Памятник стерегущему в спб в честь подвига русских моряков

Самое интересное в истории Российского флота

Миноносец «Стерегущий»

26 февраля (10 марта) 1904 года — в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий». С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота.

Но вот что парадоксально — в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения — героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Прежде всего потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом.

Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

В 1910 году представитель Морского генерального штаба так прокомментировал сложившуюся ситуацию.

«В результате длившегося целый час боя с гораздо более сильным противником эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров и 45 из 49 матросов, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа! А легенда о двух матросах, открывших кингсторы и затопивших корабль, продолжает свою жизнь, вдохновляя будущих героев на новые беспримерные подвиги». И таких подвигов было немало. Например, гибель в неравном бою канонерской лодки «Сивуч» (1915 г.) или сторожевого корабля «Туман» (1941 г.).

Постройка «Стерегущего»

«Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Миноносец «Стерегущий»

Начало боевой службы

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания.

В тихую, темную ночь на 27 января (9 февраля) стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами. Так началась война и боевая служба «Стерегущего».

Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку.

Обратите внимание

Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы.

В ночь с 9 на 10 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй — в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе — к островам Эллиот.

Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно.

Выход на разведку

Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку.

При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. Неожиданно с правого борта были обнаружены 4 вражеских корабля.

Вскоре выяснилось, что это были японские истребители миноносцев.

Миноносец «Стерегущий»
С картины В.М. Иванова и И.И. Родинова

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу.

Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Последний бой

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских. Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С.

 Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин. От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством.

Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

А.С. Сергеев

Важно

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда. Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем.

В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя — к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками.

Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт.

Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов.

Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию.

Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос. При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул. В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера. Это адмирал С. О.

 Макаров шел на выручку миноносцу. Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул.

Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический.

Красивая легенда

Но героических кораблей в нашем флоте было немало. Посмотрите, например, статью о лидере «Ташкент» Читайте здесь. Но далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего». Здесь мы подходим ко второй легенде, но уже в значении не героической повести, а вымысла или мифа. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе.

Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником.

Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года.

Совет

Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» — так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года.

Памятник героям миноносца „Стерегущий“

Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда.

Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

О таком же случае с реальной самоотверженностью в бою всего экипажа и красивой легендой о героизме одного из матросов читайте в статье «Эсминец «Гром» — последний бой».

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Санкт-Петербург. 2000 г.
  • Большая советская энциклопедия. Том 24. Москва. 1976 г.
  • Веселов П. Миноносец «Стерегущий». Журнал «Техника-Молодежи» № 1 1988 г.
  • Синица Г.К. Звездный час адмирала Макарова. «Независимое военное обозрение» № 13 2004 г.
  • Надводные корабли России: история и современность. Информационный сервер «Приморский край России». Владивосток. 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Источник: https://korvet2.ru/minonosets-steregushtshi.html

Миноносец Стерегущий, памятник в Санкт-Петербурге. Фотографии

Этот памятник миноносцу «Стерегущий» посвящённый подвигу наших моряков в Русско-японской войны 1904-1905 гг. установлен в Александровском парке Санкт-Петербурга в 1911 году. Является последним монументом в нашем городе воздвигнутом до Революции 1917 года и единственным, посвящённым той далёкой войне.

Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года в присутствии императора Николая II.

Адрес:  Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., Александровский парк

История памятника

Русско-японская война:

Война между Российской и Японской империями за контроль над территориями Кореи, Китайской областью Маньчжурией и акваторией Жёлтого моря происходила в период с 9 февраля 1904 г. по 5 сентября 1905 г.. Закончилась победой Японии.

Подвиг миноносца «Стерегущий»:

Возвращаясь из разведывательного рейда два русских эскадренных миноносца «Стерегущий» и «Решительный» 10 марта 1904 г. столкнулись с четырьмя японскими миноносцами.

В результате неравного боя миноносцу «Решительный» удалось пробиться в Порт-Артур, а «Стерегущий» нанеся значительный урон противнику и потеряв почти весь экипаж (в плен были взяты 4 человека из 55 членов экипажа) затонул от полученных повреждений.

В настоящее время известно, что красивая история о героическом подвиге двух матросов затопивших корабль является всего лишь легендой.

Дело в том что в проекте кораблей этого проекта не было кингстонов, мало того Морской генеральный штаб сообщил императору Николаю II об отсутствии каких либо достоверных сведений по этому морскому бою.

Обратите внимание

Ответ императора был следующим:  «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца Стерегущий».

Поэтому этот монумент можно воспринимать как память героизму всех Российских моряков погибших в Русско-японской войне.

Скульптор памятника К. В. Изенберг:

Автором этого замечательного монумента является скульптор Константин Васильевич Изенберг. Гипсовая модель памятника, изготовленная в 1908 году хранится в Военно-морском музее.

Архитектор памятника А. И. фон Гоген:

Архитектором памятника является известный Санкт-Петербургский зодчий Александр Иванович фон Гоген. По стечению обстоятельств самые известные его архитектурные произведения в нашем городе находятся на Петроградской стороне буквально напротив памятника, это Городская мечеть и Особняк Кшесинской.

Александровский парк

Александровский парк является одним из старейших и самых известных парков города, основанный в 1842 г. и названный в честь императора Александра I, как и, Александровский дворец с Александровским парком в Царском Селе (г. Пушкин). Расположен на месте гласиса (пологая земляная насыпь перед крепостью) Петропавловской крепости.

Памятники Санкт-Петербурга

Фотографии памятника:

Памятник в Александровском паркеПамятник в Санкт-ПетербургеМиноносец «Стерегущий»

Источник: https://1703piter.ru/pamyatniki/pamyatnik-minonostsu-steregushhij-v-peterburge/

Памятник Стерегущему

Около двух лет работал скульптор над памятником, запечатлевшим героический подвиг офицеров и матросов миноносца «Стерегущий» во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

В 1911 году в парке установили памятник «Стерегущему», созданный К. В. Изенбергом. Около двух лет работал скульптор над памятником, запечатлевшим героический подвиг офицеров и матросов миноносца «Стерегущий» во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

В ночь на 26 февраля 1904 года два миноносца 1-й Тихоокеанской эскадры — «Стерегущий» и «Решительный» вышли из Порт-Артура в море на разведку. На рассвете они возвращались на свою базу, но были встречены четырьмя японскими миноносцами. Завязался неравный артиллерийский бой.

Поддерживая энергичный огонь, русские корабли быстро уходили к Порт-Артуру, как вдруг из-за берегового мыса вышли два японских минных крейсера, которые сразу же открыли огонь своей артиллерии.

«Стерегущий» отстал от «Решительного» и был отрезан от него. Противник ожидал, что русский миноносец, оставшись в одиночестве против шести кораблей, поднимет белый флаг. Но этого не произошло. «Стерегущий» яростно отстреливался. Бой длился около двух часов.

Почти сразу был смертельно ранен командир лейтенант Александр Семенович Сергеев. Несколько снарядов попало в корабль, он лишился хода и стал неподвижной мишенью для вражеских пушек. Замолчало последнее орудие.

Погибла почти вся команда, но ни один человек не ушел со своего поста.

Японские корабли в результате мужественного сопротивления русских моряков понесли чувствительные потери — было подбито два миноносца: в «Сазанами» попало 8 снарядов, в «Акебоно» — 27. Когда огонь со «Стерегущего» прекратился, от японского миноносца от-
Валила шлюпка с командой, чтобы взять на буксир подбитый русский корабль и увести его к себе.

Оставшиеся в живых несколько израненных и обожженных матросов приняли решение потопить миноносец, чтобы он не достался врагу. 4 офицера и 45 матросов погибли, четырех раненых матросов подобрали японцы.

Читайте также:  Новый музей в санкт-петербурге: экспозиция и мероприятия

Командующий флотом вице-адмирал С. О. Макаров, получив от «Решительного» извещение о тяжелом положении «Стерегущего», тотчас же на крейсере «Новик» в сопровождении крейсера «Баян» поспешил на выручку. Но было поздно. «Стерегущий» уже шел ко дну, а японские корабли, увидевшие приближение русских крейсеров, поспешили скрыться.

Важно

На открытии памятника 10 мая 1911 года присутствовал оставшийся в живых трюмный машинист «Стерегущего» Василий Новиков.

Памятник, установленный на глыбе серого гранита, изображает фрагмент пробитого снарядами корабля и двух матросов, стоящих у открытого иллюминатора, в который хлещет вода. С тыльной стороны памятника на бронзовом щите подробно описывается подвиг «Стерегущего». В 1955 году был укреплен еще один бронзовый щит, на котором перечислен весь экипаж корабля.

Доблесть и мужество моряков «Стерегущего» навсегда вошли в историю отечественного Военно-Морского Флота и составляют одну из славных ее страниц.

Многие поколения моряков воспитывались на этом примере стойкости, верности своему воинскому долгу, беззаветной преданности Родине.

В годы Великой Отечественной войны в составе Краснознаменного Балтийского флота сражался с фашистами эскадренный миноносец «Стерегущий».

Еще не оценили

Источник: http://www.petersburg-bridges.ru/spb/kronverk/pamyatnik-steregushhemu.html

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Предметный указатель / «Стерегущий», памятник

  • Памятник «Стерегущий». 1911. Скульптор К.В. Изенберг

Рубрикатор / Памятники Санкт-Петербурга/Памятники военной истории России
Рубрикатор / Памятники Санкт-Петербурга/1860 — 1917
Адрес: Кронверкский пр. (Александровский парк)Скульптор: Изенберг Константин Васильевич (1859-1911) Архитектор: Гоген фон Александр Иванович (1756-1914)Открыт 10 мая 1911 г.

Материалы: бронза — скульптурная композиция, накладные текстовые доски, литеры, венки; гранит финляндский красный, кованый — постамент; гранит серый — основание.Подписи: на скульптурной отливке с лицевой стороны, у маховика:Конст. Изенбергь 1908; с тыльной стороны: Отливалъ / В.З. Гавриловъ С.П.Б.

Надписи: на лицевой стороне накладными литерами: Стерегущий;на тыльной стороне текст досок литыми знаками: В ночь на 26 февраля 1904 года из Порт-Артура выслан был от- /ряд миноносцев в море на разведки. За ночь миноносцы разде- /лились, и с разсветом миноносец СТЕРЕГУЩИЙ оказался вбли- / зи четырех японских миноносцев, а вдали были видны еще / другия неприятельския суда.

/ СТЕРЕГУЩIЙ повернул к Порт-Артуру, а японцы, обстреливая, / преследовали его. Вскоре один из неприятельских снарядов / попал в машину СТЕРЕГУЩАГО, и миноносец остался без дви- /жения среди врагов, осыпаемый градом снарядовъ. СТЕРЕГУЩИЙ / отстреливался из своих пушек до последней возможности. /Одним из первых был смертельно ранен командир лейте- /нант Сергеев.

Совет

Умирая, он напомнил оставшимся матросам / какая великая слава будет для них, если они погибнут, но / не позволять непри / ятелю овладеть миноносцем. Эти слова / умирающего командира глубоко врезались в сердца матро- / сов, следствием их и был тот безсмертный подвиг, который / совершил миноносец СТЕРЕГУЩИЙ.

Вскоре были убиты / и все офицеры: лейтенант Головизнин, мичман Кудревич и / инженер-механик Анастасов. Вся палуба миноносца по- / крылась убитыми и ранеными, которые при качке безпомощно / скатывались за борт. / Тогда японцы спустили шлюпки, чтобы подать на СТЕРЕГУЩИЙ буксир и увести его.

По пути ими подобраны были с воды четверо ра- / неных, державшихся за обломки: минно-машинный квартирмейстер / Федор Юрьев, машинист 2-й статьи Василий Новиков, кочегар /1-й статьи Алексей Осинин и кочегар 2-й статьи Иванъ Хиринский. /По окончании войны они возвратились в Россию. / На самом СТЕРЕГУЩЕМ из всей команды остались в жи- /вых только два человека.

Увидя приближение японцев, эти два /матроса спустились вниз и, задраив за собою горловины, откры- /ли кингстоны, чтобы утопить миноносец. / Они предпочли геройскую смерть японскому плену. / СТЕРЕГУЩИЙ, взятый уже на буксир японцами, начал тонуть и / вскоре погрузился на дно моря вместе с двумя героями.

ниже — доска с барельефом, на которой перечислены имена экипажа миноносца “Стерегущий”, и текст: Вечная слава героям, павшим в боях за Родину.Монумент посвящен известному событию начала русско-японской войны 1904—1905 гг. В неравном бою с японцами миноносец «Стерегущий» получил повреждения, почти весь экипаж погиб.

Оставшиеся в живых два матроса не сдались врагу, потопили корабль, погибнув героями.Скульптор К. В. Изенберг по своей инициативе создал модель монумента, запечатлев трагический момент гибели матросов. В августе 1908 г. проект Изенберга утвержден императором Николаем II к исполнению.

По Высочайшему повелению местом установки выбран Александровский парк, «при съезде с Троицкого моста». В 1909 г. Изенбергом подписан договор, по условиям которого «автор передавал Морскому министерству в полную собственность гипсовую модель памятника, принимая на себя все работы по постановке памятника: сооружению фундамента по чертежам профессора В. Н.

Соколовского, изготовление постамента из хорошего красного финляндского гранита, а также произвести отливку из художественной бронзы скульптурной части памятника». При этом приобрести художественную бронзу скульптор мог за счет денег, полученных от продажи медного лома из Кронштадта, который вместо денежных средств предоставляло автору Морское министерство.

Обратите внимание

Это, пожалуй, единственный случай в истории отечественной монументальной пластики, когда автор сам вынужден организовать и руководить процессом воплощения собственного художественного проекта. В 1910 г. литейщиком В. З. Гавриловым проведены бронзолитейные работы. Архитектурная часть и «работы по оборудованию насыпной горки-куртины» закончены в 1911 г.В 1930—1940-х гг.

авторский замысел, не предусматривающий никакой водоснабжающей системы на скульптурной части памятника, был грубо нарушен. Из подведенных труб на памятник подавали воду, которая текла, натуралистически повторяя виртуозно промоделированный бронзовый поток. Лишь в 1970 г. эксплуатация памятника как фонтана-новодела была прекращена специальным решением Ленгорисполкома.

Вода нанесла монументу значительный ущерб: под воздействием влаги коррозия разрушила не только бронзу, но и металл внутреннего опорного каркаса скульптурной отливки. Под постаментом вода размыла фундамент. В 1993 г. Государственным музеем городской скульптуры проведена полная реставрация памятника, спасшая его от разрушения.В 1954 г. по проекту сына автора памятника художника В. К. Изенберга воссоздана утраченная в 1920-х гг. накладная доска. Доска со списком команды «Стерегущего» и барельефом «Последние минуты боя» отлита на заводе «Монументскульптура».

Высота памятника – 5,5 м

Персоны

Гаврилов В. З.
Гоген Александр Иванович фон
Изенберг Константин Васильевич
Николай II, император
Соколовский В. Н.

Адреса

Кронверкский пр./Санкт-Петербург Александровский парк
Александровский парк

Предметный указатель

Городской скульптуры музей
Государственный музей городской скульптуры
«Монументскульптура»
Упоминается в статьях (2)

  • Памятник «Стерегущий». 1911. Скульптор К.В. Изенберг
hidden

Городской скульптуры музейГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЙ Государственный (ГМГС) (Невский просп., 179/2), организован в 1939 с целью музейного учета, охраны и реставрации выдающихся памятников, монументально-декорат. сооружений и худож. надгробий. В ведении ГМГС — св. 400 гор
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

Российскому флоту памятникиРОССИЙСКОМУ ФЛОТУ ПАМЯТНИКИ. СПб. — колыбель Рос. флота, что объясняет сооружение ряда памятников, связанных с историей и деятелями флота, начиная от его основателя Петра I. Ботный домик в Петропавловской крепости (1762-65, арх. А. Ф
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга

Источник: http://www.encspb.ru/object/2855700822?lc=ru

Владимир Малышев — о последнем бое эсминца «Стерегущий»

Оригинал здесь.

На рассвете 26 февраля (10 марта) 1904 года эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» возвращались после ночной разведки к островам Эллиот в Порт-Артур. Неожиданно в густом утреннем тумане они наткнулись на четыре японских корабля.

Зсминец «Стерегущий»

Это были миноносцы «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», к которым вскоре подошли еще два японских крейсера. Завязался неравный бой. «Решительный», у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт-Артуру, а на «Стерегущего» обрушилась вся мощь огня вражеских орудий.

Получилось 64 орудия против четырех! Это был настоящий ад: японские снаряды снесли все мачты и трубы на русском миноносце, был пробит корпус. Пока еще работала машина, оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре его орудия замолчали.

Смертельно раненный командир «Стерегущего» лейтенант Александр Сергеев отдал последний приказ: «Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля».

Матросы прибили гвоздями к гафелю изрешеченный Андреевский флаг и продолжали отстреливаться даже из винтовок. Вся палуба была залита кровью и усеяна телами погибших русских моряков…
На палубе «Стерегущего» во время бояВидя, что «Стерегущий» перестал подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир и захватить как добычу. С миноносца «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт русского корабля японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

В неравном бою погибли командир «Стерегущего», три офицера и сорок пять членов его команды. Японцы, подобрав четырех чудом оставшихся в живых русских матросов, привязали к изуродованному кораблю стальной трос, однако едва начали тащить его за собой, как буксир лопнул. «Стерегущий» стал крениться на борт и вскоре скрылся под волнами.

Между тем, «Решительный» добрался до Порт-Артура. Его тяжело раненый капитан Федор Босее доложил командующему флотом адмиралу Степану Макарову: «Потерял миноносец, ничего не слышу». И упал без сознания. К месту сражения поспешили два русских крейсера, «Баян» и «Новик».

Моряки видели тонущий «Стерегущий» и кружащиеся вокруг японские корабли, в том числе — их подоспевшие тяжелые крейсера. Когда русский миноносец затонул, Макаров приказал возвращаться в Порт-Артур: сражаться легким крейсерам «Баян» и «Новик» с японской армадой было бесполезно.

Восхищение японцев подвигом русских матросов было столь велико, что когда четырех пленных моряков доставили в Сасебо, их уже ждало восторженное письмо от японского морского министра Ямамото.

В нем говорилось: «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой долг, как моряки. Я искренне хвалю вас, вы – молодцы!»

«Стерегущий» в неравном бою

Беспримерная битва получила широкий международный резонанс. Корреспондент английской газеты «Таймс», сославшись на японские донесения, первый сообщил всему миру версию о том, что, не желая сдаваться врагу, два русских моряка заперлись в трюме, открыли кингстоны и сами затопили свой корабль.

Статью перепечатала русская газета «Новое время», и английская версия «героического затопления» пошла гулять по России.

Важно

О подвиге печатали открытки, широко распространялись репродукции с картины художника Самокиш-Судковского, изображавшего момент открытия «двумя неизвестными матросами» кингстонов и иллюминатора на гибнущем «Стерегущем». Сочинялись и стихи:

Два сына «Стерегущего» в пучине спят морской,

Их имена неведомы, сокрыты злой судьбой.
Но слава, память светлая пребудет навсегда,
О тех, кому могилою глубокая вода…

Версию, казалось, подтвердили потом и сами уцелевшие моряки. Вернувшись на родину из японского плена, трюмный машинист Василий Новиков заявил, что это именно он открыл кингстоны и затопил миноносец…

Картина, изображающая легендарный подвиг матросов «Стерегущего»,

затопивших корабль

В апреле 1911 года в Александровском парке на Петроградской стороне поставили памятник героическому подвигу матросам «Стерегущего». Искусно скомпонованная бронзовая композиция на фоне креста состоит из двух матросов: один с усилием открывает иллюминатор, из которого хлещет вода, а другой – кингстоны. Ее спроектировал известный скульптор Константин Изенберг.

Монумент высотой пять метров расположен на глыбе серого гранита. Основание — насыпной холм с тремя лестницами. По его сторонам высятся гранитные столбы-фонари, напоминающие маяки. Открытие памятника состоялось 26 апреля 1911 года с большой торжественностью.

Присутствовал Николай II, одетый в морскую форму с Андреевской лентой, премьер Петр Столыпин, великие князья, в том числе великий князь Кирилл, чудом спасшийся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый адмирал Степан Макаров и живописец Василий Верещагин.

Как писал современник, «звуки молебна и пение гимна «Боже, царя храни» перемежались с бравым, перекатывающимся «Ура!». Вдохновленный успехом, К. Изенберг хотел позднее поставить рядом памятник морякам крейсера «Варяг», но не успел, в том же 1911 году талантливый скульптор умер.

В 1930 году, для придания скульптурной композиции большего эффекта, к ней провели трубы, и из иллюминатора стала хлестать настоящая вода.Однако потом воду все-таки отключили, так как выяснилось, что памятник стал быстро ржаветь.

Читайте также:  День семьи в россии в 2019 году: программа мероприятий в питере

К тому же оригинальный замысел скульптора вообще «живой» воды не предусматривал.

В 1954 году, в связи с 50-летием подвига, с тыльной стороны монумента укрепили мемориальную бронзовую доску с барельефным изображением боя и списком экипажа «Стерегущего».

Совет

Исторический парадокс в том, что именно такого эпизода, мастерски отлитого скульптором в бронзе, на самом деле никогда не было.

Сразу после русско-японской войны причину гибели «Стерегущего» выясняла специальная комиссия. Проводивший исследование старший лейтенант Е. Квашнин-Самарин пытался приостановить строительство памятника «двум неизвестным героям».

«Грустно видеть в великой России, что кто-то на авось пропагандирует постановку памятника не существовавшим морским героям, когда вся история нашего флота полна настоящими подвигами», — писал он, полагая, что кингстоны открыл Новиков.

Однако версия о «двух неизвестных матросах» уже была доложена императору. Стали снова собирать сведения.

Кто их открыл: «два неизвестных матроса» или Новиков? Но в показаниях Новикова, который утверждал, что это он спустился в машинное отделение и открыл кингстоны во время буксировки миноносца японцами, и других уцелевших матросов обнаружились явные противоречия и «несообразности».

Морской генеральный штаб счел, что версия о «двух неизвестных матросах» есть выдумка, и, «как выдумка, не может быть увековечена в памятнике». Однако в 1910 году монумент был уже отлит и полностью готов к открытию. Стали выдвигаться предложения о его переделке.

Тогда Генштаб обратился с докладом на «высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предлагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»? Резолюция императора была такова: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

Памятник в честь подвига «Стерегущего»

Между тем, споры о «деле «Стерегущего» продолжались. Версия об открытии кингстонов Новиковым вызывала все большие сомнения.

Обратите внимание

Комиссия долго разбирались с чертежами миноносца, а потом пришла к окончательному выводу, что «кингстонов затопления в машинном отделении не было». А потому ни Новиков, и никто другой их открыть никак не мог.

Мало того, японцы, как выяснилось, перед тем, как взять «Стерегущий» на буксир, тщательно проверили трюмы, и там уже никого не оставалось.

Но как же тогда все-таки быть с показаниями «живого свидетеля»? Новикова тоже опросила комиссия, и он не смог подтвердить свой рассказ.

Вероятно, во время японского плена моряк прослышал про английскую версию «открытых кингстонов» и решил, вернувшись на родину, приписать все это себе. Кстати, судьба самого Новикова сложилась тоже трагически.

После войны он вернулся в родную деревню Еловка, а в 1921 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам.

История с мифическими кингстонами не умаляет величие подвига русских моряков «Стерегущего», который навсегда вошел в историю войн, как пример блистательной доблести и геройства. Японцы не переставали изумляться беспримерному подвигу русских матросов.

Адмирал Того сам сообщил об этом в своем докладе императору, отмечая мужество врагов. Было решено особо почтить память погибших: в Японии установили стелу из черного гранита, посвященную русским морякам, с надписью: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Е.

Квашнин-Самарин писал в 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько был велик подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и будит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа».

Однако история с мифическими кингстонами все-таки оказалась живучей. Даже много позднее, когда все обстоятельства гибели «Стерегущего» были давно установлены, об этом снова рассказывали, писали книги, о кингстонах до сих пор упоминают в некоторых современных путеводителях по Санкт-Петербургу, а ленинградский поэт Леонид Хаустов сочинил стихи:

Вы русскими кончили бой моряками.

Последнюю отдали Родине честь:
Кингстоны открыли своими руками
С такою же волей железной, как здесь,
На этом гранитном крутом пьедестале…

Важно

Почти сразу же после гибели «Стерегущего», в 1905 году в Ревеле был спущен на воду эсминец с таким же именем. Третий «Стерегущий» построили уже в СССР в 1939 году.

Он участвовал в Великой Отечественной войне и погиб в неравном бою с гитлеровской авиацией. Четвертый «Стерегущий» спустили на воду в 1966 году, он служил в составе Тихоокеанского флота.

А в 2008 году был построен уже пятый — корвет «Стерегущий».

Так слава, память светлая пребудет навсегда…____________________________________

О том же событии — статья доктора исторических наук Андрея Иванова

Источник: https://mikhael-mark.livejournal.com/842621.html

«Стерегущий» — легенда российского флота. Его подвиг чтили даже враги

После войны «Стерегущему» поставили два памятника. Один установили в Петербурге по распоряжению императора, а второй — черную стелу в честь моряков, чтивших родину превыше жизни, — в знак уважения установили японцы.

Ночная разведка

В начале войны российский флот потерял крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Японцы подходили к рейду и обстреливали порт. Адмирал Макаров, принявший командование флотом, приказал проводить разведывательные рейды и выявлять местонахождение вражеских кораблей.

В ночь на 25 февраля на разведку отправились два эскадренных миноносца.

Миноносец «Стерегущий»

«Стерегущий» и «Решительный», обходя острова, у входа в бухту заметили японский крейсер. Корабли выполнили задачу — обнаружили японскую базу. Миноносцы были слабо вооружены, при появлении врага им было приказано атаковать врага торпедами и уходить от боя.

В неравном бою

На «Решительном» на полном ходу из труб стало вырываться пламя, и русские корабли были обнаружены. Миноносцы взяли курс на Порт-Артур, чтобы доложить о дислокации японских кораблей. На обратном пути, когда до порта оставалось не более 20 миль, они столкнулись с четырьмя японскими миноносцами, более быстрыми и лучше вооруженными.

Оба российских миноносца после обстрела получили повреждения. «Решительному» удалось прорваться, миноносец направился в Порт-Артур за помощью. «Стерегущий», получивший серьезные повреждения, вынужден был принять свой последний бой.

«Стерегущий» на рейде

Честь превыше жизни

На борту находились почти 50 человек команды и четыре офицера. Команда отстреливалась из четырех артиллерийских орудий, повсюду рвались снаряды, вскоре один снаряд угодил в угольную яму и вывел из строя котлы.

Другой снаряд попал в кочегарку, вода хлынула в пробоины. Командный состав экипажа погиб на своих постах, замолкали орудия. Палуба была усеяна телами героев, труб и матч не осталось, только искореженный остов корабля держался на воде.

Когда смолкло последнее орудие, японцы прекратили огонь. В это время в машинном отделении кочегар с машинистом сбрасывали в иллюминаторы судовые книги и флаг корабля, привязав к ним куски железа.

Макаров спешил на выручку, но, когда в зоне видимости появился «Стерегущий», поблизости было пять крейсеров и подходила японская эскадра. Японцы взяли корабль на буксир, четырех выживших перевели на японские корабли. Однако миноносец не достался врагу. После часа буксировки он затонул.

Из всей команды (4 офицера и 48 матросов) в живых остались лишь четверо. По возвращении их наградили Георгиевскими крестами.

Рождение легенды

Через несколько лет соорудили памятник — выжившие члены команды открывают кингстон, внутрь льется вода.

Памятник «Стерегущему» в Санкт-Петербурге

Несмотря на то что на миноносце не было кингстонов (корабль погрузился в воду от пробоин, и матросы затопили его через иллюминаторы), император повелел считать мемориал возвеличивающим героизм русских моряков.

Подвиг не забыли — прославленное имя «Стерегущий» с честью носят корабли российского флота, его вспоминают в песнях, прозе и стихотворениях.

Источник: https://bazaistoria.ru/blog/43236732290

Патриотические истории. Миноносец «Стерегущий», или подвиг русских матросов

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров «Решительного» и «Стерегущего» и поручил им подробный осмотр побережья.

Миноносец «Стерегущий»С картины В.М. Иванова и И.И. Родинова

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов — атаковать их.

Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с «Решительного» корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах.

Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, «Решительный» и «Стерегущий» натолкнулись на четыре японских «истребителя», подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. «Решительный» оторвался вперёд, а «Стерегущий» оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт «Решительного», неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод.

Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения.

Совет

В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем». Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков.

Важно

Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки.

Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода.

Обратите внимание

На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов.

В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба.

Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить «Стерегущего».

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из чёрного гранита со словами: «Тем, кто больше жизни чтил Родину«.

Вскоре после этих событий газета «Новое время» опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду.

Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления.

Важно

Вместе с телами убитых и раненых миноносец «Стерегущий» с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все.

Но оказалось, что на «Стерегущем» вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Читайте также:  Где позавтракать в санкт-петербурге вкусно и недорого

Как появился памятник «Стерегущему»? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”.

Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин — один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.

Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна.

Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин.

Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Совет

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев.

Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков.

С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Внук Василия Новикова, Новиков П.А. у памятника экипажу «Стерегущего».

Важно

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя «Стерегущий» не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

В составе Российского флота, есть сейчас корвет УРО «Стерегущий»

P.S. 26 февраля (10 марта) 1904 года — в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий». С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота.

Но вот что парадоксально — в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения — героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом.

Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

Подвиг миноносца «Стерегущий» вошел в анналы истории русского военно-морского флота, став образцом храбрости и доблести, проявленных при защите Отечества, для многих поколений наших моряков.

Спасибо за просмотр!

При подготовке поста были использованы следующие материалы:

Российская Газета

«Секретные материалы», N16, июль 2012 года

Чтобы Помнили

Большая советская энциклопедия. Том 24. Москва. 1976 г.

Веселов П. Миноносец «Стерегущий». Журнал «Техника-Молодежи» № 1 1988 г.

Награды Императорской России

Источник: http://www.pravda-tv.ru/2017/02/13/282312/patrioticheskie-istorii-minonosets-steregushhij-ili-podvig-russkih-matrosov

Патриотические истории. Миноносец «Стерегущий», или подвиг русских матросов

В Александровском парке Петербурга гордо возвышается памятник «Стерегущему» — миноносцу, героически погибшему в Русско-японскую войну 1904-1905 годов. Этот необычного вида монумент — одна из достопримечательностей города. Но почему именно «Стерегущий» удостоился такой чести? Ведь в ту войну, не спустив Андреевского флага, погибло множество русских военных кораблей.

В ходе русско-японской войны вступивший в командование флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров решил усилить разведку. Для этого он организовал почти ежедневные выходы миноносцев в море. На следующий день после своего прибытия в Порт-Артур он вызвал к себе командиров «Решительного» и «Стерегущего» и поручил им подробный осмотр побережья.

Миноносец «Стерегущий»С картины В.М. Иванова и И.И. Родинова

Вечером 25 февраля 1904 года оба миноносца вышли в море. Им надлежало избегать столкновений с вражескими миноносцами, а при встрече крейсеров или транспортов — атаковать их.

Обратите внимание

Через два часа было решено увеличить скорость, чтобы напасть на замеченный с «Решительного» корабль. Из дымовых труб выбросило языки пламени, они были замечены на стоящих неподалёку японских миноносцах.

Японцы попытались окружить русские корабли, но те, пользуясь темнотой, сумели укрыться в тени острова Южный Саншантао.

Возвращаясь на рассвете, «Решительный» и «Стерегущий» натолкнулись на четыре японских «истребителя», подошедших к Порт-Артуру. Они выполнили несколько манёвров, но все они были разгаданы японцами и не увенчались успехом. «Решительный» оторвался вперёд, а «Стерегущий» оказался зажат между двумя японскими судами, которые осыпали его снарядами.

Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные. Попав в правый борт «Решительного», неприятельский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод.

Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения.

Совет

В этот момент открыли огонь береговые батареи, но, сделав три выстрела, неожиданно замолчали.

Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем». Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Но даже оставшись один против четырех, он продолжал бой.

Пока работала машина, еще оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 часов 40 минут японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Кочегар Иван Хиринский выскочил на верхнюю палубу с докладом. Вслед за ним поднялся наверх машинист Василий Новиков.

Важно

Оставшиеся внизу кочегарный квартирмейстер Петр Хасанов и кочегар Алексей Осинин попытались устранить повреждения, но очередной снаряд, разорвавшийся в кочегарке, ранил Осинина. Хлынувшая через пробоину вода залила топки.

Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя.

Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 часов 10 минут орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода.

Обратите внимание

На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов.

В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба.

Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя».

Совет

В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить «Стерегущего».

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из чёрного гранита со словами: «Тем, кто больше жизни чтил Родину«.

Вскоре после этих событий газета «Новое время» опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду.

Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления.

Вместе с телами убитых и раненых миноносец «Стерегущий» с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все.

Но оказалось, что на «Стерегущем» вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник «Стерегущему»? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”.

Обратите внимание

Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года в Александровском парке. В почётном карауле стоял кочегар Алексей Осинин — один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал император Николай II, председатель Совета министров П.А.

Столыпин, высшие чины армии и флота. Император был облачен в морскую форму с андреевской лентой. Прибыли также великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Сергей Михайлович и супруга Кирилла Владимировича Великая Княгиня Виктория Федоровна.

Великий Князь Кирилл сам чудом спасся во время взрыва крейсера «Петропавловск», на котором погибли знаменитый флотоводец адмирал С.О.Макаров и прославленный художник-баталист В.В.Верещагин.

Создатель монумента Константин Изенберг был лично представлен императору и пожалован орденом Владимира IV степени.

Совет

Памятник представляет самый драматический момент подвига. Двое моряков вращают маховик и открывают кингстоны. Бронзовая вода врывается в машину и начинает заливать героев.

Фрагмент корабля по форме напоминает крест, возвышающийся на глыбе серого гранита. Со стороны, обращенной к Каменноостровскому проспекту, по двум сторонам памятника стоят фонари, выполненные в виде маяков.

С обратной стороны памятника, на металлической доске, подробно описан подвиг российских моряков.

Внук Василия Новикова, Новиков П.А. у памятника экипажу «Стерегущего».

Важно

Интересно, что когда-то этот памятник был еще и фонтаном. Первоначально перед памятником был установлен небольшой декоративный фонтан, а в 1930-е годы с тыльной стороны памятника подвели дополнительные трубы, и из кингстонов полилась самая настоящая вода. В 1970-х годах воду решили отключить, так как она, придавая реалистичность изображенным событиям, разрушала сам памятник.

Впоследствии имя «Стерегущий» не раз присваивалось кораблям российского и советского флота.

В составе Российского флота, есть сейчас корвет УРО «Стерегущий»

P.S. 26 февраля (10 марта) 1904 года — в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий». С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота.

Но вот что парадоксально — в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения — героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Во-первых, потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом.

Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

Подвиг миноносца «Стерегущий» вошел в анналы истории русского военно-морского флота, став образцом храбрости и доблести, проявленных при защите Отечества, для многих поколений наших моряков.

Спасибо за просмотр!

При подготовке поста были использованы следующие материалы:

Российская Газета

«Секретные материалы», N16, июль 2012 года

Чтобы Помнили

Большая советская энциклопедия. Том 24. Москва. 1976 г.

Веселов П. Миноносец «Стерегущий». Журнал «Техника-Молодежи» № 1 1988 г.

Награды Императорской России

https://cont.ws/@ahlin8/523629

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://myhistori.ru/blog/43889921116/next

Ссылка на основную публикацию