В рамках проекта, посвященного истории Безымянки, мы расскажем о культурном сердце этого района — Дворце культуры на площади Кирова.
В декабре 1950 года вышло Постановление Совета министров СССР о разрешении строительства в Кировском районе Куйбышева Дворца культуры объемом 90 тысяч кубических метров. Заказчиком строительства был определен завод №1 (ныне РКЦ «Прогресс»).
Нужно отметить, что по генеральному плану 1937 года «Большой Куйбышев» главный Дом культуры Безымянки должен был разместиться на перекрестке улицы Победы и Ново-Вокзальной, а на нынешней площади Кирова планировалось построить здание для драматического театра. Но этим планам не суждено было сбыться.
Вернемся в начало 1950-х годов. На следующей иллюстрации показан проект ДК на площади Кирова, разработанный куйбышевскими архитекторами.
Разработка проекта Дворца культуры шла достаточно тяжело, и в итоге было принято решение взять за основу уже существующий ДК. Такой нашелся в Нижнем Тагиле. Дворец культуры тамошнего металлургического комбината был построен в стиле помпезного сталинского ампира и производил прекрасное впечатление.
Дворец культуры в Нижнем Тагиле
Но даже после выбора прототипа работы шли медленно. Как на грех, в конце 1955 года было принято постановление «Об устранении излишеств в строительстве и архитектуре». Сталинский ампир с его богатым декором, портиками и колоннами был подвергнут беспощадной критике.
К тому моменту Дворец культуры был построен чуть выше фундамента. Проект пришлось отправить в Москву на доработку. В итоге Дворец культуры в Кировском районе был уменьшен примерно на треть, стал П-образным, хотя изначально должен был быть квадратным, портик, имевшийся в первоначальном проекте, также решено было убрать.
Строительство велось силами завода №1 (директор – Виктор Литвинов) и треста №11.
Ближе к его завершению на заседаниях художественного совета, ведавшего ходом работ, все чаще поднимался вопрос о том, что здание, увы, совсем не напоминает Дворец культуры.
В итоге было решено возвести портик с десятью колоннами, чтобы придать зданию более величественный вид и приблизить его к образцам классической архитектуры. Это потребовало дополнительных расходов.
Как итог, уже после сдачи Дворца культуры на площади Кирова в эксплуатацию в главной газете страны — «Правде» — появилась статья «Еще раз по поводу излишеств в строительстве и архитектуре»:
«Так, в Куйбышеве в результате незаконного изменения проекта к Дворцу культуры был пристроен десятиколонный портик с фронтоном. В зрительном зале удобные и экономичные люминесцентные светильники заменили бронзовыми люстрами. В зале установили дорогостоящие кресла, изготовленные по специальному заказу по образцам мебели прошлого столетия».
Заметка была опубликована 10 мая 1962 года. Ее автор дает слово и виновнику расходования бюджетных средств, секретарю Куйбышевского горкома КПСС Алексею Росовскому:
«Ведь мы привыкли, что дворцы культуры должны быть с портиками. Без портика Дворец культуры был бы похож на швейную фабрику».
Уже после выхода статьи, в июне 1962 года, на заседании Секретариата ЦК Алексею Росовскому был объявлен выговор. Но это уже было мелочью. К тому моменту Дворец культуры на площади Кирова работал уже более полугода. А широкоэкранный кинозал в нем начал свою работу еще в 1959 году.
В новом Дворце культуры было где развернуться: театральный зал на 1000 мест, кинозал на 650, конференц-зал – 420 мест. Имелся и спортивный зал, рассчитанный на присутствие 250 болельщиков. Кружки художественной самодеятельности получили для своей работы 11 просторных комнат.
Проектировался даже плавательный бассейн, но от этой идеи отказались.
В 1967 году архитектурный облик площади у ДК дополнил памятник Сергею Кирову.
17 октября 1967 года
Внутреннее убранство Дворца культуры на площади Кирова пронизано авиационно-космической тематикой.
Ниже представлены фотографии из коллекции Дворца культуры на площади Кирова и фондов СОГАСПИ, которые иллюстрируют творческую активность советского периода в его стенах.
Кружковая работа детского сектора ДК им. Кирова, 1963-64 годы.
Кружковая работа детского сектора ДК им. Кирова, 1963-64 годы.
Кружковая работа детского сектора ДК им. Кирова, 1963-64 годы.
Инга Пеннер
Фото интерьеров ДК им. Кирова: Дарья Григоревская
Архивные фото из фондов СОГАСПИ: Евгений Малинкин
Материалы из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев
Дк кирова превратится в it-кластер со спортклубом и ресторанами
Новые владельцы Дворца культуры имени С. М. Кирова представили концепцию его развития. За три года здесь планируется создать IT-кластер с собственной инфраструктурой, зоной досуга и развлечений.
Основой концепции станут современные технологии и компетенции в различных сферах бизнеса. Сам Дворец станет Центром развития инноваций, в котором будет возможность обучаться, отдыхать, есть и работать.
— Мы хотим создать единую экосистему, в которой проекты IT- компаний могли бы получать помощь, развитие и поддержку, — говорит Арина Ленская, гендиректор управляющей компании ДК Кирова.
Как Дворец разрушался
В 2018 году ДК, который является федеральным памятником архитектуры, отпраздновал свое 80-летие.
Бывший когда-то крупнейшим культурно-досуговым учреждением Василеостровского района, в 1990-е он превратился в загибающийся бизнес-центр с сохранившимися в детском корпусе кружками и секциями.
В кинотеатре площадью 800 квадратных метров и театре, площадью около четырех тысяч квадратных метров обвалилась кровля. Ни консервации, ни ремонта сделано не было — оба помещения просто разрушались при попустительстве собственника.
Анастасия ГавриэловаРазрушенный кинозал.
- В 2018-м компания «Докка», которая уже владела 49% акций Дворца, выкупила оставшийся пакет за сумму около 210−220 млн рублей у Федерации профсоюзов.
- На момент приобретения здания компанией «Докка», по данным MR7, из 24 000 квадратных метров площади дворца 10 000 уже не эксплуатировались по причине аварийности помещений, из оставшихся 14 000 — 80% сдавались в аренду.
Анастасия Гавриэлова
Новые владельцы ДК Кирова ставят перед собой амбициозные задачи, учитывая, что реновацию приходится осуществлять под неусыпным контролем комитета по охране памятников. Архитектура ДК Кирова уникальна и ее сохранение — один из главных приоритетов для администрации города.
Команда управляющей компании, в которую входят Илья Спиридонов из архитектурного бюро «Хвоя», Денис Кувиков из CEO Family Group, Артем Балаев из «Агора. Гастроурбанистика», настроена оптимистично и с уважением к прошлому.
Архитектура останется прежней
В ДК почти каждую неделю проходят экскурсии проекта «Петербург глазами инженера». Экскурсовод Дарья Паршина акцентирует внимание, что Дворец в момент постройки в 1930-х годах XX века был примером инновационного подхода к строительству. После открытия ДК был важнейшийшим центром притяжения ленинградцев. На втором этаже проходили танцы, в кинотеатре показывали зарубежное кино.
Виктория БобровичМраморный зал.
— У ДК огромная архитектурная значимость. Он построен в крайне неординарное время конструктивизма — 1930-е годы, когда происходил переход от авангардной архитектуры к сталинской, и ДК вместился в эту эволюцию стилей, — рассказывает Дарья Паршина.
- Расписание экскурсий по ДК смотрите на сайте пhоекта.
- Парковка перестанет быть просто парковкой
- По замыслу архитекторов, парковка перед ДК должна измениться и стать уютным зеленым пространством, которое можно трансформировать под различные мероприятия.
Виктория БобровичПарковка перед ДК.
— Традиционный урбанистский тренд по всему миру, когда парковки перестают быть парковками. И мы, конечно, видим это место осознанным пространством — говорит Артем Балаев, создатель концепции развития ДК.
— Есть идеи по озеленению и проведению здесь маркетов выходного дня. Мы надеемся, что выставочная деятельность, которая уже началась в ДК Кирова, в будущем году откроет двери и выйдет за пределы Дворца.
Кроме того, на внутренней территории ДК Кирова есть зеленые дворы, которые, по мнению создателей концепции, могут стать «эмоциональным сердцем» всего проекта.
Виктория БобровичВнутренний двор ДК
В план реконструкции входит и благоустройство прилегающих к ДК сквера «Василеостровец» и площади Собчака. Сейчас этот проект находится на согласовании в Комитете по благоустройству. Разработчики концепции модернизации ДК надеются, что он станет привлекателен для туристов. На обновленных площадках будут проводить ярмарки, музыкальные и театральные фестивали.
Поделят на зоны
Согласно концепции первый и второй этажи останутся в прежнем виде и никак не изменятся — только косметический ремонт. В здании библиотеки в ближайшее время появится коворкинг.
Виктория БобровичПервый этаж. Вестибюль.
— Это прекрасные пространства, визитная карточка интерьера ДК Кирова и их не надо разграничивать, — считает создатель новой архитектурной концепции ДК Кирова Илья Спиридонов. — Крыло детского корпуса и спортивного тоже оставляют за собой свои функции.
На третьем этаже расположатся образовательные пространства, на четвертом — IT-кластер, а пятый этаж планируется отдать под отель и апартаменты.
Что будет в башне, на которой есть отличная видовая площадка, пока не определились. Студия «Хвоя» предлагает сделать в ней бар, кафе-обсерваторию и музей ДК Кирова.
Кружки и секции останутся
Сейчас в ДК Кирова работают около 40 детских кружков и секций. Они традиционно располагаются в детском корпусе слева, занимающем около 1500 квадратных метров.
— Мы очень с большим трепетом и пиететом относимся к тем проектам, которые связаны с инновационными технологиями, но при этом хотим сохранить и культурную составляющую Дворца — кружки и секции, которые функционируют в ДК на текущий момент. Только хотим дать им более современную подачу в архитектурном решении дворца и современное развитие, — говорит Арина Ленская.
По ее словам, идея новой концепции учитывает все возрасты: мы хотим работать не только с дошкольниками, но и со школьниками и студентами.
«Хвоя»План 1 этажа.
— Мы уже ведем переговоры с ребятами из «Роботрека» (официальный проект Национальной технической инициативы, поддержан Агентством стратегических инициатив). У них огромные соревновательные мероприятия, на которые они собирают детей со всей России. Говорим и с «РобоФинистом» — это фестивальная история, связанная с роботами, техникой, инжинирингом. Они очень заинтересованы в сотрудничестве.
Денис Кувиков, партнер по формированию IT и Digital-ядра ДК Кирова, считает, что дети, школьники и студенты могут и должны быть вовлечены и в бизнес-процессы, происходящие в ДК Кирова:
— Компании в сфере современных технологий смогут вовлекать детей в свои проекты прямо со школ и институтов. Есть компании, которые так и делают. Вот мы хотим такой формат и тут сделать. Это сейчас актуальная тема многих круглых столов: как завязать детский сад, школу, вузы и бизнес.
Спорт тоже останется в ДК Кирова, но, очевидно, это будет большой фитнес-клуб, в котором будут и детские, и взрослые секции. Уже ведутся переговоры с московским проектом, каким — Арина Ленская не назвала.
Анастасия ГавриэловаСпортивный зал ДК Кирова.
— Если говорить о текущих резидентах — мы никого не выгоняем. У нас происходит плавная смена, ротация арендаторов, но в целом ДК живет и однозначно будет жить. — уверена Ларина.
Судьба театра без крыши
У ДК есть две серьезные проблемы, требующие огромных вложений, — помещение кинотеатра и театра — оба уже много лет стоят без кровли и разрушаются. Федерация профсоюзов не предотвратила эти разрушения и не законсервировала залы, поэтому сейчас они выглядят, как руины.
Анастасия Гавриэлова
Изначально инвестировать в реконструкцию ДК Кирова планировалось около 1,2−1,5 млрд рублей. Это инвестиции с учетом ремонта кинозала, площадь которого составляет около 800 квадратных метров.
Театр значительно больше — 4000 кв. метров. Его ремонт требует отдельных вложений — по самым скромным оценкам от 1 млрд рублей. Цена вопроса зависит от того, какой подход инвестор выберет к будущему этого участка.
Комитет по охране памятников не накладывает обязательств по сохранению функционального назначения помещения. Поэтому театр легко может превратиться в лекторий, бизнес-пространство или выставочный зал.
Все зависит от того, какой проект приспособления к современному использованию согласует КГИОП.
Арина Ленская не исключает, что за счет высоты сводов театра можно будет нарастить пространство, сделав дополнительный этаж — но решение еще не принято: «В рамках второй очереди за счет театра можно нарастить с 24 тысяч до 30 тысяч квадратных метров площадь ДК».
Справка: высота ДК составляет 38 метров. Высота колоннады Исаакиевского собора — 43 метра.
Очевидно, что для реконструкции театра потребуется привлечение новых инвесторов. С одним уже ведутся переговоры.
— Эти масштабные объекты мы рассматриваем как основные во второй очереди. Они станут сердцем жизни ДК. Точную сумму инвестиций мы будем понимать, когда четкая концепция по этим двум постройкам будет сформирована.
Мы ставим для себя сроки полного запуска объекта — 3 года. Это очень быстро, но мы к этому стремимся. У нас очень мобильная команда и с уверенностью 99% мы можем сказать, что в сроки уложимся, — говорит Арина Ленская.
По запросам жителей: не едальня и не ТЦ
В период подготовки концепции компания «Агора» запустила опрос жителей по поводу будущего ДК Кирова, в котором попросила их высказать свои идеи и ответить на вопросы анкеты: что они хотят увидеть в обновленном Дворце культуры.
Артем Балаев отметил, что активность жителей была очень высокой. За три дня ответили более тысячи человек.
— Все наши предположения оказались более-менее верными. Очень многие возвращались в своих воспоминаниях к тому периоду, когда ДК был местом культурного обогащения и развития и эта функция называлась одной из основных, которые надо сохранить. И мы планируем ее сохранить.
Высказывались пожелания не делать из Дворца культуры торговый центр. Так и будет. Опять же рассержанные горожане писали, что вокруг сплошные фудкорты, и они не хотят, чтобы ДК Кирова превращался в большую едальню.
И я хочу сказать, что объем фудхолла у нас небольшой, — говорит Артем.
Компания «Агора» специализируется на создании гастрономических кластеров. Но в этом проекте, по словам Балаева, приоритет отдан ментальному и физическому здоровью людей, которое будет в тренде в ближайшие годы.
— Формируя нашу концепцию, мы это учитывали. К примеру, в ТРЦ «Галерея» фудкорт занимает 3,5 тысячи квадратных метров, в нашем случае — 600−700. И мы говорим о сервисной функции. В ДК будет работать большое количество людей, и у них должна быть возможность поесть, — отмечает Балаев.
Предоставлено УК ДК Кирова
Хотя, согласно презентации для резидентов, предоставленной управляющей компанией ДК, общественному питанию на первом этаже будет отдано более 2000 кв. метров площади, на втором — около 600 кв. м, в башне — около 250 кв. м.
Презентация окончательной концепции развития ДК планируется в сентябре.
Анастасия ГавриэловаИсторическая фотография ДК Кирова
P. S. Если вы хотите посмотреть, как ДК выглядит сейчас, то 13 июня в мраморном зале пройдут танцы в стиле рок-н-ролл-вечеринки. Начало в 18:00. Вход свободный и бесплатный.
Дк им. кирова, часть 1
?
вождь краснокожих (gadkaya_mau) wrote, 2021-02-09 11:32:00 вождь краснокожих gadkaya_mau 2021-02-09 11:32:00 Ещё одна экскурсия от «Петербург глазами инженера» — в ДК им. Кирова, в ноябре прошлого года.1. Вид на ДК им. Кирова с площади Собчака.
Надёргала по паре строк из разных источников в качестве исторической справки:
Местность, где находится ДК, относится к историческому району Смоленское поле. Вплоть до постройки комплекса здесь был заболоченный пустырь, отделявший восточную часть Васильевского острова от района Гавани (западная часть ВО). В советское время именно это место было выбрано для строительства Василеостровского ДК, который бы объединил жителей обеих половин острова.
1926, пустырь в районе нынешнего ДК
В 1930 году был проведён всесоюзный конкурс проектов Василеостровского дома культуры, который должен был стать крупнейшим в стране. В условия включались создание большого театрального зала на 4000 мест, малого зала, кинотеатра, лектория, библиотек, спортивных помещений, обсерватории, детских комнат, комнат для клубных занятий. Первую премию получил проект Н. А.
Троцкого и С. Н. Казака (Козака). По замыслу авторов, здание имело разветвленный план, основной корпус ступенчатой формы перебивался вертикальными выступами, невысокая башня завершалась куполом обсерватории.
Крупные призматические объемы, огромные поверхности стекла, ленточные окна, легкие круглые столбы несущего каркаса — все это выражало формообразующие принципы конструктивизма.
После победы на конкурсе архитекторы серьезно переработали свой проект. Конструктивизм было решено соединить с входившей в моду неоклассикой.
Большие застекленные поверхности оказались заменены монументальными классическими формами, интерьеры также решены в классическом стиле. Большой театральный зал был выделен в самостоятельную часть, отделенную от клубного корпуса.
Композиция еще сохраняла конструктивистский характер, но переходная фаза в развитии советской архитектуры наглядно отразилась в двойственной стилистике здания.
Конкурсный проект, 1930Вариант проекта, макет. Здесь видно большой квадратный корпус слева — Большой театральный зал, который так и не был воплощен.
Строительство проводилось частично за счет массовых воскресников жителей Васильевского острова: рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов университета, Горного института.
Первая очередь Дворца культуры была открыта в 1933 году, но строительство продолжалось, с перерывами, до 1937 года. Проект, задуманный с грандиозным размахом, удалось осуществить не полностью: без театральной части и примыкавшего к ней крыла. Но и в урезанном виде этот дворец стал самым большим в Ленинграде (общая площадь около 22000 кв.м.
, одновременная вместимость — до 10 000 человек). В нем располагались театральный зал на 1370 мест, кинотеатр на 660 мест, 2 спортивных зала, 2 библиотеки, корпус для работы с детьми, 250 комнат для кружковой работы, танцевальный зал.Главный, южный фасад Дворца культуры обращен на аванплощадь, где предполагалось проводить митинги.
Основная пятиэтажная часть здания с двумя повышенными массивными ризалитами решена по симметричной схеме. Глухие торцы ризалитов, расчлененные широкими нишами, предназначались для установки барельефов, посвященных индустриализации и обороне страны, но исполнить их не удалось.
Основной параллелепипед, поднимающийся над уступчатым основанием, охвачен рядами пилонов, заключенных в гигантские рамы. Эта тема родственна главному фасаду другого сооружения Н.А.Троцкого — здания НКВД (пр. Литейный, д. 4). Более легкая нижняя и утяжеленная верхняя части, неоднородные по стилевому характеру, напоминают о разных стадиях проектирования.
Первоначальные конструктивистские черты наиболее отчетливо проступают в построении пониженного восточного (правого) крыла с его лаконичными распластанными объемами, прочерченными лентами окон.Тяжеловесная призматическая башня врезана сбоку в пятиэтажный массив. Ее скругленное завершение звучит отголоском мотивов силовой станции фабрики «Красное Знамя» Э.
Мендельсона (Пионерская ул., д.53). Прием асимметричной постановки высокой башни неоднократно варьировался в произведениях Троцкого (Мясокомбинат имени Кирова — Московское шоссе, д. 13, Кировский райсовет — пр. Стачек, д. 18).
Соединение продольной динамики общей композиции и устойчивой симметрии основной части здания, смягченных конструктивистских и модернизированных классицистических форм порождает напряженную коллизию.
Гипертрофированный масштаб и суровая монументальность наделяют Дворец культуры героическим звучанием.
Экспрессивный силуэт, ступенчатое нарастание объемов, возвышающаяся башня с обтекаемым завершением вызывают отдаленное сходство с большим кораблем, и такая ассоциация напоминает о близости моря.
2.Схема ДК, чтобы была понятнее его пространственная ориентация.
С 1990х годов, когда профсоюзы стали загибаться, здание постепенно стало приходить в упадок, что неудивительно — на содержание такого гиганта нужно огромное количество средств. Здесь до сих пор работают какие-то кружки и секции, часть помещений сдается разнообразным арендаторам, но бОльшая часть здания пустует. В 2019 году частные инвесторы выкупили его у Ленинградской федерации профсоюзов, а в конце прошлого года, как раз во время нашей экскурсии, началась реконструкция, которая должна превратить ДК в современное общественно-деловое пространство. С реконструкцией, правда, какая-то мутная история: работы начались до утверждения проекта и согласования его с КГИОП. КГИОП возмутился, пришёл с проверкой, выписал штаф и заморозил все работы. На двух разных сайтах ДК висят вот такие рендеры того, что якобы должно быть после завершения работ. Надеюсь, получится не просто очередной бизнес-центр, а действительно полезное и интересное общественное пространство в старых стенах типа Новой Голландии и Севкабель Порта.Ладно, с теорией разобрались, давайте теперь посмотрим, что тут сейчас на практике.3. Правое (восточное) крыло. Здесь на первом этаже располагались театральные кассы и вход в театр, а на втором — библиотека.4. В центральной части плёнкой закрыты ленточные балконы, тянущиеся вдоль 2 и 3 этажей.5. Полуколонны с капителями в виде шестерней. Что случилось с колонной в середине и рустом вокруг неё — непонятно.6. Портал центрального входа.7. Внутрь мы заходили не через центральный вход, а через вход в западном двухэтажном корпусе, где размещался детский сектор, который совмещал функции яслей, детского сада и дома пионеров. На первом этаже была оранжерея и кружок юннатов.Первый этаж сейчас частично разбомблен до голых стен и перекрытий, и в это же время в других помещениях ещё идут какие-то занятия.8. Входим в спортивный сектор. Коридор с душевыми и раздевалками.9. Здесь время остановилось на отметке 1990х.10.11.12. Поднимаемся на второй этаж.13. Лестницы в ДК добротные, широкие, с дубовой отделкой.14. Ещё приметы прошедшей эпохи — таблички, сделанные, наверняка, тут же в кружке выжигания.15. В коридоре огромные окна во всю стену и паркет на полу.16. За окном открытая терраса, давно закрытая и неиспользуемая. Изначально здесь была читальня на свежем воздухе.17. Как во многих советских учреждениях, стены зашиты деревянными панелями.18. Спортзал с галереей для зрителей. Внизу идёт тренировка, люди играют в бадминтон.19. Идем дальше. Тут тоже всё разобрано до голых стен.20.21.22. В комнатах полно разного хлама, оставшегося от съехавших арендаторов.23.24. Просторное помещение на втором этаже, в котором уже частично сделан ремонт — столовая.25. Тут уже видно, что ремонт проведён с нарушениями: потолок изначально был кессонированный, а теперь ровненький-гладенький. Оригинальный дубовый паркет тоже, кстати, входит в перечень преметов охраны. Понятно, почему КГИОП прибежал ругаться.26.27. Местоположение, габариты, конфигурация, рисунок и цвет оконных заполнений тоже должны быть сохранены в оригинальном виде.28. И к дверям это тоже относится. За дверью была кухня.29.30.31. Вид из окна столовой во двор.32. Спустившись из столовой вниз, выходим во двор. Вот её окна, на втором этаже. Над ней на крыше ещё одна терраса — частично крытая, частично открытая.33. Справа — крыло со столовой, впереди — основной корпус. Там, где горизонтальные окна — лестничный марш.34. Вид с улицы на открытую террасу-читальню.35. Двор целиком. Справа — спортивный сектор и столовая, впереди — основной корпус, слева — башня.36. Дворовой фасад основного корпуса.37. Ещё раз вид на крыло со столовой и спортивным сектором.38. Снова центральная часть39. Восточная часть с башней и театральным сектором.40. В средней части дворового фасада выдается полукруглая пристройка — кинотеатр.
Этот кинозал находился в центре Дворца культуры. Сначала рядовой, как все обычные кинозалы при Дворцах культуры. Но в 1967 году в нём открыли «Кинематограф», где демонстрировали старые киноленты, преимущественно заграничные. Кинотеатр «Кинематограф» в ДК им.
Кирова буквально прославился в городе фильмами из коллекции Госфильмофонда. Билетов было не достать! Невероятной популярностью пользовались абонементы, знакомившие с интересными ретроспективами – например, японских фильмов, по шесть-семь картин.
Где в те годы можно было увидеть Куросаву, Феллини, Антониони, мультики Диснея…В середине 1980-х кинотеатр закрыли на ремонт, а сеансы перенесли в «Спартак». В 1990-е арендаторы отремонтировали зал, но за два дня до открытия в нем обвалился потолок.
С тех пор он так и стоит без крыши. (https://vk.com/wall-3197974_16022)
41. Снаружи полукруг кинотеатра опоясан обходной галереей.
42. Внутри полный апокалипсис.Хотя в 2016 году тут вообще деревья росли и всё было завалено строительным мусором.43.44.45.46.47. По периметру всего зала тянутся какие-то каналы. Интересно, что это было? Отопление? Вентиляция?48.49. Полые деревянные конструкции в закруглённой части зала.50. Ржавые останки прожекторов на стенах51. Обшитые деревом колонны поддерживают кинооператорскую.52.53.54.55. Обшивка стен под обвалившейся штукатуркой56. Лучше всего сохранилась дверная ручка
to be continued…
Новое креативное пространство на Васильевском острове: каким оно будет — РБК
ДК Кирова ( пресс-служба)
В Петербурге запускается масштабная реконцепция Дворца культуры имени С. М. Кирова, расположенного на площади между Большим и Средним проспектами Васильевского острова. В здании появится IT-кластер, коворкинги, отель и апартаменты, сообщает пресс-служба ДК.
Концепцию разработала проектная команда CitiZen («Сити Дзэн»), сформированная на базе компании «Агора. Гастроурбанистика» Артема Балаева при участии экспертов, отвечавших за обновление Даниловского рынка в Москве.
Архитектуру проекта разрабатывает петербургское бюро «Хвоя».
Киберспорт, апарты и еда
Как рассказала РБК Петербург коммерческий директор ДК Кирова Арина Ленская, реконцепция будет проходить в несколько этапов. По её словам, к сентябрю 2021 года в здании появится гастрономическая зона и коворкинги. Вторым этапом, к концу года, планируется сформировать ядро концепции в виде коммерческого технопарка.
По словам Ленской, в нём разместятся IT- и технологические компании, а также будут выделены помещения для проведения форумов, хакатонов и киберспортивных мероприятий.
Следующими этапами станет строительство кинотеатра и театра, однако это станет возможно после того, как компания согласует соответствующие проекты с петербургским комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Эскиз нового облика ДК Кирова ( пресс-служба ООО «ДК Кирова»)
Площадь ДК Кирова составляет 25 тыс. кв. м — и IT-кластер, по словам коммерческого директора ДК Кирова, займёт половину здания.
На оставшейся территории, помимо гастрономических проектов, могут разместиться образовательные и развлекательные точки, арендаторы из сферы красоты, а также капсульные отели и апарт-отели.
«Уже сейчас есть спрос на аренду от каких проектов, мы формируем пул арендаторов», — сказала Арина Ленская.
Отметим, что сейчас в ДК Кирова работает около сорока творческих студий для детей и взрослых, а также спортивные секции. Как отмечает Ленская, пустыми остаются первый и второй этажи — около 7 тыс. кв. м.
При этом реконцепция затронет всё здание, часть арендаторов будет заменена.
«У нас большой объём краткосрочных договоров и наше право в рамках новой концепции принимать решение, работаем ли мы дальше с арендаторами или нет», — отметила собеседница РБК Петербург.
Дворец культуры имени С. М. Кирова
Большой пр. ВО, 83
Дворец культуры имени С. М. Кирова расположен на площади между Большим и Средним проспектами Васильевского острова. В XVIII — XIX веках эта территория была частью Смоленского поля, на котором проводились казни.
В 1930 году здесь было решено возвести Василеостровский дом культуры. Для этого был организован архитектурный конкурс.
В его условия включались создание большого театрального зала на 4000 мест, малого зала, кинотеатра, лектория, библиотек, спортивных помещений, обсерватории, детских комнат, комнат для клубных занятий. По результатам конкурса первую премию получил проект Н. А. Троцкого и С. Н. Козака.
Архитекторы предложили строительство здания, решённого в стиле конструктивизма. Его фасады должны были содержать большие остеклённые поверхности. Невысокая башня увенчивалась куполом обсерватории.
После победы на конкурсе архитекторы серьёзно переработали свой проект. Конструктивизм было решено соединить с только что входившей в моду неоклассической архитектурой. В результате большие стеклянные площади фасадов оказались заменены монументальными классическими формами. Объём Большого театрального зала было решено выделить в отдельном крыле, проектируемом в юго-западной части участка.
Закладка здания состоялась в дни празднования 13-й годовщины Октябрьской революции 1917 года.
Строительству способствовали массовые воскресники рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов Университета, Горного института.
Первая очередь Дворца культуры была сдана 5 мая 1933 года. В открывшемся ДК начали работать театр, библиотека, физкультурный и детский центр. Газета «Ленинградская правда» писала:
Большой пр. ВО, 83
«На Васильевском острове, на бывшем Гаванском поле, на месте свалки, на месте царских кабаков вырастает величайший в союзе Дом культуры, вместимостью в 12 тыс. человек, — подлинно Днепрострой культурного строительства.
Бригада каменщиков тов. Антонова укладывала по 2500-3000 кирпичей в день при норме 1300. Бригада формовщиков тов. Шалемова 40 часов не уходила с работы, когда собирала и устанавливала потолочную ферму театрального зала…».
На торжественном открытии Дворца культуры трудящиеся Василеостровского района выразили желание дать ему имя С. М. Кирова, что было приведено в исполнение в 1934 году.
Строительство продолжалось до 1937 года, проект не был завершён. Не были построены Большой театральный зал и западное крыло, соединяющее его с основным корпусом. Однако и в недостроенном виде Дворец культуры имени С.
М. Кирова стал самым большим в Ленинграде.
В глухих нишах фасада здания планировалось разместить барельефы, посвящённые социалистическому строительству. В 1935 году для их создания был организован конкурс, результаты которого так и не были реализованы.
Внутреннему убранству залов уделялось особое внимание. Ряд помещений был оформлен с использованием мрамора и ценных пород дерева. Огромный Мраморный зал был предназначен для массовых развлечений и танцев.
Формы построенного здания создавали впечатление большого корабля. Этому способствовали не только облик здания, но и близость Финского залива и просторные пустые площади вокруг Дворца культуры. Это свободное пространство также было переустроено. В 1930-х годах до Среднего проспекта был расширен Василеостровский сад.
Во время Великой Отечественной войны во Дворце культуры работал госпиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек. Сгорели крыша, Мраморный зал, ряд других помещений.
В 1948-1950-х годах на площади перед зданием по проекту Е. Ф. Владимировой и В. Д. Кирхоглани был разбит сквер. В 1968 году ближе к Большому проспекту были построены два павильона.
С 1967 до середины 1980-х годов здесь работал кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф».
В 1990-х годах во дворце культуры был открыт Дом национальных культур, чья деятельность к настоящему времени прекращена. В настоящее время помещения здания сдаются в аренду под офисы.
17 января 2005 года площадь перед главным входом в Дворец культуры была названа именем первого мэра Санкт-Петербурга — А. Собчака.
Дворцы культуры в декадансе: советское прошлое, которое еще можно спасти
КОМПЕТЕНТНО
Марина Зубкова, историк, гид по Петербургу:
«Дворцы культуры (общегородские) и дома культуры (относящиеся к одному производству или отрасли) появляются в СССР в ранний советский период как один из инструментов изменения старых социальных практик и внедрения новых.
Свежесть идеи оценят и за рубежом: в 1937 году ДК имени Горького авторства Александра Гегелло и Давида Кричевского получит Гран-при Всемирной выставки в Париже 1937 года, проходившей под девизом «Искусство и техника в современной жизни» как принципиально новое по своей архитектурной типологии здание.
В чем была новизна? Принципиально новая в сравнении с дореволюционными народными домами организация культурно-просветительской деятельности. Блага должны принадлежать тем, кто их создает.
Та деятельность, которую развивали дома культуры, должна была доказать обычным рабочим, что искусство не есть привилегия высших слоев имперского общества, но они сами могут создавать искусство.
Художники, литераторы, архитекторы работали над синтезом нового эстетического языка, стремились противопоставить искусство рабочего класса искусству дворянства и буржуазии, и к этому процессу мог прикоснуться каждый, записавшись в секцию или придя на концерт в ДК, от взгляда на архитектуру здания до знаний, полученных в классе или зрительном зале. ДК были свидетелями культурной истории целой эпохи, в них проходили главные события культурной жизни города.
То же мы можем сказать и о театрах XIX века, и вопрос, нужно ли сохранять ДК, можно сравнить с вопросом, нужно ли сохранять здания театров. Но если театры однозначно сохранять надо, но о ДК мы сегодня размышляем.
Думаю, здесь речь идет о тех самых иных формах искусства, к которым стремились всматривавшиеся в будущее авангардисты. Сегодня мы больше смотрим в прошлое, поэтому архитектура эпохи мечтателей из 1920-х нас не цепляет. Когда мы изменим свое мнение, будет поздно в буквальном смысле.
Несмотря на прогрессивные формы, в 1920-х строили из очень плохих материалов. То, что до революции решалось в металле, в 1920-х делается из дерева. Нового кирпича не было, брали материал разрушенных дореволюционных зданий.
Как следствие – общий непрезентабельный вид зданий, который сегодня усугубляется ремонтом из 1990-х, совершенно не подходящим эстетике авангарда.
Часть ДК сейчас приватизирована, другие продолжают быть собственностью тех предприятий, которым они принадлежали в советский период. Досуговая, театральная, учебная деятельность за редким исключением соседствует со сдачей помещений в аренду под офис.
Всё это востребовано как минимум местными жителями, но у них, как правило, нет запроса на улучшение состояния здания. Также стоит отметить, что в Петербурге больше внимания уделяется сохранности дореволюционных построек, чем советских, для которых состояние «ниже среднего» воспринимается как должное.
Это закономерно: в начале XX века тоже не было особого пиетета к зданиям века XIX. Но не уделяя должного внимания дворцам культуры, мы теряем и часть собственной идентичности как ленинградцев-петербуржцев, и яркие архитектурные памятники, каждый из которых уникален.
Повернуть этот процесс вспять можно лишь в том случае, если мы посмотрим на наше ближайшее прошлое с искренним интересом. Но это как раз то, что нельзя регулировать законодательно».