Создание Летнего сада

Летний сад — старейший парк в Санкт-Петербурге и любимое детище Петра I Великого, сегодня — это жемчужина в парковом ожерелье Санкт-Петербурга. Летний сад занимает отдельный одноименный остров, омываемый реками Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей Канавкой.

Создание Летнего сада

Летний сад с высоты птичьего полёта

В 1704
году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым
западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его план.
Но первоначально он представлял собой обычный сад. Планировка была сформирована
к 1710-м годам, появились продольные аллеи, ведущие от Невы в сад, поперечные и
радиальные, разделяющие сад на боскеты.

По воле Петра I, страстно любившего водные забавы, Летний сад был украшен
множеством фонтанов. Они располагались на площадях аллей, в боскетах и зелёных
кабинетах, в центре Карпиева пруда.

Создание Летнего сада

Карпиев пруд в Летнем саду

Над
проектом работали русские и зарубежные архитекторы и садоводы: Иван Матвеев,
Доменико Трезини, Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Михаил Земцов, Франческо
Растрелли, садоводы Ян Розен, Илья Сурьмин, Шредер из Швеции и другие. За
несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и
официальной жизни, придворных церемоний и торжеств.

Первый профессионально выполненный садовый проект принадлежит голландскому
садовнику Яну Розену. В 1717 году царь Пётр Великий сам внёс поправки в план
будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством,
вникая во все бытовые детали.

Создание Летнего сада

Ян Хенрик Розен

Планировка
сада проста: от Невы вглубь территории ведут 3 параллельные прямые аллеи, их
пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и
востока стали реки Нева и Фонтанка. С запада и юга сад ограничен искусственными
каналами — Лебяжьей канавкой и каналом, соединяющим реку Фонтанку с истоком
реки Мойки.

Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более торжественно устроенная,
называлась Первым Летним садом. Южная часть, в которой наряду с садовыми
проектами находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, называлась Вторым
Летним садом. Их разделял Поперечный канал, который, однако, не соединялся с
Фонтанкой.

В
соответствии с правилами изящного озеленения аллеи Летнего сада были сплошь
обсажены аккуратно подстриженными кустарниками — своеобразными зелёными
стенами, так называемыми шпалерами.

Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты были заняты различными
садовыми проектами. В боскете «Менажерийный пруд» был овальный пруд,
в центре которого находился остров с беседкой.

Создание Летнего сада

Шпалера в Летнем саду

В другом боскете был «Птичий двор» с голубятней и птичьими домиками.
Боскет «Крестовое гульбище» пересекали окольные дороги, шедшие
крест-накрест, – аллеи-тоннели, сводами для которых служили ветви деревьев,
вплетённые в каркас.

В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был
боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и
цветником. Аллеи Первого Летнего сада были украшены мраморными статуями и
бюстами, привезёнными из Италии. На пересечении центральной аллеи с боковыми
аллеями били фонтаны.

На берегу реки Фонтанки в 1714-1725 годах строился Грот — первое садовое
сооружение такого рода в России. Его авторы: архитекторы Андреас Шлютер,
Георг-Иоганн Маттарнови, Николо Микетти, Михаил Земцов.

Внутри Грота стены были
выложены раковинами и кусками туфа.
Гостей Грота встречало таинственное царство морского бога, освещённое лучами
солнца, проникающими сквозь световой фонарик.

В больших зеркалах ниш журчали
фонтаны Тритонов.

Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, сложенной из различных
камней и раковин, а лев томился в пещере под горой. Стоит заметить, что в
символике петровских времен Нептун представлял самого Петра I, а лев — Швецию.

Создание Летнего сада

Менажерийный пруд в Летнем саду

Большую
часть Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого располагались
фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых
басен.

В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I, возведённым в
1710-1712 годах архитектором Трезини. В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей
канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I для жены Петра – Екатерины
Алексеевны был построен Второй Летний дворец со службами. Его построили в
1721-1726 годах архитекторы Стефан Ван-Звитен, Доменико Трезини, Михаил Земцов.

К этому дворцу примыкало здание художественной галереи, в котором размещалась
коллекция работ выдающихся европейских художников. Первая художественная
галерея стала новшеством в культурной жизни России. К сожалению, оба здания не
сохранились до наших дней.

На берегу Невы располагались галереи, в которых во время торжеств накрывали
столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных
торжествований», возведённая по проекту талантливого русского архитектора
Михаила Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом
голштинским.

Создание Летнего сада

Анна Иоановна и Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

Работы по
устройству Летнего сада были поручены архитектору Ивану Угрюмову, который
получил в свое распоряжение болотистую территорию, непригодную даже для высадки
деревьев. С целью осушения почвы был вырыт мелиоративный канал, создана система
водоемов.

В огромном количестве сюда завозилась земля, которую подсыпали в разных частях
сада по мере необходимости.

Главный архитектор успел за 4 года создать твёрдую
почву, пригодную для строительства, соорудить первые фонтаны, организовать
гавань, которая обеспечивала доступ к саду небольших судов с Невы.

С 1710 года началась активная застройка территории архитектурными объектами.
Будучи летней резиденцией Петра, сад долгое время оставался недоступным для
обычной публики. Попасть в него можно было только по личному приглашению
государя, который проводил здесь многочисленные балы и ассамблеи.

Создание Летнего сада

Птичий двор в Летнем саду

В период
с 1710 по 1716 год к ландшафту сада добавились Лебяжий и Поперечный каналы.
Строится каменный Летний дворец. Для оформления аллей сада из Италии была
привезена коллекция скульптурных композиций.

Зелёные насаждения в 1712 году перешли в ведение голландского садовника Яна
Розена, который за 13 лет придал царской резиденции облик европейского
регулярного сада.

Среди построек того времени стоит отметить Грот – уникальное
для России парковое сооружение.

В 1730-х годах на берегу Невы, на месте «Залы для славных
торжествований», возведённой по проекту архитектора Земцова для
празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским, Франческо
Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Создание Летнего сада

Франческо Растрелли

С 1725 по
1750 годы архитектурный парковый ансамбль дополняют блистательные постройки
архитектора Растрелли. Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны
деревья выросли и окрепли, фонтаны функционировали исправно.

При императрице, дочери Петра Великого, Летний сад был открыт для широкой
публики. Примыкавший до того к Неве сад, теперь отделяется от реки свайной
набережной.

По проекту Растрелли заново заложили клумбы сложного
геометрического рисунка – партеры вдоль Лебяжьей канавки, напротив фасада
Второго Летнего дворца.

С юга партерную часть замыкал Амфитеатр – каскад, украшенный скульптурными
бюстами римских императоров. Основное строительство переместилось в то время за
Мойку, на территорию Третьего летнего сада, ныне Михайловский сад и сад вокруг
Михайловского замка. Здесь в 1740-х годах Растрелли построил новый Летний
дворец Елизаветы.

Создание Летнего сада

Михайловский замок

Расцвет
Летнего сада во второй половине XVIII века постепенно отошёл в прошлое. В годы
правления Екатерины II регулярные сады в Европе выходят из моды, и царский
парковый комплекс постепенно теряет свою актуальность.

А после трагического наводнения 1777 года, которое разрушило или повредило
насаждения, статуи и фонтаны Летнего сада, было принято решение не
восстанавливать утраченные постройки и фонтаны, а обустроить сад в соответствии
с новой модой.

Разделённый изначально на 2 части, сад превращается в единый комплекс.
Екатерина II приказала восстановить насаждения, однако – разобрать фонтаны.

Но и тогда же, именно в эпоху правления Екатерины Великой, Летний сад получил
новое украшение — пышную ограду со стороны Невы, выполненную архитектором Юрием
Матвеевичем Фельтеном в 1770-1784 годы.

К 1784 году завершилось изготовление знаменитой ограды – красивейшей решётки
Летнего сада, служащей и поныне его «визитной карточкой» и одним из
символов, известным во всём мире. От именного указа императрицы Екатерины II о
строительстве ограды, последовавшего в 1770 году, прошло 16 лет до полного
завершения работ.
Проект неоднократно перерабатывался.

Сохранилось более десятка чертежей,
отражающих этапы этой работы. В 1775 году начали забивать сваи и закладывать
фундамент. Основание ограды, колонны и венчающие их вазы были вырезаны из
«дикого камня» — так в XVIII веке назывался красный гранит
Выборгского месторождения. Звенья ограды и ворота были выкованы из железа в
Туле.

Бронзовые позолоченные украшения оживляют строгий вид решётки Летнего
сада.

Звенья забора укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения составляет 232
метра. Первоначально в заборе было 3 калитки, расположенные напротив главных
аллей сада. Центральные ворота имели другое завершение, нежели боковые.

Создание Летнего сада

Ограда Летнего сада

К началу
XIX века Летний сад лишился многих статуй, всех старинных затей и
увеселительных сооружений. Из прежних построек остались только Петровский
Летний дворец и полуразрушенный Грот.
Но и в XIX веке в саду появляются новые постройки.

В 1826 году остатки Грота
были перестроены архитектором Карлом Росси под кофейню – Кофейный домик. Спустя
год, в 1827 году, неподалеку был построен деревянный Чайный домик по проекту
архитектора Людвига Шарлеманя.

Он же и Пьер-Доминик Базен в 1826 году со
стороны Мойки построили чугунную ограду.

По чертежам Людвига Шарлеманя также изготовили и установили кронштейны в форме
вееров, тактично вписавшиеся в Невскую ограду. В этот же период по проектам
этого же зодчего был построен ряд сооружений, сохранившихся до наших дней.

В XIX веке Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан. Он
продолжает развиваться как общественный городской сад «для прилично одетой
публики».

По указу императора Николая I в саду ведутся масштабные работы.
В 1839 году у южных ворот сада была установлена ваза из порфира — подарок
Николаю I от шведского короля Карла Иоганна XIV.

Ваза была сделана в шведском
городе Эльфдален и называется Эльфдаленской.

В 1855 году на одной из площадок сада, в бывшем «Французском
боскете», был установлен памятник великому русскому баснописцу Ивану
Крылову, созданный скульптором Петром Карловичем Клодтом. Это был первый
памятник писателю в России.

Чайный домик в Летнем саду

Одновременно
с началом обустройства сада, Пётр I повелел построить себе летнюю резиденцию,
для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы.

Сам
царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным
европейским фасадом.
С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год,
преобразовалась и летняя резиденция.

Вместо деревянного домика был возведён
каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде
Святого Георгия.

Автором проекта стал Доменико Трезини. Постройка и отделка дворца были
закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней
практически в первозданном виде, и может служить характерным примером
архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей
историко-художественной направленности.

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Основную
часть коллекции скульптур Летнего сада составляют работы итальянских мастеров
XVII-XVIII веков. Подбор композиций для украшения аллей Летнего сада начался
при Петре I, когда в Италию с этой целью были отправлены знатоки искусства.

Читайте также:  Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

К 1728 году коллекция насчитывала уже более сотни скульптур как исторической,
так и мифологической тематики. Часть собрания представляют собой
скульптуры-аллегории.
В настоящее время скульптурная экспозиция Летнего сада насчитывает 92 объекта и
принадлежит коллекции Русского музея.

Множество статуй заменено копиями,
поскольку из-за неблагоприятного климата, мраморные скульптуры сильно
пострадали.

Заходя в Летний Сад со стороны Невы практически никто не упускает возможность
посмотреть на памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В
народе его давно называют «дедушка Крылов» благодаря атмосфере
теплоты и гостеприимства, царящей вокруг.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду

В конце
1990-х началась работа над эскизным проектом реставрации Летнего сада. В 2004
году комплекс «Летний сад, Летний дворец, Дом Петра I» был передан в
оперативное управление Государственному Русскому музею.

С 2006 года возобновились работы по проекту реставрации Летнего сада, который
неоднократно обсуждался на заседаниях Учёного совета Русского музея,
Научно-экспертных советов по сохранению культурного наследия при Правительстве
Санкт-Петербурга.

Рекомендации Коллегии Министерства культуры Российской Федерации были приняты
во внимание. Проект предусматривал сохранение планировки сада Петровского
времени, реконструкцию 4-х центральных боскетов, Малой оранжереи, Красного
сада, 8 фонтанов, парадного партера и посадку шпалер в качестве фона для
мраморной скульптуры.

Наконец, в 2009-2011 годах в Летнем саду провели комплексную реставрацию.
Проект реализовывался ООО «Профиль» и сотрудниками ОАО
«Санкт-Петербургский институт «Ленпроектреставрация».

В День города — 27 мая 2012 года, после 2-х с половиной лет реставрации, Летний
сад торжественно открылся для посетителей.

Русский музей

Метаморфозы Летнего сада

Создание Летнего садаГербовый фонтан на Шкиперской площадке

Парадоксально, насколько наши представления об истории Летнего сада, зачастую, отличаются от того, что происходило в действительности. Это наглядно продемонстрировала реконструкция Летнего сада, завершившаяся к 2012 году, которая частично напомнила о его первоначальном облике. Она сразу разделила город на «противоборствующие группировки» ее сторонников и противников. Горячие споры на эту тему продолжаются и поныне… Но давайте обойдем их стороной и попробуем проследить реальную историю Летнего сада. Причем сделаем это, опираясь на исследования эксперта – Виктора Коренцвита, археолога и историка, проделавшего огромный объем археологических работ и архивных исследований, которые получили отражение в его в книге «Летний сад Петра Великого». До появления Петербурга место, отошедшее в дальнейшем под Летний сад, отнюдь не пустовало. В конце XV века здесь располагалась русская деревня «Усадище», а в начале Северной войны — шведская усадьба, принадлежавшая отставному морскому офицеру Эриху-Берндту фон Конау. В 1703-1704 годах Петр Первый обосновался в истоке нынешней Фонтанки абсолютно не случайно. На противоположной стороне Невы тогда уже сложился центр города и стояли «Красные хоромы» царя. Место было относительно высоким, следовательно, не так страдавшим от наводнений. К тому же, шведский предшественник Петра Великого облагородил территорию своей усадьбы Konos hoff, разбив здесь парк в регулярном голландском стиле. Автором первоначальной планировки Летнего сада, по всей видимости, был сам царь. Это само по себе уникально! Виктор Коренцвит указывает на ряд планировочных решений, которые выдают руку именно заказчика строительства резиденции, а не профессиональных архитекторов, находящихся у него на службе. В частности, в Летнем саду отсутствует ось симметрии, проложена косая (ныне она называется Дворцовой) аллея, нарушен целый ряд жестких правил регулярного паркостроения. В Петербурге с ними тогда уже были хорошо знакомы. В регулярном саду А.Д. Меншикова, разбитого в те же годы на Васильевском острове, — на огромном участке от Большой до Малой Невы — неписанные законы стиля блюлись неукоснительно. Все потому, что владелец резиденции доверил ее планировку профессионалу — голландскому садовнику Яну Эйку. В петровские времена Летний сад был значительно более, чем сегодня, насыщен постройками и инженерными сооружениями. Так, у Летнего дворца, возведенного, к 1712 году, с южной стороны был прорыт Гаванец, позволявший царю входить в свои покои «с воды». Рядом, с западной стороны Гаванца через 4 года построили Токарню, где основатель Петербурга ремесленничал со своим любимым механиком Андреем Нартовым. Токарня служила Петру Первому и кабинетом: в нем он проводил совещания, чертил, играл в шахматы, а иногда даже и трапезничал.

Тогда же с южной стороны Гаванца, прямо на берегу Фонтанки, появилось самое крупное сооружение летней резиденции — Людские покои. В этом двухэтажном здании жили дети Петра Первого, его родственники и гости.

Здесь же первоначально размещался и драгоценный подарок прусского короля Фридриха Вильгельма Первого — Янтарная комната, а также хранились коллекции царя.
Летний сад тогда разрезал Поперечный канал, деля территорию на две части – на так называемый Первый (прилегающий к Неве) и Второй Летние сады.

Поперечный канал сад полностью не пересекал, доходя лишь до Главной аллеи. А начинался он от Лебяжьего канала, с появлением которого царская резиденция получила обособленное размещение на отдельном острове.

Кстати, в те времена островом был и находящийся по соседству Большой луг (нынешнее Марсово поле), с запада ограниченный Красным каналом, соединявшим Неву с Мойкой. Главным украшением Летнего сада почти сразу стали фонтаны. Работы по их созданию начались в декабре 1705 года.

И вскоре на площадках Главной аллеи, образованных пересечением с боковыми дорожками, уже били в небо водяные струи. По мнению Виктора Коренцвита, первый фонтан мог появиться в 1706 году. Его расположили на ближайшей к Неве площадке. Она получила название Дамская, поскольку являлась местом проведения досуга царицы и придворных дам.

В этом круглом фонтане на радость женскому обществу плескался живой тюлень. Его так и прозвали – «Тюленевый». Следующий фонтан был построен на третьей от Невы площадке Главной аллеи – Архиерейской, — затем еще два водомета украсили Карпиев пруд, вырытый вблизи Мойки.

Место сбора своих ближайших сподвижников Петр Первый определил на второй от Невы площадке Главной аллеи, которую назвал Шкиперской. Здесь царь общался со своим окружением, курил с ними табак, пил вино. И здесь же в конце 1710-ых годов установил «Гербовый» фонтан, украшенный государственной символикой. Тогда же рядом он повелел обустроить Менажерийный пруд, который сам и размерил. Вокруг него были расставлены домики для птиц, где проживали утки и гуси, привезенные из Астрахани.

Создание Летнего садаМенажерийный пруд

Удивительным сооружением Летнего сада был Грот, стоявший на месте нынешнего Кофейного домика. Его внутреннее пространство, разделенное на несколько связанных между собой залов, было отделано морскими раковинами. На них переливался разноцветными огнями дневной свет, проникавший в полумрак павильона сверху через световое окно и сбоку через входные проемы.

Грот украшали многочисленные мраморные статуи, сталактиты из туфа, кораллы. В нем били небольшие фонтаны, плескались каскады. Преломленная в зеркалах игра отражений, света и тени создавала потрясающие оптические эффекты. При этом шум фонтанов заглушали соловьиные трели органа, меха которого приводились в движение струями воды.

А мог ли Петр Первый в Летнем саду обойтись без фонтанов-шутих? Естественно – нет. Поэтому через Поперечный канал был переброшен мостик «с сюрпризом». Сухим по нему не прошел ни один из посетителей царской резиденции: фонтанные струи неумолимо настигали каждого, посмевшего вступить на переправу. Но фонтаны могли не только развлекать, но и выполнять образовательную функцию.

В последний год своей жизни Петр Первый приказал строить в Летнем саду фонтаны, наглядно раскрывающие смысл басен Эзопа и Лафонтена. Всего было задумано 36 таких поучительных фонтанов, размещенных в лабиринте дорожек и площадок тематической «Фабульной» рощи.

Идею царь подсмотрел в 1717 году в Версале, где в «Педагогическом боскете», созданном по инициативе сказочника Шарля Перро, на примере таких «наглядных пособий» давали уроки семилетнему Людовику XV. Сначала «фабульные» фонтаны царь приказал ставить в Петергофе, вдоль Морского канала. Но там проект был остановлен, как напоминание о нем – фонтан «Фаворитка».

А в Летнем саду «Фабульная» роща все же появилась. Правда, завершали работу над ней уже после смерти Петра Великого. Все эти утехи царя требовали большого количества водных ресурсов.

Но как организовать доставку воды к фонтанам и необходимый для их работы напор? Первые два фонтана на Главной аллее первоначально получали воду от водоподъемной машины, установленной на плотине, перегородившей Фонтанку. Но такая перемычка мешала судоходству, поэтому ее разобрали, а на противоположном берегу возвели водовзводное колесо на гужевой тяге.

Вода от него подавалась в Летний сад по акведуку, переброшенному через Фонтанку. (Как указывает Виктор Коренцвит, в то время реку чаще всего именовали Малой Невой или Малой речкой. Название «Фантанная речка» едва ли не впервые встречается в документах от 1719 года). Но этого было мало. Тогда архитектор Леблон предложил царю поставить на нынешнем Марсовом поле ветряные мельницы.

Петр Первый отверг это предложение и приказал, используя естественный перепад высот, пустить воду по трубам от Черной речки (ныне Монастырки), протекающей в районе Александро-Невского монастыря. Но вскоре сам остановил эти работы, поскольку для фонтанных утех в Летнем саду купил в Англии паровую машину.

В 1720 году она была установлена, однако и ее мощности оказалось недостаточно (хотя машина была способна поднять воду на высоту 10,5 метров).
Окончательно все вопросы с водоснабжением Летнего сада снял только Лиговский канал протяженностью 21,7 км, прорытый к концу жизни Петра Первого от реки Лиги (нынешней Дудергофки).

Вода, доставляемая каналом, накапливалась в бассейне, располагавшемся на месте нынешнего Некрасовского сада, а затем под землей доставлялась к тому месту, где сейчас стоит Пантелеймоновский мост, и по акведуку подводилась к фонтанам. Виктор Коренцвит подсчитал, что накопительный бассейн находился на 4,5 м выше уровня Летнего сада.

Следовательно, на такую высоту могли взметнуться фонтанные струи с Лиговской водой. При этом гидротехнические сооружение у Летнего сада постоянно перестраивались, увеличиваясь в количестве. Так, в середине 1720-х годов на берегу Фонтанки и Мойки стояло пять водовзводных башен и три моста-акведука. При этом башни тоже являлись своего рода достопримечательностями и использовались в качестве смотровых площадок. Мечта Петра Первого о развитии фонтанного комплекса в Летнем саду продолжила воплощение и после его кончины. При Екатерине Первой здесь был повторен знаменитый петергофский фонтан «Пирамида». Появился «Коронный» фонтан, напоминавший шапку мономаха. (У него, кстати, тоже есть «родственник» в Петергофе – это фонтан «Сноп», стоящий у Монплезира).

Создание Летнего садаКоронный фонтан

Но своего расцвета городская императорская резиденция достигла в эпоху правления Анны Иоанновны. Именно при ней начал творить в Петербурге гениальный Франческо Бартоломео Растрелли, который создал в Летнем саду самый фееричный фонтанный комплекс – «Амфитеатр». Этот полукруглый каскад размером 36,2 х 18,1 м с юга замыкал Большой партер, разбитый вдоль Лебяжьей канавки.

Его украшало 13 скульптур. Он был декорирован многочисленными декоративными вазами с оранжерейными растениями, маскаронами, барельефами и гирляндами. Вода, извергаемая его водометами, эффектно скатывалась вниз по трем мраморным ступеням лестницы каскада. Для функционирования столь грандиозного сооружения даже потребовалась отдельная система водоснабжения.

Читайте также:  Паб brugge - изысканные сорта бельгийского пива в спб

Поэтому рядом с большим бассейном-накопителем Лиговского канала был вырыт еще один небольшой пруд, предназначенный исключительно для снабжения каскада «Амфитеатр». (Кстати, именно поэтому историческое название Некрасовского сада – «Прудки»). При Анне Иоанновне в Первом Летнем саду было размещено 14 фонтанов и два каскада, не считая Грота.

А во втором саду функционировало 34 фонтана, из которых большинство находилось в Фабульной роще. После смерти Петра Первого в Летнем саду продолжили строить не только фонтаны, но и дворцы. Так, при Екатерине Первой была завершена отделка Второго Летнего дворца, начало строительства которого на берегу Невы и Лебяжьей канавки инициировал еще основатель Петербурга.

Он представлял собой каменное двухэтажное здание, обращенное в сторону Невы, с одноэтажной галереей, вытянутой вдоль канала. Во дворце было 38 помещений. Именно здесь расположилась императрица Екатерина Первая, поэтому дворец смело можно называть ее именем. Еще один Летний дворец потребовала для себя возвести Анна Иоанновна.

Он также расположился у Невы, но восточнее дворца Екатерины Первой – там, где сейчас проложена проезжая часть Дворцовой набережной. Это была деревянная одноэтажная постройка, состоящая из 28 комнат.

При Екатерине Первой на этом месте стоял «Зал для славных торжествований», в котором через четыре месяца после смерти Петра Первого сыграли свадьбу цесаревны Анны Петровны (будущей матери Петра Третьего) с герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским.

Однако, всех предшественниц «заткнула за пояс» Елизавета Петровна, построившая огромный деревянный дворец на территории так называемого «Третьего Летнего сада», расположенного за Мойкой. (На месте ее дворца сейчас стоит Михайловский замок). С архитектурной точки зрения это решение, реализованное Ф.Б. Растрелли, являлось самым зрелым.

Оно позволило Летнему саду обрести свою доминанту, а величественному барочному дворцу – получить эффектное обрамление в виде регулярного парка, предваряющего его со стороны Невы. Однако, вопреки сложившимся стереотипам, роль Елизаветы Петровны в превращении Летнего сада в резиденцию европейского уровня не столь высока.

Проект ее эффектного дворца был разработан еще для Анны Иоанновны, а начало его строительства пришлось на кратковременную эпоху правления Анны Леопольдовны. При этом, как отмечает Виктор Коренцвит, за все годы правления Елизаветы Петровны на территории Летнего сада не было построено ничего, за исключением заложенных еще в 1733 г.

«Малых гротцев», о которых, к сожалению, не осталось практически никакой информации. Тем не менее, при Елизавете Петровне через Мойку был перекинут уникальный мост с крытой галереей, напоминающий знаменитый мост Понте-Веккьо во Флоренции. Он тоже имел свой «Коридор Вазари», в котором были размещены картины. И его Елизавета Петровна использовала не только как переправу через Мойку, но и как картинную галерею. Этот мост примыкал к северо-западному ризалиту Летнего дворца Елизаветы Петровны и находился в районе нынешнего 1-го Садового моста.

Создание Летнего сада«Летний дворец со стороны Летнего сада в Петербурге». Неизвестный художник. Третья четверть XVIII века. ГРМ. Справа видна водовзводная башня со смотровой площадкой, а в перспективе – мост через Мойку с крытой галереей.

Блистательная история водных утех завершилась в Летнем саду в эпоху правления Екатерины Второй. Согласно общепринятой версии, виной тому – наводнение 1777 года, уничтожившее водометы, а также нежелание императрицы, презиравшей фонтаны, их восстанавливать.

Однако Виктор Коренцвит указывает на то, что, между негативными высказываниями Екатерины Второй в адрес регулярных парков, фонтанов и ее реальными поступками – большая разница. (Чего не сделаешь, чтобы показать другу по переписке Вольтеру и иже с ним, что прогрессивная российская императрица идет в ногу со временем!).

В действительности же, фонтаны после этого наводнения были восстановлены, а 13 фонтанов, расположенных в Первом Летнем саду, два каскада и один фонтан во Втором Летнем саду функционировали еще целых 10 лет. Погубил их, как считает археолог, поднявшийся культурный слой.

Гранитная набережная Невы, построенная в 1780-х годах для защиты от наводнений, стала значительно выше предшествующей ей каменной набережной. К примеру, фундамент Невской ограды заложен на отметке 3,15 м, что на 5 см превышает уровень, которого достигла вода в 1777 году.

Таким образом, набережная Невы оказалась почти на 1 метр выше парковых аллей, и в Летний сад пришлось подсыпать грунт. (Археологические раскопки показали, что в 1785 году уровень аллей Летнего сада был на 60 см ниже нынешнего, а Летний дворец «ушел в землю» аж на 1,6 м). И встал вопрос: что делать с фонтанами? Либо, добавив грунта, сверху поставить новые.

Либо совсем отказываться от них. При этом, идя на реконструкцию фонтанов, нужно было понимать, что после нее уменьшится высота струй (перепад высот будет уже не тот). В противном случае пришлось бы вкладываться в дорогостоящую модернизацию системы подачи воды.

Стоит ли после этого удивляться, что Екатерина Вторая решила не тратиться на фонтаны, тем более, что деньги ей были необходимы на нужды Эрмитажа. Но все же императрица оставила о себе добрую память в Летнем Саду, оградив его со стороны Невы чудесной решеткой. Последним свидетелем великого фонтанного прошлого Летнего сада оставался Грот, да и то недолго.

Павел Первый затеял реконструкцию павильона, но не успел ее завершить. Две попытки восстановить Грот закончились фиаско: не нашлись проектные чертежи. В результате Карло Росси в 1826 году по воле Николая Первого перестроил его в Кофейный домик. XIX и XX века стали периодами окончательного забвения Петровских идей.

Потому и возвращение к ним уже в XXI веке для многих оказалось таким болезненным. Однако, это возращение справедливо! А Летний сад у каждого свой.

Также, как свой Летний сад был у Анны Ахматовой, написавшей эти проникновенные строки: Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград, Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой. В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника. И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов. А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца. Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви. И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт. Прикоснуться к истории Летнего сада Вы сможете на индивидуальной обзорной экскурсии по Петербургу.

Добрая дюжина фактов о Летнем саде в Санкт-Петербурге — 12 историй. Поэзия и фотосессия | Санкт-Петербург Центр

Летний сад, расположенный в центре города, — самый старый сад Санкт-Петербурга. Он почти ровесник Северной столицы. Спустя год после основания Петербурга, в 1704 году, сам Пётр I заложил сад, который первоначально был регулярным. Ему уже перевалило за 300, а он всё такой же красивый и привлекательный.

Сегодня его парковый ансамбль является памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII века. Летний сад обожают петербуржцы и туристы, которые по приезду в Северную столицу, в числе главных достопримечательностей города на Неве его посещают. О Летнем саде расскажем всё самое интересное.

12 уникальных фактов о Летнем саде в Петербурге

1. Детище Петра и другие мастера

Летний сад создавался как летняя царская резиденция и для её устройства государь выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте. Сад начали строить в 1704 году, первым его строителем стал Иван Матвеевич Угрюмов, но работы велись под руководством Петра Великого.

В дальнейшем над садом и в саду трудились лучшие отечественные и заграничные архитекторы и садовники: Матвеев, Земцов, Трезини, Леблон, Шлютер, Растрелли, Роозен, Сурьмин, Шредер и другие. Они создали те шедевры, которые дошли до наших дней.

2. На название сада повлияла рассада

Сад был назван не по самому приятному времени года, как может показаться на первый взгляд, а в честь высаживаемых в нём растений. Их называли летниками. Позже значение наименования сада было расширено.

Его продолжали величать Летним садом в противовес зимним садам, которые обычно создавали во дворцах и особняках, в специально отведённых для этих целей помещениях.

3. В Летний сад вход — дамам, не в сером, без бород…

С 1709 года в саду началось активное строительство, был возведён деревянный Летний дворец, построили первые фонтаны. Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов. Также здесь высадили деревья и цветы. Широкой публике сад был недоступен, попасть в него можно было лишь по приглашению Петра I.

Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков.

Во время проведения ассамблей в Летний сад пускали гостей, но действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород.

 На знаменитые Петровские ассамблеи пускали женщин, что было впервые. Считается также, что с той поры повелась традиция «штрафной» рюмки водки и появилось изречение «пей до дна».

4. Рыбка и экзотика для царского ротика

Пруды Летнего сада создавались для питания водой его фонтанов. Карпиев пруд и другие пруды были зарыблены редкими породами рыб. Их доставляли из Волги и Дона. Из истории известно, что в 1718 году Пётр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».

В Летнем саду был огород с теплицами и оранжереями для выращивания овощей, фруктов и даже всяких разных экзотических плодов. Свежая рыбка из местных прудов, а также свежие фрукты, в том числе ананасы и бананы — из садовых оранжерей всегда поставлялись к царскому столу.

5. Ограда — знаменитость Летнего сада

Решётка является не только узнаваемым символом Летнего сада, но и города на Неве. Ограда признана одним из лучших произведений классицизма. Инициатором её создания выступила Екатерины II, которая распорядилась 7 июня 1770 года «сделать прожект каким наилучшим образом в том первом саду от Невы реки решётку».

Создал эту прелесть — 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями — Юрий Фельтен. Хотя авторство ограды вызывало споры у специалистов. Завершили строительство решётки в 1784 году. Всего, «для постановления на столбах железной решётки у Летнего сада» трудилось посменно 144 каменщика. Поэт К. Н. Батюшков отметил:

Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и какая стройность в её рисунке.

По легенде, один богатый англичанин на склоне лет захотел посетить Санкт-Петербург. Его яхта пришвартовалась у Летнего сада в одну из прелестных белых ночей города на Неве. Увидев ограду сада, господин отказался сходить на берег. По его словам, ничего более прекрасного он уже увидеть не сможет.

Читайте также:  Возвращение городу его исторического названия

6. Венерино тело общество не потерпело

Найденная при раскопках в Италии в 1719 году и подаренная Петру I папой римским Климентом XI античная статуя Венеры с 1720 года стояла в галерее Летнего сада на берегу Невы. Скульптуру создал неизвестный италийский мастер с греческого оригинала Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской во II или III веке до н. э.

Однако петербуржцам было не по душе это изваяние, и дело вовсе не в античном искусстве, которое безупречно. На оголённую Венеру не могли смотреть целомудренные горожане.

 Статую богини любви обзывали «срамной девкой» и «блудницей». Скульптуру, после наводнений в городе, решили отправить в Таврический дворец. Поэтому её полное название — Венера Таврическая.

С середины XIX века Венера прекрасно живёт в Эрмитаже.

7. «Дедушка Крылов» встретить готов

В 1855 году в Летнем саду был установил памятник великому баснописцу Ивану Крылову, деятельность которого была связана с городом на Неве.

Архитектурную память писателю создал тоже великий мастер своего дела — скульптор Пётр Клодт, автор знаменитых коней на Аничковом мосту.

 Однако сначала планировалось монумент Крылову установить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии наук.

У баснописца в Северной столице были более памятные места, например, Публичная библиотека, которой Иван Крылов посвятил почти всю свою жизнь. В итоге, пристанищем для монументального произведения литератору стал Летний сад. В народе памятник прозвали «Дедушкой Крыловым».

8. Часовня встроена в ограду в память о спасении императора

В память о спасении императора Александра II, на жизнь которого состоялось покушение 4 апреля 1866 года, была встроена Часовня в Невскую ограду. Её возвели по проекту Р. А. Кузьмина. По её сторонам в 1868 году установили Малые ворота ограды, снятые со своих мест.

Увы, в 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена Невской ограды.

9. В Летнем саду подземные ходы — да иди ты!

В городе на Неве существуют легенды о подземных ходах под Летним садом. Когда в 1924 году в саду устраняли последствия сильного наводнения, недалеко от Кофейного домика был обнаружен вход в подземелье, который вёл, якобы, в помещение.

Затем, в ходе реставрации тоже при советской власти нашли вновь нечто подобное. Однако тщательные исследования показали, что это были всего лишь остатки кирпичной кладки от водяных коллекторов для фонтанов.

10. Были идеи восстановить Петровские «садовые затеи»

Эскизный проект реставрации Летнего сада, разработанный ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой в 1971 году, предусматривал частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Последних в 1720-х годах насчитывалось около 20, а в 1736 году — свыше 50. К сожалению, советский проект не был реализован.

Фонтаны были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение их не восстанавливать. В ходе первого этапа реконструкции 2009—2011 годов были воссозданы 8 фонтанов, 9-й фонтан «Лакоста» — музеефицирован.

11. Летний сад не ротозей — попал в Русский музей

В 2004 году Летний сад со всеми своими сооружениями и объектами, Летний дворец и Домик Петра I вошли в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге.

12. Скульптуры — новые веяния, Петра приобретения

Всем известно, что Летний сад славится своими скульптурами. Их приобретением в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. В 1710 году сад украшали 30 статуй и бюстов. В 1728 году в саду насчитывалось более ста скульптур.

В 1974 году в ходе археологических раскопок на территории Летнего сада была найдена мраморная герма «Вакх». Сейчас в Летнем саду, безусловно, стоят копии изваяний. Оригиналы мраморной скульптуры хранятся в залах Михайловского замка, одного из филиалов Русского музея. Коллекция состоит из 92 единиц хранения: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы.

Бонус: Летний сад для фотосессии и Летний сад в поэзии

Летний сад — это место, где приятно прогуливаться и устраивать восхитительные фотосессии. Летний сад вдохновляет на создание шедевров. Не зря его вспоминают в поэзии, ему посвящают произведения.

Летний сад упоминается в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина:

Monsieur l’Abbé, француз убогой,Чтоб не измучилось дитя,Учил его всему шутя,Не докучал моралью строгой,Слегка за шалости бранилИ в Летний сад гулять водил.

Саду посвящено стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад» (1959 года):

  • Я к розам хочу, в тот единственный сад,Где лучшая в мире стоит из оград,
  • Где статуи помнят меня молодой,А я их под невскою помню водой.
  • В душистой тиши между царственных липМне мачт корабельных мерещится скрип.
  • И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,Любуясь красой своего двойника.
  • И замертво спят сотни тысяч шаговВрагов и друзей, друзей и врагов.
  • А шествию теней не видно концаОт вазы гранитной до двери дворца.
  • Там шепчутся белые ночи моиО чьей-то высокой и тайной любви.
  • И все перламутром и яшмой горит,Но света источник таинственно скрыт.

Самуил Маршак писал о Летнем саде:

Давно стихами говорит Нева.Страницей Гоголя ложится Невский.Весь Летний сад — Онегина глава.…А там еще живет петровский векВ углу между Фонтанкой и Невою…

Петр Вяземский посвятил 4-стишие Летнему саду:

Железо, покорясь влиянию огня,Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,За коей прячется и смотрит сад прохлады.Полтавская рука сей разводила сад!

Летний сад обладает богатой историей и энергией красоты. Каждый год сад не перестаёт удивлять всех своей роскошью. Тут — исторический ландшафтный дизайн, красивые скульптуры, архитектурные строения и небольшой пруд с лебедями. Свадебная фотосессия в Летнем саду будет незабываемой. Впрочем, любая прогулка с фотоаппаратом здесь будет изумительной.

Летний Сад работает

  • До 30 сентября с 10:00 до 22:00, вторник — выходной день. Вход в сад прекращается в 21:30
  • С 1 октября по 31 марта с 10:00 до 20:00. Вход в сад прекращается в 19:30
  • С 1 апреля по 30 апреля — закрыт на просушку

Адрес и как добраться

  • Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская», «Горьковская»

Другие публикации по теме Санкт-Петербург центра

Летний сад

Летний сад — в Санкт-Петербурге, старейший дворцово-парковый ансамбль города.

За­ло­жен в 1704 году у лет­ней де­ревянной ре­зи­ден­ции императора Пет­ра I (1703) на бе­ре­гу Не­вы, на не­боль­шом ост­ро­ве, об­ра­зо­ван­ном ре­ка­ми Мой­ка, Фон­тан­ка и ис­кусственным Ле­бяжь­им ка­на­лом (про­рыт в 1716 году).

 Летний сад был за­ду­ман как об­шир­ная ре­гу­ляр­ная ком­по­зи­ция с гео­мет­рической сет­кой ал­лей, раз­де­лён­ных бос­ке­та­ми, фи­гур­ны­ми пру­да­ми, узор­ны­ми клум­ба­ми и другими ат­ри­бу­та­ми ба­роч­ных пар­ков. Он от­ра­зил вку­сы Пет­ра I, ко­то­рый дея­тель­но уча­ст­во­вал в его соз­да­нии. Пла­ни­ров­кой Летнего сада за­ни­ма­лись ар­хи­тек­то­ры И.М.

Уг­рю­мов, Ж.Б. Леб­лон, М.Г. Зем­цов и др., мас­те­ра-са­до­во­ды Я. Ро­зен и др. О пер­во­на­чаль­ном ви­де Летнего сада да­ёт пред­став­ле­ние гра­вю­ра А.Ф. Зу­бо­ва: на­ряд­ные ба­роч­ные га­ле­реи ук­ра­ша­ли на­бе­реж­ную Не­вы, бы­ли вы­строе­ны двор­цы Пет­ра I и Ека­те­ри­ны I, оран­же­реи и мно­го­численные па­виль­о­ны.

Наи­бо­лее яр­ким ба­роч­ным со­ору­же­ни­ем был не­со­хра­нив­ший­ся ка­мен­ный па­виль­он «Грот» (1714-1725 годы, по про­ек­ту А. Шлю­те­ра строи­ли ар­хи­тек­то­ры Г.И. Мат­тар­но­ви, Н. Ми­кет­ти и М.Г. Зем­цов). Слож­ней­шая фон­тан­ная сис­те­ма с ко­лёс­ны­ми во­до­подъ­ём­ны­ми ма­ши­на­ми обес­пе­чи­ва­ла при Пет­ре I ра­бо­ту мно­гочисленных фон­та­нов.

От­ли­чительная осо­бен­ность са­да — бо­гат­ст­во и раз­но­об­ра­зие фло­ры: по ука­зу ца­ря в не­го за­во­зи­ли ли­ст­вен­ные де­ре­вья раз­ных по­род из различных об­лас­тей Рос­сии; цве­ты и кус­тар­ни­ки дос­тав­ля­ли из Шве­ции, Гол­лан­дии, Гер­ма­нии.

По за­мыс­лу Пет­ра I здесь бы­ла со­б­ра­на уни­каль­ная, круп­ней­шая в стра­не кол­лек­ция итальянской де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры ру­бе­жа XVII-XVIII веков. Ста­туи по­ку­па­ли го­то­вы­ми или за­ка­зы­ва­ли те­ма­тическими се­рия­ми у из­вест­ных мас­те­ров — Д. Бо­нац­цы, А. Тар­сии, Д. и П. Гро­пел­ли и др.

Бе­ло­мра­мор­ные из­вая­ния ан­тич­ных бо­гов и ге­ро­ев, ал­ле­го­рии вре­мён го­да и при­род­ных сти­хий, рас­по­ло­жен­ные на фо­не зе­лё­ных бос­ке­тов, со­став­ля­ли еди­ный ху­дожественный ан­самбль. По опи­си 1736 года их бы­ло свыше 200, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни их ко­ли­че­ст­во и рас­ста­нов­ка не­од­но­крат­но ме­ня­лись.

Лет­ний дво­рец Пет­ра I — уни­каль­ный па­мят­ник, со­хра­нив­ший под­лин­ные чер­ты ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра пет­ров­ско­го ба­рок­ко (1710-1714 годы, ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни, А.

Шлю­тер; экс­по­зи­ция, по­свя­щён­ная куль­ту­ре и бы­ту начала XVIII века, вклю­ча­ет под­лин­ные ве­щи Пет­ра I).

Зна­чи­тель­ность и на­ряд­ность фа­са­дам не­боль­шо­го ка­мен­но­го зда­ния при­да­ют 28 тер­ра­ко­то­вых ал­ле­го­рических ба­рель­е­фов, про­слав­ляю­щих морские по­бе­ды Рос­сии (про­ект Шлю­те­ра). По­кои Пет­ра I в Лет­нем двор­це со­хра­ни­ли пер­во­на­чаль­ную пла­ни­ров­ку и от­дел­ку.

В 1760-1780-е годы ан­самбль Летнего сада пре­тер­пел зна­чительные из­ме­не­ния. Раз­ру­ши­тель­ное на­вод­не­ние 1777 года на­нес­ло не­по­пра­ви­мый урон строе­ни­ям, зе­лё­ным на­са­ж­де­ни­ям и фон­тан­ной сис­те­ме са­да.

Это бед­ст­вие, а так­же из­ме­не­ния ху­дожественных вку­сов об­ус­ло­ви­ли сме­ну ре­гу­ляр­но­го об­ли­ка Летнего сада на пей­заж­ный, свой­ст­вен­ный пар­кам эпо­хи клас­си­циз­ма.

Од­ной из дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей Санкт-Пе­тер­бур­га ста­ла со­ору­жён­ная со сто­ро­ны Не­вы ажур­ная ог­ра­да-ре­шёт­ка (1770-1784 годы, ар­хи­тек­то­ры Ю.М. Фель­тен, П.Е. Его­ров).

К концу XVIII века Летний сад из­ме­нил не толь­ко свой об­лик, но и на­зна­че­ние, по­сте­пен­но ут­ра­тив ста­тус за­кры­той цар­ской ре­зи­ден­ции. Уже в середине XVIII века 1-2 раза в не­де­лю сад от­кры­вал­ся для про­гу­лок зна­ти, с начала XIX века он стал дос­ту­пен всем го­ро­жа­нам и сде­лал­ся лю­би­мым ме­стом от­ды­ха.

В этот пе­ри­од в Летнем саде в сти­ле позд­не­го клас­си­циз­ма бы­ли по­строе­ны ка­мен­ный «Ко­фей­ный до­мик» (пе­ре­стро­ен из па­виль­о­на «Грот»; 1826, архитектор К.И. Рос­си, скульп­тор В.И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский) и де­ревянный «Чай­ный до­мик» (1827, архитектор Л.И. Шар­ле­мань; рес­тав­ри­ро­ван в 1984 году).

С южной сто­ро­ны са­да в 1825-1826 годах воз­ве­де­на чу­гун­ная ог­ра­да (архитектор Шар­ле­мань по про­ек­ту П.П. Ба­зе­на), воз­ле ко­то­рой в 1839 году по­ме­сти­ли ва­зу из ро­зо­во­го пор­фи­ра, дос­тав­лен­ную из Шве­ции. В 1855 году в Летнем саду уста­нов­лен па­мят­ник И.А. Кры­ло­ву (1848-1853 годы, скульп­тор П.К.

Клодт, ба­рель­е­фы пье­де­ста­ла — по эс­ки­зам А.А. Аги­на).

До на­ших дней Летний сад име­ет гра­ни­цы пет­ров­ско­го пе­рио­да (к не­му ны­не при­мы­ка­ют Мар­со­во по­ле и Ин­же­нер­ный за­мок) с основными чер­та­ми его пер­во­на­чаль­ной пла­ни­ров­ки. Кро­ме Лет­не­го двор­ца, со­хра­нил­ся фи­гур­ный Кар­пи­ев пруд (1714-1716 годы).

Зна­ме­ни­тая кол­лек­ция мра­мор­ной скульп­ту­ры ны­не на­счи­ты­ва­ет 38 ста­туй, 48 скульп­тур­ных бюс­тов и 5 скульп­тур­ных групп. С 1990-х годов мра­мор­ные скульп­ту­ры и бюс­ты за­ме­ня­ют­ся ко­пия­ми.

Пло­щадь Летнего сада 11,7 га, в нём рас­тут около 3 тысяч де­ревь­ев бо­лее чем 10 по­род (ли­пы, клё­ны, вя­зы, ду­бы, ясе­ни и др.) и де­ко­ра­тив­ные кус­тар­ники. С 2002 года Летний сад вхо­дит в ком­п­лекс Рус­ско­го му­зея; в са­ду ве­дут­ся ар­хео­ло­гические и рес­тав­рационные ра­бо­ты.

В со­ста­ве ис­то­рической за­строй­ки цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Летний сад вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ма­цу­ле­вич Ж.А. Лет­ний сад и его скульп­ту­ра. Л., 1936
  • Ду­бя­го Т.Б. Рус­ские ре­гу­ляр­ные са­ды и пар­ки. Л., 1963
  • Се­мен­ни­ко­ва Н.В. Лет­ний сад. Л., 1978
  • Бо­ло­то­ва Г.Р. Лет­ний сад. 2-е изд. Л., 1988
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector