Основание Александро–Невского монастыря

У легендарной
Александро-Невской лавры, самого намоленного места Санкт-Петербурга, заканчивается
Невский проспект. Здесь хранятся мощи князя Александра Невского, духовного
покровителя Северной столицы, и покоится «цвет нации» — представители государственной
и художественной элиты России. Этот старый монастырь, заложенный еще Петром I,  — дух, совесть и
несгибаемая воля города на Неве.

Основание Александро–Невского монастыря

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра
начала строиться Петром I в июле 1710 года на пересечении Черной речки (сейчас –
Монастырка) и Невы.  Щедрый государь
даровал монастырю огромное
количество земли и богатейшие угодья.

Основание Александро–Невского монастыря

Мощи Александра Невского в Троицком соборе Александро-Невской лавры

Он не случайно назвал первый
монастырь Санкт-Петербурга именем Александра Невского – князь идеально подходил
на место покровителя новой столицы. В июле 1240-го новгородский князь Александр
разбил на Неве большое шведское войско, за что и вошел в историю как Невский.

И
хотя легендарное сражение состоялось при впадении Ижоры в Неву, предания
«перенесли» его на Черную речку, что было на руку Петру. В условиях Северной
войны основание монастыря именно в таком символическом месте демонстрировало,
что эти земли по праву принадлежат России: мы и раньше били тут шведов, и будем
бить впредь.

Основание Александро–Невского монастыря

Александр Невский

По мнению
Петра, Санкт-Петербург нуждался в таком небесном заступнике, который бы не
уступал покровителю Москвы Георгию Победоносцу. Александру Невскому было от силы двадцать лет, когда он вывел русскую дружину
против превосходящего по численности шведского войска. Перед этой битвой он
произнес, по преданию, свою крылатую фразу: «Не в силе Бог, а в правде».

Основание Александро–Невского монастыря

Прибытие мощей Александра Невского в Петербург. Гравюра.

Царь повелел
перевезти мощи святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Он лично встречал
саркофаг по дороге и, как гласила молва, сам встал к рулю корабля, чтобы
доставить их в монастырь, а его вельможи сели на весла.

При
Елизавете I мощи Александра Невского поместили
в тяжелый серебряный саркофаг. Святой князь пользовался огромным почетом и
уважением у жителей Санкт-Петербурга. Тогда сложилась традиция, которая жива и
сейчас – 12 сентября от Казанского собора к Александро-Невской лавре отправляется
крестный ход. Раньше в нем шли все кавалеры ордена Александра Невского.

Основание Александро–Невского монастыря

Крестный ход 12 сентября 2021 года

Но большевики
не пощадили священную реликвию. Саркофаг отправили в Эрмитаж, а мощи демонстрировали
в музее истории религии и атеизма в Казанском соборе. Лишь в
1989 году Александро-Невская лавра получила назад мощи Святого благоверного
великого князя Александра Невского, давшего ей название.

Александро-Невская лавра
– это целый город, состоящий из множества церквей, а также жилых и хозяйственных построек. Он
создавался в течение всего XVIII века, а некоторые церкви и позже.

Основание Александро–Невского монастыря

Александро-Невская лавра — целый город

Первая каменная церковь лавры, Лазаревская, была возведена
в 1717 году, на том месте, где была похоронена сестра Петра Наталья Алексеевна.

Основание Александро–Невского монастыря

Церковь праведника Лазаря

Через 5 лет построили двухэтажную Благовещенскую церковь, с пилястрами и
восьмигранным высоким куполом.

Основание Александро–Невского монастыря

Благовещенская церковь

Главный собор монастыря, Свято-Тороицкий, начали
возводить в 1719 году. Стройка затянулась. В итоге почти законченную церковь
пришлось разобрать – зыбкая почва под ней грозила обрушением всей постройки.

Под руководством архитектора Ивана Старова возвели новый монументальный Троицкий собор с мощным
куполом. В 1790-м его освятили.

Мощи святого Александра Невского, хранившиеся
до этого в Александровской церкви, обрели, наконец, свой дом.

Основание Александро–Невского монастыря

Свято-Троицкий собор

Если посмотреть на Свято-Тороицкий собор сверху,
он имеет форму латинского креста. Его внутренне пространство покрыто барельефами
с событиями из Ветхого и Нового Заветов работы Ф.И. Шубина. Свет из 16 окон
купола освещает просторное здание изнутри.

Прекрасен мраморный иконостас Троицкого
собора работы итальянцев братьев Пинкети. Запрестольный образ Благовещения нарисовал
немец Менгс. Екатерина II подарила для украшения церкви полотна из своего
личного собрания. Своды и купол Троицкого собора расписал Джакомо Кваренги.

Основание Александро–Невского монастыря

Троицкий собор имеет форму креста

Интерьеры Троицкого собора

Купол Троицкого собора

Император Павел I в 1797 году переименовал
обитель в лавру — так называли большие мужские монастыри, настоящие городские
поселения с улицами («лавра» переводится с греческого как «улица»). Постепенно
она заняла весь Монастырский остров, образовавшийся после того, как выкопали Обводной
канал.

Большинство церквей Лавры относятся к «петровскому барокко» — особому
архитектурному стилю, возникшему в эпоху Петра. В отличие от оригинального он
более сдержанный и лаконичный. В классическое итальянское барокко его создатели
привнесли черты русского национального зодчества и элементы голландской,
германской и североевропейской архитектуры.

Александро-Невская лавра зимой

Одной из последних в начале XIX
века в лавре была построена Духовская церковь. До начала XX
столетия в ней успели произвести 172
захоронения — рядом с церковным алтарем покоятся несколько столичных
митрополитов. Когда здесь отпевали Федора Михайловича Достоевского, церковь еле
вместила толпу его поклонников.

При коммунистах Свято-Духовская церковь оставалась действующей дольше
остальных храмов лавры, но в конце концов тоже была разорена – прямо в ее усыпальницах
разместили котельные. В начале 2000-х она вновь вошла в состав Лавры.

Духовский корпус и Свято-Духовская церковь

Царская семья благоволила к Александро-Невской лавре, которая постепенно
стала одним из богатейших монастырей в стране. В начале XX века для хранения ценных документов и вещей в монастыре
создали специальный музей.

Александро-Невская лавра в 1820-е. Графика

В
Благовещенской церкви Александро-Невской лавры под мраморной плитой погребен
Александр Васильевич Суворов.

В изголовье его могилы установлен бюст
генералиссимуса работы Демут-Малиновского, а на его надгробии написано коротко:
«Здесь лежит Суворов». Существуют разные версии возникновении этой надписи.

По
одной из них, великий полководец сочинил ее себе сам. По другой, ее автор –
поэт Державин, мастер пышных эпитафий. На этот раз он был предельно лаконичен…

В Благовещенской
церкви монастыря также находятся захоронения канцлера А.А. Безбородко, героя войны
с Наполеоном М.А. Милорадовича, государственных деятелей И.И. Шувалова, П.И.  Ягужинского и др.

Надпись на могиле Суворова

Петр III, убитый
в результате заговора, организованного его женой Екатериной II, изначально тоже был захоронен в Благовещенской
церкви Александро-Невской лавры. Он не успел пройти обряд коронования, поэтому
не заслужил честь упокоиться в царской усыпальнице вместе с остальными
Романовыми в Петропавловском соборе – считала Екатерина.

Придя к власти, его сын Павел I в пику покойной матери, которую люто ненавидел, восстановил
справедливость в отношении отца. Останки Петра III с честью перезахоронили в Петропавловском соборе
Санкт-Петербурга. Чтобы короновать отца, он даже одел на его череп свою корону.
Как будто чувствовал, что его самого ждет подобная участь…

Могила Ломоносова на Лазаревском кладбище

Вокруг
Благовещенской церкви в XVIII
веке постепенно образовалось Лазаревское
кладбище. Здесь находятся могилы выдающихся личностей, среди которых универсальный гений М.В. Ломоносов и поэт Д.И. Фонвизин. А кроме того старинное кладбище богато на уникальные надгробия, представляющих
художественную ценность.

Интересное надгробие на Лазаревском кладбище

Вот в полной
парадной форме на каменной могильной плите «спит» молодой военный в изображении
скульптора Штрейхенберга.

Согласно петербургской легенде, он прикорнул на посту
во время дежурства в Зимнем дворце. Проснувшись, увидел перед собой
склонившегося императора и умер от страха и позора.

Памятник попал сюда с Волковского
лютеранского кладбища благодаря оригинальности и художественным достоинствам.  

Кроме
старинного Лазаревского кладбища, в Александро-Невской лавре образовались Тихвинское
и Никольское кладбища уже за пределами монастыря.

Первоначально на берегу
Монастырки, где они сейчас находятся, монахи выращивали овощи и фрукты.

Однако
стремительное увеличение населения столицы и, соответственно, ее покойников, привело
к тому, что могилы перевалили через стены монастыря. Так возникло Новолазаревское
кладбище, которое впоследствии стало Тихвинским.

Вход в некрополь мастеров искусств

Из
Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры в 1930-х сделали Некрополь
мастеров искусств – свезли со старых петербургских кладбищ захоронения
выдающихся культурных деятелей. Причем разделили могилы по видам искусств.
Отдельно лежат актеры, художники, скульпторы, писатели.

Здесь обрел успокоение
цвет русской нации: историк Карамзин, поэты Евгений Баратынский, Петр
Вяземский, баснописец Иван Крылов, писатель Федор Достоевский, композиторы Александр
Бородин, Михаил Гинка, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский,
художники Александр Иванов, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Иван Шишкин,
балетмейстер Мариус Петипа, актриса Вера Комиссаржевская, актер Николай
Черкасов и др.

Музей городской скульптуры

В конце 1930-х на кладбищах
Александро-Невской лавры власти создали музей городской скульптуры. Ежедневно тысячи туристов спешат
сюда, чтобы побродить среди старинных  надгробий.

Во второй половине XIX века появились захоронение на Засоборном кладбище,
которое впоследствии переименовали в Никольское. Там похоронены два известных
российских политика 1990-х: Анатолий Собчак и Галина Старовойтова.

Читайте также:  Курорт снежный ленинградская область, вблизи поселка коробицыно

Могила Собчака

После
Октября 1917-го большевики перед входом в Троицкий собор монастыря устроили свое
кладбище для революционеров — «коммунистическую площадку».

Придя к власти, Советы сразу же
взялись за богатую Александро-Невской лавру. Однако ее монахи неожиданно оказали
достойное сопротивление, увенчавшееся успехом.

Это был первый и единственный
случай, когда Церковь одержала победу, хотя бы временную, над коммунистами. В
январе 1918-го прибывшие в монастырь вооруженные большевики под руководством
комиссара хотели реквизировать все имущество монастыря.

Но зазвучал набат на
колокольне лавры, и собравшаяся толпа разоружила красноармейцев.

В состоявшемся
через два дня крестном ходе в защиту Церкви в центре Санкт-Петербурга приняло
участие около полумиллиона человек. Верующие и священнослужители сплотились,
чтобы защитить лавру, и организовали Александро-Невское братство.

Монастырь действовал до начала 1930-х, пока власть разом не арестовала всех его
монахов. К 1936 году в святой Александро-Невской Лавре не осталось действующих
соборов. Зато чего здесь только не делали: переливали кровь, прыгали с
парашюта, хранили овощи, занимались физкультурой.

Крепкие старинные стены все
переносили стоически.

Лавра в 1950-е

В 1957 году государство позволило проводить богослужения в Свято-Троицком
соборе.

В 1990-е, когда власть воинствующих атеистов окончательно пала, в Александро-Невскую
Лавру, наконец, вернулись мощи святого Александра Невского, и православная
святыня начала возрождаться.

 К 2000-му епархии возвратили
все помещения монастыря. Русский музей передал лавре чудотворную икону
Параскевы Пятницы, ставшую главной реликвией Троицкого собора.

Старинная обитель верна традициям нести в
народ культуру и просвещение, помогать тем, кто в этом нуждается. Как и века
назад, при монастыре действует благотворительный фонд.

Исидоровская церковь

В лавре активно
ведутся реставрационные работы. Восстанавливается разоренная и разграбленная коммунистами
Исидоровская церковь. Идет восстановление Свято-Духовской домовой церкви.

Сейчас в Духовской церкви находится духовно-просветительский центр «Святодуховский»

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра,
пережившая за 300 лет своего существования процветание и погромы, оказавшая
героическое сопротивление «дикарям» в кровавую и страшную эпоху, называют душой
Санкт-Петербурга. А ее церкви и соборы сегодня восстают из пепла «как птица
Феникс».  

Троицкий собор и Александро-Невская лавра

Основание Александро–Невского монастыря

История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.

Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечить здесь имя Александра Невского — выдающегося русского полководца и государственного деятеля, которого любили и чтили по всей России.

С его именем решили связать создание нового монастыря на берегу Невы, ведь недалеко отсюда в 1240 году произошла историческая Невская битва, в которой новгородцы, возглавляемые князем Александром, одержали победу.

Именно после этого сражения Александра стали называть Невским.

Основание Александро–Невского монастыря

Первое упоминание о новом монастыре относится к 1710 году, когда царь выбрал для него место. Строительные работы начались в феврале 1712 года, а уже через год на берегу небольшой Черной речки появилось первое здание — деревянная церковь «во имя Благовещенья».

Именно от этой даты ведется официальная летопись Александро-Невской лавры. К 1714 году построили монашеские кельи, еще через несколько лет появился каменный монастырский городок.

Автором композиционного плана Александро-Невского монастыря стал Доменико Трезини, именно его проект на многие десятилетия определили принципы построения монастырского ансамбля.

Монастыри на Руси традиционно старались укрепить, обезопасить от внезапных военных вторжений, но, по замыслу Петра, новый монастырь должен был выглядеть по-другому: здесь не было могучих стен, которые превращали обитель в крепость, его фасад выходил к Неве и был украшен балюстрадой с вазами и цветником. Все это делало монастырский комплекс более светлым и парадным.

Петр задумал сделать главный монастырь столицы стал своего рода пантеоном — здесь должны были хоронить видных государственных деятелей. Первым в 1718 году похоронили Ф.Ю. Ромодановского, вслед за ним — фельдмаршала Б.П.

Шереметьева.

Несмотря на то, что Шереметьев при жизни завещал похоронить себя в Киево — Печерской лавре, Петр посчитал, что тело знаменитого полководца, с именем которого связаны многие победы Северной войны, должно покоиться в столице.

   Лавра св. Александра Невского.  

Основание Александро–Невского монастыря

В 1720 году при монастыре открыли Славянскую школу, ставшую позже Славяно-греко-латинской семинарией, в том же году здесь заработала типография, в которой были напечатаны знаменитые «Букварь учебный…» Ф. Прокоповича, «Слово похвальное о флоте российском и о победе на море» и «О Полтавской и Гангутской победах» Г. Ягужинского.

Монастырский комплекс строился быстро, и скоро стало ясно, что для его развития необходима хорошая связь с центром города, с его Адмиралтейской частью, а также прямое сообщение со старой Новгородской дорогой. В 1712 году от монастыря к Адмиралтейству проложили прямую и широкую, как тогда писали, «першпективную дорогу», которая стала предшественницей Невского проспекта.

Как строили Александро-Невскую лавру

В начале XVIII века только родившийся город Санкт-Петербург — будущая столица Российской империи — остро нуждался в собственных святынях. Место исторических сражений недалеко от заложенной на Заячьем острове крепости и память о громких победах святого князя Александра Невского идеально легли в канву строительства первого большого монастыря Санкт-Петербурга.

Сегодня Александро-Невская лавра — не просто крупнейший монастырь города. Этот уголок Петербурга имеет особенное значение как для православных верующих, так для культуры и истории в целом. Как строился первый монастырь, ставший практически ровесником Петербурга?

Как выбирали место для Лавры

Впервые мысль о строительстве монастыря в честь князя Александра Невского возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского). Идею поддержали царь Пётр I и первый губернатор Петербурга Александр Меншиков, который, кстати, отдал под будущий монастырь часть своих земель.

Место для строительства выбрал Пётр I в 1704 году. Оно находилось в деревне Вихтула, которую на русский лад нередко называли Викторией — «победой». Именно здесь, как считалось, в 1240 году состоялась знаменитая битва Александра Невского и его дружины против шведов.

На самом деле сражение произошло в устье реки Ижоры. Там ещё в XVI веке построили деревянную церквушку в память об исторической победе. Тем не менее, легенда о битве на Неве — на месте нынешней лавры — существовала.

Вероятно, она уходила корнями в другое сражение: 18 мая 1301 года новгородцы, ведомые князем Андреем — сыном Александра Невского, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую недалеко от места, где в 1704 году было решено строить новый монастырь.

В июле 1710 года архимандрит Феодосий установил деревянный поклонный крест. Надпись на нём гласила: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь». На правом берегу Чёрной речки (ныне — реки Волковка и Монастырка, разделённые Обводным каналом) было решено строить монастырские строения, на левом берегу — частные.

Рисунок А. Зубова на основе чертежей Д. Трезини

Создатели Александро-Невской Лавры: главные имена

  • Пётр I. Для молодого царя, основавшего Петербург, имело большое значение строительство первого городского монастыря. Именно Пётр лично выбрал место для строительства, в 1723 году он же повелел перенести мощи Александра Невского из владимирского Рождественского монастыря в новую столицу. Это событие состоялось 30 августа 1724 года, с тех пор в церковном календаре существует праздник перенесения мощей благоверного князя Александра.
  • Доменико Трезини. Архитектор разработал проект нового монастыря — «план генерального монастырского каменного строения» — в 1715 году. Однако из-за большой занятости знаменитого зодчего руководить строительством поручили Христофу Конрату, а позднее — Теодору Швертфегеру, который в 1720 году составил новый проект монастырского храма.

По задумке Трезини главный фасад собора выходил на Неву, а вход — на восток.

Это противоречило правилам строительства православного храма, согласно которым вход в храм должен быть с запада, а алтарю надлежало располагаться на востоке. Также для придания ансамблю большей симметрии Теодор Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм.

Сад, который по плану Трезини должен быть разместиться между монастырём и Невой, немец передвинул к западу от обители.

  • Архимандрит Феодосий (Яновский) — первый священноархимандрит. Он тщательно следил за строительством новой обители, руководил работами по обустройству нового монастыря.
  • Иван Старов. Уже в правление Елизаветы Петровны архитектор разработал новый проект, включавший в состав монастырского комплекса всё левобережье Монастырки. Он же разбил перед входом в обитель Александро-Невскую площадь и построил на ней два одноэтажных дома — они сохранились до наших дней.
  • Павел I. Император и его семья покровительствовали монастырю, а в 1797 году монарх присвоил статус академии Александро-Невской Главной семинарии, а самой обители — статус лавры. Главный монастырь считался одним из богатейших в стране. В штат лавры входили: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
Читайте также:  Романтические спа программы для двоих в салоне время спа

Историк Иван Пушкарёв так описывал первоначальный план нового монастыря:

«Назначен был с восточной стороны (где сейчас Никольское кладбище) монастыря полуциркульною оградою с замковым вокруг строением двор; к нему из Чёрной речки предполагалось провести судоходный канал сквозь подъёмные ворота до монастырской восточной стены, окружённой также каналом, а за этим двором, к Неве, рыболовный пруд.

В самой площади монастырского внутреннего двора два водоемные бассейна. Около всего монастыря также судоходный канал; на западной же стороне за монастырём (где сейчас митрополичий сад) обширный Итальянский сад с простирающимися в окружающие леса просеками; в левой стороне сада лабиринт, и весь сад обвести судоходным каналом».

В 1712 году на месте будущей Александро-Невской лавры стали появляться первые деревянные строения: заложены Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода, построены братские кельи-мазанки.

Чтобы монастырь был более доступен для Адмиралтейской части города до Новгородского тракта в первые годы строительства монахи прорубили просеку. Эта дорога спустя года становится Невским проспектом, а имя Александра Невского ещё не раз найдёт отражение в топонимике Петербурга.

Пётр I задумывал Александро-Невский монастырь не просто как духовное учреждение. Он планировал разместить здесь госпиталь и приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных. Несмотря на то, что эти планы так и не воплотились в жизнь, монастырь играл важную социальную и экономическую роль.

У его стен выросла целая слобода, был разбиты огород и сад, образовались многочисленные хозяйственные постройки: скотный двор, конбшни, кузнечные и столярные мастерские, пильная мельница. Овощи и фрукты, а также результаты труда ремесленников не только кормили монахов, но и поступали на торговые прилавки Петербурга.

В 1720 году при монастыре стала работать типография, а в 1721 году была образована школа для детей священнослужителей (позднее преобразована в семинарию и далее — в академию).

В 1716 году при монастыре было заложено Лазаревское кладбище — некрополь XVIII века, а в 1717-м при нём построили каменную церковь Святого Лазаря.

Здесь покоятся привилегированные особы: сестра Павла I Наталья, архитекторы Джакомо Кваренги и Карл Росси, учёные Михаил Ломоносов и Леонард Эйлер.

Для погребения на Лазаревском кладбищ требовалось разрешение самого Петра I.

В 1717—1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Сегодня здание — старейшая постройка на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года — Благовещенский придел на первом.

  • В 1720 году Теодор Швертфегер разработал новый проект главного монастырского храма.
  • В 1724 году при монастыре разбили сад и построили оранжереи, высадили берёзы на просеке, ведущей к обители.

В 1725 году завершили работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса, а в конце 1727 года начали трудиться над южной частью монастырского комплекса.

В 1742—1751 годах здесь под руководством Пьетро Антонио Трезини укладывали фундамент, возводили Фёдоровскую церковь и три флигеля Фёдоровского корпуса. После отъезда П. Трезини строительство вели Эркуле Казасорп, Иоганн Вейс, Антонио Антониетти и Игнатио России.

В 1754 году строительство Фёдоровского корпуса и церкви было завершено.

Уже к середине XVIII столетия первые корпуса монастыря успели обветшать. В 1748 году канцелярия требовала построить новую деревянную колокольню, также в аварийном состоянии находились жилые покои:

«В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт…

и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения… а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется».

Возведение главного Троицкого храма шло с переменным успехом: строительство начиналось, останавливалось и вновь продолжалось.

К 1740 году особая комиссия признала недостроенное здание непригодным для использования, а в 1753-м Елизавета Петровна и вовсе приказала его разобрать.

В том же году императрица повелела изготовить большую серебряную раку для мощей святого благоверного князя Александра Невского. Саркофаг был укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни князя, и украшен надписями Михаила Ломоносова.

Рака для мощей Александра Невского

С 1756 по 1774 год шло сооружение циркумференции вокруг монастырского двора по проекту Джезеппе Венероне. После завершения территория монастыря ставноиалсь почти замкнутой. Исключение оставалось лишь на месте главного храма.

В 1766 году завершили отделку внутреннего убранства Фёдоровской церкви, спустя ещё 4 года на первом этаже постройки освятили церковь во имя Иоанна Златоуста, а на втором — во имя Фёдора Святославовича.

В 1776 году архитектор Иван Старов представил Екатерине II проект главного собора обители, который был одобрен.

В 1778 году был заложен фундамент Свято-Троицкого собора, а в следующем году началось строительство, которое длилось чуть больше 10 лет.

30 августа 1790 года собор был освящён, тогда же в него из Благовещенской церкви переехала рака с мощами благоверного князя.

Свято-Троицкий собор отличается богатым убранством. Над скульптурными группами работал Федот Шубин, стены украшают работы знаменитых живописцев: «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса, «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.

  1. В 1783—1785 годах по проекту Старова были возведены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
  2. С 1806 года начали производить захоронения в нижнем этаже Фёдоровской церкви.
  3. В 1818—1821 годах была частично реконструирована Благовещенская церковь в связи с расширением Духовского корпуса лавры.
  4. В 1821 году со стороны реки Монастырки возвели каменные ворота во проекту архитектора Василия Петрова.

Тем временем на Лазаревском кладбище места для захоронений уже не хватало и рядом было основано новое место — некрополь XIX века или Ново-Лазаревское кладбище. На нём были похоронены Фёдор Достоевский, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Вера Комиссаржевская, Борис Кустодиев и другие видные представители культуры.

Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре

В 1861 году было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. Среди похороненных на нём — адмирал Григорий Бутаков, герой Порт-Артура генерал Роман Кондратенко, писатели Иван Гончаров и Дмитрий Мамин-Сибиряк, литературовед Фёдор Батюшков и другие. Из всех кладбищ Александро-Невской лавры Никольское — единственное действующее по сей день.

В 1868—1871 годах на территории Александро-Невской лавры была возведена кладбищенская Никольская церковь. Средства на её строительство выделил местный купец Николай Русанов. На первом этаже храме была устроена фамильная усыпальница Русановых.

В 1869—1873 годах Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

В 1910 году по проекту Льва Шишко возвели трёхэтажное здание для ризницы, библиотеки и архива. Сегодня здесь расположены библиотека, древлехранилище и покои наместника.

К XX столетию на территории обители насчитывалось 16 церквей.

Александро-Невская лавра в XX и начале XXI века

В 1920 году весь ансамбль перешёл под охрану государства как памятник архитектуры. В советское время в бывших церковных помещениях располагались мастерские, хозяйственные помещения, музей, почта. Мощи Александра Невского были перенесены в Казанский собор, а серебряную раку передали в Эрмитаж.

Свято-Троицкий собор вернули церкви в апреле 1956 года, в 1957 году в нём возобновили богослужения.

В 1989 году в лавру вернулась главная святыня — мощи благоверного князя. А в 1996 году началось возрождение обители как монастыря под руководством епископа Назария.

Сегодня на территории Александро-Невской лавры кипит не только духовная, но и ремесленная жизнь. Функционируют мастерские — ювелирная, иконописная, швейная, гончарная, христианской оловянной миниатюры, работают краснодеревщики и реставраторы, даже есть своя сыроварня.

На территории обители проходят культурные мероприятия: концерты духовной музыки, выставки, экскурсии.

Читайте также:  Биржевой мост в санкт-петербурге: история, фото, адрес

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Троицкий Александро-Невский монастырь. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Молодая столица не могла обойтись без монастырской обители, которая, по замыслу Петра I, должна была стать главным русским монастырем.

Царь сам выбрал место под строительство монастыря у впадения Черной речки (ныне река Монастырка) в Неву.

Указ о возведении монастыря был издан в 1710 году, а датой официального основания обители считается день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 года.

Возведение монастыря в камне началось в 1717 году. Первоначальный проект составил в 1715 году Д. Трезини. Архитектор спланировал монастырский комплекс в виде единого здания из нескольких соединяющихся между собой корпусов, расположенных по периметру огромного внутреннего двора. Парадный фасад монастыря Д. Трезини развернул к Неве. Монастырский собор во имя Св.

Троицы с высокой колокольней должен был располагаться в центральной части невского корпуса, причем расположение парадного входа со стороны Невы потребовало необычной ориентации храма — алтарем на запад, а не на восток. Двухэтажные корпуса монастырских келий вдоль Невы располагались уступами, оживляя монотонную гладь протяженных фасадов.

В северо-восточном углу здания Трезини запланировал небольшую церковь с высоким куполом.

Строительством монастыря руководил каменных дел мастер Х. Конрад, ранее занимавшейся постройкой Арсенала в Московском Кремле. В 1720 году его сменил Т. Швертфегер.

К 1724 году было полностью возведено северное крыло невского фасада и освящена церковь св. Александра Невского на 2-м этаже углового корпуса. Год спустя состоялось освящение Благовещенской церкви на 1-м этаже.

Это были первые каменные храмы Санкт-Петербурга.

В 1724 году Т. Швертфегер кардинально переработал проект Д. Трезини.

Он развернул Троицкий собор алтарем на восток, полностью переделал его западный фасад, добавив две изящные башни в духе южно-немецкого барокко (модель собора хранится в собрании Академии Художеств в Санкт-Петербурге), запланировал в юго-восточной части невского корпуса вторую церковь с куполом. Т. Швертфегер руководил строительством монастыря до 1733 года.

В 1742 году к «строению» монастыря был определен архитектор Пьетро Антонио Трезини. Под его руководством продолжилось возведение собора и южного крыла невского корпуса. Работы вчерне были завершены к осени 1751 года. В это время монастырь приобрел законченный невский фасад.

К сожалению, собор Т. Швертфегера просуществовал недолго. На сложных болотистых грунтах массивное здание дало осадку, в стенах появились опасные трещины. В 1753 году вышел указ императрицы Елизаветы Петровны: «Повредившуюся в Троицком Александро Невском монастыре соборную каменную церковь разобрать всю до подошвы». Работы были выполнены в течение нескольких лет.

К 1761 году было завершено строительство Семинарского корпуса и Архиерейского дома (Митрополичьих покоев), предположительно, по проекту М.Д. Расторгуева, хотя его авторство оспаривается в современных научных трудах.

В 1770 году была освящена церковь во имя князя Федора Ярославича, брата Александра Невского, в юго-восточном корпусе монастыря. Каре корпусов было замкнуто в 1774 году строительством циркумференции.

Лишь в центре невского корпуса, на месте разобранного Троицкого собора Т. Швертфегера зияла дыра.

В 1776 году архитектор И.Е. Старов поднес Екатерине II проект нового Троицкого собора в стиле строгого классицизма. Собор был заложен в 1778 году, а его освящение состоялось 30 августа 1790 года. Так завершился один из самых масштабных строительных проектов Санкт-Петербурга XVIII века.

АЛЕКСА́НДРО-НЕ́ВСКАЯ ЛА́ВРА

Авторы: Е. В. Белякова; И. Л. Бусева-Давыдова (архитектура и некрополь)

АЛЕКСА́НДРО-НЕ́ВСКАЯ ЛА́ВРА, пер­вый мо­на­стырь С.-Пе­тер­бур­га. Ос­но­ва­на как Свято-Троицкий монастырь в 1710 у впа­де­ния р. Чёр­ная (Мо­на­стыр­ка) в р. Не­ва по по­ве­ле­нию имп. Пет­ра I в вос­по­ми­на­ние о по­бе­де кн. Алек­сан­д­ра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го в 1240 над шве­да­ми. В 1797 ука­зом имп.

Пав­ла I пе­ре­име­но­ван в А.-Н. л. Пер­вый ар­хи­ман­д­рит мо­на­сты­ря Фео­до­сий (Янов­ский) на­зна­чен в 1712, то­гда же на­чались стро­ит. ра­бо­ты на сред­ст­ва при­писан­но­го к оби­те­ли с вот­чи­на­ми и до­хо­да­ми Вал­дай­ско­го Ивер­ско­го мон. В 1713 ос­вя­ще­на де­рев. ц.

 Бла­го­ве­ще­ния, в 1717 на­ча­лось ка­мен­ное строи­тель­ст­во. По за­мыс­лу Пет­ра I од­ной из це­лей соз­да­ния мо­на­сты­ря бы­ла под­го­тов­ка шта­та ар­хие­ре­ев. Из иеро­мо­на­хов мо­на­сты­ря ком­плек­то­ва­лось так­же флот­ское ду­хо­вен­ст­во. В 1724 из Ро­ж­де­ст­вен­ско­го мон. г. Вла­ди­мир в А.-Н. л.

по  по­ве­ле­нию Пет­ра I пе­ре­не­се­ны мо­щи св. кн. Алек­сан­д­ра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го.

В 1720 в мо­на­сты­ре бы­ла от­кры­та ти­по­гра­фия; в 1721 соз­да­на Сла­вян­ская шко­ла, пре­об­ра­зо­ван­ная в 1726 в се­ми­на­рию, в 1797 – в Алек­сан­д­ро-Нев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, в 1809 – в С.-Пе­терб.

ду­хов­ную ака­де­мию. В А.-Н. л. на­хо­ди­лась бо­га­тей­шая биб­лио­те­ка, а с 1910 – му­зей и древ­ле­хра­ни­ли­ще. С уч­ре­ж­де­ни­ем в 1742 С.-Пе­терб.

епар­хии воз­глав­ляв­шие её ар­хие­реи ста­но­ви­лись свя­щен­но­ар­хи­ман­д­ри­та­ми А.-Н. л.

Пе­ред Окт. ре­во­лю­ци­ей 1917 в А.-Н. л. бы­ло 50 мо­на­хов и 11 по­слуш­ни­ков. В 1915 оби­тель име­ла: 13090 дес. зем­ли, до­хо­ды в 699,3 тыс. руб.; со­дер­жала дом при­зре­ния и Иси­до­ров­ское жен­ское епар­хи­аль­ное уч-ще. Лав­ре при­над­ле­жал от­кры­тый в 1908 Се­ра­фи­мо-Ан­то­ни­ев­ский скит. По­пыт­ка кон­фи­ска­ции иму­ще­ст­ва лавры в янв.

1918 встрети­ла от­пор со сто­ро­ны ве­рую­щих. В но­яб. 1922 бы­ли изъ­я­ты мо­щи св. кн. Алек­сан­д­ра Ярославича Нев­ско­го, воз­вра­ще­ны в мо­на­стырь толь­ко в 1989. К ию­лю 1923 бы­ли изъ­я­ты у мо­на­хов все жи­лые по­ме­ще­ния. К 1936 все хра­мы на тер­ри­то­рии А.-Н. л. бы­ли за­кры­ты. В 1957 уда­лось до­бить­ся от­кры­тия Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра; в 1996 А.-Н. л.

бы­ла воз­вра­ще­на РПЦ.

План «ка­мен­но­му строе­нию» А.-Н. л. со­ста­вил в 1715 арх. Д. Тре­зи­ни, в 1720–33 стро­ит. ра­бо­ты ве­лись под рук. Т. Шверт­фе­ге­ра, за­тем в них при­ни­ма­ли уча­стие М. Г. Зем­цов, П. М. Ероп­кин, П. А. Тре­зи­ни, И. И. Рос­си и др. В 1756–75 по про­ек­ту М. Д. Рас­тор­гуе­ва по­строе­ны юж. и сев.

ли­нии зда­ний лав­ры (Се­ми­нар­ский и Про­сфор­ный кор­пу­са), с за­па­да их за­мы­ка­ет кор­пус Ми­тро­по­личь­е­го (Ар­хие­рей­ско­го) до­ма. Свя­то-Тро­иц­кий со­бор, вы­даю­щий­ся па­мят­ник ран­не­го клас­си­циз­ма, воз­ве­дён в 1778–90 по про­ек­ту И. Е. Ста­ро­ва, часть скульп­тур­но­го уб­ран­ст­ва вы­пол­не­на Ф. И. Шу­би­ным. Силь­но по­стра­дав­ший во вре­мя Вел. Отеч.

вой­ны со­бор рес­тав­ри­ро­ван под рук. арх. К. Д. Хал­ту­ри­на (1957–1960). По уг­лам мо­на­стыр­ско­го ка­ре рас­по­ло­же­ны церк­ви-усы­паль­ни­цы: Бла­го­ве­ще­ния с верх­ним пре­сто­лом св. Алек­сан­д­ра Нев­ского (1717–23, со­хра­ни­ла фор­мы пет­ров­ско­го зод­че­ст­ва) и Фё­до­ров­ская (1745–51, арх. П. А. Тре­зи­ни; верх­ний пре­стол Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца).

 В ан­самбль вхо­дят Свя­тые во­ро­та с цер­ко­вью, по­стро­ен­ной в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» (1784–86, арх. Ста­ров). Во­круг ка­мен­но­го ка­ре осн. зда­ний рас­по­ло­жены ис­то­рич. клад­би­ща: Ла­за­рев­ское (с 1714) с ц. Пра­вед­но­го Ла­за­ря (1717; пе­ре­строе­на в 1835–36, арх. Л. Я. Тиб­лен) – в со­ста­ве Му­зея гор. скульп­ту­ры; Тих­вин­ское (ц.

 Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, 1869–73, арх. Н. П. Гре­бён­ка) с Нек­ро­по­лем мас­те­ров иск-в; Ни­коль­ское (с 1861). В А.-Н. л. по­хороне­ны М. В. Ло­мо­но­сов, А. В. Су­во­ров, Д. И. Фон­ви­зин, Н. М. Ка­рам­зин, М. И. Глин­ка, М. П. Му­сорг­ский, П. И. Чай­ков­ский, Ф. М. Дос­то­ев­ский и др. ис­то­рич. лич­но­сти 18–20 вв. В 1918 во внутр. дво­ре мо­на­сты­ря ор­га­ни­зо­ва­на т.

 н. Ком­му­ни­стическая пло­щад­ка для по­гре­бе­ния уча­ст­ни­ков Гражданской вой­ны, государственных и об­щест­вен­ных дея­те­лей.

История Александро-Невской лавры

Александро-Невская лавра по праву считается духовным центром Северной столицы. Именно в этом месте сохраняются мощи того, кто читается главным небесным покровителем города на Неве.

Формирование духовного центра

История основания Петербурга известна. По воле царя Петра Первого, после того как Россия закрепилась на берегах Финского залива из соображений безопасности было решено воздвигнуть город. Но, не только вопросы воинской безопасности тревожили Петра.

Уже в 1710 года, после того как у шведов был отбит Выборг царь приказал заложить монастырь, стремясь так дать будущей столицы и духовную защиту. Располагался это монастырь вблизи Черной речки, царь даже заложил первый камень будущего духовного центра. Причем с этим местом связано много историй.

По одной из них в древности здесь было место языческого поклонения древних финно-угорских племен. Еще одна история рассказывает о том, что именно здесь в 1240 году новгородцы разбили отряды Биргера.

Лавра-новый духовный центрТак или иначе, в марте 1713 года во вновь основанном монастыре прошла первая Литургия. Небесным защитником города царь избрал князя Александра Невского. Выбор этой персоны не случаен, сам Петр видел себя наследником политики князя-воина. Он всячески почитала князя, и при нем почитания св. Александра Невского стало выходить на общероссийский уровень.

После подписания Ништадского мира в 1721 году из Владимира в Санкт Петербург переносятся мощи Ал. Невского. После переноса мощей у царей стало традицией отдавать им пышные почести и принимать участие в церковных церемониях, посвященных годовщинам, связанным с жизнью и служением князя.

Так императрица Елизавета подарила лавре драгоценную раку для мощей, изготовленную из серебра. С каждым русским императором статус лавры повышался. Александро-Невская лавра стала также почитаема как Киевская и Троице-Сергиевская.

В советский период драгоценная рака была экспроприирована, и только в 1989 году мощи св. Ал. Невского были торжественно возвращены в собор.

Святые Лавры

С лаврой связан жизненный путь многих святых, в частности тех, кто был репрессирован в первые годы Советской власти, и позже причислен к лику святых и подвижников за их подвиг веры. Достаточно назвать имена архимандрита Сергия (Шеина), Серафима Вырицкого и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector