Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических музеев мира, расположенный в северной столице страны, Санкт-Петербурге. Музей обладает богатейшей историей, а его экспозиция располагается более чем в 350 залах.
Государственный Эрмитаж был основан в середине XVIII века с момента приобретения Екатериной II коллекции живописных произведений, теперь же количество экспонатов в Эрмитаже превышает три миллиона.
В настоящее время в состав Государственного Эрмитажа входят пять величественных зданий в стиле барокко, расположенных на Дворцовой площади.
Эрмитаж является «жемчужиной» Санкт-Петербурга, через него туристы прокладывают свои маршруты по городу, а местные жители посещают его практически ежегодно. В музее открыто множество экспозиций — ему всегда есть чем удивить гостя.
Государственный Эрмитаж ежегодно празднует свой день основания — 7 декабря (День святой Екатерины).
© Государственный Эрмитаж
В Государственном Эрмитаже действуют следующие цены:
- главный музейный комплекс, электронный билет — 500 руб.
Экскурсии для групп до 10 человек (стоимость с человека):
- обзорная по Главному музейному комплексу — 1000 руб.;
- Золотая кладовая Галереи драгоценностей и маршрут «Вход со стороны Церковной лестницы» по Главному музейному комплексу — 1000 руб.;
- Бриллиантовая кладовая Галереи драгоценностей и маршрут «Вход со стороны Иорданской лестницы» по Главному музейному комплекску — 1000 руб.;
- тематические индивидуальные экскурсии — 1000 руб.;
- тематические экскурсии для детей с сопровождающими взрослыми — 600 руб.
С более полной информацией о стоимости билетов в Государственный Эрмитаж вы можете ознакомиться на официальном сайте объекта. Кстати, приобрести билеты в музей вы можете в режиме онлайн, электронный билет будет доступен в течение 180 дней и обеспечит проход к музейной экспозиции минуя очереди в кассу.
Билеты и аудиоэкскурсии
Музей работает со вторника по воскресенье (понедельник — всегда выходной) по следующему графику:
- Вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 19:00.
- Среда, пятница, суббота — с 11:00 до 20:00.
Официальные нерабочие дни, кроме понедельников: 1 января, 9 мая.
История основания
Датой основания Государственного Эрмитажа принято считать 1764 год — именно в это время императрица Екатерина II стала обладательницей своей первой коллекции картин, написанных голландскими фламандскими художниками.
Изначально экспозиция размещалась в отдельном дворцовом флигеле, который на французский манер был назван Эрмитажем (от фр. hermitage — место уединения, приют отшельника).
В XVIII веке коллекционирование имело грандиозную популярность, и именно по этой причине Екатерина II стала активно приобретать крупные собрания немецких, французских и английских коллекционеров — так Эрмитаж начал расширяться.
Уже в 1771 году было принято решение построить для музейного пространства отдельное здание Большого Эрмитажа.
К 1852 году коллекция достаточно сильно разрослась, и вскоре музей был открыт для публичного посещения. Для него было построено специальное здание — нынешний Новый Эрмитаж, а вслед за ним разросся целый комплекс музеев, под единым названием Эрмитаж.
К началу XX века музейная коллекция состояла из нескольких тысяч художественных произведений и памятников, а после Октябрьского переворота она выросла еще в 4,5 раза.
Вскоре были открыты новые отделы музейного комплекса — к зданию Старого Эрмитажа прибавились помещения Малого, Нового, Эрмитажного театра и, наконец, самого здания Зимнего дворца.
Таким образом, Государственный Эрмитаж стал крупнейшим и самым посещаемым музеем страны — ежегодного он принимает в своих стенах более 3,5 миллионов человек.
Здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж включает в себя 7 зданий:
Большой Эрмитаж
Построен в 1787 году по заказу императрицы Екатерины II и изначально был предназначен для размещения библиотечных экземпляров и дворцовых коллекций. Для выполнения архитектурной постройки был привлечен Ю.
М Фельтен, который сделал трехэтажное здание органичным — оно отлично вписалось в дворцовый ансамбль. В 1792 году к Большому Эрмитажу был пристроен корпус, в котором были размещены Лоджии Рафаэля — аналог галереи Папского дворца в Ватикане.
В данный момент в Большом Эрмитаже размещена коллекция искусства Италии эпохи Возрождения.
© Государственный Эрмитаж
Здание Главного штаба
Является выдающимся памятником архитектуры Санкт-Петербурга, построенным по проекту Росси в начале XIX века. Здание эффектно завершает архитектурный ансамбль Дворцовой площади, придавая ей особый статус центра северной столицы.
Крылья двух корпусов (восточного и западного) плавно изогнуты, а объединяет их двойная арка, украшенная скульптурной композицией «Колесница Славы». Изначально все здание использовалось для государственных нужд, однако в 1988 году восточное крыло здания было передано Государственному Эрмитажу.
В залах этого корпуса размещена выставка эпохи Росси, экспозиции искусства XIX–XXI веков.
© Государственный Эрмитаж
Здание Дворца Меншикова
Дворец, построенный в 1727 году, является ярким носителем стиля петровского барокко. В проектировании и строительстве дворца принимали участие западноевропейские архитекторы — Фонтана, Шедель, Растрелли и другие.
Данное архитектурное строение — образец симметрии и простоты, фасады окрашены в два цвета, а декорировано здание пилястрами разных ордеров. Внутреннее убранство Дворца выполнено с элементами мрамора, декоративной живописи, а также расписной и тисненой кожи.
В зале Дворца Меншикова располагается экспозиция под названием «Культура России первой трети XVIII века», передавая атмосферу эпохи.
© Государственный Эрмитаж
Зимний дворец
Пожалуй, наиболее известное здание в дворцовом ансамбле Государственного Эрмитажа. Зимний Дворец был возведен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1762 году.
Над проектом Дворца работал известный архитектор Растрелли, именно ему удалось придать зданию столь эпический и сказочный вид — с видом фасада Зимнего дворца у многих ассоциируется Санкт-Петербург и по сей день.
Памятник архитектуры выполнен в стиле барокко с обилием причудливых украшений и статуй, дополняющих торжественный вид Дворца. В 1917 году у здания был изъят статус императорской резиденции — Зимний дворец был объявлен музеем.
Именно в этой части Эрмитажа располагаются наибольшие объемы экспозиций — здесь вы можете ознакомиться с древними коллекциями Евразии и Востока, с собраниями живописи, скульптуры и декоративного искусства этих местностей. Кроме того, в данной части Государственного Эрмитажа можно полюбоваться парадными залами и апартаментами.
Малый Эрмитаж
Двухэтажный корпус неподалеку от резиденции Екатерины II, Зимнего дворца, был возведен к 1766 по проекту архитектора Фельтена. Здание соединяет в себе черты двух стилей: барокко и классицизма. Оно отличается особо строгими пропорциями и изящным убранством фасада. Два корпуса здания соединены Висячим садом.
В одной из частей павильона императрица Екатерина II регулярно устраивала балы и различные мероприятия, называя их «малыми эрмитажами» — именно по этой причине корпус носит такое название.
В галереях Малого Эрмитажа представлены экспозиции прикладного искусства и живописи Западной Европы, также в одном из залов павильона находятся часы Павлин.
© Государственный Эрмитаж
Новый Эрмитаж
Первое в Петербурге здание, созданное специально для размещения музейных коллекций. Для строительства в город был приглашен немецкий архитектор Лео фон Кленце, который внес ощутимый вклад во внешнюю составляющую Нового Эрмитажа.
Корпус выглядит монументально и строго, а украшен он статуями и барельефами, изображающими известных художников из различных эпох.
В данный момент внутри Нового Эрмитажа располагаются античные коллекции живописи, скульптуры и декоративного искусства из Европы.
© Государственный Эрмитаж
Строительство Театра было завершено в 1787 году и явилось образцом русского классицизма конца XVIII века. Эрмитажный театр выглядит достаточно эпично — он украшен камнями с львиными масками, стройными коллонадами и статуями древнегреческих мыслителей и поэтов.
Внутри здания оборудован амфитеатр и сцена, убранство выполнено с элементами искусственного мрамора и колонн. Кстати, Эрмитажный театр и по сей день используется по назначению — в нем проходят многочисленные спектакли и выставки.
Также в здание Эрмитажного театра входит Зимний дворец Петра I, его тоже можно посетить и ознакомиться с историей той эпохи.
© Государственный Эрмитаж
В 2021 году посещение Эрмитажа возможно только на определенные сеансы и маршруты.
В Государственном Эрмитаже представлено более 3 миллионов экспонатов в 365 залах на площади 233 345 квадратных метров. В огромнейшем музее собраны картины, скульптурные композиции и элементы декоративно-прикладного искусства разных народов и эпох.
Каждый из императоров, под чьим покровительством находился музей во время правления, подарил Эрмитажу частицу той эпохи. По словам туристов, некоторым залам и экспонатам Государственного Эрмитажа стоит уделить особое внимание.
Например, Иорданская лестница, с которой, собственно, и начинается экскурсия по музею. Также ее принято называть Посольской — именно по ней во дворец прибывали самые знатные гости императоров.
Территория вокруг лестницы отделана золотом, а поверх лестницы уложена ковровая дорожка. Также среди туристов очень популярна Галерея портретов императорской династии Романовых, располагающаяся в Зимнем дворце (залы 151 и 153).
Все портреты выполнены максимально детально, императорская семья изображена на них в полный рост. Прогулявшись по залу с гидом, можно восполнить пробелы в знаниях о Российской Империи.
Туристу стоит обратить внимание и на Лоджии Рафаэля, расположенные в здании Большого Эрмитажа. Это величественная галерея с большими окнами и восхитительными стенами и потолками, покрытыми копиями фресок Рафаэля, на создание которых ушло больше 10 лет. На фресках Лоджий представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов.
Кроме того, стоит уделить внимание двум из четырнадцати сохранившихся картинам Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», также располагающимся в главном музейном корпусе, в Большом Эрмитаже на II этаже (зал 214).
Известно, что на посещение каждого зала Государственного Эрмитажа и ознакомление с каждым экспонатом у одного посетителя может уйти не менее 8 лет. Именно поэтому стоит ознакомиться с расположением нужных залов и нахождением интересующих экспонатов заранее. Сделать это можно на официальном сайте объекта.
Культурное и историческое значение
Государственный Эрмитаж является неоспоримой культурной гордостью и ценностью не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. В музее хранятся шедевры и реликвии мирового масштаба, а также различные элементы культуры разных стран и эпох. Все они соединены воедино и собраны вместе в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Эрмитаж хранит в себе наследие всего человечества, ведь в различных залах представлены как следы народов Алтая VI века, так и произведения художников XX веков. Для того, чтобы окунуться в историю различных стран и их культуру, необходимо лично посетить музей.
Будучи туристом в Санкт-Петербурге, у вас есть огромный шанс восполнить знания в истории, скульптуре и живописи, а также просто полюбоваться восхитительными архитектурными композициями.
Как добраться до Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Один из самых простых способов добраться до Государственного Эрмитажа — метро. Нужно выйти на станции «Адмиралтейская», и пройти 600 метров по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади и комплекса Эрмитажа.
Также вы можете воспользоваться общественным транспортом. Это троллейбусы № 1, 7, 10, 11 и автобусы № 7, 10, 24, 191, сходить нужно на остановке «Дворцовая площадь». О том, как попасть в кассу музея, можно прочитать на официальном сайте объекта.
Еще Санкт-Петербурге удобно добираться до Эрмитажа, пользуясь приложениями такси, — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.
Эрмитаж: ваш маршрут по музею
Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен — в Эрмитаже собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?
Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)
Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
«Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца.
«Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.
Часы «Павлин» (зал № 204)
Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса.
Перед нами — механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение.
Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.
«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)
В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых — «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.
«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)
Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет
Эта скульптура — единственная работа Микеланджело Буонарроти в России.
Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.
«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)
Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи — одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.
«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)
Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых — «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.
«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)
Рубенса в Эрмитаже много — 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ — картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.
Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)
На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний — величественная статуя Юпитера.
Самые роскошные залы Эрмитажа
Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи — Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.
Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)
Эдуард Гау. Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца
Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера — много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.
Гербовый зал (№ 195)
Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.
https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4
Общая длина залов Эрмитажа — порядка 25 километров
Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)
Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.
Павильонный зал (№ 204)
Одно из великолепнейших помещений дворца — Павильонный зал — детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».
Лоджии Рафаэля (зал № 227)
Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.
Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)
Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три — Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами — шедеврами камнерезного искусства.
Александровский зал (№ 282)
Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.
Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)
Ещё один роскошный зал — личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.
Будуар Марии Александровны (зал № 306)
Эдуард Гау. Будуар императрицы Марии Александровны
Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.
Малахитовая гостиная (зал № 189)
Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере — изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.
Маршрут по музею
То, о чём мы рассказали выше — лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.
Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.
Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него — в Гербовый зал (№ 195), а после — через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198).
Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи.
Следом по курсу — Тициан, которого можно увидеть совсем рядом — в зале № 221.
Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240.
Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) — те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта.
Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).
Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда — в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь — направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо.
Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189).
Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.
Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190—192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.
Купить билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией можно по ссылке.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Путеводитель по Государственному Эрмитажу
Эрмитаж — огромный музей. В его богатейших коллекциях около 3 млн экспонатов, а площадь его экспозиций около 50 тыс. кв. м. В нем немудрено заблудиться. Поэтому возьмите на входе план музея и выберите те залы, которые особенно вас интересуют, — осмотреть все за одно посещение вам все равно не удастся.
Если вы хотите составить себе общее представление о музее, рекомендуем вам подняться по парадной Посольской лестнице на второй этаж дворца и пройти через торжественные и роскошные Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы в Военную галерею 1812 г., посвященную победе русской армии над Наполеоном. Пушкин воспел эту галерею в знаменитых строках:
У русского царя в чертогах есть палата; Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокий.
Стены этой галереи увешаны сотнями портретов русских генералов — участников войны с наполеоновской армией.
Сразу за ней — величественный Большой Тронный (Георгиевский) зал с царским троном под балдахином, откуда мы выходим в Малый Эрмитаж, известный своим великолепным Павильонным залом (обратите внимание на мозаику на полу и на знаменитые часы «Павлин» с движущимися фигурами животных).
Из Малого Эрмитажа переходим в Большой, где начинается непосредственно пинакотека (собрание живописи). Итальянская живопись представлена в Эрмитаже в более чем 40 залах. Одна из самых старинных картин итальянской коллекции — «Мадонна» сиенского мастера Симоне Мартини.
Это одна из створок складня-диптиха «Благовещение», созданного в XIV в.
Две параллельные галереи Большого Эрмитажа посвящены соответственно флорентийской и венецианской живописи, Любая из них выведет в зал Леонардо да Винчи (флорентийская — напрямую, из венецианской надо будет свернуть налево из зала Тициана).
В великолепнейшем зале Леонардо да Винчи обычно всегда много народу. Придется постоять в очереди к его ранней картине «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») и к знаменитой «Мадонне Литта» миланского периода мастера.
Из Большого Эрмитажа перейдем в Новый Эрмитаж, где продолжается итальянская коллекция, обязательно посмотрим на две картины Рафаэля — написанную в совсем юном возрасте «Мадонну Конестабиле» и более позднее «Святое семейство», на скульптуру «Скорчившийся мальчик» Микеланджело и зайдем в потрясающие Лоджии Рафаэля — точную копию ватиканского творения великого мастера, созданную для Екатерины II архитектором Кваренги. И везде, куда ни кинь взгляд, — не только великие картины и скульптуры, но и великолепные интерьеры, умопомрачительные паркеты, камины, росписи, огромные малахитовые и лазуритовые вазы и столы, светильники из родонита, яшмы и порфира, бронзовые канделябры и люстры. Даже обычные двери являются здесь настоящими, богато украшенными произведениями искусства.
Из итальянских залов перейдем в испанские, их всего два, зато имена представленных мастеров — одно известнее другого: Эль Греко, Мурильо, Веласкес, даже Гойя есть в Эрмитаже! Рядом — знаменитейший зал Рембрандта, одна из крупнейших коллекций его картин за пределами Голландии.
И каких картин! «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста», «Святое семейство» и множество других всемирно известных произведений мастера. И вообще голландская живопись представлена в музее очень широко, почти тысяча картин голландских живописцев хранится в нем.
Пройдите через Зал малых голландцев, полюбуйтесь на их мастерски выверенные, детально точные и потрясающие своей достоверностью пейзажи, натюрморты, бытовые сценки. Загляните в зал Рубенса (огромная коллекция, около 40 картин) и в зал знаменитого портретиста Ван Дейка.
Затем по периметру эрмитажного комплекса, но уже с другой стороны, вернитесь в Зимний дворец — там вас ждет великолепная коллекция французского искусства — картины мастеров XVIII в., мебель, керамика, шпалеры.
Из зала Клода Лоррена сверните направо и поднимитесь по лестнице или на лифте на третий этаж. Он не так богато украшен, как второй (тут жили не цари, а вспомогательный персонал), зато здесь находится потрясающая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов.
Полюбуйтесь картинами Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пабло Пикассо.
Затем по дубовой лестнице спускайтесь снова на второй этаж и отправляйтесь в жилые покои, оформленные к свадьбе великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) с Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской.
В просторном Белом зале — самом большом и парадном помещении «новой половины» Зимнего дворца — молодожены устраивали балы и праздники. Обратите внимание на находящуюся здесь огромную вазу севрского фарфора XVIII в., расписанную синей краской и украшенную золоченой бронзой.
Затем пройдите в поражающую воображение Золотую гостиную с полностью вызолоченными стенами, где сейчас выставлена коллекция камей (резных камней), купленная Екатериной II у герцога Орлеанского. Следующая комната — Малиновая гостиная Марии Александровны.
Здесь музицировали, о чем напоминает малиновый шелк на стенах с изображением музыкальных инструментов. За Малиновой гостиной расположены красный с золотом будуар, оформленный в стиле второго рококо, Синяя спальня, ванная и туалетная Марии Александровны.
Помещение спальни сейчас используется для временных выставок.
Затем мы выходим в зал, где стоят карнавальные сани XVIII века, сделанные в форме фигуры святого Георгия с копьем, откуда можно продолжить путь либо по длинному Темному коридору без окон, где хранятся уникальные шпалеры, которым вреден солнечный свет, либо по залам, посвященным русскому искусству XVIII в.
Оба этих пути выведут нас в ротонду — помещение круглой формы с замечательным паркетом на полу, служившее связующим звеном между апартаментами, располагавшимися в разных частях дворца.
За ротондой находились жилые помещения, среди которых стоит отметить Белую (Малую) столовую последнего русского императора Николая II, известную тем, что именно в ней были арестованы министры Временного правительства во время Октябрьской революции (часы на камине показывают время, когда произошло это историческое событие, — 2 часа 10 минут ночи).
А вообще местом заседания Временного правительства было соседнее помещение — великолепная Малахитовая гостиная, украшенная колоннами, пилястрами, каминами, столиками, вазами и другими декоративными предметами, выполненными из малахита в технике русской мозаики.
Затем по длинному коридору мы возвращаемся вновь к парадной Посольской (Иорданской) лестнице. По дороге обязательно загляните в Концертный зал, где сейчас находится серебряная рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры, и в поражающий воображение своими размерами (более 1100 кв.
м) огромный Николаевский (Большой) зал.
Из Николаевского зала, в котором когда-то устраивались самые пышные дворцовые праздники, а сейчас проводятся временные художественные выставки, через Аванзал, украшенный малахитовой ротондой, подаренной Николаю I богатейшим семейством владельцев уральских заводов Демидовых, выходим снова на Посольскую лестницу.
Затем, если у вас еще остались силы для продолжения осмотра, можно отправиться на первый этаж. Спустившись с лестницы, поверните налево, где находится музейный кафетерий. Наверное, и вам захочется сделать перерыв и отдохнуть немного за чашкой кофе.
Затем пройдите дальше по этому же коридору и сверните налево — вы попадете в большой мрачный зал Древнего Египта, где среди прочего выставлена настоящая мумия египетского жреца X в. до н.э.
Египетская коллекция Эрмитажа интересна тем, что в ней представлены все периоды истории Древнего Египта.
Выйдя из Египетского зала и пройдя немного вперед, свернем налево и окажемся в зале с огромнейшей Колыванской вазой — самой большой из всех эрмитажных ваз. Ее вес почти 19 тонн, высота — 2 м 69 см. Ее высекали из монолита ревневской яшмы в течение 14 лет, с 1829 по 1843 г.
Вазу, выполненную на Колыванской фабрике на Алтае, везли в Петербург на специальных подводах более 120 лошадей. Она была установлена в этом зале, когда еще не были закончены его стены.
Теперь вазу отсюда уже не вынести — ее размеры не позволяют ей пройти в двери, так что можете быть уверены, что вы всегда найдете Колыванскую вазу на своем месте.
Пройдя немного вперед, вы попадете в огромный Двадцатиколонный зал, украшенный монолитными колоннами серого гранита и мозаикой на полу, сделанной по подобию римской.
В этом зале — настоящее царство античных ваз и амфор, известнейшая из которых — чернолаковая Кумекая ваза, так называемая «Царица ваз», — находится в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Созданная в IV в. до н.э., она была найдена в развалинах храма в Кумах.
Эта ваза, посвященная подземным богам и божествам плодородия, украшена рельефом и сохраняет до наших дней позолоту и следы яркой раскраски. Дальнюю часть зала занимает небольшая, но очень интересная и самобытная этрусская коллекция.
Из Двадцатиколонного зала вернитесь в зал 129 и сверните налево, в 127-й зал. Идя в этом направлении, вы сможете обойти весь первый этаж Нового Эрмитажа и увидеть замечательные коллекции античного искусства. Наиболее примечательны огромная статуя Юпитера и знаменитая Венера Таврическая.
Статуя Юпитера высотой 3 м 47 см была найдена на загородной вилле римского императора Домициана. Венера Таврическая была куплена у римского папы во времена Петра I и стала первым античным памятником, появившимся в России в 1720-х годах, Сначала она стояла в Летнем саду, затем попала в Таврический дворец, почему и стала называться Таврической.
Вообще же искусству античного мира в музее посвящено более 20 залов. Древняя Греция, Древняя Италия и Рим, Северное Причерноморье представлены здесь богатейшими коллекциями ваз, резных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Кроме того, обратите внимание на оформление самих залов этого этажа — один красивее другого.
Завершив круг по первому этажу, через зал Древнего Египта вы снова выходите в центральный вестибюль музея.
Кроме того, в Эрмитаже есть еще одна уникальная возможность — посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, где хранятся потрясающие изделия из драгоценных металлов и камней. Чего тут только нет! Драгоценности на любой вкус, самых разных стран и эпох — от скифского и греческого золота до ювелирных шедевров начала XX в.
Подвески, браслеты, перстни афинских щеголих и российских царственных модниц, часы, табакерки, драгоценное оружие и многое другое. Известный геолог и знаток природных минералов академик Ферсман писал об этой коллекции: «Галерея драгоценностей, ныне называемая Особой кладовой, создает полное представление об одном из прекраснейших искусств — об ювелирном деле.
В отделе безделушек, вееров, табакерок, несессеров, часов, бонбоньерок, набалдашников, перстней, колец и т.д.
проявлено столько вкуса, такое понимание декоративных особенностей камня, такое мастерство композиции, такая виртуозность техники, что, любуясь этими вещами, признаешь их скромных, забытых ныне авторов за достойных собратьев великих художников, произведения которых висят рядом на стенах картинной галереи Эрмитажа».
Если вы хотите увидеть эти замечательные коллекции, то вам надо с самого утра, как только вы вошли в музей, купить в кассе билет на один из сеансов. Посещение особых кладовых организовано по сеансам, только в сопровождении музейного экскурсовода и оплачивается отдельно. Вы можете посетить обе кладовые или выбрать одну из них.
В Золотой кладовой представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока, великолепные образцы восточного парадного оружия.
В Бриллиантовой кладовой можно увидеть древние золотые изделия, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия знаменитой фирмы Фаберже.
Эрмитаж: обзорный маршрут по музею — его самые главные и ценные экспозиции (2 часа) | Санкт-Петербург Центр
Приехав в Санкт-Петербург однозначно стоит сходить в его самую знаменитую «кладовую ценностей» — Эрмитаж — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, второй по величине художественный музей в мире, старейший музей зарубежного искусства в России. Эрмитаж входит в Топ-20 самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года занял 9 место.
В Эрмитаж приезжают туристы со всех концов света, в нём собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства.
В собрании музея — более 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около 7 лет. Общая длина залов Эрмитажа — порядка 25 км.
В состав музейного комплекса «Эрмитаж» входят 5 зданий, самым известным из которых является Зимний дворец на Дворцовой площади. Также в него входят Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. В них открыты для посещения 365 залов.
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II.
Название музея произошло от французского слова «ermitage», что означает «жилище отшельника» или «уединённый уголок».
Это связано с местом, где находились картины из первой коллекции, в здании прилегающем к Зимнему дворцу, ныне Малый Эрмитаж — откуда и закрепилось общее название будущего музея.
В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа. Сегодня Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира.
Какие картины и другие экспонаты главного музея города входят в категорию «must see», часто спрашивают у местных жителей туристы, многие из которых приезжают в Петербург ради посещения Эрмитажа. Как построить маршрут таким образом, чтобы увидеть самое основное и не уйти из храма культуры с ощущением, что что-то ускользнуло от внимания?
Мимо каких произведений точно не стоит проходить? Рассказываем о Маршруте, который знакомит с основными экспозициями Эрмитажа, расположенными в 4-х зданиях музейного комплекса.
Wikimedia Commons
info-term.com
pinterest.ru
pixabay.com
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге: история музея. Экспонаты, залы и картины Эрмитажа
Мини путеводитель по Эрмитажу с которым Вы сможете увидеть самые выдающиеся шедевры музея. Продолжительность экскурсии 3-4 часа. Путеводитель удобно использовать как на мобильном устройстве, так и на обычном ПК.
Схема залов Эрмитажа здесь. Также схему можно бесплатно получить на входе перед кассами или на инфопункте. Большинство экспонатов данной экскурсии находятся на 2-м этаже.
Путеводитель по Эрмитажу
Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.
Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.
Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).
В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), «Золотая кладовая», Отдел нумизматики.
Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга
Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.
Залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге
С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью 1103 кв.м, состоящий из трех комнат, расположенных вдоль Невы. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал.
В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей.
На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи.
Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.
48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале.
Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым.
Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.
История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже.
Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать.
И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.
В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.
К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.
Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова продолжались до 1840 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре.
Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем.
Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.
В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.
Музей постоянно расширяется.
В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века.
В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.
Дополнительные услуги Эрмитажа в Санкт-Петербурге
На первом этаже музея располагаются кафе-бар и интернет-кафе. В последнем находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее.
Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.
Адрес
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Телефон
Телефон: +7 (812) 710-90-79, +7 (812) 710-96-25
Эрмитаж за день
Что посмотреть в Главном музейном комплексе на Дворцовой площади
Что посмотреть в Главном музейном комплексена Дворцовой площади
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире, здесь хранится больше трех миллионов экспонатов. Чтобы осмотреть их все, понадобятся десятки лет. Мы отобрали знаковые места и экспонаты в Главном музейном комплексе, с которыми вы успеете познакомиться за один визит.
Музей только начинает работу после пандемии коронавируса. Поэтому в нем пока нельзя провести целый день, все сеансы ограничены двумя часами, а билеты можно купить только онлайн. Всю актуальную информацию вы найдете на официальном сайте.
От Зимнего дворцадо Нового Эрмитажа
Ежегодно музей на Дворцовой площади посещают больше четырех миллионов человек. Его ансамбль состоит из нескольких зданий, и все они соединены между собой переходами. Если у вас в запасе целый день, то начинайте с Зимнего дворца и дойдите до Нового Эрмитажа. Если времени мало, выбирайте для посещения любое из зданий.
Чтобы не заблудиться в залах, заранее скачайте карту на официальном сайте музея. Буклет с расположением самых известных экспонатов можно бесплатно получить на входе. Также недалеко от касс выдают аудиогиды.
Перед визитом также почитайте наши публикации об истории Зимнего дворца и музейного собрания, шедеврах Эрмитажа и произведениях с трагическими сюжетами, а также посмотрите документальные фильмы и совершите виртуальные экскурсии по его залам.
Лидия ТулягановаВерстка: Кристина МацевичГлавная фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»