Новый эрмитаж в санкт-петербурге: величественная сила атлантов

Атланты в Санкт-Петербурге

Есть в Петербурге памятник, о котором знает каждый человек, родившийся в Советском Союзе. Даже тот, кто никогда не видел его даже на картинке, знает, что атланты держат небо на каменных руках…

Источник изображения

Эти петербургские символы (найти атлантов можно по адресу: улица Миллионная, 35) появились у нас благодаря немецкому архитектору Лео фон Кленце.

Именно этого мастера, уже получившего известность строительством музейных зданий в Мюнхене, Николай I привлек для реализации своей идеи – возвести рядом с императорской резиденцией здание художественного музея (кстати, первое в России, специально построенное для этой цели).

Обратите внимание

Спроектированное Кленце здание было построено за 10 лет и получило название «Новый Эрмитаж». Здание Нового Эрмитажа было бы ничем особенно не примечательно, если бы не портик крыльца, выходящего на Миллионную улицу.

Портик Нового Эрмитажа с фигурами атлантов был давней идеей архитектора. Кленце вдохновился гигантской фигурой атланта, сохранившейся от храма Зевса Олимпийского в сицилийском городе Агридженто. И вот, наконец, Кленце представился случай реализовать эту идею.

«Прототип» атлантов на Миллионной

Атлант: здоровый, но глуповатый

Атлант был древнегреческим божеством – титаном, и отличался огромной силой. Согласно одному из мифов, в борьбе титанов против олимпийских богов титаны потерпели поражение; и в наказание Атланту было назначено держать на плечах небесный свод. Кстати, именно по имени Атланта называются и Атласские горы на северо-западе Африки, и Атлантический океан, и мифический остров Атлантида.

Атланту, конечно же, надоела его ноша. По известному мифу, однажды к нему пришел Геракл, которому необходимо было попасть в сад Гесперид (дочерей Атланта) и сорвать там волшебные яблоки, придающие молодость. Подобраться к этим яблокам было практически невозможно, так как их охранял многоглавый змей.

 Атлант предложил Гераклу подержать небесный свод, пока Атлант сходит за яблоками к своим дочерям. Геракл согласился. Атлант принес яблоки, но взваливать на себя обратно небесный свод ему не хотелось. Тогда Геракл обманул Атланта. Он попросил титана положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, пока он подложит себе на плечи львиную шкуру.

Атлант взял небесный свод, а Геракл забрал яблоки и ушел. Так Атлант и продолжал держать небо на своих могучих плечах.

Барельеф «Афина помогает Гераклу держать небо»

История атлантов в Петербурге

Изготовление атлантов по проекту Кленце было поручено скульптору Александру Теребеневу, а качестве материала был выбран сердобольский гранит (декоративный камень, добывавшийся на севере Ладожского озера. Сердоболь – нынешняя Сортавала).

Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. В одиночку изготовить десять гигантских гранитных фигур было невозможно.

Теребенев размечал гранитные монолиты, сотня помощников-каменотесов изготавливали статуи, а скульптор затем проводил чистовую отделку лиц и фигур. Не обошлось, правда, без накладок – один из монолитов оказался с трещиной, и пришлось покупать новый; кроме того, скульптор не уложился ни в сумму, ни в сроки, обозначенные в договоре.

Важно

Но после окончания работ все усилия были вознаграждены – император пришел от скульптур в восторг. И не только император –результаты работы превзошли ожидания самого Кленце, который сравнивал теребеневских атлантов с шедеврами античной скульптуры.

Источник: http://peterburg-blog.ru/atlant-v-sankt-peterburge/

Легенды и история Атлантов на Миллионной улице. Как Атланты расправили плечи в Петербурге?

?alkopona (alkopona) wrote,
2018-04-16 19:01:00alkopona
alkopona
2018-04-16 19:01:00Category:

Сколько свадебных ритуалов соблюдают молодые? Пробираясь по обоссанным парадным сквозь череду подвыпивших родственников и разрисованых ватманов происходит выкуп, после ЗАГСа молодоженам в лицо швыряют рис, который молодая жена выковыривает на плов еще в течение недели, выпускают в небо голубей, которые могуть нагадить гостям на дорогие платья, ну и конечно фотографируются на фоне всех основных достопримечательностей Петербурга. Ростральные колонны, Марсово Поле, Спас-на-Крови да и куда же без Атлантов? Так почему же все невесты Петербурга едут к гранитным стражам нашего серого неба?

По задумке главного архитектора нового корпуса Эрмитажа украшать главную галерею у входа должен был портик, но не с привычными нам сегодня атлантами, а с египетскими фараонами. Фигуры должны были скрасить общую архитектурную простоту здания и стать запоминающимися элементами. «Николай, это же египетская классика, она всегда будет в моде», — наверно так приговаривал ему уважаемый Кленце.2.Но русский император остался недоволен макетом этих скульптур: «Хочу еще более классического, не этого вам все-включенного египетского, а ненавязчивого греческого, как обслуживание и салат. Я же Эрмитаж строю, а не гробницу», — ну и в обход немецкого зодчего приказал своим архитекторам разработать новые фигуры. 3.

Так на улицах Петербурга появились поддерживающие небо атланты по проекту русского академика Теребенева, новые скульптуры на древнегреческий мотив порадовали царя намного больше, и он приказал высекать из гранита фигуры по этим чертежам, а сам ушел за порцией свежего фраппе. Так в городе появилась достопримечательность, которая в первичной задумке архитектора должна была быть совсем иной, хотя без легендарных Атлантов уже сложно представить другой облик современного Петербурга.

4.

Кстати, именно Николай I помнил завет предыдущего царя и встав на эти европейские рельсы облик классических исполинов немного изменил. Если в древнегреческой мифологии это были брутальные как норвежские лесорубы бородачи, то в итоговой реализации они выбриты как амстердамские метросексуалы. Петр рубил бороды боярам, а Николай уже Атлантам, каков масштаб!

5.
фото с сайта https://pastvu.com/

Я отвлекся, ведь каждый уважающий себя экскурсовод обязан в своем рассказе упомянуть, что особая популярность у этих фигур появилась после выхода песни «Атланты» в исполнении Городницкого, ну и в дополнении к своим словам эти же гиды обязательно допоют пару строк из песни ставшей победительницей на Всесоюзном песенном конкурсе:

Когда на сердце тяжесть и холодно в грудиК ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди.Там без питья и хлеба, забытые в веках

Атланты держат небо на каменных руках

6.

С тех пор считается, что за потерянной музой и вдохновением все творческие люди Петербурга приходят именно сюда, гладят накаченные ноги Атлантов и взывают о чем-то вечном, о новых стихах, песнях и удачных кадрах. Нам же остается верить, что хиты Бузовой это не их рук дело.

7.

Кстати, все думаю, что достаточно потереть палец Атланта и все вышеобозначенное тут же посетит вас, но оказывается у легенды есть пара важных условий.

Ведь не может же вся сила и мощная энергия доставаться каждому. Поэтому к правому пальцу ноги Атланта, стоящего справа и смотрящего на Марсово поле, может прикоснуться только невеста.

Что же делать остальным, кто также желает получить порционного всемогущества?

8.Тогда нужно прикоснуться к подолу платья, ведь оно идеальный проводник волшебных сил, поэтому если хотите стать великим, то дождитесь пока чья-то невеста начнет прикасаться к нужному пальцу и тут же хватайте ее за подол, а потом бегите от разъяренного мужа. Поговаривают, что эффект будет еще лучше если невесту обнять! Но бежать в таком случае придется быстрее.9.

Причем многие сомневаются не в том, что именно невеста может служить таким источником вселенского счастья, а в том что Атлант обладает необходимой силой. Но и эта история появилась не спроста. Ведь во времена Второй Мировой Войны один из снарядов немецких фашистов угодил именно в этого атланта, оторвав ему половину тела.

10.
фото с сайта https://pastvu.com/

Совет

Но наш герой не сдался и несмотря на смертельную рану продолжил удерживать свою часть груза и стоять на благо всего Петербурга. Устоял Атлант, устоял и город, по которому впоследствии пошел слушок о великой энергии и силе сохранившейся в этом герое.

11.

Так что уважаемые невесты, будь так любезны — теребите за палец нужного Атланта, а охраняющие их мужья, будьте более снисходительны к тем, кто также желает впустить в себя этой всемогущей силы.

12.

Вот такой вот у меня получился пост про главных героев Эрмитажа, про держателей петербургского серого неба. Стоит ли говорить, что у меня есть телеграм-канал? Ну а если вам важна только картинка с укороченной версией всей истории, то у меня есть и инстаграм.

Поцелуй вечной любви Оскорбительная для Польши надпись Сталин вместо ангела

Подписаться на обновленияЯ в других социальных сетях:Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Читайте также:  Михайловский сад в санкт-петербурге: мероприятия в 2019 году

Источник: https://alkopona.livejournal.com/244607.html

Атланты держат небо над Эрмитажем

Известный российский бард и ученый-океанолог Александр Городницкий передал Государственному Эрмитажу права на использование своей знаменитой песни «Атланты» в качестве гимна всемирно прославленного музея.

Вчера в зале Совета Эрмитажа прошла церемония, на которой был подписан лицензионный договор между поэтом и руководством музея о передаче прав на использование песни. Отныне это официальный гимн главного музея Петербурга. Передача прав произошла на безвозмездной основе.

Прецедентов в мировой практике, пожалуй, что нет. С этого начал Михаил Пиотровский, открывая пресс-конференцию после церемонии. У других крупнейших музеев мира, по рангу сопоставимых с Эрмитажем, – парижского Лувра, Британского национального музея, нью-йоркского Гуггенхайма – такой музыкально-поэтической визитной карточки не существует.

– Мы с Александром Городницким специально уточнили: ни у каких музеев мира нет гимна. А у Эрмитажа благодаря щедрости нашего друга теперь есть. Не мы его выбирали, само время сделало «Атлантов» нашим гимном.

Первое исполнение песни в новом качестве произойдет, очевидно, прямо сейчас, а потом мы будем исполнять его в Георгиевском зале и в Эрмитажном театре наряду с Гимном Санкт-Петербурга в Дни Эрмитажа в декабре и во время всех наших церемоний и заседаний.

А также непосредственно на ступенях Нового Эрмитажа рядом с самими героями песни в хорошую погоду – день мы еще выберем. В «Атлантах» – квинт­эссенция Петербурга и нашего музея, который дает людям покой, отдохновение и надежду на будущее.

На вопрос корреспондента «Вечёрки», как и у кого непосредственно возникла мысль о необходимости для музея гимна в виде популярной петербургской песни, Михаил Пиотровский ответил, что идея родилась «у всех вместе, сама собой, спонтанно, и постепенно зрела». Но последним толчком был ночной концерт в мае, когда эту песню исполнял детский хор на ступенях Эрмитажа возле атлантов, а подпевали тысячи петербуржцев, собравшихся на Дворцовой площади.

Очевидно, что казус гимна Эрмитажа уникален с самых разных сторон, так как «Атлантов» действительно никто не придумывал и не заказывал специально для музея. Они, как это и бывает всегда в настоящем искусстве, возникли сами в ходе таинственного и непредсказуемого творческого процесса.

Обратите внимание

И этот гениальный поэтический образ мог, пожалуй, родиться только у ленинградского поэта, который еще мальчиком, гуляя по городу с папой, увидел и, наверное, изумился красоте и мощи суровых титанов, а в возрасте девяти лет от роду пережил вместе с ними ужасы первой блокадной зимы:

…Их свет дневной не pадует,
Им ночью не до сна,
Их кpасоту снаpядами
Уpодует война.

О месте и времени создания шедевра рассказал сам Александр ГОРОДНИЦКИЙ:

– Я написал эти стихи в 1963 году на борту парусника «Крузенштерн». Мы находились в высоких широтах северной Атлантики, был шторм. Поначалу стихи показались неудачными, потом я подобрал для них музыку.

Но я никогда не думал, что у этой песни будет такая судьба: что сначала она станет неофициальным гимном моего родного города, а потом официальным гимном этого храма искусства, который называется Эрмитажем.

Это венец моей жизни именно потому, что я ленинградец…

А вот что думают о появлении у Эрмитажа официального гимна известные деятели искусств:

Юрий АЛЕКСАНДРОВ, народный артист России, директор и художественный руководитель музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»:

– Я поздравляю Эрмитаж с появлением прекрасного гимна. А если кого-то смущает, что «Атланты» Городницкого не слишком академичны для такого музея, могу возразить, что все современное становится классическим, если это талантливо.

Например, многие отворачивались от музыки Прокофьева и Шостаковича при их жизни, а теперь их авторитет непререкаем.

Музей – это консервативное по своей природе заведение, и очень хорошо, когда ветер современности освежает его великолепные классические интерьеры.

Сергей БАНЕВИЧ, петербургский композитор, заслуженный деятель искусств России:

– «Атланты» Александра Городницкого – это замечательная песня, которую знает каждый петербуржец и поют миллионы людей. Она очень подходит величественному образу Эрмитажа. Я очень рад этому событию.

Досье

Атланты – гигантские скульптуры, высеченные из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора Александра Теребенева. Они являются элементами портика Нового Эрмитажа – первого в Российской империи здания, созданного в XIX веке специально для размещения музейных коллекций.

Вячеслав КОЧНОВ, фото Татьяны ГОРД

Источник: https://vecherka-spb.ru/2018/10/31/atlanty-derzhat-nebo-nad-ermitazhem/

Атланты Эрмитажа

В 1852 году немецкий архитектор Лео Клянце построил двухэтажное здание для хранения эрмитажной коллекции, которая во всем своём многообразии уже не помещалась в Эрмитаже. Клянце совместно со скульптором И.

Гальбигом планировал возвести на портике Нового Эрмитажа фигуры, по своей форме напоминающие фараонов. Но архитекторы В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов создали проект, согласно которому балконы музея должны были взвалить на свои плечи каменные атланты.

В результате именно их идею решили воплотить в жизнь.

В 1844 году по рисунку И. Гальбига и модели скульптора А.И. Теребенева возник десяток атлантов-близнецов. Чуть позже А.И. Теребенев получил за эту работу звание академика.

Важно

Скульптуры гигантов пятиметровой высоты высекали из сердобольского гранита целых пять лет сто пятьдесят специалистов-каменотесов. После этого три года продолжалась ручная полировка монументов. Наконец, 1 сентября 1848 года каменные исполины заняли свое законное место.

В отличие от традиционных атлантов, суровых бородачей, великаны северной столицы – олицетворение молодости, красоты и отваги. Русский народный колорит проявляется в венках из колосьев и набедренных повязках из медвежьих шкур. Прекрасные вдохновенные лики исполнены достоинства и внутренней силы.

Во время Великой Отечественной войны в портик Нового Эрмитажа попал снаряд, выпущенный немецкой дальнобойной пушкой. Один из великанов получил серьезное ранение, но не согнулся под тяжёлой ношей.

С тех пор петербуржцы выделяют его среди остальных атлантов – верят в сверхъестественные возможности этого несокрушимого каменного юноши.

Петербург – один из самых мистических городов России, и, конечно же, атланты тоже стали составным элементом северной мифологии. Например, некоторые новобрачные верят, что их семейная жизнь сложится, если накануне свадьбы прикоснуться к большим пальцам ног монументов.

Тогда новоиспеченное семейство будет дружным, а дети, появившиеся в этой семье – преисполненными различными талантами, умными и храбрыми. Жители Санкт-Петербурга уверены, что древние гиганты охраняют их город и могут оказать помощь в решении личных проблем.

Нужно только в полном одиночестве ухватиться за большой палец гранитной ноги, и тогда ваши пожелания сбудутся.

Исполнитель бардовской песни Александр Городницкий посвятил одну из своих композиций бесстрашным атлантам. И кто знает, может и правда эти молчаливые исполины держат питерское хмурое небо, не дают ему разбиться о гранитные набережные.

Совет

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/atlanty/

Надо знать: тайны и легенды Эрмитажа

Самые знаменитые легенды Эрмитажа связаны с появлением призраков царственных особ. Среди музейных сотрудников ходят легенды о приведениях Николая I и Николая II, Екатерины Великой и Александра II, встреченных в коридорах и кладовых.

Не менее популярными являются поверья о наличии подземных ходов, соединяющих дворец и всевозможные городские здания. Легенда о таком ходе, который соединяет царские покои и особняк балерины Кшесинской, существует более века.

Правда, никто не смог найти этот ход, как и иной, соединяющий Эрмитаж со зданием хорового училища. Среди наиболее мистических легенд — слух, связанный с кровожадной древнеегипетской богиней. Много легенд добавилось в советский период.

Каждый ленинградец слышал, как на свадьбе своей дочери первый секретарь местного обкома партии эксплуатировал парадный золотой сервиз из музейной коллекции. Какие истории рассказывают, что правда, а что вымысел?

Часы «Павлин» — визитная карточка Эрмитажа, более 200 лет украшают они Павильонный зал музея. Это не просто часы, а сложная многофигурная композиция с уникальным механизмом. По легенде, в 1777 году князь Григорий Потёмкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину.

Его выбор пал на изящный часовой механизм работы английского ювелира Джеймса Кокса и немецкого мастера Фридриха Юри. Однако часы не перенесли долгого пути — прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.

 

И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы.

Обратите внимание

Кулибину пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить.

В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.

Интересно отметить движение фигуры павлина: птица медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв, а затем, повернувшись к зрителям спиной, на несколько секунд замирает, после чего возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста. По одной из версий, Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное фуэте, тем самым демонстрируя своё отношение к царскому двору, для которого птичка и предназначалась. 

Читайте также:  Развлечения для детей на выходные, парк angry birds

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий, но ей помешали другие боги.

Для предотвращения катастрофы они разлили перед ней на земле красное вино (или подкрашенное в красный цвет пиво), которое богиня спросонья приняла за человеческую кровь и выпила. После этого она напрочь забыла про кровожадные замыслы.

Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей всё ещё сохраняется. Якобы ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица, которая исчезает к утру.

По другой версии, ноги богини покрываются странным красноватым влажным налётом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налёт якобы был обнаружен в 1991 году. 

Десять исполинских фигур Атлантов украшают главный вход в Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. Будучи одним из городских символов, мужественные статуи олицетворяют мощь и незыблемость Петербурга. 

Важно

По замыслу немецкого архитектора Л. фон Кленце и скульптора И. Гальбига на портике должны были стоять фараоны. Однако по проекту архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова скульптор А. И. Теребенев изваял 10 великолепных статуй. 

Во время ВОВ вражеские войска обстреливали город, один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял.

Возможно, поэтому крайнего правого Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой.

А ещё говорят, что он умеет дарить вдохновение и исполнять желания — для этого надо лишь попробовать дотянуться до правого пальца ноги и искренне попросить. 

В зале Юпитера можно найти и ещё одну неразгаданную загадку Эрмитажа — «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского.

Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 года русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привёз этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника я не мог не воскликнуть: „Не памятник ли это Гомеру?“» 

Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Ещё бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда.

Изучив барельефы, учёные с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на 900. Но пока остаётся неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились — непонятно. 

Совет

Ореолом таинственности окружена так называемая восковая персона Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора.

Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Пётр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям пора и честь знать.

В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было.

Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура оживала. 

Один из самых скандальных шедевров — «Чёрный квадрат» Малевича 1932 года — также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщённую в единый знак, называя «Чёрный квадрат» иконой нового, безбожного времени.

Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на её «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.

До сих пор так и неизвестно, действительно ли мировой шедевр наделён мистической силой или это очередная попытка подлить масла в огонь. 

Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают приведение императора Николая I. Говорят, что появляется оно по ночам в Эрмитаже и бродит по его залам.

Обратите внимание

Те, кто осмеливаются зайти в музей ночью, нередко наблюдают в его залах туманную особу.

Но, хотя призрак никогда не вступает в контакт с соотечественниками-простолюдинами, по офицерскому мундиру с густыми эполетами и осанке в нём узнаваема царская особа.

По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы один из сотрудников музея узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами.

Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооружённый рыцарь в стальных доспехах.

Побеспокоенный «призрак Эрмитажа» гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом. Но потом вышла промашка — по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки.

Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищённую доспехами всадника. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/nado-znat-tayny-i-legendy-ermitazha/

Атланты в Санкт-Петербурге. Лоджии Рафаэля в новом Эрмитаже

Музей «Эрмитаж» открылся для широкой публики по решению императора Николая I именно в этом здании «Новом Эрмитаже». Скульптурную композицию Атланты можно по праву назвать самой известной скульптурой всего музея.

   5 февраля 1852 года, день открытия  можно считать вторым днём рождения музея (первый день рождения 7 декабря 1764 г.). Здание входит в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

История, адрес и фотографии

Фотографии:

Здание Нового Эрмитажа в СПбПортик Эрмитажа с Атлантами в СПбЛоджии Рафаэля в здании Эрмитажа

 Адрес:   

Санкт-Петербург, Миллионная ул. 35      

История здания:

Лео фон Кленце можно назвать архитектором одного здания, как например Этьена Фальконе скульптором одного памятника ( но зато какого !) — Медный Всадник.

Император Николай I специально заказал проект здания этому знаменитому немецкому архитектору Л. Кленце , в дальнейшем зодчие В. П. Стасов и Н. Е.

Ефимов непосредственно руководившие строительством внесли в проект множество изменений. Считается первым в России зданием  спроектированным и построенным для музейных экспозиций.

Важно

Мы не будем спорить с этим утверждением, просто обратим Ваше внимание на здание Старого Эрмитажа.

 Годы постройки:    1842 — 1851                                 
 Архитектор:     Кленце,   Стасов,   Ефимов
 Архитектурный стиль:    Неогрек
 Заказчик:    Николай I Павлович

Атланты и Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля

Это не только живопись и скульптура но и архитектура.  С 1783 по 1792 гг. известный зодчий Джакомо Кварнеги возводит корпус в котором размещаются Лоджии Рафаэля. Изначально корпус был пристроен к зданию Старого (Большого) Эрмитажа. Располагается вдоль Зимней канавки. С постройкой здания Нового Эрмитажа вошёл в его состав.

Портик с Атлантами

По проекту Кленце были изготовлены уменьшенные модели Атлантов и присланы из Германии в Санкт-Петербург, но так как самого архитектора не было в России, а возможно в силу других причин победил проект популярного в то время скульптора Александра Ивановича Тербенёва.

Скульптор изготовил их в течении двух лет с 1846 по 1848 гг.. И до середины 1920-х годов это архитектурное сооружение служило главным входом в музей. 

Дворцы СПб, список

Новый Эрмитаж, адрес на карте

№ 5 — Здание Нового Эрмитажа.   Скульптурная композиция «Атланты» находятся здесь Скульптор А. И. Требнёв

Источник: https://1703piter.ru/zdanie-novogo-ermitaja-v-peterburge-atlanti-lodjii-rafaelya/

Атланты Эрмитажа

Здание Нового Эрмитажа, украшенное величественными атлантами, было построено в 1852 году по проекту Лео Кленце. Этот корпус изначально создавался для хранения экспонатов, не помещающихся в других зданиях музея. Другими словами, коллекция разрослась настолько, что для экспозиции потребовалась дополнительная площадь.

Само по себе здание не слишком уж выделяется на фоне других архитектурных чудес Северной столицы. Но вот гранитные атланты, величественно возвышающиеся у главного входа — самая настоящая достопримечательность Петербурга.

По древнегреческой мифологии атланты — это титаны, которым Зевс велел держать небесный свод. Именно это и символизируют атланты Эрмитажа, поддерживающие расположенный над входом массивный балкон.

Работа над пятиметровыми статуями велась целых восемь лет. Сперва 150 каменотёсов высекали фигуры из монолитных глыб серого гранита, а затем ещё 3 года они полировались до идеально гладкого состояния.

Атланты, придающие зданию Нового Эрмитажа его неповторимый облик, успели обрасти множеством поверий и легенд. Так, молодожёны в день бракосочетания часто приезжают, чтобы подержаться за большой палец ноги одного из величественных атлантов. Жених и невеста верят, что их брак из-за этого станет счастливей, а дети будут расти сильными и здоровыми.

Читайте также:  Недорогой хостел online у метро василеостровская - от 350 руб./сутки

Атланты Эрмитажа — очень живописная и величественная достопримечательность Петербурга, которую стоит увидеть в своей жизни хотя бы раз. Так же, как и шпиль на главной башне Адмиралтейства, они стали узнаваемым символом города.

Месторасположение

Адрес: Миллионная ул., д. 35
Ближайшее метро: Адмиралтейская, Невский проспект

Дополнительные фотографии

Если Ваше путешествие в Санкт-Петербург предполагает посещение Атлантов Эрмитажа, возможно, наиболее удачным выбором места для проживания станет квартира на сутки или более поблизости. Подобрать лучший вариант жилья и забронировать его можно в каталоге наших квартир.

  • 2-комнатная квартира: ул. Графтио, д. 4
  • 1-комнатная квартира: ул. Графтио, д. 4
  • 2-комнатная квартира: ул. Куйбышева, д. 5
  • 3-комнатная квартира: ул. Графтио, д. 4
  • 2-комнатная квартира: ул. Восстания, д. 37
  • 1-комнатная квартира: пр. Вознесенский, д. 15
  • 1-комнатная квартира: ул. Красносельская, д. 8
  • 1-комнатная квартира: ул. Красносельская, д. 8-3
  • 1-комнатная квартира: ул. Красносельская, д. 8-1
  • 1-комнатная квартира: ул. Мира, д. 25
  • 1-комнатная квартира: ул. Куйбышева, д. 33

Возврат к списку

Источник: http://sutki2.ru/o_spb/tourist_sights/atlanty_ermitazha/

Сколько атлантов поддерживают портик входа в новый Эрмитаж?

Сегодня 20 января в эфире Первого канала очередной выпуск «Кто хочет стать миллионером» с Дмитрием Дибровым. Пара игроков в студии будут отвечать на каверзные вопросы ведущего, имея при этом 4 подсказки. Посмотрим удастся ли им выиграть 3 миллиона рублей или нет. Очередной вопрос от ведущего звучит так: Сколько атлантов поддерживают портик входа в новый Эрмитаж?

Варианты ответов:

А) 4

В) 6

С) 8

D) 10

Правильный ответ: D. 10

Портик Нового Эрмитажа — крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж, расположенным на главном (южном) фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей.

Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви и поддерживающих архитрав.

Совет

Остальные элементы портика — пилоны, фриз и колонки балкона — выполнены из кирновского мраморизованного известняка.

Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура.

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты»:

… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.

Проект портика, выполненный Лео фон Кленце в 1843 году
Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце в 1840 году представил два проекта портика; в отвергнутом при обсуждении проекте вместо атлантов были кариатиды.

В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил уменьшенную модель атланта в виде фараона; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург.

В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята.

Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью — руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа увраже писал:

Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже.

Источник: https://tutotvety.ru/skolko-atlantov-podderzhivayut-portik-vxoda-v-novyj-ermitazh/

4.1 Атланты Нового Эрмитажа

В 1837 году было принято решение на угловом участке, ограниченном Миллионной улицей и Зимней канавкой, построить первое в России здание, предназначенное специально для хранения и экспонирования художественных коллекций — Нового Эрмитажа. Строительство, длившееся с 1839 по 1852 год, осуществлялось под руководством мюнхенского архитектора Лео фон Кленце и при творческом участии петербургских архитекторов В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова.

Чтобы фасад Нового Эрмитажа не потерялся на фоне Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, центр здания оформлен портиком, украшенным десятью великолепными изваяниями атлантов. В нишах и на консолях установлены статуи выдающихся художников прошлого, окна оформлены гранитными гермами и терракотовыми украшениями.

Имеющиеся архивные документы позволяют проследить творческий процесс формирования скульптурного образа атлантов. На чертеже Кленце представлена композиция портика, в которой изваяния атлантов величественны и спокойны. Фигуры с запрокинутыми за головы руками плотно прислонены к пилонам и словно слились с ними в застывших позах.

Обратите внимание

Работы по изготовлению скульптур атлантов и оформлению портика были поручены скульптору А.И. Теребеневу. В течение года была изготовлена полномасштабная глиняная модель, за которую Теребенев получил звание академика.

Скульптуры атлантов изготавливались три года и 1 сентября 1848 года были установлены в портике. После этого почти год шли работы по укреплению статуй и окончательной полировке.

В реальном портике Тербенев создал композицию не только пространственную, но и динамичную.

Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представляют лишь один момент борьбы с тяжестью исполинского груза.

Заменив предложенные Кленце длинные накидки изваяния шкур набедренными повязками, скульптор смог усилить художественную выразительность пластических образов путем более полной и последовательной проработки всех мышц и мускулов атлетических тел, напряженных борьбой с силой земного тяготения.

Скульптуры выполнены из сердобольского гранита, камня очень твёрдого, добываемого в Карелии, на берегу Ладожского озера. До Теребенева никто ранее не высекал скульптуру из этого камня.

Теребенев сам размечал каждый монолит по глиняной модели, затем к работе приступали мастера-каменотёсы. Причём среди мастеров была специализация: один отделывал торс, другой ноги, а лица скульптур выполнял сам Теребенев.

Высота скульптуры 5 метров. Создаётся полное впечатление, что они действительно держат на себе весь портик. Работа скульптора стала настоящим архитектурным шедевром.

Атланты настолько гармонируют со всем комплексом, что стали символом музея.

В дни блокады Ленинграда наиболее ценные скульптуры были защищены от разрушения.

Важно

Были построены защитные укрытия для Египетских сфинксов у Академии художеств, для «Медного всадника», кони Клодта с Аничкова моста были закопаны в землю. Но этого нельзя было сделать с атлантами.

И они выстояли под бомбёжками и артобстрелами.». Их свет дневной не радует, им ночью не до сна. Их красоту снарядами уродует война. «

Сейчас рядом с атлантами кипит обычная городская жизнь. Каждые 5 минут подъезжают автомобили с новобрачными, фотографируются на фоне портика, пьют шампанское.

Красота и художественная выразительность этого архитектурно — декоративного шедевра неизменно привлекали внимание петербуржцев и всех последующих поколений. Атланты настолько гармонируют с эрмитажным комплексом, что стали своеобразным символом музея.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/4317

Атланты Санкт-Петербурга

/Статьи по скульптуре/

Атланты держат небо на каменных руках
А.Городницкий

Считается, что согласно мифам Древней Греции атланты — это могучие братья титаны, по приказу верховного бога Зевса держащие небесный свод. И мало кто знает, что они были задолго до древних греков в Египте и Вавилоне…

Но везде эти могучие мужские фигуры украшали собой фасады зданий, поддерживая портики, карнизы и балконы.

В Петербурге, помимо всемирно известных гранитных статуй Эрмитажа, есть много малых атлантов и кариатид на Кирочной, Итальянской, Введенской, Фурштадской улицах.

Я люблю подолгу рассматривать эти декоративные скульптуры на дворце Белосельских-Белозерских. Оригинальные по лепке, они виртуозно закомпонованы в историческую архитектонику фасада.

Очень интересны интерьерные барельефы атлантов во дворце Кочубея. Необычное композиционное решение лично мне запомнилось надолго. Даже в Риме, во Флоренции и на палаццо Венеции я не видел такого. Отлитые из гипса, они смотрятся настоящим итальянским мрамором с элементами позолоты.

Историки архитектуры считают важнейшим элементом скульптурного ансамбля Нового Эрмитажа портик с монументальными фигурами атлантов, вырубленными из твёрдого сердобольского гранита талантливым русским скульптором А.И. Теребеневым по рисунку Кленце и масштабной мастер-модели эскиза Гальбига.

Увеличивая фигуры до необходимых по масштабу здания размеров, Теребенев внёс в их трактовку изменения, продиктованные технологической необходимостью перевода эскиза в твёрдый скульптурный материал.

Совет

В работе ваятеля, лично доводившего до совершенства скульптурную пластику фигур, чувствуется высокий профессионализм, чувство камня и безупречный вкус художника.

Мне очень нравится, что на камне не глухая замыленная полировка, а звонко подчёркивающая пластику скульптур прозрачная полировка в стиле высокого Возрождения. В начале января 1850 года гранитные атланты заняли свои места в пролётах портика.

Если Вы хотите заказать фигуру атланта или кариатиды в Петербурге, то обращайтесь в Творческую мастерскую скульптуры под руководством члена Союза художников России Селиверстова Игоря Валентиновича. Мы вырубим из гранита и мрамора монументальную статую и интерьерную статуэтку любого размера.

В собственной современной литейке быстро и недорого отольём в бронзе и латуни барельефы, рельефные изображения атлантов и кариатид для Вашего загородного дома и сада.

Вы украсите интерьер своего дома изящным произведением искусства скульптуры, созданного только для Вас лучшими художниками и ваятелями в России.

Работая без посредников, мы предложим Вам лучшую цену для изготовления на заказ статуи атланта.

Источник: http://www.sculpture1.ru/article_218_atlanty_Sankt-Peterburga.html

Ссылка на основную публикацию