Смольный институт в санкт-петербурге: история и современность

История

         В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования.

В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стали Холдинговая компания «Электрокерамика» и бизнес-центр «Полюстровский», адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.

59

Обратите внимание

      В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создан Инновационный научно-образовательный комплекс (ИНОК) «Смольный институт». С одной стороны, создание такого комплекса позволило Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности.

    С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк. Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций. 

В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по шести укрупненным группам направлений: 

  • образование и педагогика;
  • культура и искусство;
  • экономика и управление;
  • информационная безопасность;
  • информатика и вычислительная техника;
  • сфера обслуживания;
  • транспортные средства.

Институт осуществляет подготовку дипломированных специалистов, бакалавров по 10 направлениям подготовки и магистров информационных систем. Программы обучения в институте соответствуют Федеральным, Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. По всем направлениям предусмотрено применение современных компьютерных технологий и изучение иностранных языков. В институте работают 57 докторов и кандидатов наук. Деятельность факультетов, кафедр и других структурных подразделений института определяется положениями и решениями, принимаемыми Ученым советом и утверждаемыми ректором.
 

Для реализации образовательных программ в институте оборудованы аудитории для практических, семинарских занятий и лекций, компьютерные классы, лингафонный кабинет, учебные лаборатории, библиотека, актовый и спортивный залы.

В институте есть современная студенческая столовая, кафе, конференц-зал, выставочная галерея. Значительные средства направляются на создание и развитие материальной базы, в том числе и для внеучебной работы, создаются новые учебные лаборатории, мастерские, молодежный театр.

Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой.

В будущем это комплекс научных и учебных подразделений непрерывного образовательного цикла направленных на обеспечение воспитательного и образовательного процессов в соответствие с требованиями личности, общества и государства.

Источник: http://xn—-ptbabjfidd2aimbao3jpa.xn--p1ai/about_the_university/history/

В петербурге основан смольный институт благородных девиц

Воспитанницы Смольного института благородных девиц

Екатерина II, укрепляя свою личную власть, ища популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность. Одним из основных направлений реформирования стала социальная политика.

Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, – создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений.

Одним из таких учреждений стал Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, учрежденный указом Екатерины II (24 апреля) 5 мая 1764 года. Он разместился в Смольном монастыре.

История Смольного монастыря восходит к правлению императрицы Елизаветы.

Именно она, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить на этом месте монастырь для благородных девиц, предполагая, что сама станет настоятельницей.

А название Смольный уходит ко времени основания Санкт-Петербурга — тогда это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу. В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.

Награда лучшим воспитанницам — золотой вензель в виде инициала императрицы

Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы.

Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству.

Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России.

Важно

К 19 веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией.

Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

Источник: https://www.calend.ru/events/5165/

Смольный институт: основание и история

История женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек.

Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц.

Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии.

Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества.

Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями.

Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

Совет

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов.

В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения.

Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы.

Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша.

Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Правила поведения благородных девиц

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет.

Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная).

Обратите внимание

Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки.

Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались.

Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами.

За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны».

Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт после Екатерины II

После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте.

Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы.

Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.

Важно

С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен.

Читайте также:  Когда лучше ехать в питер на экскурсию? полезные советы

Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери».

Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными.

Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой.

В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Источник: https://www.culture.ru/materials/211612/istoriya-smolnogo-instituta

Смольный в Санкт-Петербурге

Режим работы музея, как добраться и официальный сайт Смольного

Фото Смольного

Смольный – это один из символов Санкт-Петербурга, колыбель социалистической революции. Отсюда В.И. Ленин руководил Октябрьским восстанием и здесь прозвучали первые декреты о мире и земле.

Смольный — один из самых красивых архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Доминантой комплекса является Смольный Собор, построенный в стиле барокко великим Варфоломеем Растрелли.

Смольный институт — история

В 1744 году на территории бывшего Смоляного двора был заложен монастырь, строительство которого курировала лично императрица Елизавета Петровна. В монастырский комплекс должны были войти храм с колокольней, домовыми церквями и институт благородных девиц.

В 1764 году Екатерина II при Смольном монастыре учредила  Императорское воспитательное общество благородных девиц. В ее приказе говорилось, что Смольный институт призван «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Монастырские кельи были мало приспособлены под классы и в конце 18 века специально для Института благородных девиц решили построить здание к югу от монастыря.

Совет

Строительство велось с 1806 года по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.

В 1808 году институт принял своих первых воспитанниц и стал первым государственным женским учебным заведением в России, оставаясь самым престижным долгие годы.

Здание Смольного, величавое и строгое по пропорциям, построено в стиле русского классицизма с присущими ему монументальностью форм и лаконичностью. Центральная часть акцентирована великолепным 8-ми колонным ионическим портиком, увенчанным фронтоном.

В связи с революционными событиями осенью 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году состоялся его последний выпуск.

Смольный в дни революции

После Февральской революции Смольный становится центром революционных событий. 17 августа 1917 года сюда из Таврического дворца переехал Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, здесь расположился его революционный штаб. На третьем этаже находился Военно-революционный комитет, руководивший свержением Временного правительства.

24 октября В.И. Ленин писал: «…положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уже поистине, промедление в восстании смерти подобно.

…надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т. д…

История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя потерять много завтра, рискуя потерять все».

Вечером этого дня Ильич прибыл в Смольный и отсюда стал руководить вооруженным восстанием. К утру 25 октября все основные стратегические объекты – мосты и вокзалы, телеграф и электростанции, были в руках восставших. Военно-революционный комитет опубликовал написанное В.И.

Лениным обращение «К гражданам России», в котором говорилось о низложении Временного правительства и переходу власти к  Военно-революционному комитету – органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

А днем в 2 часа 35 минут на экстренном заседании Петроградского Совета прозвучали его знаменитые слова: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась».

Вечером прогремел исторический выстрел крейсера Аврора, оповестивший о начале штурма Зимнего дворца, где укрывалось Временное правительство. Через несколько часов штурм завершился победой рабочих, солдат и матросов.

Обратите внимание

В 22 часа 40 минут в актовом зале Смольного открылся II Всероссийский съезд рабочих и крестьянских депутатов, на котором была провозглашена Советская власть.

В написанном Лениным воззвании «Рабочим, солдатам и крестьянам» провозглашался переход власти в центре и на местах к Советам.

Были приняты декреты о мире, земли и постановление об образовании рабоче-крестьянского правительства – Совета народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.

С победой революции Смольный становится официальной резиденцией ВЦИК и советского правительства. Сначала В.И. Ленин занимал комнату № 67 в правом крыле третьего этажа. С середины ноября 1917 года до 10 марта 1918 года Ильич жил и работал в комнате № 86 на втором этаже.

Смольный в Советское время

10 марта 1918 года столица переносится в Москву и Смольный стал местом расположения Ленинградского Совета депутатов трудящихся и руководящих партийных органов города и губернии.

В Советское время в 1923-1924 годах, чтобы подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции, в начале главной аллеи партерного сада построили два пятиколонных портика-павильона – пропилеи.

Простые по форме и выразительные они оформляют парадный въезд на территорию и органично связывают здание с Площадью пролетарской диктатуры и прилегающим садом. Авторы строений – Владимир Алексеевич Щуко и Владимир Гергиевич Гельфрейх.

В лоджиях установлены бронзовые доски с изображением наград города и области.

К 10-летию Октябрьской революции в 1927 году у главного входа здания установлен памятник В.И. Ленину работы скульптора Василия Козлова. На постаменте указаны годы 1917-1927, а вокруг протянута бронзовая лента с надписью «Да здравствует диктатура пролетариата».

В 1930-х годах перед зданием был разбит сад с цветниками и фонтанами, установлены бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса работы скульптора Сергея Евсеева. Скульптуры отлиты из бронзы и расположены на гранитных постаментах.

В коридоре Смольного 1 декабря 1934 года выстрелом в затылок был убит Сергей Миронович Киров. Убийство Первого секретаря губкома ВКП(б) совершил инструктор Обкома Леонид Николаев. Существуют различные версии убийства, в том числе заговор и ревность.

После этого события в Ленинграде начался настоящий террор. Тысячи людей были расстреляны и заключены в тюрьмы. Ленинградский фольклор пополнился такими словами как Кировцы, Кировская высылка и убийцы Кирова.

В последующие годы в результате сталинского террора по всей стране были убиты тысячи умнейших людей, миллионы лишились своих родных и близких.

Важно

Во время Великой Отечественной войны в здании находился штаб обороны — Военный совет Ленинградского фронта, сердце блокадного Ленинграда.

В 1974 году территория вокруг Смольного благоустраивается. На Площади пролетарской диктатуры, как ее называли ППД, строится здание Дома политического просвещения.

В 1991 году в Смольный переехала мэрия Северной столицы, а сейчас в здании находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга и администрация  города.

Смольный институт в Санкт-Петербурге – один из ярких архитектурных памятников, история которого связана с важными поворотными вехами  в жизни России.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12878.htm

Смольный институт

Смольный

Смольный институт, в котором теперь работает администрация губернатора, был построен в 1806—1808 гг. Первоначально в нем размещался Институт благородных девиц, где дочери знатных людей обучались музыке, хорошим манерам и домоводству.

В августе 1917 года сюда из Таврического дворца переехал Петроградский совет, в котором большинство принадлежало большевикам. Вскоре паркет Смольного института покрылся толстым слоем осенней грязи с подошв тысяч людей.

В спальнях интерната жили красногвардейцы, а во дворе стояли броневики.

Именно здесь был основан Революционный комитет, который большевики использовали для того, чтобы на легальных основаниях вооружать своих сторонников и готовить восстание. Вечером 25 октября в Смольном открылся Второй всероссийский съезд Советов. Большевики, у которых было существенное большинство на этом съезде, старались представить революцию как уже свершившийся факт.

Однако борьба ещё продолжалась, и ещё предстояло взять Зимний и арестовать Временное правительство. Когда меньшевистская оппозиция призвала немедленно прекратить огонь, Троцкий резко ответил, что роль меньшевиков сыграна и от них больше ничего не зависит.

На следующий день Каменев объявил об отмене смертной казни, а также о том, что все политзаключенные освобождены (кроме, разумеется, тех, кого успели захватить сами большевики).

А Ленин зачитал первые два декрета советской власти: о прекращении войны и о передаче всех частных земельных угодий крестьянским комитетам и Советам. Советское правительство работало в Смольном до марта 1918 г., когда уязвимость города перед немцами заставила правительство переехать в Москву.


С этого времени в Смольном обосновалось ленинградское партийное руководство. Именно здесь 1 декабря 1934 г. произошло убийство С. М. Кирова Леонидом Николаевым. Существует мнение, что Киров был убит по приказу Сталина.

Совет

Во всяком случае, Сталин использовал смерть Кирова как повод для расправы над политическими противниками. Он лично допрашивал Николаева, после чего издал указ, противоречащий законодательству и дающий право немедленно приводить в исполнение смертные приговоры. Николаев и 37 других подозреваемых были расстреляны.

С этого начались массовые политические репрессии в Ленинграде. Многих жителей города арестовали и отправили в лагеря.
В наши дни Смольный закрыт для посетителей. Однако никто не станет воз
ражать, если вы погуляете между памятниками в саду перед зданием. В
 1923—1924 гг.

были построены две простые памятные пропилеи с надписями
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».
Бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса по бокам гравийной дорожки установлены так, как будто поглядывают друг на друга. А прямо перед подъездом стоит памятник Ленину.

На площади напротив находится Британское консульство, ранее это здание принадлежало художественному среднему училищу им. В. Серова.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/smolnyi-institut

Этот день в истории: 5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге учрежден Смольный институт

5 мая 2016
09:24

5 мая 1764 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц.

Императрица Екатерина II после восшествия на российский престол в результате переворота 1762 года, будучи умной правительницей, понимала шаткость своего положения — ведь формальных прав на русскую корону у нее не было никаких. Именно поэтому в начале своего царствования она всячески укрепляла свою личную власть и, в поисках популярности, осуществляла активную реформаторскую деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=N4Pusmd2oiY

Одним из основных направлений реформирования стала социальная политика. Среди просветительных мер, в которых императрица хотела быть на уровне века, — создание воспитательных домов, женских институтов, благотворительных учреждений.

Одним из таких учреждений стал Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, учрежденный указом Екатерины II 5 мая 1764 года.

Инициатором создания нового благородного заведения выступил президент Императорской Академии искусств Иван Бецкой, а разместилось оно в Смольном монастыре.

▼ читать продолжение новости ▼

Справедливости ради стоит отметить, что родоначальницей этой идеи была предшественница Екатерины — императрица Елизавета. Именно ее стараниями возник сам Смольный монастырь. Венценосная дочь Петра I, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить монастырь для девиц благородных фамилий, предполагая, что сама станет настоятельницей.

Так уж вышло, что на выбранном для строительства месте еще с основания города находился Смоляной двор, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Поэтому название «Смольное» за этим местом и закрепилось.

Смольный институт благородных девиц стал первым в России привилегированным женским средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В программу входило обучение по предметам — закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый.

Обратите внимание

Ученицы были обязаны носить форму — платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора.

Читайте также:  Триумфальная арка главного штаба в санкт-петербурге

В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству. Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России.

К XIX веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 года институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2016/05/05/etot-den-v-istorii-5-maya-1764-goda-v-sankt-peterburge-uchrezhden-smolnyy-institut

О «смольном институте благородных девиц», созданном императрицей екатериной ii

В 1764 году указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». …»мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят». (Екатерина II)

По уставу девочек принимали в институт 5-6 лет. Обучаться они здесь должны были на протяжении 12 лет и родители обязывались до истечения срока «ни под каким видом» не требовать вернуть им детей обратно.

Лишь в редких случаях, в особо назначенные дни, они могли навещать дочерей, но и эти встречи могли проходить лишь с разрешения начальницы института.

Таким образом, Екатерина II хотела надолго изолировать детей от дурного влияния домашней обстановки.

Обучение и воспитание шло «по возрастам» (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста.

Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», «кофульками» , 8 — 10 лет — голубые или синие, 11 — 13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

По праздничным и воскресным дням полагались шелковые платья тех же цветов.

Стипендиатки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками. Выдавались

девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки — три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей. Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы.

https://www.youtube.com/watch?v=8D3-AIrmfFQ

В первом, самом младшем возрасте, девочки учили Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, танцы, музыку, рукоделие. Во втором возрасте — в программу добавлялись история и география. В третьем возрасте вводились «словесные науки» и опытная физика.

Учили стихотворству, а также началам архитектуры. Знакомили даже с геральдикой. Курс последнего возраста состоял в повторении и углублении всего пройденного. Обращалось внимание и на физическое воспитание воспитанниц.

«Всякая излишняя нега вовсе изгнана быть долженствует» — говорилось в уставе.

Роскоши не было ни в чем — ни на столе, ни в дортуарах, ни в одежде. Свободное от занятий время воспитанницы посвящали чтению книг под надзором наставниц. Преимущественно это были книги исторического содержания и нравоучительные.

Важно

Главенствующим Екатерина считала именно воспитание, она не жаловала «умничающих женщин».

Смольный институт сыграл большую роль в жизни России. Его выпускницы во многом способствовали просвещению русского общества, именно они, создавая семьи или в силу обстоятельств вынужденные воспитывать чужих детей, сумели привить им любовь к культуре, книге, уважение к истории своей страны, жажду знаний.

Воспитательное общество благородных девиц стало тем зерном, из которого выросли впоследствии не только женские институты и гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, но и женские заведения других ведомств России и даже учебные заведения за ее пределами. Сама Екатерина уделяла немало внимания своему детищу.

Часто навещая Смольный, она знала по именам всех воспитанниц, а с некоторыми даже переписывалась. Ее любимицей несомненно была Александра Левшина.

Выпускные экзамены первых выпускниц состоялись в апреле 1776 года. 12 лучших учениц награждены Золотыми медалями и получили специальные императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко Двору. Первый выпуск стал самым знаменитым в истории Смольного института.

В 1802 году, в связи со значительным увеличением числа воспитанниц, был построен большой корпус с двумя столовыми залами и с дортуарами в верхнем этаже (архитектор А. Порто), а в 1809 году заведение переехало в здание, возведенное к югу от монастыря Дж. Кваренги, с огромными дортуарами и классными комнатами.

Старшие и младшие девочки жили и учились в разных концах огромного здания, не общались, имели разные рекреации, в разное время ходили в столовую, церковь и спальни. В 1812 году тут же было создано безплатное отделение для «военных сирот» на 100 вакансий с урезанным курсом обучения, затем в нем призревали жертв наводнения 1824 года.

В 1848 при заведении был открыт педагогический класс, выпускницы которого становились уже не классными дамами, а учительницами.

Совет

Многие пансионерки поступали по спискам и обезпечению военных и гражданских ведомств. На штатные вакансии принимали дочерей лиц, имеющих чины не ниже полковника и статского советника, пансионерками – только дворянок, вписанных в V и VI части дворянской книги.

Плата за обучение в это время составляла 350 рублей в год, но за многих пансионерок платили министерства и ведомства, где служили их отцы. Ежегодно летом больных воспитанниц безплатно отправляли на лечение в Старую Руссу, в санаторий доктора Вельса.

Зимой, воспитанницы посещали Эрмитаж, Публичную библиотеку, выставки в Академии художеств, Ботанический сад, Таврический дворец, промышленные выставки.

Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору.

В XVIII и начале XIX в. в Смольный набирались девочки 5—6 лет, курс воспитания длился 12 лет, а родители давали подписку о том, что не будут требовать дочь домой ранее срока. Строгий интернат постепенно нарушался, были разрешены встречи детей с родителями и родственниками в зале, но через решетку.

При Императрице Марии Александровне решетка была убрана, отменен строгий церемониал встреч, родственники получили возможность брать детей на летние каникулы и праздники домой. Старшим воспитанницам разрешалось иногда бывать в театрах, на концертах. Повышался приемный возраст, курс ограничивался семью годами. Пересматривалась и учебная программа.

Особенно заметные изменения произошли в начале 60-х гг., когда инспектором классов в Смольном был Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870/71).

Обратите внимание

Если ранее на первом плане стояло религиозное воспитание, физическое обучение, иностранные языки, экономика (домоводство), танцы, рисование, музыка, рукоделие, развитие педагогических способностей, то теперь основным предметом стал русский язык, был расширен курс географии, истории, физики, русской и зарубежной литературы.

Во главе Смольного стояла начальница, назначаемая Императрицей. Для каждого возраста была своя инспектриса, заботившаяся о воспитании, поведении, гигиене, платье девушек. Инспектрисе подчинялись классные дамы.

Вот что пишет о Смольном Александра Степановна Ешевская: «Я много читала и слышала много личных мнений довольно серьезных людей о том, что закрытые заведения портят детей и отбивают их от родных семей. Это, к несчастью, очень распространенное, как бы ходячее мнение вовсе несправедливо.

Институт вовсе не есть всесословное заведение, в котором бы вместе с детьми из достаточных классов воспитывались бы дети среднего и низшего сословия и, следовательно, где бы один от других дети могли бы перенимать привычки, манеры и взгляды на жизнь и на семью, вовсе нежелательные для родителей высших сословий.

Испорченные дети приходят из семьи и, надо правду сказать, их было, к счастью, очень немного. Я помню, за все мое пятилетнее пребывание в Смольном, только три или четыре случая, когда начальство института должно было предложить родителям взять их дочерей обратно.

Надо заметить, что всех воспитанниц на Николаевской половине было 700 человек в то время.

Все девочки моего класса были воспитаны ровно до такой степени одинаково, что я не помню никаких историй, никаких сует, никаких неприятностей, ни между нами, хотя нас всех учениц в обоих отделениях было 80 человек, ни между нами и начальством…

Наказания были общеизвестные, и я об них скажу вкратце. Наказывали воспитанниц лишением обеда, снимали передник, и наказанная воспитанница должна была идти в столовую впереди класса, ставили за так называемый черный стол.

Этих наказаний, по правде сказать никто не боялся и применялись они только в младших классах в большинстве случаев. Для воспитанниц старших классов наказаний не существовало никаких, мы старались не заслуживать даже замечаний классных дам. Говорю это исключительно про свой класс.

Важно

Воспитанниц особо шаловливых у нас не было совсем. Шалили мы все как-то одинаково умеренно, и до серьезных столкновений никогда не доходило ни между воспитанницами, ни между воспитанницами и классными дамами. Досуги свои каждая из нас проводила как ей было угодно.

Хорошие музыкантши играли, солистки разучивали новые романсы, художницы рисовали.»

Из «Записок» Игуменьи Таисии, Смольнянки Марии Солоповой: «По мере приближения нашего к старшему, выпускному курсу, как-то более ощущалась самостоятельность, и словно бы ширились права нашей свободы, хотя, в сущности, мы до последней минуты своего пребывания в институте оставались всесторонне подвластными заключенницами его, обязанными строго хранить все его правила и предписания.

Но в старшем курсе мы уже более предоставлялись самим себе, классные дамы наблюдали за нами как бы издали, лишь для порядка, а в более мелкие детали нашей жизни даже и не входили, но мы и не злоупотребляли этим, будучи всецело заняты приготовлением к последним, так называемым, «публичным экзаменам», на другой же день после которых мы готовились вступить на порог жизни самостоятельной, светской, свободной.

Кто готовился сряду же по окончании курса взять на себя нелегкий труд преподавательницы и прямо с беззаботной скамьи института путем многозаботливой обязанности снискивать средства к жизни; иные, как дети более достаточных родителей, мечтали о предстоящих им удовольствиях «на свободе светской веселой жизни».

Вся институтская жизнь распределялась по звонку: звонком воспитанниц будили по утрам, по звонку шли к чаю, по звонку рассаживались по партам, звонок оповещал, что надо идти в столовую.

С 1839 году начальницей заведения была М. П. Леонтьева (вдова ген.-майора, выпускница 1809 года), которая поддерживала нововведения Ушинского в системе преподавания, а также организовала в Смольном первый в России специализированный детский лазарет. В 1864 году за заслуги в воспитании она была пожалована в статс-дамы.

В 1865 году Александровское училище отделили и объявили самостоятельным Александровским институтом благородных девиц 2-й категории. После Леонтьевой должность начальницы заведения исполняли фрейлина О. А. Томилова (урожд. Энгельгардт), которая ввела курс истории изобразительного искусства и класс арфы, и А. Новосильцева, много сил отдавшая постановке врачебной помощи детям.

В 1895–1917 гг. начальницей была светл. кнж. фрейлина Е. А. Ливен.

Совет

При ней большое внимание стало уделяться профессиональной подготовке девушек. Кроме общеобразовательных предметов, в старших классах они изучали педагогику, законоведение, гигиену, которые были необходимы многим из них как будущим учителям. Под председательством Е. А.

Читайте также:  Питер виктора цоя: маршрут по значимым местам

Ливен при Обществе вспомоществования бывшим воспитанницам было организовано Общежитие бывших смолянок. В эти годы в Смольном царил образцовый порядок. 600 воспитанниц обслуживали 190 человек прислуги. Женскую прислугу набирали из сирот Воспитательного дома.

Распорядок дня и питания строился по новейшим гигиеническим правилам.

В Смольном институте воспитывались девушки различных сословий. А.И. Соколова вспоминает:

» Тут были и дочери богатых степных помещиков, и гордые отпрыски остзейских баронов, и бледные анемичные петербургские аристократки. И рядом с этим блеском аксельбантов и сиятельных титулов внезапно появлялась неуклюжая полудикая девочка, словно волшебством занесенная сюда из глухого захолустья».

Но воспитывались в Смольном институте и особы совсем иного, очень высокого ранга.

К таковым относились «августейшие дочери» князя Черногории Николая Негоша — Любица, Милица, Анастасия, Мария, Елена и Анна.

Они находились на особом попечении начальницы института, жили в отдельном помещении, имели собственную воспитательницу, но ходили в форменных платьях и классы посещали вместе с другими смольнянками.

В 1914 году Смольный отмечал 150-летнюю годовщину своего существования. Вышли из печати первые тома большого труда, посвященного истории Воспитательного общества, печатались воспоминания, статьи. Торжественное празднование состоялось 20 мая в присутствии Императора и Императрицы.

С.И. Лаврентьева, выпускница 1854 года писала:

Рассадник юных дев — я шлю тебе привет!

Под сению твоей так мирно воспитались

Те поколения, что в полтораста лет

Из стен твоих в свет бурный выпускались.

А через два с половиной месяца началась война. Все чаще в подписях к фотографиям смольнянок появлялись подписи: » работает на раненых», «работает как сестра милосердия».

Потом был 1917 год. В длинных коридорах Смольного вместо чинных классных дам и вежливых воспитанниц теперь загромыхали сапогами «братишки матросики». На смену благородным девицам пришли женщины-ораторы, трибунки, «женщины, переодетые мужчинами».

Источник: https://shabdua.livejournal.com/4889646.html

Смольный институт благородных девиц

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы.

После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В этом обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.

Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.

Обратите внимание

Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное — просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!

Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам…

дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет.

Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали. Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. — «совершенный»).

Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.

За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.

Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так: — Утренний чай с булкой.- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.- Вечерний чай с булкой.

Важно

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть.

Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика.

На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни.

Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.

Самое важное и волнительное событие в Смольном — публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. За день до экзамена девушке вручали билет, по которому она должна была хорошо подготовиться.

Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.

После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.

Источник: https://www.colors.life/post/184091/

Санкт-Петербург: Смольный

«Громкое, назойливое, беспрерывное жужжание буквально оглушило меня.

Точно миллиарды пчел слетелись на майский праздник! Несколько девушек, возрастом от шестнадцати до девятнадцати лет, плескались у кранов… На них были надеты короткие холщовые юбочки и остроконечные колпачки, поразительно безобразившие эти юные лица», — таким представился женский институт одной из героинь повести Лидии Чарской. Кто же положил начало женскому образованию в России и чем примечательно здание Смольного института?

Кто стоял у истоков светского женского образования в России

Еще Петра I занимали вопросы женского образования. В 1717 году он посетил «Институт Святого Людовика», первую в Европе светскую женскую школ, устроенную второй женой Людовика XIV госпожой де Ментенон.

Первый же институт благородных девиц был создан при Екатерине II по инициативе ее секретаря И. И Бецкого в 1764 году.

Совет

Он носил название «Императорское воспитательное общество благородных девиц» и сначала размещался в здании Новодевичьего (Смольного монастыря).

Институт был рассчитан на 200 девиц из благородных семей. Одновременно с ним на территории того же монастыря было создано Мещанское училище, куда принимались девушки различных сословий (кроме крепостных крестьян).

В 1775 году Мещанское училище перевели в здание по соседству, специально для этих целей построенное архитектором Ю. М. Фельтоном. А в 1806 году закончилось строительство нового здания Смольного института, которым руководил Дж.

Кваренги.

Кто строил и достраивал Смольный

Проект здания был выполнен знаменитым архитектором итальянского происхождения Кваренги, приехавшим в Петербург по приглашению Екатерины II. Здание выполнено в духе палладианской архитектуры, его, как и все творения Кваренги, отличают соразмерность пропорций, строгость форм, отсутствие декоративных элементов.

В 1923-1924 гг, когда в здании Смольного располагались органы партийной власти, в начале аллеи, ведущей к главному входу, по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха были построены два пятиколонных павильона, пропилеи.

К десятилетию Октябрьской революции, был открыт памятник Ленину, выполненный скульптором В. В. Козловым. Позже в сквере перед Смольным появились бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса.

Как жили и воспитывались смолянки

«Часы сменялись часами, дни — днями, недели — неделями. Институтская жизнь — бледная, небогатая событиями — тянулась однообразно, вяло. Но я уже привыкла к ней. Она мне не казалась больше невыносимой и тяжелой, как раньше». (Л. А. Чарская «Княжна Джаваха»).

В идеале, девочка должна была поступать в Институт 6 лет от роду и выходить оттуда взрослой 18-летней девушкой. «Каникул в нашем «институте-монастыре» не полагалось, и двери его, затворившиеся за еще совсем маленькой девочкой, отворялись уже перед взрослой девушкой». (А. И Соколова «Из воспоминаний смолянки»).

Воспитанницы носили форменные платья, цвет которых определялся возрастом. Самые младшие ученицы облачались в платья кофейного цвета (наименее маркие), средние — в голубые, старшие — в белые, позже замененные на зеленые. Условия жизни в Институте были приближены к казарменным: скудный рацион, плохо отапливаемые помещения, дортуары со множеством кроватей, постоянный надзор.

Обратите внимание

Несмотря на то, что список предметов, обязательных к изучению, был довольно обширен, от Закона Божия до географии, основное внимание уделялось этикету, музыке и танцам. Воспитанницу могли отчислить за неподобающее поведение, но редко за неуспеваемость. Учителями были мужчины.

Женщины могли преподавать лишь музыку и рукоделие. При этом старались выбирать либо женатых, либо немолодых и непривлекательных мужчин, дабы не смущать воспитанниц.

Несмотря на это, в Смольном институте, как во многих учебных заведениях закрытого типа, было распространено «обожание»: девицы «обожали» учителей, священника, но больше всего «обожания» приходилось на долю государей-императоров, которые были частыми гостями в Институте.

А выпускному классу смолянок предстояло держать Императорский экзамен (экзамен перед членами императорской семьи) и участвовать в Императорском балу.

Воспитанницы находились под постоянным надзором классных дам, которые присутствовали и на уроках, и в дортуарах. Небогатые выпускницы, в свою очередь, могли остаться в Институте в качестве классных дам, пройдя один год подготовительных занятий, во время которого они именовались пепиньерками.

Из прогрессивного учебного заведения, каким он задумывался Екатериной, Смольный институт медленно превращался в инкубатор, из которого выходили неподготовленные к жизни девушки.

Само слово «институтка» стало обозначать наивную, чересчур восторженную девицу. Стоячую воду институтской жизни ненадолго всколыхнул К. Д. Ушинский, назначенный в Институт на должность классного инспектора.

Однако его реформы сочли чересчур «вольнодумными», и Ушинский был удален из Смольного.

Важно

Октябрьская революция положила конец Институту благородных девиц. Осенью 1917 года институт переехал в Новочеркасск, где в 1919 году состоялся последний выпуск.

Что стало со зданием после Революции

Вынашивая план создании Института И. И. Бецкой толковал Екатерине о «новой породе людей», которая будет воспитана в этих стенах. Мог ли он предположить, что в 1917 году в бывшем Смольном институте разместится советское правительство, одной из целей которого также будет воспитание нового человека.

25 октября 1917 именно в Смольном было официально объявлено о свержении Временного правительства.

С ноября 1917 по март 1918 В. И. Ленин жил в Смольном, занимая две комнаты. Сейчас там находится его музей-квартира. 1 декабря 1934 года в коридоре Смольного был убит С. М. Киров, что дало толчок к началу массовых репрессий.

А во время Великой Отечественной войны здесь находился Военный Совет Ленинградского фронта.

В настоящее время в Смольном находится администрация и кабинет губернатора Санкт-Петербурга.

Источник: http://turpiter.ru/sankt-peterburg-smolnyj/

Ссылка на основную публикацию