Анненкирхе: заброшенное очарование старейшей лютеранской кирхи города на Неве
В самом центре города близ «Чернышевской» стоит аккуратное здание, украшенное ионической колоннадой и увенчанное круглой башенкой, — это церковь Святой Анны, или Анненкирхе. Кстати, именно она и дала название улице, на которой была построена в 1775–1779 годах, ведь название улицы Кирочной произошло от немецкого слова «кирха».
Конечно, стоит обратить внимание на то, что церковь, которую мы видим сегодня, вовсе не та, что стала одной из первых лютеранских кирх города на Неве, да и находилась совсем в другом месте.
Дело в том, что первоначально деревянная Анненкирхе была возведена в 1704-м на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом, а после его смерти перенесена к Мытному двору, а затем церковь ждал ещё один «переезд» к 5-й линии Литейной части, которая нынче зовётся Кирочной улицей.
Новое каменное здание, которое мы можем наблюдать сегодня, заложили 20 июля 1775 года, а уже в 1779 году состоялось его освящение.
Над проектом храма потрудился архитектор Юрий Фельтен, при этом невозможно не отметить того, что при проектировке он придумал достаточно интересную особенность: церковь имеет два почти равнозначных фасада, выходящих на Кирочную и Фурштатскую улицы.
В целом здание выглядит весьма канонично, однако имеет пышное украшение в виде ионических колонн и круглой шестигранной башенки, венчающей кирху.
Что касается интерьера, то, несомненно, стоить отметить, что и здесь встречается ионическая колоннада, которая поддерживает своды просторного зала, вмещающего около полутора тысяч человек одновременно. Кроме того, одним из главных украшений храм стала большая алтарная картина «Вознесение Христа», работы Э. К. Липгарта.
Вплоть до советского периода кирху посещали 12 тысяч прихожан — в их числе были и служащие Литейного двора и воспитанницы Смольного института. При церкви работало «Училище Святой Анны», больница, приют для девочек и даже земледельческий приют для «падших женщин». Однако в 1935 году храм был закрыт.
Двери Анненкирхе открылись вновь уже в 1939 году, правда, в несколько неожиданном облике: здесь заработал кинотеатр «Спартак». Кстати, в 80-х это место было чуть ли не единственным в городе, где можно было посмотреть шедевры мирового кино, которые давным-давно вышли из общего проката.
Втрое рождение церкви началось в 1992 году и длилось вплоть до 1997 года — в этот период по воскресеньям под крышей Анненкирхе возобновили богослужения, притом что в остальные дни здесь вовсю работал тот самый кинотеатр «Спартак».
Волевое решение приняли в 2002 году, выселив кинотеатр и передав здание в распоряжение церкви.
Однако особо радоваться не стоило: в декабре того же года здесь произошёл мощный пожар, пламя которого начисто уничтожило некогда великолепные интерьеры.
Третье рождение кирхи происходит и по сей день — сейчас там вовсю ведутся работы по восстановлению. Кстати, это совершенно не мешает проведению богослужений.
А самое интересное, что обшарпанная, выгоревшая и практически заброшенная кирха привлекла пристальное внимание современных художников, музыкантов и режиссёров — отныне её можно и даже нужно посещать ежедневно.
Здесь устраивают самые разнообразные выставки и перформансы — например, прямо сейчас проходит выставка о человеческих страхах. Вход на эти мероприятия свободный, но собирают пожертвования, которые обязательно помогут с восстановлением храма.
- АдресКирочная улица, 8
- МетроЧернышевская
Источник: https://www.fiesta.city/spb/places/annenkirhe-zabroshennoe-ocharovanie-stareyshey-lyuteranskoy-kirhi-goroda-na-neve/
Лютеранская церковь Святой Анны
Фото Лютеранской церкви Святой Анны
Между Большой и Малой Конюшенными улицами Петербурга, рядом с Невским проспектом, стоит красивая церковь. Это Лютеранский храм в честь Святой Анны – матери Богородицы и покровительницы младенцев.
Каменное здание появилось в 1779 г. вместо деревянной предшественницы. Среди окрестных жителей было немало немцев-лютеран, которые в основном работали на Литейном дворе. В честь церкви улицу в 1826 г.
назвали Кирочной.
Внешний облик кирхи
Храм напоминает театр или концертный зал. Проект кирхи в стиле классицизма разработал Юрий Фельтен. Пропорциональное бело-изумрудное здание выглядит легким и нарядным. По всему его периметру расположены окна с арочными проемами. Стены украшены лепными гирляндами, фальш-окнами.
Северный и южный фасады двухэтажной церкви архитектор оформил по-разному. Более парадно выглядит главный вход со стороны Фурштатской улицы. Здесь выстроен полукруглый портал с колоннами ионического ордера.
Вверху балюстрада, над ней – барабан с арочными окнами и парными колоннами. Круглый купол раньше венчал крест. На торцевом фасаде с южной стороны – прямоугольный портик с пилястрами и прямой балюстрадой вверху.
Пристройка со стороны Кирочной улицы появилась в 1939 году.
Интерьер храма
Внутри кирха выглядела уютно и торжественно. Два ряда колонн делили пространство на 3 нефа. На 2-й этаж вела шикарная лестница, которая заканчивалась двумя легкими пролетами. Вверху балюстрадой и колоннами были огорожены хоры.
Во 2-й половине XIX века резной алтарь украсила картина «Вознесение Христа» российского академика живописи Эрнста Липгарта. В 1850 г. на задней стене главного зала установили орган немецкой фирмы Walcker. С потолка свисали роскошные люстры. Пространство зала занимали ряды деревянных скамей.
Лютеранский приход
Храм вмещал около 1500 прихожан, а всего в приходе на заре XX века насчитывалось 12 тыс. человек. Кирха выполняла множество социальных функций. При ней открыли:
- Анненшуле – Училище Святой Анны;
- богадельню;
- попечительство о бедных;
- приют для девочек, детский дом;
- больницу;
- приют для женщин, нуждающихся в помощи.
Церковь за последние 100 лет
В 1935 г. храм был закрыт, а через 4 года его приспособили под кинотеатр с названием «Спартак». С 1980-х его передали Госфильмофонду, в обстановке старины лучшие ленты мирового кинематографа впечатляли вдвойне.
Воскресные службы в кирхе Святой Анны велись с 1992 по 1997 годы. В будние дни до 2001 г. демонстрировали киноленты. Хозяйкой здания стала компания «Эрато», которая планировала открыть здесь ночной клуб. Общественность воспротивилась этому, и в феврале 2002 г. мэрия Петербурга постановила: возвратить храм лютеранской церкви.
Суд 18 ноября 2002 г. решил, что фирма «Эрато» должна покинуть здание, а 6 декабря здесь произошел сильный пожар, который уничтожил всю внутреннюю обстановку.
Храм Святой Анны сегодня
После пожара церковь внутри производит ошеломляющее впечатление. Шикарная планировка, огромное светлое помещение – и закопченные стены, колонны. Великолепная кованая решетка лестницы, идеальной формы балясины ограждений – и облупившаяся штукатурка. Следы поруганной красоты вызывают у посетителей сильные эмоции.
Около 7 лет здание стояло без кровли. На городские средства провели противоаварийные работы: отреставрировали фасады, восстановили крышу. На внутренние работы собирают пожертвования горожан, привлекают деньги спонсоров.
Чтобы полностью восстановить былую красоту храма, требуются десятилетия. Но нынешние хозяева здания – служители церкви – борются за ее жизнь. В главном зале появились деревянные настилы и потолок.
Отремонтировано помещение на 2-м этаже, где проводятся богослужения.
В отремонтированной комнате читают лекции, устраивают занятия воскресной школы. В атмосфере апокалипсиса новое звучание приобретают концерты классической музыки, художественные инсталляции, мероприятия кинофестиваля «Невский благовест».
Как посетить церковь
Осмотреть кирху может любой желающий. Она открыта с 12:00 до 20:00 всю неделю, кроме понедельника и вторника. Вход – со стороны Кирочной улицы (д. 8), здесь же собираются пожертвования на ремонт храма.
Как добраться:
Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/lyuteranskaya-cerkov-svyatoj-anny/
События
Санкт-Петербург1 марта c 20:00 до 22:00, через 3 дня
Любишь кинематограф и печеньки? В 20:00 в Анненкирхе мы готовы дать тебе то, что ты любишь. В часовне Анненкирхе запланированы кинопоказы, на которых у вас будет возможность: *познакомиться с малоизвестными шедеврами; *хорошенько обсудить фильм после просмотра; *завести знакомства с интересными людьми, стать частью компании единомышленников; *поесть печеньки.
Далее
Санкт-Петербург10 марта, начало в 19:00, через 12 дней
Концерт духового квартета в Анненкирхе
Далее
Санкт-Петербург25 февраля c 20:00 до 21:00, вчера
Серьёзный концерт для взрослых людей в Анненкирхе
Далее
Санкт-Петербург22 февраля c 20:00 до 22:00, 4 дня назад
Любишь кинематограф и печеньки? В 20:00 в Анненкирхе мы готовы дать тебе то, что ты любишь. В часовне Анненкирхе запланированы кинопоказы, на которых у вас будет возможность: *познакомиться с малоизвестными шедеврами; *хорошенько обсудить фильм после просмотра; *завести знакомства с интересными людьми, стать частью компании единомышленников; *поесть печеньки.
Далее
Санкт-Петербург15 февраля c 20:00 до 22:00, 11 дней назад
Любишь кинематограф и печеньки? В 20:00 в Анненкирхе мы готовы дать тебе то, что ты любишь. В часовне Анненкирхе запланированы кинопоказы, на которых у вас будет возможность: *познакомиться с малоизвестными шедеврами; *хорошенько обсудить фильм после просмотра; *завести знакомства с интересными людьми, стать частью компании единомышленников; *поесть печеньки.
Далее
Санкт-Петербург8 февраля c 20:00 до 22:00, 18 дней назад
Любишь кинематограф и печеньки? В 20:00 в Анненкирхе мы готовы дать тебе то, что ты любишь. В часовне Анненкирхе запланированы кинопоказы, на которых у вас будет возможность: *познакомиться с малоизвестными шедеврами; *хорошенько обсудить фильм после просмотра; *завести знакомства с интересными людьми, стать частью компании единомышленников; *поесть печеньки.
Далее
Санкт-Петербург2 февраля, начало в 19:00, 24 дня назад
2/02 Камерный концерт классической музыки в старинной кирхе
Далее
Санкт-Петербург1 февраля c 20:00 до 22:00, 25 дней назад
Любишь кинематограф и печеньки? В 20:00 в Анненкирхе мы готовы дать тебе то, что ты любишь. В часовне Анненкирхе запланированы кинопоказы, на которых у вас будет возможность: *познакомиться с малоизвестными шедеврами; *хорошенько обсудить фильм после просмотра; *завести знакомства с интересными людьми, стать частью компании единомышленников; *поесть печеньки.
Далее
Санкт-Петербург27 января c 19:00 до 20:30, 30 дней назад
Спектакль-реконструкция, приуроченный к 75-летию снятия Блокады
Далее
Источник: https://annenkirche.timepad.ru/
Евангелическо-лютеранская Церковь Святой Анны в Санкт-Петербурге на метро Чернышевская — отзывы, адрес, телефон, фото — Фламп
Работаю недалеко от этого места, до определенного времени не знала, что происходит внутри, тк лютеранством никогда не интересовалась. После очередной поездки в Финку, решила почитать подробнее.
Листая страницы в интернете, наткнулась на фото, как оказалось позже, церкви Св. Анны. Сказать, что ужаснулась, ничего не сказать. Ведь, часто ходила мимо,…
Показать целиком
Работаю недалеко от этого места, до определенного времени не знала, что происходит внутри, тк лютеранством никогда не интересовалась. После очередной поездки в Финку, решила почитать подробнее.
Листая страницы в интернете, наткнулась на фото, как оказалось позже, церкви Св. Анны. Сказать, что ужаснулась, ничего не сказать. Ведь, часто ходила мимо, не подозревая что там внутри вот так все.
Потом почитала отзывы на Флампе и решила, что надо сходить.
Пришли мы туда после работы, помимо нас было человека 4 плюс трое проводили фотосессию.
Когда мы пришли, на входе нас никто не встретил, никакого смотрителя, хотя было написано, что фотосъемка согласовывается с администратором. Мы решили подождать, в ожидании ознакомились с информацией об истории церкви, ктр присутствовала на стенде.
Как я поняла, вход в пространство свободен, но каждый оставляет столько сколько считает нужным, и все это идет на восстановление внутреннего убранства церкви.
Смотритель или администратор, не знаю, какая должность у этого человека, озвучил нам стоимость входа — 150 р. с человека.
Знаете, если бы он не озвучил конкретную сумму, наверное, я оставила бы больше, но меня как будто что-то остановило. Ну, собственно, когда мы покупали суверниры, мы оставили больше, но уже не ориентируясь на этого человека, а осмотрев все.
Теперь пошли смотреть, с первого шага восхищаешься тем, что видишь здесь, хотя восхищаться погибшим в пожаре убранстве — кощунство, да простит меня Бог.
Немного отойду в сторону, это ощущение сравнимо с тем, когда я попала в Припять. Природа сама по себе прекрасна, затем приходит человек и создает что-то, что прекрасно по-своему, но когда природа снова наступает, это по-настоящему жутко.
Вот, здесь примерно такое же ощущение. Ты идешь и не понимаешь, как такое возможно, причем в центре Петербурга, потом вспоминаешь, что в том же центре много заброшенных зданий, но все же это, на мой взгляд, странновато, учитывая богатую историю этого места. Собственно, историю писать не буду, ибо это сделали до меня в предыдущих отзывах.
Во время посещения здесь проходила выставка картин, но впечатлила куда меньше, чем само место.
В подвале, о ктр также много писали выставка о всем известных Линиях Сталина и Маннергейма, лично мне интересна эта тема, тк я сама была в местах, ктр изображены на тамошних фото, и не только там. Прошли дальше с фонариком, там дальше ниже, дискомфорт (рост хоть и 1.70, а не 2.00), дошли мб не до конца, но что-то не очень хотелось туда идти, в тч и от жуткого запаха бетона.
Мб вернусь еще не раз сюда, хотелось бы попасть на какое-нибудь мероприятие!!
Пока не начали реконструкцию, советую посетить, такое нечасто увидишь!!
Источник: https://spb.flamp.ru/firm/evangelichesko_lyuteranskaya_cerkov_svyatojj_anny-70000001007303132
Анненкирхе – евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны | Гид по Петербургу 2019
Между тем церковь эта уникальная, с необычной судьбой. Начиная с момента основания в 1775 году, в ее стенах проходили традиционные воскресные службы под звуки органа, устраивались киносеансы и рок-концерты, царили запустение и хаос. А сейчас среди облупленных интерьеров Анненкирхе проводят концерты и выставки.
История
По адресу Кирочная улица дом 8 В располагается увенчанное башенкой здание. Это Лютеранская церковь Святой Анны — Анненкирхе. Сооружение некогда дало наименование и самой улице, от слова «кирха».
В течение XIX века церковь Святой Анны стала духовным домом для тысяч прихожан, многие из которых были обрусевшими немцами, датчанами, голландцами. При ней работали больница и приюты. Но после революции 1917 года наряду с лютеранской верой пострадала и Анненкирхе.
В 1935 году храм закрыли. А еще четыре года спустя в стенах духовного заведения неожиданно организовали кинотеатр «Спартак». Коренные петербуржцы знают, что еще в 80-х годах это место было одним из немногих, где советские граждане могли увидеть шедевры мирового кинематографа, давно вышедшими из всесоюзного проката.
В 90-х годах в здании отрыли рок-клуб. В его стенах звучала альтернативная музыка, работали казино, бар и даже тату-салон.
Но Анненкирхе пришлось пережить новое испытание – сильнейший пожар, уничтоживший все, кроме стен. Сейчас церковь, причисленная к памятникам федерального значения, восстанавливается и постепенно преображается. В ней проходят богослужения.
В ее выгоревших стенах создается особое культурное пространство:
- собираются люди творческих профессий
- организуются выставки, перформансы, органные концерты, лекции
- звучат оперы
Реставрация фасадов
С 2009 года храм, оставшийся к этому времени без крыши, в состоянии полнейшей разрухи, по решению губернатора Валентины Матвиенко передали в ведение города. Это позволило провести реставрацию внешних фасадов храма, отремонтировать крышу. Сейчас посетители Анненкирхе, да и просто прохожие видят на Кирочной улице исторический облик церкви Святой Анны.
Новый этап возрождения – восстановление внутренних интерьеров. Покрытые облупившейся, обгоревшей штукатуркой стены, которые напоминают апокалиптическую картину, нравятся молодежи за свою атмосферность. И все же они требуют больших материальных вложений, как и восстановление креста на колокольню.
#СкиньсяНаКрест
239 лет с момента освящения храма – дата не круглая. Но именно к ней пасторы и неравнодушные прихожане решили сделать своему многострадальному «детищу» подарок – новый крест. Старый сняли с купола церкви Святой Анны 80 лет назад, в 1930-е годы, когда духовный дом лютеран превратили в кинотеатр.
Необходимая сумма – чуть более 400 тысяч рублей. Ее собирают в качестве добровольных пожертвований. Пастор Анненкирхе призывает петербуржцев поддержать этот благотворительный проект. Сбор проходит на краудфандинговой площадке «Планета». Да, звучит диковато. Но факт.
Архитектура
Церковь на Кирочной улице – не первый построенный лютеранский храм северной столицы. Первоначально Анненкирхе была выстроена из дерева и располагалась в Петропавловской крепости.
Год постройки – 1704. Затем церковь переносили сначала к Мытному двору, а затем – по современному адресу, на Кирочную улицу, которая в те времена именовалась 5-ой линией Литейной части.
Возведенную в камне церковь Святой Анны освятили в 1779 году. Проект здания выполнен архитектором Юрием Фельтеном.
Примечательная деталь интерьера Анненкирхе – ионическая колоннада.
Она поддерживает свод обширного зала, который может одновременно вместить около полутора тысяч посетителей.
Но важнейшим украшением этого места является большая алтарная картина «Вознесение Христа», выполненная Э. Липгартом.
Анненкирхе сейчас
Создание в Анненкирхе современного культурного пространства началось в 2014 году. Несколько художников предложили устроить в стенах церкви выставку современного искусства. Вскоре эта необычная идея получила не менее интересное воплощение. Это была выставка под названием «Страх», посвященная человеческим страхам.
В зловещей и таинственной обстановке полусгоревшей церкви были устроены:
- лабиринты
- инсталляции
- пластические этюды
- звуковые и световые ловушки
Присутствовал даже созданный парфюмером Николаем Еременко особый запах страха и беспокойства.
Мероприятия
В настоящее время Анненкирхе – один из культурных центров города на Неве.
Она регулярно и с настоящим гостеприимством открывает свои двери для талантливых, творческих людей, признанных в мире искусства или делающих первые шаги на этом поприще.
Каждый месяц здесь проходят десятки мероприятий, которые посещают до 10 тысяч человек в месяц. Жители и гости Санкт-Петербурга уже успели побывать на:
- спектаклях «Вишневый сад» и «Тесла. Ожившие иллюзии», «PLAY» и «Над пропастью во ржи»
- концертах «Autumn leaves», «Классика под луной», «Путешествие в Серебряный век», «Piano Dreams», Чё Морале «Чердачник» и многих других музыкальных событиях
- Science Fest, посвященном направлению Science & Media Art
- выставках «Петли» Андрея Оленева, «После иконы», «Се человек» Анатолия Шумкина, «Воображаемые витражи» Анастасии Авралевой
- рождественской ярмарке с непременными атрибутами этого события: народными музыкальными мотивами, подарками для близких и друзей, духом Рождества и теплой праздничной атмосферой
Этот список далеко не полон и в будущем будет расширяться. Многие события проходят на благотворительных началах. Музыканты дают бесплатные концерты в стенах Анненкирхе, а собранные средства направляются на восстановление храма.
Некоторые мероприятия проходят регулярно, по установившемуся расписанию:
- встречи английского разговорного клуба
- кинопоказы со смыслом
- просветительские лекции по религии, психологии, истории
- курс «Основы христианской веры»
- курс по режиссуре «Annenkirche Cinema Course»
- камерные концерты при свечах, на которых получить удовольствие от чарующей музыки и душевной атмосферы можно за пожертвование
Лютеранская церковь остается действующей, в ней идут службы. Мессы проходят на английском и на русском языках.
Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/annekirhe-sgorevshaja-ljuteranskaja-cerkov-svjatoj-anny/
Лютеранская церковь Святой Анны в городе Санкт-Петербург
Це́рковь Свято́й А́нны (Deutsch. Annenkirche — Анненкирхе) — лютеранская церковь в центре Санкт-Петербурга, находящаяся по адресу Кирочная улица, дом 8.
Старейшая Лютеранская церковь Санкт-Петербурга немногим младше самого города. Деревянное здание было построено в 1704 (по другим данным в 1705) году на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом.
Позже (по одним данным — в 1710 году, по другим — после смерти Брюса то есть после 1720 года) перенесена к Мытному двору на Городовой остров.
В 1820-х годах церковь была ещё раз перенесена, на сей раз к Пятой Линии Литейной части (современная Кирочная улица), где в то время проживало много лютеран, в основном служащих Литейного двора.
St. Anne's Church, Saint Petersburg, Russia — Eiji Kudo @ Flickr
Проект Еропкина
В 1740 году старую церковь сменила новая мазанковая, гораздо более просторная. Деньги на постройку выделила императрица Анна Иоанновна, архитектурный проект разработал Пётр Еропкин. Здание было заложено 3 мая 1735 года, а закончилось строительство спустя целых пять лет.
Храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года почти четыре месяца спустя после казни Еропкина. Фасад храма был украшен пилястрами, небольшую колокольню венчал шпиль. 3 января 1736 года при церкви было открыто немецкое училище, называвшееся «Училище Святой Анны», или Анненшуле (Deutsch.
Annenschule).
Каменный храм работы Фельтена
, 1913]] 20 июля 1775 года был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена. Освещение церкви состоялось 24 октября 1779 года.
Церковь Святой Анны находилась на открытом месте, была обращена сразу к двум улицам и Фельтен создал ей два почти равнозначных торцевых фасада.
Выходящий на Фурштатскую улицу южный фасад решён в виде апсиды с ионической колоннадой, увенчанной небольшим куполом на шестигранном барабане. Выходящий на Кирочную северный фасад представляет из себя четырёхугольный портик и тоже пышно украшен.
Ионические колонны оформляют и интерьер церкви — они поддерживают просторные хоры и зрительно разделяют зал на три нефа. Новая церковь вмещала около полутора тысяч человек.
Annenkirche — spotykach @ Flickr
В 1826 году бывшая Четвёртая Артиллерийская улица (ранее Пятая Линия) получила название Кирочной — по кирхе Святой Анны.
В 1850 году в церкви Святой Анны был установлен орган, выполненный немецкой фирмой «Валкер».
В (?) году церковный алтарь был украшен картиной «Вознесение Христа» работы Эрнста Липгарта.
В начале XX века приход церкви насчитывал около 12 тысяч человек, в том число которых входили и воспитанницы Смольного института лютеранского вероисповедания. При церкви помимо уже упоминавшегося училища действовали попечительство о бедных, богадельни, детский дом, приют для девочек, больница, земледельческий приют «для падших женщин».
Annenkirche — spotykach @ Flickr
Советский период
В 1935 году храм был закрыт, а в 1939 году архитекторами Александром Гегелло и Львом Косвеным он был приспособлен под кинотеатр, получивший название «Спартак».
В середине 80-х годов XX века «Спартак» стал кинотеатром Госфильмфонда (вместо кинозала ДК имени Кирова).
Здесь можно было посмотреть многие шедевры мирового кино, в том числе и давно не показываемые в обычных кинотеатрах.
В марте 1992 года в церкви возобновились воскресные богослужения, которые продолжались до сентября 1997 года . В остальные дни до второй половины 2001 года продолжался показ фильмов. К этому времени здание перешло в ведение фирмы «Эрато», собиравшейся переделать его под ночной клуб. Этим замыслам пыталась воспрепятствовать.
В феврале 2002 года городское правительство провело заседание в ходе которого было решено возвратить здание церкви. При этом намечалось ликвидировать или реорганизовать юридически всё ещё существующий кинотеатр «Спартак», а фирму «Эрато» заставить в судебном порядке очистить занимаемые ею помещения.
В середине августа 2002 года архиепископ Георг Кречмар подписал договор об охране памятника. 2 октября 2002 года городское управление имуществом подало судебный иск против фирмы «Эрато» об освобождении здания церкви.
18 ноября 2002 года иск был удовлетворён, а 6 декабря 2002 года в здании церкви Святой Анны произошёл пожар, в результате которого она полностью выгорела .
См. также
- Борис Егорович Фурман — архитектор сиротского дома церкви святой Анны.
Литература
Ссылки
VBV_160319-05 — Vadim Vasilenko @ FlickrAnnenkirche — spotykach @ FlickrAnnenkirche — spotykach @ Flickr
Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Lyuteranskaya-cerkov-Svyatoy-Anny-2156
Анненкирхе. Как первая лютеранская церковь Петербурга стала центром общественной жизни?
Между Фурштатской и Кирочной улицами есть кое-что парадоксальное, а именно Анненкирхе — первая лютеранская церковь Петербурга. Кирха в прошлом — рок-клуб и казино. Горелая внутри и мятно-зефирное облако снаружи. Действующий приход и общественное пространство одновременно. Что за дела? «Луна» попробовала разобраться, что это за место и что там происходит.
Как это выглядит
К Анненкирхе можно подойти с двух сторон. С Фурштатской улицы кирха выглядит как гигантский торт, покрытый мастикой мятного цвета и украшенный взбитыми сливками.
Фасад, который достался Кирочной, выглядит строже: прямой, с витражами в круглых окнах и огромным светящимся крестом на фоне чёрно-белых концентрических кругов. Издалека можно принять за мишень. На дверях — афиши предстоящих мероприятий.
Так церковь выглядит снаружи семь лет — в 2010 году её вид восстановили после пожара. Внутри она пока не реставрировалась и выглядит довольно апокалиптично, что привлекает сюда множество фотографов. Смотритель на входе — мужчина лет 35 — останавливает входящих и спрашивает о цели визита.
Рядом с ним — коробка для пожертвований и стопочки религиозных брошюр. Выходящим дарят пакетик с литературой на религиозную тематику или что-нибудь вроде авоськи с фирменным принтом.
Основную часть первого этажа занимает большой зал со сценой — здесь и проходит большинство светских мероприятий. Это же и основное выставочное пространство: выставки бывают и на околорелигиозную тематику, и вполне светские — про Петербург и окрестности.
На втором этаже — фойе с небольшим кафе. Из фойе можно пробраться на балкон главного зала: доски пола слегка поскрипывают, и иногда чуть-чуть кажется, что он вот-вот провалится. Но несмотря на обгорелость, атмосфера здесь очень торжественная, так что легко пересилить страх и обойти зал по кругу.
Через фойе можно пройти в зал для богослужений и проповедей, кухню, в которой обычно тусуются сотрудники церкви, и ещё несколько помещений. Кухня и зал для богослужений отремонтированы, даже есть витражи на библейскую тематику.
Во всём этом великолепии есть нюанс. Сейчас к Анненкирхе подведено электричество — словом, всё необходимое, кроме водопровода и отопления.
Для технических нужд наполняют бак, питьевую воду заказывают отдельно, а топят здание электрическими калориферами.
Что с этим делать, пока непонятно, но христианского благородства в этой ситуации никто не теряет — недавно на дверях церкви появился значок, что здесь любой может наполнить бутылку для воды.
Немного истории
Приход кирхи возник в 1704 году в Петропавловской крепости. Анненкирхе — самая первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге. Её освятили 239 лет назад — в 1779 году.
За время существования Анненкирхе успела побыть не только классической кирхой с приходской школой и заботой о бедных, но и кинотеатром, рок-клубом, тату-салоном и чуть-чуть — залом собраний соседней школы №239.
В начале нулевых кирха сгорела, в 2010 году восстановили внешний облик, а на ремонт внутри пока не хватает сил, времени и опыта взаимодействия с КГИОПом.
Зато в этом году у Анненкирхе появился крест. Для того, чтобы вернуть эту важную для любого уважающего себя христианского заведения деталь, руководство церкви запустило краудфандинг.
Почти полмиллиона собрали чуть больше чем за месяц. Крест установили 27 октября 2018 года, в день, когда кирхе исполнилось 239 лет.
Отец Евгений говорит, что если бы они не собрали деньги, крест они установили бы в любом случае: какая церковь без креста?
Сейчас здесь приход церкви Ингрии — это вторая в России по численности лютеранская церковь.
Команда
Настоятель храма — отец Евгений — пастор, управляющий делами церкви и преподаватель на курсе «Основы веры». В лютеранстве пастор — такой же простой парень, как и все прихожане, но в отличие от них он профессионал в вопросах религии.
Коллектив крохотный, и, как говорит Евгений, «все занимаются всем». Пока мы говорим с отцом Евгением, на кухне хлопочет Маша. Маша занимается хозяйством — следит за всем, от покраски пола до приготовления безалкогольного глинтвейна. В храме несколько смотрителей — в основном молодые ребята. У Анненкирхе есть даже арт-директор, а ещё одна девушка занимается SMM.
О кирхе заботится вся община целиком — все моют за собой чашки, скидываются на реставрационные работы и придумывают новые виды деятельности. Приходят в общину обычно после курсов по основам религии — одно занятие в неделю пастор проводит сам. После курсов в приходе остаётся примерно 30—40% слушателей.
Постоянный житель Анненкирхе — кот, а иногда и не один. Он выглядит довольным, но к незнакомым относится с подозрением.
Отец Евгений
Кирха как общественное пространство
«Мы? Общественное пространство?» — смеётся отец Евгений. — «Какое же мы общественное пространство, мы так… Впрочем, церковь и общественные пространства неразделимые понятия». Событийное пространство кирхи мало похоже на привычные большинству активности в православных храмах. Здесь показывают фильмы, проводят концерты и читают лекции по философии и искусству.
Часть мероприятий регулярные — такие, как «Открытый лекторий» и Anninglish, английский разговорный клуб. Остальные — концерты и театральные постановки — приходящие: люди говорят о своём желании что-то делать, и кирха даёт им такую возможность. Все мероприятия проходят контроль отца Евгения: он не разрешает проводить здесь что-либо, идущее вразрез с лютеранской верой.
Мантры под ситар цензуру не проходят.
Здесь проходят и довольно странные штуки — 8 октября, примерно в 9:30, внимание жильцов дома 12 по Фурштатской привлёк оркестр, состоящий более чем наполовину из дяденек в белых вязаных чулках.
Внимание они привлекли тем, что исполняли традиционные австрийские песни. Это был оркестр тирольских бургомистров — австрийских градоначальников, путешествующих с туром в честь двухсотлетия песни «Тихая ночь».
Около двадцати минут они играли на улице, после чего концерт продолжился в кирхе.
Источник: http://luna-info.ru/discourse/annenkirhe/
Лютеранская церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге
В самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, между Малой и Большой Конюшенной улицами, Вы увидите старинное здание с двумя башенками. Это Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирха, немецкое название Petrikirche). Храм действующий, его история началась практически одновременно с историей города, а община Святого Петра скоро отметит свое 310-летие.
При Петре Первом в Санкт-Петербург приехали тысячи мастеров и ремесленников, инженеров и моряков. Они покупали землю и строили дома, занимались торговлей и основывали промышленные предприятия. Император приглашал лучших специалистов из Европы, что способствовало развитию города на Неве.
Петр Первый продвигал идею о веротерпимости Санкт-Петербурга, создавая благоприятную среду для различных конфессий. Католические, православные и протестантские храмы стали строиться рядом друг с другом. Так, по указам сподвижника Петра Первого Андрея Ивановича (Генриха Иоганна) Остермана на Невском проспекте и рядом с ним было построено 6 церквей различных вероисповеданий.
До Петрекирхе в Санкт-Петербурге было несколько лютеранских храмов. Первая лютеранская церковь была построена на территории Петропавловской крепости в 1704 году. Также существовала капелла в Греческой слободе на месте нынешнего Старого Эрмитажа. Многочисленная лютеранская община, учрежденная в 1710 году, стала называться общиной Святого Петра.
В 1727 году для строительства лютеранского храма с школой и пасторским домом был выделен участок земли на Невском проспекте. Тогда это было необжитое пустынное место. В праздничный день 29 июня 1828 года, в день святых Петра и Павла была заложена Лютеранская церковь. А через два года храм был построен и освящен.
Более ста лет служила церковь прихожанам, но постепенно стала ветшать и в 1833-1838 годах по проекту архитектора Александра Брюллова, брата известного живописца Карла Брюллова, было возведено современное здание Лютеранской церкви. Над алтарем нового церковного здания была помещена картина Карла Брюллова «Распятие» (сейчас полотно находится в Русском музее Санкт-Петербурга). В храме был установлен орган знаменитой фирмы «Валкер».
Первая мировая и гражданская война, революция и приход к власти большевиков сменили спокойную жизнь Лютеранской церкви на череду трагических событий.
Храм закрыли, его имущество было разграблено, а судьба органа, так и осталась неизвестной. Пасторы были арестованы и затем расстреляны. В храме разместили сначала концертный зал, затем овощехранилище.
Трудно представить, но в церковном здании, украшенном росписями, в течение 30 лет, с 1963 по 1993 годы, был бассейн!
В результате перепланировок и варварского отношения к церкви первоначальные интерьеры храма не сохранились, а все росписи были безвозвратно утеряны. Следы нахождения здесь бассейна и сейчас прослеживаются внутри здания.
Немецкая лютеранская община была вновь воссоздана в 1989 году. Богослужения сначала проходили в городе Пушкине, а затем — в лютеранской церкви святой Анны на Кирочной улице.
После того, как храм на Невском проспекте был восстановлен и вновь освящен, вся община из церкви Святой Анны переехала в этот храм на Невском проспекте.
Поэтому за общиной и закрепилось название «Святой Анны и Святого Петра».
Храм был просторным, трехнефным и вмещал до 3000 человек. В архитектурном стиле кирхи присутствуют черты позднего классицизма и романского стиля.
Главный фасад украшен открытой аркадой и двумя трехъярусными башнями, создающими впечатление устремленности здания ввысь. В центре на фронтоне Вы увидите скульптуру ангела с крестом.
Во время последней реставрации крест был восстановлен в авторском материале (из дуба) и облицован медными листами с последующей окраской в цвет золота.
Храм украшают горельефы Павла Жако. Перед входом на гранитных пьедесталах установлены статуи апостолов Петра и Павла, выполненные скульптором Павлом Трискорни по модели художника Бертеля Торвальдсена.
В строительстве храма впервые применены внутренние чугунные несущие колонны, выполняющие роль ярусного каркаса. Белые стены внутри храма подчеркивают его величие.
К 250-летию Иоганна Гёте (в 1999 году) во дворе был установлен бюст поэта, выполненный скульптором Левоном Лазаревым.
За храмом расположена одна из старейших школ Санкт-Петербурга, знаменитая Петершуле, которую окончили многие знаменитые архитекторы и художники, литераторы и композиторы, военные и политические деятели.
В настоящее время это частное образовательное учреждение, элитная немецкая гимназия.
Россиянам будет интересно посетить этот храм. В отличие от православных храмов, богато украшенных иконами, лепниной и позолотой, лютеранские храмы отличаются простотой и даже аскетизмом убранства.
После шумного им многолюдного Невского проспекта иногда приятно оказаться в стенах этой церкви, где царят спокойствие и дружелюбная атмосфера. Вход бесплатный, но необходимо соблюдать простые правила: соблюдать тишину, можно присесть на скамейку. Возможно, Вам повезет и Вы сможете послушать орган. Во время богослужений ходить по храму не принято.
В Лютеранской церкви Святых Петра и Павла проводятся концерты органной музыки. Расписание можно узнать на официальном сайте храма.
В 2017 году Лютеранская церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте получила в подарок от Швеции новый орган с 43 регистрами и тремя мануалами. Это самый большой орган в Санкт-Петербурге.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21594.htm
Лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе в Санкт-Петербурге
посмотреть на карте Google
Лютеранская церковь святой Анны была на пике своей известности в советские времена, когда на ее территории располагался кинотеатр «Спартак».
Также это место успело засветиться в фильме «Брат», ведь кирха находится по соседству с тем местом, где герой Сергея Бодрова покупал диски группы «Наутилус Помпилиус».
Данное место имеет нелегкую судьбу, о чем мы и будем вести речь в сегодняшней статье.
История лютеранской церкви святой Анны
Лютеранская церковь святой Анны в Санкт Петербурге была построена еще в 1704 году, из-за чего она немногим младше самого города. Но место, на котором она стояла, было сменено на другое, поскольку в 1721 году ее перенесли на Гордовой остров.
Через 10 лет церковь снова поменяла свое местоположение, на современную Кирочную улицу, где стоит постройка и по сей день.
В то время на данной улице проживало большое количество немцев-лютеран, которым было необходимо удовлетворять свои религиозные потребности посредством святого заведения.
В 1740 году внешний вид строения немного изменился. Мазанковая церковь оказалась более просторной, поэтому лютеранская церковь святой Анны на Кирочной улице 8 обрела еще большую популярность по всему миру.
Строительство длилось целых 5 лет, а деньги на постройку были выделены по велению самой Анны Иоанновны. Проектом занимался Петр Еропкин, которого трагически казнили через 4 месяца после официального освящения храма.
Внешний вид строения потрясал воображение: пилястры, шпиль, украшающий вход в колокольню, изобилие цветов.
Уже в 1775 году здесь снова был заложен новый храм, и лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе снова получила обновленный внешний вид. Проектированием каменного храма занимался Юрий Фельтен, который создал 2 равнозначных торцевых фасада.
Также были установлены ионические колонны, которые оформляют общий интерьер церкви. Площадь здания также была увеличена, и внутри без труда помещалось порядка 1500 человек.
Время шло, и на территории церкви действовали детские дома, богодельни, приют и больница.
Советские времена
В 1935 году было принято решение о закрытии храма, но через 4 года его переоборудовали под кинотеатр, который и получил название «Спартак». В 80 годах заведение было очень популярным, поскольку здесь не только транслировали шедевры мирового кинематографа, но и работы, которые уже не увидишь в обыкновенных кинотеатрах.
В 1992 году богослужения здесь начались снова, но кинотеатр так же не прекращал собственную деятельность. Продолжались они до 1997 года, а «Спартак» действовал до 2001. Чуть позже здание хотели выделить под ночной клуб, но данному замыслу пытались препятствовать.
В 2002 году было вынесено решение о том, чтобы передать церковь лютеранам.
После пожара, возникшего в этом же году, здание было полностью реставрировано, и теперь оно сочетает в себе не только святой храм, но и площадку для современных художников, которые популяризуют место посредством выставок и социальных сетей.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Поделиться в социальных сетях
Вам понравится
Пока что нет комментариев. Будьте первыми!
Отзывы:
Оставить отзыв к Лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе
Источник: https://droogie.ru/spot/lyuteranskaya-cerkov-svyatoj-anny-annenkirxe/
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный храм святых апостолов Петра и Павла (Петрикирхе) в Санкт-Петербурге
Из нескольких десятков «немецких» храмов Санкт-Петербурга (храмов святой Анны, святой Екатерины, святого Михаила, святой Марии и Немецкой реформатской церкви) Петрикирхе, существовавшая и неоднократно перестраивавшаяся с 1727 г., остается первой и главной.
Здание кирхи было первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены новые приемы каркасно-стенового строительства. Церковь была перекрыта кирпичным сводом, опирающимся на кирпичные столбы.
В ее боковых нефах устроены боковые трехъярусные балконы, которые поддерживались тонкими чугунными колоннами. Балконы и чугунные столбы стали прототипом моногоярусного каркаса. Община храма являлась самой привилегированной и наиболее многочисленной среди лютеранских общин северной столицы.
Её членом был, например, Бурхард Кристоф фон Миних. Пасторы до середины XIX в. были выходцами из Германии.
Храм является центром архитектурного ансамбля Немецкого квартала (пустынная территория у Невской перспективы между ул. Большой и Малой Конюшенными), отданного Петром II в 1727 г. немецкой лютеранской общине Санкт-Петербурга под строительство храма. В 1728 г. по ходатайству и проекту Б.
Х. Миниха (окончательная отделка И. Я. Шумахера) и при поддержке А.И. Остермана был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла, первый храм (освящен в 1730 г.) — двухэтажная базилика с башней над входом с южной стороны. Здание было кирпичным и вмещало 1500 человек.
В 1737 г. рядом были возведены два дома, где размещались священнослужители и школа. В 1760-1762 гг. было построено новое здание церковной школы. Екатерины II, поддерживавшая соотечественников, взяла школу под своё покровительство. В 1820 г.
был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот. В новом здании разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными.
К началу XIX в. здание, как и два смежных первых деревянных дома, снесенных ранее, обветшало, стало мало и было снесено в 1833 г. под строительство нового храма. Была сохранена сложившаяся в XVIII в.
композиция застройки участка (в глубине кирха, перед ней два симметричных жилых дома, выходящих на Невский проспект). В глубине двора -здание бывшего Петершуле, в одном из домов — книжные магазины А. Ф. Смирдина (1832—1845 гг. ) и Н. А.
Серно-Соловьевича (1861—1862 гг.).
В начале 1832 г., общиной был объявлен конкурс на проекта новой кирхи. Лучшим из пяти проектов был признан проект архитектора А.П. Брюллова, брата знаменитого художника К.П. Брюллова.. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое. В день Реформации, 31 октября 1838 г.
, храм был освящен. В 1830-е гг. архитектор Цолликофер перестроил оба дома, принадлежавшие к этому времени общине. Здание Петрикирхе было расположено в центре площади, построено в стиле классицизм.
В нем присутствовали и черты, напоминающее средневековую романскую эстетику храмов Западной Европы X – XI вв.
Главный фасад, выдержанный в строгом стиле, прорезан аркой портала, имеет открытую аркаду лоджии во втором этаже и четыре горельефа с изображением евангелистов (1836 г., скульптор Т.Н.
Жак), фланкирован двумя трехъярусными симметричными башнями, создающими эффект устремленности вверх. Над аттиком между башнями размещена скульптура ангела с крестом в руках (скульптор И. Герман, 1838 г.).
На церковных башнях установлены два циферблата, с приводным механизмом (мастер Дитмар 1837 г.) и в виде солнечных часов (действовали до 1938 г.).
С 1864 г. одна из башен имеет два колокола (бронза, г. Бохум, Германия), сохранившихся по сей день. У входа в церковь имелись статуи апостолов Петра и Павла (1834 г., итальянский мастер А.
Трискорни) из каррарского мрамора. Готические светильники (железо) выполнены были по эскизу А.Брюллова. Притвор церкви стилизован под романский стиль. Массивная дверь из дуба была изготовлена в 1851 г.
по рисунку архитектора Г. Боссе.
Архитектор А. П. Брюллов выполнил зал с использованием «романо-готических» элементов, разделил его колоннами на нефы с эмпором, цвет стен был светло-желтым, что зрительно увеличивало объем. Он разделен четырьмя гранитными столбами на три нефа.
Три яруса боковых галерей опирались на тонкие чугунные колонны и были оформлены чугунными решетками. Интерьер по эскизам Брюллова расписал И. Дроллингер, резные работы выполнял П. Кретан.
Выдержаны были минимализм в декоративной отделке, симметрия в интерьере.
Высота зала составляла 18,4 м., его площадь — 924, 5 кв.м. Одновременно здесь могло разместиться 3000 верующих. В выполненный в барочной эстетике алтарь в 1836 г. разместили «Распятие Христа» Карла Брюллова (ныне находится в Русском музее). С 2006 г.
в храме была повторно размещена его копия. Здесь же, в нижней части алтаря, была помещена перенесенная из старой церкви картина на дереве «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», приписываемая Гансу Гольбейну Младшему. По обе стороны — круглые изображения свт.
Петра и Павла (К.П. Брюллов).
В 1864 г. в окнах появились витражи, четыре из которых выполнил С. Кельнер. В 1840 г. в храме установили орган фирмы Wakcher из Людвигсбурга. На этом органе занимался у церковного органиста композитор П.И. Чайковский.
Здание быстро пришло в аварийное состояние из-за мягкого грунта, разница в давлении привела к неравномерной просадке стен и появлению трещин. В 1881 г. община обратилась к профессору Р.Б.
Бернгарду, знатоку храмовой строительной техники, одним из первых разработавшему метод математического расчёта устойчивости храмовых сооружений. Летом 1883 г.
Бернгард рассчитал введение стальных затяжек (и стальных стропил, изготовленных по проекту А. И. Кракау), состояние храма было стабилизировано.
Внутреннее убранство Петрикирхе также изменилось в 1890-е гг. (архитектор Максимилиан Месмахер). Целью этих изменений было приведение элементов интерьера к единству, так как романские, готические, ренессансные и античные мотивы плохо гармонировали друг с другом.
Перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла — копии скульптур работы датского скульптора А. Торвальдсена. На галереях вместо решеток были выполнены резные дубовые ограждения. Органный хор расширили, пристроив к нему деревянный балкон на консолях.
По сторонам главного входа в зал были сделаны две боковые двери, заменены оконные переплеты и лестницы. Новая роспись, выполненная М.
Месмахером на стенах, сводах, арках, потолках хоров с готическими, ренессансными, греческими мотивами внесла византийское величие, роскошь.
В 1910 г. оба здания, принадлежавшие храму и выходившие фасадом на Невский проспект, были надстроены на два этажа. Богослужения в храме продолжались в 1920-е гг. В 1932 г. пастором стал Пауль Райхерт, ему помогал сын, Бруно Райхерт. Они были арестованы в 1937 г.
и в следующем году расстреляны. С этого времени здание использовалось под склад театральных декораций, затем овощехранилище. С 1955 по 1963 гг. храм перестраивался (архитектор А. П. Изоитко, инженер Л. Ф. Онежский).
Ценности были вывезены в Эрмитаж и другие музеи России.
После передачи здания Балтийскому морскому пароходству в 1955 г. внутренняя отделка, росписи М. Месмахера были уничтожены, алтарь разорен, оставались сохранными объем зала, сводчатые покрытия на гранитных пилонах и портал в вестибюле. Готический портал в вестибюле (архитектор М.
Месмахер, 1896 г.) был зашит коробом. С апреля 1963 по 1993 гг. в здании был размещен бассейн. Конструкция чаши с двумя десятиметровыми вышками для прыжков в зоне алтаря предусматривала поднятие ванны (25 м. на 12,5 м.). Под ней находились технические, вентиляционные устройства.
После возвращения здания приходу в 1993 г. разрушить бетонную чашу не удалось, так как при ее изъятии произошло бы разрушение всего здания. В 1990-е гг. в теле сводов были пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн перекрытия. Дополнительная разница в давлении на грунт привела к неравномерным осадкам стен здания и образованию трещин.
При реконструкции 1990-х гг. была нарушена историческая система кирпичных сводчатых перекрытий, что привело к появлению широких трещин. Была испорчена и акустика зала.
Программа спасения здания была разработана Сабиной и Фрицем Венцелями под эгидой Банка восстановления и развития Франкфурта и Министерства внутренних дел Федеративной Республики Германия, план реставрации реализовал руководитель отдела реставрации ЕЛЦ И. Шарапан.
Новый церковный зал был сооружен на стальной конструкции поверх чаши бассейна. В подвале храма до сих пор находится сама чаша, перекрывающая по высоте уровень пола так, что проход в зал возможен по боковой лестнице. Новый пол храма из керамической плитки и паркета на 4 м. выше, чем прежний. Сейчас зал насчитывает около 1200 мест.
В июне 1993 г. храм был полностью возвращен Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Еще в 1991 г. в город был приглашен пастор Ф. Лотихиус из Гамбурга. Снаружи здание было сохранным. В 1994 г.
, после возвращения здания общине, была отреставрирована фигура ангела над фронтоном. В 1997 г. состоялось торжественное открытие Петрикирхе после реконструкции. После расчистки и реставрации в 2000 г.
на портале храма обнаружены резьба, позолота и полихромная роспись.
В вестибюле храма проходят выставки. Имеются 22 копии портретов пасторов (В.Толе, Нацциус, Бюшинг, Ланге, Фесслер, Фроман и др.), работавших в Петрикирхе до 1938 г. (с оригиналов, хранящихся в фондах Эрмитажа).
В настоящее время галерея портретов дополнена фотопортретами пасторов, служивших в Петрикирхе с 1991 г. На верхнем этаже зала также располагаются выставки, например «Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом (200-летию основания посвящается)», созданная в 2010 г.
на основе материалов из семейных архивов потомки жителей немецкой колонии.
В 2007 г. американский художник–импрессионист Мэтт Лэмб (Matt Lamb) вместе с группой единомышленников расписал стены подвала христианскими символами. Под алтарем была обустроена часовня и установлен крест.
Сейчас подвал храма является ценным культурным объектом и называется в общине «Катакомбы». Стены крипт декорировал российский художник немецкого происхождения Адам Шмидт, прошедший депортацию, побег, сталинский лагерь.
Он является автором цикла полотен о судьбе его соотечественников в сталинской России: арест на квартире, низложение креста с церкви, высылка по этапу, «трудовая армия», тайное богослужение братской общины на дому, лагерь в Воркуте.
Подвальное помещение церкви-бассейна Петрикирхе, Кафедрального собора Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦ) стало мемориалом жертвам репрессий и депортаций. В алтарной части слева находится учебный орган, переданный в дар общине Институтом церковной музыки города Герфорда, Германия.
В здании находятся канцелярия епископа и Центральное церковное управление Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ).
В 1993 г. третий этаж административной, задней, части здания был оборудован под Германо-российский центр встреч, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев.
Фонд поддержки и развития русско-немецких отношений «Русско-немецкий центр встреч» при Петрикирхе: drb.ru.
Источник: https://www.culture.ru/objects/1697/evangelichesko-lyuteranskii-kafedralnyi-khram-svyatykh-apostolov-petra-i-pavla-petrikirkhe-v-sankt-peterburge