Памятник медный всадник в санкт-петербурге на сенатской площади

«Медный всадник»… история создания и легенды

Памятник Петру I («Медный всадник») находится в сердце Петербурга — на Сенатской площади.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера».

Обратите внимание

Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает…

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И.

Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.

Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника».

Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев.

Важно

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен.

Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.
Бюст Фальконе Мари-Анн Колло 1773г.Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы.

По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних.

При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на две точки опоры (змея не точка опоры, об этом ниже).Одной заливкой, которая началась 25 августа 1775 года, дело не обошлось. Надзор за ней поручили Хайлову.

Было заготовлено 1 350 пудов бронзы, и когда вся она, расплавленная, потекла в форму, форма треснула, и металл хлынул на пол. Начался пожар. Фальконе от ужаса выбежал из мастерской, за ним побежали рабочие, и только Хайлов остался на месте. Рискуя жизнью, он обмотал форму своей сермягой и обмазал глиной, подобрал растекшуюся бронзу и влил ее обратно в форму.

Памятник был спасен, а возникшие из-за аварии погрешности, позже были исправлены при полировке статуи.Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

«Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

Однако в результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.Был разработан смелый план спасения статуи. Было решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарастив новую форму непосредственно на сохранившиеся части монумента.

С помощью кусков гипсовой формы была получена восковая модель верха отливки, являющаяся продолжением стенки отлитой ранее части статуи.Вторую заливку произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась.

Совет

В память об этой уникальной операции, на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». О Хайлове ни слова.По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны.

Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга.Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень».

Писал о нем пост тут «О Гром камне»

Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником. Ходили слухи что в старые времена на нем было капище. И приносились жертвоприношения.Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн.

Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.

Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки.

В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму.

Обратите внимание

Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора, Вняв гласу Божию из уст Екатерины, Прешла во град Петров чрез Невския пучины. И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику.

Портрет Мари-Анн КоллоОскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.А памятник весом под 10 тонн еще предстояло установить…Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей.С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись.

На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.»Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин.

Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.Не смогли победить памятник ни ветра ни страшные наводнения.

Легенды

Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завёрнутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошёл рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя.

Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра.

Считается что легенда восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх, которая подробно описывает обстоятельства, при которых сам Павел публично рассказал эту историю.

Имея в виду высокую достоверность мемуаров, основанных на многолетних дневниковых записях и дружбу между баронессой и Марией Фёдоровной, супругой Павла, вероятнее всего, источником легенды действительно является сам будущий государь…Есть и другая легенда.

Важно

Во время войны 1812 года, когда угроза наполеоновского вторжения была реальна, Александр I принял решение перевезти памятник Петру в Вологду. Некоему капитану Батурину приснился странный сон: будто Медный всадник съезжает с постамента и скачет к Каменному острову, где находился в то время император Александр I.

«Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? — говорит ему Петр. — Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться». Затем всадник, оглашая город «тяжело звонким скаканьем», возвратился на Сенатскую площадь. Согласно легенде, сон безвестного капитана довели до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась в Петербурге.

Читайте также:  Станции метро санкт-петербурга: время работы, стоимость

Как известно, сапог наполеоновского солдата, как и фашистского не коснулся питерских мостовых.Известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, в «Розе Мира», описывал один из адских миров. Там он сообщает, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе…

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.Когда после войны памятник освободили от досок и мешков, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза. Кто-то нарисовал ее мелом…Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы.

Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. «Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, была реализована идея восстановления ограды.

Последние исследования памятника принесли две сенсации:1. Памятник опирается не на три точки опоры, как считалось ранее, а на две. Змея и хвост лошади нагрузки не несут.Змея, которую топчет конь и хвост, служат лишь для разделения воздушных потоков и уменьшения парусности памятника.2. Зрачки Петра выполнены в виде сердечек. Петр смотрит на город влюбленными глазами.

Так Фальконе передал потомкам весть о любви Петра к своему детища — Санкт-Петербургу.3. Благодаря Пушкину и его поэме, памятник зовут «Медным», но он не из меди, а из бронзы.4. Памятник был изображен на деньгах Юденича.Памятник овеян мифами и легендами. Есть он и в иностранных собраниях. Таким его представляли японцы.Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов моряков )))Поздним вечером памятник не менее загадочен и красив…

Инфа и часть фото (С) Википедия, сайт «Легенды Петербурга» и другие места интернета

Источник: https://pantv.livejournal.com/279108.html

Медный всадник в Санкт-Петербурге – памятник Петру I

Фото Медного всадника

Медный всадник в Санкт-Петербурге – самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен  известными достопримечательностями:  с запада расположены здания Сената и Синода, с востока – Адмиралтейство, с юга – Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе.  «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. ..

Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился.

Совет

6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше.

50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения.

Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть.

Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим.

Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы.

Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью.

Обратите внимание

За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся.

Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы.

Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе.

Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны,  выточенном из естественного куска скалы.

Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы.

И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Важно

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей.

Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и  27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива.

Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие.

Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник.

Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса.

Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке.

Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник — название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение 
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12817.htm

Медный всадник: история и описание памятника

Медный всадник — знаменитый памятник Петру I, воздвигнутый по велению Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 году. Является одним из главных символов Санкт-Петербурга, поэтому история Медного всадника всегда особенна интересна гостям города.

Читайте также:  Приоратский парк в гатчине: фото, режим работы, как добраться

В 1768 году в качестве пьедестала для фигуры Петра был выбран гигантский кусок гранита, который был обнаружен на берегу Финского залива в местечке под названием Конная Лахта. Когда-то в результате разрыва молнии от огромной скалы откололся кусок, получивший название Гран-камня. Его вес составлял 1600 тонн.

Совет

В те времена ходили легенды о том, что во время Северной войны Петр I взбирался на него, чтобы оглядеть окрестности и оценить силы и передвижения противника. Итак, началось путешествие камня из Лахты в Санкт-Петербург на постоянное место дислокации. Сначала камень ехал на платформе с полозьями, потом плыл на специально построенной для него барже.

По пути, над его образом усердно трудилось несколько десятков человек, его обтесывали и обрабатывали дабы придать монолиту форму скалы и волны одновременно. В результате он немного потерял в размерах и весе. Наконец-то в 1770 году Гран-камень прибыл в столицу.

Автор Медного всадника, Этьен Фальконе, долго работал с эскизами, постоянно наблюдая за скачущими галопом и берущими барьеры лошадьми, которые были предоставлены в его распоряжение с королевских конюшен на время работы.

Француз создавал образ Петра и коня, однако, работа над головой императора для Медного всадника была выполнена его ученицей Мари Анн Колло, которая позже за прекрасно проделанную работу указом Екатерины II была принята в Российскую Академию Художеств, став, таким образом, первым академиком-женщиной в России.

Когда эскиз был уже готов и перенесен на гипсовую скульптуру в 1769 году, Фальконе оставалось только заняться отливкой. Однако французский скульптор никогда раньше сам этим не занимался, не захотел рисковать и в этот раз. На помощь к нему приехал товарищ из Парижа Б. Эрсман.

Однако работа с ним не сложилась, с Эрсманом пришлось попрощаться, и Фалькон сам отливал фигуру. В 1778 году он неожиданно покинул Россию, и завершать работы по созданию скульптуры пришлось Ю. М. Фельтену.

В 1782 году в августе месяце состоялось торжественное открытие памятника. На Сенатской площади собрались все — от мала до велика, кроме самого скульптора, который по каким-то причинам не был приглашен на торжество. Перед взором народа восстал Петр на вздыбленной лошади, которая лишь на две задние ноги опиралась на монолит.

Император с вытянутой чуть в сторону правой рукой, в простецкой одежде и лавровым венком на голове выглядел так же величественно, как и Гран-камень. Еще один персонаж присутствовал в композиции – змея, растянутая на скале, которую задними копытами топтал конь Петра.

Ее образ, введенный автором в скульптуру, помимо основной нагрузки, имел и стратегическую — успешно обеспечивая устойчивость монументу.

Обратите внимание

На памятнике Екатерина оставила лаконичное посвящение Петру на русском и латинском языках, которое, могло бы служить эпитафией: «Петру I от Екатерины II». Императрица хотела увидеть свое имя рядом с петровым, остаться в истории, как и он Великим, и это ее посвящение, скорее, относилось к будущему поколению.

По легенде во время Отечественной войны 1812 года, Александр I, пытаясь спасти архитектурные и художественные ценности, хотел вывезти из Петербурга и памятник Петру, как вдруг князь Голицын доложил императору о некоем майоре Батурине, которого преследует навязчивый сон, в котором он видит, как Петр покидает постамент и мчится на своем медном коне к Зимнему дворцу, встречает там императора и упрекает его: «До чего же ты довел Россию!» и добавляет: «Но покуда я на месте, моему городу нечего боятся!» и возвращается назад на Сенатскую, на свою скалу. Мнительного Александра сон Батурина поразил, и император отменил эвакуацию памятника.

В период Второй мировой войны во время блокады Ленинграда монумент был укрыт мешками с песком и землей, и забаррикадирован досками и бревнами от случайных фашистских бомбардировок.

В 1976 году памятник впервые отреставрировали.

Перед 300-летием города, Медный всадник снова подвергся реставрации, его почистили от птичьего помета и патины, и Петр I на своем вороном снова засверкал своей необыкновенной величественностью.

На сегодняшний день Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. И вот уже 235 лет Петр, словно немой страж наблюдает за своим городом, как он растет, как преображается, как уходят поколения, как свершаются революции, как меняются режимы.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/pamyatniki/mednyy-vsadnik/

Памятник Петру I (Медный всадник)

Памятник «Медный всадник» давно ассоциируется с городом Санкт-Петербургом, его считают одним из главных символов города не Неве.

Медный всадник. Кто изображен на памятнике?

Один из самых красивых и знаменитых конных памятников в мире посвящен Российскому императору Петру I.

В 1833 году великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным была написана знаменитая поэма «Медный всадник», которая и дала второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.

История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге

История же создания этого грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, которая считала себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I.

Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру.

Метры рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение – 200 000 ливров.

Важно

Для работы над памятником, Этьен-Морис Фальконе, которому к тому времени уже было пятьдесят лет, прибыл с молодой семнадцатилетней помощницей — Мари-Анн Колло.

Этьен-Мориса Фальконе. Бюст работы Мари-Анн Колло.

Императрице Екатерине II, памятник представлялся конной статуей, где Петр I должен был изображен в виде римского императора с жезлом в руке — это был общепринятый европейский канон, своими корнями, уходивших во времена прославления властителей Древнего Рима. Фальконе видел статую иной – динамичной и монументальной, равной по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.

Остались записки скульптора, где он писал: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим.

Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной.

Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей».

Сегодня памятник «Медный всадник», который знают во всем мире, как символ Санкт-Петербурга – император с распростертой рукой на вздыбленном коне на пьедестале в виде скалы, для того времени был абсолютно новаторским и не имевших аналогов в мире. Немалых трудов стоило мастеру убедить в правильности и грандиозности своего гениального решения главную заказчицу памятника – императрицу Екатерину II.

Над моделью конной статуи Фальконе работал три года, где главной проблемой мастера была пластическая трактовка движения коня.

В мастерской скульптора был сооружен специальный помост, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», на него взлетали наездники на лошадях ставя их на дыбы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями коней и делал тщательные зарисовки.

Совет

За это время Фальконе сделал множество рисунков и скульптурных моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое и было взято за основу для памятника Петру I.

В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте Временного Зимнего дворца, возводят здание для отливки «Медного Всадника».

В 1780 году модель памятника была закончена и 19 мая скульптура была открыта на две недели для всеобщего обозрения. Мнения в Санкт-Петербурге разделились – одним конная статуя понравилась, другие критически отнеслись к будущему самому известному памятнику Петру I (Медному всаднику).

Интересен тот факт, что голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, ее вариант портретного изображения Петра I понравился Екатерине II и государыня назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Отдельную историю имеет постамент «Медного всадника». По замыслу автора памятника Петру I, постаментом должна была быть естественная скала, по форме напоминающуюая волну, символизируя выход России к морю под началом Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работ над скульптурной моделью и в 1768 году гранитная скала была найдена в районе Лахты.

Известно, что о находке гранитного монолита сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. По легенде, бытовавшей среди местного населения, когда-то в гранитную скалу ударила молния расколов ее, откуда и появилось название «Гром-камень».

Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был отправлен инженер граф де Ласкари, который и предложил использовать цельный гранитный массив для монумента, он же сделал расчет плана транспортировки. Идея была такова – проложить в лесу дорогу от места нахождения камня и переместить его к заливу, а там по воде доставить к месту установки.

26 сентября 1768 года начались работы по подготовке для перемещения скалы, для чего ее сначала полностью откопали и отделили ту отколотую часть, которая должна была послужить постаментом памятника Петру I (Медного всадника) в Санкт-Петербурге.

Обратите внимание

Весной 1769 года «Гром-камень» при помощи рычагов установили на деревянную платформу и в течении всего лета готовили и укрепляли дорогу; когда ударили морозы и грунт промерз, гранитный монолит начали перемещать в сторону залива.

Для этих целей была придумано и изготовлено специальное инженерное устройство, которое представляло из себя платформу, опирающуюся на тридцать металлических шаров, передвигавшуюся по обитым медью деревянным желобчатым рельсам.

Вид Камня Грома, во время перевоза его в присутствии императрицы Екатерины II.

15 ноября 1769 года началось перемещение гранитного колосса. Во время передвижения скалы, ее обтесывали 48 мастеров, придавая форму, задуманную для пьедестала. Этими работами руководил каменных дел мастер Джованни Джеронимо Руска. Перемещение глыбы вызывало большой интерес и на это действие специально приезжали посмотреть из Санкт-Петербурга.

20 января 1770 года, в Лахту пожаловала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением скалы, которую при ней переместили на 25 метров. По ее указу, транспортная операция по перемещению «Гром-камня» была отмечена отчеканенной медалью с надписью «Дерзновению подобно. Января, 20. 1770».

К 27 февраля гранитный монолит достиг берега Финского залива, откуда по воде должен был отправиться в Санкт-Петербург.

Со стороны берега через мелководье была сооружена специальная дамба, уходившая в залив на девятьсот метров.

Для перемещения скалы по воде было изготовлено большое плоскодонное судно – прам, которое передвигалось при помощи силы триста гребцов.

23 сентября 1770 года, судно пришвартовалось на набережной у Сенатской площади. 11 октября пьедестал для «Медного всадника» был установлен на Сенатской площади.

Важно

Отливка самой статуи проходила с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работ многие мастера-литейщики отказывались от отливки статуи, а иные запрашивали слишком высокую цену за изготовление.

В итоге Этьен-Морису Фальконе самому пришлось изучать литейное дело и в 1774 году приступить к отливке «Медного всадника». По технологии изготовления статуя изнутри должна быть полой.

Вся сложность работ заключалась в том, что толщина стенок в передней части статуи должна была быть тоньше толщины стенок задней части. По расчетам более тяжелая задняя часть придавало статуе устойчивость, имевшей три точки опоры.

Изготовить статую удалось только со второй отливки в июле 1777 года, еще год велись работы по ее окончательной отделке.

К этому времени отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосная заказчица была не довольна затягиванием сроков окончания работ над памятником.

Для скорейшего завершения работ государыня назначила в помощь скульптору часовых дел мастера А. Сандоц, который занялся окончательной чеканкой поверхности памятника.

В 1778 году Этьен-Морис Фальконе, покидает Россию, так и не восстановив расположения государыни и не дождавшись торжественного открытия самого главного в своей жизни творения – памятника Петру I, который весь мир теперь знает как памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.

Совет

Окончанием всех работ по памятнику руководил архитектор Ю.М. Фельтен – пьедесталу была придана окончательная форма, после установки скульптуры, под копытами коня появилось выполненное по проекту архитектора Ф.Г. Гордеев, скульптурное изваяние змеи.

Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерины II повелела украсить постамент надписью: «Екатерина II Петру I».

Читайте также:  Кубок конфедераций по футболу 2019: расписание матчей

Открытие памятник Петеру I

7 августа 1782 года, ровно в день столетия вступления Петра I на престол, было решено приурочить торжественное открытие памятника.

Открытие монумента императора Петра I.

На Сенатской площади скопилось множество горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные приближенные ее величества – все ожидали прибытия императрицы Екатерины II для открытия монумента.

Памятник был укрыт от взоров специальной полотняной оградой. Для военного парада были выстроены гвардейские полки под командованием князя А. М. Голицына. Государыня в парадном облачении прибыла в шлюпке по Неве, народ приветствовал ее овациями.

Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II подала знак, пелена укрывающая монумент упала и перед восторженным людом возникла фигура Петра Великого, восседающего на вздыбленном коне, триумфально простирающего свою десницу и взглядом устремленным в даль.

Гвардейские полки под барабанную дробь двинулись парадом по набережной Невы.

Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги.

Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу золотую и серебренную медали вручил в Париже великому скульптору князь Д. А. Голицын.

Медный всадник был свидетелем не только торжеств и праздников, которые проходили у его подножья, но и трагическим событиям 14 (26) декабря 1825 года – восстания декабристов.

К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга Памятник Петру I был отреставрирован.

Обратите внимание

В наше время, как и прежде это самый посещаемый памятник Санкт-Петербурга. Медный всадник на Сенатской площади, часто становится центром для проведения городских торжеств и праздников.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/pamyatniki/711-mednyy-vsadnik.html

Основатель и покровитель: Медный всадник в Санкт-Петербурге (Памятник Петру I на площади Декабристов (Сенатской))

Медный всадник в Санкт-Петербурге — монументальный памятник Петру I, навеки закрепивший деяния и подвиги этой великой личности в памяти потомков.

Екатерина II заказала конную статую своего правителя предшественника с целью почтить его память — монумент должен был стать главным украшением Сенатской площади, что и случилось.

Медный всадник и сейчас украшает одну из центральных площадей города, такой же величественный и нерушимый.

Нынешняя Сенатская площадь в Санкт-Петербурге будто специально создана для монумента. Повидавшая столько событий, она прекрасно подходит для размещения статуи одного из величайших правителей русских, последнего царя и первого императора Всероссийского.

Огромный постамент памятника носит надпись-посвящение от Екатерины II Петру. Этим жестом великая императрица ещё раз подчёркивала параллели между своими и Петровыми политическими решениями и ходами, стараясь утвердить идею преемственности как можно сильнее. Надпись на памятнике, к тому моменту уже ставшим городским и государственным достоянием, как нельзя лучше служила этой цели.

История создания

Медный всадник — второй конный памятник русскому правителю, но создавался он с усилиями, даже сейчас впечатляющими воображение.

Над одной только концепцией памятника размышляли Екатерина II, её доверенный философ Дени Дидро, а также знаменитый Вольтер.

На роль ваятеля был призван Этьен Фальконе, который принялся за свою работу с ожидаемым уважением, даже благоговением перед возможностью увековечить такую венценосную личность в камне и бронзе.

Именно бронзе — из неё сделан памятник, хоть название говорит обратное.

Для нас это несоответствие, но во времена отливки и установки монумента слово «медь» в отношении бронзы допускалось и повсеместно использовалось.

Постамент был обтёсан Фальконе из цельного камня-мегалита, так как призван был символизировать всё то грубое, дикое и непокорное, над чем возвышался император как в виде статуи, так и при жизни.

Памятник символизирует жизнь монарха с двумя параллельными линиями достижений — путей великого монарха-просветителя и полководца. Скульптор намеренно не стал акцентировать внимание на этом, предпочитая ограничиться простыми и ёмкими символами.

К примеру, отлит Пётр в простой одежде, «единой для мужей и царей», а о военных подвигах его говорит только меч на поясе. Вместо седла император сидит на медвежьей шкуре — символе страны, которая была ему вверена.

Важно

Задние ноги лошади обвивает змея — метафорическое изображение всех каверз, интриг и заговоров против правителя, которая была добавлена уже с подачи ректора Академии Художеств, Фёдора Гордеева.

Отливка такой фигуры из бронзы была для Фальконе если не непосильной, то весьма сложной задачей.

За помощником в этом деле он послал во Францию, но по итогам помощью остался недоволен и всю основную работу всё же сделал самостоятельно.

В 1768-1770-ых годах скульптором с некоторой помощью была закончена гипсовая заготовка — его ученица, скульптор-портретист Мари Анн Колло, вылепила голову монарха. Фёдор Гордеев, как говорилось ранее, лично добавил змею.

Самый важный этап — отливка, осуществлялся под руководством Василия Екимова, мастера литейных дел. Для масштабных работ выделили подходящую мастерскую, тронный зал тогда не использовавшего деревянного Зимнего дворца. К Фальконе в помощь были приставлены другие ваятели, а также архитектор, необходимость в консультации которого возникла сразу же, как стали ясны будущие масштабы памятника.

Постамент из Гром-камня

Большую часть массы памятника занимает как раз его постамент — огромный камень, который был найден в окрестностях Санкт-Петербурга (деревня Конная Лахта) с помощью одного из крестьян-поставщиков строительного камня в столицу.

Своё название глыба приобрела из-за того, что однажды в неё ударила молния, отколов кусок и придав подходящую форму, из-за которой она и была выбрана.

Ещё часть материала отсекли по дороге как ненужную — для экономии времени работы над камнем велись прямо в процессе его транспортировки, пока Екатерина не приказала прекратить обработку до прибытия в Петербург.

Совет

Транспортировка камня причинила серьёзные трудности и финансовые траты — пришлось дожидаться зимы, чтобы подмёрзшая почва выдержала тяжесть, вытащить его из земли также было непросто. Оставшуюся после камня вмятину в земле заполнила вода, образовав существующий до сих пор Петровский пруд.

Конную Лахту и Петербург разделяли почти 8 километров, в том числе и по воде. В Финском заливе, куда глыбу дотащили спустя только 4 месяца, её погрузили на специально для этого спроектированный корабль.

Перевозка камня в столицу длилась около года и только в самом Петербурге он был окончательно обтёсан, утратив большую часть своего изначального объёма.

Не все были довольны таким решением, так как изначально предполагалось, что камень не будет подвергаться обработке, чтобы лучше соответствовать тематике скульптуры.

Отливка памятника

Основные работы по отливке длились два года (с 1775 по 1777).

Сначала работа велась над нижней частью, по многочисленным городским легендам не без трудностей — говорят, во время работы лопнула одна из труб для подачи бронзы, но всё обошлось и скульптуру чудом спасли.

Верхние части (не все, большинство) дорабатывал сам Фальконе, а перед самым своим вынужденным выездом из страны в 1778 году оставил на одной из складок плаща императора надпись, свидетельствующую о его авторском вкладе.

Уезжая, Фальконе забрал с собой все важные для работы чертежи, механические расчёты, что и замедлило работу над памятником для его последователя — Екатериной на его место был нанят Георг (Юрий) Фельтен, который окончательно завершил работу над памятником в 1782 году. На торжественную церемонию открытия монумента Фальконе даже не был приглашён, хоть и остался в истории как полноправный автор скульптуры.

Таким образом, с 1766 (приглашение Фальконе к работе над статуей) до 1782 (торжественное открытие уже без первоначального ваятеля), прошло 16 долгих лет. За это время памятник заранее полюбился всем жителям и гостям столицы, оброс многими городскими легендами и стал легендой сам.

Легенды и мифы вокруг Медного всадника

Удивительный по тем временам памятник, казалось, невозможное для человека творение, мгновенно был окружён мистическими слухами и россказнями разной степени правдивости — неудивительно, учитывая то, как впечатлены были люди той эпохи таким напоминанием о великом императоре.

Легенда о майоре Батурине

Как известно, в 1812 году Российская империя сражалась с французской армией на своих территориях.

Угроза была достаточно серьёзной и действующий правитель — Александр I, будучи всерьёз обеспокоенным судьбой исторических и культурных реликвий столицы, поручил доверенным людям вывезти большую их часть в безопасное место.

Статуя в честь Петра не стала исключением, её эвакуация уже была делом решённым и профинансированным — были выделены несколько тысяч рублей.

В то же время через князя Голицина, друга государя, некий майор Батурин наконец-то добился возможности рассказать о странном сне, который его преследует уже долгое время.

Во сне Батурину видится, что с Сенатской площади император съезжает со своего постамента, едет по улицам Петербурга прямо к резиденции Александра, а встретив его, упрекает: «До чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте — беды не будет!», после чего возвращается на постамент. Удивлённый Александр, выслушав пересказ от своего друга, отменил приказ о перевозке статуи.

Именно эта городская легенда, по предположениям и рассказам современников, легла в основу повести А.С. Пушкина «Медный всадник», ещё больше укрепившись в народе.

Благословение от государя

Фальконе выполнил свою работу на совесть, но, как говорят современники, тому была особая причина и мотивация. Среди народа долгое время ходила легенда о том, что для лучшего понимания образа Петра знаменитый скульптор, помимо тщательного изучения архивов и сотен личных встреч с приближёнными почившего императора, проводил ночь в личной спальне правителя.

Там, как говорят, ему явился дух Петра, с которым напуганный и радостный одновременно Фальконе провёл долгие часы в беседе, пообещав ему воздвигнуть величайший памятник, по настоящему достойный его военного и политического гения.

Любимая лошадь

Некоторое время бытовала интересная версия о происхождении не менее важной в скульптурном плане части памятника — фигуры лошади. У Петра, как и у многих великих полководцев, была любимая лошадь.

Животное было куплено им спонтанно и названо Лизеттой. Император не пожалел о покупке — кобыла была его верным и надёжным другом около десятка лет, беспрекословно подчиняясь хозяину.

После смерти Лизетта была запечатлена в веках в виде чучела.

Фальконе, как говорили некоторые, взял за основу коня на постаменте любимую лошадь императора — казалось бы, что может быть логичнее? К сожалению, эта легенда не правдива. В процессе подготовки зарисовок и чертежей скульптор опирался на живых лошадей с императорской конюшни — животные позировали ему с подачи всадников-гвардейцев.

Интересные факты и принятие памятника в обществе

Известно, что ещё ни один существующий правитель не получал от населения стопроцентной поддержки. Петр I, несмотря на все свои достижения, подвергался критике за реформы.

По большей части критика исходила от той части населения, которая осознать необходимость, важность или хотя бы первопричину проводимых реформа не могла — крестьяне и бедное мещанство.

Так как Российская империя была очень большой страной, новости в глубинки доходили очень медленно, зачастую в искажённом виде, что тут же подхватывало «тёмное» население, переиначивая всё по своему усмотрению.Так, например, появилось мнение о том, что статуя — сам Пётр и есть. А окаменел он от безбожной жизни, за что и был немедленно наказан.

Обратите внимание

Попадались даже откровенно дикие заявления о том, что установленный государю памятник — не что иное, как предвестник конца света, олицетворение всадника апокалипсиса. Огромное расслоение социальной среды в плане культурного и социального развития в России тех времён давало о себе знать.

Ещё интересным можно назвать совпадение направлений — Пётр указывает рукой как раз в ту сторону, где расположен Стокгольм. В времена тех событий на политической арене Швеция была основным противником и самым опасным соперником Российской империи.

Победоносная поза, в которой изображён император, как бы говорит о намерениях и настроениях России против своего противника.

Что любопытно, памятник Карлу XII, установленный в Стокгольме, также указывает в сторону России, и не куда-нибудь, а на Санкт-Петербург.

Екатерина II памятником очень гордилась. Решением его установить она не только хотела увековечить предка для потомков, но и напомнить множеству иностранцев в столице о силе, величии и свободном духе её страны.

Медный всадник и сейчас остаётся одной из основных достопримечательностей Петербурга. Мало какой турист зайдёт на Сенатскую площадь, не отдав дани уважения как императору, так и мастерству скульптора — памятник действительно выдающийся и стоящий внимания.

Источник: http://opeterburge.ru/sight/osnovatel-i-pokrovitel-mednyj-vsadnik-v-sankt-peterburge-pamyatnik-petru-i-na-ploshchadi-dekabristov-senatskoj.html

Ссылка на основную публикацию