Зодчего Росси улица

Зодчего Росси улица

В центре Санкт-Петербурга находится небольшая улица Зодчего Росси. До 1923 года она носила название Театральной, что объясняется очень просто.

Улица начинается у Александринского театра, далее идет в сторону площади Ломоносова и совсем немного не доходит до набережной реки Фонтанки.

Длина улицы равняется 220 метрам. Иногда ее называет самой короткой в Петербурге, но в городе есть улицы более короткие.

Малая Садовая насчитывает всего 179 метров, а самой маленькой в города считается улица Пасторова – в ней 140 метров.

Зато на улице Зодчего Росси меньше домов – их всего пять, и ее уникальность заключается в том, что все ее дома возведены по единому проекту.

Они стоят столь плотно друг к другу, что зрительно создается впечатление, будто на каждой стороне улицы находится всего один длинный дом. Во многих заметках об улице непременно отмечается, что ее дома похожи друг на друга, словно близнецы или зеркальное отражение.

Стоит только оказаться на улице, как сразу бросается в глаза ее соразмерность. Это не обманчивое впечатление.

Зодчего Росси улица

В ходе застройки здесь соблюдались каноны, заложенные в эпоху античности: ширина улицы равняется высоте ее зданий, а длина складывается из ширины, увеличенной в десять раз.

Простые расчеты показывают, что, если высота зданий – 22 метра, тогда получаем протяженность улицы – искомые 220 метров.

В XVIII веке часть данной территории использовалась под служебные помещения Аничкова и Воронцовского дворцов. Были здесь и многочисленные купеческие владения, правда, в основном небольшие по размерам.

Зодчего Росси улица

  • Вскоре появился проект перепланировки всей территории.
  • При этом особая правительственная комиссия произвела кадастровую оценку участков и определила их стоимость перед приобретением в казну.
  • Николай I лично рассматривал составленную ведомость и вносил изменения в цену выкупаемых участков и строений, причем, иногда в сторону ее увеличения.
  • На расчищенной территории началось возведение Александринского театра и новой улицы.

Улицу начали строить в 1828 году по проекту архитектора К.И. Росси.

Зодчего Росси улица

Вместе с ним общий надзор за реализацией проекта осуществлял В. Глинка.

Улицу по понятной причине первоначально назвали Новой Театральной из-за соседства с театром и потому, что всё вокруг было новым.

Классическая строгость и ясность линий улицы выгодно подчеркивают величественную торжественность и убранство нового театрального здания.

Фасады на протяжении всей улицы украшены сдвоенными дорическими полуколоннами. Окна довольно большие, они хорошо выделяются между колоннами за счёт орнаментов и полукруглого верха.

Здания имеют высоту в три этажа.

Первый дом на четной стороне с самого начала строился для Департамента уделов. На первом этаже оборудовались помещения для размещения торговых лавок, принадлежащих известным и солидным купцам.

Зодчего Росси улица

Предписывалось также открыть фирменные магазины, торгующие фарфоровыми, стеклянными и бумажными изделиями известных фабрик.

Газета «Северная пчела» разместила объявления о сдаче в аренду торговых помещений и квартир. Эту часть проекта реализовать не удалось, потому что купцы из Гостиного двора и других ближайших торговых точек обратились с прошением к Николаю I с просьбой избавить их от соседства с опасными конкурентами.

Зодчего Росси улица

Факт ходатайства лично к императору легко объясним. Николай I создал бюрократическое государство, он стремился контролировать всё и вся. В итоге ему приходилось вникать в огромное количество мелочей.

Вот и в этом случае император лично принимал решение по столь ничтожному спорному вопросу.

Как бы то ни было ходатайство Николай I удовлетворил и издал указ о передаче свободных помещений в ведение Дирекции императорских театров.

Здание перестроили по проекту А.К. Кавоса в соответствии с новыми требованиями, и в нем разместилось Императорское театральное училище.

Зодчего Росси улица

В наши дни это всемирно известная Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. Перестройка затронула не только перепланировку внутренних помещений здания, но и его фасад.

Заложили кирпичом аркады, на месте арок появились оконные ниши.

Дирекция императорских театров разместилась в той части здания, что была ближе к площади Островского, Здесь же располагалась Музыкальная библиотека Мариинского театра.

Зодчего Росси улица

Сегодня она находится на том же месте, превратившись в Петербургскую театральную библиотеку, обладающую уникальным собранием материалов, посвященных театру. Здесь же работает театральный музей.

Удивительно, но в балетной академии сегодня имеется действующая церковь. В 1998 году здесь был восстановлен существующий с 1806 года храм во имя Святой Троицы, домовая церковь бывшего театрального училища.

Рядом с балетной академией, на нечетной стороне улицы, в подвале дома № 1/3 расположился популярный петербургский ночной клуб Rossis Club.

Зодчего Росси улица

Он работает с 1997 года и известен своими разнообразными развлечениями, в том числе изысканным мужским и женским стриптизом. Здесь звучит танцевальная музыка, «вживую» поют исполнители, работает караоке, всегда заполнен танцпол.

Последний дом № 1/5 на нечетной стороне занимало Министерство просвещения Российской империи. Сегодня в нем размещаются различные учреждения, однако их планируется отселить.

Свое нынешнее название улица получила в 1923 году. Такого рода названий с уточняющими определениями в топонимах того времени встречалось немало. Существовал переулок Зодчего Кваренги, улица Композитора Чайковского, канал Писателя Грибоедова.

Зодчего Росси улица

Постепенно от подобных уточнения отказались, и только улица Зодчего Росси уже скоро целое столетие существует под таким «немодным» названием, что лишний раз подчеркивает ее своеобразие.

Улица Зодчего Росси, как и было задумано ее творцами, составляет с окружающими зданиями лаконичный и выразительный в своей классической простоте архитектурный ансамбль.

В конце прошлого столетия улицу благоустроили. Тротуары выложили границами плитами серого и красного цвета. Для въезда в подворотни устроены пандусы, сделанные из каменных блоков.

  1. Один из лучших видов на улицу открывается со стороны площади Ломоносова, когда в ее просвете просматривается задний фасад Александринского театра.
  2. Его яркий рисунок с подчеркнутыми белыми колоннами и четким портиком хорошо виден даже с 200-метрового расстояния и полностью замыкает собой перспективу улицы.
  3. Особенно выразительно смотрится этот городской пейзаж в темное время суток благодаря эффектной подсветке.

Улица Зодчего Росси

vladimirtan

Зодчего Росси улица                                                                                                                                                                                                                                .Улица Зодчего Росси состоит из пяти зданий с одним фасадом и тянется от Александринского театра к площади Ломоносова. Благодаря объединённости фасадов кажется, что на обеих сторонах улицы — по одному зданию. Она уникальна хотя бы благодаря своей безусловной архитектурной точности — ширина улицы равна высоте зданий (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метровАлександринский театр, улица Зодчего Росси. 1913Зодчего Росси улицаИсторическая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. Часть 3. Петербург эпохи Александра I и Николая I (1801-1855).Москва, Т-во «Образование», 1913.источник                                                                                                                                                                                                                                            .В середине XVIII века территорию занимали дворовые постройки и сады Воронцовского дворца и Аничкова дворца. В конце XVIII в. часть территории продана под застройку частным лицам.                                                                                                                                                                                                                        .В 1810 году архитектор Карл Иванович Росси занимался перепланировкой этой территории, тогда он и задумал создать единое пространство между Александринской площадью и площадью Чернышёва (так же назывался и нынешний мост Ломоносова, и одноименная улица – в честь графа Петра Чернышева, дипломата, крестника Петра Великого, который в начале XVIII века владел этим участком).

 В 1828 году император Николай I одобрил создание архитектурного ансамбля, включающего два здания длиной по 220 метров, являющихся зеркальным отражением друг друга. Полностью архитектурный ансамбль был завершен к 1834 году.

Улица Зодчего Росси — название27 ноября 1832 года указом Николая I улице было присвоено имя Новая Театральная, поскольку только что был построен Александринский театр, от которого начиналась улицаВ 1849 году улица стала не очень новой и стала называться просто Театральной6 октября 1923 года в честь своего создателя она получила современное названиеРосси, Карл Иванович (1775-1849)Карл Иванович Росси, урождённый Карло ди Джованни Росси (18 [29] декабря 1775, Неаполь, Неаполитанское королевство — 6 [18] апреля 1849, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.Зодчего Росси улицаисточник

Присвоение имени гениального архитектора, одного из зодчих, определивших облик центральной части Петербурга, Карла Ивановича Росси (1775–1849) этому проезду совершенно естественно.

Выдающийся представитель зрелого классицизма, Росси создал и эту улицу, и обе площади, которые она соединяет, и еще несколько ансамблей, ставших жемчужинами мировой архитектуры – Дворцовую площадь, Сенатскую площадь, Михайловскую площадь (площадь Искусств), Манежную площадь, Елагиноостровский дворец со служебными зданиями, а также Кофейный домик в Летнем саду – всего 31 постройку. Ему же принадлежат проекты установки памятника А. В. Суворову и обелиска «Румянцева победа» на одноименных площадях и галереи 1812 года в Зимнем дворце.

Зодчего Росси улица                                                                                                                                                                                                                      .В доме № 1/3 первоначально предполагали разместить военно-учебные заведения. Однако в итоге там разместились Министерство народного просвещения и Министерство внутренних дел. Сейчас там располагаются различные ведомства.

Читайте также:  Сад смольного - место для прогулок в санкт-петербурге

                                                                                                                                                                                                                    .

Улица зодчего Росси 1-3Зодчего Росси улицаЗодчего Росси улицаЗодчего Росси улицаЗодчего Росси улицаЗодчего Росси улица

  • Улица Зодчего Росси. 1936

На противоположной стороне улицы располагается дом № 2, который изначально был построен как доходный Департамента уделов Министерства императорского двора. В своё время на первом этаже здесь располагались лавки купцов Дейтера, Колпакова, Низовского, фарфоровых, стеклянных и бумажной фабрик. Во втором и третьем этажах устроили гостиницу и жилые помещения.Ввиду протестов купцов Гостиного двора, обратившихся к Николаю I с петицией о защите их от конкуренции, в 1836 году поступил высочайший приказ о передаче здания Дирекции императорских театров. После изменения фасада (аркады были заложены, арки превращены в оконные ниши) и интерьеров, произведённой по проекту архитектора А. К. Кавоса, туда въехало Санкт-Петербургское Императорское театральное училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), которое окончили Анна Павлова и Михаил Фокин, Агриппина Ваганова и многие другие талантливые артисты. Благодаря этому дом № 2 стал одним из центров театральной жизни Петербурга.Долгое время вплоть до 1917 года в части здания, примыкающей к площади Островского располагалась Дирекция Императорских театров, помещения которой в 1918 году занял Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства, действующий поныне. Кроме него сегодня в этой части здания находится Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное в мире собрание материалов по истории театрального искусства. В средней части корпуса расположилась Музыкальная библиотека Мариинского театра, основанная в начале XIX века.В части дома, примыкающей к площади Ломоносова, в 1998 году восстановлен православный храм во имя Святой Троицы. Храм был основан в 1806 году и являлся домовой церковью театрального училища и Дирекции театров. Храм действует, вход в него возможен через помещения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Домовый храм Святой Живоначальной Троицы при Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Дата основания:1806   Дата последней постройки:1836источникШестая Гимназия в здании Министерства Народного Просвещения. 1900 – 1910Это пока единственная фотография, на которой видно, что над зданием Министерства Народного Просвещения , по Театральной улице, был купол домовой церкви

Чернышёва площадь (площадь Ломоносова). 1947

Клуб им. М. И. Калинина. 1929. Почтовая карточка

Архитектурный ансамбль улицы Зодчего РоссиПо проекту великого архитектора в ансамбль вошли идеальная по пропорциям улица с двумя зданиями, начинающаяся от Александринского театра и заканчивающаяся у площади Чернышевской (Ломоносова), выходящей на набережную Фонтанки.                                                                                                                                                                                                                                         .Улица, ныне носящая имя зодчего, возможно, самое выдающееся его произведение. Два совершенно симметричных здания, завершенных в 1834 году, высотой в 22 метра, в точности равной ширине улицы, и длиной, превышающей ее ровно в 10 раз, – явление, уникальное в архитектуре Петербурга.                                                                                                                                                                                                                                .В противоположность пышному и величественному облику Александринского театра фасады построенных двух трехэтажных зданий выглядят скромнее. На всем протяжении их украшают белые сдвоенные полуколонны дорического ордера, между которыми расположены большие окна с полукруглым верхом и рельефным орнаментом.Улица Зодчего Росси. 1953-1954источник

Улица Зодчего Росси. 1975

Интересные факты об улице Зодчего РоссиПо числу домов улица Зодчего Росси – самая короткая в Северной столице, здесь расположено два здания (пять домов — № 1, 3 и 5 с одной стороны и № 2 и 4 – с другой). А самая короткая улица в Северной столице по длине – Малая Садовая, ее длина – 179 метров.                                                                                                                                                                                                                                .Многие улицы, получившие названия в то время, имели уточняющие определения – переулок Зодчего Кваренги и улица Композитора Чайковского, канал Писателя Грибоедова и площадь Зодчего Растрелли. Со временем уточняющие определения были потеряны и только улица Зодчего Росси сохранила свое первоначальное название                                                                                                                                                                                                                    .В 1941-1945 годах в доме №2 размещался  штаб Ленинградского военного округа, для которого в средней части здания был построен бетонный бункер.                                                                                                                                                                                                                                                                                      .Когда в Северной столице идет дождь, два дома близнеца отражаются в лужах и мы видим уже четыре одинаковых дома – удивительная картина!источник                                                                                                                                                                                                     .Улица зодчего Росси в Санкт-Петербурге является самой пропорциональной, а вместе с площадью Островского, Александринским театром и площадью  Ломоносова представляет гармоничный архитектурный ансамбль, созданный великим архитектором, градостроителем и художником, умевшим сочетать в своих творениях грандиозность и благородную простоту.

                                                                                                                                                                                                                              .

Читайте также:  Праздник закрытия фонтанов в петергофе в 2019 году

источникиhttps://www.spb-guide.ru/page_12819.htmhttp://lifeglobe.net/blogs/details?id=388

Прогулки по Петербургу. Улица Зодчего Росси: Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости

  С той поры, как я   впервые попала в Петербург( тогда ещё Ленинград), была у меня мечта: прийти на эту улицу в белую ночь, чтобы не мчались сплошным потоком машины, чтобы не загораживали  перспективу туристы и можно было вдоволь налюбоваться таким замечательным местом.

Но всё как-то не складывалось: то время моего пребывания в городе не совпадало с белыми ночами, то белые ночи выдавались сплошь дождливыми… И вот наконец всё сошлось: я теперь полноправный житель Петербурга, белые ночи пока обходятся без дождей…  Итак, я направляюсь на улицу Зодчего Росси.

Да, речь именно о ней!

 Улица Зодчего Росси  ведёт от Александринского театра к площади Ломоносова и состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы — по одному зданию.

Зодчего Росси улица

В середине XVIII века эту территорию занимали дворовые постройки и сады Воронцовского дворцаЗодчего Росси улица и Аничкова дворца.Зодчего Росси улица

  Аничков дворец  находится на пересечении Невского проспекта и реки Фонтанки. Его начали строить в 1741 году,по указу императрицы Елизаветы Петровны. Название дворца привязано к  мосту через Фонтанку, который был построен под руководством майора Аничкова и потому зовётся его именем.Зодчего Росси улица  В 1810 году архитектор Карл Иванович Росси занимался перепланировкой этой территории. Тогда он и задумал создать единое пространство между Александринской площадью и площадью у Чернышева моста, которая сейчас  называется площадью Ломоносова.Зодчего Росси улицаВ 1828 году император Николай I одобрил создание архитектурного ансамбля. Полностью архитектурный ансамбль был завершен к 1834 году.  Хорошо известно, что Аничков дворец Николай I предпочитал Зимнему и проводил в нем большую часть времени. В частности, нелюбимые Пушкиным балы, так увлекавшие его жену Наталью Николаевну, проводились именно здесь. Изначально это место называлось Аничковской площадью, по одноименному дворцу, поскольку располагалась она на принадлежащей ему территории. В 1832 года площадь переименовывают в Александринскую, что также вполне объяснимо, — рядом расположен знаменитый Александринский театр. Параллельно в ходу наименование Театральная площадь, к концу 19 века эти два названия объединяются в одно, — площадь Александринского Театра.

И вот, в 1923 году – новое переименование, — на этот раз в честь драматурга, многие пьесы которого ставились здесь: площади дают название Писателя Островского, а вскоре его упростили до современного — площадь Островского.

Зодчего Росси улица
Зодчего Росси улица

  Вот этим курьёзным сообщением я и завершу рассказ о замечательном уголке Петербурга. Будете в городе — обязательно наведайтесь сюда!

Улица Зодчего Росси

Зодчего Росси улица

Улица Зодчего Росси

Первое имя улицы Зодчего Росси — Театральная. Она была задумала архитектором Карлом Росси в 1820-х годах при перепланировании всего пространства вокруг усадьбы Аничкова дворца. Создание архитектурного ансамбля этой улицы началось в 1828 году, когда императором Николаем I был утверждён соответствующий проект.

Проект предусмотрел создание единого архитектурного пространства, включающего в себя Александринскую (ныне Островского) и Чернышёва (ныне Ломоносова) площади, которые соединила Театральная улица.

Её оформляют всего два здания, которые построены как зеркальные отражения друг друга. Их длина — 220 метров, высота — 22 метра.

Ширина улицы — 22 метра, таким образом она является самой симметричной в мире.

За постройкой домов и их наружным оформлением следил помощник Росси архитектор В. Глинка.

Дома №2-4 предназначались Департаменту уделов Министерства императорского двора. В домах №1-5 предполагали разместить Ведомство военно-учебных заведений. Как раз за ними, в Воронцовском дворце, находился подведомственный ведомству Пажеский корпус. Но в итоге его отдали Министерству народного просвещения и внутренних дел.

В первом этаже зданий Росси спроектировал открытые аркады для магазинов. Это сильно встревожило купцов Гостиного двора. 19 июля 1828 года:

«санктпетербургские купцы, владеющие Гостиным двором и близлежащими местами, — коммерции советник Пономарёв и другие, в числе 22 человек, утруждали Государя Императора всеподданнейшим прошением об отмене предполагаемого устройства лавок на вновь назначенных улицах от Невского проспекта до Чернышёва моста».

Но 1 июля 1832 года газета «Северная пчела» публиковала объявления о сдаче здесь лавок и квартир в наём. Во втором и третьем этажах устроили гостиницу и жилые помещения. Вдоль улицы на первом этаже разместились магазины купцов Дейтера, Колпакова, Низовского, фарфоровых, стеклянных и бумажной фабрик. Первоначально стены зданий на Театральной улице имели светло-серый цвет.

В 1835 году Николай I принял решение перевести сюда балетное училище. В связи с этим были заложены открытые аркады первых этажей по обе стороны улицы. Магазины закрылись. Переселение состоялось в 1836 году. В 1890-х годах училище окончили Анна Павлова, Михаил Фокин, Агриппина Ваганова.

В октябре 1923 года улица получила новое имя — улица Зодчего Росси. С 1957 года балетное училище стало именоваться Академией русского балета имени А. Я. Вагановой. При этом учебном заведении располагаются Театральная библиотека и Музей театрального и музыкального искусства.

В 1998 году на улице Зодчего Росси впервые в Санкт-Петербурге были установлены автоматы для оплаты парковки машин. В доме №1/3 размещается ночной клуб Rossi's Club.

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.

Ансамбль театра и улица Зодчего Росси (1816-1832) • Архитектура — идеи и история

Работы по Главному штабу заканчивались, когда Росси начал работать над проектом Александрийского театра, но это означало не только строительство одного театра, но и создание еще одного архитектурного ансамбля в границах между Аничковым дворцом и Садовой улицей, от Невского проспекта до Фонтанки.

Но осуществить планировку и застройку этого участка удалось не сразу. На месте теперешнего сквера находился небольшой деревянный театр, построенный в 1801 году архитектором Бренца для итальянской труппы Казасси. Здание этого театра уже не соответствовало размерам города, облику Невского проспекта.

На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших строительство на ней городского театра.

Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года.

Но уже в ходе разработки проектов была начата застройка Александровской площади (ныне площадь Островского). В 1816-1818 годах Росси построил два одноэтажных павильона, главные фасады которых выходили на площадь между зданиями Публичной библиотеки и садом Аничкова дворца.

Фасады павильонов отличаются красотой пропорций. В центре каждого павильона расположен зал с полукруглым выступом, обращенным в сторону сада. Полукруглая часть зала отделена от прямоугольной части четырьмя колоннами ионического ордера. Стены украшены такими же пилястрами.

В композиции павильонов использована скульптура: фигуры древнерусских витязей и лепные барельефы. Скульптуры и барельефы были выполнены выдающимся скульптором С. С. Пименовым.

По проекту Росси перед театром планировалась обширная площадь, ограниченная с одной стороны уже построенными павильонами, а с другой стороны — новым зданием библиотеки, состоящим из трех корпусов, построенных в разное время.

Первый корпус, на углу Садовой и Невского проспекта, был возведен в 1801 году талантливым учеником И. Е. Старова — Егором Тимофеевичем Соколовым.

Планируя новую площадь, Росси предполагал пристроить новый корпус к существующему. Зодчий очень бережно относился к зданию Соколова и стремился, чтобы новое здание получилось цельным, и это ему удалось. Главный фасад здания обращен в сторону площади.

В новом корпусе Росси использовал элементы старого здания: неглубокие ниши с полуциркульными завершениями в первом этаже и ионический ордер в верхнем этаже.

Великолепная колоннада из 18 колонн ионического ордера образовала неглубокую лоджию на высоте третьего этажа.

Между колоннами Росси разместил барельефы и скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности. Главный фасад здания венчает аттик со статуей Минервы.

Постройка нового корпуса библиотеки внесла некоторые изменения в фасад старого корпуса. Были сняты шесть скульптур, стоящих над колоннадой, надстроен аттик, изменены размеры окон и декорировка стен. До 1901 года в здании библиотеки велись различные строительные работы.

Здание театра, построенное Росси, находится в глубине запроектированной площади и имеет круговой объезд.

Главный фасад театра обращен в сторону Невского проспекта. Здание находится н глубине площади, обрамленной с одной стороны павильонами и зелеными насаждениями Аничкова дворца, а с другой — новым корпусом Публичной библиотеки.

Работая над проектом театра, Росси руководствовался своим основным замыслом, что «цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».

Главный (северный) фасад выделен глубокой шести колонной лоджией коринфского ордера. В убранстве северного и южного фасадов на гладких поверхностях стен прорезаны полуциркульные ниши, в которых установлены статуи муз — Терпсихоры (танца) и Мельпомены (трагедии) на северном, Клио (истории) и Талии (комедии) — на южном.

Рельефный фриз с античными театральными масками и гирляндами цветов тянется вокруг всего здания.

Завершают главный фасад мощный карниз, высокий аттик, украшенный в центре лирой в лавровом венке, а по краям лиры скульптурными фигурами Славы, и сверху колесница Аполлона — бога-покровителя искусств, на четверке лошадей, поднявшихся на дыбы.

Боковые фасады выполнены выступающим восьми колонным портиком коринфского ордера, со скульптурными фигурам Славы на аттике. Первый этаж здания рустован.

Театр был триумфом зодчего, и, как всегда, рядом с Росси — его помощники, которые вместе с ним разделяли его успех: скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трескорни, резчик по дереву Н. Тарасов, живописцы Д. Б. Скотти и А. К. Виги.

24 августа 1832 года Дирекция императорских театров приняла театр, а через неделю, 31 августа, постановкой трагедии Крюковского «Пожарский» началась новая жизнь столичного театра. В спектакле участвовал выдающийся русский актер В. А. Каратыгин.

И эта постройка не обошлась без курьезов. В ходе строительных работ Росси первый применил чугунные перекрытия. Николай I, узнав об этом, приказал остановить строительные работы.

Согласно легенде, Росси был возмущен недоверием к его инженерным знаниям и попросил царя повесить его на конструкциях крыши, если рухнет чугунный свод.

Рассказывали, что царю понравилось предложение зодчего и строительство продолжалось.

После обзора Александрийского театра (ныне Театр драмы им. А. С. Пушкина) обогнем здание и выйдем к южному фасаду.

Отсюда берет начало одна из красивейших улиц — улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), выдающееся явление в истории русского и мирового зодчества.

Длина этой улицы — 220 метров, ширина — 22 метра, высота зданий тоже 22 метра. Росси нашел именно те пропорции, которые дали наилучший эффект.

Здания предназначались для Министерства просвещения и театральной дирекции совместно с театральным училищем — балетной школой. Здания имеют одинаковые фасады.

Читайте также:  Создание в Петербурге конно-железной дороги

Они оформлены белыми сдвоенными трехчетвертными колоннами дорического ордера, поставленными на аркаду первого этажа.

Перспектива улицы замыкается пилястрами южного фасада театра. Кажется, что фасады нигде не прерываются, две длинные стороны улицы как бы связаны между собой.

Первый этаж зданий рустован. Завершает здания фриз с триглифами и мощный карниз.

Первые этажи предназначались для магазинов с галереями наподобие Гостиного двора. Но против устройства новых магазинов выступили владельцы больших торговых предприятий, которые боялись конкуренции. Они обратились к царю с просьбой об отмене строительства новых торговых мест. Росси пришлось переделывать первые этажи и заложить аркаду, превратив ее в плоские ниши с окнами.

Западный корпус, который был запроектирован для Министерства просвещения, имеет продолжение на площадь Чернышева. В него входят три блока, расположенные под углом. Это придает площади законченный вид. Центральный блок этих зданий прорезан тремя арками, две из которых служат для проезда, а через третью арку осуществляется вход в здание.

В середине площади разбит круглый небольшой сквер, в котором в 1892 году по проекту скульптора П. П. Забелло был установлен памятник М. В. Ломоносову.

Зодчего Росси улицаулица Зодчего Росси

Улица Зодчего Росси

В Санкт-Петербурге есть красивая и удивительная улица Зодчего Росси, где стоят напротив друг друга два совершенно одинаковых здания желтого цвета, отражаясь словно в зеркале.

Улица Зодчего Росси идет от Александринского театра к Площади Ломоносова.

Уникальность ее состоит в том, что застройка выполнена в точном соответствии с античными канонами — высота зданий равна ширине улицы и составляет 22 метра, а ее длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

История создания улицы Зодчего Росси

Еще в середине 18 века в этом месте Санкт-Петербурга находились дворовые постройки и сады Аничкова дворца и дворца графа Воронцова.

В 1810 году архитектор Карл Иванович Росси занимался перепланировкой этой территории, тогда он и задумал создать единое пространство между Александринской площадью и площадью Радищева, так тогда называлась площадь Ломоносова.

В 1828 году император Николай I одобрил создание архитектурного ансамбля, включающего два здания длиной по 220 метров, являющихся зеркальным отражением друг друга. Полностью архитектурный ансамбль был завершен к 1834 году.

Улица Зодчего Росси — название

  • 27 ноября 1832 года указом Николая I улице было присвоено имя Новая Театральная, поскольку только что был построен Александринский театр, от которого начиналась улица
  • В 1849 году улица стала не очень новой и стала называться просто Театральной
  • 6 октября 1923 года в честь своего создателя она получила современное название

Строения

Под единым фасадом на нечетной стороне расположены дома №1 и 3, на чётной — дома № 2, 4 и 6.

  • В доме №1/3 планировали  разместить военные учебные заведения, но в итоге здесь обосновалось Министерство народного просвещения и внутренних дел, а сейчас находятся различные организации и ведомства
  • Дом № 2 строился как доходный дом и уже в 1832 году в газете «Северная пчела» было опубликовано объявление о сдаче в нем в аренду квартир и лавок. На  втором и третьем этажах находились жилые комнаты, а первые этажи зданий представляли собой сплошные галереи и на них расположились торговые лавки и магазины с товарами стеклянной, бумажной и фарфоровой фабрик. Вскоре купцы Гостиного двора обратились к Николаю I с просьбой защитить их от конкуренции и в 1835 году император принял решение разместить в здании балетное училище. По проекту архитектора А.К. Кавоса аркады первых этажей по обеим сторонам улицы были заложены, арки переделали в окна и в 1836 году здесь разместилось Императорское театральное училище, которое окончили Анна Павлова и Михаил Фокин, Агриппина Ваганова и многие другие талантливые артисты.

Архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси

По проекту великого архитектора в ансамбль вошли идеальная по пропорциям улица с двумя зданиями, начинающаяся от Александринского театра и заканчивающаяся у площади Радищева, выходящей на набережную Фонтанки.

В противоположность пышному и величественному облику Александринского театра фасады построенных двух трехэтажных зданий выглядят скромнее. На всем протяжении их украшают белые сдвоенные полуколонны дорического ордера, между которыми расположены большие окна с полукруглым верхом и рельефным орнаментом.

Вот как пишет об этом уголке Северной столицы поэтесса Светлана Итешина:

Обе стороны улицы как близнецы. Не найдёшь ты различий, — ищи не ищи! И аркады, и окна, колонны в ряду,

Здесь в туманной ночи смотрят в тихую мглу.

Я люблю эту улицу, — пусть коротка. Пусть парадность её лишь в два этих дома. Только, если по улице Росси пройдёшь,

Никогда не забудешь… И снова придёшь.

Улица Росси в настоящее время

  • В части дома №2, прилегающей к Площади Островского, где до 1917 года располагалась Дирекция Императорских театров, в настоящее время находится Музей театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургская театральная библиотека — уникальное собрание книг и документов по театральному искусству
  • В средней части здания расположена Музыкальная библиотека Мариинского театра
  • В части здания, прилегающей к площади Ломоносова, находится храм во имя Святой Троицы. Основанный в 1806 году он являлся домовой церковью Театрального училища и Дирекции театров. Храм был восстановлен в 1998 году и сейчас его можно посетить, пройдя через Академию русского балета имени А.Я. Вагановой.

Интересные факты об улице Зодчего Росси

  • По числу домов улица Зодчего Росси — самая короткая в Северной столице, здесь расположено два здания (пять домов — № 1, 3 и 5 с одной стороны и № 2 и 4 — с другой). А самая короткая улица в Северной столице по длине — Малая Садовая, ее длина — 179 метров.
  • Многие улицы, получившие названия в то время, имели уточняющие определения — переулок Зодчего Кваренги и улица Композитора Чайковского, канал Писателя Грибоедова и площадь Зодчего Растрелли. Со временем уточняющие определения были потеряны и только улица Зодчего Росси сохранила свое первоначальное название
  • Когда в Северной столице идет дождь, два дома близнеца отражаются в лужах и мы видим уже четыре одинаковых дома — удивительная картина!
  • В 1941–1945 годах в доме №2 размещался  штаб Ленинградского военного округа, для которого в средней части здания был построен бетонный бункер
  • В 1998 году здесь впервые в городе были установлены автоматы для оплаты парковки
  • В подвале дома № 1/3 напротив балетного училища имени А. Вагановой в настоящее время располагается ночной клуб Rossi’s Club с рестораном, танцполом и караоке

А вот как писал переживший блокаду поэт Юрий Петрович Воронов:

Здесь фильмы снимают при ясной погоде, Туристы, беседуя с гидами, бродят. Проходят девчонки с походкой приметной, Поскольку тут — здание школы балетной… Но в первую пятницу после Победы Я снова на улицу Росси поеду. Мне надо с друзьями тех лет повидаться…

  • На улице этой нельзя затеряться!
  • Улица зодчего Росси в Санкт-Петербурге является самой пропорциональной, а вместе с площадью Островского, Александринским театром и площадью  Ломоносова представляет гармоничный архитектурный ансамбль, созданный великим архитектором, градостроителем и художником, умевшим сочетать в своих творениях грандиозность и благородную простоту.

Зодчего Росси, улица

Зодчего Росси, улица

1832. В 1828–1834 годах от здания Александринского театра к Фонтанке была проложена новая улица, первоначально названная Новой Театральной. Название оказалось довольно удачным.

И улица в Петербурге была новой, и функция, на нее возложенная, была важной. Она служила подъездом к южному фасаду Александринского театра.

Через некоторое время название сократили, и улица стала просто Театральной.

Улица образована всего лишь двумя однотипными трехэтажными парадными зданиями, построенными архитектором Карлом Росси. Первые этажи этих зданий занимали роскошные магазины, во втором и третьем находились жилые помещения, гостиницы, Министерство народного просвещения.

Современники по достоинству оценили эти дома. В народе их прозвали «Пале-роялем», что в переводе с французского означает «Королевский дворец».

В 1836 году одно из зданий претерпело внутреннюю перестройку, после чего в него въехало Театральное училище, располагавшееся раньше на Екатерининском канале.

Театральное училище резко изменило, как сейчас бы сказали, имидж улицы. Нравы, царившие в училище, добродетельной чистотой не отличались. Еще когда училище находилось по старому адресу, о нем рассказывали самые невероятные небылицы.

Говорили, что тогдашнему директору императорских театров А. Л. Нарышкину «для исправления нравов танцовщиц» даже пришла идея построить при училище домовую церковь. Сам Александр I, говорят, одобрил эту идею.

«Танцы – танцами, а вера в Бога сим не должна быть поколеблена», – будто бы сказал он.

С переездом на Театральную улицу в поведении юных воспитанниц ничего не изменилось. Гвардейцы под видом полотеров, печников и других служителей проникали в будуары девиц и оставались там на ночь. Летом они просто влезали в окна, которые балерины оставляли открытыми.

Появлявшиеся от таких посещений дети впоследствии становились воспитанниками Театральной школы. Случались и более серьезные проступки. Так, однажды воспитанница училища, некая Софья Кох, добровольно согласилась на то, чтобы ее похитил корнет лейб-гвардии Гусарского полка А. Е.

 Вяземский. Сначала все выглядело обыкновенной шуткой «золотой молодежи», но вскоре дело приняло чуть ли не уголовный характер. Юную танцовщицу и в самом деле выкрали, посадили на корабль и отправили в Данию.

Песенный куплет об этом невероятном событии вошел в гимн Театрального Училища:

  • Мне рассказывал квартальный,
  • Как из Школы театральной
  • Убежала Кох.
  • В это время без Кохицы
  • Все за ужином девицы
  • Кушали горох.

Своеобразная слава Театрального училища была хорошо известна в старом Петербурге. Не зря в городе Театральную улицу открыто называли «Улицей любви».

В 1914 году училище стало называться Хореографическим. В 1957 ему присвоили имя замечательной балерины А. Я. Вагановой. Ныне это Академия балета, в стенах которой, если судить по питерскому фольклору, продолжают сохраняться традиции фривольного поведения. Во всяком случае, в народе Академия балета известна под названием «Кобылки», или «Педрочилище».

1923. Театральная улица стала называться улицей Зодчего Росси.

Это был акт уважения к талантливому архитектору, крупнейшему представителю петербургского классицизма в его наивысшей стадии – ампире, так много сделавшему для нашего города.

Достаточно сказать, что за свою долгую творческую жизнь он спроектировал 12 площадей и 13 улиц Петербурга, лучшая из которых и была названа его именем.

Однако иностранное слово «зодчий» для простого пролетария в то время было настолько инородным, что оно просто не воспринималось. Да и нерусское имя архитектора вызывало непонимание.

Зато у всех на слуху было имя всенародно любимого писателя Михаила Зощенко. Поэтому, по свидетельству очевидцев, простодушные кондукторы автобусов объявляли остановку на улице Зодчего Росси своеобразно: «Улица Зощенко Росси».

По той же самой причине у этой улицы появилось еще одно фольклорное название: «Улица Заячья Роща».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector