Потери и последствия блокады. Часть II

С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков (после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза).

18 января 1943 года войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать коридор. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым.

В тяжелых зимних условиях (под обстрелами и в мороз) буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. «Коридор жизни» днем был смертельно опасен, так как местность простреливалась врагом. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс.

железнодорожников получили государственные награды.

18 января на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялась мемориальная акция «Говорят памятники», приуроченная к 76-й годовщине прорыва блокады Ленинграда.

Потери и последствия блокады. Часть II

Источник: https://rvio.histrf.ru

На Дворцовой площади было воссоздано историческое фото: рядом с аркой Главного штаба установлен танк КВ-1 из музея «Битва за Ленинград» им. З. Г. Колобанова.

Историю боевой машины поведала выставка из фотохроники военных лет и фоторабот по восстановлению КВ-1 до ходового состояния.

Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области.

Корреспондент портала «История.РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни».

Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению

– Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны – Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»?

– Я бы хотел сказать, что эту железную дорогу нельзя рассматривать в отрыве от операции «Искра», отдельно её изучать нет смысла. В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. приобрел достаточно прочное положение, но это не так.

Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера.

Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше.

У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить.

Потери и последствия блокады. Часть II

Состав двигается по «Дороге Победы». Источник: http://www.navalmuseum.ru

Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда.

Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Г. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу.

Одновременно при этом снимали с пути мины (свыше 2 тыс.), неразорвавшиеся снаряды и бомбы. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город.

Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках.

В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года – это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.

– Значит, после пробития коридора и постройки дороги ключевой задачей наших войск было прекратить эти обстрелы, отодвинуть фронт?

Потери и последствия блокады. Часть II

Низководный мост. Источник: https://www.pinterest.se/

– Верно, нам требовалось отодвинуть фронт на юг на 10-15 км, занять высоты и освободить железную дорогу с нормальной колеей. Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони.

Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке.

Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться.

У Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной армии

– Вы уже отмечали, что ситуация под Ленинградом напрямую зависела от общего положения дел в ходе войны. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?

– Нельзя отрывать одно от другого. И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. Не следует забывать, что против группы армий «Север» у Ленинграда было сосредоточено до 20% сил всей Красной Армии, а это серьезно.

А если мы затронем более ранний период – 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью.

Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать

Потери и последствия блокады. Часть II

Стела «Стальной путь», посвящённая Дороге Победы. Установлена на станции Петрокрепость. Источник: https://ru.wikipedia.org

– Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа?

– Налаживалась в первую очередь работа самой дороги, налаживался порядок движения. Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую – из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь.

Самая большая проблема – это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях. Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года.

Во многом этот коридор и дороги стали тем фактором, который позволил Красной армии накопить на Ленинградском фронте достаточно сил и средств для мощного удара и окончательного снятия блокады Ленинграда.

Это позволило зимой 1944 года провести ту операцию, которую мы сейчас знаем как Красносельско-Ропшинскую, когда с двух изолированных участков (Ораниенбаумского плацдарма и самого города) были нанесены равные по силе удары, приведшие к бегству немцев от города на 60-100 км. Без «Дороги Победы» это было бы невозможно.

 «Дорога Победы» была на несколько порядков эффективнее «Дороги жизни»

– Если сравнить «Дорогу Победы» и знаменитую «Дорогу жизни», насколько разница в снабжении при помощи этих транспортных артерий была ощутима?

– На порядки. Действительно, на порядки. С учетом работы ледовой трассы и водного пути эти масштабы просто несопоставимы. Без прокладки этой временной ветки накопить требуемое количество военных материалов в Ленинграде было просто физически невозможно. А уж обеспечить город – и подавно.

Читайте также:  Бесплатный музей футбола в санкт-петербурге

– Что касается работы временной ветки, она велась по принципу «Дороги жизни»? То есть туда – припасы, а обратным путем по возможности эвакуировались люди?

– В начале такой схемы не было. Слишком рискованно. Но позже велась эвакуация гражданского населения, вывозились раненые. Да и в Ленинграде оставались военные запасы, которые не вывезли в 1941 году, но они требовались стране, поэтому большую часть времени действия «Дороги Победы» поезда порожняком не шли. Линия работала с такой загрузкой, насколько это было возможным.

Детальное планирование и героизм солдат – ключ к успеху

– Я знаю, что у вас недавно вышла книга как раз о событиях операции «Искра» и прорыве блокады Ленинграда, скажите несколько слов как специалист об особенностях этой операции, возможно, у вас есть интересные факты.

Потери и последствия блокады. Часть II

Карта операции «Искра». Источник: http://encyclopedia.mil.ru/

– Я могу сказать, что в своей работе сделал первую попытку рассмотреть операцию «Искра», используя максимальное количество доступных документов – как советских, так и немецких. Возможно, для кого-то книга станет не очень приятным сюрпризом, так как я старался максимально честно и объективно охарактеризовать действительно тяжелые бои, которые велись под Ленинградом.

– Здесь я бы хотел уточнить, мы говорим о тяжести боев и о том, что они действительно дорого стоили нашей стране, но тем самым мы одновременно подчеркиваем и тот беспримерный подвиг, который каждый боец совершал в ходе прорыва блокады.

– Да, это так. С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. И да, большая самоотверженность простых солдат сделала возможным успех операции в тяжелых условиях.

Относительно планирования также можно сказать, что это не случайные удары, а в целом спланированная и осуществленная операция, которая отличалась от более ранних попыток деблокировать Ленинград.

Это была первая операция, сочетавшаяся со стратегическим наступлением наших войск, достаточно хорошо подготовленная. Впервые Ленинградский фронт наносил ощутимый удар из города, навстречу Волховскому фронту, и силы были примерно равными.

Действительно, готовились, планировали, ставили правильные и реальные задачи войскам. Блокада была прорвана, а «Дорога Победы» заработала, даже несмотря на то, что второй этап операции выполнить в полном объеме не удалось.

872 дня ужаса, голода и смерти: 78 лет назад была снята блокада Ленинграда

872 дня ужаса, голода и смерти. Сегодня 78-я годовщина снятия блокады Ленинграда – одного из самых страшных эпизодов не только Второй мировой войны, но всей человеческой истории.

В осажденном городе, по разным данным, погибло до полутора миллиона человек. И лишь малая часть из них – от немецких обстрелов. Люди умирали, потому что нечего было есть. Но Ленинград не сдался, выстоял.

О героях-блокадниках – в сюжете корреспондента «МИР 24» Анны Парпуры.

125 граммов хлеба в день – восьмая часть буханки. В самые тяжелые дни это была единственная еда жителей блокадного Ленинграда. Современные технологи приготовили хлеб по одному из рецептов того времени.

«Основным сырьем оставалась мука ржаная или пшеничная. Поскольку этого основного сырья было мало, поэтому вносились при замесе теста другие виды сырья, например, отруби пшеничные, подсолнечный жмых, мука овсяная, использовался солод», – рассказала главный научный сотрудник Санкт-петербургского филиала НИИ Хлебопекарной промышленности Лина Кузнецова.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. В первую же неделю немцы разбомбили склады, уничтожив три тысячи тонн муки, и затопили баржи, которые везли зерно в город. Нормы на хлеб пришлось урезать до минимума.

По карточкам рабочие могли получить только 250 граммов в день, остальное население – 125 граммов. На вкус эти кусочки мало напоминали привычный сейчас хлеб.

Муку приходилось делать из того, что еще не съели – семян диких трав, еловых иголок. В состав добавляли целлюлозу.

«Дерево все-таки употребляли в виде гидроцеллюлозы. Дерево обрабатывали целым рядом кислот. И получался продукт по консистенции как размоченное мыло. Его уже проглотить было можно», – сказала Ольга Афанасьева.

Когда началась блокада, Ольге Афанасьевой было шесть лет. Ее мать микробиолог в то время работала в лаборатории хлебопекарной промышленности.

«Без дрожжей и молочно-кислых бактерий хлеб не сделаешь. Так вот мама выделила такие культуры, которые съедают меньше питательных веществ из муки, и благодаря этому выход хлеба увеличился на 1%, и это в условиях блокады много значит», – отметила Ольга Афанасьева.

Чтобы напомнить о мужестве тех, кто выживал в осажденном Ленинграде, проводят акцию «Блокадный хлеб». Буханку делят на части по 125 граммов, которые затем раздают участникам. Такие акции сегодня проходят по всей стране.

«Когда мы говорим «голод во время блокады», надо посмотреть на этот кусочек хлеба, и больше ничего. Когда люди берут в руки эти 125 граммов, пусть и нынешнего хлеба без изменения рецептуры, у них слезы на глазах, понимание, да, это был страшный голод», – рассказала заведующая музеем имени Тани Савичевой Татьяна Яйцева.

В день снятия блокады проводят открытые уроки и исторические экскурсии. В Нижегородской области один из символов голодного времени – скульптура 14-летней Тани Савичевой. В музее хранятся фрагменты ее дневников.

«Эта девочка, которая в годы войны проживала в городе Ленинграде, потеряла всю свою семью в условиях холода и холода. Она известна всему миру тем, что вела страшную хронологию своей семьи и записывала в записную книжку», – отметила Татьяна Яйцева.

Сама Таня пережила блокаду, но не войну. Ее эвакуировали в интернат для сирот в Нижегородской области. 1 июля 1944-го девочка умерла от истощения. Ее могила напоминает новым поколениям о том, как страшна война.

В День снятия блокады Ленинграда смотрите на телеканале «МИР 24» документальный фильм «Дорога 101».

Потери и последствия блокады. Часть II
Потери и последствия блокады. Часть IIПотери и последствия блокады. Часть IIПотери и последствия блокады. Часть IIПотери и последствия блокады. Часть II

Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов — Н.Л. Волковский — читать, скачать

Серия основана в 1994 г.

Содержание

Введение

Часть первая. Документы Государственного комитета обороны, ставки верховного главнокомандования и Генерального штаба Красной Армии 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год
Часть вторая. Документы Ленинградского фронта 1941 год 1942 год 1943 год «Части Вашей дивизии первыми соединились с войсками Волховского фронта…» 1944 год
Часть третья. Документы Волховского фронта 1941 год 1941 год
Командующему 2-й ударной армией о порядке ведения наступления на Любанском направлении О безуспешных действиях по восстановлению коммуникаций армии О сроке встречных ударов с целью прорыва из окружения «По мере переброски резервов противник перешел к активным действиям…» 1943 год 1944 год «29 января… войска продолжали наступление, в ходе которого овладели 34 населенными пунктами» «… Разгромили 18-ю армию противника» Часть четвертая. Партизаны в битве за Ленинград
Часть пятая. Жизнь города 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год
 
 

В этой книге с помощью ранее засекреченных архивных документов рассматривается ход битвы за Ленинград от ее начала 10 июля 1941 г. до окончания 9 августа 1944 г. Показаны крупные операции, потери, военачальники, руководившие боевыми действиями.

Многие оценки и выводы о военном искусстве, состоянии войск, положении в блокадном городе и на оккупированной территории области, о других сторонах битвы за Ленинград читатели могут сделать сами на основе представленных в книге планов операций, решений Ставки ВГК, главнокомандующих видов и родов войск, командующих фронтами и армиями, оперативных директив, боевых приказов и распоряжений, переговоров по прямому проводу, боевых донесений, разведсводок и других документов и материалов.

Введение

Публикуемые документы и материалы посвящены исключительно важному событию Великой Отечественной войны – битве за Ленинград, продолжавшейся с 10 июля 1941 г. до 9 августа 1944 г.

Читайте также:  Смольный собор в санкт-петербурге: адрес, фото монастыря

Документы и материалы, связанные непосредственно с этой битвой, убедительно и ярко раскрывают драматизм этого длительного по времени противоборства между гитлеровской Германией и ее союзниками, с одной стороны, армией и флотом Советского Союза, с другой. В конечном счете, Ленинград выстоял и победил.

Документ за документом этой эпопеи позволят читателю как бы соприкоснуться с ней, шаг за шагом прийти к пониманию величия победы в вооруженной схватке за Ленинград.

Всего публикуется 472 документа, разработанные в Ставке ВГК, Главнокомандующими видами и родами войск, командующих фронтами и, как исключение, армиями. Здесь документы о жизни ленинградцев-блокадников, о производстве в городе боевой техники, о помощи городу, о составе и численности населения, смертности, рождаемости, преступности и т. д. Значительная часть документов публикуется впервые.

При отборе документов и материалов использовались фонды Ставки ВГК и Генерального штаба, фронтовые и другие фонды Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Часть документов взято из РЦХДНИ, ЦГАИПД СПб и др.

В документах читатель найдет ответы на многие вопросы: об обстановке, принимавшихся решениях (планах), ходе и результатах действий войск на различных этапах битвы за Ленинград, о мобилизациях населения и строительстве оборонительных сооружений, о работе ленинградской промышленности и транспорта, о снабжении и распределении продовольствия, сведения о потерях в войсках и жителей города.

В структурном отношении сборник состоит из предисловия, четырех разделов и иллюстративных материалов.

В первой части сосредоточены в основном директивы, приказы, распоряжения, постановления и указания Верховного Главнокомандующего, Государственного комитета обороны, Ставки ВГК, Народного комиссара обороны и Генерального штаба по вопросам обороны города и подготовки операций по прорыву блокады.

Сюда же включены директивы и распоряжения действующим войскам заместителей НКО, их доклады Верховному Главнокомандующему по различным вопросам, а также агентурные сводки Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии и другие.

Вторая часть не только самая большая по объему, но и, несомненно, наиболее важная по содержанию разделов сборника.

В нее включены документы Ленинградского, Волховского фронтов, Балтийского флота, Ладожской флотилии, относящиеся к обороне Ленинграда на дальних и ближних подступах к городу, к подготовке и проведению операций по прорыву блокады в 1943 г.

и наступлению советских войск в 1944 г.

Центральное место среди них занимают планы (замыслы) операций, решения командующих войсками фронтов и некоторых армий, оперативные директивы, боевые приказы и распоряжения, указания по взаимодействию и боевому применению родов войск, боевые донесения, переговоры по прямому проводу, разведывательные сводки, а также различные сведения о боевом и численном составе фронтов и армий, флота, потерях, трофеях и т. д.

В третьей части в основном документы о составе и боевых действиях партизанских формирований на территории Ленинградской области.

В четвертой части представлены документы о напряженном труде и массовом проявлении патриотизма, который, в конечном счете, и определил исход борьбы, о многочисленных жертвах, о героических действиях пожарников и жителей города по ликвидации последствий бомбардировок и обстрелов города. О работе промышленности и транспорта в городе в условиях блокады освещалось во многих опубликованных трудах. В сборник вошел ряд новых документов, которые позволяют составить общее представление о сложнейших проблемах промышленности и транспорта блокадного Ленинграда.

В этой части приведены документы о продовольственном снабжении и распределении продуктов питания, о снабжении и повышении норм выдачи, общем числе и категориях довольствия, о различных злоупотреблениях в этой жизненно важной для города сфере.

Читатель найдет здесь документы и материалы о голоде ленинградцев, о состоянии здравоохранения, о беспризорности детей, о статистике изменения численности и состава населения, материалы захоронений и т.д.

В документах НКВД и прокуратуры представлены статистические данные о численности и составе преступлений (преступников), о шпионаже и диверсиях.

Определенное место отведено науке, культуре, религии, т. е. духовной и творческой жизни Ленинграда в годы блокады.

По видам и типам документы весьма разнообразны. Поэтому при их группировке по четырем крупным блокам составители учитывали их важность, масштабность, назначение, содержание, место, время разработки каждого документа. Внутри частей документы расположены в хронологическом порядке (по дням и часам).

Археографическая обработка документов произведена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-популярным изданиям. Каждый документ имеет редакционный заголовок.

В нем указаны: название (вид и тип) документа, его автор (чей документ), номер, адресат (кому предназначен) и краткое содержание; сообщается, кому предназначены копии документа, дата и время.

В конце текста даны должности, воинские звания и фамилии лиц, подписавших документ, или только фамилии (условные или настоящие), то есть так, как было в подлиннике. После каждого документа указан его источник.

Среди публикуемых источников много весьма пространных отчетов и докладных записок, не весь материал которых представляет научный интерес. Поэтому некоторые документы даны не полностью. Сокращения, сделанные составителями, отмечены отточием. Гриф секретности на документах не проставлялся. Резолюции и пометки, несущие какую-либо информацию, воспроизведены в конце текста.

Правки текстов не производились. Устранены лишь орфографические и синтаксические ошибки, не менявшие смыслового значения документа.

Восстановление пропущенных слов, развертывание сокращений, воспроизведение отсутствующих дат, должностей и званий авторов и т. д. произведено в самом документе в квадратных скобках.

Там, где погрешности текста не поддавались устранению, они оговорены в примечании словами: «Так в документе».

Названия географических пунктов даны по картам, изданным в 1941–1945 гг. Выявленные при этом описки и искажения оговорены в примечаниях. Научно-справочный аппарат сборника включает список сокращений и именной указатель.

Коллектив составителей, высоко оценивая значение архивных источников, не имел возможности привлечь документы и материалы по битве за Ленинград во всей их полноте. Для этого потребовалась бы серия томов.

Опубликованы лишь наиболее содержательные архивные документы, отражающие драматические и героические страницы этой истории города-героя Ленинграда. Работа по сбору и уточнению сведений о битве за Ленинград продолжается.

Полученные данные по возможности будут опубликованы.

Публикуемые документы рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся историей данной проблемы. В составлении сборника приняли участие сотрудники Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации (ИВИ), Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).

В подготовке документов к печати приняли участие: В.Ю. Барбашова, Т. С. Бушуева, А. Ф. Ткачев, М. А. Нежданова, В. М. Манукян.

Сколько погибло солдат Красной Армии при попытках прорвать блокаду Ленинграда

 Русская семеркаРусская семерка

Ещё до того, как замкнулось немецкое кольцо окружение вокруг Ленинграда, советская Ставка ВГК поставила задачу 54-й отдельной армии перейти в наступление южнее Ладожского озера в направлении на станцию Мга и восстановить железнодорожное сообщение Ленинграда с «Большой землёй». Пока армия сосредотачивалась, немцы успели захватить Шлиссельбург. Задача армии теперь состояла в том, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. 10 сентября началось наступление. В первые два дня части 54-й армии добились некоторых тактических успехов, но уже 12 сентября немцы нанесли мощные контрудары и отбросили её почти на исходные позиции. В последующие дни 54-я армия, побуждаемая Ставкой и командующим Ленинградским фронтом Г.К. Жуковым, неоднократно возобновляла атаки. Несколько раз менялось направление главного удара (на Шлиссельбург, затем на Синявино). Но существенного продвижения не было. 24 сентября Ставка возложила на командующего 54-й армией маршала Г.И. Кулика личную ответственность за успех операции. Но уже 26 сентября операцию пришлось прекратить. Кулик был отставлен с должности. Командующий Ленинградским фронтом Жуков считал, что не может наступать достаточными силами навстречу Кулику, так как боялся ослабить силы фронта, непосредственно защищавшие Ленинград. Тем не менее, он попытался ограниченными силами пробить брешь в немецкой обороне. Части войск Невской оперативной группы (НОГ) удалось ценою больших потерь захватить и удержать маленький плацдарм на берегу Невы в районе Московской Дубровки, известный в дальнейшем как «Невский пятачок».[С-BLOCK] В октябре 1941 года была предпринята новая попытка прорвать блокаду Ленинграда. Она велась в основном теми же соединениями и в тех же направлениях. Несмотря на то, что ещё 16 октября немцы восточнее реки Волхов перешли в наступление на Тихвин, 20 октября советские войска начали Вторую Синявинскую операцию 1941 года. Упорные атаки, не приводившие к заметным успехам, продолжались здесь: на участке 54-й армии – до 9 ноября, на участке 55-й армии Ленинградского фронта – до конца ноября, на участке НОГ – до конца декабря. Особенно ожесточённые атаки предпринимались с «Невского пятачка», где за 43 дня состоялось 79 атак. Общие потери советских войск во всех этих боях составили около 100 тысяч человек, в том числе примерно 40 тысяч убитыми. Вся 18-я немецкая армия потеряла за это время убитыми около 13 тысяч, считая Тихвинскую операцию и бои на подступах к Ленинграду (то есть в районе Мги и Синявино – вряд ли больше половины этого числа).

Читайте также:  Приоратский парк в гатчине: фото, режим работы, как добраться

В декабре 1941 года войска Волховского фронта ликвидировали вклинение немцев под Тихвином и отбросили противника назад за реку Волхов. В январе 1942 года советские войска предприняли общее наступление на многих участках фронта. Задачей под Ленинградом было поставлено окружение и разгром 18-й немецкой армии к югу от Ленинграда.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов должны были нанести удары по сходящимся направлениям навстречу друг другу. 7 января армии Волховского фронта под командованием генерала армии К.А. Мерецкова начали наступление, но только 13 января, после повторных попыток, им удалось форсировать Волхов севернее Новгорода, в районе Мясного Бора.

В прорыв была введена 2-я ударная армия, которая в течение января и февраля вбила в оборону противника клин глубиной 60 км. Передовые части армии подошли к Любани. Им оставалось пройти до соединения с войсками Ленинградского фронта ещё такое же расстояние. Но успехи советских войск были локализованы действиями немцев.

Соседи 2-й ударной армии не сумели добиться успехов на своих участках. Также не смог перейти во встречное наступление Ленинградский фронт. Немцы удерживали узлы дорог. Коридор, связывавший 2-ю ударную армию с прочими частями фронта, оставался очень узким. В конце марта немцам удалось его перерезать.

Все попытки советских войск восстановить сухопутную связь со 2-й ударной армией не принесли успеха. В июле 1942 года она погибла в окружении.[С-BLOCK] Летом 1942 года советское командование предприняло в районе Мги и Синявина, где происходили наступления осенью 1941 года, операцию с ограниченной целью – пробить коридор для связи с Ленинградом.

Наступление Ленинградского фронта под командованием генерала армии Л.А. Говорова началось 19 августа, но не привело к успеху. Однако оно имело лишь отвлекающий характер. 27 августа в наступление перешли войска Волховского фронта.

Им удалось пройти половину расстояния, отделявшего их от ленинградцев, но в конце сентября немцы нанесли контрудар под основание выступа вклинившихся советских войск и к 10 октября восстановили исходное положение. Советские войска в ходе этой операции потеряли от 130 до 160 тысяч солдат и офицеров, немцы – до 35 тысяч. Считается, однако, что Синявинская операция 1942 года сорвала немецкую операцию с целью овладения Ленинградом.

Совместная операция Ленинградского и Волховского фронтов «Искра» (12-30 января 1943 года), координировавшаяся Г.К. Жуковым (получившим в ходе неё звание маршала), привела 18 января к пробитию узкого (8 км) коридора, связавшего Ленинград с «Большой землёй». Все попытки его расширить успеха не имели. Эта операция подробно освещена в литературе.

С 22 июля по 22 августа 1943 года советские войска предприняли Мгинскую наступательную операцию, целью которой было расширить коридор для связи с Ленинградом и восстановить сообщение с ним по железной дороге. Длившиеся целый месяц атаки привели лишь к незначительным вклинениям советских войск в оборону противника.

Наши общие потери в этой операции составили 80 тысяч, немецкие – 49 тысяч.

Начавшаяся 14 января 1944 года Ленинградско-Новгородская наступательная операция Ленинградского и Волховского фронтов привела к разгрому 18-й немецкой армии и окончательному снятию осады Ленинграда. Противник был отброшен на 200-250 км. 27 января 1944 года считается днём освобождения Ленинграда от длившейся 900 дней блокады. Таким образом, в течение 1941-1944 гг.

советские войска предприняли в общей сложности семь наступательных операций в масштабе фронта и объединений фронтов (из них только две оказались успешными) с целью снять блокаду Ленинграда.

Это показывает, что освобождение города на Неве неизменно являлось одной из главных стратегических задач советского командования, и для её выполнения делалось всё, что было в его силах.

Прорыв блокады Ленинграда: какие потери немцев были на самом деле

Потери немецких войск по советским источникам составили за тот же период около 19 000 человек убитыми и ранеными, было захвачено 1 275 пленных.
Когда данные советских и немецких потерь приводятся вместе, у многих они вызывают недоумение, все-таки наши в пять-шесть раз больше.

Чтобы понять, откуда такая разница, и может ли так быть, нет ли тут обмана, надо более детально представить себе, как происходило советское наступление.

Со стороны Ленинградского фронта наступала 67-я армия, со стороны Волховского фронта в наступлении участвовали 2-я ударная и часть 8-й армии.
Общая численность войск ударной группировки, составляла немногим более 300 тыс. человек.

В это число не входят соединения, переданные уже после начала операции, а это еще около 50 тыс. человек. Получается, что потеряли почти треть войск. Это много, но возможно. Для примера, из стрелковой дивизии в 10 тыс. человек, непосредственно в атаку идут только 4,5-5 тыс.

человек личного состава стрелковых и пулеметных рот. Они обычно и составляют подавляющее большинство потерь в наступлении. То есть чуть менее половины от общей численности соединения.

Советские войска несли очень большие потери, поскольку приходилось прорывать в лоб оборону, которую немцы укрепляли долго и тщательно. Местность там болотистая, и зимой она превращается в белую равнину, на которой не то что укрыться, спрятаться негде.

В такой ситуации, обычная яма, сверху прикрытая бревнами и землей, спрятанная под снегом, с расположенным в ней пулеметом, превращается в неприступную крепость. Которую не то что ротой, батальоном приходится атаковать. Да и атаковать не так как в кино. Наступать нашей пехоте приходилось по колено в снегу, и то в лучшем случае.

Любой снайпер, укрывшийся среди кустов, мог расстреливать наших солдат, пока патроны не кончатся.

Представим, что мог сделать один лишь, 854-й артиллерийский дивизион немцев, в котором было девять 211-мм мортир, стреляя по атакующим цепям нашей пехоты. 100-кг снаряд такой мортиры, взрывается на открытой местности, и на площади с футбольное поле остаются только убитые, раненые или контуженные. Всего дивизионов было четыре, и были там мортиры еще более крупного калибра.

Любое ранение, даже легкое, могло в этой ситуации оказаться смертельным. Упал человек в глубокий снег, из которого и здоровому трудно выбраться, и не найдут его, так и замерзнет. Ещё оказалось, что торфяные болота, которых в той местности много, не замерзли, и в них элементарно тонули, и люди, и танки.

Ну и наконец, хоть и говорят, что на войне не болеют, но достаточно представить себе, как в январский мороз сутками пробиваться через сугробы, ползать и то просто лежать часами в снегу, а потом ночевать в лесу. Список возможных заболеваний в такой ситуации может быть очень длинным. А в те времена и воспаление легких было смертельно опасным.

Так что выбывать из строя могли не только те, кто шел в атаку, но и те, кто в тылу вроде особой опасности не подвергался.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector