издали заметным куполом Измайловского собора, остановимся возле красивого дома в классическом стиле – №118. Этот дом принадлежал знаменитому поэту Г.Р. Державину.

С этим, а также соседним (на углу с проспектом) домами связана забавная история: «отец русских поэтов» беспрестанно враждовал с соседним домовладельцем М. Гарновским. Державин регулярно писал на него эпиграммы и жаловался в полицию, а Гарновский нарочно строил свой дом так, чтобы заслонить солнце соседу.

Кончилось все, впрочем, для Гарновского печально: он был посажен в Петропавловскую крепость за многочисленные хищения, а дом, недостроенный, отошел в казну (после чего здесь разместились казармы Измайловского полка). А Державин продолжил жить в доме №118, устраивая здесь же заседания общества «Беседы любителей русского слова».

Представители общества считали, что русский язык должен основываться на церковнославянской речи, и осуждали современников, употребляющих такие новшества, как «промышленность», «усовершенствования» и т.д.

В Измайловском саду сейчас находится Молодежный театр на Фонтанке. А вот в 1901 году в этом здании открылся театр «Буфф» («шутка» в переводе с итальянского). Здесь выступали Любовь Орлова, Леонид Утесов и другие «звезды» первой трети XX века. Далее, пройдя Артиллерийское училище, остановимся возле здания бывшей Обуховской больницы.

Открытая в 1779 году, Обуховская больница предназначалась для «черного люда». Лесков, упоминая больницу в «Левше», говорит прямо – «простонародная больница, где неведомого состояния людей всех умирать принимают».

И классик был недалек от истины: всех больных (а их было несколько сотен) осматривал один врач с несколькими помощниками, сиделками работали пациенты из окрестного «смирительного дома» (да-да, душевнобольные), вентиляции не было, классификации по отделениям не было тоже, антисанитария стояла страшная, поэтому шансы на исцеление здесь были минимальны.

В народе больницу прозвали «обителью скорби». Но уже в середине XIX века ситуация изменилась.

Совет

Во-первых, с 1845 года консультантом здесь был легендарный Пирогов (он абсолютно бесплатно проводил здесь консультации и оперировал больных, и здесь же он впервые применил эфирный наркоз); во-вторых, когда больницу возглавил терапевт Нечаев, она из «обители скорби» превратилась в настоящий научный центр, куда приезжали поучиться врачи со всей России.

Согласно городским легендам, именно в Обуховской больнице Пушкин задумал «Пиковую даму». Якобы поэт бывал здесь, навещая знакомого офицера, помешавшегося на почве игры в карты и посаженного в корпус для умалишенных. Сам поэт косвенно подтверждает это, потому что в эпилоге повести есть такие строки: «Германн сошел с ума.

Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..». Еще одна городская легенда (впрочем, недавно подтвержденная документами из архива больницы) гласит, что еще за несколько дней до «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в больницу из полицейского участка было прислано секретное предписание – подготовиться к массовому приему раненых. Значит, расстрел мирного шествия рабочих был как минимум за неделю запланирован…

На пересечении с Гороховой, во дворе, стоит один из самых удивительных домов Петербурга – дом-кольцо (№92). Мотивы домовладельца понять можно – дом такой формы не заслонял солнце уже построенным вокруг него домам, не затемнял углы двора.

Но несмотря на это такая архитектурная конструкция в Петербурге не прижилась, так что на сегодняшний день №92 – единственный жилой дом-кольцо в северной столице. Особенно интересно зайти во внутренний дворик дома – он тоже круглый.

Соседний дом, №90, отличается интересной архитектурой, но знаменит не этим. Здесь, в «Глебовом доме» (по фамилии давнего владельца), в бывших казармах Московского полка, в свое время началось восстание декабристов.

Участники Северного общества даже пели сочиненную Рылеевым и Бестужевым песню, начинавшуюся словами: «Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки…».

Утром 14 декабря 1825 года именно отсюда декабристы повели солдат на Сенатскую площадь. Первой из арки проезда на Фонтанку вышла рота Михаила Бестужева. В арке восставшим ротам преградили путь командир и бригадный командир полка.

Обратите внимание

Их попросили отойти с дороги, но они не послушались приказа младших офицеров, за что получили несколько сабельных ударов по голове.

Восставший полк двинулся на Гороховую улицу и прибыл на Сенатскую площадь раньше всех остальных восставших частей…

Последние интересные дома в нашей экскурсии – комплекс домов № 72-76. В №70-72 находилось Главное казначейство, в доме №76 – Управление сбегерательных касс. Операционный зал Казначейства – самый большой операционный зал Петербурга площадью более 3000 кв.м и высотой около 70 м; сверху композицию завершает стеклянный купол.

Поделиться Поделиться Поделиться

Источник: http://www.iPetersburg.ru/fontanka.-ot-lomonosovskogo-mosta-do-admiralteyskih-verfey/

Ссылка на основную публикацию