Создание новых органов государственного управления

Создание новых органов государственного управления

Содержание:

Введение 

На протяжении нескольких поколений ставился вопрос: была ли неизбежна социалистическая революция 1917 года и был ли у России выбор пути развития? Этот вопрос тем более актуален, что в настоящее время Россия переживает переходный период, закономерности которого во многом сходны с ситуацией 1917 года; сходство заключается в переходном характере этапа, в нестабильном состоянии общества, в противостоянии политических сил, в социальном расслоении.

Как и с 1917 года, страна стоит перед выбором между конструктивным курсом развития и дальнейшим обострением противостояния в обществе, чреватым надвигающейся перспективой гражданской войны.

Поэтому попытка анализа политической ситуации, событий, расстановки и действий политических сил времени революции — факторов, приведших к братоубийственной войне,-стала темой моей работы. Такой анализ, проводя параллели между историческими эпохами, помог бы мне найти ответ на вопрос: как теперь России избежать кровопролития?

Очень долгое время при советской власти история преподавалась на массовом уровне однобоко: мы много знали о победившем левом блоке во главе с большевиками, хотя это было неточно и приукрашено, и очень мало о проигравшем правом, которое представлялось массовому сознанию в образе «врага». Поэтому в своей работе я буду уделять больше внимания истории русской контрреволюции, ее социальной базе, целям и средствам «белого» движения.

В. И. Ленин говорил: «Революция и контрреволюция-это одно целое общественное движение, развивающееся по своей внутренней логике… Не может быть революции без контрреволюции.» Отсюда следует, что изучение контрреволюции не менее важно, чем изучение революции.

Отбросив личные симпатии, я попытаюсь сопоставить факты, полученные мною из недавно обнародованных, претендующих на беспристрастность и даже откровенно контрреволюционных источников, с традиционной трактовкой событий.

И как можно объективнее, чтобы получить как можно более полное представление о причинах, вызвавших именно этот ход революции.

Февральская революция 1917 г

Февральская революция в России созрела и перезрела. Ее бескровная победа была победой всех активных слоев населения над жесткими оковами средневекового самодержавия, прорывом, поставившим Россию в один ряд с передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.

Решение всех закостеневших проблем общественность связывала с Февральской республикой, обещавшей крестьянам землю, социальные гарантии рабочим, равенство наций и всех народов — демократию в лице Учредительного собрания и представительных органов на местах, а также скорейшее заключение мира.

О необходимости перемен в стране, где деморализация, порожденная обнищанием, стала массовым явлением, где экономика до предела истощена войной, где безземельность крестьян уже не позволяла прокормить ни армию, ни город, где отчуждение народа от власти дошло до ненависти к переменам, даже в форме революции,-спорить не приходится.

Февральская революция дала России хороший шанс, но она им не воспользовалась и пришла к Октябрю.

Февральская революция, создав условия для установления демократии в отсталой стране с многовековыми традициями самодержавия, могла направить развитие страны по конструктивному пути, и мелкие радикальные группы экстремистов (слева-большевики и анархисты, справа — монархисты)не могли этому помешать.

Но Временное правительство не смогло осуществить столь необходимые перемены: прекратить войну и дать землю крестьянам.

Пожалуй, главной его ошибкой и пороком было продолжение империалистической войны, в которую Россия была втянута в самодержавие (весь общественный строй — не следует преувеличивать роль личности Николая II) .

Война стала катализатором новых революционных движений в народе и окончательно разрушила экономику.

Вместо того чтобы решать, казалось бы, насущные проблемы, правительство пыталось лавировать между двумя политическими полюсами общества, делая уступки правым и левым, но не удовлетворяя полностью требования ни тех, ни других, что привело к его гибели.

Временное правительство, получившее вскоре после Февральской революции поддержку большинства народа и признание своего превосходства над Советами до созыва Учредительного Собрания, упустило реальную возможность победоносного развития демократической революции по пути решительного продвижения социально-экономических и политических реформ, утратило социальную основу и погубило национально-демократическую революцию.

В результате народ, который в дни Февральской революции действовал как единое целое, был поляризован. Две противоборствующие силы накапливались, и они должны были столкнуться.

Консолидация правых сил первой началась, первой оформилась и первой вылилась в организованную демонстрацию. Здесь, несомненно, ведущая роль принадлежит человеку исторического значения, значение которого для развития контрреволюции и, следовательно, революции несправедливо недооценивается традиционной советской литературой по истории этого периода-генералу Лавру Георгиевичу Корнилову.

Такие эпизоды его биографии, как пребывание на посту Верховного главнокомандующего Русской армией с 19 июля по 27 августа 1917 года, организация антиправительственного восстания 25-31 августа того же года, организация первой белой армии Добровольческой армии, начало белого движения, ставят Корнилова в один ряд с такими крупными историческими фигурами, как Керенский, а на короткое время даже Ленин.

Формирование советской системы государственного управления

Октябрьская революция.

История советского государственного управления восходит ко Второму съезду Советов.

Оно собралось в критический момент, когда Петроград находился в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими.

Создание новой системы государственного управления началось с разработки и провозглашения определенных политических постулатов.

В ночь с 24 на 25 октября начинается историческое восстание, которое ведется из здания Смольного института. Красногвардейцы, матросы и солдаты, перешедшие на сторону большевиков, легко занимают важнейшие пункты города.

25 октября в 2 часа 35 минут в Актовом зале Смольного открылось чрезвычайное заседание Петроградского Совета, на котором Ленин объявил революцию свершившейся.

Первым «административным» документом нового зарождающегося правительства следует признать обращение II съезда Советов «Рабочие, солдаты, крестьяне!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 года. Этот документ провозглашал установление Советской власти, то есть образование Советского государства.

Здесь были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства: установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и т. д.

На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплощены в первых декретах советского правительства -«О мире» и «О земле». Другим декретом было учреждено первое советское правительство.

В резолюции съезда говорилось: «Сформировать временное рабоче-крестьянское правительство, которое будет называться Советом Народных Комиссаров, для управления страной до созыва Учредительного собрания. Управление отдельными отраслями государственной жизни возлагается на комиссии, состав которых должен обеспечивать выполнение программы, провозглашенной съездом.

» Декретом были учреждены следующие народные комиссариаты: земледелия, труда, военного и морского дела, торговли и промышленности, народного образования, финансов, иностранных дел и т. д. Контроль за деятельностью комиссаров и право их отстранения принадлежали Съезду Советов и его Центральному исполнительному комитету.

Закономерно ли появление в России новой власти и создание новой системы управления? В литературе можно найти точку зрения о неправильности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности.

Действительно, представительство на съезде было не всеобщим, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов заседал раздельно, а объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов состоялось только в январе 1918 года.

Тем не менее такие глобальные перемены в жизни страны не могли произойти без причины. Второй съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные области.

Съезд выразил волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшему и активно добивалась их. Хотя съезд был всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Съезд сформировал высшую и центральную власть. Высшим органом власти был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создал Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который выполнял функции высшего органа власти между съездами Советов.

ВЦИК был создан на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда.

Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29-левыми эсерами, 6 – меньшевиками-интернационалистами, 3-украинскими социалистами и 1-социалистом- революционером-максималистом. Председателем ВЦИК был избран большевик Л. Б. Каменев.

Центральным органом власти было правительство, сформированное по решению II съезда Советов, – Совет народных Комиссаров. Возглавлял ее также большевик В. И. Ленин.

Отличительной чертой новых органов власти и управления стало сочетание законодательной и исполнительной функций. Не только постановления Съезда Советов и Центрального исполнительного комитета имели силу закона, но и декреты Совета Народных Комиссаров и даже акты отдельных Народных комиссаров.

Таким образом, Второй съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформулировал органы власти и управления. Съезд сформулировал наиболее общие принципы организации советской государственности и заложил основы для создания новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширить ее социальную базу. С этой целью они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вступления в Совет народных комиссаров.

В начале ноября 1917 года на пленуме ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий».

В нем подчеркивалось, что соглашение возможно только в том случае, если Второй съезд Советов будет признан «единственным источником власти» и будет признана «программа советского правительства, выраженная в декретах о земле и мире».

Формирование новых органов власти и управления

Сразу после взятия власти большевиками началось созда­ние нового государственного аппарата.

Высшим законодательным органом был провозглашен Всероссийский съезд Советов. В перерывах между съез­дами эти функции исполнял Всероссийский централь­ный исполнительный комитет (ВЦИК).

Читайте также:  Здание бывшей городской думы с башней, санкт-петербург

Высшим ис­полнительным органом являлся Совет народных комис­саров, обладавший также правом законодательной инициативы.

Прежние министерства заменили вновь об­разованные центральные органы государственного управ­ления — народные комиссариаты (наркоматы).

Волна упразднений докатилась и до старых судебных учреждений: сената, окружных, военных и мировых су­дов, прокуратуры и адвокатских коллегий.

Их место занимали народные суды и революционные трибуналы, избираемые Советами. Им было предписано руководство­ваться новыми судебными установлениями, выдержан­ными в духе «революционной законности».

Тем самым советское правосудие изначально подчинялось обслужи­ванию интересов правящей партии.

Решить вопрос о государственной власти в стране на законном основании должно было Учредительное собра­ние.

Под давлением широких слоев общества больше­вики неохотно разрешили проведение всенародных выбо­ров в это собрание и, как мы знаем, проиграли их: свы­ше 60% мест получили социалистические партии (из них 55% приходилось на эсеров), 17% — буржуазные пар­тии.

Сразу после этого большевики предприняли ряд мер, призванных смягчить понесенное ими политическое поражение. В конце ноября 1917 г. Совнарком одобрил декрет, объявивший партию кадетов «партией врагов народа».

Тем самым фактически аннулировались манда­ты, полученные на выборах в Учредительное собрание этой влиятельной среди имущих слоев населения, интел­лигенции, студенчества партией. Еще раньше, декре­том от 27 октября, были закрыты органы печати, «от­равляющие умы и вносящие смуту в сознание масс» (около 150 ведущих оппозиционных газет и журналов).

Всероссийское Учредительное собрание открылось в Петрограде в Таврическом дворце 5 января 1918 г.

В первые же минуты заседания большевики предло­жили принять подготовленную ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и тем самым узаконить октябрьский переворот и советские декреты.

Умеренные социалисты, в свою очередь, горячо выступа­ли за «восстановление единства сил российской демокра­тии». Иными словами, они пытались вдохнуть вторую жизнь в идею «однородного социалистического прави­тельства», отражавшего бы расстановку партийных сил в Учредительном собрании.

Но на сей раз большевики чувствовали себя уверенно и не нуждались даже в види­мости какой-либо дискуссии.

Создание новых органов государственной власти и управления

Необходимость введения повой системы управления назрела еще при предшественнике Петра I, его брате царе Федоре Алексеевиче, который предпринял смелую попытку ликвидировать местничество.

Местничество представляло собой систему феодальной иерархии, в соответствии с которой наделение лиц властными функциями, а также определение их места в структуре власти и за государевым столом осуществлялось в соответствии с древностью рода вне зависимости от личных и деловых качеств. Это вызывало много противоречий и часто было причиной серьезных неудач, особенно в военном деле.

В борьбе с местничеством у Федора Алексеевича было много сторонников, прежде всего, из менее родовитых представителей господствующего класса. С. М. Соловьев приводит характеристику местничества, данную на Земском соборе 1682 г.

, отменившего своим приговором это явление: «Да погибнет во огни оное богопротивное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки»[1]. Земский собор своим приговором упразднил институт местничества, однако, окончательно с этим явлением было покончено только в период петровских реформ.

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась серией крупных реформ. Прежде всего, это коснулось системы центрального и местного управления. Царским указом от 27 февраля 1711 г. был образован Правительствующий Сенат для управления страной на время отсутствия монарха. Он учреждался как временный орган, но стал постоянным.

Сенат наделялся правом контроля за деятельностью практически всех властных структур, высшей судебной властью. Контроль за деятельностью Сената осуществлял генерал-прокурор (по выражению Петра «око государево»), назначаемый лично монархом. Решения в Сенате принимались коллегиально и на принципе единогласия.

Сенату были подотчетны коллегии — органы исполнительной власти, заменившие собой приказы.

Исполнительная власть сосредоточивалась в коллегиях. Их было 12: Адмиралтейская, Воинская, Берг-мануфактур-коллегия (руководство горнодобычей и промышленным производством), Иностранных (чужестранных) дел, Камер-коллегия (казенных сборов), Ревизионная (бюджетная) Штатс-коллегия (ведала государственными расходами), позже появились Вотчинная, Малороссийская и др.

Коллегию возглавляли назначенные монархом президент и вице-президент. Порядок работы, штатный состав коллегий определялись Сенатом. В штате коллегий состояли: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. Конкретные вопросы решались в департаментах, представлявших собой достаточно разветвленный бюрократический аппарат.

В результате нового административно-территориального деления сложилась трехзвенная система управления.

Было образовано восемь губерний: Московская, Ингерманландская (Санкт-Петербургская), Азовская, Архангельская, Казанская, Киевская, Сибирская, Смоленская, которые, в свою очередь, делились на провинции и дистрикты (уезды).

Губернию возглавлял губернатор, осуществлявший административные и военные функции, уезд — воевода, а дистрикт — земский комиссар из местных дворян. Провинциальная администрация непосредственно подчинялась соответствующим коллегиям, в результате чего складывалась жесткая властно-бюрократическая вертикаль.

Управление городами было сосредоточено в Бурмистерской палате, которая была образована в 1699 г. В городах ей подчинялись земские избы, состав которых избирался горожанами и государственными крестьянами.

Эти органы занимались сбором налогов, расходованием бюджетных средств, отправлением правосудия.

После Северной войны (1700—1721) управление городами перешло к Главному магистрату, которому подчинялись городские магистраты, переименованные позже в ратуши.

Печальный итог Азовских походов (1695—1696) вплотную поставил вопрос о военной реформе. Чтобы успешно противостоять внешней агрессии и завоевать выходы к морю, России требовалась профессиональная регулярная армия.

Основу новой армии составили бывшие «потешные полки» (Преображенский, Семеновский, Бутырский). Армия создавалась по родам войск. Обучение солдат осуществлялось по единым воинским уставам. Была введена система рекрутских наборов. Служба была пожизненной.

Призывались мужчины в возрасте от 20 до 35 лет по одному от каждых 20 крестьянских или мещанских дворов. Офицерский корпус формировался преимущественно из дворян. За время петровского правления было проведено 53 рекрутских набора, что составило около 300 тыс. человек.

Был создан мощный по тем временам военно-морской флот, насчитывающий около 50 линейных кораблей и около 800 гребных судов.

Россия пошла в число ведущих морских держав. Петр заботился и о качественном уровне армии. С этой целью создавались навигацкая, артиллерийская, инженерная школы для подготовки офицерских кадров.

С именем Петра Великого связаны и крупные изменения в судебной системе. Высшей судебной инстанцией был монарх, решение которого не было связано какими-либо законами. Его усмотрение являлось истиной в последней инстанции. От его имени осуществляли надзор за отправлением правосудия фискалы и прокуроры.

Следующей судебной инстанцией был Сенат, под юрисдикцией которого находились высшие должностные лица государства, и решения которого мог отменить только монарх. Судебным департаментом Сената была Расправная палата, в которой сосредоточивалась вся судебная деятельность.

Ее членами состояли сенаторы и «судьи расправных дел», назначаемые Сенатом. В 1718 г.

эта палата вошла в состав Юстиц-коллегии, органа, рассматривавшего уголовные, гражданские и фискальные дела, в ведение которой была передана вся система нижестоящих судов и надзор над пенитенциарной системой.

Она же выступала апелляционной инстанцией по решениям нижестоящих судов. При Юстиц-коллегии была образована Крепостная контора, на которую возлагалось оформление купчих, доверенностей, духовных завещаний, что можно считать началом формирования российского нотариата.

Практически вся судебная деятельность сосредоточивалась в надворных, провинциальных, городских и земских судах, которые действовали в судебных округах.

Надворные суды были высшей апелляционной инстанцией в округе, в их состав входили президент, вице-президент, члены суда (от двух до шести человек). При этих судах учреждалась должность прокурора, надзирающего за правильностью отправления правосудия. Однако эта система продержалась недолго.

В конце петровского правления нижние судебные инстанции заменяются провинциальными судами в составе воеводы и асессоров (заседателей), а после смерти Петра I и надворные суды заменяются губернаторскими. Чем дальше, тем больше судебная власть и надзор переходят под контроль губернаторов, воевод и земских комиссаров.

Судебные функции практически полностью перешли к коллегиям, которые рассматривали дела по принадлежности. Стремление Петра I отделить суд от администрации оказалось тщетным.

Петр I создал стройную полицейскую систему взамен серии дублирующих друг друга приказов. В 1718 г. была учреждена Тайная канцелярия, из недр которой вышли все последующие российские спецслужбы. Помимо борьбы с преступностью в обязанность полиции входила пожарная безопасность и благоустройство городов.

Становление советской системы государственного управления (1917-1922)

Началом становления советской системы государственного управления считается революция 1917 года. В этот день Петроград, являвшийся столицей Российской Империи, уже полностью находился под контролем восставшего населения. Повстанцами был произведен захват Государственного Банка, Варшавского вокзала и телефонной станции.

В этот день Владимир Ильич Ленин обратился к гражданам России. Произошло низложение Временного правительства. Временным органом государственной власти стал военно-революционный комитет, возглавляющий петроградский пролетариат и гарнизон.

25 октября 1917 года является первым днем открытия Всероссийского съезда Советов, официально провозгласившего смену государственного режима. В соответствии с волей народного большинства и по результатам победоносного восстания рабочих и гарнизона власть перешла в руки Съезда, который постановил ее переход на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Произошедшие изменения привели к необходимости формирования новых органов государственного управления.

Верховная власть была передана Всероссийскому съезду Советов, в период между съездами текущее управление страной осуществлялось Всероссийским Центральным исполнительным комитетом.

Его состав включал 101 члена, в том числе 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов. Изначально на должность председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета был избран Л.Б. Каменев, однако этот пост пришел к Я.М. Свердлову же 8 ноября.

Съездом Советов было образовано временное крестьянско-рабочее правительство, именуемое Советом народных комиссаров. Данный орган был наделен правом законодательной инициативы, но сохранял подотчетность Съезду Советов и ВЦИКу.

Главенствующее место в системе центральных органов государственной власти принадлежало Народному комиссариату. Во главе Российской республики находился Совет народных комиссаров. Отличительной особенностью новой системы государственного управления было сочетание законодательной и исполнительной власти в рамках одних и тех же органов государственного управления.

Принципы формирования нового правительства стали предметом острых дискуссий. В состав правительства отказались войти эсеры, как результат правительство было сформировано большевиками. Во главе правительства находился его председатель Владимир Ильич Ленин. Число народных комиссаров были включены А.И.

Рыков, осуществляющий управление внутренними делами, В. П. Милютин, осуществляющий управление земледелием, А. Г. Шляпников, осуществляющий управление трудом, В. И. Ногин, осуществляющий управление торговлей и промышленностью, Л. Д. Троцкий, осуществляющий управление иностранными делами, И. И. Скворцов, осуществляющий управление финансами, А В.

Читайте также:  Где находится памятник зодчим санкт-петербурга и кто изображен

Луначарский, осуществляющий управление просвещением, Г. И. Оппоков, осуществляющий управление юстицией, И. А. Теодорович, осуществляющий управление продовольствием, Н. П. Авилов, осуществляющий управление почтой и телеграфом, И. В. Сталин, осуществляющий управление делами национальностей, В. А.

Антонов, осуществляющий управление военными и морскими делами, П. Е. Дыбенко, Н. В. Крыленко.

Второй Всероссийский съезд Советов заложил основы нового государственного управления Советской республики, призванные отражать интересы трудящихся.

Замечание 1

На этом съезде были приняты два важнейших декрета советской власти – о мире и о земле.

Декрет о мире обосновывал необходимость начала мирных переговоров. Этим декретом советское правительство опубликовало обращение в адрес правительств воюющих стран с призывом о начале переговоров о заключении мира.

Содержание декрета о земле было направлено на преобразование аграрных отношений. Этот декрет утверждал основные принципы осуществления аграрной политики в советском государстве: помещичьи земли подлежали конфискации и передаче во власть волостных земельных комитетов. Декрет отменял частную собственность на землю, передавал частное хозяйство государству и осуществлял раздел земель.

Замечание 2

В период 1917-1918 годов действовал представительный орган государственного управления, именуемый Учредительным собранием.

В июне 1918 года было проведено утверждение Комитетов бедноты, деятельность которой осуществлялась в противовес Советам.

Комитеты бедноты были предназначены для осуществления перераспределения хлеба, иных товаров первой необходимости и сельскохозяйственной техники в пользу бедных слоев населения.

На основе Комитетов бедноты осуществляли свою деятельность продовольственные отряды, проводились заготовительные компании, реквизиции и конфискации продовольствия. Деятельность Комитетов бедноты стала объектом недовольства крестьянства и выступила фактором разжигания гражданской войны.

Преобразование советской власти

Правительство большевиков имело неустойчивое положение. В октябре 1917 года был создан Комитет общественной безопасности, основной задачей которого являлось воспрепятствование государственному перевороту. Также в октябре 1917 года был создан Комитет спасения родины и революции, планировавший восстание против большевиков.

При построении системы государственного управления советского государства правительство большевиков стремилась к преобразованию прежних министерство в новые органы государственное управление. Однако чиновниками была объявлена стачка. Результатом переговоров стало включение в состав правительства представителей левых эсеров.

В январе 1918 года состоялся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и III Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, в результате которой было принято решение об объединении.

Объединенным съездом была одобрена работа органов государственного управления советского государства и осуществлено принятие первого конституционного акта, определяющего форму государственного устройства страны.

Замечание 3

В этот период развития советского государства была принята Конституция, проведено несколько Всероссийских съездов Советов, задекларированы права крестьян и рабочих.

Становление советского государственного аппарата и формирование советской бюрократии первых послереволюционных лет (1917-1920гг.)

Плехова, О. А. Становление советского государственного аппарата и формирование советской бюрократии первых послереволюционных лет (1917-1920гг.) / О. А. Плехова.

— Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/652/ (дата обращения: 02.02.2022).

Социалистическая революция 1917 года привела страну к изменению государственного строя и соответственно к изменению всех государственных структур дореволюционной России.

В этот исторический период начинает зарождаться новый слой советской бюрократии.

В связи с этим представляется интересным анализ формирования первых советских государственных органов, в совокупности с существующей на тот момент внутриполитической обстановкой.

Пришедшие к власти большевики полагали, что со сломом старого государственного устройства государство избавиться и от отрицательных качеств бюрократии, и от коррупции. А.Н.

Чистиков так охарактеризовал этот период: «Первые месяцы после Октября 1917 г.

характеризовались стихийным демократизмом, который проявлялся в дискуссиях по поводу соотношения роли старых и новых органов в управлении, поиском оптимальной структуры» [1; с 13].

В своем выступлении В.И. Ленин подчеркивал: «значение этого переворота состоит в том, что у нас будет советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создают власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат и создана новая структура управления в лице советских организаций» [2; с. 303].

В.И. Ленин признавал необходимость управленческой администрации: «Жить без этого аппарата мы не можем, всякие отрасли управления создают потребность в таком аппарате» [3; с. 169].

Так, начиная со II Всероссийского съезда Советов, открывшегося 25 октября 1917г. в Петрограде, в стране начинает формироваться новая система государственных органов.

Опираясь на выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов было постановлено: « …вся власть на местах переходит к Советам рабочих и, крестьян и солдатских депутатов…»[4; с. 15-16].

Помимо провозглашения о начале формирования государственной системы на II Всероссийским съезде Советов были приняты и первые важнейшие, в то время, советские декреты. В декрете «О Власти» также говорилось о полновластии Советов и о их компетенции в области принятия законов, и контроле за их исполнением. Были приняты так же Декрет о мире и Декрет о земле.

Иерархия государственных органов была следующей. Верховным органом власти стал Всероссийский съезд Советов. Между съездами его функции выполнял Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). В начале своего существования состав этого органа был многопартиен в него помимо большевиков входили левые эсеры, меньшевики – интернационалисты.

ВЦИК состоял из президиума, отделов (основными отделами ВЦИК являлись агитационный, по национальному вопросу, казачий, военно – революционный комитет) и комиссий. Главой правительства стал В.И. Ленин.

«Левые эсеры и мень­шевики-интернационалисты отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительствен­ной коалиции» [5].

Исполнительную власть возглавил – Совет народных комиссаров, по мимо функций исполнительной власти он имел право законодательной инициативы. Совнарком был подотчетен съезду советов и его исполнительному комитету.

СНК включал в себя 13 комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, торговли и промышленности, просвещения, по военным и морским делам, по иностранным делам, финансов, юстиции, продовольственная, по делам национальностей, путей сообщения, почт и телеграфов.

Каждый из них возглавлял отраслевые органы управления, позднее появляются такие как государственного контроля, государственных имуществ, местного самоуправления, и т.д.,

Начинает формироваться судебная система. В ноябре 1917 г. был издан Декрет «О суде» №1. Этот нормативно – правовой акт упразднил все дореволюционные судебные органы. Были ликвидированы прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.

Судебная система состояла теперь из местных коллегиальных судов. В состав которых входили профессиональный судья и два народных заседателя, избираемых местными Советами.

Наряду с общими судами, в соответствии с Декретом, были созданы и революционные трибуналы – для борьбы против контрреволюционных сил. Предварительное следствие для трибуналов осуществляли следственные комиссии, учрежденные при Советах [6; с 573].

7 декабря 1917г. образовывается Всероссийская чрезвычайная комиссия при правительстве по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

«В 1918г. были приняты еще два Декрета о судах, которые расширяли компетенцию местных судов. Новая судебная система республики предполагала вмешательство в судопроизводство политических мотивов, сближение судебной и исполнительной власти в лице местных Советов» [2; с 324].

При СНК создавались и специальные органы управления. Так при СНК была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем под руководством Ф.Э. Дзержинского. 2 декабря 1917г.

для руководства хозяйственно – экономической жизнью страны, при СНК создается Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Основной задачей ВСНХ была организация рабочего управления на социалистических предприятиях и налаживания на них промышленного производства.

ВСНХ координировал деятельность хозяйственных наркоматов.

28 октября 1917 года Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял постановление о создании рабочее-крестьянской милиции. 15 января 1918 г. В.И.

Лениным был подписан Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии». Первона­чально РККА строилась на добровольческих началах. 29 января 1918 г.

был опубликован Декрет об организации Рабоче-крестьян­ского Красного флота и создан Комиссариат по морским делам.

Помимо становления новых государственных структур, новая власть начинает формировать и основы новой государственной службы. В связи с этим 24 ноября 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и Совнаркома, по которому подлежали ликвидации гражданские чины – тайные, статские, и прочих советников.

Формирование органов советской власти 1917-1918)

Создание Советского государства и права

(октябрь 1917 – 1918 гг.)

1. Государственная власть в России переходит к большевистской партии в результате вооруженного переворота 25 – 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов созван с целью придания легитимности новому режиму.

Съезд провозглашает переход власти к Советам, признав их единственной унифицированной формой власти в центре и на местах. Избран новый ВЦИК, сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК) – временное рабочее и крестьянское правительство Российской республики.

Читайте также:  Фото Метро Санкт-Петербурга (117 фото)

Первые правовые акты (Декрет о мире, Декрет о земле и др.) имеют конституционное значение, провозглашая принципы внешней политики, отмену частной собственности на землю и переход ее во всенародное достояние.

Съезд конституирует себя верховным законодательным учреждением.

До лета 1918 г. большевики придерживаются идеи государства-коммуны (без постоянной армии, полиции, чиновничества). В этот период Россия – не государство, а конгломерат территорий, политическая и хозяйственная связь которых с центром очень слаба.

Параллельно идут два процесса: 1) развитие прямой демократии и самоуправления трудящихся; 2) усиление и укрепление государства. Советы – органы народной власти и народного самоуправления, организационная форма «диктатуры пролетариата».

Однако митинговая демократия съездов Советов – шаткая опора режима. Принцип «полновластия Советов» все более формализуется. Властно-управленческие функции переходят к исполнительным комитетам всех уровней.

Это означает отрыв исполнительной власти от народа и ос-лабление контроля со стороны Советов. Исполнительная власть сращивается с партийными органами. Фактически – диктатура партии.

Государственно-правовая форма режима законодательно установлена в январе 1918 г.

на III Всероссийском съезде Советов («Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»).

Государство получает название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) . Название государства «социалистическим» не отражает его реального типа, носит декларативный характер.

2. После разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.) Всероссийский съезд Советов – единственный высший орган государственной власти.

ВЦИК (с октября 1917 г.) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в перерывах между съездами Советов. Обладает правом вето по отношению к законодательным актам и правительственным назначениям.

Первое время многопартийный орган, но подавляющее большинство членов – коммунисты. В июне 1918 г. из состава ВЦИК исключены эсеры (правые и центра). ВЦИК образует правительство, дает общее направление его деятельности.

Президиум ВЦИК – постоянно действующий высший орган власти в период между сессиями ВЦИК. Обладает правом отмены или утверждения распоряжений народных комиссаров и местных органов власти. Одна из основных функций – подготовка материалов для съездов Советов и сессий ВЦИК.

Совет Народных Комиссаров – рабочее и крестьянское правительство (в январе 1918 г. из названия исключено слово «временное»). Ядро СНК – коллегия народных комиссаров (наркомов). Законодательных полномочий фактически не имеет, но узурпирует их под предлогом необходимости принятия срочных и оперативных решений. Для текущей работы создан аппарат: отделы, управление делами.

Малый СНК (с марта 1918 г.) – постоянная комиссия в составе наркомов и их помощников для решения экономических и финансовых вопросов.

  • Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы отраслевого управления.
  • В октябре 1917 г. создано 14 наркоматов:
  • • по военным делам
  • • по военно-морским делам
  • • внутренних дел
  • • по иностранным делам
  • • национальностей
  • • юстиции
  • • торговли и промышленности
  • • земледелия
  • • по железнодорожным делам
  • • продовольствия
  • • почт и телеграфов
  • • финансов
  • • труда
  • • просвещения

Характерная черта – огромное количество структурных частей и многоступенчатость аппарата управления. Создание основ «министерской власти» длится до весны 1918 г. Позднее добавляются наркоматы социального обеспечения, госконтроля, здравоохранения и ВСНХ.

Высшие органы власти в пределах области, губернии, уезда и волости – съезды Советов, в период между съездами – исполнительные комитеты (исполкомы). Строятся преимущественно по отраслевому принципу. Отделы исполкомов подчиняются Совету и одновременно – соответствующему наркомату в центре (принцип «двойного подчинения»).

3. Первая советская конституция принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Первый раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Государственное устройство РСФСР носит федеративный характер. Субъекты Федерации – национальные республики. Конституция закрепляет существующую структуру органов власти и их компетенцию, избирательную систему.

1. создание нового государственного механизма управления • История государственного управления в России, Пихоя Рудольф Германович, 2003

Создание СНК и его первые мероприятия

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими.

Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов.

В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.

е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти — «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство.

В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы».

Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным.

Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И.

Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны… По нашему представлению, — говорил он, — государство сильно сознательностью масс.

Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности.

Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г.

Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы.

Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским.

Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть.

На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов.

ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами, 3 — украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев.

Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство — Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались.

Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г.

на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий».

В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector