Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Пушкина по праву считают своим в Санкт-Петербурге — с городом на Неве связана его юность, проведенная в Царскосельском лицее, сотрудничество с местными литературными журналами, создание ключевых произведений, наконец, последняя дуэль на Черной речке. Но родился, вырос, начал писать стихи, а позже встретил главную любовь своей жизни Наталью Гончарову, венчался с ней и провел первые месяцы супружеской жизни он именно здесь, в Москве.

В честь дня рождения Пушкина предлагаем настроиться на лирический лад и пройтись по местам, где разворачивались самые интересные события его жизни.

Главная загадка: место рождения

Перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка

Начнем с самого начала — с места, где 6 июня 1799 года появился на свет мальчик, которому будет суждено перевернуть представления современников о стихосложении и легко, будто играя, заложить основы современного русского литературного языка. Адрес дома, где родился Пушкин, долгое время был загадкой для его биографов.

Сам поэт относился к этому вопросу несколько легкомысленно — например, утверждал, что родился на Молчановке.

Это не может быть правдой: из дома на Большой Молчановке он 12-летним отбыл из Москвы в Царское Село, но известно, что семья Пушкиных много переезжала и с момента рождения Александра до его 12-летия успела сменить по меньшей мере 10 адресов.

В 1879 году в журнале «Русская старина» было опубликовано жизнеописание Александра Сергеевича. В нем приводилась выписка из архива церкви, где его крестили. Согласно справке, родился он в доме коллежского регистратора Ивана Скворцова.

Тогда адрес дома был ошибочно определен как Немецкая улица (сейчас — Бауманская), 57. На доме была помещена памятная табличка. Позже ошибку исправили советские пушкиноведы — в 1927 году табличку перенесли на здание школы, расположенной по адресу: Бауманская улица, дом 40.

Школа № 353 до сих пор носит имя поэта, однако родился Пушкин все-таки не здесь. Чтобы побывать на месте дома, где в 1799 году жили Пушкины, отправляйтесь на перекресток Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка.

Дом коллежского регистратора Скворцова, конечно, не сохранился — сгорел в пожаре 1812 года.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Самых честных правил: дом дяди поэта

Старая Басманная улица, дом 36

Считается, что именно Василий Львович Пушкин научил маленького Александра Сергеевича писать стихи. Так это было или нет, сейчас установить довольно сложно. Но в том, что дядя повлиял на взгляды племянника на современную литературу, можно не сомневаться. Именно он способствовал тому, чтобы юный Александр был принят в престижный Царскосельский лицей, где его талант заметил «старик Державин».

Еще в лицейские времена (обучение длилось шесть лет) Александр Пушкин был принят в общество «Арзамас», выступавшее против архаики и напыщенности в современной литературе. Дядя и племянник состояли в «Арзамасе» оба — Василий Львович был одним из самых старших его членов.

Дом дяди на Старой Басманной был одним из любимых мест поэта. Именно сюда он нанес свой первый визит, вернувшись в Москву после Михайловской ссылки в 1826 году.

6 июня 2013 года в особняке Василия Пушкина открылся дом-музей. В нем воссозданы интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», посвященной горячей полемике «Арзамаса» с обществом «Беседа любителей русского слова», ратовавшим за сохранение идеалов классицизма.

«Опасный сосед» — название фривольной поэмы Василия Львовича, пародирующей классический жанр путешествия: ее герои едут не из Петербурга в Москву, например, а из Москвы в некий бордель на окраине. Столкнувшись с ужасающими сценами разврата, главный герой бежит прочь от куртизанок и опасного соседа, сподвигшего на поход.

В зале «Опасный сосед» в Доме-музее Василия Пушкина можно увидеть портреты членов «Арзамаса» и «Беседы…» и издания их произведений.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаПразднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаПразднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Я помню чудное мгновенье: первая встреча с Натальей Гончаровой

Тверской бульвар, дом 22

Зима 1828 года стала одной из самых теплых в жизни Пушкина. На одном из балов в доме танцмейстера Йогеля он, почти 30-летний, встретился с Натальей Гончаровой. Ей тогда было 16, она была хороша собой, строга и очень серьезна.

На горячие признания поэта юная красавица отвечать не спешила, хотя Пушкин получил официальное разрешение ее семьи навещать ее дома.

Он, как пишут в своих воспоминаниях его друзья, тогда твердо решил распрощаться с холостой жизнью, полной мимолетных увлечений, и мечтал о создании семейного очага.

Родители возлюбленной Пушкина имели на этот счет свое мнение, и, когда он попросил руки Гончаровой, ее мать уклончиво ответила, что та еще слишком молода для замужества. Тем не менее он не отступил и ухаживал за Гончаровой три года, пока не получил благословения.

Во время одной слишком затянувшейся размолвки Пушкин даже объявил, что стихотворение «Мадонна» («…Чистейшей прелести чистейший образец»), написанное им Гончаровой, в действительности было посвящено другой женщине.

Впрочем, все ссоры закончились к 1831 году, когда счастливый жених повел возлюбленную под венец.

Дом, который брал в аренду танцмейстер Йогель, не сохранился. Но романтическую прогулку по Тверской в память об этой встрече можно совершить и сегодня. А потом свернуть на Тверской бульвар, где любил гулять Пушкин, и дойти до церкви Вознесения в Сторожах у Никитских ворот, где 18 февраля 1831 года Наталья Гончарова стала женой поэта.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Лиловые обои и знаменитые обеды: дом, где Пушкин был очень счастлив

Улица Арбат, дом 53

В здании, где сегодня находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина, почти два века назад прошли самые счастливые месяцы его жизни. В эту квартиру в пять комнат, наспех нанятую менее чем за месяц до свадьбы, Пушкин привез свою Наталью. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай.

Современники поэта, всю зиму и весну 1831 года наносившие визиты семье, с удивлением записывали в дневниках свои впечатления — такой квартиру Пушкина они не представляли. Уютное жилище с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором, полное книг, притягивало всех, как магнит.

Пушкины давали обеды, славившиеся по всей Москве, он читал стихи, она была мила и очаровательна, и оба были как два голубка — на этом сходились все гости.

«Всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство», — писал в своих воспоминаниях сенатор Александр Булгаков.

Пушкин и Гончарова планировали жить в этой квартире долго, однако провели в ней всего три месяца — с февраля по май. Пришлось уехать, потому что поэт страшно поссорился с тещей, слишком рьяно вмешивавшейся в его семейную жизнь. На лето супруги сняли дачу в родном для поэта Царском Селе, а потом обосновались в Петербурге.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаПразднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Театры: Большой и Малый

Театральная площадь

В Большом театре Пушкин впервые побывал после возвращения из Михайловской ссылки в 1826 году. В тот день давали комедию «Аристофан». Спектакль поэту понравился, и он стал частым гостем театра. На сцене Большого шли первые постановки его «Кавказского пленника», «Руслана и Людмилы» и других произведений. В любимый театр он приводит и Евгения Онегина в первой главе одноименного романа.

Тот приходит на балет Шарля Луи Дидло с тогдашней примой Большого Авдотьей Истоминой, которая «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна». Но ни хореография Дидло, ни балерина (кстати, любимица Пушкина) внимания Онегина не удостаиваются — он опаздывает, «идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», в общем, ведет себя вызывающе.

К слову, сам Пушкин не всегда был образцовым зрителем. Например, в 1832 году он посетил Малый театр, в котором гастролировала некая французская труппа. Свои впечатления он коротко описал в письме жене так: «…чуть не заснул от скуки и усталости».

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаПразднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаПразднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Дом графини из «Пиковой дамы». Точнее, его прототип

Улица Большая Дмитровка, дом 7/5

По этому адресу в пушкинские времена никакая графиня не проживала — это был комплекс доходных домов генеральши Глебовой-Стрешневой. В одном из них жил страстный карточный игрок и шулер, по свидетельству современников, Василий Огонь-Догановский.

Пушкин, известный своей азартностью, частенько сидел за зеленым сукном у Огонь-Догановского и в 1830 году проиграл ему огромные деньги — 25 тысяч рублей. Уплатить долг чести он не мог и был вынужден просить победителя об отсрочке. Тот милостиво согласился.

Возможно, в благодарность за это Пушкин спустя несколько лет вывел Огонь-Догановского среди персонажей «Пиковой дамы» под именем Чекалинского, с которым садится за свою последнюю игру Германн.

Дом Глебовой-Стрешневой, в котором собиралось лихое карточное общество, Пушкин использовал как прототип дома графини-картежницы, сыгравшей злую шутку с главным героем.

Кстати, роковая комбинация «тройка — семерка — туз» после выхода повести, мгновенно ставшей популярной, ушла в народ. Пушкин позже писал в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют (ставят.

— Прим. mos.ru) на тройку, семерку, туза».

Памятник нерукотворный: Пушкин после смерти

Тверская улица

Кстати, Большая Дмитровка, на которой стоят дома Глебовой-Стрешневой, в 1937 году, к столетию со дня смерти поэта, была переименована в Пушкинскую улицу.

1930-е годы в СССР вообще были отмечены огромным интересом к Пушкину, его образ реактуализировали, искали в его вольнолюбивой лирике близость советской идеологии и старательно отделяли поэта от «буржуазного контекста» времени, в которое он жил.

Апогеем событий юбилейного, 1937 года стало 10 февраля.

В день смерти Пушкина площадь наполнилась тысячами людей, собравшихся почтить память поэта, которого к тому моменту с глубоким пафосом называли «национальным поэтом всех народов СССР».

Главным событием митинга стало обновление надписи на постаменте памятника: на нее была возвращена надпись «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — строка из стихотворения «Памятник».

Читайте также:  Аничков мост в санкт-петербурге: кони клодта на фото

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

В октябре 1898 года при Петербургской Академии наук была создана Комиссия по организации празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Комиссию возглавил президент Академии наук Великий Князь Константин Константинович (известный как поэт К.Р.).

В ознаменование юбилея решено было для увековечения памяти поэта воздвигнуть памятник и создать учреждение, где бы занимались только изучением жизни и творчества Пушкина. Один из членов юбилейной комиссии поэт К.

Случевский предлагал «озаботиться об учреждении чего-либо такого, что в своей обособленности и целостности не только осталось бы непреходящей памятью празднования, но подлежало бы также и развитию».

Юбилей Пушкина отмечался в 1899 году с огромным размахом, при этом праздник охватил не только центральные города или места, связанные с жизнью поэта, но и буквально всю Россию. В программе были различные просветительские мероприятия — лекции, выставки, открытие библиотек, школ имени Пушкина, переименование улиц, выпуск большими тиражами сочинений поэта.

Главным событием стало приобретение государством Михайловского — родового имения Пушкиных в Псковской губернии. Однако не все были единодушны в отношении к тому, как организованы торжества в честь великого поэта: журнал «Мир искусства» провел свое «особое чествование Пушкина», обвинив власти в использовании имени поэта для манипулирования общественным мнением.

 

В Петербурге была организована юбилейная выставка, для которой собрали множество интересных экспонатов: автографы Пушкина, различные издания его произведений, портреты поэта и его современников. Эта выставка и послужила толчком к созданию особого пушкинского учреждения.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

Члены юбилейной комиссии пришли к выводу о том, что «не будет ли желательнее соорудить памятник А.С. Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея.

В музее этом, которому должно быть присвоено имя Пушкина как родоначальника нашей изящной литературы, будет сосредоточено все, что касается наших выдающихся художников слова …». Такая постановка вопроса получила всеобщее одобрение, и 15 декабря 1905 года было принято решение о создании Пушкинского Дома.

Через год приняли «Положение о Пушкинском Доме», в котором говорилось, что Пушкинский Дом «составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».

Были выделены средства на приобретение личной библиотеки Пушкина, и по сегодняшний день все книги великого поэта, находившиеся в его последней квартире на Мойке, 12, хранятся в Рукописном отделе Пушкинского Дома.

Вслед за этим в Пушкинский Дом стали поступать многочисленные дарения: рукописи, книги, картины, скульптуры. Уже в 1908 году удалось приобрести первые автографы Пушкина, а сегодня почти все рукописи поэта хранятся именно здесь.

Еще в 1907 году был поставлен вопрос о приобретении парижской коллекции почитателя Пушкина А.Ф. Отто, который известен под псевдонимом «Онегин». К нему перешли многие рукописи и деловые бумаги Пушкина, оказавшиеся после смерти поэта у Жуковского, и оставшиеся по наследству его сыну, с которым А.

Отто был в дружеских отношениях. Корме того, коллекционер собирал рукописи, книги по истории русской литературы 19 века. Вся эта богатейшая коллекция в 1925 году стала собственностью Пушкинского Дома. 

Пушкинский дом  (Институт русской литературы)

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского ДомаСобрание Пушкинского Дома разрасталось, но собственного здания у него так и не было. Сначала все коллекции находись в здании Академии наук, затем не раз переезжали, и только в 1927 году Пушкинский Дом обрел, наконец, постоянное место в здании бывшей Морской таможни на набережной Макарова, 12, построенном архитектором Лукини в начале 19 века. По преданию, здесь бывал и сам Пушкин.

С 1930 года Пушкинский Дом является академическим институтом русской литературы (сокращенно ИРЛИ). Сегодня здесь находятся большой музейно — исследовательский комплекс.

Русский дух: Пушкин остается «нашим всем» третье столетие

220 лет назад, 6 июня 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин — «наше всё», по определению, данному еще в 1859 году Аполлоном Григорьевым. Каждая юбилейная дата, связанная с Пушкиным, — повод и для научных статей, и для массовых книг, и для торжественных собраний. Так, впрочем, было не всегда — «Известия» вспоминают, как зародилась и развивалась традиция «юбилейной пушкинистики».

Мы привыкли измерять любовь к классикам юбилеями.

И «пускай стыдится тот, кто плохо об этом подумает», потому что в нашей суматошной жизни только знаменательные даты и помогают оглянуться, чтобы вспомнить и осмыслить великое, чтобы перечитать то, о чем основательно забыли со школьных или студенческих лет…

Трудно было бы нам без этой «датской» традиции! Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски.

У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы. Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов.

В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

commons.wikimedia.org

Александр Сергеевич Пушкин. Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829 год

Страна «сотворила себе кумира» — и это оказалось благом. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу. Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра.

У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве.

До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной.

Праздники на нашей улице

Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года.

Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием.

Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.

Почти вся литературная Россия воодушевленно собралась на пушкинский праздник. Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования.

В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали:

Автор цитаты

«С утра вся Москва на ногах… Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа… Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее…). Когда процессия…

появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн «Коль славен»… Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки… другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина.

..»

Главным событием дня, несомненно, стало открытие памятника Пушкину на Страстной площади. Это означало, что государство признаёт высокое предназначение русской светской словесности. Не все приняли образ, предложенный скульптором Опекушиным.

Многие сочли, что автор памятника «приземлил» Пушкина, представил его слишком обыкновенным, ординарным.

Но ведь и Пушкин от высокопарности классицизма перешел к непринужденной «болтовне» «Евгения Онегина»! Прошли десятилетия — и пушкинское изваяние с Тверского бульвара стало признанной классикой.

Николай Телешов — один из немногих долгожителей в русской литературе — 75 лет спустя вспоминал:

Автор цитаты

«Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский.

Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал: «Сегодня на нашей улице — праздник!» Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало.

Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва».

Он не стоял еще за власть советов..

В 1919 году, несмотря на Гражданскую войну и голод, книги Пушкина были изданы общим тиражом 750 тыс. Это считалось политически важным — чтобы установившаяся советская власть ассоциировалась в том числе и с Пушкиным.

Читайте также:  Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге

Поэтому призывы крайне левых «сбросить Пушкина с парохода современности» проходили только по разряду эпатажа. Пушкина в СССР почитали и старались интерпретировать в революционном духе. «Он не стоял еще за власть советов, но к ней прошел он некую ступень…

» — провозглашал пролетарский поэт Демьян Бедный.

И всё-таки в первые годы советской власти пропаганда относилась к Пушкину если не с опаской, то не без отчуждения. Иногда казалось, что он устарел, как фрак и цилиндр.

Празднование столетия со дня рождения А. С. Пушкина. Создание Пушкинского Дома

ТАСС/Руслан Шамуков

Обелиск на Черной речке, где 27 января (8 февраля) 1837 года состоялась дуэль Александра Пушкина и Жоржа Дантеса

Новый взлёт пушкинской славы начался в 1937-м, когда имя Пушкина звучало в прессе немногим реже имени Сталина. Целый год вся страна отмечала 100-летие дуэли и гибели поэта. В торжественном заседании в Большом театре участвовали все руководители страны.

Этот вечер транслировался по радио на всю страну. На Черной речке открыли обелиск с барельефом поэта работы Матвея Манизера. Был восстановлен архитектурный облик квартиры-музея поэта на Мойке.

В московском Историческом музее открылась Всесоюзная Пушкинская выставка — уникальная экспозиция рукописей и реликвий. Союз художников и Союз композиторов провели конкурсы на лучшее произведение о Пушкине. На экраны вышел кинофильм «Юность поэта», посвященный лицейским годам Пушкина.

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпустила шоколад «Сказки Пушкина», который несколько десятилетий оставался популярной маркой.

Но главным событием стал выпуск первого тома 16-томного полного академического собрания сочинений Пушкина. Кроме него, в 1937-м вышли в свет два шеститомника и серия иллюстрированных изданий шедевров поэта.

Та пушкинская кампания ознаменовала переход от революционного авангардизма к «освоению классического наследия». Еще недавно на государственном уровне отмечались только юбилеи революционеров. А тут вдруг — камер-юнкер. Правда, свободолюбивый. В 1937-м Пушкин официально вошел в советский культурный канон.

Жаль, что с нами не живешь..

С неменьшим размахом в 1949 году отметили 150-летие со дня рождения поэта. Снова — многотиражные издания (в том числе академический 10-томник), снова в обеих столицах открылись пушкинские выставки.

Снова по всей стране появились плакаты с изображением Пушкина и его крылатыми выражениями, которые оказались весьма актуальными: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Товарищ, верь: взойдет она…», «Здравствуй, племя младое!». Такие плакаты были выпущены на языках всех союзных и некоторых автономных республик.

Кроме того, к юбилею восстановили пострадавшую в годы войны усадьбу поэта в Михайловском и Святогорский монастырь.

Докладчики говорили, что «Пушкин близок и дорог людям сталинской эпохи».

Выставки, конференции, открытия музейных экспозиций, новое торжественное заседание в Большом театре, в котором снова принимали участие и писатели, и партийные руководители.

Вечером над Москвой и Ленинградом прогремели салюты — в честь Пушкина, как в честь Победы. А на центральных улицах проходили «народные гулянья» — более церемонные и поэтичные, чем обычно.

В московском Театре имени Ермоловой тем временем репетировали пьесу Андрея Глобы «Пушкин», в которой заглавный герой в исполнении отменно загримированного артиста Всеволода Якута не меньше двух часов действовал, мыслил и страдал на глазах у театральной публики. Премьера состоялась чуть позже, под занавес юбилейного года.

Для нескольких поколений школьников этот спектакль стал ярким приобщением к истории русской литературы. Правда, пьеса как назло была в стихах. И сочинил их, естественно, не Пушкин, а Глоба — стихотворец, скажем прямо, довольно заурядный. Истинных ценителей поэзии коробило это зрелище: Пушкин, говорящий посредственными стихами.

Но играл Якут хорошо. Даже вдохновенно.

Только одно предъюбилейное поручение партии деятели искусств выполнить не смогли: не сняли художественный кинофильм о Пушкине.

Помешали самые разные обстоятельства, но главной причиной того, что такой фильм в послевоенные годы так и не состоялся, — всеобщая робость перед тенью национального гения.

Поэтому и в 1949-м, и в 1974-м, и в 1984-м обошлись без художественных фильмов. Зато вышло множество документальных и учебных кинолент.

Увидеть изображение поэта можно было повсюду. В стране появилась сеть музеев Пушкина, самый удивительный из них — заповедник в Михайловском и Тригорском, который десятилетиями совершенствовал Семен Гейченко. Настоящий служитель культа!

Праздник продолжается

С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском, в заповеднике, устраивался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. При Союзе писателей действовал постоянный оргкомитет по проведению пушкинского праздника, возглавлял его самый телегеничный литературовед всех времен Ираклий Андроников. Традиция пушкинских дней в Михайловском продолжается и в наше время.

В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Тот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума. Пушкин легкой походкой шагнул в новое тысячелетие.

В витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах в окружении узнаваемых пушкинских героев. Преобразились музеи — и прежде всего московский музей поэта на Пречистенке.

Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря. Но, по обыкновению, своего обещания не выполнил.

Из множества книг, вышедших к юбилею, выделялась капитальная «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» в четырех томах — плод работы нескольких поколений пушкинистов. А из государственных начинаний — учреждение медали Пушкина, которой награждают за заслуги в области культуры и искусства, просвещения и литературы.

Меняются времена, низвергаются кумиры, но Пушкин остается на своем высоком пьедестале. И не оставит его, пока звучит русская речь. В 2011 году президент России Владимир Путин подписал указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. Лучшей даты, чем день рождения Пушкина, для такого праздника не найти.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Основан Пушкинский Дом

15 (28) декабря 1905 г. по инициативе ряда деятелей русской культуры Николаем II был подписан указ об основании Пушкинского Дома, как хранилища рукописей Александра Сергеевича Пушкина и великих людей его эпохи.

Ещё в 1899 г. при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея.

Капитал для строительства института составляли средства, поступавшие от благотворительных концертов, спектаклей и чтений. Эти мероприятия устраивались с 1902 г.

по всей стране, проводили их обычно литературные, драматические, музыкальные общества, которых в России насчитывалось в то время около 250.

В апреле 1906 г. на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта.

В 1930 г. Пушкинский Дом был преобразован в Институт русской литературы Российской академии наук (ИРЛИ РАН).

Постепенно коллекция Пушкинского Дома росла, в неё стали входить литературные реликвии, автографы и печатные издания писателей всех эпох. В 1925 г. Пушкинскому Дому была передана последняя квартира Пушкина на Мойке, в 1934 г. — Псковский Пушкинский заповедник, а в 1947 г.

— весь состав Всесоюзной Пушкинской выставки. Созданный Пушкинским Домом Пушкинский музейный комплекс в 1953 г. автономизировался в самостоятельные музеи: Всероссийский музей Пушкина и Заповедник с центром в Михайловском. В ИРЛИ остались библиотека поэта и все его рукописи.

В Институте русской литературы существует литературный музей, архив фонограмм, библиотека и «Древлехранилище», которому принадлежит богатейший фонд древнерусских рукописей, начиная с XII в., и старопечатных книг.

В Пушкинском фонде в виде самостоятельных фондов хранятся документы, связанные с жизнью и творчеством поэта: данные о его предках, о лицейском пребывании и окружении, деловые бумаги, связанные с его службой, полицейскими наблюдениями, дуэлью с Ж.

 Дантесом, дело об опеке над детьми и имуществом после смерти, материалы по Псковскому Пушкинскому заповеднику, переводы произведений Пушкина, изобразительные и музыкальные материалы, библиографические указатели. Также в Пушкинском Доме находятся фонды В. А. Жуковского, К. Н.

 Батюшкова, Н. И. Гнедича, архив Е. А. Баратынского, самая существенная часть лермонтовского наследия, архивы Аксаковых.

В 1995 г. Пушкинский Дом вошёл в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия.

Лит.: Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. 1905-1930-1980: Исторический очерк. Л., 1980; Баскаков В. Н. Библиотека и книжные собрания Пушкинского Дома. Л., 1984; Баскаков В. Н. Рукописные собрания и коллекции Пушкинского Дома.

Л., 1989; Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. Л., 1988; Имя Пушкинского Дома [Электронный ресурс] // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. 2003-2013. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=54.

Первый пушкинский столетний юбилей

«Михайловское было выкуплено у младшего сына поэта Григория Александровича и стало народным достоянием.

Начались приготовления к празднику. Всю весну ремонтировали дороги, подновляли дома, озеленяли улицы. Святые Горы ожидали большого наплыва гостей.

Псковский пушкинский комитет поручил архитектору-художнику К.В. Изембергу и губернскому архитектору Ф.П. Неструху сооружение «Храма Славы».

Когда в Пушкинских Горах вы будете идти от монастыря по дороге в Михайловское, то слева увидите поляну, в центре которой стоит щит с изображением «Храма Славы».

Вид его кажется игрушечным, пряничным, да и вся поляна настолько миниатюрна, что трудно поверить, как много людей она вместила ранним летом 1899 года. Ведь, по официальным данным, Святые Горы приняли более пяти тысяч человек — цифра неслыханная по тем временам!

И вот что замечательно: на праздник приехали не только званые гости из Москвы, Петербурга, Пскова, других городов. Много было простого люду. Шли крестьяне из близлежащих деревень и издалека, из Псковской и многих других губерний России.

Это было проявлением народной потребности во встрече с Пушкинскими местами: праздник и стал ответом на эту потребность.

Читайте также:  «Петровская Акватория» - музей-макет в Санкт-Петербурге

Хотя правды ради надо сказать, что были и те, кто, по  свидетельствам очевидцев, так и не понял, для чего народ собирали: то ли война объявляется, то ли землю будут делить?! Но гремели монастырские колокола, набатный звук их разносился далеко по округе. Вот и спешили на зов испуганные бабы, отчаянные мужики, лихие парни, розовощёкие девки да весёлая ребятня.

Спешили на зелёную лужайку, на хорошо знакомый холм, который к празднику был расширен, вырублен молодой сосняк. И в центре образовавшейся широкой площадки красовался дворец — яркий, нарядный.

Длиною он был в пятьдесят метров, шириной — в двадцать пять, а высотою — в шесть. Это без кровли. Кровля же сама — в три купола. На центральном трёхметровом — золоченая лира, на боковых куполах — лиры поменьше.

В центре дворца — широкие ворота, над ними — лавровые венки и цветы.

По всему фасаду — живописные панно с изображением пушкинских сюжетов из «Русалки», «Бориса Годунова», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Полтавы», «Капитанской дочки», «Руслана и Людмилы», «Скупого рыцаря», «Евгения Онегина». Большие окна-витражи были украшены флагами и хвойными гирляндами.

От монастыря к «Храму» была проложена дорожка. Вдоль неё выстроились ряды ларьков с гостинцами и сувенирами. Внутри «Храма» на стенах были развешаны картины с видами Михайловского, Пскова… На сцене стоял постамент с бюстом Пушкина.

Как видим, всё было сделано пышно, щедро, с размахом. А ведь дворец был временным. И материал для него был взят взаймы у псковских купцов. После праздника «Храм Славы» был разобран, и образ его можно восстановить по фотографиям, воспоминаниям современников и, конечно, по рассказу Гейченко.

Нет, в этом рассказе отсутствует умиление.

Гейченко пишет и о разгуле бюрократизма в самом ритуале, и о полицейском произволе, и о суете торгашества, и об официозном духе прессы, захлебывавшейся от восторга по поводу приезда в Святые Горы товарища министра внутренних дел барона Гильденбрандта: «Понаехали маркитанты и кабатчики всех рангов и мастей. На дверях трактиров вывешивались объявления о том, что здесь в памятные дни будут подаваться специальные блюда «беф а ля Пушкин» и «салат а ля Евгений Онегин». Фирма купца Шустова выставила свои рекламные щиты, сообщавшие о том, что ею выпущен «Юбилейный ликёр  Александра Сергеевича» с портретом поэта на этикетке и полным текстом стихотворения «Я люблю веселый пир». Ликер был в стеклянных бутылках в виде фигурки Пушкина и с пробкой, изображающей его черную шляпу».

Словом, было много суеты официальной, торгашеской. Однако ведь вывесил директор заповедника панно с изображением «Храма Славы» и рассказ свой непременно включает в книги! Значит, было в торжествах 1899 года то, что дорого, на что и сегодня заповедник опирается в своей работе.

Как же все-таки проходил праздник?

Его программа включала молебен в Святогорском монастыре, возложение венков к бюсту поэта в «Храме Славы». Первый серебряный венок был от детей Пушкина, и возложили его Александр Александрович и Григорий Александрович.

Григорий Александрович ещё проследит, как будет устроен обед для бедных, на который он дал деньги, пожертвует 1000 рублей на богадельню имени отца, в последний раз взойдёт на крыльцо дома, поплачет, поубивается, да навсегда и покинет родовое гнездо, проведя последние шесть лет жизни в имении жены под Вильнюсом. Столы для бедных, простолюдинов были накрыты во дворе монастыря, а у Афанасьевской часовни (нынче на этом месте установлен бронзовый памятник Пушкину) раздавались книги стихотворений поэта, отпечатанные на казенный счет. Для всей публики — и богатой, и бедной — выступали известные петербургские поэты.

Гремели звуки духовой музыки, взрывались фейерверком бенгальские огни. В сумерках засветились стены монастыря и церковных построек: это в два ряда зажглись сальные плошки.  Зазвенели колокола. Звуки молебствия по «болярину Александру» раздавались из приоткрытых дверей церкви.

Все ждали чуда. В народе прошла молва, что в Святогорье объявился святой, и его «нетленную голову нашли монахи». Бабы тихонько вытирали глаза. Господские экипажи покатили в Тригорское на ужин.

Площадь потихоньку начала стихать.

Так прошёл на Руси первый литературный праздник…»

Агеева Л.А., Лавров В.А., Хранитель (документальное повествование о жизни, делах и днях директора Пушкинского заповедника Семёна Степановича Гейченко), Л., «Советский писатель», 1990 г., с. 292-295.

Уборка территории после Пушкинского праздника поэзии

Два пушкинских века в одном юбилее — Аргументы Недели Санкт-Петербург

В декабре в Санкт-Петербурге пройдут торжества, посвящённые 110-летию Пушкинского дома и 90-летию Мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина.

Сегодня невозможно представить себе, чтобы Института русской литературы (Пушкинского Дома), хранящего под своей крышей не только уникальную пушкинскую библиотеку, но и множество ценнейших книг, рукописей, документов, артефактов, не существовало.

Его появлением Россия и весь мир обязаны президенту Императорской Академии наук, великому князю Константину Константиновичу, одному из образованнейших людей своего времени, поэту (ныне в Петербурге даже действует международный молодёжный поэтический конкурс им. К.Р.

 – под таким псевдонимом великий князь публиковал свои творения), музыканту и переводчику.

Именно он, став председателем комиссий по подготовке празднования столетия со дня рождения Пушкина и возведению памятника поэту, поддержал идею увековечить память Александра Сергеевича созданием такого учреждения, «какого ещё не было в России», «в котором приняла бы участие вся грамотная Россия и которое наиболее соответствовало бы значению великого поэта», «дома корифеев литературы, где было бы сосредоточено всё, что этих корифеев касается».

Первым местоположением Пушкинского Дома, включающего в себя Литературный музей, было здание Академии наук на Университетской набережной, в Большом конференц-зале которого в 1899 году была открыта юбилейная экспозиция, посвящённая памяти Пушкина.

Но сам Пушкинский Дом, ставший тем самым памятником, которым собирались увековечить память поэта, был учреждён лишь в 1905 году, а в знаменитое здание, построенное на Стрелке Васильевского острова по проекту архитектора Ивана Лукини (бывшая Морская таможня), переехал лишь в 1927 году.

Академическим Институтом русской литературы учреждение стало называться с 1930 года.

«В Год литературы, когда Пушкинскому Дому исполняется 110 лет, – говорит директор Института русской литературы Всеволод Багно, – а музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина на Мойке, 12, отмечает 90-летие, мы придумали общий юбилей, юбилей «на двоих» – «Вместе нам 200». Как при традиционном семейном укладе, в нашей «семье» в 20-летнем возрасте «старший» – Пушкинский Дом стал строить дом «младшему» – музею-квартире поэта, куда радостно и долго передавали мебель, утварь и прочие экспонаты. В обоих Домах начиная с 14 декабря, когда мы торжественно откроем в здании института, академического учреждения с великим авторитетом и одновременно величайшего учреждения культуры мемориальную доску памяти великого князя Константина Константиновича, благодаря которому мы появились на свет, и будем отмечать наш общий юбилей».

Говорит директор Всероссийского музея Сергей Некрасов: «Когда мы решили, что будем готовить юбилей совместно, была разработана единая программа «От Пушкинского Дома к Дому Пушкина», в которую вошла и общая выставка Пушкинского Дома и Всероссийского музея Пушкина под названием «Из истории музея-квартиры Пушкина».

В экспозиции можно будет увидеть много неожиданных вещей, например, занавес из квартиры поэта или перстень Пушкина с изумрудом (этот перстень хорошо виден на руке Пушкина, изображённого на портрете кисти Василия Тропинина. – Прим. ред.), который после смерти поэта достался Владимиру Ивановичу Далю.

«Как взгляну на него, так и хочется совершить что-то порядочное», – говорил исследователь русского языка об этой реликвии. Позже она перешла к великому князю Константину Константиновичу, от коего по завещанию в 1915 году была передана в Пушкинский Дом, связав людей, имеющих самое прямое к нам отношение.

Также из печати в декабре должны выйти три издания: одно посвящено Году литературы в нашем музее, а два других – научные сборники, которые мы преподнесём в качестве подарков участникам торжеств».

Заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина, куратор выставки Галина Седова поясняет, что экспозиция будет работать на Мойке, 12, во втором этаже музея с 14 декабря 2015 года до 14 февраля 2016 года.

«Когда-то на Мойке, 12, огромным казалось количество посетителей в две тысячи человек в год, а ныне музей посещают 150 тысяч людей. Сегодня музей – это гигантский айсберг, огромная часть которого обычно скрыта от глаз людей. И это – множество сотрудников, изучающих наследие поэта.

Фактически выставка подготовлена силами трёх учреждений – Пушкинского дома, Всероссийского музея А.С. Пушкина, имеющего несколько филиалов, и архива Академии наук.

Экспозиция представляет основные этапы развития музея-квартиры, который на протяжении первых 28 лет своего существования в стенах Пушкинского Дома не носил мемориального характера, а являлся «культурным учреждением музейного типа». Решение о вхождении квартиры в состав Всероссийского музея поэта было принято в 1953 году».

Однако нынешний юбилей не означает, что Пушкинский Дом живёт от юбилея к юбилею: здесь регулярно проходят научные конференции, пополняются хранилища, приходят посетители в Литературный музей. Но Всеволод Багно настойчиво повторяет, что места и сотрудников Пушкинскому Дому, а конкретно – его музею, теперь явно не хватает.

«У нас нет ставок экскурсоводов, нам не хватает смотрителей, хранителей, площадей, – говорит он.

 – Нам хотелось бы получить дополнительные помещения здесь, на Стрелке, чтобы увеличить количество посетителей нашего Литературного музея, который должен быть доступен не только узкому кругу петербуржцев, но и жителям других городов».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector