Открытие цирка Чинизелли

Открылся 26 декабря 1877 года

Рисунок деревянного цирка Карла Гинне

Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк, первый каменный стационарный цирк России, открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка (наездник и дрессировщик лошадей), составивший себе громкое имя в Европе, — Гаэтано Чинизелли.

Гаэтано Чинизеллиоснователь цирка

Здание цирка является уникальным техническим сооружением, выполненным на основе передовой для того времени инженерной мысли.

Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролета (49,7м) не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект.

Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Это новое техническое решение стало впоследствии широко применяться в строительстве подобных сооружений.

Оформление зрительного зала было выполнено с роскошью. В его убранстве сочетались малиновый бархат, золото, зеркала. Ложи и места в партере были рассчитаны на 1500 человек, а общее наполнение зала, за счет вместительной галерки, доходило до 5000 зрителей.

Открытие цирка Чинизелли

Здание цирка Чинизелли, очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Здесь, в 1892 году, зрители впервые увидели водяную пантомиму.

В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Здесь же демонстрировались и всевозможные технические новшества. В 1897 г. предлагался «Волшебный электрический фонтан».

В феврале того же года можно было посмотреть «Оригинал космограф — живые фотографии с коллекцией разнообразных картин».

Ни одного сезона не прошло в цирке Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы — циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск.

Открытие цирка Чинизелли

С 1919 года здание цирка, перешедшего в ведение государства, претерпело множество переделок, которые привели к ряду архитектурных и эстетических утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. А в результате капитальной реконструкции в 1959-1962 годах декор лицевого и боковых фасадов был уничтожен.

Сменилось административное и творческое руководство цирком. Последний его владелец из династии Чинизелли — Сципионе Чинизелли После того как он покинул Россию в 1919 году, его обязанности приняла на себя группа артистов, официально именующаяся «Коллектив работников цирка».

Открытие цирка Чинизелли

В 1924 году первым советским директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци.

Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.

Открытие цирка Чинизелли

В феврале 1930 при Ленинградском цирке открывается Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров. Создатель и руководитель мастерской — Е.М.Кузнецов, который с 1933 по 1936 гг. и с 1944 по 1946 г.г. был художественным руководителем Ленинградского цирка.

По его сценариям ставятся пантомимы «Черный пират», «Шамиль», водный аттракцион «Люди морского дна», целью которого была демонстрация технических достижений водолазов, занимавшихся подъемом потонувших или потерпевших аварию судов.

Дрессировщик ТогареВ довоенный советский период (до 1935 года) в Ленинградском цирке гастролировали не только отечественные артисты, но и звезды европейской величины: дрессировщики Тогарэ, Карл Коссми, капитан Валь, иллюзионист Кефало, атлетка Сандвина, музыкальные клоуны Баррасета и др.

Открытие цирка Чинизелли

В 1941 году Ленинградский цирк завершил свой 63-ий сезон. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка. Открытие очередного сезона состоялось лишь в ноябре 1944 года.

Программа открытия первого послевоенного сезона Ленцирка

Эквилибристки сёстры Кох. Премьера аттракциона состоялась в 1943 годуВ первых послевоенных программах Ленцирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны.

Это воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре — гиганте» сестры Кох.

Открытие цирка Чинизелли

Программу открытия сезона 1946-1947 годов подготовил новый художественный руководитель Ленинградского цирка Георгий Семенович Венецианов.

Глубокое знание специфики циркового искусства и богатая художественная фантазия позволяли Г.С.

Венецианову с одинаковым успехом ставить и тематические представления («Женщины – мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.), и отдельные номера.

Особенно плодотворно он работал в конном жанре («Русская тройка» п/р Александрова-Сержа, «Восточная фантазия» — Б.Манжелли и др.) и клоунаде (Демаш и Мозель, Б.Вяткин, Х.Мусин и др.).

Открытие цирка Чинизелли

С 1965 по 2008 год главным режиссером Ленинградского (Санкт-Петербургского) цирка был Алексей Анатольевич Сонин.

А.А.Сонин, Заслуженный деятель искусств России (1993г.), Лауреат Международной премии Леонида Енгибарова (2002г.) и Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2003г.)

А.А.Сониным осуществлено свыше 150 постановок, среди которых инсценировки произведений А.С.Пушкина и А.П.Чехова — «Руслан и Людмила» (1979 г.), «Самый радостный день» (1984 г.

); тематические представления: «Парад-алле» — к 100-летию Ленинградского цирка (1978 г.), «Дом без углов» — к 120-летию Санкт-Петербургского цирка (1997 г), «Потешный маскарад» (2003 г.

) — к 300-летию Санкт-Петербурга; новогодние спектакли для детей.

В состав художественно-постановочной группы цирка входят: режиссер-педагог В.П.Саврасов (в прошлом воздушный гимнаст, акробат); художник-постановщик — Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2006 г.) Н.В.Велегжанинова балетмейстер – Лауреат Национальной премии «ЦИРКЪ» (2005 г.) М.В.Федорова, заведующий постановочной частью – Б.Б.Власов.

Художник-постановщик Н. Велигжанинова Балетмейстер М. Федорова Художник-бутафор С.Е. Карташов и заведующий постановочной частью Б.Б. Власов

Оркестром Большого Санкт-Петербургского цирка с 1987 г. руководит Заслуженный артист России Семён Семёнович Чебушов.

Оркестр Петербургского цирка. Главный дирижер С.С. Чебушов, дирижер А.В. Моисеев

С 1998 г. режиссёром-инспектором цирка работает Виктор Владимирович Цветков в прошлом жонглёр на моноцикле.

С 2007 г. вторым режиссёром-инспектором работает Юрий Антонович Лысенко, в прошлом клоун.

Главным режиссёром является Виктор Петрович Саврасов.

Режиссёр-инспектор В.В.Цветков, режиссер-педагог В.П.Саврасов, режиссёр-инспектор Ю.А.Лысенко

С 1987 года по 2012 год директором Санкт-Петербургского цирка являлся Григорий Павлович Гапонов.

Открытие цирка Чинизелли

По инициативе директора в 1997 году в цирке был организован Гастрольный отдел, который был призван заниматься набором артистов в штат Санкт-Петербургского цирка и их гастролями, как по России, так и за рубежом.

В 1992 году Большой Санкт-Петербургский государственный цирк перешел в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.

В 2007 году программой «Международное цирковое шоу «Карнавал на Фонтанке» Санкт-Петербургский цирк отметил свое 130-летие.

Династия Чинизелли — цирковых артистов, преимущественно конных жанров, известна во всем мире. Она в родстве с такими крупнейшими цирковыми фамилиями как Гинне, Гверра, Шрайбер, Прайс (Прис).

Семья Чинизелли составляла ядро труппы сперва цирка Гинне на Манежной площади (конец 1980-х — 1970-е), а затем и Петербургского стационарного цирка на набережной реки Фонтанки (Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк), бывшего «опорным центром, образцовым манежем, показывающим последние достижения Западной Европы». В русской столице само имя Чинизелли стало синонимом цирка.

Читайте также:  Открытие фонтанов в санкт-петербурге 2019 — расписание

Первый в мире «Музей циркового искусства» открылся в Ленинградском цирке 8 августа 1928 года. В настоящее время собрание насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.

Подробнее

Более 50 костюмов

Свыше 120 эскизов художников 1930-70 гг

Реквизит артистов

С экспозицией можно познакомиться бесплатно, купив билет на представление.Экскурсионное обслуживание осуществляется только после предварительной записи.

Заказ экскурсий по тел. 570-54-13 или эл. почте circusmuseum@mail.ru

КУПИТЬ БИЛЕТ В ЦИРК    ЗАЯВКА НА ЭКСКУРСИЮ Василий Яковлевич Андреев (1874-1942)

8 августа 1928 года в стенах Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) цирка благодаря усилиям В. Я. Андреева (фехтмейстера, преподавателя, старшего ученого хранителя по драме Театрального музея), поддержанным заместителя директора Ленинградского цирка по художественной части Е. П. Гершуни открылся первый в мире Музей Цирка и Эстрады.

На протяжении девяти десятилетий богатые фонды Музея служат базой для научно-исследовательских изысканий, информационным центром и источником творческих идей.

Музей, являющийся по основанию и принадлежности детищем служителей искусства цирка, благодарен артистам, коллекционерам и всем посетителям, которые способствуют дальнейшему развитию Первого в мире Музея циркового искусства.

С момента основания важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия.

В настоящее время собрание музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения и состоит из библиотеки, фото- и видеотеки, фондов живописи и графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, плакатов, программок, костюмов и реквизита, а также рукописного отдела.

1 этаж

Сон Гаэтано Чинизелли

Экспозиция на первом этаже рисует нам сюрреалистичную картину сна Маэстро, в котором собраны воспоминания, люди и документы из его жизни, где подлинные мемориальные объемные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими. 3 этаж

Краски манежа

На третьем этаже цирка открыта экспозиция, посвященная истории отечественного циркового костюма по жанрам циркового искусства: иллюзия, эквилибристика, клоунада, дрессура, акробатика, жонглирование, воздушная гимнастика.

Исследователи, аспиранты и студенты для работы с материалами фондов должны предварительно оправить заявку по электронной почте circusmuseum@circus.spb.ru

Стоимость

1. Группы до 10 человек — 300 руб. с посетителя, сопровождающий группы и переводчик — бесплатно

2. Индивидуальное посещение (группа до 5 человек) — 3 000 руб.

3. Льготная стоимость экскурсионного обслуживания — 100 руб.

  • 4. Бесплатное экскурсионное обслуживание предоставляется следующим лицам:
  • — лицам, чья профессиональная деятельность связана с цирковым искусством;
  • — сотрудникам музеев, библиотек, архивов;
  • — студентам профильных ВУЗов.
  1. Правила посещения
  2. — Продолжительность 120 минут
  3. — Группы до 10 человек
  4. — Иностранные группы должны иметь своего переводчика
  5. — Экскурсия проводится только по зрительской части цирка
  6. — Просмотр репетиции (до 10 минут) возможен только при разрешении артистов и их наличия на манеже
  7. — В рамках экскурсии не предоставляется: посещение животных и гримерных комнат, выход на манеж.
  8. Экскурсовод оставляет за собой право регулировать количество посетителей, прекращая доступ на экскурсию (не более 10 человек).
  9. Посетители несут материальную ответственность за причиненный ущерб имуществу цирка.

КУПИТЬ БИЛЕТ В ЦИРК

«Не счесть талантов цирковой арены»

Новая экскурсионная программа «Не счесть талантов цирковой арены», базируется на активно развивающихся в нашей стране принципах арт-медитации и арт-терапии. Мы предлагаем вам стать полноправными участниками дискуссии, без стеснения обмениваться мнениями, эмоциями, чувствами, а порой даже знаниями.

Ну и, конечно, всем переполняющим впечатлениям нужно дать выход — во второй части экскурсии, уже познакомившись с мастерами манежа, вы получите возможность раскрыть собственные таланты (а их немало!) через природные художественные материалы. А начинается все, как и в цирке, с «заправки опилочного манежа» .

..

191023, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки д.3, Литера А.

Адрес цирка

191023, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки д.3, Литера А.

Время работы кассы

с 11:00 до 19:00 без перерыва и выходных

Телефоны касс

  • +7 (812) 570-51-98, +7 (812) 570-54-01, +7 (812) 570-54-02, +7 (812) 570-54-03, +7 (812) 570-52-66 (билетный стол), +7 (812) 570-52-60 (приемная),
  • +7 (812) 570-54-11 (администратор)

E-mail

bilet@circus.spb.ru; info@circus.spb.ru

 

Пешком от станций метро:

  • Ст. м. «Гостиный двор» > малая Садовая улица > Манежная площадь > Караванная улица (800 м / 10-15 мин.);
  • Ст. м. «Гостиный двор» > Садовая улица > Инженерная улица (770 м / 10-15 мин.);
  • Ст. м. «Маяковская» > Невский проспект > набережная реки Фонтанки (нечетная сторона) (1,4 км / 30 мин.);
  • Ст. м. «Чернышевская» > Кирочная улица > Литейный проспект >улица Белинского (2 км / 45 мин.)

На автомобиле:

Уважаемые зрители, обратите внимание, парковка перед цирком, на площади Белинского, запрещена. Работают эвакуаторы.

Личный автотранспорт можно припарковать бесплатно: на Инженерной улице, набережной реки Фонтанки (нечетная сторона), либо на платных: набережная реки Фонтанки (четная сторона), улицы Белинского, Моховая.

Общественным транспортом:

На маршрутном такси: «К107», «К289» остановка на углу Инженерной и Кленовой улиц.

 

  1. Директор филиала ФКП «Росгосцирк» «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк» Ляхов Илья Анатольевич
  2. +7(812) 570-5260
  3. Исполнительный директор Макаровская Валерия Алексеевна
  4. +7(812) 570-5260
  5. Отдел работы со зрителями (билетный стол) Зайцева Ксения Андреевна +7(812) 570-52-66 (тел/факс)

bilet@circus.spb.ru

Старший администратор Зубков Илья Владимирович +7(812) 570-5411

admin@circus.spb.ru

  • Главный инженер Белан Денис Борисович
  • +7(812) 570-5260
  • Главный бухгалтер Свечников Даниил Сергеевич
  • +7(812) 570-5263
  • Юридический отдел Селиванова Татьяна Владимировна
  • +7(812) 570-5404

Открытие цирка Чинизелли

Первый цирк современного типа появился в Англии в 1772 году. Ее создателем был наездник, владелец школы верховой езды Филипп Астлей, который устраивал конные представления для зрителей.

Выступления наездников имели успех, и скоро школу верховой езды преобразовали в «Амфитеатр Астлея». Вслед за Астлеем, который устраивал представления своих наездников и во Франции, все стационарные помещения для подобных выступлений стали называть «амфитеатрами».

Первое помещение для представлений с названием «цирк» открыли в Париже братья Франкони: их цирк назывался Олимпийским.

Открытие цирка Чинизелли

В России цирковое искусство имеет свою большую историю: еще скоморохи водили по городам и селам дрессированных медведей, показывали различные трюки, а во время ярмарок и гуляний устраивались целые представления.

Первые иностранные цирковые артисты приехали в Петербург в конце 18 века, а уже через несколько десятилетий в столице стали строить временные помещения для представлений.

Первое такое помещение построили около Симеоновского моста для труппы француза Жака Турниера, цирк получил название Олимпического (в подражание Олимпийскому цирку в Париже).

Открытие цирка Чинизелли

Представления цирка Турниера сводились в основном к конным номерам, и, несмотря на то, что помещение было неудобным и холодным, выступления труппы имели большой успех. Вслед за цирком Турниера перед петербуржцами выступали труппы Луи Сулье, Александра Гверры, Жюля Лежара, для их выступлений в разных частях города тоже строились временные помещения.

В сороковые годы 19 века цирковые выступления в Петербурге стали пользоваться такой популярностью, что их стремились посещать буквально все, газеты и журналы печатали многочисленные отклики на такие представления, причем авторами заметок были, например, И.С. Тургенев и Н. А. Некрасов. При театральном училище в Петербурге даже была открыта цирковая школа.

Читайте также:  Музей истории санкт-петербурга: адрес, контакты

Несколько позже, в шестидесятых годах 19 века большой успех у петербуржцев имел цирк итальянца Карла Гинне, находившийся у Михайловского манежа. В 1869 году в российскую столицу приехал его родственник Гаэтано Чинизелли со своей семьей, тоже состоящей их цирковых артистов.

Вся цирковая семья начала выступать вместе с Гинне, а затем и сам Чинизелли стал во главе цирка. Он сумел приобрести в долгосрочную аренду участок земли у Фонтанки, рядом с Симеоновским мостом, и начал строить там каменный цирк для выступлений.

Автором проекта нового здания стал архитектор Василий Кенель.

 Мемориальная доска в фойе здания цирка 

Открытие цирка Чинизелли

По сути, Кенель построил первое в России специальное стационарное цирковое здание. Архитектора уже знали в Петербурге, и поэтому в одном их журналов в 1875 году сообщалось: «Каменный цирк в С.-Петербурге будет строиться по проекту архитектора В. А.

Кенеля — следовательно, можно ожидать вещь порядочную, которая послужит столице нашей истинным украшением». Кенель оправдал надежды: открытый в 1877 году новый цирк понравился петербуржцам. Всех восхищал фасад здания, богато украшенный лепными деталями и скульптурой.

Но внутренняя отделка цирка поражала еще больше: зрители в первый раз видели такой огромный купол над центральным амфитеатром здания, богатство же отделки помещений было сравнимо с украшением императорских театров — всюду были зеркала, хрустальные люстры, кресла обили малиновым бархатом.

Чинизелли действительно не пожалел денег на отделку своего цирка. Новое здание вмещало 1200 зрителей. 

Торжественное открытие цирка состоялось 26 декабря 1877 года. Для выступления в столицу приглашались лучшие артисты, в основном иностранные, но петербуржцы смогли познакомиться здесь и с русскими цирковыми мастерами.

Чинизелли старался, чтобы его цирк всегда лучшим в стране и одним из лучших в Европе. Бывать здесь становилось по-настоящему модным, особенно часто в цирк любили приходить блестящие столичные офицеры, понимавшие толк в лошадях, поэтому основу программы по-прежнему составляли конные номера.

Зрители попроще — мелкие чиновники, купцы, приказчики — размещались на ярусах и галерке. 

Цирк Чинизелли. Современная фотография Открытие цирка Чинизелли

Семья Чинизелли более 40 лет была связана с петербургским цирком. После смерти отца директором стал его старший сын Андреа, а потом средний — Сципионе. По условиям договора участок, где было построено здание цирка, через 50 лет должен был перейти в городскую собственность. Этот момент совпал со сменой политической власти в стране.

Цирк перестал принадлежать семье Чинизелли, и его последний директор уехал в Италию. Новым руководителем цирка стал обрусевший итальянец Вильямс Труцци, тоже потомственный представитель одной из цирковых династий, прекрасный наездник, талантливый дрессировщик.

Именно его таланту и самоотверженности теперь уже ленинградский цирк был обязан своим возрождением. 

Открытие цирка Чинизелли

Сегодняшний Петербургский цирк по-прежнему остается достопримечательностью города, его любят взрослые и дети, и здесь всегда можно увидеть выступления лучших цирковых артистов страны.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

За кулисами цирка Чинизелли

26 декабря 1877 года в Петербурге состоялось открытие первого в истории России каменного цирка. Это единственное в нашей стране цирковое здание последней трети XIX века, сохранившееся до современности.

Цирк Чинизелли — или официально Большой Санкт-Петербургский государственный цирк — расположен на набережной Фонтанки. Он похож на великолепную шкатулку, в которой хранится много интригующих и ценных вещей.

Сегодня мы приглашаем заглянуть за кулисы исторического цирка.

О первом цирке

За свою историю здание Цирка Чинизелли претерпело множество изменений как снаружи, так и внутри. Цирк вновь засверкал в своём великолепии после масштабного восстановления в 2015 года

Основатель цирка — итальянский наездник Гаэтано Чинизелли.

Его семья, выступавшая в разных конных жанрах, пользовалась настолько большим успехом у петербургской публики, что вдохновлённый Гаэтано решил открыть собственное дело в России.

Ему удалось добиться разрешения городских властей и купить земельный участок Инженерного сквера у Фонтанки. На нём он мечтал построить постоянное каменное здание цирка.

Цирк был возведён по проекту архитектора Василия Кенеля. По первоначальному замыслу предполагалось установление купола, который должны были поддерживать колонны в зрительном зале. Однако привлеченные инженеры Р. Б. Бернгард и О. Е. Крель выбрали новую радиально-сетчатую металлическую конструкцию системы И. В. Шведлера.

Она позволила возвести купол рекордного по тем временам пролёта в 49,7 метров без его поддержки внутренними колоннами — впервые в мире! Купол цирка Чинизелли по праву стали считать выдающимся памятников науки и техники.

По представлению контрольной комиссии при Министерстве Императорского Двора Василию Кенелю был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Внутреннее убранство не уступало в роскоши императорским театрам: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в тёмно-малиновом бархате зала. Бесспорным украшением интерьера была царская ложа с кариатидами. В советское время на месте царской ложи, которая придавала залу торжественный вид, устроили ложу для оркестра. В наше время её воссоздали заново.

  • К царской ложе прилегает гостиная, где можно перевести дух в антракте.
  • Роскошные росписи на барьере в зрительном зале цирка.

О первом цирковом музее

Внутри цирка Чинизелли более 90 лет прячется «Музей циркового искусства». Это первый цирковой музей в мире.Его основал Василий Яковлевич Андреев, преподаватель сценического фехтования. Именно его собрание экспонатов легло в основу фондов музея.

С момента основания 8 августа 1928 года важнейшими функциями Музея стали выявление, собирание, хранение, изучение и популяризация мирового циркового наследия. Артисты разных стран приветствовали появление первого в мире Музея цирка и эстрады.

Василий Яковлевич Андреев писал:

«Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар».

С первого дня существования музей стал незаменимой творческой лабораторией, где артисты черпали вдохновение, совершенствовали и создавали новые номера. В настоящее время собрание насчитывает больше 130000 единиц хранения. В него входят:

  • библиотека; 
  • фото- и видеотека; 
  • фонд живописи и графики; 
  • декоративно-прикладного искусство;
  • скульптура; 
  • плакаты и программки; 
  • костюмы и реквизит;
  • рукописи.

Заглянем в Мемориальный кабинет первого директора цирка.

Уже в первые годы работы Музей начал устраивать временные экспозиции в цирке и передвижные выставки на фабриках и заводах, посвящённые текущим цирковым программам, а также проводить экскурсии.

Собрание Музея Санкт-Петербургского цирка до сих пор остаётся единственным в России.

На протяжении своей истории музей является уникальным центром научно-исследовательской, проектной, издательской и экскурсионной деятельности в этой сфере.

  1. В составе экспозиции представлено более 50 костюмов и свыше 120 эскизов костюмов известных художников 1930–1970-х годов, а также реквизит артистов, произведения живописи, графики и скульптуры.
  2. Обширная экспозиция «Краски манежа» посвящена отечественному цирковому костюму и имеет тематические разделы по жанрам циркового искусства: 
  • иллюзия; 
  • эквилибристика; 
  • клоунада; 
  • дрессура; 
  • акробатика;
  • жонглирование;
  • воздушная гимнастика. 
  • Временная выставка демонстрирует цирк глазами художников. 
Читайте также:  Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть I

В парадном выставочном зале на втором этаже создаётся тематическая выставка к каждой новой программе цирка. Сейчас здесь проходит временная выставка «Цирковой мир А. Куприна», которая посвящена миру цирка в произведениях писателя. Она приурочена к 150-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна.

Цирк был для писателя не просто увлекательным зрелищем, со многими артистами он тесно дружил. Среди его друзей были клоун Жакомино и чемпион Российской империи по тяжёлой атлетике силач Иван Заикин. Их визиты к писателю домой превращались в настоящие праздники. Они показывали детям фокусы, привозили с собой дрессированных животных, делились удивительными рассказами о цирковых буднях.

Художественная инсталляция «Сон Гаэтано Чинизелли» на первом этаже рисует сюрреалистичную картину сна Маэстро. В этом сне собраны воспоминания, люди и документы из жизни Гаэтано, здесь подлинные мемориальные объёмные предметы взаимодействуют с нереальными — плоскими. 

  • Музей рад предложить несколько тематических программ всем, кто любит и интересуется цирковым искусством. Экскурсанты разных возрастов неизменно открывают здесь для себя что-то новое:
  • «Цирковой мир А. Куприна». Экскурсия по временной выставке к 150-летию со дня рождения А. И. Куприна. Посвящена миру цирка в его произведениях. В экскурсию также входит рассказ об истории цирка Чинизелли и посещение Царской Ложи.
  • «Не счесть талантов цирковой арены». Возможность кратко познакомиться с историей цирка Чинизелли и основными жанрами циркового искусства. Включает элементы арт-медиации и арт-терапии.
  • «Наш лексикон». Основной акцент сделан на терминологии циркового искусства и её полиязычности.
  • «Цирк глазами художника». Рассказ о художниках, работавших в цирке, и тех, кто был вдохновлён цирковым искусством.
  • «Цирк в Петербурге». Возможность узнать о зрелищной культуре Петербурга XIX века и подробно познакомиться с историей здания и с репертуаром Цирка Чинизелли.
  • «Цирк в чемодане» для посетителей с нарушением зрения. Благодаря соприкосновению с подлинными предметами программа даёт представление об истории Цирка Чинизелли, его устройстве и жанрах циркового искусства.
  • «По дорогам фронтового цирка». Рассказ об артистах цирка в годы Великой Отечественной войны.

«Музей циркового искусства» предлагает принять участие в удивительном квесте «С чего начинается цирк». Это погружение в атмосферу Цирка Чинизелли начала ХХ века. Во время экскурсии-игры участники познакомятся с неожиданными ароматами и услышат увлекательные рассказы о цирковых жанрах, истории цирка и его приметах.

Квест рассчитан на участников старше 16 лет. Его проводят сотрудник первого в мире «Музея циркового искусства» и президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова. Участники вместе создают неповторимый аромат праздничного цирка и уносят его с собой!

Мастер-классы проходят ежедневно: в 15:00 и 18:30 по предварительной записи.

Записаться на мероприятие можно на официальном сайте: http://www.circus.spb.ru/ или по телефону: +7 (812) 570-54-13.

  1. Валерия Козлова — культуролог, преподаватель, кандидат философских наук, специалист по управлению качеством, эксперт в области развития культурного туризма и культурных услуг для детей 

Ирина Иванова — фотограф, участник групповых выставок, в том числе в Санкт-Петербургском Союзе художников, Русском музее, Центральном Зале Союза Художников России

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк

В конце XIX — начале XX века в цирке Чинизелли выступали наездник Джеймс Филлис, дрессировщик Мацелли, клоуны братья Прайс, братья Фраттелини, Анатолий Дуров и др.

В 1892 году в цирке была поставлена водяная пантомима. В спектакле под названием «Четыре стихии» вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками.

В 1898 году в цирке открылся Всемирный чемпионат борцов. В 1911 году на манеже была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип».

В 1919 году цирк Чинизелли был национализирован и находился в ведении коллектива артистов цирка (КОЛЛАРТ).

В 1924 году под названием «Ленинградский цирк» он вошел в Центральное управление государственных цирков. В 1937 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР получил название «Ленинградский государственный цирк».

В 1924 году первым советским директором цирка стал артист и режиссер Вильямс Труцци.

В 1920-1930-х годах были созданы цирковые пантомимы «Черный пират», «Махновщина», «Тайга в огне», «1905 год», водный аттракцион «Люди морского дна». Здесь работали режиссеры Евгений Кузнецов, Евгений Гершуни, Юрий Юрский.

В 1939 году цирк был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда цирк не работал, в его гримерных жили артисты и их семьи, не сумевшие эвакуироваться. Цирк был открыт 28 ноября 1944 года.

В первых послевоенных программах Ленинградского цирка принимали участие артисты, создавшие свои номера и аттракционы во время войны: воздушные гимнасты Полина Чернега и Степан Разумов с номером «Самолет в пике», гротеск-наездница Валентина Лерри, Александр Корнилов с аттракционом «Слоны и танцовщицы», воздушные эквилибристы на «семафоре — гиганте» сестры Кох.

В 1946-1964 годах здесь были поставлены тематические представления «Женщины — мастера циркового искусства», «Праздник на воде», «Карнавал на льду», «Цирк зверей» и др.

Были созданы студии музыкальной клоунады и конной акробатики. В это время на манеже выступали прославленные цирковые династии Дуровых, Филатовых, Кио, Запашных, Ольховиковых, Волжанских.

Здесь работали известные отечественные клоуны Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев; дрессировщики — Ирина Бугримова, Маргарита Назарова и многие другие отечественные мастера манежа.

Среди постановок цирка — пантомимы «Руслан и Людмила», «Каштанка», тематические представления «Отчизны славим юбилей», «Это гордое имя Победа», «Цирк — фестивалю», новогодние спектакли для детей и др.

В 1992 году приказом Министерства культуры и туризма РФ цирк стал называться «Санкт-Петербургский государственный цирк», а в 2002 году он получил название «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк».

Здание цирка неоднократно перестраивалось. Его первая перестройка была произведена в 1928 году. В частности, в 1920-е годы были убраны главная скульптурная группа, венчающая аттик фасада, и фигуры муз.

В начале 1960-х годов внешняя одноэтажная галерея была надстроена на всю высоту здания, на втором и третьем этаже устроены фойе и гардеробы. Были внесены и изменения в планировку зрительного зала, увеличилось внутреннее пространство цирка.

Его деревянное покрытие было заменено железобетонным.

  • В 2000 году были отреставрированы ажурные чугунные кронштейны под навесом над входом со стороны Фонтанки; в июне 2001 года перед центральным входом установлена скульптура «Цирк приехал», подаренная Санкт-Петербургу скульптором Арсеном Аветисяном.
  • К открытию сезона 2003-2004 годов была закончена работа по восстановлению фасада Санкт-Петербургского цирка, и здание обрело свое прежнее архитектурное великолепие.
  • В 2014-2015 годах была проведена масштабная реконструкция здания цирка, укреплены фундамент и стены, обновлен купол.
  • В 2015 году в честь двухсотлетия Гаэтано Чинизелли зданию вернули изначальное имя — Цирк Чинизелли.
  • В разные годы Большой Санкт-Петербургский цирк возглавляли Георгий Венецианов, Алексей Сонин, Григорий Гапонов и др.
  • В 2013-2016 годах художественным руководителем цирка был известный клоун Вячеслав Полунин.
  • С 2016 года Большой Санкт-Петербургский цирк стал филиалом Росгорцирка.
  • Исполняющий обязанности художественного руководителя — директора Большого Санкт-Петербургского цирка — Сергей Беляков.
  • С 1928 года при Ленинградском (ныне Большом Санкт-Петербургском государственном) цирке работает первый в мире Музей циркового искусства.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector