История Дачи Безбородко в Петербурге — большая цепочка событий длительностью свыше 200 лет.
Расположена дача на правом берегу Невы на Свердловской набережной, 40 и включает в себя старинную усадьбу и парковый ансамбль. Усадьба знаменита скульптурами львов, размещёнными перед фасадом главного здания.
«Яндекс» Дача И. А. Безбородко в Полюстрово
«Яндекс» Руина в парке дачи Кушелева-Безбородко
Неподалёку в XVII веке рос шведский город Ниен. Здесь же карта 1698 года показывает шведскую усадьбу с садом коменданта крепости Ниеншанц, расположенной неподалёку на Охтинском мысу.
Особую известность эта территория приобрела благодаря обнаруженным на располагающихся неподалёку казачьих огородах в 1718 году источникам минеральных вод. Местные источники ценились в качестве целебных.
Зимой 1719 года ими лечился Пётр I и признал воду не хуже бельгийской. Благодаря латинскую слову «палюстер», то есть «болотистый», местные минеральные воды стали называться Полюстровскими.
В 1760-х годах Канцелярия от строений предложила приобрести желающим участок с казачьим огородом. Так как в XVIII веке определённую моду среди русской знати приобрели поездки за рубеж на лечебные воды, то действительный тайный советник и сенатор Григорий Теплов решил сэкономить, и вместо заграницы около 1770 года отправился на окраину города в Полюстрово.
Местность на берегу Невы ему понравилась, и он задумал построить здесь загородный дом. С разрешения императрицы Екатерины II Теплов стал владельцем мызы Полюстрово.
«Patsvu» Спуск-пристань на Неве у бывшей дачи Кушелева-Безбородко1936 Журнал «Архитектура Ленинграда», №4, 1938 г.
Участок Теплову был пожалован в октябре 1770 года. На месте казачьего огорода появилась мыза Полюстрово. В 1773-1777 годах архитектором Василием Баженовым здесь был построен усадебный дом в готическом стиле.
Считается, что прежние коммуникации (дороги, дренажные канавы, водостоки, колодцы и пр.), сохранившиеся со времён шведского владычества в Ингерманландии, прекрасно сохранились, и строители усадьбы умело воспользовались ими.
При каменном доме имелись оранжереи, где выращивались фрукты, овощи, цветы, табак. Удалось ли вылечиться Теплову полюстровской водой достоверно неизвестно. По одним данным, Григорий Николаевич поправился не выезжая из усадьбы, по другим — что здоровье он не только не поправил, а даже чуть не отравился ею.
После смерти сенатора его сын Алексей Теплов, который очень нуждался в деньгах, продал усадьбу.
Новым владельцем стал могущественный екатерининский вельможа и канцлер империи Александр Безбородко. Он заплатил Теплову огромные по тем временам деньги — 22 500 рублей.
Для него в 1783-1784 годах по проекту Джакомо Кваренги на месте старого усадебного дома был построен новый особняк. Кваренги не строил дом заново, а максимально использовал уже находящиеся здесь постройки.
Правда, по ряду сведений проект подготовил не итальянец, а русский архитектор Николай Львов. Таким образом, здание хранит не только остатки баженовской постройки, но, возможно, и следы шведской усадьбы.
Дача Безбородко — одна из немногих подобных загородных работ знаменитого зодчего.
«Patsvu» Дача А.А. Безбородко 1977 г.
«Patsvu» Усадьба Кушелева-Безбородко 1939 г.
Здание по-прежнему главным фасадом было обращено к Неве, но теперь это была резиденция в стиле классицизма. От главного корпуса к двум боковым флигелям вели полукругом колоннады. Позднее их перестроили в закрытые галереи.
От центрального корпуса здания в стороны отходят первоначально открытые галереи. При их создании Кваренги использовал часто применяемый приём построения итальянских вилл, в открытых галереях которых сушили сено. В холодном петербургском климате сохранить такую функцию оказалось невозможным.
При последующих реконструкциях галереи превратили в закрытые помещения. Также был разбит сад в английском стиле, построены некоторые садовые сооружения, среди которых была собранная из подлинных античных фрагментов руина. Сад украшали мраморные скульптуры, рукотворные каналы, беседки.
В начале XIX века усадьбу украсила знаменитая состоящая из 29 львов ограда. Её создателем мог быть Николай Александрович Львов.
Таким образом был отделен парадный двор от дороги, идущей вдоль Невы. Скульптуры были размещены между фасадов флигелей. Пасти хищников поддерживали толстые цепи.
Это решение казалось уникальным. Со временем усадьбу стали так и называть «Дом со львами». Непосредственно на берегу Невы соорудили каменную пристань. По краям установили скульптуры сфинксов.
«Patsvu» Свердловская набережная (Полюстровская) 1971
«Patsvu» Львиная ограда усадьбы Кушелёва-Безбородко 1960–1970 г.
После смерти Александра Безбородко поместье перешло его племяннице, дочери младшего брата Ильи Безбородко, княгине Клеопатре Лобановой-Ростовской. Она, в свою очередь, воспитывала сына старшей сестры Любови Кушелевой, племянника Александра Кушелева.
Ввиду угасания мужской линии рода Безбородко, в 1816 году своим указом Александр I разрешил Александру Кушелеву добавить к своей фамилии фамилию Безбородко.
Он и стал владельцем усадьбы и Полюстрово в 1855-1870 годах. Со временем дачу стали именовать — дача Кушелева-Безбородко.
Именно при Александре Григорьевиче усадьба Полюстрово стала знаменита как лечебный курорт.
В 1840-1850 годах здесь существовал популярный курзал полюстровских минеральных вод. Специально приглашённые авторитетные медики дали положительный отзывы о качестве полюстровской воды. Аптекарь Фишер арендовал в этим местах участок земли и построил целый курортный городок.
«Patsvu» Лев из львиной ограды у дома № 40 (бывшей дачи Безбородко) на Свердловской набережной. 1968–1970 г.
В 1855 году после смерти Александра Кушелева-Безбородко усадьба переходит его сыну Григорию. Этот человек всерьёз увлекался литературой — в частности, стал издателем журналов «Русское слово» и «Шахматный листок».
В 1858 году он убедил приехать в Россию автора «Трёх мушкетёров» Александра Дюма-старшего. На время пребывания в Санкт-Петербурге знаменитый писатель поселился на Кушелевой даче.
До Полюстрово от Публичной библиотеки ходил омнибус, а с конца 1840-х годов сюда было налажено пароходное сообщение.
В 1868 году в результате пожара значительная часть курорта сгорела, но и после этого здесь продолжили разливать минеральную воду. Курорт же прекратил свою работу.
Спустя некоторое время умер граф Кушелев-Безбородко. Наследников он не оставил, и имение перешло к его сестре Любови Мусиной-Пушкиной. Новая владелица в 1873 году разделила усадьбу на несколько частей и продала их новым собственникам.
«Patsvu» Пристань дачи Кушелева-Безбородко 1972 г.
В итоге совсем рядом вскоре появился пивной завод «Новая Бавария» (в настоящее время — ЗАО «Игристые вина»). Очень скоро бывшие дачные пасторали сменились фабричными предприятиями. Но уникальная резиденция сохранила свой облик.
Во второй половине XIX века огромный окружающий дачу Кушелева-Безбородко парк постепенно сокращался из-за строительства на его территории различных промышленных предприятий.
Дачная местность превратилась в фабричную петербургскую окраину. Здесь стал работать пивной завод «Новая Бавария», ныне известный как выпускающее «Советское шампанское» ЗАО «Игристые вина».
Пользователем минеральных источников в 1886-1898 годах было «бюро исследования почвы» горного инженера С. Г. Виславо. Он впервые организовал разлив воды перед её газированием, причём продавал воду не только в Петербурге, но и в пригородах.
В 1887 году здесь была пробурена скважина, дававшая до 20 000 вёдер воды в сутки. Старые источники постепенно были забыты.
«Patsvu» Вид на Смольный собор 1959 г.
«Patsvu» Пристань у дачи Кушелева-Безбородко 1986–1988 г.
В 1896 году особняк «Кушелева дача» и часть оставшегося парка перешли в собственность Общества Красного Креста. Дачу Кушелева-Безбородко заняла Елизаветинская община сестер милосердия Красного Креста, основанная сестрой императрицы Александры Федоровны, великой княгиней Елизаветой Федоровной. Община вела амбулаторный прием местных рабочих и ремесленников.
Началась реконструкция зданий под новые нужды. Для её нужд перестройкой усадьбы занимались архитекторы Павел Сюзор, Николай Набоков, Александр Кащенко. По их проектам здесь были построены типовые больничные корпуса, ставшие прообразом будущих советских жилмассивов.
В центральном здании бывшей усадьбы устроили квартиры для сотрудников, аптеку и амбулаторию. В 1901 году по проекту архитектора Александра Кащенко была построена церковь Святого Пантелеймона-целителя. Её главной достопримечательностью стал созданный Михаилом Поповым первый в России мраморный иконостас.
До начала ХХ века в парке находились аллея скульптур, искусственные руины, грот и статуя Екатерины II.
«Patsvu» Пантелеимоновская церковь при Елизаветинской общине сестёр милосердия 1902–1912 г.
«Яндекс»
Позднее, с 1898 года хозяином уникальных источников минеральной воды стал князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. В его распоряжении источники были вплоть до 1917 года. Новый хозяин выпускал минеральную воду под маркой «Натуральная минеральная вода Полюстровских источников».
В 1918 году полюстровские источники перешли в распоряжение экономического отдела Выборгского райсовета. Но для управления этим производством ни сил, ни возможностей у райсовета не было. Лишь в 1924-1925 годах, была развёрнута масштабная деятельность по благоустройство городских окраин, здесь провели бурение новых скважин.
После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1923 году, в особняке разместилась инфекционная больница им. Карла Либкнехта.
В 1957-1965 годах здание было реконструировано по проекту В.С. Шерстнева и в нём открылся противотуберкулёзный диспансер № 5. Лечебное учреждение занимало здание десятилетиями и съехало только в 2017 году.
«Patsvu» Бывшая дача Кушелева-Безбородко 1910–1920
Туберкулезный диспансер 1920–1930
«Patsvu» Полюстровская набережная 1937 г.
В 1959-1960 годах при строительстве Свердловской набережной была произведена реставрация здания и пристани по проекту архитектора А. Л. Ротача. Пристань вновь украсили фигурами четырех сфинксов из серого гранита — моделью послужили сфинксы у Строгановского дворца (Невский пр.,17).
При сооружении современной Свердловской набережной подземный ход к берегу Невы был уничтожен, вход из усадьбы замурован.
В 2011 году Смольный заключил инвестдоговор с ООО «Монолит» на реконструкцию здания и до 2016 года шло утверждение проектов с КГИОП. В 2017 году компания «Монолит» начала реконструкцию усадьбы.
Инвестор обещает восстановить не только здание, но и парк. Объём вложений оценивается в 500 миллионов рублей. Церковь Пантелеимона Целителя открылась после после реставрации в 2018 году.
На данный момент проводится реставрация усадьбы, вот уже несколько лет она обнесена лесами и баннерной сеткой. Жители заметили, что 29 чугунных львов, 200 лет охранявшие эту дачу, оставили свои постаменты.
«Patsvu» Львиная ограда у дома № 40 по Свердловской набережной 1967–1968
«Яндекс»
Интересные факты:
- Дача Кушелева-Безбородко является вторым строением в Санкт-Петербурге, облицованным мрамором. Первым, как известно, стал Мраморный дворец. По этой причине Дачу иногда называют Малым Мраморным дворцом.
- Всем известно пристрастие петербуржцев к статуям львов, но даже примерно назвать количество этих произведений искусства является затруднительным. Однако самое большое скопление этих зверей — именно у дачи Безбородко.
«Patsvu» Ограда дачи Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной 1973 г.Кадр из к/ф «Невероятные приключения итальянцев в России»
Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»
Дворец Александра Андреевича Безбородко
Санкт – Петербург удивительный город-музей. Каждое его посещение – это новое открытие, каждый дом, мост или камень – интересная история. Кто-то ограничивается визитами самых известных исторических мест и музеев, кто-то отходит от нахоженных туристических маршрутов, чтобы делать новые и неожиданные открытия.
Как правило, экскурсионные бюро предлагают стандартные программы. Один из таких музеев, который хоть и находится в недалеко от Исаакиевского собора, является не самым частым для обычных туристов местом.
Дворец канцлера Александра Андреевича Безбородко, который еще называют бронзовым располагается на Почтамтской улице. Видный государственный деятель приобрел в 1781 в Адмиралтейской части города году два смежных дома.
Один дом был собственностью Курского Знаменского монастыря, второе строение принадлежало наследнику танцовщика Императорского двора Афанасия Топоркова. Соединив их он и построил огромный особняк, украшенный гранитными колоннами и вазами из бронзы у главного входа.
Фасад примечателен мраморным балконом с бронзовыми перилами. Бронза и дала название дворцу. Сам Александр Безбородко, был высокопоставленным государственным деятелем при дворе Екатерины II.
Обладая необыкновенной памятью и дипломатическим талантам он поднялся до канцлера Российской империи. До самого конца своей жизни он являлся бессменным главой почтового ведомства.
После кончины в 1799 году дворец переходит по наследству к его младшему брату Илье Андреевичу Безбородко, но с 1809 года родовое гнездо начали сдавать внаем. Его снимали известные в то время министры: А.Н. Голицын, А.Б. Куракин, А.С. Шишков.
После смерти Ильи Андреевича, владеть особняком стала его супруга Анна Ивановна. После ее кончины, особняк переходил от родственника к родственнику Безбородко, пока он не достался по взаимному согласию Кушелеву Григорию Григорьевичу, который приходился внуком Александру Андреевичу.
Найти экскурсии в Петербурге >>
Как дворец Кушелева стал Музеем связи?
В 1825 году дворец было решено продан Почтовому Департаменту. Сначала наследники пытались выручить за него 400 тысяч рублей. Торговаться пришлось в течении четырех лет. И дом был продан в итоге за 350 тысяч.
Департаментом решено было почти полностью переделать все интерьеры, на эти цели было потрачено еще крупная сумма. Основными переделками здания занялись архитекторы Василий Глинка и Альберт Кавосов.
В 1837 году значительные изменения коснулись Углового зала, который был расположен между картинной галереей и аванзалом. Он был заменен на лестницу.
Последующие переделки продолжались вплоть до 1870 года. В основном они коснулись интерьеров и фасада. Ими занимался известный архитектор Н. Любимов. В ХХ веке наружная часть оставалась неизменной.
В 1924 году Музей народной связи расположился в доме на Почтамтской дом 4, а в 1935 дворец был признан памятником архитектуры и переведен под охрану государства. Музей нуждался в ремонте, и вопрос перед войной не раз об этом поднимался.
Но этим планам помешало нападение на СССР гитлеровской Германией. Дворец сильно пострадал от артобстрелов, но выстоял, и 1950 году был частично восстановлен и был готов принять первых посетителей.
Архитектура и внутренне убранство
Согласно историческим документам строительство дворца велось уже в 1783 году полным ходом. Многие чертежи сохранились и до наших дней. Дом танцовщика Топоркова был значительно увеличен в длину.
Дворовые флигели присоединили к основному зданию. Дворец получил еще один этаж, и таким образом стал трехэтажным. Дом принадлежавший монастырю сохранил все принадлежавшие ему членения, даже будучи надстроенным.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Документов свидетельствующих о времени перестройки не найдено, но скорее всего это были 1790-е года, так именно в это время Александр Андреевич Приобретает большое количество картин прославленных художников. Картинная галерея расположилась в западном флигеле, фасад которого выходил в переулок.
За галереей последовало строительство аванзала и танцевального зала. Все парадные комнаты находились в восточной части дворца. Спальни Парадная и обыкновенная, Красная и Голубая гостиная. Интерьеры были отделаны по последнему слову моды ХVII века, оббиты бархатом красным и голубым, в нишах установлены императорские бюсты, картины царствующих особ расположили на дверях.
Дворец Безбородко: основной зал
Строительство Парадного или основного зала венчала эту грандиозную перестройку. Согласно документов его устроение продолжалось с 1797 по 1799. Дворец поражал своей роскошью.
Парадный зал, который строился по проекту архитектора Кваренги был украшен колоннами под мрамор. Наполнен дорогими вещами из фарфора: японскими и китайским вазами.
Необыкновенно роскошная мебель, которая принадлежала французским монархом, современники свидетельствуют, что она была приобретена за «большие суммы».
Французская революция позволила Безбородко стать новым владельцами шелковых занавесок, чехлов на кресла, бронзовых скульптур, люстр из горного хрусталя, комнатных украшений и жирандолей, которые раньше украшали комнаты несчастной Марии Антуанетты.
Александр Андреевич интересовался искусством и не упускал возможности приобретать интересные вещицы.
Дворец Безбородко: концертный зал
Дворец Безбородко в наши дни многофункционален. В нем располагается постоянная экспозиция, где можно посмотреть исторические интерьеры, предметы искусства и живописи. Концертный зал с радостью принимает как взрослых, так и маленьких ценителей – театралов. Концерты и спектакли там можно посмотреть круглогодично.
Ресторан, расположившийся в этом здании уже давно себя зарекомендовал, как популярное место отдыха с хорошей спокойной атмосферой и вкусной кухней. Празднование любого события, дня рожденья, свадьбы в этом месте наполненного исторической атмосферой великолепия и роскоши конца ХVII века, оставит яркие впечатления и воспоминания.
Дворец Канцлера Безбородко и новогодняя елка
Дворцы – это всегда балы, блеск дорогих нарядов и шумная праздничная атмосфера. Этот памятник архитектуры просто создан для торжеств. Новогодние елки уже не первый год он приглашает на новогодние праздники. И взрослые, и дети встречая Новый год в стенах старинного дворянского дома времен Екатерины II, получают незабываемые впечатления проникнувшись атмосферой ХVII века.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook, где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
Дворец в наши дни
В 1974 году дворец все-таки закрыли на капитальный ремонт. Реставраторы постарались сохранить все основные капитальные стены, восстановить фрески и интерьеры. На площадях особняка А.А. Безбородко находится современный технический музей Попова, кроме этого постоянно присутствуют разные экспозиции, в концертном зале с прекрасной акустикой проводятся концерты и спектакли.
Адрес и как добраться
Дворец Безбородко в Санкт-Петербурге расположен по адресу ул. Почтамтская дом 4.
Тел. 8( 812) 571 – 00 – 60. Добраться до него удобнее всего на метро, станция Адмиралтейская.
Достопримечательности рядом
Недалеко от музея можно посетить одну из самых знаменитых достопримечательностей города Исаакиевский собор.
Посещение музеев – это приятное времяпровождение. Они позволяют не только изучать историю, узнавать много интересного, но и делать открытия новых экскурсионных маршрутов.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
(Visited 547 times, 1 visits today)
Малый Мраморный дворец (дворец Кушелева-Безбородко)
marfa_nikitina4Малый мраморный дворец, улица Гагаринская, д.3
Вероятно, не все знают, что в Санкт-Петербурге есть два мраморных дворца: Большой Мраморный дворец и Малый Мраморный дворец. Малый Мраморный дворец имеет ещё одно название: дворец Кушелева-Безбородко.
В последнее время у нас в городе много говорят и пишут о двух дворцах Кушелевых-Безбородко: о Малом Мраморном дворце на Гагаринской улице и о даче Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной. Причины таковы: в усадьбе Кушелева-Безбородко начинается ремонт усадьбы и львов перед ней.
Ремонт рассчитан на два года, уже демонтирована часть львов, которые идут на реставрацию. А дача (усадьба) Кушелева-Безбородко стала известна многим после фильма «Приключения итальянцев в России».Большой Мраморный дворец находится на Миллионной улице.
В большом дворце сейчас находится филиал Русского музея, а раньше здесь располагался музей В. И. Ленина.
https://www.youtube.com/watch?v=pPKG39NQJZ8\u0026t=263s
В Малом Мраморном дворце располагается частный Европейский университет, у которого отбирают лицензию, а город расторгает с ним аренду. И по этому поводу разгораются страсти.
Особняк графа Кушелева-Безбородко (Малый Мраморный дворец) в Санкт-Петербурге находится по адресу: улица Гагаринская, дом 3. Каменный двухэтажный дом был построен купцом Д. Образцовым в конце XVIII века.
В 1855 году особняк графа Кушелева-Безбородко (Малый мраморный дворец) перешел во владение Николаю Александровичу Кушелеву-Безбородко от его отца. Николай Александрович перестраивает здание в 1857 – 1860 годах. Автором проекта перестройки был архитектор Э. Я. Шмидт.
Был изменен как внешний облик дома, так и внутренние помещения. Рядом со зданием, в глубине участка, были построены: театр, библиотека, оранжерея и разбит сад с фонтанами.
Особняк называется «Малый Мраморный дворец», так как его фасад облицован рускольским розовым мрамором. Это второй случай отделки дворцов мрамором: первый — это Большой Мраморный дворец.
В целом дом выполнен в архитектурных формах эклектики, а фасад выдержан в стиле итальянского ренессанса. Первый этаж здания обработан гранёными рустами.
Второй и третий этажи украшают венецианские окна с львиными головами, отлитыми из чугуна.
Основное помещение было соединено с дворовыми флигелями Галереей и Курительной (Турецкой) комнатой. До сегодняшнего времени здесь сохранилось много помещений в первоначальном исполнении.
Это несколько парадных залов, мраморная лестница, некоторые элементы в оформлении дверей и окон. В 2005 году внешний вид особняка графа Кушелева-Безбородко (Малого мраморного дворца) отремонтировали, придав ему первоначальный вид.
Окна дворца
Интерьеры Малого Мраморного дворца отличались оригинальным оформлением.
Стоит отметить такие помещения, как Вестибюль, Парадную лестницу, Белую, Золотую и Голубую гостиные, Большой кабинет, Бильярдную, гостиную из саксонского фарфора.
Стиль интерьеров различался от зала к залу, во дворце можно было встретить как черты рококо, так и ренессанса. Заметным элементом внутреннего убранства являлась скульптура — в виде лепнины, колонн, кариатид и ваз.
Паркет был инкрустирован ценными породами дерева и перламутром. В прежнее время на стенах особняка размещалась богатейшая коллекция картин, оставшаяся еще от первого владельца — графа Н. А. Кушелева-Безбородко, позднее ее передадут на хранение в Эрмитаж.
Лестница
У этого дома было несколько владельцев из царственных особ. 18 октября 1873 года дворец был приобретен для старшего сына великого князя Константина Николаевича.
Летом 1881 года супруга погибшего императора Александра II княгиня Екатерина Михайловна Долгорукова (Юрьевская) с детьми переехала в Мраморный дворец. На третьем этаже появились комнаты для детей и воспитателей. В Пименовской галерее устроили церковь в честь Александра II.
В 1913 году княгиня Юрьевская покинула навсегда Россию. Малый Мраморный дворец был продан новой владелице, которая построила на месте Театра, Оранжереи и Сада шестиэтажный дом с тремя флигелями.
После Октябрьской революции особняк графа Кушелева-Безбородко (Малый Мраморный дворец) был национализирован и в нем был размешен научно-исследовательский институт охраны труда. Сейчас здесь работает частный Европейский университет.
Малый Мраморный дворец объявлен с 1970 года охраняемым памятником архитектуры Санкт-Петербурга.
(Из открытых источников)
Особняк графа Кушелева-Безбородко (Второй мраморный дворец)
Особняк графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице часто называют Вторым или Малым мраморным дворцом. Дело в том, что в Петербурге это второе жилое здание (после, естественно, Мраморного дворца), облицованное мрамором. Особняк приобрел существующий облик во время его перестройки архитектором Э.Я.
Шмидтом в 1857 – 1860 годах. Главный фасад здания решен в стиле итальянского ренессанса. В целом же, особняк выполнен в архитектурных формах эклектики. В отделке здания применялся уникальный для петербургской архитектуры материал – розовый мрамор.
Неподалеку от особняка, глубине участка были также построены театр, библиотека и оранжерея.
Этот особняк перешел во владение графа Кушелева-Безбородко в середине XIX века. Большой страстью графа было собирание редких картин. Он являлся истинным ценителем искусства.
В особняке размещалась богатейшая коллекция картин, на которую в определенные дни бесплатно могли прийти посмотреть петербуржцы и гости города. Сейчас многие из этих картин можно увидеть в экспозициях Государственного Эрмитажа.
После смерти Кушелева-Безбородко особняк покупает императорская семья. Некоторое время здесь живет великий князь Николай Константинович. Позже во Второй мраморный дворец переезжает светлейшая княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская.
В залах особняка она размещает также личные вещи убиенного императора Александра II. Со времен графа Кушелева-Безбородко ценные произведения искусства играли значительную роль в декоративном оформлении интерьеров особняка.
До наших дней в бывшем особняке графа Кушелева-Безбородко в первоначальном виде сохранилось несколько парадных помещений, парадная лестница, а также некоторые детали оформления дверей и окон.
Отделка помещений использованы различные мотивы: рококо, эпоха Ренессанса и т.д. Наиболее примечательными залами Малого мраморного дворца являются: Белая, Золотая и Голубая гостиные, Большой кабинет, гостиная «Саксонского фарфора» и др.
В оформлении внутренние интерьеров особняка широко используется скульптура (вазы, кариатиды и т.п.).
В настоящее время в Малом мраморном дворце располагается Европейский институт. Это негосударственное учебное заведение занимается обучением студентов по международным программам в таких областях знания, как экономика, история, право, социология и др.
Жить по-княжески: особняк Кушелева-Безбородко в Петербурге
Высокотехнологичный исторический особняк на 29 квартир на набережной рядом с Летним садом.
Особняк расположен в старом центре Петербурга, на пересечении набережной Кутузова и Гагаринской улицы, в 300 метрах от Летнего сада.Особняк расположен в старом центре Петербурга, на пересечении набережной Кутузова и Гагаринской улицы, в 300 метрах от Летнего сада.
Особняк Кушелева-Безбородко — это не просто клубный дом класса Deluxe, это единственный в своем роде жилой проект в России, который является объектом культурного наследия федерального значения. Особняк был построен в конце XVIII века в стиле нео-ренессанс и полностью реконструирован в 2015 году.
Свое название получил по имени владельца — графа Кушелева-Безбородко, государственного контролера, мецената и благотворителя.
В разное время здесь жили дворянские фамилии с громкими титулами, знаменитые купеческие династии и выдающиеся люди, о чем рассказывает короткометражный фильм о истории особняка, снятый режиссером Юрием Громовым.
Особняк расположен в старом центре Петербурга, на пересечении набережной Кутузова и Гагаринской улицы, в 300 метрах от Летнего сада. Здание состоит из четырехэтажных флигелей и двух внутренних дворов. В нем расположено всего на 29 квартир (от 62 до 495 кв.м.), что делает его по-настоящему приватным.
Каждая из квартир обладает своими особенными преимуществами: панорамным видом на Неву, открытой террасой, собственным патио-двориком.Каждая из квартир обладает своими особенными преимуществами: панорамным видом на Неву, открытой террасой, собственным патио-двориком.
В коллекции планировок представлены однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры с высотой потолков от 4,7 до 8 м.
Каждая из квартир обладает своими особенными преимуществами: панорамным видом на Неву, открытой террасой, собственным патио-двориком.
Среди квартир так же есть и вовсе уникальные — это две лофт-квартиры с первыми в России персональными автомобильными лифтами в гостиную.
Лофт-квартиры с первыми в России персональными автомобильными лифтами в гостиную.Лофт-квартиры с первыми в России персональными автомобильными лифтами в гостиную.
Кроме того, в рамках реконструкции были воссозданы три квартиры с историческими интерьерами XIX века. Здесь сохранились подлинные резные деревянные камины, росписи на стенах, колонны-кариатиды, уникальный наборный паркет и высокие потолки, уровень которых достигает 8-ми метров.
Подобная концепция пространства дает возможность использовать апартаменты не только как место для жизни, но и как территорию для творчества — разместить в стенах вошедшего в историю особняка собственную коллекцию произведений искусства и раритетов или организовать внутри «палаццо» представительскую резиденцию высшего уровня.
Квартира с открытой террасой.Квартира с открытой террасой.
Для комфорта резидентов дома в парадных установлены бесшумные лифты KONE со звукопоглощающими панелями, применена отделка мрамором, венецианской штукатуркой и метлахской плиткой, натуральным деревом.
Каждая квартира обеспечена автономной системой вентиляции и кондиционирования. В здании оборудован крытый отапливаемый двухэтажный паркинг.
Отдельная изюминка проекта — это приватный Wellness-центр с бассейном, SPA-зоной, гидромассажной ванной, сауной, хамамом, массажным кабинетом и тренажёрным залом.
Отдельная изюминка проекта — это приватный Wellness-центр.Отдельная изюминка проекта — это приватный Wellness-центр.
Официальный instagram-аккаунт проекта: @okb_residence
О других необычных жилых комплексах Петербурга читайте на нашем сайте www.architectguide.ru
- Другие наши статьи:
- Истинная роскошь: клубный жилой комплекс Hovard House
- Жилой комплекс «Первая линия» на побережье Финского залива
- Art View House: «открыточный» вид из каждой квартиры
Роскошный, малый, мраморный
Несмотря на всю роскошь фасадов исторического центра Петербурга, мрамор — относительно редкий гость на берегах Северной Пальмиры.
Нежный южный камень не выносит знаменитых капризов петербургской погоды, ныне для сохранности его даже покрывают специальным составом, а раньше — увы. Да и далеко не всем по карману возвести мраморный фасад.
Тем необычнее и изящнее смотрится особняк графа Кушелева-Безбородко на Гагаринской улице, 3.
Участок в самом сердце Северной столицы не пустовал практически со времени ее закладки. В 1740-х годах, когда местоположение Гагаринской улицы только определилось, на участке, впоследствии получившем адрес Гагаринская, 3, располагались строения запасного Сытного двора.
Позже участок перешел во владения графа Трубецкого, стал местом прописки для дворцовых прачечных и служебных флигелей Сытного двора, а к 1790-м годам, по некоторым данным, отошел к купцу Образцову. На тот момент на Гагаринской, 3, и прилегающем участке уже стоял двухэтажный каменный дом.
Его-то и продали наследники купца в 1820-х годах российскому Министерству иностранных дел, которое не замедлило передать здание посольству Пруссии.
В конце 1820-х дом числился за прусским посланником Шиллером, и, наконец, в 1830-х годах владельцем здания стал Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко.
Новый владелец затеял стройку особняка, вернее — перестройку существующего здания, и она была завершена в 1840-х годах. По некоторым источникам, здание имело вид трехэтажного дома «с тремя ризалитами, на цокольном этаже с двусветным вторым и высоким третьим этажами с высокой кровлей». Этого особняка уже нет. Сын графа полностью перелицевал родовое гнездо.
Второй фасад в Петербурге
В 1855 году дом на Гагаринской, 3, после смерти графа, переходит к его сыну — Николаю Александровичу Кушелеву-Безбородко, офицеру лейб-гвардии Конного полка (по некоторым источникам — штаб-ротмистру Кавалергардского полка) и заядлому коллекционеру живописи.
Собственно, эта коллекция, по некоторым сведениям, и послужила причиной перестройки родительского дома: Николай Александрович желал иметь достойное обрамление для своих шедевров, да и место для работы художников.
Проект перестройки был поручен архитектору Эдуарду Яковлевичу Шмидту.
Владелец не жалел средств, и в Петербурге появился второй, после знаменитого Мраморного дворца, особняк с фасадом, полностью отделанным мрамором, — случай небывалый в архитектуре XIX века.
Работы продолжались с середины 1850-х по 1862 год.
Результат (а фасад и многие внутренние помещения сохранились до сих пор), по признанию многих специалистов, — одна из лучших интерпретаций итальянского Ренессанса в архитектуре нашего города.
Первый этаж по петербургской традиции рустирован, а выше фасад бельэтажа и третьего этажа полностью покрывает розовая мраморная облицовка. Примечательно и внутреннее убранство особняка.
Особо исследователи отмечают парадную лестницу в стиле Людовика XIV (изначально напротив каждого из пяти освещавших пространство арочных окон располагались зеркала), Белый (танцевальный) и Золотой залы бельэтажа, отдающие дань тоже стилю Людовика, причем танцевальный зал украшали плафон «Смерть похищает Поэта» и инкрустированный перламутром паркет.
Из Белого зала можно было попасть в кабинет с коллекцией рыцарского оружия — архитектор, не мудрствуя лукаво, скопировал кабинет Карла V в Брюгге. Рядом — биллиардная, освещавшаяся через стеклянный витраж.
Комнаты за Золотым залом вдоль Гагаринской улицы продолжали напоминать о венценосных Людовиках: гостиная в стиле Людовика XV и дамская комната в стиле шестнадцатого французского короля.
Нашлось место на участке и для дворовых флигелей (содержащих и зимний сад, и библиотеку, и театр), соединявшихся с основным зданием Турецкой (она же — курительная) комнатой и галереей. Во дворе ансамбля был разбит сад с фонтаном.
Дворец с музеем
Увы, все это великолепие радовало владельца недолго. Николай Александрович скончался в возрасте 28 лет, в 1862 году, а в 1873 году его вдова продала дом казне. В особняк въехал Николай Константинович, старший сын великого князя Константина Николаевича.
Новый владелец отличался широкой натурой и любил женское общество.
Среди прочих, водил он и знакомство с известной авантюристкой своего времени госпожой Фанни Лир, оставившей воспоминания о посещении этого дворца: «По широкой лестнице розового мрамора с великолепными вазами и бронзовыми фигурами мы поднялись во внутренние апартаменты, состоявшие из ряда комнат одна лучше другой.
Тут я увидела огромную бальную залу, белую с позолотой, в стиле эпохи Возрождения; великолепный салон во вкусе Людовика XIV и другую гостиную, украшенную выцветшими гобеленами Людовика XV; курительную комнату мавританского стиля; будуар, обтянутый розовым шелком с кружевами; туалетный кабинет с превосходной мраморной ванной; большую столовую, обтянутую кордовской кожей; залу елизаветинского стиля; его кабинет; полузаброшенную домашнюю церковь и запущенный сад. Всюду драгоценные вещи, фарфор, картины, ковры. Я обомлела от изумления при виде этого великолепия. Ни один дворец … не смог бы поспорить в красоте с этим…» Кстати, с момента въезда в особняк великого князя дом уже стал дворцом — Малым Мраморным.
Впрочем, Николай Константинович тоже недолго пожил среди мраморного великолепия: уличенный в краже ценностей, он содержался в собственном дворце под арестом, а вскоре и вовсе был выслан из столицы.
Смерть самодержца подарила дворцу нового владельца — морганатическую супругу Александра II княгиню Екатерину Михайловну Долгорукую (Юрьевскую), получившую особняк в дар от императора Александра III, выполнившего таким образом последнюю волю отца. Характерно, что, по некоторым источникам, дом желало приобрести французское посольство, но император выкупил его самолично.
Смена владельца ознаменовалась относительно небольшими переделками: княгиня поменяла обстановку, на третьем этаже разместились детские комнаты и помещения воспитателей, нашлось в здании место для церкви и музея памяти погибшего самодержца, открытого для широкой публики, в которой хранились, кроме всего прочего, его личные вещи и фотографии.
Мансарды и лестницы
В 1882 году княгиня Долгорукая покинула Россию. Уже будучи за рубежом, она продала дом дочери камер-юнкера Высочайшего двора Екатерине Павловне Леонард. Увы, новая владелица заботилась прежде всего о бюджете, а не об архитектуре. По ее распоряжению на месте флигелей и сада был построен шестиэтажный доходный дом. Ну а новая власть вплотную занялась уже самим особняком.
В конце 20-х годов прошлого века здание было передано Институту гигиены и охраны труда.
Как пишут источники, «в ходе приспособления» здание ремонтировалось и потеряло внутренние окна и световой фонарь, обросло новыми лестницами, мансардами и перегородками. Но — сохранилось.
В 1970 году Малый Мраморный дворец взят под охрану в качестве памятника архитектуры и ныне принадлежит негосударственному учреждению — Европейскому университету.
Сергей Кутумов